Jump to content

Сенека Младший

(Перенаправлено из Сенеки-младшего )

Сенека Младший
Древний бюст Сенеки, часть Двойной Гермы Сократа и Сенеки.
Рожденный в. 4 г. до н. э.
Умер 65 г. н.э. (68–69 лет)
Рим , Римская Италия , Римская империя
Национальность Роман
Другие имена Сенека Младший, Сенека
Заметная работа Послание Моралеса к Луцилию
Медея
Фиест
Федра
Родитель Сенека Старший (отец)
Эра Эллинистическая философия
Область Западная философия
Школа Стоицизм
Основные интересы
Этика
Известные идеи
Проблема зла

Младший / ˈsɛnɪkə / Анней Сенека ; ( , SEN Луций -ik - ə ок . 4 до н. э. 65 н. э.) [1] обычно известный как Сенека , был -стоиком философом Древнего Рима , государственным деятелем, драматургом и, в одном произведении, сатириком из послеавгустовской эпохи латинской литературы .

Сенека родился в колонии Патрисия Кордуба в Испании и получил образование в области риторики и философии в Риме . Его отцом был Сенека Старший , старшим братом — Луций Юний Галлион Аннеан , а племянником — поэт Лукан . В 41 году нашей эры Сенека был сослан на остров Корсика при императоре Клавдии . [2] но ему разрешили вернуться в 49 году, чтобы стать наставником Нерона . Когда Нерон стал императором в 54 году, Сенека стал его советником и вместе с префектом претория Секстом Афранием Бурром обеспечивал компетентное управление в течение первых пяти лет правления Нерона. Влияние Сенеки на Нерона со временем уменьшилось, и в 65 году Сенека был вынужден покончить с собой за предполагаемое соучастие в заговоре Пизона с целью убийства Нерона, в котором он, вероятно, был невиновен. [3] Его стоическое и спокойное самоубийство стало предметом многочисленных картин.

Как писатель Сенека известен своими философскими произведениями и пьесами , которые все являются трагедиями . Его прозаические произведения включают 12 эссе и 124 письма, посвященных вопросам морали. Эти сочинения составляют один из наиболее важных источников первичного материала для древнего стоицизма . Как трагик, он наиболее известен такими пьесами, как «Медея» , «Фиест» и «Федра» . Сенека оказал огромное влияние на последующие поколения: в эпоху Возрождения он был «мудрецом, которым восхищались и почитали как оракула нравственности, даже христианского назидания; мастера литературного стиля и образца драматического искусства». [4]

Ранняя жизнь, семья и взрослая жизнь

[ редактировать ]

Сенека родился в Кордове в римской провинции Бетика в Испании . [5] Его ветвь рода Annaea состояла из италийских колонистов умбрийского или пелигийского происхождения. [6] Его отцом был Луций Анней Сенека Старший испанского происхождения, , римский рыцарь получивший известность как писатель и преподаватель риторики в Риме. [7] Мать Сенеки, Гельвия, происходила из известной бетической семьи. [8] Сенека был вторым из трех братьев; другими были Луций Анней Новат (позже известный как Юний Галлион) и Анней Мела, отец поэта Лукана . [9] Мириам Гриффин говорит в своей биографии Сенеки, что «доказательства жизни Сенеки до его изгнания в 41 году настолько незначительны, а потенциальный интерес этих лет для социальной истории, а также для биографии, настолько велик, что немногие авторы о Сенеке устояли перед искушением добывать знания с помощью воображения». [10] Гриффин также делает вывод из древних источников, что Сенека родился либо в 8, 4 или 1 году до нашей эры. Она считает, что он родился между 4 и 1 годом до нашей эры и жил в Риме к 5 году нашей эры. [10]

Современная статуя Сенеки в Кордове

Говорят, что Сенеку привезли в Рим на «объятиях» его тети (сводной сестры его матери) в молодом возрасте, вероятно, когда ему было около пяти лет. [11] Его отец прожил большую часть своей жизни в городе. [12] Сенеку обучали обычным предметам литературы, грамматики и риторики в рамках стандартного образования знатных римлян. [13] Еще будучи молодым, он получил философское образование у , Аттала Стоика а также у Сотиона и Папирия Фабиана , оба из которых принадлежали к недолговечной Школе Секстиев , которая сочетала стоицизм с пифагорейством . [9] Сотион убедил Сенеку, когда он был молодым человеком (около двадцати лет), стать вегетарианцем , что он практиковал около года, прежде чем его отец убедил его отказаться от этого, потому что эта практика была связана с «некоторыми иностранными обрядами». [14] У Сенеки на протяжении всей жизни часто были проблемы с дыханием, вероятно, астма . [15] и в какой-то момент, когда ему было около двадцати пяти лет ( ок. 20 г. н. э. ), он, по-видимому, заболел туберкулезом . [16] Его отправили в Египет жить к своей тете (той самой тете, которая привезла его в Рим), муж которой Гай Галерий стал префектом Египта . [8] Она ухаживала за ним в период плохого здоровья, который длился до десяти лет. [17] В 31 году нашей эры он вернулся в Рим со своей тетей, а его дядя погиб в пути в результате кораблекрушения. [17] Влияние его тети помогло Сенеке быть избранным квестором (вероятно, после 37 г. н.э.). [13] ), что также принесло ему право заседать в римском сенате . [17]

Политика и изгнание

[ редактировать ]

Ранняя карьера Сенеки на посту сенатора, похоже, была успешной, и его хвалили за ораторское искусство. [18] В своих сочинениях Сенека не говорит ничего хорошего о Калигуле и часто изображает его чудовищем. [19] Кассий Дион рассказывает историю о том, как Калигула был настолько оскорблен ораторским успехом Сенеки в Сенате, что приказал ему покончить жизнь самоубийством. [18] Сенека выжил только потому, что был тяжело болен и Калигуле сказали, что он все равно скоро умрет. [18] Сенека объясняет свое выживание своим терпением и преданностью друзьям: «Я хотел избежать впечатления, будто все, что я мог сделать ради верности, — это умереть». [20]

