мамлюк
мамлюки | |
---|---|
мамлюки | |
![]() Османские мамлюкские уланы, начало 16 века. Офорт Дэниела Хопфера ( ок. 1526–1536 ), Британский музей , Лондон. [ 1 ] | |
Активный | 830–1811 гг. |
Страна | Аббасидский халифат Фатимидский халифат Айюбидский султанат Мамлюкский султанат Делийский султанат Османская империя |
Тип | Порабощенные наемники , рабы-солдаты , освобожденные рабы |
Мамлюк или мамлюк ( / ˈ m æ m l uː k / ; арабский : مملك , латинизированный : мамлюк (единственное число), مماليك , мамалик (множественное число); [ 2 ] переводится как «тот, кому принадлежит», [ 3 ] [ 4 ] означает « раб ») [ 2 ] [ 3 ] [ 5 ] были неарабскими , этнически разнообразными (в основном тюркскими , кавказскими , восточно- и юго-восточноевропейскими ) порабощенными наемниками , рабами-воинами и освобожденными рабами , которым были поручены высокие военные и административные обязанности, служившие правящим арабским и османским династиям в мусульманском мире. . [ 3 ] [ 4 ] [ 6 ] [ 7 ] [ 8 ]
Самым устойчивым царством мамлюков был рыцарский военный класс в средневековом Египте , который развился из рядов солдат-рабов . [ 3 ] [ 4 ] [ 5 ] [ 7 ] Первоначально мамлюки были рабами тюркского происхождения из Евразийской степи . [ 3 ] [ 4 ] [ 5 ] [ 7 ] [ 8 ] [ 9 ] [ 10 ] но институт военного рабства распространился и на черкесов , [ 4 ] [ 7 ] [ 8 ] [ 9 ] [ 11 ] Абхазы , [ 12 ] [ 13 ] [ 14 ] Грузины , [ 4 ] [ 7 ] [ 15 ] [ 16 ] [ 17 ] Армяне , [ 4 ] [ 7 ] [ 8 ] [ 18 ] русские , [ 8 ] и венгры , [ 7 ] а также народы с Балкан, такие как албанцы , [ 7 ] [ 19 ] Греки , [ 7 ] и южные славяне [ 7 ] [ 19 ] [ 20 ] ( см. Сакалиба ). Они также набирали армию из египтян . [ 9 ] «Феномен мамлюков/гуламов». [ 6 ] как Дэвид Аялон назвал создание особого класса воинов, [ 21 ] имел большое политическое значение; во-первых, оно просуществовало почти 1000 лет, с 9-го века до начала 19-го века.
Со временем мамлюки превратились в мощный военный рыцарский класс в различных мусульманских обществах , находившихся под контролем династических арабских правителей. [ 3 ] [ 4 ] [ 5 ] [ 7 ] [ 9 ] Особенно в Египте и Сирии . [ 3 ] [ 4 ] [ 5 ] [ 9 ] но также в Османской империи , Леванте , Месопотамии и Индии мамлюки обладали политической и военной властью. [ 7 ] В некоторых случаях они достигали ранга султана , а в других они обладали региональной властью как эмиры или беи . [ 9 ] В частности, группировки мамлюков захватили султанат с центром в Египте и Сирии и контролировали его как султанат мамлюков (1250–1517). [ 3 ] [ 4 ] [ 5 ] [ 9 ] Мамлюкский султанат одержал победу над Ильханатом в битве при Айн-Джалуте . Ранее они сражались с западноевропейскими христианскими крестоносцами в 1154–1169 и 1213–1221 годах, эффективно изгнав их из Египта и Леванта. В 1302 году мамлюкский султанат официально изгнал последних крестоносцев из Леванта, положив конец эпохе крестовых походов. [ 7 ] [ 22 ]
Хотя мамлюки были куплены в собственность, [ 3 ] [ 4 ] [ 5 ] [ 7 ] [ 9 ] их статус был выше обычных рабов, которым не разрешалось носить оружие или выполнять определенные задачи. [ 3 ] [ 4 ] [ 5 ] [ 9 ] В таких местах, как Египет, со времен династии Айюбидов до времен Мухаммеда Али в Египте , мамлюки считались «истинными лордами» и «настоящими воинами», имеющими социальный статус выше основного населения Египта и Леванта . [ 7 ] В каком-то смысле они были похожи на порабощенных наемников . [ 3 ] [ 4 ] [ 5 ] [ 9 ] [ 23 ]
Обзор
[ редактировать ]


Дэниел Пайпс утверждал, что первое указание на военный класс мамлюков уходит корнями в практику ранних мусульман, таких как Зубайр ибн аль-Аввам и Усман ибн Аффан , которые до ислама владели многими рабами и практиковали мавлу (исламское освобождение рабов). [ 24 ] Армия Зубайридов под командованием Абдаллаха ибн аз-Зубайра , сына Зубайра, использовала этих освобожденных рабов во время второй гражданской войны. [ 24 ]
Между тем, историки сходятся во мнении, что массовое внедрение рабского военного класса, такого как мамлюки, по-видимому, получило развитие в исламских обществах, 9-го века начиная с халифата Аббасидов , базирующегося в Багдаде под руководством халифа Аббасидов аль-Мутасима . [ 5 ] До 1990-х годов широко распространено мнение, что самые ранние мамлюки были известны как гильманы или гуламы. [ 6 ] (еще один широко синонимичный термин для рабов) [ Примечание 1 ] и были куплены халифами Аббасидов, особенно аль-Мутасимом (833–842 гг.).
К концу IX века такие воины-рабы стали доминирующим элементом в армии. Конфликт между гильманами и населением Багдада побудил халифа аль-Мутасима перенести свою столицу в город Самарру , но это не помогло снизить напряженность. Халиф аль-Мутаваккиль был убит некоторыми из этих рабов-солдат в 861 году (см. «Анархия в Самарре »). [ 25 ]
С начала 21 века историки предполагают, что существовало различие между системой Мамлюков и (более ранней) системой Гилмана в Самарре , которая не имела специальной подготовки и была основана на ранее существовавших центральноазиатских иерархиях. Взрослые рабы и свободные люди служили воинами в системе Гилмана. Система мамлюков сложилась позже, после возвращения халифата Багдаду в 870-х годах. Оно включало систематическое обучение молодых рабов военным и боевым навыкам. [ 26 ] Система мамлюков считается небольшим экспериментом аль-Муваффака , призванным объединить эффективность рабов как воинов с повышенной надежностью. Эта недавняя интерпретация, похоже, была принята. [ 27 ]
После распада империи Аббасидов военные рабы, известные как мамлюки или гильманы, использовались во всем исламском мире в качестве основы военной мощи. Фатимидский халифат (909–1171) в Египте насильно забирал подростков мужского пола, армян, турок , суданцев и коптов из их семей для обучения в качестве солдат-рабов. Они составляли основную часть их вооруженных сил, а правители отбирали ценных рабов для службы в своей администрации. [ 18 ] Могущественный визирь Бадр аль-Джамали , например, был мамлюком из Армении . В Иране и Ираке династия Буидов использовала тюркских рабов по всей своей империи. Мятежник аль-Басасири был мамлюком, который в конечном итоге положил начало династическому правлению Сельджуков в Багдаде после неудачной попытки восстания. Когда более поздние Аббасиды восстановили военный контроль над Ираком, они также полагались на гилманов как на своих воинов. [ 28 ]
При Саладине и Айюбидах Египта власть мамлюков возросла, и в 1250 году они заявили права на султанат, правя как Мамлюкский султанат . [ 9 ] Во всем исламском мире правители продолжали использовать порабощенных воинов до 19 века. Османской империи в Девширме , или «сбор» молодых рабов для янычар , длился до 17 века. Режимы, основанные на власти мамлюков, процветали в таких османских провинциях, как Левант и Египет, до 19 века.
