Jump to content

Александру Богдан-Питешти

Это хорошая статья. Нажмите здесь для получения дополнительной информации.
(Перенаправлено от Александру Богдана )

Александру Богдан-Питешти
Анонимный набросок Богдана-Питешти, 1917 г. (подпись Корреджо)
Анонимный набросок Богдана-Питешти, 1917 год (подпись Корреджо )
Рожденный ( 1870-06-13 ) 13 июня 1870 г.
Питешть , Княжество Румыния
Умер 12 мая 1922 г. (1922-05-12) (51 год)
Бухарест , Королевство Румыния
Псевдоним Ион Дойкан, Ион Дойкан, Ал. Додан
Занятие поэт, журналист, политический деятель, бизнесмен, художник
Период 1880–1922 гг.
Жанр эссе , лирика , проза
Предмет искусствоведение , литературная критика
Литературное движение Символизм
Модернизм

Александру Богдан-Питешти ( Румынское произношение: [alekˈsandru boɡˈdan piˈteʃtʲ] ; урожденный Александру Богдан , также известный как Ион Дойкан , Ион Дуикан и Ал. Додан ; 13 июня 1870 — 12 мая 1922) — румынский поэт -символист , публицист, искусствовед и литературный критик, известный также как журналист и левый политический агитатор. Богатый землевладелец, он вложил свое состояние в меценатство и коллекционирование произведений искусства, став одним из главных местных пропагандистов современного искусства и спонсором румынского символистского движения . Вместе с другими деятелями культуры постимпрессионистов и символистов Богдан-Питешти основал Societatea Ileana , которая была одной из первых румынских ассоциаций, занимающихся продвижением авангардного и независимого искусства. Он также был известен своей дружбой с писателями Йорисом-Карлом Гюисмансом , Александру Македонским , Тюдором Аргези и Матею Караджале , а также спонсированием, среди прочих, художников Штефана Лукиана , Константина Артачино и Николае Вермонта . Помимо своей литературной и политической деятельности, Александру Богдан-Питешти сам был живописцем и графиком.

Большая часть противоречивой политической карьеры Богдана-Питешти, начавшаяся с его поддержки анархизма , была посвящена активизму и поддержке революции. Он также интересовался оккультизмом и поддерживал тесные контакты с Жозефином «Сар» Пеладаном, спонсировавшим поездку Пеладана в Бухарест (1898 г.). Он задерживался властями в различные промежутки времени, включая арест за подстрекательство к мятежу во время выборов 1899 года, а позже был признан виновным в шантаже банкира Аристида Бланка . В конце своей жизни он возглавлял Seara германофильскую ежедневную газету , а также литературный и политический кружок, выступавший против вступления Румынии в Первую мировую войну на стороне держав Антанты . В последний раз его арестовали после окончания войны, и к этому времени он стал объектом общественной ненависти. Непреходящие загадки и противоречия карьеры Богдана-Питешти с тех пор вызвали интерес нескольких поколений историков искусства и литературы.

Биография

[ редактировать ]

Ранняя жизнь и анархизм

[ редактировать ]

Уроженец Питешти , Александру Богдан-Питешти был сыном помещика из Олта , [ 1 ] и по отцовской линии потомок иммигрантов из района Эпирот в Янине , чья этническая принадлежность была либо арумынской, [ 2 ] [ 3 ] или албанский . [ 4 ] Его отец стал местным лидером Консервативной партии . [ 2 ] Мать его была боярыня , [ 2 ] и, как рассказал коллекционер произведений искусства и мемуарист Крикор Замбачян, возможно, был потомком боярского клана Балотеску. [ 4 ] У Богдана-Питешти также была сестра Елена Констанция Богдан; Сообщается, что и она, и ее мать пережили его смерть. [ 5 ] В качестве одной из своих эксцентричных выходок Богдан-Питешти поощрял необоснованные слухи о том, что он является прямым потомком древнего валашского правящего дома , князей Басарабов . [ 4 ] [ 6 ]

По крайней мере, по одному сообщению, Богдан-Питешти получил образование в Женеве , в местном католическом заведении. [ 2 ] Выросший в румынской православной вере, он обратился в католицизм, когда ему было двадцать лет. [ 7 ] но к моменту своей смерти уже не был практикующим католиком. [ 4 ] Он якобы посещал медицинскую школу в Университете Монпелье , так и не окончив ее, а затем уехал, чтобы присоединиться к богемной среде Парижа. [ 2 ] [ 4 ] Возможно, он поступил в Парижский университет , изучая право и литературу, но, вероятно, через некоторое время бросил учебу. [ 2 ] [ 4 ] Историк искусства Санда Миллер рассказывает, что Богдан-Питешти посещал Школу изящных искусств во французской столице, но в конечном итоге его исключили. [ 8 ] Другие источники выражают сомнение в том, что румынский аристократ когда-либо был связан с каким-либо университетом или колледжем во Франции или Швейцарии . [ 9 ]

По словам историка литературы Тудора Виану , на этом этапе молодой человек начал общаться с преступным миром. [ 1 ] Вскоре он установил связь с французскими анархистскими кругами, а также общался с ветвью растущего символистского движения . [ 10 ] Как и другие представители его поколения, он, возможно, руководствовался желанием шокирующих и болезненных переживаний. По словам историка искусства Теодора Энеску, они варьировались от эротических экспериментов до «неистовой дрожи анархизма», от преступных предприятий до декадентской поэзии . [ 11 ] Богдан-Питешти входил в анархистскую группу Огюста Вайяна (позже казненного на гильотине за подготовку террористического переворота), [ 1 ] [ 4 ] и, возможно, был знаком с некоторыми из наиболее престижных анархистских интеллектуалов: Элизе Реклю , [ 2 ] Лоран Тайад и (особенно влиятельный на него) Феликс Фенеон . [ 12 ]

Существуют сообщения о том, что политика Богдана-Питешти уже представляла собой слияние противоположных или трудносовместимых доктрин. Он уважал католицизм и иудаизм как наиболее возвышенные религиозные культуры, отвергал православие, атеизм и коммунизм как идеологии для посредственных людей и изображал себя католическим анархистом . [ 13 ] Он верил в краниометрию и принимал научный расизм за чистую монету. [ 14 ] На каком-то этапе в конце 1880-х годов Богдан-Питешти стал сторонником генерала Буланже , который пытался прийти к власти во Франции при поддержке орлеанистского , бонапартистского и социалистического лагерей; по общему мнению, он подружился с выдающимся буланжистом и -романтиком-националистом мыслителем Морисом Барресом . [ 15 ]

Параллельно он сам стал представителем литературного и художественного символизма и якобы поддерживал контакты с такими авторами, как Жорис-Карл Гюисманс , Морис Метерлинк , Октав Мирбо , Жан Мореас и Поль Верлен . [ 16 ] Еще одно влияние на него оказал оккультист и писатель Жозефин Пеладан , чей розенкрейцерский салон он посещал несколько раз. [ 2 ] [ 4 ] [ 8 ]

Богдан-Питешти дебютировал как писатель и политический публицист. Позже сообщалось, но не подтвердилось, что он публиковал свои статьи в газетах и ​​журналах разного происхождения, в том числе в Le Figaro , Le Gaulois , Gil Blas , L'Intransigeant и La Libre Parole . [ 2 ] Он также утверждал, что принимал участие в организации первого женевского показа « » Рихарда Вагнера Валькирии . [ 2 ]

Салон Независимых

[ редактировать ]
Николае Петреску-Гайнэ Карикатура на К.И. Стэнческу , оригинальная акварель.
То же изображение, переизданное Adevărul.

Помещен под наблюдение из-за его участия в революционной политике к 1894 году. [ 17 ] Александру Богдан-Питешти в конце концов был выслан из Франции, несмотря на вмешательство Гюисманса в его пользу. [ 2 ] По общему мнению, в документе о депортации он указан как «угроза общественному порядку». [ 18 ] Одна городская легенда рассказывает, что Богдан-Питешти присутствовал при публичной казни Вайланта и наклонился, чтобы поцеловать искалеченное тело Вайланта, что одновременно вызвало отвращение и встревожило судебный истеблишмент. [ 19 ] Замбачян предполагает, что решение о депортации румынского провокатора не было политически мотивированным. Он пишет, что Богдан-Питешти истощил терпение французских властей торговлей украденными велосипедами. [ 4 ]

Из Франции Богдан-Питешти задумал идею революционизировать румынское искусство и по прибытии в Бухарест начал организовывать встречи художников в кофейнях Кюблер и Фиалковски. [ 20 ] В 1896 году вместе с художниками -постимпрессионистами Константином Артачино, Штефаном Лучианом и Николае Вермонтом он основал Salonul Independentilor , румынскую копию французского Société des Artistes Indépendants . [ 4 ] [ 21 ] [ 22 ] Вскоре к ним присоединились художник Николае Грант и карикатурист Николае Петреску-Гайнэ . [ 23 ]

