Туннель Темзы

Туннель Темзы — туннель под рекой Темзой в Лондоне, соединяющий Ротерхит и Уоппинг . Его размеры составляют 35 футов (11 м) в ширину, 20 футов (6,1 м) в высоту и 1300 футов (400 м) в длину, и он проходит на глубине 75 футов (23 м) ниже поверхности реки, измеренной во время прилива. Это первый известный туннель, успешно построенный под судоходной рекой. [1] [а] Он был построен между 1825 и 1843 годами Марком Брюнелем и его сыном Исамбардом с использованием туннельного щита , недавно изобретенного Брюнелем-старшим и Томасом Кокрейнами .
Туннель изначально предназначался для конных экипажей, но в основном использовался пешеходами и стал туристической достопримечательностью. В 1869 году он был преобразован в железнодорожный туннель для использования на линии Восточного Лондона , которая с 2010 года является частью сети лондонской надземной железной дороги, находящейся в собственности компании Transport for London .
История и развитие
[ редактировать ]Строительство
[ редактировать ]В начале XIX века возникла острая необходимость в новом сухопутном сообщении между северным и южным берегами Темзы, чтобы связать расширяющиеся доки на каждой стороне реки. Инженер Ральф Додд пытался, но безуспешно, построить туннель между Грейвсендом и Тилбери в 1799 году. [3]
Между 1805 и 1809 годами группа корнуоллских горняков, в том числе Ричард Тревитик , попыталась прорыть туннель дальше вверх по реке между Ротерхитом и Уоппингом / Лаймхаусом , но потерпела неудачу из-за сложных условий грунта. Шахтеры Корнуолла привыкли к твердым породам и не изменили свои методы работы при работе с мягкой глиной и зыбучим песком . Этот проект Арки Темзы был заброшен после того, как первоначальный пилотный туннель («ходняк») был дважды затоплен, когда было выкопано 1000 футов (300 м) из 1200 футов (370 м). [4] Его размеры составляли всего 2–3 фута (0,6–0,9 м) на 5 футов (1,5 м) и предназначались для стока более крупного туннеля для использования пассажирами. [5] Провал проекта Арки Темзы привел инженеров к выводу, что «подземный туннель невозможен». [6]
Англо-французский инженер Марк Брюнель отказался принять этот вывод. В 1814 году он предложил российскому императору Александру I план строительства тоннеля под рекой Невой в Санкт-Петербурге . Эта схема была отвергнута (вместо этого был построен мост), и Брюнель продолжил разрабатывать идеи новых методов прокладки туннелей. [3]
Закон о туннеле Темзы 1824 г. |
---|
В январе 1818 года Брюнель запатентовал туннельный щит , революционное достижение в технологии прокладки туннелей. В 1823 году Брюнель разработал план туннеля между Ротерхитом и Уоппингом, который будет прорыт с использованием его нового щита. Вскоре было найдено финансирование от частных инвесторов, в том числе от герцога Веллингтона , и в 1824 году была основана компания Thames Tunnel Company, реализация проекта началась в феврале 1825 года. [4]
Первым шагом было строительство большой шахты на южном берегу Ротерхита, в 150 футах (46 м) от берега реки. Его выкопали путем установки над землей железного кольца диаметром 50 футов (15 м). Поверх нее была построена кирпичная стена высотой 40 футов (12 м) и толщиной 3 фута (0,9 м), на которой возвышался мощный паровой двигатель для привода насосов раскопок. По оценкам, весь аппарат весил 1000 длинных тонн (1000 т). [3] Почва под острым нижним краем кольца была удалена вручную рабочими Брюнеля. Таким образом, весь вал постепенно погружался под собственным весом, разрезая мягкую землю, как формочка для печенья . [4]
Во время погружения вал застрял в одной точке, так как давление земли вокруг него прочно удерживало его на месте. Чтобы продолжить спуск, требовался дополнительный вес. В качестве временного груза было добавлено 50 000 кирпичей. Стало понятно, что проблема возникла из-за того, что стороны вала были параллельны. Спустя годы, когда была построена шахта Уоппинга, нижняя часть ее была немного шире, чем верхняя. Эта нецилиндрическая конусообразная конструкция гарантировала, что он не застрянет. К ноябрю 1825 года шахта Ротерхит была построена, и можно было начать прокладку туннелей. [4]

