Японский авианосец Сёкаку
Сёкаку после завершения, 23 августа 1941 г.
| |
История | |
---|---|
Японская империя | |
Имя | Сёкаку |
Тезка | Сёкаку , «Парящий журавль». |
Строитель | Военно-морской арсенал Йокосука |
Заложен | 12 декабря 1937 г. |
Запущен | 1 июня 1939 г. |
Введен в эксплуатацию | 8 августа 1941 г. |
Судьба | Торпедирован и потоплен, 19 июня 1944 г. |
Общие характеристики (в состоянии сборки) | |
Класс и тип | Сёкаку класса Авианосец |
Смещение |
|
Длина | 257,5 м (844 футов 10 дюймов) |
Луч | 26 м (85 футов 4 дюйма) |
Черновик | 8,8 м (28 футов 10 дюймов) |
Установленная мощность |
|
Движение | 4 × вала; 4 × паровые турбины с редуктором |
Скорость | 34,2 узла (63,3 км / ч; 39,4 миль в час) |
Диапазон | 9700 миль (18000 км; 11200 миль) при скорости 18 узлов (33 км/ч; 21 миль в час) |
Дополнить | 1,660 |
Вооружение |
|
Самолет перевезен |
|
Сёкаку ( яп . 翔鶴 , что означает «Парящий журавль») был головным кораблем своего класса из двух авианосцев, построенных для Императорского флота Японии (IJN) незадолго до войны на Тихом океане . Вместе со своим однотипным кораблем «Дзуйкаку » он принял участие в нескольких ключевых морских сражениях во время войны, включая нападение на Перл-Харбор , битву в Коралловом море и битву у островов Санта-Крус , прежде чем был торпедирован и потоплен американцами. Подводная лодка USS Cavalla в битве в Филиппинском море . [ 2 ]
Дизайн
[ редактировать ]Авианосцы типа «Сёкаку» были частью той же программы, в которую также входили «Ямато» типа линкоры . Больше не ограничиваясь положениями Вашингтонского военно-морского договора , срок действия которого истек в декабре 1936 года, Императорский флот Японии (IJN) мог свободно включать в авианосец все те характеристики, которые они считали наиболее желательными, а именно высокую скорость и большой радиус действия. ,тяжелая защита и большая вместимость самолета. Shōkaku был заложен на верфи Йокосука 12 декабря 1937 года, спущен на воду 1 июня 1939 года и вступил в строй 8 августа 1941 года.
Обладая эффективной современной конструкцией, водоизмещением около 32 000 длинных тонн (32 514 т) и максимальной скоростью 34 узла (63 км / ч; 39 миль в час), Сёкаку мог нести 70–80 самолетов. Ее усиленная защита выгодно отличалась от современных союзников авианосцев и позволила Сёкаку пережить серьезные повреждения во время сражений в Коралловом море и Санта-Крус . [ 3 ]
Халл
[ редактировать ]По внешнему виду Сёкаку напоминал увеличенный Хирю , но имел общую длину на 35,3 м (116 футов), ширину на 4,6 м (15 футов) и остров большего размера. Как и на «Хирю» , для улучшения мореходных качеств бак подняли до уровня верхней палубы ангара. У нее также была более широкая, более округлая и сильно расширяющаяся носовая часть, которая сохраняла кабину экипажа сухой в большинстве морских условий. [ 4 ]
Носовая часть авианосца имела недавно разработанный луковичный тип, иногда неофициально называемый грушей Тейлора , которая служила для уменьшения подводного сопротивления корпуса в заданном диапазоне скоростей, улучшая как скорость, так и выносливость корабля. Однако, в отличие от более крупных выпуклых передних лап, которые были установлены на линкорах «Ямато» и «Мусаси» , у Сёкаку . не выступали за форштевень корабля [ 4 ]
Сёкаку был на 10 000 тонн тяжелее Сорю , в основном из-за дополнительной брони, включенной в конструкцию корабля. Вертикальная защита составляла 215 мм (8,5 дюйма) на главной бронепалубе над механизмами, магазинами и авиационными топливными баками, а горизонтальная защита составляла 215 мм (8,5 дюйма) вдоль ватерлинии в ряд с машинными отделениями, что уменьшалось до 150 мм ( 5,9 дюйма) за пределами магазинов. [ 4 ]
Сёкаку обычно хранил 150 000 галлонов бензина для оперативного использования. В отличие от британских авианосцев, у которых авиационное топливо хранилось в отдельных баллонах или кессонах, окруженных морской водой, у всех довоенных японских авианосцев баки с авиационным топливом были встроены в корпус корабля, и Сёкаку не был исключением. Однако опасности, которые это представляло, не становились очевидными до тех пор, пока опыт военного времени не показал, что они часто были склонны к растрескиванию и утечкам, поскольку толчки и напряжения от попаданий или попаданий в корпус авианосца неизбежно передавались и поглощались топливными баками. После катастрофы на Мидуэе в середине 1942 года пустые воздушные пространства вокруг топливных баков Сёкаку авиационных , обычно заполненные инертным углекислым газом, вместо этого были заполнены бетоном в попытке защитить их от возможных повреждений. Но это мало что сделало для предотвращения распространения летучих паров на ангарные палубы в случае повреждения, что особенно было продемонстрировано, когда Кавалла торпедировала и потопила его. [ 5 ]
