плетение навахо


Ткачество навахо ( навахо : diyogí ) — это текстиль, производимый народом навахо , проживающим недалеко от района Четырех Углов в Соединенных Штатах . Текстиль навахо высоко ценится и пользуется спросом в качестве предмета торговли уже более 150 лет. Коммерческое производство одеял и ковриков ручной работы было важным элементом экономики навахо. Как написал один историк искусства: «Классические серапе навахо в их лучшем виде равны деликатности и изысканности любого текстиля, сотканного на ткацких станках в мире». [ 1 ]
Текстиль навахо изначально представлял собой утилитарное плетение, включая плащи, платья, седельные одеяла и тому подобные предметы. К середине 19 века одеяла навахо стали предметом торговли, который ценился коренными народами Великих равнин и соседними племенами. К концу XIX века ткачи навахо начали шить ковры для туристов-иностранцев и на экспорт.
Раньше текстиль навахо имел четкие геометрические узоры. Это плоские гобеленовые ткани , Европы изготовленные по принципу, аналогичному килимам Восточной Западной и Азии , но с некоторыми заметными отличиями. В ткачестве навахо не используется техника щелевого переплетения, распространенная в килимах, а основа представляет собой одну непрерывную длину пряжи, не выходящую за пределы плетения в виде бахромы. Торговцы конца 19 - начала 20 веков поощряли использование некоторых мотивов килимов в дизайне навахо. Текстиль с репрезентативной образностью называется живописным. Сегодня ткачи навахо работают в широком диапазоне стилей: от геометрической абстракции и репрезентативизма до биоморфной абстракции, и используют широкий спектр натуральной неокрашенной овечьей шерсти, натуральных и коммерческих красителей.
Цель
[ редактировать ]Первоначально одеяла навахо использовались в самых разных предметах одежды, включая (но не ограничиваясь этим) платья, седельные одеяла, серапы , ночные покрывала или в качестве «двери» у входа в дома. [ 2 ]
История
[ редактировать ]
Влияние Пуэбло
[ редактировать ]Навахо, возможно, научились ткать у своих соседей- индейцев пуэбло , когда они переселились в регион Четырех Углов, возможно, примерно между 1000 и 1200 годами нашей эры. [ 3 ] Некоторые эксперты утверждают, что навахо занимались ткачеством только после 17 века. [ 4 ] Навахо получали хлопок через местные торговые пути до прибытия испанцев , после чего они начали использовать шерсть . Пуэбло и навахо в целом не были в дружеских отношениях из-за частых набегов навахо на поселения пуэбло, однако многие пуэбло искали убежища у своих соседей-навахо в конце 17 века, чтобы избежать конкистадоров после восстания пуэбло . Этот социальный обмен, вероятно, является источником самобытной традиции ткачества навахо. [ 5 ] Испанские записи показывают, что с этого времени люди навахо начали пасти овец и ткать шерстяные одеяла. [ 4 ]
Степень влияния пуэбло на ткачество навахо неясна. Как отмечает Вольфганг Хаберланд, «доисторические ткани пуэбло были гораздо более сложными, чем исторические, что можно увидеть по немногим остаткам, обнаруженным археологическими методами, и по костюмированным фигурам на фресках кива до контакта». Хаберланд предполагает, что отсутствие сохранившихся образцов текстиля пуэбло колониальной эпохи не позволяет сделать ничего, кроме предположения о том, возникло ли творческое начало ткачества навахо из культуры навахо или было заимствовано у соседних народов. [ 6 ] [ 7 ]
Ранние записи
[ редактировать ]
