Французский хип-хоп
Музыка Франции | ||||||
Общие темы | ||||||
---|---|---|---|---|---|---|
Жанры | ||||||
СМИ и производительность | ||||||
| ||||||
Националистические и патриотические песни | ||||||
| ||||||
Региональная музыка | ||||||
| ||||||
Французский хип-хоп или французский рэп ( французский : rap français , [ʁap fʁɑ̃sɛ] ) — музыкальный стиль хип-хопа, разработанный во франкоязычных странах. Франция является вторым по величине рынком хип-хопа в мире после США. [1] [2]
История
[ редактировать ]Начало французского хип-хопа: 70-е и 80-е годы.
[ редактировать ]К 1982 и 1983 годам на парижском радио появился ряд хип-хоп радиошоу, в том числе «Rapper Dapper» (ведущий — Сидни Дютей ) и «Funk à Billy» (ведущий — DJ Dee Nasty ). В ноябре 1982 года рэп-тур по Нью-Йорку прошёл по Франции и Лондону с участием Afrika Bambaataa , Grandmixer DST , Fab 5 Freddy , Mr Freeze и Rock Steady Crew . [3]
Первой крупной звездой французского хип-хопа стал MC Solaar . Клод М'Барали родился в Дакаре , Сенегал , в детстве переехал во Францию в 1970 году и жил в Вильнёв-Сен-Жорж . Его альбом 1991 года Qui sème le vent récolte le tempo стал большим хитом. В отчете Европейского музыкального бюро о музыке в Европе говорится, что французский язык хорошо подходит для рэпа. Он установил множество рекордов, в том числе стал первым французским исполнителем хип-хопа, получившим платиновый статус. Некоторые исполнители утверждают, что на французский стиль хип-хопа повлияла музыка французского певца Рено . [4]
После прорыва MC Solaar на французской хип-хоп сцене возникли два основных стиля; такие артисты, как Solaar, Dee Nasty и Lionel D, отстаивали более мягкий и жизнерадостный стиль, в то время как более хардкорные исполнители, такие как Assassin и Suprême NTM, придерживались более агрессивной эстетики. Многие такие артисты оказались в центре споров по поводу текстов, которые рассматривались как прославляющие убийства полицейских и другие преступления, подобно протестам по поводу жестоких бандитских текстов в американском гангста-рэпе . В число таких дел входят пресловутая AMER «Sacrifice de poulet» Ministère , «Police» NTM и более поздняя Lunatic «Le Crime Paie» .
Влияние американского хип-хопа
[ редактировать ]Французский хип-хоп, как и хип-хоп других стран, находится под сильным влиянием американского хип-хопа. Обозреватель Дэвид Брукс писал, что «жизнь в гетто, по крайней мере такая, как ее изображают в рэп-видео, теперь определяет для молодых, бедных и недовольных, что значит быть угнетенным. Сопротивление гангстам - наиболее убедительная модель того, как восстать против этого угнетения». Он утверждал, что гангстерский образ американского хип-хопа нравится в основном молодым и обедневшим иммигрантским меньшинствам во Франции как средство противостояния расизму и угнетению, с которыми они сталкиваются. [5] Джоди Розен опровергает аргумент Брукса, критикуя то, что Брукс использует лишь несколько старых образцов потенциального французского гангста-рэпа, которые содержат жестокие или женоненавистнические тексты, и утверждая, что Брукс не может точно оценить более широкие масштабы французского хип-хопа и недооценивает его потенциал для " рэперы удивительного мастерства, стиля и остроумия». [6]
Франкоязычный рэп получил импульс в начале 21 века благодаря решению Министерства культуры Франции, которое настаивало на том, чтобы франкоязычные станции воспроизводили во время передачи минимум 40 процентов франкоязычной музыки. [7]
Это составляет четверть от 100 лучших радиостанций, десять процентов местного музыкального производства, и было продано сотни тысяч компакт-дисков. [8] Однако французский хип-хоп часто критикуют за подражание стилю американского хип-хопа. Французский рэпер MC Solaar саркастически соглашается, говоря: «Французский рэп — это, по сути, филиал в США… мы копируем все, не так ли? Мы даже не делаем ни шагу назад». [8]
Части американской хип-хоп-культуры оставили след в культуре французского хип-хопа, а также в плане моды, одежды, музыкальных клипов, украшений, звуков и прочего. Хип-хоп культура была импортирована из Америки, особенно под влиянием нью-йоркских рэперов и музыки, пришедшей из Нью-Йорка. [9]
1990-е и 2000-е годы
[ редактировать ]В 1990-е годы музыка стала одним из самых популярных жанров во Франции; В 1997 году IAM альбом " L'école du Micro d'Argent " был продан тиражом более 1 миллиона дисков, а NTM продала более 700 000 копий своего последнего альбома "Suprême NTM". В 2000 году группы разошлись.
