История женщин на Индийском субконтиненте
Часть серии о |
Женщины в обществе |
---|
![]() |
Изучение истории женщин на Индийском субконтиненте было важной научной и популярной областью, в которой имеется множество научных книг и статей, музейных экспонатов и курсов в школах и университетах.
Древний и ранний средневековый периоды
[ редактировать ]
Женщины в ведический период пользовались высоким статусом среди мужчин во всех аспектах жизни. Работы древних индийских грамматиков, таких как Патанджали и Катьяяна, предполагают, что женщины получали образование в ранний ведический период. [ 1 ] [ 2 ] [ 3 ] Стихи Ригведы предполагают, что женщины выходили замуж в зрелом возрасте и, вероятно, могли свободно выбирать себе мужей в соответствии с практикой, называемой сваямвар , или посредством брака в гандхарве . [ 4 ] В Ригведе и Упанишадах упоминаются несколько женщин-мудрецов и провидцев, в частности Гарги Вачакнави и Майтрейи (ок. 7 век до н.э.). [ 5 ]
Первоначально женщинам разрешалось проходить инициацию и изучать Веды. В Дхармасутре Хатраса : упоминается, что
В Махабхарате показательным примером является история брака Драупади с пятью мужчинами. Это указывало на тот факт, что в ведическую эпоху полигамия сочеталась с полиандрией. Женщины могли выбирать себе мужей на собрании, называемом сваямвар . В этой практике отец женщины приглашал всех мужчин, а женщина выбирала одного и выходила за него замуж под наблюдением суда.
Кроме того, в Пуранах каждый Бог был показан в супруге со своими женами: Вишну с Лакшми и Шива с Парвати ). Идолы богов и богинь изображались с важностью для обоих полов. Для богинь были построены отдельные храмы, и в каждом храме к богиням относились и поклонялись с такой же заботой и преданностью, как и к богам. Есть также особые практики, которые сохраняются и по сей день, с точки зрения предпочтения поклонения.
В книге Индуистские женские божества как ресурс для современного повторного открытия Богини» Гросс Рита М. « , 1989 г., говорится:
«По мнению некоторых ученых, позитивные конструкции женственности, обнаруженные в образах богини и связанных с ними образах виранганы или героической женщины, создали когнитивную основу, позволяющую индуистам принимать и приспосабливаться к могущественным женским фигурам, таким как Индира Ганди и Пхулан Деви, те же самые было бы невозможно в западных религиозных традициях».
Даже в практике хомы (ритуала, включающего огонь и подношения огню) каждая мантра или шлока адресована Свахе, жене Агни, а не самому Агни. Деви Бхагавата Пурана: 9.43 говорит, что все просьбы к Агни должны были обращаться только через его жену:
«О Богиня, позволь себе стать пылающей силой огня; которая не способна ничего сжечь без тебя. По завершении любой мантры тот, кто принимает твое имя (Сваха), выльет подношения в огонь, он вызовет эти подношения идти прямо к богам. Мать, позволь себе, хранителю всего процветания, править как хозяйка его (огня) дома».
Этот аспект Свахи как жены Агни упоминается в Махабхарате, Брахмавантара-пуране, Бхагавата-пуране как различные гимны.

В VI или V веке до нашей эры царица Мригавати (на санскрите ) или Мигавати (на Пракрите ) из Ватса Махаджанапада правила в качестве регента, в то время как ее сын Удаяна был либо несовершеннолетним, либо находился в плену у конкурирующего царя, и она заслужила «восхищение даже опытных служителей». [ 6 ] [ 7 ]
Апастамба сутра (ок. 4 век до н.э.) [ 8 ] [ 3 ] отражает некоторые распространенные идеи о роли женщин в постведические эпохи. Апастамба-сутра показывает возвышенное положение женщин, существовавшее в IV веке до нашей эры:
Мужчине не разрешается бросать жену (А 1.28.19).
Он разрешает дочерям наследовать (А 2.14.4). Раздела имущества между мужем и женой быть не может, поскольку они неразрывно связаны между собой и совместно владеют имуществом (А 2.29.3). Таким образом, жена может делать подарки и пользоваться семейным богатством самостоятельно, когда мужа нет дома (А 2.12.16–20).
Женщины являются хранительницами традиционных знаний, и Апастамба говорит своей аудитории, что им следует перенять некоторые обычаи у женщин (A 2.15.9; 2.29.11).