На экспонатах были представлены некоторые собственные рисунки Александру Богдан-Питешти, которые он намеревался использовать в качестве иллюстраций для своей книги на французском языке стихов Sensations internes («Внутренние ощущения»). [ 4 ] Он планировал, что его художественное движение выйдет за пределы Румынии, а также в 1896 году профинансировал международную выставку независимых и авангардных художников. [ 2 ] Салонул был известен своим публичным протестом против академического искусства : расположенный недалеко от здания Румынского Атенеума (главного места проведения местного неоклассицизма ), он вывесил огромную карикатуру Петреску Гэйнэ на академического художника К.И. Стэнческу и вывесил красный флаг . рядом с ней [ 23 ] срочно сняли флаг Этот призыв к социалистическому восстанию привлек внимание общественности, и агенты румынской полиции . [ 23 ] Последующие выставки были встречены с симпатией частью прессы, в том числе левой газетой Adevărul . Он переиздал произведения, высмеивающие Станческу в роли официального куратора, и дал положительные отзывы всем художникам Salonul Independentilor . [ 24 ] Отмечая анархистское прошлое лидера, арт-обозреватель Adevărul Галь писал: «Богдан обладает всеми качествами и недостатками искреннего французского революционера, но он не совсем ясен и научен. Он необычайно любит все независимое и ненавидит точка крайности для всех сектантов и всех школ». [ 18 ] В июне 1896 года группе «сепаратистов» было поручено украсить сад Брагадиру, где румынская пресса проводила свою ежегодную ярмарку. Шоу, на котором присутствовал Богдан-Питешти, на входе было заметно карикатурой на Стэнческу. [ 18 ]

Несмотря на риторику, новый арт-клуб не был полностью против традиций и время от времени обращался к ним как к основе культурной реконструкции. [ 25 ] Среди своих почетных членов Салонул гордился прославленным художником-маслянистом Николае Григореску , который учился в Барбизонской школе . [ 26 ] Богдан-Питешти особенно любил работы Лукиана и в статье 1896 года для культурного журнала Revista Orientală говорил о нем как о «замечательном колористе», «свободном духе» и поставщике «революционных идей». [ 27 ] Он повысил уверенность Лукиана в себе, призывая его применить свои таланты для иллюстрации «идеи». [ 20 ] и был полностью против традиционалистской манеры Григореску. Лучиан по-прежнему использовал Григореску как источник вдохновения в своей работе, что побудило ученых утверждать, что прием Григореску в Salonul Independentilor был невольной уступкой Богдана-Питешти своему звездному протеже. [ 28 ]

Писательница , Бронза , Илеана

[ редактировать ]

Богдан-Питешти был к тому времени источником вдохновения для цветущего румынского символистского движения . По сути, он был первым румынским экспертом по творчеству таких знаменитостей-символистов, как Одилон Редон , Гюстав Моро и (его любимый) Александр Сеон . [ 29 ] Вскоре он стал сотрудником журнала «Литераторул» , символистского журнала. [ 2 ] [ 3 ] и был близким другом его основателя Александру Македонского . В 1897 году последний выбрал его для редактирования и продвижения своей книги стихов на французском языке « Бронзы» . [ 30 ] В конце концов, Богдан-Питешти предоставил средства, необходимые для бронзы в Париже. публикации [ 2 ] Он вышел со вступительной запиской, в которой Богдан-Питешти благосклонно сравнил Македонского с главным соперником Михаем Эминеску . [ 3 ] В более общих чертах предисловие изображало Богдана-Питешти как непреклонного франкофила , который с тревогой сообщал, что Румыния рискует быть соблазненной, а затем поглощенной немецкой культурой . [ 31 ] Сам ученик Македонского, Т. Виану отмечает, что Богдан-Питешти, вероятно, не подходил для задачи введения бронзовых наград , и что, несмотря на ожидания, том не произвел впечатления на французскую публику. [ 32 ] Он отмечает практически полное отсутствие обзоров в прессе — за заметным исключением статьи в мае 1898 года в Mercure de France , написанной символистом-анархистом Пьером Кийяром . [ 33 ]

Позже, в 1898 году, вернувшись в Румынию, Богдан-Питешти и другие инициаторы Salonul Independentilor объединились с писателем Иоаном Бакалбашой и архитектором Штефаном Чокалтеу. [ 2 ] [ 4 ] Эта разнообразная группа основала Societatea Ileana , ассоциацию, занимающуюся поддержкой художников-новаторов. [ 4 ] [ 8 ] [ 22 ] [ 34 ] Позже к его руководящему комитету присоединились интеллектуальные и политические деятели Константин Рэдулеску-Мотру , Николае Ксенополь и Николае Филипеску , а также художник Жан Александру Стериади . [ 26 ] Общество предприняло попытку искоренить академические салоны, организовав в 1898 году большую и провокационную выставку, и на пике своей популярности зачислило в свои ряды около 300 человек. [ 35 ] Несмотря на такую ​​консолидацию, различные филиалы «Илеаны» не были полностью привержены делу и никогда не разрывали своих связей с официальной секцией Стэнеску. [ 36 ]

Новый кружок проводил собрания в студии на улице Брезояну, которая также была домом его покровителя. [ 37 ] Женское имя Илеана, вероятно, было заимствовано из румынского фольклора и может отсылать к сказочному персонажу Илеане Козанзеане . [ 8 ] Пресс-орган группы, также известный как Илеана , редактировал Бакалбаша. [ 2 ] и иллюстрировано Лукианом. [ 4 ] [ 22 ] [ 38 ] Описанный Виану как «изысканный художественный журнал», [ 1 ] он также считается первым в своем роде в Румынии. [ 39 ]

Параллельно Богдан-Питешти начал часто посещать первую в стране социалистическую группу давления, Румынскую социал-демократическую рабочую партию (СДМР), и посещать встречи между рабочими Бухареста. СДМР осудил его как провокатора Консервативной партии, и его обвинили в расколе партии на толерантные и антисемитские половины. [ 40 ]

Визит Пеладана

[ редактировать ]
Фотография Богдана-Питешти (слева) и Жозефина Пеладана во время визита последнего в Бухарест.

В качестве главы Илеаны Богдан-Питести организовал визит Жозефина Пеладана в Бухарест в 1898 году. [ 8 ] [ 41 ] Это было широко разрекламированное событие, привлекшее внимание высшего общества и получившее широкое освещение в прессе; Богдан-Питешти сопровождал Пеладана во время посещения различных достопримечательностей Бухареста, в том числе Атенеума, Палаты депутатов , православной митрополитской церкви и церкви Домница Балаша , а также римско-католического собора Святого Иосифа . [ 42 ] Среди политиков, присутствовавших на церемониях, были Николае Филипеску, Константин Диссеску , Таке Ионеску , Иоан Лаховари и Константин К. Арион ; видные интеллектуалы ( Барбу Штефанеску Делавранча , Рэдулеску-Мотру и др.). В зале присутствовали [ 43 ]

Пеладан согласился прочитать лекцию перед Societatea Ileana в Атенеуме, и его темой стал «Гений латинской расы» . [ 8 ] Его мистическое учение было встречено румынскими литературными летописцами с большим скептицизмом и удивлением. [ 44 ] Визит затем обернулся скандалом: Пеладан призвал всех румын принять католицизм и покинул страну под страхом депортации. [ 45 ]

Различные комментаторы полностью пренебрегают визитом и его важностью. Т.е. Энеску описывает его влияние как «потрясающее», поскольку Пеладан был просто «необычным [ фунамбулеском в оригинале] представителем французской культуры ». [ 42 ] Он также предлагает, чтобы прием с его «шумной» и «обостренной» помпой продемонстрировал «комплексы провинциальной культуры, столкнувшиеся с беспорядочным непомерием великой культуры». [ 39 ] Эту оценку цитирует историк литературы Поль Сернат , который также отмечает, что «довольно скромная ценность» Пеладана не должна была допускать такой реакции. [ 2 ] Сернат признает, что визит Пеладана был важен для продвижения новых культурных тенденций, в частности, идей искусства ради искусства и декаданса, хотя это было сделано «средствами политики [курсив в оригинале]». [ 39 ]

Историк культуры Анджело Митчиевич предполагает, что, моделируя себя по образцу Пеладана, Богдан-Питешти становился « крутым мейстером » восточного символизма. [ 46 ] Как Ион Дойкан (или Дуикан ), он участвовал в написании эссе Илеаны, восхваляющих различных современных художников: Артура Верона, Джорджа Деметреску Миреа , [ 4 ] и, прежде всего, Лукиан. [ 47 ] Илеана опубликовала всего несколько выпусков, прежде чем закрылась в 1901 году. [ 4 ] Соратник Богдана-Питешти Бакалбаша, известный к тому времени как драматург, также присутствовал, но ушел из группы в 1900 году, оставив свою должность редактора «Илеаны» . [ 48 ] Аналогичный раскол произошел между Лучианом и его покровителем, возникший, когда Богдан-Питешти дал несколько положительных комментариев о работе Станческу, и, вероятно, потребовалось несколько лет, чтобы его исправить. [ 49 ] За это десятилетие Богдан-Питешти также стал одним из . Literatorul главных финансовых спонсоров [ 50 ]

Написав в 1910 году, в то время, когда румынское искусство стало более знакомым с новыми художественными тенденциями (включая кубизм и фовизм , оба из которых пропагандировал на местном уровне искусствовед Теодор Корнель), [ 51 ] Александру Богдан-Питешти адаптировал свой дискурс к новым тенденциям. Меценат, который, вероятно, имел значительное влияние на Корнела, [ 52 ] публично жаловался, что вместо того, чтобы идти в ногу со временем, его коллеги-румынские интеллектуалы по-прежнему считают импрессионизм высшей новинкой. [ 53 ] По этому случаю он назвал французских художников-постимпрессионистов Поля Гогена и Поля Сезанна образцами для подражания. [ 53 ] Он активно стремился исправить свой разрыв с Лукианом и, хотя и назвал художника «непоследовательным», снова заявил, что считает его лучшим молодым художником Румынии. [ 54 ]

Слатинское восстание и колония Влайчи

[ редактировать ]
Картина Николае Вермонта Vara la conac («Лето в поместье»), изображение поместья Богдана-Питешти 1912 года.

