Конституция Турции

![]() |
---|
![]() |
Конституционная история Турция |
---|
![]() |
Конституционные документы |
Конституции |
Референдумы |
Конституционный суд |
Конституция Турции , официально известная как Конституция Республики Тюркия ( Турции : Черхуриети Анайасаси ), также известная как Конституция 1982 года , является Турции Тюркие фундаментальным законом . Он устанавливает организацию правительства и излагает принципы и правила поведения государства, а также его обязанности в отношении его граждан . Конституция также устанавливает права и обязанности последнего, устанавливая руководящие принципы для делегирования и упражнений, которые суверенитет принадлежит полностью и без сомнения.
Конституция была ратифицирована 7 ноября 1982 года. Она заменила более раннюю конституцию 1961 года . Конституция была изменена 21 раз, три из них на референдуме: 2007 , 2010 , 2017 , один из них частично через референдум: 1987 . По состоянию на апрель 2016 года 113 из 177 статей Конституции 1982 года были изменены в целом. [ 1 ] [ нуждается в обновлении ]
История
[ редактировать ]Первая конституция Османской империи была принята в 1876 году и пересмотрена в 1908 году .
С момента своего основания современное турецкое государство управлялось в соответствии с четырьмя документами:
- Конституция 1921 года ,
- Конституция 1924 года ,
- Конституция 1961 года и,
- Текущая конституция 1982 года.
Нынешняя конституция была ратифицирована популярным референдумом во время военной хунты 1980-1983 годов . С момента своей ратификации в 1982 году нынешняя конституция контролировала многие важные события и изменения в Республике Турции, и она была модифицирована много раз, чтобы не отставать от глобальных и региональных геополитических выдумений. Основные поправки были внесены в 2010 году. [ 2 ] Незначительная поправка к статье 59 о допустимых средствах для оспаривания «решений спортивных федераций, связанных с администрацией и дисциплиной спортивной деятельности», была принята в марте 2011 года. [ 3 ] После конституционного референдума 2017 года были введены фундаментальные изменения, включая изменение парламентской системы в Турции на президентскую систему . [ 4 ] Исполнительная, законодательная и судебная власть, находящаяся под контролем со стороны президента, может вызвать меньшую демократию. [ 5 ]
Обзор
[ редактировать ]Часть первая: Принципы основания
[ редактировать ]Конституция утверждает, что Турция является светской ( 2.1 ) и демократической ( 2.1 ) Республикой ( 1.1 ), которая получает его суверенитет ( 6.1 ) от народа. Суверенитет остается в турецкой нации, которая делегирует свое упражнение в избранную однопалатную парламент, Турецкое великое национальное собрание .

Статья 4 заявляет о недвижимости основополагающих принципов республики, определенных в первых трех статьях и запрещает любые предложения для их модификации. Преамбула , определяемые как « материальное также вызывает принципы национализма и духовное благополучие республики». Основной природой Турции - это Лайците ( 2 ), социальное равенство ( 2 ), равенство до закона ( 10 ), республиканская форма правительства ( 1 ), нерешительность Республики и турецкой нации ( 3.1 ). Он намеревается найти унитарное национальное государство , основанное на принципах светской демократии .
Основные цели и обязанности государства определены в статье 5 . Конституция устанавливает разделение полномочий между законодательной властью ( 7.1 ), исполнительной властью ( 8.1 ) и судебной властью ( 9.1 ) государства . Разделение полномочий между законодательным и исполнительным директором является свободным, тогда как то, что между исполнительным директором и законодательностью с судебной властью является строгим.
Часть вторая: индивидуальные и групповые права
[ редактировать ]Вторая часть Конституции - это Билль о правах . Статья двенадцать гарантирует «фундаментальные права и свободы», которые определяются как включающие:
- Статья 17 : Личная неприкосновенность, материальная и духовная сущность человека ( Право на жизнь )
- Статья 18 : Запрет на принудительный труд
- Статья 19 : Личная свобода и безопасность ( безопасность лица )
- Статья 20 : Конфиденциальность индивидуальной жизни
- Статья 21 : Необходимость для жилища
- Статья 22 : Свобода общения
- Статья 23 : Свобода проживания и движения
- Статья 24 : Свобода религии и совести
- Статья 25 : Свобода мысли и мнения
- Статья 26 : Свобода выражения мнений и распространение мышления
- Статья 27 : Свобода науки и искусства
- Статья 35 : Право на недвижимость
В пятой статье Конституции изложено выражение турецкого государства, а именно «обеспечить условия, необходимые для развития материального и духовного существования человека».
