Jump to content

Женщины в истории Церкви

Коронованная Мадонна Делла Страда в церкви Джезу в Риме.

Женщины в истории Церкви играли самые разные роли в жизни христианства, в частности, как созерцатели, медицинские работники, педагоги и миссионеры. До недавнего времени женщины, как правило, исключались из епископских и духовных должностей в определенных христианских церквях; однако большое количество женщин оказали влияние на жизнь церкви: от современников Иисуса до последующих святых, богословов, докторов церкви , миссионеров, настоятельниц, монахинь, мистиков, основателей религиозных институтов , военачальников, монархов и мучеников. .

Христианство возникло из окружающих патриархальных обществ, которые ставили мужчин на руководящие посты в браке, обществе и правительстве, и, хотя религия ограничивала членство в священстве только мужчинами, в первые века своего существования она предлагала женщинам повышенный социальный статус и быстро нашла широкий круг поклонников среди женщин. За исключением восточнохристианских церквей, [ 1 ] в большинстве конфессий женщины составляли большинство посетителей церкви с начала христианской эпохи и до настоящего времени. [ 2 ] Позже, будучи религиозными сестрами и монахинями, женщины стали играть важную роль в христианстве через монастыри и аббатства и на протяжении всей истории продолжали принимать активное участие, особенно в создании школ, больниц, домов престарелых и монашеских поселений. Женщины составляют подавляющее большинство членов посвященной жизни в Католической церкви, крупнейшей из христианских церквей. В последние десятилетия рукоположение женщин становится все более распространенным в некоторых протестантских церквях. Мирянки также принимают активное участие в жизни церквей, поддерживая общественную работу приходов.

В римском католицизме и восточном православии особое место почитания отведено Марии, Матери Иисуса, которая сохранила образец материнской добродетели в центре своего видения христианства. [ 3 ] Однако преданность Марии , как правило, не является особенностью реформатского христианства .

Апостольский век

[ редактировать ]

Новый Завет

[ редактировать ]
Христос в доме Марфы и Марии , Диего Веласкес , 1618 год. Этот евангельский эпизод предполагает, что Иисус порвал с условностями своего времени и давал религиозное наставление женщинам.

В Новом Завете Библии упоминается ряд женщин из ближайшего окружения Иисуса (в частности, его мать Мария , для которой католическая церковь и восточное православие занимают особое почетное место, и святая Мария Магдалина , обнаружившая пустую гробницу Иисуса). Христос), хотя католическая церковь учит, что Христос назначал только апостолов- мужчин (от греческого apostello «посылать»). [ 4 ]

Мария Магдалина на коленях в сцене Stabat Mater Габриэля Вугера , 1868 год.

Среди наиболее известных рассказов об Иисусе, непосредственно затрагивающих вопросы морали и женщин, можно назвать историю об Иисусе и женщине, взятой в прелюбодеянии , из стихов 7:53–8:11 Евангелия от Иоанна . В этом отрывке описывается противостояние между Иисусом , книжниками и фарисеями женщину, уличенную в прелюбодеянии по поводу того, следует ли побивать камнями . Иисус стыдит толпу, заставляя ее разойтись, и предотвращает казнь знаменитыми словами: «Кто из вас без греха, пусть первый брось в нее камень ». Согласно этому отрывку, «слышавшие это, будучи обличены своей совестью, выходили один за другим, начиная со старшего и до последнего», предоставив Иисусу обратиться к женщине и сказать: «Иди и не греши». более".

Еще одна история, содержащаяся в Евангелиях и касающаяся отношения Иисуса к женщинам, — это история Иисуса в доме Марфы и Марии . В этой истории Мария сидит у ног Иисуса, пока он проповедует, а Марфа трудится на кухне, готовя еду. Когда Марфа жалуется Марии, что ей следует вместо этого помогать на кухне, Иисус говорит, что, наоборот, «Мария избрала то, что лучше» ( Лк. 10:38–42 , Новая международная версия ).

С самого начала ранней христианской церкви женщины были важными членами движения, хотя большая часть информации в Новом Завете о работе женщин упускалась из виду. [ 5 ] Поскольку источники информации, исходящие из церкви Нового Завета, были написаны и истолкованы мужчинами, многие предполагали, что это была «мужская церковь». Недавно ученые начали искать в мозаиках, фресках и надписях того периода информацию о роли женщин в ранней церкви. [ 5 ]

Историк Джеффри Блейни писал, что женщины были более влиятельными в период краткого служения Иисуса, чем в следующую тысячу лет христианства. Блейни указывает на несколько евангельских рассказов о том, как Иисус передавал важные учения женщинам: его встреча с самаритянкой у колодца , его помазание Марией Вифанской , его публичное восхищение бедной вдовой, пожертвовавшей несколько медных монет Храму в Иерусалиме , его шаг на помощь женщине, обвиняемой в прелюбодеянии, и присутствие Марии Магдалины рядом с ним, когда он был распят. Блейни заключает, что «поскольку положение женщин в Палестине было невысоким, доброта Иисуса к ним не всегда одобрялась теми, кто строго придерживался традиций». [ 6 ]

При распятии Иисуса присутствовали женщины-ученицы ( Матфея 27:55 ). Сообщалось, что первыми свидетелями воскресения стали женщины, главным из которых была Мария Магдалина . Она была не только «свидетельницей», но и называлась «посланницей» воскресшего Христа. [ 7 ]

Собрания в домах верующих

[ редактировать ]

Со временем в домах верующих организовывались группы христиан. Те, кто мог предложить свой дом для встреч, считались важными в движении и брали на себя руководящие роли. [ 8 ] Евангелия Нового Завета признают, что женщины были среди первых последователей Иисуса. Ученицы-еврейки, в том числе Мария Магдалина , святая Иоанна и Сусанна , сопровождали Иисуса во время его служения и поддерживали его из своих личных средств. [ 9 ] Хотя детали этих евангельских историй могут быть подвергнуты сомнению, в целом они отражают выдающуюся историческую роль, которую женщины сыграли в служении Иисуса в качестве учениц.

Раннее распространение христианства

[ редактировать ]
Павел пишет свои послания (изображение XVI века). Существует много споров об отношении Святого Павла к женщинам в церкви, однако его раннее письмо к Галатам бросило вызов господствующей культуре и предложило видение гендерного равенства: «нет ни мужчины, ни женщины; ибо все вы одно в Иисусе Христе». ".