После своего возвращения в Румынию Александру Богдан-Питешти по-прежнему отличался своей политической деятельностью, хотя в годы его правления в Илеане она отошла на второй план . По некоторым данным, часть своего свободного времени он проводил, разъезжая по сельской местности, сплачивая крестьян, подстрекая их к восстанию и разрабатывая радикальную земельную реформу . [ 3 ] Во время всеобщих выборов 1899 года он баллотировался на пост депутата как в Олте , так и в Илфове , но не добился успеха. [ 55 ] Возникла путаница относительно политической принадлежности Богдана-Питешти. Он был известен как «крестьянский кандидат», но обе стороны румынской двухпартийной системы , Национал-либеральная партия и Консервативная группа, обвинили друг друга в тайной поддержке его предложения. [ 56 ]

Говорят, что во время таких кампаний он ввел своих избирателей в заблуждение, заставив их поверить в то, что он был сыном свергнутого Домнитора Александру Иоана Кузы и, следовательно, естественным поборником земельной реформы. [ 3 ] [ 57 ] Его деятельность в Олте считается причиной ряда инцидентов с применением насилия: по крайней мере, в одном сообщении он подстрекал крестьян района Слатины к бунту, и их восстание было подавлено только с применением силы. [ 58 ] Другие, однако, утверждают, что румынские сухопутные войска беспорядочно обстреляли, а затем атаковали мирную массу демонстрантов, убив по меньшей мере 35 из них. [ 56 ]

Кризис в Слатине отразился в столице и создал проблемы для консервативного кабинета Георге Григоре Кантакузино . Как сообщается, и министр сельского хозяйства Николае Флева , и министр юстиции Диссеску были готовы подать в отставку. [ 56 ] Сам Богдан-Питешти был арестован за подстрекательство к мятежу , но вскоре лег в больницу «Филантропия». [ 56 ] Он отменил вынесение приговора, когда прокуратура не смогла убедительно доказать свою причастность. [ 59 ]

В целом Богдан-Питешти заявил, что содержался под стражей по решению суда примерно за сорок отдельных инцидентов, подчеркнув, что все эти приговоры были связаны с политическими преступлениями . Сообщая об этом заявлении, Т. Виану отметил, что, по крайней мере, некоторые из них на самом деле следует рассматривать как наказание за различные проступки . [ 1 ] Со временем боярин-анархист также стал известен как заядлый преступник и тюремщик, за что получил уничижительное прозвище Богдан-Вакэрешть (в честь тюрьмы Вэкэрешти в Бухаресте). [ 3 ] Другие исказили его имя при рождении, превратив его в пародийное Богдан-Чупешти (от ciupi , «гип»). [ 3 ] [ 60 ] [ 61 ]

Богдан-Питешти объединил свое имение, унаследовав поместье в селе Влайчи (часть Колонешт ). Начиная с 1908 года, это был центр его деятельности и дом для его значительной коллекции произведений искусства, а также одно из первых мест в Румынии, служивших летним лагерем для художников и скульпторов. [ 5 ] [ 62 ] [ 63 ] Запланированные им мероприятия посещали завсегдатаи Илеаны , и со временем они привлекли практически всех других крупных художников -пленэров того времени: Николае Дэрэску , Штефана Димитреску , Иосифа Изера , М. Х. Макси , Теодора Паллади , Камила Рессу . [ 5 ]

В своих воспоминаниях об этом периоде писатель Виктор Эфтимиу предположил, что отношения были не совсем гармоничными: «Камиль Рессу, как и другие молодые неизвестные художники, находил у Богдана-Питешти большую поддержку и ободрение. Меценат, правда, был довольно бережливым. , он наживался на нуждах дебютировавшего и обедневшего артиста. Но без него все было бы намного хуже, поскольку другие даже не предлагали столько». Он также утверждал, что, вопреки слухам о его богатстве, Богдану-Питешти «возможно, заплатили так мало, потому что это все, что у него было в запасе». [ 64 ] По слухам, босс Илеаны терял целое состояние на поддержании поместья Влайчи, окруженного бесплодной землей. [ 65 ]

Круг Штырбей-Водэ

[ редактировать ]

Примерно в 1908 году на вилле Богдан-Питешти на улице Штирбей-Водэ в Бухаресте (недалеко от садов Чишмиджиу ) начали проводиться регулярные собрания интеллектуалов. [ 4 ] [ 39 ] Среди тех, кто присутствовал на последовательных этапах, были писатели Македонский, Эфтимиу, Тудор Аргези , Матейу Караджале , Бенджамин Фондане , Гала Галактион , Джордж Баковия , Ион Минулеску , Клаудия Миллиан , Н.Д. Коча , Ион Винеа , Ф. Бруня-Фокс , Эугениу Штефанеску- Эст , А. де Герц , Ион Кэлугару и Адриан Маниу . [ 4 ] [ 66 ] Здесь также принимали участие художники Лукиан, Артакино, Верона, Макси, Изер, Стериади, Димитреску, Паллади, Рессу, Дарэску, Нина Арборе , , Константин Брынкузи Константин Медря, Димитрие Пачуря , Мария Чурдя Стойрер, Оскар Хан , Николае Тоница , Ион Теодореску- Сион , Фридрих Шторк и Сесилия Куцеску-Сторк , а также Абгар Бальтазар , Александру Брэташану , Александру Пойтевен-Скелетти , Джордж Деметреску Миря , Родика Маниу и Марсель Янко . [ 4 ] [ 67 ] Также в 1908 году, по предложению Изера, Богдан-Питешти спонсировал выставку в Бухаресте, на которой были представлены работы известных европейских художников Деметриоса Галаниса , Жана-Луи Форена и Андре Дерена . [ 68 ]

После 1910 года его покровительство приняло новые формы. Литературный критик Шербан Чокулеску отмечает, что, по крайней мере первоначально, его отношения с Матею Караджале включали финансовый аспект, поскольку Богдан-Питешти пригласил обездоленного поэта на ужин и предоставил ему средства. [ 69 ] Он также предоставлял жилье и материалы различным обездоленным художникам, как сообщил его близкий друг Аргези: [ 4 ] и проявлял особый интерес к продвижению поэзии Штефана Петика (а также поэзии самого Аргези). [ 50 ] Аргези утверждал, что такое влияние и моральная поддержка также были «решающими», по крайней мере, еще в одном случае - с Лукианом. [ 50 ] В своих мемуарах того периода лингвист Александру Розетти упомянул, что ежедневно Богдан-Питешти приглашал «более дюжины художников» на ужин к себе домой. [ 70 ]

Богдан-Питешти возобновил нападки на Православную Церковь. Поль Серна рассматривает их как попытку создать религиозную альтернативу ортодоксальному мейнстриму, включенную в более широкое явление — символистский космополитизм . [ 71 ] Однако Галактион, которому предстояло закончить свою жизнь в качестве православного священника, записал, что в кружке Штирбей-Водэ собирались люди самого разного происхождения. В свое время в их число входили, наряду с самим Галактионом, римско-католический священник Кэрол Аунер, протестантский скульптор Шторк и анархистский активист Панаит Мушойу . [ 72 ] По словам Черната, богемное общество Богдана-Питешти также объединяло людей, предположительно связанных с незаконной деятельностью, и отличалось своей « распутной » атмосферой. [ 73 ] Галактион поддержал такую ​​интерпретацию, написав, что в салоне также проживает «дюжина мошенников и проституток». [ 74 ] Атмосфера была разговорной и свободолюбивой, вплоть до унизительной: рассказывают, что художникам и писателям иногда рассказывали развратные анекдоты или приходилось терпеть гротескные фарсы. [ 75 ]

Денди , Александру Богдан - Питешти сам вел роскошную жизнь, отмеченную излишествами, и к тому времени стал наркоманом . [ 50 ] [ 76 ] Он был гордым гомосексуалистом (или бисексуалом ), что не мешало ему держать в качестве своей наложницы более молодую женщину, обычно называемую Домникой («Маленькая леди») или Микой («Маленькая»). [ 77 ] Урожденная Александра Коланоски, она родилась в 1894 году в семье румынских поляков из Бессарабии . [ 78 ] и, по словам мемуариста Константина Бельди , ранее была проституткой в ​​ночном клубе . [ 39 ]

Сама распутница, Домника была описана исследователями как андрогинная или переодетая женщина. [ 79 ] Другим членам кружка Штирбей-Водэ художник-дизайнер Александру Брэташану был представлен как любовник Богдана-Питешти. По словам Оскара Хана, их дело было «дегенеративным»; Хан также цитирует восхищение Богдана-Питешти мужским телом, включая мужские гениталии, как единственной физической красотой, способной противостоять времени. [ 80 ]

Кантакузино Консервативный и Вечерний

[ редактировать ]
Титульный лист «Сиры» с портретами кандидатов на выборах 1914 года ; Григоре Георге Кантакузино первый слева.