В 41 году нашей эры императором стал Клавдий обвинила Сенеку , а новая императрица Мессалина в прелюбодеянии с Юлией Ливиллой , сестрой Калигулы и Агриппины . [21] Некоторые историки поставили под сомнение это дело, поскольку у Мессалины были явные политические мотивы избавиться от Джулии Ливиллы и ее сторонников. [12] [22] Сенат вынес Сенеке смертный приговор, который Клавдий заменил ссылкой, и следующие восемь лет Сенека провел на острове Корсика . [23] Две из самых ранних сохранившихся работ Сенеки относятся к периоду его изгнания — обе они являются утешением . [21] В своем «Утешении Гельвии» , своей матери, Сенека утешает ее как скорбящую мать из-за потери сына в изгнании. [23] Сенека случайно упоминает о смерти своего единственного сына за несколько недель до изгнания. [23] Позже Сенека женился на женщине моложе его, Помпее Паулине . [9] Считалось, что маленький сын мог быть от предыдущего брака. [23] но доказательства «незначительны». [9] Другая работа Сенеки этого периода, его «Утешение Полибию », одному из вольноотпущенников Клавдия, была сосредоточена на утешении Полибия в связи со смертью его брата. Он известен своей лестью Клавдию, и Сенека выражает надежду, что император отзовет его из ссылки. [23] В 49 году нашей эры Агриппина вышла замуж за своего дядю Клавдия, и под ее влиянием Сенека был отозван в Рим. [21] Агриппина добилась претора Сенеки и назначила его наставником своего сына, будущего императора Нерона . [24]

Имперский советник

[ редактировать ]
Нерон и Сенека, Эдуардо Баррон (1904). Музей Прадо

С 54 по 62 годы нашей эры Сенека выступал советником Нерона вместе с префектом претория Секстом Афранием Буррусом . В начале правления Нерона его мать Агриппина пользовалась своими полномочиями принимать решения. Сенека и Буррус выступали против этого авторитарного матриархата, ставшего причиной безответственности императора. Одним из побочных результатов его новой должности было то, что Сенека был назначен вторым консулом в 56 г. [25] Говорят, что влияние Сенеки было особенно сильным в первый год. [26] Сенека составил речи Нерона о вступлении на престол, в которых он обещал восстановить надлежащую правовую процедуру и власть Сената. [24] Он также составил панегирик Клавдию, который Нерон произнес на похоронах. [24] Сатирическая пародия Сенеки «Апоколоцинтос» , высмеивающая обожествление Клавдия и восхваляющая Нерона, относится к самому раннему периоду правления Нерона. [24] В 55 году нашей эры Сенека написал «О помиловании» после убийства Нероном Британника , возможно, чтобы заверить граждан, что это убийство было концом, а не началом кровопролития. [27] «О милосердии» — это произведение, которое, хотя и льстит Нерону, было призвано показать правильный (стоический) путь добродетели для правителя. [24] Тацит и Дион предполагают, что раннее правление Нерона, во время которого он слушал Сенеку и Бурра, было вполне компетентным. Однако древние источники предполагают, что со временем Сенека и Буррус утратили свое влияние на императора. В 59 г. они неохотно согласились на убийство Агриппины, а впоследствии Тацит сообщает, что Сенеке пришлось написать сенату письмо, оправдывающее убийство. [27]

В 58 году нашей эры сенатор Публий Суиллий Руф совершил серию публичных нападок на Сенеку. [28] Эти нападения, о которых сообщают Тацит и Кассий Дион , [29] включало обвинения в том, что всего за четыре года службы Нерону Сенека приобрел огромное личное состояние в триста миллионов сестерциев , взимая высокие проценты по займам по всей Италии и провинциям. [30] Нападки Суиллия включали утверждения о сексуальном развращении и предположение, что Сенека спал с Агриппиной. [31] Тацит, однако, сообщает, что Суиллий был весьма предубежден: он был любимцем Клавдия, [28] и был растратчиком и информатором. [30] В ответ Сенека возбудил против Суиллия ряд обвинений в коррупции: половина его имущества была конфискована, а сам он отправлен в ссылку. [32] Однако нападения отражают критику Сенеки, которая высказывалась в то время и продолжалась в последующие века. [28] Сенека, несомненно, был чрезвычайно богат: у него были владения в Байях и Номентуме , альбанская вилла и египетские поместья. [28] Кассий Дион даже сообщает, что восстание Боудики в Британии было вызвано тем, что Сенека навязал крупные займы коренной британской аристократии после завоевания Британии Клавдием , а затем внезапно и агрессивно призвал ее к себе. [28] Сенека был чувствителен к таким обвинениям: его De Vita Beata («О счастливой жизни») датируется примерно этим временем и включает в себя защиту богатства в духе стоиков, утверждая, что правильное приобретение и расходование богатства является подходящим поведением для философа. [30]

Выход на пенсию

[ редактировать ]

После смерти Бурруса в 62 г. влияние Сенеки быстро упало; как выразился Тацит (Анн. 14.52.1), mors Burri infregit Senecae potentiam («смерть Бурра сломила власть Сенеки»). [33] Тацит сообщает, что Сенека дважды пытался уйти в отставку, в 62 и 64 году нашей эры, но Нерон оба раза отказывал ему. [30] Тем не менее Сенека все чаще отсутствовал при дворе. [30] Он вел тихий образ жизни в своих загородных поместьях, концентрируясь на учебе и редко посещая Рим. Именно в эти последние несколько лет он написал две из своих величайших работ: Naturales quaestiones — энциклопедию мира природы; и его «Письма к Луцилию» , в которых документированы его философские мысли. [34]

Смерть Сенеки Питер Пауль Рубенс

В 65 году нашей эры Сенека оказался втянутым в последствия заговора Пизона , заговора с целью убить Нерона. Хотя маловероятно, что Сенека участвовал в заговоре, Нерон приказал ему покончить с собой. [30] Сенека последовал традиции, перерезав несколько вен , чтобы истечь кровью , а его жена Помпея Паулина попыталась разделить его участь. Кассий Дион, желавший подчеркнуть безжалостность Нерона, сосредоточил внимание на том, как Сенека отнесся к его письмам в последнюю минуту и ​​как солдаты ускорили его смерть. [35] Через поколение после императоров Юлиев-Клавдиев Тацит написал отчет о самоубийстве, который, учитывая его республиканские симпатии, возможно, несколько романтизирован. [36] Согласно этому рассказу, Нерон приказал спасти жену Сенеки. Ее раны были перевязаны, и она больше не пыталась покончить с собой. Что касается самого Сенеки, то его возраст и диету обвиняли в медленной потере крови и продолжительных болях, а не в быстрой смерти. Он также принял яд, который не оказался смертельным.