По мере того как хип-хоп вступал в новое тысячелетие, французские исполнители хип-хопа быстро развивались, добившись коммерческого успеха и даже некоторой международной привлекательности. Один из самых влиятельных французских хип-хоп альбомов всех времен, Cinquième As, был выпущен MC Solaar в 2001 году. В то же время новые артисты, такие как Sinik и Diam, также начали добиваться значительного успеха, привнося новое звучание и жанр. лирического мастерства в игре. [9]
Темы
[ редактировать ]Темы французского хип-хопа включают противостояние социальному порядку, юмор и каламбуры, а также этническую и культурную самобытность. В то время как ранний французский хип-хоп считался подражанием американскому хип-хопу с точки зрения эстетической привлекательности, более поздние французские рэперы добавили в эту смесь свою собственную культурную и этническую идентичность. С ростом фараоизма IAM или намеков на древнеегипетских фараонов французские исполнители хип-хопа пытаются вести переговоры и создать для себя пространство на социальной сцене, изобилующей дискриминацией и расистскими идеологиями.
Французский хип-хоп можно определить по двум основным категориям или поджанрам: хип-хоп с севера, в основном сосредоточенный вокруг крупных городов, таких как Париж и его пригороды, и хип-хоп с юга, который сосредоточен вокруг таких городов, как Марсель. Различный социальный климат в регионах отличает эти два поджанра друг от друга. Тексты песен юга, как правило, более социально сознательны, их содержание в основном сосредоточено на борьбе с дискриминацией. Известно, что рэперы с юга Франции рассказывают о «холодной реальности» жизни во Франции. Однако на севере контент, как правило, более прямолинеен: рэперы обычно рассказывают о торговле наркотиками, бандитских войнах, жизни в гетто, столкновениях с полицией и т. д.
