Франко Берарди
Франко «Бифо» Берарди | |
---|---|
Рожденный | Болонья , Италия | 2 ноября 1949 г.
Заметная работа | Душа за работой: от отчуждения к автономии (2009) |
Школа |
Часть серии о |
Коммунизм в Италии |
---|
Коммунистический портал |
Франко «Бифо» Берарди (родился 2 ноября 1949 г.) — итальянский философ -марксист , теоретик и активист автономистской традиции, чья работа в основном сосредоточена на роли средств массовой информации и информационных технологий в постиндустриальном капитализме . Берарди написал более двух десятков опубликованных книг, а также ряд эссе и речей.
Творчество и активизм
[ редактировать ]В 1962 году, в возрасте 13 лет, Берарди стал членом Итальянской коммунистической федерации молодёжи , но был исключен из-за «фракционности». Он участвовал в событиях мая 68 года в Болонском университете , который окончил по специальности «Эстетика». За это время он присоединился к внепарламентской группе Potere Operaio и познакомился с Антонио Негри . Берарди основал журнал A/traverso в 1975 году и работал с ним до 1981 года, когда он достиг своего апогея. Он также входил в штат Radio Alice , первой свободной пиратской радиостанции в Италии, с 1976 по 1978 год.
Как и другие участники политического движения за автономию в Италии в 1970-е годы, Берарди бежал в Париж, где работал с Феликсом Гваттари в области шизоанализа . В 1980-е годы Берарди сотрудничал с журналами Semiotexte (Нью-Йорк), Chimerees (Париж), Metropoli (Рим) и Musica 80 (Милан). В 1990-е годы он опубликовал Mutazione e Ciberpunk (Генуя, 1993), Cibernauti (Рим, 1994) и Félix (Рим, 2001). Он также сотрудничал с такими художниками, как Уоррен Нейдич , и такими публикациями, как e-flux, в области современного искусства. В настоящее время он работает с журналом Derive Approdi, а также преподает социальную историю коммуникации в Академии изящных искусств в Милане . Он является соучредителем электронного журнала rekombinant.org и телестрит -движения, основавшего канал Orfeo TV . [ 1 ]
Теории
[ редактировать ]В отличие от ортодоксальных марксистов , автономистские теории Берарди опираются на психоанализ , шизоанализ и теорию коммуникации, чтобы показать, как субъективность и желание связаны с функционированием капиталистической системы, а не изображают такие события, как финансовый кризис 2008 года, просто как пример изначально противоречивая логика капиталистического накопления. [ 2 ] Таким образом, он выступает против привилегированного труда в критике и говорит, что «решение экономической трудности ситуации не может быть решено экономическими средствами: решение не является экономическим». [ 3 ] Человеческие эмоции и телесное общение становятся все более центральными в моделях производства и потребления, которые поддерживают потоки капитала в постиндустриальном обществе , и поэтому Берарди использует концепции « когнитариата » и «информационного труда» для анализа этого психосоциального процесса. [ 4 ] [ 5 ] Среди других проблем Берарди — культурные представления и ожидания относительно будущего — от протофашистского футуризма. [ 6 ] до постмодернистского киберпанка (1993). Это представляет собой большую озабоченность идеями и культурными ожиданиями, чем детерминистско-материалистическое выражение марксизма, которое часто ограничивается чисто экономическим или системным анализом.
Восстание и дыхание
[ редактировать ]Две книги Берарди, «Восстание и дыхание» , представляют собой тесно связанные спекулятивные работы, в которых рассматривается финансовый кризис 2007–2008 годов , финансовый капитализм и последующие протестные движения начала 21 века, такие как «Оккупай Уолл-стрит» и «Арабская весна» . В обеих работах Берарди критикует неолиберальный финансовый капитализм, утверждая, что поддерживающая его инфраструктура автоматизации (например, компьютерная торговля на фондовом рынке) — вместе со стандартизированными соглашениями о компьютерном языке в социальных сетях (например, кнопка «Мне нравится» в Facebook) — выхолащивает язык в ущерб людей-актеров, которые естественным образом общаются более чувственно и субъективно. В качестве лекарства Берарди предлагает поэзию и «хаос» — цитируя элегии Рильке и работы Гваттари о хаосе — как методы, позволяющие людям преодолеть жизненный опыт рыночной логики. Кроме того, в обеих книгах цитируются работы Делеза и Гваттари , «Фрагмент Маркса о машинах из Grundrisse» , «Логико-философский трактат» Витгенштейна . и «Символический обмен и смерть Бодрийяра » .
