Сухой Су-25
Су-25 | |
---|---|
ВВС России. Су-25 | |
Роль | Непосредственная поддержка с воздуха |
Национальное происхождение | Советский Союз / Россия / Грузия |
Дизайнерская группа | Сухой |
Построено | ТАМ Менеджмент Тбилисское авиационное производство Улан-Удэнский авиационный завод |
Первый полет | 22 февраля 1975 г |
Введение | 19 июля 1981 г. |
Статус | В эксплуатации |
Основные пользователи | Воздушно-космические силы России Украинские ВВС ВВС Корейской народной армии Перуанские ВВС См. Операторы для других |
Произведено | 1978–2017 |
Количество построенных | Более 1000 |
Варианты | Сухой Су-28 |
Су -25 « Грач ( русский : Грач реактивный ; » кодовое название НАТО : Frogfoot ) — дозвуковой одноместный двухмоторный самолет, разработанный в Советском Союзе компанией «Сухой» . Он был разработан для обеспечения непосредственной авиационной поддержки советских Сухопутных войск . Первый прототип совершил свой первый полет 22 февраля 1975 года. После испытаний самолет пошел в серийное производство в 1978 году в Тбилиси в Грузинской ССР .
Ранние варианты включали двухместный учебно- тренировочный самолет Су-25УБ , Су-25БМ для буксировки целей и Су-25К для экспортных заказчиков. Некоторые самолеты были модернизированы до стандарта Су-25СМ в 2012 году. Су-25Т и Су-25ТМ (также известный как Су-39) представляли собой дальнейшие разработки и не производились в значительных количествах. Су-25 и Су-34 были единственными бронированными самолетами, производившимися в 2007 году. [ 1 ] Су-25 находятся на вооружении России, других стран СНГ и экспортных заказчиков. Производство Су-25 закончилось в 2010 году в Грузии. [ 2 ] Продолжаются попытки возобновить производство в Грузии с использованием частично завершенных планеров. [ 3 ] но по состоянию на июнь 2022 года о новых поставках не сообщалось.
С момента поступления на вооружение более 43 лет назад Су-25 участвовал в боевых действиях в нескольких конфликтах. Этот тип активно участвовал в советско-афганской войне , выполняя операции по борьбе с повстанцами против афганских моджахедов . Иракские ВВС использовали его против Ирана во время ирано-иракской войны 1980–88 годов . Большинство иракских экземпляров были позже уничтожены или переправлены в Иран во время войны в Персидском заливе 1991 года . ВВС Грузии использовали Су-25 во время войны в Абхазии с 1992 по 1993 год. ВВС Македонии использовали Су-25 против албанских повстанцев в македонском конфликте 2001 года , а в 2008 году Грузия и Россия использовали Су-25 в российско-российском конфликте. Грузинская война . Африканские государства, в том числе Кот-д'Ивуар , Чад и Судан, использовали Су-25 в местных восстаниях и гражданских войнах. В последнее время Су-25 участвовал в российском вмешательстве в сирийскую гражданскую войну , в столкновениях в Нагорно-Карабахской войне 2020 года , а также с обеих сторон в российском вторжении на Украину в 2022 году . [ 4 ]
Разработка
В начале 1968 года Министерство обороны СССР приняло решение о разработке специализированного бронированного штурмовика-штурмовика для обеспечения непосредственной авиационной поддержки советских Сухопутных войск . Идея создания самолета наземного обеспечения возникла после анализа опыта штурмовой ( штурмовой ) авиации 1940-х, 1950-х и 1960-х годов. [ 5 ] Советские истребители-бомбардировщики, стоявшие на вооружении или разрабатывавшиеся в то время ( Су-7 , Су-17 , МиГ-21 и МиГ-23 ), не отвечали требованиям непосредственной авиационной поддержки армии. [ 5 ] У них отсутствовала необходимая броня для защиты пилота и жизненно важного оборудования от наземного огня и попаданий ракет, а высокая скорость полета затрудняла пилоту поддержание визуального контакта с целью. Приняв во внимание эти проблемы, Павел Сухой и группа ведущих специалистов ОКБ Сухого в сравнительно короткие сроки при содействии ведущих институтов Минавиапрома и Минобороны приступили к предпроектным работам. . [ 6 ]
объявили конкурс В марте 1969 года советские ВВС на разработку нового самолета непосредственной боевой поддержки. В конкурсе участвовали ОКБ Сухого и КБ Яковлева , Ильюшина и Микояна . [ 7 ] Сухой завершил проект Т-8 в конце 1968 года и начал работу над первыми двумя прототипами (Т8-1 и Т8-2) в январе 1972 года. Т8-1, первый собранный планер, был построен 9 Май 1974 г. Другой источник сообщает, что ноябрь 1974 г. Однако свой первый полет он совершил только 22 февраля 1975 г., после долгой серии испытательных полетов Владимира Ильюшина. [ нужна ссылка ] . Су-25 превзошел своего главного конкурента в конкурсе советских ВВС — Ил-102 , и Минобороны объявило о серийном производстве. [ 8 ] [ 9 ]
На этапах летных испытаний опытных образцов Т8-1 и Т8-2 руководство ОКБ Сухого предложило начать серийное производство Су-25 на заводе № 31 в Тбилиси , Грузинская Советская Республика . В то время здесь располагалась основная производственная база учебно-тренировочного самолета МиГ-21 УМ «Монгол-Б». После переговоров и завершения всех этапов государственных испытаний Министерство авиастроения СССР разрешило производство Су-25 в Тбилиси, что позволило начать серийное производство в 1978 году. [ 10 ]
В конце 1980-х — начале 1990-х годов появилось несколько вариантов Су-25, в том числе модернизированных, а также варианты для специализированного назначения. Наиболее значимыми разработками были двухместный учебно-тренировочный Су-25УБ, вариант Су-25БМ для буксировки мишеней и Су-25Т для противотанковых задач. разработала прототип Су-25КМ Кроме того, в 2001 году Грузия совместно с израильской компанией Elbit Systems , однако пока этот вариант не добился большого коммерческого успеха. По состоянию на 2007 год [update]Су-25 был единственным бронированным самолетом, все еще производившимся. [ 1 ]
Воздушно -космические силы России , которые эксплуатируют наибольшее количество Су-25, планировали модернизировать старые самолеты до варианта Су-25СМ, но нехватка финансирования замедлила этот прогресс; к началу 2007 года было модифицировано всего семь самолетов. [ 11 ]
Дизайн
Су-25 имеет традиционную аэродинамическую компоновку с плечевым трапециевидным крылом и традиционным хвостовым оперением и рулями направления . используется несколько металлов В конструкции планера : 60% алюминий , 19% сталь , 13,5% титан , 2% магниевый сплав и 5,5% другие материалы. [ 12 ]
Все варианты Су-25 имеют металлическое свободнонесущее крыло средней стреловидности , большого удлинения и оснащены механизированными устройствами. Крыло состоит из двух свободнонесущих секций, прикрепленных к центральному торсиону , образующих с фюзеляжем единое целое. Пневматические тормоза расположены в обтекателях на законцовках каждого крыла. Каждое крыло имеет пять точек подвески для перевозки вооружения, причем точки крепления установлены на несущих нервюрах и лонжеронах. [ 13 ] Каждое крыло также имеет пятисекционный предкрылок на передней кромке , двухсекционный закрылок и элерон .
Закрылки крепятся стальными ползунами и роликами, прикрепленными к кронштейнам на заднем лонжероне. Трапециевидные элероны расположены возле законцовок крыла . [ 14 ] Фюзеляж , Су-25 имеет эллипсоидное сечение, полумонококовую , напряженную обшивку , выполненную в виде продольного силового каркаса из лонжеронов балок и стрингеров с поперечным силовым узлом шпангоутов. [ 12 ] Цельное горизонтальное оперение крепится к несущему шпангоуту в двух точках крепления. [ 14 ]
Ранние версии Су-25 оснащались двумя Р-95Ш бесфорсажными турбореактивными двигателями , расположенными в отсеках по обе стороны хвостовой части фюзеляжа. Двигатели, узлы и окружающий фюзеляж охлаждаются воздухом, подаваемым через воздухозаборники холодного воздуха в верхней части мотогондол. Дренажная гидравлической система собирает остатки масла, жидкости и топлива из двигателей после полета или после неудачного запуска. Системы управления двигателем обеспечивают независимую работу каждого двигателя. [ 14 ] Последние версии (Су-25Т и ТМ) оснащены усовершенствованными двигателями Р-195. [ 15 ]
Автопушка . находится в отсеке под кабиной, установлена на несущей балке, прикрепленной к полу кабины и носовой опорной конструкции фюзеляжа Носовая часть оснащена характерными двойными зондами Пито и откидывается вверх для обеспечения доступа для обслуживания. [ 12 ]
Кокпит
Пилот управления дроссельной управляет самолетом с помощью центрального рычага управления и левой ручки заслонкой . Пилот сидит на катапультном кресле «Звезда К-36» (аналог Су-27 ) и имеет стандартные пилотажные приборы . В задней части кабины находится стальной подголовник толщиной шесть миллиметров (0,24 дюйма), установленный на задней перегородке. Кабина представляет собой броневой корпус из сварных титановых листов в форме ванны с транзитными люками в стенках. направляющие катапультного кресла . На задней стенке кабины установлены [ 12 ]
Фонарь открывается вправо, и пилот входит в него по откидной лестнице. Оказавшись внутри, пилот сидит низко в кабине, защищенный ванной, что делает кабину тесной. Обзор из кабины ограничен, что является компромиссом для улучшения защиты пилота. Обзор назад плохой, и перископ . для компенсации на крыше фонаря установлен [ 16 ]
Складная лестница, встроенная в левый фюзеляж, обеспечивает доступ как в кабину, так и на верхнюю часть самолета.
Авионика
Базовая модель Су-25 включает в себя ряд ключевых систем авионики . Он не имеет телевизионного наведения, но включает в себя специальный носовой лазерный дальномер , который, как предполагается, обеспечивает лазерное обнаружение целей. [ 16 ] [ 17 ] ДИСС-7 доплеровский радар Для навигации используется ; Су-25 может летать ночью, в визуальных и приборных метеоусловиях .
