Французская подводная лодка «Сюркуф».
Эта статья нуждается в дополнительных цитатах для проверки . ( апрель 2022 г. ) |
Сюркуф ок. 1935 год
| |
История | |
---|---|
Франция | |
Имя | Сюркуф |
Тезка | Роберт Сюркуф |
Заказал | 4 августа 1926 г. |
Строитель | Шербур Арсенал |
Заложен | 1 июля 1927 г. |
Запущен | 18 ноября 1929 г. |
Введен в эксплуатацию | 16 апреля 1934 г. |
В эксплуатации | 1934–1942 |
Ремонт | 1941 |
Идентификация |
|
Почести и награды | Медаль Сопротивления с розеткой |
Судьба | Пропал без вести 18 февраля 1942 г. |
Общие характеристики | |
Тип | Крейсерская подводная лодка |
Смещение |
|
Длина | 110 м (361 фут) |
Луч | 9 м (29 футов 6 дюймов) |
Черновик | 7,25 м (23 фута 9 дюймов) |
Установленная мощность |
|
Движение |
|
Скорость |
|
Диапазон |
|
Выносливость | 90 дней |
Глубина испытания | 80 м (260 футов) |
Лодки и пристань судно перевозилось | 2 моторные лодки в водонепроницаемом палубном колодце |
Емкость | 280 длинных тонн (284 т) |
Дополнить | 8 офицеров и 110 солдат |
Вооружение |
|
Самолет перевезен | 1 × Besson MB.411 гидросамолет |
Авиационные объекты | Ангар |
Surcouf [syʁ.kuf] с артиллерийским вооружением — большой французский крейсер середины 20 века. Она несла две 8-дюймовые пушки, а также зенитные орудия и (большую часть своей карьеры) гидросамолет. Сюркуф служил во французском военно-морском флоте , а затем в Военно-морских силах Свободной Франции во время Второй мировой войны .
Сюркуф пропал в ночь с 18 на 19 февраля 1942 года в Карибском море , возможно, после столкновения с американским грузовым судном «Томпсон Лайкс» , хотя это точно не установлено. Она была названа в честь французского капера и судовладельца Робера Сюркуфа . Она была самой большой подводной лодкой, построенной до тех пор, пока в 1944 году ее не превзошла первая японская класса I-400 подводная лодка-авианосец .
Дизайн
[ редактировать ]Вашингтонский военно-морской договор наложил строгие ограничения на военно-морское строительство крупнейших военно-морских держав в отношении водоизмещения и артиллерийских калибров линкоров и крейсеров. Однако никаких соглашений в отношении легких кораблей, таких как фрегаты, эсминцы или подводные лодки, достигнуто не было. Кроме того, для обеспечения защиты страны и империи Франция начала строительство важного подводного флота (79 единиц в 1939 г.). «Сюркуф» должен был стать первым из трех подводных крейсеров класса; однако она была единственной завершенной.
Миссии вращались вокруг:
- Обеспечение связей с французскими колониями ;
- Во взаимодействии с французскими военно-морскими эскадрами поиск и уничтожение флотов противника;
- Преследование вражеских конвоев.
Сюркуф имел двухорудийную башню с 203-мм (8-дюймовыми) орудиями того же калибра, что и орудия тяжелого крейсера , с боезапасом 60 снарядов. Он проектировался как «подводный тяжелый крейсер», предназначенный для поиска и ведения надводного боя. [ 2 ] На лодке находился Besson MB.411 наблюдательный гидросамолет в ангаре, построенном в кормовой части боевой рубки для ведения разведки и наблюдения за падением снарядов .