Туннельный щит, построенный на заводе Генри Модслея в Ламбете и собранный в шахте Ротерхита, стал ключом к строительству Брунелем туннеля Темзы. The Illustrated London News описала, как это работало:
Эти великие раскопки проводились с помощью мощного аппарата, называемого щитом, состоящего из двенадцати больших рам, лежащих близко друг к другу, как столько же томов на полке книжного шкафа, и разделенных на три этапа или этажей, то есть 36 камер-камер, каждая на одного рабочего, открытых сзади, но закрытых спереди подвижными досками. Передняя часть была прижата к земле, которую нужно было удалить, и рабочий, сняв одну доску, выкопал землю за ней на указанную глубину и положил доску на открытую новую поверхность. Доска тогда находилась перед камерой и удерживалась на своем месте подпорками; и, проделав таким образом все доски, каждую ячейку продвигали двумя винтами, одним у ее головы, а другим у ее подножия, которые, упираясь в готовую кирпичную кладку и поворачиваясь, толкали ее вперед, в освободившееся пространство. Затем продвинулась другая группа дивизий. Как шахтеры работали на одном конце ячейки, так каменщики формировали на другом верх, бока и низ. [7]
Каждый из двенадцати шпангоутов щита весил более 7 LT (7,1 т). [5] Ключевым нововведением туннельного щита была поддержка необлицованного грунта впереди и вокруг него, чтобы снизить риск обрушения. Однако многие рабочие, в том числе и сам Брюнель, вскоре заболели из-за плохих условий, вызванных грязными сточными водами, просачивающимися из реки наверху. Эти сточные воды выделяли газ метан, который загорался от масляных ламп шахтеров. Когда в апреле 1826 года местный инженер Джон Армстронг заболел, сын Марка Изамбард Кингдом Брюнель занял его место в возрасте 20 лет. [ нужна ссылка ]
Работа шла медленно, продвигаясь всего на 1–8 футов (0,3–2,4 м) в неделю. Чтобы получить доход от туннеля, директора компании разрешили экскурсантам увидеть щит в действии. За приключение они брали шиллинг, и каждый день этой возможностью воспользовались примерно 600–800 посетителей.
Раскопки были опасными. Туннель внезапно затоплен 18 мая 1827 года после того, как было вырыто 549 футов (167 м). [4] Изамбард Кингдом Брюнель спустил с лодки водолазный колокол, чтобы заделать дыру на дне реки, бросив мешки, наполненные глиной, в пролом в крыше туннеля. После ремонта и осушения туннеля он устроил в нем банкет.
Закрытие
[ редактировать ]Шесть человек погибли, когда туннель снова затопило в следующем году, 12 января 1828 года, всего через четыре дня после визита дона Мигеля , который вскоре стал регентом Португалии. Самому Исамбарду чрезвычайно повезло пережить наводнение. Шестеро мужчин направились к главной лестнице, поскольку было известно, что запасной выход был заперт. Вместо этого Исамбард направился к запертому выходу. Подрядчик по имени Бимиш услышал его там и выломал дверь, а Исамбарда, находящегося без сознания, вытащили и оживили. [8] Его отправили в Брислингтон, недалеко от Бристоля, для выздоровления. Там он услышал о конкурсе на строительство того, что впоследствии стало Клифтонским подвесным мостом .
Завершение
[ редактировать ]

В декабре 1834 года Марку Брюнелю удалось собрать достаточно денег, включая ссуду в размере 247 000 фунтов стерлингов от Казначейства , для продолжения строительства. [4]
Начиная с августа 1835 года старый проржавевший щит был разобран и вывезен. К марту 1836 года новый щит, улучшенный и более тяжелый, был собран на месте, и растачивание возобновилось. [5]
В 1835 году итальянский поэт Джакомо Леопарди пародировал строительство Темзского тоннеля в строках 126–129 стихотворения «Палинодия аль Маркезе Джино Каппони» . [9]
Препятствование дальнейшим наводнениям (23 августа и 3 ноября 1837 г., 20 марта 1838 г., 3 апреля 1840 г.) [5] пожары и утечки метана и сероводорода , остальная часть туннеля была завершена в ноябре 1841 года, спустя еще пять с половиной лет. Из-за значительных задержек и неоднократных наводнений туннель стал предметом столичного юмора:
Добрый месье Брюнель.
