хакасы
![]() | Вы можете помочь дополнить эту статью текстом, переведенным из соответствующей статьи на русском языке . (Апрель 2009 г.) Нажмите [показать], чтобы просмотреть важные инструкции по переводу. |
хакасы | |
---|---|
![]() ![]() Вверху: хакасский этнический флаг. Внизу: хакасы в Хакасии и соседних регионах. | |
Общая численность населения | |
80 000 (оценка) | |
Регионы со значительной численностью населения | |
Россия (в первую очередь Хакасия ) | |
![]()
| 72,959 [ 1 ] |
![]() | 162 [ 2 ] |
![]() | Около 1500 |
Языки | |
Хакасский , Русский | |
Религия | |
Преимущественно православное христианство ( русское православие ) Также шаманизм ( тенгризм ) | |
Родственные этнические группы | |
Чулымцы , кумандинцы , сибирские татары , шорцы , телеуты , тофалары , тувинцы , духа , сойоты , фую кыргызы , кыргызы |
Хакасы [ а ] [ б ] — тюркский коренной народ Сибири , проживающий в республике Хакасия , Россия . Они говорят на хакасском языке .
Хахасы являются прямыми потомками различных древних культур, населявших южную Сибирь, включая андроновскую культуру , самодийские народы , тагарскую культуру и енисейскую кыргызскую культуру. [ 3 ] [ 4 ] [ 5 ]
Хотя некоторые группы населения, традиционно называемые хахасами, не имеют отношения к хахасам или какой-либо другой этнической группе, присутствующей в этом районе. [ 6 ]
Этимология
[ редактировать ]Хакасы исторически были известны как кыргызы заклеймила их как татар , прежде чем российская империя после завоевания Сибири . Имя Татар затем стало автонимом, используемым хакасами для обозначения себя, в форме Тадар . После русской революции советские власти изменили название группы на «Хакасы» , новое название, основанное на китайском названии кыргызов Сяцясы . [ 7 ]
История
[ редактировать ]Енисейские кыргызы были вынуждены платить дань по договору, заключенному между джунгарами и русскими в 1635 году. [ 8 ] Джунгарские ойратские калмыки принудили к подчинению енисейских кыргызов. [ 9 ] [ 10 ]
Часть енисейских кыргызов была переселена в Джунгарское ханство джунгарами кыргызы , а затем Цин переселил их из Джунгарии в северо-восточный Китай в 1761 году, где они стали известны как Фую . [ 11 ] [ 12 ] [ 13 ] Сибе-баннермены были размещены в Джунгарии, а в Северо-Восточном Китае (Маньчжурия) были депортированы некоторые из оставшихся Оэлет-ойратов. [ 14 ] Бассейн Нонни был местом расселения депортированных ойратов Оэлет. Енисейские кыргызы были депортированы вместе с ёлетами. [ 15 ] Китайский и ойратский язык заменили ойратский и кыргызский во времена Маньчжоу-Го в качестве двойных языков енисейских кыргызов, живущих в Нонни. [ 16 ]

В 17 веке хакасы образовали Хакасию посреди земель енисейских кыргызов. [ нужна ссылка ] , которые в то время были вассалами монгольского . правителя Русские прибыли вскоре после ухода киргизов, и начался приток русских аграрных поселенцев. В 1820-е годы золотые начали разрабатывать вокруг Минусинска прииски , который стал областным промышленным центром.
Названия Хонгорай и Хоораи применялись к хакасам до того, как они стали называться хакасами. [ 17 ] [ 18 ] [ 19 ] [ 20 ] Хакасы называют себя тадарами. [ 21 ] [ 22 ] [ 23 ] Хоораи (Хоррай) также использовался для обозначения них. [ 24 ] [ 25 ] [ 26 ] Теперь хакасы называют себя тадарами. [ 27 ] [ 28 ] и не используйте хакасов для описания себя на их родном языке. [ 29 ] Их еще называют татарами-абаками. [ 30 ]
В XIX веке многие хакасы приняли русский образ жизни, и большинство из них массово обратились в православие . Однако шаманизм все еще распространен; [ 31 ] Многие христиане практикуют шаманизм вместе с христианством. [ 32 ] В императорской России хакасы были известны под другими именами, использовавшимися в основном в историческом контексте: минусинские татары ( русский язык : минусинские татары ), абаканские татары (баканские татары) и енисейские тюрки .
