Женщины в протестантской реформации


Статус женщин в протестантской Реформации глубоко повлиял на изучение Библии, так как на Реформацию способствовали изучению грамотности и Библии, чтобы изучить волю Бога в том, как должно выглядеть общество. Это повлияло на жизнь женщин как положительным, так и отрицательным способом, в зависимости от того, что были изучены и продвигались и пропагандированы отрывками Библии. Идеал изучения Библии для простых людей улучшил женскую грамотность и образование, и многие женщины стали известны своим интересом и участием в общественных дебатах во время Реформации. Параллельно, однако, их голоса часто подавлялись из -за указания Библии, который женщины должны были молчать. Отмена женских монастырей привела к тому, что роль жены и матери стала единственной оставшейся идеалом для женщины.
Роль женщин во время Реформации
[ редактировать ]Образование
[ редактировать ]Реформация способствовала грамотности и изучению Библии на местном языке, чтобы изучить, как общество должно выглядеть в глазах Бога. Обычни и не только духовенство теперь рекомендовали изучать Библию, которая, в свою очередь, поощряла грамотность. Грамотность и изучение Библии в разной степени поощрялись и для женщин, чтобы они были библейским влиянием для детей и их мужа.
Следовательно, обучение для девочек и грамотность для женщин и постепенно стало более распространенным явлением. Например, Шведское церковное постановление 1571 года поручено образованию девочек вместе с мальчиками. [ 1 ] Исследования Библии оказали различное влияние на положение женщин, в зависимости от того, какое Писание было изучено и как оно было интерпретировано. В некоторых случаях это приносило пользу женщинам, когда они обнаружили, что отрывки, предполагающие, что женщины равны мужчинам в присутствии Бога. В других случаях это делало наоборот, когда были подчеркнуты женоненавистнические отрывки Библии.
Во время Реформации, как и женщины, были замолчали женщины и послушные жены и матери, посвященные домашним задачам и уходу за детьми. Целью образования женщин было развитие общепринятой концепции брака и обучения по внутренним навыкам . Женщин учили, как ухаживать за детьми, заботиться о своих домах, делать одежду для своей семьи и ухаживать за домашним скотом.
Свадьба
[ редактировать ]
Реформация отменила безбрачие для священников, монахов и монахинь и способствовала браку в качестве идеального состояния как для мужчин, так и для женщин. В то время как у мужчин все еще была возможность стать священнослужителями, женщины больше не могли стать монахинями, и брак стал считаться единственной правильной ролью для женщины. Следовательно, брак был идеализирован, и роль женщин в браке была изучена в контексте изучения Библии.
Библейская роль жены считалась ролью компаньона ее мужу, но она всегда была его подчиненной. [ 2 ] Мужьями требовали послушания, и жены были ограничены в своих действиях. [ 3 ] [ 4 ]
В некоторых случаях реформация привела к тому, что мужчины совершали партии в партии, поскольку в Библии терпели многоженство для мужчин. Элизабет Хесс разоблачила тайную партию своего брата Филиппа . Филипп я совершил бигимию, одобрив реформатора Мартина Лютера.
Брак монахинь
[ редактировать ]Новым явлением во время Реформации было отмену женских монастырей и брак бывших монахинь. Когда монастыря были закрыты, монахиням было официально разрешено вернуться в свои семьи или жениться.
Самым известным примером была бывшая монахиня Катарина фон Бора , которая вышла замуж за реформатора Мартина Лютера . Другими примерами были бывшая Аббеса Шарлотта из Бурбона , бывшая аббатская аббатская аббатская аббатская в Аббатство Фраумюнстера Цюрихе и бывшая аббатская биргитта Ботольфсдоттер в аббатства Вадстены Швеции. [ 5 ] Шарлотта из Бурбона , которая была вынуждена стать монахиней своей семьей против ее собственной воли, убежала от монастыря в протестантского электората Палатината и вышла замуж за протестантского Уильяма Тихого , принца Оранж в 1575 году. [ 6 ] Были случаи, когда бывшие монахини женились на бывших монахах, например, когда шведская монахина Ингуборг Оксдоттер женился на бывшем монахе Хансе Класлан Кёккемстер, который стал лютеранским священником после реформации Шведы . [ 7 ]
Однако брак монахиней все еще оставался спорным в глазах общественности. В то время как эти браки были официально поощрены реформаторами, они, тем не менее, были на практике, которые считались спорными общественностью, которые были воспитаны, чтобы поверить в святость в безбрачии священников, монахов и монахинь. Таким образом, Катарина фон Бора считалась ужасным образцом для подражания для женщин, которые, как и она, вышли замуж за священников, а также для бывших монахинь, которые покинули свои монастырь, несмотря на официальную доктрину.
