Мандат Небес
Мандат Небес | |||
---|---|---|---|
Традиционный китайский | судьба | ||
Упрощенный китайский | судьба | ||
Буквальный смысл | «Небесный приказ» | ||
|
Из серии «Политика». |
Монархия |
---|
![]() |
![]() |
( Небесный мандат китайский : 天命 ; пиньинь : Тяньмин ; Уэйд -Джайлз : Тьен 1 -мин 4 ; горит. «Небесное повеление») — китайская политическая идеология , которая использовалась в Древнем Китае и императорском Китае для легитимизации правления короля или императора Китая . [ 1 ] Согласно этой доктрине , Небеса ( 天 , Тянь ) наделяют своим мандатом [ а ] о добродетельном правителе. Этот правитель, Сын Неба , был верховным вселенским монархом , управлявшим Тянься ( 天下 ; «все под небом», миром). [ 3 ] Если правитель был свергнут, это интерпретировалось как указание на то, что правитель недостоин и потерял мандат. [ 4 ] Также было распространено мнение, что стихийные бедствия, такие как голод и наводнения, были божественным возмездием , несущим признаки недовольства Неба правителем, поэтому после крупных бедствий часто возникали восстания, поскольку люди видели в этих бедствиях признаки того, что Мандат Неба был выполнен. отозван. [ 5 ]

Небесный Мандат не требует, чтобы законный правитель был благородного происхождения, вместо этого он зависит от того, насколько хорошо этот человек может править. Китайские династии, такие как Хань и Мин, были основаны людьми общего происхождения, но считалось, что они преуспели, потому что получили Мандат Неба. Сохранение мандата зависит от справедливой и умелой работы правителей и их наследников.
Следствием концепции Небесного Мандата было право на восстание против несправедливого правителя. Философы и ученые в Китае часто ссылались на «Небесный мандат» как на способ ограничить злоупотребление властью со стороны правителя в системе, у которой было мало других сдерживающих факторов. Китайские историки интерпретировали успешное восстание как свидетельство того, что Небеса отозвали свой мандат у правителя. На протяжении всей истории Китая времена бедности и стихийные бедствия часто воспринимались как признаки того, что небеса считали действующего правителя несправедливым и, следовательно, нуждающимся в замене.
Концепция Небесного Мандата также распространяется на семью правителя, обладающую божественными правами. [ 1 ] и впервые был использован для поддержки правления королей династии Чжоу , чтобы узаконить их свержение более ранней династии Шан . На протяжении всей истории Китая он использовался для легитимизации успешного свержения и установления новых императоров, в том числе династий, не принадлежащих к Хань, таких как династия Цин . «Небесный мандат» был назван самым важным вкладом династии Чжоу в китайскую политическую мысль. [ 7 ] но она сосуществовала и взаимодействовала с другими теориями суверенной легитимности, включая отречение от власти и теорию пяти фаз .
История
[ редактировать ]Переход между Шан и Чжоу
[ редактировать ]Процветающая династия Шан увидела в своем правлении множество выдающихся достижений. Примечательно, что династия просуществовала значительное время, в течение которого 31 король правил на протяжении 17 поколений. Правление королей Шан описывалось как гегемонистское. Королевская власть исходила от личности короля и подкреплялась его вооруженными силами. Соседние кланы были объединены браком и приняты в родовой храм Шан. [ 8 ]
Стихотворение о последних годах династии Шан гласит: «Небеса посылают смерть и беспорядок; голод приходит неоднократно». [ 9 ] Палеоклиматические данные свидетельствуют о длительном периоде похолодания в северном полушарии, которое достигло своего максимума непосредственно перед падением реки Шан. [ 10 ]
