Английский пейзажный сад
Английский пейзажный сад , также называемый английским ландшафтным парком или просто английским садом ( французский : Jardin à l'anglaise , итальянский : Giardino all'inglese , немецкий : Englischer Landschaftsgarten , португальский : Jardim inglês , испанский : Jardín inglés ), представляет собой стиль « пейзажный » сад , возникший в Англии в начале 18 века и распространившийся по Европе , заменил более формальный, симметричный французский формальный сад , который возник в 17 веке как основной садовый стиль Европы. [1] Английский сад представлял собой идеализированный взгляд на природу. Созданный и впервые предложенный Уильямом Кентом и другими, «неформальный» садовый стиль зародился как восстание против архитектурного сада и черпал вдохновение из пейзажных картин , Сальватора Розы Клода Лоррена и Николя Пуссена . [2] [3] [4]
Английский сад обычно включал озеро, плавные лужайки на фоне рощ деревьев, а также воссозданные классические храмы, готические руины , мосты и другую живописную архитектуру, призванную воссоздать идиллический пасторальный пейзаж. работа Ланселота «Способность» Брауна Особое влияние оказала . К концу 18 века английский сад стал подражать французскому пейзажному саду , а в Санкт-Петербурге, Россия, в Павловске - садам будущего императора Павла . Он также оказал большое влияние на формы общественных парков и садов, появившихся по всему миру в XIX веке. [5] Английский ландшафтный сад обычно располагался вокруг английского загородного дома , и многие его примеры в Соединенном Королевстве сегодня являются популярными достопримечательностями для посетителей.
История [ править ]
Предшественниками ландшафтного сада в Англии были большие парки, созданные сэром Джоном Ванбру (1664–1726) и Николасом Хоксмуром в замке Ховард (1699–1712), дворец Бленхейм (1705–1722) и ландшафтный сад Клермонт в Клермонт-хаусе. (1715–1727). В этих парках были обширные лужайки, леса и памятники архитектуры, такие как классический мавзолей, спроектированный Хоксмуром в замке Ховард. В центре композиции находился дом, за которым располагались формальные и симметричные сады в стиле французского сада с богато украшенными коврами с цветочным орнаментом и стенами из живой изгороди, украшенными статуями и фонтанами. Эти сады, созданные по образцу садов Версаля , были призваны впечатлять посетителей своими размерами и величием. [6]
Уильям Кент и Чарльз Бриджмен [ править ]
Новый стиль, который стал известен как английский сад, был изобретен ландшафтными дизайнерами Уильямом Кентом и Чарльзом Бриджменом , работавшими на богатых покровителей, в том числе Ричарда Темпла, 1-го виконта Кобэма ; Ричард Бойл, третий граф Берлингтон ; и банкир Генри Хоар . Эти люди владели большими поместьями, были членами антироялистской партии вигов , имели классическое образование, были покровителями искусств и совершили Гранд-тур по Италии, где они увидели римские руины и итальянские пейзажи, которые они воспроизвели в своих сады.
