Александру Богдан-Питешти
Александру Богдан-Питешти | |
---|---|
![]() Анонимный набросок Богдана-Питешти, 1917 год (подпись Корреджо ) | |
Рожденный | Питешть , Княжество Румыния | 13 июня 1870 г.
Умер | 12 мая 1922 г. Бухарест , Королевство Румыния | (51 год)
Псевдоним | Ион Дойкан, Ион Дойкан, Ал. Додан |
Занятие | поэт, журналист, политический деятель, бизнесмен, художник |
Период | 1880–1922 гг. |
Жанр | эссе , лирика , проза |
Предмет | искусствоведение , литературная критика |
Литературное движение | Символизм Модернизм |
Александру Богдан-Питешти ( Румынское произношение: [alekˈsandru boɡˈdan piˈteʃtʲ] ; урожденный Александру Богдан , также известный как Ион Дойкан , Ион Дуикан и Ал. Додан ; 13 июня 1870 — 12 мая 1922) — румынский поэт -символист , публицист, искусствовед и литературный критик, известный также как журналист и левый политический агитатор. Богатый землевладелец, он вложил свое состояние в меценатство и коллекционирование произведений искусства, став одним из главных местных пропагандистов современного искусства и спонсором румынского символистского движения . Вместе с другими деятелями культуры постимпрессионистов и символистов Богдан-Питешти основал Societatea Ileana , которая была одной из первых румынских ассоциаций, занимающихся продвижением авангардного и независимого искусства. Он также был известен своей дружбой с писателями Йорисом-Карлом Гюисмансом , Александру Македонским , Тюдором Аргези и Матею Караджале , а также спонсированием, среди прочих, художников Штефана Лукиана , Константина Артачино и Николае Вермонта . Помимо своей литературной и политической деятельности, Александру Богдан-Питешти сам был живописцем и графиком.
Большая часть противоречивой политической карьеры Богдана-Питешти, начавшаяся с его поддержки анархизма , была посвящена активизму и поддержке революции. Он также интересовался оккультизмом и поддерживал тесные контакты с Жозефином «Сар» Пеладаном, спонсировавшим поездку Пеладана в Бухарест (1898 г.). Он задерживался властями в различные промежутки времени, включая арест за подстрекательство к мятежу во время выборов 1899 года, а позже был признан виновным в шантаже банкира Аристида Бланка . В конце своей жизни он возглавлял Seara германофильскую ежедневную газету , а также литературный и политический кружок, выступавший против вступления Румынии в Первую мировую войну на стороне держав Антанты . В последний раз его арестовали после окончания войны, и к этому времени он стал объектом общественной ненависти. Непреходящие загадки и противоречия карьеры Богдана-Питешти с тех пор вызвали интерес нескольких поколений историков искусства и литературы.
Биография
[ редактировать ]Ранняя жизнь и анархизм
[ редактировать ]Уроженец Питешти , Александру Богдан-Питешти был сыном помещика из Олта , [ 1 ] и по отцовской линии потомок иммигрантов из района Эпирот в Янине , чья этническая принадлежность была либо арумынской, [ 2 ] [ 3 ] или албанский . [ 4 ] Его отец стал местным лидером Консервативной партии . [ 2 ] Мать его была боярыня , [ 2 ] и, как рассказал коллекционер произведений искусства и мемуарист Крикор Замбачян, возможно, был потомком боярского клана Балотеску. [ 4 ] У Богдана-Питешти также была сестра Елена Констанция Богдан; Сообщается, что и она, и ее мать пережили его смерть. [ 5 ] В качестве одной из своих эксцентричных выходок Богдан-Питешти поощрял необоснованные слухи о том, что он является прямым потомком древнего валашского правящего дома , князей Басарабов . [ 4 ] [ 6 ]
По крайней мере, по одному сообщению, Богдан-Питешти получил образование в Женеве , в местном католическом заведении. [ 2 ] Выросший в румынской православной вере, он обратился в католицизм, когда ему было двадцать лет. [ 7 ] но к моменту своей смерти уже не был практикующим католиком. [ 4 ] Он якобы посещал медицинскую школу в Университете Монпелье , так и не окончив ее, а затем уехал, чтобы присоединиться к богемной среде Парижа. [ 2 ] [ 4 ] Возможно, он поступил в Парижский университет , изучая право и литературу, но, вероятно, через некоторое время бросил учебу. [ 2 ] [ 4 ] Историк искусства Санда Миллер рассказывает, что Богдан-Питешти посещал Школу изящных искусств во французской столице, но в конечном итоге его исключили. [ 8 ] Другие источники выражают сомнение в том, что румынский аристократ когда-либо был связан с каким-либо университетом или колледжем во Франции или Швейцарии . [ 9 ]
По словам историка литературы Тудора Виану , на этом этапе молодой человек начал общаться с преступным миром. [ 1 ] Вскоре он установил связь с французскими анархистскими кругами, а также общался с ветвью растущего символистского движения . [ 10 ] Как и другие представители его поколения, он, возможно, руководствовался желанием шокирующих и болезненных переживаний. По словам историка искусства Теодора Энеску, они варьировались от эротических экспериментов до «неистовой дрожи анархизма», от преступных предприятий до декадентской поэзии . [ 11 ] Богдан-Питешти входил в анархистскую группу Огюста Вайяна (позже казненного на гильотине за подготовку террористического переворота), [ 1 ] [ 4 ] и, возможно, был знаком с некоторыми из наиболее престижных анархистских интеллектуалов: Элизе Реклю , [ 2 ] Лоран Тайад и (особенно влиятельный на него) Феликс Фенеон . [ 12 ]
Существуют сообщения о том, что политика Богдана-Питешти уже представляла собой слияние противоположных или трудносовместимых доктрин. Он уважал католицизм и иудаизм как наиболее возвышенные религиозные культуры, отвергал православие, атеизм и коммунизм как идеологии для посредственных людей и изображал себя католическим анархистом . [ 13 ] Он верил в краниометрию и принимал научный расизм за чистую монету. [ 14 ] На каком-то этапе в конце 1880-х годов Богдан-Питешти стал сторонником генерала Буланже , который пытался прийти к власти во Франции при поддержке орлеанистского , бонапартистского и социалистического лагерей; по общему мнению, он подружился с выдающимся буланжистом и -романтиком-националистом мыслителем Морисом Барресом . [ 15 ]
Параллельно он сам стал представителем литературного и художественного символизма и якобы поддерживал контакты с такими авторами, как Жорис-Карл Гюисманс , Морис Метерлинк , Октав Мирбо , Жан Мореас и Поль Верлен . [ 16 ] Еще одно влияние на него оказал оккультист и писатель Жозефин Пеладан , чей розенкрейцерский салон он посещал несколько раз. [ 2 ] [ 4 ] [ 8 ]
Богдан-Питешти дебютировал как писатель и политический публицист. Позже сообщалось, но не подтвердилось, что он публиковал свои статьи в газетах и журналах разного происхождения, в том числе в Le Figaro , Le Gaulois , Gil Blas , L'Intransigeant и La Libre Parole . [ 2 ] Он также утверждал, что принимал участие в организации первого женевского показа « » Рихарда Вагнера Валькирии . [ 2 ]
Салон Независимых
[ редактировать ]Помещен под наблюдение из-за его участия в революционной политике к 1894 году. [ 17 ] Александру Богдан-Питешти в конце концов был выслан из Франции, несмотря на вмешательство Гюисманса в его пользу. [ 2 ] По общему мнению, в документе о депортации он указан как «угроза общественному порядку». [ 18 ] Одна городская легенда рассказывает, что Богдан-Питешти присутствовал при публичной казни Вайланта и наклонился, чтобы поцеловать искалеченное тело Вайланта, что одновременно вызвало отвращение и встревожило судебный истеблишмент. [ 19 ] Замбачян предполагает, что решение о депортации румынского провокатора не было политически мотивированным. Он пишет, что Богдан-Питешти истощил терпение французских властей торговлей украденными велосипедами. [ 4 ]
Из Франции Богдан-Питешти задумал идею революционизировать румынское искусство и по прибытии в Бухарест начал организовывать встречи художников в кофейнях Кюблер и Фиалковски. [ 20 ] В 1896 году вместе с художниками -постимпрессионистами Константином Артачино, Штефаном Лучианом и Николае Вермонтом он основал Salonul Independentilor , румынскую копию французского Société des Artistes Indépendants . [ 4 ] [ 21 ] [ 22 ] Вскоре к ним присоединились художник Николае Грант и карикатурист Николае Петреску-Гайнэ . [ 23 ]