Письменные источники свидетельствуют о том, что навахо были прекрасными ткачами на протяжении, по крайней мере, последних 300 лет, начиная с испанских колониальных описаний начала 18 века. К 1812 году Педро Пиньо назвал навахо лучшими ткачами провинции. Сохранились лишь немногие остатки ткачества навахо XVIII века; Наиболее важные сохранившиеся образцы раннего ткачества навахо происходят из пещеры Резня в Каньоне де Челли , штат Аризона . В 1804 году там была застрелена группа навахо, искавших убежища от испанских солдат. В течение ста лет пещера оставалась нетронутой из-за табу навахо, пока в нее не вошел местный торговец Сэм Дэй и не забрал ткани. Дэй разделил коллекцию и продал ее различным музеям. Большинство одеял в пещере Резни имеют простые полосы, но на некоторых имеются террасы и ромбы, характерные для более позднего плетения навахо. [ 8 ]
Более широкая коммерция
[ редактировать ]

Торговля расширилась после открытия тропы Санта-Фе в 1822 году, и сохранилось большее количество экземпляров. До 1880 года весь такой текстиль представлял собой одеяла, а не коврики. В 1850 году эти высоко ценимые предметы торговли продавались за 50 долларов золотом, огромную сумму по тем временам. [ 9 ]
Железнодорожное сообщение достигло земель навахо в начале 1880-х годов и привело к значительному расширению рынка тканых изделий навахо. По словам Кэти МакКлоски из Виндзорского университета в Онтарио , Канада , «производство шерсти увеличилось более чем вдвое в период с 1890 по 1910 год, однако производство текстиля выросло более чем на 800%». [ 10 ] Закупки промышленной пряжи компенсировали дефицит производства шерсти. [ 11 ] Отчеты федерального правительства подтвердили, что это ткачество, которым занимались почти исключительно женщины, было самой прибыльной отраслью промышленности навахо в ту эпоху. [ 12 ] Качество в некоторых отношениях снизилось, поскольку ткачи пытались удовлетворить спрос. [ 13 ] Однако сегодня средняя цена ковра составляет около 8000 долларов.
Несколько европейско-американских купцов оказали влияние на ткачество навахо в течение следующих десятилетий. Первым, кто рекламировал текстиль навахо в каталоге, был CN Cotton в 1894 году. Коттон поощрял профессиональное производство и маркетинг среди своих коллег и ткачей, чью работу они выполняли. Другой торговец по имени Джон Б. Мур , который поселился в горах Чуска в 1897 году, пытался улучшить качество текстиля, которым он торговал. Он пытался регулировать процесс очистки и крашения ремесленников, имевших с ним дело, и отправлял шерсть, предназначенную для ткачества высших сортов, за пределы региона для фабричной очистки. Он ограничил ассортимент красителей в тканях, которыми торговал, и отказался торговать тканями, в состав которых входили определенные виды пряжи промышленного производства. Каталоги Мура идентифицировали отдельные предметы текстиля, а не иллюстрировали репрезентативные стили. Похоже, он сыграл важную роль во внедрении новых мотивов в ткачество навахо. Ковры из Кавказского были популярны среди англо-американцев региона в то время . Ткачи как навахо, так и кавказские ткачи работали в одинаковых условиях и в одинаковых стилях, поэтому им было относительно легко использовать кавказские узоры, такие как восьмиугольный мотив, известный как гул . [ 14 ]
Торговцы поощряли местных жителей ткать одеяла и коврики в разных стилях. В их число входили «Два серых холма» (авторство принадлежит Джорджу Блумфилду, [ 15 ] Эд Дэвис и местные ткачи навахо преимущественно черно-белые, с традиционными узорами), «Тик Нос Пос» (красочные, с очень обширными узорами), «Ганадо» (основанный Джоном Лоренцо Хаббеллом ), красные узоры с преобладанием черного и белый, «Кристалл» (основан Дж. Б. Муром), восточный и персидский стили (почти всегда с натуральными красителями ), «Широкие руины», «Чинле», полосатые геометрические узоры, «Клагето», ромбовидные узоры, «Красная Меза » и жирные ромбовидные узоры. Многие из этих узоров демонстрируют четырехкратную симметрию, которая, по мнению профессора Гэри Уизерспуна, воплощает традиционные идеи о гармонии или Хож.