Уильям Кент (1685–1748) был архитектором, художником и дизайнером мебели, который познакомил палладианского Англию с архитектурой стиля. Вдохновением Кента послужили Палладио здания в Венето , а также пейзажи и руины вокруг Рима — он жил в Италии с 1709 по 1719 год и привез с собой множество рисунков античной архитектуры и пейзажей. Его сады были спроектированы так, чтобы дополнять палладианскую архитектуру построенных им домов. [7]
Чарльз Бриджмен (1690–1738) был сыном садовника и опытного садовода, который стал королевским садовником королевы Анны и принца Джорджа Датского , ответственным за уход и перепроектирование королевских садов в Виндзоре , Кенсингтонском дворце , Хэмптон-Корте , Сент-Луисе. Джеймс-парк и Гайд-парк . Он сотрудничал с Кентом в создании нескольких крупных садов, предоставляя ботанический опыт, который позволил Кенту реализовать свои архитектурные видения. [6]
Чизвик Хаус [ править ]
Кент создал один из первых настоящих английских пейзажных садов в Чизвик-хаусе для Ричарда Бойла, 3-го графа Берлингтона . Первые сады, которые он заложил между 1724 и 1733 годами, имели много формальных элементов французского сада , в том числе аллеи, образующие патте д'ой и каналы, но они также представляли собой безумие , живописное воссоздание ионического храма, расположенного в театр деревьев. Между 1733 и 1736 годами он перепроектировал сад, добавив лужайки, спускающиеся к берегу реки, и небольшой каскад. Впервые форма сада была вдохновлена не архитектурой, а идеализированной версией природы. [8]
Рушам [ править ]
Рушам-хаус в Оксфордшире считается некоторыми наиболее совершенным и значимым произведением Уильяма Кента. [9] Покровителем был генерал Джеймс Дормер , который поручил Бриджмену создать сад в 1727 году, а затем пригласил Кент, чтобы воссоздать его в 1737 году. Бриджмен построил ряд садовых элементов , включая грот Венеры, на склоне вдоль реки Черуэлл , соединенный прямые переулки. Кент превратил аллеи в извилистые тропинки, построил плавно извивающийся ручей, использовал особенности природного ландшафта и склоны, создал серию видов и картин, украшенных аллегорическими статуями Аполлона, раненого гладиатора, льва, нападающего на лошадь, и других сюжетов. . Он разместил приманки для глаз , предметы классической архитектуры, чтобы украсить пейзаж, и использовал ха-ха , скрытую канаву, которая не позволяла выпасать животных в саду, обеспечивая при этом непрерывный вид изнутри. Наконец, он добавил каскады по образцу садов Виллы Альдобрандини и Виллы ди Пратолино в Италии, чтобы добавить движения и драматизма. [10]
Стоу Хаус [ править ]
Сады Стоу в Бакингемшире (1730–1738) представляли собой еще более радикальное отличие от формального французского сада. В начале 18 века Ричард Темпл, 1-й виконт Кобэм , поручил Чарльзу Бриджману спроектировать формальный сад с архитектурными украшениями Джона Ванбру . Проект Бриджмена включал восьмиугольное озеро и ротонду (1720–1721 гг.), спроектированные Ванбру.
В 1730-х годах Уильям Кент и Джеймс Гиббс были назначены работать с Бриджменом, который умер в 1738 году. Кент преобразовал озеро, придав ему более естественную форму, и создал новый вид сада, который приглашал посетителей совершить экскурсию по живописным пейзажам. В конечном итоге в него вошел Палладианский мост (1738 г.); Храм Венеры (1731 г.) в виде виллы Палладио; Храм древних добродетелей (1737 г.) со статуями знаменитых греков и римлян; Храм достойных британцев (1734–1735) со статуями британских героев; и Храм современных добродетелей, который намеренно оставили в руинах, и в котором находилась обезглавленная статуя Роберта Уолпола , политического соперника Кобэма. [11]
Сад привлекал посетителей со всей Европы, в том числе Жан-Жака Руссо . Он стал источником вдохновения для создания ландшафтных садов в Великобритании и на континенте.
Стоурхед [ править ]
Стоурхед в Уилтшире (1741–1780 гг.), созданный банкиром Генри Хоаром , был одним из первых «живописных» садов, вдохновленных картинами Клода Лоррена . Хоар отправился в Италию в рамках Гранд-тура и вернулся с картиной Клода Лоррена. Хоар запрудил ручей в своем имении, создал озеро и окружил озеро пейзажами и архитектурными сооружениями, изображающими различные этапы путешествия Энея в « Энеиде Вергилия » . [12]
Великая эпоха английского сада [ править ]
Способность Брауна [ править ]
Самой влиятельной фигурой в более позднем развитии английского ландшафтного сада был Ланселот «Способность» Браун (1716–1783), который начал свою карьеру в 1740 году садовником в Стоу-Гарденс под руководством Чарльза Бриджмена , а затем сменил Уильяма Кента в 1748 году.
Вклад Брауна заключался в том, чтобы упростить сад, устранив геометрические структуры, аллеи и партеры возле дома и заменив их холмистыми лужайками и обширными видами на изолированные группы деревьев, благодаря чему пейзаж казался еще больше. «Он стремился создать идеальный пейзаж английской сельской местности». [13] Он создал искусственные озера и использовал плотины и каналы, чтобы создать иллюзию того, что река течет через сад.