Примерно в 1912 году политическое влияние Александру Богдан-Питешти росло. Он начал сотрудничать с внутренней фракцией Консервативной партии, лидером которой был Григоре Георге Кантакузино , мэр Бухареста . [ 81 ] После этого Богдан-Питешти стал издателем Seara , но, как сообщается, был прикрытием для Кантакузино, который использовал его, чтобы проверить влияние своей программы на румынскую общественность. [ 82 ] негативная кампания Сиры Основная в то время была сосредоточена на Таке Ионеску и его консерваторах-демократах , которые, к неудовольствию Кантакузино, были кооптированы в правительстве другими основными консерваторами. [ 83 ] Газета публиковала колонки сплетен и памфлеты, были Ионеску, Александру Бэдэрэу и Николае Титулеску . главными объектами которых [ 83 ]

К тому времени, как и многие консерваторы- германофилы , Богдан-Питешти пришел поддержать Румынского королевства союз с Германской империей и Австро-Венгрией . Эта точка зрения была популяризирована посредством его литературного клуба, а поддержка центральных держав была также выражена Аргези в Сиаре . [ 4 ] [ 84 ] В сентябре 1914 года газету приобрел немецкий консорциум (вместе с другой газетой Кантакузино, «Минерва» ), и Богдан-Питешти остался простым обозревателем. [ 85 ] На протяжении всего этого периода Богдан-Питешти сам был ярым германофилом. Его круг, который уже был враждебно настроен по отношению к Национал-либеральному кабинету Иона И. К. Брэтиану , приветствовал различные группы, которые были встревожены вероятным вступлением Румынии в войну: прогерманских консерваторов, сторонников пролетарского интернационализма и убежденных пацифистов . [ 86 ] Художественная клиентура также была представлена ​​в группе германофилов в целом, но, как пишет Чернат, делала это из чистой зависимости, а не из реальных убеждений. [ 87 ]

Вскоре возникли подозрения, что Богдан-Питешти стал настоящим агентом влияния . По словам Замбачяна, именно Богдан-Питешти намекнул, что его поддержка Германии является прибыльным занятием. [ 4 ] В различных записях в разрозненных дневниках, большая часть которых утеряна, Караджале, по общему мнению, обвинил Богдан-Питешти в том, что она берет деньги Германии для продвижения своих интересов в Румынии и для помощи ее по внешней пропаганде . усилиям [ 4 ] [ 88 ] Такие оценки, такие как утверждение Караджале о том, что Богдан-Питешти не был разбирается в искусстве, отражают конфликты между двумя фигурами, и их общая достоверность остается сомнительной. [ 89 ] [ 90 ] Однако возможно, что сам Караджале занял и так и не вернул около 10 000 леев , выкаченных Богданом-Питешти из фондов немецкой пропаганды. [ 91 ]

Свобода и пропагандистские войны

[ редактировать ]

С октября 1915 года по июнь 1916 года Богдан-Питешти управлял еще одним местом для прессы, Libertatea («Свобода»). Ее политическим директором был государственный деятель в отставке Николае Флева , которого позже сменил Аргези. [ 92 ] В феврале 1916 года Галактион и Аргези выпустили «Кронику» , еще один обзор с прогерманской повесткой дня, который сам, возможно, был опубликован при незаметном содействии Богдана-Питешти. [ 93 ] Хотя Богдан-Питешти, Домника и Караджале совершили загадочный визит в Берлин никогда не вносила их в список иностранных шпионов Sigurança Statului в начале 1916 года, контрразведка . [ 94 ] Имя Богдана-Питешти затем всплыло в беседе в феврале 1916 года между немецким государственным деятелем Маттиасом Эрцбергером и Раймундом Нетцхаммером, католическим архиепископом Бухареста . Эрцбергер спросил, сможет ли землевладелец Влайци когда-нибудь помочь продвижению дела германофилов; архиепископ, лояльный немецкий подданный, ответил, что Богдан-Питешти ненадежен. [ 95 ] Позже появились обвинения в том, что Богдан-Питешти был одним из тех, кто получал взятки от немецкого шпиона Альберта Э. Гюнтера, менеджера компании Steaua Română . Подтверждающее это досье было утеряно, но вторичные источники утверждают, что только Богдан-Питешти получил из рук Гюнтера 840 000 леев. [ 96 ]

Авторы Seara и Libertatea , как правило, были откровенными социальными и культурными критиками, имеющими различные претензии к истеблишменту. Историк Лучиан Бойя утверждает, что, хотя Богдан-Питешти получал зарплату от Германии, его переход от франкофилов мог быть настоящей формой консерватизма. [ 97 ] Таким образом, Бойя отмечает, что Сира поддерживал Центральные державы с момента подготовки к войне в 1914 году , то есть даже до того, как Кантакузино пришел, чтобы решить, какая сторона ему больше нравится. [ 98 ] В основную группу сторонников Сиры входили социалисты разных мастей: Аргези, утверждавший, что сербский национализм стал искрой войны; Феликс Адерка , который изображал Германскую империю как более прогрессивную воюющую державу; и Родион , который рассматривал жалобы германофильской интеллигенции из Молдавии . [ 99 ] Другими были левые беженцы из Российской империи , которые хотели, чтобы Румыния присоединилась к Центральным державам и помогла освободить Бессарабию : Алексис Нур из фракции попоранистов и старый анархист Замфир Арборе . [ 100 ] Сира также была платформой для некоторых недовольных румын из региона Трансильвании , румынской ирреденты под властью Австро-Венгрии. В их число входил ведущий консервативный комментатор Илие Барбулеску , который посоветовал румынам не сосредотачиваться на Трансильвании и отдал приоритет действиям против русских. [ 101 ] Двумя разными голосами были голоса поэта Думитру Карнабатта , который отождествлял державы Антанты с панславизмом или британским империализмом ; и Ион Горун , трансильванский писатель и сторонник Габсбургов . [ 102 ] Помимо политики, Сира опубликовала новости о культуре, выбранные для публикации Ионом Винеа и поэтом Жаком Г. Костеном. [ 103 ]

Левые взгляды также были важной особенностью Libertatea . Его вступительный манифест призывал к крупномасштабной социальной реформе, которая, как он утверждал, была более важна для румын, чем любой национал-либеральный проект по возвращению Трансильвании от ее австро-венгерского повелителя. [ 104 ] В него вошли вклады, как правило, менее политические, чем в Сеаре , от таких литературных деятелей, как Винея, Демостен Ботез , И. Драгослав , Адриан Маниу и И. К. Виссарион . [ 105 ]

Богдан-Питешти регулярно публиковал свои статьи в двух газетах, которыми он руководил, подписывая их псевдонимом Ал. Додан . В ранних текстах выражается его русофобия и сочувствие по поводу союза Франции с царским самодержавием , «самой дикой, самой невежественной и самой кровавой олигархией в мире». [ 97 ] К 1915 году, оценивая, что национальные интересы Румынии принадлежат Габсбургам и немцам, и утверждая, что румынские крестьяне живут хуже, чем их коллеги в Трансильвании, он призывал своих соотечественников задуматься о выгодах от присоединения Бессарабии к Румынии. [ 106 ]

Война, позор и смерть

[ редактировать ]

Годы нейтралитета также возродили споры по поводу повседневных дел Александру Богдана-Питешти. Скандал разразился в 1913 году, после того как банкир Аристид Бланк привлек Богдана-Питешти к суду по обвинению в шантаже . Истец воспользовался услугами адвоката Таке Ионеску , а ответчик в лице Флевы. [ 107 ] в конечном итоге был приговорен к тюремному заключению. На протяжении всего скандала в Сеаре публиковались статьи Аргези, заявляющие о невиновности Богдана-Питешти. [ 50 ] В 1916 году, незадолго до того, как Румыния вступила в войну как страна Антанты, Александру Богдан-Питешти снова был вовлечен в юридический спор с франкофилами Таке Ионеску и Барбу Штефанеску-Делавранча , с Константином Дисеску в качестве его адвоката. [ 108 ]

