Конституция Таиланда
Конституция Королевства Таиланд | |
---|---|
Обзор | |
Оригинальное название | Конституция Королевства Таиланд |
Юрисдикция | Таиланд |
Созданный | 5 октября 2015 г. |
Представлено | 29 марта 2016 г. |
Дата вступления в силу | 6 апреля 2017 г. |
Система | Унитарная парламентская конституционная монархия |
Структура правительства | |
Филиалы | 3 |
Глава государства | Монарх |
Чемберс | Двухпалатный ( Национальное собрание : Сенат , Палата представителей ) |
Исполнительный | Кабинет министров во главе с премьер-министром |
судебная власть | Верховный суд |
Федерализм | Унитарный |
Коллегия выборщиков | Нет |
История | |
Первый законодательный орган | 24 марта 2019 г. ( HR ) 11 мая 2019 г. ( Сен ) |
Первый руководитель | 9 июня 2019 г. |
Поправки | 1 |
Последняя поправка | 7 ноября 2021 г. |
Автор(ы) | Комиссия по разработке конституции |
Подписавшиеся | Ваджиралонгкорн |
Заменяет | Временная конституция Таиланда 2014 г. |
Полный текст | |
Конституция Таиланда в Wikisource |
Конституция Королевства Таиланд ( тайский : Конституция Королевства Таиланд ; RTGS : Ratthathammanun Haeng Ratcha-anachak Thai ) обеспечивает основу для верховенства закона в Таиланде . С момента отмены абсолютной монархии в 1932 году в Таиланде действует Конституция Королевства Таиланд. 20 хартий или конституций (по состоянию на 2015 год), в среднем по одной примерно каждые четыре года. [1] Многие изменения последовали за военными переворотами , что отражало высокую степень политической нестабильности в стране. После каждого успешного переворота военные режимы отменяли действующую конституцию, как правило, без консультаций с общественностью.
Конституция Таиланда 1997 года , часто называемая «народной конституцией», считалась знаковой с точки зрения степени участия общественности в ее разработке, а также демократического характера ее статей. Он предусматривал избрание двухпалатного законодательного органа , и многие права человека были впервые прямо признаны. Многие из этих реформ исчезли в результате военного переворота 2006 года .
Действующая конституция была принята в 2017 году. Предлагаемая конституция состоит из 105 страниц и 279 статей. [2] [3] был одобрен 61,4 процентами тайских избирателей при участии 59,4 процента общественности. Он позволяет Национальному совету мира и порядка (NCPO) назначать группу из восьми-десяти человек, которая будет выбирать сенаторов. [4] и включает шесть мест, зарезервированных для глав Королевской армии Таиланда , военно-морского флота , военно-воздушных сил и полиции , а также верховного главнокомандующего вооруженными силами и постоянного министра обороны. Двухпалатный парламент также может выбрать кандидата на пост премьер-министра , который не является одним из его членов или даже политиком. Критики предполагают, что это фактически позволяет военным контролировать правительство независимо от результата последующих выборов.
История
[ редактировать ]Королевство Раттанакосин и четыре традиционно считавшихся предшествующих королевства, под общим названием Сиам , имели некодифицированную конституцию до 1932 года. В преамбуле к Уголовному кодексу, обнародованному 1 апреля 1908 года и вступившему в силу 21 сентября, король Чулалонгкорн ( Рама V) заявил: «В древние времена монархи сиамской нации управляли своим народом с помощью законов, которые первоначально были заимствованы из Дхама сутры Ману - , которая в то время была преобладающим законом среди жителей Индии и соседних стран ». [5] : 91
Переход от абсолютной монархии к конституционной демократии начался, когда король Праджадхипок (Рама VII) согласился принять кодифицированную конституцию для разрешения бескровного переворота 1932 года . 27 июня 1932 года в 17:00 король подписал временную хартию, которая начиналась с объявления о том, что «высшая власть на земле принадлежит всем людям». [6] : 25
Существенным недостатком кодифицированной конституции является то, что возникают разногласия из-за разного понимания обычаев и обычаев, из которых вытекают фундаментальные положения конституции. [7] : 167–169
С 1932 года в Таиланде было 20 хартий или конституций (по состоянию на 2015 год) — в среднем по одной примерно каждые четыре года. [1] — многие из них были приняты после военных переворотов , что отражает высокую степень политической нестабильности. После каждого успешного переворота военные режимы отменяли существующие конституции и провозглашали новые. Парламентские институты, как они определены в четырнадцати конституциях Таиланда в период с 1932 по 1987 год, и конкуренция между гражданскими политиками обычно служили прикрытием для военных правительств. [8]
Все они призывали к конституционной монархии , но с совершенно разным разделением полномочий между ветвями власти. Большинство из них предусматривали парламентскую систему , но некоторые из них также призывали к диктатуре , например, Хартия 1957 года. как однопалатные , так и двухпалатные Использовались парламенты, а члены парламента как избирались , так и назначались. Прямые полномочия монарха также значительно различались.
Конституция Таиланда 1997 года , часто называемая «народной конституцией», считалась знаковой с точки зрения степени участия общественности в ее разработке, а также демократического характера ее статей. Он предусматривал двухпалатный законодательный орган , обе палаты которого избирались. Многие права человека были впервые открыто признаны, и были приняты меры для повышения стабильности избранных правительств.
Конституция Таиланда 2007 года была обнародована в 2007 году, заменив временную конституцию 2006 года , обнародованную после военного переворота в Таиланде в сентябре 2006 года . Конституция 2007 года была написана группой разработчиков, назначенных возглавляемым армией Советом национальной безопасности , но была одобрена публичным референдумом. Перед референдумом военная хунта приняла закон, запрещающий публичную критику проекта. [9] Спорные особенности конституции включали частично назначенный Сенат и амнистию лидерам переворота 2006 года.
Последняя Конституция вступила в силу 6 апреля 2017 года. [10]
Обзор
[ редактировать ]Этот раздел нуждается в дополнительных цитатах для проверки . ( сентябрь 2012 г. ) |
Портал Таиланда |
Сиам (сегодня известный как Таиланд ) имел 20 конституций и хартий с момента свержения абсолютной монархии в 1932 году. [11] [12]
- Закон о Временной хартии управления Сиамом 1932 г.
- Конституция Королевства Сиам 1932 г.
- Конституция Королевства Таиланд 1946 г.
- Конституция Королевства Таиланд (временная) 1947 г.
- Конституция Королевства Таиланд 1949 г.
- Конституция Королевства Таиланд 1932 г. (пересмотренная в 1952 г.)
- Хартия управления Королевством 1959 г.
- Конституция Королевства Таиланд 1968 г.
- Временная хартия управления Королевством 1972 г.
- Конституция Королевства Таиланд 1974 г.
- Конституция управления Королевства 1976 г.
- Хартия управления Королевством 1977 г.
- Конституция Королевства Таиланд 1978 г.
- Хартия управления Королевством 1991 г.
- Конституция Королевства Таиланд 1991 г.
- Конституция Королевства Таиланд 1997 г.
- Конституция Королевства Таиланд (временная) 2006 г.
- Конституция Королевства Таиланд 2007 г.
- Конституция Королевства Таиланд (временная) 2014 г.
- Конституция Королевства Таиланд 2017 г.
Хартии традиционно были временными инструментами, обнародованными после военных переворотов . Однако некоторые уставы, например Хартия военного диктатора Сарита Дханараджаты 1959 года , использовались годами. [13] Переворот 2006 года привел к принятию временной конституции, а не временной хартии.
Большое количество уставов и конституций, принятых с 1932 года, свидетельствует о степени политической нестабильности в Таиланде. Большинство уставов и конституций явились прямым или косвенным результатом военных переворотов. Хартии и конституции на протяжении большей части тайской истории можно рассматривать не как инструменты народа для контроля над правительством, а как инструменты, с помощью которых правительство контролирует свой народ. [ нужна ссылка ]
Все хартии и конституции Таиланда допускают конституционную монархию . Однако сильно различались сила законодательного органа , процент назначенных законодателей по сравнению с избранными, власть монарха и сила исполнительной власти . На эти параметры повлияла политическая и военная мощь режима, а также степень поддержки со стороны короля и дворца. Например, Хартия 1959 года предоставила Сариту Дханараджате абсолютную власть над исполнительной и законодательной властью, что отражало подавляющую силу, с которой он совершил переворот над Плек Пибулсонгграм, а также его сильную поддержку со стороны дворца.
В зависимости от степени избрания законодательного органа 20 конституций и хартий Таиланда можно разделить на три группы: [ нужна ссылка ]
- Избранные законодательные органы: Законодательный орган полностью избирается. Сюда входит Конституция 1946 года, согласно которой избранная Палата представителей избирает Сенат, и конституция 1997 года , согласно которой избираются и Палата представителей, и Сенат.
- Назначаемые законодательные органы: Законодательный орган частично избирается и частично назначается исполнительной властью. Назначенных членов законодательного органа достаточно, чтобы ограничить власть избранных представителей. Премьер-министр является либо военным лидером, либо номинальным главой вооруженных сил или дворца. Сюда входят конституция 1932 года (после 1937 года), Хартия 1947 года, Конституция 1949 года, Конституция 1952 года, Конституция 1968 года, Конституция 1974 года, Конституция 1978 года, Конституция 1991 года, Конституция 2007 года и Конституция 2017 года.
