«Йорктаун» авианосец класса
Эта статья нуждается в дополнительных цитатах для проверки . ( сентябрь 2008 г. ) |
Военный корабль США Энтерпрайз
| |
Обзор класса | |
---|---|
Строители | Судостроение Ньюпорт-Ньюса |
Операторы | ВМС США |
Предшественник | Военный корабль США Рейнджер |
Преемник | Военный корабль США Оса |
Построен | 21 мая 1934 г. - 20 октября 1941 г. |
В комиссии | 30 сентября 1937 г. - 17 февраля 1947 г. |
Завершенный | 3 |
Потерянный | 2 |
Ушедший на пенсию | 1 |
Общие характеристики | |
Тип | Авианосец |
Смещение |
|
Длина |
|
Луч |
|
Черновик |
|
Движение |
|
Скорость | 32,5 узлов (60,2 км / ч; 37,4 миль в час) |
Диапазон | 12 500 миль (23 200 км) |
Дополнить | 2,217 |
Датчики и системы обработки | РЛС КА |
Вооружение |
|
Броня |
|
Самолет перевезен | 90 |
Авиационные объекты |
|
Класс Йорктаун» « — класс трёх авианосцев, построенных для ВМС США и построенных незадолго до Второй мировой войны : «Йорктаун» (CV-5) , «Энтерпрайз» (CV-6) и «Хорнет» (CV-8) . Они сразу же последовали за «Рейнджером» , первым авианосцем США, построенным как таковой, и при проектировании использовали опыт с «Рейнджером» и более ранним «Лексингтон» классом , которые представляли собой переоборудованные в авианосцы двух линейных крейсеров , которые должны были быть списаны в соответствии с Вашингтонским военно-морским договором . соглашение об ограничении вооружений.
Эти корабли вынесли на себе основную тяжесть боев на Тихом океане в 1942 году , и два из трёх были потеряны: «Йорктаун» , затонувший в битве за Мидуэй , и «Хорнет» , затонувший в битве у островов Санта-Крус .
«Энтерпрайз» , единственный выживший корабль этого класса, был самым титулованным кораблем ВМС США во Второй мировой войне. После того, как попытки спасти его как корабль-музей не увенчались успехом, в 1958 году он был отправлен на слом. [ 1 ] [ 2 ]
Разработка
[ редактировать ]В качестве раннего примера разработки современного оружия класс Йорктауна стал результатом стандартизированных учений по военным играм с участием Лэнгли и Военно-морского колледжа Ньюпорта. [ 3 ] Анализ результатов в сочетании с уроками, извлеченными из операций с большим переоборудованным линейным крейсером «Лексингтон» класса по сравнению с меньшим, специально построенным «Рейнджером» , подчеркнул большую гибкость, обеспечиваемую большими авиагруппами и быстроходными кораблями. Вместе с торпедной защитой они стали основополагающими принципами конструкции класса «Йорктаун» . [ 4 ]
После ввода в строй USS Ranger в соответствии с Вашингтонским договором у ВМС осталось 54 400 тонн конструкции авианосца. Первоначально план развития этого класса предусматривал проект водоизмещением 17 000 тонн, который позволил бы ВМФ построить три корабля и остаться в пределах 135 000-тонного ограничения Вашингтонского военно-морского договора на тоннаж авианосца. Однако эта конструкция не могла достичь желаемой высокой эксплуатационной скорости без ущерба для защиты и мощности воздушного крыла. Кроме того, Лондонский договор 1930 года требовал, чтобы в лимит тоннажа был включен военный корабль США « Лэнгли» , который больше не классифицировался как «экспериментальный» авианосец. В конце концов, вместо этого ВМС решили построить два авианосца водоизмещением 19 000 тонн, которые могли бы воплотить в жизнь проектную концепцию; хотя их водоизмещение меньше, чем у класса USS Lexington , и номинальное предельное водоизмещение 27 000 тонн, корабли сохранили мощные механизмы, объем корпуса и площадь кабины экипажа, что позволило создать быструю и вместительную конструкцию, но также улучшило долговечность и обеспечило близкую к всепогодность для запуска самолетов. [ 5 ] Это были универсальные авианосцы, которые могли перевозить и эксплуатировать более 80 самолетов, почти столько же, сколько и гораздо более крупный класс «Лексингтон» .