Мануэль Домингес Санчес , Смерть Сенеки , Музей Прадо

Продиктовав свои последние слова писцу и в кругу друзей, присутствовавших у него дома, он погрузился в теплую ванну, которая, как он ожидал, ускорит кровоток и облегчит его боль. Тацит писал: «Затем его отнесли в баню, паром которой он задохнулся, и сожгли без каких-либо обычных погребальных обрядов. Так он указал в примечании к своему завещанию, даже когда был в разгар свое богатство и власть он думал о конце жизни». [36] Это может создать впечатление благоприятного портрета Сенеки, но отношение Тацита к нему в лучшем случае двойственное. Например, наряду с очевидной стойкостью Сенеки перед лицом смерти его действия можно также рассматривать как довольно театральные и перформативные; и когда Тацит говорит нам, что он оставил своей семье imago suae vitae ( Анналы 15.62), «образ своей жизни», он, возможно, двусмыслен: в римской культуре имаго было своего рода маской, которая увековечивала память великих предков благородные семьи, но в то же время это может также указывать на двуличность, поверхностность и притворство. [37]

Философия

[ редактировать ]
Первая страница Naturales Quaestiones , созданная для арагонского суда.

Как «крупный философский деятель периода Римской империи », [38] Неизгладимый вклад Сенеки в философию внес школа стоицизма . Его сочинения очень доступны [39] [40] и был предметом внимания начиная с эпохи Возрождения со стороны таких писателей, как Мишель де Монтень . [41] Его описывают как «выдающуюся и противоречивую фигуру древности». [42] и «самый интересный стоик в мире». [43]

Сенека написал ряд книг по стоицизму, в основном по этике, с одной работой ( Naturales Quaestiones ) о физическом мире. [44] Сенека опирался на сочинения многих ранних стоиков: он часто упоминает Зенона , Клеанта и Хрисиппа ; [45] и часто цитирует Посидония , с которым Сенека разделял интерес к явлениям природы. [46] Он часто цитирует Эпикура , особенно в его «Письмах» . [47] Его интерес к Эпикуру в основном ограничивается использованием его как источника этических максим. [48] Точно так же Сенека проявляет некоторый интерес к метафизике платона , но никогда не проявляет какой-либо явной приверженности. [49] Его моральные эссе основаны на учениях стоиков. [40] Стоицизм был популярной философией в тот период, и многие римляне из высшего сословия нашли в нем руководящую этическую основу для политического участия. [44] Когда-то было популярно считать, что Сенека был очень эклектичен в своем стоицизме. [50] но современная наука рассматривает его как довольно ортодоксального стоика, хотя и свободомыслящего. [51]

В его работах обсуждаются как этическая теория, так и практические советы, и Сенека подчеркивает, что обе части различны, но взаимозависимы. [52] Его «Письма к Луцилию» демонстрируют поиск Сенекой этического совершенства. [52] и «представляют собой своего рода философское завещание для потомков». [42] Сенека рассматривает философию как бальзам на раны жизни. [53] Разрушительные страсти, особенно гнев и горе, должны быть искоренены. [54] или модерируется по причине. [55] Он обсуждает относительные достоинства созерцательной жизни и активной жизни. [53] и он считает важным противостоять собственной смертности и уметь встретиться со смертью. [54] [55] Человек должен быть готов практиковать бедность и правильно использовать богатство. [56] и он пишет о милостях, милосердии, важности дружбы и необходимости приносить пользу другим. [56] [53] [57] Вселенная управляется к лучшему разумным провидением, [56] и это необходимо согласовать с принятием невзгод. [54]

Гравюра на дереве, изображающая самоубийство Сенеки и попытку самоубийства его жены Помпеи Паулины.

Сенеке приписывают десять пьес, из которых, скорее всего, восемь написаны им. [58] Пьесы резко контрастируют с его философскими произведениями. Пьесы с их сильными эмоциями и мрачным общим тоном кажутся полной противоположностью стоическим убеждениям Сенеки. [59] Вплоть до XVI века было нормально различать Сенеку-философа-морала и Сенеку-драматуга как двух отдельных людей. [60] Ученые пытались выявить определенные стоические темы: именно неконтролируемые страсти порождают безумие, разрушение и самоуничтожение. [61] Это имеет как космический, так и этический аспект, а судьба — мощная, хотя и довольно деспотическая сила. [61]

Многие ученые, следуя идеям немецкого ученого XIX века Фридриха Лео , считали, что трагедии Сенеки были написаны только для декламации. [62] Другие ученые считают, что они были написаны для представления и что вполне возможно, что настоящее представление имело место при жизни Сенеки. [63] В конечном счете, этот вопрос не может быть решен на основе имеющихся у нас знаний. [58] Трагедии Сенеки с успехом ставятся и в наше время.

