Jump to content

Фотограмма

(Перенаправлено с Rayographs )
Фотограмма ряда объектов, связанных с фотографией.
Фотограмма с почвой и растениями.

Фотограмма изображение , — это фотографическое полученное без камеры путем помещения объектов непосредственно на поверхность светочувствительного материала, такого как фотобумага , а затем подвергания их воздействию света.

Обычным результатом является негативное теневое изображение, на котором видны изменения тона в зависимости от прозрачности используемых объектов. Области бумаги, не получившие света, кажутся белыми; те, которые подвергаются воздействию в течение более короткого времени или через прозрачные или полупрозрачные предметы, кажутся серыми, [ 1 ] в то время как полностью экспонированные области на окончательном отпечатке будут черными.

Эту технику иногда называют безкамерной фотографией . [ 2 ] [ 3 ] [ 4 ] Его использовал Ман Рэй в своих рентгенографиях . Среди других художников, экспериментировавших с этой техникой, — Ласло Мохой-Надь , Кристиан Шад (который называл их «Шадографами»), Имоджен Каннингем и Пабло Пикассо . [ 5 ]

Вариации метода также использовались в научных целях, в теневых исследованиях потока в прозрачных средах, в высокоскоростной шлирен-фотографии и в медицинской рентгенографии .

Термин «фотограмма» происходит от сочетания формы фото- ( φωτω- ) древнегреческого phôs ( φῶς , «свет») и древнегреческого суффикса -gramma ( -γραμμα ), от grámma (γράμμα, «письменный знак, буква, то, что нарисован»), от gráphō ( γράφω , «царапать, царапать, пасти»).

Одна из сделанная Анной Аткинс . цианотипических фотограмм травы овсяницы,

Предыстория

[ редактировать ]

Феномен тени издавна возбуждал человеческое любопытство и вдохновлял на художественное представление, как это записано Плинием Старшим : [ 6 ] и различные формы игры теней с I тысячелетия до нашей эры. [ 7 ] [ 8 ] Фотограмма, по сути, является средством, с помощью которого падение света и тени на поверхность может быть автоматически зафиксировано и сохранено. [ 9 ] [ 3 ] Для этого требовалось вещество, которое реагировало бы на свет. С 17 века фотохимические реакции постепенно наблюдались или открывались в солях серебра, железа, урана и хрома. В 1725 году Иоганн Генрих Шульце первым продемонстрировал временный фотографический эффект в солях серебра , подтвержденный Карлом Вильгельмом Шееле в 1777 году. [ 10 ] который обнаружил, что фиолетовый свет вызывает наибольшую реакцию в хлориде серебра . Хамфри Дэви и Томас Веджвуд. Об этом сообщили [ 11 ] что они создавали временные изображения путем размещения трафаретов/источников света на фотосенсибилизированных материалах, но не имели средств для фиксации (сделания постоянных) изображений. [ 12 ]

Девятнадцатый век

[ редактировать ]

Первыми фотонегативами были фотограммы (хотя первая постоянная фотография была сделана фотоаппаратом Нисефором Ньепсом ). Уильям Генри Фокс Талбот назвал эти рисунки фотогеничными , которые он делал, помещая листья или кусочки кружева на сенсибилизированную бумагу, а затем оставляя их на открытом воздухе в солнечный день для экспонирования. В результате получился темный фон с белым силуэтом размещенного объекта. [ 13 ]

В 1843 году Анна Аткинс выпустила книгу под названием « Британские водоросли: впечатления от цианотипии в рассрочку»; первый, иллюстрированный фотографиями. Все изображения представляли собой фотограммы ботанических образцов, в основном морских водорослей, которые она сделала с использованием сэра Джона Гершеля , процесса цианотипирования который дает синие изображения. [ 14 ]

Модернизм

[ редактировать ]

Фотограммы и художники, работавшие с этой средой, участвовали или внесли свой вклад в несколько изученных / разграниченных движений современного искусства , таких как дадаизм. [ 15 ] [ 16 ] [ 17 ] и конструктивизм , [ 18 ] [ 19 ] и в архитектуре в формалистических разборах Баухауза. [ 20 ] [ 21 ]

Относительная простота доступа (отсутствие необходимости в камере и, в зависимости от носителя, темной комнате ) и, возможно, интерактивность до такой степени, что возникает ощущение случайности. [ 22 ] природа создания фотограмм [ 23 ] позволил Кристиану Шаду провести эксперименты по абстракции еще в 1918 году, [ 24 ] Ман Рэй в 1921 году и Мохой-Надь в 1922 году. [ 25 ] через дематериализацию и искажение, слияние и взаимопроникновение форм, уплощение перспективы.

