Су Хим
Су Хим | |||
---|---|---|---|
![]() Посмертный из династии Юань портрет Су Ши работы Чжао Мэнфу | |||
Рожденный | 8 января 1037 г. [ 1 ] | ||
Умер | 24 августа 1101 г. [ 2 ] | (64 года) ||
Род занятий | Поэт, эссеист, каллиграф, художник и учёный-чиновник. | ||
Заметная работа |
| ||
Родитель | Су Сюнь (отец) | ||
Родственники | Su Zhe (brother) | ||
Китайское имя | |||
Традиционный китайский | Су Ши | ||
Упрощенный китайский | Су Ши | ||
| |||
Зижан | |||
китайский | 子Зижан | ||
| |||
Донгпо Джуши | |||
Традиционный китайский | Донгпо Мирянин | ||
Упрощенный китайский | Донгпо Мирянин | ||
Буквальный смысл | Ист-Слоуп Домохозяин | ||
| |||
Су Донгпо | |||
Традиционный китайский | 蘇東Су Донгпо | ||
Упрощенный китайский | 苏东Су Донгпо | ||
|
Су Ши ( упрощенный китайский : 苏轼 ; традиционный китайский : 苏轼 ; пиньинь : Су Ши ; 8 января 1037 — 24 августа 1101), любезное имя Цзичжан ( 子耼 ), художественное имя Дунпо ( 东波 ), китайский поэт, эссеист, каллиграф, художник и учёный-чиновник , живший во времена династии Сун . [ 3 ] Выдающаяся личность эпохи Сун, Су был важной фигурой в политике династии Сун . Он сделал долгую карьеру в бюрократии, занимал различные провинциальные посты и некоторое время занимал должность старшего чиновника при императорском дворе. Несмотря на большие надежды на служение стране, политическая карьера Су была полна разочарований из-за его откровенной критики, и он часто становился жертвой политического соперничества между радикальными и консервативными силами. [ 4 ] Он пережил ряд политических ссылок, во время которых его творческая карьера расцвела. [ 5 ]
Су широко известен как одна из самых выдающихся фигур классической китайской литературы. [ 4 ] оставив после себя богатую коллекцию стихов, текстов, прозы и эссе. Его поэзия имела устойчивую популярность и влияние в Китае и других близлежащих регионах, таких как Япония, и хорошо известна в некоторых англоязычных странах благодаря переводам Артура Уэйли и Стивена Оуэна , среди других. В искусстве Мурк описал Су как «выдающуюся личность одиннадцатого века». [ 6 ] Его прозаические произведения способствовали пониманию таких тем, как туристическая литература Китая XI века и металлургическая промышленность . [ 7 ] Его произведения часто затрагивали тему кухни, на которую он, как полагают, оказал глубокое влияние. [ 8 ] Свинина Дунпо , известное блюдо кухни Ханчжоу , названа в его честь.
Су остается почитаемой и любимой фигурой как среди интеллектуалов, так и среди широких слоев населения, выходя за рамки своей эпохи. Современные исследователи Чжу и Ван отмечают, что влияние Су на ценности и убеждения китайского народа глубоко, утверждая, что его культурное и философское влияние соперничает с влиянием таких известных философов, как Мэн-цзы и Чжуанцзы . [ 9 ]
Ранняя жизнь и образование
[ редактировать ]Су Ши родился в Мэйшане , недалеко от горы Эмэй в провинции Сычуань . Его отец Су Сюнь и его младший брат Су Чжэ были известными учеными. Его имя Ши ( 軾 ) относится к перекладине перил в передней части колесницы. Су Синь заметил, что перила, хотя и скромные, сыграли важную роль в карете, неся в себе его надежды и стремления к Су Ши.
