Локхид ХН-51
ХН-51 | |
---|---|
![]() XH-51A после переоборудования в составной испытательный стенд винтокрылой машины | |
Общая информация | |
Тип | Экспериментальный вертолет |
Производитель | Корпорация Локхид |
Статус | Ушедший на пенсию |
Основные пользователи | Армия США |
Количество построенных | 3 |
История | |
Изготовлено | 1962–1964 |
Первый полет | 2 ноября 1962 г. |
Lockheed XH-51 ( модель 186 ) — американский одномоторный экспериментальный вертолёт, разработанный компанией Lockheed Aircraft , в котором используется жёсткий несущий винт и убирающееся полозковое шасси. XH-51 был выбран в качестве испытательной машины для совместной исследовательской программы, проводимой по армией и военно-морским флотом США изучению технологии жесткого несущего винта.
Проектирование и разработка
[ редактировать ]Компания Lockheed начала разработку концепции жесткого несущего винта с конструкции вертолета CL-475 в 1959 году. Выбор жесткого несущего винта означал, что вертолет был более маневренным, чем с машущим несущим винтом. Характеристики CL-475 побудили Lockheed искать дальнейшее развитие. Компания Lockheed представила армии CL-475 в качестве кандидата на замену вертолетов наблюдения Bell OH-13 Sioux и Hiller OH-23 Raven . Lockheed также безуспешно протестировала ситуацию на коммерческом рынке. Однако в феврале 1962 года модель 186 компании Lockheed, новая конструкция, основанная на жестком несущем винте CL-475, была выбрана победителем совместной программы армии и флота по оценке жесткого несущего винта на предмет возможности высокоскоростного полета. [ 1 ]
Операционная история
[ редактировать ]
Для этой программы были заказаны и построены два четырехместных трехлопастных самолета XH-51A. Оснащенный турбовальным двигателем Pratt & Whitney Canada PT6B-9 мощностью 550 л.с. (410 кВт) , XH-51A (серийный номер 61-51262) впервые поднялся в воздух 2 ноября 1962 года. По мере проведения летных испытаний использовалась оригинальная трехлопастная система жесткого несущего винта. продемонстрировал нестабильность в более высоких диапазонах скоростей. Инженеры Lockheed решили проблему, модифицировав самолет четырехлопастной несущей системой. В 1963 году Армейское командование технологических исследований и оценки (TRECOM) заключило контракт с Lockheed на модификацию одного из самолетов XH-51 в составной вертолет . [ 2 ]
Второй XH-51A (серийный номер 61-51263) впоследствии был переоборудован путем добавления крыльев с размахом 16,1 футов (4,9 м) и двигателя Pratt & Whitney J60-2 турбореактивного мощностью 2900 фунтов силы (12,9 кН), установленного на левом крыле. для повышения производительности. XH-51A Compound впервые поднялся в воздух без включения турбореактивного двигателя 21 сентября 1964 года. [ 2 ] при этом проводились тесты на балансировку и управляемость. Первый полет самолета как настоящего составного вертолета состоялся 10 апреля 1965 года. [ 3 ] а 29 ноября 1967 г. достиг скорости 263 узла (302,6 миль в час, 486,9 км/ч). [ 4 ] при мелком спуске. Максимальная скорость полета на эшелоне составляла 223 узла (413 км/ч; 257 миль в час). [ 5 ]
В июне 1964 года НАСА заказало пятиместный трехлопастной вариант XH-51N (NASA 531) в качестве испытательного вертолета. [ 4 ]
Компания Lockheed построила два самолета-демонстратора, получивших обозначение Lockheed Model 286, для публичного продажи (регистрационные номера N286L и N265LC ). Эти самолеты имели пятиместную компоновку ХН-51Н с четырехлопастной несущей системой ХН-51А. Модель 286 была сертифицирована ФАУ для гражданской эксплуатации 30 июня 1966 года, но Lockheed так и не продала ни одного самолета. Lockheed использовала этот самолет в течение нескольких лет в качестве служебного транспорта. В конечном итоге самолет был продан коллекционеру, а затем уничтожен пожаром в 1988 году. [ 6 ]
Чтобы выполнить программу армии США «Усовершенствованная система огневой поддержки с воздуха» для ударного вертолета, компания Lockheed разработала составной вертолет с жестким несущим винтом и толкающим хвостовым винтом, который был заказан в производство как ударный вертолет Lockheed AH-56 Cheyenne . Однако технические проблемы привели сначала к задержкам, а затем к остановке производства. Из-за соперничества между службами и политических проблем производство Cheyenne было полностью отменено в 1972 году, и это был последний вертолет Lockheed.