Он сравнил свою роль садового дизайнера с ролью поэта или композитора. «Здесь ставлю запятую, там, когда надо вырезать вид, ставлю скобку, там заканчиваю точкой и начинаю с другой темы». [14]
Браун спроектировал 170 садов. Наиболее важными были:
- Петворт ( Западный Суссекс ) в 1752 году;
- Чатсуорт ( Дербишир ) в 1761 году;
- Бовуд ( Уилтшир ) в 1763 году;
- Дворец Бленхейм ( Оксфордшир ) в 1764 году.
Хамфри Рептон [ править ]
Хамфри Рептон (21 апреля 1752 – 24 марта 1818) был последним великим английским ландшафтным дизайнером восемнадцатого века, которого часто считают преемником Кэпэбилидж Брауна. [15] Рептон пришел к идее стать «садовником» (термин, который он сам придумал) после неудач в различных предприятиях и, почувствовав возможность после смерти Брауна, стремился заполнить пробел и рассылал циркуляры своим знакомым в высших классах с рекламой. его услуги. Чтобы помочь клиентам визуализировать свои проекты, Рептон выпустил «Красные книги» (так называемые из-за их переплета). [16] с пояснительным текстом и акварелью с системой наложений для отображения изображений «до» и «после». [17]
В 1794 году Ричард Пейн Найт и Уведейл Прайс одновременно опубликовали злобные нападки на «скудного гения голых и лысых», критикуя гладкие, змеевидные изгибы Брауна как мягкие и неестественные и защищая грубые и замысловатые конструкции, составленные в соответствии с « живописной теорией», которая разработала Пейзажи должны быть составлены как пейзажные картины, с передним планом, средним планом и задним планом. В начале своей карьеры Рептон защищал репутацию Брауна во время «живописного спора». Однако по мере развития своей карьеры Рептон начал применять теорию живописи в практике ландшафтного дизайна. Он считал, что передний план должен быть сферой искусства (с формальной геометрией и декоративными насаждениями), что средний план должен иметь характер парковой зоны типа созданного Брауном, а задний план должен иметь дикий и «естественный» характер. Рептон вновь представил формальные террасы, балюстрады , решетчатые конструкции и цветники вокруг дома, что стало обычной практикой в девятнадцатом веке. [18]
Рептон опубликовал четыре основные книги по садовому дизайну: «Очерки и советы по ландшафтному садоводству» (1795 г.), «Наблюдения по теории и практике ландшафтного садоводства» (1803 г.), «Исследование изменений вкуса в ландшафтном садоводстве» (1806 г.) и «Фрагменты теории». и практика ландшафтного садоводства (1816 г.). [18] Они основывались на материалах и методах, использованных в Красных книгах. Эти работы оказали большое влияние на других ландшафтных дизайнеров, в том числе Джона Клавдия Лаудона , Джона Нэша , Жана-Шарля Адольфа Альфана , Германа Людвига Генриха Пюклера-Мускау и Фредерика Лоу Олмстеда . [18]
«Лес или дикий сад» [ править ]
Одним из аспектов нового стиля было сделать лесной массив более интересным и декоративным, что привело к выделению лесного сада в отдельный тип. Это приняло несколько форм, одной из которых способствовало развивающееся готическое возрождение . Хорас Уолпол , великий пропагандист английского ландшафтного садового стиля, похвалил Пейнсхилл в Суррее, чьи разнообразные особенности включали кустарник с американскими растениями и наклонную «Альпийскую долину» хвойных деревьев , как один из лучших представителей нового стиля «лесного сада». или дикие сады». [19] Это был стиль лесной местности, стремящийся к возвышенному , новая модная концепция в литературе и искусстве, или, по крайней мере, к живописности , еще один новый термин. Для этого действительно требовались крутые склоны, пусть даже и не очень высокие, вдоль которых можно было проложить тропинки, открывающие впечатляющие виды, которые современными зрителями, читавшими готические романы, » Уолпола (1764). такие как «Замок Отранто были очень впечатлены [20]
Подходящим стилем садовых построек был готический , а не неоклассический , а экзотические насаждения скорее представляли собой вечнозеленые хвойные деревья, чем цветущие растения, заменяя «очарование ярких, приятных пейзажей темными и суровыми, мрачными и драматичными». [21] Ведущим примером этого стиля был Стадли Роял в Северном Йоркшире , который имел большое преимущество в так называемом «Неожиданном виде»: внезапно открывался вид сверху на впечатляющие руины аббатства Фаунтинс . [22]