На экспонатах были представлены некоторые собственные рисунки Александру Богдан-Питешти, которые он намеревался использовать в качестве иллюстраций для своей книги на французском языке стихов Sensations internes («Внутренние ощущения»). [ 4 ] Он планировал, что его художественное движение выйдет за пределы Румынии, а также в 1896 году профинансировал международную выставку независимых и авангардных художников. [ 2 ] Салонул был известен своим публичным протестом против академического искусства : расположенный недалеко от здания Румынского Атенеума (главного места проведения местного неоклассицизма ), он вывесил огромную карикатуру Петреску Гэйнэ на академического художника К.И. Стэнческу и вывесил красный флаг . рядом с ней [ 23 ] срочно сняли флаг Этот призыв к социалистическому восстанию привлек внимание общественности, и агенты румынской полиции . [ 23 ] Последующие выставки были встречены с симпатией частью прессы, в том числе левой газетой Adevărul . Он переиздал произведения, высмеивающие Станческу в роли официального куратора, и дал положительные отзывы всем художникам Salonul Independentilor . [ 24 ] Отмечая анархистское прошлое лидера, арт-обозреватель Adevărul Галь писал: «Богдан обладает всеми качествами и недостатками искреннего французского революционера, но он не совсем ясен и научен. Он необычайно любит все независимое и ненавидит точка крайности для всех сектантов и всех школ». [ 18 ] В июне 1896 года группе «сепаратистов» было поручено украсить сад Брагадиру, где румынская пресса проводила свою ежегодную ярмарку. Шоу, на котором присутствовал Богдан-Питешти, на входе было заметно карикатурой на Стэнческу. [ 18 ]
Несмотря на риторику, новый арт-клуб не был полностью против традиций и время от времени обращался к ним как к основе культурной реконструкции. [ 25 ] Среди своих почетных членов Салонул гордился прославленным художником-маслянистом Николае Григореску , который учился в Барбизонской школе . [ 26 ] Богдан-Питешти особенно любил работы Лукиана и в статье 1896 года для культурного журнала Revista Orientală говорил о нем как о «замечательном колористе», «свободном духе» и поставщике «революционных идей». [ 27 ] Он повысил уверенность Лукиана в себе, призывая его применить свои таланты для иллюстрации «идеи». [ 20 ] и был полностью против традиционалистской манеры Григореску. Лучиан по-прежнему использовал Григореску как источник вдохновения в своей работе, что побудило ученых утверждать, что прием Григореску в Salonul Independentilor был невольной уступкой Богдана-Питешти своему звездному протеже. [ 28 ]
Писательница , Бронза , Илеана
[ редактировать ]Богдан-Питешти был к тому времени источником вдохновения для цветущего румынского символистского движения . По сути, он был первым румынским экспертом по творчеству таких знаменитостей-символистов, как Одилон Редон , Гюстав Моро и (его любимый) Александр Сеон . [ 29 ] Вскоре он стал сотрудником журнала «Литераторул» , символистского журнала. [ 2 ] [ 3 ] и был близким другом его основателя Александру Македонского . В 1897 году последний выбрал его для редактирования и продвижения своей книги стихов на французском языке « Бронзы» . [ 30 ] В конце концов, Богдан-Питешти предоставил средства, необходимые для бронзы в Париже. публикации [ 2 ] Он вышел со вступительной запиской, в которой Богдан-Питешти благосклонно сравнил Македонского с главным соперником Михаем Эминеску . [ 3 ] В более общих чертах предисловие изображало Богдана-Питешти как непреклонного франкофила , который с тревогой сообщал, что Румыния рискует быть соблазненной, а затем поглощенной немецкой культурой . [ 31 ] Сам ученик Македонского, Т. Виану отмечает, что Богдан-Питешти, вероятно, не подходил для задачи введения бронзовых наград , и что, несмотря на ожидания, том не произвел впечатления на французскую публику. [ 32 ] Он отмечает практически полное отсутствие обзоров в прессе — за заметным исключением статьи в мае 1898 года в Mercure de France , написанной символистом-анархистом Пьером Кийяром . [ 33 ]
Позже, в 1898 году, вернувшись в Румынию, Богдан-Питешти и другие инициаторы Salonul Independentilor объединились с писателем Иоаном Бакалбашой и архитектором Штефаном Чокалтеу. [ 2 ] [ 4 ] Эта разнообразная группа основала Societatea Ileana , ассоциацию, занимающуюся поддержкой художников-новаторов. [ 4 ] [ 8 ] [ 22 ] [ 34 ] Позже к его руководящему комитету присоединились интеллектуальные и политические деятели Константин Рэдулеску-Мотру , Николае Ксенополь и Николае Филипеску , а также художник Жан Александру Стериади . [ 26 ] Общество предприняло попытку искоренить академические салоны, организовав в 1898 году большую и провокационную выставку, и на пике своей популярности зачислило в свои ряды около 300 человек. [ 35 ] Несмотря на такую консолидацию, различные филиалы «Илеаны» не были полностью привержены делу и никогда не разрывали своих связей с официальной секцией Стэнеску. [ 36 ]
Новый кружок проводил собрания в студии на улице Брезояну, которая также была домом его покровителя. [ 37 ] Женское имя Илеана, вероятно, было заимствовано из румынского фольклора и может отсылать к сказочному персонажу Илеане Козанзеане . [ 8 ] Пресс-орган группы, также известный как Илеана , редактировал Бакалбаша. [ 2 ] и иллюстрировано Лукианом. [ 4 ] [ 22 ] [ 38 ] Описанный Виану как «изысканный художественный журнал», [ 1 ] он также считается первым в своем роде в Румынии. [ 39 ]
Параллельно Богдан-Питешти начал часто посещать первую в стране социалистическую группу давления, Румынскую социал-демократическую рабочую партию (СДМР), и посещать встречи между рабочими Бухареста. СДМР осудил его как провокатора Консервативной партии, и его обвинили в расколе партии на толерантные и антисемитские половины. [ 40 ]
Визит Пеладана
[ редактировать ]
В качестве главы Илеаны Богдан-Питести организовал визит Жозефина Пеладана в Бухарест в 1898 году. [ 8 ] [ 41 ] Это было широко разрекламированное событие, привлекшее внимание высшего общества и получившее широкое освещение в прессе; Богдан-Питешти сопровождал Пеладана во время посещения различных достопримечательностей Бухареста, в том числе Атенеума, Палаты депутатов , православной митрополитской церкви и церкви Домница Балаша , а также римско-католического собора Святого Иосифа . [ 42 ] Среди политиков, присутствовавших на церемониях, были Николае Филипеску, Константин Диссеску , Таке Ионеску , Иоан Лаховари и Константин К. Арион ; видные интеллектуалы ( Барбу Штефанеску Делавранча , Рэдулеску-Мотру и др.). В зале присутствовали [ 43 ]
Пеладан согласился прочитать лекцию перед Societatea Ileana в Атенеуме, и его темой стал «Гений латинской расы» . [ 8 ] Его мистическое учение было встречено румынскими литературными летописцами с большим скептицизмом и удивлением. [ 44 ] Визит затем обернулся скандалом: Пеладан призвал всех румын принять католицизм и покинул страну под страхом депортации. [ 45 ]
Различные комментаторы полностью пренебрегают визитом и его важностью. Т.е. Энеску описывает его влияние как «потрясающее», поскольку Пеладан был просто «необычным [ фунамбулеском в оригинале] представителем французской культуры ». [ 42 ] Он также предлагает, чтобы прием с его «шумной» и «обостренной» помпой продемонстрировал «комплексы провинциальной культуры, столкнувшиеся с беспорядочным непомерием великой культуры». [ 39 ] Эту оценку цитирует историк литературы Поль Сернат , который также отмечает, что «довольно скромная ценность» Пеладана не должна была допускать такой реакции. [ 2 ] Сернат признает, что визит Пеладана был важен для продвижения новых культурных тенденций, в частности, идей искусства ради искусства и декаданса, хотя это было сделано «средствами политики [курсив в оригинале]». [ 39 ]
Историк культуры Анджело Митчиевич предполагает, что, моделируя себя по образцу Пеладана, Богдан-Питешти становился « крутым мейстером » восточного символизма. [ 46 ] Как Ион Дойкан (или Дуикан ), он участвовал в написании эссе Илеаны, восхваляющих различных современных художников: Артура Верона, Джорджа Деметреску Миреа , [ 4 ] и, прежде всего, Лукиан. [ 47 ] Илеана опубликовала всего несколько выпусков, прежде чем закрылась в 1901 году. [ 4 ] Соратник Богдана-Питешти Бакалбаша, известный к тому времени как драматург, также присутствовал, но ушел из группы в 1900 году, оставив свою должность редактора «Илеаны» . [ 48 ] Аналогичный раскол произошел между Лучианом и его покровителем, возникший, когда Богдан-Питешти дал несколько положительных комментариев о работе Станческу, и, вероятно, потребовалось несколько лет, чтобы его исправить. [ 49 ] За это десятилетие Богдан-Питешти также стал одним из . Literatorul главных финансовых спонсоров [ 50 ]
Написав в 1910 году, в то время, когда румынское искусство стало более знакомым с новыми художественными тенденциями (включая кубизм и фовизм , оба из которых пропагандировал на местном уровне искусствовед Теодор Корнель), [ 51 ] Александру Богдан-Питешти адаптировал свой дискурс к новым тенденциям. Меценат, который, вероятно, имел значительное влияние на Корнела, [ 52 ] публично жаловался, что вместо того, чтобы идти в ногу со временем, его коллеги-румынские интеллектуалы по-прежнему считают импрессионизм высшей новинкой. [ 53 ] По этому случаю он назвал французских художников-постимпрессионистов Поля Гогена и Поля Сезанна образцами для подражания. [ 53 ] Он активно стремился исправить свой разрыв с Лукианом и, хотя и назвал художника «непоследовательным», снова заявил, что считает его лучшим молодым художником Румынии. [ 54 ]
Слатинское восстание и колония Влайчи
[ редактировать ]