В период Гуптов нередки случаи, когда женщины занимали административную работу. Чандрагупта I , основатель Империи Гуптов , правил королевством совместно со своей королевой Кумарой Деви. [ 9 ] Прабхаватигупта была дочерью Чандры Гупты II из Империи Гуптов и женой Рудрасены II из династии Вакатака и выполняла административные обязанности в своем королевстве. [ 7 ] Примеры того, как женщины из высших классов выходили за рамки домашнего круга, приводят королева и королевы-регенты в Кашмире, Раджастане, Ориссе и Андхре. Были созданы учреждения совместного обучения. В произведении под названием «Амаркош», написанном в эпоху Гуптов, есть имена учителей и профессоров, принадлежащих к женскому полу.
Во II веке до нашей эры царица Наяника (или Наганика) была правительницей и военачальником Империи Сатавахана в регионе Декан (юго-центральная Индия). [ 7 ] Другой ранней женщиной-правителем Южной Азии была королева Анула из Анурадхапуры ( Шри-Ланка , I век до н. э.).
Королева Орриса взяла на себя регентство, когда ее сын умер в конце девятого века, и сразу же погрузилась в военные приключения. Королева Курмадеви из Мевада командовала своими армиями на поле боя в конце двенадцатого века. Королева Кашмира Дидда правила как полноправный правитель в течение двадцати двух лет, а королева Джавахираби сражалась и погибла во главе своей армии.
В Шри-Ланке королева Сугула повела свои войска против южного короля, своего племянника. Под давлением королевских войск она направила свои войска в горы, где построила несколько фортов. Сугула противостояла королевской армии десять лет и запомнилась в истории Шри-Ланки как «Сугула, бесстрашная мятежная королева».
Позднее Средневековье и Раннее Новое время
[ редактировать ]-
Статуя Рудрамы Деви , королевы-воительницы Империи Какатия.
-
Рани Дургавати была царицей Гондваны с 1550 по 1564 год нашей эры. Она сопротивлялась силам императора Великих Моголов Акбара .
-
Статуя королевы-воина Аббакки Човты в Уллале
Рудрама Деви была монархом династии Какатия на плато Декан со столицей в Варангале (современная Телангана) с 1263 года до своей смерти. Она была одной из немногих женщин, правивших в качестве монарха на Индийском субконтиненте , и для этого продвигала мужской имидж. [ 10 ] Этот Махадеви был выдающейся фигурой движения Вирашайва Бхакти в Карнатаке XII века. Ее вачаны на каннада , форма дидактической поэзии, считаются ее самым заметным вкладом в литературу каннада-бхакти. А несколько столетий спустя Мира на севере Индии стал ведущим индуистским мистиком поэтом- движения Бхакти . [ 11 ]
Положение индийских женщин в обществе в этот период ухудшилось. [ 12 ] [ 13 ] Джаухар , который стал обычаем среди раджпутов, совершался, когда они столкнулись с захватчиками, такими как турко-афганцы из 11 века, чтобы не попасть в рабство и не потерять свою честь. [ 14 ] [ 15 ] Во время завоевания Синда Мухаммадом бин Касимом Рани Бай и другие женщины-раджпуты совершали джаухар. [ 16 ] [ 17 ] Это было совершено трижды, только в форте Читтор , многими женами и детьми раджпутских солдат, погибших в боях в форте Читторгарх. Первое время возглавляла Рани Падмини , жена Ратнасимхи , погибшего в битве в 1303 году, а позднее — Рани Карнавати в 1537 году. [ 18 ]
Зенана была персидской традицией , принесенной вторгшимися мусульманами. Хотя изначально это было лишь особенностью дворов мусульманских династий, оно также было принято индуистскими королевскими семьями. Хотя отдельные помещения для женщин иногда существовали в древний период, они не стали нормой до мусульманского периода. При Акбаре особое внимание уделялось изоляции женщин и созданию гаремов . Этой политике Великих Моголов позже подражали и другие, такие как Чакма Радж и сикхские королевства в Пенджабе. [ 19 ] [ 20 ]
На права мусульманки повлиял обычай носить хиджаб или пурду на персидском языке. Несмотря на это, женщины принимали участие в искусстве, писательстве, обрядах и катались на лошадях, хотя их привычки иногда зависели от мнения улемов . Хиджаб и паранджа были практикой в Западной Азии и стали частью королевской практики в Делийском султанате и Империи Великих Моголов . Позже практике пурды подражали индуисты Северной Индии . [ 21 ] Королевы часто играли закулисную роль в имперской политике. В Южной Индии некоторые общины, принявшие ислам, продолжили свои исконные матрилинейные традиции, такие как Маппила . Ибн Баттута в мусульманском княжестве Ханнаур стал свидетелем того, как в 13 школах обучались мусульманские женщины. Оба пола обучались муллами , однако низшие классы были более необразованными. [ 22 ]
-
Тарабай , регент Империи Маратхов
-
Велу Начияр была одной из первых индийских королев, боровшихся против британской колониальной власти в Индии.
