Jump to content

Шалакапуруша

(Перенаправлено с Прати-васудевы )

Согласно джайнской космологии , Шалакапуруша ( санскрит : शलाकापुरुष ) «прославленные или достойные личности» — это 63 выдающихся существа, которые появляются в течение каждого полупериода. [ 1 ] Их также называют тришаштишалакапуруша (63 выдающихся человека). [ 2 ] Универсальная или легендарная история джайнов представляет собой сборник деяний этих выдающихся личностей. [ 3 ] Говорят, что их жизнеописания самые вдохновляющие. [ 4 ]

Шалакапуруша (вселенских монархов, императоров состоит из 24 Тиртханкаров (Богов-учителей), двенадцати Чакравартинов шести континентов), девяти Балабхадр (мягких героев), девяти Нараян (героев-воинов) и девяти Прати-нараян (антигероев). [ 1 ] [ 5 ] Согласно джайнской космологии , время не имеет начала и вечно. Калачакра . , космическое колесо времени, вращается непрерывно Колесо времени разделено на два полуоборота: Утсарпини , или восходящий временной цикл, и Авасарпини , нисходящий временной цикл, происходящие непрерывно друг за другом. Утсарпини — это период прогрессирующего процветания и счастья, когда временные промежутки и возрасты увеличиваются, в то время как Авасарпини — это период возрастающего горя и безнравственности с сокращением временных промежутков эпох. [ 6 ] В течение каждого такого временного цикла появляются эти 63 выдающихся человека и устанавливают религию и порядок в обществе. Согласно джайнской космологии, поскольку время вечно, бесчисленные калачакры прошли и будут возникать в будущем, и, следовательно, появилось и будет появляться бесконечное множество этих 63 выдающихся личностей, чтобы установить порядок и религию в свои соответствующие эпохи. [ 7 ]

Происхождение и этимология

[ редактировать ]

Слово салакапуруша часто переводится как «выдающиеся люди», «достойные люди» или «могущественные люди». Оно происходит от санскритского соединения слов Салака и Пуруша . « Пуруша » означает «человек», но « салака » имеет неоднозначную этимологию в этом контексте. Основное значение слова салака (санскрит: шалака , пали: салака , пракрит: салага , салайя ) — «палка». В буддийском контексте это означало билет, состоящий из деревянных палочек, предназначенный для голосования или раздачи еды; но в джайнском контексте оно использовалось для обозначения палки, а также меры, а в сочетании с «пурушой» - для обозначения великих героев. [ 8 ] По словам джайнского автора XI века, монаха Ачарьи Хемачандры , этих людей называют салаками , поскольку они выделяются среди мужчин. Это подчеркивало, что имена салакапурусов были подчеркнуты или имели особое значение в связи с их делами. Джон Корт также цитирует другого автора, С.Д. Пареха, который подчеркивает коренное значение избирательных палочек и приходит к выводу, что салакапуруса — великий человек, поскольку его величие было принято широкой публикой. [ 9 ] В некоторых текстах Шветамбары слова Баладева , Васудева и Пративасудева используются для обозначения Балабхадры , Нараяны и Пратинарайаны соответственно. Трактат 1975 года, подробно описывающий жизнь и учение Махавиры , похоже, подразумевает избирательную этимологию этого слова, то есть их называют салакапуруша , потому что они люди, которые имеют значение. [ 10 ]

Традиция салакапурушас или универсальной истории джайнов началась с биографий Тиртханкаров . Кальпасутра дает имена и краткие биографии только тиртханкар. В нем не используется слово салакапурусы и не упоминаются их по имени, но говорится, что категории Арихантов , Чакравартинов , Балабхадр и Васудевов всегда рождаются в королевских семьях, предвещая таким образом 54 из 63 салакапуруш . [ 11 ] Более того, Джайни прослеживает происхождение списка Баладевы и Васудевы от Джиначаритры (жизнеописаний Джинов ) Бхадрабаху ( 3–4 века до н.э.). [ 12 ] Примечательной агиографией этих людей является Хемачандры » «Тришаштишалакапурушачаритра . [ 13 ]

Следующие джайнские тексты описывают деяния салакапуруш : [ 14 ]