Машины
[ редактировать ]Турбины с редуктором, установленные на Сёкаку, были по существу такими же, как и на Сорю , максимальная мощность увеличивалась с 8000 л.с. (6000 кВт) до 160 000 л.с. (120 000 кВт). Несмотря на всю дополнительную броню, большее водоизмещение и увеличение осадки на 2,1 м (6,9 футов), Сёкаку во время испытаний смог развить скорость чуть более 34,2 узлов (63,3 км/ч; 39,4 миль в час). Максимальный запас топлива составлял 4100 тонн, что давало ей радиус действия 9700 миль (18 000 км; 11 200 миль) на скорости 18 узлов (33 км / ч; 21 миль в час). Две изогнутые вниз воронки одинакового размера на правом борту корабля, сразу за островом, выводили выхлопные газы из котлов горизонтально и были расположены под достаточным углом, чтобы обеспечить отсутствие дыма в кабине экипажа при большинстве ветровых условий. [ 6 ]
Летная палуба и ангары
[ редактировать ]деревянными досками полетная палуба Сёкаку Обшитая длиной 242 м (794 фута) заканчивалась недалеко от носа корабля и едва-едва до кормы. Его поддерживали четыре стальные опоры в передней части ангара и две опоры в кормовой части.
Кабина экипажа и оба ангара (верхний и нижний) обслуживались тремя лифтами, самый большой из которых был носовым, размером 13 м (43 фута) на 16 м (52 фута), средний и задний лифты имели длину 13 м (43 фута). ) на 12 м (39 футов). Все три были способны переносить самолеты массой до 5000 кг (11000 фунтов), а их подъем или опускание занимало примерно 15–20 секунд. [ 7 ]
Девять разрядных тросов с электрическим приводом типа 4 на «Сёкаку» имели такое же стандартное расположение, как и на «Хирю» : три носовых и шесть кормовых. Они были способны остановить самолет массой 6000 кг (13000 фунтов) на скорости 60–78 узлов (111–144 км/ч; 69–90 миль в час). Был добавлен третий защитный барьер, а прямо перед островом установлен легкий складной ветрозащитный экран. [ 4 ]
Верхний ангар имел размеры 623,4 на 65,6 футов (190 на 20 м) и приблизительную высоту 15,7 футов (4,8 м); нижний имел размеры 524,9 на 65,6 футов (160 на 20 м) и приблизительную высоту 15,7 футов (4,8 м). Вместе они имели приблизительную общую площадь 75 347 квадратных футов (7 000 м²). 2 ). Пространство ангара не было сильно увеличено по сравнению с Сорю , и каждый из Сёкаку и Дзуйкаку мог нести на девять самолетов больше, чем Сорю , что давало им нормальную рабочую вместимость в семьдесят два плюс место для двенадцати в резерве. Однако, в отличие от Сорю , резервные самолеты не нужно было держать в разобранном состоянии, тем самым сокращая время, необходимое для их ввода в эксплуатацию. [ 8 ]
После экспериментов с островами левого борта на двух предыдущих авианосцах, «Акаги» и «Хирю» , IJN решила построить как «Сёкаку» , так и ее однотипный корабль «Дзуйкаку» с островами по правому борту. [ 4 ]
на вершине центрального пункта управления огнем был установлен радар воздушного предупреждения Тип 21 Сёкаку В сентябре 1942 года на острове , первое подобное устройство, установленное на японском авианосце. Тип 21 имел «матрасную» антенну, а первоначальные прототипы были достаточно легкими, поэтому не требовалось никаких серьезных конструктивных модификаций. Однако более поздние версии были более громоздкими и в конечном итоге требовали удаления пятого директора управления огнем, чтобы разместить более крупную и тяжелую антенну. [ 4 ]
Вооружение
[ редактировать ]Сёкаку состояла из шестнадцати 127-мм (5,0 дюймов) зенитных орудий Основная противовоздушная оборона Тип 89 двойного назначения в спаренных установках. Они были расположены ниже уровня кабины экипажа на выступающих спонсонах с четырьмя такими спаренными батареями по обе стороны корпуса корабля: две в носовой части и две в кормовой части. Были установлены четыре директора управления огнем: два по левому борту и два по правому. Пятый руководитель управления огнем располагался на вершине острова авианосца и при необходимости мог управлять любым или всеми крупнокалиберными орудиями. [ 4 ]
Первоначально легкую зенитную защиту обеспечивали двенадцать тройных 25-мм (0,98 дюйма) Тип 96 . зенитных орудий [ 4 ]
В июне 1942 года Сёкаку дополнила свое зенитное вооружение шестью тройными 25-мм установками, по две на носу и корме и по одной в носовой и кормовой частях острова. Носовая и кормовая группы получили по директору Тип 95. В октябре еще одна тройная 25-мм установка была добавлена на носу и корме, а перед битвой в Филиппинском море в июне 1944 года было добавлено 10 одиночных установок.