«Шедографы» Кристиана Шада

[ редактировать ]

В 1918 году эксперименты Кристиана Шада с фотограммой были вдохновлены дадаизмом: он создавал фотограммы из случайного расположения выброшенных предметов, которые он собрал, таких как порванные билеты, квитанции и тряпки. Некоторые утверждают, что он был первым, кто превратил это в искусство, опередив Ман Рэя и Ласло Мохой-Надя по крайней мере на год или два. [ 26 ] и один был опубликован в марте 1920 года в журнале Dadaphone. [ 27 ] Тристан Цара , назвавший их «Шадографами». [ 28 ]

«Рентгенограммы» Ман Рэя

[ редактировать ]
Ман Рэй, 1922, Рентген без названия, серебряно-желатиновая фотография, 23,5 х 17,8 см.

Фотограммы использовались в 20 веке рядом фотографов, в частности Маном Рэем, чьи «рентгенографии» также получили название от лидера дадаизма Цары. [ 28 ] Рэй описал свое (повторное) открытие этого процесса в своей автобиографии 1963 года; [ 29 ]

«Снова ночью я проявлял последние экспонированные пластинки; на следующую ночь я приступил к их печати. ​​Помимо лотков и химических растворов в бутылях, стеклянной градуировки и термометра, коробки фотобумаги, мое лабораторное оборудование было пустым. К счастью, мне пришлось делать только контактные отпечатки с пластинок. Я просто положил стеклянный негатив на лист светочувствительной бумаги на стол, при свете своего маленького красного фонарика включил лампочку, свисавшую с потолка. в течение нескольких секунд и проявлял отпечатки. Именно во время создания этих отпечатков я наткнулся на свой метод рентгенографии, или безкамерные фотографии, в лоток для проявки попал один лист фотобумаги - неэкспонированный лист, который был смешан с уже экспонированными. под негативы - я сделал сначала несколько своих экспозиций, потом проявил их вместе - и тщетно прождав пару минут появления изображения, жалея макулатуру, машинально поместил небольшую стеклянную воронку, градуировку и термометр в подносе на смоченной бумаге я включил свет: перед глазами стало формироваться изображение, не совсем простой силуэт предметов, как на прямой фотографии, а искаженное и преломленное стеклом, более или менее соприкасающимся с бумаге и выделяется на черном фоне, а часть непосредственно подвергается воздействию света. Я вспомнил, как был мальчиком, помещая листья папоротника в рамку для печати с пробной бумагой, выставляя ее на солнечный свет и получая белый негатив листьев. Это была та же идея, но с добавленной трехмерностью и тональной градацией».

Продолжительность: 11 секунд.
Рентографы в отрывке из книги « Возвращение к разуму» (1923)

В своих фотограммах Ман Рэй создавал комбинации объектов — расческу, спираль из вырезанной бумаги, французскую кривую архитектора — одни узнаваемые, другие трансформированные, символизируя отказ дадаизма от «стиля», подчеркивая случайность и абстракцию. [ 16 ] Он опубликовал подборку этих рентгенограмм под названием Champs délicieux в декабре 1922 года со вступительным словом Цары. В его фильме 1923 года Le Retour à la Raison («Возвращение к разуму») техника рентгенографии адаптируется к движущимся изображениям. [ 30 ]

Другие художники 20 века

[ редактировать ]

В 1930-х годах такие художники, как Теодор Рошак и Пит Цварт фотограммы делали . Луиджи Веронези соединил фотографическое изображение с маслом на холсте в крупномасштабных цветных изображениях, подготовив светочувствительный холст, на котором в темноте размещал объекты для экспонирования и последующей фиксации. [ 31 ] Формы стали матрицей для абстрактной картины, к которой он применил цвет и добавил нарисованные геометрические линии для усиления динамики, выставив их в галерее L'Equipe в Париже в 1938–1939 годах. [ 32 ] [ 33 ] Бронислав Шлабс, Жюльен Куломье, Анджей Павловский и Бексинки были художниками-фотографистами в 1940-х и 1950-х годах; Хайнц Хайек-Хальке и Курт Вендландт с их световой графикой 1960-х годов; Лина Коларова, Рене Мехлер, Деннис Оппенгейм и Андреас Мулас в 1970-е годы; и Томи Себальос , Каре Магнол, Андреас Мюллер-Поле и Флорис М. Нойсюсс в 1980-х годах. [ 28 ]

Современный

[ редактировать ]