В 1059 году до нашей эры произошли два необычных небесных явления: в мае в созвездии Рака можно было увидеть самое плотное за пятьсот лет скопление пяти планет, видимых невооруженным глазом, а несколько сезонов спустя появилась комета Галлея . [ 11 ] Один или несколько из них [ 12 ] было истолковано могущественным господином Чжоу как видимый знак, указывающий на сверхъестественное одобрение. [ 13 ] Ранние записи, такие как надпись на Да Юйдин , используют язык скорее описательный, чем теоретический: «великое повеление в небе» ( 天有大令 ). [ 14 ] [ б ]
Хотя и Шан, и Чжоу заявляли о божественном происхождении, [ 15 ] Чжоу были первыми, кто использовал концепцию Небесного мандата для объяснения своего права на принятие правления, и предполагали, что единственный способ удержать мандат - это хорошо править в глазах Небес. Они также заявили, что Шан пришел к власти, потому что Ся потеряли свой мандат, который затем был передан Шану, что привело к падению Ся и возвышению Шан. [ 16 ] Ся создал прецедент и легитимность восстания Чжоу. [ 17 ] Ни в одной бронзовой надписи Западной Чжоу не упоминается Ся или какая-либо другая династия, предшествовавшая Шан. [ 18 ] Чжоу считали, что правящий дом Шан стал морально развращенным и что потеря добродетели лидеров Шан давала право их собственному дому захватить власть. [ 19 ] Они заявили, что свержение династии Шан произошло в соответствии с мандатом, данным Небесами. Даже во время ритуала инаугурации короля Чжоу Канга в третьем поколении королевский приказ, зачитанный новому королю, прямо выражал веру в то, что Небеса изменили свой мандат. [ 20 ]
В политической теории Чжоу законная власть перетекала непосредственно с Небес к их династии- основателю , королю Вэню . Хотя он не дожил до завоевания Чжоу Шана , его легитимность перешла к его наследникам. [ 21 ] В начале династии велись споры о том, перешел ли мандат Неба к старшим сыновьям линии короля Вэня или к дому Чжоу как к группе, примером чего является обмен, сохранившийся в классической Книге документов . [ 22 ]
Восточный Чжоу
[ редактировать ]Династия Чжоу была отмечена ранним успехом и расширением вплоть до смерти в кампании преемника короля Канга, короля Чжоу Чжао . [ 23 ] В последующие столетия центральная власть в целом ослабла из-за социально-экономического давления. Кульминацией этого стал кризис преемственности, в результате которого аристократия на несколько лет раскололась между двумя конкурирующими кандидатами. Когда кризис разрешился, королевский дом сохранил лишь небольшой участок земли и не имел реальной военной мощи. Это положило начало Восточному Чжоу . Во время упадка королевского дома, хотя реальная власть была вырвана из их рук, их божественная легитимность не подвергалась сомнению, и даже когда король превратился в своего рода номинального главу, его престиж как старшего сына Небес оставался высшим. [ 24 ]
Однако есть эпиграфические свидетельства того, что в частном порядке правители государства Цинь (которое впоследствии покорило всех остальных и стало первой династией имперской эпохи) считали, что их предки получили мандат Неба. Еще в 600-х годах до нашей эры эту идею подтверждают многочисленные надписи. [ 25 ] Неясно, имели ли правители Цинь в виду, что они верят в то, что у них есть божественное одобрение, чтобы заменить королей Чжоу, считают ли они себя назначенными наследниками Чжоу, если королевская линия прекратится. [ 26 ] или было ли истолковано получение ими мандата Небес как выданного через короля Чжоу, чтобы дать им законную власть над их собственными землями. [ 27 ]
Династии Цинь и Хань
[ редактировать ]Когда династия Чжоу действительно подошла к концу, Цинь поглотил остаток их земель, а также земли всех своих конкурентов . «Небесный мандат» не играл прямой роли в их связях с общественностью и не упоминался во всех сохранившихся материалах. [ 28 ] Династия Цинь просуществовала недолго: после смерти первого императора Цинь Шихуана массовые восстания заключенных, крестьян, несчастных солдат, амбициозных мелких чиновников и остатков недавно побежденной аристократии быстро свергли центральное правительство. [ 29 ] Последовавший за этим раздор Чу-Хань закончился успехом Лю Банга и основанием династии Хань .