На Су-25 часто устанавливаются радиостанции для связи «воздух-земля» и «воздух-воздух», в том числе транспондер СО-69 опознавания «свой-чужой» ( IFF ). Комплекс самообороны самолета включает в себя различные средства, такие как разбрасыватели осветительных ракет и соломы , способные запускать до 250 осветительных ракет и дипольную солому. От враждебного использования радаров защищается приемник радиолокационных предупреждений СПО-15 .
За кабиной пилота и перед носовым топливным баком расположен герметичный отсек авионики.
Новые модели Су-25ТМ и Су-25СМ имеют модернизированный комплекс авионики и вооружения, что обеспечивает повышение живучести и боеспособности. [ 18 ]
Операционная история
Советско-афганская война
Первым подразделением Су-25 советских ВВС стал 80-й штурмовой авиационный полк, сформированный в феврале 1981 года на Ситалчай авиабазе в Азербайджанской ССР . [ 19 ] Первые одиннадцать самолетов прибыли в Ситалчай в мае 1981 года. [ 20 ] Затем в составе полка была сформирована 200-я отдельная штурмовая авиационная эскадрилья для отправки в Афганистан.
19 июля 1981 года 200-я отдельная ударная эскадрилья была переведена на авиабазу Шинданд на западе Афганистана , став первым подразделением Су-25, переброшенным в эту страну. Ее основной задачей было нанесение авиаударов по горным военным позициям и сооружениям, контролируемым афганскими повстанцами. [ 21 ] Еще одним советским подразделением Су-25 был 368-й штурмовой авиационный полк , сформированный 12 июля 1984 года в Октябрьском на Украине. [ 22 ] Вскоре его также перебросили на восток для проведения операций над Афганистаном.
За время советско-афганской войны 139 управляемых ракет всех типов Су-25 выпустили по позициям моджахедов . В среднем каждый самолет совершал 360 боевых вылетов в год, что в сумме значительно больше, чем у любого другого боевого самолета в Афганистане. К концу войны на афганских авиабазах дислоцировалось около 50 Су-25, совершивших в общей сложности 60 тысяч боевых вылетов. С момента первого развертывания в 1981 году до окончания войны в 1989 году в боевых действиях было потеряно 21–23 самолета, из них до девяти было уничтожено на земле во время стоянки. [ 21 ] [ 23 ]
Ирано-иракская война
Су-25 также участвовал в боях во время ирано-иракской войны 1980–88 годов. Первые Су-25 были приняты на вооружение ВВС Ирака в 1987 году и к концу войны совершили около 900 боевых вылетов, выполнив основную часть задач по воздушному нападению Ирака. В ходе самых напряженных боев войны иракские Су-25 совершали до 15 боевых вылетов в день каждый. В одном зарегистрированном инциденте иракский Су-25 был сбит иранской «Хок» ракетой класса «земля-воздух» , но пилоту удалось катапультироваться. Это был единственный подтвержденный успешный сбитый Ираном иракский Су-25. После войны Саддам Хусейн наградил всех пилотов Су-25 иракских ВВС высшими военными наградами страны . [ 21 ]
Война в Персидском заливе
Во время войны в Персидском заливе 1991 года превосходство в воздухе коалиционных сил было настолько велико, что большинству иракских Су-25 даже не удалось подняться в воздух. 25 января 1991 года семь Су-25 иракских ВВС бежали из Ирака и приземлились в Иране. [ 24 ]
Вечером 6 февраля 1991 года два ВВС США истребителя F-15C Eagle из 53-й тактической истребительной эскадрильи, действовавшей с авиабазы Аль-Хардж в Саудовской Аравии , перехватили пару иракских МиГ-21 и пару Су-25. Все четыре иракских самолета были сбиты, причем оба Су-25 упали в пустыне недалеко от границы Ирака с Ираном. Это был единственный воздушный бой иракских Су-25 за всю войну. [ 21 ]
Абхазская война
Правительство Грузии использовало Су-25 в 1992–93 годах против абхазских сепаратистов во время Первой абхазской войны . [ 25 ] A Georgian Air Force Su-25 was shot down over Nizhnaya Eshera on 4 July 1993 by an 9K34 Strela-3 MANPADS. [ 26 ] [ 27 ] Еще один грузинский Су-25 был сбит 13 июля 1993 года из 9К32 «Стрела-2» ПЗРК . [ 28 ] а еще один Су-25 был сбит дружественным огнем ЗУ -23-2 4 июля. [ 28 ] ВВС России также потеряли во время войны Су-25, самолет разбился из-за ошибки пилота при обеспечении CAS для абхазских сил. [ 28 ]
Первая чеченская война
Российские Су-25 использовались во время Первой чеченской войны. Вместе с другими авиационными средствами ВВС России они обеспечили господство российских войск в воздухе. 29 ноября 1994 года, атаковав все четыре чеченские военные базы, российские Су-25 из 368-го штурмового авиационного полка (ОШАП) уничтожили на земле до 266 чеченских самолетов, большинство из которых не годны к полетам. [ 29 ] В ходе чеченской кампании с 1994 по 1996 годы развернутые средства ВВС совершили около 9000 боевых вылетов, из них около 5300 ударных. Российская 4-я воздушная армия 140 самолетов Су-17М, Су-24 имела в зоне боевых действий и Су-25. самолетом ДРЛО А-50 . В качестве боеприпасов в основном использовались неуправляемые ракеты С-5, С-8 и С-24, а также бомбы ФАБ-250 и ФАБ-500, при этом только в 2,3% ударов применялись высокоточные ракеты Х-25 МЛ, КАБ. -500Л и КАБ-500КР при подходящих погодных условиях. [ 30 ] Российские войска не смогли должным образом воспользоваться превосходством в воздухе из-за устаревшей воздушной тактики, которая сосредоточивала ВВС на бесполезных задачах в этом типе войны, таких как боевое воздушное патрулирование. [ 31 ] Потери российской авиации были невелики, поскольку у чеченцев не было комплексной противовоздушной обороны. [ 32 ]
4 февраля 1995 года российский Су-25 был сбит зенитным огнем ЗСУ-23-4 «Шилка» над Белгатой Гехи в пяти километрах к юго-востоку от Грозного. Пилот майор Николай Баиров катапультировался, но погиб, ударившись о землю, так как его парашют не раскрылся вовремя. Еще один Су-25, пилотируемый подполковником Евгением Деркульским, в тот же день был поврежден наземным огнем, но сумел приземлиться на Моздок , где самолет был отремонтирован. авиабазе [ 29 ] 5 мая 1995 года еще один российский Су-25 был сбит вблизи Сержень-Юрта огнем калибра 12,7 мм во время патрулирования на малых высотах. Пилот полковник Владимир Сарабеев погиб. [ 33 ]
4 апреля 1996 года еще один Су-25 попал под обстрел ЗУ-23-2 либо при выполнении разведывательного полета, либо при атаке села Гойское. Пилот майор Александр Матвиенко катапультировался и был поднят дружественным вертолетом, возвращавшимся на авиабазу в Ханкале в Грозном. [ 34 ] 5 мая 1996 года в районе села Майртуп во время ведения разведки из ПЗРК 9К34 «Стрела-3» был сбит двухместный Су-25УБ. Оба пилота, полковник Игорь Свиридов и майор Олег Исаев, погибли в результате крушения. Это был четвертый сбитый Су-25 и пятый российский потерянный самолет с начала войны в декабре 1994 года. [ 32 ] [ 35 ]
Вторая чеченская война
Су-25 российских ВВС широко использовались во время Второй чеченской войны , особенно на первом этапе, когда российские войска вторглись в самопровозглашенную Чеченскую Республику Ичкерия . [ 36 ] Было потеряно до семи российских Су-25. [ 32 ] один - вражескому огню: 4 октября 1999 г. Су-25 был сбит ПЗРК во время разведывательного полета над селом Толстой-Юрт, погиб его пилот. Крылья самолета установили на постаменте на центральной площади Грозного. [ 34 ] [ 37 ]
Эфиопско-эритрейская война
Штурмовики Су-25 использовались ВВС Эфиопии для ударов по эритрейским целям. ВВС Эритреи 15 мая 2000 года эфиопский Су-25 был сбит МиГ-29 , в результате чего погиб пилот. [ 38 ]
Восстание 2001 года в Республике Македония
Су-25 использовались ВВС Македонии , но на них летали украинские пилоты во время конфликта против албанских сепаратистов. Начиная с 24 июня 2001 г. самолет совершил несколько атак на позиции сепаратистов. Су-25 использовались только в битве при Радуше в последний день. [ 39 ]
Был в Дарфуре
Судан использовал Су-25 для атак на объекты повстанцев и, возможно, на гражданское население в Дарфуре . [ 40 ]
Кот-д’Ивуарско-французские столкновения
Во время гражданской войны в Кот-д’Ивуаре Су-25 использовались правительственными войсками для атак на объекты повстанцев. 6 ноября 2004 года по меньшей мере один ивуарийский Су-25 атаковал подразделение французских миротворческих сил «Единорог», дислоцированное в Буаке , убив девять солдат, американского разработчика и ранив 37 солдат. [ 41 ] Вскоре после этого французские военные в ответ атаковали авиабазу в Ямусукро и уничтожили ВВС Кот-д'Ивуара, серьезно повредив два Су-25, ответственных за атаку. [ 42 ] [ 43 ]
Война России и Грузии 2008 г.
В августе 2008 года Су-25 использовались как Грузией, так и Россией во время российско-грузинской войны 2008 года. Су-25 ВВС Грузии участвовали в обеспечении воздушной поддержки войск во время битвы за Цхинвал и наносили бомбардировочные удары по объектам в Южной Осетии . [ 44 ] Российские военные Су-25 нанесли удары по грузинским силам в Южной Осетии и совершили воздушные налеты на цели в Грузии. [ 45 ] Российские военные официально подтвердили потерю трех самолетов Су-25 грузинской ПВО, хотя в Московской оборонной записке говорится о четырех самолетах. [ 46 ] [ 47 ] Сообщается, что три российских самолета были сбиты грузинскими «Бук-М1» . подразделениями ПВО [ 48 ] Грузинские Су-25 могли действовать ночью. [ 48 ] В начале августа 2008 года российские Су-25 атаковали Тбилисский авиазавод , где производятся Су-25, сбросив бомбы на аэродром завода. [ 49 ]
Иран
1 ноября 2012 года два иранских Су-25 произвели артиллерийские очереди по беспилотнику ВВС США MQ-1 Predator в 30 км (19 миль; 16 морских миль) от иранского побережья. Правительство Ирана заявило, что дрон нарушил его воздушное пространство. [ 50 ] [ 51 ] [ 52 ]
2014–2015 гг. Российско-украинская война.