Известными современными художниками, широко известными использованием фотограмм, являются Адам Фусс , [ 34 ] Сьюзен Дергес , Кристиан Марклей и Карен Эми Финкель Фишоф [ 35 ] [ 36 ] [ 37 ] [ 38 ] [ 39 ] которая оцифровала и отчеканила свои фотограммы в виде NFT . Молодые художники по всему миру [ 40 ] продолжайте ценить материальность техники в эпоху цифровых технологий. [ 41 ] Маврикийская художница Одри Альберт использует безкамерные методы, чтобы соединить материальную культуру с современной идентичностью жителей острова Чагос . [ 42 ] [ 43 ] [ 44 ]

Процедура

[ редактировать ]

Обычный подход к созданию фотограммы состоит в том, чтобы использовать темную комнату и увеличитель и действовать так же, как при изготовлении обычного отпечатка, но вместо использования негатива размещать объекты поверх листа фотобумаги для экспонирования под лампой фотоувеличителя. которым можно управлять с помощью переключателя таймера и элементов управления диафрагмой. Это даст результат, похожий на изображение слева; [ 45 ] поскольку увеличитель излучает свет через апертуру объектива, тени даже высоких объектов, таких как мензурка, стоящих вертикально на бумаге, останутся резкими; тем более при меньших диафрагмах.

Затем отпечаток обрабатывается , промывается и сушится. [ 46 ]

Генерация фотограммы: свет широкого источника (1) освещает объекты (2 и 3), расположенные непосредственно перед листом светочувствительной бумаги. В зависимости от расстояния объекта до бумаги и свойств света, излучаемого источником света, тени объекта выглядят более жёсткими (7) или более мягкими (5). Области бумаги, находящиеся в полной тени (6), остаются белыми; они становятся серыми (8), если предметы прозрачны или полупрозрачны (9); области, полностью подвергающиеся воздействию света (4), затемняются. Свет от точечного источника (например, увеличителя с небольшой диафрагмой) будет отбрасывать резкие тени.

На этом этапе изображение будет похоже на негатив, на котором тени белые. Контактная печать на свежем листе фотобумаги изменит тона, если требуется более натуралистичный результат, чего можно добиться, сделав первоначальный отпечаток на пленке. [ 47 ]

Однако существуют и другие способы создания фотограмм, и их разработка является частью творческого процесса. Алиса Лекс-Нерлингер использовала традиционный подход темной комнаты при создании фотограмм как вариацию своих трафаретных картин с аэрографией. [ 48 ] поскольку свет, проникающий через полупрозрачную бумагу, из которой она вырезала свои картины, печатал разнообразную текстуру, которую она иначе не могла бы получить.

Другим компонентом этой среды является используемый источник или источники света. [ 49 ] Широкий источник света создаст нюансы тени; тень, полутень и антумбра , как показано на прилагаемой диаграмме.

Фотограммы можно делать на открытом воздухе, если фотографическая эмульсия достаточно медленная, чтобы это позволить. Прямой солнечный свет является точечным источником света (как у фотоувеличителя), а облачная погода дает мягкие тени вокруг трехмерных объектов, помещенных на светочувствительную поверхность. Процесс цианотипирования («чертежи»), подобный тому, который использовала Анна Аткинс (см. выше), является медленным и достаточно нечувствительным, поэтому фиксация отпечатка на бумаге, ткани, дереве или других опорах может выполняться в приглушенном свете в помещении. Воздействие на открытом воздухе может занять несколько минут в зависимости от условий, и его прогресс можно оценить путем осмотра по мере потемнения покрытия. « Бумага для печати » или другой материал для печати при дневном свете, такой как бихромат камеди, также могут обеспечивать воздействие на открытом воздухе. Кристиан Шад просто клал трамвайные билеты и другую однодневку под стекло на бумаге для распечатки на подоконнике для экспонирования. [ 26 ]

Обычные монохромные, цветные или прямопозитивные фотоматериалы можно экспонировать в темноте с помощью вспышки, как это делает Адам Фасс в своих фотограммах, на которых запечатлено движение ползущего ребенка или угря на мелководье. Сьюзан Дергес точно так же фиксирует водные течения, а Гарри Нанкин [ 50 ] погрузил большие листы монохромной фотобумаги на кромку моря и установил над ним вспышку на специально сконструированном штативе большого размера, чтобы запечатлеть действие волн и водорослей, омывающих поверхность бумаги. В 1986 году Флорис Нойсюсс начал свою работу Nachtbilder («Ночные фотографии»), освещенные молниями. [ 51 ]