Сохранившиеся исторические документы династии Хань изображают предшествующую Цинь в крайне неблагоприятном свете, подчеркивая тираническую политику, некомпетентность второго императора и приводя сведения о незаконном рождении первого императора. [ 30 ] [ 31 ] В этом изображении ясно, что Цинь потеряли Мандат, если они когда-либо обладали им с самого начала. Неприятным фактом было то, что основатель Хань Лю Бан пришел к власти, не будучи выходцем из аристократии, и добился победы благодаря военным достижениям. Чтобы учесть это, Лю Бангу приписали магическое рождение, а затем и божественное происхождение. [ 32 ] [ 33 ]
Когда Ван Ман пришел к власти в конце западной Хань , он использовал принятие теории Небесного Мандата в своих интересах. Считалось, что благоприятные необычные события предвещают выбор Небесами нового наследника, поэтому Ван сфабриковал предзнаменования, указывающие на то, что Небеса изменили свой мандат и выбрали его. [ 34 ]
После восстановления власти дома Хань Мандат Небес оказался на неопределенных основаниях. Некоторые теоретики отделили суждения о добродетели от мандата, рассматривая его в первую очередь как унаследованное по наследству, в то время как другие вообще отказались от этой концепции в пользу теорий пяти фаз . [ 35 ]
Эра разобщенности
[ редактировать ]Последний ханьский император отрекся от престола в пользу могущественного министра Цао Пи в 220 году н.э., и в этой передаче власти большую роль сыграла идея Небесного мандата. Придворный прогностик Сюй Чжи ( 許芝 ) перечислил в длинном меморандуме признаки, обнаруженные им в гадательных и исторических текстах, показывающие, что Вэй Цао Пи должен стать преемником Хань. [ 36 ] Последовала серия письменных заявлений различных официальных лиц, кульминацией которых стало официальное заявление ханьского императора Сяня об отречении от престола и вступлении на престол Цао Пи. [ 37 ] В объявлении об отречении прямо упоминалось, что мандат Неба не был постоянным, и никто не утверждал, что добродетель дома Хань в течение некоторого времени не приходила в упадок. [ 38 ] По мнению этих авторов, мандат Неба следовал за добродетелью. [ 39 ] Хотя идея о том, что Цао Вэй был законным преемником Неба, преобладала в течение нескольких столетий, альтернативная теория о том, что мандат Неба вместо этого перешел к конкурирующему государству Шу Хань, была впервые сформулирована Си Цзочи в 300-х годах. [ 40 ] и был повсеместно принят гораздо более поздней династией Сун . [ 41 ]
Последний император Вэй, в свою очередь, отрекся от престола в пользу Западного Цзинь . Эта династия вскоре уступила контроль над северным Китаем в пользу неханьских этнических групп, а в литературе последующих южных династий стал появляться предмет, получивший название « Государственная печать» . Этот магический талисман был физическим проявлением мандата Неба, связанного с судьбами правящих семей, позволяя изгнанной южной аристократии сохранять свое чувство культурного превосходства и поддерживать законность мандата Небес перед лицом контрфактической политической реальности. [ 42 ]
Период пяти династий
[ редактировать ]В период Пяти династий и Десяти королевств не существовало доминирующей китайской династии, которая управляла бы всем Китаем. Это создало проблему для последующей династии Сун, поскольку они хотели узаконить свое правление, установив четкую передачу мандата от Тан через Сун. Ученый-чиновник Сюэ Цзюйчжэн составил « Древнюю историю пяти династий » (五代史) в 960-х и 970-х годах, после того как династия Сун отняла северный Китай у последней из Пяти династий , Позднего Чжоу . Основная цель книги заключалась в том, чтобы обосновать передачу Небесного Мандата через эти пять династий и, следовательно, к династии Сун. Он утверждал, что эти династии соответствовали определенным жизненно важным критериям, которые можно считать достигшими Мандата Неба, несмотря на то, что они никогда не правили всем Китаем. Во-первых, все они правили традиционным центром Китая.