Начиная с весны 2014 года, украинские вооруженные силы перебросили авиацию над повстанческими восточными регионами. 26 мая 2014 года украинские Су-25 поддерживали вертолеты Ми-24 во время военной операции по восстановлению контроля над аэропортом в Донецке , в ходе которой Су-25 вели огонь по наземные ракеты. [ 53 ] 2 июля 2014 года один украинский Су-25 разбился из-за технической неисправности. [ 54 ] [ 55 ]
16 июля 2014 года был сбит Су-25, при этом украинские официальные лица заявили, что российский МиГ-29 сбил его с помощью ракеты Р-27Т . [ 56 ] [ 57 ] Россия отвергла эти обвинения. [ 58 ]
23 июля 2014 года два Су-25 были сбиты в Донецкой области Украины. Представитель Совета национальной безопасности и обороны Украины заявил, что самолет был сбит ракетой, выпущенной с территории России. [ 59 ]
29 августа 2014 года украинский Су-25 был сбит пророссийскими повстанцами. Украинские власти заявили, что сбитие произошло из-за российской ракеты, не уточнив, имеют ли они в виду, что самолет был произведен российскими силами или выпущен российскими войсками. Пилоту удалось благополучно катапультироваться. В тот же день пророссийские повстанцы заявили о сбитии до четырех Су-25. [ 60 ] [ 61 ]
9 февраля 2015 года пророссийские силы впервые со ссылкой на украинские СМИ косвенно признали применение Су-25 против украинских сил во время боев под Дебальцево . [ 62 ]
Наступление в Северном Ираке, 2014 г.
29 июня 2014 года сообщалось, что Ирак заявил, что получил первую партию бывших в употреблении Су-25, заказанную у России для борьбы с силами Исламского государства . Источник в министерстве обороны Ирака заявил, что самолеты будут приняты на вооружение «в течение трех-четырех дней», несмотря на то, что иракцам требуется техническая помощь и запасные части для их ввода в эксплуатацию, а также тот факт, что самолеты российского производства несовместимы с самолетами Иракских ВВС. Перечень ракет «Хеллфайр» американского производства . [ 63 ] [ 64 ]
1 июля 2014 года ВВС Корпуса стражей исламской революции поставили семь Су-25, большинство из которых были бывшими иракскими самолетами, участвовавшими в войне в Персидском заливе. [ 65 ] Их быстро ввели в бой, уже в начале августа 2014 года они совершили воздушные налеты, а затем расширили зону своих действий. [ 66 ] [ 67 ]
Иракские Су-25 совершили большую часть боевых вылетов против Исламского государства, совершив 3562 вылета в период с июня 2014 года по декабрь 2017 года, когда ИГИЛ потеряло контроль над всей территорией, которую оно ранее контролировало в Ираке. Для сравнения: иракский парк истребителей F-16IQ совершил 514 боевых вылетов. [ 68 ]
Военное вмешательство в Сирии
В сентябре 2015 года сообщалось, что не менее дюжины Су-25 были переброшены Россией на аэродром недалеко от Латакии в Сирии для поддержки тамошних российских войск, принимавших участие в сирийском наступлении против ИГИЛ . [ 69 ] 2 октября 2015 года российские штурмовики Су-24М и Су-25 уничтожили командный пункт ИГИЛ в провинции Идлиб, а самолеты Су-34 и Су-25 ликвидировали укрепленный бункер ИГИЛ в провинции Хама. [ нужна ссылка ] К 15 марта 2016 года, после сокращения российского присутствия в Сирии, российские Су-25 совершили более 1600 самолето-вылетов в Сирии, сбросив при этом 6000 бомб. [ 70 ]
3 февраля 2018 года российский Су-25 был сбит над Идлибом боевиками, применившими ПЗРК . Сирийский боевик сообщил, что пилот Роман Филипов благополучно катапультировался, но покончил с собой гранатой, чтобы избежать захвата. [ 71 ] [ 72 ] [ 73 ] [ 74 ]
Война в Нагорном Карабахе 2020 года
29 сентября 2020 года Армении Минобороны ВВС Армении. заявило, что был сбит Су-25 [ 75 ] самолетом турецких ВВС F-16 , в результате чего погиб пилот. Однако Турция опровергла это обвинение. [ 76 ] [ 77 ] [ 78 ]
4 октября 2020 года самолет Су-25 ВВС Азербайджана был сбит армянскими силами, вероятно, из ракеты 9К33 «Оса», когда он наносил удары по армянским позициям в Физули. Пилот полковник Заур Нудиралиев погиб в результате крушения. Официальные лица Азербайджана признали потерю в декабре 2020 года. [ 79 ] [ 80 ] при этом раскрывая важную роль пилотируемой авиации, скрытой во время активной фазы конфликта: с 27 сентября 2020 года по 9 ноября 2020 года пилотируемая авиация нанесла более 600 авиаударов, при этом флоту Су-25 была поручена решающая роль в подавлении и уничтожении ПВО противника и др. [ 81 ]
2022 г. Вторжение России в Украину
Русский сервис
24 февраля 2022 года Россия сообщила о потере Су-25 из-за «ошибки пилота». [ 82 ] 1 марта над Украиной был потерян российский Су-25СМ. [ 83 ] [ 84 ] На следующий день еще один российский Су-25СМ, регистрационный номер RF-91961 - Красный 07. в Макарове на Украине был сбит [ 85 ] 4 марта два российских Су-25СМ, первый с регистрационным номером RF-93026 , были потеряны над Волновахой, Украина. Второй, с позывным Red 04 , погиб вместе со своим пилотом. [ 86 ] Фотографии обломков самолета были опубликованы в социальных сетях. [ 87 ] 7 марта Су-25 был потерян во время боевого вылета на Украине. [ 88 ] [ 89 ] 10 марта под Киевом был сбит Су-25 с регистрационным номером RF-91969 , пилот погиб. [ 90 ] [ 91 ] 14 марта российский Су-25 был поврежден огнем противника, вероятно, ПЗРК, но сумел вернуться на свою базу. [ 92 ] 24 мая Украина заявила, что сбила генерал-майора в отставке Канамата Боташева на Су-25 ракетой «Стингер». Неизвестно, находился ли он на военной службе или был частным военным подрядчиком. [ 93 ]
22 октября 2023 года Украина заявила, что за предыдущие десять дней сбила пять российских Су-25 во время боев в Донецке. [ 94 ]
В конце апреля 2024 года Су-25 беспрепятственно летали над Часовым Яром , что, по мнению военного аналитика Роба Ли, указывало на «явный признак нехватки украинских боеприпасов ПВО». [ 95 ]
4 мая 2024 года 110-я механизированная бригада (Украина) заявила, что сбила Су-25 над Донецкой областью. [ 96 ]
Украинский сервис
ВВС Украины также эксплуатируют Су-25. 26 февраля 2022 года были потеряны три Су-25 из 299-й тактической авиационной бригады . «Blue 19» и «Blue 30» были сбиты над Херсонской областью. [ 97 ] Предположительно, пилоты погибли. Опубликованы фотографии обломков двух украинских самолетов. [ 98 ] [ 99 ] [ 100 ] Третий самолет из 299-го был потерян, но пилот был захвачен российскими войсками. [ 101 ] Украинские СМИ признали, что пилот был украинцем. [ 102 ] На следующий день еще один Су-25, «Синий 39», был сбит возле Глебовки Вышгорода Киевской области. [ 103 ] [ 104 ] На 2 марта, один Су-25 от 299-го тактического авиационного бригады пилотировался Александер Корпан был подавляет Старокостиантынов, Хмельницкий Область. [ 105 ] [ 106 ] [ 107 ] 10 марта один Су-25 «Синий 31» был сбит в районе Новой Каховки Херсона. [ 108 ] [ 109 ] [ 110 ] 14 марта еще один Су-25 был сбит российскими военными в Волновахе на Донбассе. Пилот был схвачен российскими войсками и позже освобожден 24 апреля в результате российско-украинского обмена пленными. [ 111 ] [ 112 ] 22 марта на видео попал сильно поврежденный в бою украинский Су-25. [ 113 ] Сообщается, что 15 апреля украинский Су-25 был сбит российскими войсками в Изюме. [ 114 ] Сбитие самолета было зафиксировано военной камерой в термографическом режиме. [ 115 ] Сообщается, что пилот, капитан Егор Середюк, погиб под Изюмом 15 апреля. [ 116 ] [ 117 ] Середюку присвоено звание Героя Украины . [ 118 ] был сбит Су-25 299-й тактической авиационной бригады Гуляйполе 14 мая в Запорожской области , пилот погиб. [ 119 ] [ 120 ]
14 марта 2023 года министр обороны Северной Македонии подтвердила Славянка Петровска передачу Украине четырех непригодных к полетам Су-25. [ 121 ]
Варианты
Су-25
Базовая версия самолета производилась на заводе 31 в Тбилиси, в Советской Республике Грузия. В период с 1978 по 1989 год в Грузии было произведено 582 одноместных Су-25, не считая самолетов, произведенных по экспортной программе Су-25К. Этот вариант самолета составляет основу парка Су-25 ВКС России, крупнейшего на данный момент в мире. [ 10 ] В эксплуатации самолет потерпел ряд аварий, вызванных сбоями систем, связанными с залповой стрельбой из вооружения. После этих инцидентов было запрещено использование ее основного вооружения — 240-мм ракеты С-24 . Вместо нее ФАБ-500 массой 500 кг (1100 фунтов). основным вооружением стала универсальная фугасная бомба [ 10 ]
Су-25К
Базовая модель Су-25 легла в основу коммерческого экспортного варианта, известного как Су-25К ( «Комерческий» ). Эта модель также производилась на заводе «31» в Тбилиси, Грузия. Самолет отличался от версии советских ВВС некоторыми мелкими деталями внутреннего оборудования. Всего с 1984 по 1989 год было построено 180 самолетов Су-25К. [ 10 ]
Су-25УБ
Су-25УБ Учебно - боевой был разработан в 1977 году. Первый опытный образец, получивший название Т-8УБ-1, был выкатан в июле 1985 года и его первый полет был совершен на Улан-Удэна заводском аэродроме в 1977 году. 12 августа того же года. [ 10 ] К концу 1986 года в Улан-Удэ было произведено 25 Су-25УБ, прежде чем двухместный самолет завершил государственные испытания и был официально принят на вооружение советских ВВС. [ 122 ] [ нужны разъяснения ]
