Женщины в протестантской Реформации


На статус женщин в протестантской Реформации глубоко повлияло изучение Библии, поскольку Реформация способствовала грамотности и изучению Библии, чтобы изучить волю Бога в том, как должно выглядеть общество. Это повлияло на жизнь женщин как положительно, так и отрицательно, в зависимости от того, какие отрывки из Библии изучались и пропагандировались. Идеал изучения Библии для простых людей повысил уровень грамотности и образования женщин, и многие женщины стали известны своим интересом и участием в общественных дебатах во время Реформации. Однако параллельно их голоса часто подавлялись из-за библейского указа, согласно которому женщины должны были молчать. Упразднение женских монастырей привело к тому, что роль жены и матери стала единственным оставшимся идеалом женщины.
Роль женщин во время Реформации
[ редактировать ]Образование
[ редактировать ]Реформация способствовала распространению грамотности и изучению Библии на народном языке, чтобы понять, как общество должно выглядеть в глазах Бога. Простолюдинов, и не только духовенство, теперь поощряли изучать Библию, что, в свою очередь, способствовало повышению грамотности. Грамотность и изучение Библии в той или иной степени поощрялись и для женщин, чтобы они оказывали библейское влияние на детей и их мужей.
Постепенно школьное образование для девочек и грамотность для женщин стали более распространенными. Например, Шведский церковный указ 1571 года предписывал давать образование девочкам наряду с мальчиками. [ 1 ] Изучение Библии по-разному повлияло на положение женщин в зависимости от того, какое место Писания изучалось и как оно интерпретировалось. В некоторых случаях это принесло пользу женщинам, когда они нашли отрывки, предполагающие, что женщины равны мужчинам в присутствии Бога. В других случаях делалось наоборот, когда подчеркивались женоненавистнические отрывки из Библии.
Идеал женщин, пропагандируемый во время Реформации, заключался в том, чтобы женщины были молчаливыми и послушными женами и матерями, преданными домашним делам и уходу за детьми. Целью женского образования было развитие общепринятой концепции брака и обучение домашним навыкам . Женщин учили, как присматривать за детьми, ухаживать за своим домом, шить одежду для своей семьи и ухаживать за скотом.
Свадьба
[ редактировать ]
Реформация отменила безбрачие для священников, монахов и монахинь и провозгласила брак идеальным состоянием как для мужчин, так и для женщин. В то время как мужчины все еще имели возможность стать священнослужителями, женщины больше не могли становиться монахинями, и брак стал рассматриваться как единственная подходящая роль для женщины. Следовательно, брак идеализировался, а роль женщины в браке изучалась в контексте изучения Библии.
Библейская роль жены считалась помощницей мужа, но она всегда была его подчиненной. [ 2 ] Мужья требовали послушания, а жены ограничивались в действиях. [ 3 ] [ 4 ]
В некоторых случаях реформация приводила к двоеженству мужчин, поскольку в Библии допускалось многоженство для мужчин. Елизавета Гессенская разоблачила тайное двоеженство своего брата Филиппа . Филипп I совершил двоеженство с одобрения реформатора Мартина Лютера.
Брак монахинь
[ редактировать ]Новым явлением Реформации стала упразднение женских монастырей и брак бывших монахинь. Когда женские монастыри были закрыты, монахиням формально разрешили вернуться в свои семьи или выйти замуж.
