Дианетика
![]() | В этой статье есть несколько проблем. Пожалуйста, помогите улучшить его или обсудите эти проблемы на странице обсуждения . ( Узнайте, как и когда удалять эти шаблонные сообщения )
|


Часть серии о |
Саентология |
---|
![]() |
|
Споры |
Более |
Дианетика — это набор идей и практик, изобретенных в 1950 году писателем-фантастом Л. Роном Хаббардом , касающихся человеческого разума. Дианетика изначально задумывалась как форма психологического лечения, но была отвергнута психологическими и медицинскими учреждениями как псевдонаучная. Он был предшественником Саентологии и с тех пор был включен в нее. [ 1 ] : 106–107 Он включает в себя процесс, называемый « одитингом », в котором используется измеритель электрического сопротивления , якобы для того, чтобы снять эмоциональное бремя и «излечить» людей от их проблем.
«Одитинг» использует техники гипноза , которые предназначены для создания зависимости и послушания у субъекта одитинга. [ 2 ] В конце концов Хаббард решил представить Дианетику как форму духовности, являющуюся частью Церкви Саентологии. [ 3 ] после того, как несколько практикующих были арестованы за медицинскую практику без лицензии , и ожидался судебный процесс против первой дианетической организации, которую Хаббард основал в Элизабет, штат Нью-Джерси. [ 4 ] : 62–68 [ 5 ] : 81–83 [ 6 ] Помимо того, что Хаббард избежал судебного преследования, он также увидел возможность снизить налоговое бремя от продажи книг и методов по Дианетике. [ 7 ]
Помещение
Слово «Дианетика» произошло от греческого слова «диа», что означает «сквозь», и «нус», что означает «разум». [ 8 ] : 394
Теория Дианетики описывает человеческий разум как две части: сознательный «аналитический ум» и подсознательный « реактивный ум ». [ 9 ] Заявленная цель техники Дианетики, называемой « одитингом », состоит в том, чтобы стереть содержимое реактивного ума — носителя болезненных и разрушительных эмоций, которые могут действовать на человека как постгипнотические внушения. [ 10 ] : 61 «Одитинг» использует техники гипноза , которые предназначены для создания зависимости и послушания у субъекта одитинга. [ 2 ] При одитинге человеку задают вопросы, призванные помочь ему найти и справиться с болезненным прошлым опытом. [ 10 ] : 63
Теория Дианетики утверждает, что «основной принцип существования — выжить» и что основная личность человека искренна, умна и добра. Стремление к добру и выживанию искажается и тормозится аберрациями (отклонениями от рационального мышления). [ 11 ] : 25 Хаббард утверждал, что Дианетика может повысить интеллект, устранить нежелательные эмоции и облегчить широкий спектр заболеваний, которые он считал психосоматическими . Состояния, предположительно поддающиеся лечению с помощью Дианетики, включали артрит, аллергию, астму, некоторые коронарные заболевания, проблемы со зрением, язвы, мигрени и сексуальные отклонения. [ 9 ]
История
По словам Хаббарда, когда в 1938 году ему вводили успокоительное перед стоматологической операцией, он пережил околосмертный опыт , который вдохновил его на написание рукописи «Экскалибур» . Хотя эта работа так и не была опубликована, она якобы стала основой Дианетики. [ 10 ] : 29–30, 57 Первой публикацией по Дианетике была «Дианетика: эволюция науки» статья Хаббарда в журнале «Поразительная научная фантастика» (дата обложки — май 1950 года). [ 12 ] За этим последовала книга «Дианетика: современная наука о психическом здоровье » (DMSMH), опубликованная 9 мая 1950 года. В этих работах Хаббард утверждал, что источником всей психологической боли и, следовательно, причиной проблем психического и физического здоровья является форма памяти, известные как « инграммы ». По словам Хаббарда, люди могли достичь состояния, которое он назвал « клир », когда все их инграммы были удалены посредством разговора с « одитором ». [ 12 ]
Хотя эта методика не была принята медицинским и научным сообществом, за первые два года после публикации DMSMH было продано более 100 000 копий. Публикация DMSMH принесла массу доходов, которые Хаббард использовал для создания дианетических фондов в шести крупных американских городах. [ 13 ] : 30 Двумя самыми сильными сторонниками Дианетики в 1950-е годы были Джон В. Кэмпбелл , редактор журнала Astounding Science Fiction , и Джозеф Огастас Винтер , писатель и врач. Кэмпбелл опубликовал некоторые рассказы Хаббарда, и Уинтер надеялся, что его собственные коллеги также будут привлечены системой Дианетики Хаббарда. [ 14 ] : 197