Дигамбарские тексты

[ редактировать ]
  • Саткхандагама (1 век) - дает описание всемирной истории джайнов в элементарной форме.
  • Тилоя Панатти Ятивришабхи Нарад (7 век). В этом тексте даны описания других джайнских героев, а именно 9 , 11 Рудр и 24 Камадевов . [ 15 ] но конкретно утверждает, что существует только 63 салакапуруса.
  • Адипурана Ачарьи Джинасены и Гунабхадры (9 век) - Этот текст также известен как Тришастилаксанамапурана (Великая пурана, описывающая 63 великих героя). К этому времени количество героев было зафиксировано на уровне 63.
  • Харивамса-пурана, составленная Ачарьей Джинасеной .

Шветамбарские тексты

[ редактировать ]
  • Кальпасутра – посвящена в основном историям о Ришабханатхе , Неминатхе , Паршванатхе и Махавире. В нем упоминаются другие тиртханкары, а также упоминаются категории Чакравартинов, Бальдева и Васудева, не называя индивидуальных имен.
  • Самаваянга Сутра - В этом тексте даны описания шестидесяти трех и пятидесяти четырех салакапурусов в разных местах.
  • Паумачарья Вималсури (2 век ) - это джайнская версия Рамаяны. История Рамы, восьмого Баладевы, рассказана в контексте 63 салакапуруш. На более поздние тексты повлиял Паумачарья.
  • Чауппанамахапурисачария Силанки (9 век) - повествует о деяниях пятидесяти четырех великих героев.
  • Трисастисалакапурусачаритра Хемачандры (11 век) - Деяния 63 выдающихся людей и один из самых популярных текстов всемирной истории джайнов.
  • Кахавали Бхадрешвары (13 век). В этом тексте число салакапуруша увеличено до 72 путем добавления 9 Нарад.

Все традиции джайнизма теперь согласны с цифрой 63 салакапуруса . Однако число людей составляет 60, поскольку три человека ( Шантинатх , Кунтхунатх и Аранатх ) были Чакравартинами , которые позже стали Тиртханкарами . [ нужна ссылка ]

Тиртханкарас

[ редактировать ]

Тиртханкары (также известные как Джины ) — это Архаты , учителя и возродители джайнской философии. В каждом полуцикле есть 24 Тиртханкары; [ 15 ] Махавира был 24-м и последним Тиртханкарой текущего нисходящего временного цикла, а Ришабханатха был первым Тиртханкарой. Тиртханкары буквально являются «переправщиками», которые показали путь пересечения океана перерождения и переселения и, следовательно, стали объектом почитания и поклонения среди джайнов. Тиртханкара предоставляет всем существам средства освободить душу от ограничений тела и подняться к блаженству, просветлению и освобождению от вечного цикла перерождений. Он выступает за воздержание, истину, ненасилие, простоту и чистоту для тех, кто ищет освобождения. Тиртханкары в конечном итоге становятся Сиддхами после освобождения.

Махавира был последним Тиртханкарой и Салакапурушой этого нисходящего временного цикла согласно джайнской Универсальной истории.

Двадцать четыре Тиртханкары этого нисходящего временного цикла:

  1. Ришабханатха или Адинатха
  2. Аджитанатха
  3. Самбхаванатха
  4. Абхинанданатха
  5. Суматинатха
  6. Падмапрабха
  7. Супаршванатха
  8. Чандрапрабха
  9. Пушпаданта
  10. Шиталанатха
  11. Шрейансанатха
  12. Васупуджья
  13. Вималанатха
  14. Анантанатха
  15. Дхарманатха
  16. Шантината
  17. Быть измотанным
  18. Аранатха
  19. Маллината
  20. Мунисуврата
  21. Я с тобой
  22. Неминатха
  23. Паршванатха
  24. Махавира

Чакраварти

[ редактировать ]
14 Ратна (драгоценности) Чанкравартина. Миниатюра 17 века «Самграханиратна» Шричандры на пракрите с комментариями на гуджарати. Космологический текст Джайн Шветамбара с комментариями и иллюстрациями.