Самым известным примером была бывшая монахиня Катарина фон Бора , вышедшая замуж за реформатора Мартина Лютера . Другими примерами были бывшая настоятельница Шарлотта Бурбонская , бывшая настоятельница Катарина фон Циммерн аббатства Фраумюнстер в Цюрихе и бывшая настоятельница Биргитта Ботольфсдоттер в аббатства Вадстена Швеции. [ 5 ] Шарлотта Бурбонская , которую семья заставила стать монахиней против ее собственной воли, сбежала из монастыря к протестантскому электорату Пфальца и вышла замуж за протестанта Вильгельма Молчаливого , принца Оранского в 1575 году. [ 6 ] Были случаи, когда бывшие монахини выходили замуж за бывших монахов, например, когда шведская монахиня Ингеборг Окесдоттер вышла замуж за бывшего монаха Ханса Классона Кёккемастера, который стал лютеранским священником после шведской Реформации . [ 7 ]
Однако брак монахинь по-прежнему оставался спорным в глазах общественности. Хотя реформаторы официально поощряли эти браки, на практике они, тем не менее, воспринимались общественностью как спорные, воспитанные на вере в святость безбрачия священников, монахов и монахинь. Таким образом, некоторые считали Катарину фон Бора ужасным образцом для подражания для женщин, которые, как и она сама, вышли замуж за священников, а также для бывших монахинь, покинувших свои монастыри, вопреки официальной доктрине.
Жена пастора
[ редактировать ]Параллельно с упразднением женских монастырей в церкви была создана новая неформальная должность для женщин в лице жены пастора. Во многих случаях священники женились на своих домработницах, с которыми они уже жили до того, как священникам разрешили жениться. Примером тому был брак католического священника Куратуса Петруса (Пер Йоэнссон) и его экономки-любовницы Анны Персонернас-модер , от которой у него было двое сыновей: ему и другим шведским священникам было приказано жениться на своих домработницах-любовницах после введения Реформация в Швеции . [ 8 ]
Браки священников установили стандарт новой роли в обществе - роли жены пастора. Положение жены пастора представляло собой новую роль женщины в обществе, при которой жена пастора должна была заниматься благосостоянием членов прихода своего мужа.
Новое явление вызвало проблемы, поскольку пастор не владел своим домом священника, и его вдова, таким образом, осталась без средств к существованию после его смерти. В Германии и странах Северной Европы эта проблема привела к явлению, называемому «сохранение вдов» , при котором новоназначенный пастор должен был жениться на вдове своего предшественника. [ 9 ]
Общественная и профессиональная роль
[ редактировать ]Изучение Библии и грамотность, пропагандируемые во время Реформации, действительно оказали влияние на положение женщин, поскольку светские женщины стали широко известны как писатели и авторы, что раньше было редкостью. Кальвинистка Энн Локк была переводчицей и поэтессой, опубликовавшей первую английскую серию сонетов. Кэтрин Парр , шестая жена Генриха VIII , стала первой англичанкой, опубликовавшей книгу ( «Молитвы или размышления ») под своим именем в 1545 году. [ 10 ]
Несмотря на идеал домашней домохозяйки, продвигаемый Реформацией, женщины продолжали выполнять разные роли в зависимости от своего класса, и хотя роль монахини была упразднена, дворянки продолжали управлять большими поместьями, а женщины-торговцы продолжали управлять бизнесом.