Операционная история
[ редактировать ]Сёкаку и Дзуйкаку сформировали японскую 5-ю авианосную дивизию , загрузив свои самолёты незадолго до нападения на Перл-Харбор. Авиационный состав каждого авианосца состоял из 18 Mitsubishi A6M 2 «Zero» истребителей , 27 Aichi D3A 1 «Val» пикирующих бомбардировщиков и 27 Nakajima B5N 1 или B5N2 «Kate» торпедоносцев .
Сёкаку и Дзуйкаку присоединились к Кидо Бутай («Мобильное подразделение/сила», Объединенного флота основная авианосная боевая группа ) и участвовали в морских наступлениях Японии в начале войны, включая Перл-Харбор и нападение на Рабаул в январе 1942 года.
Во время рейда в Индийском океане в марте – апреле 1942 года самолеты Сёкаку вместе с остальной частью Кидо Бутая атаковали Коломбо , Цейлон , 5 апреля, потопив два корабля в гавани и серьезно повредив вспомогательные объекты. Оперативная группа также обнаружила и потопила в тот же день два Королевского флота тяжелых крейсера , HMS Cornwall и Dorsetshire , а также авианосец HMS Hermes 9 апреля у Баттикалоа .
Затем Пятая авианосная дивизия была переброшена в Трук для поддержки операции «Мо» (планируемый захват Порт-Морсби в Новой Гвинее ). Во время этой операции Сёкаку самолет помог потопить американский авианосец USS Lexington во время битвы в Коралловом море , но сам был серьезно поврежден 8 мая 1942 года пикирующими бомбардировщиками USS Yorktown и Lexington, в результате которых попало три бомбы: одна в авианосец. левый нос, один по правому борту в носовой части кабины экипажа и один сразу за островом. Возникли пожары, но в конечном итоге их локализовали и потушили. В результате повреждений Сёкаку пришлось вернуться в Японию для капитального ремонта.
На обратном пути, сохраняя высокую скорость, чтобы избежать кордона американских подводных лодок, охотившихся за ним, авианосец пролил через поврежденную носовую часть так много воды, что в сильном волнении он чуть не перевернулся. Он прибыл в Куре 17 мая 1942 года и вошел в сухой док 16 июня 1942 года. Ремонт был завершен в течение десяти дней, и чуть более двух недель спустя, 14 июля, он был официально переведен в ударный отряд 3-го флота 1-й авианосной дивизии. [ 9 ]
Время, необходимое для ремонта, в сочетании с потерями самолетов и экипажей, понесенными ею и Дзуйкаку , не позволило обоим авианосцам участвовать в битве за Мидуэй .
После ее возвращения на передовую и Сёкаку , и ее однотипный корабль «Дзуйкаку » с добавлением легкого авианосца « Дзуйхо » были переименованы в Первую авианосную дивизию и приняли участие в битве за Восточные Соломоновы острова , где они повредили военный корабль США « Энтерпрайз». , но Сёкаку , в свою очередь, был поврежден пикирующими бомбардировщиками Энтерпрайза , что предотвратило бомбардировку близлежащего Хендерсон-Филд .