Во время революции 1905 года развернулось движение к автономии. С приходом к власти Советов в 1923 году был создан Хакасский национальный округ, а различные этнические группы (бельтир, сагай, качин, койбал и кызыл) были искусственно «объединены» в одну — хакасов. В 1930 году Национальный округ был реорганизован в Хакасскую автономную область , входившую в состав Красноярского края . [ 33 ] Республика Хакасия в современном виде создана в 1992 году.
Хакасы составляют лишь около 12% от общей численности населения республики (78,5 тыс. человек по переписи 1989 года). Хакасы традиционно занимались кочевым скотоводством, земледелием, охотой и рыболовством. Народ Бельтир также специализировался на ремесле. Выпас овец и крупного рогатого скота по-прежнему распространен, хотя со временем республика стала более индустриализированной.
Генетика
[ редактировать ]Отцовская линия
[ редактировать ]Генетические исследования выявили 4 основные отцовские линии в популяции хахасов. [ 34 ] [ 35 ]
- Гаплогруппа N является преобладающей отцовской гаплогруппой среди хахасов. Он представляет примерно 64% хакасских мужских линий, в основном N1b (P43) и N1c (M178). Было высказано предположение, что гаплогруппа N1b (в частности, N2a1-B478) у хакасов может представлять собой происхождение от самодийских носителей, которые были ассимилированы тюркскими носителями. [ 36 ] [ 37 ]
- Гаплогруппа R1a - вторая по распространенности гаплогруппа среди населения Хаха; что составляет 27,9-33% от общего числа. Гаплогруппа R1a имеет преобладающую отцовскую гаплогруппу в Алтайском крае с момента появления андроновской культуры . [ 38 ] Он представляет собой миграцию носителей индоевропейского языка, которые мигрировали на восток и поселились в центральной Сибири в периоды бронзового и железного веков , таких как индоиранская андроновская культура и тагарская культура . [ 39 ]
Другие отцовские гаплогруппы хакасов включают гаплогруппу Q , которая, вероятно, является «исходной» сибирской линией хакасов. Встречается около 4,8% среди населения Хакасии. о незначительных частотах гаплогрупп R1b , C3 и E1 Также сообщалось .
Материнские линии
[ редактировать ]Более 80% хакасских линий мтДНК принадлежат восточноевразийским линиям, хотя значительный процент (18,9%) принадлежит различным западноевразийским линиям мтДНК. [ 40 ]
Религия
[ редактировать ]В настоящее время хакасы преимущественно являются православными христианами ( РПЦ ).
Также существует традиционный шаманизм ( тенгризм ), включающий следующие течения: [ 41 ]
- Khakas Heritage Center—the Society of Traditional Religion of Khakas Shamanism "Ah-Chayan" ( Russian : Центр хакасского наследия — общество традиционной религии хакасского шаманизма "Ах-Чаян" );
- Traditional religion of the Khakas society "Izykh" ( Russian : Общество традиционной религии хакасского народа "Изых" );
- Traditional religion society "Khan Tigir" ( Russian : Общество традиционной религии "Хан Тигир" ).
См. также
[ редактировать ]Примечания
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ "Окончательные итоги Всероссийской переписи населения 2010 года" . Archived from the original on 3 August 2011. (All Russian census, 2010)
- ^ Государственный комитет статистики Украины - Национальный состав населения, перепись 2001 г. (украинский)
- ^ Харьков 2011 , с. 404–405
- ^ Карл Скутч (7 ноября 2013 г.). Энциклопедия меньшинств мира . Рутледж. стр. 705–. ISBN 978-1-135-19388-1 .