Первоначально планировалось построить ровную палубу без острова. Однако Королевский флот построил несколько авианосцев с плоской палубой, и проблемы, возникшие в этих конструкциях, были известны ВМС США; Военно-морской атташе США в Великобритании Дж. К. Хансакер сообщил, что у HMS Furious возникли проблемы с отводом дыма из котла без надлежащих дымовых труб. Помимо инженерных ограничений, становилось очевидным, что более крупными авиагруппами и зенитными батареями будет легче управлять из островной конструкции. [ 6 ] В конце концов BuAer отказалась от всех требований по авианосцам с плоской палубой.
Преобразование USS Langley в тендер на гидросамолет позволило ВМФ заполнить оставшийся доступный по договору тоннаж уменьшенной версией этого класса, которой стал 14700-тонный USS Wasp . Опыт эксплуатации подтвердил преимущества конструкции корпуса большего размера. USS Ranger оказался неспособным противостоять суровым погодным условиям в Тихом океане, а отсутствие практически каких-либо защитных средств вскоре привело к тому, что его отправили в учебный корабль. действий . военных Отсутствие торпедной защиты у USS Wasp способствовало его потере на Тихоокеанском театре
Отказ от системы договоров об ограничении вооружений в 1937 году позволил США начать строительство большего количества авианосцев, и первым из этой новой авианосной программы стал Hornet , еще один представитель этого класса, введенный в эксплуатацию в 1941 году. Улучшения в конструкции Йорктауна и освобождение от Вашингтонского договора ограничения привели к появлению «Эссекс» авианосцев класса .
На палубе ангара у « Йорктауна » была редко используемая катапульта. Впоследствии эту катапульту сняли с авианосцев США, поскольку она была относительно бесполезна в эксплуатации. Катапульта на ангарной палубе была снята с «Энтерпрайза» и «Хорнета» в конце июня 1942 года.
Все три корабля класса «Йорктаун» были построены на судостроительной компании «Ньюпорт-Ньюс» , Ньюпорт-Ньюс, Вирджиния .
Корабли в классе
[ редактировать ]Имя | бортовой номер | Строитель | Заложен | Запущен | Введен в эксплуатацию | Выведен из эксплуатации | Судьба |
---|---|---|---|---|---|---|---|
Йорктаун | ЦВ-5 | Компания Newport News Shipbuilding and Drydock , Ньюпорт-Ньюс | 21 мая 1934 г. | 4 апреля 1936 г. | 30 сентября 1937 г. | — | Потоплен подводной лодкой после битвы за Мидуэй , 6 июня 1942 года. |
Предприятие | ЦВ-6 | 16 июля 1934 г. | 3 октября 1936 г. | 12 мая 1938 г. | 17 февраля 1947 г. | Убит 2 октября 1956 г., распался в Кирни, Нью-Джерси , 1958 г. | |
Шершень | ЦВ-8 | 25 сентября 1939 г. | 14 декабря 1940 г. | 20 октября 1941 г. | — | Затонул после битвы у островов Санта-Крус , 26 октября 1942 года. |
Операционная история
[ редактировать ]Три корабля этого класса известны тем, что приняли на себя основную тяжесть боевых действий в первые месяцы войны на Тихом океане , особенно во время битвы в Коралловом море , битвы за Мидуэй и кампании на Гуадалканале . Во время последней кампании «Хорнет» , а затем «Энтерпрайз» отличились тем, что были единственными действующими авианосцами Тихоокеанского флота США .