Однако были и другие области, где все эти династии явно терпели неудачу. Жестокое поведение Чжу Вэня и его Позднего Ляна было источником значительного замешательства, и поэтому было оказано давление с целью исключить их из мандата. Следующие три династии, Поздняя Тан , Поздняя Цзинь и Поздняя Хань, были неханьскими китайскими династиями с правителями из этнического меньшинства Шатуо . Кроме того, ни одному из них не удалось победить могущественные государства на юге и объединить все китайское царство. Однако Сюэ Цзючжэн пришел к выводу, что мандат действительно прошел через каждую из пяти династий и, таким образом, перешел к династии Сун, когда она завоевала последнюю из этих династий. [ 43 ]
Считалось, что Мандат Неба исходит от Дао, особенно во времена династии Сун . [ 44 ]
Династия Цин
[ редактировать ]Династия Цин была основана маньчжурами , завоевавшими собственно Китай . Нурхачи , считавшийся отцом-основателем династии Цин, первоначально был вассалом династии Мин , а позже восстал против Мин с помощью семи обид . Но, по мнению правителей Цин, именно крестьянские повстанцы во главе с Ли Цзычэном свергли Мин, и поэтому Цин не несли ответственности за разрушение династии Мин. Вместо этого, утверждали Цин, они получили Небесный Мандат, победив множество повстанцев и бандитов, которых Мин не смог контролировать, и восстановив стабильность в империи. [ 45 ] Точно так же, как стабильность была признаком благосклонности Небес, трудности были признаком недовольства Небес. Таким образом, императоры Цин и более ранних династий часто интерпретировали стихийные бедствия во время своего правления как повод задуматься о своей неспособности действовать и управлять правильно. [ 46 ]
Право на власть и право на восстание
[ редактировать ]Люди имеют первостепенное значение; Далее идут жертвенники из земли и зерна; последним идет правитель. Вот почему тот, кто заслужит доверие множества людей, станет Императором... Когда местный лорд ставит под угрозу алтари земли и зерна, его следует заменить. Когда жертвенные животные гладкие, приношения чисты и жертвоприношения совершаются в должное время, а наводнения и засухи приходят [по велению неба], тогда жертвенники следует заменить.
— Мэн-цзы , от всего сердца
Таким образом, Небесный Мандат не дает безусловного права на управление. Чтобы сохранить Мандат Неба, деятельность правителя должна была быть справедливой и эффективной, а не чрезмерно расширять и сохранять власть за пределами границ страны. [ 48 ] Народ сохранил за собой право на восстание. [ 49 ] : 39 Из политических философов периода Воюющих царств Мэн-цзы был, пожалуй, самым радикальным революционером, сознательно игнорирующим любое различие между свержением злого правителя и наказанием обычного преступника. [ 50 ] Более консервативный Сюньцзы , написавший немногим позже, считал восстание высшим проявлением некомпетентности правителя, только оправданным, хотя и неизбежным. [ 51 ] Между тем авторитарный Хань Фейцзы полностью отверг концепцию справедливого восстания, вплоть до осуждения таких культурных героев, как Тан из Шаня и У из Чжоу , повстанцев, основавших успешные империи. [ 52 ] Ко времени династии Хань право на восстание было политически чувствительной темой, поскольку правители Хань не могли ни отрицать свою собственную историю, зародившуюся в восстании, ни принять идею о том, что они сами должны быть свергнуты. [ 53 ]
Право на восстание против несправедливого правителя было частью китайской политической философии со времен династии Чжоу, и успешное восстание интерпретировалось китайскими историками как свидетельство того, что божественное одобрение перешло к последующей династии. Право на восстание не закреплено ни в одном официальном законе. Скорее, бунт всегда объявлен вне закона и сурово наказывается; но это по-прежнему позитивное право, основанное на китайской моральной системе. Часто оно используется как оправдание действий по свержению предыдущей династии после того, как восстание увенчалось успехом и было установлено новое династическое правление. Поскольку победителем является тот, кто определяет, кто получил Мандат Неба, а кто его потерял, некоторые китайские ученые считают, что это своего рода правосудие победителя , лучше всего охарактеризованное популярной китайской поговоркой: «Победитель становится королем, проигравший становится королем». преступник» (китайский: « 成者爲王,敗者爲寇 »). В связи с этим считается, что к китайским историческим рассказам о падении династии и возвышении новой следует относиться с осторожностью. Китайские традиционные методы исторической компиляции создают отчеты, которые, как правило, соответствуют теории, подчеркивая аспекты, доказывающие, что старая династия потеряла Мандат Неба, а новая получила его, и преуменьшая значение других аспектов. [ нужна ссылка ]