Другие варианты включают использование света телевизионного экрана или дисплея компьютера и прижатие светочувствительной бумаги к поверхности. Несколько источников света или экспонирование с несколькими вспышками света или перемещение источника света во время экспонирования, проецирование теней от источника света под малым углом и использование последовательных экспозиций при перемещении, удалении или добавлении теней создают множество теней различного качества. [ 49 ]

Список известных фотографов, использующих фотограммы

[ редактировать ]

См. также

[ редактировать ]
  • Люминограмма - фотограмма с использованием только света без объектов.
  • Шлирен-фотография — свет фокусируется с помощью линзы или зеркала, а в фокусе помещается острие ножа для создания градуированных теней потока и волн в прозрачных средах, таких как воздух, вода или стекло.
  • Теневая фотография - как и шлирен-фотография, но без острия, выявляет неоднородности в прозрачных средах.
  • Хемиграм - безкамерный метод с использованием фотографической (и другой) химии света.
  • Neues Sehen – фотодвижение Ласло Мохой-Надя «Новое видение»
  • Cliché verre – техника полуфотографической печати с использованием негатива, созданного путем рисунка.
  • Анимация, нарисованная на пленке - техника клише-верре, при которой эмульсия кинопленки царапается и рисуется покадрово.
  • Цианотипия - процесс фотопечати, при котором получается бирюзово-синий отпечаток.
  • Кирлиан-фотография - фотографические методы, используемые для съемки явления электрических корональных разрядов.
  1. ^ Лэнгфорд, Майкл (1999). Базовая фотография (7-е изд.). Оксфорд: Focal Press. ISBN  0-240-51592-7 .
  2. ^ Перейти обратно: а б Батчен, Джеффри (2016), Батчен, Джеффри (редактор), Эманации: искусство фотографии без камеры , DelMonico Books, ISBN  978-3-7913-6646-3
  3. ^ Перейти обратно: а б Барнс, Мартин; Нойсюсс, Флорис Майкл; Кордье, Пьер; Дергес, Сьюзен; Фабиан Миллер, Гарри; Фусс, Адам (2012), Ловец теней: фотография без камеры (ред. и расширенное издание), Лондон, Нью-Йорк: Меррелл / Музей Виктории и Альберта, ISBN  978-1-85894-592-7
  4. ^ Барнс, Мартин (2018), Безкамерная фотография , Thames & Hudson, ISBN  978-0-500-48036-6
  5. ^ По словам Александры Мацнер в ретроспективе Кристиана Шада 1895-1982 годов, выпущенной Gemeentemuseum в Гааге (2009), ISBN   978-3-87909-974-0 , с. В 216 году Шад был первым художником, применившим технику фотограммы, разработанную Уильямом Генри Фоксом Талботом. По словам автора, фотограмму применили Ман Рэй, Мохой-Надь и Чарджшаймер после того, как ее представил Кристиан Шад. Однако это не подтверждается дальнейшими ссылками Мацнера. Голландский каталог также был выпущен на немецком языке Музеем Леопольда в Вене (2008 г.).
  6. ^ Плиний Старший, Естественная история , xxxv, 14.
  7. ^ Фан Пен Чен (2003), Театры теней мира , Азиатские фольклорные исследования, Том. 62, № 1 (2003), стр. 25-64.
  8. ^ Орр, Инге К. (1974). «Театр кукол в Азии». Азиатское фольклористика . 33 (1). Университет Нанзан: 69–84. дои : 10.2307/1177504 . JSTOR   1177504 .
  9. ^ Стойчица, Виктор Иероним (август 1997 г.), Краткая история тени , Reaktion Books (опубликовано в 1997 г.), ISBN  978-1-86189-000-9
  10. ^ Эдер, Йозеф Мария (1972). История фотографии (3-е изд.). Нью-Йорк: Дувр. стр. 57–83. ISBN  0-486-23586-6 . OCLC   4005270 .
  11. ^ Сэр Хамфри Дэви (1802) «Описание метода копирования картин на стекле и создания профилей с помощью света на нитрате серебра, изобретенного Т. Веджвудом, эсквайром. В журнале Королевского учреждения