Заявка энтентистов привела к крупным первоначальным поражениям, и был открыт румынский театр военных действий . Страна сильно пострадала, и Бухарест был захвачен Центральными державами. По слухам, оккупационные силы забрали Богдана-Питешти из его камеры в Вэкэрешть, где он все еще отбывал наказание. [ 107 ] Как и Аргези, Македонский, Галактион и Матейу Караджале, он остался на оккупированной немцами территории. Несмотря на его очевидный триумф над энтентистским лобби, он вел себя сдержанно: согласно популярным, но не поддающимся проверке слухам, он даже был арестован, когда оккупационные власти с гневом обнаружили его бесполезность для дела. [ 109 ] Однако он был свободным человеком по состоянию на 12 апреля 1917 года, в день своей свадьбы с Домникой Коланоски. [ 78 ] По одной из версий, Богдан-Питешти начал осуждать своего коллегу из Илеаны Петреску Гайнэ, опубликовавшего серию антинемецких карикатур. В результате румынский рисовальщик провел военные годы в немецком плену. [ 110 ]

Сообщается, что после того, как Румыния вернула себе контроль над своими южными районами, Александру Богдан-Питешти был привлечен к ответственности за государственную измену и снова отправлен в Вэкэрешть. [ 111 ] Другие, однако, отмечают, что этот последний приговор, вынесенный в 1919 году, на самом деле был связан не с его деятельностью во время войны, а просто с его мошеннической деятельностью, и что только по совпадению Богдан-Питешти делил тюрьму с осужденными журналистами- коллаборационистами (Аргези, Карнабатт). ) Иоан Славичи . [ 112 ]

Т. Виану отмечает, что Богдан-Питешти провел свои последние годы «в позоре», [ 1 ] в то время как Чернат описывает свое окончательное падение до статуса «изгоя». [ 50 ] Арт-промоутер умер через четыре года после окончания войны в своем доме в Бухаресте от инфаркта миокарда . [ 4 ] По словам Черната, его «гротескная» смерть была внезапной, застигшей его посреди телефонного разговора. [ 50 ] Сообщается, что последним желанием Богдана-Питешти было, чтобы его коллекция перешла в государственную собственность и хранилась в качестве музея. [ 4 ] [ 5 ]

Наследие

[ редактировать ]

Роль и влияние

[ редактировать ]

Богдан-Питешти был предметом восхищения литературного и художественного сообщества. Лучиан Бойя пишет о своей соблазнительной «легенде», в которой «творческий и щедрый интеллектуал» соединился с «мошенником», который «прожил жизнь так, как считал нужным». [ 17 ] Историк искусства Корина Теакэ отмечает, что, как и Феликс Фенеон , Богдан-Питешти фактически выдумывал свой собственный миф: «каждая часть его публичного имиджа была съемной маской». [ 12 ] Тем не менее художественные учреждения, которые он помог создать, пользовались репутацией. По словам Поля Серна, его влиятельный круг был «отличным средством передачи современного духа, неформальным институтом и одним из первых коагулянтных факторов для первого постсимволистского модернизма [Румынии] ». [ 113 ] Ранее Теодор Энеску предположил, что, как и его собственная группа, салон на улице Штирбей-Водэ и кружок Македонского были единственными законодателями моды, действовавшими в период между упадком общества Джунимеа (около 1900 г.) и созданием модернистского литературного журнала Sburătorul (1919 г. ). ). [ 87 ] Чернат также отмечает, что, хотя писатель Александру Богдан-Питешти был «небрежен и непредусмотрителен», когда дело касалось сохранения его собственных произведений, те эссе и стихи в прозе , которые сохранились, имеют подлинную ценность. [ 87 ] Подобные суждения высказывались и о его актуальных художественных очерках. Историк искусства Петру Комарнеску пишет, что «критическая интуиция» Богдана-Питешти превосходила интуицию его коллег-коллекционеров Замбачяна и Иоана Калиндеру ; [ 114 ] Критик Николае Опреску также считает, что без Богдана-Питешти Штефан Лучян был бы потерян для румынского искусства. [ 20 ]

Румынская художественная среда лелеяла, а затем презирала своего покровителя-анархиста. В минуты славы он получал дань уважения от многих своих друзей-писателей: специально для него были составлены записные книжки и альбомы. [ 78 ] [ 115 ] Позднее все стороны спора объединились, выразив критику хотя бы некоторых действий Богдана-Питешти. По словам Галактиона, он был « гайдуком », который «грабил и раздавал». [ 116 ] Замбакчан изобразил его как человека, «созданного по шаблону, в котором зло и добрый гений присутствовали в равной мере. [...] Циничный и учтивый, щедрый с одной стороны, мошенник с другой, Ал. Богдан-Питешти. наслаждался отвращением, которому он служил с цинизмом». [ 4 ] [ 64 ] Как отмечает Теакэ, и Замбачян, и скульптор Оскар Хан были среди тех, кто навсегда «соблазнился» двуличностью Богдана-Питести. [ 37 ] В 1970 году Хан написал: «Мы не можем судить [его] по общему праву. Он остается абсурдом». [ 64 ] В то время как журналист-националист Памфил Шейкару назвал его «негодяем», Македонский утверждал, что Богдан-Питешти был «замечательным прозаиком и замечательным поэтом». [ 3 ] Бенджамин Фондан , поэт-философ-модернист, восхвалял Богдана-Питешти как человека с изысканным вкусом, заключая, что: «Он был создан из величайших радостей в самом гнойном из тел. Сколько поколений древних бояр сменилось , как недостойный навоз, для создания этой единственной земли?» [ 117 ]

Писатель и критик Евгений Ловинеску , также модернист, резко выступал против взглядов Богдана-Питешти и большинства других интеллектуалов, перешедших на сторону Германии: в 1922 году он опубликовал статью Revizuiri мораль («Моральные пересмотры»), которая напоминала публике о полемика вокруг коллекционера произведений искусства и его соратников (Аргези, Н.Д. Коча ). [ 118 ] Знакомый социалист и устный историк, Константин Бакалбаша был убежден, что Богдан-Питешти был прототипом «низшего дегенерата», а в своей политической жизни — манипулятором «некультурных умов». [ 119 ] Ретроспективную критику Богдана-Питешти также высказали Комарнеску и соавтор Ионел Джиану. Хотя они отдают дань уважения артистическим качествам Богдана-Питешти, они говорят о его «упрекающих недостатках» и «переворотах мошенника», находя в нем «эксгибициониста, решившего обмануть и скандалить», или «enfant ужасного ». [ 120 ]

У комментаторов возник соблазн сравнить Богдана-Питешти с некоторыми противоречивыми персонажами мировой истории, чаще всего с прототипом корысти Алкивиадом . [ 4 ] [ 121 ] Другие сравнивали Богдана-Питешти с писателем эпохи Возрождения и известным шантажистом Пьетро Аретино (Замбачян подчеркивает, что, в отличие от Аретино, Богдан-Питешти никогда не обманывал своих художников). [ 4 ] Комарнеску предположил, что Богдан-Питешти и столь же противоречивый Аргези лучше понимались через логику индуизма («древняя индийская этика»): «добро и зло не противостоят друг другу, а сочетаются, объединяются в состоянии замешательства». [ 113 ] Принимая во внимание предпочтение Александру Богдан-Питешти устной речи , его теневые политические связи и его преимущественно неформальные каналы влияния, Чернат пришел к выводу, что, «необходимые изменения были сделаны», можно сравнить Богдана-Питешти с Наэ Ионеску , философом и философом. крайне правый активист, чья карьера охватывала межвоенный период и который также дебютировал как символист. [ 122 ]

Анекдоты

[ редактировать ]
Карикатура на Богдана-Питешти, смотрящего на обнаженных в рясе ( Николае Петреску-Гайнэ , 1913)

При его жизни ходило несколько анекдотов, касающихся морали и экстравагантного образа жизни Богдана-Питешти. В 1912 году Македонский опубликовал автобиографический рождественский рассказ. В нем рассказывается, как, вдохновленный желанием Македонского накормить свою семью традиционным праздником индейки, Богдан-Питешти прислал ему птицу, фаршированную 50 золотыми леями . [ 1 ] [ 4 ] Как пишет Т. Виану, такие «отношения великого феодала» превратили Богдана-Питешти в «бесспорно живописную» личность. [ 1 ] Эту версию частично подтвердил Константин Бельди, который также отметил, что в те годы Александру Македонский «голодал» и ему приходилось содержать «дом, полный детей». [ 114 ] Однако Замбачян приводит контрастную историю, рассказанную актером Ионом Янковеску. Это предполагает, что во время военного голода Македонский попросил Богдана-Питешти заплатить ему 1 миллион леев за один из немногих сохранившихся экземпляров « Бронз» ; Богдан-Питешти прямо предложил ему 5 леев — Македонский уступил, заметив, что «он способен передумать, этот мошенник!» [ 4 ] Перепады настроения Богдана-Питешти также обсуждал мемуарист Раду Д. Розетти . Он пишет, что боярин почти не возражал, когда его состояние выкачивали некоторые члены его свиты, но публично унижал Галактиона и даже Домнику случайными расходами. [ 60 ]