Многие из этих укоренившихся прав имеют свою основу в международных законопроектах о правах , таких как универсальная декларация прав человека , которые Турция была одной из первых стран, которые ратифицировали в декабре 1948 года. [ 6 ]
Равенство граждан
[ редактировать ]
Помимо положений, устанавливающих Турцию как светское государство, статья 10 идет дальше в отношении равенства ее граждан, запрещая любую дискриминацию, основанную на их « языке , расе , цвете , сексе , политическом мнении , философских убеждениях или религиозных убеждениях » и гарантировав их равенство в глазах закона . Заимствование у французских революционных идеалов нации и республики, [ Цитация необходима ] Статья 3 подтверждает, что «турецкое государство с ее территорией и нацией является неделимым сущностью. Его язык турецкий ». Статья 66 определяет турецкую гражданскую идентичность: «Каждый, кто связан с турецким государством через связь гражданства, - это турок».
Свобода выражения
[ редактировать ]Статья 26 устанавливает свободу выражения мнений и статей 27 и 28 свободы прессы, в то время как статьи 33 и 34 подтверждают свободу ассоциации и свободу собрания соответственно.
Групповые права
[ редактировать ]Занятия считаются неактуальными в юридическом плане (A10). Конституция подтверждает право работников сформировать профсоюзы «без разрешения» и «иметь право стать членом профсоюза и свободно отказаться от членства» (A51). Статьи 53 и 54 подтверждают право работников на коллективную торговлю и наносить удары соответственно.
Часть третья: фундаментальные органы
[ редактировать ]
Законодательная власть
[ редактировать ]Статья седьмой предусматривает создание однопалатного парламента как единственного органа выражения суверенного народа. Шестая статья Конституции подтверждает, что «суверенитет полностью и безоговорочно возлагается на страну» и что «турецкая нация осуществляет свой суверенитет через уполномоченные органы, предписанные принципами, изложенными в Конституции». Та же статья также исключает делегирование суверенитета «любому человеку, группе или классу» и подтверждает, что «ни одно лицо или агентство не должны осуществлять какую -либо государственную власть, которая не выходит из Конституции». Статья 80 (A80) подтверждает принцип национального суверенитета : «Члены Турецкого великого национального собрания представляют не только свои собственные избирательные округа или избиратели , но и нация в целом».
В третьем, глава первая (статья 75–100) устанавливает правила выборов и функционирования Турции Великого национального собрания в качестве законодательного органа, а также условий права на участие (A76), парламентского иммунитета (A83) и общих законодательных процедур быть следованием. Согласно статьям 87 и 88, как правительство, так и парламент могут предлагать законы, однако только парламент имеет право принимать законы (A87) и ратифицировать договоры Республики с другими суверенными государствами (A90).
Президент Республики избирается прямыми выборами и играет исполнительную роль в качестве главы государства , «представляющий Республику Турцию и единство турецкой нации» (A104). Президент был избран парламентом до 2007 года и играл церемониальную роль до 2017 года.
Судебная власть
[ редактировать ]
Статья девять утверждает, что « судебная власть осуществляется независимыми судами от имени турецкой нации». Часть четвертая содержит правила, касающиеся их функционирования и гарантирует их полную независимость (A137-140). Судебная власть соответствует принципу разделения полномочий не только через независимость от исполнительных и законодательных ветвей правительства, но и путем разделения на две организации и право правосудие , судебное административное Первые (A155) и Yargıtay (Высокий апелляционный суд) - высший суд для последнего (154).
Часть четвертая, раздел второй позволяет конституционному суду , который правит в соответствии с законами и правительственными постановлениями Конституции. Он может заслушать дела, рассмотренные президентом Республики, правительством, членами парламента (A150) или любым судьей подняла конституционный вопрос , перед которым ответчик или истца (A152). Конституционный суд имеет право как на априори , так и апостериорное рассмотрение (соответственно, до и после вступления в должность), и может сменить целые законы или указы и запретить их заявление на все будущие дела (A153).

