Шалакапуруша
Часть серии о |
Джайнизм |
---|
![]() |
Согласно джайнской космологии , Шалакапуруша ( санскрит : शलाकापुरुष ) «прославленные или достойные личности» — это 63 выдающихся существа, которые появляются в течение каждого полупериода. [ 1 ] Их также называют тришаштишалакапуруша (63 выдающихся человека). [ 2 ] Универсальная или легендарная история джайнов представляет собой сборник деяний этих выдающихся личностей. [ 3 ] Говорят, что их жизнеописания самые вдохновляющие. [ 4 ]
Шалакапуруша (вселенских монархов, императоров состоит из 24 Тиртханкаров (Богов-учителей), двенадцати Чакравартинов шести континентов), девяти Балабхадр (мягких героев), девяти Нараян (героев-воинов) и девяти Прати-нараян (антигероев). [ 1 ] [ 5 ] Согласно джайнской космологии , время не имеет начала и вечно. Калачакра . , космическое колесо времени, вращается непрерывно Колесо времени разделено на два полуоборота: Утсарпини , или восходящий временной цикл, и Авасарпини , нисходящий временной цикл, происходящие непрерывно друг за другом. Утсарпини — это период прогрессирующего процветания и счастья, когда временные промежутки и возрасты увеличиваются, в то время как Авасарпини — это период возрастающего горя и безнравственности с сокращением временных промежутков эпох. [ 6 ] В течение каждого такого временного цикла появляются эти 63 выдающихся человека и устанавливают религию и порядок в обществе. Согласно джайнской космологии, поскольку время вечно, бесчисленные калачакры прошли и будут возникать в будущем, и, следовательно, появилось и будет появляться бесконечное множество этих 63 выдающихся личностей, чтобы установить порядок и религию в свои соответствующие эпохи. [ 7 ]
Происхождение и этимология
[ редактировать ]Слово салакапуруша часто переводится как «выдающиеся люди», «достойные люди» или «могущественные люди». Оно происходит от санскритского соединения слов Салака и Пуруша . « Пуруша » означает «человек», но « салака » имеет неоднозначную этимологию в этом контексте. Основное значение слова салака (санскрит: шалака , пали: салака , пракрит: салага , салайя ) — «палка». В буддийском контексте это означало билет, состоящий из деревянных палочек, предназначенный для голосования или раздачи еды; но в джайнском контексте оно использовалось для обозначения палки, а также меры, а в сочетании с «пурушой» - для обозначения великих героев. [ 8 ] По словам джайнского автора XI века, монаха Ачарьи Хемачандры , этих людей называют салаками , поскольку они выделяются среди мужчин. Это подчеркивало, что имена салакапурусов были подчеркнуты или имели особое значение в связи с их делами. Джон Корт также цитирует другого автора, С.Д. Пареха, который подчеркивает коренное значение избирательных палочек и приходит к выводу, что салакапуруса — великий человек, поскольку его величие было принято широкой публикой. [ 9 ] В некоторых текстах Шветамбары слова Баладева , Васудева и Пративасудева используются для обозначения Балабхадры , Нараяны и Пратинарайаны соответственно. Трактат 1975 года, подробно описывающий жизнь и учение Махавиры , похоже, подразумевает избирательную этимологию этого слова, то есть их называют салакапуруша , потому что они люди, которые имеют значение. [ 10 ]
Традиция салакапурушас или универсальной истории джайнов началась с биографий Тиртханкаров . Кальпасутра дает имена и краткие биографии только тиртханкар. В нем не используется слово салакапурусы и не упоминаются их по имени, но говорится, что категории Арихантов , Чакравартинов , Балабхадр и Васудевов всегда рождаются в королевских семьях, предвещая таким образом 54 из 63 салакапуруш . [ 11 ] Более того, Джайни прослеживает происхождение списка Баладевы и Васудевы от Джиначаритры (жизнеописаний Джинов ) Бхадрабаху ( 3–4 века до н.э.). [ 12 ] Примечательной агиографией этих людей является Хемачандры » «Тришаштишалакапурушачаритра . [ 13 ]
Следующие джайнские тексты описывают деяния салакапуруш : [ 14 ]
Дигамбарские тексты
[ редактировать ]- Саткхандагама (1 век) - дает описание всемирной истории джайнов в элементарной форме.