Датировка трагедий весьма проблематична из-за отсутствия каких-либо древних упоминаний. [64] Пародия на плач Геркулеса Фюренса появляется в « Апоколоцинтозе» , что предполагает дату этой пьесы до 54 года нашей эры. [64] Относительная хронология была предложена на метрических основаниях. [65] Не все пьесы основаны на греческом образце; они имеют пятиактную форму и во многом отличаются от дошедших до нас аттических драм , и хотя влияние Еврипида на некоторые из этих произведений значительно, столь же велико и влияние Вергилия и Овидия . [64]

Пьесы Сенеки широко читались в Средневековья и Возрождения европейских университетах и оказали сильное влияние на трагическую драму того времени, например, елизаветинской Англии ( Уильям Шекспир и другие драматурги), Франции ( Корнель и Расин ), Нидерландов ( Юст ван ден Вондель ). [66] Английские переводы трагедий Сенеки появились в печати в середине 16 века, а все десять были опубликованы коллективно в 1581 году. [67] Он считается источником и источником вдохновения для того, что известно как «Трагедия мести», начиная с « Томаса Кида » Испанской трагедии и продолжая вплоть до якобинской эпохи . [68] Фиест считается шедевром Сенеки. [69] и была описана ученым Даной Джойя как «одна из самых влиятельных пьес, когда-либо написанных». [70] Медея также высоко ценится, [71] [72] и был оценен вместе с Федрой Элиотом Т. С. . [70]

Работает

[ редактировать ]

Работы, приписываемые Сенеке, включают 12 философских эссе, 124 письма, посвященных вопросам морали , девять трагедий и сатиру , атрибуция которых оспаривается. [73] Его авторство « Геркулеса на Эте» также подвергалось сомнению.

Трагедии Сенеки

[ редактировать ]

Fabulae crepidatae (трагедии на греческие сюжеты):

Предтекстовая история (трагедия в римской обстановке):

  • Октавия : почти наверняка не написана Сенекой (по крайней мере, в окончательной форме), поскольку содержит точные пророчества о его смерти и смерти Нерона. [74] Эта пьеса по стилю очень напоминает пьесы Сенеки, но, вероятно, была написана через некоторое время после смерти Сенеки (возможно, при Веспасиане ) кем-то, находящимся под влиянием Сенеки и знающим о событиях его жизни. [75] Хотя текстуально это приписывание Сенеке, это приписывание было рано подвергнуто сомнению Петраркой . [76] и отвергнут Юстусом Липсиусом .

Эссе и письма

[ редактировать ]

Традиционно дается в следующем порядке:

  1. (64) De Providentia ( О провидении ) - адресовано Луцилию.
  2. (55) De Constantia Sapientis ( О твердости мудрого человека ) – адресовано Серену.
  3. (41) Де Ира ( О гневе ) - Исследование последствий и контроля гнева - адресовано его брату Новатусу.
  4. (книга 2 Де Ира )
  5. (книга 3 Де Ира )
  6. (40) Марсии, с утешением ( Марсии, с утешением ) – утешает ее в связи со смертью сына.
  7. (58) De Vita Beata ( О счастливой жизни ) - адресовано Галлиону.
  8. (62) Де Отио ( На досуге ) – обращено к Серену.
  9. (63) De Tranquillitate Animi ( О спокойствии ума ) - обращено к Серену.
  10. (49) De Brevitate Vitæ ( О краткости жизни ) - Очерк, разъясняющий, что любая продолжительность жизни достаточна, если прожить ее разумно, - адресовано Паулину.
  11. (44) De Consolatione ad Polybium ( Полибию, Об утешении ) – Утешая его в связи со смертью брата.
  12. (42) Ad Helviam matrem, De consolatione ( Матери Гельвии, Об утешении ) – Письмо матери, утешающее ее в связи с его отсутствием во время ссылки.

Другие эссе

[ редактировать ]
  • (64) Epistulae Morales ad Lucilium - сборник из 124 писем, иногда разделенных на 20 книг, посвященных моральным вопросам, написанных Луцилию Младшему . Возможно, эта работа дошла до нас незавершенной; сборникист Авл Геллий в своем «Ночи Аттики» (12.2) упоминает «книгу 22».
Естественные вопросы , 1522 г.
  • (58–62/370?) Cujus etiam ad Paulum apostolum leguntur epistolae : Эти письма, предположительно между Сенекой и святым Павлом, почитались ранними авторитетами, но современные ученые отвергают их подлинность. [78] [79]
  • Naturales quaestiones (на латыни). Венеция: наследники Альдо Мануцио (1) и Андреа Торресано (1). 1522.

Наследие

[ редактировать ]

Как протохристианский святой

[ редактировать ]
Платон , Сенека и Аристотель на иллюстрации средневекового манускрипта (ок. 1325–1335 гг.)

Сочинения Сенеки были хорошо известны в поздний римский период, и Квинтилиан , писавший через тридцать лет после смерти Сенеки, отмечал популярность его произведений среди молодежи. [80] Хотя он нашел много поводов для восхищения, Квинтилиан критиковал Сенеку за то, что он считал выродившимся литературным стилем - критику, которую поддержал Авл Геллий в середине II века. [80]

Раннехристианская церковь очень благосклонно относилась к Сенеке и его сочинениям, а церковный деятель Тертуллиан собственнически называл его «нашим Сенекой». [81] К IV веку была создана апокрифическая переписка с апостолом Павлом, связывающая Сенеку с христианской традицией. [82] Письма упоминаются Иеронимом , который также включил Сенеку в список христианских писателей, а Сенека аналогичным образом упоминается Августином . [82] В VI веке Мартин Брагский синтезировал мысли Сенеки в пару трактатов, которые сами по себе стали популярными. [83] В остальном Сенека был известен главным образом благодаря большому количеству цитат и отрывков из « Флорилегии» , которые были популярны на протяжении всего средневекового периода. [83] Когда его сочинения читали в позднее Средневековье, это были в основном его «Письма к Луцилию» — более длинные эссе и пьесы были относительно неизвестны. [84]

Средневековые писатели и произведения продолжали связывать его с христианством из-за его предполагаемой связи с Павлом. [85] «Золотая легенда» описание знаменитых святых XIII века , широко читаемое агиографическое , включало описание сцены смерти Сенеки и ошибочно представляло Нерона как свидетеля самоубийства Сенеки. [85] Данте поместил Сенеку (рядом с Цицероном ) среди «великих духов» Первого Круга Ада , или Лимба . [86] Боккаччо , который в 1370 году наткнулся на работы Тацита, просматривая библиотеку в Монтекассино , написал отчет о самоубийстве Сенеки, намекая, что это было своего рода замаскированное крещение или фактическое крещение духом. [87] Некоторые, такие как Альбертино Муссато и Джованни Колонна , пошли еще дальше и пришли к выводу, что Сенека, должно быть, был обращенным христианином. [88]