Многие французские исполнители хип-хопа родом из бедных городских районов на окраинах крупных городов, известных как Banlieues («пригороды»). Париж , Марсель , Лион , Нант , Лилль , Страсбург , Ренн , Кан , Гавр , Руан , Тулуза , Бордо , Гренобль и Ницца родили различных французских исполнителей хип-хопа. Политический и социальный статус групп иммигрантов из числа меньшинств , проживающих во Франции, оказывает прямое влияние на французский хип-хоп. [10]
Французский хип-хоп в своей истории также был политическим. Хип-хоп во Франции обязан своим успехом сильному социальному спросу на него. Исторически Франция приняла ряд враждебных мер против семей иммигрантов. Например, в настоящее время в политической сфере ведутся спорные дебаты о том, следует ли разрешать мусульманским женщинам носить головные платки. Внутренняя политика в период после деколонизации привела к развитию удушающего набора неравенств. [9] Большая часть этих политических криков и требований исходит от молодого поколения. Хип-хоп остается местом, где молодые люди могут политически и свободно выражать свои потребности и себя. [9]
Протест, лежащий в основе французского хип-хопа, можно связать непосредственно с экономическим бумом после Второй мировой войны. Франция нуждалась в рабочей силе для поддержания своей недавно процветающей промышленности, и правительственным решением стала массовая иммиграция людей из регионов бывшей французской колониальной империи, чтобы заполнить пробелы, вызванные нехваткой кадров. Еще в 1945 году было создано Национальное иммиграционное управление (ONI) для надзора за иммиграцией новых рабочих. Вновь прибывшим африканцам не предоставлялись такие же возможности трудоустройства, как их французским коллегам из Карибского бассейна, потому что они не были гражданами, и часто африканцы в конечном итоге работали государственными служащими и чернорабочими, живя в ветхих жилищных проектах. Большая часть сопротивления социальному и экономическому дисбалансу во французском хип-хопе связана с этой исторически сложившейся ситуацией неравенства. Об этом свидетельствует текст песни Активиста "Ils ont", отрывок в переводе гласит: "Активист осуждает нетерпимость ко всем отцам-иммигрантам/Эксплуатируются во Франции с 50-60-х годов/...их тела разваливаются/И их дети все еще судят по их происхождению. [10]
Отношения с Африкой и Карибским бассейном
[ редактировать ]Когда хип-хоп достиг европейского континента в 1980-х годах, Африка Бамбаатаа был пионером, а когда он приехал во Францию, он был ошеломлен огромной важностью африканской культуры, пришедшей из Африки и Карибского бассейна. [11] [12]
Многие французские исполнители хип-хопа выражают тесную связь с Африкой, хотя и не открыто. Рэперам 1980-х и 90-х годов нужно было скрывать свои отсылки к Африке по нескольким причинам. Во-первых, явное восхваление Африки было бы оскорбительным для многих иммигрантов, бежавших из Алжира и других стран Северной Африки из-за экономических трудностей, с которыми они там столкнулись, и у многих рэперов, вероятно, были родители, которые сделали это. Кроме того, очевидный афроцентризм предоставил бы французским крайне правым, выступающим против Магриби, возможность приказать иммигрантам из Магриба вернуться в Северную Африку. И, наконец, рост консервативного исламизма в Северной Африке не позволил бы рэперам имитировать их поведение на родине. [13]
Прогресс рэпа во Франции связан с постколониальными отношениями, возникшими с бывшими колониями Африки и Карибского бассейна. Таким образом, определение Африки в соответствии с французскими идеями и природа расизма во французском обществе имеют решающее значение для понимания причин сенсации хип-хопа и рэпа во Франции. Рэперы в подавляющем большинстве имеют африканское происхождение, и, решая проблему своей невидимости во французском обществе и заявляя о своем происхождении, они переопределяют свою идентичность и бросают вызов французским представлениям об этнической принадлежности и гражданстве. [10]
Некоторые французские хип-хоп исполнители африканского происхождения использовали свою музыку для решения проблем и проблем, вызывающих бедность в африканских странах. Песня французской хип-хоп группы Bisso Na Bisso «Dans la peau d'un Chef» посвящена коррупции глав африканских государств. [10] Хотя их музыка и темы, которые они освещают, больше сосредоточены на их родной стране, Республике Конго , все участники Bisso Na Bisso живут во Франции и читают рэп на французском языке. [14] Хотя многие артисты, доминировавшие на хип-хоп сцене во Франции, имеют африканское происхождение, темы, касающиеся тесной связи между Францией и различными африканскими странами, как правило, не получают особой рекламы на основном радио и еще меньше внимания в научных исследованиях по этой теме. [10] Хотя популярность национального рэпа во Франции выросла с появлением MC Solaar , его участие в общей французской субкультуре хип-хопа не существует, поскольку многие считают, что его творчество находится в традиционном духе французской поп-музыки. [15] [ нужна полная цитата ] .