Некоторые женщины-бизнесмены, как и их коллеги-мужчины, извлекли выгоду из секуляризации церковной собственности во время Реформации. Анна Карлсдоттер (ум. 1552) была дворянкой-землевладелицей, которая отказалась от пожертвований, которые ее предки сделали церкви. [ 11 ] Купчиха Анна Таскомакаре , успешно торговавшая медью и железом, также получила выгоду от секуляризации церковной собственности в эпоху Реформации. [ 12 ]
Женщины-правители и Реформация
[ редактировать ]Были примеры женщин-правителей, которые извлекли выгоду из реформ и даже провели реформацию в своих владениях во время своего пребывания у власти. Одним из таких примеров была Элизабет Бранденбургская, герцогиня Брауншвейг-Каленберг-Геттинген , которая ввела Реформацию в Брауншвейг-Каленберг-Геттинген во время своего пребывания на посту регента в 1540–1545 годах. [ 13 ] и Барбара фон Вертхайм , которая также поддерживала реформацию в своих владениях во время своего регентства. Другим примером была королева Наварры Жанна III , которая провела Реформацию в Наварре. Она также стала лидером французских гугенотов во время гугенотских войн во Франции и, таким образом, сыграла важную роль в протестантизме во время Реформации. [ 14 ] Поддержка Цвингли, оказанная аббатисой Катариной фон Циммерн из Фраумюнстера , которая была представителем императора и фактической правительницей Цюриха, сыграла важную роль для успешного проведения Реформации в Цюрихе. [ 15 ] и, следовательно, распространение протестанизма Цвингли в Европе. [ 16 ]
Помимо женщин-правителей, влиятельные женщины выступали покровительницами Реформации и использовали свое влияние на благо Реформации, даже когда сами не были правителями. Королева Анна Болейн , жена короля Англии Генриха VIII , была не только косвенной причиной английской Реформации из-за желания короля жениться на ней, несмотря на то, что ему было отказано в аннулировании брака со своей первой женой Екатериной Арагонской : она также напрямую выступала в качестве покровительницы. протестантизма в Англии того времени. Во Франции Маргарита Валуа-Ангулемская была известна своей защитой протестантов, как и Рене Французская и Изабелла Наваррская, виконтесса Роганская .
Политика и покровительство
[ редактировать ]
Во время Реформации, когда роль женщин стала темой обсуждения в контексте продолжающихся исследований Библии, политическая власть женщин, а также надлежащее библейское место женщин в других областях стали предметом споров. Женское правление и роль женщин в политике сами по себе были спорными для некоторых протестантских реформаторов, наиболее известным из которых является « Первый звук трубы против чудовищного женского полка» Джона Нокса . В то время и Шотландией, и Англией управляли женщины-лидеры. Находясь в Европе, Нокс обсуждал этот вопрос о гинархии с Жаном Кальвином и Генрихом Буллингером . В то время как Нокс считал, что гинархия противоречит естественному порядку вещей, Кальвин и Генрих считали, что женщины могут быть правителями, когда того требует ситуация.
Церковный статус
[ редактировать ]
Женщины пытались принять участие в Реформации по всей Европе. Поскольку Реформация выступала за изучение Библии, это вызывало споры, и голоса женщин в Реформации в основном подавлялись, а их сочинения уничтожались из-за библейского указа, запрещающего женщинам молчать.
Несмотря на это, известны многие протестантские реформаторы-женщины, а некоторые реформаторы-мужчины менее противятся участию женщин в публичных дебатах. Реформатор Жан Кальвин был известен тем, что связался с несколькими дворянками, чтобы узнать их мнение по определенным религиозным темам. [ 17 ]
Женщины-реформаторы
[ редактировать ]
Известно, что женщины активно участвовали в Реформации на более низком уровне в качестве участниц иконоборческих беспорядков, например, знаменитый Вейн Окерс , который участвовал в иконоборческих беспорядках в Амстердаме в 1566 году; это соответствовало участию женщин и на противоположной стороне в качестве защитников католических часовен и икон, таких как Энгель Корсендохтер . [ 18 ] Эти примеры энтузиазма в целом получили высокую оценку со стороны современных им сторонников.
Ситуация была более сложной, когда дело касалось участия женщин в Реформации на руководящих должностях и на более высоких уровнях, например, в богословии.
Когда во время Реформации простых людей поощряли изучать Библию и толковать слово Божье, женщины также стали участвовать в публичных дебатах. Однако женские проповеди или публикации находились в прямом противоречии со словами, приписываемыми Св. Павлу (1 Тимофею 2: 11–15), который предписывал женщинам не учить и не проповедовать, так что все женщины, публиковавшие книги, считали необходимым оправдать свои действия. . [ 19 ] Единственным исключением была анабаптистская религия, где женщины могли проповедовать в церкви. Поскольку Елизавета I Англиканская была женщиной, парламент решил сделать ее Верховным губернатором англиканской церкви вместо Верховного главы англиканской церкви . Елизаветинское религиозное поселение , в создании которого она сыграла роль, превратилось в протестантскую церковь Англии, существующую сегодня.