Он предназначался для тренировок и аттестационных полетов летчиков действительной службы, а также для обучения курсантов летных училищ советских ВВС . Характеристики существенно не отличались от характеристик одноместного автомобиля. Навигационные, атакующие, прицельные приборы и системы управления вооружением двухместного самолета позволяли использовать его как для выполнения повседневных учебных, так и для учебно-тренировочных задач. [ 123 ]
Су-25УБК
С 1986 по 1989 год, параллельно со строительством основного учебно-боевого варианта Су-25УБ, Улан-Удэнский завод выпускал так называемые «коммерческие» Су-25УБК, предназначенные для экспорта в страны, купившие Су-25К, и с аналогичными модификациями этого самолета. [ 124 ]
Су-25УБМ
Су-25УБМ представляет собой двухместный вариант, который может использоваться в качестве учебно-боевого самолета, но также обладает ударными возможностями и может использоваться для разведки, целеуказания и управления с воздуха. Его первый полет состоялся 6 декабря 2008 года, сертифицирован он был в декабре 2010 года. Позже он поступит на вооружение ВКС России. Вариант имеет на борту РЛС «Фазотрон НИИР Копье» и аппаратуру «Барс-2». Предполагается, что дальность действия Су-25УБМ составляет 1300 км (810 миль), и он может иметь защиту от инфракрасных управляемых ракет (IRGM), что является минимальным требованием на сегодняшних полях боевых действий, где IRGM распространяются. [ 125 ]
Су-25УТГ
Су-25УТГ ( «Учебно-тренировочный с гаком ») — вариант Су-25УБ, предназначенный для тренировки летчиков по взлёту и посадке на наземную имитированную авианосную палубу с наклонной трамплинной секцией и тормозными тросами . Первый полет состоялся в сентябре 1988 года, всего было произведено около 10 самолетов. [ 126 ] Около половины осталось на вооружении России после 1991 года; они использовались на единственном российском « авианосце Адмирал Кузнецов» . Этого небольшого количества самолетов было недостаточно для удовлетворения потребностей в обучении российской палубной авиагруппы, поэтому некоторое количество Су-25УБ было переоборудовано в Су-25УТГ. Эти самолеты получили альтернативное обозначение Су-25УБП ( Учебно-боевой палубный ) — прилагательное палубный, означающее «палубный», что указывает на то, что эти самолеты выполняют военно-морскую функцию. [ 127 ] По состоянию на 2007 год около 10 таких самолетов находились в составе ВМФ России в составе 279-го полка морской авиации Северного флота . [ 128 ] Сообщалось также, что в 2021 году самолеты Су-25 были развернуты в составе 100-го отдельного корабельного истребительного авиационного полка того же флота. [ 129 ]
Су-25БМ
Су-25БМ ( «Буксировщик Мишеней» ) — буксирующий вариант Су-25, разработка которого началась в 1986 году. Прототип, получивший обозначение Т-8БМ1, впервые успешно поднялся в воздух 22 марта 1990 года в Тбилиси. После завершения этапа испытаний самолет был запущен в производство. [ 127 ]
Су-25БМ предназначен для обеспечения буксируемых мишенных комплексов при обучении сухопутных войск и личного состава флота работе с зенитно-ракетными комплексами «земля-воздух» и корабельными зенитно-ракетными комплексами. Он оснащен двигателями Р-195 и оснащен системой РСДН-10 дальней навигации — аналогом западной системы ЛОРАН . [ 127 ]
Су-25Т
Су-25Т ( «Танковый» ) — специализированная противотанковая версия, которая с заметным успехом прошла боевые испытания в Чечне . [ 18 ] Конструкция самолета аналогична Су-25УБ. Вариант переоборудовали в одноместный, с заменой заднего сиденья на дополнительную авионику. [ 130 ] Он способен атаковать всепогодно и ночью. Помимо полного арсенала вооружения штатного Су-25, Су-25Т может применять бомбу с телевизионным наведением КАБ-500Кр и Х-25МЛ с полуактивным лазерным наведением . [ 18 ] В его увеличенной носовой части размещен «Шквал» оптический телевизионно-прицельный комплекс Причал» с лазерным дальномером и целеуказателем « . Он также может нести «Вихрь» ракеты трубчатого пуска с лазерным наведением в условиях низкой освещенности ТВ «Меркурий» , которые являются его основным противотанковым вооружением. Для ночных полетов под фюзеляжем можно переносить подвесную систему . Три прототипа Су-25Ц были построены в 1983–86 годах, а в 1990 году построено 8 серийных самолетов. [ 131 ] С введением окончательной программы модернизации Су-25 ВВС России в форме « Строевой модернизации » программа Су-25Т была официально отменена в 2000 году. [ 132 ]
Су-25ТМ (Су-39)
Су-25Т второго поколения, Су-25ТМ (также обозначенный как Су-39 ), был разработан с улучшенными системами навигации и нападения, а также с большей живучестью. Сохранив встроенный « Шквал» Су-25Т, он может нести «Копё» в подфюзеляжном контейнере РЛС (рус. «Копье»), которая используется и для поражения воздушных целей (ракетами РВВ-АЭ/Р-77). как корабли (с противокорабельными ракетами Х-31 и Х-35). По состоянию на 2008 год ВВС России получили 8 самолетов. [ 130 ] Некоторые из улучшенных систем авионики, разработанных для вариантов Т и ТМ, были включены в Су-25СМ , промежуточную модернизацию действующего Су-25 ВВС России, для повышения живучести и боеспособности. [ 18 ] Су-25ТМ в рамках комплексной программы модернизации был заменен «доступной» программой Су-25СМ. [ 132 ]
Су-25СМ
Су-25СМ ( «Строевой модернизированный ») — это «доступная» программа модернизации Су-25, задуманная ВВС России в 2000 году. Программа основана на попытках модернизации Су-25Т и Су-25ТМ, которые были оценены и маркированы как сложное и дорогое. Модернизация SM включает усовершенствование авионики и модернизацию планера, чтобы продлить срок службы Frogfoot до 500 летных часов или 5 лет. [ 132 ]
Совершенно новый навигационно-ударный комплекс ПРнК-25СМ «Барс» Су-25СМ построен на базе цифровой вычислительной системы БЦВМ-90, изначально запланированной для программы модернизации Су-25ТМ. Точность навигации и атаки, обеспечиваемая новым комплексом, в три раза выше, чем у базового Су-25, и, как сообщается, находится в пределах 15 м (50 футов) с использованием спутниковой коррекции и 200 м (660 футов) без нее. [ 132 ]
Был добавлен новый проекционный дисплей (ИЛС) КА1-1-01, обеспечивающий, среди прочего, удвоение поля зрения по сравнению с исходным электрооптическим прицелом АСП-17БЦ-8. Другие системы и компоненты, включенные в ходе модернизации, включают многофункциональный дисплей (МФД), средства ближней навигации РСБН-85 (ШОРАН), автоматический пеленгатор АРК-35-1 (АПД), А-737-01 GPS/ГЛОНАСС. Приемник, самописец полетных данных (ФДР) «Карат-Б-25», система видеорегистрации (ВРС) «Беркут-1», радиосвязь УВЧ/УКВ «Банкир-2», транспондер СО-96 и приемник радиолокационного предупреждения L150 «Пастель» (RWR). [ 132 ]
Двигатели Р-95ш прошли капитальный ремонт и модификацию с установкой противопомпажной системы. Система предназначена для повышения устойчивости двигателя к попадающим в него порохам и газам при артиллерийских и ракетных залповых стрельбах. [ 132 ]
Сочетание отремонтированного и нового оборудования с повышенной автоматизацией и возможностями самотестирования позволило сократить предполетное и послеполетное обслуживание примерно на 25–30%. Общая экономия веса составляет около 300 кг (660 фунтов). [ 132 ]
Комплекс вооружения Су-25СМ пополнился Р-73 «Вымпел» высокоманёвренной ракетой класса «воздух-воздух» (правда, без нашлемной наводки и только с традиционным продольным режимом самонаведения) и 130-мм ракетами С-13Т (переносившимися на вооружении Су-25СМ). пятизарядные блоки Б-13) с осколочно-фугасной и бронебойной боевыми частями. Кроме того, были значительно улучшены профили применения вооружения Х-25МЛ и Х-29 Л, что позволяет реализовывать некоторые сложные сценарии пуска ракет, например: стрельбу двумя последовательными ракетами по двум разным целям за один проход. Автопушка ГШ -30-2 (магазин на 250 патронов) получила три новых пониженных режима скорострельности: 750, 375 и 188 выстрелов в минуту. Су-25СМ также получил новые подкрыльевые пилоны БД3-25. [ 132 ]
Ожидается, что возможная программа закупок будет включать от 100 до 130 комплектов, что охватит от 60 до 70 процентов действующего одноместного парка ВВС России, эксплуатировавшегося в начале 2000-х годов. [ 132 ] В 2012 году на вооружении ВКС России имелось более 30 Су-25СМ, планируется модернизировать до улучшенного образца около 80 Су-25. [ 133 ] К марту 2013 года планируется модернизировать более 60 самолетов. [ 134 ] В феврале 2013 года на южную базу ВВС были доставлены десять новых Су-25СМ. [ 135 ] [ 136 ] где проводится оперативная подготовка. [ 137 ] За период 2005–2015 гг. было модернизировано более 80 самолетов. [ 138 ]
