Хан Небес
Хан Небес или Тянь Кехан , Небесный Ха(га)н , Небесный Ха(га)н , Тенгри Ха(га)н ( китайский : 天可汗 ; пиньинь : Тянь Кехан : ; Уэйд-Джайлз: Тьен Кехан; Уэйд-Джайлз Тьен Кехан ; Древнетюркский : 𐱅𐰭𐰼𐰃𐰴𐰍𐰣) — титул, адресованный Танскому императору Тайцзуну различными тюркскими кочевниками. [1] [2] Впервые он был упомянут в отчетах 20 мая 630 года и снова 24 октября 646 года, вскоре после того, как Восточно-Тюркский каганат и Сюэянтуо были уничтожены династией Тан . [3] [4]
Титул Тенгри-каган также использовался для обозначения других тюркских правителей, известных как Тенгри-каган (кит. 登里可汗 или 登利可汗 ) или Тяурида каган (кит. 騰里可汗 ) к китайцам во время Второго Восточного Периоды Тюркского каганата (годы правления 739–741) и Уйгурского каганата (годы правления 759–779). [5]
Неясно, применялся ли этот титул также к остальным танским императорам или к У Чжоу царствующей императрице У Цзэтянь , поскольку термин «каган» относился только к правителям-мужчинам, а императрица Ву начала свое владычество при китайском дворе после с 665 года нашей эры до 705 года нашей эры, то есть после первого использования этого титула китайским императором. Однако в двух обращениях от тюркских гибридных правителей, Ашина Кутлуγ Тон Тарду в 727 году, Ябгу Тохаристана и Йина Тудун Куле в 741 году, короля Ташкента обращались к императору Танского Сюаньцзуна как к Тянь Кехану , во время экспансии Омейядов . [6] [7]
В более позднем письме, отправленном танским двором енисейскому киргизскому кагану, объяснялось, что «народы северо-запада» просили императора Тан Тайцзуна стать «Небесным каганом». [8]
См. также
[ редактировать ]- Китайская приточная система
- Император Китая
- Хан
- Каган (Великий Хан)
- китаецентризм
- Династия Тан
- Тянь ( Небеса ) / Шанди ( Бог )
- Тянь Ся ( Все под небесами )
- Тянь Чао ( Небесная династия )
- Тянь Мин ( Небесный мандат )
- Тянь Цзы ( Сын Неба )
- Tengri
Ссылки
[ редактировать ]Цитаты
[ редактировать ]- ^ Лю, 79 лет
- ^ Кеннет Скотт Латуретт (1964). Китайцы, их история и культура, Тома 1-2 (4, переиздание). Макмиллан. п. 144 . Проверено 8 февраля 2012 г.
территорий в пределах своей империи. Он принял титул «Небесный хан», назвав себя таким образом их правителем. Немного позже западные тюрки, хотя и находились тогда на пике своего могущества, потерпели сокрушительное поражение, а тюркское племя уйгуры отделилось от них и стало решительными сторонниками Тан в Гоби. Подчинились кидани, монголы Восточной Монголии и Южной Маньчжурии (630 г.). В бассейне Тарима
- ^ Лю, 74–76
- ^ Скафф 2012 , стр. 120-121.
- ^ Лю, 81-83
- ^ Да, 230
- ^ Сюэ, 674–675 гг.
- ^ Майкл Роберт Дромпп (2005). Танский Китай и распад Уйгурской империи: документальная история . Том. 13 библиотеки Внутренней Азии Брилла (иллюстрированное издание). БРИЛЛ. п. 126. ИСБН 90-04-14129-4 . Проверено 8 февраля 2012 г.
успехи Танского императора Тайцзуна и принятие им титула «Небесного кагана» по требованию «народов северо-запада» в 630/631 году. Далее в письме описывается, как посланник Тайцзуна был отправлен для усмирения киргизов в 632/633 году и как в 647/648 году киргизский вождь прибыл ко двору Тан, где ему были присвоены титулы, в том числе главнокомандующий киргизами (Цзянь -кун). Все это подразумевало подчинение киргизов власти Тан, по крайней мере, в глазах китайцев. Согласно письму, киргизская дань поступала к Танскому двору «непрерывно» до конца периода правления Тяньбао (742-756 гг.), когда контакты киргизов с Танским государством были прерваны усилением уйгурской власти в Монголии.
Источники
[ редактировать ]- Бай, Шоуи и др. (2003). История китайских мусульман (Том 2) . Пекин: Zhonghua Book Company. ISBN 7-101-02890-X .
- Лю, Итан (1997). Исследования западных регионов Китая . Тайбэй: Книжная компания Cheng Chung. ISBN 957-09-1119-0 .
- Сюэ, Цзунчжэн (1992). История тюрков . Пекин: Китайское издательство социальных наук. ISBN 7-5004-0432-8 .