Восстание
[ редактировать ]В «Восстании» Берарди отвергает экономический дискурс, утверждая, что экономика сама по себе является не наукой, а скорее формой политической идеологии. [ 7 ] [ а ] Следовательно, он далее отвергает представление о том, что неолиберальная экономическая политика основана на объективности науки, а вместо этого является просто политической программой, и нежелательной. Против математического языка экономики (который, по его утверждению, маскируется под научный) Берарди предлагает спекулятивную (а также ненаучную) риторику поэзии, которую он намеревается разрушить общепринятые представления современной экономики.
Берарди осуждает автоматизацию и стандартизацию языка с помощью компьютерных технологий, которые, как он утверждает, приводят к обеднению языка, воспринимаемого человеком, в результате чего становится труднее концептуализировать другую форму жизни, отличную от текущей экономической/политической ситуации. [ б ] Он также критикует фрагментацию нестандартной занятости (например, сезонную работу, работу на дому), которая ведет к социальной атомизации и препятствует социальной солидарности, а также отвергает неолиберальные и консервативные экономические взгляды. [ 10 ] В качестве лекарства Берарди предлагает как новое открытие поэтического языка, который обращается непосредственно к людям, так и перенаправление общего интеллекта (марксистский термин, происходящий из Grundrisse , обозначающий когнитивные способности общества) от капитализма к социальной солидарности.
Дыхание
[ редактировать ]В «Дыхании» Берарди использует дыхание как метафору для обсуждения современного общества. [ 11 ] [ 12 ] Начиная с собственной астмы и смерти Эрика Гарнера . [ 13 ] он выдвигает идею о том, что человечество испытывает «одышку». [ 14 ] во всех сферах жизни в результате отставания от современного капитализма и технологий. Книга продолжает несколько тем, ранее рассмотренных в «Восстании» .
Берарди цитирует «Хаосмос» , текст Феликса Гваттари, чтобы установить дихотомию ритма и хаоса. Затем эту дихотомию сравнивают с дыханием (регулярным и нерегулярным) и предполагаемым напряжением между людьми и капиталистическим обществом.
Установленный порядок — социальный, политический, экономический и сексуальный — направлен на обеспечение сцепления, которое усиливает и подавляет вибрационные колебания сингулярностей. Это напряжение вибрирующих тел приводит к тому, что Гваттари называет «спазмами». У Гваттари не было времени на дальнейшую разработку своей концепции хаосмического спазма, так как он умер через несколько месяцев после публикации «Хаосмоса» , но я думаю, что эта концепция имеет решающее значение для понимания субъективности в сегодняшних условиях инфонейронного ускорения. Спазм вызывает страдания и одышку в нервной системе и сознании социального организма. Но спазм является «хаостическим», в терминах Гваттари, поскольку он предлагает организму ремодулировать свою вибрацию и создать ex nihilo гармонический порядок посредством ресингуляризации».
— Дыхание , стр. 23–24.
Риторическое предположение состоит в том, что человечество обязано «стряхнуть» капитализм в спазме, который позволит социальному телу снова «дышать ровно», в новом ритме. [ 15 ]
Позже Берарди исследует другие предполагаемые социальные недуги начала 21 века. Он цитирует романы Джонатана Франзена как дающие «понимание того, что происходит с американским разумом, и особенно с американским бессознательным, во время правления Трампа... живой мозг Америки разлагается, охваченный тревогой и депрессией, яростно ищу козлов отпущения и мести». [ 16 ] Берарди критикует виртуальную реальность приложений для знакомств (в сочетании с сообщениями о снижении сексуальной активности среди миллениалов) [ 17 ] и сообщения на интернет-форумах американского хакера и тролля Weev [ 18 ] как еще один пример болезни в обществе. В качестве предлагаемого средства Берарди возвращается к поэзии и идее поиска разных ритмов жизни.