Пусть мизантропия расскажет
Что твоя работа, наполовину завершенная, начата плохо;
Не обращай на них внимания, унеси
Сквозь гравий и глину,
Не сомневайтесь в успехе вашего Туннеля.
Тот самый несчастный случай,
Когда Темза пробила брешь,
И сделал его пригодным для выдры,
Доказал, что ваша схема
Не дешевая мечта;—
Они не могут сказать: «Это никогда не выдержит ».- Джеймс Смит, «Туннель Темзы», в «Мемуарах, письмах и комических сборниках в прозе и стихах покойного Джеймса Смита» , с. 185, Х. Колберн, 1840 г.
В 1841–1842 годах Туннель Темзы был оборудован освещением, дорогами и винтовыми лестницами. Машинное отделение на стороне Ротерхита, в котором сейчас находится музей Брюнеля , также было построено для размещения оборудования для осушения туннеля. Туннель был наконец открыт для публики 25 марта 1843 года. [4]
Использование пешеходов
[ редактировать ]
Хотя это был триумф гражданского строительства, туннель Темзы не имел финансового успеха. Его раскопки обошлись в 454 000 фунтов стерлингов и еще в 180 000 фунтов стерлингов на обустройство, что намного превышает первоначальную смету. [3] Предложения расширить вход для размещения колесных транспортных средств провалились из-за стоимости, и им пользовались только пешеходы. Он стал главной туристической достопримечательностью, привлекающей около двух миллионов человек в год, каждый из которых платил за проход пенни. [10] и стал предметом популярных песен. Американский путешественник Уильям Аллен Дрю заметил, что «Никто не поедет в Лондон, не посетив Туннель», и назвал его « восьмым чудом света ». [10] Когда он увидел его своими глазами в 1851 году, он заявил, что «несколько разочаровался в нем», но все же оставил яркое описание его интерьера, который больше напоминал подземный рынок, чем транспортную артерию:
Среди кварталов зданий [в Уоппинге], отделяющих улицу от реки, мы замечаем восьмиугольное мраморное здание. Мы входим через одну из нескольких больших дверей и оказываемся в ротонде диаметром пятьдесят футов, пол которой выложен мозаикой из синего и белого мрамора. Стены оштукатурены , вокруг них стоят стенды для продажи газет, брошюр, книг, кондитерских изделий, пива и т. д. На берегу ротонды у реки стоит что-то вроде сторожевой сауны, в которой сидит толстый мытарь или сборщик налогов. Перед ним медный турникет, через который вам разрешается пройти, заплатив ему пенни, и, войдя в дверь, вы начинаете спускаться в шахту по очень длинным мраморным ступеням, которые спускаются на широкую платформу, откуда который следующая серия шагов спускается в противоположном направлении. Стены шахты круглые, отделаны лепниной и увешаны картинами и другими любопытными предметами. Вы останавливаетесь на несколько мгновений на первой платформе и слушаете ноты огромного органа, занимающего часть ее, издающего прекрасную музыку.
Вы продолжаете свое путешествие вниз, пока не достигнете следующего этажа или мраморной платформы, где вы обнаружите другие любопытные объекты, которые привлекут ваше внимание, пока вы останавливаетесь для отдыха. И таким образом вы спускаетесь вниз – вниз – на дно шахты в восемьдесят футов; тем временем стены были усеяны картинами, статуями или гипсовыми фигурами и т. д. Придя вниз, вы попадаете в ротонду, соответствующую той, в которую вы вошли с улицы, круглую комнату, с мраморным полом, пятьдесят футов в диаметре. У стен есть ниши, в которых есть всевозможные приспособления для получения денег: от египетских некромантов и гадалок до танцующих обезьян. Комната освещена газом и блестящая.