Раннее образование Су Ши проходил под руководством даосского священника в местной деревенской школе. Когда ему исполнилось 10 лет, его образование перешло на домашнее обучение, сначала под руководством его матери, госпожи Чэн, а затем его отца, Су Сюня. В течение более чем десяти лет Су Сюнь посвятил себя всестороннему изучению классической литературы, философии и исторических текстов, одновременно обучая двух своих сыновей-подростков во время их подготовки к императорскому экзамену . [ 10 ]
Су Ши женился в 17 лет. Су Ши и его младший брат Су Чжэ поддерживали близкие отношения с детства. [ 11 ]
Официальная карьера
[ редактировать ]Первоначальный успех и известность
[ редактировать ]В 1057 году, в возрасте 19 лет, Су Ши и его брат сдали экзамены на высшую государственную службу и получили степень дзинши , необходимую для получения высокой государственной должности. [ 12 ] Его достижения в столь юном возрасте привлекли внимание императора Жэньцзуна и ведущего литературного деятеля Оуян Сю , который впоследствии стал покровителем Су. Оуян уже был известен как поклонник Су Синя, одобряя его литературный стиль при императорском дворе и заявляя, что никакой другой стиль не нравился ему больше. Когда были сданы 1057 экзаменов цзиньши, Оуян Сю неожиданно потребовал от кандидатов писать в древнем прозаическом стиле, отвечая на вопросы по конфуцианской классике . Братья Су получили высокие награды за безупречные ответы и достигли статуса знаменитостей, особенно благодаря исключительным результатам Су Ши на последующих экзаменах по указу 1061 года . [ 13 ]
Провинциальные посты
[ редактировать ]Начиная с 1060 года и в течение следующих двадцати лет Су Ши занимал различные государственные должности по всему Китаю; особенно в Ханчжоу , где он отвечал за строительство пешеходной дороги через Западное озеро , которая до сих пор носит название Суди ( 蘇堤 , «мостовая дорога Су»). Он работал мировым судьей в префектуре Ми , которая расположена на территории современного уезда Чжучэн в провинции Шаньдун . Позже, когда он был губернатором Сюйчжоу , он написал мемориал трону в 1078 году, жалуясь на тревожные экономические условия и возможность вооруженного восстания в промышленной префектуре Лиго большая часть китайской металлургической промышленности . , где располагалась [ 14 ] [ 15 ]
Политические ссыльные
[ редактировать ]Су Ши часто был в разладе с политической фракцией, возглавляемой Ван Аньши . Су Ши однажды написал стихотворение, критикующее реформы Ван Аньши, особенно государственную монополию, наложенную на соляную промышленность. [ 16 ] Доминирование реформистской фракции в суде дало Группе новой политики больше возможностей сослать Су Ши за политические преступления. Утверждалось, что Су Ши критиковал императора, хотя на самом деле его стихи были направлены на критику реформ Вана. Ван Аньши не принимал участия в этой акции против Су, поскольку он ушел из общественной жизни в 1076 году и установил теплые отношения с Су Ши. [ 16 ] Первая отдаленная поездка Су Ши в ссылку (1080–1086 гг.) состоялась в Хуанчжоу , провинция Хубэй. Эта должность носила номинальное звание, но не имела стипендии, в результате чего Су остался в нищете. В этот период он начал практиковать буддийскую медитацию. С помощью друга Су построил небольшой дом на участке земли в 1081 году. [ 17 ] Су Ши жил на ферме под названием Дунпо («Восточный склон»), откуда он взял свой литературный псевдоним. [ 18 ] Будучи сосланным в провинцию Хубэй , он полюбил этот район, в котором жил; многие стихотворения, которые считались его лучшими, были написаны в этот период. [ 12 ] его самое известное произведение каллиграфии « Хан Ши Те» Там же было написано . В 1086 году Су Ши и все другие изгнанные государственные деятели были отозваны в столицу в связи с приходом к власти нового правительства. [ 19 ] Однако Су был сослан во второй раз (1094–1100) в Хуэйчжоу и Даньчжоу, Хайнань . [ 12 ] В 1098 году Академия Дунпо на острове Хайнань на месте резиденции, в которой он жил во время изгнания, была построена .
Хотя политические разногласия и оппозиция обычно раскалывают министров суда на конкурирующие группы, бывали моменты беспристрастности и сотрудничества с обеих сторон. Например, хотя выдающийся ученый и государственный деятель Шэнь Го (1031–1095) был одним из самых доверенных соратников и политических союзников Ван Аньши, Шэнь, тем не менее, подружился с Су Ши. Су Ши знал, что именно Шэнь Го, будучи региональным инспектором Чжэцзяна, представил суду стихи Су Ши где-то между 1073 и 1075 годами, опасаясь, что они выражают оскорбительные и ненавистные чувства в отношении двора Сун. [ 20 ] Именно эти стихотворные отрывки позже использовали Ли Дин и Шу Дань, чтобы возбудить судебное дело против Су Ши, хотя до этого момента Су Ши не особо задумывался о действиях Шэнь Го по раскрытию поэзии. [ 20 ]
Последние годы
[ редактировать ]В 1100 году Су получил помилование и был отправлен в Чэнду после длительного периода политической ссылки. Однако он умер в Чанчжоу, Цзянсу, после периода изгнания по пути к своему новому назначению в 1101 году. [ 12 ] Су Ши было 64 года. [ 19 ] После его смерти он приобрел еще большую популярность, поскольку люди стремились коллекционировать его каллиграфию, изображали его на картинах, отмечали посещение многочисленных мест каменными надписями и строили святыни в его честь. [ 12 ] Он также был изображен в произведениях искусства, созданных посмертно, например, на картине Ли Сун (1190–1225), изображающей Су, путешествующего в лодке, известной как Су Дунпо у Красного утеса , после стихотворения Су Сун, написанного о битве III века . [ 12 ]
Семья
[ редактировать ]Этот раздел нуждается в дополнительных цитатах для проверки . ( январь 2022 г. ) |

У Су Ши было три жены. Его первой женой была Ван Фу (1039–1065) из Сычуани , которой было шестнадцать, когда они поженились. Она умерла во второй день пятого месяца 13 лет спустя. [ а ] после того, как родила ему сына Су Май ( 蘇邁 ). Убитый горем Су Ши написал мемориал ( 亡妻王氏墓志銘 ), в котором заявил, что Ван была не только добродетельной женой, но и часто давала ему советы относительно честности своих знакомых во время его пребывания на посту чиновника.