Первая авианосная дивизия впоследствии участвовала в битве у островов Санта-Крус 26 октября 1942 года, где они повредили военный корабль США «Хорнет» ( «Хорнет» был оставлен и позже потоплен японскими эсминцами Макигумо и Акигумо ). Сёкаку снова был серьезно поврежден, взяв как минимум три (а возможно, и целых шесть) 1000-фунтовых. попадания бомб группы из пятнадцати пикирующих бомбардировщиков Douglas SBD-3, запущенных с авианосцев Hornet и USS Enterprise . Радар Тип 21, установленный месяц назад, позволил заблаговременно обнаружить приближающиеся американские самолеты, поэтому экипажи заправщиков были предупреждены под палубой, давая им время осушить и продуть линии авиационного бензина до того, как они будут разорваны попаданиями бомб, тем самым спасая корабль от катастрофических пожаров и взрывов авиационного газа , которые стали причиной затопления большинства авианосцев на Тихоокеанском театре военных действий. Сёкаку также повезло, поскольку во время атаки на ее борту было мало самолетов. В результате крупных возгораний авиагаза не возникло, мореходные качества сохранились. Однако ее полетная палуба и ангары остались в руинах, и она не могла проводить дальнейшие воздушные операции до конца боя. [ 7 ] [ 10 ] Необходимость ремонта вывела его из строя на несколько месяцев, в результате чего другим японским оборонительным операциям в Тихом океане не хватило авиации.
После нескольких месяцев ремонта и обучения Сёкаку , находившийся теперь под командованием капитана Хироси Мацубары , был назначен в мае 1943 года для контратаки против Алеутских островов , но операция была отменена после победы союзников при Атту . До конца 1943 года он базировался в Труке, а в конце года вернулся в Японию для технического обслуживания.
Тонущий
[ редактировать ]В 1944 году Сёкаку был направлен на острова Лингга к югу от Сингапура . 15 июня он отправился с мобильным флотом для операции « A-Go » — контратаки против союзных войск на Марианских островах , в результате которой произошла битва в Филиппинском море . Ее ударные волны понесли тяжелые потери от боевых воздушных патрулей США и зенитного огня, но некоторые выжили и благополучно вернулись на авианосец. Одна из ее ударных групп D4Y Suisei , состоящая из ветеранов боев в Коралловом море и Санта-Крус, прорвалась, и один самолет предположительно поразил цель бомбой, которая повредила линкор USS South Dakota и вызвала много жертв, но сама эта группа понесла тяжелые потери. .
Сёкаку был поражен в 11:22 19 июня тремя (возможно, четырьмя) торпедами с подводной лодки USS Cavalla под командованием командира Германа Дж. Косслера. Поскольку Сёкаку находился в процессе дозаправки и перевооружения самолета и находился в крайне уязвимом состоянии, попадания торпед вызвали пожары с авиационным газом, которые оказалось невозможно контролировать. В 12:10 взорвалась авиабомба, взорвав пары авиационного топлива, распространившиеся по кораблю. Был отдан приказ покинуть корабль, но прежде чем эвакуация зашла очень далеко, Сёкаку внезапно понес воду вперед и быстро затонул носом вперед на позиции. 11 ° 40' с.ш., 137 ° 40' в.д. / 11,667 ° с.ш., 137,667 ° в.д. , взяв с собой 1272 человека. Легкий крейсер «Яхаги» и эсминцы «Уракадзэ» , «Вакацуки» и «Хацузуки» спасли капитана Мацубару и 570 человек. [ 2 ]
См. также
[ редактировать ]Примечания
[ редактировать ]- ^ Боэйчо Боэй Кеншудзё, с. 344
- ^ Перейти обратно: а б «Корабли ВМС Японии – Сёкаку (авианосец, 1941–1944)» . Исторический центр ВМС США . 4 июня 2000 г. Архивировано из оригинала 20 февраля 2008 г. Проверено 13 февраля 2008 г.
- ^ Тихо, стр.17
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час Браун, стр.23
- ^ Браун, стр.6
- ^ Браун, стр. 23–24.
- ^ Перейти обратно: а б Браун, стр.24
- ^ Тихо, стр.18.
- ^ Тихо, стр.21
- ^ «Японские ремонтные корабли» . Комбинированный флот.com .
Библиография
[ редактировать ]- Боэйчо Боэй Кеншудзё (1967), Сенши Сосё Гавай Сакусен Токио: Асагумо Симбунся.
- Браун, Дэвид (1977). Факты о Второй мировой войне: авианосцы . Издательство Арко. ISBN 0-668-04164-1 .
- Шено, Роджер (1998). Авианосцы мира с 1914 года по настоящее время . Брокгемптон Пресс. ISBN 1-86019-875-9 .