Жена пастора
[ редактировать ]Параллельно с отменой монастыря, новая неформальная позиция для женщин в церкви была создана в форме жены пастора. Во многих случаях священники женились на своей домработницах, с которыми они уже жили до того, как священникам разрешили жениться. Примером этого был брак между католическим священником Куратусом Петрусом (на Джоэнссон) и его домохозяйкой Анной Пехрснернас Модер , с которым у него было два сына: ему и другим шведским священникам было приказа Реформация в Швеции . [ 8 ]
Браки священников установили стандарт новой роли в обществе, которая была женой пастора. Позиция жены пастора стала новой женской ролью в обществе, в которой ожидается, что жена пастора будет участвовать в благосостоянии членов прихода ее мужа.
Новое явление вызвало проблемы, потому что пастор не владел своим викарием, и его вдова, таким образом, осталась без средств, чтобы поддержать себя после его смерти. В Германии и северных странах эта проблема привела к явлению, называемому сохранением вдовы , в котором должен был быть вновь назначенный пастор жениться на вдове своего предшественника. [ 9 ]
Общественная и профессиональная роль
[ редактировать ]Изучение Библии и грамотность, продвигаемые во время Реформации, оказали влияние на положение женщин, поскольку светские женщины стали публично известны как писатели и авторы, что раньше было редко. Кальвинистом Энн Локк была переводчиком и поэтом, который опубликовал первую последовательность английского сонета. Кэтрин Парр , шестая жена Генриха VIII , стала первой английской женщиной, которая опубликовала книгу ( молитвы или медитации ) под ее собственным именем в 1545 году. [ 10 ]
Несмотря на идеал домашней домохозяйки, продвигаемой Реформацией, женщины продолжали выполнять различные роли в зависимости от их класса, и, хотя роль монахини была отменена, NOBLEWOMEN продолжали управлять крупными имениями, и торговцы продолжали управлять предприятиями.
Некоторые раковины выиграли от секуляризации канцелярской собственности во время Реформации, как и их коллеги -мужчины. Анна Карлсдоттер (ум. 1552) была землевладельца, которая отозвала пожертвования, которые ее предки сделали в церковь. [ 11 ] Торговля Анна Тессакаре , которая успешно обменяла медь и железо, также получила выгоду от секуляризации реформации канцелярской собственности. [ 12 ]
Женщины -правители и реформация
[ редактировать ]Были примеры женщин -правителей, которые принесли пользу и даже ввели Реформацию в своих сферах во время их власти. Одним из таких примеров была Элизабет Бранденбург, герцогиня Брансуик-Каленберг-Геттинген , которая ввела Реформацию в Брансуике-Каленберг-Геттинген во время своего пребывания в качестве регента в 1540–1545 гг. [ 13 ] и Барбара фон Вертхайм , которая также поддержала Реформацию в своей области во время своей регентства. Другим примером была королева Жанна III из Наварры , которая представила Реформацию в Наварре. Она также стала лидером французских гугенотов во время Войны Гугенот во Франции, и поэтому сыграла главную роль в протестантизме во время Реформации. [ 14 ] Поддержка Цвингли была оказана Эббессом Катариной фон Циммерн из Фраумюнстера , которая была представителем императора и де -факто правителя Цюриха, сыграла важную роль для успешного введения реформы в Цюрихе [ 15 ] и, следовательно, распространение протестанизма Цвингли в Европе. [ 16 ]
Помимо женщин -правителей, влиятельные женщины действовали в качестве покровителей и использовали свое влияние, чтобы принести пользу Реформации, даже когда они сами не были правителями. Королева Энн Болейн , жена короля Генриха VIII из Англии , была не только косвенной причиной английской реформации из -за желания короля жениться на ней, несмотря на то, что ему было отказано в аннулировании от его первой жены Кэтрин из Арагона : она также непосредственно действовала как покровитель протестантизма в Англии в то время. Во Франции Маргарет Валуа-Ангулима славилась своей защитой протестантов, как и Рене из Франции и Изабелла из Наварры, виконкса Рохана .