- Абсолютные руководители: исполнительная власть обладает абсолютной или почти абсолютной властью, при этом законодательный орган либо отсутствует, либо полностью назначен. Премьер-министром обычно является военачальник или номинальный глава вооруженных сил или дворца. Сюда входят Хартия 1932 года, конституция 1932 года (до 1937 года), Хартия 1959 года, Хартия 1972 года, Конституция 1976 года, Хартия 1991 года, Временная хартия 2006 года и Временная конституция 2014 года .
временный устав 1932 г.
[ редактировать ]24 июня 1932 года Народная партия , коалиция государственных служащих, князей и армейских офицеров, захватила власть в результате бескровного переворота . Временная конституция была отправлена королю Праджадипоку вместе с ультиматумом партийных лидеров. 26 июня король встретился с лидерами партии и отказался подписать хартию. На следующий день король снова встретился с вождями и подписал хартию.
Лидеры Народной партии в целом следовали структуре британского парламента в отношении временной хартии. Однако существовали ключевые различия, особенно в отношении полномочий монарха.
Хартия началась с заявления о том, что суверенная власть принадлежит народу Сиама . [14] Наделены полномочиями осуществлять власть от имени народа: Народное собрание ( законодательный орган ) в составе 70 членов, все назначаемые Ханой Ратсадон, Народный комитет Сиама из 15 членов ( исполнительная власть ), суды (судебная власть ) . и монарх. Первоначально были назначены члены Народного собрания и Народного комитета. Через 10 лет или после того, как половина населения получит начальное образование , Ассамблея будет полностью избрана. [15] [16]
Монарх не считался непогрешимым . Он имел ограниченную степень суверенного иммунитета : хотя он не мог быть привлечен к ответственности в обычном суде, Ассамблея могла объявить ему импичмент и судить его. Монарх не имел права помиловать .
Некоторые другие особенности будут отражены в более поздних конституциях. У монарха не будет абсолютного вето . Любой закон, на который наложил вето король, отправлялся обратно в Ассамблею, которая могла одобрить его простым большинством . Хартия соответствовала Дворцовому закону 1924 года в отношении преемственности . Однако Ассамблея оставила за собой право официально утвердить преемника.
На практике Народная партия пошла на многие уступки дворцу при формировании нового правительства. Премьер-министр и министерство иностранных дел были отданы двум консервативным роялистам: Прайя Манопакорн Нититхада и Прайя Шривисан Вача . Всего четыре члена Народного комитета были роялистами, не входившими в Народную партию. [14] Из 70 членов законодательного собрания менее половины были выходцами из Народной партии, а большинство составляли высокопоставленные чиновники старого режима. [16]
Несмотря на это, грамота вызвала ожесточенное сопротивление дворца. Новое правительство сократило дворцовый бюджет и приняло закон о налогообложении, обременявший крупнейших землевладельцев королевства, в основном дворян. В сентябре 1932 года старший принц пригрозил королю отречением , если постоянная конституция не предоставит дворцу большую власть. [17]
конституция 1932 года
[ редактировать ]Народная партия, столкнувшись с внутренней борьбой за власть и противодействием короля, 10 декабря 1932 года обнародовала постоянную конституцию, которая дала монархии значительное усиление власти по сравнению с временной хартией. Этот день, 10 декабря, в настоящее время отмечается как День Конституции. [ нужна ссылка ]
В конституции по-прежнему говорилось, что суверенная власть принадлежит народу Сиама . Однако, в отличие от временной хартии, теперь непосредственным исполнителем этой власти будет монархия, а не ветви власти. Эта королевская власть будет осуществляться по совету и согласию Народного собрания, Государственного совета (кабинета) и судов. Однако монархия не имела права голоса в составе любой из ветвей власти, и королевское вето все еще можно было преодолеть. Монархию также сделали «священной и неприкосновенной», в отличие от временной грамоты. [14]
После принятия новой конституции был сформирован новый кабинет из 20 членов; 10 из них были выходцами из Народной партии. 7 января 1933 года была официально зарегистрирована Националистическая партия ( тайский : คณะชาติ ) с Луангом Вичитвадаканом, Прайей Тонаваникмонтри и Прайей Сенасонгкхрамом в качестве лидеров. Народная партия была официально зарегистрирована в августе 1932 года. [16] Ассамблея была расширена до 156 членов, 76 избранных и 76 назначенных.
Требования конституционной реформы
[ редактировать ]31 января 1933 года король направил премьер-министру письмо с просьбой упразднить все политические партии. 14 апреля премьер распустил Народную партию. Позже он закрыл законодательный орган и произвел перестановки в руководстве армии, передав руководство Прайе Пхичайсонгкхраму и Прайе Шри Сити Сонгкхраму , обоим военачальникам во времена абсолютной монархии. 20 июня остатки военной фракции Народной партии захватили власть и восстановили законодательный орган. [16]
В августе 1933 года правительство начало регистрировать кандидатов в депутаты деревень, которые на непрямых выборах должны были отдать голоса за половину законодательного собрания. Он также начал регистрацию кандидатов в законодательный орган. Выборы в некоторых провинциях начались в октябре, но большинство из них прошли в ноябре. [ нужна ссылка ]
В разгар выборов, в октябре 1933 года, фракции роялистов во главе с принцем Бовораджем и Прайей Шри Ситти Сонгкхрамом возглавили восстание против правительства. После двух недель ожесточенных боев, в ходе которых Бангкок подвергся бомбардировке и Шри Ситти Сонгкхрам был убит, Народная партия победила повстанцев. Принц Борадей бежал за границу. Принц король Праджадхипок , заявивший о нейтралитете во время конфликта, бежал в Англию через несколько недель после поражения. [ нужна ссылка ]
Из Лондона король предъявил ультиматум: в обмен на свое возвращение и легитимность, которую оно придало Народной партии, король потребовал нескольких конституционных реформ. Они включали право выбирать половину законодательного собрания, контроль над королевским бюджетом и право вето, которое могло быть преодолено только большинством в три четверти законодательного собрания. Король также потребовал права рассматривать дела о смертной казни, в данном случае об освобождении солдат-повстанцев. В то время The New York Times сообщила, что король также угрожал продать значительные активы трона, включая землю, дворцы и Изумрудного Будду . [18] : 53 Народная партия отвергла ультиматум, и в марте 1935 года Праджадхипок отрекся от престола.
Прямые демократические выборы половины Народного собрания впервые состоялись 7 ноября 1937 года . [15] Женщины имели право голосовать и баллотироваться на выборах .
конституция 1946 года
[ редактировать ]В конце Второй мировой войны коллаборационистское руководство (в том числе маршал Плаек) было арестовано и предано суду за военные преступления , впервые были проведены демократические выборы всего Народного собрания, а молодой король Ананда Махидол впервые за всю историю вернулся в Таиланд. семь лет. Король Ананда Махидол только что достиг совершеннолетия, ему в сентябре 1945 года исполнилось 20 лет, и он вернулся со своей матерью и принцем Пхумипоном в декабре 1945 года. [ нужна ссылка ]
В его честь была разработана новая конституция, самая демократическая в Таиланде до принятия Народной конституции 1997 года. [19] В 1972 году Приди Баномьонг назвал ее конституцией, дающей тайскому народу наиболее полные демократические права. [20] хотя позже эти гарантии были превзойдены гарантиями конституций 1997 и 2007 годов. Одним из ключевых отличий от предыдущих конституций было то, что Палата представителей впервые полностью избиралась народом (176 членов). Также был создан Сенат (80 членов), который, в отличие от британской Палаты лордов , избирался Палатой на шестилетний срок. Кроме того, действующим государственным служащим и солдатам было запрещено служить в парламенте или кабинете министров, что снизило власть вооруженных сил. Запрет на участие старших князей в избирательной политике был отменен, в результате чего только король и еще четыре человека были исключены из политики. [14]
Конституция была обнародована 9 мая 1946 года. Месяц спустя, 9 июня 1946 года, король был найден застреленным. За его смертью вскоре последовало военное восстание 8 ноября 1947 года, отменившее конституцию 1946 года.