После своего возвращения в Румынию Александру Богдан-Питешти по-прежнему отличался своей политической деятельностью, хотя в годы его правления в Илеане она отошла на второй план . По некоторым данным, часть своего свободного времени он проводил, разъезжая по сельской местности, сплачивая крестьян, подстрекая их к восстанию и разрабатывая радикальную земельную реформу . [ 3 ] Во время всеобщих выборов 1899 года он баллотировался на пост депутата как в Олте , так и в Илфове , но не добился успеха. [ 55 ] Возникла путаница относительно политической принадлежности Богдана-Питешти. Он был известен как «крестьянский кандидат», но обе стороны румынской двухпартийной системы , Национал-либеральная партия и Консервативная группа, обвинили друг друга в тайной поддержке его предложения. [ 56 ]
Говорят, что во время таких кампаний он ввел своих избирателей в заблуждение, заставив их поверить в то, что он был сыном свергнутого Домнитора Александру Иоана Кузы и, следовательно, естественным поборником земельной реформы. [ 3 ] [ 57 ] Его деятельность в Олте считается причиной ряда инцидентов с применением насилия: по крайней мере, в одном сообщении он подстрекал крестьян района Слатины к бунту, и их восстание было подавлено только с применением силы. [ 58 ] Другие, однако, утверждают, что румынские сухопутные войска беспорядочно обстреляли, а затем атаковали мирную массу демонстрантов, убив по меньшей мере 35 из них. [ 56 ]
Кризис в Слатине отразился в столице и создал проблемы для консервативного кабинета Георге Григоре Кантакузино . Как сообщается, и министр сельского хозяйства Николае Флева , и министр юстиции Диссеску были готовы подать в отставку. [ 56 ] Сам Богдан-Питешти был арестован за подстрекательство к мятежу , но вскоре лег в больницу «Филантропия». [ 56 ] Он отменил вынесение приговора, когда прокуратура не смогла убедительно доказать свою причастность. [ 59 ]
В целом Богдан-Питешти заявил, что содержался под стражей по решению суда примерно за сорок отдельных инцидентов, подчеркнув, что все эти приговоры были связаны с политическими преступлениями . Сообщая об этом заявлении, Т. Виану отметил, что, по крайней мере, некоторые из них на самом деле следует рассматривать как наказание за различные проступки . [ 1 ] Со временем боярин-анархист также стал известен как заядлый преступник и тюремщик, за что получил уничижительное прозвище Богдан-Вакэрешть (в честь тюрьмы Вэкэрешти в Бухаресте). [ 3 ] Другие исказили его имя при рождении, превратив его в пародийное Богдан-Чупешти (от ciupi , «гип»). [ 3 ] [ 60 ] [ 61 ]
Богдан-Питешти объединил свое имение, унаследовав поместье в селе Влайчи (часть Колонешт ). Начиная с 1908 года, это был центр его деятельности и дом для его значительной коллекции произведений искусства, а также одно из первых мест в Румынии, служивших летним лагерем для художников и скульпторов. [ 5 ] [ 62 ] [ 63 ] Запланированные им мероприятия посещали завсегдатаи Илеаны , и со временем они привлекли практически всех других крупных художников -пленэров того времени: Николае Дэрэску , Штефана Димитреску , Иосифа Изера , М. Х. Макси , Теодора Паллади , Камила Рессу . [ 5 ]
В своих воспоминаниях об этом периоде писатель Виктор Эфтимиу предположил, что отношения были не совсем гармоничными: «Камиль Рессу, как и другие молодые неизвестные художники, находил у Богдана-Питешти большую поддержку и ободрение. Меценат, правда, был довольно бережливым. , он наживался на нуждах дебютировавшего и обедневшего артиста. Но без него все было бы намного хуже, поскольку другие даже не предлагали столько». Он также утверждал, что, вопреки слухам о его богатстве, Богдану-Питешти «возможно, заплатили так мало, потому что это все, что у него было в запасе». [ 64 ] По слухам, босс Илеаны терял целое состояние на поддержании поместья Влайчи, окруженного бесплодной землей. [ 65 ]
Круг Штырбей-Водэ
[ редактировать ]Примерно в 1908 году на вилле Богдан-Питешти на улице Штирбей-Водэ в Бухаресте (недалеко от садов Чишмиджиу ) начали проводиться регулярные собрания интеллектуалов. [ 4 ] [ 39 ] Среди тех, кто присутствовал на последовательных этапах, были писатели Македонский, Эфтимиу, Тудор Аргези , Матейу Караджале , Бенджамин Фондане , Гала Галактион , Джордж Баковия , Ион Минулеску , Клаудия Миллиан , Н.Д. Коча , Ион Винеа , Ф. Бруня-Фокс , Эугениу Штефанеску- Эст , А. де Герц , Ион Кэлугару и Адриан Маниу . [ 4 ] [ 66 ] Здесь также принимали участие художники Лукиан, Артакино, Верона, Макси, Изер, Стериади, Димитреску, Паллади, Рессу, Дарэску, Нина Арборе , , Константин Брынкузи Константин Медря, Димитрие Пачуря , Мария Чурдя Стойрер, Оскар Хан , Николае Тоница , Ион Теодореску- Сион , Фридрих Шторк и Сесилия Куцеску-Сторк , а также Абгар Бальтазар , Александру Брэташану , Александру Пойтевен-Скелетти , Джордж Деметреску Миря , Родика Маниу и Марсель Янко . [ 4 ] [ 67 ] Также в 1908 году, по предложению Изера, Богдан-Питешти спонсировал выставку в Бухаресте, на которой были представлены работы известных европейских художников Деметриоса Галаниса , Жана-Луи Форена и Андре Дерена . [ 68 ]
После 1910 года его покровительство приняло новые формы. Литературный критик Шербан Чокулеску отмечает, что, по крайней мере первоначально, его отношения с Матею Караджале включали финансовый аспект, поскольку Богдан-Питешти пригласил обездоленного поэта на ужин и предоставил ему средства. [ 69 ] Он также предоставлял жилье и материалы различным обездоленным художникам, как сообщил его близкий друг Аргези: [ 4 ] и проявлял особый интерес к продвижению поэзии Штефана Петика (а также поэзии самого Аргези). [ 50 ] Аргези утверждал, что такое влияние и моральная поддержка также были «решающими», по крайней мере, еще в одном случае - с Лукианом. [ 50 ] В своих мемуарах того периода лингвист Александру Розетти упомянул, что ежедневно Богдан-Питешти приглашал «более дюжины художников» на ужин к себе домой. [ 70 ]
Богдан-Питешти возобновил нападки на Православную Церковь. Поль Серна рассматривает их как попытку создать религиозную альтернативу ортодоксальному мейнстриму, включенную в более широкое явление — символистский космополитизм . [ 71 ] Однако Галактион, которому предстояло закончить свою жизнь в качестве православного священника, записал, что в кружке Штирбей-Водэ собирались люди самого разного происхождения. В свое время в их число входили, наряду с самим Галактионом, римско-католический священник Кэрол Аунер, протестантский скульптор Шторк и анархистский активист Панаит Мушойу . [ 72 ] По словам Черната, богемное общество Богдана-Питешти также объединяло людей, предположительно связанных с незаконной деятельностью, и отличалось своей « распутной » атмосферой. [ 73 ] Галактион поддержал такую интерпретацию, написав, что в салоне также проживает «дюжина мошенников и проституток». [ 74 ] Атмосфера была разговорной и свободолюбивой, вплоть до унизительной: рассказывают, что художникам и писателям иногда рассказывали развратные анекдоты или приходилось терпеть гротескные фарсы. [ 75 ]
Денди , Александру Богдан - Питешти сам вел роскошную жизнь, отмеченную излишествами, и к тому времени стал наркоманом . [ 50 ] [ 76 ] Он был гордым гомосексуалистом (или бисексуалом ), что не мешало ему держать в качестве своей наложницы более молодую женщину, обычно называемую Домникой («Маленькая леди») или Микой («Маленькая»). [ 77 ] Урожденная Александра Коланоски, она родилась в 1894 году в семье румынских поляков из Бессарабии . [ 78 ] и, по словам мемуариста Константина Бельди , ранее была проституткой в ночном клубе . [ 39 ]
Сама распутница, Домника была описана исследователями как андрогинная или переодетая женщина. [ 79 ] Другим членам кружка Штирбей-Водэ художник-дизайнер Александру Брэташану был представлен как любовник Богдана-Питешти. По словам Оскара Хана, их дело было «дегенеративным»; Хан также цитирует восхищение Богдана-Питешти мужским телом, включая мужские гениталии, как единственной физической красотой, способной противостоять времени. [ 80 ]
Кантакузино Консервативный и Вечерний
[ редактировать ]Примерно в 1912 году политическое влияние Александру Богдан-Питешти росло. Он начал сотрудничать с внутренней фракцией Консервативной партии, лидером которой был Григоре Георге Кантакузино , мэр Бухареста . [ 81 ] После этого Богдан-Питешти стал издателем Seara , но, как сообщается, был прикрытием для Кантакузино, который использовал его, чтобы проверить влияние своей программы на румынскую общественность. [ 82 ] негативная кампания Сиры Основная в то время была сосредоточена на Таке Ионеску и его консерваторах-демократах , которые, к неудовольствию Кантакузино, были кооптированы в правительстве другими основными консерваторами. [ 83 ] Газета публиковала колонки сплетен и памфлеты, были Ионеску, Александру Бэдэрэу и Николае Титулеску . главными объектами которых [ 83 ]