Спорные котировки

[ редактировать ]

Различные другие античные и средневековые тексты якобы написаны Сенекой, например , De remediis fortuitorum , но с неподтвержденным авторством их иногда называют «Псевдо-Сенека». [89] По крайней мере, некоторые из них, кажется, сохраняют и адаптируют подлинное сенеканское содержание, например, » святого Мартина Браги (ок. 580 г.) «Формула честной жизни , или De Differentiis quatuor virtutum vitae честные («Правила честной жизни» или «О Четыре кардинальные добродетели»). В ранних рукописях сохранилось предисловие Мартина, где он ясно дает понять, что это была его адаптация, но в более поздних копиях это было опущено, и позже произведение было признано полностью произведением Сенеки. [90] Сенеку также часто цитируют как автора афоризма : «Простые люди считают религию истинной, мудрецы - ложной, а правители - полезной». [91] Однако эта цитата аналогична высказыванию Эдварда Гиббона : «Различные способы поклонения, преобладавшие в римском мире, считались людьми одинаково истинными, философами - одинаково ложными, а магистраты - одинаково полезными. ", поэтому это оспаривается .

Улучшающаяся репутация

[ редактировать ]
« Псевдо-Сенека », римский бюст, найденный в Геркулануме , одна из серии подобных скульптур, известных со времен Возрождения, когда-то идентифицированных как Сенека. Сейчас обычно идентифицируется как Гесиод.

Сенека остается одним из немногих популярных римских философов того периода. Он появляется не только у Данте , но и у Чосера и в значительной степени у Петрарки , который перенял его стиль в своих сочинениях и цитирует его чаще, чем любой другой авторитет, кроме Вергилия . В эпоху Возрождения стали обычным явлением печатные издания и переводы его произведений, в том числе издание Эразма и комментарий Жана Кальвина . [92] Джон Солсберийский , Эразм и другие прославляли его труды. Французский эссеист Монтень , который энергично защищал Сенеку и Плутарха в своих «Очерках считал », сам Паскье «французским Сенекой». [93] Точно так же Томас Фуллер похвалил Джозефа Холла как «нашего английского Сенеку». Многие, кто считал его идеи не особенно оригинальными, все же утверждали, что он сыграл важную роль в том, чтобы сделать греческих философов презентабельными и понятными. [94] Его самоубийство также было популярной темой в искусстве, от Жака-Луи Давида картины 1773 года «Смерть Сенеки» до фильма 1951 года «Quo Vadis» .

Даже несмотря на восхищение более ранней группы интеллектуальных приверженцев, Сенека никогда не оставался без своих недоброжелателей. В свое время его обвиняли в лицемерии или, по крайней мере, в нестоическом образе жизни. Будучи сосланным на Корсику, он написал прошение о восстановлении, весьма несовместимое с его призывами к простой жизни и принятию судьбы. В своем «Апоколоцинтозе» он высмеивал поведение и политику Клавдия и льстил Нерону, например, заявляя, что Нерон будет жить дольше и мудрее, чем легендарный Нестор . Утверждения Публия Суиллия Руфа о том, что Сенека приобрел около «трехсот миллионов сестерциев » благодаря благосклонности Нерона, являются в высшей степени партийными, но они отражают реальность того, что Сенека был одновременно могущественным и богатым. [95] Робин Кэмпбелл, переводчик писем Сенеки, пишет, что «стандартная критика Сенеки на протяжении веков [была]… очевидным контрастом между его философскими учениями и его практикой». [95]

В 1562 году Джероламо Кардано написал извинения, восхваляющие Нерона, в своем Encomium Neronis , напечатанном в Базеле. [96] Вероятно, это было задумано как пародийный панегирик , перевернувший изображение Нерона и Сенеки, которое появляется у Тацита. [97] В этом произведении Кардано изобразил Сенеку мошенником худшего сорта, пустым ритором, который думал только о том, чтобы захватить деньги и власть, после того как отравил разум молодого императора. Кардано заявил, что Сенека заслужил смерть.

«Сенека», древний герой современной Кордовы; этот архитектурный медальон в Севилье основан на « Псевдо-Сенеке » ( иллюстрация выше ).

Среди историков, пытавшихся переоценить Сенеку, была ученая Анна Лидия Мотто, которая в 1966 году утверждала, что негативный имидж почти полностью основан на рассказах Суиллия, в то время как многие другие, которые могли бы восхвалять его, были потеряны. [98]

«Поэтому у нас не осталось никаких современных свидетельств жизни Сенеки, за исключением отчаянного мнения Публия Суиллия. Подумайте, какой бесплодный образ мы имели бы о Сократе , если бы труды Платона и Ксенофонта не дошли до нас и были бы мы полностью зависимы на описание этого афинского философа Аристофаном . Конечно, у нас сложилось бы весьма искаженное и неверно истолкованное мнение о Сенеке, если бы мы полагались на одного Суиллия». [99]

Более поздние работы меняют доминирующее восприятие Сенеки как простого проводника ранее существовавших идей, демонстрируя оригинальность вклада Сенеки в историю идей . Исследование жизни и мыслей Сенеки в связи с современным образованием и психологией эмоций раскрывает актуальность его мысли. Например, Марта Нуссбаум в своем обсуждении желаний и эмоций включает Сенеку в число стоиков, которые предложили важные идеи и взгляды на эмоции и их роль в нашей жизни. [100] Специально посвятив главу его лечению гнева и управлению им, она показывает понимание Сенекой разрушительной роли неконтролируемого гнева и его патологических связей. Позже Нуссбаум расширила свое исследование вклада Сенеки в политическую философию. [101] демонстрируя значительную тонкость и богатство своих мыслей о политике, образовании и понятиях глобального гражданства - и находя основу для реформаторского образования в идеях Сенеки, которые она использовала, чтобы предложить способ современного образования, который избегает как узкого традиционализма, так и полного отказа от традиций. . В других местах Сенека был отмечен как первый великий западный мыслитель, исследовавший сложную природу и роль благодарности в человеческих отношениях. [102]