Через десять лет после смерти своей первой жены Су Ши сочинил стихотворение ци , увидев ее во сне, находясь в префектуре Ми. Стихотворение «Под мелодию «Речной город» ( 江城子 ) остается одним из самых известных стихотворений, написанных Су Ши. [ 21 ] [ не удалось пройти проверку ]
В 1068 году, через два года после смерти Вана, Су Ши вышла замуж за своего кузена Ван Жунчжи ( 王閏之 , 1048–1093), который был на 11 лет младше его. Ван Жуньчжи провел следующие 25 лет, сопровождая Су Ши через его взлеты и падения в чиновничьей службе и политической ссылке. Су Ши похвалил Рунчжи за то, что она была понимающей женой, которая одинаково относилась к трем его сыновьям (его старший Су Май ( 苏迈/蘇邁 ) родился у Ван Фу). Однажды Су Ши рассердился на своего маленького сына за то, что тот не понял его несчастья во время политической ссылки. Ван Жуньчжи упрекнул Су Ши за его глупость, побудив Су Ши написать домашнее стихотворение «Молодой сын» ( 小兒 ). [ 22 ]
Ван Жуньчжи умерла в 1093 году в возрасте сорока шести лет, родив двух сыновей, Су Дай ( 苏迨/苏迨 ) и Су Го ( 苏迨/苏娨 ). Потрясенный горем, Су Ши выразил желание быть похороненным вместе с ней. в ее мемориале ( в память о смерти его жены Цзюньвэнь из округа Тонган ).
Его третья жена, Ван Чжаоюнь ( 王朝雲 , 1062–1095) была бывшей Цяньтан куртизанкой . [ 23 ] Вану было около двенадцати, когда Су купил ее в Ханчжоу. Чжаоюнь научился читать и писать в доме Су. Из всех женщин в жизни Су Чжаоюнь была, вероятно, самой известной, поскольку она пыталась «дорасти до духовного уровня своего мужа» и, кажется, «понимала его лучше всех». Су выразил благодарность Чжаоюнь за ее поддержку в его изгнании в старости, а также за ее общие с поэтом поиски бессмертной жизни посредством буддийской и даосской практики. [ 24 ]
Друг Су, коллега-поэт Цинь Гуань написал стихотворение «Подарок для наложницы Дунпо Чжаоюнь» , восхваляя ее красоту и прекрасный голос. Сам Су Ши посвятил Чжаоюнь ряд своих стихотворений, в том числе «На '» мелодию «Песни Юга». для Чжаоюнь» , « Стихи , «На мелодию «Красавицы, просящей остаться » » и «На мелодию «Луны в Западном ручье»» ( 西江月 ). Чжаоюнь оставался верным спутником Су Ши после смерти Жуньчжи и умер от болезни 13 августа 1095 года ( 曰五日 на третьем году правления Шаошэна ) в Хуэйчжоу . [ 25 ] Чжаоюнь родила Су Ши 15 ноября 1083 года сына Су Дуня ( 蘇遁 ), который умер в младенчестве. После смерти Чжаоюня Су Ши больше никогда не женился.
Будучи государственным чиновником в семье чиновников, Су Ши часто был разлучен со своими близкими в зависимости от его должности. В 1078 году он занимал пост префекта Сучжоу. Его любимый младший брат смог присоединиться к нему на празднике середины осени , который послужил вдохновением для написания стихотворения «Луна середины осени», отражающего ценность времени, проведенного с семьей. Оно было написано для исполнения на мотив «Yang Pass». [ 11 ]
Когда вечерние облака уходят, в комнату наполняется ясный прохладный воздух.