Последние события
[ редактировать ]Большое количество навахо продолжают заниматься ткачеством в коммерческих целях. Современные ткачи с большей вероятностью освоят ремесло на курсах в колледже Дайн , а не в семье. [ 16 ] Современный текстиль навахо пострадал в коммерческом отношении от двух факторов давления: обширных инвестиций в образцы, выпущенные до 1950 года, и ценовой конкуренции со стороны иностранных имитаций. [ 17 ] Современные ковры навахо стоят дорого. [ 18 ]
Строительство
[ редактировать ]
Шерсть и пряжа
[ редактировать ]
В конце 17 века навахо приобрели иберийскую чурру , породу овец у испанских исследователей . [ 19 ] Эти животные были выведены индейцами навахо в уникальную породу, сегодня называемую навахо-чурро . Эти овцы хорошо подходили к климату земель навахо, и из них производилась полезная длинноволокнистая шерсть. [ 19 ] Шерсть этих животных, пряженная вручную, была основным источником пряжи для одеял навахо до 1860-х годов, когда правительство Соединенных Штатов вынудило народ навахо переселиться в Боске-Редондо и конфисковало их скот. До их удаления ранняя практика ткачества была такова, что для изготовления одеял использовалась в основном необработанная шерсть, которая еще сохраняла ланолин и костюм (пот) и которая, с одной стороны, могла отталкивать воду, но оставляла неприятный запах на ткани. готовое шерстяное изделие, с другой. [ 20 ] Мирный договор 1869 года, который позволил навахо вернуться на свои традиционные земли, включал компенсацию в размере 30 000 долларов за замену их домашнего скота. Племя приобрело 14 000 овец и 1 000 коз. [ 21 ] Между 1870 и 1900 годами навахо были представлены коммерчески обработанные, предварительно окрашенные шерстяные изделия, которые они использовали в своем ткачестве. [ 22 ]
В коврах навахо середины XIX века часто использовалась трехслойная пряжа под названием «Саксония» , которая относится к высококачественной, окрашенной естественным путем, шелковистой пряже. Красные тона в коврах навахо этого периода происходят либо из Саксонии , либо из расчесанной ткани, известной по-испански как байета , которая представляла собой шерстяную ткань, производившуюся в Англии . С появлением железной дороги в начале 1880-х годов в ткачестве навахо стала использоваться еще одна пряжа машинного производства: четырехслойная пряжа, окрашенная анилиновым красителем, известная как Джермантаун, потому что пряжа производилась в Пенсильвании . [ 23 ]
Беспорядочное разведение пряжи местного производства для текстиля навахо, продолжавшееся с 1870 по 1890 год, привело к неуклонному снижению качества шерсти. Увеличение доли хрупкого кемпа можно обнаружить в хорошо сохранившихся образцах того периода. В 1903 году федеральные агенты попытались решить проблему, введя Рамбуйе в племенную популяцию баранов . Рамбуйе — французская порода, дающая хорошее мясо и тяжелую тонкую шерсть. Поголовье Рамбуйе было хорошо адаптировано к юго-западному климату, но их шерсть менее пригодна для ручного прядения. Коротковолокнистая шерсть Рамбуйе имеет тугую извитость, что затрудняет ручное прядение. Более высокое содержание ланолина в шерсти требовало значительно более тщательной промывки скудной водой, прежде чем ее можно было эффективно покрасить. С 1920 по 1940 год, когда родословные Рамбуйе доминировали в племени, ковры навахо имели характерную вьющуюся шерсть, а иногда и узловатый или комковатый вид. [ 24 ]
В 1935 году Министерство внутренних дел США создало Юго-западную лабораторию по разведению и разведению овец для решения проблем, которые поголовье Рамбуйе вызвало для экономики навахо. расположенной в Форт-Вингейт, штат Нью-Мексико Цель программы, , заключалась в разработке новой линии овец, которая имитировала бы характеристики шерсти породы навахо-чурро 19-го века, а также обеспечивала бы достаточное количество мяса. Исследователи Форта Вингейт собрали старые поделки навахо-чурро в отдаленных частях резервации и наняли ткача для проверки экспериментальной шерсти. Потомство этих экспериментов было распространено среди народа навахо. Вторая мировая война прервала большую часть этих усилий, когда военные работы возобновились в форте Вингейт. [ 25 ]
Окраска
[ редактировать ]
До середины 19-го века цвет ткачества навахо был в основном натуральным коричневым, белым и индиго . [ 26 ] Краситель индиго получали путем торговли и покупали кусками. [ 27 ]