Отношения между Матею Караджале и его бывшим покровителем вызвали особый интерес историков того периода. Вначале начинающий поэт написал в честь своего старшего друга специальное произведение под названием « Дрегаторул » («Мандарин»), оно вошло в один из альбомов Богдана-Питешти. [ 78 ] Это согласие выродилось в конце 1910-х годов до такой степени, что Караджале, в дневнике которого о гомосексуальности Богдана-Питешти говорилось в пренебрежительных выражениях (называя его «буйным антиестественным пороком»), изложил план разграбления Штирбей-Водэ. Уличная вилла. [ 123 ] По мнению того же автора, Богдан-Питешти обратился к пассивному гомосексуализму, потому что был импотентом. [ 124 ] В дневнике Караджале также нарисован портрет Домники Богдан, в резкой форме подвергающий сомнению ее нравственность. [ 76 ] [ 125 ]

Другие отношения Богдана-Питешти с другими его протеже также могут колебаться между крайностями. Согласно анекдоту того времени, он ссудил Лукиану крупную сумму денег, которую художник использовал для поездки в Синая . Затем Лукиан расстроил Богдана-Питешти тем, что не пригласил его к себе, и был наказан телеграммой, адресованной «Самому уродливому туристу в Синае» (игра слов на пресловутой дурной внешности Лукиана). [ 126 ] В середине 1910-х годов Лукиан был выведен из строя из- за рассеянного склероза . Богдан-Питешти был одним из последних, кто навестил его перед его смертью в июне 1916 года, записав для потомков смиренное замечание Лукиана: «Я ухожу». [ 127 ]

Основной рассказ из первых рук о заключении Богдана-Питешти в 1919 году взят из книги Иоана Славичи « Închisorile mele» («Мои тюрьмы»). По словам Славичи, у мецената была роскошная камера с видом на Бухарест. [ 112 ] Александру Розетти , цитируя Аргези, приводит одну из острот Богдана-Питешти по поводу тюремной жизни. Когда жандарм ошибочно попытался подтолкнуть его к ряду подозреваемых в предательстве Аргези, Богдан-Питешти огрызнулся: Pardon, eu sunt escroc! («Простите, [но] я мошенник!»). [ 70 ] Замбачян пишет, что во время первой судебной тяжбы с Таке Ионеску Богдан-Питешти прокомментировал показания Ионеску: «Он действительно талантлив, этот мошенник!» [ 4 ] Националист, выступающий за Антанту, Октавиан Гога был особенно расстроен позицией Александру Богдан-Питешти и в своем отчете о событиях 1916 года (включая суд над Ионеску) списал его со счетов как «бандита», которого кормили «немецкими деньгами». [ 108 ]

Вымышленный персонаж

[ редактировать ]

По словам Бельди, после мировой войны актер Янковеску привнес в свою программу кабаре впечатления от Богдана-Питешти. На нем были изображены осужденный Гарманофил и неназванный немецкий чиновник, расследовавшие растрату пропагандистских средств на поддержку мелких «приспешников». На это обвинение вымышленный Богдан-Питешти отвечает: «Я израсходовал ваши деньги, это правда, но я ни одного на вас не натянул! Ибо как вы могли представить меня, предателя моей страны, не быть мошенником?" [ 114 ] По словам Бельди, в этой версии есть доля правды: вместо того, чтобы использовать деньги для возрождения дела германофилов, Богдан-Питешти направил их в свою коллекцию произведений искусства. [ 114 ] Несколько похожая версия этой городской легенды включена в мемуары противника национал-либералов И.Г. Дука , который рассматривает реплику Богдана-Питешти как парадоксальный признак оскорбленного патриотизма : «Может быть, вы думали, что сможете подкупить некоторых честных румынских честных людей? Люди? Вы глубоко ошибаетесь, в этой стране можно подкупить только мошенников, только таких мошенников, как я». [ 128 ] Дука заключает: «Этот ответ, с его восхитительным и атавистическим национальным достоинством, искушает меня забыть, хотя и не простить, полную подлость, которую мы называем жизнью Богдана-Питешти». [ 128 ]

Несмотря на то, что их отношения перешли от дружбы к ненависти, стиль Богдана-Питешти и его мирские интересы иногда рассматриваются как источники вдохновения для единственного романа Караджале « Craii de Curtea-Veche» (завершенного в 1928 году). [ 89 ] Некоторые отметили, что Богдан-Питешти имеет много общего как минимум с одним из трех главных героев. [ 76 ] [ 129 ] Он и его жена оба были персонажами Иона Винеи романов Venin de mai («Майский яд») и Lunatecii («Безумцы») - Александру в роли Адама Гуны, Домника в роли жены Иады Гуны. [ 76 ] [ 115 ] [ 130 ] Оба романа изображают культурный круг Богданов, намекают на их влияние, заставившее молодых людей отказаться от всякого конвенционализма, и показывают, как они пропагандируют порок как добродетель. [ 115 ] Такой образ жизни сказался на Адаме Гуне, который представляет собой физическую развалину и медленно теряет контроль над реальностью. [ 131 ] В книгах Винеи повторяются утверждения о том, что Богдан-Питешти злоупотреблял наркотиками. [ 76 ] и что Домника изначально была проституткой. [ 115 ]

Еще больше художественных произведений, посвященных кругу Богдана-Питешти, было опубликовано случайным автором Seara , Лукрецией Карнабатт. В своем романе 1922 года «Демониака » она изображает своего работодателя как «Базиля Дэна», зловещего предателя своей страны и циничного порнографа. [ 132 ] Ион Кэлугэру использовал Александру Богдан-Питешти как вдохновение для создания « Александру Лэпушняну », боярского персонажа в своем романе «Дон Жуан Кокошатул » (« Дон Жуан Горбун»). [ 133 ] [ 134 ] Историк литературы Джордж Кэлинеску отмечает, что на этом художественном портрете показаны: «Достоинство сплетен, боярская манера поведения, утонченность, которую кажущаяся пошлость не может разрушить, пресыщение и циничное развратство [...]». [ 134 ] В одном из эпизодов книги Лэпушняну симулирует агонию и получает католическое признание , которое (он настаивает) следует читать на латыни, а не на французском языке; в другом месте эксцентричная и прелюбодейная жена Лэпушняну Фетица («Маленькая девочка») появляется на поле битвы, одетая только в купальник . [ 134 ]

Тудор Аргези посвятил Богдану-Питешти некоторые из своих первых поэтических произведений. [ 50 ] Как искусствоведы, Аргези и Теодор Корнель опубликовали подробное биографическое исследование своего покровителя (часть их словаря Figuri contimporane din România , 1909). [ 135 ] Однако, по словам Корины Теакэ, похожая на панегирик и весьма неточная запись могла быть отправлена ​​или, по крайней мере, одобрена Богданом-Питешти. [ 136 ] Аргези также сделал своим спонсором героя небольшого одноименного стихотворения, в котором его называют ломбардским ублюдком cu ochi de rouă («ублюдок ломбардский с глазами росы»). [ 4 ]

Коллекция и имущество

[ редактировать ]
Штефана Лучиана , одна из самых известных картин в коллекции Богдана-Питешти. «Лэутул » («Мытье волос»)

К 1910-м годам художественные интересы Богдана-Питешти привели к созданию коллекции, насчитывающей всего 967 экземпляров. [ 8 ] или целых 1500 отдельных работ, [ 63 ] большинство из них размещалось в его имении в Колонести . В их состав вошли предметы, созданные выдающимися румынскими художниками, в том числе, наряду с его ранними соратниками, Ниной Арборе , Константином Брынкузи , Оскаром Ханом , Аурелом Джикиди, Марией Чурдя Стерер, Константином Медреа, Ари Мурну, Димитрие Пачуря , Николае Петреску-Гайнэ , Александру Сатмари, Франциск Ширато , Сесилия Куцеску-Сторк , Жан Александру Стериади , Фридрих Шторк, Ион Теодореску-Сион и Николае Тоница . [ 4 ] [ 5 ] Из общего числа около 900 работ имели румынское происхождение. [ 5 ] Среди зарубежных художников, чьи работы были представлены в сборнике, были Жорж Рошгросс и Фрэнк Брэнгвин . [ 4 ] Секция, посвященная новым произведениям искусства, была спроектирована и открыта как первый музей современного искусства в Румынии. [ 5 ]