Единственная альтернативная роль для женщин, существовавшая вне брака, - присоединиться к монастырю - больше не была доступна в реформатских протестантских регионах, хотя некоторые монастыри добровольно участвовали в Реформации. Например, после того, как Екатерина Мекленбургская решила бросить вызов своему мужу-католику и переправить лютеранские книги Урсуле Мюнстербергской и другим монахиням, Урсула (в 1528 году) опубликовала 69 статей, обосновывающих причины их ухода из монастыря. они были внесены в Index Librorum Prohibitorum Хотя ее сочинения дошли до Мартина Лютера, с 1596 по 1900 год .
Большинство свидетельств о произведениях или сочинениях, написанных женщинами, взяты из их писем или свидетельств женщин, которых допрашивали об их вере. Важно отметить, что эти свидетельства, основанные на свидетельствах женщин Реформации, были написаны мужчинами. [ 20 ]
Несмотря на библейский идеал молчаливой женщины, женщины действительно участвовали в публичных дебатах во время Реформации как писатели, такие как Аргула фон Грумбах и Мари Дентьер . Элизабет Крусигер была подругой Мартина Лютера и первой женщиной-писателем гимнов эпохи Реформации. В 1590 году Кристина Гессенская опубликовала сборник псалмов Geistliche Psalmen und Lieder .
Олимпия Фульвия Мората могла свободно разговаривать на греческом и латыни и в подростковом возрасте читала лекции по произведениям Цицерона и Кальвина. [ 21 ] Ее сочинения были опубликованы посмертно и также помещены в Индекс .
Магдалена Хеймайр стала первой женщиной, чьи произведения были внесены в Index Librorum Prohibitorum . Она опубликовала серию педагогических сочинений для детей младшего возраста, а также писала стихи. Лютеранская поэтесса Катарина Регина фон Грайффенберг была изгнана из своего дома в Австрии во время Контрреформации .
Монастыри и монахини
[ редактировать ]
Одним из самых больших изменений в роли женщин во время Реформации было закрытие женских монастырей, которые до этого предоставляли женщинам роль, альтернативную роли жены и матери. Библейский идеал женщины, каким его видели реформаторы, заключался в том, чтобы быть женой и матерью, и монахиням предлагалось покинуть монастыри и выйти замуж. В районах, где монастыри были закрыты, это лишило протестантских женщин возможности постоянно заниматься религиозной деятельностью. [ 22 ] Хотя у мужчин по-прежнему была возможность стать священнослужителем, идеальной ролью для женщины теперь была только роль жены.