-
Лакшмибай, рани Джханси, управляемого маратхами , один из главных лидеров индийского восстания 1857 года.
Соблюдение пурды у тюрков не было строгим. Среди причин, по которым рассматривается его использование, является то, что он представлял собой элитный статус в мусульманский период, а также использовался для защиты женщин и мужчин от взглядов друг на друга с похотью, и поскольку в этот период правители и знать иногда занимались развратом и излишествами. . [ 23 ] [ 24 ] Мусульманская знать часто занималась похотливым развратом, наложницы считались не позорным поступком, а статусом богатства. [ 25 ] Однако пурда была введена султаном Фирузом Туглаком . Акбар установил правило, согласно которому женщины, бродящие без чадры, становятся проститутками. Он также приказал им жить в своем доме и путешествовать под присмотром мужчины. Женщины из высшего сословия были более обеспеченными благодаря частному образованию и развлечениям. Система пурды стала слабее по мере того, как империя Великих Моголов пришла в упадок. [ 26 ] Однако были случаи, когда женщины часто становились заметными в области политики, литературы, образования и религии и в этот период. [ 12 ] Разия Султана (1205–1240) стала единственной женщиной-монархом, когда-либо правившей Дели .
Гонд Асаф-ханом в 1564 году . Рани Дургавати (1524–1564) правила пятнадцать лет, прежде чем погибла в битве с Великих Моголов Акбаром генералом императора Чанд Биби защищала Ахмеднагар от могущественных сил Великих Моголов Акбара в 1590-х годах. Джехангира Жена Нур Джехан фактически обладала имперской властью и была признана реальной властью, стоящей за троном Великих Моголов. Принцессы Великих Моголов Джаханара и Зебуннисса были известными поэтами, а также оказывали влияние на правящие державы. Аббакка Човта была первой королевой Тулува Уллала , сражавшейся с португальцами во второй половине 16 века. Шиваджи Мать , Джиджабай , была королевой-регентшей из-за ее способностей воина и администратора. Тарабай была еще одной женщиной- правительницей маратхов . Келади Ченнамма воевал против султаната Биджапур и бросил вызов императору Великих Моголов Аурангзебу . Онаке Обавва была женщиной, которая сражалась с силами Хайдера Али в одиночку с помощью пестика ( Онаке ). [ 27 ] в королевстве Читрадурга . Май Сухан со своими небольшими силами сикхов решительно защищала город Амритсар от внешних сил. была Велу Начияр одной из первых индийских королев, боровшихся против британской колониальной власти в Индии. Киттур Ченнамма рани Киттура был , который возглавил вооруженные силы против Британской Ост-Индской компании в 1824 году вопреки доктрине провала в попытке сохранить контроль Индии над регионом, но потерпел поражение в третьей войне и умер в заключении. В Южной Индии многие женщины управляли деревнями, городами и округами и положили начало созданию новых социальных и религиозных институтов. [ 28 ] Лакшмибай, Рани из управляемой маратхами Джханси , одного из главных лидеров восстания, которая ранее потеряла свое королевство в результате Доктрины упадка .
Британское правление
[ редактировать ]-
Пандита Рамабай был социальным реформатором и пионером в области образования и эмансипации женщин в Индии.
Во время британского владычества многие реформаторы, такие как Рам Мохан Рой , Даянанд Сарасвати , Ишвар Чандра Видьясагар и Джотирао Пхуле, боролись за улучшение положения женщин. Пири Чаран Саркар , бывший студент Индуистского колледжа в Калькутте и член «Молодой Бенгалии», основал первую бесплатную школу для девочек в Индии в 1847 году в Барасате, пригороде Калькутты (позже школа была названа Высшей школой для девочек Каликришны). Школа).
Хотя это может означать, что в эпоху Раджа не было никакого положительного вклада Великобритании, это не совсем так. Жен миссионеров, таких как Марта Молт, урожденная Мид, и ее дочь Элиза Колдуэлл, урожденная Мол, по праву помнят как пионеров в области образования и обучения девочек на юге Индии. Первоначально эта практика встретила сопротивление местного населения, поскольку она противоречила традициям. Усилия Раджи Раммохана Роя привели к отмене Сати при генерал-губернаторе Уильяме Кавендиш-Бентинке в 1829 году. Крестовый поход Ишвара Чандры Видьясагара за улучшение положения вдов привел к принятию Закона о повторном браке вдов 1856 года. Многие женщины-реформаторы, такие как Пандита Рамабай, также помогли дело женщин.