В Стоу компания Capability Brown последовала новой моде между 1740 и 1753 годами, добавив к парку новую часть, названную Хокуэлл-Хилл или Готический променад, со зданием в стиле готического возрождения. [23] В 1751 году Уолпол решил «перейти к готике», как он выразился в письме, и с тех пор стал ведущим пропагандистом этого стиля, владея собственным домом Строберри-Хилл в Твикенхеме , который до сих пор остается самым крайним примером «готики» XVIII века. "стиль. [24]
«Англо-Китайский» сад [ править ]
По мнению некоторых писателей, особенно французских, Дальний Восток вдохновил возникновение английского пейзажного сада через Голландию. В 1685 году английский писатель, бывший дипломат в Гааге , сэр Уильям Темпл написал эссе «О саду Эпикура» (опубликовано в 1690 году), включая отрывок, в котором европейские симметричные и формальные сады противопоставлялись асимметричным композициям из Китая, для чего он ввел (как китайский) термин шаравадги , на самом деле, вероятно, искаженное японское слово, означающее «нерегулярность». [25] [26] [27] Темпл никогда не бывал на Дальнем Востоке, но он был в контакте с голландцами и их рассуждениями о неправильности дизайна, разговаривал с купцом, который долгое время был на Дальнем Востоке, и читал там работы европейских путешественников. Он отметил, что в китайских садах избегали формальных рядов деревьев и цветочных клумб, а вместо этого размещали деревья, растения и другие элементы сада нерегулярно, чтобы бросаться в глаза и создавать красивые композиции, при этом мягко говоря критикуя формальные композиции садов Дворца . Версаль Людовика XIV Франции . [28] Его наблюдения о китайском саду были процитированы эссеистом Джозефом Аддисоном в эссе 1712 года, который использовал их для нападок на английских садовников, которые вместо того, чтобы подражать природе, пытались сделать свои сады во французском стиле, как можно более далекими от природы. . [29]
Новизна и экзотика китайского искусства и архитектуры в Европе привели в 1738 году к строительству первого здания в китайском стиле в английском саду, в саду Стоу-Хауса , в то время, когда шинуазри был популярен в большинстве видов декоративного искусства. по всей Европе. Этот стиль стал еще более популярным благодаря Уильяму Чемберсу (1723–1796), который жил в Китае с 1745 по 1747 год и написал книгу « Проекты китайских зданий, мебели, платьев, машин и посуды». К которому прилагается описание их храмов, домов, садов и т. д. опубликовано в 1757 году. В 1761 году он построил Большую пагоду в Лондоне как часть Кью-Гарденс , парка с садами и архитектурой, символизирующей все части света и все архитектурные стили. После этого китайские пагоды стали появляться и в других английских садах, затем во Франции и других частях континента. термин Jardin Anglo-Chinois (англо-китайский сад). Французские наблюдатели придумали для этого стиля сада [27] [30]
Английский сад распространился на континент [ править ]
Описания английских садов были впервые привезены во Францию Жаном-Бернаром, аббатом Лебланом , который опубликовал отчеты о своем путешествии в 1745 и 1751 годах. Трактат и путеводитель по английскому саду « Наблюдения за современным садоводством» , написанный Томасом Уэйтли. и опубликован в Лондоне в 1770 году, был переведен на французский и немецкий языки в 1771 году. После окончания Семилетней войны в 1763 году французские дворяне смогли отправиться в Англию и увидеть сады своими глазами, и стиль начал адаптироваться. во французских садах. Новый стиль также имел то преимущество, что требовал меньше садовников, и его было легче поддерживать, чем французский сад. [31]
Один из первых английских садов на континенте находился в Эрменонвиле во Франции, он был построен маркизом Рене Луи де Жирарденом с 1763 по 1776 год и основан на идеалах Жана-Жака Руссо , который был похоронен в парке. Руссо и основатель сада посетили Стоу несколькими годами ранее. Другими ранними примерами были Дезерт де Рец , Ивелин (1774–1782); Сады замка Багатель в Булонском лесу , к западу от Парижа (1777–1784);Фоли Сен-Джеймс в Нейи-сюр-Сен (1777–1780); и Замок Меревиль в департаменте Эссон (1784–1786). Даже в Версале, где находится самый классический из всех французских садов, был построен небольшой английский ландшафтный парк с римским храмом и была создана имитация деревни Хамо-де-ла-Рейн (1783–1789) для Марии-Антуанетты .