Чакравартин (Вселенский монарх ) — император мира, повелитель материального царства. [ 1 ] Хотя он обладает мирской властью, его амбиции часто затмеваются огромностью космоса. Джайнские пуруны приводят список из 12 Чакравартинов, которые процветали в этом нисходящем временном цикле. [ 15 ] Все они принадлежали Кашьяпе готре с золотым цветом лица. [ 16 ] Одним из величайших Чакраварти, упомянутых в джайнских писаниях, является Бхарата, в память о котором Индия стала известна как «Бхарата-варша». Завоевав весь мир, исполненный гордости царь Бхарата стремился запечатлеть свой великий подвиг на склонах горы Меру. К своему великому разочарованию, он нашел на Меру имена многих других царей. Как и он, они тоже завоевали мир. Он был не первым человеком, сделавшим это. Он был не последним. Их было много до него, много было после него. Бхарата, смиренный этим опытом, вернулся в свое царство, чтобы выполнить свой долг, осознавая, что его действия не были уникальными и что его существование не было особенным. [ 1 ] Имена двенадцати Чакравартинов согласно джайнским текстам: [ 17 ]

Лорд Шантинатха, шестнадцатый джайнский Тиртханкара, также был Чакраварти.
  1. Бхарата
  2. Сагара
  3. Магхава
  4. Сенатор Кумара
  5. Шантинатха - (также Тиртханкара)
  6. Кунтхунатха - (также Тиртханкара)
  7. Аранатха - (также Тиртханкара)
  8. Субхаума
  9. Падманабха
  10. Харишена
  11. Джаясена
  12. Брахмадатта

В джайнизме чакраварти характеризовалось обладанием саптаратной , или «семи драгоценностями»:

  1. Сударшана Чакра , чудесное колесо, которое никогда не промахивается мимо цели.
  2. Королева
  3. Огромная армия колесниц
  4. Ювелирные изделия
  5. Огромное богатство
  6. Огромная армия лошадей
  7. Огромная армия слонов

В некоторых текстах вместо этого цитируется наваратна или «девять драгоценностей», добавляя слова «премьер-министр» и «сын». Некоторые тексты еще больше расширяются до 14 Ратн , драгоценностей.

Триада Баладевы, Васудевы и Пративасудевы.

[ редактировать ]
Оружие и символы Васудевы или Нараяны. Миниатюра 17 века «Самграханиратна» Шричандры на пракрите с комментариями на гуджарати. Космологический текст Джайн Шветамбара с комментариями и иллюстрациями.

В каждом полупериоде есть 9 групп Балабхадр (нежных героев), Васудевов (жестоких героев) и Пративасудев (антигероев). [ 15 ] В отличие от индуистских Пуран, в джайнских пуранах имена Балабхадра и Нараяна не ограничиваются Баларамой и Кришной . Вместо этого они служат именами двух различных классов могущественных сводных братьев, которые появляются девять раз в каждой половине временных циклов джайнской космологии и совместно управляют половиной Земли как получакраварти. В конце концов Прати-нарьяна убит Нараяной за его неправедность и безнравственность. Джайни прослеживает происхождение этого списка братьев до Джиначаритры (жизнеописаний Джинов ) Бхадрабаху Свами (3–4 века до н.э.). [ 12 ] Джайнская Рамаяна основана на историях о Раме , Лакшмане и Раване, которые являются восьмыми Баладевой , Нараяной , Пратинараяной и соответственно. Подобным же образом Харивамса Пурана основана на историях о Балараме , Кришне и Джарасандхе , которые являются девятой и последней группой Балабхадры , Нараяны и Пратинарайаны . [ 18 ] Однако главная битва - это не Махабхарата, а битва между Кришной и убитым Кришной Джарасандхой.