К тому времени, как и многие консерваторы- германофилы , Богдан-Питешти пришел поддержать Румынского королевства союз с Германской империей и Австро-Венгрией . Эта точка зрения была популяризирована посредством его литературного клуба, а поддержка центральных держав была также выражена Аргези в Сиаре . [ 4 ] [ 84 ] В сентябре 1914 года газету приобрел немецкий консорциум (вместе с другой газетой Кантакузино, «Минерва» ), и Богдан-Питешти остался простым обозревателем. [ 85 ] На протяжении всего этого периода Богдан-Питешти сам был ярым германофилом. Его круг, который уже был враждебно настроен по отношению к Национал-либеральному кабинету Иона И. К. Брэтиану , приветствовал различные группы, которые были встревожены вероятным вступлением Румынии в войну: прогерманских консерваторов, сторонников пролетарского интернационализма и убежденных пацифистов . [ 86 ] Художественная клиентура также была представлена в группе германофилов в целом, но, как пишет Чернат, делала это из чистой зависимости, а не из реальных убеждений. [ 87 ]
Вскоре возникли подозрения, что Богдан-Питешти стал настоящим агентом влияния . По словам Замбачяна, именно Богдан-Питешти намекнул, что его поддержка Германии является прибыльным занятием. [ 4 ] В различных записях в разрозненных дневниках, большая часть которых утеряна, Караджале, по общему мнению, обвинил Богдан-Питешти в том, что она берет деньги Германии для продвижения своих интересов в Румынии и для помощи ее по внешней пропаганде . усилиям [ 4 ] [ 88 ] Такие оценки, такие как утверждение Караджале о том, что Богдан-Питешти не был разбирается в искусстве, отражают конфликты между двумя фигурами, и их общая достоверность остается сомнительной. [ 89 ] [ 90 ] Однако возможно, что сам Караджале занял и так и не вернул около 10 000 леев , выкаченных Богданом-Питешти из фондов немецкой пропаганды. [ 91 ]
Свобода и пропагандистские войны
[ редактировать ]С октября 1915 года по июнь 1916 года Богдан-Питешти управлял еще одним местом для прессы, Libertatea («Свобода»). Ее политическим директором был государственный деятель в отставке Николае Флева , которого позже сменил Аргези. [ 92 ] В феврале 1916 года Галактион и Аргези выпустили «Кронику» , еще один обзор с прогерманской повесткой дня, который сам, возможно, был опубликован при незаметном содействии Богдана-Питешти. [ 93 ] Хотя Богдан-Питешти, Домника и Караджале совершили загадочный визит в Берлин никогда не вносила их в список иностранных шпионов Sigurança Statului в начале 1916 года, контрразведка . [ 94 ] Имя Богдана-Питешти затем всплыло в беседе в феврале 1916 года между немецким государственным деятелем Маттиасом Эрцбергером и Раймундом Нетцхаммером, католическим архиепископом Бухареста . Эрцбергер спросил, сможет ли землевладелец Влайци когда-нибудь помочь продвижению дела германофилов; архиепископ, лояльный немецкий подданный, ответил, что Богдан-Питешти ненадежен. [ 95 ] Позже появились обвинения в том, что Богдан-Питешти был одним из тех, кто получал взятки от немецкого шпиона Альберта Э. Гюнтера, менеджера компании Steaua Română . Подтверждающее это досье было утеряно, но вторичные источники утверждают, что только Богдан-Питешти получил из рук Гюнтера 840 000 леев. [ 96 ]
Авторы Seara и Libertatea , как правило, были откровенными социальными и культурными критиками, имеющими различные претензии к истеблишменту. Историк Лучиан Бойя утверждает, что, хотя Богдан-Питешти получал зарплату от Германии, его переход от франкофилов мог быть настоящей формой консерватизма. [ 97 ] Таким образом, Бойя отмечает, что Сира поддерживал Центральные державы с момента подготовки к войне в 1914 году , то есть даже до того, как Кантакузино пришел, чтобы решить, какая сторона ему больше нравится. [ 98 ] В основную группу сторонников Сиры входили социалисты разных мастей: Аргези, утверждавший, что сербский национализм стал искрой войны; Феликс Адерка , который изображал Германскую империю как более прогрессивную воюющую державу; и Родион , который рассматривал жалобы германофильской интеллигенции из Молдавии . [ 99 ] Другими были левые беженцы из Российской империи , которые хотели, чтобы Румыния присоединилась к Центральным державам и помогла освободить Бессарабию : Алексис Нур из фракции попоранистов и старый анархист Замфир Арборе . [ 100 ] Сира также была платформой для некоторых недовольных румын из региона Трансильвании , румынской ирреденты под властью Австро-Венгрии. В их число входил ведущий консервативный комментатор Илие Барбулеску , который посоветовал румынам не сосредотачиваться на Трансильвании и отдал приоритет действиям против русских. [ 101 ] Двумя разными голосами были голоса поэта Думитру Карнабатта , который отождествлял державы Антанты с панславизмом или британским империализмом ; и Ион Горун , трансильванский писатель и сторонник Габсбургов . [ 102 ] Помимо политики, Сира опубликовала новости о культуре, выбранные для публикации Ионом Винеа и поэтом Жаком Г. Костеном. [ 103 ]
Левые взгляды также были важной особенностью Libertatea . Его вступительный манифест призывал к крупномасштабной социальной реформе, которая, как он утверждал, была более важна для румын, чем любой национал-либеральный проект по возвращению Трансильвании от ее австро-венгерского повелителя. [ 104 ] В него вошли вклады, как правило, менее политические, чем в Сеаре , от таких литературных деятелей, как Винея, Демостен Ботез , И. Драгослав , Адриан Маниу и И. К. Виссарион . [ 105 ]
Богдан-Питешти регулярно публиковал свои статьи в двух газетах, которыми он руководил, подписывая их псевдонимом Ал. Додан . В ранних текстах выражается его русофобия и сочувствие по поводу союза Франции с царским самодержавием , «самой дикой, самой невежественной и самой кровавой олигархией в мире». [ 97 ] К 1915 году, оценивая, что национальные интересы Румынии принадлежат Габсбургам и немцам, и утверждая, что румынские крестьяне живут хуже, чем их коллеги в Трансильвании, он призывал своих соотечественников задуматься о выгодах от присоединения Бессарабии к Румынии. [ 106 ]
Война, позор и смерть
[ редактировать ]Годы нейтралитета также возродили споры по поводу повседневных дел Александру Богдана-Питешти. Скандал разразился в 1913 году, после того как банкир Аристид Бланк привлек Богдана-Питешти к суду по обвинению в шантаже . Истец воспользовался услугами адвоката Таке Ионеску , а ответчик в лице Флевы. [ 107 ] в конечном итоге был приговорен к тюремному заключению. На протяжении всего скандала в Сеаре публиковались статьи Аргези, заявляющие о невиновности Богдана-Питешти. [ 50 ] В 1916 году, незадолго до того, как Румыния вступила в войну как страна Антанты, Александру Богдан-Питешти снова был вовлечен в юридический спор с франкофилами Таке Ионеску и Барбу Штефанеску-Делавранча , с Константином Дисеску в качестве его адвоката. [ 108 ]
Заявка энтентистов привела к крупным первоначальным поражениям, и был открыт румынский театр военных действий . Страна сильно пострадала, и Бухарест был захвачен Центральными державами. По слухам, оккупационные силы забрали Богдана-Питешти из его камеры в Вэкэрешть, где он все еще отбывал наказание. [ 107 ] Как и Аргези, Македонский, Галактион и Матейу Караджале, он остался на оккупированной немцами территории. Несмотря на его очевидный триумф над энтентистским лобби, он вел себя сдержанно: согласно популярным, но не поддающимся проверке слухам, он даже был арестован, когда оккупационные власти с гневом обнаружили его бесполезность для дела. [ 109 ] Однако он был свободным человеком по состоянию на 12 апреля 1917 года, в день своей свадьбы с Домникой Коланоски. [ 78 ] По одной из версий, Богдан-Питешти начал осуждать своего коллегу из Илеаны Петреску Гайнэ, опубликовавшего серию антинемецких карикатур. В результате румынский рисовальщик провел военные годы в немецком плену. [ 110 ]
Сообщается, что после того, как Румыния вернула себе контроль над своими южными районами, Александру Богдан-Питешти был привлечен к ответственности за государственную измену и снова отправлен в Вэкэрешть. [ 111 ] Другие, однако, отмечают, что этот последний приговор, вынесенный в 1919 году, на самом деле был связан не с его деятельностью во время войны, а просто с его мошеннической деятельностью, и что только по совпадению Богдан-Питешти делил тюрьму с осужденными журналистами- коллаборационистами (Аргези, Карнабатт). ) Иоан Славичи . [ 112 ]
Т. Виану отмечает, что Богдан-Питешти провел свои последние годы «в позоре», [ 1 ] в то время как Чернат описывает свое окончательное падение до статуса «изгоя». [ 50 ] Арт-промоутер умер через четыре года после окончания войны в своем доме в Бухаресте от инфаркта миокарда . [ 4 ] По словам Черната, его «гротескная» смерть была внезапной, застигшей его посреди телефонного разговора. [ 50 ] Сообщается, что последним желанием Богдана-Питешти было, чтобы его коллекция перешла в государственную собственность и хранилась в качестве музея. [ 4 ] [ 5 ]