В частности, IAM включает в свою музыку множество тем, связанных с Африкой. Их песня 1991 года "Les tam-tam de l'Afrique" стала одним из первых французских рэп-хитов, открыто посвященных рабству. [10] Этот конкретный трек «сосредоточен на грабежах Африки, похищении ее жителей, Среднем проходе и системе плантаций в Америке». [10] В нем используется отрывок из песни Стиви Уандера под названием «Past Time Paradise», которая, соответственно, также затрагивает расовые отношения и рабство. Многие другие французские хип-хоп исполнители сделали аналогичные заявления в своей музыке, приняв участие в праздновании 150-летия отмены рабства во Франции в 1998 году. Чтобы отметить годовщину отмены рабства на Мартинике (которая является заморским департаментом Франции), Франция на Карибах), 22 мая в парижском театре «Олимпия» состоялся концерт, который открылся «скованными вместе барабанщиками» и включал выступления «рэперов африканского происхождения, таких как Док Гинеко , Стоми Багси , Арсеник и Хамед Дайе ». [10]
IAM также включает изображения, связанные с Древним Египтом. Некоторые члены группы взяли себе имена, отражающие это влияние. Например, член IAM Эрик Мазель носит имя Хеопс , имя строителя египетских пирамид. [16]
Влияние африканской музыки во французском хип-хопе также распространяется на использование африканских инструментов, таких как кора, балафон и нгони. Многие барабаны играют в музыке Африки и Карибского бассейна, например, «дербука из Северной Африки, джембе из Сенегала, барабаны гво ка из Гваделупы, барабаны беле из Мартиники и Доминики, зук , буйонная музыка и т. д.). [10] Смесь разнообразных традиционных африканских, карибских и других инструментов – вот что породило французский хип-хоп и сделало его особенным.
Сегодня Демократическая Республика Конго и ее глобальная диаспора, особенно в Бельгии и Франции, породили одних из самых крупных и быстрорастущих франкоязычных рэп-исполнителей. Традиционная конголезская музыка, в том числе на местном языке лингала, стала популярной во всем мире, в том числе благодаря артистам конголезского происхождения, таким как Тиакола, Даджу, Дамсо и GIMS, все из которых работали с конголезской певицей Фалли Ипупа.
Хип-хоп Французских Антильских островов
[ редактировать ]Хип-хоп Французских Антильских островов — это стиль хип-хоп музыки, зародившийся во французских департаментах Гваделупа и Мартиника в Карибском бассейне. Обычно на французском и антильском креольском языке хип-хоп Французских Антильских островов наиболее популярен на Французских Антильских островах и во Франции .
Сидни Дютей (родившийся Патрик Дютей в 1955 году в Аржантёе , Валь-д'Уаз ), более известный как Сидни, — французский музыкант, рэпер, ди-джей, теле- и радиоведущий. [17] ведущий и иногда актер гваделупского происхождения. Он хорошо известен во Франции благодаря своей связи с зарождением французской хип-хоп сцены.
Язык
[ редактировать ]Хотя хип-хоп во Франции находился под сильным влиянием американской хип-хоп культуры, тексты песен обычно остаются на французском языке. [18] Помимо английского, влияние других языков основано на устных традициях, таких как африканские гриоты , «разговоры» о Ямайке и блюзе. [6] [19] В текстах французской музыки обычно присутствуют каламбуры, игра слов и многозначительные фонетические комбинации. Такие артисты, как Боби Лапойнт, часто используют аллитерации, звукоподражания и каламбуры или двусмысленные тексты. Многие хип-хоп исполнители во Франции предпочитают диалект верлан , который основан на обратной стороне оригинальных французских слов. В некоторых случаях артисты читают рэп на нескольких языках, включая арабский, французский и английский. [20] Цель текстов, независимо от языка, - «популяризировать и дать выход гневу и разочарованию многих обездоленных, а иногда и подвергающихся жестокому обращению людей, а также защитить интересы беднейшего и наименее социально интегрированного сегмента французского общества». [18]
Французский хип-хоп выделяется своими «плавными, выразительными тонами языка, [которые] придают ему четкую индивидуальность в мире рэпа». [21] Во многих французских рэп-песнях используется верлан , который представляет собой сленг, в котором слова искажаются, переворачивая и комбинируя их. [6] Из-за этого даже франкоязычным слушателям сложно понять, что говорит ведущий. Несмотря на то, что иногда трудно полностью понять тексты, которые произносятся, рэперы все равно подвергаются критике за то, что вызывают насилие и беспорядки в обществе из-за их интенсивного послания о восстании против системы.