Организация
[ редактировать ]
При Каирском султанате мамлюков мамлюков покупали еще молодыми мужчинами. Они были воспитаны в казармах Цитадели Каира . Из-за их изолированного социального статуса (отсутствия социальных связей или политической принадлежности) и суровой военной подготовки им полагалось быть верными своим правителям. [ 23 ] Когда их обучение было завершено, они были уволены, но остались привязаны к покровителю, который их приобрел. Мамлюки полагались на помощь своего покровителя в продвижении по карьерной лестнице, а также от его рекрутов зависели репутация и власть покровителя. Мамлюк был «связан сильным корпоративным духом со своими сверстниками в том же доме». [ 23 ]
Мамлюки жили в пределах своих гарнизонов и в основном проводили время друг с другом. Их развлечения включали спортивные мероприятия, такие как соревнования по стрельбе из лука и презентации навыков конного боя не реже одного раза в неделю. Интенсивная и тщательная подготовка каждого новобранца помогла обеспечить преемственность практики мамлюков. [ 9 ]
Султаны владели наибольшим количеством мамлюков, но меньшие амиры также владели собственными войсками. Многие мамлюки были назначены или продвинуты на высокие должности по всей империи, включая командование армией. [ 9 ] Сначала их статус был ненаследственным. Сыновьям мамлюков не позволяли следовать роли своего отца в жизни. Однако со временем в таких местах, как Египет, силы мамлюков стали связаны с существующими властными структурами и приобрели значительное влияние на эти державы. [ 9 ]
Отношения с родиной и семьей
[ редактировать ]Исследования в Египте показали, что мамлюки из Грузии сохранили свой родной язык , были осведомлены о политике Кавказского региона и их часто навещали родители или другие родственники. Кроме того, они отправляли подарки членам семьи или давали деньги на строительство полезных сооружений (оборонительной башни или даже церкви) в родных деревнях. [ 29 ]
Египет
[ редактировать ]Раннее происхождение в Египте
[ редактировать ]- Смотрите также: Балканская работорговля
Практика вербовки рабов в качестве солдат в мусульманском мире и превращения их в мамлюков началась в Багдаде в 9 веке нашей эры. [ 4 ] и был начат аббасидским халифом аль-Мутасимом . [ 5 ]
С 900-х по 1200-е годы средневековый Египет находился под контролем династических иностранных правителей, особенно Ихшидидов , Фатимидов и Айюбидов . На протяжении всех этих династий тысячи мамлюкских солдат-рабов и охранников продолжали использоваться и даже занимали высокие посты. [ 3 ] Растущий уровень влияния среди мамлюков беспокоил Айюбидов особенно . В конце концов, мамлюк стал султаном Египта . [ 5 ] [ 9 ] [ 30 ] Мамлюки в средневековом Египте были преимущественно белотюркского и черкесского происхождения. [ 3 ] [ 9 ] и большинство из них произошли от порабощенных христиан. [ 9 ] После того как их забрали из семей, они стали ренегатами. [ 9 ] Поскольку египетские мамлюки были порабощенными христианами, мусульманские правители и священнослужители не считали себя истинно верующими в ислам, несмотря на то, что их использовали для участия в войнах от имени нескольких исламских королевств в качестве солдат-рабов. [ 9 ]
К 1200 году Саладина брат аль-Адиль сумел обеспечить контроль над всей империей, победив и убив или заключив в тюрьму своих братьев и племянников по очереди. С каждой победой аль-Адил включал побежденную свиту мамлюков в свою собственную. Этот процесс повторился после смерти аль-Адиля в 1218 году и после смерти его сына аль-Камиля в 1238 году. Айюбиды все больше окружались мамлюками, которые действовали полуавтономно в качестве региональных атабегов . Мамлюки все чаще вовлекались во внутреннюю придворную политику самого королевства, поскольку различные фракции использовали их в качестве союзников. [ 9 ]
Нападение французов и захват мамлюков
[ редактировать ]В июне 1249 года участники Седьмого крестового похода под командованием французского короля Людовика IX высадились в Египте и взяли Дамиетту . После того как египетские войска сначала отступили, султан приказал повесить более 50 командиров как дезертиров .
Когда умер египетский султан ас-Салих Айюб , власть на короткое время перешла к его сыну аль-Муаззаму Тураншаху , а затем к его любимой жене Шаджар ад-Дурр , турчанке , по мнению большинства историков, в то время как другие говорят, что она была армянкой . При поддержке мамлюков она взяла под свой контроль и начала контратаку против французов. Войска бахрийского полководца Байбарса разгромили войска Людовика. Король слишком долго откладывал свое отступление и в марте 1250 года был схвачен мамлюками. Он согласился заплатить выкуп в размере 400 000 турских ливров, чтобы добиться освобождения (150 000 ливров так и не были выплачены). [ 31 ]
Из-за политического давления на лидера-мужчину Шаджар вышла замуж за мамлюкского командира Айбака . Его убили в ванне. В развернувшейся борьбе за власть к власти пришел наместник Кутуз , также мамлюк. Он официально основал султанат мамлюков и династию мамлюков Бахри .
Первая династия мамлюков была названа Бахри по названию одного из полков, Бахрия или полка Ривер-Айленда. Его название отсылало к их центру на острове Рода в Ниле . Полк состоял в основном из кипчаков и половцев . [ нужна ссылка ]
Отношения с монголами
[ редактировать ]Когда Монгольской империи в 1258 году войска под предводительством Хулагу-хана разграбили Багдад и двинулись в сторону Сирии, мамлюкский эмир Байбарс покинул Дамаск и направился в Каир . Там его приветствовал султан Кутуз . [ 32 ] После взятия Дамаска Хулагу потребовал от Кутуса сдачи Египта. Кутуз приказал убить посланников Хулагу и с помощью Байбарса мобилизовал свои войска.
Когда Мункэ-хан погиб в бою против Южной Сун , Хулагу вывел большую часть своих войск из Сирии, чтобы присутствовать на курултае (церемонии похорон). Он оставил своего лейтенанта Кристиана Китбуку командовать символическим отрядом численностью около 18 000 человек в качестве гарнизона. [ 33 ] Армия мамлюков во главе с Кутузом заманила сокращенную армию Ильханата в засаду у реки Оронт , разбила их в битве при Айн-Джалуте в 1260 году, захватила и казнила Китбуку.
После этого великого триумфа Кутуз был убит заговорщиками-мамлюками. Широко говорилось, что в заговоре с целью убийства был замешан Байбарс, захвативший власть. В последующие столетия мамлюки правили прерывисто, в среднем семь лет.
Мамлюки во второй раз разбили Ильханидов в Первой битве при Хомсе и начали оттеснять их на восток. При этом они укрепили свою власть над Сирией, укрепили территорию, установили почтовые пути и дипломатические связи между местными князьями. Войска Байбарса напали на Акру в 1263 году, захватили Кесарию в 1265 году и взяли Антиохию в 1268 году.

Мамлюки также отразили новые атаки Ильханата в Сирии в 1271 и 1281 годах ( Вторая битва при Хомсе ). Они потерпели поражение от Ильханидов и их христианских союзников в битве при Вади-эль-Хазандаре в 1299 году. Вскоре после этого мамлюки снова разгромили Ильханство в 1303/1304 и 1312 годах. Наконец, Ильханиды и мамлюки подписали мирный договор в 1323.
Башня Династии
[ редактировать ]К концу четырнадцатого века большинство мамлюков составляли черкесы из Северо-Кавказского региона, молодые мужчины которых часто попадали в рабство. [ 11 ] В 1382 году к власти пришла династия Бурджи , когда Баркук был провозглашен султаном. Название «Бурджи» относилось к их центру цитадели Каира в .
Баркук стал врагом Тимура , который угрожал вторгнуться в Сирию. Тимур вторгся в Сирию, разгромив армию мамлюков, разграбил Алеппо и захватил Дамаск. Османский султан Баязид I затем вторгся в Сирию. После смерти Тимура в 1405 году мамлюкский султан ан-Насир Фарадж восстановил контроль над Сирией. Часто сталкиваясь с восстаниями местных эмиров , он был вынужден отречься от престола в 1412 году. В 1421 году Египет подвергся нападению со стороны Кипрского королевства , но египтяне вынудили киприотов признать сюзеренитет египетского султана Барсбая . Во время правления Барсбая население Египта значительно сократилось по сравнению с тем, что было несколько столетий назад; в нем была одна пятая числа городов.