С начала 2014 года 368-й штурмовой авиационный полк 4-й армии ПВО в Буденновске получил перспективные Су-25СМ. [ 139 ] (вероятно, 16 самолетов). Еще девять были доставлены в 2018 году. [ 140 ] [ 141 ] [ 142 ] еще восемь в начале 2019 года [ 143 ] [ 144 ] [ 145 ] и еще четыре в начале 2020 года плюс еще один в начале 2021 года. [ 146 ] [ 147 ] [ 148 ]
С 2018 года Воздушно-космические силы [ВКС] получают Су-25СМ3, всего по состоянию на июнь 2019 года поставлено уже 25 самолетов. В отличие от базового Су-25 и его поэтапно модернизированного варианта Су-25СМ, оба которые имеют в носовой части достаточно устаревший лазерный целеуказатель «Клен-ПС», Су-25СМ3 модернизирован новым электрооптическим носовым модулем СОЛТ-25. СОЛТ-25 обеспечивает 16-кратное увеличение, оснащен лазерным дальномером и целеуказателем, тепловизором, телевизионными каналами и возможностью сопровождения движущихся целей в любую погоду на расстоянии до 8 км. Кроме того, на Су-25СМ3 установлен комплекс защиты «Витебск-25» , включающий комплект ультрафиолетовых датчиков предупреждения о сближении ракет «Захват», радиолокационную систему самонаведения и предупреждения Л-150-16М «Пастель», два УВ-26М 50. миллиметровые дозаторы соломы и пара крыльевых блоков постановки радиолокационных помех Л-370-3С. Кроме того, на Су-25СМ3 установлены новый прицельно-навигационный комплекс ПрНК-25СМ-1 «Барс» и система связи КСС-25 с антенной «Банкир-8-ТМ-1». [ 149 ]
По опыту боевых действий в Сирии Су-25СМ3 оснащен навигационно-бомбардировочными средствами СВП-24 , повышающими точность стрельбы неуправляемыми бомбами. [ 150 ]
Су-25КМ
Су-25КМ ( Комерческий, Модернизированный ), [ 151 ] по прозвищу «Скорпион» представляет собой программу модернизации Су-25, объявленную в начале 2001 года первоначальным производителем, компанией «Тбилиси Эйркрафт Мануфактуринг» в Грузии, в партнерстве с израильской компанией «Элбит Системс». Прототип самолета совершил свой первый полет 18 апреля 2001 года в Тбилиси с полной маркировкой ВВС Грузии. [ 152 ] На самолете используется стандартный планер Су-25, оснащенный современной авионикой, включая стеклянную кабину цифровых карт , генератор , нашлемный дисплей , компьютеризированную систему вооружения, полную возможность предварительного планирования миссии и полностью резервные резервные режимы. Улучшения характеристик включают высокоточную навигационную систему, системы точечной доставки оружия, всепогодность и дневное/ночное функционирование, совместимость с НАТО , современные функции безопасности и живучести, а также расширенные бортовые возможности разбора полетов, соответствующие международным требованиям. [ 152 ] Он имеет возможность применять израильские бомбы с инфракрасным наведением Opher и бомбы с лазерным наведением Lizard, а также ракету с инфракрасным наведением Р-73 «Вымпел» . [ 153 ]
Су-28
Су -28 (также обозначаемый как Су-25УТ — Учебно-Тренировочный ) — усовершенствованный базовый учебно-тренировочный самолет, созданный на базе Су-25УБ по частной инициативе ОКБ Сухого. Су-28 — лёгкий самолёт, предназначенный для замены чехословацкого Aero L-39 «Альбатрос» . В отличие от базового Су-25УБ, он лишен системы управления вооружением, встроенной пушки, узлов подвески вооружения и моторной брони. [ 154 ]
Другой
- Су-25Р ( «Разведчик» ) — вариант тактического разведчика, спроектированный в 1978 году, но так и не построенный. [ 155 ]
- Су-25У3 ( «Учебный 3-местный »), также известный как «Русская тройка», представлял собой трехместный базовый учебно-тренировочный самолет. Проект был приостановлен в 1991 году из-за отсутствия финансирования. [ 155 ]
- Су-25У ( «Учебный» ) — учебно-тренировочный вариант Су-25, производившийся в Грузии в 1996–1998 годах. Всего было построено три самолёта, все для ВВС Грузии. [ 155 ]
- Су-25М1/Су-25УБМ1 — самолеты Су-25 и Су-25УБ, модернизированные украинской компанией «МиГремонт» для ВВС Украины . По состоянию на 2013 год модернизировано десять (семь одноместных и три учебно-тренировочных). Обновления включают новый GPS-приемник , новую радиостанцию, более точную доставку оружия благодаря новому прицелу и новый цифровой регистратор полетных данных . Кроме того, модернизированные самолеты могут использовать ракеты С-13 . [ 156 ]
- Ге-31 — это действующая грузинская программа Тбилисского авиастроительного завода, направленная на производство обновленной версии Су-25 без российских компонентов и деталей. [ 157 ]
- Т-12 («Штурмовик-90») – предполагаемый преемник Су-25. Он должен был использовать двойной фюзеляж с двумя кабинами; в одном будет пилот, который также будет управлять радаром самолета, а другой будет управлять вооружением самолета и управлением огнем. Конструкция Т-12 также включала крыло прямой стреловидности и V-образное оперение. [ 158 ]
Операторы
Известные несчастные случаи
Су-25 участвовал в следующих заметных авиационных происшествиях .
- Су-25К ВВС Демократической Республики Конго пропал в декабре 2006 года во время плановой операции по перебазированию, и никаких обломков обнаружено не было. [ 159 ]
- Еще один конголезский Су-25К разбился 30 июня 2007 года во время демонстрации в честь Дня независимости недалеко от города Кисангани , в результате чего погиб пилот. Расследование показало, что авария произошла из-за отказа двигателя. [ 159 ]
- Су-25 ВВС России взорвался в воздухе 20 марта 2008 года во время боевых стрельб над Приморским краем , в 143 км (89 миль) от Владивостока , в результате чего погиб пилот. Дальнейшее расследование показало, что самолет был сбит ракетой, случайно выпущенной ведомым. После аварии все российские Су-25 были остановлены до завершения расследования. [ нужна ссылка ]
Технические характеристики (Су-25/Су-25К, поздний выпуск)
Данные Jane's All The World's Aircraft за 2003–2004 гг., [ 161 ] Сухой, [ 162 ] deagel.com, [ 163 ] airforce-technology.com [ 164 ]
Общие характеристики
- Экипаж: 1
- Длина: 15,53 м (50 футов 11 дюймов) (включая носовой зонд)
- Размах крыльев: 14,36 м (47 футов 1 дюйм)
- Высота: 4,8 м (15 футов 9 дюймов)
- Площадь крыла: 33,7 м 2 (363 кв. фута)
- Вес пустого: 9800 кг (21605 фунтов)
- Полная масса: 14 440 кг (31 835 фунтов)
- Максимальный взлетный вес: 19 300 кг (42 549 фунтов)
- Силовая установка: 2 двигателя «Союз/Туманский» Р-195 турбореактивных с тягой 44,18 кН (9930 фунтов силы) каждый.
Производительность
- Максимальная скорость: 975 км/ч (606 миль в час, 526 узлов)
- Максимальная скорость: 0,79 Маха.
- Дальность: 1000 км (620 миль, 540 миль)
- Боевая дальность: 750 км (470 миль, 400 миль) на уровне моря с 4400 кг (9700 фунтов) боеприпасов и двумя внешними топливными баками.
- Практический потолок: 7000 м (23000 футов)
- пределы г: + 6,5
- Скорость набора высоты: 58 м/с (11 400 футов/мин)
Вооружение
- Оружие:
- 1 × 30-мм Грязева-Шипунова ГШ-30-2 автопушка с боекомплектом 250 снарядов
- СППУ-22 Кондукторные установки для 2 × 23-мм автопушек Грязева-Шипунова ГШ-23 с боезапасом 260 снарядов
- Узлы подвески: 11 точек подвески грузоподъемностью до 4400 кг (9700 фунтов) с приспособлениями для перевозки комбинаций:
- Ракеты:
- УБ-16 Ракетные блоки для ракет С-5.
- УБ-32 А для ракет С-5 Ракетные блоки
- Б-8М Ракетные блоки 1 для ракет С-8
- С-13
- С-24
- С-25
- Ракеты:
- Бомбы:
- БЕТАБ-500 Бетонобойная бомба [ 165 ]
- ФАБ-250. Универсальная бомба
- ФАБ-500 ГП Бомба
- ФАН-500 Бомба [ 165 ]
- КАБ-500КР с телеуправляемой бомбой [ 166 ]
- ЗАБ-500 Зажигательная бомба [ 165 ]
- Другой:
- Ракеты:
Авионика
См. также
Связанные разработки
Самолеты сопоставимой роли, конфигурации и эпохи
- Fairchild Republic A-10 Thunderbolt II - ( США )
- Ильюшин Ил-102 – ( Советский Союз, Россия )
- Нортроп YA-9 – ( США )
- IAR 93 – ( Румыния, Югославия ) / Soko J-22 Orao – ( Югославия, Румыния )
- Наньчан Q-5 – ( Китай )
Ссылки
Примечания
Цитаты
- ^ Jump up to: а б Гордон и Доус 2004.
- ^ http://www.military-today.com/aircraft/sukhoi_su25_frogfoot.htm Веб-сайт Military Aircraft Today , 1 июля 2011 г.
- ^ «Грузия объявила о возобновлении производства Су-25» , сайт scramble.nl , 24 февраля 2021 г.
- ^ «Россия заявляет, что уничтожила более 70 военных объектов на Украине» . «Москва Таймс» . 24 февраля 2022 года. Архивировано из оригинала 24 февраля 2022 года . Проверено 24 февраля 2022 г.
- ^ Jump up to: а б Гордон и Доус 2004, стр. 6–7.
- ^ Гордон и Доус 2004, с. 8.
- ^ Гордон и Доус 2004, с. 11.
- ^ Гордон и Доус 2004, стр. 23–41.
- ^ «Компания «Сухой» (ОАО) – Самолеты – Военные самолеты – Су-25К – Историческая справка» . sukhoi.org . Архивировано из оригинала 28 февраля 2015 года . Проверено 27 апреля 2015 г.
- ^ Jump up to: а б с д и Гордон и Доус 2004, стр. 42–46.
- ^ «Отчет: ВВС России». Air Forces Monthly , июль 2007 г., стр. 78–86.
- ^ Jump up to: а б с д Гордон и Доус 2004, стр. 73–75.
- ^ Гордон и Доус 2004, с. 77.
- ^ Jump up to: а б с Гордон и Доус 2004, стр. 79–82.
- ^ Гордон и Доус 2004, с. 111.
- ^ Jump up to: а б Гебель, Грег. Су-25 «Frogfoot». Архивировано 5 декабря 2012 года на сайте Wayback Machine , сайт airvectors.net , 1 июля 2011 года.
