HMS Express (H61)
![]() Воздушный вид на экспресс , ноябрь 1942 г.
| |
История | |
---|---|
![]() | |
Имя | Выражать |
Заказано | 1 ноября 1932 года |
Строитель | Охотник на лебедя , Тайн и ношение |
Запущен | 29 мая 1934 года |
Введено в эксплуатацию | 2 ноября 1934 года |
Идентификация | Вымпечник : H61 |
Девиз |
|
Судьба | Переведен в Канаду, 15 июня 1943 года |
![]() | |
Имя | Гатино |
Тезка | Река Гатино |
Приобретенный | 15 июня 1943 г. (дано Канаде) |
Введено в эксплуатацию | 3 июня 1943 года |
Выведено из эксплуатации | 10 января 1946 года |
Поражен | 1 апреля 1947 года |
Почести и награды |
|
Судьба | Scuttted как взломан , 1948 |
Общие характеристики (как построено) | |
Класс и тип | Эсминец электронного класса |
Смещение | 1405 длинных тонн (1428 т ) ( стандарт ) |
Длина | 329 футов (100,3 м) O/A |
Луч | 33 фута 3 дюйма (10,13 м) |
Черновик | 12 футов 6 в (3,81 м) (глубокая) |
Установленная питание |
|
Движитель | 2 × валы; 2 × Паровая турбины |
Скорость | 35,5 узлов (65,7 км/ч; 40,9 миль в час) |
Диапазон | 6 350 нми (11 760 км; 7,310 миль) со скоростью 15 узлов (28 км/ч; 17 миль в час) |
Дополнение | 145 |
Датчики и Системы обработки | Асдик |
Вооружение |
|
HMS Express был E-класса Minelaying эсминцем , построенным для Королевского флота в начале 1930-х годов. Несмотря на то, что корабль был назначен на домашний флот , корабль был прикреплен к средиземноморскому флоту в 1935–36 годах во время кризиса Абиссинии . Во время гражданской войны в Испании 1936–1939 гг. Она провела значительное время в испанских водах, обеспечивая соблюдение блокады оружия, навязанную Британии и Франции по обе стороны конфликта.
Экспресс провел большую часть первого года мировой войны, укладывая минные поля в британских, голландских и немецких водах. Она участвовала в эвакуации солдат союзников из Дюнкерка в мае -июне 1940 года, но после этого возобновила Minelaying. Корабль был одним из пяти британских эсминцев, которые непреднамеренно вошли в немецкое минное поле у голландского побережья несколько месяцев спустя, что привело к погружению двух эсминцев и выразила ее лук , выводя ее из строя более года ремонта. Через два месяца после возвращения на службу Экспресс сопровождал линку Принца Уэльского и «Battlecruiser» ( Force Z ) в Сингапур в конце 1941 года в неудачной попытке удержать японскую агрессию против британских владений на Дальнем Востоке. Она сопровождала столичные корабли в попытке перехватить посадки в Британской Малайи в декабре и спасла своих выживших после того, как они были потоплены японскими бомбардировщиками . Экспресс был затем назначен на эскортные обязанности конвоя в Сингапуре и его окрестностях и его окрестностях под контролем Американское британское-голубое командование (Abdacom) как японское продвинутое . Она сбежала из Ост -Индии и присоединилась к основному органу восточного флота в Индийском океане . Корабль сыграла незначительную роль в битве при Мадагаскаре , когда она проверяла авианосца на поздних этапах кампании в 1942 году.
Экспресс вернулся домой в начале 1943 года, чтобы начать переоборудование в эскорт -эсминчик . После его завершения в июне корабль был переведен в Королевский канадский флот (RCN) и переименован в Гатино . Ей было поручено выполнять обязанности сопровождения со счетом в середине океанического сопровождения и участвовала в том, чтобы погрузить немецкую подводную лодку в марте 1944 года. Гатино был переведен в Северную Ирландию в мае в мае для вторжения в Нормандию и отправили в Канаду в июле начать длинный ремонт. Корабль работал только в течение нескольких месяцев до того, как война закончилась в мае 1945 года, и вскоре после этого она вернулась в Канаду. Гатино был погашен в начале 1946 года и был продан в следующем году. Корабль стал частью волнного вод на побережье Британской Колумбии в 1948 году.