Аль-Ашраф пришел к власти в 1453 году. У него были дружеские отношения с Османской империей, которая позже в том же году захватила Константинополь , вызвав большое ликование в мусульманском Египте. Однако во время правления Хушкадама Египет начал борьбу с Османским султанатом. В 1467 году султан Кайтбай обидел османского султана Баязида II , брата которого отравили. Баязид II захватил Адану , Тарс и другие места на территории Египта, но в конечном итоге потерпел поражение. Кайтбей также пытался помочь мусульманам в Испании , страдавшим после католической Реконкисты , угрожая христианам в Сирии, но он не имел большого эффекта в Испании. Он умер в 1496 году, имея долг в несколько сотен тысяч дукатов перед великими торговыми семьями Венецианской республики .
Португальско-мамлюкские войны
[ редактировать ]Васко да Гама в 1497 году обогнул мыс Доброй Надежды и двинулся на восток через Индийский океан к берегам Малабара и Кожикоде . Там он напал на флот , перевозивший грузы и мусульманских паломников из Индии к Красному морю , и вселил ужас в правителей вокруг. Происходили различные сражения. Султан Каира-мамлюка аль-Ашраф Кансух аль-Гаври был оскорблен нападениями в районе Красного моря, потерей пошлин и трафика, унижениями, которым подверглись Мекка и ее порт, и, прежде всего, потерей одного из своих кораблей. Он поклялся отомстить Португалии, сначала отправив монахов из Храма Гроба Господня в качестве послов, он пригрозил Папе Юлию II , что, если он не остановит Мануэля I Португальского в его грабежах в Индийском море, он уничтожит все христианские святыни. [ 34 ]
Правители Гуджарата в Индии и Йемена также обратились за помощью к мамлюкскому султану Египта. Они хотели, чтобы в Красном море был вооружен флот, который мог бы защитить их важные торговые морские пути от нападений португальцев. Вскоре Джидда была укреплена и стала гаванью-убежищем, обеспечивающей защиту Аравии и Красного моря. Но флоты в Индийском океане по-прежнему находились во власти противника.
Последний султан мамлюков Аль-Гаври оснастил флот из 50 судов. Поскольку у мамлюков было мало опыта в морской войне, он обратился за помощью к османам для развития этого военно-морского предприятия. [ 35 ] В 1508 году в битве при Чауле мамлюкский флот разгромил сына португальского наместника Лоренсу де Алмейду .
Но в следующем году португальцы выиграли битву при Диу и отвоевали портовый город Диу у султаната Гуджарат . Несколько лет спустя Афонсу де Альбукерке напал на Аден , и египетские войска потерпели поражение от португальцев в Йемене. Аль-Гаври снарядил новый флот, чтобы наказать врага и защитить индийскую торговлю. Прежде чем он смог проявить большую власть, Египет потерял свой суверенитет. Османская империя захватила Египет и Красное море вместе с Меккой и всеми ее арабскими интересами.
Османы и конец мамлюкского султаната
[ редактировать ]Османский султан Баязид II вел войну на юге Европы, когда в 1501 году началась новая эра вражды с Египтом. Она возникла из-за отношений с династией Сефевидов в Персии . Шах Исмаил I отправил посольство в Венецианскую республику через Сирию, предложив Венеции вступить в союз с Персией и вернуть себе территорию, захваченную османами. мамлюкскому египетскому султану Аль-Гаври поручил Селим I предоставить персидским послам проход через Сирию на пути в Венецию и укрыть беженцев. Чтобы умилостивить его, аль-Гаври поместил в тюрьму венецианских купцов, находившихся тогда в Сирии и Египте, но через год освободил их. [ 36 ]
После битвы при Чалдиране в 1514 году Селим напал на бея Дулкадиридов , поскольку вассал Египта стоял в стороне, и отправил его голову Аль-Гаври. Теперь, будучи защищенным от Персии, в 1516 году он сформировал большую армию для завоевания Египта, но заявил, что намеревается продолжать нападения на Персию.
В 1515 году Селим начал войну, которая привела к завоеванию Египта и его зависимых территорий. Мамлюкская кавалерия не смогла противостоять османской артиллерии и янычарской пехоте . 24 августа 1516 года в битве при Мардж-Дабике султан Аль-Гаври был убит. Сирия перешла во владение Турции, и это событие приветствовалось во многих местах, поскольку рассматривалось как избавление от мамлюков. [ 36 ]
Султанат мамлюков просуществовал в Египте до 1517 года, когда 20 января Селим захватил Каир. Хотя и не в той же форме, что при Султанате, Османская империя сохранила мамлюков как египетский правящий класс, а мамлюкам и семье Бурджи удалось восстановить большую часть своего влияния, но в качестве вассалов османов. [ 36 ] [ 37 ]
Независимость от османов
[ редактировать ]
В 1768 году Али-бей аль-Кабир провозгласил независимость от османов. Однако османы подавили движение и сохранили свои позиции после его поражения. К этому времени на Кавказ из Грузии были завезены новые рекруты-рабы.
Наполеон вторгается
[ редактировать ]
В 1798 году правящая Директория Французской Республики санкционировала кампанию на «Востоке», чтобы защитить торговые интересы Франции и подорвать доступ Великобритании в Индию. С этой целью Наполеон Бонапарт повел Восточную армию в Египет.
Французы разгромили армию мамлюков в битве у пирамид и вытеснили выживших в Верхний Египет . Мамлюки полагались на массированные кавалерийские атаки, замененные только добавлением мушкетов . Французская пехота выстроилась в квадрат и твердо держалась. Несмотря на многочисленные победы и поначалу успешную экспедицию в Сирию, нарастающий конфликт в Европе и ранее нанесенное британским Королевским флотом поражение поддерживающего французского флота в битве на Ниле решили проблему.
14 сентября 1799 года генерал Жан-Батист Клебер сформировал конную роту из вспомогательных войск мамлюков и сирийских янычар из турецких войск, захваченных при осаде Акры . Мену реорганизовал роту 7 июля 1800 года, сформировав три роты по 100 человек в каждой и переименовав ее в «Мамлюки Республики». В 1801 году генерал Жан Рапп был отправлен в Марсель для организации эскадрона из 250 мамлюков. 7 января 1802 г. предыдущий приказ был отменен, а эскадрон сократился до 150 человек. В списке действующих лиц на 21 апреля 1802 г. значатся три офицера и 155 других чинов. Указом от 25 декабря 1803 мамлюки были организованы в роту при Шевальских егерях Императорской гвардии (см. Мамлюки Императорской гвардии ).

Наполеон ушел со своей личной гвардией в конце 1799 года. Его преемник в Египте генерал Жан-Батист Клебер был убит 14 июня 1800 года. Командование армией в Египте перешло к Жаку-Франсуа Мену . Изолированный и лишенный припасов, Мену сдался британцам в 1801 году.
После Наполеона
[ редактировать ]После ухода французских войск в 1801 г. мамлюки продолжили борьбу за независимость; на этот раз против Османской империи. В 1803 году лидеры мамлюков Ибрагим-бей и Осман-бей аль-Бардиси написали российскому генеральному консулу, прося его выступить посредником с султаном, чтобы позволить им вести переговоры о прекращении огня и возвращении на родину, в Грузию. Однако российский посол в Константинополе отказался вмешаться из-за националистических волнений в Грузии, которые могли быть вызваны возвращением мамлюков. [ 36 ]
В 1805 году население Каира восстало. Это дало шанс мамлюкам захватить власть, но внутренние трения помешали им воспользоваться этой возможностью. В 1806 году мамлюки разгромили турецкие войска в нескольких столкновениях. В июне соперничающие стороны заключили соглашение, по которому Мухаммед Али (назначенный губернатором Египта 26 марта 1806 года) должен был быть смещен с должности и возвращена власть мамлюкам. Однако они снова не смогли воспользоваться этой возможностью из-за разногласий между фракциями. Мухаммед Али сохранил свою власть. [ 9 ]
Конец власти в Египте
[ редактировать ]
Мухаммед Али знал, что ему придется иметь дело с мамлюками, если он хочет контролировать Египет. Они по-прежнему были феодальными владельцами Египта, и их земля по-прежнему была источником богатства и власти. Однако экономическое напряжение, связанное с поддержанием военной силы, необходимой для защиты системы мамлюков от европейцев и турок, в конечном итоге ослабило бы их до грани краха. [ 38 ]
1 марта 1811 года Мухаммед Али пригласил всех ведущих мамлюков в свой дворец, чтобы отпраздновать объявление войны ваххабитам в Аравии. С этой целью в Каире прошли парадом от 600 до 700 мамлюков . Силы Мухаммеда Али убили почти всех из них возле ворот Аль-Азаб на узкой дороге вниз от холма Мукатам. Эта засада стала известна как Резня в Цитадели . По современным данным, только один мамлюк, имя которого дается по-разному: Амим (также Амин) или Хешджукур ( Бесленей ), выжил, когда заставил своего коня спрыгнуть со стен цитадели. [ 39 ]
В течение следующей недели около 3000 мамлюков и их родственников были убиты по всему Египту регулярными войсками Мухаммеда. Только в цитадели Каира погибло более 1000 мамлюков.