Читатели сформировали группы для изучения и практики техники Дианетики. По словам социолога Роя Уоллиса , этот период был периодом «возбужденных экспериментов», а работа Хаббарда рассматривалась как «первоначальное исследование, которое в дальнейшем будут развивать другие». [ 15 ] По мнению Уоллиса, именно популярность Дианетики как непрофессиональной психотерапии способствовала падению Фонда Дианетики. Большинство людей прочитали книгу, попробовали ее, а затем отложили. Остальные практикующие не имели никаких связей с Фондом. Сформировались фракции, и последователи бросили вызов движению Хаббарда и его авторитету. Увлечение 1950–1951 годов угасло к 1952 году. [ 16 ]
В 1951 году, когда долги накопились и грозило банкротство, Дон Перселл, богатый последователь Дианетики из Уичито, выручил фонд. [ 17 ] : 185 и далее Однако это просуществовало недолго, и в 1952 году фонд обанкротился. Хаббард бежал в Феникс, штат Аризона, потеряв фонд, права на Дианетику и авторские права DMSMH на Перселла. [ 17 ] : 199–200 Хаббард подал в суд, и в 1954 году Перселл урегулировал дело, вернув авторские права Хаббарду. [ 17 ] : 218–9
В Фениксе Хаббард создал «Саентологию»; его методы были предназначены для реабилитации человека, чтобы он мог полностью раскрыть свой потенциал как духовное существо. [ 18 ] Дианетика была включена в Саентологию. В 1978 году Хаббард представил «Дианетику Новой Эры» (NED) и Дианетику Новой Эры для ОТ и добавил их в «Мост к полной свободе» . [ 19 ] : XIV–XV [ 20 ]
Концепции
В книге «Дианетика: современная наука о психическом здоровье » Хаббард описывает методы, которые, по его мнению, могут избавить людей от страхов и психосоматических заболеваний. Основная идея Дианетики состоит в том, что разум состоит из двух частей: «аналитического ума» и « реактивного ума ». «Реактивный разум», разум, который действует, когда человек находится в физическом бессознательном состоянии, действует как запись шока, травмы, боли и других вредных воспоминаний. Подобные переживания, хранящиеся в «реактивном уме», называются « инграммами ». Дианетика предлагается как метод стирания этих инграмм в реактивном уме для достижения состояния клира . [ 21 ] [ 22 ]
В Дианетике бессознательное или реактивный разум описывается как совокупность «мысленных образов-картин», которые содержат записанный опыт прошлых моментов бессознательного состояния, включая все задействованные сенсорные восприятия и чувства, начиная от внутриутробных переживаний, младенчества и детства и заканчивая даже травматические чувства, связанные с событиями из прошлых жизней и внеземных культур. Тип мысленного образа-картины, создаваемый в период бессознательного состояния, предполагает точную запись болезненных переживаний. Хаббард назвал это явление инграммой и определил его как «полную запись момента бессознательного состояния, содержащего физическую боль или болезненные эмоции и все восприятия». [ 23 ] [ нужен лучший источник ]
Хаббард предположил, что эти инграммы вызывают «аберрации» (отклонения от рационального мышления) в уме, что приводит к длительным неблагоприятным физическим и эмоциональным последствиям. Когда аналитический (сознательный) ум отключался в эти моменты, события и восприятия этого периода сохранялись в виде инграмм в бессознательном или реактивном уме. В самых ранних публикациях Хаббарда на эту тему инграммы назывались по-разному: норн , помеха и команома , прежде чем слово «инграмма» было адаптировано из его существующего использования по предложению Джозефа Огастаса Винтера, доктора медицинских наук. [ 24 ] : 17–18 [ 1 ] : 109 отметили смесь научной фантастики и оккультных ориентаций в Дианетике. Некоторые комментаторы того времени [ 12 ]
Хаббард утверждал, что эти инграммы были причиной почти всех психологических и физических проблем. Помимо физической боли, инграммы могут включать слова или фразы, произнесенные поблизости, когда пациент был без сознания. Например, Уинтер приводит пример пациента с постоянной головной болью, который предположительно объяснил проблему тем, что врач сказал: «Заберите его сейчас» во время рождения пациента. [ 24 ] : 165
[Реактивный ум] может вызвать у человека артрит, бурсит , астму , аллергию , синусит , ишемическую болезнь сердца, высокое кровяное давление ... И это единственное, что в человеке может производить такие эффекты... Высвободите содержимое [реактивный ум] и артрит исчезает, близорукость становится лучше, сердечные заболевания уменьшаются, астма исчезает, желудок функционирует правильно, и весь каталог болезней уходит и остается в стороне.