[ редактировать ]
  • фильм «Сенека» , повествующий о его жизни. В 2023 году вышел [103]

Известные художественные изображения

[ редактировать ]
Мраморный воображаемый портретный бюст Сенеки в стиле барокко работы анонимного скульптора 17 века. Музей Прадо

Сенека — персонаж оперы Монтеверди 1642 года «L'incoronazione di Poppea» ( «Коронация Поппеи» ), основанной на псевдосенеканской пьесе « Октавия» . [104]

  • В пьесе Натаниэля Ли 1675 года «Нерон, император Рима» Сенека пытается отговорить Нерона от его эгоистичных планов, но его утаскивают в тюрьму, где он умирает за сценой. [105]
  • Сенека появляется в Роберта Бриджеса стихотворной драме « Нерон» , вторая часть которой (опубликована в 1894 году) завершается смертью Сенеки. [106]
  • Сенека также появляется в довольно незначительной роли в романе Генрика Сенкевича 1896 года «Quo Vadis» его сыграл Николас Ханнен , а в фильме 1951 года . [107]
  • В книге Роберта Грейвса 1934 года «Клавдий Бог» , продолжении романа « Я, Клавдий» , Сенека изображен как невыносимый подхалим. [108] Он показан как льстец, который обращается в стоицизм исключительно для того, чтобы удовлетворить собственную идеологию Клавдия. «Тыквификация» ( Apocolocyntosis ) Грейвса становится, таким образом, невыносимой работой лести отвратительному Нерону, высмеивающей человека, перед которым Сенека пресмыкался годами.
  • В историческом романе Колесница души « Линды Гордой » Сенека изображен как наставник молодого Тогидубнуса, сына короля Атребатов Верики, во время его десятилетнего пребывания в Риме. [109]
  • Фильм 2023 года «Сенека – О создании землетрясений» посвящен последним дням жизни Сенеки, которого сыграл Джон Малкович . [110] [111]

См. также

[ редактировать ]