Новый стиль распространился и в Германии. Центральные английские земли Верлиц в княжестве Ангальт были заложены между 1769 и 1773 годами Леопольдом III, герцогом Ангальт-Дессау , на основе моделей ландшафтных садов Клермонта , Стоурхеда и Стоу . Другим ярким примером был Английский сад в Мюнхене , Германия , созданный в 1789 году сэром Бенджамином Томпсоном (1753–1814).
В Нидерландах ландшафтный архитектор Лукас Питерс Рудбард (1782–1851) спроектировал в этом стиле несколько садов и парков. [ нужна ссылка ] Стиль был представлен Швеции Фредриком Магнусом Пайпером .
В Польше основным примером этого стиля является парк Лазенки в Варшаве . Своей формой и внешним видом схема сада обязана главным образом последнему королю страны Станиславу Августу Понятовскому . В другой части Речи Посполитой парк Софиевка (Зофювка), ныне Украина , был спроектирован графом Станиславом Щенсным Потоцким, чтобы проиллюстрировать « Одиссею» и « Илиаду» .
Этот стиль также быстро распространился в России , где в 1774 году Екатерина Великая адаптировала новый стиль в парке своего дворца в Царском Селе , дополнив его имитацией китайской деревни и палладианским мостом , созданным по образцу Уилтон-Хауса . Гораздо больший парк был создан для ее сына Павла в соседнем имении Павловске . Парк Монрепо расположен на скалистом острове Линнасаари в Выборгском заливе и известен ледниковыми валунами и гранитными скалами.
Характеристики английского сада за рубежом [ править ]
Континентальный европейский «Английский сад» обычно имеет меньшие размеры; многие из них находятся в городах или на их окраинах, а не в центре сельской местности. В таких садах обычно отсутствуют потрясающие виды пологой земли и воды, которые в Англии, как правило, расположены на фоне леса с группами деревьев и отдаленными рощами. Вместо этого они часто более густо усеяны «привлекателями глаз», такими как гроты , храмы , чайные , бельведеры , павильоны , бутафорские руины , мосты и статуи. Название «Английский сад », не используемое в Соединенном Королевстве , где используется «ландшафтный сад», отличает его от формального барочного дизайна сада по-французски . Одним из самых известных английских садов в Европе является Английский сад в Мюнхене .
Доминирующий стиль был пересмотрен в начале 19 века и стал более « садовым ». [32] особенности, в том числе кустарники с гравийными дорожками, древесные посадки для удовлетворения ботанического любопытства и, что особенно важно, возвращение цветов на окраинах широких клумб. Это версия ландшафтного сада, наиболее имитируемая в Европе XIX века. Внешние территории «домашнего парка» английских загородных домов сохраняют натуралистическую форму. Английское садоводство с 1840-х годов носило более ограниченный характер, было ближе и более связано с резиденцией.
Канонический европейский английский парк содержит ряд романтических элементов. Всегда присутствует пруд или небольшое озеро с причалом или мостиком. Над прудом возвышается круглый или шестиугольный павильон , часто в форме моноптероса , римского храма. Иногда в парке есть и «китайский» павильон . Другие элементы включают грот и имитацию руин .
Второй стиль английского сада, ставший популярным в 20 веке во Франции и Северной Европе, основан на стиле английского коттеджного сада конца 19 века . [33] с обильными смешанными посадками цветов, которые должны были выглядеть в значительной степени незапланированными.