Политика и покровительство
[ редактировать ]
Во время Реформации, когда роль женщин стала темой для обсуждения в контексте продолжающегося изучения Библии, политическая власть женщин, а также надлежащее библейское место женщин в других областях стала предметом дебатов. Женское правление и роль женщин в политике сами по себе были спорными для некоторых протестантских реформаторов, наиболее известными в первом взрыве трубы против чудовищного полка женщин Джоном Ноксом . В то время как Шотландия, так и Англия управлялись женщинами -лидерами. Находясь в Европе, Нокс обсуждал этот вопрос о гинархии с Джоном Кальвином и Генрихом Буллингером . В то время как Нокс считал, что гинархия противоречит естественному порядку вещей, Кальвин и Генрих полагали, что для женщин было приемлемо быть правителями, когда требовалась ситуация.
Церковный статус
[ редактировать ]
Женщины пытались участвовать в Реформации по всей Европе. Поскольку Реформация выступала за изучение Библии, это было противоречивым, и голоса женщин в Реформации были в основном подавлены, причем их работы были уничтожены из -за указания в Библии, чтобы женщины молчали.
Несмотря на это, многие женщины -протестантские реформаторы известны, и, как известно, некоторые мужчины -реформаторы были менее против женщин, участвующих в общественных дебатах. Реформатор Джон Кальвин был известен тем, что связался с несколькими дворянскими людьми, чтобы выяснить свое мнение по определенным религиозным темам. [ 17 ]
Женщины реформаторы
[ редактировать ]
Известно, что женщины активно участвовали в Реформации на более низком уровне в качестве участников иконоборческих беспорядков, таких как классно Вейн Окерс , которые участвовали в роли в иконоборческих беспорядках в Амстердаме в 1566 году; Это соответствовало женщинам, участвующим также на противоположной стороне, в качестве защитников католических часовни и икон, таких как Энгель Корсендохтер . [ 18 ] Эти примеры энтузиазма обычно хвалили их современными симпатиками.
Ситуация была более сложной, когда дело дошло до участия женщин в Реформации на позициях лидеров и на более высоких уровнях, например, в богословии.
Когда простых людей поощрялись изучать Библию и интерпретировать Слово Божье во время Реформации, женщины также стали участвовать в общественных дебатах. Тем не менее, женские проповедь или публикация материалов выступили в прямом противостоянии словам, приписываемым Святому Павлу (1 Тимофею 2: 11–15), которые приказали женщинам не преподавать и не проповедовать, чтобы все опубликованные женщины считали необходимым оправдать свои действия Полем [ 19 ] Единственным исключением была анабаптистская религия, где женщины могли проповедовать в церкви. Поскольку Элизабет I из Англии была женщиной, парламент решил сделать ее верховным губернатором Англической церкви вместо высшего главы Англиканской церкви . которое Религиозное урегулирование елизаветинского элизабеты, она сыграла в культивировании, превратилось в протестантскую англиканскую церковь, которая существует сегодня.
Единственная альтернативная роль для женщин, которые существовали вне брака, присоединиться к монастырю, больше не была доступна в реформированных протестантских районах, хотя некоторые монастырь добровольно участвовали в Реформации. Например, после Кэтрин из Мекленбурга выбора бросить вызов своему католическому мужу и контрабанду лютеранские книги Урсуле из Мюнстерберга и других монахинь, Урсула (в 1528 году) опубликовала 69 статей, оправдывающих их причины, чтобы оставить свой монастырь. Хотя ее сочинения достигли Мартина Лютера, они были перечислены в индексе Librorum Prohibitorum с 1596 по 1900 год.
Большинство доказательств работ или писаний, написанных женщинами, взяты из их писем или через отзывы женщин, которых допрашивали об их вере. Важно отметить, что эти отзывы, основанные на женщинах Реформации, были написаны мужчинами. [ 20 ]
Несмотря на библейский идеал молчаливой женщины, женщины участвовали в общественных дебатах во время Реформации как писателей, таких как Аргула фон Грумбач и Мари Дентьере . Элизабет Круцигер была другом Мартина Лютера и первой женщины-писателя эпохи реформации. В 1590 году Кристина Гессе опубликовала псалмскую книгу Geistliche Psalmen und Lieder .
Олимпия Фульвия Мората смогла свободно разговаривать по греческому и латинскому языку и лекции в подростковом возрасте на работах Цицерона и Кальвина. [ 21 ] Ее сочинения были опубликованы посмертно, а также помещены в индекс .