Монастыри были закрыты, и им было запрещено принимать новых членов, в то время как существующим членам было разрешено уйти и жениться или вернуться к своим семьям, если они того пожелают. На практике часто существовала некоторая разница в обращении с мужскими и женскими монастырями. В то время как монахов часто немедленно выселяли из своих монастырей, на практике монахиням часто разрешалось оставаться в зданиях бывшего монастыря с пожизненным пособием при условии, что они не принимали новых членов. Вероятно, это произошло из-за того, что женщинам было труднее поддерживать себя, если их выселили из общества того времени, где доминировали мужчины. Другим фактором было то, что монахини часто происходили из знати, прежде чем стать монахинями, и, таким образом, они были связаны с влиятельными людьми. Одним из примеров этого было подавление монастырей в Швеции, где женские монастыри существовали в течение десятилетий после реформации, таких как аббатство Врета , где последние монахини умерли в 1582 году, и аббатство Вадстена , из которого последние монахини эмигрировали в 1595 году, примерно в полвека. столетие после начала реформации. [ 23 ]
Эту же картину можно наблюдать практически во всех странах при реформировании монахинь. В Англии Элизабет Зуш , настоятельница аббатства Шефтсбери. [ 24 ] и Сесили Боденхем , настоятельница аббатства Уилтон, [ 25 ] оба получали пособие вместе со своими монахинями, а в Швеции бывшие монахини аббатства Ско жили на государственные пособия, а также управляли школой для девочек. [ 26 ] Аналогичный случай произошел в Шотландии, где Евфимия Лесли настоятельница монастыря Элчо в Перте обеспечила экономическую поддержку и пенсии своим монахиням после начала Реформации в 1560 году. [ 27 ] ; в Исландии аббатисе Сольвейг Рафнсдоттир из Рейнистадарклаустура и ее монахиням было разрешено проживать в закрытом монастыре на всю жизнь; в Норвегии, где аббатство Бакке было официально закрыто в 1537 году, но монахини оставались там как минимум до 1561 года; в Финляндии, где Нодендальское аббатство было закрыто в 1527 году, но монахини оставались там еще пятьдесят лет спустя; и в Дании, где аббатство Марибо было закрыто в 1536 году, но монахини оставались до 1551 года, после чего аббатство было преобразовано в лютеранский дом светских канонисс для использования незамужними дворянками .
Таким образом, агрессивное выселение монахинь из монастырей было редкостью, но это происходило. Подобные события произошли в Женеве, где монахиня Жанна де Жюсси задокументировала, как монахини монастыря Бедных Клар в Женеве были вынуждены покинуть город с введением Реформации; [ 28 ] а также в Нидерландах, когда Реформация произошла во время голландской войны за независимость ; настоятельницы Амальберга Вос и Луиза Ханссенс аббатства Тер-Хаге были вынуждены эвакуировать монахинь и бежать из аббатства, которое подверглось вандализму и разрушению иконоборцами. [ 29 ]
Мартин Лютер не планировал жениться, но бывшая монахиня Катарина фон Бора убедила его, что жениться на ней было бы хорошей идеей. Благодаря своему умеренно богатому происхождению и семейной лицензии на пивоварение и продажу пива, она смогла поддержать Лютера финансово. Сам Мартин Лютер учил, что «жена должна оставаться дома и присматривать за делами домашнего хозяйства, как человек, лишенный возможности управлять теми делами, которые находятся снаружи и касаются государства...» [ 30 ] Жан Кальвин соглашался с тем, что «место женщины — в доме». [ 31 ]
Некоторые монастыри (например, аббатство Эбсторф недалеко от города Ильцен и аббатство Бурсфельде в Бурсфельде ) приняли лютеранскую христианскую веру. [ 32 ] Анна II, аббатиса Кведлинбурга, отказалась от своих значительных прав как принцессы-аббатисы провести реформацию на своих территориях. [ 33 ]
Эти протестантские монастыри стали известны как damenstift . Сегодня открыты три исключительно женских лютеранских ордена для женщин: « Кольцо Сообщества Кастеллера» , «Дочери Марии » и «Евангелическое сестричество Марии» . Хотя Communität Christusbruderschaft Selbitz является смешанным, оно почти полностью состоит из женщин.
Мученики
[ редактировать ]
Многие женщины были замучены или заключены в тюрьму за протестантизм во время Реформации.
Некоторые из них включают в себя:
- Вендельмот Клаесдаттер († 1527), Нидерланды
- Аефген Листинкс († 1538), Мюнстер, Германия
- Аннеке Эсайасдохтер († 1539), Нидерланды
- Катажина Вейглова († 1539)
- Мария ван Беккум и Урсула ван Беккум († 1544 г.)
- Энн Аскью (1521–1546), подверглась пыткам в лондонском Тауэре и замучена в Смитфилде за протестантизм.
- Джоан Бочер (ум. 1550), английская мученица-анабаптистка в Смитфилде
- Элизабет Пеппер (ум. 1556), замученная во время беременности за протестантизм вместе с Агнес Джордж.