Лодка была оснащена десятью торпедными аппаратами : четырьмя 550-мм (22 дюйма) аппаратами в носовой части и двумя поворотными внешними пусковыми установками в кормовой надстройке, каждый с одним 550-мм и двумя 400-мм (16 дюймов) торпедными аппаратами. Было произведено восемь 550-мм и четыре 400-мм перезарядки. [ 3 ] находились 203-мм/50 орудия Model 1924 в герметичной башне впереди боевой рубки. Орудия имели магазин на 60 патронов и управлялись директором с помощью дальномера длиной 5 м (16 футов), установленного достаточно высоко, чтобы видеть горизонт на расстоянии 11 км (5,9 морских миль ; 6,8 миль ), и могли стрелять в течение трех минут после всплытие. [ 4 ] Используя перископы лодки для управления огнем главных орудий, Сюркуф мог увеличить видимую дальность до 16 км (8,6 морских миль; 9,9 миль); Первоначально предполагалось, что подъемная платформа будет поднимать наблюдателей на высоту 15 м (49 футов), но от этой конструкции быстро отказались из-за эффекта крена . [ 5 ] Самолет наблюдения «Бессон» можно было использовать для ведения огня на максимальную дальность действия орудий 26 миль (23 морских мили; 42 км). На верху ангара были установлены зенитные пушки и пулеметы.
Сюркуф также имел моторную лодку длиной 4,5 м (14 футов 9 дюймов) и грузовой отсек с приспособлениями для удержания 40 заключенных или размещения 40 пассажиров. Топливные баки подводной лодки были очень большими; наличие достаточного количества топлива для дальности полета 10 000 миль (19 000 км; 12 000 миль) и запасов для 90-дневного патрулирования.
Глубина испытания составила 80 м (260 футов).
Первым командиром был капитан фрегата ( Capitaine de Frégate , звание, эквивалентное командиру ) Раймон де Бело.
Лодка столкнулась с рядом технических проблем из-за 203-мм орудий. [ нужна ссылка ]
- Из-за небольшой высоты дальномера над поверхностью воды практическая дальность стрельбы составляла 12 000 м (13 000 ярдов) с дальномером, увеличенная до 16 000 м (17 000 ярдов) с прицеливанием через перископ, что значительно ниже максимальной дальности стрельбы. 26 000 м (28 000 ярдов).
- Продолжительность времени между приказом на поверхность и первым выстрелом составила 3 минуты 35 секунд. Эта продолжительность была бы больше, если бы лодка стреляла бортовым залпом , что означало всплытие и наведение башни в желаемом направлении.
- Стрельба должна была происходить в точный момент тангажа и крена, когда корабль находился в горизонтальном положении.
- Наведение башни в любую сторону было невозможно, когда корабль кренился на 8° и более.
- Сюркуф не мог вести точный огонь ночью, так как в темноте нельзя было наблюдать падение выстрела.
- орудий Готовые магазины приходилось перезаряжать после отстрела по 14 патронов из каждого орудия.
Для замены гидросамолета, функционирование которого изначально было ограниченным и ограниченным в использовании, в 1938 году были проведены испытания автожира .
Внешний вид Сюркуфа
[ редактировать ]Сюркуф никогда не окрашивался в оливково-зеленый цвет, как показано на многочисленных моделях и рисунках. [ нужна ссылка ] С начала карьеры лодки и до 1932 года лодка была окрашена в тот же серый цвет, что и надводные военные корабли, но затем в прусский темно-синий цвет, который сохранялся до конца 1940 года, когда она была перекрашена в два тона серого, служившего в качестве камуфляжа на корпусе и боевой рубке.
Сюркуф часто изображается в штате 1932 года с флагом Военно-морских сил Свободной Франции , который не был создан до 1940 года. [ нужна ссылка ]
-
Исходная конфигурация, 1932 г.
-
Конфигурация 1934 года, «берлинский синий». окраска
-
Конфигурация 1938 года: снята радиомачта и изменена боевая рубка.
-
Конфигурация 1940 года, с двухцветной серой окраской и опознавательным номером 17П на боевой рубке.
Карьера
[ редактировать ]Ранняя карьера
[ редактировать ]Вскоре после Сюркуфа спуска на воду Лондонский военно-морской договор наконец наложил ограничения на проекты подводных лодок. Среди прочего, каждой подписавшей стороне (включая Францию) было разрешено иметь не более трех больших подводных лодок, стандартное водоизмещение каждой из которых не превышало 2800 длинных тонн (2845 т), с орудиями калибром не более 6,1 дюйма (150 мм). Сюркуф , который превысил бы эти пределы, был специально освобожден от правил по настоянию министра военно-морского флота Жоржа Лейга , [ 4 ] но другие «большие артиллерийские» подводные лодки этого класса больше не могли быть построены.