Теперь посмотрите на туннель Темзы перед вами. Он состоит из двух красивых арок, простирающихся до противоположного берега реки. Каждая из этих арок содержит дороги шириной четырнадцать футов и высотой двадцать два фута, а также дорожки для пешеходов шириной три фута. Туннель, судя по всему, хорошо вентилировался, поскольку воздух не казался ни сырым, ни спертым. Перегородка между этими арками, проходящая по всей длине Тоннеля, разрезана на поперечные арки , ведущие от одной дороги к другой. Всего их может быть пятьдесят, и они оформлены в магазины галантерейных товаров и игрушек самым богатым образом – с полированными мраморными прилавками, гобеленовыми подкладками, позолоченными полками и зеркалами, благодаря которым все кажется двойным. Дамы в модных платьях и с улыбающимися лицами ждут внутри и не пропускают ни одного джентльмена, не дав ему возможности купить какую-нибудь красивую вещь, чтобы унести ее домой как память о туннеле Темзы. Арки освещены газовыми горелками, что делает их яркими, как солнце; а проспекты всегда заполнены движущейся толпой мужчин, женщин и детей, изучающих структуру Туннеля или рассматривающих модные товары, игрушки и т. д., выставленные арочными девушками под этими арками. [...] Невозможно пройти, не купив какой-нибудь редкости. Большинство статей имеют пометку «Куплено в туннеле Темзы» — «подарок из туннеля Темзы». [10]
Другие мнения о туннеле были более негативными; некоторые считали его прибежищем проституток и «тоннельных воров», которые прятались под его сводами и грабили прохожих. [11] Американский писатель Натаниэль Хоторн посетил его через несколько лет после Дрю и написал в 1855 году, что туннель:
[...] представлял собой арочный коридор, по-видимому, бесконечной длины, мрачно освещенный струями газа через равные промежутки [...] Есть люди, которые проводят там свою жизнь, я полагаю, редко или никогда, видя любой дневной свет, кроме возможно, немного утром. На всем протяжении этого коридора, в маленьких нишах, расположены прилавки магазинов, которые держат в основном женщины, которые, когда вы приближаетесь, сквозь сумерки видны, предлагающие на продажу [...] разнообразную безделушку [...] Итак Что касается нынешнего использования туннеля, то он полностью провален.
Переоборудование в железнодорожный туннель
[ редактировать ]Закон о туннеле Темзы 1866 г. |
---|


Туннель был куплен в сентябре 1865 года за 800 000 фунтов стерлингов. [12] (эквивалент 97 миллионов фунтов стерлингов в 2023 году) [13] Ист -Лондонской железнодорожной компанией, консорциумом шести магистральных железных дорог, которые стремились использовать туннель для обеспечения железнодорожного сообщения для товаров и пассажиров между Уоппингом (а позже Ливерпуль-стрит ) и линией Южного Лондона . Большая высота туннеля, возникшая в результате первоначального намерения архитекторов разместить конные экипажи, также обеспечила достаточную ширину погрузки для поездов.
Инженером линии был сэр Джон Хокшоу , который вместе с У.Х. Барлоу также был известен капитальной реконструкцией и завершением давно заброшенного Клифтонского подвесного моста Исамбарда Брюнеля в Бристоле, строительство которого было завершено в 1864 году. [14]
Первый поезд прошёл по туннелю 7 декабря 1869 года. [4] В 1884 году заброшенная строительная шахта туннеля к северу от реки была перепрофилирована под станцию Уоппинг .
Ист-Лондонская железная дорога позже была поглощена лондонским метрополитеном , где она стала линией Ист-Лондона . Он продолжал использоваться для грузовых перевозок даже в 1962 году. Во времена метрополитена туннель Темзы был старейшим подземным участком инфраструктуры метро.
Планировалось построить переход между линией Восточного Лондона и продолжением линии Джубили на станции Canada Water . Поскольку строительство потребовало временного закрытия линии Ист-Лондон, было решено воспользоваться этой возможностью для проведения долгосрочного технического обслуживания туннеля, и поэтому в 1995 году линия Ист-Лондон была закрыта, чтобы можно было продолжить строительство и техническое обслуживание. Предлагаемый метод ремонта туннеля заключался в том, чтобы герметизировать его от протечек путем « торкретирования » его бетоном, стирая его первоначальный внешний вид, что вызвало разногласия, которые привели к ожесточенному конфликту между лондонским метрополитеном, который хотел завершить работу как можно быстрее и дешевле, чем возможно, и архитектурные интересы, желающие сохранить внешний вид туннеля. Архитектурные интересы победили: 24 марта 1995 года туннель был внесен в список категории II * , в день, когда в лондонском метрополитене было запланировано начало долгосрочных работ по техническому обслуживанию. [15] [16] [17]
После соглашения оставить необработанным небольшой участок на одном конце туннеля и более благожелательного отношения к остальной части туннеля работы продолжились, и маршрут вновь открылся – гораздо позже, чем первоначально предполагалось – в 1998 году. Туннель снова закрылся с 23 декабря 2007 года, чтобы разрешить прокладку пути и смену сигнализации на продлении линии Восточного Лондона . В результате работ по расширению туннель стал частью нового лондонского надземного метро . После открытия 27 апреля 2010 года он снова использовался магистральными поездами.