Варианты
[ редактировать ]
- ХН-51А
- четырехместный, трехлопастной ротор
- Соединение XH-51A
- модифицирован четырехлопастным несущим винтом и короткими крыльями, а также вспомогательным двигателем Pratt & Whitney J60-2 мощностью 2900 фунтов силы (12,9 кН).
- ХН-51Н
- пятиместный трехлопастной ротор для испытательных целей НАСА.
- Модель 286
- Пятиместный гражданский или военный легкий вертолет выставлен на продажу, ни один не продан.
Выживший самолет
[ редактировать ]Два экземпляра XH-51A (серийные номера 61-51262 и 61-51263) хранятся в Музее авиации армии США в Форт-Новоселе . [ 7 ]
Технические характеристики (XH-51A)
[ редактировать ]Данные Джейнса All The World's Aircraft, 1969-70 гг. [ 8 ]
Общие характеристики
- Экипаж: 2
- Длина: 40 футов 9 дюймов (12,42 м)
- Высота: 8 футов 2,5 дюйма (2,50 м)
- Пустой вес: 2790 фунтов (1266 кг)
- Максимальный взлетный вес: 4100 фунтов (1860 кг)
- Запас топлива: 80 галлонов США (67 имп галлонов; 300 л)
- Силовая установка: 1 Pratt & Whitney Canada PT6 B-9 турбовальный , мощностью 500 л.с. (370 кВт)
- Диаметр несущего винта: 35 футов 0 дюймов (10,67 м)
- Площадь несущего винта: 962 кв. футов (89,4 м ). 2 )
Производительность
- Максимальная скорость: 151 узел (174 миль в час, 280 км/ч)
- Крейсерская скорость: 140 узлов (160 миль в час, 260 км/ч)
- Дальность: 230 миль (260 миль, 420 км)
- Практический потолок: 16 000 футов (4900 м) (потолок зависания), при эффекте земли
- Скорость набора высоты: 2000 футов/мин (10 м/с).
См. также
[ редактировать ]Связанные разработки
Связанные списки
Ссылки
[ редактировать ]Цитаты
[ редактировать ]- ^ Коннор, Р. Lockheed CL-475 . Смитсоновский национальный музей авиации и космонавтики. Пересмотрено 15 августа 2002 г. По состоянию на 3 сентября 2007 г.
- ^ Jump up to: а б Робб, Рэймонд Л. (лето 2006 г.). «Гибридные вертолеты: стремление к скорости усугубляется» (PDF) . Вертифлит . Том. 52, нет. 2. Американское вертолетное общество. стр. 30–54. Архивировано из оригинала (PDF) 27 сентября 2006 г. Проверено 8 ноября 2008 г.
- ^ Хиршберг, Майкл Дж.; Дэйли, Дэвид К. «Развитие вертолетной техники в США и России в 20 веке» . Международное Американское вертолетное общество. Архивировано из оригинала 5 июня 2001 г. Проверено 16 ноября 2007 г.
- ^ Jump up to: а б Халат и пистолет (1998)
- ^ Лентин, ФП; Грот, В.П.; Оглсби, TH (июнь 1968 г.). «Исследование маневренности составного вертолета XH-51A» . Локхид. Архивировано из оригинала 3 сентября 2014 г. Проверено 27 августа 2014 г.
- ^ Лэндис и Дженкинс 2000 , стр. 29–31, 34.
- ^ «Коллекция вращающихся крыльев» . Музей авиации армии США . Архивировано из оригинала 13 июля 2012 года.
{{cite web}}
: CS1 maint: неподходящий URL ( ссылка ) - ^ Тейлор, JWR, изд. (1969). Джейн «Все самолеты мира», 1969–70 гг . Лондон: Джейн. стр. 359–360.
Библиография
[ редактировать ]- Лэндис, Тони; Дженкинс, Деннис Р. (2000). Lockheed AH-56A Cheyenne — WarbirdTech Том 27 . Специализированная пресса. ISBN 1-58007-027-2 .
Внешние ссылки
[ редактировать ]
- Кинохроника XH-51A на archive.org (начало с отметки 3:47)