Вторая мировая война
[ редактировать ]Захват Сюркуфа | |||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|
Часть Второй мировой войны | |||||||
| |||||||
Воюющие стороны | |||||||
Великобритания | Франция | ||||||
Жертвы и потери | |||||||
3 убитых | 1 убит |
В 1940 году «Сюркуф» базировался в Шербуре , но в мае, когда немцы вторглись, он переоборудовался в Бресте после миссии на Антильских островах и в Гвинейском заливе . Под командованием капитана фрегата Мартина, не имея возможности погружаться, имея только один работающий двигатель и заклинивший руль направления, он, хромая, пересек Ла-Манш и нашел убежище в Плимуте .
3 июля британцы, обеспокоенные тем, что французский флот будет захвачен немецкой Кригсмарине во время французского перемирия, провели операцию «Катапульта» . Королевский флот заблокировал гавани, где стояли на якоре французские военные корабли, и предъявил ультиматум: присоединиться к борьбе с Германией, быть вне досягаемости немцев или затопить. Мало кто согласился добровольно; Североафриканский флот в Мерс-эль-Кебире и корабли, базирующиеся в Дакаре (Французская Западная Африка), отказались. Французские линкоры в Северной Африке в конечном итоге были атакованы и все, кроме одного, потоплены Средиземноморским флотом .
Французские корабли, стоявшие в портах Великобритании и Канады, также подвергались абордажу вооруженных морских пехотинцев, моряков и солдат, но единственный серьезный инцидент произошел в Плимуте на борту «Сюркуфа» 3 июля, когда два офицера подводной лодки Королевского флота, командир Дени «Лофти» Спраг, капитан с HMS Thames и лейтенант Патрик Гриффитс с HMS Rorqual , [ 6 ] [ 7 ] и французский прапорщик-механик Ив Даниэль [ 8 ] были смертельно ранены, а британский моряк Альберт Уэбб [ 6 ] был застрелен врачом подводной лодки. [ 9 ]
Свободные военно-морские силы Франции
[ редактировать ]К августу 1940 года британцы завершили переоборудование « Сюркуфа » и передали его Военно-морским силам Свободной Франции ( Forces Navales Françaises Libres , FNFL) для патрулирования конвоев. Новым командиром стал единственный офицер, не репатриированный из первоначального экипажа, капитан фрегата Жорж Луи Блейсон. Из-за англо-французской напряженности в отношении подводной лодки каждая сторона выдвинула обвинения в том, что другая шпионила в пользу Виши, Франция ; Британцы также утверждали, что Сюркуф атаковал британские корабли. Позже в целях «связи» на борт были посажены британский офицер и два матроса. Одним из реальных недостатков было то, что ей требовался экипаж из 110–130 человек, что представляло собой три экипажа более обычных подводных лодок. Это привело к нежеланию Королевского флота возвращать ее в строй.
Затем Сюркуф отправился на канадскую базу в Галифаксе , Новая Шотландия , и сопровождал трансатлантические конвои. В апреле 1941 года он был поврежден немецким самолетом в Девонпорте. [ 8 ]
28 июля «Сюркуф» отправился на верфь ВМС США в Киттери, штат Мэн, для трехмесячного ремонта. [ 4 ]
Покинув верфь, Сюркуф отправилась в Нью-Лондон, штат Коннектикут , возможно, для прохождения дополнительной подготовки для своего экипажа. Сюркуф покинул Нью-Лондон 27 ноября и вернулся в Галифакс.
