Баба Тахир
Баба Тахир из Хамедана | |
---|---|
![]() Обложка от лакового зеркального футляра с множеством сцен, школа Мохаммада Исмаила Исфахани; верхняя сцена изображает Бабу Тахира с учениками. Создано в Каджаре, Иран , датировано ок. 1855-60 гг. | |
Мистический поэт | |
Рожденный | в. 11 век Хамадан , Иран |
Умер | в. 11 век Хамадан , Иран |
Почитается в | ислам |
Главный храм | Хамадан , Иран |
Влияния | Фирдоуси , Санаи , Ходжа Абдулла Ансари , Мансур Аль-Халладж , Абу-Саид Абул-Хайр , Баязид Бастами |
Под влиянием | Руми , Хафез , Джами , Омар Хайям , Низами Гянджеви и многие другие более поздние поэты-мистики. |
Традиция или жанр | Мистическая поэзия |
Баба Тахир или Баба Тахер Ориан Хамадани ( персидский : باباطاهر عریان همدانی ) был дервишским поэтом 11-го века из Хамадана , Иран, который жил во время правления Тугрила из династии Сельджуков над Ираном. Это почти все, что о нем известно, поскольку он вел загадочный образ жизни. [ 1 ] [ 2 ] Хотя во всех известных источниках приставка «Баба» (примерно означающая «Мудрый» или «Уважаемый») считается частью его имени, его прозвище «Ориан» (означающее «Обнаженный») появилось только примерно в 17-м веке. век. [ 3 ] Это прозвище , вероятно, было присвоено ему потому, что он, по-видимому, вел очень духовный и стоический образ жизни и поэтому был образно не облечен мирскими и материальными потребностями. [ 3 ] Его стихи написаны на диалекте хамадани персидского языка . По словам Л.П. Элвелл-Саттона, он, вероятно, писал на диалекте Хамадани, добавляя: «Большинство традиционных источников называют его свободно Лури , тогда как название, обычно применявшееся с давних времен к стихам такого рода, Фахлавият , по-видимому, подразумевает, что они считались на языке, родственном среднеперсидскому языку, Рубен Абрамян, на котором в настоящее время говорят евреи Хамадана » однако, обнаружил близкое родство с диалектом , . [ 4 ] Согласно «Кембриджской истории Ирана» , Баба Тахир говорил на определенном персидском диалекте. [ 5 ]
Биография
[ редактировать ]
Баба Тахир известен как один из самых почитаемых ранних поэтов персидской литературы. О его жизни мало что известно. Он родился в персидском [ 6 ] семья и жил в провинции Хамадан в Иране . [ 4 ] Он был известен под именем Баба Тахер-э Ориан (Обнаженный), что позволяет предположить, что он, возможно, был странствующим дервишем . Легенда гласит, что поэт, неграмотный дровосек, посещал лекции в религиозной школе, где его не приветствовали однокурсники. Даты его рождения и смерти неизвестны. Один источник указывает, что он умер в 1019 году. Если это правда, то это делает Бабу Тахира современником Фирдоуси и Авиценны и непосредственным предшественником Омара Хайяма . Другой источник сообщает, что он жил между 1000 и 1055 годами, что маловероятно. Говорят, что Баба Тахир прожил семьдесят пять лет. Рахат ас-Содур из Раванди, работа которого была завершена в 603/1206 году, описывает встречу Бабы Тахира и сельджукского завоевателя Тугрила (стр. 98–99). Во времена, когда Баба Тахир жил в 10 веке, в развитии и росте литературы и искусства происходили большие перемены. Средневековые художники и поэты в Персии пользовались большим уважением и уважением и имели право свободно выражать свои мысли. В соответствии с Л.П. Элвелл-Саттон : «Его можно назвать первым великим поэтом суфийской любви в персидской литературе. В последние два десятилетия его добайтис часто ставили на музыку».
