Тепанец
![]() | Вы можете помочь дополнить эту статью текстом, переведенным из соответствующей статьи на испанском языке . (Май 2023 г.) Нажмите [показать], чтобы просмотреть важные инструкции по переводу. |
Тепанеки народ , или тепанека — мезоамериканский прибывший в Мексиканскую долину в конце 12 или начале 13 веков. [ 1 ] Тепанеки ) , были родственной культурой ацтеков ( или мексиканцев а также аколуа и других — эти племена говорили на языке науатль и имели один и тот же общий пантеон с местными и племенными вариациями.
Название « Тепанекас » является производным термином, соответствующим их первоначальному мифическому городу Тепаноуайян (проходящий мимо), также известному как Тепано . Идеографически он представлен в виде камня, так как его этимология происходит от тепан (над камнями). [ а ] Их завоеванные территории получили название Тепанекапан (земля тепанеков) (букв. «над тепанеками»).
По общему мнению, его приветствовал в Мексиканской долине полулегендарный Чичимек. [ б ] правитель Шолотля , тепанеки поселились на западных берегах озера Тескоко . Под своим тлатоани , Акольнауакатлем, тепанеки захватили Аскапоцалько у коренных жителей. В начале 14 века Тезозомок привел тепанеков к пику их могущества; на тот момент они контролировали почти всю Мексиканскую долину, а также части долин Толука и Морелос . Местные источники сообщают, что Тезозомок дожил до возраста более 100 лет и прославился своим полководческим и государственным искусством.
Смерть Тезозомока в 1426 году привела его сыновей Таяцина и Маштлу к трону , причем Макстла, скорее всего, отравил Таяцина. В 1428 году Маштла был свергнут зарождающимся Тройственным союзом ацтеков , в который входили мексиканцы Теночтитлана и Аколуа Тескоко , а также собратья Маштлы тепанеки Тлакопана . С возникновением империи Тлакопан ацтеков стал преобладающим городом тепанеков, хотя Теночтитлан и Тескоко затмили Тлакопан по размеру и престижу.
Согласно традиции, пересобранной несколькими историками, тепанеки составляли одно из семи племен, начавших миграцию из Чикомостока (на языке науатль «Семь пещер»); место, которое не имеет определенного местоположения, и хотя в середине 20-го века общее мнение заключалось в том, что этим местом должен был быть Ла Кемада , по мнению более поздних исследователей, город должен был находиться к северу от Мексиканской долины. или в сторону древней Тулы, даже на холме Чиконаутла, к югу от Теотиуакана). Племени тепанека принадлежала, по их военной мощи, одна из лучших зон, где они основали Аскапоцалько, главный Альтепетль своей территории, известный как Тепанекапан.
Когда испанские конкистадоры прибыли в долину Мексики, племя тепанека попало в состав Тройственного союза во главе с Теночтитланом и не смогло остаться как этническая группа. Мы знаем об их существовании благодаря упоминаниям в историях, основанных на доиспанских традициях кодексов, составленных новоиспанскими историками.
Примечания
[ редактировать ]- ^ Населения под названием «Тепан» нет. Тем не менее Тепаноуайян не только визуализируется как мифическое место, но также используется в официальных колониальных документах для обозначения других городов Тепанека, таких как Аскапоцалько-Тепаноуайян, Тлакопан-Тепаноуайян, Койоуакан-Тепаноуайян, даже недалеко от Атлакуиуаяна существовало население с то же имя. Ценность города могла быть связана с его географическим положением, поскольку это было место, где можно было «перейти» на другую сторону озера Тескоко.
- ^ Термин «чичимек» в контексте этой статьи относится не к коренным народам на севере Мексики, а к идее древнего мезоамериканского населения о кочевых и полукочевых людях из Аридоамерики . Фактически, после падения Тулы в XII веке произошла массовая миграция племен, которые ранее были интегрированы в политическое единство тольтеков (обычно признаваемое другими племенами с желанием приобрести или ассимилировать культуру, унаследованную этими группами). а также кочевые и полукочевые группы, мигрирующие с севера. Так, обосновавшиеся в долине Мексики племена, считающие себя наследниками культурного наследия тольтеков, применяли к северным мигрантам термин чичимека, поскольку, по мнению Диего Муньоса Камарго, он означал «дикие люди», указывая, что «имя доходы людей, которые ели сырое мясо, пили и сосали кровь убитых ими животных, что на мексиканском жаргоне означает «чичилизтли» ( Historia de Тласкала , Издание Германа Васкеса, Cronicas de América 42 , Дастин, Мадрид, стр. 84). Это означает, что чичимека происходит от глагола науатль «чичи», что означает «сосать», и презрительно применяется к «нецивилизованным» привычкам этих племен. В этом контексте термин чичимека, используемый древними науа, не означает этническое происхождение, общее для народа, которого так называли, а является уничижительным термином, относящимся к дикарям, варварам или деревенским жителям. Тем не менее, интересно отметить, что практически все племена в долине Мехико ссылаются на свое происхождение от чичимеков, превознося воинские достоинства кочевых племен, суровых и с выдающимся прошлым (см.: Фернандо де Альва Иштлильшочитль, Obras Históricas , том II) . , глава XV, стр. 39, и глава XXXII, стр. 82, в которых автор делает акцент на ассоциации с. acolhuas легендарной линии чичимека Шолотль из Тенаюки).
Сноски
[ редактировать ]- ↑ Даты различаются в зависимости от источника, включая 1152 г. н. э. в Anales de Tlatelolco , 1210 г. из Чимальпахина и 1226 г. из Иштлильшочитля (в интерпретации Смита, стр. 169).
Ссылки
[ редактировать ]- Сантамарина Новилло, Карлос (2006). Система господства ацтеков. Империя Тепанеков . Фонд испанского университета, Мадрид.
- Смит, Майкл Э. (1984). «Ацтланские миграции в хрониках науатля: миф или история?» ( формате PDF Онлайн-факсимиле в ) . Этноистория . 31 (3). Колумбус, Огайо: Американское общество этноистории : 153–186. дои : 10.2307/482619 . ISSN 0014-1801 . JSTOR 482619 . OCLC 145142543 .