Описание
[ редактировать ]Корабли E-класса были слегка улучшенными версиями предыдущего D. класса Они вытеснили 1405 тонн (1428 т) при стандартной нагрузке и 1940 длинных тонн (1 970 т) при глубокой нагрузке . Корабли имели общую длину 329 футов (100,3 м), луч 33 фута 3 дюйма (10,1 м) и тягу 12 футов 6 дюймов (3,8 м). Они питались двумя паровыми адмиралтейскими котлами с турбинами , каждая из которых управляли одним валом пропеллера , используя пар, предоставляемые тремя тремя барабанами . Турбины разработали в общей сложности 36 000 лошадиных сил вала (27 000 кВт) и дали максимальную скорость 35,5 узла (65,7 км/ч; 40,9 миль в час). Корабли несли максимум 470 длинных тонн (480 т) масла , которое дало им диапазон 6350 морских миль (11 760 км; 7,310 миль) на 15 узлов (28 км/ч; 17 миль в час). Их дополнение было 145 офицеров и рейтингов . [ 1 ]
Корабли установили четыре 4,7-дюймовых (120 мм) орудий IX в одиночных креплениях, обозначенные «a», «b», «x» и «y» с передней к задней части. Для защиты зенитной (AA) у них было два четырехкратных крепления для Vickers 0,5 в (12,7 мм) AA . Класс E был оснащен двумя надписью на четырехкратных торпедных креплениях для 21-дюймовых (533 мм) торпед. [ 2 ] одна рельса заряда глубины Был установлена и два метателя; Первоначально были перенесены 20 зарядов глубины, но это увеличилось до 35 вскоре после начала войны. [ 3 ] Чтобы компенсировать вес ее ружья 60 человек , и их рельсы, два из Express 4,7-дюймовых орудий , их боеприпасы, оба набора торпедных трубок, ее двухскоростной эсминец (TSDS) Paravanes лодки и ее большие и их Дэвиты должны были быть удалены. Ей дали небольшие спонсоны на корме, чтобы обеспечить плавную доставку ее шахт. [ 4 ]
Военные модификации
[ редактировать ]Экспресс имела ее задние торпедные трубки 12-фунтовый (76 мм) в июле 1940 года типа 286 для поиска с коротким диапазоном радар АА-пистолет. Был установлен был установлен радар типа 271 , а над мостом целевого индикации , заменив директора башню и дальномеров . Корабль также получил HF/DF радиостанцию , установленную на полюсной мачте . Ее вооружение с коротким диапазоном было увеличено четырьмя 20 мм (0,8 дюйма) орудий Орликона, а пулеметы. Раствор динамиком, противоположным, по борьбе с был установлен в курсе «пистолет и укладку за 60 зарядов на глубину»; Пистолет и 12-фунтовый должен был быть удален, чтобы компенсировать их вес. К концу войны радар типа 277 заменил тип 271, а тип 286 был заменен типом 291. [ 5 ]
Строительство и карьера
[ редактировать ]Экспресс , восьмой корабль с таким именем, чтобы служить с Королевским флотом, [ 6 ] Был заказан 1 ноября 1932 года от Swan Hunter & Wigham Richardson в Wallsend в рамках военно -морской программы 1931 года, для использования в качестве эсминца, который можно быстро преобразовать для использования в качестве Minelayer, когда это необходимо. Она была заложена 24 марта 1932 года и была запущена 29 мая 1934 года. Корабль был заказан 2 ноября 1934 года, составив общую стоимость 247 279 фунтов стерлингов , за исключением оборудования, проведенного правительством, таким как вооружение. [ 7 ]