В 20-м и 21-м веках конфуцианские элементы студенческих восстаний часто заявляли, что Мандат Неба был утрачен, о чем свидетельствует их крупномасштабная активность, примечательными примерами которых являются студенческое движение «Подсолнух» в 2014 году на Тайване и 2014 и протесты в Гонконге в 2019 годах. . [ 54 ] [ 55 ]
Во времена империи китайские императоры призывали дэ , стремясь оказать хорошее влияние и выполняя ритуалы, чтобы улучшить свой статус и сохранить Мандат Небес. [ 56 ] Также Мандат не мог быть передан сразу нескольким императорам или правителям. [ 57 ]
Влияние
[ редактировать ]Из-за влияния Китая в средние века концепция Небесного мандата распространилась на другие страны Восточной Азии как оправдание правления божественной политической легитимностью. [ 58 ] В Корее королевство Когурё , одно из Трех королевств Кореи , приняло китайскую концепцию тянься , основанную на Небесном мандате, однако в Когурё она была изменена, чтобы основываться на божественном происхождении. В истории Когурё Чумон родился у Хе Мосса, сына Императора, и Ю Хва, дочери Хабека, бога воды. Когда Юхва была беременна, она доверила свое тело королю Пуё и отложила яйцо, а из яйца вышел Чумон. Когда Чумон, рожденный из яиц, вырос и стал совершать разные странные трюки, сыновья короля Пуё завидовали, и Чумон в конце концов сбежал из Пуё и построил страну под названием Когурё. [ 59 ] Это случай, когда Когурё заявил о законности изгнания Пуё по повелению небес, назвав его сыном Бога. Силла похожа на Когурё. Согласно истории основания Силлы, в местности, где находилась Силла, не было короля, но шестой градус и его шестой градус проводили собрание художников и правили. Они хотели монархию, в которой существовал бы король, а не нынешнюю политическую систему, но однажды они нашли яйцо возле колодца, и из него выросло яйцо. Говорят, что деревенские старосты назвали его Пак Хёк-гос и назначили королем, чтобы создать нынешнюю Силлу. [ нужна ссылка ] самые ранние записи относятся к династии Чосон , которая сделала Мандат Небес непреходящей государственной идеологией. [ 60 ]
Идеология была также принята во Вьетнаме, известном на вьетнамском языке как Тхиен мун ( Chữ Hán : 天命). Божественный мандат давал вьетнамскому императору право управлять, основываясь не на его происхождении, а на его компетенции управлять. [ 61 ] Более поздние и более централизованные вьетнамские династии приняли конфуцианство в качестве государственной идеологии, что привело к созданию вьетнамской подчиненной системы в Юго-Восточной Азии, созданной по образцу китайской китаецентрической системы в Восточной Азии. [ 62 ]
В Японии титул «Сын Неба» интерпретировался буквально, где монарха называли полубогом , божеством или «живым богом», избранным богами и богинями неба. [ 63 ] В конце концов, японское правительство сочло эту концепцию идеологически проблематичной, предпочитая не иметь божественной политической легитимности, которая была бы условной и могла быть отозвана. Японский Кодекс Тайхо , сформулированный в 703 году, был в значительной степени адаптацией правительственной системы династии Тан , но Мандат Неба был специально опущен. [ нужна ссылка ]
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]Примечания
[ редактировать ]- ↑ «Мандат» Небесного мандата — это то же слово ( 命 ), которое суверен использовал для назначения аристократического родственника для управления региональным государством . В этом смысле отношения между Небом и сувереном были аналогичны отношениям между сувереном и региональным лордом. [ 2 ]
- ^ Раннее слово «команда» ( 令 ; líng ) либо еще не отличалось от современной версии ( 命 ; mìng ), либо было написано для обозначения того же слова.
Цитаты
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б Харари (2015) , с. 219.
- ^ фон Фалькенхаузен (1996) , с. 9.
- ^ Эбри 2010 , с. 179.
- ^ Нилан (2007) , с. 75.
- ^ Щепанский, Калли. «Что такое Небесный мандат в Китае?» . Об образовании . Архивировано из оригинала 8 октября 2014 года . Проверено 4 декабря 2015 г.
- ^ Лай (2002) , с. 95.
- ^ Чен (2002) , с. 291.
- ^ Ли (2008) , стр. 26–27.
- ^ Читтик (2003) , с. 174.
- ^ Хинш (1988) , с. 139.
- ^ Панкеньер (1995) , стр. 123–124, 129.
- ^ Аллан (2007) , с. 38.
- ^ Ли (2008) , стр. 30–31.
- ^ Аллан (2007) , с. 39.
- ^ Аллан (2007) , стр. 13, 33.
- ^ Чжао (2009) .
- ^ Пайнс (2008) , с. 3.
- ^ Аллан (2007) , с. 40.
- ^ Песня (2019) , стр. 515–516.