устав 1947 года
[ редактировать ]Военные свергли избранное правительство контр-адмирала Тамронга Навасавата 8 ноября 1947 года на фоне политического хаоса, последовавшего за официальным выводом о том, что загадочная смерть короля Ананды Махидола не произошла из-за самоубийства. Переворот восстановил власть маршала Плаека и был поддержан Фином Чунхаваном , Сени Прамой и дворцом. Руководители переворота утверждали, что коррупция в правительстве унизила святость Конституции короля Ананды 1946 года, о чем свидетельствует появление стервятников на месте королевской кремации . Стервятники также появились в Аюттайе до того, как она попала в руки бирманцев , и это было использовано в качестве оправдания военного переворота. [21]
Регент принц Рангсит официально признал переворот в течение 24 часов и немедленно обнародовал новую хартию, разработанную лидерами переворота. [22] Король, который в то время учился в Лозанне , 25 ноября одобрил переворот и хартию, отметив: «Те, кто участвовал в этой операции, не желают власти ради собственного блага, а стремятся лишь укрепить новое правительство, которое будет управлять ради процветания нации и для устранения всех бед, от которых она страдает в настоящее время». [23]
Новый устав предъявлял дворцу настойчивое требование: постоянный Высший государственный совет (позже преобразованный в Тайный совет) для консультирования монарха и решения его личных дел. Совет будет состоять из пяти членов, назначаемых монархом и действующих в качестве регентского совета в его отсутствие. Высший государственный совет был запрещен после революции 1932 года. [20] Дворцу также был предоставлен усиленный контроль над собственными операциями, включая королевский дом, личный кошелек и королевскую гвардию. Королю было предоставлено несколько чрезвычайных прерогатив, таких как возможность объявлять войну и военное положение .
Был создан назначаемый монархом сенат из 100 членов, равный по размеру палате представителей. Как и в предыдущих конституциях, у монарха по-прежнему не было абсолютного вето. Однако сенат, назначенный монархом, мог посредством простого большинства в объединенных палатах парламента выдержать королевское вето. Председатель Высшего государственного совета должен был скреплять любые королевские приказы, чтобы они стали официальными (на момент объявления конституции Пумипон Адульядет был еще несовершеннолетним, и тайный совет выполнял царственные обязанности короля от его имени. Таким образом, на практике Верховный государственный совет сам выбирал и назначал сенаторов и имел право вето). [20] Запрет на службу в парламенте и кабинете министров государственным служащим и солдатам был снят. Еще одно ключевое изменение заключалось в том, что политика одного правительства не могла быть изменена последующим правительством без одобрения королевской власти. Система многомандатных округов заменила систему одномандатных округов, действовавшую с 1932 года. [19] Минимальный возраст кандидатов на выборах был повышен с 23 до 35 лет. Многие депутаты, избранные в соответствии с конституцией 1946 года, были моложе 30 лет, но не имели права голоса в соответствии с конституцией хунты. [20]
Удивительно, но дворец/тайный совет отклонил список назначенцев в Сенате, предложенный военными. Вместо этого он наполнил сенат принцами, дворянами и дружественными дворцу бизнесменами, оставив только восемь назначенцев из военного списка. Получив контроль над дворцовой деятельностью, дворец произвел чистку около 60 чиновников, устранив ранее назначенных из предыдущих правительств. [24]
Хуанг Афаивонг был назначен премьер-министром, и было решено, что новая конституция будет разработана после выборов в Палату представителей, которые состоялись 29 января 1948 года. Демократы под руководством Сени Прамоджа и Хуанга Афаивонга получили большинство и сформировали кабинет, наполненный дворцовыми союзниками. Напряженность между военными и дворцом росла, пока в апреле группа генералов не встретилась с Хуангом и принцем Рангситом, успешно потребовав отставки Хуана и назначения маршала Плаека премьер-министром.
конституция 1949 года
[ редактировать ]Конституция 1949 года была обнародована 23 января 1949 года как постоянный документ, заменяющий временную хартию 1948 года. Редакционный комитет возглавлял Сени Прамой , и в нем доминировали роялисты под руководством принца Рангсита и принца Дхани. [14]
Конституция 1949 года возвысила трон до самого влиятельного положения со времени свержения абсолютной монархии в 1932 году . [14] Верховный государственный совет был преобразован в Тайный совет из девяти человек . Впервые члены этого совета будут выбираться единолично королем . Сенат из 100 членов также будет выбираться только королем. Президент тайного совета, а не премьер-министр, подписывал все законы. Вето короля было усилено: для его отмены требовалось две трети голосов парламента.
Король мог издавать свои собственные указы, обладающие властью, равной власти правительства. Король также получил право призывать к плебисциту , возможность вносить поправки в конституцию посредством публичного референдума, минуя парламент и правительство. При наследовании наследника будет назначать тайный совет, а не парламент. [ нужна ссылка ]
конституция 1952 года
[ редактировать ]29 ноября 1951 года, когда король возвращался в Таиланд из Швейцарии на корабле, военные захватили власть у президента Тайного совета Дхани, отменили конституцию 1949 года и назначили регентом маршала Плака. Было назначено единое национальное собрание в составе 123 членов, 103 из которых были военнослужащими или полицией.
Ассамблея повторно использовала конституцию 1932 года с некоторыми дополнительными поправками, а именно разрешила создание тайного совета вместо высшего государственного совета и использовала многомандатные законодательные округа вместо одномандатных округов. [19] Была назначена половина законодательного собрания. После долгой конфронтации между правительством и дворцом в начале 1952 года король 8 марта 1952 года провозгласил конституцию без изменений. [14] В марте 1952 года были проведены демократические выборы половины законодательного органа. Почти все назначенные члены парламента были армейскими офицерами. [25] Выборы в законодательные органы были проведены снова в марте 1957 года.
устав 1959 года
[ редактировать ]Вечером 16 сентября 1957 года генерал Сарит Дханараджата захватил власть у правительства маршала Плака (дополнительную информацию о роли короля в перевороте см. « Роль Пумипона Адульядета в тайской политике »). Сарит отменил конституцию 1952 года, упразднил национальное собрание, объявил военное положение и правил через революционный совет. Сарит и его преемники обожествили трон и полагались на королевскую поддержку, чтобы узаконить свою диктатуру .
Временная хартия была обнародована в феврале 1959 года и оставалась в силе в течение девяти лет, даже после смерти Сарита в 1964 году. Хартию назвали «возможно, самой репрессивной в истории Таиланда». [19] Он предоставил премьер-министру почти абсолютную власть, включая право отдавать приказ о суммарных казнях . [26] Он запретил политические партии и призвал к созданию однопалатного парламента, состоящего из 240 человек, в основном назначенных военными. [19] Он содержал всего 20 статей, что делало его самой короткой хартией в истории Таиланда.
конституция 1968 года
[ редактировать ]Генерал Таном Киттикачорн сменил Сарита на посту диктатора Таиланда, правя на фоне растущего коммунистического мятежа в Таиланде и растущего присутствия США в Индокитае . Соединенные Штаты предоставили правительству Таиланда помощь в размере миллиарда долларов США , но коррупция процветала. [14] Во время поездки короля Пумипона в США американское антивоенное движение оказало давление на правительство США, чтобы оно уменьшило поддержку режима.
Несмотря на сопротивление со стороны Танома , 20 июня 1968 года была обнародована новая конституция. Хотя на первый взгляд конституция 1968 года была демократической, она узаконила режим Танома, в котором доминировали военные. Был создан двухпалатный парламент с избираемой палатой из 219 членов и назначенным королевской властью сенатом из 164 членов. Вопреки принципам парламентской демократии членам палаты было запрещено работать в кабинете министров. Кроме того, сенат имел право откладывать принятие любого закона на срок до года, а председатель сената был президентом парламента. Король Пумипон утвердил весь список кандидатов в сенат, составленный Таномом, в основном военных. Новая конституция подтвердила силу всех законов, ранее принятых режимом, включая радикальный антикоммунистический закон, используемый для подавления инакомыслия. [19]
В феврале 1969 года были проведены первые за более чем десятилетие демократические выборы, в результате которых партии, поддерживающие Танома, получили большинство в палате представителей. [14]
временный устав 1972 г.
[ редактировать ]На фоне нарастающего социального и политического конфликта 17 ноября 1971 года Таном Киттикачорн и его заместитель Прафас Чарусатиен свергли собственное правительство, распустив парламент и кабинет министров, объявив военное положение, отменив конституцию и управляя королевством через национальный исполнительный совет. Таном назначил себя премьер-министром, верховным главнокомандующим, министром обороны и иностранных дел. Прафас стал заместителем премьер-министра, министром внутренних дел, начальником полиции, командующим армией и главой Командования операций по подавлению коммунистов . Объявив о перевороте по телевидению, Таном открыл письмо одобрения от короля, представленное на золотом подносе. [27] Наряду с Наронгом Киттикачорном (сыном Танома и зятем Прафаса) режим назывался режимом «трех тиранов».
Результатом стали массовые протесты и забастовки, совпавшие с рецессией и высокой инфляцией . Было начато катастрофическое наступление на Коммунистическую партию Таиланда (КПТ). Когда в декабре 1972 года напряженность достигла точки кипения, Таном разработал новый устав. Во многом схожая с хартией Сарита 1959 года, она усилила власть военной диктатуры. Политические партии были запрещены, и было создано полностью назначенное однопалатное национальное законодательное собрание в составе 299 членов, 200 из которых были военными и полицейскими. Исполнительная власть сохранила сильный контроль над законодательной властью. [19]
конституция 1974 года
[ редактировать ]Временная хартия Танома не смогла остановить оппозицию «трем тиранам». прошла акция протеста с участием 400 000 человек 13 октября 1973 года у Монумента демократии . Точные обстоятельства событий 13 и 14 октября до сих пор остаются спорными. [28] Ближе к вечеру король Пумипон вызвал Танома и Прафаса во дворец , где они согласились разработать новую конституцию в течение 12 месяцев. В тот вечер многие демонстранты разошлись. На следующее утро полиция и армия начали стрелять по оставшимся демонстрантам, в результате чего погибло не менее 70 человек. Наронг Киттикачорн стрелял в толпу с вертолета. [14] На фоне хаоса Таном и Прафас подали в отставку со своих политических должностей, но продолжили возглавлять армию. Они приказали большему количеству войск противостоять оставшимся демонстрантам, но были заблокированы Критом Шриварой , заместителем командующего армией. Затем Таном и Наронг подали в отставку со своих военных должностей. Король по королевскому приказу назначил Санью Дхаммасакди , декана юридического факультета и канцлера Университета Таммасат , премьер-министром (создав прецедент, который с тех пор применялся трижды для назначения премьер-министров ).