Исполнительный
[ редактировать ]В соответствии со статьей восьмой исполнительная власть возлагается на президента Республики и Совета министров. В третьем, глава первая, раздел второй (статьи 109–116) излагает правила подтверждения и функционирования исполнительной власти, состоящей из президента Республики и Совета министров (A109). Исполнительная власть была разделена между премьер -министром и Советом министров до 2017 года.
В третьем, глава вторая, раздел четвертый организует функционирование центральной администрации и некоторых важных учреждений Республики, таких как ее университеты (A130-132), местные администрации (A127), фундаментальные государственные службы (A128) и национальная безопасность (A117- 118). Статья 123 предусматривает, что «организация и функции администрирования основаны на принципах централизации и местного администрирования».
Национальная безопасность
[ редактировать ]Турецкие вооруженные силы (TAF) подчинены президенту в качестве главнокомандующего. Начальник генерального штаба TAF несет ответственность перед президентом в выполнении своих функций, и последний несет ответственность, наряду с остальной частью Совета министров перед парламентом (A117).
Совет по национальной безопасности является консультативной организацией, входящей в состав начальника генерального штаба , четырех главных командиров TAF, президента и избранных членов Совета министров, для разработки «политики национальной безопасности штата» (A118).
Пересмотр и поправки
[ редактировать ]В статье 175 он также устанавливает процедуру его собственного пересмотра и поправки либо референдумом , либо квалифицированным большинством голосов 2/3 в Национальном собрании. Он не признает право на народные инициативы: только члены парламента могут предлагать изменения в Конституцию.
Пересмотр конституции был утвержден 13 сентября 2010 года на 58 -процентное одобрение, предоставленное 39 миллионами человек, которые проголосовали. Изменения позволили бы Национальному собранию назначить ряд судей с высоким содержанием, уменьшит полномочия военной судебной системы над гражданским населением и улучшит права человека. Изменения также устраняют иммунитет от судебного преследования, бывшие лидеры военного переворота начала 1980 -х годов дали себе. [ 7 ]
# | Дата | Примечания [ 8 ] |
---|---|---|
1 | 17 мая 1987 года | Возраст голосования снизился с 21 до 19 лет, число депутатов, поднятых с 400 до 450, подняло 1980 года запрет на политиков , конституционный референдум Турции 1987 года. |
2 | 8 июля 1993 г. | Общественное радио и телевизоры разрешены |
3 | 23 июля 1995 | Возраст голосования снизился с 19 до 18 лет, количество депутатов, поднятое с 450 до 550 |
4 | 18 июня 1999 | Назначение гражданских судей в суды государственной безопасности вместо военных судей |
5 | 13 августа 1999 | Введена приватизация |
6 | 3 октября 2001 г. | Изменения в соответствии с приобретением Европейского Союза и Европейской конвенцией о правах человека |
7 | 21 ноября 2001 г. | Изменения в правах и выходе на пенсию депутатов |
8 | 27 декабря 2002 г. | Введены временные выборы |
9 | 7 мая 2004 г. | Вторые изменения, внесенные в соответствии с Европейского Союза приобретениями |
10 | 21 июня 2005 г. | Изменения в избрании Верховного совета радио и телевидения членов |
11 | 29 октября 2005 г. | Изменения в бюджетных законах |
12 | 13 октября 2006 г. | Возраст кандидатуры снизился с 30 до 25 |
13 | 10 мая 2007 г. | Временное право на независимых политиков на выборы в 2007 году |
14 | 31 мая 2007 г. | Парламентский термин снижен с 5 до 4, президент будет избран с народным голосованием 2007 г. Конституционный референдум 2007 года. |
15 | 9 февраля 2008 года | Изменения для использования государственными услугами владельцев государственных должностей |
16 | 7 мая 2010 г. | 2010 Турции конституционный референдум |
17 | 17 марта 2011 года | Арбитраж по спортивным мероприятиям [ 9 ] |
18 | 20 мая 2016 года | Сокращение парламентского иммунитета , [ 10 ] Особенно для оппозиции и прокурдийских партий [ 11 ] [ 12 ] |
19 | 21 января 2017 года | Конституционный референдум Турции 2017 года , внедрение президентской системы и отменил парламентскую систему [ 13 ] |
Критика
[ редактировать ]Этнические права