  12. ^ Ханнави, Джон (2005), Энциклопедия фотографии девятнадцатого века , Taylor & Francisco Ltd., ISBN  978-0-203-94178-2
  13. ^ Талбот, Уильям Генри Фокс (1844). Карандаш природы . Лондон: Отдел специальных коллекций, Библиотека Университета Глазго. Архивировано из оригинала 11 июня 2011 года . Проверено 21 ноября 2010 г.
  14. ^ Шааф, Ларри Дж.; Аткинс, Анна (2018), Чуанг, Джошуа (редактор), Солнечные сады: цианотипы Анны Аткинс , Публичная библиотека Нью-Йорка, ISBN  978-3-7913-5798-0
  15. ^ Дикерман, Лия; Аффрон, Мэтью (2012), Изобретая абстракцию, 1910–1925: как радикальная идея изменила современное искусство , Музей современного искусства, ISBN  978-0-87070-828-2
  16. ^ Перейти обратно: а б Музей современного искусства (Нью-Йорк, штат Нью-Йорк); окрестности, Анна; Судхальтер, Адриан; Герсон, Скотт (2008), Дадаизм в коллекции Музея современного искусства , Музей современного искусства, ISBN  978-0-87070-668-4
  17. ^ Элдер, Брюс (Р. Брюс) (май 2013 г.), Дадаизм, сюрреализм и кинематографический эффект , Ланкастер: издательство Wilfrid Laurier University Press (опубликовано в 2012 г.), ISBN  978-1-55458-625-7
  18. ^ Тот, Edit (2018), Дизайн и визуальная культура от Баухауза до современного искусства: оптические деконструкции (1-е изд.), Routledge, ISBN  978-1-351-06245-9
  19. ^ Хирш, Роберт (2017), Захватив свет: социальная и эстетическая история фотографии (Третье изд.), Routledge, Taylor & Francisco Group, ISBN  978-1-138-94425-1
  20. ^ Бергдолл, Барри; Дикерман, Лия (2009), Баухаус 1919–1933: мастерские современности , Лондон: Музей современного искусства, ISBN  978-0-87070-758-2
  21. ^ Баухаус (1985), фотография Баухауса , Кембридж, Массачусетс, MIT Press, ISBN  978-0-262-13202-2
  22. ^ и, следовательно, автоматизированный или механический - см. Дадаизм.
  23. ^ представьте, вы могли бы быть фотографом или любителем, который случайно оставляет что-то на пленке/светочувствительной бумаге в светлой комнате.
  24. ^ Нойсюсс, Флорис Майкл; Барроу, Томас Ф; Хаген, Чарльз (1994), Экспериментальное видение: эволюция фотограммы с 1919 года , издательство Roberts Rinehart Publishers совместно с Денверским художественным музеем, ISBN  978-1-879373-73-0
  25. ^ Мохой-Надь, Ласло; Пенишон, Сильви (2016), Витковский, Мэтью С.; Элиэль, Кэрол С.; Вейл, Кароле П.Б. (ред.), Мохой-Надь: будущее настоящее (первое изд.), Чикагский институт искусств, ISBN  978-0-86559-281-0
  26. ^ Перейти обратно: а б Розенблюм, Наоми (1984), Всемирная история фотографии (1-е изд.), Abbeville Press, ISBN  978-0-89659-438-8
  27. ^ Хаге, Э. (2011). Журнал как стратегия: дадаизм Тристана Цары и основополагающая роль журналов по искусству дада в движении дада. Журнал современных периодических исследований 2 (1), 33–53. Издательство Пенсильванского государственного университета
  28. ^ Перейти обратно: а б с Уоррен, Линн; Уоррен, Линн (15 ноября 2005 г.), Энциклопедия фотографии двадцатого века, набор из трех томов , Тейлор и Фрэнсис (опубликовано в 2005 г.), ISBN  978-0-203-94338-0
  29. ^ Ман Рэй (1963), Автопортрет (1-е изд.), Бостон Литтл, Браун
  30. ^ «Ман Рэй (Эммануэль Радницкий) | МоМА» . Музей современного искусства . Проверено 5 июля 2019 г.
  31. ^ XLII международная художественная выставка Венецианской биеннале: искусство и наука , Венецианская биеннале, 1986, ISBN  978-88-208-0331-5
  32. ^ Спероне, Джан Энцо; Пелиццари, Мария Антонелла; Робилант + Воена (2016), Живопись в Италии, 1910-1950-е годы: футуризм, абстракция, конкретное искусство , Робилант + Воена, с. 148