- ^ Шонесси (1989) , с. 54.
- ^ Ли (2008) , стр. 294–295.
- ^ Шонесси (1993) , стр. 58–59.
- ^ Ли (2008) , с. 34.
- ^ Пайнс (2004) , с. 23.
- ^ Пайнс (2006) , стр. 18–21.
- ^ Пайнс (2006) , с. 19.
- ^ Пайнс (2004) , с. 16.
- ^ Пайнс (2008) , с. 22.
- ^ Тупой (1983) , стр. 313–317.
- ^ Соренсен (2010) , с. 15.
- ^ Голдин (2000) , стр. 78–79.
- ^ Ван (2001) , с. 20.
- ^ Нилан (2007) , с. 72.
- ^ Суху (2006) , с. 120.
- ^ Суху (2006) , с. 133.
- ^ Чен и Пей , том. 2, стр. 63–64.
- ^ Чен и Пей , том. 2, стр. 62–75.
- ^ Чен и Пей , том. 2, стр. 62, 66–68.
- ^ Фермер (2001) , стр. 51–52.
- ^ Читтик (1998) , с. 48.
- ^ Юн (1782) , том. 45, с. 17.
- ^ Роджерс (1968) , стр. 61–62.
- ^ Мода (1999) , стр. 8–10.
- ^ Харл, Кеннет В. (2023). Степные империи: история кочевых племен, сформировавших цивилизацию . США: Hanover Square Press . п. 272. ИСБН 978-1-335-42927-8 .
- ^ Мода (1999) , стр. 819.
- ^ Мода (1999) , стр. 637.
- ^ Мэнций. (2004). Мэнций . Лау, округ Колумбия (Дим Чеук) (Ред. Ред.). Лондон: Пингвин. ISBN 978-0140449716 . OCLC 56648867 .
- ^ Картрайт, Марк (25 июля 2017 г.). «Мандат Неба» . Энциклопедия всемирной истории . Проверено 28 апреля 2023 г.
- ^ Маркиз, Кристофер ; Цяо, Кунюань (2022). Мао и рынки: коммунистические корни китайского предпринимательства . Нью-Хейвен: Издательство Йельского университета . дои : 10.2307/j.ctv3006z6k . ISBN 978-0-300-26883-6 . JSTOR j.ctv3006z6k . OCLC 1348572572 . S2CID 253067190 .
- ^ Пайнс (2008) , стр. 15–16.
- ^ Пайнс (2008) , стр. 19–20.
- ^ Пайнс (2008) , стр. 20–22.
- ^ Пайнс (2008) , с. 24.
- ^ Мин-шо Хо, Бросая вызов небесному мандату Пекина: Тайваньское движение подсолнечника и Гонконгское движение зонтиков (Temple University Press, 2019).
- ^ Томас Б. Голд, «Оккупай Централ/Подсолнух: Народное сопротивление в Большом Китае». Электронные заметки Института исследований внешней политики (октябрь 2014 г.) онлайн. Архивировано 30 октября 2019 г. на Wayback Machine.
- ^ Стефон, Мэтт. «де» . Британская энциклопедия . Проверено 23 апреля 2023 г.
- ^ Харари (2015) , с. 220.
- ^ Дженкинс, Брайан. «Почему северные вьетнамцы будут продолжать сражаться» (PDF) . РЭНД . Архивировано (PDF) из оригинала 4 марта 2016 г. Проверено 5 декабря 2015 г.
- ^ Ким, Ёль Гю, «Миф о короле Тонмёне» , Энциклопедия корейской культуры] (на корейском языке), Академия корееведения , получено 25 марта 2024 г.
- ^ «Президент Южной Кореи потерял «Небесный мандат» » . Архивировано из оригинала 1 декабря 2017 г. Проверено 30 ноября 2017 г.
- ^ Вудсайд 1971 , с. 9.
- ^ Вудсайд 1971 , стр. 234–237.
- ^ Тупой 1990 , с. 59.
Источники
[ редактировать ]- Аллан, Сара (2007). «О личности Шан Ди 上帝 и происхождении концепции Небесного Мандата (Тянь Мин 天命)». Ранний Китай . 31 . Кембридж: Издательство Кембриджского университета: 1–46. дои : 10.1017/S0362502800001796 . JSTOR 23354211 . S2CID 159662391 .