Галерея [ править ]
- Пинетум в Бовуд-Хаусе в Уилтшире
- Вид из Кэпэбилити Брауна в Бовуд-Хаусе грота
- Мост и мавзолей в замке Ховард в Северном Йоркшире
- Хоуквелл-Хилл с готическим храмом, памятником Кобэму и Палладианским мостом в Стоу-Хаусе в Бакингемшире
- Привлекательный пантеон в поместье Стоурхед в Уилтшире
- Сады виллы Боргезе » конца XVIII века в Риме с изображением « Храма Эскулапа , построенного как приманка для глаз в стиле озера в Стоурхеде.
- Дворец Лакен в Брюсселе , Бельгия
- «Храм Дружбы» в Павловском парке под Санкт-Петербургом , Россия.
- Фельзенинзель Штайн и вилла Гамильтон в парке Верлицер в Германии
- В отеле de Besenval находится один из старейших частных английских ландшафтных садов в Париже.
См. также [ править ]
Примечания [ править ]
- ^ Ив-Мари Аллен и Жанин Кристиани, Искусство садов в Европе , Цитадели и Мазено, Париж, 2006.
- ^ Брис, Мишель Ле. 1981. Романтика и романтизм. Skira/Rizzoli International Publications, Inc., Нью-Йорк, 1981. 215 стр. [стр. 17] ISBN 0-8478-0371-6
- ^ Томам, Рольф, редактор. 2000. Неоклассицизм и романтизм: архитектура, скульптура, живопись, рисунки, 1750-1848. Кенеманн, издательство. Кёльн. 520 стр. [страница 18] ISBN 3-8290-1575-5
- ^ Боултс, Элизабет и Чип Салливан (2010). Иллюстрированная история ландшафтного дизайна . Джон Уайли и сыновья . п. 175 . ISBN 978-0-470-28933-4 .
- ^ Люсия Импеллузо, Сады, огороды и лабиринты , Mondatori Electra, Милан
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б Филипп Прево, История садов , Editions Sud Ouest, 2006 г.
- ^ См. Аллен и Кристиани, стр. 280.
- ^ Люсия Импеллосо, Сады, огороды и лабиринты , стр. 90.
- ^ См. Джона Диксона Ханта , Garden and Grove , Лондон, 1986.
- ^ Аллен и Кристиани, стр. 290
- ^ Люсия Импеллузо, Сады, огороды и лабиринты , стр. 96.
- ^ Impelluso, Сады, огороды и лабиринты , стр. 95.
- ^ Аллен и Кристиани, стр. 282.
- ^ Цитируется в книге «Аллен и Кристиани», стр. 282.
- ^ Патрик Гуд Эд. (2009) Оксфордский компаньон по архитектуре , Oxford University Press ISBN 978-0-1986-0568-3
- ^ Патрик Тейлор Эд. (2006) Оксфордский спутник сада , Oxford University Press ISBN 978-0-1986-6255-6
- ^ Джон Кэннон (2009) Оксфордский спутник британской истории , Oxford University Press ISBN 9780199567638
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б с Джеймс Стивенс Керл (2006) Словарь архитектуры и ландшафтной архитектуры , Oxford University Press ISBN 978-0-1986-0678-9
- ^ Цитируется по Ханту (2012), 141; Вульф, 143–144, 229, 231.
- ↑ Из главы 3 : «...Теодор наконец решил отправиться в лес, на который указала ему Матильда. Придя туда, он искал самые мрачные тени, как лучше всего подходящие к приятной меланхолии, царившей в его душе. В этом В настроении он незаметно бродил по пещерам, которые раньше служили убежищем для отшельников, а теперь, как сообщалось, по всей стране преследовались злыми духами. Он вспомнил, что слышал об этой традиции, и, будучи человеком храбрым и предприимчивым, охотно; Он дал волю своему любопытству, исследуя тайные уголки этого лабиринта. Не успел он проникнуть далеко, как ему показалось, что он услышал шаги какого-то человека, который, казалось, отступал перед ним».
- ^ Трота, 24, 55–56, 62–64, 63, цитирование.
- ^ Трота, 63–65.
- ^ Аллен и Кристиани, стр. 307
- ^ Трота, 24-29, 25, цитирование.
- ^ См. Вайбе Куитерт «Японское искусство, эстетика и европейский дискурс - разгадка Шараваджи», Japan Review, 2014 ISSN 0915-0986 (том 27).