- ^ Пол Фридрих (14 января 1994 г.). Энциклопедия мировых культур: Россия и Евразия, Китай . ГК Холл. ISBN 978-0-8161-1810-6 .
- ^ Штыгашева, Хамина. «Генетическое разнообразие генофонда хакасов: Субэтническая дифференциация и структура гаплогрупп Y-хромосомы» .
{{cite web}}
: CS1 maint: статус URL ( ссылка ) - ^ Кара, Давид Сомфаи (2018). «Формирование современных тюркских «этнических» групп в Центральной и Внутренней Азии» . Венгерский исторический обзор . 7 (1): 98–110. ISSN 2063-8647 . JSTOR 26571579 .
Остальные тюркские роды (енисейские кыргызы) русские называли минусинскими татарами, и вскоре это стало их автонимом (тадарлар). В советское время их официальное название (экзоним) изменилось. Они стали хакасами по китайскому названию «сяцясы», или кыргызы.
- ^ Миллуорд 2007 , с. 89.
- ^ Краткая энциклопедия языков мира . Эльзевир. 6 апреля 2010 г. стр. 611–. ISBN 978-0-08-087775-4 .
- ^ ЭК Браун; Р.Э. Ашер; Джейми Симпсон (2006). Энциклопедия языка и лингвистики . Эльзевир. п. 224. ИСБН 978-0-08-044299-0 .
- ^ Чороев (Чоротегин) 2003 , с. 110.
- ^ Поцци, Янхунен и Вейерс, 2006, стр. 113.
- ^ Джованни Старый; Алессандра Поцци; Юха Антеро Янхунен; Майкл Вейерс (2006). Йесен Аку: Маньчжурские исследования в честь Джованни Старого Издательство Отто Харрасовица. стр. 100-1 112–. ISBN 978-3-447-05378-5 .
- ^ Юха Янхунен (1996). Маньчжурия: Этническая история . Финно-угорское общество. п. 112. ИСБН 978-951-9403-84-7 .
- ^ Юха Янхунен (1996). Маньчжурия: Этническая история . Финно-угорское общество. стр. 111–112. ISBN 978-951-9403-84-7 .
- ^ Юха Янхунен (1996). Маньчжурия: Этническая история . Финно-угорское общество. п. 59. ИСБН 978-951-9403-84-7 .
- ^ Марджори Мандельштам Бальцер (1995). Воплощение культуры: отечественная антропология из России . Я Шарп. стр. 75–. ISBN 978-1-56324-535-0 .
- ^ Антропология и археология Евразии . МЭ Шарп Инкорпорейтед. 1994. с. 42.
- ^ Эдвард Дж. Вайда (29 ноября 2004 г.). Языки и предыстория Центральной Сибири Издательство Джона Бенджамина. стр. 100-1 215–. ISBN 978-90-272-7516-5 .
- ^ Сью Бриджер; Фрэнсис Пайн (11 января 2013 г.). Выживание постсоциализма: местные стратегии и региональные ответные меры в Восточной Европе и бывшем Советском Союзе . Рутледж. стр. 55–. ISBN 978-1-135-10715-4 .
- ^ Марджори Мандельштам Бальцер (1995). Воплощение культуры: отечественная антропология из России . Я Шарп. стр. 71–. ISBN 978-1-56324-535-0 .
- ^ Эдвард Дж. Вайда (29 ноября 2004 г.). Языки и предыстория Центральной Сибири Издательство Джона Бенджамина. стр. 100-1 215–. ISBN 978-90-272-7516-5 .
- ^ Канадский обзор исследований национализма: Revue Canadienne Des Études Sur Le Nationalisme . Университет острова Принца Эдуарда. 1997. с. 149.
- ^ Джеймс Б. Минахан (30 мая 2002 г.). Энциклопедия народов без гражданства: этнические и национальные группы всего мира, AZ [4 тома] . АВС-КЛИО. стр. 979–. ISBN 978-0-313-07696-1 .
- ^ Джеймс Минахан (1 января 2002 г.). Энциклопедия народов без гражданства: ДК . Издательская группа Гринвуд. стр. 979–. ISBN 978-0-313-32110-8 .