Захват Сен-Пьера и Микелона
[ редактировать ]В декабре 1941 года Сюркуф переправил адмирала Свободной Франции Эмиля Мюзелье в Канаду, зайдя в Квебек . Пока адмирал находился в Оттаве , совещаясь с канадским правительством, к капитану Сюркуфа и спросила о слухах , подошла The New York Times репортер Айра Вулферт что подводная лодка освободит Сен-Пьер и Микелон для Свободной Франции. Вольферт сопровождал подводную лодку до Галифакса, где 20 декабря они присоединились к «Сопровождения» корветам Свободной Франции Mimosa , Aconit и Alysse , а 24 декабря без сопротивления взяли под свой контроль острова Свободной Франции.
Госсекретарь США Корделл Халл только что заключил соглашение с правительством Виши, гарантирующее нейтралитет французских владений в Западном полушарии, и пригрозил уйти в отставку, если президент США Франклин Д. Рузвельт не потребует восстановления статус-кво. Рузвельт так и сделал, но когда Шарль де Голль отказался, Рузвельт отказался от этого вопроса. Истории Айры Вулферт – очень благоприятные для «Свободной Франции» (и не несущие в себе никаких признаков похищения или другого принуждения) – помогли отклонить американское общественное мнение от Виши. Объявление державами оси войны Соединенным Штатам в декабре 1941 года аннулировало соглашение, но США не разрывали дипломатические отношения с правительством Виши до ноября 1942 года.
Более поздние операции
[ редактировать ]В январе 1942 года руководство Свободной Франции решило отправить «Сюркуф» на Тихоокеанский театр военных действий после того, как он был пополнен запасами на Королевской военно-морской верфи на Бермудских островах . Однако ее движение на юг породило слухи о том, что Сюркуф собирается освободить Мартинику от режима Виши.
На самом деле Сюркуф направлялся в Сидней , Австралия, через Таити. [ 4 ] Она вылетела из Галифакса 2 февраля на Бермудские острова, откуда уехала 12 февраля, направляясь к Панамскому каналу . [ 8 ]
Судьба
[ редактировать ]Сюркуф исчез в ночь с 18 на 19 февраля 1942 года, примерно в 130 км (70 морских миль) к северу от , Панама , по пути на Таити Панамский через канал Кристобаля . В американском отчете сделан вывод, что исчезновение произошло из-за случайного столкновения с американским грузовым судном Thompson Lykes . Двигаясь в одиночестве из залива Гуантанамо в очень темную ночь, грузовое судно сообщило, что натолкнулось на частично затопленный объект, который зацарапал его борт и киль. Ее наблюдатели услышали людей в воде, но, решив, что она врезалась в подводную лодку, грузовое судно не остановилось, хотя крики о помощи были слышны на английском языке. В Панаму был отправлен сигнал с описанием инцидента. [ 10 ] [ 11 ]
В результате потерь погибло 130 человек (в том числе 4 военнослужащих Королевского флота) под командованием капитана фрегата Жоржа Луи Николя Блейсона. [ 12 ] О потере Сюркуфа штаб-квартира «Свободной Франции» в Лондоне объявила 18 апреля 1942 года, а на следующий день об этом сообщила газета « Нью-Йорк Таймс» . [ 13 ] До января 1945 года не сообщалось, что «Сюркуф» затонул в результате столкновения с « Томпсон Лайкс» . [ 14 ]
Расследование французской комиссии пришло к выводу, что исчезновение стало следствием недоразумения. Объединенный PBY , патрулировавший те же воды в ночь с 18 на 19 февраля, мог атаковать Сюркуф , посчитав его немецким или японским. Эта теория могла быть подкреплена несколькими элементами: [ нужна ссылка ]
- В показаниях свидетелей грузового корабля SS Thompson Lykes , случайно столкнувшегося с подводной лодкой, описывается подводная лодка меньшего размера, чем Surcouf.
- Повреждение «Томпсон Лайкс» было слишком легким для столкновения с Сюркуфом.
- Позиция Сюркуфа не соответствовала ни одному положению немецких подводных лодок в тот момент.
- Немцы не зафиксировали потерь подводных лодок на этом участке за время войны.
Расследование инцидента было бессистемным и запоздалым, в то время как более позднее французское расследование подтвердило версию о том, что затопление произошло из-за «дружественного огня»; этот вывод поддержал контр-адмирал Офан в своей книге «Французский флот во Второй мировой войне» . [ 15 ] Шарль де Голль заявил в своих мемуарах [ 16 ] что Сюркуф «затонул всеми руками».