Несмотря на уничтожение Мухаммедом Али мамлюков в Египте, группа из них бежала на юг, на территорию нынешнего Судана . В 1811 году эти мамлюки основали государство в Дункуле в Сеннаре как базу для своей работорговли. В 1820 году султан Сеннара сообщил Мухаммеду Али, что не может выполнить требование об изгнании мамлюков. В ответ паша послал 4000 солдат, чтобы вторгнуться в Судан, очистить его от мамлюков и вернуть его Египту. Войска паши получили подчинение Кашифа, разогнали мамлюков Дункулаха, завоевали Кордофан и приняли капитуляцию Сеннара от последнего Фунджа султана , Бади VII .
Влияние
[ редактировать ]По мнению Эрика Чейни и Лизы Блейдс, опора мусульманских правителей на мамлюков оказала глубокое влияние на политическое развитие арабского мира. Они утверждают, что, поскольку европейским правителям приходилось полагаться на местные элиты в плане вооруженных сил, лорды и буржуазия приобрели необходимую переговорную силу, чтобы добиваться представительного правительства. Мусульманские правители не сталкивались с таким же давлением отчасти потому, что мамлюки позволяли султанам обходить местные элиты. [ 40 ]
Другие режимы
[ редактировать ]Были различные места, где мамлюки получали политическую или военную власть как самовоспроизводящееся военное сообщество. Некоторые примеры этого можно увидеть в регионе Триполитания в Ливии, где губернаторы-мамлюки проводили свою различную политику в рамках Османской империи до 18 октября 1912 года, когда итальянские войска захватили регион в ходе итало-турецкой войны.
Южная Азия
[ редактировать ]Индия
[ редактировать ]В 1206 году мамлюкский командующий мусульманскими войсками на Индийском субконтиненте Кутб ад-Дин Айбак провозгласил себя султаном, создав мамлюкский султанат в Дели , просуществовавший до 1290 года.
Западная Азия
[ редактировать ]Ирак
[ редактировать ]Мамлюкский корпус был впервые введен в Ирак Хасаном пашой Багдадским - в 1702 году. С 1747 по 1831 год Ираком, с короткими перерывами, правили мамлюкские офицеры грузинского происхождения. [ 16 ] [ 41 ] которому удалось утвердить автономию от Блистательной Порты , подавить племенные восстания, обуздать власть янычар, восстановить порядок и внедрить программу модернизации экономики и вооруженных сил. В 1831 году османы свергли Дауда-пашу , последнего правителя мамлюков, и установили прямой контроль над Ираком. [ 42 ]
Правители
[ редактировать ]В Египте
[ редактировать ]Династия Бахри
[ редактировать ]- 1250 Шаджар ад-Дурр ( вдова ас-Салиха Айюба, де-факто правительница Египта)
- 1250 Айбак
- 1257 Аль-Мансур Али
- 1259 Кутуз
- 1260 байбаров
- 1277 Аль-Саид Барака
- 1280 Соламиш
- 1280 Калавун
- 1290 аль-Ашраф Салах ад-Дин Халил
- 1294 г. ан-Насира Мухаммеда. – первое правление
- 1295 аль-Адиль Китбуга
- 1297 видов
- 1299 г., ан-Насира Мухаммеда. второе правление
- 1309 аль-Музаффар Рукн-ад-Дин Бейбарс II аль-Джашанкир
- 1310 г. ан-Насира Мухаммеда. третье правление
- 1340 Саиф ад-Дин Абу-Бакр
- 1341 Куджук
- 1342 г. Ан-Насир Ахмад, султан Египта.
- 1342 г. Ас-Салих Исмаил, султан Египта.
- 1345 Аль-Камиль Шабан
- 1346 Аль-Музаффар Хадж
- 1347 г. ан-Насир Бадр-ад-Дин Абу аль-Маали аль-Хассан, первое правление.
- 1351 ас-Салих Салах ад-Дин Ибн Мухаммад
- 1354 г. ан-Насир Бадр-ад-Дин Абу аль-Маали аль-Хассан, второе правление.
- 1361 аль-Мансур Салах-ад-Дин Мухаммад ибн Хаджи
- 1363 аль-Ашраф Зейн ад-Дин Абу аль-Маали ибн Шабан
- 1376 аль-Мансур Ала-ад-Дин Али ибн аль-Ашраф Шабан
- 1382 г. ас-Салиха Салаха Зейн ад-Дина Хаджи II. Первое правление

Башня Династии
[ редактировать ]- 1382 Баркук , первое правление
- 1389 г., Хаджи II второе правление (с почетным титулом аль-Музаффар или аль-Мансур) - Временное правление Бахри.
- 1390 Баркук , Второе правление – правление Бурджи восстановлено.
- 1399 г. Ан-Насир Насир ад-Дин Фарадж
- 1405 Аль-Мансур Аззаддин Абдал Азиз
- 1405 Ан-Насир Насир ад-Дин Фарадж (второй раз)
- 1412 аль-Мустаин ( аббасидский халиф , провозглашен султаном)
- 1412 Аль-Муаяд Сайф ад-Дин Шейх
- 1421 Аль-Музаффар Ахмад
- 1421 Аз-Захир Саиф ад-Дин Татар
- 1421 Ас-Салих Насир ад-Дин Мухаммад
- 1422 Барсбай
- 1438 Аль-Азиз Джамал ад-Дин Юсуф
- 1438 Джакмак
- 1453 Аль-Мансур Фахр ад-Дин Осман
- 1453 Аль-Ашраф Сайф ад-Дин Эналь
- 1461 Аль-Муаяд Шихаб ад-Дин Ахмад
- 1461 Аз-Захир Сайф ад-Дин Хушкадам
- 1467 Аз-Захир Сайф ад-Дин Билбай
- 1468 г. до Аз-Захира Темурбуфа
- 1468 Кайтбей
- 1496 г. ан-Насира Абу ас-Саадата Мухаммада бин Кайт Бэя. Первое правление
- 1497 Кансух Хумсамаа
- 1497 г. ан-Насир Абу ас-Саадат Мухаммад бин Кайт Бэй, второе правление.
- 1498 г. Кансух аль-Ашрафи
- 1500 Аль-Билал Аюб
- 1500 Аль-Ашраф Джанбалат
- 1501 Tuman bay I
- 1501 Аль-Ашраф Кансух аль-Гаври
- 1517 Туманская бухта II
В Индии
[ редактировать ]- 1206 г. Кутб-уд-дин Айбак основал мамлюкский султанат, Дели.
- 1210 Арам Шах
- 1211 Шамс уд дин Илтутмиш . Зять Кутб-уд-дина Айбака.
- 1236 Рукн уд дин Фируз . Сын Илтутмиша.
- 1236 Рейд Султана . Дочь Илтутмиша.
- 1240 Муиз уд дин Бахрам . Сын Илтутмиша.
- 1242 Ала уд дин Масуд . Сын Рукн уддина.
- 1246 Насируддин Махмуд . Внук Илтутмиша.
- 1266 г. Гияс уд дин Балбан . Бывший раб, зять Илтутмиша.
- 1286 Муиз уд дин Кайкабад . Внук Балбана и Насируддина.
- 1290 Каюмарс . Сын Муиза тоже.
В Ираке
[ редактировать ]- 1704 Хасан-паша
- 1723 Ахмад-паша , сын Хасана.
- 1749 Сулейман Абу Лейла-паша , зять Ахмада.