Историк Джеффри Блейни пишет, что женщины, вероятно, составляли большинство в раннехристианских общинах. [ 10 ] Такое большое число женщин, вероятно, отчасти объяснялось неформальной и гибкой организацией ранней церкви, предлагающей женщинам значительную роль. Еще одним фактором является отсутствие разделения между духовенством и мирянами. Лидерство было разделено между мужчинами и женщинами в соответствии с их «дарами» и талантами. «Но еще более важным, чем церковная организация, было то, как евангельская традиция и сами Евангелия, а также писания Павла, могли быть истолкованы как выводящие женщин за пределы молчания и подчинения». [ 11 ] Женщины также могли быть вынуждены перейти из иудаизма в христианство из-за табу и ритуалов, связанных с менструальным циклом, а также из-за предпочтения в обществе детей мужского пола перед женского пола. [ 12 ]

В своей «Краткой истории христианства » Джеффри Блейни писал, что ранние христиане «сочувствовали женщинам»:

В то время как ни еврейская, ни римская семья не могли согреть сердца современной феминистки, ранние христиане симпатизировали женщинам. Сам Павел в своих ранних произведениях настаивал на равенстве мужчин и женщин. Его письмо к галатам бросало решительный вызов господствующей культуре, и его слова, должно быть, удивили женщин, впервые столкнувшихся с христианскими идеями: «нет ни мужчины, ни женщины; ибо все вы одно во Иисусе Христе». Женщины в равной степени участвовали в так называемой Вечере Господней или Евхаристии, что является высоким подтверждением равенства. [ 13 ]

Далее Блейни отмечает, что «споры об отношении Павла к женщинам будут продолжаться и продолжаться», поскольку в более поздних письмах, приписываемых Павлу, написано: «Женщины ваши да хранят молчание в церквях», хотя в другом месте Павел устанавливает правила для женщины для молитвы и пророчества во время богослужений.

Раннехристианские тексты относятся к различным женщинам-активисткам ранней церкви. Одной из таких женщин была святая Присцилла , еврейская миссионерка из Рима, которая, возможно, помогла основать христианскую общину в Коринфе. Она путешествовала в качестве миссионера со своим мужем и святым Павлом и обучала еврейского интеллектуала Аполлоса . Среди других — четыре дочери Филиппа Евангелиста из Кесарии Палестинской, которые, как говорили, были пророками и принимали у себя дома Святого Павла. Однако некоторые люди, в том числе автор Деяний, не считали женщин истинными миссионерами или лидерами сами по себе, даже несмотря на то, что они совершали добрые дела в обществе. [ 14 ] Вдовы, например, признавались группой общества, но не допускались в священнический сан. Хотя женщины действительно играли роль в раннем христианстве, поскольку христианство стало формализованным с помощью таинств и иерархии или церковного служения, ранние общественные роли женщин были ограничены и регламентированы. [ 14 ]

Спорно равноправное партнерство между мужчинами и женщинами

[ редактировать ]

Мужчины и женщины в браке имеют равные партнерские отношения в ранней церкви. В Библии есть много цитат, исследующих это равенство. Одной из подлинных христианских традиций является «Жены, повинуйтесь своим мужьям, как Господу», а «Мужья, любите своих жен, как и Христос возлюбил Церковь и отдал Себя за нее». [ 15 ] Любить и прилагать усилия в браке должны не только женщины, но и мужчины. Это равенство создает благоприятную основу для брака. Еще одна цитата из Библии: «Мы все одно в Иисусе Христе». [ 16 ] Во времена раннего христианства это была новая концепция, которую практиковали и проповедовали. Единство человечества между мужчиной и женщиной было определяющей чертой этой новой религии. Как говорилось ранее, женщинам было предоставлено равенство путем добавления титула дьякона (дьякониссы). Эта традиция продолжалась до 15 века и до сих пор сохраняется в некоторых женских монастырях восточных церквей и протестантских церквях. В христианской ортодоксии функция двух полов является подлинной (иметь равные роли) и рассматривается как взаимное общение. По словам Иисуса Христа, и мужчины, и женщины должны приносить любовь и жертву. Православный текст гласит, что православная женщина не должна чувствовать себя хуже мужчины только потому, что она не может стоять перед святым алтарем, ибо все в церкви есть результат сотрудничества. [ 15 ] Равенство полов в христианской церкви дает женщинам больше власти и не ограничивает их потенциал. Хотя некоторые должности были запрещены для женщин, они все равно могли участвовать в жизни церкви. Равное партнерство между мужчиной и женщиной проявляется не только в религиозном аспекте христианства, но также в общественной и семейной жизни.

Святоотеческий возраст

[ редактировать ]
Икона V века святой отшельницы Марии Египетской в окружении сцен из ее жития (XVII век, Белый город )

В первые века христианства есть свидетельства активного участия женщин в жизни общин. Женщины служили дьяконами , а состоятельные дамы, такие как Лидия Филиппийская, финансистами. Женщины, вероятно, составляли большинство христиан. Блейни отмечает, что примерно к 300 году нашей эры женщины стали настолько влиятельными в делах церкви, что языческий философ Порфирий «жаловался, что христианство пострадало из-за них». [ 17 ] Тем не менее, к концу патристической эпохи в церковных делах утвердилась мужская иерархия, а приходами управляли священники и епископы. [ 10 ]

Женщина с таким же интеллектом

[ редактировать ]

По мнению юриста и апологета Минуция Феликса , женщины рождаются с теми же способностями, что и мужчины, среди прочего:

Поскольку мой брат использовал такие выражения, как будто он «досадовал» и «возмущался», что неграмотные, бедные и неквалифицированные люди спорят о небесных вещах, пусть он знает, что все люди рождаются одинаковыми, со способностью и способностью рассуждать и чувствовать. , без предвзятости к возрасту, полу и достоинству... [ 18 ]

Министерство ограничено мужчинами

[ редактировать ]

С ранней святоотеческой эпохи должности учителя и священнослужителя были зарезервированы для мужчин в большей части церкви на Востоке и Западе. [ 19 ]

Отцы Церкви о роли женщины

[ редактировать ]

Ориген (185–254 гг. н.э.) утверждал, что:

Даже если женщине позволено явить знак пророчества, ей, тем не менее, не разрешается выступать в собрании. Когда Мирьям пророчица говорила, она руководила женским хором... Ибо [как заявляет Павел] «Я не позволяю женщине учить», и тем более «указывать мужчине, что делать». [ 20 ]

Историк Филип Шафф записывает учение отцов ранней церкви III и IV веков относительно 1 Кор. 14:34,35,

Тертуллиан , латинский отец второго века, писал: «Женщине не разрешается говорить в церкви. Она не может также учить, крестить, предлагать или претендовать на какую-либо функцию, присущую мужчине, и менее всего на священническую должность. ." ( «О покрове девственниц» ).