Говорят, что одним из самых интересных моментов во французском рэпе является идея о том, что «поэзия и философия очень ценятся во Франции, а во Франции их еще больше уважают». [8]
Дэвид Брукс утверждает, что французский рэп — это копия американского гангста-рэпа начала 1990-х. Однако его позиция подверглась критике со стороны Джоди Розена в его статье, которая развенчивает убеждение Брукса о том, что французская хип-хоп сцена - не более чем точная копия более ранних американских работ. [6]
Как и большая часть хип-хопа из США, многие французские исполнители хип-хопа используют этот жанр для решения насущных социальных проблем. Авторы книги «Арабский шум и ночи Рамадана: Рай , рэп и франко-магребская идентичность» заявляют, что французские рэперы читают рэп об «истории рабства, происхождении человечества в Африке, разрушении Европой африканских цивилизаций и борьбе за независимость, возглавляемой Фронтом» . О национальном освобождении ». [22] На компоненты их музыки в основном повлияли американские рэперы, но у них также есть свой собственный стиль, например, следование ритму своей культуры. И они читают рэп на своем языке, и их фонетические звуки время от времени различаются.
Поскольку Франция приняла хип-хоп, они уделили огромное внимание текстам. Они любят петь о любви и поэзии, а также любят читать рэп на французском диалекте. Французское правительство установило, что 40 процентов музыки, транслируемой по радио, должно быть на французском языке. [8] Хип-хоп — это способ для артистов выразить свои чувства. Точнее, хип-хоп, построенный на французских текстах, наложенных на традиционные брейк-биты и сэмплы. [11]
Влияние на поп-культуру
[ редактировать ]Образ пригорода , сравнимый с тем, что в Соединенных Штатах назвали бы «капюшоном » , распространился во французской поп-культуре в форме одежды, аксессуаров, отношения и, конечно же, хип-хоп музыки, которую он порождает. Это увлечение изображением пригорода также нашло свое отражение на большом экране в фильме «Б-13» . В этом фильме о боевых искусствах и боевиках показан несколько преувеличенный взгляд на то, каким будет один из худших пригородов (именно это в грубом переводе означает «banlieue») через 6 лет в будущем. В этом фильме можно найти почти все знаковые парадигмы, присущие образу гангстера в США. У нас есть множество наркотиков и оружия. У нас есть фигура Дона Корлеоне/ Лица со шрамом , который под влиянием достаточного количества своего собственного продукта считает себя непобедимым. Конечно, существует общее презрение к коррумпированной полиции и политикам, и, наконец, что не менее важно, существует несправедливое заключение главного героя. Вышеупомянутые черты содержали подсюжеты « Угрозы общества II». , Juice , Boyz n the Hood , Belly и New Jack City среди других фильмов, которые считаются ключевыми для культуры гангста-рэпа. Нельзя упускать из виду очевидные параллели, наблюдаемые в прославлении пригорода и своего «капюшона». Сходства в двух культурах свидетельствуют о том, что а) почти каждое хип-хоп движение возникло из необходимости и бунта. Оружие, наркотики и деньги бандитов, как правило, являются не следствием легкой жизни, а результатом борьбы, будь то воровство или гангстерство . Хип-хоп дает людям возможность наброситься на власть предержащих и в какой-то мере восстать против жизни, в которой они застряли. б) прославление пригородов также напоминает нам, что будут Всегда будьте потребительским рынком людей, не находящихся в борьбе, которые воспользуются привлекательностью изображения, не до конца его понимая.