  33. ^ Миракко, Ренато; Коллекция Эсторик; Итальянский институт культуры (Лондон, Англия) (2006), итальянская абстракция: 1910–1960 , Маццотта, ISBN  978-88-202-1811-9
  34. ^ Фусс, Адам; Танненбаум, Барбара; Акронский художественный музей; Национальная галерея Виктории (1992), Адам Фасс: фотограммы , Художественный музей Акрона
  35. ^ «Собственное произведение Эдварда Голдмана «Сделано в Лос-Анджелесе» — пандемическая версия Forbes» . Форбс .
  36. ^ «Карен Эми Финкель Фишоф – Photogrammeuse» . Журнал OpenEye. 10 апреля 2021 г.
  37. ^ «Излучение – последние работы Карен Эми Финкель Фишоф» . Артиллерийский журнал.
  38. ^ «Персональная выставка — Карен Эми Финкель Фишоф — «Излучение» » . Журнал АртВик. 12 сентября 2019 г.
  39. ^ «Карен Эми Финкель Фишоф» . Журнал Карпазин.
  40. ^ Национальная галерея Виктории; Кромби, Изобель; Уэйт, Дайан (2003), Первые впечатления: современные австралийские фотограммы , Попечительский совет Национальной галереи Виктории.
  41. ^ «Абстракция! 100 лет абстрактной фотографии, 1917–2017» . Финский музей фотоискусства . 27 апреля 2017 г. Проверено 03 июля 2019 г.
  42. ^ «Одри Альберт – Дипломная выставка Манчестерской школы искусств 2018» . Манчестерская школа искусств . Проверено 3 мая 2022 г.
  43. ^ Хаус, Манчестерский международный фестиваль Blackfriars. «Творческие стипендии MIF21» . Манчестерский международный фестиваль . Проверено 3 мая 2022 г.
  44. ^ «Одри Альберт: Огонь будущего 2020» . Контакт . 09.04.2020 . Проверено 3 мая 2022 г.
  45. ^ ? Неработающая/пропущенная визуальная ссылка в тексте
  46. ^ Барг, Питер. «Создание фотограммы – традиционные идеи фотолаборатории» . ePhotozine.com . Magazine Publishing Ltd. Архивировано из оригинала 30 декабря 2011 года . Проверено 2 января 2012 г.
  47. ^ Холтер, Патра (1972), Фотография без фотоаппарата , Studio Vista; Нью-Йорк: Ван Ностранд Рейнхольд, ISBN  978-0-289-70331-1
  48. ^ Перейти обратно: а б Ланге, Б. (2004). Печатная продукция: Фотография в/и книгах. Лейпциг: Leipziger Univ-Verl.
  49. ^ Перейти обратно: а б «Индексные фотограммы Ллойда Годмана» . www.lloydgodman.net . Проверено 4 июля 2019 г.
  50. ^ Художественная галерея Монаша (2004), Волна: Гарри Нанкин , Уилерс-Хилл, Виктория
  51. ^ «Флорис Нойсюсс (Германия, 1937 — 2020) (Музей Гетти)» . Дж. Пол Гетти в Лос-Анджелесе . Проверено 28 октября 2020 г.
  52. ^ «Маркус Амм - Профиль художника - Галерея Саатчи» . www.saatchigallery.com . Проверено 4 июля 2019 г.
  53. Бриджит Кац, « Как первая женщина-фотограф изменила взгляд мира на водоросли », Смитсоновский институт, 30 мая 2017 г. Проверено 4 июля 2019 г.
  54. ^ Эпплярд, Шарлотта; Зальцманн, Джеймс (2012), Корпоративные коллекции произведений искусства: справочник по корпоративным покупкам , Лунд Хамфрис / Институт искусств Sotheby's, ISBN  978-1-84822-071-3
  55. ^ Фернесс, Розалинда (2007), Frieze Art Fair: ежегодник 2007–2008 гг ., Нью-Йорк: Frieze, с. 1928, ISBN  978-0-9553201-2-5
  56. ^ Френкель, Джеффри; Галерея Френкеля (1996), Под солнцем , Галерея Френкеля, ISBN  978-1-881997-01-6
  57. ^ Веллинг, Джеймс (2016), На месте: современные фотографы представляют себе музей , Prestel, ISBN  978-3-791-35366-1
  58. ^ Аллен, Джейми М.; Макнир, Сара (2018), Фотограф в саду (Первое издание), Рочестер, Нью-Йорк: Aperture, ISBN  978-1-59711-373-1
  59. ^ Лакин, Шон А; Хлопок, Оливка; Дюпен, Макс (2016), Макс и Олив: фотографическая жизнь Олив Коттон и Макса Дюпена , Канберра, Национальная галерея Австралии, ISBN  978-0-642-33462-6