— Л. Рон Хаббард [ 25 ]
По словам Бента Коридона , Хаббард создал иллюзию, что Дианетика была первой психотерапией , которая обращалась к травматическим переживаниям в свое время, но другие делали это и раньше в качестве стандартной процедуры. [ 26 ] Хью Урбан писал, что было ясно, что на работу Хаббарда повлияли Карл Юнг , Зигмунд Фрейд и Отто Ранк , а сам Хаббард упомянул сходство между Дианетикой и Фрейдом. [ 27 ] : 45, 49
Хаббард утверждал, что с помощью техники Дианетики реактивный ум можно очистить от всех инграмм; «очищен» от своего содержимого. Человек, завершивший этот процесс, будет «Клиром». Преимущества Clear могут включать более высокий IQ, улучшение отношений или успех в карьере. [ 27 ] : 46
Процедура

Процедура Дианетической терапии (известная как одитинг ) предполагает участие двух человек. Один человек, «одитор», направляет другого человека, преклира , через процедуры. Задача преклира — посмотреть на свой ум и поговорить с одитором. Одитор признает то, что говорит преклир, и контролирует процесс.
Одитор и преклир садятся лицом друг к другу. Устроившись, одитор просит преклира закрыть глаза и найти что-то, что произошло с ним в прошлом. Преклир рассказывает одитору, что произошло в инциденте, как будто он снова переживает его. Одитор уговаривает преклира вспомнить как можно больше и возвращается к происшествию несколько раз, пока преклир не станет веселым по этому поводу, и в этот момент одитор может закончить сеанс или найти другой инцидент и повторить процесс. [ 28 ] [ 29 ]
Терапевтические заявления
Ловкий мастер научной фантастики массового производства, собирая свои таланты и энергию для величайших усилий, создает [...] вымышленную науку. Если бы Дианетика была представлена как художественная литература [...], она могла бы быть, как и другая гениальная научная фантастика, хорошим развлечением.