В состав треста Богдан-Питешти вошли многие образцы искусства Лукиана. Там были представлены две из его знаменитых картин: «Лэутул» («Мытье волос»), которые, как говорят, Богдан-Питешти сравнил со светящимися картинами маслом Паоло Веронезе . [ 4 ] и Сафта Флорареаса («Сафта-цветочница») - изначально часть семейной коллекции Лукиан. [ 48 ] Также был включен масляный портрет двоюродного брата Лукиана, Алеку Литерату («Алеку-литератор»), написанный маслом в 1907 году. [ 137 ] Их сопровождала пастель Durerea («Боль») 1906 года, воспроизведенная в номере журнала Seara за 1914 год , а также картины De Nămezi («Обеденное время») и Lica, fetiśa cu portocala («Лика, Девушка с Апельсин"). [ 138 ] Среди работ серии были два портрета Богдана-Питешти: рисунок тушью, копии которого были распространены вместе с предвыборным манифестом Богдана-Питешти 1899 года, и утерянная картина маслом. [ 139 ]

Богдан-Питешти был предметом нескольких анонимных зарисовок, в том числе двух виньеток 1896 года, опубликованных в Adevărul , и рисунка 1917 года, подписанного Корреджо . [ 140 ] Он также изображен в нежной карикатуре, опубликованной в 1914 году Петреску Гэйнэ. [ 141 ] Сама Домника Богдан служила моделью для различных художников и особенно изображалась в работах Камиля Рессу, Паллади и художника болгарского происхождения Паскина . [ 142 ] В 1920 году Богдан-Питешти поручил Пачуреа завершить портретный бюст Домники. [ 8 ] В том же году Димитреску нарисовал ей портрет маслом на картоне в доминирующих оттенках коричневого (с оттенками красного и серого). [ 143 ] Среди художников, иллюстрировавших произведения Богдана-Питешти, помимо него самого, Джордже Деметреску Миря , Ион Георгеску и Сатмари. [ 23 ]

Усадьба Колонешты и ее художественный фонд стали жертвой запустения. По словам Т. Виану, коллекция была «сдута ветром разрухи» еще в межвоенные годы. [ 1 ] В 1924 году, вопреки последней просьбе владельца, он был выставлен на поспешный публичный аукцион . [ 5 ] [ 144 ] Это вызвало протесты со стороны таких литературных деятелей, как Цезарь Петреску , [ 5 ] [ 145 ] Перпесициус и Виктор Эфтимиу . [ 5 ] В результате аукциона многие работы перешли в коллекции Замбачяна, Александру Флореску, Иосифа Доны и ряда других. [ 5 ] Из них Замбачян объяснил инцидент нежеланием национал-либерального правительства принимать пожертвования от «скомпрометированного человека». [ 4 ] Он и несколько других комментаторов возлагают ответственность за продажи на министра финансов Иона Лапедату , который, как полагают, либо колебался в оценке коллекции [ 4 ] или вступить в заговор с бизнесменами, которые хотели продать его по дешевке. [ 145 ] Замбакчан должен был стать конечным владельцем Лэутула . Он стал особенностью его собственного музея в Бухаресте и появляется вместе с Замбачяном на масляном портрете Паллади. [ 146 ]

При коммунистическом режиме здание Влайчи было преобразовано в филиал государственного производителя сельскохозяйственной техники и в 2004 году принадлежало его преемнику, компании Agromec (хотя до сих пор практически не используется). [ 63 ] Бельди вспоминает, что при коммунизме обездоленная Домника Богдан работала гигиенистом в Центральной больнице Бухареста. [ 39 ]