Примечания

[ редактировать ]
  1. ^ Encyclopædia Britannica , s.v. Seneca .
  2. ^ Фитч, Джон (2008). Сенека . Нью-Йорк: Издательство Оксфордского университета. п. 32. ISBN  978-0199282081 .
  3. ^ Бансон, Мэтью (1991). Словарь Римской империи . Издательство Оксфордского университета . п. 382.
  4. ^ Уотлинг, Э.Ф. (1966). "Введение". Четыре трагедии и Октавия . Книги о пингвинах. п. 9.
  5. ^ Хабинек 2013 , с. 6
  6. ^ Джордж Дэвис Чейз, «Происхождение римской преномины», в Гарвардских исследованиях классической филологии, том. VIII, стр. 103–184 (1897).
  7. ^ Дандо-Коллинз, Стивен (2008). Кровь цезарей: как убийство Германика привело к падению Рима . Джон Уайли и сыновья. п. 47. ИСБН  978-0470137413 .
  8. ^ Перейти обратно: а б Хабинек 2013 , с. 7
  9. ^ Перейти обратно: а б с д Рейнольдс, Гриффин и Фантэм, 2012 , с. 92
  10. ^ Перейти обратно: а б Мириам Т. Гриффин. Сенека: Философ в политике , Оксфорд, 1976. 34.
  11. ^ Уилсон 2014 , с. 48 со ссылкой на De Consolatione ad Helvia Matre 19.2
  12. ^ Перейти обратно: а б Асмис, Барч и Нуссбаум 2012 , с. VII
  13. ^ Перейти обратно: а б Хабинек 2013 , с. 8
  14. ^ Уилсон 2014 , с. 56
  15. ^ Уилсон 2014 , с. 32
  16. ^ Уилсон 2014 , с. 57
  17. ^ Перейти обратно: а б с Уилсон 2014 , с. 62
  18. ^ Перейти обратно: а б с Браунд 2015 , с. 24
  19. ^ Уилсон 2014 , с. 67
  20. ^ Уилсон 2014 , с. 67 со ссылкой на «Естественные вопросы» , 4.17.
  21. ^ Перейти обратно: а б с Хабинек 2013 , с. 9
  22. ^ Уилсон 2014 , с. 79
  23. ^ Перейти обратно: а б с д и Браунд 2015 , с. 23
  24. ^ Перейти обратно: а б с д и Браунд 2015 , с. 22
  25. Senatus Consultum Trebellianum был датирован 25 августа в его консульстве, которое он делил с Требеллиусом Максимом. Дайджест 36.1.1
  26. Кассий Дион утверждает, что Сенека и Буррус «полностью взяли власть в свои руки», но «после смерти Британника Сенека и Бурр больше не уделяли должного внимания общественным делам» в 55 г. (Кассиус Дион, Римская история , LXI . 3–7)
  27. ^ Перейти обратно: а б Хабинек 2013 , с. 10
  28. ^ Перейти обратно: а б с д и Браунд 2015 , с. 21
  29. ^ Тацит, Анналы xiii.42; Кассий Дион, Римская история lxi.33.9.
  30. ^ Перейти обратно: а б с д и ж Асмис, Барч и Нуссбаум, 2012 , с. ix
  31. ^ Уилсон 2014 , с. 130
  32. ^ Уилсон 2014 , с. 131
  33. ^ Браунд 2015 , с. viii
  34. ^ Хабинек 2013 , с. 14
  35. ^ Хабинек 2013 , с. 16 со ссылкой на Кассия Диона II.25.
  36. ^ Перейти обратно: а б Черч, Альфред Джон; Бродрибб, Уильям Джексон (2007). «хв». Тацит: Анналы императорского Рима . Нью-Йорк: Barnes & Noble . п. 341. Тацита» со ссылкой на «Анналы , xv. 60–64
  37. ^ См. особенно Бирд, М., «Насколько стоичен был Сенека?», в New York Review of Books , 9 октября 2014 г.
  38. ^ Фогт, Катя (2016), «Сенека» , в Залте, Эдвард Н. (редактор), Стэнфордская энциклопедия философии (изд. Зима 2016 г.), Лаборатория метафизических исследований, Стэнфордский университет , получено 19 августа 2019 г.
  39. ^ Гилл 1999 , стр. 49–50.
  40. ^ Перейти обратно: а б Гилл 1999 , с. 37
  41. ^ Сенека, Луций Анней (1968). Стоическая философия Сенеки WW Нортон и компания. ISBN  0393004597 .
  42. ^ Перейти обратно: а б «Массимо Пильуччи о стоической философии счастья Сенеки – Массимо Пильуччи | Aeon Classics» . Эон . Проверено 19 августа 2019 г.
  43. ^ «Кто такой Сенека? В сознании самого интересного стоика в мире» . Ежедневный стоик . 10 июля 2016 года . Проверено 19 августа 2019 г.
  44. ^ Перейти обратно: а б Гилл 1999 , с. 34
  45. ^ Селларс 2013 , с. 103
  46. ^ Селларс 2013 , с. 105
  47. ^ Селларс 2013 , с. 106
  48. ^ Селларс 2013 , с. 107
  49. ^ Селларс 2013 , с. 108
  50. ^ «Его философия, насколько он принял систему, была стоической, но это был скорее эклектизм стоицизма, чем чистый стоицизм» Общественное достояние Лонг, Джордж (1870). «Сенека, Л. Анней» . Смит , Уильям (ред.). Словарь греческой и римской биографии и мифологии . Том. 3. п. 782.
  51. ^ Селларс 2013 , с. 109
  52. ^ Перейти обратно: а б Гилл 1999 , с. 43
  53. ^ Перейти обратно: а б с Колиш 1985 , с. 14
  54. ^ Перейти обратно: а б с Асмис, Барч и Нуссбаум 2012 , с. xv
  55. ^ Перейти обратно: а б Колиш 1985 , с. 49
  56. ^ Перейти обратно: а б с Асмис, Барч и Нуссбаум 2012 , с. xvi
  57. ^ Колиш 1985 , с. 41
  58. ^ Перейти обратно: а б Асмис, Барч и Нуссбаум 2012 , с. xxiii
  59. ^ Асмис, Барч и Нуссбаум 2012 , стр. хх
  60. ^ Лаарманн 2013 , с. 53
  61. ^ Перейти обратно: а б Гилл 1999 , с. 58
  62. Главный современный сторонник этой точки зрения — Отто Цвирляйн, «Драма декламации Сенеки» , 1966.
  63. ^ Джордж В.М. Харрисон (редактор), Сенека в исполнении , Лондон: Дакворт, 2000.
  64. ^ Перейти обратно: а б с Рейнольдс, Гриффин и Фантэм, 2012 , с. 94
  65. ^ Джон Г. Фитч, «Смысловые паузы и относительные датировки у Сенеки, Софокла и Шекспира», American Journal of Philology 102 (1981) 289–307.
  66. ^ Эй Джей Бойл, Трагический Сенека: Очерк театральной традиции. Лондон: Рутледж, 1997.
  67. ^ Сенека, Луций Анней. Его десять трагедий . Томас Ньютон, изд. Блумингтон: Издательство Университета Индианы, 1966, стр. xlv. АСИН   B000N3NP6K
  68. ^ Г. Брейден, Трагедия эпохи Возрождения и сенеканская традиция, Нью-Хейвен: издательство Йельского университета, 1985.
  69. ^ Мэгилл, Фрэнк Нортен (1989). Шедевры мировой литературы . Харпер энд Роу Лимитед. п. VII. ISBN  0060161442 .
  70. ^ Перейти обратно: а б Сенека: Трагедии . Джу Пресс. 1994. с. хli. ISBN  0801849322 .
  71. ^ Хайль, Андреас; Дамшен, Грегор (2013). Спутник Брилла Сенеке: философ и драматург . Брилл. п. 594. ИСБН  978-9004217089 . « Медея часто считается шедевром ранних пьес Сенеки, [...]»
  72. ^ Слейтер, Инеке; Розен, Ральф М. (2012). Эстетическая ценность в классической античности . Брилл. п. 399. ИСБН  978-9004231672 .