Премьер-министр Санья назначил комитет по разработке конституции, в который вошли министр юстиции Пракоб Хутасинг, Кукрит Прамой и ряд ученых. К 8 января 1974 года они подготовили первый проект.
Были опасения, что парламент, назначенный Таномом, не сможет одобрить проект. Король предложил назначить королевскую группу из 2347 человек, которая назначит комитет из 299 человек, который назначит съезд из 100 человек для тщательного изучения проекта.
Первый проект редакционного комитета впервые с 1946 года передал баланс сил избранному законодательному органу. Политические партии снова будут легализованы. Был создан гибрид одномандатных и многомандатных округов: округа снова были общепровинциальными с одним депутатом на население в 150 000 человек, но провинция с более чем тремя депутатами должна была быть разделена на два или более округов, каждый с не менее одного, но не более трех депутатов. Это не позволяло густонаселенным провинциям доминировать в законодательном органе. [19]
Проект позволил выборной палате назначать сенат. Простое большинство могло преодолеть королевское вето. Члены правительства должны были быть депутатами. Совершив беспрецедентный шаг, составители законопроекта потребовали проведения всенародного референдума по проекту до его одобрения королем.
Проект встретил стойкое сопротивление со стороны членов съезда-роялистов во главе с Касемом Чатикаваничем . Требовался новый проект, предоставляющий монарху большую власть и увеличивающий королевские полномочия до уровня, предоставленного конституцией 1949 года. Монарх назначал бы Сенат с подписью президента тайного совета. Королевское вето могло быть преодолено только двумя третями голосов объединенного парламента. Более того, Сенат мог отменить любые законы, не голосуя по ним в течение шести месяцев. Государственные служащие и солдаты не могли стать депутатами, но могли составлять до половины кабинета министров. Новый проект не потребует одобрения общественного референдума.
Дворец добавил два пункта. Во-первых, в отсутствие принца парламент мог выбрать принцессу в качестве преемницы престола. Дворцовый закон о престолонаследии 1924 года запретил женщинам-монархам. Во-вторых, в Дворцовый закон могут быть внесены поправки. Предыдущие конституции объявляли закон неизменным. [29]
Новый проект сильно отличался от намерений редакционного комитета, и в какой-то момент Саня фактически ушел с поста премьер-министра только для того, чтобы на него снова оказали давление. [14] Новый проект был одобрен съездом и обнародован 7 октября 1974 года. Большая часть конституции соответствовала альтернативному проекту съезда. Однако премьер-министру, а не президенту тайного совета, было разрешено подписать королевскую декларацию о назначении сенаторов. [19] Выборы в законодательные органы были проведены в январе 1975 года, в результате чего ни одна из 22 партий не приблизилась к получению большинства. Демократы во главе с Сени Прамой сформировали коалиционное правительство в феврале 1974 года. Коалиция была крайне нестабильной и менее чем через месяц была заменена коалицией, возглавляемой Партией социальных действий , которая назначила Кукрита Прамой премьер-министром.
Конституция 1976 года
[ редактировать ]Коалиционное правительство Кукрита было весьма противоречивым и управлялось на фоне эскалации антилевого насилия. В августе 1975 года собственный дом Кукрита подвергся нападению и обыску со стороны полиции. Дворец все больше вовлекался в политический водоворот, и в январе 1976 года военные успешно потребовали от Кукрита распустить парламент. Выборы были назначены на 14 апреля. Месяцы, предшествовавшие выборам, были чрезвычайно жестокими. [30] Демократы Сени Прамой получили большинство мест на выборах и сформировали шаткое коалиционное правительство.
Правительство Сени оказалось под большим давлением. Законопроект о продлении выборов на местные уровни был принят парламентом 149 голосами против 19, но король отказался подписать закон или вернуть его в парламент, фактически наложив на него вето. [31] Когда антилевая истерия обострилась, Прафас Чарусатиен вскоре вернулся из ссылки, чтобы встретиться с королем. Протестующие студенты подверглись нападению со стороны Красного Гаура военизированных формирований . 19 сентября 1976 года Таном вернулся и сразу же был рукоположен в монахи в Ват Боворнивес . Вспыхнули массовые протесты. Король и королева вернулись из поездки на юг, чтобы навестить монаха Танома, что привело Сени в знак протеста к отставке с поста премьер-министра. Парламент отклонил его отставку, но первые попытки перестановок в кабинете министров были заблокированы королем. [32] : 273 Политическая напряженность, наконец, взорвалась 6 октября 1976 года, когда деревенские скауты и Красный Гаур объединились с военными и полицией, чтобы изнасиловать и убить по меньшей мере 46 студентов, протестовавших в университете Таммасат . [33] радикального роялиста Танина Крайвичена В тот вечер военные захватили власть и назначили премьер-министром .
Военный переворот был явно поддержан королем, заявившим, что это «проявление того, чего явно хочет народ». [34] : 91
Новая конституция, обнародованная в 1976 году, наделила премьер-министра почти абсолютными полномочиями, включая право отправления правосудия в упрощенном порядке . Политические партии были запрещены. Королю было разрешено назначить однопалатное национальное собрание бюрократов и солдат из 360 членов. Кроме того, королю была предоставлена новая прерогатива - право вносить свое собственное законодательство непосредственно в собрание. [19]
Танин передал уголовные дела под юрисдикцию военных трибуналов и наделил полицию широкими полномочиями задерживать людей без предъявления обвинений на срок до шести месяцев. Наказание за оскорбление величества было ужесточено, а сфера применения закона расширена. [35] Обвинения предъявлены десяткам людей. [36] Все протесты были запрещены (хотя королевские митинги были разрешены), средства массовой информации подвергались строгой цензуре, а полиция прочесывала дома и школы в целях конфискации книг, занесенных в черный список . Коммунистическое восстание переросло почти в полномасштабную войну.
Символично, что Танин планировал отремонтировать Монумент демократии . [14] Памятник, построенный в память о конституции и свержении абсолютной монархии, представлял собой выкрашенную золотом конституцию, установленную на гигантских чашах для подношений в центре исторической части Бангкока. Танин хотел заменить конституцию огромной статуей короля Праджадипока . Инженерные проблемы помешали этому, поэтому вместо этого он поставил статую перед парламентом. Что касается Монумента Демократии, то правительство планировало его снести. [37]
устав 1977 года
[ редактировать ]Диктатура Танина вызвала резкую оппозицию, даже со стороны военных, чей список назначенцев в законодательных органах был в значительной степени отклонен Танином. 20 октября 1977 года военные под руководством Криангсака Чаманана свергли правительство Танина. Противодействие короля этому можно увидеть из его немедленного назначения Танина в свой тайный совет . Однако он дал согласие на подписание проекта устава военного ведомства.
Хартия 1977 года практически не отличалась от конституции 1976 года. Единственным ключевым отличием было то, что название хунты было изменено на Совет национальной политики. [19]
Новый режим пообещал создать постоянную конституцию и провести выборы в 1979 году. Совет национальной политики назначил в кабинет только трех своих членов. Отношения с коммунистическим Китаем, Лаосом и Вьетнамом улучшились. Эта внешняя политика, а также примирительная политика правительства ослабили Коммунистическую партию Таиланда и значительно снизили внутриполитическую напряженность.
Король продолжал пренебрегать правительством Криангсака. короля Свергнутый премьер-министр Танин был назначен членом тайного совета . В амнистии протестующим и студентам, которых судил режим Танина, отказывали в течение многих лет. [14]
конституция 1978 года
[ редактировать ]Эта статья нуждается в дополнительных цитатах для проверки . ( июнь 2013 г. ) |
Криангсак разработал более демократическую конституцию в 1978 году. Конституция учредила двухпалатное национальное собрание, состоящее из избранной палаты представителей из 301 члена и назначенного сената из 225 членов. Сенат назначал премьер-министр, а не король. Палата представителей может внести предложение о вынесении вотума недоверия на парламентские дебаты. Однако сенат может заблокировать законы, касающиеся национальной безопасности, экономики, бюджета и вотума недоверия . Что наиболее важно, конституция установила переходный период, который закончится 21 апреля 1983 года, после чего военным и государственным служащим будет запрещено назначаться на пост премьер-министра и в кабинет министров.
