Персидская керамика
Персидская керамика или иранская керамика — это керамика, изготовленная мастерами Персии (Ирана) , и ее история восходит к эпохе раннего неолита (7-е тысячелетие до нашей эры). [ 1 ] Земледелие привело к обжигу глины и изготовлению посуды иранцами. [ 2 ] На протяжении веков персидские гончары реагировали на требования и изменения, вызванные политическими потрясениями, принимая и совершенствуя вновь представленные формы и смешивая их со своей собственной культурой. Этот новаторский подход пережил время и повлиял на многие другие культуры по всему миру.
Около 4000 г. до н.э. в Иране было распространено два типа глиняной посуды: красная и черная керамика, отличавшаяся упрощенным декоративным стилем. [ 2 ] По мере расширения искусства глиняная посуда включала в себя геометрические узоры, что привело к более развитому декоративному стилю. Этот все более сложный стиль сопровождался созданием более широкого разнообразия видов керамики.
В доисторический период изготовление сосудов включало в себя смесь глины, небольших кусочков различных растений и соломы и воды. Когда эти ингредиенты были смешаны вместе, они образовали очень твердую пасту, которая, по сути, стала пастой, используемой в качестве основы для создания всех сосудов в Иране. Созданные Сосуды отличались формой, поскольку изготавливались вручную. Примерно в 4-м тысячелетии до нашей эры качество изготовления сосудов улучшилось благодаря появлению гончарного круга. [ 2 ] Этот стол использовался для производства сосудов симметричной формы и более высокого качества.
Исламский запрет на использование за столом сосудов из драгоценных металлов означал, что открылся новый рынок элитной керамики. Это позволило доисламской элите ранних персидских империй производить причудливые глазури, такие как люстры и высококачественные расписные украшения. В целом персидская керамика расширила использование инструментов и стилей для улучшения художественного производства.
Ранняя керамика из Суз
[ редактировать ]Сузы прочно вошли в культурную сферу шумерских уруков В период Урука . имитация всего государственного аппарата Урука, протописьма , цилиндрических печатей В Сузах обнаружена с шумерскими мотивами, монументальной архитектуры. Сузы, возможно, были колонией Урука. Таким образом, периодизация Суз соответствует Уруку; Ранний, средний и поздний периоды Сузы II (3800–3100 гг. До н. э.) соответствуют периодам раннего, среднего и позднего Урука.
Вскоре после того, как Сузы были впервые заселены 6000 лет назад, их жители воздвигли храм на монументальной платформе, возвышающейся над равнинным окружающим ландшафтом. Исключительный характер этого места до сих пор можно узнать по художественному искусству керамических сосудов, которые были помещены в качестве подношений в тысячу или более могил у подножия храмовой платформы. На кладбище было обнаружено около двух тысяч горшков, и теперь большинство из них находится в Лувре ; Одним из таких сосудов является « Бушель» с мотивами козлов . Найденные сосуды являются красноречивым свидетельством художественных и технических достижений их создателей и содержат подсказки об организации общества, которое их заказало. [ 3 ] Расписные керамические сосуды из Суз в самом раннем первом стиле представляют собой позднюю региональную версию месопотамской керамической традиции Убайд , которая распространилась по Ближнему Востоку в пятом тысячелетии до нашей эры. [ 3 ]
Стиль Суз I во многом был продуктом прошлого и влияния современной керамической промышленности в горах западного Ирана. Повторяемость тесного объединения сосудов трех типов — питьевого кубка или мензурки, сервировочного блюда и небольшого кувшина — предполагает употребление трех видов пищи, по-видимому, считающейся столь же необходимой для жизни на том свете, как и на самом деле. в этом. Расписная керамика этих форм составляет значительную часть сосудов могильника. Другие представляют собой кувшины и чаши для приготовления пищи с простыми нарисованными на них полосами и, вероятно, были погребальным инвентарем на стоянках более скромных горожан, а также подростков и, возможно, детей. [ 4 ] Керамика тщательно изготовлена вручную. Хотя, возможно, использовалось медленное колесо, асимметрия сосудов и неравномерность рисунка опоясывающих линий и полос указывают на то, что большая часть работы была выполнена от руки.
