PZL-104 Wilga
PZL-104 Wilga | |
---|---|
![]() PZL-104 Wilga 35 | |
Общая информация | |
Тип | Утилита самолетов |
Национальное происхождение | Польша |
Производитель | Pzl Warsaw-Okęcie |
Статус | Производство закончилось |
Основной пользователь | Польская военная и гражданская авиация |
Номер построен | 1,000+ |
История | |
Производится | 1962-2006 |
Первый полет | 24 апреля 1962 года |
PZL-104 Wilga ( Golden Oriole )-это польский с короткой ссорой и посадкой (STOL), самолет разработанный и первоначально изготовленный PZL Warszawa-Okęcie , а затем европейской авиационной обороной и космической компанией (EADS), который имел приобрел оригинального производителя в течение 2001 года.
Впервые пролетел 24 апреля 1962 года и вступив в службу в течение следующего года, Wilga эволюционировала во многих постоянно улучшающихся версиях во время непрерывного производства с 1962 по 2006 год. Тип в значительной степени использовался гражданскими операторами; Те военные воздушные службы, которые летали на типе, обычно использовали его в качестве тренера и самолета связи. Прежде чем 1000 самолетов были произведены до того, как европейская авиационная оборонная и космическая компания (EADS) объявила на своем веб -сайте, что производство Wilga прекратится в 2006 году.
Разработка
[ редактировать ]Происхождение
[ редактировать ]PZL -104 был разработан для надежного использования в спортивной и гражданской авиации, с сильным акцентом на обучение на планере и парашюту . 24 апреля 1962 года прототип первоначального варианта Wilga Mark 1 сделал первый полет типа, оснащенный существующим пользом 220 л.с. (160 кВт) горизонтально-оппозированный двигатель , PZL WN-6RB. Последующая программа летных испытаний с прототипом выявила ряд ошибок в дизайне, наиболее серьезным из которых был чрезмерный вес планера и ограничение сзади, которое помешало экипажу легко увидеть буксируемый планер. Соответственно, команда разработчиков была проведена обзором планера, в результате которого была проведена тщательная перепланировка самолета, возглавляемые польскими инженерами -авиационными инженерами Бронислава Жураковски и Андрема Фридричевича .
В то время как основные структурные элементы и суб-сборы, которые, как считалось, были успешными, такими как структура крыльев, были сохранены из первоначального дизайна, реконструированный самолет показал совершенно новый фюзеляж, который был более тонким и значительно укрепленным за пределами его предыдущий аналог; Этот новый планер также предложил отличный аспект заднего вида для экипажа во время операций буксировки планера, в то время как боковые двери также были повторно информированы, чтобы открыть вверх для лучших аэродинамических явлений или вылетов с парашютами. При необходимости самолет может быть доставлен с открытыми дверями. В нем также была возможность преобразования конверсии воздушной машины скорой помощи.
1 августа 1963 года пересмотренный самолет, который был обозначен как PZL-104 Wilga Mark 2 , провел свой первый рейс. В то время как тестирование подтвердило качества планера Wilga 2 и доказал, что самолет является успешным дизайном, двигатель WN-6RB, который питался моделью, не был полностью разработан, и, таким образом, самолет не входил в последовательное производство. В ответ было принято решение для преобразования сборочной линии, чтобы вместо этого производить улучшенные конфигурации Wilga C и Wilga Mark 3. 30 декабря 1963 года Wilga C (или Wilga Mark 2 Subvariant C ) совершил свой первый полет; Этот вариант, который представлял собой специальную экспортную модель типа для Индонезии, основанной на импортированном североамериканском, сертифицированном 225 л.с. (168 кВт) горизонтально противоположный континентальному O -470 двигателю.