«Энтерпрайз» находился в море утром 7 декабря 1941 года (день нападения на Перл-Харбор ). В тот вечер «Энтерпрайз» под прикрытием шести своих истребителей Grumman F4F Wildcat отправился в Перл-Харбор за топливом и припасами. Самолет был обстрелян средствами ПВО, и один пилот сообщил по рации, что его самолет был американским самолетом. [ 7 ] Позже «Энтерпрайз» участвовал в первых наступательных действиях против Японии, начав атаки на Маршалловы острова , Уэйк и остров Маркус .
Йорктаун перешел в Тихий океан 16 декабря 1941 года, а затем совершил набег на острова Гилберта в той же операции, что и «Энтерпрайз» . Вместе с Лексингтоном она совершала набеги на базы в Новой Гвинее , затем участвовала в битве в Коралловом море. Ее самолеты помогли потопить японский авианосец «Сёхо» и повредили авианосец «Сёкаку» . Поврежденный японской авианосной авиацией «Йорктаун» вернулся в Перл-Харбор и был спешно отремонтирован, чтобы успеть принять участие в битве за Мидуэй.
Хорнет провел первые месяцы военной подготовки в Норфолке, штат Вирджиния , прежде чем был направлен в рейд Дулитла . Нагруженный эскадрильей бомбардировщиков B-25 и сопровождаемый «Энтерпрайзом» , корабль совершил первые воздушные налеты на материковую часть Японии.
Все три корабля этого класса участвовали в боях за Мидуэй (4–7 июня 1942 г.), самолеты «Энтерпрайз» и «Йорктаун» были ответственны за потопление всех четырех японских авианосцев, участвовавших в бою, а «Хорнет» помог потопить один тяжелый крейсер и серьезно нанося вред другому. Все три авианосца понесли серьезные потери среди своих авиагрупп, в первую очередь Хорнет » « 8-й торпедной эскадрильи , которая потеряла 15 самолетов и остался только один летчик. Йорктаун был поврежден авиабомбами и торпедами и заброшен 4 июня. Позже укомплектованный ремонтными бригадами, корабль был замечен и торпедирован японской подводной лодкой и в конечном итоге затонул 7 июня 1942 года.
«Энтерпрайзу» было поручено вторжение на Гуадалканал, и он участвовал в предварительных ударах по острову. Он получил умеренные повреждения во время битвы за Восточные Соломоновы острова , но был отремонтирован вовремя, чтобы присоединиться к Хорнету в битве за острова Санта-Крус . «Хорнет» был серьезно поврежден во время последнего боя, и его пришлось оставить. Попытки затопить корабль его эскортом провалились, и он был оставлен дрейфовать, прежде чем, наконец, был потоплен японскими эсминцами 27 октября 1942 года. «Энтерпрайз» снова был поврежден во время боя, но был достаточно отремонтирован, чтобы доставить его авиагруппу на Гуадалканал, где он участвовал. в морском сражении за Гуадалканал . Самолеты «Энтерпрайза» помогли прикончить сильно поврежденный линкор «Хиэй» и сыграли важную роль в уничтожении японского транспортного флота, тем самым положив конец последней серьёзной попытке Японии вернуть остров.
После длительного периода капитального ремонта и ремонта в Бремертоне, штат Вашингтон , «Энтерпрайз» присоединился к Центрально-Тихоокеанскому флоту в составе Оперативной группы быстрых авианосцев . Она участвовала во всех крупных вторжениях в кампанию в Центральной части Тихого океана, включая битву в Филиппинском море и битву в заливе Лейте . Ее авиагруппы внесли свой вклад в развитие авианосных ночных операций, совершив ночной налет на лагуну Трук и к концу войны действуя как специализированная ночная авиагруппа.