Выборы в Палату представителей, на которых политические партии были запрещены, состоялись в апреле 1979 года, в результате чего было сформировано коалиционное правительство, которое продолжало назначать Криангсака премьер-министром. Нефтяной кризис позже вызвал безудержную инфляцию, что привело к отставке Криангсака (без роспуска парламента) в феврале 1980 года. Было сформировано коалиционное правительство, которое назначило министром министра обороны Криангсака, командующего армией Према Тинсуланонду премьер- .
Прем правил еще восемь лет, ни разу не приняв участие в выборах. Он сохранил власть, несмотря на несколько военных переворотов при сильной поддержке дворца. Прем легализовал политические партии. [19]
В начале 1983 года, перед окончанием конституционного переходного периода 21 апреля, после чего ему будет запрещено назначаться на пост премьер-министра, Прем планировал внести поправки в конституцию, чтобы сделать переходный период постоянным. Помощник Према Пичит Куллаванич намекнул на военный переворот, если поправка не будет ратифицирована. [38] : 284 Поправка столкнулась с резким сопротивлением общественности, в то время как сами военные были отвлечены внутренними конфликтами. [39] что привело к провалу поправки в третьем чтении 16 марта 1983 г.
19 марта 1983 года Прем распустил парламент и назначил выборы в палату представителей на 18 апреля. Таким образом, новое правительство будет сформировано в соответствии с переходными положениями, что позволит Прему оставаться премьер-министром еще на срок до четырех лет. План Према оказался успешным и позволил ему укрепить свою власть. Прем отметил, что «Вооруженные силы будут играть важную роль в защите страны, национальной независимости и демократической системы при монархии». [40]
Парламент снова восстал в 1986 году, что побудило Према распустить парламент и назначить выборы в палату представителей на 27 июля. Демократы выступили против доминирования Према и сумели получить большинство мест. Но правительственная коалиция, которую они сформировали, все же повторно назначила Према премьер-министром. [41] Позже Према обвинили в использовании имени короля и военной силы как средства сохранения власти. [42]
Парламент был распущен, а выборы в палату были назначены на 24 июля 1988 года, и Прем снова не баллотировался на выборах. Как и в 1986 году, выборы не привели к тому, что ни одна партия получила достаточно мест, чтобы управлять страной без коалиции. Тысячи людей протестовали перед домом Према против перспективы неизбрания премьер-министра, пока Прем наконец не объявил, что не примет пост премьер-министра. [43] Партия Chart Thai , возглавляемая генералом Чатичаем Чунхаваном , получила большинство мест на выборах, и Чатичай стал новым премьер-министром.
конституции 1991 года
[ редактировать ]23 февраля 1991 года командующий армией Сучинда Крапраюн возглавил вооруженные силы в захвате власти у правительства Чатичай , отмене конституции 1978 года и замене ее временной хартией. [14] Назвав себя Национальным советом по поддержанию мира (NPKC), организаторы переворота назначили новое однопалатное национальное собрание из 292 офицеров и сторонников во главе с Укритом Монгколнавином . [19] Укриту и назначенному премьер-министру Ананду Паньярачуну было поручено разработать проект постоянной конституции.
Разработка новой конституции стала настоящим полем битвы между военными и их противниками. Военные выступали за позицию постоянной силы, более крупный и влиятельный сенат, назначаемый NPKC с властью над выборной палатой, более крупный тайный совет и возможность неизбираемым должностным лицам становиться членами кабинета министров. Этот последний пункт позволял действующему военачальнику стать премьер-министром. Общественность мобилизовалась в знак протеста против призыва: 50 000 человек провели демонстрацию в Санам Луанге 19 ноября 1991 года, что стало крупнейшим протестом в Таиланде с 1976 года. Король вмешался в свою речь по случаю дня рождения 4 декабря, призвав общественность принять проект и отметив, что «процедуры или принципы, которые мы импортировали для использования, иногда не подходят ни к условиям Таиланда, ни к характеру тайского народа». [14] [44] Конституция позволила Сучинду Крапраюн назначить премьер-министром, что привело к жестокому общественному восстанию в мае 1992 года, которое свергло правительство.
Конституция 1997 года
[ редактировать ]Конституция 1997 года была широко воспринята как веха в демократических политических реформах. Обнародованная 11 октября 1997 года, это была первая конституция, разработанная выборным собранием, и поэтому ее в народе называли «народной конституцией». [45]
Процесс разработки конституции
[ редактировать ]Общественное восстание « Черного мая » против правительства, в котором доминирует НПКС , которое возникло из-за конституции 1991 года, спровоцировало общественные призывы к более подотчетной системе правления. [12] В июне 1994 года комитет Палаты представителей по развитию демократии под руководством Правасе Васи внес поправки в конституцию 1991 года, но не смог провести существенные реформы. После краха правительства Чуана правительство Банхарна Силпа-арчи 1995–1996 годов 22 октября 1996 года снова внесло поправки в конституцию 1991 года.
Поправка 1996 года предусматривала создание совершенно новой конституции Ассамблеей по разработке конституции (CDA), состоящей из 99 членов. Семьдесят шесть членов будут избраны прямым голосованием от каждой провинции, а 23 члена будут выбраны парламентом. [46] Ананд Паньярачун , премьер-министр в 1991 году при военном режиме, был избран членом CDA и назначен председателем Редакционного комитета. политологи и юристы Чай-Анан Самудавания , Аморн Чантарасомбун , Утай Пимчайчон и Борворнсак Уванно Ключевые роли в собрании сыграли . Общественные консультации прошли на общенациональной основе. Некоторые положения, в частности требование о том, чтобы все депутаты имели степень бакалавра, конституционный суд и децентрализация, вызвали резкую критику. [46] Азиатский экономический кризис 1997 года был назван основным стимулом для успешного принятия конституции. [45]
Ключевые особенности
[ редактировать ]Конституция 1997 года содержала несколько новшеств по сравнению с предыдущими конституциями, в том числе:
- Избирательная реформа. [46] Голосование стало обязательным , чтобы обеспечить высокую явку и сократить подкуп голосов. смешанная избирательная система, основанная на немецкой В Палате представителей была принята . Сто членов палаты избираются по партийным спискам, а остальные 400 избираются по одномандатным округам. Депутаты должны были иметь степень бакалавра . Была создана независимая избирательная комиссия .
- Укрепление исполнительной власти. [46] требовалось две пятых голосов палаты представителей Для проведения дебатов о вотуме недоверия премьер-министру . Для успешного вотума недоверия требовалось большинство в половину палаты. Для вотума недоверия отдельному министру требовалась только одна пятая голосов. Эти меры были направлены на повышение стабильности правительств. [47]
- Большее разделение между исполнительной и законодательной ветвями власти. Депутаты были вынуждены уйти из дома, чтобы стать министрами кабинета министров.
- Права человека . Был прямо признан ряд прав человека, в том числе право на бесплатное образование , права традиционных общин, а также право и обязанность мирно протестовать против переворотов и других внеконституционных способов завоевания власти. [12] Право протестовать против переворотов было запрещено после переворота 2006 года.
- Децентрализация правительства, включая создание выборных административных организаций Тамбона (ТАО) и провинциальных административных организаций (ПАО). Школьное управление также было децентрализовано.
- Усиление сдержек и противовесов, включая новые независимые правительственные учреждения, такие как Конституционный суд , Административный суд, Управление генерального аудитора, Национальная комиссия по борьбе с коррупцией , Национальная комиссия по правам человека , Организация защиты потребителей , Организация охраны окружающей среды и омбудсмен .
Похвала и критика
[ редактировать ]Конституция получила высокую оценку за инклюзивный процесс ее разработки, закрепление прав человека и значительный прогресс в политической реформе. [12] Его считали успешным в содействии демократическому развитию и повышению политической стабильности. [48] Также получили высокую оценку его меры по расширению политических прав и защите граждан. [49] Выборы в палату представителей в январе 2001 года, первые выборы в палату представителей, оспариваемые в соответствии с конституцией 1997 года, были названы самыми открытыми и свободными от коррупции выборами в истории Таиланда. [15] Политические партии были фактически усилены, а эффективное количество партий в законодательном органе сократилось. [50]
Большая часть критики основывалась на том, что некоторые реформы конституции были слишком эффективными. Один из членов редакционного комитета, Аморн Чантарасомбун , утверждал, что чрезмерно сильное и стабильное правительство привело к « тирании большинства » и « парламентской диктатуре ». [51] После выборов в Палату представителей в апреле 2006 года члены избирательной комиссии были заключены в тюрьму, а результаты выборов были отменены Конституционным судом .
Конституцию также критиковали за отсутствие ясности, с которой она определяет роль короля в политике (см. Королевские полномочия и требование королевского вмешательства 2006 года ). Роль Сената в проверке назначений Конституционного суда подверглась резкой критике (см. «Назначение первого Конституционного суда» ). Хотя Сенат должен был быть беспартийным, голосование по блокам стало обычным явлением. [52] [53] Конституционный кризис едва не произошел после выборов в Палату представителей в апреле 2006 года (см. результаты выборов в Палату представителей в апреле 2006 года ). Правительства критиковали за политизацию назначений в независимые агентства. [53]
Временная конституция 2006 г.