Примечания

[ редактировать ]
  1. ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час я Тудор Виану, стр.370
  2. ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час я дж к л м н тот п д Чернат, Авангарда , стр.42
  3. ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час (на румынском языке) Константин Короиу, «Плот кораблекрушения (2)». Архивировано 7 февраля 2012 г. в Wayback Machine , в Evenimentul , 30 декабря 2002 г.
  4. ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час я дж к л м н тот п д р с т в v В х и С аа аб и объявление но из в ах есть также и (на румынском языке) Крикор Замбачян , Глава VIII: «Ал. Богдан-Питешти», в «Записках любителя искусства » , опубликованных и размещенных на LiterNet. Проверено 14 июля 2007 г.
  5. ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час я дж к Вероника Маринеску, «Принц искусства», забытый временем. Александру Богдан-Питешти и Влайчи из первых творческих лагерей», в Curierul Nañional , 22 июля 2006 г.
  6. ^ Митчиевичи, стр. 346, 347–348.
  7. ^ Бойя, стр.189; Чернат, Авангарда , стр.17, 42; Митчиевич, стр.341, 344; Теака, стр.52
  8. ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час Санда Миллер, «Химеры Пачуреи», в «Аполлоне» , октябрь 2003 г.
  9. ^ Ножны, стр.52
  10. ^ Чернат, Авангарда , стр.42; Митчиевич, стр. 337, 344; Ножны, стр.52-54
  11. ^ Ножны, стр.53
  12. ^ Перейти обратно: а б Ножны, стр.52-53
  13. ^ Митчиевичи, стр. 344, 357.
  14. ^ Митчиевичи, стр. 346-349.
  15. ^ Чернат, Авангард , стр.42. См. также Митчиевичи, стр. 327-328,
  16. Чернат, Авангарда , стр.42. См. также Митчиевич, стр. 337; Ножны, стр.52
  17. ^ Перейти обратно: а б Боя, стр.189
  18. ^ Перейти обратно: а б с Ионеску, Движение... , с.234
  19. ^ Митчиевич, стр.127, 350, 389.
  20. ^ Перейти обратно: а б с Русь, стр.79
  21. ^ Цзяну и Комарнеску, стр.34-36; Лассень и Энеску, стр. 49-51, 104. См. также Ионеску, Мишкаря... , стр. 227-235; Русский, стр.79
  22. ^ Перейти обратно: а б с (на румынском языке) Адриан-Сильван Ионеску , «Артачино» , в Observator Culture , No. 222, май 2004 г.
  23. ^ Перейти обратно: а б с д Цзяну и Комарнеску, стр.35
  24. ^ Ионеску, Движение... , стр.229-234.
  25. ^ Ионеску, Движение... , стр.227-235; (на румынском языке) Амелия Павел , «Живопись евреев из Румынии: культурные взаимодействия» , в журнале Observator Culture , No. 29 сентября 2000 г.
  26. ^ Перейти обратно: а б Лассень и Энеску, стр.51
  27. ^ Лассень и Энеску, стр.104. См. также Русь, с.78-79, 80.
  28. ^ Цзяну и Комарнеску, стр.40.
  29. ^ Митчиевич, стр.337-338.
  30. ^ Чернат, Авангарда , стр.42; Тудор Виану, стр. 369-371.
  31. ^ Бойя, стр.190-191.
  32. ^ Тудор Виану, стр. 369, 371.
  33. ^ Тудор Виану, стр.371
  34. ^ Цзяну и Комарнеску, стр.40; Виану, с.370. См. также Ионеску, Движение... , стр. 240-248; Русский, стр.79-80
  35. ^ Ионеску, Движение... , стр.240-242.
  36. ^ Ионеску, Движение... , стр.240-248.
  37. ^ Перейти обратно: а б Ножны, стр.54
  38. ^ Ионеску, Движение... , стр.242; Лассень и Энеску, стр. 52-53, 105; Митчиевичи, стр.15
  39. ^ Перейти обратно: а б с д и ж Чернат, Авангарда , стр.43
  40. ^ Ион К. Атанасиу, Страницы новейшей истории Румынии: 1881–1916. Том I: Социалистическое движение: 1881–1900 , Editura Adevĕrul , Бухарест [NY], стр.331–334.
  41. ^ Чернат, Авангарда , стр.42, 407; Митчиевич, стр.71, 321, 327–337; Ножны, стр.52; Тудор Виану, стр.370
  42. ^ Перейти обратно: а б Чернат, Авангарда , стр.42-43
  43. ^ Чернат, Авангарда , стр.42-43; Митчиевич, стр.331-334
  44. ^ Митчиевичи, стр.328-329, 331, 333–337.
  45. ^ «Хронология жизни Жозефина Пеладана», в Мариса Верна, Театральная работа Жозефина Пеладана: эзотеризм и магия в символистской драме , Vita e Pensiero, Милан, 2000, стр.18. ISBN   88-343-0063-7 . См. также Митчиевичи, стр. 334-3.
  46. ^ Митчиевич, стр.337
  47. ^ Русь, стр.79-80.
  48. ^ Перейти обратно: а б Лассень и Энеску, стр.110
  49. ^ Цзяну и Комарнеску, стр.44-46; Русский, стр.80
  50. ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час Чернат, Авангарда , стр.41
  51. ^ Чернат, Авангарда , стр.45-46.
  52. ^ Ножны, стр.51
  53. ^ Перейти обратно: а б Чернат, Авангарда , стр.46
  54. ^ Цзяну и Комарнеску, стр.243; Русский, стр.80
  55. ^ Чернат, Авангарда , с. 43; Цзяну и Комарнеску, с. 46; Лассень и Энеску, с. 110
  56. ^ Перейти обратно: а б с д (на румынском языке) «О жале в Румынии» , в Tribuna Poporului , No. 114/1899, с. 2 (оцифровано университета Бабеш-Бойяи Онлайн-библиотекой Трансильванского )
  57. ^ Чернат, Авангарда , с. 43; Митчиевич, с. 125, 338, 357
  58. ^ Лассень и Энеску, стр.110; Митчиевич, стр.338, 348
  59. ^ Цзяну и Комарнеску, стр.46; Митчиевич, стр.338
  60. ^ Перейти обратно: а б (на румынском языке) Симона Василаке, «Алинтари». Архивировано 14 сентября 2012 г. в Wayback Machine , в «Литературной Румынии» , No. 26/2007
  61. ^ (на румынском языке) «Mangra la Bucharest» , на языке Românul (Арад) , No. 98/1914, стр.5 (оцифровано университета Бабеш-Бойяи Онлайн-библиотекой Трансильванского )
  62. ^ Бойя, стр.190; Чернат, Авангарда , стр.43
  63. ^ Перейти обратно: а б с Вероника Маринеску, «Особняк Влайчи коллекционера Александру Богдан-Питешти в плачевном состоянии», в Curierul Nañional , 12 августа 2004 г.
  64. ^ Перейти обратно: а б с Оболочка, стр. 57.
  65. ^ Митчиевичи, с. 343
  66. ^ Чернат, Авангард , стр. 34, 39, 44. См. также Бойя, стр. 189-190; Митчиевичи, стр. 339-357.
  67. ^ Чернат, Авангард , стр.39, 44. См. также Митчиевичи, стр.339, 354–357; Оболочка, пассим
  68. Чернат, Авангарда , стр.407.
  69. ^ Ш. Чокулеску, стр.369
  70. ^ Перейти обратно: а б (на румынском языке) Александру Розетти , «Тудор Аргези» , в Cronica Română , 8 апреля 2004 г.
  71. ^ Чернат, Авангарда , стр.17
  72. ^ Бойя, стр.189; Чернат, Авангарда , стр.44
  73. ^ Чернат, Авангарда , стр.39, 43
  74. ^ Бойя, стр.190; Чернат, Авангарда , стр.44
  75. ^ Митчиевич, стр. 341, 344, 345, 349, 351, 354; Ножны, стр.54
  76. ^ Перейти обратно: а б с д и (на румынском языке) Андрей Ойштяну , «Румынские писатели и наркотики (5). Первая половина 20-го века». Архивировано 20 февраля 2012 г. в Wayback Machine , в журнале 22 , № 1. 951, май – июнь 2008 г.
  77. ^ Чернат, Авангарда , стр.43; Teacă, стр. 55-56, 58. См. также Бойя, стр. 189.
  78. ^ Перейти обратно: а б с д Ножны, стр.58
  79. ^ Чернат, Авангарда , стр.44; Митчиевич, стр.341, 346–347; Ножны, стр.55
  80. ^ Ножны, стр.55-56, 58.
  81. ^ Ш. Чокулеску, стр.378; Русу Абрудяну, стр.109
  82. ^ Палач, стр.94, 191; Митчиевич, стр. 340-341; Ренети, стр. 36; Русо Абрудеано, стр.109-110
  83. ^ Перейти обратно: а б (на румынском языке) Барбу Чокулеску , «Из жизни Матею И. Караджале: начальника кабинета министров» , в «Литературной Румынии» , №. 14/2001
  84. ^ Бойя, стр.94, 147, 191–194; Чернат, Авангарда , стр.39, 41
  85. ^ Боя, стр.94, 191, 194. См. также Ренети, стр.36, 38; Русу Абрудяну, стр.109-110, 487-488
  86. ^ Чернат, Авангарда , стр.39-40.
  87. ^ Перейти обратно: а б с Чернат, Авангарда , стр.40
  88. ^ Паприка, стр.194; Митчиевичи, стр. 340-342; Ш. Чокулеску, стр.376
  89. ^ Перейти обратно: а б (на румынском языке) Пауль Чернат , «Из чтения Барбу Чокулеску» , в Observator Culture , No. 319, май 2006 г.
  90. ^ Митчиевичи, стр. 340-343.
  91. ^ Бойя, стр.203
  92. ^ Бойя, стр.94, 147, 194. См. также Русу Абрудяну, стр.113-114, 485.
  93. ^ Паприка, стр.194; Митчиевич, стр.339; (на румынском языке) К. Попеску-Кадем, «Реплика документа» , Городская библиотека Михаила Садовяну, Бухарест, 2007, стр.217. ISBN   978-973-8369-21-4
  94. ^ Бойя, стр.193, 203.
  95. ^ Бойя, стр.193
  96. ^ Палач, стр.193-194. См. также Русу Абрудяну, стр. 485-486.
  97. ^ Перейти обратно: а б Боя, стр.191-192
  98. ^ Бойя, стр.192
  99. ^ Бойя, стр. 120, 134–135, 148–149, 318.
  100. ^ Бойя, стр.145, 259.
  101. ^ Бойя, стр.94-95.
  102. ^ Бойя, стр. 229–230, 240–241.
  103. Чернат, Авангарда , стр.34, 188.
  104. ^ Бойя, стр.94
  105. ^ Бойя, стр.103
  106. ^ Бойя, стр.192-193.
  107. ^ Перейти обратно: а б Русский Абрудян, стр.114
  108. ^ Перейти обратно: а б Октавиан Гога , «1916 год. Из дней нашей войны», в журнале «Исторический» , сентябрь 1997 года.
  109. ^ Бойя, стр.194-195. См. также Чернат, Авангарда , стр.45.
  110. ^ Митчиевичи, стр. 348-349.
  111. ^ Чернат, Авангарда , стр.39
  112. ^ Перейти обратно: а б Боя, стр.342
  113. ^ Перейти обратно: а б Чернат, Авангарда , стр.44
  114. ^ Перейти обратно: а б с д Чернат, Авангарда , стр.45
  115. ^ Перейти обратно: а б с д (на румынском языке) Корнел Унгуряну , «Ион Виня и параллельная любовь поэтов» , в «Оризонте », № 1. 5/2007, стр.2
  116. ^ Бойя, стр.190
  117. ^ Чернат, Авангарда , стр.44; Митчиевич, стр.356
  118. ^ Чернат, Авангарда , стр.39; Митчиевич, стр.356
  119. ^ Митчиевич, стр.338
  120. ^ Цзяну и Комарнеску, стр.34-35.
  121. ^ Чернат, Авангарда , стр.44; Митчиевич, стр.355; Ножны, стр.54
  122. ^ Чернат, Авангарда , стр.40-41.
  123. ^ Митчиевичи, стр.340, 341–342; (на румынском языке) Ион Виану , «Прогулка по улице Матей Караджале» , в журнале 22 , № 1 . 840, апрель 2006 г.
  124. ^ Ножны, стр.55, 58.
  125. ^ Бойя, стр.198, 203; Чернат, Авангарда , стр.44; Митчиевич, стр.340, 341
  126. ^ Ш. Чокулеску, стр.114-115
  127. ^ Лассень и Энеску, стр.90
  128. ^ Перейти обратно: а б Боя, стр.195
  129. ^ Митчиевич, стр.341
  130. ^ Чернат, Авангарда , стр.41, 43; Митчиевич, стр.339, 343, 344–351, 354
  131. ^ Митчиевичи, стр. 345-348.
  132. ^ Митчиевичи, стр.340-341, 351-354, 355, 497.
  133. ^ Чернат, Авангарда , стр.41; Митчиевич, стр.339, 343–344, 354
  134. ^ Перейти обратно: а б с Джордж Кэлинеску , История румынской литературы от ее истоков до наших дней , Издательство Минерва , Бухарест, 1986, стр.796.
  135. ^ Паприка, стр.189. См. также Teaca, стр. 51, 52, 56.
  136. ^ Ножны, стр.51-52.
  137. ^ Лассень и Энеску, стр.112.
  138. ^ Лассень и Энеску, стр.112, 115.
  139. ^ Лассень и Энеску, стр.28, 110.
  140. ^ Ионеску, Мишкаря... , стр.226, 231, 233
  141. ^ Пол Резяну, «Карикатурист Н.С. Петреску-Гэйнэ», в журнале «Исторический» , август 2008 г., стр.62.
  142. ^ Чернат, Авангарда , стр.44; Митчиевич, стр.356-357
  143. ^ Клаудиу Парадайзер, Штефан Димитреску, монография , Издательство «Меридиан» , Бухарест, 1978, стр.15, 37, 42. ОСЛК   4807364
  144. ^ Цзяну и Комарнеску, стр.88; Лассень и Энеску, стр.110; Ножны, стр.57
  145. ^ Перейти обратно: а б Цзяну и Комарнеску, стр.88
  146. ^ Лассень и Энеску, стр.115.
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: f37767d6dc7b5de507c0fdc56730d0a6__1709514780
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/f3/a6/f37767d6dc7b5de507c0fdc56730d0a6.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Alexandru Bogdan-Pitești - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)