нефритовое колесо бесшумно пересекает Серебряную реку эта жизнь, эта ночь редко была доброй
где мы увидим эту луну в следующем году
У Су Ши было три сына, которые дожили до совершеннолетия: старший, Су Май ( 蘇邁 ), который также стал государственным чиновником к 1084 году; [ 26 ] второй, Су Дай ( 蘇迨 ); и третий, Су Го ( 蘇過 ). Когда Су Ши умер в 1101 году, его младший брат Су Чжэ ( 蘇轍 ) похоронил его вместе со своей второй женой Ван Жунчжи согласно его желанию.
Работа
[ редактировать ]Обзор
[ редактировать ]
На сегодняшний день сохранилось около 2700 стихотворений и 800 писем, написанных Су Ши. [ 12 ] Его мастерство охватывало различные формы, включая стили поэзии ши , ци и фу , а также прозу, каллиграфию и живопись. Хотя значительная часть его стихов написана в формате ши, именно его стихи в стиле 350 ци во многом укрепили его поэтическое наследие.
В репертуар Су Ши также входит значительная часть эссе, многие из которых посвящены политике и управлению. Одним из них является Люхоулун (留侯論). Он признан одним из самых уважаемых эссеистов династий Тан и Сун, что принесло ему место среди восьми великих мастеров прозы династий Тан и Сун .
Как в своих литературных произведениях, так и в изобразительном искусстве Су Ши органично сочетал элементы спонтанности, объективности с подробным и ярким изображением мира природы.
Поэзия
[ редактировать ]Су Ши известен как основатель школы хаофан в поэзии ци, характеризующейся духом смелости и более широкой тематикой. Су Ши расширил тематический диапазон жанра ци , наполнив его множеством нетрадиционных тем, многие из которых были взяты из его собственного жизненного опыта. Его тексты затрагивали более глубокие и созерцательные темы, такие как старение, смертность и тонкости государственной службы, и находили более глубокий отклик у современной аудитории. Как новатор стиля хаофан, он представил элементы, обычно связанные с мужской деятельностью, в том числе охотничьи мотивы, а также переплетенные буддийские философские концепции и политические ссылки, традиционно предназначенные для более уважаемых форм поэзии. [ 27 ]
Некоторые из его известных поэтических произведений включают Первое и Второе Чибифу ( 赤壁賦 Красные скалы , написанные во время его первого изгнания), Нянь Ну Цзяо: Чиби Хуай Гу ( 念奴嬌·赤壁懷古 Вспоминая Чиби, на мелодию Нянь Ну Цзяо ) и Шуй Дяо Гэ Тоу ( 水調歌頭 Вспоминая Су Чжэ на Празднике середины осени , 中秋節 ). Два предыдущих стихотворения в стиле фу были вдохновлены битвой при Чиби , морским сражением эпохи Троецарствия , произошедшим в 208 году.
В одном из своих ши стихотворений в стиле Су, как известно, описал сложность передачи красоты горы Лу : «Почему я не могу определить истинную форму горы Лу? Потому что я сам нахожусь в горе». [ 28 ]
Су написал несколько стихотворений в Хуанчжоу на фоне политического изгнания; Фактически, изгнание из Хуанчжоу было самым плодотворным периодом для поэта. [ 29 ]
Один из примеров — шутливое и колкое стихотворение о первом купании новорожденного сына от третьей жены Чжаоюнь.
On the Birth of a Son .洗兒戲作
Каждый воспитывает сына, надеясь быть мудрым; |
Семьи, когда рождается ребенок |
«Бессмертный у реки, возвращающийся ночью в Лингао» (林江仙 · 夜归 Лингао ) (написано в 1082 году н. э.):
Эта песня, написанная в 1082 году нашей эры, отражает период, когда Су Ши столкнулся с понижением в должности и переселением в район, ныне известный как район Хуанчжоу в провинции Хубэй. Несмотря на постоянные политические трудности, Су Ши сохранял уважение к миру природы. Тексты песен передают его стремление отказаться от погони за статусом, славой и богатством и вместо этого вести уединенную жизнь. [ 27 ]
Выпив ночью в Дунпо, я проснулся и снова напился. |
Выпив ночью на Восточном склоне, я протрезвел и снова напился. |
«Урегулирование ветровых волн (Дин фэн-бо) (定风波)» : [ 30 ]
Не слушай шорох листьев в лесу, |
Не обращай внимания на эти звуки, |
-перевод Стивена Оуэна |
Его популярные политически заряженные стихи часто были причиной гнева сторонников Ван Аньши по отношению к нему, кульминацией которого стал Суд над поэзией на Вороньей террасе в 1079 году.