[ редактировать ]Конституция 1982 года подверглась критике как ограничивающие индивидуальные культурные и политические свободы по сравнению с предыдущей конституцией 1961 года . Согласно договору о Лозанне , который установил Турецкую Республику, юридически, единственными меньшинствами являются греки , армян и евреи , которые также имеют определенные привилегии, не признанные другим этническим общинам, согласно договору. По данным Европейского союза, Конституция отрицает основные права курдского населения , потому что некоторые статьи, особенно статья 42, противоречат правам меньшинств. [ 14 ] Европейская комиссия Совета Европы против расизма и непереносимости (ECRI) опубликовала свой третий отчет о Турции в феврале 2005 года. Комиссия заняла позицию, что парламент должен пересмотреть статью 42 Конституции, которая запрещает учение любого языка другого языка чем турецкий как родной язык в школах. [ 15 ] Конституционный принцип Турции не допустить обучения другим языкам в качестве первых языков в школах своим гражданам , кроме официального, подвергается критике со стороны ЕС, правозащитных организаций и меньшинств Турции. [ 14 ] Курды . , которые составляют от 10 до 20% турецкого населения, не разрешают получать образование на своем родном языке из -за этой статьи [ 14 ]
В настоящее время черкесские , курдские , Zaza , LAZ -языки могут быть выбраны в качестве уроков в некоторых государственных школах. [ 16 ] [ 17 ] [ 18 ] С 2003 года могут быть предложены частные курсы, преподающие языки меньшинства, но учебная программа, назначение учителей и критерии для зачисления подлежат значительным ограничениям. Все частные курдские курсы были закрыты в 2005 году из -за бюрократических барьеров и нежелания курдов «заплатить, чтобы выучить их родной язык». [ 19 ] В 2015 году только 28 школ предоставили курдский язык в качестве выборочного курса. Кроме того, ни частным, ни государственным школам по -прежнему не разрешают использовать курдский язык или другие языки, чем турецкие в качестве родного языка. [ 14 ]
Свобода выражения
[ редактировать ]Конституция предоставляет свободу выражения мнений, как объявлено в статье 26 . Статья 301 Уголовного кодекса Турции гласит, что «лицо, которое публично унижает турецкую нацию, Республику или Гранд Национальное собрание Турции , будет наказуемым тюремным заключением между шестью месяцами и трех лет», а также что «выражение мышления намерено Критика не является преступлением ».
Замечание Орхана Памука «миллион армян и 30 000 курдов были убиты в этих землях, и никто, кроме меня, не осмеливается говорить об этом». Некоторые считали нарушением статьи 10 Конституции и не привели к его судебному разбирательству в 2005 году. Жалоба на Орхан Памук была подана группа адвокатов, возглавляемых Кемалом Керинчасизом , и обвинения, предъявленные окружным прокурором в соответствии с статьей 301 Уголовного кодекса Турции. Позднее Памук был освобожден, и обвинения аннулированы Министерством юстиции по техническим вопросам. Та же группа адвокатов также подала жалобы на других менее известных авторов на тех же основаниях. Kerinçsiz был обвинен в расследовании Эргенекона 2008 года , а также многими другими.
Влияние военных
[ редактировать ]Несмотря на то, что за последние три десятилетия модифицировано несколько раз за последние три десятилетия, в частности в рамках реформ Европейского Союза , Конституция 1982 года также подвергается критике за то, что они дали военным слишком большое влияние в политических делах через Совет по национальной безопасности . Турецкие вооруженные силы считают себя хранителями светского и унитарного характера республики наряду с реформами Ататюрка и вмешались, взяв на себя правительство три раза: [ 20 ] в 1960 году , в 1971 году и в 1980 году .
Смотрите также
[ редактировать ]- 1982 Турции конституционный референдум
- Конституционный референдум Турции 2007 года
- 2010 Турции конституционный референдум
- Конституционный референдум 2017 года 2017 года
Ссылки
[ редактировать ]- ^ «Доступно в Конституции 1982 года» . Odatv.com. Архивировано с оригинала 6 марта 2016 года . Поврежден 6 апреля 2016 года .
- ^ Эргун Озбудун, Конституционная реформа Турции и конституционный референдум 2010 года, IEMED 2011, доступный по адресу http://www.iemed.org/observatori-en/arees-danalisi/arxius-adjunts/anuari/med.2011/ozbudun_en.pdf archived 2021-03-23 на машине Wayback (по состоянию на 3 марта 2016 г.).