- ^ Джеймс Б. Минахан (10 февраля 2014 г.). Этнические группы Северной, Восточной и Центральной Азии: Энциклопедия . АВС-КЛИО. стр. 140–. ISBN 978-1-61069-018-8 .
- ^ Сью Бриджер; Фрэнсис Пайн (11 января 2013 г.). Выживание постсоциализма: местные стратегии и региональные ответные меры в Восточной Европе и бывшем Советском Союзе . Рутледж. стр. 55–. ISBN 978-1-135-10715-4 .
- ^ Ориенталия из фольги . Государственное издательство Научный. 1994. стр. 157.
- ^ Антропология и археология Евразии . МЭ Шарп Инкорпорейтед. 1994. с. 38.
- ^ Пол Фридрих (14 января 1994 г.). Энциклопедия мировых культур: Россия и Евразия, Китай . ГК Холл. п. 186. ИСБН 978-0-8161-1810-6 .
- ^ Степанов, Чарльз (январь 2013 г.). «Барабаны и виртуальное пространство в хакасском шаманизме» . Градхива . 17 (1): 144–169. дои : 10.4000/gradhiva.2649 .
- ^ Кира Ван Деусен (2003). Поющая история, Целебный барабан: шаманы и сказители Тюркской Сибири . Издательство Университета Макгилла-Куина . стр. 8–9. ISBN 0-7735-2617-Х .
- ^ Джеймс Форсайт (8 сентября 1994 г.). История народов Сибири: Российская североазиатская колония 1581-1990 гг . Издательство Кембриджского университета. стр. 300–. ISBN 978-0-521-47771-0 .
- ^ Сюй и Ли 2017 , стр. 42–43.
- ^ Харьков, В.Н. (2011). «Генетическое разнообразие генофонда хакасов: Субэтническая дифференциация и структура гаплогрупп Y-хромосомы» . Молекулярная биология . 45 (3): 404–416. дои : 10.1134/S0026893311020117 . S2CID 37140960 .
- ^ Харьков 2011 , с. 407
- ^ Сюй, Дэн; Ли, Хуэй (2017). Языки и гены Северо-Западного Китая и прилегающих регионов . Спрингер. п. 43. ИСБН 978-981-10-4169-3 . «С общей точки зрения, образцы N1b-P43 в самоедской и тувинской популяциях принадлежат к определенному субкладу под названием N2a1-B478. Время распространения N2a1-B478 приходится всего около 3600 лет назад, как показано на рис. 2. Следовательно, мы предлагаем что южная часть самодийского населения, возможно, сменила свой язык на тюркский в различные исторические периоды, в результате чего гаплогруппа N2a1-B478 тувинскому, хахасскому и шорскому населению».
- ^ Сюй и Ли 2017 , стр. 42–43.
- ^ Харьков 2011 , с. 413
- ^ Деренко М.В. (сентябрь 2003 г.). «Разнообразие линий митохондриальной ДНК Южной Сибири» . Анналы генетики человека . 67 (5): 400. doi : 10.1046/j.1469-1809.2003.00035.x . ПМИД 12940914 . S2CID 28678003 .
- ^ Bourdeaux, Michael; Filatov, Sergei, eds. (2006). Современная религиозная жизнь России. Опыт систематического описания [ Contemporary Religious Life of Russia. Systematic description experience ] (in Russian). Vol. 4. Moscow: Keston Institute ; Logos. pp. 124–129. ISBN 5-98704-057-4 .
Внешние ссылки
[ редактировать ]СМИ, связанные с хакасами, на Викискладе?
- НУПИ - Профиль Центра азиатских исследований
- Спящий воин: новые легенды в возрождении хакасской шаманской культуры. Архивировано 1 марта 2018 года в Wayback Machine.
- Виды улиц города Абакан
- [1] Архивировано 20 июня 2018 года в Wayback Machine Беяз Ариф Акбас, «Хакасия: затерянная земля», Портлендский государственный центр тюркских исследований, 2007.