Он также писал стихи на буддийские темы, в том числе стихотворение, позднее широко прокомментированное Эйхэем Догэном , основателем японской Сото школы дзэн , в главе его работы Сёбогэндзо, озаглавленной «Звуки ручьев в долине, формы гор» . [ 31 ]
Литература о путешествиях
[ редактировать ]Су Ши также описал свои впечатления от путешествий в « Очерках однодневных поездок ». [ 32 ] который частично принадлежал к популярной литературной категории эпохи Сун «литература о путешествиях» (youji wenxue), в которой использовались повествовательный , дневниковый и прозаический стили письма. [ 33 ] Хотя другие работы в китайской литературе о путешествиях содержали множество культурной , географической , топографической и технической информации, основная цель эссе однодневной поездки состояла в том, чтобы использовать обстановку и событие, чтобы передать философский или моральный аргумент, который часто требовал убедительного письма. . [ 32 ] Например, в однодневном эссе Су Ши, известном как «Записи о горе Каменный колокол», исследуется, а затем оценивается, были ли древние тексты о «каменных колоколах» фактически точными. [ 34 ]
Мемориал китайской металлургической промышленности
[ редактировать ]
Будучи губернатором Сюйчжоу в 1078 году, Су написал мемориал императорскому двору о проблемах, возникших в промышленной префектуре Лиго, находившейся под его управлением. В интересном и показательном отрывке о китайской черной металлургии во второй половине XI века Су Ши писал об огромном количестве рабочей силы, занятой в черной металлургии, о конкурирующих провинциях, в которых конкурирующие производители железа искали благосклонности центрального правительства, а также опасность появления местных авторитетов, которые могли совершать набеги на промышленность и угрожать правительству эффективным вооруженным восстанием. При чтении текста также становится ясно, что правительственным чиновникам префектур во времена Су часто приходилось вести переговоры с центральным правительством, чтобы удовлетворить требования местных условий. [ 35 ]
Технические вопросы гидротехники
[ редактировать ]Во времена древней династии Хань 202 г. до н.э. - 220 г. н.э.) в Китае шлюзовые ворота и шлюз . шлюзовой ( были известны [ 36 ] К 10 веку последняя конструкция была улучшена в Китае с изобретением для канала затвора , позволяющего регулировать уровни воды на отдельных и закрытых участках канала. [ 37 ] Это нововведение позволило более крупным транспортным баржам безопасно проходить без опасности разбиться о насыпи, и это нововведение хвалили такие люди, как Шэнь Го (1031–1095). [ 38 ] Шен также написал в своих «Очерках бассейна снов» 1088 года, что при правильном использовании шлюзовые ворота, расположенные вдоль оросительных каналов, были наиболее эффективными для отложения ила для удобрения . [ 39 ] Ранее в своей книге «Дунпо Жилин» 1060 года Су Ши пришел к другому выводу, написав, что китайцы за несколько веков до этого усовершенствовали этот метод, и отметил, что в его время он был неэффективен в использовании. [ 40 ]
Хотя Су Ши не упомянул об этом в своих трудах, корень этой проблемы заключался всего лишь в противоречии друг с другом потребностей сельского хозяйства и транспорта. [ 40 ]
гурман
[ редактировать ]
Су называют одним из четырех классических гастрономов . Остальные трое — Ни Цзань (1301–1374 гг.), Сюй Вэй (1521–93 гг.) и Юань Мэй (1716–97 гг.). [ 41 ] Существует легенда, для которой нет никаких доказательств, что он случайно изобрел свинину Дунпо , известное в последующие века блюдо. Линь Сян Цзюй и Линь Цуйфэн в своей научной книге «Китайская гастрономия» приводят рецепт «Аромат свинины: свинина Тунгпо» и отмечают, что «квадрат жира назван в честь поэта Су Дунпо по неизвестным причинам. Возможно, это просто потому что ему бы это понравилось». [ 42 ] Рассказывают, что однажды Су Ши решил приготовить тушеную свинину. Затем во время готовки к нему навестил старый друг и предложил сыграть в китайские шахматы . Су Ши совершенно забыл о рагу, которое к тому времени стало очень густым, пока его очень ароматный запах не напомнил ему о нем. [ нужна ссылка ] Однако некоторые легенды указывают на обратное: другие жители деревни просто назвали блюдо из свинины в его честь в честь его смерти, хотя никаких конкретных доказательств не указывает на какой-либо вывод.