-
Изображение раджпутов невесты
-
Женщина из Наира играет на сварабате.
Киттур Ченнамма , королева княжеского государства Киттур в Карнатаке, [ 31 ] возглавил вооруженное восстание против британцев в ответ на доктрину провала . Рани Лакшми Бай , королева Джханси , возглавила индийское восстание 1857 года против британцев. Сейчас ее многие считают национальным героем. Бегум Хазрат Махал , соправительница Авада , была еще одним правителем, возглавившим восстание 1857 года. Она отказалась от сделок с британцами и позже отступила в Непал. Бегумы Бхопала также считались известными женщинами-правительницами в этот период. Их обучали боевым искусствам . Чандрамукхи Басу , Кадамбини Гангули и Ананди Гопал Джоши были одними из первых индийских женщин, получивших ученую степень.
В 1917 году первая женская делегация встретилась с госсекретарем, чтобы потребовать политических прав женщин при поддержке Индийского национального конгресса. Всеиндийская конференция по образованию женщин была проведена в Пуне в 1927 году и стала крупной организацией в движении за социальные перемены. [ 32 ] [ 33 ] В 1929 году был принят Закон об ограничении детских браков, устанавливающий минимальный возраст вступления в брак для девочки в четырнадцать лет. [ 32 ] [ 34 ] [ нужна полная цитата ] Махатма Ганди , сам ставший жертвой детских браков в возрасте тринадцати лет, позже призвал людей бойкотировать детские браки и призвал молодых людей жениться на вдовах-детях. [ 35 ]
После обретения независимости (1947 г. н. э. – настоящее время)
[ редактировать ]Женщины занимали посты глав государств и правительств в Индии, Шри-Ланке, Пакистане и Бангладеш. Это включает в себя:
- Сиримаво Бандаранаике , бывший премьер-министр Шри-Ланки
- Индира Ганди , бывший премьер-министр Индии
- Беназир Бхутто , бывший премьер-министр Пакистана
- Халеда Зия , бывший премьер-министр Бангладеш
- Чандрика Кумаратунга , бывший президент Шри-Ланки
- Пратибха Патил , бывший президент Индии
- Шейх Хасина , бывший премьер-министр Бангладеш
- Драупади Мурму , нынешний президент Индии
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Варттика Катьяяны . , 125, 2477
- ↑ Комментарии к Аштадхьяи 3.3.21 и 4.1.14 Патанджали.
- ^ Jump up to: а б Гури Шривастава (2000). Женское высшее образование в XIX веке . Концептуальное издательство. стр. 37–. ISBN 978-81-7022-823-3 .
- ^ Маджумдар, Колорадо ; Пусалкер, AD (1951). «Глава XX: Язык и литература». в Маджумдаре, Колорадо ; Пусалкер, А.Д. (ред.). История и культура индийского народа, том I, Ведическая эпоха . Бомбей: Бхаратия Видья Бхаван. п. 394. OCLC 500545168 .
- ^ HC Raychaudhuri (1972), Политическая история Древней Индии , Калькутта: Калькуттский университет, стр.67–68.
- ^ Джайн, Джей Си (1984). Жизнь в Древней Индии: как она изображена в джайнском каноне и комментариях, с 6 века до нашей эры по 17 век нашей эры . Мунширам Манохарлал. п. 470 . Проверено 16 июля 2018 г.
- ^ Jump up to: а б с Альтекар, А.С. (1956). Положение женщин в индуистской цивилизации с доисторических времен до наших дней . Мотилал Банарсидасс. п. 187. ИСБН 978-81-208-0324-4 . Проверено 16 июля 2018 г.
- ^ Трямбакаяджван (1995). Стридхармападдхати [ Совершенная жена (руководство по обязанностям женщины) ]. Джулия Лесли (переводчик). Нью-Дели, Нью-Йорк: Penguin Books. ISBN 9780140435986 .
- ^ Альтекар 1957 стр.186
- ^ Рамусак, Барбара Н.; Сиверс, Шэрон Л. (1999). Женщины в Азии: возвращение женщин в историю . Издательство Университета Индианы. п. 37. ИСБН 978-0-25321-267-2 .