К середине века палитра расширилась и включила красный, черный, зеленый, желтый и серый цвета, которые обозначают различные аспекты земли, определенные в разных местах резервации. Навахо использовали индиго, чтобы получить оттенки от бледно-голубого до почти черного, и смешивали его с местными желтыми красителями, такими как растение кролика ( Ericameria nauseosa ), чтобы получить ярко-зеленые эффекты. Красный был самым трудным красителем, который можно было получить на месте. В ранних тканях навахо использовалась кошениль , экстракт мезоамериканского жука, который часто проделывал окольный торговый путь через Испанию и Англию на пути к навахо. Красные цвета, используемые в ткачестве навахо, как правило, изготавливались из импортного текстиля. Навахо получали черную краску с помощью смолы и золы. [ 28 ]
После открытия железных дорог в начале 1880-х годов стали доступны анилиновые красители ярких оттенков красного, оранжевого, зеленого, фиолетового и желтого. Яркие «ослепительные» плетения доминировали в последние годы XIX века. [ 29 ] Эстетика ткачества навахо претерпела быстрые изменения, поскольку ремесленники экспериментировали с новой палитрой, и в регион пришла новая клиентура, чьи вкусы отличались от вкусов прежних покупателей. В последние годы XIX века навахо продолжали производить более ранние стили для традиционных клиентов, одновременно внедряя новые технологии для второго рынка. [ 30 ]
Ткачество
[ редактировать ]
В традиционном ткачестве навахо использовались вертикальные ткацкие станки без движущихся частей. Опорные столбы традиционно изготавливались из дерева; стальная труба сегодня более распространена. Во время ткачества ремесленник сидит на полу и заворачивает готовую часть ткани под ткацкий станок по мере ее роста. Среднестатистическому ткачу требуется от двух месяцев до многих лет, чтобы закончить один ковер. Размер во многом определяет количество времени, потраченное на плетение коврика. [ 31 ] Соотношение уточных и основных нитей имело хорошее значение до интернирования Боске Редондо и снизилось в последующие десятилетия, а затем несколько выросло до среднего соотношения пять к одному в период 1920–1940 годов. Основы 19-го века представляли собой цветную шерсть ручного прядения или хлопковую нить, а затем в первые десятилетия 20-го века они перешли на белую шерсть ручного прядения. [ 32 ]
Положение в религии навахо
[ редактировать ]Ткачество играет роль в мифе о творении навахо космологии , который отражает социальные отношения и продолжает играть роль в культуре навахо. Согласно одному аспекту этой традиции, духовное существо по имени «Женщина-Паук» научило женщин Навахо, как построить первый ткацкий станок из экзотических материалов, включая небо, землю, солнечные лучи, горный хрусталь и листовую молнию . Тогда «Женщина-Паук» научила навахо плести на ней. [ 17 ] Из-за этого убеждения традиционно где-то внутри шаблона будет «ошибка». Говорят, что он не дает ткачу запутаться в паутине или узоре женщины-паука.
Использование традиционных мотивов иногда приводит к ошибочному представлению о том, что этот текстиль служит определенной цели в религии навахо. На самом деле эти предметы не используются в качестве молитвенных ковриков или каких-либо других церемониальных функций, и среди навахо существовали разногласия по поводу уместности включения религиозной символики в предметы, предназначенные для коммерческой продажи. Финансовый успех предполагаемых церемониальных ковров привел к продолжению их производства. [ 33 ]
Стили и дизайны плетения
[ редактировать ]- Начальное одеяло 1-й, 2-й и 3-й фаз
- Крупный рогатый скот [ 34 ]
- Два серых холма [ 34 ]
- Контур Красной Мезы или Ослепитель для глаз
- Тик Нос Пос [ 34 ]
- Жалоба
- Чинлэ
- Кристалл [ 34 ]
- Выжженная вода
- Широкие руины
- Схема шторма
- Поднятый контур Ньюлендса
- Угольная шахта Меса, поднятая наброски
- Йей
- Это Чей
- Пайн-Спрингс
- Джермантаун (старый и современный)
- Песочная живопись или Мать Земля Отец Небо
- Дизайн камня-паука
- Коврики с рисунками
- Бернем Дизайн
- Глаз ослепляющий
- Коврики JB Moore
- Двуспальные и одинарные одеяла
- Алмазный твил
- Двуликий
- Голубой каньон
Многие из этих узоров передаются от одного ткача к следующему поколению ткачей, живущих в той же местности. Благодаря этой традиции происхождение старых ковров можно проследить до того географического места, где они были произведены.