Женщины-святые

[ редактировать ]
Святая Елена, мать императора Константина

В число женщин, почитаемых как святые этих первых веков, входят несколько мучеников, пострадавших от преследований христиан в Римской империи , такие как Агнесса Римская , Святая Сесилия , Агата Сицилийская и Бландина . В поздней античности Святая Елена была христианкой, супругой императора Констанция и матерью императора Константина I. Таким образом, ее роль в истории имеет огромное значение, поскольку ее сын Константин посредством Миланского эдикта сделал толерантность к различным религиозным практикам, включая христианство, законной во всей Римской империи, и сам стал новообращенным, положив конец многовековому жестокому обращению с христианами. Точно так же святая Моника была благочестивой христианкой и матерью святого Августина Гиппопотама , который после своенравной юности обратился в христианство и стал одним из самых влиятельных христианских богословов всей истории.

Другие женщины внесли свой вклад в развитие раннехристианского монашества , ища искупления в пустыне, как в случае с отшельницей Святой Марией Египетской (ок. 344–421 гг. н. э.), которую почитают в западном, восточном, восточном и африканском христианстве, за то, что она вступила в жизнь. покаяния и молитвы в пустынях за рекой Иордан, после прибытия из Египта в качестве проститутки. [ 21 ]

Средний возраст

[ редактировать ]
Владимирская Богоматерь , одно из самых святых средневековых изображений Богородицы .

Когда Западная Европа перешла от классической эпохи к средневековой, мужская иерархия с Папой на вершине стала центральным игроком в европейской политике, однако на различных уровнях внутри Церкви также появилось много женщин-лидеров. На Востоке подобная мужская иерархия преобладала вокруг Константинопольского Патриарха. женщины стали играть активную роль в религии Однако после падения Рима : процветал мистицизм, а монашеские монастыри и женские общины стали мощными институтами в Европе. Преданность Марии расцвела, положив образец материнской добродетели в сердце западной цивилизации.

На Западе Римско-католическая церковь оказала главное объединяющее культурное влияние в Европе в средние века благодаря ее выбору из латинского обучения, сохранению искусства письма и централизованному управлению через сеть епископов . На Востоке эта роль досталась Православной церкви и Византийской империи (церкви раскололись в 1054 г.). В Римско-католической и Восточной Православной церкви священство и зависящие от него служения, такие как епископ , патриарх и папа , были ограничены мужчинами. Первый Оранский собор (441 г.) запретил рукоположение женщин в диаконат. [ 19 ]

С установлением христианского монашества женщинам стали доступны и другие влиятельные роли. Начиная с V века, христианские монастыри предоставили некоторым женщинам альтернативу пути замужества и воспитания детей, позволили им приобрести грамотность и образование, а также играть более активную религиозную роль. В то время как неаристократические женщины были во многих отношениях исключены из политической и торговой жизни в средние века, ведущие церковные женщины были исключением. Средневековые аббатисы и женщины-настоятельницы монашеских домов были влиятельными фигурами, чье влияние могло соперничать с влиянием епископов и аббатов-мужчин: «Они обращались с королями, епископами и величайшими лордами на условиях полного равенства; ... они присутствовали на всех великих религиозных собраниях». и национальных торжествах, при освящении церквей, и даже, подобно королевам, принимала участие в обсуждениях национальных собраний...». [ 22 ]

Главным представителем Церкви в эпоху Высокого Средневековья (11-13 вв.) был Фома Аквинский . [ 23 ] один из 33 докторов Римско-католической церкви и известный богослов 13 века.

Дева Мария и святые женщины

[ редактировать ]
Собор Парижской Богоматери — один из многих важных соборов, названных в честь Марии , матери Иисуса.

Джеффри Блейни пишет, что женщины играли более заметную роль в жизни Церкви в средние века, чем в любой предыдущий период ее истории, поскольку женщины инициировали ряд церковных реформ. Блейни ссылается на постоянно растущее почитание Девы Марии и Марии Магдалины как на свидетельство высокого положения христианок в то время. Ирландская агиография сообщает, что, когда Европа вступала в средневековье, настоятельница святой Бригиты Килдэрской основывала монастыри по всей Ирландии. Кельтская церковь сыграла важную роль в восстановлении христианства в Западной Европе после падения Рима , отчасти благодаря работе таких монахинь, как Бригид. [ 24 ]

Доктор Церкви Святая Екатерина Сиенская была влиятельным богословом XIV века, которая работала над возвращением Авиньонского папства в Рим.

В средние века Дева Мария становилась все более важной для христианского богослужения. Ей были присвоены такие титулы, как Богородица и Царица Небесная. Праздник Марии Магдалины всерьез отмечался с VIII века, и ее портреты создавались на основе евангельских упоминаний о других женщинах, которых встречал Иисус. [ 25 ]

Историк искусства Кеннет Кларк писал, что если брать искусство в качестве ориентира, то только с XII века культ Богородицы стал апеллировать к массовому воображению на Западе. Ей были посвящены великие соборы Франции: Нотр-Дам де Пари , Амьен , Лан , Руан и Реймс . Шартрский собор особенно почтил Марию изысканным великолепием своей архитектуры. Святой Бернар Клервоский проповедовал о ней как об идеале красоты и посреднике между человечеством и Богом. [ 26 ]

Святая Клара Ассизская была одной из первых последователей святого Франциска Ассизского . Она основала Орден бедных дам , созерцательный монашеский религиозный орден для женщин францисканской традиции , и написала «Правило жизни» — первое известное монашеское правило, написанное женщиной. После ее смерти основанный ею орден был назван в ее честь Орденом Святой Клары, который сегодня обычно называют « Бедные Клары» . [ 27 ]

Святая Екатерина Сиенская (1347–1380) была доминиканским высшим ученым и мистиком, имевшим значительное влияние. В 1970 году она была провозглашена Учителем Церкви. По мнению ее современников, она обладала высоким уровнем духовной проницательности, она работала с больными и бедными. переживал «видения», собирал учеников и участвовал в самых высоких уровнях общественной жизни посредством писем князьям Италии, консультаций с папскими легатами и выступая в качестве дипломата на переговорах между городами-государствами Италии. Она выступала за реформу духовенства и сыграла важную роль в убеждении Папы Григория XI покинуть Авиньон и восстановить Святой Престол в Риме. [ 28 ]