- 1762 Омар-паша , сын Ахмада.
- 1780 Сулейман-паша Великий , сын Омара.
- 1802 Али-паша , сын Омара.
- 1807 Сулейман-паша Маленький , сын Сулеймана Великого.
- 1813 Саид-паша , сын Сулеймана Великого.
- 1816 г. Давуд-паша (1816–1831)
В Акко
[ редактировать ]- 1805 Сулейман-паша аль-Адиль , мамлюк Джеззар -паши.
- 1819 Абдулла-паша ибн Али (1819–1831)
Названия должностей и терминология
[ редактировать ]Следующие термины изначально происходят либо из турецкого , либо из османско-турецкого языка (последний состоит из турецких, арабских и персидских слов и грамматических структур).
Английский | арабский | Примечания |
---|---|---|
Алама Султания | Знак чаши | Печать или подпись султана ставилась на его указах, письмах и документах. |
Аль-Нафир аль-Ам | Общественная тревога | Общее чрезвычайное положение объявлено во время войны |
Амир | принц | Принц |
Амир Ахур | Амир Ахор | смотритель королевской конюшни (от персидского آخور, что означает конюшня) |
Амир Меджлис | Принц Совета | Страж трона и ложа султана |
Атабек | я тебя ненавижу | Главнокомандующий (буквально «отец-лорд», первоначально означавший назначенного отчима для второстепенного принца немамлюкского происхождения) |
Астадар | я обернулся | Начальник королевских слуг |
Обучение окружающей среде | авиапочта | Авиапочта (почта, отправленная почтовыми голубями, усиленная Султаном Байбарсом ) |
Байт аль-Мал | Дом денег | казначейство |
Чешме | шестой | Бассейн с водой или фонтан (буквально «глаз»), от персидского چشمه. |
Портной | Давадар | Держатель бутылки с чернилами султана (от персидского دواتدار , что означает носитель бутылки с чернилами) |
Фондок | отель | Отель (некоторыми известными отелями Каира в эпоху мамлюков были Дар аль-Тофах, Фондок Билал и Фондок аль-Салих ) |
Он не отвечает | бровь | Привратник султанского двора |
Икта | феодальность | Доход от отвода земли |
Джамкия | Ямайский | Заработная плата, выплачиваемая мамлюку |
Джашнакир | Джашанкер | Дегустатор еды султана (чтобы убедиться, что его пиво не отравлено) |
Джомдар | Джамдар | Чиновник отдела одежды султана (от персидского جامهدار , что означает хранитель одежды) |
Кафель аль-Мамалек аль-Шарифа аль-Исламия аль-Амир аль-Амри | Гарант почетных исламских королевств, принц | Титул вице-султана (хранитель принца командования [букв. Главнокомандующий] достойных исламских королевств) |
Хан | Хан | Магазин, специализирующийся на продаже определенного товара. |
Khaskiya | Особенный | Придворные султана и наиболее доверенные королевские мамлюки, выполнявшие функции телохранителей султана / Привилегированная группа вокруг выдающегося эмира (от персидского خاصگیان , что означает близкие соратники). |
Хаста Хане | Особое предательство | Больница (с османско-турецкого ) , с персидского |
Хонд | смех | Жена султана |
Хушдашия | Хашдашия | Мамлюки, принадлежащие тому же Амиру или Султану. |
Махкамат аль-Мазалим | Суд по жалобам | Жалобный суд. Суд, рассматривавший дела о жалобах людей на государственных чиновников. Этот суд возглавлял сам султан. |
Вернись, Китабейя. | Книга мамлюков | Мамлюки все еще посещают учебные курсы и до сих пор живут в Тебаке (кампусе). |
Мамалик Султанея | Султанские мамлюки | мамлюки султана; отличить от мамлюков амиров (князей) |
Модварат аль-Султан | Круглый Султан | Палатка султана, которой он пользовался во время путешествия. |
Это мохтасеб | Омбудсмен | Контролер рынков, общественных работ и местных дел. |
Моркадар | Бульон | Работает на королевской кухне (от персидского مرغدار , что означает ответственный за птицу) |
Мушриф | Мушарраф | Руководитель Королевской кухни |
Наиб Аль-Султан | Заместитель Султана | вице-султан |
Каат аль-Иншаа | Строительный цех | Канцелярия |
Кади аль-Кода | Судите судей | Главный судья |
Калат аль-Джабаль | Горный замок | Цитадель Горы (обитель и двор султана в Каире) |
Его страна | Пираты | Мамлюки, перешедшие на службу новому султану или со службы эмира на султана. |
Кусад | Касад | Тайные курьеры и агенты, информировавшие султана |
Остаз | Мистер | Благодетель мамлюков (султан или эмир) (от персидского устада) |
Классифицировать | Классифицировать | Эмблема, обозначающая ранг и положение мамлюка (вероятно, от персидского رنگ, означающего цвет). |
Санджаки | Санджаки | Знаменосец султана. |
Шарабхана | Коробка для напитков | Хранилище напитков, лекарств и стеклянной посуды султана. (от персидского شرابخانه , что означает винный погреб) |
Силихдар | Силхадар | Оруженосец (от арабского سلاح + персидского دار , что означает оруженосец) |
Таблахана | барабанная комната | Амир, ответственный за мамлюкский военный оркестр, от персидского طبلخانه . |
Визит | Честь | Головной убор мамлюка во время церемонии вступления в должность эмира. |
Таваси | Таваси | Евнух , ответственный за обслуживание жен султана и надзор за новыми мамлюками. Мамлюкские писатели, похоже, не советовались с самими евнухами по поводу «их происхождения». [ 43 ] |
Напиток | тарелка | Кампус мамлюков у цитадели горы |
Тиштхана | Таштхана | Склад, используемый для стирки белья султана (от персидского تشتخانه , что означает ванную) |
Все еще | И чтобы | вице-король |
Нагрузка | Нет | В каждом доме мамлюков был большой бельевой шкаф, в котором хранились подушки и простыни. (Относится к нынешнему крымскотатарскому слову Yuqa, «спать». В современном турецком языке: Yüklük.) |
Галерея
[ редактировать ]-
Портрет мамлюка, 1779 г.
-
Мурад-бей , черкесский вождь мамлюков и кавалерии , 1800 г. командир
-
Мамлюкский кавалерист, рисунок Карла Верне , 1810 г.
-
Второе мая 1808 года: Атака мамлюков Франсиско де Гойя (1814 г.)
-
Армянский мамлюк Рустам Раза был ; личным телохранителем Наполеона портрет Жака-Николя Пайо де Монтабера (1806 г.)
-
Солдаты 62-го линейного полка Наполеона и мамлюк ( историческая реконструкция )
-
сегодня Корпуса морской пехоты США офицеров Мамлюкский меч напоминает те, которыми пользовались мамлюки.
Династии, основанные мамлюками
[ редактировать ]- Тулуниды (868–905)
- Ихшидиды (935–969)
- Газневиды (977–1186)
- Династия Хорезмиев (1077–1231)
- Династия мамлюков (Дели) (1206–1290)
- Мамлюкский султанат (Каир) (1250–1517)
- Династия Бахри (1250–1382)
- Династия Тауэра (1382–1517)
- Династия мамлюков (Ирак) (1704–1831)
См. также
[ редактировать ]- Черный страж
- Янычар
- Иерусалим в период мамлюков
- Мамлюкские ковры
- Мамлюкская архитектура
- Мамелюки Имперской Гвардии
- Мы начали
- Султан Египта
Примечания
[ редактировать ]- ^ Дэвид Аялон использует термин «мамлюк» для обозначения военных рабов в Египте и Сирии , а «Гулам» (син. «Гилман») для обозначения военных рабов в других частях мусульманского мира . Для получения дополнительной информации см.:
- Сурдель, Доминик (2012) [1965]. «Гухулам». в Босворте, CE ; ван Донзель, Э.Дж .; Генрихс, В.П. Льюис, Б .; Пеллат, Ч .; Шахт, Дж. (ред.). Энциклопедия ислама, второе издание . Том 2. Лейден : Издательство Brill . дои : 10.1163/1573-3912_islam_COM_0237 . ISBN 978-90-04-07026-4 .