Так как большая часть рэпа и хип-хопа в Соединенных Штатах говорит о деньгах, женщинах, оружии и т. д., рэп во Франции также в некоторой степени следует этому пути. Тем не менее, многие артисты по-прежнему читают рэп о своей связи с Африкой, культурой и отправкой важных сообщений. Однако хип-хоп во Франции приобретает тот же имидж, что и хип-хоп в Соединенных Штатах. Сейчас стали говорить о групповых драках и другой незаконной деятельности. Не только во Франции, но и во многих африканских странах играют и слышат французский хип-хоп. «Образы, стили и взгляды хип-хопа и гангста-рэпа настолько сильны, что оказывают гегемонистское влияние по всему миру». [6]
Брейк-данс
[ редактировать ]Сцена брейк-данса во Франции широко распространена, и некоторые французские бибои хорошо известны тем, что принимают участие в таких соревнованиях, как BOTY . Две самые известные команды из Франции — Vagabonds и Pockemon, обе выиграли BOTY. [23] [24]
Ссылки
[ редактировать ]- Крумм, Филипп и Жан-Пьер Расле. «Музыка регионов». 2000. В Бротоне, Саймон и Эллингем, Марк с МакКонначи, Джеймсом и Дуэйном, Орла (ред.), World Music, Vol. 1: Африка, Европа и Ближний Восток , стр. 103–113. Rough Guides Ltd, Penguin Books. ISBN 1-85828-636-0
- «Чувственный танец французского хип-хопа» . Люмпен . Проверено 23 августа 2005 г.
- ^ Оливер, Майкл (22 апреля 2020 г.). « Вам не рады: расовое разделение рэпа во Франции» . Хранитель . Проверено 11 марта 2021 г.
- ^ «Хип-хоп во французском стиле» . www.nytimes.com . Проверено 11 марта 2021 г.
- ^ Мегелли, Самир (2012). Между Нью-Йорком и Парижем: хип-хоп и транснациональная политика расы, культуры и гражданства . доктор философии Диссертация, Колумбийский университет. стр. 54–108.
- ^ Харгривз, Алек; МакКинни, Марк (18 октября 2013 г.). Постколониальные культуры во Франции . Рутледж. ISBN 978-1-136-18369-0 .
- ^ Брукс, Дэвид (10 ноября 2005 г.). «Гангста по-французски» . Нью-Йорк Таймс . Проверено 14 июня 2014 г.
- ^ Jump up to: а б с д и Розен, Джоди (10 ноября 2005 г.). «Дэвид Брукс против гангста-рэпа» . Сланец . Проверено 14 июня 2014 г.
- ^ Митчелл, Tony Global Noise Wesleyan University Press, Миддлтаун, Коннектикут, 2001 (стр. 12)
- ^ Jump up to: а б с д Шварц, Марк. «Планета Рок: Национальный хип-хоп супа». В «Истории хип-хопа Vibe» , под ред. Алан Лайт, 361–72. Нью-Йорк: Three Rivers Press, 1999.
- ^ Jump up to: а б с д «Франция» . Архив хип-хопа. 2 ноября 1945 года. Архивировано из оригинала 16 ноября 2012 года . Проверено 6 мая 2012 г.
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я Хеленон, Вероника. «Африка у них на уме: рэп, чернота и гражданство во Франции». В книге «Винил не финал: хип-хоп и глобализация черной популярной культуры» , под ред. Дипаннита Басу и Сидни Дж. Лемель, 151–66. Лондон; Анн-Арбор, Мичиган: Pluto Press . 20 апреля 2006 г.