Ранний исламский период
[ редактировать ]возникла В период Саманидов эпиграфическая керамика. Эти предметы, как правило, представляли собой глиняные сосуды с черными буквами письма, куфического нанесенными на белую основу. На этих сосудах обычно были написаны благословения или поговорки. [ 5 ] Самарканд и Нишапур были центрами производства этого вида керамики. [ 6 ]
Нишапур — город, расположенный на северо-востоке Ирана, основанный сасанидским правителем Шапуром I около 241–272 годов нашей эры. [ 7 ] Этот город попал под власть ислама около 651 года и, по сути, стал городом процветающего искусства и ремесел. Некоторые из произведенных произведений искусства включали глиняную посуду, стекло, изделия из металла, монеты, декоративные стены, а также резную и расписную лепнину (Уилкинсон, 26 лет). [ 8 ] Продукция глиняных сосудов, керамики и других видов искусства экспортировалась в соседние деревни. Это способствовало росту их политической власти, поскольку они могли диктовать области, куда можно было импортировать их искусство. Керамика была одним из видов искусства, которое было импортировано и уникально для соседних городов Нишапура. Одна из наиболее распространённых групп керамики называлась буфовой посудой . [ 9 ] Для желтой посуды характерны изображения с фиолетовым и черным контуром, нанесенные на сосуд. Посуда цвета буйвола также включала смесь желтой и зеленой глазури.
Сельджукский период
[ редактировать ]Сельджукская керамика , производимая, когда Иран был частью Империи Сельджуков , часто считается лучшим периодом персидской керамики и, безусловно, была самой инновационной. Кашан был основным, пожалуй, единственным центром производства трех основных видов изысканных изделий: люстры , подглазурной расписной посуды и полихромной надглазурной расписной посуды минай . Все они использовали новую фурнитуру (или «каменную пасту»), разработанную в Персии во времена Сельджуков. Это очень хорошо восприняло новую белую глазурь и позволило сделать стены более тонкими и частично прозрачными, как китайский фарфор ; они уже были импортированы в Персию и представляли собой главную конкуренцию местным изысканным товарам. Этот корпус из «белой посуды» использовался для различных стилей декора, и все они демонстрировали большой прогресс в изысканности.
Этот золотой век в значительной степени подошел к концу с монгольским вторжением в Персию, начавшимся в 1219 году. Сам Кашан не был разграблен или разрушен, но сельджукская элита, которая была покупателями его товаров, была почти полностью уничтожена. Прошло несколько десятилетий, прежде чем у новых монгольских мастеров появился вкус к прекрасной керамике.
Минаи посуда
[ редактировать ]Инновации в сельджукской керамике включают производство посуды минаи (что означает «эмалированная посуда»), разработанной в Кашане за десятилетия, предшествовавшие вторжению монголов в Персию в 1219 году, после чего производство прекратилось. [ 11 ] Ее описывают как «вероятно, самую роскошную из всех видов керамической посуды, производимой в восточных исламских странах в средневековый период». [ 12 ] Керамический корпус беловатой посуды или каменной пасты полностью украшен детальной росписью в несколько цветов, обычно с фигурами. [ 12 ]
Он знаменателен тем, что стал первым гончарным изделием, в котором использовались надглазурные эмали , нанесенные поверх керамической глазури, закрепленной основным глянцевым обжигом ; после окраски изделия подвергались повторному обжигу при более низкой температуре. «Минаи», термин, использованный для обозначения этих изделий гораздо позже, на персидском языке означает «эмалированный» . [ 13 ] Эта техника намного позже стала стандартным методом украшения лучшего европейского и китайского фарфора , хотя неясно, существовала ли связь между этим и более ранним использованием этой техники персами. Как и в другие периоды и регионы, когда использовались надглазурные эмали, целью техники было расширение диапазона красок, доступных живописцам, за пределы весьма ограниченной группы, выдерживающей температуру, необходимую для основного обжига корпуса и глазури. [ 12 ] что в случае с этими изделиями составляло около 950 °C. [ 14 ] В этот период также появилось подглазурное украшение персидской керамики (около 1200 г.). [ 15 ] и более поздние изделия минаи часто сочетают в себе как подглазурный, так и надглазурный декор; первый можно также назвать глазурью .