[ редактировать ]Государственный переворот 2006 года
[ редактировать ]Вечером 19 сентября 2006 года, менее чем за месяц до запланированных общенациональных выборов в палату представителей , тайские военные устроили переворот против правительства Таксина Чинавата . Военная хунта отменила конституцию 1997 года , приостановила деятельность парламента , запретила демонстрации и политическую деятельность , подвергла цензуре средства массовой информации и распустила Конституционный суд, Национальную комиссию по правам человека и другие агентства, созданные конституцией 1997 года . Первые недели хунта правила указами.
Международное осуждение и несколько местных протестов против переворота были проведены, несмотря на запрет хунты. В последующие недели осуждение переворота переросло в критику назначенного хунтой правительства генерала Сураюда Чуланонта и процесса разработки конституции.
Процесс составления
[ редактировать ]Хунта назначила юридическую группу для разработки временной хартии (позже официально названной «конституцией»). Группу возглавлял бывший спикер сената Мичай Ручуфан , и первоначально в ее состав входили юристы Борворнсак Уванно и Виссану Креа-нгам . Оба сыграли ключевую роль в разработке конституции 1997 года и служили при свергнутом правительстве, хотя и ушли в отставку за несколько месяцев до переворота. Оба вышли из состава комиссии после публичной критики за то, что они были членами старого режима . университета Таммасат Проректор Принья Теванарумиткул резко раскритиковала этих двоих, заявив, что они «недостаточно благородны, чтобы заботиться о демократической системе». Оба отказались играть какую-либо дальнейшую роль в военной хунте . [54] [55]
Ключевые особенности и критика
[ редактировать ]Проект временного устава был опубликован 27 сентября 2006 г. и вызвал бурную критику. Проект временной хартии позволял хунте, которая будет преобразована в постоянный Совет национальной безопасности (СНБ), назначать чрезвычайно мощную исполнительную власть. Хунта также назначит однопалатный законодательный орган из 250 членов. [56] Другие серьезные проблемы включали:
- Отсутствие контроля за разработкой постоянной конституции. CNS назначит Национальное народное собрание в составе 2000 членов, которое выберет 200 своих членов в качестве кандидатов в Ассамблею по разработке конституции. CNS выберет 100 из этих кандидатов на королевское назначение в ассамблею. Также будет выбрана сборочная головка. Затем собрание назначит 25 своих членов составителями конституции, а CNS напрямую назначит 10 авторов. Этот процесс фактически дал хунте полный контроль над разработкой постоянной конституции.
- Использование старой хартии, если постоянная конституция не была завершена к сроку, установленному CNS. Конкретный устав, к которому следует вернуться, не указан. ЦНС и кабинет министров будут выбирать, какую из 16 предыдущих хартий Таиланда использовать.
- Отсутствие четких сроков принятия постоянной конституции.
- Включение теории короля Пумипона о самодостаточной экономике . в преамбулу
- Предоставление юридической силы объявлениям и приказам хунты после переворота, включая запреты на демонстрации и политическую деятельность (статья 36).
- Предоставление амнистии хунте за организацию государственного переворота (статья 37).
- Невозможность общественности комментировать парламентские законопроекты. [57]
Содержание проекта, а также процесс его разработки вызвали резкую общественную критику. [58] [59] Однако временная хартия содержала одно демократическое нововведение: она требовала, чтобы постоянная конституция была ратифицирована на публичном референдуме. Тем не менее, предложение о референдуме также было осуждено, поскольку хунта имела бы полное право предлагать постоянную альтернативную конституцию, если бы проект был отклонен. [60]
Проект временного устава был обнародован без изменений 1 октября 2006 года.
конституция 2007 года
[ редактировать ]Временная конституция 2006 года определила условия разработки постоянной конституции. Редакционная комиссия состояла из составителей, прямо или косвенно назначенных хунтой ЦНС. Проект выносился на публичный референдум , но, согласно условиям конституции 2006 года, CNS будет разрешено обнародовать любую конституцию по своему выбору, если проект не пройдет референдум. Проект подвергся критике со стороны партии «Тай Рак Тай» и был поддержан Демократической партией. Критика проекта была запрещена. CNS попыталось связать лояльность королю с поддержкой проекта и провело кампанию под лозунгом «Любите короля. Заботьтесь о короле. Голосуйте на референдуме. Примите проект хартии 2007 года». [61] [62] Проект был одобрен 59,3 процента избирателей 19 августа 2007 года, при этом проголосовало 55,6 процента квалифицированных избирателей.
Согласно конституции 2007 года, была избрана только половина сената; была назначена другая половина. Исполнительная власть была ослаблена, и для вынесения вотума недоверия требовалось вдвое меньше депутатов, чем в конституции 1997 года. Судебная система была усилена, и высокопоставленные судьи вошли в состав комитетов по назначениям в сенат, избирательную комиссию и практически во все другие независимые агентства, в результате чего критики назвали конституцию 2007 года «абсолютным правилом судей».
Приостановление действия конституции 2007 г. в 2014 г.
[ редактировать ]20 мая 2014 года, что было описано как частичная отмена конституции 2007 года, Прают Чан-Оча , главнокомандующий Королевской армией Таиланда , сослался на закон, провозглашенный 27 августа 2457 года до н. э. (1914 г. н.э.) как часть административные реформы короля Ваджиравуда (Рамы VI) под названием «Военное положение», BE 2457 (1914 г.) (с поправками, внесенными в 1942, 1944, 1959 и 1972 гг.). [63] Генерал Прают объявил военное положение и ночной комендантский час по всей стране, распустил правительство и Сенат Таиланда , наделил исполнительной и законодательной властью Национальный совет мира и порядка (NCPO) во главе с самим собой и приказал судебной власти действовать под руководством его директивы.
29 мая генерал Прают напрямую обратился к зрителям общественного телевидения, чтобы объявить о планах управления страной, подчеркнув финансовую стабильность и прозрачность. Он объяснил, что, поскольку сначала необходимо достичь мира и реформ, национальные выборы могут состояться не раньше, чем через год, без графика восстановления кодифицированной конституции. [64]
Временная конституция 2014 г.
[ редактировать ]Конституция 2017 года
[ редактировать ]Национальный совет мира и порядка (NCPO) представил проект конституции 29 марта 2016 года. [65] В преддверии референдума по новой конституции 7 августа 2016 года армия провела «информационную кампанию на низовом уровне». Дебаты по существу не допускались. [66] По правилам хунты, «людям, которые распространяют информацию, которая считается искаженной, насильственной, агрессивной, подстрекающей или угрожающей, чтобы избиратели не голосовали или не голосовали определенным образом», грозило до 10 лет тюремного заключения и штраф в размере до 200 000 бат. [67] Конституция на 105 страницах и 279 статьях. [2] [3] был одобрен 61,4 процентами тайских избирателей 7 августа 2016 года при участии 59,4 процента общественности. [68]
Согласно конституции, парламент является двухпалатным и состоит из Сената, назначаемого из 250 членов, и Палаты представителей из 500 членов, из которых 350 избираются от одномандатных округов и 150 членов по партийным спискам. [3] Предлагаемая конституция также позволяет NCPO назначать комиссию из восьми-десяти человек, которая будет выбирать сенаторов. [4] шесть мест будут зарезервированы для глав Королевской армии Таиланда , военно-морского флота , военно-воздушных сил и полиции , а также для верховного главнокомандующего вооруженными силами и постоянного министра обороны. Для назначения премьер-министра стало обязательным заседание обеих палат двухпалатного парламента, и на этом заседании также можно было выбрать кандидата на пост премьер-министра , который не является одним из его членов или даже политиком. Этот человек может стать премьер-министром, если назначенный Сенат одобрит его. Некоторые подозревали, что с помощью новой конституции военные стремились помешать политическим партиям, чтобы создать одноразовые коалиционные правительства. Тогда военные останутся реальной властью, каким бы ни был исход референдума и выборов. [67] Процесс внесения поправок в конституцию также стал более сложным и трудным, что фактически позволило военным укрепить свою власть через Сенат. [69]
К моменту ее ратификации 6 апреля 2017 года в конституцию, одобренную избирателями, было внесено шесть изменений. [70] Эти изменения дают тайскому монарху большие полномочия при назначении регентов , требуют раскрытия информации о регентах Тайным советом для получения одобрения парламента Таиланда, а также восстанавливают требование Конституции 2007 года о том, что монарх лично управляет любым конституционным кризисом . [71] Кроме того, конституционные изменения расширили право на здоровую окружающую среду . [72]
См. также
[ редактировать ]- Закон Таиланда
- Политика Таиланда
- Права человека в Таиланде
- История Таиланда (1932–1973)
- История Таиланда (1973–2001)
- История Таиланда с 2001 года.
Примечания и ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б Рожанапрук, Правит (5 сентября 2015 г.). «Активист предостерегает граждан от превращения в «любимчиков правителей» с новой хартией» . Нация . Архивировано из оригинала 18 ноября 2018 г. Проверено 5 сентября 2015 г.
- ^ Jump up to: а б «Предлагаемая конституция» . Национальное собрание Таиланда . Проверено 30 марта 2016 г.