- ^ Заменена спецификация Су-25К, взята из «Компания Сухой (ОАО) – Самолеты – Военные самолеты – Су-25К – Характеристики самолетов». Архивировано 22 июля 2014 года на сайте Wayback Machine Sukhoi.org. Проверено: 26 января 2012 г.
- ^ Jump up to: а б с д Гордон и Доус 2004, стр. 111–126.
- ^ «80-й отдельный штурмовой авиационный полк» .
- ^ «Историческая справка». Архивировано 18 октября 2012 года на сайте Wayback Machine Sukhoi.org. Проверено 11 ноября 2012 г.
- ^ Jump up to: а б с д Гордон и Доус 2004, стр. 133–49.
- ^ Розендал, Франк, Рене ван Везик и Тайме Фестнер. «Медвежьи следы в Германии: Советские ВВС в бывшей Германской Демократической Республике: Часть 1». Air International , октябрь 1992 г., стр. 210.
- ^ «Су-25 «Фрогфут» » . airvectors.net . Архивировано из оригинала 17 сентября 2015 года . Проверено 27 апреля 2015 г.
- ^ «Иран увеличивает парк Су-25» . Архивировано из оригинала 8 октября 2007 года . Проверено 10 февраля 2013 г.
{{cite web}}
: CS1 maint: bot: статус исходного URL неизвестен ( ссылка ) . Jane's Defense Weekly , 13 сентября 2006 г. - ^ «Осада Сухуми». Архивировано 6 марта 2008 года в журнале Wayback Machine Time Magazine от 4 октября 1993 года.
- ^ «2005» . ejection-history.org.uk . Архивировано из оригинала 23 сентября 2015 года . Проверено 27 апреля 2015 г.
- ^ Купер, Том. «Грузия и Абхазия, 1992–1993: Дачная война» . ACIG.org. Архивировано из оригинала 3 марта 2008 года . Проверено 18 февраля 2013 г.
- ^ Jump up to: а б с "CIS region – Авиация в локальных конфликтах" . Skywar.ru . Archived from the original on 19 April 2018 . Retrieved 27 April 2018 .
- ^ Jump up to: а б «Чечня – ВВС в локальных войнах» . skywar.ru . Архивировано из оригинала 8 марта 2014 года . Проверено 3 февраля 2018 г.
- ^ «Страница Авиационного университета» (PDF) . Авиабаза Максвелл. Архивировано (PDF) из оригинала 3 марта 2016 года . Проверено 3 февраля 2018 г.
- ^ «Военное обучение между чеченскими войнами». Архивировано 13 декабря 2011 года на Wayback Machine Sras.org. Проверено: 26 января 2012 г.
- ^ Jump up to: а б с «Кавказский алмазный трафик – Часть 2». Архивировано 12 октября 2005 г. на сайте Wayback Machine Civilresearch.org. Проверено: 26 января 2012 г.
- ^ «Фронтовая и армейская авиация в Чеченском конфликте» . Архивировано из оригинала 17 мая 2013 года . Проверено 4 октября 2014 г.
- ^ Jump up to: а б «Самолеты по типам». Архивировано 23 сентября 2015 года на сайте Wayback Machine Ejection-history.org.uk. Проверено: 26 января 2012 г.
- ^ «Повстанцы сбили российский самолет в Чечне». Архивировано 6 октября 2012 года в Wayback Machine Chicago Tribune , 6 мая 1996 года. Проверено: 26 января 2012 года.
- ^ Гебель, Грег. «Су-25 «Frogfoot».» Векторсайт.net. Проверено: 26 января 2012 г. Архивировано 6 августа 2007 г. в Wayback Machine.
- ^ «Россия/Чечня – терроризм ведет к войне». Архивировано 26 сентября 2011 года на сайте Wayback Machine Greatdreams.com. Проверено: 26 января 2012 г.
- ^ «Эфиопия». acig.org. Проверено: 10 августа 2010 г.
- ^ Гордон и Доус 2004, стр. 100–102.
- ^ «Спорные штурмовики, замеченные посланниками ООН в Дарфуре». Архивировано 29 ноября 2010 года в Wayback Machine Reuters.
- ^ «Девять французских солдат убиты в Кот-д'Ивуаре». Архивировано 12 октября 2007 года в Wayback Machine People's Daily Online , 8 ноября 2004 года.
- ^ «ООН разрешает Гбагбо передать поврежденные самолеты» . Новая гуманитарная помощь . 24 января 2005 г.
- ^ Купер, Том с Александром Младеновым. «Кот-д'Ивуар, с 2002 года». Архивировано 17 июля 2012 г. в archive.today ACIG Journal , 5 августа 2004 г.
- ^ «Президент Северной Осетии: Грузинские самолеты бомбят конвой с гуманитарной помощью для Южной Осетии». Интерфакс , 8 августа 2008.
- ^ "В грузинской сепаратистской столице бушуют бои". Архивировано 3 июня 2009 г. в Wayback Machine Reuters , 8 августа 2008 г.
- ^ "Генеральный штаб признал потерю еще двух самолетов". Архивировано 17 апреля 2010 года в Wayback Machine RU : Лента , 11 августа 2008 года. Проверено 11 августа 2008 года. Английский перевод. Архивировано 30 сентября 2015 года в Wayback Machine .
- ^ Барабанов, Михаил. «Августовская война между Россией и Грузией». Обзор обороны Москвы . Проверено 11 ноября 2012 г.
- ^ Jump up to: а б «Быстрое реагирование России». Международный институт стратегических исследований. Проверено 11 ноября 2012 года. Архивировано 26 июля 2009 года в Wayback Machine.
- ^ Новак, Дэвид (для Associated Press). «Российская авиация нанесла удар по Тбилисскому заводу; в Южной Осетии продолжаются бои».] Newser , 10 августа 2008 г.
- ^ Стюарт, Фил. «Иранские военные самолеты обстреляли американский беспилотник над Персидским заливом: Пентагон». Архивировано 24 сентября 2015 года в Wayback Machine Reuters, 5 ноября 2012 года. Проверено 11 ноября 2012 года.
- ^ «Иранские истребители 'обстреляли американский беспилотник в Персидском заливе' – Ближний Восток». Архивировано 10 ноября 2012 года в Wayback Machine Al Jazeera, английский, 8 ноября 2012 года. Проверено 11 ноября 2012 года.
- ^ Старр, Барбара. «Сначала на CNN: иранские самолеты обстреляли американский беспилотник». Архивировано 11 ноября 2012 года на Wayback Machine CNN, 8 ноября 2012 года. Проверено 11 ноября 2012 года.
- ^ «Авиалист» Впечатляющие видео украинских авиаударов по Донецку . Авиационист . 27 мая 2014 г. Архивировано из оригинала 19 ноября 2014 г. . Проверено 4 октября 2014 г.
- ^ "Штурмовик Су-25 разбился в Днепропетровске из-за неисправности, пилот жив" . Interfax-Ukraine . 2 July 2014. Archived from the original on 7 July 2014 . Retrieved 2 July 2014 .
- ^ «В Днепропетровске разбился штурмовик Су-25» . КиевПочта . 2 июля 2014 года. Архивировано из оригинала 2 октября 2014 года . Проверено 4 октября 2014 г.
- ^ «СБУ публикует новые разговоры о причастности России к сбитию самолета Malaysia Airlines (ВИДЕО, расшифровка)» . КиевПочта . 19 июля 2014 года. Архивировано из оригинала 2 октября 2014 года . Проверено 4 октября 2014 г.
- ^ «Пресс-секретарь Информационного центра Совета национальной безопасности и обороны: Малайзийский рейс MH-17 находился за пределами досягаемости украинских систем ПВО – Украинский кризисный медиа-центр – UACRISIS.ORG» . uacrisis.org . Архивировано из оригинала 28 ноября 2014 года . Проверено 27 апреля 2015 г.
- ^ «Россия отвергает «абсурдные» обвинения по поводу сбитого украинского самолета» . Радио Свободная Европа/Радио Свобода . 17 июля 2014 года. Архивировано из оригинала 17 июля 2014 года . Проверено 20 июля 2014 г.
- ^ Катерский, Аарон (23 июля 2014 г.). «Украина заявляет, что два самолета были сбиты ракетами, выпущенными из России» . Новости АВС . Архивировано из оригинала 25 июля 2014 года . Проверено 25 июля 2014 г.
- ^ «Украинский истребитель сбит российской ракетой на Донбассе» . Киев Почта . 30 августа 2014 года. Архивировано из оригинала 4 октября 2014 года . Проверено 4 октября 2014 г.
- ^ «Авиакатастрофа АСН 29 августа 2014 г. Су-25М1 08 ЖЕЛТЫЙ» . Архивировано из оригинала 6 октября 2014 года . Проверено 4 октября 2014 г.
- ^ "МОЛНИЯ: Ополчение применило авиацию под Дебальцево – 2 штурмовика СУ-25 нанесли удар по позициям 40-го батальона, – источник" . rusvesna.su . Archived from the original on 11 May 2015 . Retrieved 27 April 2015 .
- ^ «Ирак получает российские истребители для борьбы с повстанцами». Архивировано 13 октября 2018 года в Wayback Machine . BBC News, 29 июня 2014 г. Проверено 29 июня 2014 г.
- ^ «Ирак принимает российские истребители». Архивировано 3 июля 2014 года в Wayback Machine . Аль Джазира. 29 июня 2014 г. Проверено 29 июня 2014 г.
- ^ Джонатан Маркус (2 июля 2014 г.), « «Иранские штурмовики развернуты» для помощи Ираку в борьбе с ИГИЛ» , BBC News , заархивировано из оригинала 2 июля 2014 г. , получено 2 июля 2014 г.
- ^ «Кто бомбил боевиков ИГИЛ 7 августа?» . Бизнес-инсайдер . 8 августа 2014 года. Архивировано из оригинала 25 июля 2015 года . Проверено 27 апреля 2015 г.
- ^ «Иракские Су-25 дебютируют в борьбе с ИГИЛ на Севере» . AIRheads↑FLY . Архивировано из оригинала 4 апреля 2015 года . Проверено 27 апреля 2015 г.