- Чэнь Санпин (2002). «Сын Неба и Сын Божий: взаимодействие древних азиатских культур относительно сакрального царства и теофорических имен». Журнал Королевского азиатского общества . 3. 12 (3). Издательство Кембриджского университета: 289–325. дои : 10.1017/S1356186302000330 . JSTOR 25188290 . S2CID 163065574 .
- Чэнь Шоу (1977) [429]. Пей Сунчжи (ред.). Аннотации к Записям Трех Королевств Заметки о Трех Королевствах . Тайбэй: Типография Динвэнь.
- Читтик, Эндрю (1998). «Династическая легитимность во время Восточного Цзинь: Си Цзо-чи и проблема Хуань Вэня». Большая Азия . 11 (1). Академика Синица: 21–52. JSTOR 41645534 .
- Читтик, Эндрю (2003). «Жизнь и наследие Лю Бяо: губернатора, военачальника и претендента на империю в позднеханьском Китае». Журнал истории Азии . 37 (2). Харрасовиц Верлаг: 155–186. JSTOR 41933339 .
- Тупой, Джек (1983). «Антициньские повстанцы: здесь нет крестьянских лидеров». Современный Китай . 9 (3). Публикации Сейджа: 285–318. дои : 10.1177/009770048300900302 . JSTOR 188992 . S2CID 143585546 .
- Тупой, Джек (1990). «Эволюция правительства в Китае». Наследие Китая: современные взгляды на китайскую цивилизацию . Издательство Калифорнийского университета. ISBN 978-0-520-06441-6 .
- Эбри, Патрисия Бакли (2010) [1996]. Кембриджская иллюстрированная история Китая (2-е изд.). Издательство Кембриджского университета. ISBN 978-0-521-12433-1 .
- Фармер, Дж. Майкл (2001). «Что в имени? Об апеллятиве «Шу» в раннесредневековой китайской историографии». Журнал Американского восточного общества . 121 (1): 44–59. дои : 10.2307/606728 . JSTOR 606728 .
- Голдин, Пол Рикита (2000). «Личные имена в раннем Китае: исследовательская записка». Журнал Американского восточного общества . 120 (1): 77–81. дои : 10.2307/604887 . JSTOR 604887 .
- Харари, Юваль Ной (2015). Sapiens: Краткая история человечества . Перевод Харари, Юваль Ной; Перселл, Джон; Вацман, Хаим . Лондон: Penguin Random House UK. ISBN 978-0-09-959008-8 . OCLC 910498369 .
- Хинш, Брет (1988). «Изменение климата и история Китая». Журнал истории Азии . 29 (2). Харрасовиц Верлаг: 131–159. JSTOR 41930720 .
- Цзян Юнлинь (2011). Мандат Неба и Великий Кодекс Мин . Серия азиатского права. Том. 21. Издательство Вашингтонского университета. ISBN 978-0295990651 .
- Лай, Хонги Гарри (2002). «Продолжительность жизни единых режимов в Китае». Обзор Китая . 2 (2). Издательство Китайского университета Гонконга: 93–124. JSTOR 23462051 .
- Ли Джен-дер (2014), «Преступление и наказание: случай Лю Хуэя в Вэй Шу » , Раннесредневековый Китай: справочник , Нью-Йорк: издательство Колумбийского университета, стр. 156–165, ISBN 978-0-231-15987-6 , заархивировано из оригинала 20 апреля 2023 г. , получено 9 августа 2021 г.
- Ли Фэн (2008). Бюрократия и государство в раннем Китае . Кембридж: Издательство Кембриджского университета. ISBN 978-0-521-88447-1 .
- Моте, ФРВ (1999). Императорский Китай: 900–1800 гг . Кембридж, Массачусетс: Издательство Гарвардского университета. ISBN 0-674-01212-7 .
- Но Тэ Дон (2014). Древнее корейское королевство Когурё: социально-политическая история . Перевод Джона Хьюстона. Брилл. ISBN 9789004262690 . Архивировано из оригинала 30 августа 2020 г. Проверено 27 февраля 2021 г.
- Нилан, Майкл (2007). « Империя» в классическую эпоху в Китае (304 г. до н.э. – 316 г. н.э.)». Восток Дальний 46 . Харрасовиц Верлаг: 48–83. JSTOR 24047664 .