Чтобы объяснить свои вегетарианские наклонности, Су сказал, что ему никогда не нравилось убивать животных ради обеденного стола, но у него была тяга к определенным продуктам, таким как моллюски, поэтому он не мог отказаться. Когда он оказался в тюрьме, его взгляды изменились: «Со времени моего заключения я не убил ни одного существа... испытав на себе такое беспокойство и опасность, когда я чувствовал себя птицей, ожидающей на кухне, я больше не могу причинять вред живое существо будет страдать от неизмеримого страха и боли лишь для того, чтобы доставить удовольствие моему вкусу». [ 43 ]
См. также
[ редактировать ]
- Китайская литература
- Китайская поэзия
- Классическая китайская поэзия
- Ци (стихи)
- Суд над поэзией на террасе ворон
- Культура династии Сун
- История династии Сун
- Шен Куо
- Песенная поэзия
- Тао Юаньмин
- Цитата о судьбе Су Ши
- Технология династии Сун
- Ван Шен
Переводы
[ редактировать ]- Уотсон, Бертон (переводчик). Избранные стихи Су Тунг-по (только на английском языке) ( Copper Canyon Press , 1994)
- Сюй Юаньчун (переводчик). Избранные стихи Су Ши. (Китайский с английским переводом). Хунань: Народное издательство Хунани, 2007.
Ссылки
[ редактировать ]Примечания
[ редактировать ]- ↑ 14 июня 1065 года по григорианскому календарю.
Цитаты
[ редактировать ]- ↑ Су Ши написал в своем коротком эссе Сянь Цю Цю Ши , что его день рождения пришелся на 19-й день 12-го месяца. Кроме того, в его биографии в «Истории песни» указано, что ему было 66 лет (по восточноазиатским исчислениям), когда он умер в 1-м году. год эпохи Цзяньчжун Цзинго правления императора Хуэйцзуна (1101 по юлианскому календарю) («Представление песен и поиск стихов»: 19-го числа двенадцатого месяца пятого года Юаньфэна, в день рождения Дунпо, он поставил вино у подножия Чибиджи, сидящего на высокой вершине, и, пока он сильно пил, Звук флейты доносился из реки. Гостями были Го и Ю, которые были хорошими друзьями. Он сказал По: «Звук флейты имеет новое значение и не является обычным навыком». Ли Вэй, джинши, узнал о дне рождения По. Он сочинил песню «Журавль, летящий на юг» как дань уважения звонившему, он просто играл новую песню и быстро сыграл несколько песен. Руководитель комитета написал на листе бумаги записку, в которой говорилось: «Мне нечего требовать от публики. Одного четверостишия достаточно».
- ↑ Согласно эпитафии Су Чжэ своему старшему брату, Су Ши умер в день динхай 7-го месяца 1-го года эпохи Цзяньчжун Цзинго правления императора Хуэйцзуна. Это соответствует 24 августа 1101 года по юлианскому календарю.
- ^ Уитфилд, Родерик (2003). «Су Ши» . Гроув Арт онлайн . Библиография обновлена Хеннингом фон Мирбахом. Оксфорд: Издательство Оксфордского университета . дои : 10.1093/gao/9781884446054.article.T082440 . ISBN 978-1-884446-05-4 . (требуется подписка или членство в публичной библиотеке Великобритании )
- ^ Jump up to: а б Чжан, Лунси (4 ноября 2022 г.). История китайской литературы . Лондон: Рутледж. стр. 217–218. doi : 10.4324/9781003164173/история-китайская-литература-чжан-лунси . ISBN 978-1-003-16417-3 .
- ^ Риджуэй, Бенджамин (2012). «От банкета до границы: трансформация текстов песен Су Ши в поэзию национальных потерь в эпоху Реставрации» . Китайская литература: очерки, статьи, обзоры (CLEAR) . 34 : 57–103. ISSN 0161-9705 .
- ^ Мерк (2000) , с. 31.
- ^ Вагнер, Дональд Б. (2001). «Управление черной металлургией в Китае одиннадцатого века» . Журнал экономической и социальной истории Востока . 44 (2): 175–197. ISSN 0022-4995 .
- ^ Уилкинсон 2018 , с. 510.
- ^ Ван и Чжу, предисловие
- ↑ Ван и Чжу, 56–59.
- ^ Jump up to: а б Красная сосна, Стихи мастеров, Copper Canyon Press, 2003.
- ^ Jump up to: а б с д и ж г Эбри, Кембриджская иллюстрированная история Китая , 140.