- ^ Конституция Республики Турция, ст. 59, Официальный английский перевод (Турецкая Великая Национальная Ассамблея [TBMM]), доступно по адресу https://global.tbmm.gov.tr/docs/constitution_en.pdf Archived 2020-02-09 на машине Wayback (по состоянию на 3 марта, 2016).
- ^ Эсен, Берк; Gümüşçü, şebnem (3 июля 2017 г.). «Небольшой да для президента: конституционный референдум Турции от апреля 2017 года» . Южно -европейское общество и политика . 22 (3): 303–326. doi : 10.1080/13608746.2017.1384341 . HDL : 11693/38208 . ISSN 1360-8746 . S2CID 158346672 . Архивировано из оригинала 9 октября 2021 года . Получено 4 мая 2021 года .
- ^ M@rt1n@sl@n (2023-01-09). «Референдум о меньшей демократии» . OST Konflikt . Получено 2023-05-10 .
{{cite web}}
: CS1 Maint: числовые имена: список авторов ( ссылка ) - ^ «Принятие универсальной декларации, 1948 г. Париж» . Универсальная декларация прав человека . Университет Collège Генри Дюнант [ нужно разъяснения ] Полем 11 марта 2008 года. Архивировано с оригинала 15 декабря 2008 года . Получено 3 сентября 2008 года .
- ^ «Эрдоган Турции готов внести изменения после победы на референдуме» . Глобус и почта . Торонто. Архивировано из оригинала 16 сентября 2010 года.
- ^ «Изменения внесены в конституцию 82» . www.cumhuriyet.com.tr (на турецком). 7 мая 2010 года. Архивировано с оригинала 28 ноября 2021 года . Получено 10 марта 2020 года .
- ^ «Генеральное управление развития и публикации премьер -министерства» . www.resmigazete.gov.tr (на турецком). 29 марта 2011 года. Архивировано с оригинала 11 февраля 2021 года . РЕСЕРИЛ 1 апреля 2020 года .
- ^ «Генеральное управление развития и публикации премьер -министерства» . www.resmigazete.gov.tr (на турецком). 8 июня 2016 года. Архивировано с оригинала 20 сентября 2019 года . РЕСЕРИЛ 1 апреля 2020 года .
- ^ «Турецкий парламент голосует за то, чтобы поднять иммунитет депутатов от судебного преследования» . Хранитель . Ассошиэйтед Пресс. 20 мая 2016 года . Получено 1 апреля 2020 года .
- ^ «Турецкий парламент положиет депутатов иммунитета в ударе курдской оппозиции» . Рейтер . 20 мая 2016 года . Получено 1 апреля 2020 года .
- ^ «Турецкий парламент приближается к одобрению президентской системы, которая искала Эрдоганом» . Рейтер . 2017-01-19 . Получено 2023-03-19 .
- ^ Jump up to: а беременный в дюймовый «Комиссионный рабочий документ» (PDF) . Архивировал (PDF) из оригинала 23 ноября 2016 года . Получено 9 апреля 2016 года .
- ^ «Отчет о прогрессе» . Europa.eu. 2005. Архивировано из оригинала 2021-02-25 . Получено 2019-11-10 .
- ^ «Черксовый был в Министерстве национального образования для факультативных уроков родного языка…» . Ozgurcekerkes.com. Архивировано с оригинала 19 апреля 2016 года . Поврежден 6 апреля 2016 года .
- ^ «Празднование Дня языка в Сиверере» . Odatv.com. 2014-02-22. Архивировано из оригинала 2014-05-28 . Поврежден 6 апреля 2016 года .
- ^ "LAZ Courl Curyculum готова - Beyza Kural" . Bianet. Архивировано с оригинала 18 апреля 2016 года . Поврежден 6 апреля 2016 года .
- ^ "Архививая копия" . Архивировано из оригинала 29 апреля 2009 года . Получено 17 июня 2009 года .
{{cite web}}
: CS1 Maint: архивная копия как заголовок ( ссылка ) - ^ Серра Кремер, А. Турция между Османской империей и Европейским союзом: переключение политической власти через архив конституционных реформ 2021-12-09 в «Wayback Machine» , Fordham International Law Journal . Том 35, выпуск 1, 2016 с. 282, 297, 298
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]
- (на турецком) нынешняя конституция от Турецкого Гранд Национального собрания .
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Турецкий конституционный законодательство на английском языке Кемалом Гузлером , профессором конституционного права Улудагского университета юридического факультета.