В августе 1950 года, на фоне успеха Дианетики , Хаббард провел демонстрацию в Shrine Auditorium в Лос-Анджелесе , где он представил молодой женщине по имени Соня Бьянка (псевдоним) большой аудитории, включая многих репортеров и фотографов, как «первую в мире клир ». Несмотря на заявление Хаббарда о том, что она «полностью и прекрасно помнит каждый момент своей жизни», Бьянка оказалась неспособной ответить на вопросы аудитории, проверяющие ее память и аналитические способности, включая вопрос о цвете галстука Хаббарда. Хаббард объяснил неспособность Бьянки продемонстрировать публике обещанные ей способности вспоминать, сказав, что он использовал слово «сейчас», вызывая ее на сцену, и таким образом непреднамеренно заморозил ее в «настоящем времени», что заблокировало ее способности. [ 17 ] : 165–166 [ 1 ] : 114–115 Позже, в конце 1950-х годов, Хаббард утверждал, что к тому времени, когда он представил Бьянку первой в мире, несколько человек достигли состояния Клир; Этих остальных, по словам Хаббарда, он успешно очистил в конце 1940-х годов, работая инкогнито в Голливуде, изображая из себя свами . [ 31 ] В 1966 году Хаббард объявил южноафриканского саентолога Джона Макмастера первым истинным клиром. [ 32 ] [ 33 ]
Хаббард заявил в интервью газете «Нью-Йорк Таймс» в ноябре 1950 года, что «он уже представил доказательства утверждений, изложенных в книге, ряду ученых и ассоциаций». Он добавил, что общественность, а также соответствующие организации имеют право на такие доказательства и что он готов предоставить такие доказательства в деталях. [ 34 ] В январе 1951 года Дианетический исследовательский фонд Хаббарда в Элизабет, штат Нью-Джерси , опубликовал «Дианетический процессинг: краткий обзор исследовательских проектов и предварительные результаты» — буклет, в котором представлены результаты психометрических тестов, проведенных на 88 людях, проходящих дианетическое лечение. В нем представлены истории болезни и ряд рентгеновских снимков, подтверждающих утверждения о том, что Дианетика излечила «аберрации», включая маниакальную депрессию , астму, артрит , колит и «открытый гомосексуализм», и что после Дианетического процесса у испытуемых значительно увеличились показатели по стандартизированный тест IQ. Субъекты отчета не названы по имени, но одним из них явно является сам Хаббард («Дело 1080А, RL»). [ 35 ]
Авторы не предоставляют никакой квалификации, хотя в книге Хаббарда «Наука выживания» (где были перепечатаны некоторые результаты того же исследования) они описаны как психотерапевты. Критики Дианетики скептически относятся к этому исследованию как из-за предвзятости источника, так и из-за того, что исследователи, похоже, приписывают Дианетике все физические преимущества, не принимая во внимание возможные внешние факторы; иными словами, в докладе отсутствует какой-либо научный контроль . Первоначально Уинтер был соратником Хаббарда и одним из первых последователей Дианетики, но к концу 1950 года разорвал связи с Хаббардом и написал отчет о своем личном опыте работы с Дианетикой. [ 24 ] : 39 Он описал Хаббарда как «абсолютиста и авторитариста». [ 36 ] и раскритиковал Фонд дианетических исследований Хаббарда за неспособность провести «точные научные исследования функционирования разума». [ 24 ] : 40 Он также рекомендовал, чтобы одитинг проводился только экспертами и что непрофессионалам опасно одитировать друг друга. [ 36 ] Хаббард пишет: «Опять же, Дианетика не предназначена для какой-либо профессии, поскольку ни одна профессия не может ее охватить». [ 37 ]
Научное неприятие
Оригинальная книга Хаббарда по Дианетике вызвала весьма критические отзывы со стороны научных и медицинских писателей и организаций. В 1950 году Американская психологическая ассоциация приняла резолюцию, призывающую «обратить внимание на тот факт, что эти утверждения не подкреплены эмпирическими данными, необходимыми для установления научных обобщений». [ 34 ] [ 38 ] Впоследствии Дианетика не получила признания как научная теория , и ученые приводят Дианетику как пример лженауки . [ 39 ] : 274 [ 40 ] [ 41 ]
Опубликовано немного научных исследований эффективности Дианетики. Профессор Джон А. Ли в своей оценке Дианетики 1970 года заявляет:
и психологических доктрин Хаббарда Объективное экспериментальное подтверждение физиологических отсутствует. На сегодняшний день ни одно научное учреждение не установило достоверность его теорий пренатального восприятия и инграмм, клеточной памяти, дианетических мечтаний или эффектов саентологических процедур одитинга. Существующие знания противоречат теории Хаббарда о записи восприятий в периоды бессознательного состояния.