Экспресс и ее сестринские корабли были назначены на 5 -й флотиллу эсминца (DF) домашнего флота. Она оставалась дома в течение следующих девяти месяцев, в то время как ее вооружение было отрегулировано на верфи Ширнесс с 13 декабря по 5 января 1935 года. Корабль был прикреплен к Средиземноморскому флоту вместе с большей частью остальной части ее флотилии, начиная с сентября 1935 года, во время Абиссинский кризис и вернулся домой в марте 1936 года. По прибытии экспресс был переоборудован на верфи в Портсмуте 23 марта по 4 мая. Затем корабль был временно назначен в Гибралтар в течение следующих двух месяцев, когда напряженность возросло до начала гражданской войны в Испании. Затем она провела остаток года дома, прежде чем патрулировать испанские воды в Средиземноморье в январе-марте 1937 года, обеспечивая соблюдение указов Комитета по невмешательству . После короткого переоборудования Экспресс затем провел судебные процессы на Minelaying в течение двух месяцев и снова был переоборудован в Портсмуте с 9 августа по 2 октября. Вскоре после этого у корабля был пожар на ее форварде котная комната , которая сильно повредила ее электрические кабели; Она была отремонтирована в Гибралтаре с 24 октября по 3 декабря. Экспресс провела большую часть 1938 года дома, кроме одного периода в испанских водах, где она базировалась в Гибралтаре. Во время своего пребывания в Портсмуте корабль действовал в качестве Minelayer с 15 августа по 4 октября, прежде чем начать переоборудование 21 ноября, которое продолжалось до 16 января 1939 года. После его завершения экспресс вернулся в Гибралтар в течение нескольких месяцев. Вернувшись в Великобританию, корабль сопровождал президента Франции , Альберта Франсуа Лебруна через английский канал 21 марта по пути к его государственному визиту в Великобританию. В июне она была предназначена для переоборудования на подготовку мальчика и зенитного обучения , но нехватка членов экипажа выплачивала эту идею. Экспресс присутствовал в обзоре резервного флота 5 августа. [ 8 ]
Вторая мировая война
[ редактировать ]Вскоре после начала войны в сентябре Экспресс присоединилась к своей сестре Esk в Impingham в Северном море 8 сентября, действуя под прямым контролем главнокомандующего домашнего флота адмирала сэра Чарльза Форбса . [ 9 ] Два эсминца сделали свою первую Minelaying Soptie в Heligoland Bight в ночь на 9/10 сентября. [ 10 ] И сделал это снова через неделю, не будучи обнаруженным. Затем они вернулись к обычным обязанностям в течение следующих нескольких месяцев, а затем начали укладывать оборонительные минные поля у английского побережья в ноябре. 12 декабря Адмиралтейство сформировала 20 -ю флотилья в эмпильях с Экспрессом в качестве лидера флотилии ; Другими назначенными кораблями были Esk и недавно преобразованные эсминцы, HMS Intrepid и Avanhoe . [ 11 ] Четыре эсминца уложили 240 шахт у устья EMS в ночь 17–18 декабря [ 12 ] А затем две сестры начали переоборудовать в Портсмуте. [ 13 ]
Express и Esk начали лежать более оборонительные минные поля в феврале 1940 года, часто с большой вспомогательной принцессой Викторией и Teviot Bank . [ 14 ] В ночь на 2/3 марта к сестрам присоединились недавно переоборудованные эсминцы HMS Icarus и HMS Impulsive в укладке рудников возле рифа Рога , в Гелиголанде, которые утонули немецкую подводную лодку U-44 в марте, в марте, в марте, в марте, которые утонули немецкую подводную лодку U-44, в марте, которые утонули немецкую подводную лодку U-44, которые затонули немецкую подводную подводную лодку U-44 в марте. [ 15 ] а позже подводные лодки U-50 , U-1 и U-25 . [ 16 ] После возобновления оборонительного Minelaying позже в том же месяце Express был поврежден в результате столкновения с рыболовным траулером Manx Admiral от Kinnaird Head 23 марта и находился под ремонтом до 24 апреля. [ 17 ]