- ^ Нити Садарангани (2004), Поэзия бхакти в средневековой Индии: ее зарождение, культурная встреча и влияние, Саруп и сыновья, ISBN 978-8176254366 , страницы 76–80.
- ^ Jump up to: а б «Женщины в истории» . nrcw.nic.in. Национальный ресурсный центр для женщин. Архивировано из оригинала 19 июня 2009 года . Проверено 24 декабря 2006 г.
- ^ Мишра, RC (2006). Женщины в Индии: к гендерному равенству . Нью-Дели: Авторспресс. ISBN 9788172733063 . Подробности.
- ^ Индия: Древнее прошлое: История Индийского субконтинента с ок. 7000 г. до н.э. — 1200 г. н.э. Рутледж. 2016. с. 232. ИСБН 9781317236733 .
- ^ Сати, благословение и проклятие: сожжение жен в Индии . Издательство Оксфордского университета. 1994. стр. 189, 165. ISBN. 9780195360226 .
- ^ Фаруки Сальма Ахмад (2011). Всеобъемлющая история средневековой Индии: с двенадцатого до середины восемнадцатого века . Пирсон Образовательная Индия. п. 44. ИСБН 9788131732021 .
- ^ Джасвант Лал Мехта (1994). Расширенное исследование истории средневековой Индии . Стерлинговые издательства. п. 189. ИСБН 9788120706170 .
- ^ «Индийские штаты и союзные территории» . Достопримечательности Раджастана: Читторгарх . Проверено 24 июня 2009 г.
- ^ Ангма Дей Джалала (2015). Куртуазные индийские женщины в поздней императорской Индии . Рутледж. стр. 7–8. ISBN 9781317314448 .
- ^ Хан, Мажар-уль-Хак (1972). Пурда и многоженство: исследование социальной патологии мусульманского общества . Наширан-э-Ильм-о-Таракиет. п. 68.
Зенана или женская часть мусульманского дома.
- ^ Сита Ананта Рамана (2009). Женщины в Индии: социальная и культурная история - Том 2 . АВС-КЛИО. стр. 2, 5, 9–10.
- ^ Сита Ананта Рамана (2009). Женщины в Индии: социальная и культурная история - Том 2 . АВС-КЛИО. стр. 12–14, 22.
- ^ Судха Шарма (2016). Положение мусульманских женщин в средневековой Индии . Публикации SAGE. стр. 159–160. ISBN 9789351505679 .
- ^ Душка Саид (1998). Мусульманские женщины Британского Пенджаба: от изоляции к политике . Спрингер. п. 79. ИСБН 9781349268856 .
- ^ Авад Бухари Пандей (1970). Раннесредневековая Индия . Центральный книжный склад. п. 324.
- ^ Судха Шарма (2016). Положение мусульманских женщин в средневековой Индии . Публикации SAGE. стр. 163–165. ISBN 9789351505679 .
- ^ Кэти Спаньоли, Парамасивам Саманна (1999). Жасмин и кокосы: Южноиндийские сказки (изд. 1999 г.). Энглвуд, США: Издательская группа Greenwood. ISBN 9781563085765 . Проверено 10 сентября 2012 г.
- ^ Камат, Джьотсана (январь 2006 г.). «Положение женщин в средневековой Карнатаке (блог)» . kamat.com . Попурри Камата . Проверено 24 декабря 2006 г.
- ^ Макнил, Лейла (24 августа 2017 г.). «Эта «леди-доктор» XIX века помогла индийским женщинам заняться медициной» . Смитсоновский институт .
- ^ Лондонское миссионерское общество, изд. (1869). Плоды труда Лондонского миссионерского общества . Лондон: Джон Сноу и компания, с. 12. ОСЛК 746963117 . Проверено 12 сентября 2016 г.
- ^ Сарасвати Инглиш Плюс . Новый дом Сарасвати. п. 47.
- ^ Jump up to: а б Мадхок, Суджата. «Женщины: история и перспективы» . InfoChange Индия . Архивировано из оригинала 24 июля 2008 года . Проверено 24 декабря 2006 г.
{{cite news}}
: CS1 maint: неподходящий URL ( ссылка ) - ^ Неласко, Шобана (2010). Положение женщин в Индии . Нью-Дели: Deep & Deep Publications. п. 11. ISBN 9788184502466 .
- ↑ Посол индуистско-мусульманского единства Ян Брайант Уэллс.
- ^ Камат, Джьотсана (19 декабря 2006 г.). «Ганди и статус женщины (блог)» . kamat.com . Попурри Камата . Проверено 24 декабря 2006 г.