- Диксон, В. Дэвид (1977). «Борьба с плоскими вершинами: Шокаку». Военный корабль Интернешнл . XIV (1). Международная организация военно-морских исследований: 15–46.
- Тупой, Пол С. (1978). Боевая история Императорского флота Японии (1941–1945) . Издательство Военно-морского института.
- Хаммел, Эрик (1987). Гуадалканал: авианосные бои . Crown Publishers, Inc. ISBN 0-517-56608-7 .
- Йентшура, Хансгеорг; Юнг, Дитер и Микель, Питер (1977). Боевые корабли Императорского флота Японии, 1869–1945 гг . Аннаполис, Мэриленд: Военно-морской институт США. ISBN 0-87021-893-Х .
- Ленгерер, Ганс (2014). «Авианосцы класса Сёкаку». В Иордании, Джон (ред.). Военный корабль 2015 года . Лондон: Конвей. стр. 90–109. ISBN 978-1-84486-276-4 .
- Лундстрем, Джон Б. (2005a). Первая команда: Тихоокеанский военно-морской воздушный бой от Перл-Харбора до Мидуэя (новое издание). Аннаполис, Мэриленд: Издательство Военно-морского института. ISBN 1-59114-471-Х .
- Лундстрем, Джон Б. (2005b). Первая команда и кампания на Гуадалканале . Аннаполис, Мэриленд: Издательство Военно-морского института. ISBN 1-55750-526-8 .
- Питти, Марк (2001). Санберст: рост японской военно-морской авиации 1909–1941 гг . Аннаполис, Мэриленд: Издательство Военно-морского института. ISBN 1-55750-432-6 .
- Полмар, Норман и Генда, Минору (2006). Авианосцы: история палубной авиации и ее влияние на мировые события . Том. 1, 1909–1945. Вашингтон, округ Колумбия: Потомакские книги. ISBN 1-57488-663-0 .
- Ровер, Юрген (2005). Хронология войны на море 1939–1945: Военно-морская история Второй мировой войны (Третье исправленное издание). Аннаполис, Мэриленд: Издательство Военно-морского института. ISBN 1-59114-119-2 .
- Шорс, Кристофер; Калл, Брайан и Идзава, Ясухо (1992). Кровавые беспорядки . Том. I: Переход к войне и падение Сингапура. Лондон: Груб-стрит. ISBN 0-948817-50-Х .
- Шорс, Кристофер; Калл, Брайан и Идзава, Ясухо (1993). Кровавые беспорядки . Том. II: Защита Суматры до падения Бирмы. Лондон: Груб-стрит. ISBN 0-948817-67-4 .
- Стилле, Марк (2009). Коралловое море, 1942 год: первый авианосный бой . Кампания. Том. 214. Оксфорд, Великобритания: Osprey Publishing. ISBN 978-1-84908-106-1 .
- Стилле, Марк (2011). Тора! Тора! Тора:! Перл-Харбор, 1941 год . Рейд. Том. 26. Оксфорд, Великобритания: Издательство Osprey. ISBN 978-1-84908-509-0 .
- Стилле, Марк (2007). USN Carriers против IJN Carriers: Тихий океан, 1942 год . Дуэль. Том. 6. Оксфорд, Великобритания: Издательство Osprey. ISBN 978-1-84603-248-6 .
- Талли, Энтони П. (30 июля 2010 г.). «IJN Shokaku: Табличная запись движения» . Кидо Бутай . Сайт Combinedfleet.com . Проверено 14 июля 2015 г.
- Талли, Энтони; Паршалл, Джон и Вольф, Ричард. «Затопление Сёкаку — анализ» . Кидо Бутай . Сайт Combinedfleet.com . Проверено 26 июля 2015 г.
- Зимм, Алан Д. (2011). Нападение на Перл-Харбор: стратегия, бой, мифы, обманы . Хавертаун, Пенсильвания: Издательство Casemate. ISBN 978-1-61200-010-7 .
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Фотографии Сёкаку ВМС США. Архивировано 20 февраля 2008 г. в Wayback Machine.
- Табличный отчет о движении с сайта Combindfleet.com.
- Энтони Талли, Джон Паршалл и Ричард Вольф, Затопление Сёкаку – анализ
- Авианосцы класса Сёкаку
- Корабли постройки Военно-морского арсенала Йокосука
- корабли 1939 года
- Авианосцы Императорского флота Японии
- Авианосцы Японии времен Второй мировой войны
- Нападение на Перл-Харбор
- Корабли, потопленные американскими подводными лодками
- Кораблекрушения времен Второй мировой войны в Филиппинском море
- Морские инциденты в июне 1944 г.