- Тилоя Панатти Ятивришабхи Нарад (7 век). В этом тексте даны описания других джайнских героев, а именно 9 , 11 Рудр и 24 Камадевов . [ 15 ] но конкретно утверждает, что существует только 63 салакапуруса.
- Адипурана Ачарьи Джинасены и Гунабхадры (9 век) - Этот текст также известен как Тришастилаксанамапурана (Великая пурана, описывающая 63 великих героя). К этому времени количество героев было зафиксировано на уровне 63.
- Харивамса-пурана, составленная Ачарьей Джинасеной .
Шветамбарские тексты
[ редактировать ]- Кальпасутра – посвящена в основном историям о Ришабханатхе , Неминатхе , Паршванатхе и Махавире. В нем упоминаются другие тиртханкары, а также упоминаются категории Чакравартинов, Бальдева и Васудева, не называя индивидуальных имен.
- Самаваянга Сутра - В этом тексте даны описания шестидесяти трех и пятидесяти четырех салакапурусов в разных местах.
- Паумачарья Вималсури (2 век ) - это джайнская версия Рамаяны. История Рамы, восьмого Баладевы, рассказана в контексте 63 салакапуруш. На более поздние тексты повлиял Паумачарья.
- Чауппанамахапурисачария Силанки (9 век) - повествует о деяниях пятидесяти четырех великих героев.
- Трисастисалакапурусачаритра Хемачандры (11 век) - Деяния 63 выдающихся людей и один из самых популярных текстов всемирной истории джайнов.
- Кахавали Бхадрешвары (13 век). В этом тексте число салакапуруша увеличено до 72 путем добавления 9 Нарад.
Все традиции джайнизма теперь согласны с цифрой 63 салакапуруса . Однако число людей составляет 60, поскольку три человека ( Шантинатх , Кунтхунатх и Аранатх ) были Чакравартинами , которые позже стали Тиртханкарами . [ нужна ссылка ]
Тиртханкарас
[ редактировать ]Тиртханкары (также известные как Джины ) — это Архаты , учителя и возродители джайнской философии. В каждом полуцикле есть 24 Тиртханкары; [ 15 ] Махавира был 24-м и последним Тиртханкарой текущего нисходящего временного цикла, а Ришабханатха был первым Тиртханкарой. Тиртханкары буквально являются «переправщиками», которые показали путь пересечения океана перерождения и переселения и, следовательно, стали объектом почитания и поклонения среди джайнов. Тиртханкара предоставляет всем существам средства освободить душу от ограничений тела и подняться к блаженству, просветлению и освобождению от вечного цикла перерождений. Он выступает за воздержание, истину, ненасилие, простоту и чистоту для тех, кто ищет освобождения. Тиртханкары в конечном итоге становятся Сиддхами после освобождения.