В монашеские ордена вошли ключевые католические деятели, такие как Доктор Церкви Тереза ​​Авильская , чье влияние на такие практики, как христианская медитация, продолжается и по сей день. [ 29 ] [ 30 ]

Святая Жанна Д'Арк

Вероятно, самой известной католической святой того периода является святая Жанна д'Арк . Считавшаяся национальной героиней Франции, она начала жизнь как набожная крестьянская девушка. Говорят, что, как и другие святые того периода, Жанна пережила сверхъестественные диалоги, которые дали ей духовное прозрение и направили ее действия, но в отличие от типичных героинь того периода, она облачилась в мужскую одежду и, заявляя о божественном водительстве, разыскала короля Карла VII. Франции предложить помощь в военной кампании против англичан. Взяв в руки меч, она добилась военных побед, прежде чем попасть в плен. Затем ее английские похитители и их бургундские союзники устроили суд над ней как «ведьмой и еретиком», после чего она была сожжена на костре . Позднее папское расследование признало суд незаконным. Героиня французов, симпатии к Жанне росли даже в Англии, и в 1909 году она была канонизирована как святая. [ 31 ]

Монархи от средневековья до пореформации

[ редактировать ]
Святая Ольга Киевская

Сеть европейских монархий установила власть по всей Западной Европе в период Средневековья. Мужчинам, как правило, отдавалось преимущество при правлении в качестве монарха, однако аристократические женщины могли добиться влияния. Ряд таких женщин был выделен как образцовые христианки Папой Иоанном Павлом II в его письме Mulieris Dignitatem о достоинстве и призвании женщин: Ольга Киевская , Матильда Тосканская , Ядвига Силезская , Ядвига Польская и Елизавета Венгерская . [ 32 ]

Первой русской правительницей, принявшей христианство, была Ольга Киевская около 950 года нашей эры. Она является важной фигурой в распространении христианства в России, ее поминают как католическая, так и православная церкви. Итальянская дворянка Матильда Тосканская (1046–1115) запомнилась своими военными достижениями и тем, что была главной итальянской сторонницей Папы Григория VII во время спора об инвеституре . Святая Ядвига Силезская (1174–1243) поддерживала бедных и церковь в Восточной Европе, а Ядвига Польская правила как монарх Польши и в католической церкви почитается как покровительница королев и «объединенной Европы». Святая Елизавета Венгерская (1207–1231) была символом христианской благотворительности, которая использовала свое богатство для открытия больниц и ухода за бедными.

Святая Ядвига Польская – покровительница королев католической церкви.

), спонсировавшая в 1492 году миссию Христофора Колумба по пересечению Атлантики, Испанская королева Изабелла I Кастильская (известная как Изабелла Католическая сыграла важную роль в развитии католицизма как глобальной религии. Ее брак с Фердинандом II Арагонским обеспечил единство Испанского королевства, и королевская чета имела равную власть. Затем католические монархи завоевали последний мавританский бастион в Испании в Гранаде в январе 1492 года, а семь месяцев спустя Колумб отплыл в Америку. Католическая энциклопедия называет Изабеллу чрезвычайно способным правителем, который «способствовал обучению не только в университетах и ​​среди дворян, но и среди женщин». Об Изабелле и Фердинанде говорится: «Хорошее правительство католических монархов довело процветание Испании до апогея и открыло золотой век этой страны». [ 33 ]

Королева Елизавета I

Реформация прокатилась по Европе в 16 веке. Отлучение протестантов от церкви лидерами Римско-католической церкви положило конец многовековому единству западного христианского мира . Отказ Папы Климента VI аннулировать брак короля Генриха VIII с Екатериной Арагонской привел к тому, что Генрих утвердился в качестве верховного правителя церкви в Англии. Мария I Английская была его старшей дочерью. Она унаследовала трон и казнила свою сводную сестру-протестантку леди Джейн Грей, которую называли Королевой Девяти Дней . Мария была дочерью Екатерины Арагонской и поэтому осталась верной Риму и стремилась восстановить Римскую церковь в Англии. Ее восстановление римского католицизма было отменено после ее смерти в 1558 году ее преемницей и младшей сводной сестрой Елизаветой I. Между Елизаветой и католичкой Марией, королевой Шотландии , возникло соперничество, окончательно урегулировавшееся казнью Марии в 1587 году. Религия наследника или супруги монарха усложняла смешанные браки между королевскими домами на протяжении последующих столетий.

Супругам императоров Священной Римской империи был присвоен титул императрицы Священной Римской империи . Трон был зарезервирован для мужчин, хотя женщины, такие как Феофану и Мария Терезия Австрийские , контролировали власть и фактически служили царствующими императрицами. Могущественная Мария Терезия получила свое право на трон Габсбургской монархии посредством Прагматической санкции 1713 года , разрешавшей женское правопреемство, но ей пришлось вести Войну за австрийское наследство, чтобы обеспечить свое право на царствование. После побед ее муж, Франциск Стефан , был избран императором Священной Римской империи в 1745 году, подтвердив статус Марии Терезии как европейского лидера. Либерально настроенная самодержица, она была покровительницей науки и образования и стремилась облегчить страдания крепостных. В отношении религии она проводила политику cujus regio, ejus religio , сохраняя при дворе католические обряды и не одобряя иудаизма и протестантизма, но восхождение ее сына на пост императора-соправителя привело к ограничению власти церкви в Империи. Она правила 40 лет и имела 16 детей, включая Мария-Антуанетта , злополучная королева Франции. [ 34 ]

Период Реформации и барокко

[ редактировать ]
Кэтрин Бора

Протестантская Реформация закрыла монастыри в реформатских районах, что фактически лишило протестантских женщин возможности полноценной религиозной деятельности, а также предоставило некоторым женщинам возможность заниматься академической деятельностью. [ 35 ]