- Джон А. Ли в The Lee Report (1970) [ 42 ]
В базе данных MEDLINE записаны два независимых научных исследования по Дианетике, оба проведенные в 1950-х годах под эгидой Нью-Йоркского университета . Харви Джей Фишер проверил дианетическую терапию на соответствие трем утверждениям ее сторонников и обнаружил, что она не влияет на какие-либо существенные изменения в интеллектуальном функционировании, математических способностях или степени личностных конфликтов; [ 43 ] Джек Фокс проверил тезис Хаббарда о вспоминании инграмм с помощью Дианетического исследовательского фонда и не смог его обосновать. [ 44 ]
Комментаторы разного происхождения называют Дианетику примером лженауки. Например, философии профессор Роберт Кэрролл указывает на отсутствие эмпирических данных в Дианетике:
В том, что Хаббард рекламирует как науку о разуме, отсутствует один ключевой элемент, который ожидается от науки: эмпирическая проверка утверждений. Ключевые элементы так называемой науки Хаббарда кажутся не поддающимися проверке, однако он неоднократно утверждает, что утверждает только научные факты и данные многих экспериментов. Даже неясно, как будут выглядеть такие «данные». Большая часть его данных представлена в виде анекдотов и домыслов... Такие домыслы уместны в художественной литературе, но не в науке. [ 45 ]
Обоснованность и практика одитинга подвергались сомнению многими комментаторами-несаентологами. Комментируя пример, приведенный Уинтером, научный писатель Мартин Гарднер утверждает, что «из приведенного выше диалога нет ничего более ясного, чем тот факт, что дианетическое объяснение головной боли существовало только в сознании терапевта и что оно было достигнуто со значительными трудностями». что пациента заставили принять это». [ 39 ] : 278
Другие критики и медицинские эксперты предполагают, что Дианетический одитинг – это форма гипноза . [ 1 ] : 110, 170 [ 46 ] [ 47 ] Хаббард, который ранее использовал гипноз в развлекательных целях , категорически отрицал эту связь и предостерег от гипноза при дианетическом одитинге. [ 48 ] [ 49 ] Профессор Ричард Дж. Офше , ведущий эксперт по ложным воспоминаниям, предполагает, что чувство благополучия, о котором сообщает преклир в конце сеанса одитинга, может быть вызвано постгипнотическим внушением . [ 50 ] создавались ложные воспоминания Другие исследователи нашли цитаты в работе Хаббарда, свидетельствующие о том, что в Дианетике , особенно в форме воспоминаний о рождении и до рождения. [ 51 ]
Согласно статье врача Мартина Гумперта , «концепция Хаббарда о психосоматических заболеваниях определенно ошибочна. Психосоматические недуги не просто вызваны эмоциональными расстройствами: это болезни, в которых эмоциональный и органический фактор тесно связаны и взаимозависимы». [ 52 ]
Но даже ограниченная польза, которую может принести дианетика путем внедрения одной, узко определенной техники ролевой игры в межличностные отношения, вероятно, более чем компенсируется ущербом, который она может нанести сопутствующими ей претенциозными и бессмысленными доктринами. [...Те, кому помогает Дианетика, обязательно будут оставаться на низком уровне интеллектуальной и эмоциональной зрелости из-за той чепухи, которую они впитали, чтобы им помогли. Привлекательность псевдонаучной лексики и обещания дианетики не могут не обречь тысячи людей, которые начинают выходить из научной неграмотности, на продолжение их восприимчивости к словесной магии и семантической путанице. — С.И. Хаякава [ 30 ] : 293
См. также
Ссылки
- ^ Перейти обратно: а б с д Атак, Джон (1990). Кусочек голубого неба: разоблачение Саентологии, Дианетики и Л. Рона Хаббарда . Книги Лайла Стюарта . ISBN 081840499X . ОЛ 9429654М .
- ^ Перейти обратно: а б Хасан, Стивен А .; Шефлин, Алан В. (2024). «Понимание темной стороны гипноза как формы неправомерного влияния, оказываемого в авторитарных культах: последствия для практики, политики и образования». В Линдене, Джули Х.; Де Бенедиттис, Джузеппе; Шугармен, Лоуренс И.; Варга, Каталин (ред.). Международный справочник по клиническому гипнозу Routledge . Абингдон/Нью-Йорк: Рутледж . стр. 755–772. ISBN 978-1-032-31140-1 .