Критическое исследование
[ редактировать ]До недавнего времени антропологи в изучении текстиля навахо доминировали . Большинство исторических примеров этих работ относятся к этнологическим коллекциям, а не к коллекциям изобразительного искусства , а это означает, что предметы выставлялись и анализировались с прицелом на нормативные или средние произведения, а не с акцентом на техническое или художественное совершенство. Эти приоритеты искусственно завышают рыночную стоимость изделий низкого качества. В целом эта тенденция в той или иной степени затронула большинство неевропейского искусства. [ 35 ]
Галерея
[ редактировать ]-
Одеяло вождя навахо четвертой фазы,
-
Женская манта , около 1865 года. «Люди Навахо верят в красоту вокруг, и вот эта ткачиха ткет свою версию красоты». — Сьерра Орнелас , ткачиха навахо.
-
Кла ковер
-
Америка, коренные жители Северной Америки, юго-запад, навахо, постконтактный период, ранний пери — ковер (стиль вождя третьей фазы, плетение Джермантауна), Художественный музей Кливленда
-
Навахо, третья фаза ношения одеяла, около 1890-95 гг. Музей Миллисент Роджерс
-
Одеяло вождя, Метрополитен-музей
-
Коврик Навахо Шторм
-
Сад, Метрополитен-музей
-
Гобелен Йеии, навахо, ок. 1920–1930, Художественный музей Макнея.
-
Одеяло вождя, Метрополитен-музей
-
Навахо, ткань, ок. 1900-20 гг., Музей Эйтельйорга.
См. также
[ редактировать ]- Барбара Теллер Орнелас
- Марилу Шульц
- Клара Шерман
- Дейзи Таугелчи
- Хостин Клах
- Торговые посты навахо
- Гобелен
- Ткачество (мифология)
Примечания
[ редактировать ]- ^ Маурер, с. 150.
- ^ «Полная история одеял и ковриков навахо» . Хеддельс . 24 апреля 2017 г. Проверено 19 сентября 2020 г.
- ^ История ковров навахо и одеял навахо
- ^ Jump up to: а б Кинг, с. 82.
- ^ Объемное звучание, с. 1.
- ^ Хаберланд, с. 111.
- ^ Краткая история одеял и ковриков навахо
- ^ Роди, стр. 1–2.
- ^ Объемное звучание, с. 2
- ^ Кэти МакКлоски, «На пути к пониманию эстетики навахо» [1] . По состоянию на 25 декабря 2007 г.
- ^ Объемное звучание, с. 5.
- ^ МакКлоски. [2] . По состоянию на 25 декабря 2007 г.
- ^ Объемное звучание, с. 20.
- ^ Роди, стр. 19–22.
- ^ «История торгового поста Тоадлена» . Торговый пост Тоадлена .
- ^ Объемное звучание, с. 91.
- ^ Jump up to: а б МакКлоски. [3] По состоянию на 25 декабря 2007 г.
- ^ Сандра Атчисон, «СОВРЕМЕННЫЕ КОВРИКИ НАВАХО: ТОНКИЕ ВО ВСЕХ, КРОМЕ ЦЕНЫ», Business Week 3015 (7 сентября 1987 г.): 118–118.
- ^ Jump up to: а б «Навахо-Чурро» . Породы домашнего скота . Университета штата Оклахома Факультет зоотехники . Архивировано из оригинала 23 января 2009 г.