- ^ Тревитик, Джозеф (23 апреля 2018 г.). «Иракские грузовые самолеты Ан-32, ставшие бомбардировщиками, нанесли почти вдвое больше ударов, чем его F-16» . thedrive.com . Архивировано из оригинала 27 ноября 2018 года . Проверено 26 ноября 2018 г.
- ^ «Пентагон опубликовал спутниковые снимки российских самолетов в Сирии» . unian.info . Архивировано из оригинала 18 октября 2015 года . Проверено 21 ноября 2015 г.
- ^ «ТАСС: Военные и оборонные ведомства – Во время операции в Сирии российские самолеты Су-25 сбросили 6000 бомб» . ТАСС . 16 марта 2016 года. Архивировано из оригинала 18 марта 2016 года . Проверено 22 марта 2016 г.
- ^ «На северо-западе Сирии: повстанцы сбили российский истребитель – погибли пилоты» . Зеркало онлайн . 3 февраля 2018 года. Архивировано из оригинала 4 февраля 2018 года . Проверено 3 февраля 2018 г.
- ^ «Пилот погиб после того, как сирийские повстанцы сбили российский военный самолет» . cbc.ca. Архивировано из оригинала 3 февраля 2018 года . Проверено 3 февраля 2018 г.
- ^ Энсор, Джози; Боднер, Мэтью (5 февраля 2018 г.). «Российский пилот кричит: «Это для наших ребят», взрывая себя, чтобы избежать плена в Сирии» . Телеграф . Архивировано из оригинала 8 февраля 2018 года . Проверено 9 февраля 2018 г. - через telegraph.co.uk.
- ^ «Российский летчик взрывает себя, чтобы избежать захвата джихадистами» . nypost.com . 5 февраля 2018 г. Архивировано из оригинала 10 февраля 2018 г. Проверено 9 февраля 2018 г.
- ^ КРИ (16 октября 2020 г.). «Турецкий F-16 сбил второй самолет Су-25 ВВС Армении» . Глобальная оборонная корпорация . Архивировано из оригинала 1 августа 2021 года . Проверено 15 июля 2021 г.
- ^ "Турецкий истребитель сбил Су-25 ВВС Армении" . RIA. 29 September 2020. Archived from the original on 16 October 2020 . Retrieved 29 September 2020 .
- ^ «Срочная новость! Директор по связям с общественностью Фахреттин Алтун: Турция не сбивала армянский самолет – Мировые новости» . haberturk.com . 29 сентября 2020 года. Архивировано из оригинала 1 октября 2020 года . Проверено 29 сентября 2020 г.
- ^ «Армения заявляет, что ее истребитель «сбит Турцией» » . Новости Би-би-си . 29 сентября 2020 года. Архивировано из оригинала 21 октября 2020 года . Проверено 17 октября 2020 г.
- ^ "ВИДЕО мученика полковника Заура Нудиралиева, который врезался истребителем Су-25 в траншею противника, чтобы не попасть в плен" (на азербайджанском языке). 27 декабря 2020 года. Архивировано из оригинала 22 января 2021 года . Проверено 16 января 2021 г.
- ^ "Во время карабахского конфликта ПВО Армении сбили азербайджанский Су-25, пилот погиб: СМИ" . Новости Аль-Масдара . 27 декабря 2020 года. Архивировано из оригинала 22 января 2021 года . Проверено 16 января 2021 г.
- ^ Херк, Ханс ван (27 декабря 2020 г.). «Боевые задачи ВВС Азербайджана во Второй Карабахской войне» . Scramble.nl . Архивировано из оригинала 21 января 2021 года . Проверено 16 января 2021 г.
- ^ «Министерство обороны России заявляет, что уничтожило десятки украинских военных объектов и потеряло один истребитель» . МаркетВотч . Проверено 24 февраля 2022 г. - через Associated Press.
- ^ " "Или мы, или нацисты". В Украине убит полковник ВКС РФ" . Migworld (in Russian). 25 March 2022.
- ^ "В Самаре простились с земляком, героически погибшим в ходе спецоперации по защите ДНР и ЛНР Об этом сообщает "Рамблер" " . News Rambler (in Russian). March 2022.
- ^ "Военно-исторический музей Киева пополнился обломками русского штурмовика" . mil.in.ua (in Russian). 1 мая 2022 года.
- ^ "Украинские защитники уничтожили еще один вражеский Су-25 вместе с пилотом" . Укринформ . 4 марта 2022 г.
- ^ «Российские войска оккупируют крупнейшую в Европе атомную станцию в Украине» . Драйв . 4 марта 2022 г.
Ранее сегодня Министерство обороны Украины опубликовало фотографию обломков штурмовика Су-25 Frogfoot ВКС России, который, судя по всему, уже широко использовался обеими сторонами во время конфликта. По неподтвержденным данным, российский вертолет Ми-8, который мог прибыть на место крушения для оказания помощи, в свою очередь был сбит силами ПВО Украины. Однако на данном этапе это всего лишь предположения.
- ^ " "Нужно выполнить начальное дело" " . Коммерсантъ . 17 марта 2022.
Олега Червова похоронили у мемориала военным летчикам на Аллее Героев Коминтерновского кладбища в Воронеже...В верхней части памятника майору Филипову виден направленный в сторону штурмовик Су-25. небо - на этом же самолете летал и Олег Червов.
- ^ "В Воронеже похоронили замкомандира авиаполка, погибшего во время спецоперации на Украине" . Novosti Voronezha(Voronezh News) (in Russian). 16 March 2022.
- ^ «Происшествие в Викибазе ASN № 276346» . Сеть авиационной безопасности . 10 марта 2022 г.
- ^ "ВСУ сбили российский Су-25СМ – самолет идентифицировали" . mil.in.ua (in Russian). 10 марта 2022.
- ^ «Смотреть: Российский самолет Су-25 благополучно приземлился после попадания украинского ПЗРК» . Новости Виона . 16 марта 2022 г.
- ^ «63-летний российский летчик-истребитель в отставке сбит Су-25 над Украиной» . 24 мая 2022 г.
- ^ Ребекка Роммен (25 октября 2023 г.). «Как Украина бьет российскую авиацию ракетами США» . businessinsider.co . Киев Пост . Проверено 27 октября 2023 г.
- ^ Энди Кэри; Тим Листер (23 апреля 2024 г.). « Наша артиллерия голодает: Украина затаила дыхание, когда США собираются одобрить военную помощь на сумму 60 миллиардов долларов» . CNN .
- ^ Катерина Денисова (4 мая 2024 г.). "Украина сбила российские самолеты Су-25 в Донецкой области", - заявил Зеленский . Киевская газета Independent .
- ^ «Драматическое видео показывает, как украинский Су-25 разбился во время атаки на российский конвой в конце февраля» . Авиатонист . 18 марта 2022 г.
- ^ «Украина утверждает, что ей пополнились ракеты класса «воздух-воздух»» . Драйв . 27 февраля 2022 г.
- ^ «Россия сбила украинский истребитель Су-25» . ХС Военный . 27 февраля 2022 г.
- ^ «АСН 275988» . Сеть авиационной безопасности . 27 февраля 2022 г.
При дальнейшем рассмотрении на этих изображениях видны останки двух разных Су-25 ВВС Украины Су-25 Frogfoot — Синий 19 — Синий ??
- ^ "Раненый украинский пилот попал в плен, пропагандисты РФ записали с ним видео" . Pravda Ukraine (in Ukrainian). 3 April 2022.
- ^ «Украинский летчик захвачен российскими оккупантами и может быть использован в пропагандистских целях» . Укринформ . 4 марта 2022 г.
- ^ «Происшествие ASN № 276607» . Сеть авиационной безопасности . 17 марта 2022 г.
- ^ "Пилот ВСУ Матуляк смог увести падающий самолет от населенного пункта, чем спас жизнь сотен людей в Киевской области. ФОТОрепортаж" (in Ukrainian). 18 March 2022. Archived from the original на 18 March 2022.
- ^ «Он погиб за Украину. Почтим минутой молчания капитана Александра Корпана (видео, фото)» (на украинском языке). 29 апреля 2022 г.
- ^ "С ФЛАГОМ И ЧЕРНЫМИ ХОРУГВАМИ: В ПОДГАЙЦАХ ПРОЩАЮТСЯ С ГЕРОЕМ, КОТОРЫЙ ПОГИБЛ В ВОЙНЕ" (in Russian). 7 марта 2022.
- ^ "На Тернопольщине похоронили летчика ударной авиации" (in Russian). 10 марта 2022.
- ^ «Видео – сбит украинский военный самолет» (на турецком языке). 10 марта 2022 г.
- ^ «Происшествие ASN № 276364» . Сеть авиационной безопасности . 10 марта 2022 г.
- ^ Купер, Том (11 марта 2022 г.). «Поскольку в Хорватии разбился украинский беспилотник Ту-141, Москва заявляет, что она уничтожила 90% украинских авиабаз (но Пентагон утверждает, что 90% украинских ВВС целы)» . Клуб любителей авиации .
Достоверно лишь то, что украинцы потеряли еще один Су-25: «Синий 31» был сбит вчера днем
- ^ "Украинский пилот Роман Василюк освобожден из плена ВОЕННЫЕ" (in Ukrainian). 25 April 2022.
- ^ "Сбили вражеские ПВО над Волновахой: украинского пилота Романа Василюка освободили из плена" . 26 TV Ukraine (in Russian). 25 April 2022.
- ^ «Тяжело поврежденный украинский военный самолет Су-25 совершил вынужденную посадку в пустом поле» (на турецком языке). 22 марта 2022 г.
- ^ «Россия заявляет, что ночью нанесла массированные удары по украинским военным» . Рейтер . 18 апреля 2022 г.
- ^ «Авиационная безопасность №277529» . Сеть авиационной безопасности . 18 апреля 2022 г.
- ^ "Татьяна Середюк: "Никакие награды не вернут мне мужа, а дочери папы. Егор заслужил звание Героя Украины, как никто другой " . ArmyInform (в Russian). 2 мая 2022 года.
- ^ "20 апреля земля Емильчинщины приняла на вечный покой еще одного Героя" (in Russian). Archived from the original on 21 April 2022 . Retrieved 8 мая 2022 года .
- ^ «Григорьев, Середюк, Цюрик, Цюпак, Марценюк: еще пять Героев Украины посмертно» . 24 апреля 2022 г.
- ^ "В Виннице отдали последний почет летчику-штурмовику Сергею Пархоменко" (in Russian). 18 мая 2022 года.