- ^ Чанг, Элизабет Хоуп (2010). Британский китайский взгляд: литература, империя и эстетика в Британии девятнадцатого века . Стэнфорд: Издательство Стэнфордского университета. п. 28. ISBN 978-0-8047-5945-8 .
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б Степанова, Екатерина (2010). Краушаар, Фрэнк (ред.). На Восток: Западные взгляды на культуру Восточной Азии . Берн: Питер Лэнг. стр. 155–156. ISBN 978-3-0343-0040-7 .
- ^ см. Вайбе Куитерт «Японские одежды, Шараваджи и ландшафтный дискурс сэра Уильяма Темпла и Константина Гюйгенса» Garden History , 41, 2: (2013), стр.172.
- ^ Мишель Баридон, Les Jardins-Ландшафтисты, садовники, поэты . Стр. 839-40.
- ^ Чанг, Элизабет Хоуп (2010). Британский китайский взгляд: литература, империя и эстетика в Британии девятнадцатого века . Стэнфорд: Издательство Стэнфордского университета. п. 18. ISBN 978-0-8047-5945-8 .
- ^ Аллен и Кристиани, стр. 316-318.
- ^ Термин «гарденеск» был введен Джоном Клавдием Лаудоном .
- ^ «От крестьян до Моне — триумф английских коттеджных садов» . Архивировано из оригинала 12 ноября 2016 г. Проверено 25 октября 2006 г.
Ссылки [ править ]
- Ив-Мари Аллен и Жанин Кристиани, Искусство садов в Европе , Цитадель в Мазено, Париж, 2006 г.
- Мишель Баридон, Les Jardins - Ландшафтные дизайнеры. Садовники, Поэты . Издания Роберта Лаффона, Париж, 1998 г.
- Кларк, Х.Ф., Английский пейзажный сад. Лондон, Плеяды. 1948 год.
- Хант, Джон Диксон , Мир садов , 2012, Reaktion Books, ISBN 9781861898807
- Хасси, Кристофер , Английские сады и пейзажи 1700-1750 гг. Лондон, Деревенская жизнь. 1967.
- Куитерт, Вайбе, Японские халаты, Шараваджи и ландшафтный дискурс сэра Уильяма Темпла и истории садов Константина Гюйгенса , 41, 2: (2013) с. 172
- Куитерт Вайбе, Японское искусство, эстетика и европейский дискурс - разгадка Шараваджи Japan Review 2014 ISSN 0915-0986 (Том 27), PDF
- Принс, Хью, Парки в Англии. Поместье Шалфлит, Справочники Pinhorns: Два. 1967.
- Джаррет, Дэвид, Английский пейзажный сад. Лондон, Академия. 1978.
- Стюарт, Дэвид К., Георгианские сады. Лондон, Хейл. 1979.
- Жак, Давид , Грузинские сады. Царство природы. Лондон, Бэтсфорд. 1983.
- Английский сад , Phaidon Press, Лондон, 2008.
- Люсия Импеллузо, Сады, огороды и лабиринты , Мондатори Электра, Милан
- Филипп Прево, Истории садов , Éditions Sud Ouest, Бордо, 2008 г.
- Лэрд, Марк (1999). Цветение ландшафтного сада: Английские увеселительные заведения, 1720-1800 гг . Издательство Пенсильванского университета. ISBN 9780812234572 . Проверено 16 марта 2012 г. ISBN 081223457X
- Фрэнсис, Марк; Рейманн, Андреас (1999). Калифорнийский ландшафтный сад: экология, культура и дизайн . Издательство Калифорнийского университета. ISBN 9780520217645 . Проверено 16 марта 2012 г. ISBN 0520214501
- Трота, Ганс фон, Английский сад , 2009, Haus Publishing, ISBN 9781906598204
- Уорпол, Кен и Ортон, Джейсон, Новый английский пейзаж , Полевая станция, Лондон, 2014.
- Вульф, Андреа , Братья-садовники: поколение джентльменов-натуралистов и рождение одержимости , 2008, Уильям Хайнеманн (США: Vintage Books), ISBN 9780434016129
Дальнейшее чтение [ править ]
- Хант, Джон Диксон , Гений места. Английский пейзажный сад 1620-1820 гг. Лондон, Элек. 1975.