Двадцать четыре Тиртханкары этого нисходящего временного цикла:
- Ришабханатха или Адинатха
- Аджитанатха
- Самбхаванатха
- Абхинанданатха
- Суматинатха
- Падмапрабха
- Супаршванатха
- Чандрапрабха
- Пушпаданта
- Шиталанатха
- Шрейансанатха
- Васупуджья
- Вималанатха
- Анантанатха
- Дхарманатха
- Шантината
- Быть измотанным
- Аранатха
- Маллината
- Мунисуврата
- Я с тобой
- Неминатха
- Паршванатха
- Махавира
Чакраварти
[ редактировать ]
Чакравартин (Вселенский монарх ) — император мира, повелитель материального царства. [ 1 ] Хотя он обладает мирской властью, его амбиции часто затмеваются огромностью космоса. Джайнские пуруны приводят список из 12 Чакравартинов, которые процветали в этом нисходящем временном цикле. [ 15 ] Все они принадлежали Кашьяпе готре с золотым цветом лица. [ 16 ] Одним из величайших Чакраварти, упомянутых в джайнских писаниях, является Бхарата, в память о котором Индия стала известна как «Бхарата-варша». Завоевав весь мир, исполненный гордости царь Бхарата стремился запечатлеть свой великий подвиг на склонах горы Меру. К своему великому разочарованию, он нашел на Меру имена многих других царей. Как и он, они тоже завоевали мир. Он был не первым человеком, сделавшим это. Он был не последним. Их было много до него, много было после него. Бхарата, смиренный этим опытом, вернулся в свое царство, чтобы выполнить свой долг, осознавая, что его действия не были уникальными и что его существование не было особенным. [ 1 ] Имена двенадцати Чакравартинов согласно джайнским текстам: [ 17 ]

- Бхарата
- Сагара
- Магхава
- Сенатор Кумара
- Шантинатха - (также Тиртханкара)
- Кунтхунатха - (также Тиртханкара)
- Аранатха - (также Тиртханкара)
- Субхаума
- Падманабха
- Харишена
- Джаясена
- Брахмадатта
В джайнизме чакраварти характеризовалось обладанием саптаратной , или «семи драгоценностями»:
- Сударшана Чакра , чудесное колесо, которое никогда не промахивается мимо цели.
- Королева
- Огромная армия колесниц
- Ювелирные изделия
- Огромное богатство
- Огромная армия лошадей
- Огромная армия слонов
В некоторых текстах вместо этого цитируется наваратна или «девять драгоценностей», добавляя слова «премьер-министр» и «сын». Некоторые тексты еще больше расширяются до 14 Ратн , драгоценностей.
Триада Баладевы, Васудевы и Пративасудевы.
[ редактировать ]
В каждом полупериоде есть 9 групп Балабхадр (нежных героев), Васудевов (жестоких героев) и Пративасудев (антигероев). [ 15 ] В отличие от индуистских Пуран, в джайнских пуранах имена Балабхадра и Нараяна не ограничиваются Баларамой и Кришной . Вместо этого они служат именами двух различных классов могущественных сводных братьев, которые появляются девять раз в каждой половине временных циклов джайнской космологии и совместно управляют половиной Земли как получакраварти. В конце концов Прати-нарьяна убит Нараяной за его неправедность и безнравственность. Джайни прослеживает происхождение этого списка братьев до Джиначаритры (жизнеописаний Джинов ) Бхадрабаху Свами (3–4 века до н.э.). [ 12 ] Джайнская Рамаяна основана на историях о Раме , Лакшмане и Раване, которые являются восьмыми Баладевой , Нараяной , Пратинараяной и соответственно. Подобным же образом Харивамса Пурана основана на историях о Балараме , Кришне и Джарасандхе , которые являются девятой и последней группой Балабхадры , Нараяны и Пратинарайаны . [ 18 ] Однако главная битва - это не Махабхарата, а битва между Кришной и убитым Кришной Джарасандхой.