Согласно джайнским текстам, Нараяна обычно имеют смуглую кожу и носят желтые одежды. Существует семь видов оружия и символов Нараяны , а именно: раковина, диск ( сударшана чакра ), палица, лук, меч, драгоценный камень (каустубха мани) и гирлянда цветов (ванамала). Баладевы, сводные братья Васудевов, описываются как светлокожие, носят темно-синие одежды и имеют знамя из пальм. Их символы или оружие: лук, плуг, пестик и стрела. Два брата неразлучны и совместно управляют тремя континентами как наполовину Чакраварти. Хотя Нараяна является более могущественным из двоих, Балабхадра изображается превосходящим своим ненасильственным путем и достигает освобождения. Согласно джайнским пуранам , балабхадры ведут идеальную джайнскую жизнь. [ 19 ] Из девяти Балабхадр восемь достигают освобождения, а последний попадает на небеса. С другой стороны, Нараяна попадает в ад из-за своих жестоких поступков, хотя они совершали их ради отстаивания праведности. [ 20 ]

Рама и Лакшмана - восьмая группа Баладевы и Васудевы согласно универсальной истории джайнов.

Список Баладевы, Васудевы и Пративасудевы таков: [ 21 ]

Нет. Баладева / Балабхадра Васудева/Нараяна Пративасудева / Пратинараяна
1 Акала Трипушта (или Приштха) Ашвагрива
2 Виджая Двипушта (или Приштха) Грузовик
3 Дхармапрабха (Бхадра) Сваямбху ад
4 Супрабха Пурушоттама Нисомбха
5 Сударшана Нара (Пуруша) Симха Мадукатиябха
6 Нанди (Ананда) Пундарика Прахлада
7 Нандимитра (Мандана) [ 22 ] Даттадева Бали
8 Рама Лакшмана Разрушенный [ 23 ]
9 Рама ( Баларама ) Кришна [ 23 ] Джарасандха

Иерархия

[ редактировать ]

Из вышеперечисленных пяти классов выдающихся личностей Тиртханкары занимают первое место. Они устанавливают религию и достигают освобождения. Чакраварти достигают освобождения, если отрекаются от своего царства, или попадают в ад, если предаются чувственным удовольствиям. Следующими по рангу идут Баладевы, кроткие герои и набожные миряне, достигшие освобождения, соответствующего Тиртханкарам. Васудевы также являются набожными мирянами-джайнами и в конечном итоге достигают освобождения, но сначала перерождаются в аду из-за своих насильственных действий.

Мать Тиртханкары видит 16 благоприятных снов (в некоторых традициях 14 снов), когда душа спускается в ее утробу. Мать Васусдевы видит семь снов, а мать Балабхадры видит только четыре сна. Мать Прати-васудевы не видит снов. [ 24 ]

Некоторые джайнские тексты также описывают сравнительные силы Салакапуруса следующим образом: [ 25 ]

  • Бык по силе равен 12 воинам.
  • Лошадь сильна, как 10 быков.
  • Буйвол по силе равен 12 лошадям.
  • Слон по силе равен 15 буйволам.
  • Лев с гривой по силе равен 500 слонам.
  • Осьминог (мифическое животное с восемью конечностями Астапады) по силе равен 2000 гривистым львам.
  • Балдева по силе равен 1 миллиону осьминогов.
  • Васудева по силе равен двум Балдевам. (Прати-васудева немного менее могущественна, чем Васудева.)
  • Чакравартин по силе равен двум Васудевам.
  • Нагараджа (царь змеиных богов) по силе равен 100 000 Чакравартинам .
  • Индра . столь же могущественен, как 10 миллионов Нагараджей (царей змеиных богов)
  • Сила бесчисленных Индр ничтожна по сравнению с силой мизинца Тиртханкары .

Другие классы героев

[ редактировать ]

Во всемирной истории джайнов, помимо этих 63 салакапуруш, есть и другие классы из 106 человек, которые, хотя и не изображены как салакапуруша, достаточно важны, чтобы их можно было упомянуть отдельно. Они есть:

Нет. Имя Высота Продолжительность жизни (общий возраст) Таять
1 Бхима 80 дханша 84 миллиона лет 7-е место
2 Махабхима 70 ударов 72 миллиона лет 6-е место
3 Рудра 60 ударов 60 тысяч лет 6-е место
4 Махарудра 50 ударов 30 тысяч лет 6-е место
5 Кала 45 ударов 10 тысяч лет 6-е место
6 Махакала 29 дхануша 65 000 лет 6-е место
7 Дурмукха 22 удара 32 000 лет 5-е место
8 Наракамукха 16 ударов 12 000 лет 4-й
9 Адхомуха 10 ударов 1000 лет 3-й
Нет. Имя Жена Высота Обучение Продолжительность жизни (общий возраст)
1 Пратисвати Свьямпрабха 1800 дхануша устранен страх (из-за незнания) Солнца и Луны 87 тысяч лет
2 Саммати Яшасвати 1300 ударов объяснил страх (из-за незнания) Тьма и Звезды 77 тысяч лет
3 Кшемамкара Ее имя 800 ударов следует избегать компании плотоядных животных 67 тысяч лет
4 Кшемамдхара Рой 775 дхануша защита от хищных животных 37 тысяч лет
5 Мы любим его Манохари 750 ударов предел Калпаврикши 17 тысяч лет
6 Симамдхара Яшодхара 725 дхануша раздел собственности на деревья путем маркировки 67 000 лет
7 Вималавахана Сумати 700 ударов как кататься на слоне и т. д. 37 000 лет
8 Чакшушмент Дхарини 675 дхануша как увидеть лицо ребенка 17 000 лет
9 Давай сделаем это Кантмаала 650 ударов как назвать ребенка 1200 лет
10 Абхичандра Шримати 625 дхануша покажи ребенку луну и т. д., когда он плачет 87 тысяч лет
11 Чандрабха Прабхавати 600 ударов защита детей 77 тысяч лет
12 Мерудев Сатья 575 избиение транспорт 67 тысяч лет
13 Прасеначандра Амитмати 550 ударов как лечить болезни 37 тысяч лет
14 пупок Марудеви 525 дхануша как перерезать пуповину 17 тысяч лет
  1. ^ Jump up to: а б с д Паттанаик, Девдатт (18 августа 2009 г.). «63 достойных существа» . Полдень. Архивировано из оригинала 27 сентября 2012 года.
  2. ^ Джайни 2000 , стр. 377–378.
  3. ^ Дандас 2002 , с. 12.
  4. ^ Виджей К. Джайн, 2015 , с. 199.
  5. ^ Джозеф, премьер-министр (1997), Джайнизм в Южной Индии , Международная школа дравидийской лингвистики, с. 178, ISBN  9788185692234
  6. ^ Котари, доктор. П. Аджай (2000) с. 90—91
  7. ^ Кападия 1941 , с. 65.
  8. ^ Корт, Джон (1997) с. 1357
  9. ^ Корт, Джон (1997) с. 1358
  10. ^ Лалвани, К.К. (1975). Шрамана Бхагаван Махавира: жизнь и учение . Калькутта: Minerva Associates. стр. 10–11 . Автор «Кальпа-сутры» не удосужился представить второстепенных личностей, хотя, тем не менее, важных людей (салакапурушас).
  11. ^ Вяс 1995 , с. 19.
  12. ^ Jump up to: а б Джайни 2000 , с. 377.
  13. ^ Гемакандра; РСС Файнс (1998). Жизни джайнских старейшин . Издательство Оксфордского университета. ISBN  978-0-19-283227-6 .
  14. Джон Корт стр.1356–57
  15. ^ Jump up to: а б с д Донигер 1999 , с. 550.
  16. ^ Шах, Умакант Премчанд (1987) стр. 72
  17. ^ Джайни, JL (1940) Приложение III
  18. ^ Джайни 1998 , с. 305.
  19. ^ Джайн, Джагдиш Чандра; Бхаттачарья, Нарендра Натх (1 января 1994 г.). Джайнизм и пракрит в древней и средневековой Индии . Манохар. п. 146. ИСБН  9788173040511 .
  20. ^ Шах, Умакант Премчанд (1987), стр. 74–75.
  21. ^ Шах, Умакант Премчанд (1987) стр. 73–76
  22. ^ фон Глазенапп 1999 , с. 308.
  23. ^ Jump up to: а б Чокси и Чапия 2011 .
  24. ^ Корт, Джон (1997) с. 1360
  25. ^ Муни Наградж. п. 203

Источники

[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 9192b0c567aa8f953ddd8b285cb0d32c__1717250700
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/91/2c/9192b0c567aa8f953ddd8b285cb0d32c.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Śalākāpuruṣa - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)