Наследие
[ редактировать ]Поскольку никто официально не нырял и не проверял место крушения «Сюркуфа» , ее местонахождение неизвестно. Если предположить, что инцидент с Томпсон-Лайксом действительно был событием затопления Сюркуфа , то обломки должны были лежать на глубине 3000 м (9800 футов) в 10 ° 40' с.ш. 79 ° 32' з.д. / 10,667 ° с.ш. 79,533 ° з.д. . [ 4 ]
Памятник в память о потере в порту Шербур в Нормандии, Франция. [ 17 ] В память о потере также установлен Мемориал Свободной Франции на Лайл-Хилл в Гриноке, Шотландия. [ 18 ]
Поскольку нет убедительного подтверждения того, что Томпсон Лайкс столкнулся с Сюркуфом , а ее крушение еще не обнаружено, существуют альтернативные версии ее судьбы. Джеймс Расбриджер исследовал некоторые из этих теорий в своей книге «Кто затонул Сюркуф?» , обнаружив, что все их легко игнорировать, кроме одного: записи 6-й группы тяжелых бомбардировщиков , действовавшей из Панамы, показывают, что они потопили большую подводную лодку утром 19 февраля. Поскольку в тот день в этом районе не было потеряно ни одной немецкой подводной лодки, это могла быть «Сюркуф» . Он предположил, что в результате столкновения было повреждено радио Сюркуфа , и пострадавшая лодка, хромая, направилась в сторону Панамы, надеясь на лучшее. [ 19 ]
Теория заговора, не основанная на каких-либо существенных доказательствах, утверждала, что « Сюркуф » во время своей стоянки в Нью-Лондоне в конце 1941 года был пойман на предательском снабжении немецкой подводной лодки в проливе Лонг-Айленд, преследуемой американскими учебными подводными лодками « Марлин» и «Скумбрия» . Нью-Лондона и затонул. Слух распространился в начале 21 века, но он оказался ложным, поскольку позднее перемещение Сюркуфа более на юг хорошо задокументировано. [ 20 ]
В популярных СМИ
[ редактировать ]« Сюркуф» является объектом подводных поисков, проводимых вымышленной организацией NUMA и международными террористами в романе Клайва Касслера «Корсиканская тень», опубликованном в 2023 году. Касслер и его соавтор Дирк Касслер пишут, что « Сюркуф » затонувший был обнаружил «...примерно в восьмидесяти милях от побережья Панамы». Затопление даже приписывают тому, что Сюркуфа радиоантенна была повреждена при столкновении с « Томпсон Лайкс» , а затем на следующее утро его завершила атака бомбардировщика А-17.
Почести
[ редактировать ]- Медаль Сопротивления с розеткой ноября 1946 г. - 29
- Цитируется в приказах армейского корпуса от 4 августа 1945 г.
- Цитируется в Приказах ВМФ от 8 января 1947 г. [ 21 ]
См. также
[ редактировать ]- Французские подводные лодки времен Второй мировой войны
- Морские фузилёры
- Жорж Кабанье
- Подводная лодка HM X1
- HMS М2 (1918 г.)
- Японская И-400 подводная лодка класса
- Список подводных лодок Франции
- Подводный авианосец
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Росс, Д. (2016:65). Самые мощные подводные лодки в мире . США: Rosen Publishing .
- ^ Винчестер, Кларенс (1937). Доставка чудес света . Том. 41–55. Объединенная пресса. п. 1431.
- ^ Хуан, Клод (1996). Подводный крейсер «Сюркуф» . Бург-ан-Бресс: издания морской пехоты. стр. 53–54.
- ^ Jump up to: а б с д и Подводный крейсер «Сюркуф» , нетмарин
- ^ Крейсерская подводная лодка «Сюркуф» : Основные характеристики
- ^ Jump up to: а б Смит, Колин (24 июня 2010 г.). Последняя война Англии против Франции: борьба с Виши 1940–42 (изд. в мягкой обложке). Феникс. Глава 4. ISBN 978-0-7538-2705-5 .