Чтобы учесть незрелость оригинального двигателя WN-6RB, команда разработчиков решила принять радиальный двигатель в производстве , 260 л.с. (190 кВт) IVCHENKO AI-14 R; Основанный этим двигателем, самолет стал вариантом PZL-104 Wilga Mark 3 , который впервые пролетел 31 декабря 1965 года. Новый двигатель был более мощным, но он испортил ранее чистые и аэродинамические линии фюзеляжа, первоначально предназначенные для плоского двигателя; Тем не менее, новый вариант был успешным. В сочетании с мощностью двигателя AI-14R и возможностями планера STOL, была необычайная высокая скорость подъема 11 м/с (2165 FPM) (максимум) при минимальной нагрузке. Одним из немногих оставшихся недостатков был то, что двигатель был относительно неэкономичным для работы. [ Цитация необходима ]
Дальнейшее развитие
[ редактировать ]Wilga 32 представлял собой улучшенный экспортный вариант малых серий, работающий на континентальном плоском двигателе, который также был местно производился в Индонезии в качестве «гелатика». После завершения начальной партии из 13 Wilga 3 было сделано некоторые улучшения в модели, в частности, база шасси увеличивалась с 2,12 до 2,83 м (от 7,0 до 9,3 фута) для улучшения стабильности во время прогонов взлета. 29 июня 1967 года улучшенная модель, обозначенная как PZL-104 Wilga 35 , совершила свой первый полет, впоследствии также вошел в массовое производство. Наиболее многочисленным вариантом Wilga 35 была утилита Wilga 35A, в то время как большинство других были построены в небольшом количестве или оставались только прототипами. [ Цитация необходима ]

В течение 1979 года вариант Wilga 80 вступил в производство, которая была улучшенной моделью, специально сертифицированной для работы на рынке США. В конце 1990-х годов, калифорнийской дилер Wilga Terra-San, продвигал свой собственный саморазвитый вариант специальной миссии 80. Это индивидуальное производное, которое было продано как альтернатива вертолетам в роли правоохранительных органов , была предоставлена с Вукам -построенная камера с картинками и инфракрасной визуализацией, прикрепленной к внешней части центральной линии фюзеляжа. [ 1 ] В январе 1996 года было объявлено, что PZL намеревался предложить вооруженную версию Wilga, предназначенную для выполнения миссий пограничного патруля и борьбы с повстанцами . Основная конфигурация самолета была в основном изменена путем добавления пары жестких точек нижней части покрытия, способных носить пистолетные стручки , а также как не управляемые, так и управляемые ракеты . [ 2 ]
In 1996, it was announced that PZL had developed an improved version of the aircraft, known as the PZL-104MA Wilga 2000. The Wilga 2000 family benefitted from various improvements, it adopted an American Lycoming O-540 engine, capable of generating a maximum of 225 kW (300 hp), along with an AlliedSignal-Bendix avionics suite and a new wing, the latter of which offered increased fuel capacity and endurance, as well with aerodynamic refinements, such as fairings around the undercarriage.[3] In May 2004, Canadian-based company Sealand Aviation demonstrated an amphibious version of the Wilga 2000 in Anchorage.[4]
During July 1995, PZL and Brazilian aircraft manufacturer Embraer signed a co-operation agreement, involving the latter conducting the marketing of Polish general aviation aircraft such as the Wilga, in the Brazilian market in exchange for the sale of Embraer EMB 120 Brasilia regional airliners to Poland.[5]
EADS and production shutdown
[edit]During September 2001, it was announced that Poland had finalised an agreement with the multinational aerospace conglomerate European Aeronautic Defence and Space Company (EADS) to acquire 51 per cent of PZL Warszawa-Okecie for 28.5 million zloty ($6.74 million), which later rose up to 85 per cent ownership of the company.[6] At the time, EADS commented that it intended to market the company's current products, including the Wilga, as well as retaining the workforce at the current numbers and promising to finance the costs of modernising the Warsaw-based manufacturer's facilities. According to Ignacio Alonso Recarte, senior vice-president commercial for EADS-CASA's military transport aircraft division, the firm was studying options for marketing PZL's existing aircraft.[7]
During 2003, negotiations were underway on the topic of creating an integrated light aircraft company between EADS-CASA and EADS-SOCATA, under which a combined market for general aviation and business aircraft was to incorporate EADS PZL's own range while the Polish factory would produce elements of all SOCATA-built aircraft.[8] In early 2004, EADS CASA openly declared its intentions to market the Wilga 2000 towards the North American law enforcement market, and that it was working with distributors to develop a capable airborne surveillance capability for the type, including forward-looking infrared (FLIR) and colour cameras.[9]
For a time during the 2000s, a Canadian aircraft supplier was reportedly seriously considered building the Wilga aircraft for the nation's Air Cadet league, observing its complete compliance with glider training requirements and the need to procure further aircraft at that time. However, the company was unable to acquire the necessary support of EADS to proceed on the proposed Canadian manufacturing venture involving the Wilga.[10]
During November 2006, production of the Wilga came to end following a decision by EADS to reduce its presence within the civil aviation market, the firm also attributed the termination to be a consequence of a lack of internal resources and high associated costs.[11] At the time, it was stated that proposals to transfer Wilga production to North America were being evaluated. According to aerospace publication Flight International, the programme's cessation was largely a surprise to the company's own international dealers, many of which have reported a relatively strong demand for the four-seat aircraft at the time.[11] Throughout its production life, in excess of 1,000 Wilgas of all types had been constructed, the vast majority (reportedly around 935) of these were built to the Wilga 35 and 80 standards.[citation needed] These numbers mean that the PZL-104 has been produced in greater quantity than any other Polish aircraft design in history.