Согласно джайнским текстам, Нараяна обычно имеют смуглую кожу и носят желтые одежды. Существует семь видов оружия и символов Нараяны , а именно: раковина, диск ( сударшана чакра ), палица, лук, меч, драгоценный камень (каустубха мани) и гирлянда цветов (ванамала). Баладевы, сводные братья Васудевов, описываются как светлокожие, носят темно-синие одежды и имеют знамя из пальм. Их символы или оружие: лук, плуг, пестик и стрела. Два брата неразлучны и совместно управляют тремя континентами как наполовину Чакраварти. Хотя Нараяна является более могущественным из двоих, Балабхадра изображается превосходящим своим ненасильственным путем и достигает освобождения. Согласно джайнским пуранам , балабхадры ведут идеальную джайнскую жизнь. [ 19 ] Из девяти Балабхадр восемь достигают освобождения, а последний попадает на небеса. С другой стороны, Нараяна попадает в ад из-за своих жестоких поступков, хотя они совершали их ради отстаивания праведности. [ 20 ]

Список Баладевы, Васудевы и Пративасудевы таков: [ 21 ]
Нет. | Баладева / Балабхадра | Васудева/Нараяна | Пративасудева / Пратинараяна |
1 | Акала | Трипушта (или Приштха) | Ашвагрива |
2 | Виджая | Двипушта (или Приштха) | Грузовик |
3 | Дхармапрабха (Бхадра) | Сваямбху | ад |
4 | Супрабха | Пурушоттама | Нисомбха |
5 | Сударшана | Нара (Пуруша) Симха | Мадукатиябха |
6 | Нанди (Ананда) | Пундарика | Прахлада |
7 | Нандимитра (Мандана) [ 22 ] | Даттадева | Бали |
8 | Рама | Лакшмана | Разрушенный [ 23 ] |
9 | Рама ( Баларама ) | Кришна [ 23 ] | Джарасандха |
Иерархия
[ редактировать ]Из вышеперечисленных пяти классов выдающихся личностей Тиртханкары занимают первое место. Они устанавливают религию и достигают освобождения. Чакраварти достигают освобождения, если отрекаются от своего царства, или попадают в ад, если предаются чувственным удовольствиям. Следующими по рангу идут Баладевы, кроткие герои и набожные миряне, достигшие освобождения, соответствующего Тиртханкарам. Васудевы также являются набожными мирянами-джайнами и в конечном итоге достигают освобождения, но сначала перерождаются в аду из-за своих насильственных действий.
Мать Тиртханкары видит 16 благоприятных снов (в некоторых традициях 14 снов), когда душа спускается в ее утробу. Мать Васусдевы видит семь снов, а мать Балабхадры видит только четыре сна. Мать Прати-васудевы не видит снов. [ 24 ]
Некоторые джайнские тексты также описывают сравнительные силы Салакапуруса следующим образом: [ 25 ]
- Бык по силе равен 12 воинам.
- Лошадь сильна, как 10 быков.
- Буйвол по силе равен 12 лошадям.
- Слон по силе равен 15 буйволам.
- Лев с гривой по силе равен 500 слонам.
- Осьминог (мифическое животное с восемью конечностями Астапады) по силе равен 2000 гривистым львам.
- Балдева по силе равен 1 миллиону осьминогов.
- Васудева по силе равен двум Балдевам. (Прати-васудева немного менее могущественна, чем Васудева.)
- Чакравартин по силе равен двум Васудевам.
- Нагараджа (царь змеиных богов) по силе равен 100 000 Чакравартинам .
- Индра . столь же могущественен, как 10 миллионов Нагараджей (царей змеиных богов)
- Сила бесчисленных Индр ничтожна по сравнению с силой мизинца Тиртханкары .