Большинство изделий датированы неточно, например, «конец 12 или начало 13 века», но несколько вписанных дат начинаются с 1170-х годов и заканчиваются 1219 годом. Позолоченные изделия часто датируются примерно 1200 годом или позже. Предполагается, что стиль а сюжеты росписи посуды минаи были взяты из современной персидской рукописной живописи и настенной живописи. Известно, что они существовали, но иллюстрированных рукописей или фресок периода до монгольского завоевания не сохранилось, поэтому живопись на керамике является лучшим свидетельством этого стиля. [ 16 ]
Большинство предметов представляют собой миски, чашки и различные сосуды для разливания: кувшины, кувшины и кувшины, лишь несколько очень больших размеров. Есть некоторые предметы, которые считаются чашами для подаяния или имеют форму, связанную с этой функцией. Плитка встречается редко и, возможно, была задумана как центральный элемент, окруженный другими материалами, а не помещенный в группы. [ 17 ] Плитки Минаи, найденные на месте археологами в Конье в современной Турции, вероятно, были изготовлены там странствующими персидскими художниками. [ 18 ] Осколки посуды минаи были раскопаны в «большинстве городских поселений Ирана и Центральной Азии», оккупированных в тот период. [ 19 ] хотя большинство авторов считают, что почти все производство производилось в Кашане. [ 20 ]
Одним из самых известных примеров техники мина'и является большая чаша, которая сейчас находится в галерее Фрир в Вашингтоне, округ Колумбия. На этом изображении изображена битва, произошедшая между турецкими эмирами в северо-западных районах Ирана. На лицевой стороне тарелки изображена осада замка, на оборотной - охота. Эта пластина является одной из самых больших рукояток существующих . Он включает в себя надписи, используемые для идентификации главного героя истории. Пейзажи и архитектурные элементы, использованные в пластине «Сцена осады» галереи Freer, делают произведение уникальным. Общий сюжет тарелки раскрывает победу осаждающих и поражение осажденных. [ 21 ]
Один гончар, Абу Зайд ибн Мухаммад ибн Аби Зайд (активный ок. 1186–1219, Кашан ), подписал 15 сохранившихся изделий, как в минаи, так и в блестящей посуде , больше, чем любой другой средневековый иранский гончар. [ 22 ]
Сефевидский период
[ редактировать ]Изучение и датировка керамики времен шаха Исмаила и шаха Тахмаспа затруднены, поскольку существует несколько изделий, датированных или упоминающих место производства. Китайский фарфор собирался элитой и ценился выше, чем изделия местного производства; Шах Аббас I пожертвовал большую часть королевской коллекции святыням в Ардебиле и Мешхеде , отремонтировав комнату в Ардебиле, чтобы выставить экспонаты в нишах. [ 23 ] Выявлены многие места расположения мастерских, хотя и не доподлинно, в частности: Нишапур , Кубачинская посуда , Керман (лепные однотонные изделия) и Мешхед. Люстровая посуда была возрождена с использованием техники, отличной от более раннего производства, и обычно изготавливалась небольшими предметами с рисунком темно-медного цвета на темно-синем фоне. В отличие от других товаров, в них используются традиционные ближневосточные формы и украшения, а не китайские. [ 24 ]
В целом, дизайн, как правило, имитирует дизайн китайского фарфора, с производством сине-белых изделий с китайской формой и мотивами, с такими мотивами, как облака ци и драконы. [ 24 ] Персидский синий отличается от китайского голубым более многочисленными и тонкими оттенками. Часто в узорах свитков встречаются четверостишия персидских поэтов, иногда связанные с назначением произведения (например, намек на вино для кубка). Совершенно другой тип дизайна, гораздо более редкий, несет в себе иконографию, очень специфичную для ислама (исламский зодиак, чешуйки, арабески ) и, по-видимому, находится под влиянием Османского мира, о чем свидетельствуют гимны с перьями (украшения из жимолости), широко используемые в Турции. . Появились новые стили фигур под влиянием искусства книги: молодые элегантные виночерпии, молодые женщины с изогнутыми силуэтами или же кипарисы, опутывающие свои ветви, напоминающие картины Резы Аббаси .