Окончательно «Энтерпрайз» был выведен из строя 14 мая 1945 года, когда его сбил в переднем лифте самолет- камикадзе, которым пилотировал японский пилот лейтенант Сюнсуке Томиясу. [ 8 ] что разрушило лифт и серьезно повредило ее ангар. она все еще не участвовала в боевых действиях В День VJ , но впоследствии была оснащена для операции «Ковер-самолет» , переправив более 10 000 ветеранов домой из Европы. [ 9 ]
К концу Второй мировой войны «Энтерпрайз» был значительно модифицирован. Ее окончательное водоизмещение составляло 32 060 тонн, а окончательное вооружение состояло из 8 одиночных орудий ДП калибра 5 дюймов/38 , 40 зенитных орудий Bofors калибра 40 мм , 6 счетверенных и 8 спаренных (заменяющих неэффективные счетверенные артиллерийские установки калибра 1,1 дюйма/75 , которые использовались на самолетах Yorktown класса ). Первоначально он был оснащен) и 50 одиночными 20-мм зенитными пушками Oerlikon . « Йорктаун » оказался уязвимым для торпед, и во время ремонта в Бремертоне, штат Вашингтон, с июля по октябрь 1943 года «Энтерпрайз» прошел обширный ремонт, который включал в себя капитальный ремонт. , противоторпедный блистер значительно улучшавший ее подводную защиту.
С вводом в эксплуатацию более совершенных «Эссекс» и «Мидуэй» классов авианосцев «Энтерпрайз» стал излишним для послевоенных нужд. Она поступила на верфь ВМС Нью-Йорка 18 января 1946 года для деактивации и была выведена из эксплуатации 17 февраля 1947 года. Исключенная из списка в 1959 году после многочисленных попыток сохранить ее в качестве музея и мемориала, бывшая компания «Энтерпрайз» встретила свою судьбу на верфях разборки в Кирни, Нью-Джерси , 1960 год, хотя несколько артефактов сохранилось.
См. также
[ редактировать ]Примечания
[ редактировать ]- ^ Бадж, Кент Г. «Онлайн-энциклопедия Тихоокеанской войны: класс Йорктаун, авианосцы флота США» . pwencycl.kgbudge.com . Проверено 27 августа 2018 г.
- ^ «Военный корабль США «Энтерпрайз (CV-6)» . Национальный музей ВМС США . Проверено 14 июня 2021 г.
- ^ Фридман, Норман. Авианосцы США ISBN 0-87021-739-9 , с. 57
- ^ Фридман, стр. 58-59
- ^ Фридман, с. 62
- ^ Фридман, с. 72
- ^ "Энциклопедия воздушной войны" Salamander Books, Ltd., 1974. ISBN 0 690 00606 3 .
- ↑ Новости морской авиации, июль, август 1994 г.
- ^ «Операция «Ковер-самолет» . Национальный музей ВМС США . Проверено 14 июня 2021 г.
Ссылки
[ редактировать ]- Браун, доктор медицинских наук (2009). Авианосные операции во Второй мировой войне . Аннаполис, Мэриленд: Издательство Военно-морского института. ISBN 978-1-59114-108-2 .
- Фридман, Норман (1983). Авианосцы США: иллюстрированная история дизайна . Аннаполис, Мэриленд, США: Издательство Военно-морского института. ISBN 0-87021-739-9 .
- Самралл, Роберт Ф. (1990). «Йорктаунский класс». В Гардинере, Роберт (ред.). Военный корабль 1990 года . Лондон: Conway Maritime Press. ISBN 0-85177-547-0 .
- Полмар, Норман; Генда, Минору (2006). Авианосцы: история палубной авиации и ее влияние на мировые события . Том. 1, 1909–1945. Вашингтон, округ Колумбия: Потомакские книги. ISBN 1-57488-663-0 .
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Новости морской авиации июль август 1994 г.
- План строителя военного корабля США «Йорктаун», около 1940 г.
СМИ, связанные с авианосцами класса Yorktown, на Викискладе?