Однако некоторые монастыри (например, аббатство Эбсторф недалеко от города Ильцен и аббатство Бурсфельде в Бурсфельде ) приняли лютеранскую веру. [ 36 ] Многие из этих монастырей в Восточной Европе были закрыты коммунистическими властями после Второй мировой войны. Их иногда называют даменстифт . Одним из известных членов damenstift была Катарина фон Шлегель (1697–1768), написавшая гимн, который был переведен на английский язык как « Успокойся, душа моя, Господь на твоей стороне» . Помимо аббатств в Люне , сегодня открыты три исключительно женских лютеранских ордена для женщин: Сообщество Кастеллерского кольца , Дочерей Марии и Евангелическое сестричество Марии . Хотя Communität Christusbruderschaft Selbitz является смешанным, оно почти полностью состоит из женщин. Однако другие монастыри добровольно закрылись во время Реформации. Например, после того, как Екатерина Мекленбургская решила бросить вызов своему мужу-католику и переправить лютеранские книги Урсуле Мюнстербергской и другим монахиням, Урсула (в 1528 году) опубликовала 69 статей, обосновывающих причины их ухода из монастыря. Сам Мартин Лютер учил, что «жена должна оставаться дома и присматривать за делами домашнего хозяйства, как человек, лишенный возможности управлять теми делами, которые находятся вне дома и касаются государства…». [ 37 ] Среди многих монахинь, которые предпочли домашнюю жизнь монашеской жизни, была жена Мартина Лютера, Катерина фон Бора . Жан Кальвин соглашался с тем, что «место женщины — в доме». [ 38 ]

Большинство протестантских церквей придерживались традиционной позиции. [ 39 ] и до 20 века ограничивал руководящие и проповеднические функции внутри Церкви мужчинами, хотя раньше были исключения среди некоторых групп, таких как квакеры , и внутри некоторых пятидесятнических движений святости . [ 40 ]

В 1569 году лютеранка Магдалена Хеймайр стала первой женщиной, чьи сочинения были внесены в Index Librorum Prohibitorum . Она опубликовала серию педагогических сочинений для детей младшего возраста, а также писала стихи. Кальвинистка Энн Локк была переводчицей и поэтессой, опубликовавшей первый английский сонет. В 1590 году Кристина Гессенская опубликовала лютеранский сборник псалмов Geistliche Psalmen und Lieder .

Джон Нокс (1510–1572) также отрицал право женщин на управление в гражданской сфере, как он утверждал в своем знаменитом « Первом трубном звуке против чудовищного женского полка» .

Баптистский богослов доктор Джон Гилл (1690–1771) комментирует 1 Коринфянам 14:34,35, заявляя:

В Бытие 3:16: «Вожделение твое будет к мужу твоему, и он будет господствовать над тобою». Этим апостол хотел бы показать, что причина, по которой женщинам не следует говорить в церкви, проповедовать и учить публично или участвовать в служении, заключается в том, что это является актом силы и власти; правления и правления, и тем самым противоречит тому подчинению, которого Бог в Своем законе требует от женщин мужчинам. В подобных случаях необыкновенные случаи Деборы, Олды и Анны не следует превращать в правило или пример. [ 41 ]

Основатель методистов Джон Уэсли (1703–1791) и методистский богослов Адам Кларк (1762–1832) оба поддерживали мужское главенство, но допускали, что духовные христианские женщины могут публично выступать на церковных собраниях, если они «находятся под необычайным импульсом Духа» (Уэсли ), [ 42 ] и что такие люди должны подчиняться этому влиянию, и что «апостол излагает в главе 11 указания, как регулировать ее внешний вид, когда она работает таким образом». (Кларк) [ 43 ] Пуританский богослов Мэтью Пул (1624–1679) согласился с Уэсли, добавив: «Но если оставить в стороне тот исключительный случай особого возбуждения, [сильное Божественное влияние], несомненно, было незаконно, чтобы женщина говорила в церкви». [ 44 ]

Мэтью Генри (1662–1714) в своих комментариях развлекает возможность «молиться и произносить гимны, вдохновленные» женщинами, поскольку таковые «не учат». [ 45 ]

В «Очень краткой истории мира » Джеффри Блейни писал, что, упразднив институт монастырей, Реформация сначала косвенно уменьшила власть женщин, поскольку монастыри были местами, где женщины могли достичь власти и влияния, как в Цюрихе, где бенедиктинские аббатисы помогали управлять городом. Однако протестантская вера в то, что все люди должны иметь возможность читать Библию, писал Блейни, привела к росту грамотности женщин в результате открытия новых школ и введения обязательного образования для мальчиков и девочек в таких местах, как Лютеранская Пруссия с 1717 года. [ 46 ]

Пьета Микеланджело

Общий принцип протестантских реформаторов заключался в том, что преданность Марии , «культ Марии» и «культ святых» должны быть отвергнуты. Таким образом, в общинах Европы и Северной Америки, принявших протестантизм, многовековые ритуалы и теология Связанные с Марией и формальной святостью, созданные католической традицией, были в значительной степени уничтожены после Реформации. Помимо закрытия монастырей, изображения Марии во многих случаях были снесены или обезглавлены. [ 26 ]

Тем временем католическая церковь ответила на Реформацию Контрреформацией , , которая включала в себя серию войн, а также буйную архитектуру в стиле барокко а искусство было воспринято как подтверждение веры, и были созданы новые семинарии и ордена для проведения миссий в далекие страны. [ 46 ] Важность преданности Марии в католической жизни твердо сохранялась. Таким образом, в христианстве возник новый раскол: с одной стороны, католицизм и православие сохранили место Марии в христианском искусстве и ритуалах; с другой стороны, новые протестантские церкви значительно уменьшили ее значение. [ 26 ] Многие женщины приняли мученическую смерть во время Контрреформации , в том числе Гернсийские мученики , три женщины, замученные за протестантизм в 1556 году. Одна женщина была беременна и родила во время сожжения, ребенка спасли, но затем приказали также сжечь. Третьих женщин, например, живущих в долине Деферегген , лишили детей, чтобы они могли воспитываться в католическом приюте.

Искусство эпохи Возрождения и барокко породило новые изображения женщин в христианском искусстве. По словам Кеннета Кларка, в то время как Мария была в средние века «верховной защитницей цивилизации», которая «научила расу жестких и безжалостных варваров добродетелям нежности и сострадания», в эпоху Возрождения Мария «стала также человеческой матерью». в котором каждый мог распознать качества тепла, любви и доступности». Эти человеческие качества были представлены католическими художниками, такими как Рафаэль в его портретах Мадонны с Младенцем, изображающими Марию с младенцем Иисусом, и Микеланджело в его статуе Пьета , изображающей Марию, держащую мертвое тело Иисуса после его распятия. В период барокко религиозные изображения женщин в католической Европе стали не только яркими, но часто очень чувственными, как в случае с « Экстазом святой Терезы» Джана Лоренцо Бернини . [ 26 ]

Новое время

[ редактировать ]
Сестры-католики и прокаженные дети на Гавайях в 1886 году. Женщины-католики сыграли центральную роль в развитии и функционировании многих систем образования и здравоохранения в современном мире .