- ^ Дерикбур, Р. (2017). Саентология: от краев к ядру. Nova Religio: Журнал альтернативных и новых религий, 20 (4), 5–12. https://www.jstor.org/stable/26417718
- ^ Урбан, Хью Б. (2011). Церковь Саентологии: история новой религии . Принстон и Оксфорд: Издательство Принстонского университета . ISBN 978-0-691-14608-9 .
- ^ Уэстбрук, Дональд А. (2019). Среди саентологов: история, теология и практика . Оксфордские исследования западного эзотеризма. Оксфорд и Нью-Йорк: Издательство Оксфордского университета. ISBN 978-0190664978 .
- ^ Кент, Стивен А. (1996). «Отношения Саентологии с восточными религиозными традициями» . Журнал современной религии . 11 (1): 21–36. дои : 10.1080/13537909608580753 . Архивировано из оригинала 2 сентября 2012 года . Проверено 13 января 2009 г.
- ^ Бейт-Халлахми, Бенджамин (сентябрь 2003 г.). «Саентология: религия или рэкет?» . Марбургский журнал религии . 8 (1). Марбургский университет : 1–56. дои : 10.17192/mjr.2003.8.3724 . Проверено 30 июня 2006 г.
- ^ Кьюсак, Кэрол М. (2009). «Знаменитости, популярные СМИ и саентология: делаем знакомое незнакомым». В Льюисе, Джеймсе Р. (ред.). Саентология . Издательство Оксфордского университета . стр. 389–410. doi : 10.1093/acprof:oso/9780195331493.003.0021 . ISBN 9780199852321 . ОЛ 16943235М .
- ^ Перейти обратно: а б «Два разума» . Время . 24 июля 1950 года. Архивировано из оригинала 30 сентября 2007 года . Проверено 4 июля 2008 г. ( страница 2 , страница 3 )
- ^ Перейти обратно: а б с Райт, Лоуренс (2013). Становимся ясными: Саентология, Голливуд и тюрьма веры . Альфред А. Кнопф . ISBN 978-0-307-70066-7 . ОЛ 25424776М .
- ^ Гаррисон, Омар V (1974). Скрытая история Саентологии . Цитадель Пресс. ISBN 0806504404 . ОЛ 5071463М .
- ^ Перейти обратно: а б с Кент, Стивен А. (декабрь 1999 г.). «Создание «религиозной» саентологии» . Религиоведение и теология . 18 (2): 97–126. дои : 10.1558/rsth.v18i2.97 . Архивировано из оригинала 12 марта 2007 года . Проверено 19 декабря 2023 г.
- ^ Рейтман, Джанет (2011). Саентология изнутри: история самой секретной религии Америки . Хоутон Миффлин Харкорт . ISBN 9780618883028 . ОЛ 24881847М .
- ^ Галлахер, Юджин В. (2004). Опыт новых религиозных движений в Америке . Издательская группа Гринвуд. ISBN 9780313328077 . ОЛ 10420337М .
- ^ Уоллис, Рой (1975). «Саентология: терапевтический культ для религиозной секты». Социология . 9 (1): 89–100. дои : 10.1177/003803857500900105 . JSTOR 42851574 . S2CID 144335265 .
- ^ Уоллис, Рой (1976). « Психоанализ бедняка?» Наблюдения по Дианетике» (PDF) . Зететик . 1 (1): 9–24.
- ^ Перейти обратно: а б с д Миллер, Рассел (1987). Мессия с обнаженным лицом: Правдивая история Л. Рона Хаббарда . Генри Холт и компания . ISBN 0805006540 . ОЛ 26305813М .
- ^ Леброн, Робин Э. (2012). В поисках духовного единства... могут ли быть точки соприкосновения?: Базовый интернет-путеводитель по сорока мировым религиям и духовным практикам . Кроссбуки. стр. 532–3. ISBN 978-1462712618 . ОЛ 30658519М .