Ссылки
[ редактировать ]- ^ «Мамалюки (мамлюки)» . www.britishmuseum.org . Лондон: Британский музей . 2021. Архивировано из оригинала 29 сентября 2021 года . Проверено 3 марта 2021 г.
- ^ Перейти обратно: а б Аялон, Дэвид (2012) [1991]. «Мамлюк». в Босворте, CE ; ван Донзель, Э.Дж .; Генрихс, В.П. Льюис, Б .; Пеллат, Ч. (ред.). Энциклопедия ислама, второе издание . Том 6. Лейден : Издательство Brill . дои : 10.1163/1573-3912_islam_COM_0657 . ISBN 978-90-04-08112-3 .
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час я дж к л м Леванони, Амалия (2010). «ЧАСТЬ II: ЕГИПЕТ И СИРИЯ (ОДИННАДЦАТЫЙ ВЕК ДО ОСМАНСКОГО ЗАВОЕВАНИЯ) – Мамлюки в Египте и Сирии: турецкий мамлюкский султанат (648–784/1250–1382) и черкесский мамлюкский султанат (784–923/1382–1517) ". В Фиерро, Марибель (ред.). Новая Кембриджская история ислама, Том 2: Западный исламский мир, с одиннадцатого по восемнадцатый века . Кембридж и Нью-Йорк: Издательство Кембриджского университета . стр. 237–284. дои : 10.1017/CHOL9780521839570.010 . ISBN 978-1-139-05615-1 .
Арабский термин «мамлюк» буквально означает «принадлежащий» или «раб» и использовался для обозначения белых турецких рабов языческого происхождения , купленных в Центральной Азии и евразийских степях мусульманскими правителями для службы в качестве солдат в их армиях. Отряды мамлюков составляли неотъемлемую часть мусульманских армий третьего-девятого веков, и участие мамлюков в правительстве становилось все более привычным явлением на средневековом Ближнем Востоке. Дорога к абсолютному правлению открылась перед ними в Египте , когда мамлюкский истеблишмент приобрел военное и политическое господство во время правления айюбидского правителя Египта ас-Салиха Айюба (годы правления 637–47/1240–9).
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час я дж к л м н «Короли-воины: Взгляд на историю мамлюков» . Отчет – Египет 2012: Руководство . Оксфордская бизнес-группа. 2012. С. 332–334. Архивировано из оригинала 25 сентября 2020 года . Проверено 1 марта 2021 г.
Мамлюки, которые произошли от неарабских рабов , которые были натурализованы, чтобы служить и сражаться на стороне правящих арабских династий, почитаются как одни из величайших воинов, которых когда-либо знал мир. Хотя слово мамлюк переводится как «тот, кто принадлежит», воины-мамлюки доказали обратное, завоевав мощный военный авторитет в различных мусульманских обществах , особенно в Египте . Они также будут удерживать политическую власть в течение нескольких столетий в период, известный как Мамлюкский султанат Египта . [...] До того, как мамлюки пришли к власти, на Ближнем Востоке существовала долгая история солдат-рабов были завербованы в арабские армии аббасидскими правителями Багдада , многие из которых в девятом веке. Традицию продолжили последовавшие за ними династии, в том числе Фатимиды и Айюбиды (именно Фатимиды заложили основы того, что сейчас является исламским). Каир ). На протяжении веков правители арабского мира вербовали мужчин с земель Кавказа и Средней Азии. Трудно определить точное этническое происхождение мамлюков, учитывая, что они происходили из ряда этнически смешанных регионов, но считается, что большинство из них были тюрками (в основном кипчаки и половцы ) или выходцами с Кавказа (преимущественно черкесы , но также и армяне). и грузинский ). Мамлюков насильно вербовали для усиления армий арабских правителей. Будучи аутсайдерами, они не имели никакой лояльности к местным жителям и, таким образом, будут сражаться за того, кто ими владеет, мало чем отличаясь от наемников . Более того, турки и черкесы имели свирепую репутацию воинов. Рабов либо покупали, либо похищали еще мальчиками в возрасте около 13 лет и привозили в города, особенно в Каир и его Цитадель . Здесь они будут обращены в ислам и подвергнуты строгому режиму военной подготовки, в котором основное внимание уделялось искусству верховой езды . Кодекс поведения, не слишком отличающийся от кодекса поведения Европейский рыцарский кодекс рыцарства также был внедрен и был известен как Фурусийя . Как и во многих военных учреждениях и по сей день, власти стремились привить молодым людям военный дух и чувство долга. Мамлюкам пришлось бы жить отдельно от местного населения в своих гарнизонах, включавших Цитадель и остров Рода , а также в Каире.
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час я дж к л «Мамлюк» . Британская энциклопедия . Эдинбург : Британская энциклопедия, Inc., 11 февраля 2023 г. Архивировано из оригинала 21 января 2016 г. Проверено 4 апреля 2023 г.
Мамлюк , также пишется мамлюк , раб-солдат , член одной из армий рабов, созданных в эпоху Аббасидов , которая позже завоевала политический контроль над несколькими мусульманскими государствами . При султанате Айюбидов генералы мамлюков использовали свою власть, чтобы основать династию, которая правила Египтом и Сирией с 1250 по 1517 год. Название происходит от арабского слова, обозначающего раба. Использование мамлюков в качестве основного компонента мусульманских армий стало отличительной чертой исламской цивилизации еще в 9 веке нашей эры. Эту практику начал в Багдаде аббасидский халиф аль-Мутасим (833–842 гг.), и вскоре она распространилась по всему мусульманскому миру.
- ^ Перейти обратно: а б с Фримон, Бернард К. (2019). «Феномен мамлюков/гуламов» - султаны-рабыни, солдаты, евнухи и наложницы». Во Фримоне, Бернард К. (ред.). Обладает правой рукой: проблема рабства в исламском праве и мусульманских культурах . Исследования глобального рабства. Том. 8. Лейден : Издательство «Брилл» . стр. 219–244. дои : 10.1163/9789004398795_006 . ISBN 978-90-04-36481-3 . S2CID 191690007 .
Ибн Халдун утверждал, что в разгар упадка, который стал отличительной чертой позднего Аббасидского халифата , провидение восстановило «славу и единство» исламской веры, послав мамлюков: «верных помощников, которых привели из Дома войны». в Дом Ислама под властью рабства, которое скрывает в себе божественное благословение». Его выражение идеи о том, что рабство, считающееся унизительным социальным состоянием, которого следует избегать любой ценой, может содержать «божественное благословение», было наиболее четким выражением мусульманского мышления о рабстве со времен первых дней ислама . Общее замечание Ибн Халдуна о парадоксальной природе рабства напоминает размышления Гегеля по этому поводу примерно пятьсот лет спустя. Великий философ заметил, что во многих случаях именно раб в конечном итоге обретает независимое сознание и силу, чтобы стать настоящим хозяином своего владельца. Феномен мамлюков/гуламов является хорошим историческим примером этого парадокса.
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час я дж к л м н тот Стовассер, Карл (1984). «Манеры и обычаи при мамлюкском дворе». Мукарнас . 2 (Искусство мамлюков). Лейден : Издательство Brill : 13–20. дои : 10.2307/1523052 . ISSN 0732-2992 . JSTOR 1523052 . S2CID 191377149 .
Воины-мамлюки, чья империя простиралась от Ливии до Евфрата , от Киликии до Аравийского моря и Судана , оставались в течение следующих двухсот лет самой грозной силой Восточного Средиземноморья и Индийского океана — поборниками суннитской ортодоксальности . хранители святынь ислама , их столицы Каира, резиденции суннитского халифа и магнита для ученых, художников и ремесленников, изгнанных монголами. переворота на Востоке или привлечены к нему со всех концов мусульманского мира своим богатством и престижем. Под их правлением Египет пережил период процветания и блеска, не имеющих себе равных со времен Птолемеев . [...] Они правили как военная аристократия , в стороне и почти полностью изолированная от местного населения, как мусульманского, так и немусульманского, и их ряды приходилось пополнять в каждом поколении за счет нового импорта рабов из-за границы. Только те, кто вырос за пределами мусульманской территории и поступил в качестве рабов на службу к одному из Сам султан мамлюков или один из эмиров имели право на членство и карьеру в их закрытой военной касте. Потомки мамлюков были свободнорожденными мусульманами и, следовательно, были исключены из системы: они стали авлад ан-нас , «сыновьями уважаемых людей», которые либо выполняли писцовые и административные функции, либо служили командирами немамлюкских халка войск . . Ежегодно ввозилось около двух тысяч рабов: кыпчаков , азербайджанцев , турок-узбеков , монголов , аварцев , черкесов , грузин , армян , греков , булгар , албанцев , сербов , венгров .