В ночь на 9/10 мая Express , Esk и Intrepid заложили еще одно минное поле в Гелиголанде и были отвлечены в их возвратном путешествии, чтобы сопровождать принцессу Викторию, когда она добывала голландские воды у Эгмонда на следующую ночь после того, как немцы вторглись в Нидерланды на 10 Может. Это началось интенсивную серию вылетов Minelaying в голландских водах в течение остальной части месяца, в которой три немецких тральщика, потопленных 26 июля. Minelaying, однако, был прерван в конце месяца необходимостью эвакуировать британские экспедиционные силы из Дюнкерка . [ 18 ] 29 мая Экспресс отбуксировал эсминца с ограниченными возможностями Джагуаром из крушения в гавани Дюнкерк и перенесла многие из ее эвакуированных на борту, прежде чем она сможет починить свои двигатели позже в тот же день. [ 19 ] На следующий день задний адмиральный Фредерик Уэйк-Уокер , командующий кораблями, вовлеченными в эвакуацию, кратко поднял свой флаг на ее борту. 31 мая она была слегка повреждена бомбами, но продолжала переправлять солдат обратно в Англию. [ 20 ] Корабль и эсминец Сикари были последними кораблями, которые оставили Дюнкерк с войсками 4 июня, когда закончилась эвакуация. В ходе операции она выпустила 3419 войск. [ 21 ]

Корабли 20 -й Flotilla возобновили операции Minelaying 15 июня, хотя большинство из них в течение следующих нескольких месяцев носили защитный характер. [ 22 ] Вечером 31 августа 1940 года Express , Esk , Icarus , Intrepid и Avanhoe покинули Impingham, чтобы уложить оскорбительное минное поле у Texel , с прикрытием, предоставленными тремя эсминцами 5 -го DF. В 23:07 стало ясно, что корабли 20 -й флотилии вошли в немецкое минное поле, когда Экспресс ударил шахту в ряд пистолета «Б», потеряв весь лук до моста. Детонация убила 4 офицеров и 54 рейтинга; Один офицер и 7 членов экипажа были позже спасены немцами. Эск и Айванго , самые близкие корабли, которые можно выразить , закрыты для оказания помощи, в то время как два других эсминца стали тяжелыми, чтобы подарка, и переступили свой маршрут, чтобы выйти на минное поле, согласно постоянным приказам. как первая шахта взорвалась, лук Эска Через пять минут после того , ударил шахту, и она остановилась. Пять минут спустя Аванхо ударила еще одну шахту, которая сильно повредила ее лук. Около 23:20 Эск ударил еще одну шахту, которые взорвали ее журналы . 01:40 Expres К переборки . [ 23 ]
Адмиралтейство отправило девять моторных лодок для торпеды (MTB), чтобы пойти на помощь Express и Ivanhoe , как только они были уведомлены об инциденте Intrepid и приказали, чтобы эсминцы 5 -го DF не должны были войти в миновое поле. Капитан Луи Маунтбэттен из 5 -го DF выполнил, пока он не получил отчет о бомбардировщике Королевских ВВС Локхид Хадсон , который заметил двух поврежденных эсминцев примерно в 07:00 примерно в 25 милях (40 км) к востоку от его позиции. MTBS в первую очередь достигли кораблей, около 08:00 и эвакуировали все Express команды . Разрушители Маунтбаттена заметили экспресс около 08:40, и Кельвин взял ее на буксире, сначала строгому, двадцать минут спустя. Однако буксирный кабель загрязняет один из Кельвина пропеллеров и должен был быть вырезан. Затем Юпитер взял на себя буксировку. Угроза воздушной атаки в 19:45 заставила Юпитера пропустить ее буксировку и позволить одной из посещающих буксиров взять на себя задачу. Экспресс наконец прибыл в Халл в 17:30 2 сентября 1940 года. [ 24 ] Корабль находился под ремонтом на верфи Чатем до 4 октября 1941 года. [ 25 ]
На Дальнем Востоке
[ редактировать ]Экспресс был приказан сопровождать линку Принца Уэльского на Дальний Восток со своей сестрой Электрой , где корабли образовали ядро нового восточного флота, предназначенного для сдерживания японской агрессии. Трио покинуло Гринок 25 октября [ 26 ] и прибыл в Коломбо , Цейлон , 28 ноября. На следующий день эсминцы встретились , а Юпитер присоединился к ним из Средиземного флота, Battlecruiser как и отталкивание . Затем силы провели курс для Сингапура, где они прибыли 2 декабря. [ 27 ]
Сила Z.