Design
[edit]The PZL-104 Wilga is a high-wing cantilever short-takeoff-and-landing (STOL) monoplane utility aircraft, featuring all-aluminium construction and a conventional layout. The main cabin is constructed of duralumin, both riveted and corrugated, which reportedly increases the strength and durability of the aircraft's low-mass semi-monocoque fuselage. The rectangular single-spar wing is fitted with slotted flaps and anti-stall slats. The four-seat cabin is fitted with two large side doors, opening upwards to facilitate large loads, and rapid entry/exit. The main wheels of the landing gear are attached to an articulated, conventional fixed undercarriage, complete with pneumatic shock absorbers and paired with a heavy-duty sprung tail wheel, which was attached to a hook for towing gliders.[citation needed]
Early aircraft were typically powered by the Soviet-designed Ivchenko AI-14R radial engine, which was capable of generating up to 260 hp (190 kW); notably, the engine rotates in the opposite direction to North American standards. The Al-14R would normally drive a two-bladed composite wooden propeller, which was strengthened with bonded metal sections fitted along their leading edges. The newest models of the Wilga have been furnished with fully metal propellers and are powered by the North American Continental O-470 engine, which rotate in the opposite direction to the earlier Soviet engine. Other engines from other manufacturers have also been adapted to power the type. Regardless of the engine fitted, fuel is primarily housed within a pair of 195 L (43 imp gal; 52 US gal) fuel tanks, which were located within the aircraft's wings.[citation needed]
Operational history
[edit]![]() | This section needs expansion. You can help by adding to it. (February 2018) |

The Wilga has been widely used in civil aviation circles; it has often been tasked with performing various duties, such as touring, observation, glider towing, parachute training and bush flying. In Poland, the type has formed the longtime backbone contingent of the Polish Aero Club, who operate the aircraft in a basic configuration for flight training. Additionally, a number of Polish pilots that have flown Wilgas have been awarded several prizes in the FAI World Rally Flying and Precision Flying Championships across a wide range of dates, from 1978 to 2006.[citation needed]
In military service, the type has been typically used to perform liaison and recovery missions, as well as being used as a light observation platform.
Variants
[edit]



- Wilga 2
- First production variant with WN-6 flat engine (small series - about 10, converted to Wilga C and 3).
- Wilga 3A
- Aero club aircraft.
- Wilga 3S
- Air ambulance aircraft.
- Wilga C (2C)
- Wilga 2 with Continental O-470 engine for Indonesia. 16 aircraft built in Poland, with some assembled in Indonesia.
- Wilga 3
- Modified serial variant with AI-14 radial engine, 13 built (including 2 converted Wilga 2s).
- Wilga 32
- Wilga 3 with Continental O-470 engine for Indonesia. 6 aircraft built in Poland, 18 in Indonesia under a name Gelatik. Some were fitted as agricultural aircraft.
- Wilga 35
- Basic variant with AI-14 engine.
- Wilga 35A
- Mass-produced basic variant for sports aviation, with glider towing hook, produced from 1968.
- Wilga 35H
- Floatplane export variant built in cooperation with Canada, flown 30 October 1979.
- Wilga 35P
- Military liaison or passenger variant (without towing hook), flown in 1968.
- Wilga 35R
- Agricultural aircraft of 1978, with 300 L of chemicals (probably not built in series).