- ^ Jump up to: а б Бо, Мари-Аньес (сентябрь 1996 г.). «Хип-хоп и рэп в Европе. Культура городских гетто» . Европейский музыкальный офис . Архивировано из оригинала 14 марта 2014 года . Проверено 14 июня 2014 г.
- ^ Дриссел, Дэвид (2009). «Гибридность хип-хопа для глокализованного мира: дискурсы африканской и мусульманской диаспоры во французской рэп-музыке» . Журнал глобальных исследований . 2 (3): 121–144. дои : 10.18848/1835-4432/CGP/v02i03/40634 . ISSN 1835-4432 .
Первоначально отражая широко распространенные страхи, опасения и сдержанные чаяния афроамериканской и латиноамериканской «молодежи из гетто» в Южном Бронксе Нью-Йорка 1970-х годов, хип-хоп в течение последних нескольких десятилетий распространился по всему миру.
- ^ Превос, Андре Дж. М. «Эволюция французской рэп-музыки и культуры хип-хопа в 1980-х и 1990-х годах». Французский обзор. Том. 69, № 5 (апрель 1996 г.), стр. 713–725.
- ^ «Africanhiphop.com Африканский хип-хоп» . Архивировано из оригинала 22 марта 2008 года . Проверено 29 марта 2008 г.
- ^ "Йо Ла Ла!" Подкаст французского рэпа и хип-хопа. 19 марта 2008 г.
- ^ RFI Musique - - Биография - IAM. Архивировано 17 марта 2008 г. в Wayback Machine.
- ^ Буасо, Розита (4 июня 2004 г.). «СИДНИ, посол хип-хопа» (требуется оплата) . Ле Монд (на французском языке) . Проверено 22 мая 2008 г.
Ведущий шоу «Рэппер, Дэппер, Снаппер», на Радио 7 в 1982 году, и «Хип-хоп».
- ^ Jump up to: а б Превос, Андре Ж. М. «Постколониальная популярная музыка во Франции: рэп-музыка и хип-хоп культура в 1980-х и 1990-х годах». В Global Noise: Рэп и хип-хоп за пределами США , 39–56. Мидлтаун: Издательство Уэслианского университета, 2001.
- ^ Бо, Мари-Агнес. «Хип-хоп и рэп в Европе». Архивировано 14 марта 2014 г. в Wayback Machine 1999. 20 марта 2008 г.
- ^ Мегелли, Самир. «Интервью с Юсефом (Интик)». В книге «Глобальная шифра: культура и сознание хип-хопа» , под ред. Джеймс Дж. Спейди, Х. Сами Алим и Самир Мегелли. 656-67. Филадельфия: Издательство Музея черной истории, 2006.
- ^ "Должен ли хип-хоп понести ответственность за беспорядки?" Джо Маггс, Telegraph.co.uk, 12 августа 2005 г.
- ^ Гросс, Дж.: «Арабский шум и ночи Рамадана: Рай, рэп и франко-магребийская идентичность», Антропология глобализации 3:1, стр. 20
- ^ «Победители квалификации Pockemon Crew Battle of the Year 2012 во Франции – результаты – All Street Dance» .
- ^ «Мировой финал битвы года: победители и результаты Vagabonds BOTY 2011 — All Street Dance» . 20 ноября 2011 г.
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Мартинес, Изабель Марк (2008). Французский рэп: эстетика и поэтика текстов (1990-1995) (на французском языке). Питер Лэнг. ISBN 9783039114825 .
- Маккаррен, Фелисия (30 мая 2013 г.). Французские движения: культурная политика хип-хопа . Издательство Оксфордского университета. ISBN 9780199939978 .
- Пиолет, Винсент (2017). Посмотрите своей молодости в глаза. Рождение французского хип-хопа 1980–1990 (на французском языке). Слово и все остальное. ISBN 978-2360542901 .
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Рэп во Франции - репортаж о французском рэпе