- ^ Хаймс, 61.
- ^ Вагнер, 178
- ^ Гегель, 13
- ^ Jump up to: а б Эбри, Восточная Азия , 164.
- ^ Гегель, Роберт Э. (1998). «Виды и звуки красных скал: о чтении Су Ши» . Китайская литература: очерки, статьи, обзоры (CLEAR) . 20 :11–30. дои : 10.2307/495262 . ISSN 0161-9705 .
- ^ Чеанг, Элис В. (1993). «Поэзия, политика, философия: Су Ши как человек восточного склона» . Гарвардский журнал азиатских исследований . 53 (2): 325–387. дои : 10.2307/2719453 . ISSN 0073-0548 .
- ^ Jump up to: а б Гегель, 14 лет
- ^ Jump up to: а б Хартман, 22.
- ^ Су, Ши. «Снится умершая жена в ночь на 20-е число первого месяца» . www.chinese-poems.com . Проверено 16 декабря 2023 г.
- ^ Томлонович, Кэтлин М. (1989). Поэзия изгнания и возвращения: исследование Су Ши (1037-1101) (Диссертация).
- ^ «[Контекст Хуэйчжоу · Западное озеро] «Два западных озера» Су Дунпо » .
- ^ Линь, Ютан (1948). Гей-гений - жизнь и времена Су Тонгпо . William Heinemann Ltd., стр. 192, 312–313.
- ^ Иган, Рональд К. (1994). Слово, образ и дело в жизни Су Ши (1-е изд.). Кембридж (Массачусетс) и Лондон: Издательство Гарвардского университета . п. 328.
- ^ Харгетт, 75.
- ^ Jump up to: а б «Введение к тексту на мелодию «Бессмертный у реки» — возвращение ночью в Лингао. Глобальный средневековый справочник» . sourcebook.stanford.edu . Проверено 3 октября 2023 г.
- ^ Джин, Кейю (2023). Новый учебник Китая: за пределами социализма и капитализма . Нью-Йорк: Викинг. п. 303. ИСБН 978-1-9848-7828-1 .
- ^ Иган, 213
- ^ Оуэн, Стивен (1996). Антология китайской литературы: от начала до 1911 года . Нью-Йорк Лондон: WW Нортон. ISBN 978-0-393-97106-4 .
- ^ Билефельдт, Карл (2013), «Звук ручья, форма горы: Кейсэй Саншоку» (PDF) , Глаз Дхармы (31), Сотосю Шумучо: 21–2
- ^ Jump up to: а б Харгетт, 74 года.
- ^ Харгетт, 67-73.
- ^ Харгетт, 74–76.
- ^ Вагнер, 178–179.
- ^ Нидхэм, Том 4, Часть 3, 344–350.
- ^ Нидхэм, Том 4, Часть 3, 350–351.
- ^ Нидхэм, Том 4, Часть 3, 351-352.
- ^ Нидхэм, Том 4, Часть 3, 230-231.
- ^ Jump up to: а б Нидхэм, том 4, часть 3, 230.
- ^ Эндимион Уилкинсон, История Китая: Руководство (Кембридж, Массачусетс: Harvard University Press, Rev. and enl., 2000): 634.
- ^ Сян-Цзюй Линь и Цуйфэн Линь, с предисловием и введением Линь Ютана, Китайская гастрономия . Нью-Йорк: Гастингс Хаус, 1969. ISBN 0-8038-1131-4 . Различные перепечатки, стр. 55.
- ^ Иган, Слово, образ и дело , с. 52-53.
- ^ «Christie's | Дерево и камень Су Ши | Изысканные китайские классические картины | Christie's» .
Библиография
[ редактировать ]- Эбри, Уолтхолл, Пале (2006). Восточная Азия: культурная, социальная и политическая история . Бостон: Компания Houghton Mifflin. ISBN 0-618-13384-4 .
- Эбри, Патрисия Бакли (1999). Кембриджская иллюстрированная история Китая . Кембридж: Издательство Кембриджского университета. ISBN 0-521-43519-6 (в твердом переплете); ISBN 0-521-66991-X (мягкая обложка).
- Иган, Рональд. Слово, образ и дело в жизни Су Ши . Кембридж (Массачусетс): Издательство Гарвардского университета, серия монографий Гарвардского института Йенчинга, 1994. ISBN 0-674-95598-6 .
- Фуллер, Майкл Энтони. Дорога на Восточный склон: развитие поэтического голоса Су Ши . Издательство Стэнфордского университета, 1990. ISBN 0-8047-1587-4 .