[ редактировать ]
Получив сообщения о нападении на Перл -Харбор и посадки в Малайе от японцев, Force Z, поставленную в море в ближайшее время 8 декабря, в попытке перехватить конвои вторжения. Это состояло из принца Уэльского и репульса , сопровождаемого четырьмя эсминцами, Электрой , Экспрессом , Тенедос и Австралийским вампиром . Корабли были замечены в течение дня 9 декабря японской подводной лодкой I-65 , и плаватели из нескольких японских крейсеров заметили британские корабли позже в тот же день и ошеломили их до темноты. Адмирал сэр Том Филлипс решил отменить операцию, поскольку японцы теперь были предупреждены. Force Z повернулась назад вечером, попытавшись обмануть японцев, что они направляются в Сингору . В 00:50 10 декабря Адмирал Филипс получил сигнал о высадке противника в Куантане и соответственно изменил курс, чтобы он прибыл вскоре после рассвета. [ 28 ]
Экипаж японской подводной лодки I-58 обнаружил Force Z в 02:20, сообщила о своей позиции и выпустила пять торпед, все из которых пропустили. Основываясь на этом отчете, японцы запустили 11 разведывательных самолетов до рассвета, чтобы обнаружить Force Z. Через несколько часов были запущены 86 бомбардировщиков из 22 -й воздушной флотилии в Сайгоне , несущих бомбы или торпеды. [ 29 ] Как только британские корабли достигли Куантана около 07:50, Экспресс был отправлен для расследования области, но нечего было найти. [ 30 ] Экипаж разведывательного бомбардировщика Mitsubishi G3M "Nell" заметил англичан в 10:15 и по радио в нескольких сообщениях; Первые бомбардировщики прибыли менее чем через час. Они проигнорировали эсминцев и погрузились как Уэльского , так и принца к 13:20. Electra и вампир переехали, чтобы спасти выживших от Repulse , а Express спасли выживших от принца Уэльского . В общем, три эсминца спасли более 2081 выживших. [ 31 ]
После этого Экспресс сопровождал The Minelayers Teviot Bank , Kung Wo и голландского Виллема ван дер Заан , когда они проложили оборонительное минное поле вокруг Сингапура. 24 декабря она положила 18 собственных шахт, чтобы заблокировать японский доступ к гавани Пенанга . [ 32 ] Корабль также сопровождал конвои в Сингапур и из Голландской Ост -Индии. Экспресс был переведен в Китайские силы , которые контролировали все конвои в районе Абдаком 20 января 1942 года. Несмотря на пожар в котле 6 февраля, что повредило некоторые из ее электрических кабелей и топливных баков, корабль оставался на обязанностях сопровождения, пока она не прибыла в Саймонстауне , Южная Африка , 25 апреля, чтобы начать ремонт, который длился до 26 июня. [ 33 ]
Экспресс был назначен на 12 -й DF восточного флота в Индийском океане после того, как ее ремонт был завершен. Она сопровождала авианосца, выдающегося 10 сентября, когда ее самолет поддерживал посадки в Маджунге , которые были предназначены для облегчения полной оккупации Мадагаскара , а затем вернулись домой в феврале 1943 года, чтобы быть преобразованными в эскорт -эсминчик. [ 34 ]
Канадская служба