- Wilga 35S
- Air ambulance of 1968, 1 made.
- Wilga 40
- Variant with one-piece elevators flown in 1969, 2 prototypes only.
- Wilga 80
- Wilga 35 modified in accordance with FAR regulations for US market, of 1979, powered by PZL AI-14RA engine, serial production.
- Wilga 80/1400 (80H)
- Export floatplane variant of 1982 built in cooperation with Canada, powered by PZL AI-14RD (206 kW /280 HP) engine.
- Wilga 80/550 Melex
- Wilga 80 fitted with Continental flat engine in the USA, of 1992 (prototype)
- Wilga 88
- Development of Wilga in the 1980s, that led to PZL-105 Flaming.
- PZL-104M Wilga 2000
- Variant with Lycoming flat engine, modified wings and improved aerodynamics, produced from 1998.
- PZL-104MW Wilga 2000 Hydro
- Floatplane variant of Wilga 2000, flown on 19 September 1999.
- PZL-104MF Wilga 2000
- Patrol version of Wilga 2000 for Polish Border Guard.
- PZL-104MN Wilga 2000
- Newer version from 2001.
- PZL-104MA Wilga 2000
- Last variant of Wilga 2000 made in 2005, with improved aerodynamics and winglets, powered by Lycoming I0-540 300 hp engine. No longer in production.
- PZL-104 DRACO Turbine Wilga
- Highly modified Wilga 2000, created and built by Mike Patey. Patey attached a Pratt & Whitney PT6A-28 turboprop engine, modified the wings, ailerons, flaps, rudder, elevator, landing gear, and named the aircraft DRACO. The aircraft was destroyed in a takeoff accident in Reno, Nevada on 16 September 2019, when Patey attempted to take off in a gusty cross wind; all passengers survived.[12][13][14]
- LIPNUR Gelatik
- License-built version produced in Indonesia by LIPNUR, production discontinued in 1975.[15]
Operators
[edit]Military operators
[edit]- Egyptian Air Force - Former operator.
- Estonian Air Force - Former operator.
- Latvian Air Force - Former operator.
- Latvian National Guard - Former operator.
- Lithuanian Air Force - Former operator.
- Lithuanian National Defence Volunteer Forces - Ex-DOSAAF aircraft.
- Moldova Air Force - Former operator.
- Mongolian Air Force - Former operator.
- Paraguayan Air Force operated 2 aircraft between 1996 and 2003.
- Polish Air Force operated 27 aircraft between 1971 and 1993.[16]
- Polish Border Guard operates some (5 in 2005) PZL-104MF Wilgas 2000 as patrol aircraft.
- Polish Navy - Former operator.
- Republika Srpska Air Force - Former operator.
Civilian operators
[edit]- Royal Canadian Air Cadets - 1 (former operator)
- Ridali Airfield - 1, but used to operate at least 3.
- Rapla(Kuusiku) Airfield - 2, one of them rarely used.
- Hungarian Police - Former operator.
- Indonesia Flying Club (As of 2015).
- Romanian Airclub - 8, as of 2020.[17] Private owners - at least two.
- Turkish Aeronautical Association - mainly used for aerotowing of gliders
- Wilga'Beast' (M14P Powered - airshows|events).
Accidents and incidents
[edit]- On 12 Jan 1996, a PZL-104 (VH-PZS) crashed on North Stradbroke Island near Brisbane. The pilot and his three passengers were killed.[18]
- On 6 May 2010, a PZL-104 carrying UK Independence Party (UKIP) leader Nigel Farage crashed at Hinton-in-the-Hedges Airfield, Northamptonshire.[19]
- On 16 September 2019, a PZL-104 2000 (N123T, popularly known as Draco) was attempting to takeoff from Reno Stead Airport in a crosswind with 38 knot gusts with a subsequent ground loop and crashed beside the runway.[20] The three occupants got out uninjured.[21]
Specifications (Wilga 35A)
[edit]
Data from The Illustrated Encyclopedia of Aircraft[22]
Общие характеристики
- Экипаж: 1
- Емкость: 3
- Длина: 8,10 м (26 футов 6 дюймов)
- Размах крыльев: 11,12 м (36 футов 5 дюймов)
- Высота: 2,96 м (9 футов 6 дюймов)
- Область крыла: 15,50 м 2 (166,85 кв. Фута)
- Пустой вес: 900 кг (1 984 фунта)
- Вес валового веса: 1300 кг (2868 фунтов)
- Силовая установка: 1 × IVCHENKO AI-14 RA.
