Jump to content

Сухой Су-25

Страница полузащищена
(Перенаправлено с СУ-25 )

Су-25
ВВС России. Су-25
Роль Непосредственная поддержка с воздуха
Национальное происхождение Советский Союз / Россия / Грузия
Дизайнерская группа Сухой
Построено ТАМ Менеджмент
Тбилисское авиационное производство
Улан-Удэнский авиационный завод
Первый полет 22 февраля 1975 г .; 49 лет назад ( 1975-02-22 )
Введение 19 июля 1981 г.
Статус В эксплуатации
Основные пользователи Воздушно-космические силы России
Украинские ВВС
ВВС Корейской народной армии
Перуанские ВВС
См. Операторы для других
Произведено 1978–2017
Количество построенных Более 1000
Варианты Сухой Су-28

Су -25 « Грач ( русский : Грач реактивный ; » кодовое название НАТО : Frogfoot ) — дозвуковой одноместный двухмоторный самолет, разработанный в Советском Союзе компанией «Сухой» . Он был разработан для обеспечения непосредственной авиационной поддержки советских Сухопутных войск . Первый прототип совершил свой первый полет 22 февраля 1975 года. После испытаний самолет пошел в серийное производство в 1978 году в Тбилиси в Грузинской ССР .

Ранние варианты включали двухместный учебно- тренировочный самолет Су-25УБ , Су-25БМ для буксировки целей и Су-25К для экспортных заказчиков. Некоторые самолеты были модернизированы до стандарта Су-25СМ в 2012 году. Су-25Т и Су-25ТМ (также известный как Су-39) представляли собой дальнейшие разработки и не производились в значительных количествах. Су-25 и Су-34 были единственными бронированными самолетами, производившимися в 2007 году. [ 1 ] Су-25 находятся на вооружении России, других стран СНГ и экспортных заказчиков. Производство Су-25 закончилось в 2010 году в Грузии. [ 2 ] Продолжаются попытки возобновить производство в Грузии с использованием частично завершенных планеров. [ 3 ] но по состоянию на июнь 2022 года о новых поставках не сообщалось.

С момента поступления на вооружение более 43 лет назад Су-25 участвовал в боевых действиях в нескольких конфликтах. Этот тип активно участвовал в советско-афганской войне , выполняя операции по борьбе с повстанцами против афганских моджахедов . Иракские ВВС использовали его против Ирана во время ирано-иракской войны 1980–88 годов . Большинство иракских экземпляров были позже уничтожены или переправлены в Иран во время войны в Персидском заливе 1991 года . ВВС Грузии использовали Су-25 во время войны в Абхазии с 1992 по 1993 год. ВВС Македонии использовали Су-25 против албанских повстанцев в македонском конфликте 2001 года , а в 2008 году Грузия и Россия использовали Су-25 в российско-российском конфликте. Грузинская война . Африканские государства, в том числе Кот-д'Ивуар , Чад и Судан, использовали Су-25 в местных восстаниях и гражданских войнах. В последнее время Су-25 участвовал в российском вмешательстве в сирийскую гражданскую войну , в столкновениях в Нагорно-Карабахской войне 2020 года , а также с обеих сторон в российском вторжении на Украину в 2022 году . [ 4 ]

Разработка

В начале 1968 года Министерство обороны СССР приняло решение о разработке специализированного бронированного штурмовика-штурмовика для обеспечения непосредственной авиационной поддержки советских Сухопутных войск . Идея создания самолета наземного обеспечения возникла после анализа опыта штурмовой ( штурмовой ) авиации 1940-х, 1950-х и 1960-х годов. [ 5 ] Советские истребители-бомбардировщики, стоявшие на вооружении или разрабатывавшиеся в то время ( Су-7 , Су-17 , МиГ-21 и МиГ-23 ), не отвечали требованиям непосредственной авиационной поддержки армии. [ 5 ] У них отсутствовала необходимая броня для защиты пилота и жизненно важного оборудования от наземного огня и попаданий ракет, а высокая скорость полета затрудняла пилоту поддержание визуального контакта с целью. Приняв во внимание эти проблемы, Павел Сухой и группа ведущих специалистов ОКБ Сухого в сравнительно короткие сроки при содействии ведущих институтов Минавиапрома и Минобороны приступили к предпроектным работам. . [ 6 ]

Су-25УБ ВВС России представляет собой двухместный вариант, предназначенный как для боевых, так и для учебных целей.