- Гернсийские мученики , три женщины приняли мученическую смерть за протестантизм в 1556 году, одна женщина была беременна и родила во время сожжения, ребенка спасли, но затем тоже приказали сжечь.
- Джоан Вэйст (1534–1556), слепая женщина, замученная за протестантизм.
- Алиса Бенден (ум. 1557), замученная за протестантизм
- Элис Драйвер (ум. 1558), свидетельствовала за протестантизм и приняла мученическую смерть.
- Мария де Бооркес († 1559)
- Грейт-Окерс († 1568), Нидерланды
- Аннеке Огирс († 1570), Нидерланды
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Приказ Шведской церкви 1571 года вместе с исследованиями его происхождения, содержания и использования, опубликованными Свеном Кьёллерстрёмом, Лунд, 1971 г.
- ^ См. Ефесянам 5:22 в Библии.
- ↑ См. несколько библейских стихов о послушании женщин на веб-сайте Open Bible: https://www.openbible.info/topics/womens_obedience%7C, по состоянию на 18 августа 2023 г.
- ↑ Современное обсуждение библейских ссылок на эту тему можно найти в публикации Харгрейвса «Дом и здоровье» «Учит ли Библия, что женщины подчинены?». Веб-сайт: https://www.hargraveshomeandhearth.com/does-the-bible-teach-that-women-are-subordinate/ | по состоянию на 18 августа 2023 г.
- ^ Signum История шведской культуры: Возрождение (2005)
- ^ Блейсделл, Чармари, «Религия, пол и класс: монахини и власть во Франции раннего Нового времени», в Майкле Вулфе (ред.), Изменение идентичности во Франции раннего Нового времени (Лондон, 1997), стр. 147–168.
- ^ Гадд, Пиа: Фрилор, жены и господа - неизвестная женская история Фалунь, 2009 г.
- ^ Стилберг, Вильгельмина; Берг, П.Г. (1864). «17 (Заметки о шведских женщинах)» . runeberg.org (на шведском языке) . Проверено 21 мая 2023 г.
- ^ Карин Тегенборг Фалькдален: Церковная среда в Ямтли (2007) Эстерсунд (шведский)
- ^ «Кэтрин Парр | Биография, смерть и факты | Британника» . www.britanica.com . 26 июня 2024 г. Проверено 17 августа 2024 г.
- ^ Тегенборг Фалькдален, Карин, Маргарета Регина: на стороне Густава Васы: [биография Маргареты Лейонхувуд (1516-1551)], Setterblad, Стокгольм, 2016
- ^ Анна Taskomakare, www.skbl.se/sv/artikel/AnnaTaskomakare, Биографический лексикон шведских женщин (статья Габриэлы Бьярне Ларссон), получено 14 января 2021 г.
- ^ Эрнст-Август Небиг: Элизабет, герцогиня Каленбергская. Регент, реформатор, писатель, MatrixMedia Verlag, Геттинген, 2006 г., ISBN 3-932313-18-6
- ^ См. биографию Жанны III, написанную Нэнси Лайман Рулкер (1968). Королева Наварры Жанна д'Альбре: 1528–1572. Кембридж, Массачусетс: Belknap Press издательства Гарвардского университета. ISBN 0-674-74150-1.
- ^ Ирен Гизель, «Катарина фон Циммерн, беженка – настоятельница – жена – вдова» [архив] [«Катарина фон Циммерн, беженка, настоятельница, супруга, вдова. »], на http://frauen-und-reformation.de.
- ^ Андре Гунель, «Цвингли, другой отец реформы» [архив], на сайте газеты Réforme.
- ^ Линдберг, Картер. «Наследие Реформации» в Справочнике по европейской реформации. Молден: Blackwell Publishing, 2000. стр. 261.