Библиография (выбрано)
[ редактировать ]Книги
[ редактировать ]- Третье бессознательное: Психосфера в эпоху вирусов. Лондон и Нью-Йорк: Verso Books, 2021. ISBN 9781839762536.
- Второе пришествие. Кембридж: Polity Press, 2019. ISBN 1509534849.
- Дыхание: Хаос и Поэзия. Кембридж, Массачусетс: Semiotext(e) / Intervention Series, 2018. ISBN 1635900387
- Будущее: эпоха бессилия и горизонт возможностей. Лондон и Нью-Йорк: Verso Books, 2017. ISBN 1784787442.
- И: Феноменология конца. Кембридж, Массачусетс: Semiotext(e), 2015. ISBN 1584351705.
- Герои: Массовое убийство и самоубийство. Лондон и Нью-Йорк: Verso Books, 2015. ISBN 1781685789.
- Восстание: о поэзии и финансах. Кембридж, Массачусетс: Semiotext(e) / Intervention Series, 2012. ISBN 1584351128
- После будущего. Под редакцией Гэри Дженоско и Николаса Тоберна. Окленд и Эдинбург: AK Press, 2011. ISBN 1849350590.
- Душа за работой: от отчуждения к автономии . Перевод Франчески Кадель и Джузеппины Меккиа, с предисловием Джейсона Э. Смита. Лос-Анджелес, Калифорния: Semiotexte, 2009. ISBN 1584350768.
- С Марко Жакеманом и Джанфранко Витали. Эфирные тени: коммуникации и власть в современной Италии. Лондон: Автономедиа, 2009.
- Ненадежная рапсодия. Полукапитализм и патологии пост-альфа-поколения. Лондон: Автономедиа, 2009.
- Скизомедиа. Тридцать лет медиа-активизма. Без перевода: Шизомедиа: тридцать лет медиа-активизма. Рим: Дериве Апроди, 2006.
- Мудрец, торговец, воин: от отказа от работы к появлению когнитариата. Непереведенный: Воин, торговец и мудрец: появление когнитариата. Отказ от работы. Рим: ДеривеАпроди, 2004.
- С Жакманом и Виталием и Бальдини Кастольди Далай. Телеулица. Необычная машина не одобрена. Без перевода: Telestreet: Машинное воображение не одобрено. 2003.
- Алиса — дьявол. История подрывного радио. Без перевода: Алиса — дьявол: История подрывного радио. Шейк, 2002.
- Un'estate all'inferno. Непереведено: Лето в аду. Эд. Лука Сосселла. 2002.
- Феликс. Рассказ о моей встрече с мыслью Гваттари, визионерской картографией грядущего времени. Перевод: Феликс Гваттари. Мысль, дружба и призрачная картография. Лондон: Пэлгрейв, 2008.
- Фабрика несчастья. Новая экономика и движение познания. Без перевода: Фабрика несчастья: новая экономика и движение когнитариата. Рим: ДеривеАпроди, 2001.
- Гнусная утопия Potere Operaio. Непереведено: Зловещая утопия рабочей власти. Кастельвекки, 1997.
- Выход, мой вклад во все гражданские дела. Без перевода: Выход – наш вклад в вымирание цивилизации.
- Кибернаути. Непереведено: Кибернавты. Кастельвекки, 1995 год.
- Приходите, если вы кура иль нацист, Нейромагма. Без перевода: Как нацист, Нейромагма. 1994.
- Мутации и киберпанк. Непереведено: Мутация и Киберпанк. 1993.
- Пиу, кибер-че-панк. Непереведено: Больше кибер, чем панк. 1990.
- Инфовирус. Непереведено. Топия. 1985.
- Наконец небо упало на землю. Без перевода: Наконец небо упало на землю. Порог, 1978.
- Против работы. Непереведено: Против работы. Милан: Фельтринелли, 1970.
Эссе и выступления
[ редактировать ]- «Футуризм и обращение будущего» . Лондон: май 2009 г.
- «Коммунизм вернулся, но мы должны называть это терапией сингулярности» . Лондон: февраль 2009 г.
- «Постфутуристический манифест» . Пер. Р.В. Флинт. 2009.
- «Биополитика и соединительная мутация». Архивировано 14 августа 2011 года в Wayback Machine . Культурная машина, Vol. 7, 2005.