Магдалена Хеймейр стала первой женщиной, которая когда -либо была перечислена в INDEX Librorum . Она опубликовала серию педагогических сочинений для обучения элементарного возраста, а также написала стихи. Лютеранский поэт Катарина Регина фон Грейффенберг была изгнана из ее дома в Австрии во время контрреформации .
Монастырь и монахини
[ редактировать ]
Одним из самых больших изменений в роли женщин во время Реформации было закрытие монастырей для женщин, которые до этого не давали альтернативной роли для женщин жене и матери. Библейский идеал женщин, который виден реформаторами, был идеал жены и матери, и монахини было рекомендовано покинуть монастыря и выйти замуж. В районах, где монастырь были закрыты, это исключило вариант религиозной роли на полную ставку для протестантских женщин. [ 22 ] В то время как мужчины все еще имели возможность стать священнослужителем, идеальной ролью для женщины была только роль жены.
Монастырь были закрыты и запретили принимать новых членов, в то время как существующим членам было разрешено уходить, жениться или возвращаться в свои семьи, если они пожелают. На практике часто возникала некоторая разница в том, как относились к монастырям для мужчин и женщин. В то время как монахи часто высекали из своих монастырей, монахиня на практике часто разрешалось оставаться в бывших зданиях монастыря на пособие на всю жизнь, при условии, что они не принимают новых членов. Вероятно, это было связано с учетом того, что женщинам было труднее поддержать себя, если они были выселены в обществе, где доминируют мужчины того времени. Другим фактором было то, что монахини часто происходили из дворянства до того, как становятся монахинями, и, таким образом, они были связаны с влиятельными людьми. Одним из примеров этого было подавление монастырей в Швеции, где женские монастыря существовали в течение десятилетий после Реформации, такой как аббатство Врета , где последние монахини погибли в 1582 году, и аббатство Вадстена , от которого последние монахини эмигрировали в 1595 году, около половины столетие после введения Реформации. [ 23 ]
Та же схема можно наблюдать почти в каждой стране во время реформатирования в отношении монахинь. В Англии Элизабет Зуш , аббатство Аббесса Шефтсбери [ 24 ] и Сесили Боденхэм , аббатство аббатства Уилтона, [ 25 ] Оба были даны пособия вместе со своими монахинями, и в Швеции бывшие монахини Аббатства Ско жили на государственных пособиях, а также управляя школой для девочек. [ 26 ] Дело было аналогичным в Шотландии, была приоритетом Евфемия Лесли из монастыря Элчо в Перте, обеспечила экономическую поддержку и пенсию своих монахинь после введения Реформации в 1560 году, [ 27 ] ; В Исландии были Аббасс Солиг Рафнсдоттир Рейнистардарклаустура , и ее монахиням было разрешено проживать в закрытом монастыре на всю жизнь; В Норвегии, где аббатство Бакке было официально закрыто в 1537 году, но монахини остались как минимум до 1561 года; в Финляндии, где Аббатство Нодендала была закрыта в 1527 году, но монахини оставались пятьдесят лет спустя; и в Дании, где Аббатство Марибо было закрыто в 1536 году, но монахини оставались до 1551 года, после чего аббатство было преобразовано в лютеранский дом светских канонисов для использования незамужних дворянков .
Таким образом, монахини было необычно быть агрессивно выселенным из своих монастырей, но это произошло. Такие события происходили в Женеве, где монахиня Жанна де -Джусси задокументировала, как монахини из бедного монастыря в Женеве были вынуждены покинуть город с введением Реформации; [ 28 ] а также в Нидерландах, когда Реформация произошла во время голландской войны за независимость ; Эббессы Амальберга Вос и Луиза Хансенс из Аббатства Тер Хейдж были вынуждены эвакуировать монахинь и бежать из аббатства, которая была разграблена и уничтожена иконоборцами. [ 29 ]
Мартин Лютер не планировал жениться, но бывшая монахиня Катарина фон Бора убедила его, что было бы неплохо выйти за нее замуж. Из -за ее умеренно богатого происхождения и лицензии на домашнюю лицензию на пиво и продажу пива она смогла поддерживать Лютера в финансовом отношении. Сам Мартин Лютер учил, что «жена должна оставаться дома и присматривать за делами домашнего хозяйства как о том, кто был лишен способности управлять теми делами, которые находятся на улице и заботятся о государстве ...» [ 30 ] Джон Кальвин согласился, что «место женщины дома». [ 31 ]
Некоторые монастыря (такие как аббатство Эбсторф возле города Уэлзен и аббатство Бурсфельде в Бурсфельде ), приняли лютеранскую христианскую веру. [ 32 ] Анна II, Abbess of Quedlinburg отказалась от своих значительных прав в качестве принцессы Аббасс, чтобы представить Реформацию на своих территориях. [ 33 ]
Эти протестантские монастыря стали известны как Даменстифт . Три исключительно женских лютеранских приказах для женщин, открытых сегодня, - это Кольцо Кастеллера Communität , дочери Марии и евангельское сестринство Марии . Хотя Communität Christusbruderschaft Selbitz смешан, он почти полностью женщина.