Производительность
- Максимальная скорость: 195 км/ч (121 миль в час, 105 кН)
- Диапазон: 670 км (416 миль, 361 нми)
- Потолок обслуживания: 4040 м (13 250 футов)
- Скорость подъема: 5,5 м/с (1082 фута/мин)
Смотрите также
[ редактировать ]Связанная разработка
Самолеты сопоставимой роли, конфигурации и эпохи
Ссылки
[ редактировать ]Цитаты
[ редактировать ]- ^ «Дилер США разрабатывает вариант Уилги». Flight International , 23 августа 1995 года.
- ^ "Злой Уилга." Flight International , 10 января 1996 года.
- ^ "Pzl-okecie поднимает Уилгу". Flight International , 11 сентября 1996 года.
- ^ «Амфибийный Уилга 2000 взлетает на Аляске». Flight International , 8 июня 2004 года.
- ^ "Эмбр подписывает маркетинговую сделку с PZL". Flight International , 19 июля 1995 года.
- ^ «Польша выбирает транспорт C295M». Flight International , 4 сентября 2001 года.
- ^ "CASA покупает контроль над PZL-Okecie." Flight International , 30 октября 2001 года.
- ^ Wastnage, Джастин. «Eads Arms обсуждает польское легкое самолетное предприятие». Flight International , 24 июня 2003 года.
- ^ Уорик, Грэм. «EADS-PZL нацелена Wilga 2000 в полицейских силах США». Flight International , 2 марта 2004 года.
- ^ Лига Канады Air Cadet - Годовой отчет 2007: Программа замены самолетов L -19 Архивирована 6 июля 2011 года на машине Wayback
- ^ Подпрыгнуть до: а беременный Сарсфилд, Кейт. «Eads-Pzl тянет вилку на Уилгу». Flight International , 14 ноября 2006 г.
- ^ Пэти, Майк, Draco Crash Today , Получено 2019-10-01
- ^ Гросс, Сэм. «Маленький авария самолета в Рено-Стид был известен« Драко », пилотируемый Майка Пэти» . Reno Gazette Journal . Получено 2019-10-01 .
- ^ Рантер, Харро. «Авария PZL-104 Draco Turbine Wilga N123T, 16 сентября 2019 года» . Aviation-sfeepety.net . Получено 2019-10-01 .
- ^ «Износ, начальная стадия производства самолетов в Индонезии» . aviahistoria.com (на индонезийском). 1 ноября 2019 года . Получено 11 марта 2021 года .
- ^ Wojciech Sankowski. Уилга в армии . «Авиация с шахматной доской». № 55 (2/2015), стр. 41-42 (на лаке)
- ^ «Авиакомпания Румынии» (на румынском языке). Facebook. 16 февраля 2020 года.
- ^ «Научный и производственный центр-PZL PZL-104, VH-PZS-инспектор номер: 199600094.» Австралийское бюро транспорта , 13 мая 2004 года.
- ^ Эдвардс, Ричард. «Найджел Фарадж из UKIP вытащил сознание из авиакатастрофы». Телеграф , 6 мая 2010 года.
- ^ "PZL-104 2000 Turbine Wilga" Draco " Aviation Safety Network , 16 сентября 2019 года.
- ^ Майк Пэти (пилот Draco) https://www.youtube.com/watch?v=nfctwaOdxvs "Draco Crash Today" 16 сентября 2019
- ^ World 1985, p. 2675.
Библиография
[ редактировать ]- Andrzej Glass: Тысяча Уилга («Действительно Уилгас») в Skrzydlata Polska Nr. 6/2004 (польский язык)
- Иллюстрированная энциклопедия самолетов (частичная работа 1982-1985) . Orbis Publishing. 1985.
- Лига Канады Air Cadet: Годовой отчет 2006/2007
- «Пентагон над островами: тридцатилетняя история индонезийской военной авиации». Энтузиаст воздуха ежеквартально (2): 154–162. ND ISSN 0143-5450 .
Внешние ссылки
[ редактировать ]