- ^ Перейти обратно: а б с д и Поляк, А.Н. (2005) [1942]. «Влияние Ясы Чингиз-Хана на общую организацию мамлюкского государства» . В Хоутинге, Джеральд Р. (ред.). Мусульмане, монголы и крестоносцы: антология статей, опубликованных в «Бюллетене Школы восточных и африканских исследований» . Бюллетень Школы восточных и африканских исследований Лондонского университета. Том. 10. Лондон и Нью-Йорк: Рутледж . стр. 27–41. дои : 10.1017/S0041977X0009008X . ISBN 978-0-7007-1393-6 . JSTOR 609130 . S2CID 155480831 . Архивировано из оригинала 2 января 2024 года . Проверено 1 марта 2021 г.
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час я дж к л м н тот п д р с т в Ричардс, Дональд С. (1998). «Глава 3: Мамлюкские амиры и их семьи и домохозяйства» . У Филиппа, Томаса; Хаарманн, Ульрих (ред.). Мамлюки в египетской политике и обществе . Кембриджские исследования исламской цивилизации. Кембридж и Нью-Йорк: Издательство Кембриджского университета . стр. 32–54. ISBN 978-0-521-03306-0 . Архивировано из оригинала 4 апреля 2023 года . Проверено 4 апреля 2023 г.
- ^ Исичей, Элизабет (1997). История африканских обществ до 1870 года . Издательство Кембриджского университета. стр. 192 . Проверено 8 ноября 2008 г.
- ^ Перейти обратно: а б МакГрегор, Эндрю Джеймс (2006). Военная история современного Египта: от османского завоевания до войны в Рамадан . Издательская группа Гринвуд . п. 15 . ISBN 978-0-275-98601-8 .
К концу четырнадцатого века черкесы из Северо-Кавказского региона стали большинством в рядах мамлюков.
- ^ А.Ш.Кадырбаев, Сайф-ад-Дин Хайр-Бек – абхазский "король эмиров" Мамлюкского Египта (1517–1522), "Материалы первой международной научной конференции, посвященной 65-летию В.Г.Ардзинба". Сухум: АбИГИ, 2011, pp. 87–95
- ^ Томас Филипп, Ульрих Хаарманн (редакторы), Мамлюки в египетской политике и обществе . (Кембридж: Издательство Кембриджского университета, 1998), стр. 115–116.
- ^ Джейн Хэтэуэй, Политика домохозяйств в Османском Египте: Возвышение Каздагли . Кембридж: Издательство Кембриджского университета, 1997, стр. 103–104.
- ^ «Отношения грузинских мамлюков Египта с их родиной в последние десятилетия восемнадцатого века». Даниэль Креселиус и Гоча Джапаридзе. Журнал экономической и социальной истории Востока , Vol. 45, № 3 (2002), стр. 320–341. ISSN 0022-4995
- ^ Перейти обратно: а б Басра, несостоявшееся государство Персидского залива: сепаратизм и национализм на юге Ирака , с. 19, в Google Книгах. Автор: Рейдар Виссер.
- ^ Хэтэуэй, Джейн (февраль 1995 г.). «Военный дом в Османском Египте». Международный журнал исследований Ближнего Востока . 27 (1): 39–52. дои : 10.1017/s0020743800061572 . S2CID 62834455 .
- ^ Перейти обратно: а б Уокер, Пол Э. Исследование исламской империи: история Фатимидов и ее источники (Лондон, IB Tauris, 2002)
- ^ Перейти обратно: а б Иштван Васари (2005) Половцы и татары, издательство Кембриджского университета.
- ^ Т. Павлидис, Краткая история Ближнего Востока , Глава 11: «Турки и упадок Византии». 2011 год
- ^ Аялон, Дэвид (1979). Мамлюкское военное общество . Отпечатки Вариорума. ISBN 978-0-86078-049-6 .
- ^ Эсбридж, Томас. «Крестовые походы. Эпизод 3» . Би-би-си. Архивировано из оригинала 3 февраля 2012 года . Проверено 5 февраля 2012 г.
- ^ Перейти обратно: а б с Беренс-Абусейф, Дорис. Каир мамлюков: история архитектуры и ее культуры . Нью-Йорк: Макмиллан, 2008.
- ^ Перейти обратно: а б Пайпс 1981 , стр. 117–121.
- ^ Д. Сурдел. «Гулам» в Энциклопедии ислама .
- ^ См. Э. де ла Васьер, Samarcande et Samarra , 2007, а также М. Гордон, The Breaking of a Thousand Swords , 2001.
- ↑ См., например, рецензию Кристофера Мельхерта на книгу де ла Вэссьера, опубликованную в 2012 году в журнале DerИслам : «Тем не менее, датировка де ла Вэсьером феномена мамлюков при этом становится общепринятой точкой зрения»
- ^ Эрик Ханне. Поставив халифа на место .)
- ^ «Отношения грузинских мамлюков Египта с их родиной в последние десятилетия восемнадцатого века». Даниэль Креселиус и Гоча Джапаридзе. Журнал экономической и социальной истории Востока , Vol. 45, № 3 (2002), стр. 320–341. ISSN 0022-4995 .
- ^ Дэвид Николь Мамлюки 1250–1570 гг.
- ^ Мэдден, Томас Ф. Крестовые походы: Иллюстрированная история . 1-е изд. Анн-Арбор: Издательство Мичиганского университета , 2005. 159.
- ^ Аль-Макризи , стр. 509/том. 1, Аль-Селук Леме'реватт Дьюалл аль-Мелук, Дар аль-Котоб, 1997 год.
- ^ Дэвид Чемберс, Всадники Дьявола , Атенеум, 1979. стр. 153–155.
- ^ Пальмира Джонсон Брамметт, Османская морская мощь и левантийская дипломатия в эпоху открытий. Архивировано 5 апреля 2023 года в Wayback Machine , SUNY Press, 1994, ISBN 978-0-7914-1701-0
- ^ Эндрю Джеймс МакГрегор, Военная история современного Египта: от османского завоевания до войны в Рамадан. Архивировано 4 апреля 2023 года в Wayback Machine , Greenwood Publishing Group, 2006. ISBN 978-0-275-98601-8
- ^ Перейти обратно: а б с д Джеймс Уотерсон, «Мамлюки»
- ^ Томас Филипп, Ульрих Хаарманн (1998). Мамлюки в египетской политике и обществе
- ^ Абу-Лугход, Джанет Л. До европейской гегемонии Мировая система 1250–1350 гг . н.э. Нью-Йорк: Оксфордский университет, 1991. 213 стр.
- ^ Об использовании имени Амим см. Джованни Финати, «Рассказ о жизни и приключениях Джованни Финати, уроженца Феррары» , 1830; для Хешджукура, Мустафа Махир, Знаки кавказских племен, а также некоторые истории и примечательные события, связанные с их лидерами , Булак, Каир, 1892 г.
- ^ Блейдс, Лиза; Чейни, Эрик (2013). «Феодальная революция и подъем Европы: политическое расхождение христианского Запада и мусульманского мира до 1500 года нашей эры» . Американский обзор политической науки . 107 (1): 16–34. дои : 10.1017/S0003055412000561 . ISSN 0003-0554 . S2CID 33455840 . Архивировано из оригинала 20 апреля 2020 года . Проверено 23 декабря 2019 г.
- ^ Арабские земли под властью Османской империи: 1516–1800 гг . Джейн Хэтэуэй, Карл Барбир. Person Education Limited, 2008, с. 96. ISBN 978-0-582-41899-8 .
- ^ «Ирак». Архивировано 16 декабря 2007 года в Wayback Machine Британской энциклопедии . Проверено 15 октября 2007 г.