- ^ Льюис, Джеймс Р .; Хеллесой, Кьерсти, ред. (2017). Справочник Саентологии . Том. Справочники Брилла по современной религии. Брилл. ISBN 9789004330542 .
- ^ Чайлдс, Джо; Тобин, Томас К. (30 декабря 2009 г.). «Восхождение на мост: путешествие к «Оперирующему тэтану» » . Тампа Бэй Таймс . Архивировано из оригинала 17 июня 2018 года . Проверено 26 августа 2016 г.
- ^ Льюис, Джеймс Р. (1997). «Очищение планеты: утопический идеализм и Церковь Саентологии». Сизигий, Журнал альтернативной религии и культуры . 6 (1–2): 287. ISSN 1059-6860 .
- ^ Кук, Пэт (1971). «Саентология и Дианетика». Журнал образования . 153 (4): 58–61. дои : 10.1177/002205747115300409 . JSTOR 42773008 . S2CID 151258588 .
- ^ Дианетика: современная наука о психическом здоровье, стр. 79 и глоссарий.
- ^ Перейти обратно: а б с д Винтер, Дж. А. (1951). Дианетика: отчет врача . Джулиан Пресс . ISBN 0517564211 . ОЛ 2725623М .
- ^ Хаббард, Л. Рон. «Что такое реактивный ум?» . Международная церковь Саентологии. Архивировано из оригинала 8 апреля 2008 года . Проверено 28 апреля 2006 г.
- ^ Коридон, Бент (1987). Л. Рон Хаббард, Мессия или безумец? . Лайл Стюарт . стр. 263–264. ISBN 0818404442 . ( PDF ТХТ )
- ^ Перейти обратно: а б Урбан, Хью Б. (2011). Церковь Саентологии: история новой религии . Издательство Принстонского университета . ISBN 9780691146089 .
- ^ «Процедура Дианетики – 10 простых шагов» . Архивировано из оригинала 26 февраля 2003 года.
- ^ Хаббард, Л. Рон (1950). Дианетика: современная наука о психическом здоровье .
- ^ Перейти обратно: а б Хаякава, С.И. (1951). «От научной фантастики к фантастике-науке» . ETC: Обзор общей семантики . 8 (4): 280–293. ISSN 0014-164X . JSTOR 42580983 . Проверено 19 декабря 2023 г. ( PDF )
- ^ Хаббард, Л. Рон (октябрь 1958 г.). История Дианетики и Саентологии, лекция 18 (выступление).
к 1947 году я достиг очищения.
- ^ Леви, Алан (15 ноября 1968 г.). «Саентология». Жизнь .
- ^ Миченер, Венди (22 августа 1966 г.). «Это самый счастливый человек в мире?». Маклина .
- ^ Перейти обратно: а б Фриман, Люси (9 сентября 1950 г.). «Психологи выступают против Дианетики; утверждения о новой терапии не подкреплены эмпирическими данными, как утверждает группа, и предоставили доказательства, - говорит автор» . Нью-Йорк Таймс .
- ^ Ибанез, Дальмира; Саутон, Гордон; Саутон, Пегги; Бентон, Пегги (1951). Дианетический процессинг: краткий обзор исследовательских проектов и предварительные результаты . Фонд Дианетических Исследований Хаббарда. п. 36.
- ^ Перейти обратно: а б «Уход в Дианетику» . Время . 3 сентября 1951 года. Архивировано из оригинала 14 ноября 2007 года . Проверено 14 февраля 2008 г.
- ^ Л. Рон Хаббард Дианетика: современная наука о психическом здоровье , с. 204, Bridge Publications Inc. , 2007 г. ISBN 978-1-4031-4484-3 ; 1-е изд. 1950 год
- ^ «Испытания и яд» . Время . 18 сентября 1950 года. Архивировано из оригинала 14 января 2009 года . Проверено 10 февраля 2008 г.
- ^ Перейти обратно: а б Гарднер, Мартин (1957). «Глава 22: Дианетика». Причуды и заблуждения во имя науки . Dover Publications Inc. ISBN 978-0-486-20394-2 . ОЛ 22475247М .