- «Что означает автономия сегодня: субъективация, социальный состав, отказ от работы». Архивировано 17 июля 2011 года в Wayback Machine . Реплика. Сентябрь 2003 года.
- «Одержимость идентичностью фашизма» . Пер. Стив Райт. Из «Зловещей утопии рабочего контроля» (непереведенный текст, 1997).
- «Информация о труде и нестабильности» . Пер. Эрик Эмпсон.
Фильмография
[ редактировать ]- «Переезд» (документальный). Режиссер Ренато де Мария. 1991.
См. также
[ редактировать ]- Жиль Делёз
- Мишель Фуко
- Феликс Гваттари
- Маурицио Лаццарато
- Антонио Негри
- Постструктурализм
- Постмарксизм
- Паоло Вирно
Примечания
[ редактировать ]- ^ "Трудно поверить, что что-то вроде "экономической науки" действительно существует. Что такое наука? Не вдаваясь в гносеологические дискуссии, я бы просто сказал, что наука - это свободная от догм форма знания, способная экстраполировать общие законы, основанные на наблюдении эмпирических явлений (и, следовательно, способные что-то предсказать о том, что произойдет дальше), и, наконец, способный понять те виды изменений, которые Томас Кун назвал сдвигами парадигмы . дискурс под названием «экономика» не соответствует этой схеме». [ 8 ]
- ^ «Технолингвистическая машина дает людям язык, а также занимает место людей в языке нынешнего поколения. Первое поколение, которое выучило больше слов от машины, чем от своих матерей, имеет проблему, связанную с отношениями между слова и тело, между словами и привязанностью. Отделение изучения языка от тела матери и от тела в целом меняет сам язык и меняет отношения между языком и телом». [ 9 ]
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Биография в Generation-Online .
- ^ Берарди, Франко. Душа за работой: от отчуждения к автономии. Пер. Франческа Кадель и Джузеппина Меккья, с предисловием Джейсона Э. Смита. Лос-Анджелес, Калифорния: Semiotexte, 2009.
- ^ Берарди, Франко. «Франко «Бифо» Берарди о кризисе» на YouTube . Литва: Алитусская биеннале Art Strike, 2009.
- ^ «Информационный труд и нестабильность» . Пер. Эрик Эмпсон.
- ^ Мудрец, купец, воин: от отказа от работы к возникновению когнитариата. Без перевода: Воин, Купец и Мудрец: появление отказа когнитариата от работы. Рим: ДеривеАпроди, 2004.
- ^ «Футуризм и поворот будущего» . Лондон: май 2009 г.
- ^ Берарди, Франко «Бифо» (2012). Восстание . Полутекст(e) Серия вмешательств. Том. 14. Полутекст(д). ISBN 9781584351122 .
- ^ Восстание , с. 72.
- ^ Восстание , с. 101.
- ^ Восстание , стр. 44–48.
- ^ Берарди, Франко «Бифо» (2019). Дыхание . Полутекст(e) Серия вмешательств. Том. 26. Полутекст(д). ISBN 9781635900385 .
- ^ Трамбле, Жан-Тома (28 февраля 2019 г.). «Дыхание: хаос и поэзия — Франко «Бифо» Берарди» . Полная остановка .
- ^ Дыхание , с. 15.
- ^ Дыхание , с. 10.
- ^ Дыхание , с. 50.
- ^ Дыхание , стр. 74–75.
- ^ Дыхание , стр. 96–103.
- ^ Дыхание , стр. 135–136.
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Биография в Generation-Online
- Биография в Affinity Project
- Страница автора Франко Берарди в книге «Через Европу»
- Ирония и политика композиции в философии Франко «Бифо» Берарди . Обширное эссе о политической и философской траектории Берарди от активизма 1960-х годов с Potere Operaio до Radio Alice и Autonomia и до его современного анализа сетевого общества.
- Интервью с Франко Берарди для веб-радио MACBA (2011). Музей современного искусства Барселоны.
- Рецензия Франко Берарди «После будущего» Бена Лира на книгу в журнале Viewpoint.
- «Этот теоретик считает, что капитализм порождает массовых убийц, заставляя людей «не работать» » . Порок . 16 апреля 2015 г. (Интервью)