Другие классы героев
[ редактировать ]Во всемирной истории джайнов, помимо этих 63 салакапуруш, есть и другие классы из 106 человек, которые, хотя и не изображены как салакапуруша, достаточно важны, чтобы их можно было упомянуть отдельно. Они есть:
- 9 Нарада
Нет. | Имя | Высота | Продолжительность жизни (общий возраст) | Таять |
---|---|---|---|---|
1 | Бхима | 80 дханша | 84 миллиона лет | 7-е место |
2 | Махабхима | 70 ударов | 72 миллиона лет | 6-е место |
3 | Рудра | 60 ударов | 60 тысяч лет | 6-е место |
4 | Махарудра | 50 ударов | 30 тысяч лет | 6-е место |
5 | Кала | 45 ударов | 10 тысяч лет | 6-е место |
6 | Махакала | 29 дхануша | 65 000 лет | 6-е место |
7 | Дурмукха | 22 удара | 32 000 лет | 5-е место |
8 | Наракамукха | 16 ударов | 12 000 лет | 4-й |
9 | Адхомуха | 10 ударов | 1000 лет | 3-й |
- 11 Рудр ( Бхимабали , Джитасатру , Рудра , Вишванала , Супратиштха , Ачала , Пундарика , Джитадхара , Джитанабхи , Питха , Сатьяки )
- 24 Камдеваса ( Бахубали , Праджапати , Шридхара , Прасеначандра , Чандраварна , Агниюкта , Санаткумара , Ватсараджа , Канакапрабха , Мегхапрабха , Шантинатха , Кунтхунатха , Араханатха , Виджаяраджа , Шричандра , Налараджа , Хануман , Балираджа , Васудева , Прадьюмна , Нагакумата , Дживамдхара , (Джамбусвами )
- 24 отца Тиртханкаров ( список см. в Таблице Тиртханкары )
- 24 Матери Тиртханкаров . ( Список см. в Таблице Тиртханкары )
- 14 Кулакара (патриархов), которые учат людей мирским делам, когда Калпаврикша приходит в упадок согласно джайнской космологии.
Нет. | Имя | Жена | Высота | Обучение | Продолжительность жизни (общий возраст) |
---|---|---|---|---|---|
1 | Пратисвати | Свьямпрабха | 1800 дхануша | устранен страх (из-за незнания) Солнца и Луны | 87 тысяч лет |
2 | Саммати | Яшасвати | 1300 ударов | объяснил страх (из-за незнания) Тьма и Звезды | 77 тысяч лет |
3 | Кшемамкара | Ее имя | 800 ударов | следует избегать компании плотоядных животных | 67 тысяч лет |
4 | Кшемамдхара | Рой | 775 дхануша | защита от хищных животных | 37 тысяч лет |
5 | Мы любим его | Манохари | 750 ударов | предел Калпаврикши | 17 тысяч лет |
6 | Симамдхара | Яшодхара | 725 дхануша | раздел собственности на деревья путем маркировки | 67 000 лет |
7 | Вималавахана | Сумати | 700 ударов | как кататься на слоне и т. д. | 37 000 лет |
8 | Чакшушмент | Дхарини | 675 дхануша | как увидеть лицо ребенка | 17 000 лет |
9 | Давай сделаем это | Кантмаала | 650 ударов | как назвать ребенка | 1200 лет |
10 | Абхичандра | Шримати | 625 дхануша | покажи ребенку луну и т. д., когда он плачет | 87 тысяч лет |
11 | Чандрабха | Прабхавати | 600 ударов | защита детей | 77 тысяч лет |
12 | Мерудев | Сатья | 575 избиение | транспорт | 67 тысяч лет |
13 | Прасеначандра | Амитмати | 550 ударов | как лечить болезни | 37 тысяч лет |
14 | пупок | Марудеви | 525 дхануша | как перерезать пуповину | 17 тысяч лет |
Ссылки
[ редактировать ]Цитаты
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б с д Паттанаик, Девдатт (18 августа 2009 г.). «63 достойных существа» . Полдень. Архивировано из оригинала 27 сентября 2012 года.
- ^ Джайни 2000 , стр. 377–378.
- ^ Дандас 2002 , с. 12.
- ^ Виджей К. Джайн, 2015 , с. 199.
- ^ Джозеф, премьер-министр (1997), Джайнизм в Южной Индии , Международная школа дравидийской лингвистики, с. 178, ISBN 9788185692234
- ^ Котари, доктор. П. Аджай (2000) с. 90—91
- ^ Кападия 1941 , с. 65.
- ^ Корт, Джон (1997) с. 1357
- ^ Корт, Джон (1997) с. 1358
- ^ Лалвани, К.К. (1975). Шрамана Бхагаван Махавира: жизнь и учение . Калькутта: Minerva Associates. стр. 10–11 .
Автор «Кальпа-сутры» не удосужился представить второстепенных личностей, хотя, тем не менее, важных людей (салакапурушас).