Были изготовлены многочисленные типы изделий: кубки, тарелки, бутылки с длинным горлышком, плевательницы и т. д. Распространенной формой являются фляги с очень маленькими горлышками и сплюснутыми с одной стороны и сильно закругленными с другой корпусами. Характерны формы, заимствованные из исламских изделий из металла, с декором, во многом вдохновленным китайским фарфором. [ 25 ] С закрытием китайского рынка в 1659 году персидская керамика поднялась на новую высоту, удовлетворяя потребности Европы. Появление ложных клейм китайских мастерских на оборотной стороне некоторых керамических изделий свидетельствовало о сложившемся в Европе вкусе к дальневосточному фарфору, который в значительной степени удовлетворялся производством Сефевидов. Это новое направление привело к более широкому использованию китайской и экзотической иконографии (слонов) и появлению новых форм, иногда удивительных ( кальяны , восьмиугольные тарелки, предметы в форме животных).
Посуда гомбрун — это изящная перфорированная посуда XVIII века, похожая на стекло, часто с надписями. [ 26 ]
Современный
[ редактировать ]Деревня Калпуреган на юго-востоке Ирана сохраняет традиционную гончарную традицию. Необычно то, что заливкой занимаются женщины, хотя мужчины копают, очищают и обжигают глину. Гончарный круг не используется. Расписной декор – это абстрактные символы и узоры. [ 27 ]
Коллекции
[ редактировать ]Большие коллекции персидской керамики имеются в Британском музее , Эрмитаже , Королевском музее Онтарио и других местах. В 2013 году Королевский музей Онтарио в сотрудничестве с издательством Brill Publishers в Нидерландах опубликовал специальную книгу об этом искусстве под названием «Персидская керамика в первую глобальную эпоху». [ 28 ]
См. также
[ редактировать ]Примечания
[ редактировать ]- ^ «История персидской керамики» . Калифорнийская академия наук. 2 февраля 2010 г. Проверено 9 июля 2014 г.
- ^ Jump up to: а б с «Искусство гончарного дела в Иране» . www.iranreview.org . Проверено 5 ноября 2019 г.
- ^ Jump up to: а б Аруз, Джоан (1992). Королевский город Сузы: древние ближневосточные сокровища в Лувре . Нью-Йорк: Абрамс. п. 26.
- ^ Аруз, Джоан (1992). Королевский город Сузы: древние ближневосточные сокровища в Лувре . Нью-Йорк: Абрамс. п. 29.
- ^ Маквильямс, Мэри. «Чаша с надписью Али ибн Аби Талиба» . Гарвардские художественные музеи . Проверено 7 июля 2015 г.
- ^ Волов, Лис (1966). «Плетеный куф на эпиграфической керамике Саманидов». Арс Ориенталис . 6 (1966): 107–33.
- ^ Хилленбранд, Роберт (2003). «Нишапур». Гроув Арт онлайн . Издательство Оксфордского университета. дои : 10.1093/gao/9781884446054.article.T062578 .
- ^ Уилкинсон, Чарльз (1973). «НИШАПУР: ГОНЧАРА РАННЕГО ИСЛАМСКОГО ПЕРИОДА» . www.metmuseum.org . Проверено 5 ноября 2019 г.