На фоне промышленной революции ряд известных образовательных и религиозных институтов и расширения европейских империй в 17–19 веках католиками или для них был основан ; Женщины-христианки сыграли центральную роль в развитии и функционировании многих систем образования и здравоохранения в современном мире. Из других христианских традиций возникли такие женщины, как Флоренс Найтингейл , которые способствовали развитию современного сестринского дела. [ 47 ] К 21 веку несколько протестантских церквей рукополагали женщин, но центр христианства перемещался из Европы, и в то время как призвание к религиозной жизни на Западе сокращалось, обращение в христианство и религиозные призвания быстро расширялись в Африке и Азии.

Англиканке и медсестре Флоренс Найтингейл широко приписывают содействие развитию современного сестринского дела.

В рамках католицизма «Сестры милосердия» основала организацию Кэтрин Маколи в Дублине , Ирландия, в 1831 году, а ее монахини основали больницы и школы по всему миру. [ 48 ] Организация «Маленькие сестры бедняков» была основана в середине 19 века Святой Жанной Жюган недалеко от Ренна, Франция, для ухода за многими обедневшими пожилыми людьми, которые выстроились вдоль улиц французских городов и поселков. [ 49 ] В британских австралийских колониях первая канонизированная святая Австралии Мэри МакКиллоп в 1866 году стала соучредителем организации « Сестры святого Иосифа Святого Сердца» как образовательного религиозного института для бедных, и к моменту ее смерти ее религиозный институт основал 117 школ. и открыли приюты и приюты для нуждающихся. [ 50 ]

Кэтрин Хелен Спенс

Многие женщины-христианки сыграли важную роль в движении за избирательное право женщин , которое достигло своих первых успехов в британских австралийских колониях в конце XIX века и распространилось по всему демократическому миру. В Соединенных Штатах сестры- квакеры Гримке были первыми защитниками аболиционизма и прав женщин . [ 51 ] В Австралии -унитарист проповедник Кэтрин Хелен Спенс возглавила призывы к избирательному праву женщин и баллотировалась на политический пост после того, как парламент Южной Австралии стал первой современной юрисдикцией, разрешившей женщинам это делать. [ 52 ] В Северной Америке такие организации, как Женский христианский союз воздержания, агитировали за те же реформы. [ 53 ]

На протяжении большей части начала двадцатого века женщины-католики продолжали в больших количествах присоединяться к религиозным институтам, где их влияние и контроль были особенно сильны в сфере начального образования для детей, средней школы для девочек, а также в сфере ухода, больниц, приютов для престарелых и престарелых. учреждения по уходу. Второй Ватиканский собор 1960-х годов либерализовал ограничения католической религиозной жизни, особенно для религиозных женщин ; однако во второй половине 20-го века профессия женщин на Западе резко пошла на спад.

Был проведен ряд беатификаций и канонизаций женщин-католиков со всего мира: святая Жозефина Бахита была суданской рабыней, ставшей каносской монахиней ; Святая Катарина Дрексель (1858–1955) работала на коренных и афроамериканцев; Польский мистик Св. Мария Фаустина Ковальская (1905–1938) вела свой влиятельный духовный дневник; [ 54 ] и немецкая монахиня Эдит Штайн, убитая в Освенциме . [ 55 ]

Президент США Рональд Рейган вручает Матери Терезе Президентскую медаль свободы на церемонии в Белом доме, 1985 год.

Ряд христианских женщин вспоминают как мучеников борьбы с нацизмом во время Второй мировой войны. Католическая Польша пострадала от нацистской оккупации, и ряд женщин получили признание за свой героизм в этот период: в том числе 8 религиозных сестер и несколько мирянок из 108 польских мучеников Второй мировой войны и 11 сестер Святого Семейства Назарета, убитых гестапо. в 1943 году и известны как Святые Новогрудские мученики . Уроженка Швеции Элизабет Хессельблад в список « праведников среди народов » была включена Яд Вашем за работу ее религиозного института по оказанию помощи евреям в спасении от Холокоста . [ 56 ] Она и две британские женщины, мать Риккарда Бошан Хэмбро и сестра Кэтрин Фланаган, были причислены к лику блаженных за возрождение шведского ордена монахинь Бриджиттин и сокрытие десятков еврейских семей в своем монастыре во время нацистской оккупации Рима. [ 57 ]

В наше время, после Второго Ватиканского Собора , четыре католички были объявлены Докторами Церкви , что указывает на переоценку роли женщин в жизни этой Церкви: испанский мистик XVI века Св. Тереза ​​Авильская , итальянский мистик 14-го века Св. Екатерина Сиенская , французская монахиня 19-го века Святая Тереза ​​де Лизье (называемая Доктор Аморис или Доктор Любви) и немецкая монахиня 12-го века Святая Хильдегард Бингенская .

В то время как католицизм и православие придерживались традиционных гендерных ограничений при рукоположении в священники, рукоположение женщин в протестантских церквях в последние десятилетия становится все более распространенным явлением. По состоянию на 1996 год более половины всех американских протестантских конфессий рукополагают женщин. [ 58 ] хотя некоторые ограничивают официальные должности, которые может занимать женщина. Например, некоторые рукополагают женщин в военные или госпитальные капелланы, но запрещают им служить в общинах. Однако треть всех студентов семинарии (а в некоторых семинариях почти половина) — женщины. [ 59 ] [ 60 ]

Армия Спасения избрала Эванджелину Бут своей первой женщиной -генералом (мировым лидером) в 1934 году. Основатель армии Уильям Бут настаивал на гендерном равенстве, написав в 1908 году: «Каждый офицер и солдат должен настаивать на истине о том, что женщина так же важна и ценна, как и женщина». столь же способные и столь же необходимые для прогресса и счастья мира, как мужчины» и женщины занимали видные руководящие должности в истории организации. [ 61 ]

Барбара Клементина Харрис стала первой женщиной в мире, рукоположенной в епископа Епископальной церкви США, входящей в состав Англиканской общины. [ 62 ] хотя британские государи получили должность Верховного губернатора англиканской церкви , включая женщин — Елизавету I, Марию II, Анну, Викторию и Елизавету II, после своего восшествия на престол .