Влияние
[ редактировать ]Строительство Тоннеля Темзы показало, что подводные туннели действительно можно строить, несмотря на прежний скептицизм многих инженеров. В последующие десятилетия в Великобритании было построено несколько новых подводных туннелей: метро Tower в Лондоне; Севернский туннель под рекой Северн ; и железнодорожный туннель Мерси под рекой Мерси . Позже туннельный щит Брюнеля был усовершенствован, причем Джеймс Генри Грейтхед особенно важную роль в разработке технологии сыграл .
В 1991 году Туннель Темзы был признан международным историческим памятником гражданского строительства Американским обществом инженеров-строителей и Институтом инженеров-строителей . [18]
В 1995 году туннелю был присвоен уровень II* в знак признания его архитектурного значения. [4] [16]
Посещение
[ редактировать ]
Неподалеку, в Ротерхите, машинное отделение Брюнеля (построенное для размещения дренажных насосов) открыто для посетителей как Музей Брюнеля .
В 1860-х годах, когда по туннелю начали ходить поезда, входная шахта Ротерхита использовалась для вентиляции. Лестницу убрали, чтобы снизить риск возгорания. В 2011 году бетонный плот был построен у подножия шахты, над путями, когда туннель был модернизирован для сети лондонского надземного транспорта. Это пространство со стенами, почерневшими от дыма паровозов, является частью музея и иногда служит концертной площадкой, а иногда и баром. На вершине шахты разбит сад. [19] В 2016 году вестибюль открылся как выставочное пространство с лестницей, ведущей в шахту впервые за более чем 150 лет. [20]
См. также
[ редактировать ]Примечания
[ редактировать ]- ↑ Несмотря на то, что это первый туннель, который , как известно , был успешно построен под судоходной рекой, вавилоняне, возможно, построили Евфратский туннель почти 4000 лет назад. [2]
Ссылки
[ редактировать ]- ^ «Тоннель Темзы» . Музей Брюнеля. Архивировано из оригинала 9 октября 2013 года . Проверено 26 ноября 2012 г.
- ^ Браун, Малкомн В. (2 декабря 1990 г.). «Бурение туннелей, старое, как Вавилон, теперь становится безопаснее» . Нью-Йорк Таймс . Архивировано из оригинала 25 сентября 2017 года . Проверено 18 февраля 2017 г.
- ^ Jump up to: а б с д Джон Тимбс, Истории изобретателей и первооткрывателей в области науки и полезных искусств , стр. 287, Кент, 1860 г.
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я Денис Смит, «Лондон и долина Темзы», с. 17 лет, Томас Телфорд, 2001 г.
- ^ Jump up to: а б с д «Туннель Брюнеля» 2006 г., ISBN 0-9504361-2-7
- ^ Натан Аасенг, Строительство: строительство невозможного , с. 28, Оливер Пресс, Инк., 1999 г.
- ^ Иллюстрированные лондонские новости , 25 марта 1843 г.
- ^ Мэггс, Колин Г. (2016). Изамбард Кингдом Брюнель: Жизнь инженерного гения . Страуд: Издательство Amberley. стр. 47–49. ISBN 978-1-4456-4065-5 .
- ^ Леопарди, Джакомо (1835). Песни .
- ^ Jump up to: а б с Уильям Аллен Дрю, Взгляды и собрания во время путешествия и посещения Лондона и великой выставки летом 1851 года , стр. 242–249. Хоман и Мэнли, 1852 г.
- ^ Сьюзен Селлерс / Сью Роу, Кембриджский компаньон Вирджинии Вульф , стр. 195. Издательство Кембриджского университета, 2000.
- ^ «Железнодорожные и другие компании, Восточный Лондон». Таймс . Лондон. 2 сентября 1869 г.