- Харгетт, Джеймс М. «Некоторые предварительные замечания по путевым записям династии Сун (960–1279)», Китайская литература: очерки, статьи, обзоры (июль 1985 г.): 67–93.
- Хартман, Чарльз. «Поэзия и политика в 1079 году: случай Су Ши с поэзией на террасе ворон», Китайская литература: очерки, статьи, обзоры (том 12, 1990): 15–44.
- Хэтч, Джордж. (1993) «Прагматическое государственное управление Су Синя» в книге «Упорядочение мира: подходы к государству и обществу в Китае при династии Сун» , изд. Роберт П. Хаймс , 59–76. Беркли: Издательство Калифорнийского университета Беркли. ISBN 978-0-520-07691-4 .
- Гегель, Роберт Э. «Виды и звуки красных скал: о чтении Су Ши», Китайская литература: очерки, статьи, обзоры (том 20, 1998 г.): 11–30.
- Линь Ютан . Гей-гений: жизнь и времена Су Тунгпо . Компания «Джей Дэй», 1947 год. ISBN 0-8371-4715-8 .
- Мурк, Альфреда (2000). Поэзия и живопись в Китае Сун: тонкое искусство инакомыслия . Азиатский центр Гарвардского университета. ISBN 978-0-674-00782-6 .
- Нидхэм, Джозеф (1986). Наука и цивилизация в Китае: Том 1, Вводные сведения . Тайбэй: Caves Books, Ltd.
- Нидхэм, Джозеф (1986). Наука и цивилизация в Китае: Том 4, Физика и физические технологии, Часть 3, Гражданское строительство и мореплавание . Тайбэй: Caves Books Ltd.
- Сивин, Натан (1995). «Шен Куа». В книге Сивина «Наука в Древнем Китае: исследования и размышления» , текст III: 1–53. Халдершот (Гэмпшир, Англия) и Берлингтон (Вермонт, США): VARIORUM, Ashgate Publishing. ISBN 0-86078-492-4 .
- Вагнер, Дональд Б. «Управление черной металлургией в Китае одиннадцатого века», Журнал экономической и социальной истории Востока (том 44, 2001 г.): 175–197.
- Уилкинсон, Эндимион (2018). История Китая: Новое руководство (5-е изд.). Кембридж: Азиатский центр Гарвардского университета . ISBN 978-0-9988883-0-9 .
- Ян, Винсент. Природа и личность: исследование поэзии Су Дунпо в сравнении с поэзией Уильяма Вордсворта (Американские университетские исследования, серия III). Паб Питер Лэнг, 1989 год. ISBN 0-8204-0939-1 .
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Жак, Роб. Адажио для Су Тунг-по: Стихи о том, как сознание использует плоть, чтобы плавать в пространстве/времени . (Фернвуд Пресс, 2019) ISBN 978-1-59498-065-7 . Используя строки из стихов Су Ши в качестве эпиграфов, Жак исследует метафизические взгляды китайского поэта XI века на жизнь, любовь и вечность с точки зрения XXI века.
- Ван, Юген. « Границы поэзии как средство социальной критики: новый взгляд на литературную инквизицию 1079 года против Су Ши ». Журнал исследований Сун-Юань . Том 41, 2011. С. 29–65. 10.1353/sys.2011.0028. Доступно в проекте MUSE .
- Ван, Шуйчжао, Банда (2004). Критическая биография Су Ши) [ Критическая биография суши ] (1-е изд.) Нанкин, Китай: Издательство Нанкинского университета. Суши Пинг Чжуань ( 7305041521 .
Внешние ссылки
[ редактировать ]СМИ, связанные с Су Ши, на Викискладе?
Работы Су Ши или о нем в Wikisource
- Работы Су Ши или о нем в Интернет-архиве.
- Работы Су Ши в LibriVox (аудиокниги, являющиеся общественным достоянием)
- Су Ши и его галерея каллиграфии в Китайском онлайн-музее
- Су Ши: Стихи
- Стихи Су Ши
- Су Хим
- 1037 рождений
- 1101 смерть
- Китайские каллиграфы XI века.
- Китайские художники XI века.
- Китайские поэты XI века
- Китайские каллиграфы XII века.
- Китайские художники XII века.
- Китайские учёные
- Китайские писатели-путешественники
- Художники из Сычуани
- Поэты из провинции Сычуань
- Политики из Мэйшаня
- Получатели китайского королевского помилования
- Каллиграфы династии Сун
- Эссеисты династии Сун
- Художники династии Сун
- Поэты династии Сун
- Писатели из Мэйшаня
- Китайские гурманы