- ^ Вяс 1995 , с. 19.
- ^ Jump up to: а б Джайни 2000 , с. 377.
- ^ Гемакандра; РСС Файнс (1998). Жизни джайнских старейшин . Издательство Оксфордского университета. ISBN 978-0-19-283227-6 .
- ↑ Джон Корт стр.1356–57
- ^ Jump up to: а б с д Донигер 1999 , с. 550.
- ^ Шах, Умакант Премчанд (1987) стр. 72
- ^ Джайни, JL (1940) Приложение III
- ^ Джайни 1998 , с. 305.
- ^ Джайн, Джагдиш Чандра; Бхаттачарья, Нарендра Натх (1 января 1994 г.). Джайнизм и пракрит в древней и средневековой Индии . Манохар. п. 146. ИСБН 9788173040511 .
- ^ Шах, Умакант Премчанд (1987), стр. 74–75.
- ^ Шах, Умакант Премчанд (1987) стр. 73–76
- ^ фон Глазенапп 1999 , с. 308.
- ^ Jump up to: а б Чокси и Чапия 2011 .
- ^ Корт, Джон (1997) с. 1360
- ^ Муни Наградж. п. 203
Источники
[ редактировать ]- Чокси, манси; Чхапия, Хемали (10 февраля 2011 г.), «А теперь познакомьтесь со святым Раваном» , The Times of India
- Донигер, Венди , изд. (1999), Энциклопедия мировых религий , Мерриам-Вебстер , ISBN 0-87779-044-2
- Дандас, Пол (2002) [1992], Джайны (второе изд.), Лондон и Нью-Йорк : Routledge , ISBN 0-415-26605-Х
- Джайни, Падманабх (2000). Сборник статей по джайнским исследованиям . Дели: Motilal Banarsidass Publ. ISBN 81-208-1691-9 .
- Джонсон, Хелен М. (1931), Тришашти Шалака Пуруша Чаритра , Восточный институт Бароды
- Котари, доктор П. Аджай (2000). Концепция божественности в джайнизме . Джайпур: Академия Пракрита Бхарти. OCLC 54249279 .
- фон Глазенапп, Хельмут (1 января 1999 г.), Джайнизм: индийская религия спасения , Дели : Мотилал Банарсидасс , ISBN 81-208-1376-6
- Джайни, Падманабх (1998). Джайнский путь очищения . Нью-Дели: Мотилал Банарсидасс. ISBN 81-208-1578-5 .
- Корт, Джон (1997). «Джайнские Пураны». В Нагендре Кр. Сингх (ред.). Энциклопедия индуизма . Нью-Дели: Публикации Anmol. ISBN 81-7488-168-9 .
- Шах, Умакант П. (1987), Джайна-рупа-мандана: джайнская иконография , Abhinav Publications, ISBN 81-7017-208-Х
- Кападия, HR (1941). История канонической литературы джайнов . Ахмадабад: Образовательно-исследовательский центр Шардабен Чиманбхай. OCLC 17048447 .
- Джайни, JL (1940). Ф. В. Томас (ред.). Очертания джайнизма . Кембридж (Англия): Университетское издательство. ОСЛК 3944002 .
- Муни Наградж (1986). Агама и Трипитака: сравнительное исследование: критическое исследование джайнской и буддийской канонической литературы, том 1 . Принтеры и издатели сегодня и завтра. ISBN 978-81-7022-730-4 .
- Джайн, Виджай К. (2015), Сваямбхустотра Ачарьи Самантабхадры: Поклонение двадцати четырех тиртханкаров , Vikalp Printers, ISBN 978-81-903639-7-6 , заархивировано из оригинала 16 сентября 2015 г.,
В данной статье использован текст из этого источника, находящегося в свободном доступе .
- Вьяс, доктор RT, изд. (1995), Исследования в области джайнского искусства, иконографии и смежных предметов , директор Восточного института от имени регистратора, Университет магистратуры Бароды, Вадодара, ISBN 81-7017-316-7