объявили конкурс В марте 1969 года советские ВВС на разработку нового самолета непосредственной боевой поддержки. В конкурсе участвовали ОКБ Сухого и КБ Яковлева , Ильюшина и Микояна . [ 7 ] Сухой завершил проект Т-8 в конце 1968 года и начал работу над первыми двумя прототипами (Т8-1 и Т8-2) в январе 1972 года. Т8-1, первый собранный планер, был построен 9 Май 1974 г. Другой источник сообщает, что ноябрь 1974 г. Однако свой первый полет он совершил только 22 февраля 1975 г., после долгой серии испытательных полетов Владимира Ильюшина. [ нужна ссылка ] . Су-25 превзошел своего главного конкурента в конкурсе советских ВВС — Ил-102 , и Минобороны объявило о серийном производстве. [ 8 ] [ 9 ]

На этапах летных испытаний опытных образцов Т8-1 и Т8-2 руководство ОКБ Сухого предложило начать серийное производство Су-25 на заводе № 31 в Тбилиси , Грузинская Советская Республика . В то время здесь располагалась основная производственная база учебно-тренировочного самолета МиГ-21 УМ «Монгол-Б». После переговоров и завершения всех этапов государственных испытаний Министерство авиастроения СССР разрешило производство Су-25 в Тбилиси, что позволило начать серийное производство в 1978 году. [ 10 ]

В конце 1980-х — начале 1990-х годов появилось несколько вариантов Су-25, в том числе модернизированных, а также варианты для специализированного назначения. Наиболее значимыми разработками были двухместный учебно-тренировочный Су-25УБ, вариант Су-25БМ для буксировки мишеней и Су-25Т для противотанковых задач. разработала прототип Су-25КМ Кроме того, в 2001 году Грузия совместно с израильской компанией Elbit Systems , однако пока этот вариант не добился большого коммерческого успеха. По состоянию на 2007 год Су-25 был единственным бронированным самолетом, все еще производившимся. [ 1 ]

Воздушно -космические силы России , которые эксплуатируют наибольшее количество Су-25, планировали модернизировать старые самолеты до варианта Су-25СМ, но нехватка финансирования замедлила этот прогресс; к началу 2007 года было модифицировано всего семь самолетов. [ 11 ]

Дизайн

Су-25 имеет традиционную аэродинамическую компоновку с плечевым трапециевидным крылом и традиционным хвостовым оперением и рулями направления . используется несколько металлов В конструкции планера : 60% алюминий , 19% сталь , 13,5% титан , 2% магниевый сплав и 5,5% другие материалы. [ 12 ]

Су-25 на авиабазе Кубинка

Все варианты Су-25 имеют металлическое свободнонесущее крыло средней стреловидности , большого удлинения и оснащены механизированными устройствами. Крыло состоит из двух свободнонесущих секций, прикрепленных к центральному торсиону , образующих с фюзеляжем единое целое. Пневматические тормоза расположены в обтекателях на законцовках каждого крыла. Каждое крыло имеет пять точек подвески для перевозки вооружения, причем точки крепления установлены на несущих нервюрах и лонжеронах. [ 13 ] Каждое крыло также имеет пятисекционный предкрылок на передней кромке , двухсекционный закрылок и элерон .

Закрылки крепятся стальными ползунами и роликами, прикрепленными к кронштейнам на заднем лонжероне. Трапециевидные элероны расположены возле законцовок крыла . [ 14 ] Фюзеляж , Су-25 имеет эллипсоидное сечение, полумонококовую , напряженную обшивку , выполненную в виде продольного силового каркаса из лонжеронов балок и стрингеров с поперечным силовым узлом шпангоутов. [ 12 ] Цельное горизонтальное оперение крепится к несущему шпангоуту в двух точках крепления. [ 14 ]

Ранние версии Су-25 оснащались двумя Р-95Ш бесфорсажными турбореактивными двигателями , расположенными в отсеках по обе стороны хвостовой части фюзеляжа. Двигатели, узлы и окружающий фюзеляж охлаждаются воздухом, подаваемым через воздухозаборники холодного воздуха в верхней части мотогондол. Дренажная гидравлической система собирает остатки масла, жидкости и топлива из двигателей после полета или после неудачного запуска. Системы управления двигателем обеспечивают независимую работу каждого двигателя. [ 14 ] Последние версии (Су-25Т и ТМ) оснащены усовершенствованными двигателями Р-195. [ 15 ]

Вид на носовую часть Су-25

Автопушка . находится в отсеке под кабиной, установлена ​​на несущей балке, прикрепленной к полу кабины и носовой опорной конструкции фюзеляжа Носовая часть оснащена характерными двойными зондами Пито и откидывается вверх для обеспечения доступа для обслуживания. [ 12 ]

Кокпит

Кокпит

Пилот управления дроссельной управляет самолетом с помощью центрального рычага управления и левой ручки заслонкой . Пилот сидит на катапультном кресле «Звезда К-36» (аналог Су-27 ) и имеет стандартные пилотажные приборы . В задней части кабины находится стальной подголовник толщиной шесть миллиметров (0,24 дюйма), установленный на задней перегородке. Кабина представляет собой броневой корпус из сварных титановых листов в форме ванны с транзитными люками в стенках. направляющие катапультного кресла . На задней стенке кабины установлены [ 12 ]

Фонарь открывается вправо, и пилот входит в него по откидной лестнице. Оказавшись внутри, пилот сидит низко в кабине, защищенный ванной, что делает кабину тесной. Обзор из кабины ограничен, что является компромиссом для улучшения защиты пилота. Обзор назад плохой, и перископ . для компенсации на крыше фонаря установлен [ 16 ]

Складная лестница, встроенная в левый фюзеляж, обеспечивает доступ как в кабину, так и на верхнюю часть самолета.