  60. ^ Дергес, Сьюзен; Кемп, Мартин; Перейра, Шармини (1999), Сьюзан Дергес: жидкая форма 1985–99 , Майкл Хью-Уильямс, ISBN  978-1-900829-07-6
  61. ^ Лэнгфорд, Марта (2005), Изображение и воображение: Месяцы фотографии в Монреале , Чешам: издательство McGill-Queen's University Press, ISBN  978-0-7735-2969-4
  62. ^ Шиндельман, Марни; Массони, Энн Лейтон, ред. (2018), The Focal Press, компаньон построенному изображению в современной фотографии (1-е изд.), Routledge, ISBN  978-1-317-29911-0
  63. ^ Мэриен, Мэри Уорнер (2006), Фотография: история культуры (2-е изд.), Пирсон Прентис Холл, ISBN  978-0-13-221906-8
  64. ^ Хаек-Хальке, Хайнц; Саяг, Ален; Рютц, Майкл (2002), Хайнц Хаек-Хальке, 1898–1983 (1-е изд.), Steidl, ISBN  978-3-88243-857-4
  65. ^ Хайек-Хальке (1965), Абстрактные картинки на пленке: техника создания световой графики , Деннис Добсон
  66. ^ Нойсюсс, Флорис Майкл; Барроу, Томас Ф; Хаген, Чарльз (1994), Экспериментальное видение: эволюция фотограммы с 1919 года , Roberts Rinehart Publishers / Денверский художественный музей, ISBN  978-1-879373-73-0
  67. ^ Брилл, Дороти (2010), Шок и бессмысленность в дадаизме и флюксусе (1-е изд.), Dartmouth College Press / University Press of New England, ISBN  978-1-58465-902-0
  68. ^ Бернс, Нэнси Кэтрин; Уилсон, Кристина, ред. (2016), Цианотипы: синий период фотографии , Вустер, Массачусетс: Художественный музей Вустера, ISBN  978-0-936042-06-0
  69. ^ Джеймс, Кристофер (2016), Книга альтернативных фотографических процессов (Третье изд.), Бостон: Cengage Learning, стр. 234, ISBN  978-1-285-08931-7
  70. ^ «Эдмунд Кестинг. Фотограмма Лампочка. 1927 год» . Музей современного искусства . Проверено 4 июля 2019 г.
  71. ^ Хоррокс, Роджер; Лай, Лен (2001), Лен Лай: биография , Auckland University Press, ISBN  978-1-86940-247-1
  72. ^ Лай, Лен; Аннер, Джуди; Баллок, Наташа (2000), Лен Лай , Художественная галерея Нового Южного Уэльса, ISBN  978-0-7347-6324-2
  73. ^ « С первого взгляда: самые знаковые фотографии без камеры - в картинках », The Guardian , 27 ноября 2015 г. Проверено 4 июля 2019 г.
  74. ^ «Глобальный упадок медоносной пчелы» . РНЗ . 12.10.2017 . Проверено 4 июля 2019 г.
  75. ^ Джул, Уолтер (1997), Sightlines: эстамп и культура изображения: сборник эссе и изображений , University of Alberta Press, ISBN  978-0-88864-307-0
  76. ^ Рондуда, Лукаш; Зейфанг, Флориан (2007), 1,2,3 - авангард: кино, искусство между экспериментом и архивом , Варшава: Штернберг / Центр современного искусства, ISBN  978-83-85142-19-5
  77. ^ Бальдассари, Энн; Пикассо, Пабло (1997), Пикассо и фотография: Темное зеркало , Хьюстон: Фламмарион, ISBN  978-2-08-013646-6
  78. ^ Benteler Galleries (1983), Александр Родченко , Benteler Galleries
  79. ^ «[Фотограмма с гвоздями (Fotogramm mit Nageln)]» . Дж. Пол Гетти в Лос-Анджелесе . Проверено 4 июля 2019 г.
  80. ^ Венн, Бет; Вайнберг, Адам Д; Фрейзер, Кеннеди (1999), Ориентиры: взгляд на американское искусство, 1900-1950: работы из Музея американского искусства Уитни , Лондон: Музей / University of California Press, ISBN  978-0-87427-111-9
  81. ^ Журнал музея Дж. Пола Гетти , вып. 23, Музей Дж. Пола Гетти, 1995, с. 106, ISSN   0362-1979.
  82. ^ Галерея Забриски (2004), Забриски: пятьдесят лет , Ruder Finn Press, ISBN  978-1-932646-15-3
  83. ^ " Кристиан Шад: Шадограф: 1918. " МоМА. Проверено 4 июля 2019 г.
  84. ^ окрестности, Анна; Судхальтер, Адриан; Герсон, Скотт (2008), Дадаизм в коллекции Музея современного искусства , Музей современного искусства, ISBN  978-0-87070-668-4