- ^ Кинделл, Дон (12 июня 2011 г.), Гордон Смит (редактор), «1–31 июля 1940 г.» , Списки потерь Королевского флота и военно-морских сил Доминиона, Вторая мировая война.
- ^ Jump up to: а б с История подводной лодки «Сюркуф» (на французском языке), netmarine
- ^ Браун, Дэвид; Тилль, Джеффри (2004). Дорога на Оран: англо-французские военно-морские отношения, сентябрь 1939 г. - июль 1940 г. Рутледж . п. 182. ИСБН 0-7146-5461-2 .
- ^ Морисон, Сэмюэл Элиот; Тилль, Джеффри (2001). История военно-морских операций США во Второй мировой войне: Восходящее солнце в Тихом океане, 1931 – апрель 1942 года . Издательство Университета Иллинойса . п. 265. ИСБН 0-252-06963-3 .
- ^ Келшалл, Гейлорд; Тилль, Джеффри (1994). Подводная война в Карибском море . Аннаполис, Мэриленд: Издательство Военно-морского института . п. 68. ИСБН 1-55750-452-0 .
- ^ «Блезон Жорж Луи Николя» . Memorial-national-des-marins.fr . Проверено 24 июня 2024 г.
- ^ «Свободная Франция объявляет Сюркуф потерянным» . Нью-Йорк Таймс . 19 апреля 1942 г. с. 36 . Проверено 5 июля 2013 г.
- ^ Нью-Йорк Таймс. 29 января 1945 года.
- ^ Офан, Пол; Мордаль, Жак (1959). Французский флот во Второй мировой войне . Аннаполис, Мэриленд: Издательство Военно-морского института . [ нужна страница ]
- ^ де Голль, Шарль (1955). Мордаль, Жак (ред.). Военные мемуары Шарля де Голля, Vol. 1 Призыв к чести 1940–1942 гг . Викинг Пресс. [ нужна страница ]
- ^ «Ахой - Интернет-журнал Mac - Французская подводная лодка «Сюркуф», крупнейшая подводная лодка в мире до Второй мировой войны. Ее загадочное исчезновение в феврале 1942 года» .
- ^ «Военные мемориалы» . Совет Инверклайда . Архивировано из оригинала 7 апреля 2022 года . Проверено 18 февраля 2020 г.
В память о капитане фрегата Блейсоне офицеры и экипаж подводной лодки «Сюркуф», погибшей в Атлантике в феврале 1942 года.
- ^ Расбриджер, Джеймс (1991). Кто потопил «Сюркуф»?: Правда об исчезновении гордости французского флота . Эбери Пресс. ISBN 0-7126-3975-6 . [ нужна страница ]
- ^ Джон Радди (20 ноября 2016 г.). «Визит французской подводной лодки в Нью-Лондон положил начало теории заговора» . День [Нового Лондона] . Проверено 9 марта 2021 г.
- ^ «НН 3» . sous-marin.france.pagesperso-orange.fr . Архивировано из оригинала 2 сентября 2012 года . Проверено 11 января 2022 г.
Библиография
[ редактировать ]Внешние ссылки
[ редактировать ]- Характеристики NN3 (на французском языке)
- Сюркуф и MB411
- История войны онлайн
- [1] Доска почета
- Подводные лодки ВМС Франции
- Подводные авианосцы
- Корабли построены во Франции
- корабли 1929 года
- Подводные лодки Франции времен Второй мировой войны.
- Подводные лодки ВМС Свободной Франции
- Подводные лодки затонули в результате столкновений
- Кораблекрушения времен Второй мировой войны в Карибском море
- Международные морские инциденты
- Морские инциденты в Соединенном Королевстве
- Морские инциденты в июле 1940 г.
- Морские инциденты в феврале 1942 г.
- Боевые корабли потеряны со всеми руками
- Подводные лодки потеряны со всеми руками
- Надводно-подводные корабли
- Затерянные подводные лодки Франции