- Панкеньер, Дэвид В. (1995). «Космополитическая подоплека Небесного мандата». Ранний Китай . 20 . Кембридж: Издательство Кембриджского университета: 121–176. дои : 10.1017/S0362502800004466 . JSTOR 23351765 . S2CID 157710102 .
- Сосны, Юрий (2004). «Вопрос интерпретации: история Цинь в свете новых эпиграфических источников». Ранний Китай . 29 . Кембридж: Издательство Кембриджского университета: 1–44. дои : 10.1017/S0362502800007082 . JSTOR 23354539 . S2CID 163441973 .
- Сосны, Юрий (2006). «Предрассудки и их источники: история Цинь в Шиджи » Ориенс Экстремус . 45 . Издательство Harrassowitz: 10–34. JSTOR 24047638 .
- Сосны, Юрий (2008). «Бунт оправдан? Образ Чжоусинь и легитимность восстания в китайской политической традиции» Ориенс Экстремус . 47 . Издательство Harrassowitz: 1–24. JSTOR 24048044 .
- Роджерс, Майкл К. (1968). «Миф о битве на реке Фей (383 г. н.э.)». Тунг Пао . 54 (1/3). Лиден: Брилл: 50–72. дои : 10.1163/156853268X00024 . JSTOR 4527704 .
- Шонесси, Эдвард Л. (1989). «Роль Великого Защитника Ши в закреплении завоевания Чжоу». Арс Ориенталис . 19 . Смитсоновский институт: 51–77. JSTOR 4629387 .
- Шонесси, Эдвард Л. (1993). «Отставка герцога Чжоу на Востоке и начало дебатов министров и монархов в китайской политической философии». Ранний Китай . 18 . Кембридж: Издательство Кембриджского университета: 41–72. дои : 10.1017/S0362502800001486 . JSTOR 23351745 . S2CID 163103754 .
- Сон, Юну (2019). «Возникновение представления о предопределенной судьбе в раннем Китае». Дао: Журнал сравнительной философии . 18 (4). Спрингер: 509–529. дои : 10.1007/s11712-019-09684-1 . S2CID 213932724 .
- Соренсен, Эренлунд (2010). «Как Первый Император объединил умы современных историков: неадекватная источниковая критика в современных исторических трудах о китайском бронзовом веке». Монумента Серика . 58 . Тейлор и Фрэнсис: 1–30. дои : 10.1179/пн.2010.58.1.001 . JSTOR 41417876 . S2CID 152767331 .
- Суху, Гопал (2006). «Яо, Шунь и прообраз: истоки и идеология ханьской имперской генеалогии». Ранний Китай . 30 . Кембридж: Издательство Кембриджского университета: 91–153. дои : 10.1017/S0362502800002194 . JSTOR 23354260 . S2CID 171295656 .
- фон Фалькенхаузен, Лотар (1996). «Концепция Вэнь в древнекитайском культе предков». Китайская литература: очерки, статьи, обзоры (CLEAR) . 18 : 1–22. дои : 10.2307/495623 . JSTOR 495623 .
- Ван Айхэ (2001). «Создатели императора: политическая группа, стоящая за основанием империи Хань». Большая Азия . 14 (1). Академика Синица: 19–50. JSTOR 41645568 .
- Вудсайд, Александр (1971). Вьетнам и китайская модель: сравнительное исследование вьетнамского и китайского правительства в первой половине девятнадцатого века . Издательство Гарвардского университета. ISBN 978-0-674-93721-5 .
- Юн Жун ( ) др., ред. (1931) [1782] и 永 . 绢
- Чжао Динсинь (ноябрь 2009 г.). «Небесный мандат и легитимация деятельности в историческом и современном Китае». Американский учёный-бихевиорист . 53 (3). Публикации Сейджа: 416–433. дои : 10.1177/0002764209338800 . S2CID 145376213 .
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Тан Чунь-и (1962). «Тянь Мин [Небесный указ] в доцинском Китае». Философия Востока и Запада . 11 (4). Издательство Гавайского университета: 195–218. дои : 10.2307/1397023 . JSTOR 1397023 .
- Тан Чунь-и (1962). «Тянь Мин [Небесный указ] в доцинском Китае II». Философия Востока и Запада . 12 (1). Издательство Гавайского университета: 29–49. дои : 10.2307/1397244 . JSTOR 1397244 .