Навахо-чурро происходят от чурра, древней иберийской породы. Хотя чурра и была второстепенной по отношению к мериносу, она (позже преобразованная американскими приграничниками в «чурро») ценилась испанцами за свою замечательную выносливость, приспособляемость и плодовитость.
- ^ Кефарт, Х. (1957). Кемпинг и деревообрабатывающая промышленность; Справочник для отдыхающих и путешественников по дикой природе . Том. 1 (18-е изд.). Нью-Йорк: Компания Macmillan. п. 149. ИСБН 978-1-149-75236-4 . ОСЛК 2191524 .
- ^ Роди, стр. 12–13.
- ^ Уитакер, Кэтлин (1989). «Искусство ткацкого станка навахо: Коллекция Уильяма Рэндольфа Херста». Африканское искусство . 22 (2): 99. дои : 10.2307/3336729 . JSTOR 3336729 .
- ^ Роди, стр. 3, 5.
- ^ Роди, стр. 13–15.
- ^ Роди, стр. 15.
- ^ Кинг, стр. 82–83.
- ^ Объемное звучание, с. 3.
- ^ Роди, стр. 3–4.
- ^ Роди, стр. 4–5
- ^ Хаберланд, с. 115.
- ^ Игра Койота. [4] Архивировано 11 октября 2007 г. на Wayback Machine, по состоянию на 26 декабря 2007 г.
- ^ Объемное звучание, с. 16.
- ^ Объемное звучание, с. 101.
- ^ Jump up to: а б с д «Искусство Навахо» . www.discovernavajo.com . Проверено 19 сентября 2020 г.
- ^ Хаберланд, с. 118.
Ссылки
[ редактировать ]- Нэнси Дж. Бломберг, Текстиль навахо: Коллекция Уильяма Рэндольфа Херста , Тусон: University of Arizona Press, 1988.
- Лоис Эссари Джека, За пределами традиций: современное индийское искусство и его эволюция , Флагстафф, Аризона: Нортленд, 1991.
- Вольфганг Хаберланд, «Эстетика в искусстве коренных американцев» в книге «Искусство североамериканских индейцев: местные традиции в эволюции» , изд. Пол Анбиндер, Нью-Йорк: Центр искусств Филбрука, 1986.
- Дж. Ч. Кинг, «Традиции в искусстве коренных американцев» в книге «Искусство североамериканских индейцев: местные традиции в эволюции» , изд. Пол Анбиндер, Нью-Йорк: Центр искусств Филбрука, 1986.
- Эван М. Маурер, «Определение качества искусства коренных американцев» в книге «Искусство североамериканских индейцев: местные традиции в эволюции» , изд. Пол Анбиндер, Нью-Йорк: Центр искусств Филбрука, 1986.
- Мэриан Э. Роди, Старые ковры навахо: их развитие с 1900 по 1940 год , Альбукерке: University of New Mexico Press, 1983.
- Стефани Салкельд, Юго-западное ткачество: континуум , Сан-Диего: Музей человека Сан-Диего, 1996.
Внешние ссылки и дальнейшее чтение
[ редактировать ]
- Ткачество в красоте – как определить виды текстиля навахо, уроки ткачества, статьи
- Предприятие искусств и ремесел навахо
- История ковра навахо , созданная компанией Navajo Rug Repair Co.
- К пониманию эстетики навахо, Кэти МакКлоски
- Ткачество навахо в Государственном музее Аризоны: одеяла XIX века, ковры XX века, виды XXI века - иллюстрированная история с комментариями ткачей навахо и кураторов музея.
- Одеяла вождя навахо: три этапа , автор Дуглас Дейл, оценщик.
- Сформированные ткацким станком: ткацкие миры на юго-западе Америки - онлайн-выставка 250 плетений навахо из Американского музея естественной истории.
Интервью с отдельными современными ткачами
[ редактировать ]- ЮАР – ткач навахо Марлоу Катони – Современный ткач навахо Марлоу Катони рассказывает о своем искусстве.
- Интервью с ткачихой навахо Мелиссой Коди . Современная ткачиха навахо Мелисса Коди рассказывает о своем искусстве и текущих проектах.