Поэзия
[ редактировать ]Стихи Бабы Тахира по сей день читаются по всему Ирану под аккомпанемент сетар , трехструнной лютни. Этот стиль поэзии известен как Пехлевиат и он очень древний. Четверостишия Бабы Тахира имеют скорее любовно-мистический подтекст, чем философский. Многие стихотворения Бабы Тахира написаны в стиле добайти , форме персидских четверостиший, которые некоторые ученые считают родственными стихам среднеперсидского языка. [ 4 ]
Письмо
[ редактировать ]Ему приписывают труд под названием «Калемат-е Кесаар», сборник из почти 400 афоризмов на арабском языке , который стал предметом комментариев, один из которых предположительно был написан Айн-аль-Козатом Хамадани. [ 4 ] Примером такого высказывания является высказывание, в котором Баба Тахир связывает знание с гнозисом: «Знание является руководством к гнозису, и когда приходит гнозис, видение знания исчезает, и остаются только движения знания к гнозису»; «знание — венец гностика, а гнозис — венец знания»; «тот, кто станет свидетелем того, что повелено Богом, остается неподвижным и бессильным».
Могила
[ редактировать ]Его могила , спроектированная Мохсеном Форуги, расположена недалеко от северного въезда в город Хамадан в Западном Иране, в парке, окруженном цветами и извилистыми тропинками. Структура состоит из двенадцати внешних колонн, окружающих центральную башню . Он был построен в 1970 году.
См. также
[ редактировать ]Примечания
[ редактировать ]- ^ «БАБА ТИХЕР ОРЯН – Иранская энциклопедия» . www.iranicaonline.org . Проверено 31 октября 2019 г.
- ^ Минорский, Владимир (24 апреля 2012 г.). «Баба Тахир» . Энциклопедия ислама .
- ^ Перейти обратно: а б «Проект Большой исламской энциклопедии» . Проверено 31 октября 2019 г.
- ^ Перейти обратно: а б с д LP Элвелл-Саттон . «БАБА ТИХЕР ОРЯН» . Энциклопедия Ираника . Ираникаонлайн.орг . Проверено 31 октября 2013 г.
- ^ Босворт 1975 , с. 610.
- ^ Рахимян, Ормоз; Негабан, Фарзин (2015). «Баба Тахир» . В Маделунге, Уилферд ; Дафтари, Фархад (ред.). Энциклопедия Исламика Интернет . Брилл Онлайн. ISSN 1875-9831 .
Ссылки
[ редактировать ]- «Баба Тахир Орян» . Проверено 24 октября 2005 г.
- Манучехр Саадат Нури. «Исследовательская записка о Бабе Тахире Оряне» . Архивировано из оригинала 15 февраля 2006 года . Проверено 27 ноября 2005 г.
- Браун, Э.Г. Литературная история Персии , том. 2 (1906). ISBN 0-7007-0406-X
- Ян Рыпка, История иранской литературы . Издательство Рейдель. АСИН Б-000-6БХВТ-К
- Бабатахер Ариан, известный мистик и поэт Ирана. Архивировано 22 марта 2017 г. в Wayback Machine (на персидском языке).
- Босворт, CE (1975). «Возникновение нового персидского языка». Во Фрае, Р.Н. (ред.). Кембриджская история Ирана, Том 4: От арабского вторжения до сельджуков . Кембридж: Издательство Кембриджского университета. стр. 595–633. ISBN 0-521-20093-8 .
- Р. Абрамян, Иранская диалектология: диалекты израильтян Хамадана и Исфахана и диалект Бабы Тахира , Париж, 1936.
Внешние ссылки
[ редактировать ]
- Работы Бабы Тахира или о нем в Интернет-архиве.
- Работы Бабы Тахира в LibriVox (аудиокниги, являющиеся общественным достоянием)
- Текст стихов Бабы Тахера в библиотеке Ганджура (на персидском языке)