  73. ^ Брокетт, О. (2003), История театра : Девятое изд. Аллин и Бэкон. п. 50
  74. ^ Изд. Р. Ферри, Октавия (2003), стр. 5–9
  75. ^ HJ Rose, Справочник по латинской литературе (Лондон, 1967), с. 375
  76. ^ Изд. Р. Ферри, Октавия (2003), стр. 6
  77. ^ «Сенека: О помиловании» . Thelatinlibrary.com . Проверено 26 июля 2011 г.
  78. ^ «Апокрифические послания» . Earlychristianwritings.com . 2 февраля 2006 г. Проверено 26 июля 2011 г.
  79. ^ Джозеф Барбер Лайтфут (1892) Диссертации Святого Павла и Сенеки об апостольской эпохе
  80. ^ Перейти обратно: а б Лаарманн 2013 , с. 54 со ссылкой на Квинтилиана, Institutio Oratoria , x.1.126f; Авл Геллий, «Ночи Аттики» , XII. 2.
  81. ^ Моисей Хадас. Стоическая философия Сенеки , 1958. 1.
  82. ^ Перейти обратно: а б Лаарманн 2013 , с. 54
  83. ^ Перейти обратно: а б Лаарманн 2013 , с. 55
  84. ^ Уилсон 2014 , с. 218
  85. ^ Перейти обратно: а б Уилсон 2014 , с. 219
  86. ^ Кер 2009 , с. 197 со ссылкой на Данте, Inf. , 4.141
  87. ^ Кер 2009 , стр. 221–222
  88. ^ Лаарманн 2013 , с. 59
  89. ^ «Псевдо-Сенека» . www.bml.firenze.sbn.it .
  90. ^ Иштван Питер Бейчи, Кардинальные добродетели в средние века: исследование моральной мысли с четвертого по четырнадцатый век , Brill, 2011, стр. 55–56 .
  91. ^ GoodReads (получено 5 ноября 2021 г.)
  92. ^ Ричард Мотт Гаммер, философ Сенека, и его современное послание , с. 97.
  93. ^ Гуммере, философ Сенека, и его современное послание , с. 106.
  94. ^ Моисей Хадас. Стоическая философия Сенеки , 1958. 3.
  95. ^ Перейти обратно: а б Кэмпбелл 1969 , с. 11
  96. ^ Доступно на английском языке как Джироламо Кардано, Нерон: образцовый жизненный чернильный камень, 2012 г.
  97. ^ Сираиси, Нэнси Г. (2007). История, медицина и традиции обучения эпохи Возрождения . Издательство Мичиганского университета. стр. 157–158.
  98. ^ Лидия Мотто, Анна Сенека на суде: дело богатого стоика Классический журнал , Vol. 61, № 6 (1966), стр. 254–258.
  99. ^ Лидия Мотто, Анна Сенека на суде: дело богатого стоика Классический журнал , Vol. 61, № 6 (1966) с. 257
  100. ^ Нуссбаум, М. (1996). Терапия желания . Издательство Принстонского университета
  101. ^ Нуссбаум, М. (1999). Культивирование человечности: классическая защита реформы гуманитарного образования . Издательство Гарвардского университета [ ISBN отсутствует ] [ нужна страница ]
  102. ^ Харфам, Э. (2004). Благодарность в истории идей , 19–37, М. А. Эммонс и М. Е. Маккалок, редакторы, «Психология благодарности» , Oxford University Press. [ ISBN отсутствует ]
  103. ^ «Сенека» . IMDB .
  104. ^ Джоя, Дана (1992). "Введение". В Славитте, Дэвид Р. (ред.). Сенека: Трагедии . Джу Пресс. п. XVIII.
  105. ^ Кер 2009 , с. 220
  106. ^ Бриджес, Роберт (1894). Нерон, Часть II. От смерти Бурра до смерти Сенеки, включая заговор Пизона . Джордж Белл и сыновья.
  107. ^ Сирино, Моника Сильвейра (2008). Рим, первый сезон: История создает телевидение . Блэквелл. п. 195.
  108. ^ Читти 2015 , с. 316
  109. ^ Горжусь, Линда (2018). Колесница Души . Оксфорд: Годстоу Пресс. ISBN  978-1907651137 . OCLC   1054834598 .
  110. ^ « Обзор Сенеки — о возникновении землетрясений: Джон Малкович возвращается в Рим Нерона в ошибочном историческом фэнтези» . Голливудский репортер . 20 февраля 2023 г.
  111. ^ « Сенека - о возникновении землетрясений: Берлинское обозрение» .
  • Асмис, Элизабет; Барч, Шади; Нуссбаум, Марта К. (2012), «Сенека и его мир», Кастер, Роберт А.; Нуссбаум, Марта К. (ред.), Сенека: гнев, милосердие, месть , University of Chicago Press, ISBN  978-0226748429
  • Браунд, Сюзанна (2015), «Seneca Multiplex», в Барче, Шади; Скисаро, Алессандро (ред.), Кембриджский компаньон Сенеки , издательство Кембриджского университета, ISBN  978-1107035058
  • Кэмпбелл, Робин (1969), «Введение» , «Письма стоика» , «Пингвин», ISBN  0140442103
  • Читти, Франческо (2015), «Сенека и современники», в Барче, Шади; Скисаро, Алессандро (ред.), Кембриджский компаньон Сенеки , издательство Кембриджского университета, ISBN  978-1107035058
  • Колиш, Марсия Л. (1985), Стоическая традиция от античности до раннего средневековья , том. 1, Брилл, ISBN  9004072675
  • Гилл, Кристофер (1999), «Школа в период Римской империи», в Инвуде, Брэд (редактор), Кембриджский спутник стоиков , Cambridge University Press, ISBN  0521779855
  • Хабинек, Томас (2013), «Imago Suae Vitae: жизнь и карьера Сенеки», в Хайле, Андреас; Дамшен, Грегор (ред.), Товарищ Брилла Сенеке: философ и драматург , Брилл, ISBN  978-9004154612
  • Кер, Джеймс (2009), Смерти Сенеки , Oxford University Press
  • Лаарманн, Матиас (2013), «Сенека-философ», в Хайле, Андреас; Дамшен, Грегор (ред.), Товарищ Брилла Сенеке: философ и драматург , Брилл, ISBN  978-9004154612
  • Рейнольдс, Л.Д.; Гриффин, Монтана; Фантэм, Э. (2012), «Анней Сенека (2), Люциус», в Хорнблауэре, С.; Спофорт, А.; Эйдинов, Э. (ред.), Оксфордский классический словарь , Oxford University Press, ISBN  978-0199545568
  • Селларс, Джон (2013), «Контекст: философские предшественники и современники Сенеки», в Хайле, Андреас; Дамшен, Грегор (ред.), Товарищ Брилла Сенеке: философ и драматург , Брилл, ISBN  978-9004154612
  • Уилсон, Эмили Р. (2014), Величайшая империя: жизнь Сенеки , Oxford University Press, ISBN  978-0199926640

Дальнейшее чтение

[ редактировать ]
[ редактировать ]
Политические офисы
Предшественник в качестве заместителя консула Консул Римской империи
55
с Публием Корнелием Долабеллой
Марк Требеллиус Максимус
Публий Палфурий
Преемник в качестве заместителя консула
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: d161a21d5d4d0633e869ebd95522f11d__1718820060
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/d1/1d/d161a21d5d4d0633e869ebd95522f11d.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Seneca the Younger - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)