- ^ «НИШАПУР vii. Раскопки митрополита - Иранская энциклопедия» . www.iranicaonline.org . Проверено 5 ноября 2019 г.
- ^ Кэнби (2016), № 22
- ↑ Грубе упоминает чашу в Музее Виктории и Альберта , датированную 1242 годом, но более поздние авторы не упоминают об этом.
- ^ Jump up to: а б с Йель, 175
- ^ Сулеман, 144
- ^ Кайгер-Смит, 57 лет.
- ^ Уотсон, 326
- ^ Сулеман, 144; Грубе
- ^ Кэнби (2016), № 19, 20.
- ^ Кэнби (2016), 82–83, 315, примечание 12 к № 20.
- ^ Кэнби (2016), 318, примечание 6 к № 37.
- ^ Уотсон, 329; Йель, 177–178
- ^ ХОЛОД, Рената (2012). СОБЫТИЕ И ПАМЯТЬ: Табличка со сценами осады галереи Freer . Смитсоновский институт, Вашингтон, округ Колумбия: Том ARS ORIENTALIS. стр. 195, 196.
- ^ «Абу Зайд». В Grove Art Online. Oxford Art Online (по состоянию на 5 февраля 2012 г.; требуется подписка).
- ^ Кэнби (2009), 101–104, 121–123, 137–159.
- ^ Jump up to: а б Блэр и Блум, 171 год.
- ^ Кэнби (2009), 162–163, 218–219.
- ^ «Гомбрунская посуда | керамика» . Британская энциклопедия . Проверено 4 ноября 2019 г.
- ^ Арт, Дальний путь. «Местная керамика в Калпурегане (Иран)» . Далекий путь искусства . Проверено 18 апреля 2018 г.
- ^ Персидская керамика в первую глобальную эпоху . Брилл/ROM. Январь 2014 г. ISBN. 9789004260924 . Проверено 9 июля 2014 г.
Ссылки
[ редактировать ]Часть серии о |
Культура Ирана |
---|
Иранский портал |
- Блэр, Шейла и Блум, Джонатан М., Искусство и архитектура ислама, 1250–1800 , 1995, Издательство Йельского университета, История искусства Пеликана, ISBN 0300064659
- Кайгер-Смит, Алан , Глянцевая керамика: техника, традиции и инновации в исламе и западном мире (Фабер и Фабер, 1985) ISBN 0571135072
- Кэнби (2009), Кэнби, Шейла Р. (редактор), 2009, Шах Аббас; Переделка Ирана , 2009, British Museum Press, ISBN 9780714124520
- Кэнби (2016), Кэнби, Шейла Р. и другие (Дениз Беязит, Мартина Ругиади, ACS Peacock), Суд и космос: Великая эпоха сельджуков , 2016, Метрополитен-музей, книги Google
- Пиотровский М.Б. и Роджерс Дж.М. (редакторы), Рай на Земле: Искусство исламских стран , 2004, Престель, ISBN 3791330551
- Грубе, Эрнст Дж., «КЕРАМИКА xiv. Исламский период, XI–XV вв.» , Энциклопедия Ираника , т/3,
- Осборн, Гарольд (редактор), Оксфордский компаньон декоративного искусства , 1975, OUP, ISBN 0198661134
- Сулеман, Фахмида, «Керамика», в «Средневековая исламская цивилизация: энциклопедия» , Vol. 1, 2006 г., Тейлор и Фрэнсис, ISBN 0415966914 , 9780415966917, книги Google
- «Йельский университет»: Ричард Эттингхаузен, Олег Грабар и Мэрилин Дженкинс-Мадина, 2001, Исламское искусство и архитектура: 650–1250 , Издательство Йельского университета, ISBN 9780300088694
- Уотсон, Оливер, «Гончарное дело при монголах» в книге « За пределами наследия Чингисхана» , 2012, BRILL, Ed. Линда Комарофф, ISBN 9004243402 , 9789004243408, книги Google