Среди самых известных женщин-миссионеров того периода была Мать Тереза ​​из Калькутты, которая была удостоена Нобелевской премии мира в 1979 году за свою работу по «оказанию помощи страждущему человечеству». [ 63 ] Она была беатифицирована в 2003 году, всего через шесть лет после ее смерти. [ 64 ]

Многие женщины-христианки и религиозные деятели были видными сторонниками в дебатах по социальной политике, как, например, американская монахиня Хелен Прежан , сестра святого Иосифа Медайского , которая является видным борцом против смертной казни и послужила вдохновением для голливудского фильма «Мертвец идет» . [ 65 ]

По оценкам, в 2016 году доля женщин (в возрасте 20 лет и старше) среди христианского населения мира составляет от 52 до 53 процентов. [ 66 ] [ 67 ] Исследовательский центр Pew изучил влияние пола на религиозность во всем мире и обнаружил, что женщины-христианки в 53 странах, как правило, более религиозны, чем мужчины-христиане. [ 67 ] В то время как христиане обоих полов в африканских странах с одинаковой вероятностью регулярно посещают службы. [ 67 ] По оценкам, в 2020 году доля женщин среди христианского населения мира составит около 51,6%. [ 68 ]

См. также

[ редактировать ]

Примечания и ссылки

[ редактировать ]
  1. ^ Ю. Глок, Чарльз (1967). Чтобы успокоить и бросить вызов . Издательство Калифорнийского университета. п. 41. ИСБН  9780520004863 .
  2. ^ Дэвид Марроу (2005, 2011), Почему мужчины ненавидят ходить в церковь. Нэшвилл, Теннесси: Томас Нельсон. ISBN   978-0785232155 .
  3. ^ Боймер, Ремигиус (1994). Лео Шеффчик (ред.). Marienlexikon (полное издание). Регенсбург: Institutum Marianum.
  4. ^ Коппитерс, Оноре. «Апостолы». Католическая энциклопедия. Том. 1. Нью-Йорк: Компания Роберта Эпплтона, 1907 г., 10 октября 2014 г.
  5. ^ Jump up to: а б Макхаффи, Барбара Дж. Ее история: женщины в христианской традиции. Крепость Пресс, 2006. ISBN   978-0-8006-3826-9 .
  6. ^ Блейни, Джеффри. Краткая история христианства , Пингвин-викинг; 2011 г.; стр. 19-20
  7. ^ Майш, Ингрид. тр. Линда М. Мэлони. Колледжвилл, Миннесота: Литургическая пресса, 1998. ISBN   0-8146-2471-5
  8. ^ Макдональд, Маргарет. «Чтение настоящих женщин через бесспорные послания Павла» в книге «Женщины и христианское происхождение», под ред. Росс Шеппард Кремер и Мэри Роуз Д'Анджело (Оксфорд: University Press, 1999), 204
  9. ^ Лк. 8:1–3
  10. ^ Jump up to: а б Блейни 2011 .
  11. ^ МакХаффи 2006 , с. 4.
  12. ^ Сойер, Дебора Ф. Женщины и религия в первые христианские века. Том. 1. Лондон: Психология, 1996. Печать. Религия в первые христианские века.
  13. ^ Блейни 2011 , с. 41.
  14. ^ Jump up to: а б Фергюсон, Эверетт. Энциклопедия раннего христианства. 2-е изд. Том. 2. Нп: Тейлор и Фрэнсис, 1999. Печать.
  15. ^ Jump up to: а б «Экуменическое обозрение». Семинары по православной духовности и роли женщины в Церкви.
  16. ^ Галатам 3:28
  17. ^ Блейни 2011 , с. 43.
  18. Октавиус, Глава 16.
  19. ^ Jump up to: а б Уильям Вайнрих, «Женщины в истории церкви», в книге Джона Пайпера и Уэйна Грудема (ред.), « Восстановление библейской мужественности и женственности» , Crossway, 1991.
  20. ^ Ориген, Фрагменты из комментариев к Посланию 1 к Коринфянам.
  21. ^ МакРори, Джозеф. «Святая Мария Египетская». Католическая энциклопедия. Том. 9. Нью-Йорк: Компания Роберта Эпплтона, 1910. 10 октября 2014 г.
  22. ^ Монталамбер, «Монахи Запада», Кн. XV., цитируется по Oestereich, Thomas. «Настоятельница». Католическая энциклопедия. Том. 1. Нью-Йорк: Компания Роберта Эпплтона, 1907 г., 10 октября 2014 г.
  23. ^ Фома Аквинский, Фома. Св. Фома Аквинский о политике и этике. Эд. и Транс. Пол Э. Зигмунд. WW Norton & Company, Inc, 1988 г.
  24. ^ Грэттан-Флад, Уильям. «Святая Бригита Ирландская». Католическая энциклопедия. Том. 2. Нью-Йорк: Компания Роберта Эпплтона, 1907 г., 10 октября 2014 г.
  25. ^ Блейни 2011 , стр. 155–159.
  26. ^ Jump up to: а б с д Кларк, Кеннет. Цивилизация , Би-би-си, СБН 563 10279 9; впервые опубликовано в 1969 году.
  27. ^ О'Хара, Эдвин. «Бедная Клэрс». Католическая энциклопедия. Том. 12. Нью-Йорк: Компания Роберта Эпплтона, 1911. 11 октября 2014 г.
  28. ^ Гарднер, Эдмунд. «Святая Екатерина Сиенская». Католическая энциклопедия. Том. 3. Нью-Йорк: Компания Роберта Эпплтона, 1908 г., 11 октября 2014 г.
  29. ^ Иган, Харви Д. (1991). Антология христианского мистицизма . Литургическая пресса. п. 438. ИСБН  978-0-8146-6012-6 .
  30. ^ Уильямс, Роуэн. Тереза ​​Авильская , 1991 год. ISBN   0-8264-7341-5, стр. vii
  31. ^ Терстон, Герберт. «Святая Жанна д'Арк». Католическая энциклопедия. Том. 8. Нью-Йорк: Компания Роберта Эпплтона, 1910. 11 октября 2014 г.
  32. Папа Иоанн Павел II, Женское достоинство , Издательство Ватикана, 15 августа 1988 г.
  33. ^ Амадо, Рамон Руис. «Изабелла I». Католическая энциклопедия. Том. 8. Нью-Йорк: Компания Роберта Эпплтона, 1910. 11 октября 2014 г.
  34. ^ Леффлер, Клеменс. «Мария Терезия». Католическая энциклопедия. Том. 9. Нью-Йорк: Компания Роберта Эпплтона, 1910. 11 октября 2014 г.