Наследие
[ редактировать ]Роль и влияние
[ редактировать ]Богдан-Питешти был предметом восхищения литературного и художественного сообщества. Лучиан Бойя пишет о своей соблазнительной «легенде», в которой «творческий и щедрый интеллектуал» соединился с «мошенником», который «прожил жизнь так, как считал нужным». [ 17 ] Историк искусства Корина Теакэ отмечает, что, как и Феликс Фенеон , Богдан-Питешти фактически выдумывал свой собственный миф: «каждая часть его публичного имиджа была съемной маской». [ 12 ] Тем не менее художественные учреждения, которые он помог создать, пользовались репутацией. По словам Поля Серна, его влиятельный круг был «отличным средством передачи современного духа, неформальным институтом и одним из первых коагулянтных факторов для первого постсимволистского модернизма [Румынии] ». [ 113 ] Ранее Теодор Энеску предположил, что, как и его собственная группа, салон на улице Штирбей-Водэ и кружок Македонского были единственными законодателями моды, действовавшими в период между упадком общества Джунимеа (около 1900 г.) и созданием модернистского литературного журнала Sburătorul (1919 г. ). ). [ 87 ] Чернат также отмечает, что, хотя писатель Александру Богдан-Питешти был «небрежен и непредусмотрителен», когда дело касалось сохранения его собственных произведений, те эссе и стихи в прозе , которые сохранились, имеют подлинную ценность. [ 87 ] Подобные суждения высказывались и о его актуальных художественных очерках. Историк искусства Петру Комарнеску пишет, что «критическая интуиция» Богдана-Питешти превосходила интуицию его коллег-коллекционеров Замбачяна и Иоана Калиндеру ; [ 114 ] Критик Николае Опреску также считает, что без Богдана-Питешти Штефан Лучян был бы потерян для румынского искусства. [ 20 ]
Румынская художественная среда лелеяла, а затем презирала своего покровителя-анархиста. В минуты славы он получал дань уважения от многих своих друзей-писателей: специально для него были составлены записные книжки и альбомы. [ 78 ] [ 115 ] Позднее все стороны спора объединились, выразив критику хотя бы некоторых действий Богдана-Питешти. По словам Галактиона, он был « гайдуком », который «грабил и раздавал». [ 116 ] Замбакчан изобразил его как человека, «созданного по шаблону, в котором зло и добрый гений присутствовали в равной мере. [...] Циничный и учтивый, щедрый с одной стороны, мошенник с другой, Ал. Богдан-Питешти. наслаждался отвращением, которому он служил с цинизмом». [ 4 ] [ 64 ] Как отмечает Теакэ, и Замбачян, и скульптор Оскар Хан были среди тех, кто навсегда «соблазнился» двуличностью Богдана-Питести. [ 37 ] В 1970 году Хан написал: «Мы не можем судить [его] по общему праву. Он остается абсурдом». [ 64 ] В то время как журналист-националист Памфил Шейкару назвал его «негодяем», Македонский утверждал, что Богдан-Питешти был «замечательным прозаиком и замечательным поэтом». [ 3 ] Бенджамин Фондан , поэт-философ-модернист, восхвалял Богдана-Питешти как человека с изысканным вкусом, заключая, что: «Он был создан из величайших радостей в самом гнойном из тел. Сколько поколений древних бояр сменилось , как недостойный навоз, для создания этой единственной земли?» [ 117 ]
Писатель и критик Евгений Ловинеску , также модернист, резко выступал против взглядов Богдана-Питешти и большинства других интеллектуалов, перешедших на сторону Германии: в 1922 году он опубликовал статью Revizuiri мораль («Моральные пересмотры»), которая напоминала публике о полемика вокруг коллекционера произведений искусства и его соратников (Аргези, Н.Д. Коча ). [ 118 ] Знакомый социалист и устный историк, Константин Бакалбаша был убежден, что Богдан-Питешти был прототипом «низшего дегенерата», а в своей политической жизни — манипулятором «некультурных умов». [ 119 ] Ретроспективную критику Богдана-Питешти также высказали Комарнеску и соавтор Ионел Джиану. Хотя они отдают дань уважения артистическим качествам Богдана-Питешти, они говорят о его «упрекающих недостатках» и «переворотах мошенника», находя в нем «эксгибициониста, решившего обмануть и скандалить», или «enfant ужасного ». [ 120 ]
У комментаторов возник соблазн сравнить Богдана-Питешти с некоторыми противоречивыми персонажами мировой истории, чаще всего с прототипом корысти Алкивиадом . [ 4 ] [ 121 ] Другие сравнивали Богдана-Питешти с писателем эпохи Возрождения и известным шантажистом Пьетро Аретино (Замбачян подчеркивает, что, в отличие от Аретино, Богдан-Питешти никогда не обманывал своих художников). [ 4 ] Комарнеску предположил, что Богдан-Питешти и столь же противоречивый Аргези лучше понимались через логику индуизма («древняя индийская этика»): «добро и зло не противостоят друг другу, а сочетаются, объединяются в состоянии замешательства». [ 113 ] Принимая во внимание предпочтение Александру Богдан-Питешти устной речи , его теневые политические связи и его преимущественно неформальные каналы влияния, Чернат пришел к выводу, что, «необходимые изменения были сделаны», можно сравнить Богдана-Питешти с Наэ Ионеску , философом и философом. крайне правый активист, чья карьера охватывала межвоенный период и который также дебютировал как символист. [ 122 ]
Анекдоты
[ редактировать ]
При его жизни ходило несколько анекдотов, касающихся морали и экстравагантного образа жизни Богдана-Питешти. В 1912 году Македонский опубликовал автобиографический рождественский рассказ. В нем рассказывается, как, вдохновленный желанием Македонского накормить свою семью традиционным праздником индейки, Богдан-Питешти прислал ему птицу, фаршированную 50 золотыми леями . [ 1 ] [ 4 ] Как пишет Т. Виану, такие «отношения великого феодала» превратили Богдана-Питешти в «бесспорно живописную» личность. [ 1 ] Эту версию частично подтвердил Константин Бельди, который также отметил, что в те годы Александру Македонский «голодал» и ему приходилось содержать «дом, полный детей». [ 114 ] Однако Замбачян приводит контрастную историю, рассказанную актером Ионом Янковеску. Это предполагает, что во время военного голода Македонский попросил Богдана-Питешти заплатить ему 1 миллион леев за один из немногих сохранившихся экземпляров « Бронз» ; Богдан-Питешти прямо предложил ему 5 леев — Македонский уступил, заметив, что «он способен передумать, этот мошенник!» [ 4 ] Перепады настроения Богдана-Питешти также обсуждал мемуарист Раду Д. Розетти . Он пишет, что боярин почти не возражал, когда его состояние выкачивали некоторые члены его свиты, но публично унижал Галактиона и даже Домнику случайными расходами. [ 60 ]
Отношения между Матею Караджале и его бывшим покровителем вызвали особый интерес историков того периода. Вначале начинающий поэт написал в честь своего старшего друга специальное произведение под названием « Дрегаторул » («Мандарин»), оно вошло в один из альбомов Богдана-Питешти. [ 78 ] Это согласие выродилось в конце 1910-х годов до такой степени, что Караджале, в дневнике которого о гомосексуальности Богдана-Питешти говорилось в пренебрежительных выражениях (называя его «буйным антиестественным пороком»), изложил план разграбления Штирбей-Водэ. Уличная вилла. [ 123 ] По мнению того же автора, Богдан-Питешти обратился к пассивному гомосексуализму, потому что был импотентом. [ 124 ] В дневнике Караджале также нарисован портрет Домники Богдан, в резкой форме подвергающий сомнению ее нравственность. [ 76 ] [ 125 ]
Другие отношения Богдана-Питешти с другими его протеже также могут колебаться между крайностями. Согласно анекдоту того времени, он ссудил Лукиану крупную сумму денег, которую художник использовал для поездки в Синая . Затем Лукиан расстроил Богдана-Питешти тем, что не пригласил его к себе, и был наказан телеграммой, адресованной «Самому уродливому туристу в Синае» (игра слов на пресловутой дурной внешности Лукиана). [ 126 ] В середине 1910-х годов Лукиан был выведен из строя из- за рассеянного склероза . Богдан-Питешти был одним из последних, кто навестил его перед его смертью в июне 1916 года, записав для потомков смиренное замечание Лукиана: «Я ухожу». [ 127 ]
Основной рассказ из первых рук о заключении Богдана-Питешти в 1919 году взят из книги Иоана Славичи « Închisorile mele» («Мои тюрьмы»). По словам Славичи, у мецената была роскошная камера с видом на Бухарест. [ 112 ] Александру Розетти , цитируя Аргези, приводит одну из острот Богдана-Питешти по поводу тюремной жизни. Когда жандарм ошибочно попытался подтолкнуть его к ряду подозреваемых в предательстве Аргези, Богдан-Питешти огрызнулся: Pardon, eu sunt escroc! («Простите, [но] я мошенник!»). [ 70 ] Замбачян пишет, что во время первой судебной тяжбы с Таке Ионеску Богдан-Питешти прокомментировал показания Ионеску: «Он действительно талантлив, этот мошенник!» [ 4 ] Националист, выступающий за Антанту, Октавиан Гога был особенно расстроен позицией Александру Богдан-Питешти и в своем отчете о событиях 1916 года (включая суд над Ионеску) списал его со счетов как «бандита», которого кормили «немецкими деньгами». [ 108 ]