[ редактировать ]Преобразование было завершено 2 июня; На следующий день Экспресс был одолжен королевским военно -морским флотам Канады и поручено с именем Гатино . 15 июня корабль был предоставлен в Канаду, где она была назначена в эскорт-группу C3 и назначена в среднюю океаническую эскортную силу для выполнений конвоя в Северной Атлантике . Защищая конвоя HX 280 , она помогла погрузить немецкую подводную лодку U-744 6 марта 1944 года. Через два месяца Гатино был переведен в 11-ю эскорт-группу , базирующуюся в Дерри , чтобы подготовиться к вторжению во Францию (операция Overlord) Патрулирование британских вод. Она отправилась в Галифакс в июле, чтобы начать длительную переоборудование, которое продолжалось с 3 августа по 16 февраля 1945 года. Корабль провел марш, работая в школе по борьбе с субмариной в Тобермори, прежде чем начать анти-субмаренные патрули в британских водах до конца Война в мае. Гатино вернулась в Канаду в июне и была переоборудована в Галифаксе 11–19 июля, прежде чем ее перевели на западное побережье . Корабль был окуплен в Заповедник в Esquimalt 10 января 1946 года и вычеркнул из списка военно -морского флота 1 апреля 1947 года. Затем Гатино был продан на металлы Capital Iron & Steel в Виктории, Британская Колумбия ; [ 34 ] Ее Халк использовался, чтобы сформировать волну в Ройстоне, Британская Колумбия ( 39′14,26 ″ с ° ) в 1948 году. Она оставалась видимой в течение многих лет, но к 2004 году мало оставалась от своего корпуса. [ 35 ]
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Лентон, с. 156
- ^ Уитли, с. 103
- ^ Английский, с. 141
- ^ Фридман, с. 218
- ^ Английский, с. 141; Фридман, с. 237, 241–45; Лентон, с. 157
- ^ Colledge, p. 120
- ^ Английский, с. 63–64
- ^ Английский, с. 73–74
- ^ Смит, с. 124–25
- ^ Rohwer, p
- ^ Смит, с. 125, 127
- ^ Rohwer, p
- ^ Смит, с. 128
- ^ Смит, с. 131–33
- ^ Rohwer, p
- ^ Haarr 2013, с. 27–76
- ^ Английский, с. 74; Смит, с. 131
- ^ Смит, с. 142–46
- ^ Winser, P. 18
- ^ Адмиралтейский исторический раздел, с. 59, 83
- ^ Winser, стр. 33, 85
- ^ Смит, с. 146–48
- ^ Смит, с. 152–58, 165
- ^ Смит, стр. 155–56, 159–64
- ^ Английский, с. 73
- ^ Middlebrook & Mahoney, стр. 32, 47
- ^ Rohwer, p
- ^ Стивен, с. 107–08
- ^ Shores, Cull & Izawa, с. 113–14
- ^ Middlebrook & Mahoney, с. 105–06
- ^ Shores, Cull & Izawa, с. 116–23
- ^ Смит, с. 190–91
- ^ Английский, с. 74; Gill, pp. 518, 524, 570; Rohwer, с. 137, 148
- ^ Jump up to: а беременный Английский, с. 74
- ^ Джеймс, с. 30
Библиография
[ редактировать ]- Colledge, JJ ; Warlow, Ben (2006) [1969]. Корабли Королевского флота: полный рекорд всех боевых кораблей Королевского флота (Rev. Ed.). Лондон: Chatham Publishing. ISBN 978-1-86176-281-8 .
- Адмиралтейский исторический раздел (2000). Эвакуация от Дюнкерка: Операция Динамо 26 мая по 4 июня 1940 года . История военно -морского персонала. Лондон: Фрэнк Касс. ISBN 0-7146-5120-6 .
- Английский, Джон (1993). Amazon To Ivanhoe: британские стандартные эсминцы 1930 -х годов . Кендал, Великобритания: Всемирное судоходное общество. ISBN 0-905617-64-9 .