  85. ^ Геймер, Питер (2018), Непреднамеренные изображения: история фотографических видений , перевод Джексона, Геррита, The University of Chicago Press, ISBN  978-0-226-47190-7
  86. ^ Шад, Кристиан (2002), Кристиан Шад: картины, рисунки, шадографии , Ширмер-Мозель, ISBN  978-2-7118-4603-0
  87. ^ « Обзор: Галерея Грега Стимака/Эндрю Рафача », New City Art, 19 июня 2012 г. Проверено 4 июля 2019 г.
  88. ^ Стриндберг, август; Хедстрем, Пер (2001), Стриндберг: художник и фотограф , издательство Йельского университета, стр. 188, ISBN.  978-0-300-09187-8
  89. ^ Сальцер, Эстер (2011), Август Стриндберг , Рутледж, ISBN  978-0-415-41423-4
  90. ^ Содерберг Р., Мунк Э., Стриндберг А. и Тиланд Дж. (1989). Эдвард Мунк, Август Стриндберг: Фотография как инструмент и эксперимент. Стокгольм: Альфабета.
  91. ^ Егер, Готфрид; Риз, Беата; Краусс, Рольф Х (2005), Фотография бетона , , Kerber Verlag ISBN  978-3-936646-74-0
  92. ^ «Следы/по природе: Фотоэксперименты Августа Стриндберга 1890-х годов» . ИВМ . 10 февраля 2011 г. Проверено 06 июля 2019 г.
  93. ^ Печать , Time-Life International, 1972 г.
  94. ^ « Профиль: Куни Сугиура », «Это не фотография», Карлтон-Колледж , 2001. Проверено 4 июля 2019.
  95. ^ Шааф, Ларри Дж.; Талбот, Уильям Генри Фокс (1995), Фотографии Солнца. Каталог седьмой. Фотогеничные рисунки Уильяма Генри Фокса Талбота , Ганса П. Крауса-младшего, ISBN.  978-0-9621096-5-2
  96. ^ Шааф, Ларри Дж.; Талбот, Уильям Генри Фокс (2000), Фотоискусство Уильяма Генри Фокса Талбота , Princeton University Press, ISBN  978-0-691-05000-3
  97. ^ Талбот, Уильям Генри Фокс; Оллман, Артур; Грей, Майкл; Маккаскер, Кэрол (2002), Первые фотографии: Уильям Генри Фокс Талбот и рождение фотографии (1-е изд.), PowerHouse Books, ISBN  978-1-57687-153-9
  98. ^ Талбот, Уильям Генри Фокс; Робертс, Рассел (2000), Образцы и чудеса: Уильям Генри Фокс Талбот и изобретение фотографии (1-е изд.), Aperture / Национальный музей фотографии, кино и телевидения, ISBN  978-0-89381-932-3
  99. ^ «Контрольный список подарков Фонда Джудит Ротшильд» (PDF) . Проверено 4 июля 2019 г.
  100. ^ « Эльза Тиманн: 1929–1931 студентка Баухауза », 100 лет Баухауса, Сотрудничество Баухауса в Берлине, Дессау, Веймар, 2019. Проверено 4 июля 2019.
  101. ^ Челант, Джермано; Мараньелло, Джанфранко (2008), Головокружение: век мультимедийного искусства от футуризма до Интернета (1-е изд.), Болонья / Нью-Йорк: Скира / Museo d'Arte Moderna di Bologna / Rizzoli International Publications, ISBN  978-88-6130-562-5
  102. ^ Веронези, Луиджи; Танцуй, Гвидо; Фоссати, Паоло; Бонини, Джузеппе; Феррари, Джулиана (1975), Луиджи Веронези , Институт истории искусств
  103. ^ Бальцер, Нанни (2015), Фотомонтаж в фашистской Италии: аспекты пропаганды при Муссолини , Берлин, Бостон: Де Грюйтер, ISBN  978-3-05-006098-9
  104. ^ Липп, Ахим; Зек, Питер (1985), Больше света: голограммы художника и световые объекты [ Больше света ], Э. Кабель, ISBN  978-3-8225-0015-6
  105. ^ Art/35/Базель, 16–21 июня 2004 г.: художественная выставка , Hatje Cantz, 2004, ISBN.  978-3-7757-1371-9
  106. ^ Картер, Кейт (октябрь 2008 г.), Определенная алхимия (1-е изд.), University of Texas Press (опубликовано в 2008 г.), ISBN  978-0-292-71908-8
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 8bfb43cd10789207d6c4a7202387642f__1720789440
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/8b/2f/8bfb43cd10789207d6c4a7202387642f.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Photogram - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)