- ^ Мармон, Шон Элизабет; Мармон, доцент кафедры религии Шон (1995). Евнухи и священные границы в исламском обществе . Издательство Оксфордского университета. п. 32. ISBN 978-0-19-507101-6 . Архивировано из оригинала 2 января 2024 года . Проверено 25 декабря 2020 г.
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Абу-Лугход, Джанет Л. (1991). До европейской гегемонии: мировая система 1250–1350 гг. н.э. Издательство Оксфордского университета, США. ISBN 978-0-19-506774-3 .
- Аллуш, А. (1994). Экономика мамлюков: исследование и перевод «Игатата» Аль-Макризи. Солт-Лейк-Сити
- Амитай, Реувен (2017). «Акр после крестоносцев в свете мамлюкской надписи и документа фетвы из Дамаска». В Бен-Ассате, Юваль (ред.). Развитие перспектив в истории мамлюков: очерки в честь Амалии Леванони . Исламская история и цивилизация. Том. 143. Лейден : Издательство Brill . стр. 333–351. дои : 10.1163/9789004345058_017 . ISBN 978-90-04-34046-6 . S2CID 193093583 .
- Амитай, Реувен (1995). Монголы и мамлюки: мамлюкско-илханидская война, 1260–1281 гг . Издательство Кембриджского университета. ISBN 978-0-521-46226-6 . Проверено 20 июня 2011 г. [ постоянная мертвая ссылка ]
- Блейдс, Лиза и Эрик Чейни. «Феодальная революция и подъем Европы: политическое расхождение христианского запада и мусульманского мира до 1500 года нашей эры». Обзор американской политической науки 107.1 (2013): 16–34. онлайн
- Блейдс, Лиза. «Мамлюки, права собственности и экономическое развитие: уроки средневекового Египта». Политика и общество 47.3 (2019): 395–424 онлайн. Архивировано 24 марта 2020 года в Wayback Machine .
- Конерманн, Стефан; Гюль Шен, ред. (2017). Мамлюкско-османский переход. Преемственность и изменения в Египте и Билад аш-Шаме в шестнадцатом веке . Издательство Боннского университета в V&R unipress.
- Фэй, Мэри Энн. «Женщины и вакф: к пересмотру места женщины в семье мамлюков». Международный журнал ближневосточных исследований 29.1 (1997): 33–51.
- Франссен, Элиза (2017). «Что было в библиотеке мамлюкского амира? Свидетельства из рукописи пятнадцатого века». В Бен-Ассате, Юваль (ред.). Развитие перспектив в истории мамлюков: очерки в честь Амалии Леванони . Исламская история и цивилизация. Том. 143. Лейден : Издательство Brill . стр. 311–332. дои : 10.1163/9789004345058_016 . ISBN 978-90-04-34046-6 . S2CID 67749308 .
- Френкель, Иегошуа (2017). «Рабыни и образованные учителя: женщины в мамлюкских источниках». В Бен-Ассате, Юваль (ред.). Развитие перспектив в истории мамлюков: очерки в честь Амалии Леванони . Исламская история и цивилизация. Том. 143. Лейден : Издательство Brill . стр. 158–176. дои : 10.1163/9789004345058_008 . ISBN 978-90-04-34046-6 . S2CID 187674117 .
- Гордон, Мэтью С. (2001). Ломание тысячи мечей: история турецкой армии Самарры (200–275/815–889 гг. н.э.) . Олбани, Нью-Йорк: Издательство Государственного университета Нью-Йорка. ISBN 0-7914-4795-2 .
- Хэтэуэй, Джейн. «Военный дом в Османском Египте». Международный журнал ближневосточных исследований 27.1 (1995): 39–52 онлайн. Архивировано 27 сентября 2022 года в Wayback Machine .
- Луз, Нимрод. города мамлюков на Ближнем Востоке: история, культура и городской ландшафт (Cambridge UP, 2014). Отрывок из
- Муслу, Джихан Юксель. Османы и мамлюки: имперская дипломатия и война в исламском мире (2014), отрывок
- Уальди, Мхамед. «Мамлюки в Османском Тунисе: категория, соединяющая государственные и социальные силы». Международный журнал ближневосточных исследований 48.3 (2016): 473–490.
- Филипп, Томас; Ульрих Хаарманн (1998). Мамлюки в египетской политике и обществе . Издательство Кембриджского университета. стр. 1–101.
- Пайпс, Дэниел (1981). Солдаты-рабы и ислам. Генезис военной системы; аль-Макризи; Маваиз . Издательство Йельского университета. п. 141. ИСБН 978-0-300-02447-0 . Проверено 15 октября 2021 г.
- Питерберг, Габриэль. «Формирование османско-египетской элиты в XVIII веке». Международный журнал ближневосточных исследований 22.3 (1990): 275–289.
- Шульц, Уоррен К. (2017). «Мамлюкские монеты, мамлюкская политика и пределы нумизматических данных». В Бен-Ассате, Юваль (ред.). Развитие перспектив в истории мамлюков: очерки в честь Амалии Леванони . Исламская история и цивилизация. Том. 143. Лейден : Издательство Brill . стр. 243–268. дои : 10.1163/9789004345058_013 . ISBN 978-90-04-34046-6 . S2CID 158093884 .
- Ван Стинберген, Джо, Патрик Винг и Кристоф Д'Халстер. «Мамлюкизация Мамлюкского султаната? Формирование государства и история Египта и Сирии пятнадцатого века: Часть I - Старые проблемы и новые тенденции». Компас истории 14.11 (2016): 549–559.
- «Мамлюкизация Мамлюкского султаната? Формирование государства и история Египта и Сирии пятнадцатого века: Часть II - Сравнительные решения и новая программа исследований». Компас истории 14.11 (2016): 560–569.
- Уокер, Бетани. Иордания в позднем средневековье: трансформация мамлюкской границы (2011)
- Уотерсон, Джеймс. История «Мамлюков» сегодня (март 2006 г.) 56 № 3, стр. 21–27, онлайн.
- Ульрих Хаарманн (2004). Система правления мамлюков , в: Хальм / Хаарманн (ред.): История арабского мира . Ч. Бек, ISBN 978-3-406-47486-6
- Зима, Майкл (2017). » Эвлии Челеби «Одержимость султана Селима мамлюкским Египтом согласно «Сеяхатнаме ». В Бен-Ассате, Юваль (ред.). Развитие перспектив в истории мамлюков: очерки в честь Амалии Леванони . Исламская история и цивилизация. Том. 143. Лейден : Издательство Brill . стр. 230–242. дои : 10.1163/9789004345058_012 . ISBN 978-90-04-34046-6 . S2CID 119090870 .
- Э. де ла Васьер (2007). Самарканд и Самарра. Элиты Центральной Азии в империи Аббасидов , Peeters, Peeters-leuven.be . Архивировано 16 августа 2019 года в Wayback Machine (на французском языке).
- Йосеф, Коби (2017). «Употребление терминологии родства во время мамлюкского султаната и понятие «мамлюкской семьи» ». В Бен-Ассате, Юваль (ред.). Развитие перспектив в истории мамлюков: очерки в честь Амалии Леванони . Исламская история и цивилизация. Том. 143. Лейден : Издательство Brill . стр. 16–75. дои : 10.1163/9789004345058_003 . ISBN 978-90-04-34046-6 . S2CID 135107016 .
Внешние ссылки
[ редактировать ]

- Ресурсы по исследованиям мамлюков из Чикагской онлайн-библиографии исследований мамлюков и Чикагской онлайн-энциклопедии обзора исследований мамлюков в Чикагском университете .
- Мамлюки на BBC в наше время
- Страница ковра Корана; аль-Фатиха из мамлюкского Корана XIV века в Всемирной цифровой библиотеке
- черкесское дворянство
- Ранняя современная история Грузии (страны)
- Ислам и рабство
- Кипчаки
- Рыцари
- мамлюки
- Династия мамлюков (Дели)
- Мамлюкский султанат
- Средневековая история Грузии (страны)
- Военное рабство
- Военная история Аббасидского халифата
- Военная история Фатимидского халифата
- Воинские части и соединения Османской империи
- Османская работорговля
- Политические люди Османской империи
- Рабство в Индии
- Рабы из Аббасидского халифата
- Рабы из султаната Айюбидов
- Рабы из Фатимидского халифата
- Рабы из Османской империи