Мученики
[ редактировать ]
Многие женщины были мучениками или заключены в тюрьму за протестантизм во время Реформации.
Некоторые из них включают в себя:
- Wendelmoet claesdochter († 1527), Нидерланды
- AEFGEN LISTINCX († 1538), Мюнстер, Германия
- Anneke esaeasdoch дочь († 1539), Нидерланды
- Katarzyna weiglowa († 1539)
- Мария Ван Беккум и Урсула Ван Беккум († 1544)
- Энн Аскью (1521–1546), замучена в Лондонском башне и мученирован в Смитфилде за протестантизм
- Джоан Бочер (ум. 1550), английский анабаптистский мученик в Смитфилде
- Элизабет Пеппер (ум. 1556), мученика во время беременности для протестантизма вместе с Агнес Джордж
- Гернси мученики , три женщины мученились за протестантизм в 1556 году, одна женщина была беременна и родила во время сожжения, ребенка спас
- Джоан Рашта
- Алиса Бенден (ум. 1557), мученика за протестантизм
- Алиса Драйвер (ум. 1558), дал показания и мученики для протестантизма
- Мария де Бохоркес († 1559)
- Great Okers († 1568), Нидерланды
- Anneke Ogiers († 1570), Нидерланды
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Шведское церковное постановление 1571 года, а также исследования по созданию, содержанию и использованию, опубликованные Свеном Кьеллерстром, Лунд 1971.
- ^ См. Ефесянам 5:22 в Библии.
- ^ См. Несколько библейских стихов о женском послушании на веб -сайте Open Bible: https://www.openbible.info/topics/womans_obedience%7C по состоянию на 18 августа 2023 года.
- ^ Для современного обсуждения библейских ссылок по этой теме см. В Hargraves Home and Health Post: «Учат ли Библия, что женщины подчинены?». Веб-сайт: https://www.hargraveshomeandharth.com/does-the-bible-teach-that-women-are-subordinate/ | Доступ 18 августа 2023 года.
- ^ Signum Шведская культурная история: Ренессанс (2005)
- ^ Blaisdell, Charmarie, «Религия, пол и класс: монахини и власть в ранней современной Франции», в Майкл Вулф (ред.), Изменение личности в ранней современной Франции (Лондон, 1997), с. 147–168.
- ^ GADD, PIA: FRILL, жены и господа - история неизвестной женщины Falun 2009
- ^ Столберг, Вильгельмина; Берг, PG (1864). «17 (Заметки о шведских женщинах)» . Runeberg.org (на шведском языке) . Получено 2023-05-21 .
- ^ Карин Тегенборг Фалкдален: Церковная среда в Джамтли (2007) östersund (шведский)
- ^ «Екатерина Парр | Биография, смерть и факты | Британская» . www.britannica.com . 2024-06-26 . Получено 2024-08-17 .
- ^ Tegenborg Falkdalen, Karin, Margareta Regina: на стороне Густава Васа: [биография Маргареты Лейджонхуфвуд (1516-1551)], Setterblad, Stockholm, 2016
- ^ Anna Taskomakare, www.skbl.se/sv/artikel/annataskomakare, шведская женская биографическая лексика (статья Габриэлы Бьярн Ларссон), извлеченная 2021-01-14.
- ^ Ernst-August Nebig: Элизабет Герцогиня Каленберга. Регент, реформатор, писатель, Matrixmedia Verlag, Göttingen, 2006, ISBN 3-932313-18-6
- ^ См. Биография Жанны III, Нэнси Лиман Роелкер , (1968) Королева Наварры, Жанна Д'Альбрет: 1528–1572. Кембридж, штат Массачусетс: издательство Belknap Press of Harvard University Press. ISBN 0-674-74150-1.