- ^ Великобритании Данные по инфляции индекса розничных цен основаны на данных Кларк, Грегори (2017). «Годовой ИРЦ и средний заработок в Великобритании с 1209 года по настоящее время (новая серия)» . Измерительная ценность . Проверено 7 мая 2024 г.
- ^ Бомонт, Мартин (2015). Сэр Джон Хокшоу 1811–1891 гг . Железнодорожное общество Ланкашира и Йоркшира. стр. 68–69, 108–111. ISBN 978-0-9559467-7-6 . Архивировано из оригинала 30 июля 2007 года . Проверено 5 мая 2017 г.
- ^ Круикшанк, Дэн (22 марта 1995 г.). «Великая Скука в свое время – забытая жемчужина в наше» . Независимый . Лондон. Архивировано из оригинала 25 сентября 2015 года . Проверено 15 сентября 2017 г.
- ^ Jump up to: а б Историческая Англия . «Туннель Темзы (1242119)» . Список национального наследия Англии . Проверено 8 августа 2009 г.
- ^ Дойл, Н. (1995). «Объявление в последнюю минуту для туннеля Темзы» . Новый инженер-строитель (NCE) (1122): 4–5. Архивировано из оригинала 21 мая 2014 года.
- ^ Роджерс, Джерри Р. (26 апреля 2012 г.). И. К. Брюнель (1806-1859) и его обширный вклад в британское гражданское строительство: Видео из жизни Брюнеля . Всемирный конгресс по окружающей среде и водным ресурсам, 2011 г. doi : 10.1061/41173(414)196 .
- ^ «Внутри шахты туннеля Темзы Брюнеля» . blogs.nature.com . 15 февраля 2011 года. Архивировано из оригинала 14 июля 2014 года . Проверено 28 июля 2021 г.
- ^ «Туннель Темзы Брюнеля (и случайный бордель) становится новым пространством искусства» . Хранитель . 15 апреля 2016 года. Архивировано из оригинала 15 апреля 2016 года . Проверено 15 апреля 2016 г.
Внешние ссылки
[ редактировать ]
- «Краткая история снежной эпохи» Школа общественного здравоохранения Калифорнийского университета в Лос-Анджелесе.
- Музей Брюнеля . Музей расположен в Ротерхите, Лондон, в здании, в котором находились насосы, поддерживающие сухость туннеля Темзы.
- Туннель Темзы Брюнеля BBC News - Слайд-шоу изображений туннеля Темзы
- Самый старый подводный туннель Лондона. Архивировано 8 июля 2010 года в Wayback Machine - слайд-шоу от журнала Life.
- Туннель Темзы: книга о туннелях Flickr, 23 мая 2006 г. - Фотографии рекламной книги, посвященной открытию туннеля.
- Туннель Темзы. Архивировано 13 ноября 2013 г. на портале Wayback Machine Brunel.
- Карта Уэппинга , опубликованная в 1882 году, на самом деле обозначает туннель .
- Фотосет туннеля Темзы Flickr, 12–13 марта 2010 г.
- Фотографии линии Ист-Лондон и туннеля Темзы, заархивированные 14 апреля 2016 года в Wayback Machine, еще в лондонском метро.
- Туннель Темзы: редкий доступ к «восьмому чуду света» – BBC News (26 мая 2014 г.) – краткая «история в горшке» (2-минутное видео, снятое в туннеле)
- Thames Tunnel Company (1836 г.) Объяснение работ туннеля под Темзой от Ротерхита до Уоппинга. Архивировано 30 мая 2015 г. в Wayback Machine - цифровое факсимиле из библиотеки Линды Холл.
51 ° 30'11 ″ с.ш. 00 ° 03'16 ″ з.д. / 51,50306 ° с.ш. 0,05444 ° з.д.
- Туннели построены в 1843 году.
- Железнодорожные туннели в Лондоне
- Транспорт в лондонском районе Саутварк
- Транспорт в лондонском районе Тауэр-Хамлетс
- Туннели под рекой Темзой
- Работы Изамбарда Кингдома Брюнеля
- Лондонский надземный транспорт
- Туннели, внесенные в список категории II *
- Исторические достопримечательности гражданского строительства
- Ротерхит
- Уэппинг
- 1843 заведения в Англии
- Памятники категории II * в лондонском районе Саутварк.
- Памятники категории II * в лондонском районе Тауэр-Хамлетс.
- Пешеходные туннели в Соединенном Королевстве