- Фридман, Норман (2009). Британские разрушители с самых ранних дней до Второй мировой войны . Аннаполис, Мэриленд: Военно -морской институт Пресс. ISBN 978-1-59114-081-8 .
- Гилл, Г. Хермон (1957). «Глава 14: район юго -западной части Тихого океана» (PDF) . Австралия в войне 1939–1945 гг.: Военно -морской флот второй серии: Том I: Королевский флот Австралии, 1939–1942 . Канберра, Австралия: Австралийский военный мемориал. С. 484–512. OCLC 848228 .
- Гилл, Г. Хермон (1957). «Глава 15: Абда и Анзак» (PDF) . Австралия в войне 1939–1945 гг.: Военно -морской флот второй серии: Том I: Королевский флот Австралии, 1939–1942 . Канберра, Австралия: Австралийский военный мемориал. С. 513–72. OCLC 848228 .
- Харр, Гейрр Х. (2010). Битва за Норвегию: апрель - июнь Аннаполис, Мэриленд: Военно -морской институт Пресс. ISBN 978-1-59114-051-1 .
- Haarr, Geirr H. (2013). Шторм сбора: военно -морская война в Северной Европе, сентябрь 1939 - апрель 1940 года . Аннаполис, Мэриленд: Военно -морской институт Пресс. ISBN 978-1-59114-331-4 .
- Харр, Гейрр Х. (2009). Немецкое вторжение в Норвегию, апрель Аннаполис, Мэриленд: Военно -морской институт Пресс. ISBN 978-1-59114-310-9 .
- Джеймс, Рик (2004), Призрачные корабли Ройстона , Ванкувер: подводное археологическое общество Британской Колумбии, ISBN 0-9695010-9-9
- Лентон, HT (1998). Британские и империя военные корабли Второй мировой войны . Аннаполис, Мэриленд: Военно -морской институт Пресс. ISBN 1-55750-048-7 .
- Макферсон, Кен и Барри, Рон (2002). Корабли военно -морских сил Канады 1910–2002 гг . Сент -Катаринс, Онтарио: Ванвелл. ISBN 1-55125-072-1 .
- Мидлбрук, Мартин и Махони, Патрик (2004). Погружение принца Уэльского и отталкивания : конец эры линкора . Барнсли: Лео Купер. ISBN 978-1-84415-075-5 .
- Rohwer, Jürgen (2005). Хронология войны в море 1939–1945 гг.: Военно -морская история Второй мировой войны (третье пересмотренное изд.). Аннаполис, Мэриленд: Военно -морской институт Пресс. ISBN 1-59114-119-2 .
- Смит, Питер С. (2005). В минных полей: британский эсминец Minelaying 1918 - 1980 . Барнсли, Великобритания: книги пера и меча. ISBN 1-84415-271-5 .
- Берега, Кристофер; Cull, Brian & Izawa, Yasuho (1992). Кровавые руины . Тол. Я: дрейф до войны до падения Сингапура. Лондон: Grub Street. ISBN 0-948817-50-x .
- Стивен, Мартин (1988). Морские сражения в крупном плане: Вторая мировая война . Аннаполис, Мэриленд: Военно -морской институт Пресс. ISBN 0-87021-556-6 .
- Уитли, MJ (2000). Разрушители Второй мировой войны: международная энциклопедия . Лондон: Cassell & Co. ISBN 1-85409-521-8 .
- Winser, Джон де Д. (1999). Bef Ships раньше, в и после Дюнкерка . Грейвсенд, Великобритания: Всемирное судоходное общество. ISBN 0-905617-91-6 .
Внешние ссылки
[ редактировать ]- E и F-класс разрушителей Королевского флота
- Корабли, построенные Swan Hunter
- Корабли, построенные на реке Тайн
- 1934 Корабли
- Второй мировой войны Разрушители Соединенного Королевства
- Эсминцы холодной войны Канады
- Канадские эсминцы речного класса
- Разрушители канадского речного класса, преобразованные из эсминцев E и F-класса
- Морские инциденты в августе 1940 года
- Корабли потоки