- ^ См., например, Бауэр, « Научная грамотность и миф о научном методе и науке или лженауке: магнитное исцеление, психические явления и другие гетеродоксии» ; Корсини и др., Психологический словарь .
- ^ Ари Бен-Менахем (2009). «Гибель догматической Вселенной». Историческая энциклопедия естественных и математических наук . Шпрингер Берлин Гейдельберг. стр. 4301–4302. дои : 10.1007/978-3-540-68832-7 . ISBN 978-3-540-68831-0 .
- ^ Ли, Джон А. (1970). Отчет Ли о Дианетике и Саентологии (сектантские целители и гипнотерапия) . Принтер королевы - через Дэвида С. Турецкого .
- ^ Фишер, Харви Джей. «Дианетическая терапия: экспериментальная оценка. Статистический анализ эффекта дианетической терапии, измеренный с помощью групповых тестов интеллекта, математики и личности». Автореферат кандидатской диссертации. диссертация, 1953, Нью-Йоркский университет ( Отрывок )
- ^ Фокс, Джек; Дэвис, Элвин Э.; Лебовиц, Б (1959). «Экспериментальное исследование гипотезы инграммы Хаббарда (Дианетика)». Психологический вестник . 10 . Нью-Йоркский университет: 131–134.
- ^ Кэрролл, Роберт Т. «Дианетика» . Словарь скептика .
- ^ «Психолог говорит, что церковь, похоже, использовала гипноз», The Irish Times , 13 марта 2003 г.
- ^ «Саентологическая организация» (СО) по состоянию на июль 2003 г., глава 2, Государственное управление по защите конституции Баден-Вюртемберг, 2003 г.
- ^ Уэстбрук, Дональд (2018). Среди саентологов: история, теология и практика . Издательство Оксфордского университета. п. 60. ИСБН 9780190664978 . Проверено 16 октября 2019 г.
- ^ « Наука выживания », Л. Рон Хаббард, с. 461 (издание 2007 г.).
- ^ «Очень краткий обзор саентологии», Ричард Э. Офше, доктор философии.
- ^ Патихис, Лоуренс; Бертон, Хелена Дж. Юнес (2015). «Ложные воспоминания в терапии и гипнозе до 1980 года» . Психология сознания: теория, исследования и практика . 2 (2): 153–169. дои : 10.1037/cns0000044 .
- ^ Гумперт, Мартин (14 августа 1950 г.). «Язвительная критика доктором 1950 года «Дианетики» Л. Рона Хаббарда » . Новая Республика . Архивировано из оригинала 18 мая 2015 года . Проверено 17 октября 2018 г.
Дальнейшее чтение
- Бехар, Ричард (6 мая 1991 г.). «Саентология: процветающий культ жадности и власти» . Время . Архивировано из оригинала 25 мая 2014 года.
- Брейер Дж., Фрейд С., «Исследования истерии», том II стандартного издания полного собрания психологических сочинений Зигмунда Фрейда (Hogarth Press, Лондон, 1955).
- Фишер, Харви Джей: «Дианетическая терапия: экспериментальная оценка. Статистический анализ эффекта дианетической терапии, измеренный с помощью групповых тестов интеллекта, математики и личности». Автореферат кандидатской диссертации. диссертация, 1953, Нью-Йоркский университет.
- Ли, Джон А.: Сектантские целители и гипнотерапия , 1970, Онтарио.
- Мицкевич, Дэвид (8 октября 1993 г.). «Обращение к Международной ассоциации саентологов» – через Дэвида С. Турецкого .
- О'Брайен, Хелен: Дианетика в подвешенном состоянии . Уитмор, Филадельфия, 1966 год.
- Стрейссгут, Томас (1995). Харизматические лидеры культов . Оливер Пресс. ISBN 1881508188 . ОЛ 1097441М .
- ван Фогт, AE: Дианетика и профессии , 1953 г.
- Уильямсон, Джек (1984). Чудо-дитя: Моя жизнь в научной фантастике . Нью-Йорк: Bluejay Books. ISBN 0312944543 . ОЛ 2848895М .