- ^ Марийке Карассо-Кук, Корсендр, Ангел. , В: Интернет-словарь Нидерландов. URL: http://resources.huygens.knaw.nl/vrouwenlexicon/lemmata/data/Korsendr [ постоянная мертвая ссылка ] . [ 2014/01/13 ]
- ^ Виснер, Мерри Э., «Реформация женщин», стр. 148–149.
- ^ Грийп, Луи и Джолдерма, Гермина (редакторы и переводчики), «Мужественное мужество Элизабет: свидетельства и песни замученных женщин-анабаптисток в Нидерландах»,
- ^ Энн Р. Ларсен; Диана Робин; Кэрол Левин, ред. (2007). Энциклопедия женщин эпохи Возрождения: Италия, Франция и Англия . ABC-CLIO, Inc. с. 269 .
- ^ Аллен, Шарлотта (1 декабря 1999 г.). « «Святая женственность», журнал религии, культуры и общественной жизни» . Первые вещи . Проверено 21 мая 2023 г.
- ^ Леннарт Йорелв: Реликвии и чудеса. Святая Биргитта и Вадстена (2003)
- ^ Сиденхэм, Лаура (1959). Шефтсбери и его аббатство. Лингфилд, Суррей: The Oakwood Press
- ^ Дом бенедиктинских монахинь - аббатство Уилтон, British History Online, получено 6 апреля 2010 г.
- ^ Древний друг: Фрит Холл: Скоклостер (1909).
- ^ Биографический словарь шотландских женщин (в твердом переплете) Элизабет Л. Юэн, Сью Иннес
- ^ « Жюсси, Жанна де», Исторический словарь Швейцарии» . hls-dhs-dss.ch (на французском языке) . Проверено 21 мая 2023 г.
- ^ Кес Куикен, Ханссенс, Луиза, в: Цифровой женский лексикон Нидерландов. URL: http://resources.huygens.knaw.nl/vrouwenlexicon/lemmata/data/Hanssens [13.01.2014]
- ^ Лютер, Мартин. Лекции по Бытие 3:11.
- ^ Кальвин, Джон. «Проповедь М. Иоанна Калуина по поводу Послания Святого Павла Титу. Онлайн: http://www.covenanter.org/JCalvin/titussermons/srmtts11.htm. Архивировано 3 октября 2020 г. в Wayback Machine .
- ^ «Клостер Эбсторф» . Средневековые истории. 8 августа 2014 года . Проверено 20 ноября 2017 г.
Впервые монастырь упоминается в 1197 году. Он принадлежит к группе так называемых Lüneklöstern (монастырей Люне), которые после протестантской Реформации стали лютеранскими монастырями. […] В настоящее время это один из нескольких лютеранских монастырей, поддерживаемых Монашеской палатой Ганновера (Klosterkammer Hannover), учреждением бывшего Ганноверского королевства, основанным его принцем-регентом, впоследствии королем Соединенного Королевства Георгом IV, в 1818 году. в целях управления и сохранения имений лютеранских монастырей.
- ^ Курц, Иоганн Генрих (2005). История христианской церкви от Реформации до наших дней Издательство В. Кессинджера. ISBN 1-4179-9163-1 .
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Профили женщин-анабаптисток: пионеры реформирования шестнадцатого века под редакцией К. Арнольда Снайдера, Линды А. Хьюберт Хехт, 1996, предварительный просмотр в Google Книгах
- Нэнси Лайман Рулкер (1968) королева Наварры Жанна д'Альбре: 1528–1572. Кембридж, Массачусетс: Belknap Press издательства Гарвардского университета. ISBN 0-674-74150-1.
- Леман, Годфри Д. (1997). Мы Жюри . Амхерст, Нью-Йорк: Книги Прометея. ISBN 978-1-57392-144-2 .
- Хаус, Стивен С. (2005). Западная цивилизация: история европейского общества . Том. 2. Белмонт, Калифорния: Издательство Wadsworth. ISBN 978-0-534-62122-3 .