Вымышленный персонаж
[ редактировать ]По словам Бельди, после мировой войны актер Янковеску привнес в свою программу кабаре впечатления от Богдана-Питешти. На нем были изображены осужденный Гарманофил и неназванный немецкий чиновник, расследовавшие растрату пропагандистских средств на поддержку мелких «приспешников». На это обвинение вымышленный Богдан-Питешти отвечает: «Я израсходовал ваши деньги, это правда, но я ни одного на вас не натянул! Ибо как вы могли представить меня, предателя моей страны, не быть мошенником?" [ 114 ] По словам Бельди, в этой версии есть доля правды: вместо того, чтобы использовать деньги для возрождения дела германофилов, Богдан-Питешти направил их в свою коллекцию произведений искусства. [ 114 ] Несколько похожая версия этой городской легенды включена в мемуары противника национал-либералов И.Г. Дука , который рассматривает реплику Богдана-Питешти как парадоксальный признак оскорбленного патриотизма : «Может быть, вы думали, что сможете подкупить некоторых честных румынских честных людей? Люди? Вы глубоко ошибаетесь, в этой стране можно подкупить только мошенников, только таких мошенников, как я». [ 128 ] Дука заключает: «Этот ответ, с его восхитительным и атавистическим национальным достоинством, искушает меня забыть, хотя и не простить, полную подлость, которую мы называем жизнью Богдана-Питешти». [ 128 ]
Несмотря на то, что их отношения перешли от дружбы к ненависти, стиль Богдана-Питешти и его мирские интересы иногда рассматриваются как источники вдохновения для единственного романа Караджале « Craii de Curtea-Veche» (завершенного в 1928 году). [ 89 ] Некоторые отметили, что Богдан-Питешти имеет много общего как минимум с одним из трех главных героев. [ 76 ] [ 129 ] Он и его жена оба были персонажами Иона Винеи романов Venin de mai («Майский яд») и Lunatecii («Безумцы») - Александру в роли Адама Гуны, Домника в роли жены Иады Гуны. [ 76 ] [ 115 ] [ 130 ] Оба романа изображают культурный круг Богданов, намекают на их влияние, заставившее молодых людей отказаться от всякого конвенционализма, и показывают, как они пропагандируют порок как добродетель. [ 115 ] Такой образ жизни сказался на Адаме Гуне, который представляет собой физическую развалину и медленно теряет контроль над реальностью. [ 131 ] В книгах Винеи повторяются утверждения о том, что Богдан-Питешти злоупотреблял наркотиками. [ 76 ] и что Домника изначально была проституткой. [ 115 ]
Еще больше художественных произведений, посвященных кругу Богдана-Питешти, было опубликовано случайным автором Seara , Лукрецией Карнабатт. В своем романе 1922 года «Демониака » она изображает своего работодателя как «Базиля Дэна», зловещего предателя своей страны и циничного порнографа. [ 132 ] Ион Кэлугэру использовал Александру Богдан-Питешти как вдохновение для создания « Александру Лэпушняну », боярского персонажа в своем романе «Дон Жуан Кокошатул » (« Дон Жуан Горбун»). [ 133 ] [ 134 ] Историк литературы Джордж Кэлинеску отмечает, что на этом художественном портрете показаны: «Достоинство сплетен, боярская манера поведения, утонченность, которую кажущаяся пошлость не может разрушить, пресыщение и циничное развратство [...]». [ 134 ] В одном из эпизодов книги Лэпушняну симулирует агонию и получает католическое признание , которое (он настаивает) следует читать на латыни, а не на французском языке; в другом месте эксцентричная и прелюбодейная жена Лэпушняну Фетица («Маленькая девочка») появляется на поле битвы, одетая только в купальник . [ 134 ]
Тудор Аргези посвятил Богдану-Питешти некоторые из своих первых поэтических произведений. [ 50 ] Как искусствоведы, Аргези и Теодор Корнель опубликовали подробное биографическое исследование своего покровителя (часть их словаря Figuri contimporane din România , 1909). [ 135 ] Однако, по словам Корины Теакэ, похожая на панегирик и весьма неточная запись могла быть отправлена или, по крайней мере, одобрена Богданом-Питешти. [ 136 ] Аргези также сделал своим спонсором героя небольшого одноименного стихотворения, в котором его называют ломбардским ублюдком cu ochi de rouă («ублюдок ломбардский с глазами росы»). [ 4 ]
Коллекция и имущество
[ редактировать ]
К 1910-м годам художественные интересы Богдана-Питешти привели к созданию коллекции, насчитывающей всего 967 экземпляров. [ 8 ] или целых 1500 отдельных работ, [ 63 ] большинство из них размещалось в его имении в Колонести . В их состав вошли предметы, созданные выдающимися румынскими художниками, в том числе, наряду с его ранними соратниками, Ниной Арборе , Константином Брынкузи , Оскаром Ханом , Аурелом Джикиди, Марией Чурдя Стерер, Константином Медреа, Ари Мурну, Димитрие Пачуря , Николае Петреску-Гайнэ , Александру Сатмари, Франциск Ширато , Сесилия Куцеску-Сторк , Жан Александру Стериади , Фридрих Шторк, Ион Теодореску-Сион и Николае Тоница . [ 4 ] [ 5 ] Из общего числа около 900 работ имели румынское происхождение. [ 5 ] Среди зарубежных художников, чьи работы были представлены в сборнике, были Жорж Рошгросс и Фрэнк Брэнгвин . [ 4 ] Секция, посвященная новым произведениям искусства, была спроектирована и открыта как первый музей современного искусства в Румынии. [ 5 ]
В состав треста Богдан-Питешти вошли многие образцы искусства Лукиана. Там были представлены две из его знаменитых картин: «Лэутул» («Мытье волос»), которые, как говорят, Богдан-Питешти сравнил со светящимися картинами маслом Паоло Веронезе . [ 4 ] и Сафта Флорареаса («Сафта-цветочница») - изначально часть семейной коллекции Лукиан. [ 48 ] Также был включен масляный портрет двоюродного брата Лукиана, Алеку Литерату («Алеку-литератор»), написанный маслом в 1907 году. [ 137 ] Их сопровождала пастель Durerea («Боль») 1906 года, воспроизведенная в номере журнала Seara за 1914 год , а также картины De Nămezi («Обеденное время») и Lica, fetiśa cu portocala («Лика, Девушка с Апельсин"). [ 138 ] Среди работ серии были два портрета Богдана-Питешти: рисунок тушью, копии которого были распространены вместе с предвыборным манифестом Богдана-Питешти 1899 года, и утерянная картина маслом. [ 139 ]
Богдан-Питешти был предметом нескольких анонимных зарисовок, в том числе двух виньеток 1896 года, опубликованных в Adevărul , и рисунка 1917 года, подписанного Корреджо . [ 140 ] Он также изображен в нежной карикатуре, опубликованной в 1914 году Петреску Гэйнэ. [ 141 ] Сама Домника Богдан служила моделью для различных художников и особенно изображалась в работах Камиля Рессу, Паллади и художника болгарского происхождения Паскина . [ 142 ] В 1920 году Богдан-Питешти поручил Пачуреа завершить портретный бюст Домники. [ 8 ] В том же году Димитреску нарисовал ей портрет маслом на картоне в доминирующих оттенках коричневого (с оттенками красного и серого). [ 143 ] Среди художников, иллюстрировавших произведения Богдана-Питешти, помимо него самого, Джордже Деметреску Миря , Ион Георгеску и Сатмари. [ 23 ]
Усадьба Колонешты и ее художественный фонд стали жертвой запустения. По словам Т. Виану, коллекция была «сдута ветром разрухи» еще в межвоенные годы. [ 1 ] В 1924 году, вопреки последней просьбе владельца, он был выставлен на поспешный публичный аукцион . [ 5 ] [ 144 ] Это вызвало протесты со стороны таких литературных деятелей, как Цезарь Петреску , [ 5 ] [ 145 ] Перпесициус и Виктор Эфтимиу . [ 5 ] В результате аукциона многие работы перешли в коллекции Замбачяна, Александру Флореску, Иосифа Доны и ряда других. [ 5 ] Из них Замбачян объяснил инцидент нежеланием национал-либерального правительства принимать пожертвования от «скомпрометированного человека». [ 4 ] Он и несколько других комментаторов возлагают ответственность за продажи на министра финансов Иона Лапедату , который, как полагают, либо колебался в оценке коллекции [ 4 ] или вступить в заговор с бизнесменами, которые хотели продать его по дешевке. [ 145 ] Замбакчан должен был стать конечным владельцем Лэутула . Он стал особенностью его собственного музея в Бухаресте и появляется вместе с Замбачяном на масляном портрете Паллади. [ 146 ]
При коммунистическом режиме здание Влайчи было преобразовано в филиал государственного производителя сельскохозяйственной техники и в 2004 году принадлежало его преемнику, компании Agromec (хотя до сих пор практически не используется). [ 63 ] Бельди вспоминает, что при коммунизме обездоленная Домника Богдан работала гигиенистом в Центральной больнице Бухареста. [ 39 ]
Примечания
[ редактировать ]- ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час я Тудор Виану, стр.370
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час я дж к л м н тот п д Чернат, Авангарда , стр.42
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час (на румынском языке) Константин Короиу, «Плот кораблекрушения (2)». Архивировано 7 февраля 2012 г. в Wayback Machine , в Evenimentul , 30 декабря 2002 г.