- ^ "Боевые самолеты в небе над Винницей отдали последнее уважение молодому летчику-штурмовику Сергею Пархоменко" . Army Inform (в Украину). 18 мая 2022 года.
- ^ «Украинский конфликт: Северная Македония подтверждает передачу Украине Су-25, за ними могут последовать ударные вертолеты Ми-24» .
- ^ Гордон и Доус 2004, с. 54.
- ^ Гордон и Доус 2004, стр. 50–51.
- ^ Гордон и Доус 2004, с. 56.
- ^ Карнозов, Владимир. «Су-25УБМ компании «Сухой» завершает государственные приемочные испытания». Архивировано 23 декабря 2010 года в Wayback Machine FlightGlobal , 20 декабря 2010 года. Проверено 30 июня 2011 года.
- ^ Гордон и Доус 2004, с. 59.
- ^ Jump up to: а б с Гордон и Доус 2004, стр. 60–71.
- ^ «Российский военный анализ Су-25». Архивировано 26 сентября 2007 года на сайте Wayback Machine warfare.ru. Проверено: 18 июня 2007 г.
- ^ «Истребитель МиГ-29К ВМФ России впервые прибыл в Арктику» . navyrecognition.com . Архивировано из оригинала 14 марта 2021 года . Проверено 14 марта 2021 г.
- ^ Jump up to: а б Бангаш 2008, с. 270.
- ^ Дональд 2004, стр. 234–237.
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я Младенов, Александр (январь 2013 г.). «Бронированная рабочая лошадка». Ежемесячник ВВС (298): 68–74.
- ^ «Российские ВВС заказывают замену Су-25» . Полет Глобал . Архивировано из оригинала 20 марта 2020 года . Проверено 20 сентября 2023 г.
- ↑ (на русском языке) Архивировано 12 мая 2014 г. в Wayback Machine. Проверено: 11 ноября 2012 г.
- ^ "Около 10 новейших самолетов Су-25СМ3 поступили на авиабазу в ЮВО | РИА Новости" . Ria.ru. 15 February 2013. Archived from the original on 15 March 2013 . Retrieved 5 March 2013 .
- ^ "Около 10 новейших самолетов Су-25СМ3 поступили на авиабазу в ЮВО | РИА Новости" . Ria.ru. 15 February 2013. Archived from the original on 16 October 2013 . Retrieved 12 September 2013 .
- ^ "Летчики ЮВО осваивают новейшие Су-25СМ3 в ночное время | РИА Новости" . Ria.ru. 4 March 2013. Archived from the original on 10 May 2013 . Retrieved 5 March 2013 .
- ^ «Россия модернизирует штурмовики Су-25 – часть 1» . airrecognition.com . Архивировано из оригинала 22 августа 2019 года . Проверено 22 августа 2019 г.
- ^ «Штурмовая авиация ЮВО получила модернизированные Су-25М3 : Министерство обороны Российской Федерации» .
- ^ "Авиаполк ЮВО получил 16 штурмовиков Су-25СМ3 с начала года – Еженедельник "Военно-промышленный курьер" " . vpk-news.ru . Archived from the original on 23 December 2014 . Retrieved 27 April 2015 .
- ^ "ЦАМТО / Новости / Штурмовую авиацию ЮВО пополнили шесть Су-25СМ3" . armstrade.org . Archived from the original on 20 April 2018 . Retrieved 19 April 2018 .
- ^ "ЦАМТО / Новости / Звено модернизированных штурмовиков Су-25СМ пополнило боевой состав авиации ЮВО" . armstrade.org . Retrieved 1 November 2018 .
- ^ "ЦАМТО / Новости / Штурмовую авиацию ЮВО в Ставропольском крае пополнили четыре Су-25СМ3 "Суперграч" " . Archived from the original on 21 April 2019 . Retrieved 21 April 2019 .
- ^ "ЦАМТО / Новости / В Ставропольском крае сформирована эскадрилья Су-25СМ3 штурмовой авиации ЮВО" . Archived from the original on 9 May 2019 . Retrieved 9 May 2019 .
- ^ "ЦАМТО / Новости / Авиаполк ЮВО в Ставропольском крае пополнился новейшими штурмовиками Су-25СМ3 "Суперграч" " . armstrade.org . Archived from the original on 30 May 2019 . Retrieved 30 May 2019 .
- ^ "ЦАМТО / Новости / Авиационный полк ЮВО в Ставропольском крае пополнился тремя штурмовиками Су-25СМ3" . armstrade.org . Archived from the original on 19 February 2020 . Retrieved 19 February 2020 .
- ^ "ЦАМТО / Новости / Авиационный полк ЮВО на Кубани пополнился новейшим штурмовиком Су-25СМ3" . armstrade.org . Archived from the original on 10 April 2020 . Retrieved 10 April 2020 .
- ^ "ЦАМТО / / Штурмовая авиация ЮВО пополнилась "Суперграчом" " . armstrade.org . Archived from the original on 28 February 2021 . Retrieved 3 March 2021 .
- ^ «Российская программа «глубокой модернизации» Су-25СМ3 набирает темпы и масштабы – Jane's 360» . Janes.com . Архивировано из оригинала 20 июня 2019 года . Проверено 23 июня 2019 г.
- ^ «Российский модифицированный «летающий танк» Су-25СМ3 пополнит ряды армии после боевых испытаний в Сирии» . rbth.com . 2 октября 2017 г. Проверено 1 августа 2020 г.
- ^ Младенов 2013а , с. 40
- ^ Jump up to: а б Гордон и Доус 2004, стр. 103–132.
- ^ Младенов 2013а , с. 41
- ^ Гордон и Доус 2004, стр. 56–57.
- ^ Jump up to: а б с Гордон и Доус 2004, стр. 70–72.
- ^ Младенов 2013а , с. 42
- ^ «Грузия начинает сборку модернизированных штурмовиков Су-25 без российских комплектующих» . Киев Почта . 11 августа 2015 года. Архивировано из оригинала 24 августа 2015 года . Проверено 7 сентября 2015 г.
- ^ Бутовский, Петр (ноябрь 1999 г.). «Передовые военные самолеты России» . Боевой самолет . Архивировано из оригинала 21 февраля 2001 года.
- ^ Jump up to: а б «Конголезский истребитель разбился во время демонстрации» . Архивировано из оригинала 9 декабря 2008 года . Проверено 20 марта 2012 г. Reuters, 30 июня 2007 г. Дата обращения: 17 июня 2008 г.
- ^ Бедретдинов 2002 .
- ^ Джексон 2003, стр. 403–405.
- ^ «Компания «Сухой» (ОАО) – Самолеты – Военная авиация – Су-25К – Летно-технические характеристики самолетов» . Архивировано из оригинала 6 января 2016 года . Проверено 29 января 2016 г.
- ^ «Су-25» . deagel.com . Архивировано из оригинала 8 февраля 2018 года . Проверено 3 февраля 2018 г.
- ^ «Самолет ближней поддержки Су-25 (Су-28) Frogfoot – авиационная техника» . airforce-technology.com . Архивировано из оригинала 24 января 2018 года . Проверено 3 февраля 2018 г.
- ^ Jump up to: а б с Младенов, Александр (20 сентября 2013 г.). Су-25 Фрогфут . Издательство Блумсбери. ISBN 9781472804785 . Архивировано из оригинала 22 октября 2021 года . Проверено 26 ноября 2018 г. - через Google Книги.
- ^ «Су-25 FROGFOOT Грач (Грач)» . ФАС.орг. Архивировано из оригинала 12 мая 2014 года . Проверено 16 ноября 2013 г.
- ↑ Россия хочет присоединиться к битве с ИГИЛ в Ираке. Архивировано 7 декабря 2017 г. в Wayback Machine , Шон Сноу, Military Times , 6 декабря 2017 г.
- ^ Су-25 (Су-28) Самолет непосредственной поддержки Frogfoot: меры противодействия. Архивировано 17 октября 2006 г. в Wayback Machine , Air Force Technology; по состоянию на 7 декабря 2017 г.
Библиография
- Бангаш, MYH Удар, воздействие и взрыв: структурный анализ и проектирование. Архивировано 18 октября 2015 года в Wayback Machine Berlin: Springer, 2008. ISBN 978-3-540-77067-1 .
- Bedretdinov, Ilʹdar (2002). Штурмовик Су-25 и его модификации [ The Su-25 and its modifications ] (in Russian) (2nd ed.). Moscow: Bedretdinov i Ko. ISBN 978-5-901668-01-6 .
- Дональд, Дэвид. Карманный справочник по военной авиации и ВВС мира. Архивировано 18 октября 2015 года в Wayback Machine, Лондон: Хэмлин, 2004 г. ISBN 978-0-681-03185-2 .
- Дональд, Дэвид и Дэниел Дж. Марч. «Су-25 «Frogfoot».» Современные боевые самолеты . Лондон: Издательство AIRtime, 2004. ISBN 1-880588-76-5 .
- Иден, Пол (ред.). Энциклопедия современных военных самолетов . Лондон: Amber Books, 2004. ISBN. 1-904687-84-9 .
- Фроули, Джеральд. «Сухой_Су-25». Международный справочник военных самолетов, 2002/2003 . Фишвик, Закон: Aerospace Publications, 2002. ISBN 1-875671-55-2 .
- Гордон, Ефим (2003). Сухой Су-25 . Нью-Йорк: IP Media, Inc., 2005. ISBN. 1-932525-02-5 .
- Гордон, Ефим (июль 2007 г.). Су-25: истребитель танков Советского Союза . Издательство Midland, 2008. ISBN. 978-1-85780-254-2 .
- Гордон, Ефим и Алан Доус. Сухой Су-25 Frogfoot: самолет непосредственной авиационной поддержки . Лондон: Эйрлайф, 2004. ISBN 1-84037-353-9 .
- Джексон, Пол. Jane's All The World's Aircraft 2003–2004 . Колсдон, Великобритания: Информационная группа Джейн, 2003. ISBN 0-7106-2537-5 .
- Младенов, Александр (2013а). Су-25 Фрогфут . Оксфорд: Издательство Osprey. ISBN 978-1-78200-359-5 .
- Уилсон, Стюарт. Боевой самолет с 1945 года . Фишвик, Австралия: Aerospace Publications, 2000. ISBN 1-875671-50-1 .