- ^ Ирен Гизель, «Катарина фон Циммер, беженец - Аббесс - Witwe - Witwe] [« Katharina von Zimmer, réfugiée, Abbesse, épouse, Veuve. »], Sur http://frauen-undreformation.de
- ^ Андре Гунель, «Цвингли, другой отец реформы» [Архив], на сайте газетной реформы
- ^ Линдберг, Картер. «Наследие Реформации», в европейской справочнике. Малден: Blackwell Publishing, 2000. с. 261.
- ^ Marijke Calasso-Cook, Korsndr, Angel. Я: онлайн словарь Нидерландов. URL: http://resources.huygens.knaw.nl/vrouwenlexicon/lemmata/data/korsendr [ Постоянная мертвая ссылка ] . [ 2014/01/13 ]
- ^ Wiesner, Merry E., «Реформация женщин», с. 148–149
- ^ Гридж, Луи и Джолдерма, Гермина (редакторы и переводчики), «Мужская мужество Элизабет: отзывы и песни женщин -анабаптистских женщин в низких странах».
- ^ Энн Р. Ларсен; Диана Робин; Кэрол Левин, ред. (2007). Энциклопедия женщин в Ренессансе: Италия, Франция и Англия . Abc-Clio, Inc. с. 269
- ^ Аллен, Шарлотта (1999-12-01). « Святая женская», журнал религии, культуры и общественной жизни » . Первые вещи . Получено 2023-05-21 .
- ^ Lennart Jörälv: Реликвии и чудеса. Святая Биргитта и ВАДСТЕНА (2003)
- ^ Sydenham, Laura (1959). Шефтсбери и его аббатство. Линфилд, Суррей: Oakwood Press
- ^ Дом бенедиктинских монахинь - аббатство Уилтон, Британская История онлайн, получено 6 апреля 2010 г.
- ^ Fornvännen: Frith Hall: Skokloster (1909).
- ^ Биографический словарь шотландских женщин (в твердом переплете) Элизабет Л. Эван, Сью Иннес
- ^ « Jussie, Jeanne de», исторический словарь Швейцарии » . HLS-DHS-DSS.CH (по-французски) . Получено 2023-05-21 .
- ^ Kees Kuiken, Hanssens, Louise, In: Digital Vrouwexicon в Нидерландах. URL: http://resources.huygens.knaw.nl/vrouexicon/lemmata/data/hanssens [13/01/2014]
- ^ Лютер, Мартин. Лекции о Бытии 3:11.
- ^ Кальвин, Джон. «Проповедь М. Иона Калуина в Послании Святого Павла, Титус. Онлайн: http://www.covenanter.org/jcalvin/titussermons/srmtts11.htm Archived 2020-10-03 на машине Wayback .
- ^ "Клостер Эбсторф" . Средневековые истории. 8 августа 2014 года . Получено 20 ноября 2017 года .
Монастырь упоминается впервые в 1197 году. Он принадлежит группе так называемой Люнеклтерна (монастырей Люна), которая стала лютеранскими монастырями после протестантской реформации. […] В настоящее время это один из нескольких лютеранских монастырей, поддерживаемых монашеской палатой Ганновер (Клостеркаммер Ганновер), институтом бывшего королевства Ганновер, основанного его принцем-регентом, позже королем Георга IV Соединенного Королевства, в 1818 году, в 1818 году, Чтобы управлять и сохранить поместья лютеранских монастырей.
- ^ Kurtz, Johann Heinrich (2005). История христианской церкви от Реформации до нынешнего издательства В. Кессингера. ISBN 1-4179-9163-1 .
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Профили женщин-анабаптистов: пионеры реформирования шестнадцатого века, под редакцией К. Арнольда Снайдера, Линда А. Хюберт Хехт, 1996, Google Books Preview
- Нэнси Лиман Роелкер (1968) Королева Наварры, Жанна Д'Альбрет: 1528–1572. Кембридж, штат Массачусетс: издательство Belknap Press of Harvard University Press. ISBN 0-674-74150-1.
- Lehman, Godfrey D (1997). Мы присяжные . Амхерст, Нью -Йорк: Книги Прометея. ISBN 978-1-57392-144-2 .
- Hause, Steven C. (2005). Западная цивилизация: история европейского общества . Тол. 2. Белмонт, Калифорния: Wadsworth Publishing. ISBN 978-0-534-62122-3 .