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час я дж к л м н тот п д р с т в v В х и С аа аб и объявление но из в ах есть также и (на румынском языке) Крикор Замбачян , Глава VIII: «Ал. Богдан-Питешти», в «Записках любителя искусства » , опубликованных и размещенных на LiterNet. Проверено 14 июля 2007 г.
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час я дж к Вероника Маринеску, «Принц искусства», забытый временем. Александру Богдан-Питешти и Влайчи из первых творческих лагерей», в Curierul Nañional , 22 июля 2006 г.
- ^ Митчиевичи, стр. 346, 347–348.
- ^ Бойя, стр.189; Чернат, Авангарда , стр.17, 42; Митчиевич, стр.341, 344; Теака, стр.52
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час Санда Миллер, «Химеры Пачуреи», в «Аполлоне» , октябрь 2003 г.
- ^ Ножны, стр.52
- ^ Чернат, Авангарда , стр.42; Митчиевич, стр. 337, 344; Ножны, стр.52-54
- ^ Ножны, стр.53
- ^ Перейти обратно: а б Ножны, стр.52-53
- ^ Митчиевичи, стр. 344, 357.
- ^ Митчиевичи, стр. 346-349.
- ^ Чернат, Авангард , стр.42. См. также Митчиевичи, стр. 327-328,
- ↑ Чернат, Авангарда , стр.42. См. также Митчиевич, стр. 337; Ножны, стр.52
- ^ Перейти обратно: а б Боя, стр.189
- ^ Перейти обратно: а б с Ионеску, Движение... , с.234
- ^ Митчиевич, стр.127, 350, 389.
- ^ Перейти обратно: а б с Русь, стр.79
- ^ Цзяну и Комарнеску, стр.34-36; Лассень и Энеску, стр. 49-51, 104. См. также Ионеску, Мишкаря... , стр. 227-235; Русский, стр.79
- ^ Перейти обратно: а б с (на румынском языке) Адриан-Сильван Ионеску , «Артачино» , в Observator Culture , No. 222, май 2004 г.
- ^ Перейти обратно: а б с д Цзяну и Комарнеску, стр.35
- ^ Ионеску, Движение... , стр.229-234.
- ^ Ионеску, Движение... , стр.227-235; (на румынском языке) Амелия Павел , «Живопись евреев из Румынии: культурные взаимодействия» , в журнале Observator Culture , No. 29 сентября 2000 г.
- ^ Перейти обратно: а б Лассень и Энеску, стр.51
- ^ Лассень и Энеску, стр.104. См. также Русь, с.78-79, 80.
- ^ Цзяну и Комарнеску, стр.40.
- ^ Митчиевич, стр.337-338.
- ^ Чернат, Авангарда , стр.42; Тудор Виану, стр. 369-371.
- ^ Бойя, стр.190-191.
- ^ Тудор Виану, стр. 369, 371.
- ^ Тудор Виану, стр.371
- ^ Цзяну и Комарнеску, стр.40; Виану, с.370. См. также Ионеску, Движение... , стр. 240-248; Русский, стр.79-80
- ^ Ионеску, Движение... , стр.240-242.
- ^ Ионеску, Движение... , стр.240-248.
- ^ Перейти обратно: а б Ножны, стр.54
- ^ Ионеску, Движение... , стр.242; Лассень и Энеску, стр. 52-53, 105; Митчиевичи, стр.15
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж Чернат, Авангарда , стр.43
- ^ Ион К. Атанасиу, Страницы новейшей истории Румынии: 1881–1916. Том I: Социалистическое движение: 1881–1900 , Editura Adevĕrul , Бухарест [NY], стр.331–334.
- ^ Чернат, Авангарда , стр.42, 407; Митчиевич, стр.71, 321, 327–337; Ножны, стр.52; Тудор Виану, стр.370
- ^ Перейти обратно: а б Чернат, Авангарда , стр.42-43
- ^ Чернат, Авангарда , стр.42-43; Митчиевич, стр.331-334
- ^ Митчиевичи, стр.328-329, 331, 333–337.
- ^ «Хронология жизни Жозефина Пеладана», в Мариса Верна, Театральная работа Жозефина Пеладана: эзотеризм и магия в символистской драме , Vita e Pensiero, Милан, 2000, стр.18. ISBN 88-343-0063-7 . См. также Митчиевичи, стр. 334-3.
- ^ Митчиевич, стр.337
- ^ Русь, стр.79-80.
- ^ Перейти обратно: а б Лассень и Энеску, стр.110
- ^ Цзяну и Комарнеску, стр.44-46; Русский, стр.80
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час Чернат, Авангарда , стр.41
- ^ Чернат, Авангарда , стр.45-46.
- ^ Ножны, стр.51
- ^ Перейти обратно: а б Чернат, Авангарда , стр.46
- ^ Цзяну и Комарнеску, стр.243; Русский, стр.80
- ^ Чернат, Авангарда , с. 43; Цзяну и Комарнеску, с. 46; Лассень и Энеску, с. 110
- ^ Перейти обратно: а б с д (на румынском языке) «О жале в Румынии» , в Tribuna Poporului , No. 114/1899, с. 2 (оцифровано университета Бабеш-Бойяи Онлайн-библиотекой Трансильванского )
- ^ Чернат, Авангарда , с. 43; Митчиевич, с. 125, 338, 357
- ^ Лассень и Энеску, стр.110; Митчиевич, стр.338, 348
- ^ Цзяну и Комарнеску, стр.46; Митчиевич, стр.338
- ^ Перейти обратно: а б (на румынском языке) Симона Василаке, «Алинтари». Архивировано 14 сентября 2012 г. в Wayback Machine , в «Литературной Румынии» , No. 26/2007
- ^ (на румынском языке) «Mangra la Bucharest» , на языке Românul (Арад) , No. 98/1914, стр.5 (оцифровано университета Бабеш-Бойяи Онлайн-библиотекой Трансильванского )
- ^ Бойя, стр.190; Чернат, Авангарда , стр.43
- ^ Перейти обратно: а б с Вероника Маринеску, «Особняк Влайчи коллекционера Александру Богдан-Питешти в плачевном состоянии», в Curierul Nañional , 12 августа 2004 г.
- ^ Перейти обратно: а б с Оболочка, стр. 57.
- ^ Митчиевичи, с. 343
- ^ Чернат, Авангард , стр. 34, 39, 44. См. также Бойя, стр. 189-190; Митчиевичи, стр. 339-357.
- ^ Чернат, Авангард , стр.39, 44. См. также Митчиевичи, стр.339, 354–357; Оболочка, пассим
- ↑ Чернат, Авангарда , стр.407.
- ^ Ш. Чокулеску, стр.369
- ^ Перейти обратно: а б (на румынском языке) Александру Розетти , «Тудор Аргези» , в Cronica Română , 8 апреля 2004 г.
- ^ Чернат, Авангарда , стр.17
- ^ Бойя, стр.189; Чернат, Авангарда , стр.44
- ^ Чернат, Авангарда , стр.39, 43
- ^ Бойя, стр.190; Чернат, Авангарда , стр.44
- ^ Митчиевич, стр. 341, 344, 345, 349, 351, 354; Ножны, стр.54
- ^ Перейти обратно: а б с д и (на румынском языке) Андрей Ойштяну , «Румынские писатели и наркотики (5). Первая половина 20-го века». Архивировано 20 февраля 2012 г. в Wayback Machine , в журнале 22 , № 1. 951, май – июнь 2008 г.
- ^ Чернат, Авангарда , стр.43; Teacă, стр. 55-56, 58. См. также Бойя, стр. 189.
- ^ Перейти обратно: а б с д Ножны, стр.58
- ^ Чернат, Авангарда , стр.44; Митчиевич, стр.341, 346–347; Ножны, стр.55
- ^ Ножны, стр.55-56, 58.