- ^ Jump up to: а б с «Проект Конституции Королевства Таиланд, 2016 г., неофициальный перевод на английский язык» (PDF) . Организация Объединенных Наций Таиланд . Офис постоянного координатора ООН, Таиланд. Архивировано из оригинала (PDF) 16 августа 2016 г. Проверено 1 июля 2016 г.
- ^ Jump up to: а б «Политики не имеют права не соглашаться со мной: лидер тайской хунты» . Прачатай английский . 11 апреля 2016 г. Проверено 11 апреля 2016 г.
- ^ Масао, Т. (2008) [1908]. «Сиамский закон: старый и новый». (65,3 МБ) . В Райт, Арнольд; Брейкспир, Оливер Т. (ред.). Впечатления от Сиама двадцатого века . Лондон: Издательская компания Lloyds Greater Britain . Проверено 28 января 2012 г.
К такому же выводу пришел автор настоящей статьи в докладе, прочитанном перед Сиамским обществом в Бангкоке в 1905 году, в котором автор пытался показать посредством текстовых сравнений, что древние сиамские законы произошли от мануических законов Индии. .
- ^ Стоу, Джудит А. (около 1991 г.). Сиам становится Таиландом: история интриг . Гонолулу: Издательство Гавайского университета . ISBN 0824813936 .
- ^ Джохари, JC (2008) [2006]. Новое сравнительное правительство . Нью-Дели: Lotus Press. ISBN 978-8183820615 .
- ^ В данную статью включен текст из этого источника, находящегося в свободном доступе . Барбара Лейтч ЛеПоер, изд. (1987). Таиланд: страновое исследование . Федеральный исследовательский отдел . История.
- ^ Сомрутаи Сапсомбун, Супалак Дж. Хунди (6 июля 2007 г.). «Закон о референдуме или закон о штрафах?» . Политика . Нация (Таиланд) . Архивировано из оригинала 21 сентября 2012 г. Проверено 10 февраля 2013 г.
Основное внимание уделяется наказаниям, а не процедурам и руководящим принципам проведения голосования по новой хартии.
- ^ «Волна нападений на юге Таиланда после подписания новой конституции» . Рейтер . 07.04.2017.
- ^ Государственный совет, Конституции Таиланда. Архивировано 16 августа 2006 г. в Wayback Machine . Этот список содержит две ошибки: в нем говорится, что шестая конституция была обнародована в 1912 году (а не в 1952 году), и в нем говорится, что 11-я конституция была обнародована в 1976 году (а не в 1974 году).
- ^ Jump up to: а б с д Танет Апхорнсуван, В поисках порядка: конституции и права человека в политической истории Таиланда. Архивировано 26 февраля 2008 г., в Wayback Machine , Симпозиум 2001 г.: Конституции и права человека в глобальную эпоху: перспектива Азиатско-Тихоокеанского региона.
- ^ В оставшейся части статьи «хартия» ( тайский : конституция или административная конституция ) и «конституция» ( тайский : конституция ) будут использоваться как взаимозаменяемые.
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж к л м н тот Пол М. Хэндли, « Король никогда не улыбается », Издательство Йельского университета: 2006, ISBN 0-300-10682-3
- ^ Jump up to: а б с Роберт Б. Олбриттон и Тавилвади Бурекул, Развитие демократии в соответствии с новой конституцией в Таиланде. Архивировано 8 ноября 2006 г., в Wayback Machine , Национальный Тайваньский университет и Академия проекта азиатского барометра Академии, Серия рабочих документов № 28, 2004 г.
- ^ Jump up to: а б с д Эйдзи Мурашима, Демократия и развитие политических партий в Таиланде, 1932-1945. Архивировано 22 сентября 2006 года в Wayback Machine , глава 1 книги Эйдзи Мурашима, Накхарин Мектрайрат и Сомкиат Вантхана, Создание современных тайских политических партий , совместное исследование. Серия программ № 86, Институт развивающихся экономик, Токио, 1991 г.
- ^ Скотт Барме, «Луанг Вичит Ватакан и создание тайской идентичности», Институт исследований Юго-Восточной Азии, 1993, стр. 72.
- ↑ The New York Times , 22 января 1935 г., цитируется по Полу М. Хэндли, «Король никогда не улыбается», Yale University Press: 2006, ISBN 0-300-10682-3
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж к л м Пол Чемберс, Надлежащее управление, политическая стабильность и конституционализм в Таиланде, 2002 г.: Состояние демократической консолидации через пять лет после вступления в силу конституции 1997 г. [ постоянная мертвая ссылка ] , Институт короля Праджадипока, 10 августа 2002 г.
- ^ Jump up to: а б с д Приди Баномьонг, «Некоторые аспекты становления Народной партии и демократии» , 1972 г.
- ↑ Bangkok Post , 5 апреля 1948 г.
- ↑ Соучастие дворца в перевороте было оспорено: один биограф заявил, что принц принял переворот только под дулом пистолета (см. Кобкуа Суваннатхат-Пиан, «Долговечный премьер-министр Таиланда», Oxford University Press: 1995, стр. 39).
- ^ Кобкуа Суваннатхат-Пиан, «Долговечный премьер-министр Таиланда», Oxford University Press: 1995, стр. 39
- ↑ Bangkok Post , 18 января 1949 г.
- ^ Энциклопедия Наций, Таиланд - Исследование страны: переворот ноября 1951 года , Энциклопедия Наций, на основе серии страновых исследований Федерального исследовательского отдела Библиотеки Конгресса.
- ↑ The Nation, Sarit's Legacy — оригинальный силач. Архивировано 30 сентября 2007 г. в Wayback Machine , 16 июня 2005 г.
- ^ Бенедикт Андерсон, «Симптомы абстиненции: социальные и культурные аспекты переворота 6 октября», Бюллетень обеспокоенных азиатских ученых , июль – сентябрь 1990 г., стр. 30
- ↑ The Nation , Восстание: Наронг «искажает историю». Архивировано 24 октября 2005 г. в Wayback Machine , 31 августа 2003 г.
- ↑ У короля Пумипона был только один сын, принц Вачиралонгкорн , но несколько дочерей. Возможность внести поправки в Закон о дворце 1924 года позволила королю назначить преемником любого, кого он пожелал (см. Ариан, Готан (15–16 сентября 2004 г.). Тайская монархия. Архивировано 23 июня 2006 г., в Wayback Machine (формат PDF). Международный. Институт демократии и помощи выборам).
- ↑ Глава Социалистической партии был убит, Красный Гаур попытался взорвать штаб-квартиру партии «Новая сила», а партия «Чарт Тай» была создана под лозунгом «Правые убивают левых».
- ^ Такой отказ подписать или отклонить закон был очень редким явлением. Король Пумипон сделал это снова в 2005 году, когда отказался одобрить замену дисквалифицированного генерального аудитора. Как и в 1976 году, правительство не решилось оказать на него давление, чтобы тот отклонил закон, и просто обошло этот вопрос стороной.
- ^ Дэвид Морелл и Чай-Анан Самудавания, «Политический конфликт в Таиланде: реформа, реакция, революция»
- ↑ Официальное число погибших — 46, см. Брайс Бимер, Забывая и вспоминая «Хок Тулаа», резню 6 октября . Архивировано 2 сентября 2006 года в Wayback Machine . Студентов также линчевали, а их тела изуродовали на глазах у ликующей толпы.
- ^ Эндрю Турон, Джонатан Фаст и Малкольм Колдуэлл, ред. «Таиланд: корни конфликта», официальный представитель: 1978 г.
- ↑ Первоначальное наказание предусматривало лишение свободы на срок до семи лет, но затем было ужесточено до минимума трех и максимума до 15 лет. Этот более суровый приговор сохраняется и по сей день, см. Колум Мерфи, « Перетягивание каната для души Таиланда », Far Eastern Economic Review , сентябрь 2006 г. Как предусмотрено конституцией, оскорбление величества применялось только к критике короля , королевы . , наследный принц и регент. Танин, бывший судья Верховного суда, истолковал это как полный запрет на критику королевских проектов развития , королевского института, династии Чакри или любого тайского короля . См. Дэвид Стрекфусс, «Короли в эпоху наций: парадокс оскорбления величества как политического преступления в Таиланде», Comparative Studies in Society and History 37 (3): 445-475.
- ↑ Прем Тинсуланонда продолжил резкую интерпретацию Танином нарушений оскорбления величества, запретив критические выпуски Newsweek и Asian Wall Street Journal (23 декабря 1981 г.) и заключив в тюрьму любого, кто критиковал трон.
- ↑ От этого плана отказались после свержения Танина.
- ^ Far Eastern Economic Review , 17 января 1983 г., цитируется по Handley (2006).
- ^ В частности, между выпускниками 5-го класса Королевской военной академии Чулачомклао (которые позже сформировали Национальный совет по поддержанию мира в результате успешного переворота 1991 года) и выпускниками 7-го класса (так называемые «младотурки», которые возглавили неудачные перевороты в 1981 и 1981 годах). 1985), см. Энциклопедию Наций, Таиланд: Политические события, 1980-87 , на основе серии страновых исследований Федерального исследовательского отдела Библиотеки Конгресса. Прем также участвовал в публичном конфликте со своим командующим армией Артитом Камланг-еком.