  35. ^ Аллен, Шарлотта. «Святая Женственность». Журнал религии, культуры и общественной жизни, 1999 г.
  36. ^ «Клостер Эбсторф» . Средневековые истории. 8 августа 2014 года . Проверено 20 ноября 2017 г. Впервые монастырь упоминается в 1197 году. Он принадлежит к группе так называемых Lüneklöstern (монастырей Люне), которые после протестантской Реформации стали лютеранскими монастырями. […] В настоящее время это один из нескольких лютеранских монастырей, поддерживаемых Монашеской палатой Ганновера (Klosterkammer Hannover), учреждением бывшего Ганноверского королевства, основанным его принцем-регентом, впоследствии королем Соединенного Королевства Георгом IV, в 1818 году. в целях управления и сохранения имений лютеранских монастырей.
  37. ^ Лютер, Мартин. Лекции по Бытие 3:11.
  38. ^ Кальвин, Джон. «Проповедь господина Иоанна Калуина по поводу послания святого Павла к Титу.
  39. ^ Златоуст, Иоанн. Проповеди: О св. Иоанне Златоусте, архиепископе Константинопольском, на первое послание св. апостола Павла к Коринфянам ( Библиотека отцов святой Католической церкви ). Том 2. Паб: Ф. и Дж. Ривингтон (1845 г.), Интернет: 17 января 2010 г. [1]
  40. ^ Пирс и Гротуис, «Открытие библейского равенства» (2-е изд. 2005 г.) , Downer's Grove, IVP, стр. 36–52.
  41. ^ Гилл, 1 Коринфянам 14:34.
  42. ^ [2] , Заметки Джона Уэсли о Библии, 1 Кор. 14:34,35
  43. ^ Комментарий Адама Кларка ко всей Библии , 1 Кор. 14:34,35
  44. ^ Пул, Аннотации к Библии (1852 г.)
  45. ^ «Инструменты для онлайн-изучения Библии – Библиотека ресурсов» . Инструменты для изучения Библии . Проверено 12 июля 2020 г.
  46. ^ Jump up to: а б Джеффри Блейни; Очень короткая история мира; Пингвин; 2004.
  47. ^ "Флоренс Найтингейл"
  48. ^ Остин, Мэри Станислас. «Сестры милосердия». Католическая энциклопедия. Том. 10. Нью-Йорк: Компания Роберта Эпплтона, 1911. 11 октября 2014 г.
  49. ^ Келли, Бланш Мэри. «Маленькие сестры бедняков». Католическая энциклопедия. Том. 12. Нью-Йорк: Компания Роберта Эпплтона, 1911. 11 октября 2014 г.
  50. ^ «Мэри МакКиллоп станет первой святой Австралии 17 октября» . news.com.au. ​19 февраля 2010 г.
  51. ^ «Учетная запись пользователя | Институт американской истории Гилдера Лермана» . www.gilderlehrman.org . Проверено 28 августа 2020 г.
  52. ^ Ид, Сьюзен. «Спенс, Кэтрин Хелен (1825–1910)», Австралийский биографический словарь.
  53. ^ Национальный совет женщин Канады
  54. ^ Морно, Роберт. «Святые ХХ века», американский католик.
  55. ^ "Тереза ​​Бенедикт Креста Эдит Штайн (1891-1942)", Служба новостей Ватикана.
  56. ^ Колдуэлл, Саймон. «Племянница удивлена ​​продвижением дела сестры Кэтрин», Catholic Herald , 6 июля 2010 г.
  57. ^ Тейлор, Джером (2 июня 2010 г.). «Британские монахини... Путь к святости» . «Индепендент» (Лондон) . Проверено 27 апреля 2013 г.
  58. ^ Хесс, Бет Б.; Марксон, Элизабет Уоррен и Питер Дж. Стейн, Питер Дж. Социология , Аллин и Бэкон, 1996 г. ISBN   9780023546211
  59. ^ Клинг, Дэвид Уильям. Библия в истории: как тексты повлияли на время (стр. 272)
  60. ^ «Институт изучения американских евангелистов» . Уитон.edu. 29 июня 2010 г. Проверено 19 ноября 2010 г.
  61. ^ «Женщины в Армии Спасения»
  62. ^ "Пенни Джеймисон"
  63. ^ "Нобелевская премия мира 1979 года"
  64. ^ «Беатификация Матери Терезы», Служба новостей Ватикана, 19 октября 2003 г.
  65. ^ "Сестра Хелен Преджан"
  66. ^ Джонсон, Тодд М.; Грим, Брайан Дж., ред. (2020). «Все религии (глобальные итоги)» . База данных мировых религий . Лейден, Бостон: BRILL, Бостонский университет.
  67. ^ Jump up to: а б с «Гендерный разрыв в религии во всем мире» . Исследовательский центр Пью.
  68. ^ «Обозреватель данных о религии | GRF» . www.globalreligiousfutures.org . Проверено 13 октября 2022 г.
  69. ^ «Записи англиканской группы по рукоположению женщин в историческое служение церкви»

Библиография

[ редактировать ]
  • Блейни, Джеффри (2011). Краткая история христианства . Группа Пингвин. ISBN  978-0-670-07524-9 .
  • Лафосс, Мона Токарек (2017). «Женщины, дети и домашние церкви» . В Эслере, Филип Ф. (ред.). Раннехристианский мир (2-е изд.). Лондон: Рутледж. стр. 385–406. ISBN  978-1-351-67829-2 .
  • Макхаффи, Барбара Дж. (2006). Ее история: Женщины в христианской традиции . Крепость Пресс. ISBN  978-1-4514-0402-9 .
  • Мэтисон, Эрика А. (2014). Женщины-христианки в греческих папирусах Египта до 400 г. н.э. Бреполи. ISBN  978-2-503-55241-5 .
  • Пирри-Симонян, Тени (2008). «Пророчицы, мученики, святые - роли женщин в церкви на протяжении веков». Экуменический обзор . 60 (1–2): 59–71. дои : 10.1111/j.1758-6623.2008.tb00246.x .
[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 4ad985e01b71968e9b7408801e6889ca__1718047680
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/4a/ca/4ad985e01b71968e9b7408801e6889ca.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Women in Church history - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)