- ^ Ш. Чокулеску, стр.378; Русу Абрудяну, стр.109
- ^ Палач, стр.94, 191; Митчиевич, стр. 340-341; Ренети, стр. 36; Русо Абрудеано, стр.109-110
- ^ Перейти обратно: а б (на румынском языке) Барбу Чокулеску , «Из жизни Матею И. Караджале: начальника кабинета министров» , в «Литературной Румынии» , №. 14/2001
- ^ Бойя, стр.94, 147, 191–194; Чернат, Авангарда , стр.39, 41
- ^ Боя, стр.94, 191, 194. См. также Ренети, стр.36, 38; Русу Абрудяну, стр.109-110, 487-488
- ^ Чернат, Авангарда , стр.39-40.
- ^ Перейти обратно: а б с Чернат, Авангарда , стр.40
- ^ Паприка, стр.194; Митчиевичи, стр. 340-342; Ш. Чокулеску, стр.376
- ^ Перейти обратно: а б (на румынском языке) Пауль Чернат , «Из чтения Барбу Чокулеску» , в Observator Culture , No. 319, май 2006 г.
- ^ Митчиевичи, стр. 340-343.
- ^ Бойя, стр.203
- ^ Бойя, стр.94, 147, 194. См. также Русу Абрудяну, стр.113-114, 485.
- ^ Паприка, стр.194; Митчиевич, стр.339; (на румынском языке) К. Попеску-Кадем, «Реплика документа» , Городская библиотека Михаила Садовяну, Бухарест, 2007, стр.217. ISBN 978-973-8369-21-4
- ^ Бойя, стр.193, 203.
- ^ Бойя, стр.193
- ^ Палач, стр.193-194. См. также Русу Абрудяну, стр. 485-486.
- ^ Перейти обратно: а б Боя, стр.191-192
- ^ Бойя, стр.192
- ^ Бойя, стр. 120, 134–135, 148–149, 318.
- ^ Бойя, стр.145, 259.
- ^ Бойя, стр.94-95.
- ^ Бойя, стр. 229–230, 240–241.
- ↑ Чернат, Авангарда , стр.34, 188.
- ^ Бойя, стр.94
- ^ Бойя, стр.103
- ^ Бойя, стр.192-193.
- ^ Перейти обратно: а б Русский Абрудян, стр.114
- ^ Перейти обратно: а б Октавиан Гога , «1916 год. Из дней нашей войны», в журнале «Исторический» , сентябрь 1997 года.
- ^ Бойя, стр.194-195. См. также Чернат, Авангарда , стр.45.
- ^ Митчиевичи, стр. 348-349.
- ^ Чернат, Авангарда , стр.39
- ^ Перейти обратно: а б Боя, стр.342
- ^ Перейти обратно: а б Чернат, Авангарда , стр.44
- ^ Перейти обратно: а б с д Чернат, Авангарда , стр.45
- ^ Перейти обратно: а б с д (на румынском языке) Корнел Унгуряну , «Ион Виня и параллельная любовь поэтов» , в «Оризонте », № 1. 5/2007, стр.2
- ^ Бойя, стр.190
- ^ Чернат, Авангарда , стр.44; Митчиевич, стр.356
- ^ Чернат, Авангарда , стр.39; Митчиевич, стр.356
- ^ Митчиевич, стр.338
- ^ Цзяну и Комарнеску, стр.34-35.
- ^ Чернат, Авангарда , стр.44; Митчиевич, стр.355; Ножны, стр.54
- ^ Чернат, Авангарда , стр.40-41.
- ^ Митчиевичи, стр.340, 341–342; (на румынском языке) Ион Виану , «Прогулка по улице Матей Караджале» , в журнале 22 , № 1 . 840, апрель 2006 г.
- ^ Ножны, стр.55, 58.
- ^ Бойя, стр.198, 203; Чернат, Авангарда , стр.44; Митчиевич, стр.340, 341
- ^ Ш. Чокулеску, стр.114-115
- ^ Лассень и Энеску, стр.90
- ^ Перейти обратно: а б Боя, стр.195
- ^ Митчиевич, стр.341
- ^ Чернат, Авангарда , стр.41, 43; Митчиевич, стр.339, 343, 344–351, 354
- ^ Митчиевичи, стр. 345-348.
- ^ Митчиевичи, стр.340-341, 351-354, 355, 497.
- ^ Чернат, Авангарда , стр.41; Митчиевич, стр.339, 343–344, 354
- ^ Перейти обратно: а б с Джордж Кэлинеску , История румынской литературы от ее истоков до наших дней , Издательство Минерва , Бухарест, 1986, стр.796.
- ^ Паприка, стр.189. См. также Teaca, стр. 51, 52, 56.
- ^ Ножны, стр.51-52.
- ^ Лассень и Энеску, стр.112.
- ^ Лассень и Энеску, стр.112, 115.
- ^ Лассень и Энеску, стр.28, 110.
- ^ Ионеску, Мишкаря... , стр.226, 231, 233
- ^ Пол Резяну, «Карикатурист Н.С. Петреску-Гэйнэ», в журнале «Исторический» , август 2008 г., стр.62.
- ^ Чернат, Авангарда , стр.44; Митчиевич, стр.356-357
- ^ Клаудиу Парадайзер, Штефан Димитреску, монография , Издательство «Меридиан» , Бухарест, 1978, стр.15, 37, 42. ОСЛК 4807364
- ^ Цзяну и Комарнеску, стр.88; Лассень и Энеску, стр.110; Ножны, стр.57
- ^ Перейти обратно: а б Цзяну и Комарнеску, стр.88
- ^ Лассень и Энеску, стр.115.
Ссылки
[ редактировать ]
- Лучиан Бойя , «Германофилы». Румынская интеллектуальная элита во время Первой мировой войны , Humanitas , Бухарест, 2010. ISBN 978-973-50-2635-6
- Поль Чернат , Румынский авангард и комплекс периферии: первая волна , Cartea Românească , Бухарест, 2007. ISBN 978-973-23-1911-6
- Шербан Чокулеску , Караджалиана , Издательство Эминеску , Бухарест, 1974. ОСЛК 6890267
- (на румынском языке) Габриэла Рус, «Штефан Лукиан в его современных воспоминаниях. Отношения художника с Вирджилом Чиофлеком» , в Университета Бабеш-Бойяи Historia Artium LIII , 1, 2008, стр. 77–95.
- Адриан-Сильван Ионеску , Официальное художественное движение в Румынии в XIX веке , Noi Media Print, Бухарест, 2008. ISBN 978-973-180-518-4
- Ионел Джиану , Петру Комарнеску , Штефан Лучиан , Государственное издательство литературы и искусства , Бухарест, 1956. ОСЛК 229894980
- Жак Лассень , Теодор Энеску , Стефан Лукиан , Издательство «Меридиан» , Бухарест, 1972. ОСЛК 8359286
- Анджело Митчиевич , Декаданс и декадентизм в контексте румынской и европейской современности , Издательство Curtea Veche , Бухарест, 2011. ISBN 978-606-588-133-4
- (на румынском языке) Кармен Патрисия Ренети, «Румыно-германские отношения в 1914 году». Архивировано 4 ноября 2021 г. в Wayback Machine , в журнале военной истории , № 1. 1-2/2010, стр. 30–39.
- Ион Русу Абрудяну , Румыния и мировая война: вклад в изучение истории нашей войны , Издательство Socec , Бухарест, 1921 г.
- Корина Теакэ, « Биографии Fin de siècle : Александру Богдан-Питести» , в Revue Roumaine d'Histoire de l'Art. Серия Beaux-arts , Vol. XLVIII, 2011, с. 51–58
- Тудор Виану , Румынские писатели , Том. II, Издательство «Минерва» , Бухарест, 1970. ОСЛК 7431692
- 1870 рождений
- 1922 смерти
- Писатели-мужчины XIX века
- Румынские поэты XIX века
- эссеисты 20-го века
- Румынские писатели-мужчины ХХ века
- Румынские поэты ХХ века
- Писатели-анархисты
- Католические анархисты
- Политики Консервативной партии (Румыния, 1880–1918)
- Переходит в католицизм из восточного православия.
- Бывшие румынские православные христиане
- Художники-геи
- Румынские художники-геи
- Румынские писатели-геи
- Румынские художники-ЛГБТ
- Румынские ЛГБТ-поэты
- Поэты-геи
- ЛГБТ-католики
- Мужчины-эссеисты
- Людей депортировали из Франции
- Люди из Питешть
- Художники-постимпрессионисты
- Заключенные и задержанные Румынии
- Румынские активисты
- Румынские анархисты
- Румынские коллекционеры произведений искусства
- Румынские искусствоведы
- Румынские книжные издатели (чел.)
- Румынские бизнесмены
- Румынские обозреватели
- Румынские эссеисты
- Румынские эмигранты во Франции
- Румынские вымогатели
- Румынские иллюстраторы
- Румынские литературные критики
- Редакторы румынских журналов
- Основатели румынского журнала
- Румынские поэты-мужчины
- Румынские писатели-мужчины
- Редакторы румынских газет
- Основатели румынской газеты
- Румынское дворянство
- Румынские художники
- Румынский народ Первой мировой войны
- Румынские политические кандидаты
- Румынские пленные и задержанные
- Румынские пропагандисты
- Румынские революционеры
- Румынские католики
- румынские социалисты
- Румынские белые воротнички преступники
- Румынские писатели на французском языке
- Розенкрейцерство
- Художники-символисты
- Поэты-символисты
- Писатели, иллюстрировавшие свои произведения