- ^ Far Eastern Economic Review , 2 июня 1983 г., цитируется по Handley (2006), стр. 285.
- ↑ В коалицию вошли партии Демократ, Chart Thai, Social Aspiration и Rassadorn. аутсайдер, бывший лидер Красных Гауров Прачуаб Сунтарангкул. Однако влиятельный пост министра внутренних дел получил
- ↑ Прем предложил королю титул Махараджи , сделав его Пумипоном Адульядетом Великим. Демократ Сукумбханд Парибатра отметил: «Суть его [Према] достижений состоит в балансировании одной военной группы против другой для сохранения своей позиции. Его стиль руководства - это сохранение королевской отстраненности от всех основных политических проблем». ( «Дальневосточное экономическое обозрение» , 4 июня 1987 г.). Год спустя разочарование связью Према и дворца привело к тому, что 99 известных ученых и технократов обратились к королю с просьбой прекратить позволять Прему использовать трон для легитимизации своего правления (см. Far Eastern Economic Review , 16 июня 1988 г.).
- ↑ Прем вошел в тайный совет короля, а позже был назначен президентом тайного совета.
- ↑ Bangkok Post , «Король призывает к компромиссу по хартии», 5 декабря 1991 г.
- ^ Jump up to: а б Киттипонг Киттаярак, Конституция Таиланда 1997 года и ее влияние на реформу уголовного правосудия. Архивировано 14 июня 2007 г. в Archive-It.
- ^ Jump up to: а б с д Борворнсак Уванно и Уэйн Д. Бернс, Конституция Таиланда 1997 года, источники и процесс, часть 2
- ^ Борворнсак Уванно и Уэйн Д. Бернс, Конституция Таиланда 1997 года, источники и процесс, часть 1
- ^ Тавилвади Бурекул и Ститхорн Тананитичот, Конституция Таиланда 1997 года: свидетельства демократизации [ постоянная мертвая ссылка ]
- ^ Нийом Ратамарит, Конституция 1997 года: путь реформ [ постоянная мертвая ссылка ]
- ^ Аллен Хикен, Таиланд: Борьба с коррупцией посредством избирательной реформы
- ↑ The Nation , «Тайский разговор: третья сторона – не такая уж дикая идея. Архивировано 26 сентября 2007 г. в Wayback Machine , 15 апреля 2004 г.
- ^ Синьхуа, Выборы в новый Сенат бросают тень на политические перспективы в Таиланде
- ^ Jump up to: а б Дункан Маккарго , Страны на перепутье, 2006 г., Отчет по стране – Таиланд , Freedom House
- ↑ The Nation , Виссану, Борворнсак выходят из команды. Архивировано 24 ноября 2006 г. в Wayback Machine , 27 сентября 2006 г.
- ↑ The Nation , Восстановите основные гражданские права, призывают НПО. Архивировано 12 марта 2007 г. в Wayback Machine , 24 сентября 2006 г.
- ↑ The Nation , проект устава подвергся критике. Архивировано 30 сентября 2007 г. в Wayback Machine , 28 сентября 2006 г.
- ↑ The Nation , проект временного устава. Архивировано 6 февраля 2007 г. в Wayback Machine , 27 сентября 2006 г.
- ↑ Bangkok Post , Лазейки в проекте устава могут «воскресить режим Таксина» , 28 сентября 2006 г.
- ↑ The Nation , преподаватели права атакуют временную хартию. Архивировано 12 марта 2007 г. в Wayback Machine , 30 сентября 2006 г.
- ↑ Азиатская комиссия по правам человека, ТАИЛАНД: ВОЕННЫЙ ПЕРЕворот — конституционные выдумки , 9 октября 2006 г.
- ^ Bangkok Post , [1] , 12 июля 2007 г.
- ↑ The Nation , Рекламная кампания в ответ на попытки отклонить новую хартию. Архивировано 29 сентября 2007 г. в Wayback Machine , 11 июля 2007 г.
- ^ Пакорн Нильпрапунт (2 апреля 2012 г.). «Военное положение, BE 2457 (1914 г.), неофициальный перевод» (PDF) . Юридический форум Таиланда . Офис Государственного совета (Таиланд) . Архивировано из оригинала (PDF) 16 апреля 2013 г. Проверено 30 мая 2014 г.
Ссылка на тайское законодательство в любой юрисдикции должна относиться только к тайской версии. Данный перевод сделан для того, чтобы обеспечить правильное понимание настоящего Закона иностранцами.
- ^ «Глава армии Таиланда: выборы могут состояться через 1 год» . Азиатский корреспондент . Бристоль, Англия: Hybrid News Limited. Ассошиэйтед Пресс . 31 мая 2014. Архивировано из оригинала 31 мая 2014 года . Проверено 31 мая 2014 г.
Глава военной хунты, которая взяла под свой контроль Таиланд в результате переворота на прошлой неделе, говорит, что выборы могут состояться только через год, потому что сначала необходимо достичь мира и реформ.
- ^ Эрлих, Ричард К. (29 марта 2016 г.). «Новая конституция Таиланда не обеспечивает возврата к демократии, говорят критики» . Вашингтон Таймс . Проверено 30 марта 2016 г.
- ^ «Хартия для народа» (Мнение) . Почта Бангкока . 6 марта 2020 г. Проверено 7 марта 2020 г.
- ^ Jump up to: а б Гош, Нирмал (4 апреля 2016 г.). «Великий замысел тайских военных в политике» (Редакционная статья) . Стрейтс Таймс . Проверено 5 апреля 2016 г.
- ^ Бангпрапа, Монгкол (11 августа 2016 г.). «Официальные данные референдума по уставу опубликованы» . Почта Бангкока . Проверено 29 сентября 2016 г.
- ^ «Вы слышите, как люди поют?: Тайцы требуют демократической конституции взамен хунты» . КонституцияНет . Проверено 24 августа 2023 г.
- ↑ Король Таиланда подписывает поддержанную военными Конституцию , Национальное общественное радио , 6 апреля 2017 г.
- ↑ Шесть изменений в конституции , Bangkok Post , 6 апреля 2017 г.
- ^ «Процветание и зелень в антропоцене: право человека на здоровую окружающую среду в Юго-Восточной Азии» . Институт прав человека и гуманитарного права Рауля Валленберга . 26 ноября 2020 г. Проверено 22 апреля 2021 г.
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Веб-сайты
- Неофициальный английский перевод, выполненный Отделом юридических заключений и переводов Отдела иностранного права Канцелярии Государственного совета.
- Конституционный суд Таиланда
- Конституции Таиланда - Государственный совет Таиланда (на тайском языке)
- Конституции Таиланда (переводы) - Азиатский институт правовой информации
- Проект Конституции Королевства Таиланд, 2016 г.; Неофициальный английский перевод
- Статьи
- Эндрю Хардинг (nd). «Да будет добродетель: «Новый азиатский конституционализм» в Таиланде» . Архивировано из оригинала 12 марта 2007 года.
- Секретариат Кабинета министров Таиланда (nd). «История премьер-министров Таиланда» . Архивировано из оригинала 26 апреля 2011 г.
- Эосивонг, Нидхи (1991). «Культурная конституция Таиланда» . Киотский обзор Юго-Восточной Азии . Проверено 23 июня 2015 г.
- Электронные книги
- Канин Бунсуван (1998). 585 вопросов о новой конституции (pdf) (на тайском языке). Бангкок: Виньючон. ISBN 9742824541 .
- Киттисак Прокати (2006). Правовая реформа Таиланда под европейским влиянием (pdf) (на тайском языке). Бангкок: Виньючон. ISBN 9789742884727 .
- Генеральный секретариат Палаты представителей (1996 г.). Парламент Таиланда (PDF) (на тайском языке). Бангкок: Amarin Printing and Publishing.
- Генеральный секретариат Палаты представителей (1997 г.). Конституционная история (PDF) (на тайском языке). Бангкок: Генеральный секретариат Палаты представителей.
- Манит Джумпа (2007). Комментарий к реформе Конституции Таиланда в 2007 г. (pdf) (на тайском языке). Бангкок: Издательство Университета Чулалонгкорн. ISBN 9789740319078 .
- Норанит Сетабутр (2007). Конституции и тайская политика (pdf) (на тайском языке). Бангкок: Издательство Университета Таммасат. ISBN 9789745719996 .
- Генеральный секретариат премьер-министра (1990 г.). Развитие Конституции Таиланда (PDF) (на тайском языке). Бангкок: Аксонтай. Архивировано из оригинала (PDF) 2 сентября 2021 г. Проверено 15 сентября 2014 г.
- Ют Саенг-Утай (2008). Юридический трактат о положениях Конституции, управляющей королем (pdf) (на тайском языке). Бангкок: Виньючон. ISBN 9789742886332 .
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Кобкуа, Суваннатхат-Пиа (nd). Короли, страна и конституции: политическое развитие Таиланда 1932-2000 гг . Рутледж Керзон. ISBN 0700714731 .