Авионика

Базовая модель Су-25 включает в себя ряд ключевых систем авионики . Он не имеет телевизионного наведения, но включает в себя специальный носовой лазерный дальномер , который, как предполагается, обеспечивает лазерное обнаружение целей. [ 16 ] [ 17 ] ДИСС-7 доплеровский радар Для навигации используется ; Су-25 может летать ночью, в визуальных и приборных метеоусловиях .

На Су-25 часто устанавливаются радиостанции для связи «воздух-земля» и «воздух-воздух», в том числе транспондер СО-69 опознавания «свой-чужой» ( IFF ). Комплекс самообороны самолета включает в себя различные средства, такие как разбрасыватели осветительных ракет и соломы , способные запускать до 250 осветительных ракет и дипольную солому. От враждебного использования радаров защищается приемник радиолокационных предупреждений СПО-15 .

За кабиной пилота и перед носовым топливным баком расположен герметичный отсек авионики.

Новые модели Су-25ТМ и Су-25СМ имеют модернизированный комплекс авионики и вооружения, что обеспечивает повышение живучести и боеспособности. [ 18 ]

Операционная история

Советско-афганская война

Первым подразделением Су-25 советских ВВС стал 80-й штурмовой авиационный полк, сформированный в феврале 1981 года на Ситалчай авиабазе в Азербайджанской ССР . [ 19 ] Первые одиннадцать самолетов прибыли в Ситалчай в мае 1981 года. [ 20 ] Затем в составе полка была сформирована 200-я отдельная штурмовая авиационная эскадрилья для отправки в Афганистан.

19 июля 1981 года 200-я отдельная ударная эскадрилья была переведена на авиабазу Шинданд на западе Афганистана , став первым подразделением Су-25, переброшенным в эту страну. Ее основной задачей было нанесение авиаударов по горным военным позициям и сооружениям, контролируемым афганскими повстанцами. [ 21 ] Еще одним советским подразделением Су-25 был 368-й штурмовой авиационный полк , сформированный 12 июля 1984 года в Октябрьском на Украине. [ 22 ] Вскоре его также перебросили на восток для проведения операций над Афганистаном.

За время советско-афганской войны 139 управляемых ракет всех типов Су-25 выпустили по позициям моджахедов . В среднем каждый самолет совершал 360 боевых вылетов в год, что в сумме значительно больше, чем у любого другого боевого самолета в Афганистане. К концу войны на афганских авиабазах дислоцировалось около 50 Су-25, совершивших в общей сложности 60 тысяч боевых вылетов. С момента первого развертывания в 1981 году до окончания войны в 1989 году в боевых действиях было потеряно 21–23 самолета, из них до девяти было уничтожено на земле во время стоянки. [ 21 ] [ 23 ]

Ирано-иракская война

Су-25 также участвовал в боях во время ирано-иракской войны 1980–88 годов. Первые Су-25 были приняты на вооружение ВВС Ирака в 1987 году и к концу войны совершили около 900 боевых вылетов, выполнив основную часть задач по воздушному нападению Ирака. В ходе самых напряженных боев войны иракские Су-25 совершали до 15 боевых вылетов в день каждый. В одном зарегистрированном инциденте иракский Су-25 был сбит иранской «Хок» ракетой класса «земля-воздух» , но пилоту удалось катапультироваться. Это был единственный подтвержденный успешный сбитый Ираном иракский Су-25. После войны Саддам Хусейн наградил всех пилотов Су-25 иракских ВВС высшими военными наградами страны . [ 21 ]

Война в Персидском заливе

Иракский Су-25, уничтоженный в ходе операции "Буря в пустыне"

Во время войны в Персидском заливе 1991 года превосходство в воздухе коалиционных сил было настолько велико, что большинству иракских Су-25 даже не удалось подняться в воздух. 25 января 1991 года семь Су-25 иракских ВВС бежали из Ирака и приземлились в Иране. [ 24 ]

Вечером 6 февраля 1991 года два ВВС США истребителя F-15C Eagle из 53-й тактической истребительной эскадрильи, действовавшей с авиабазы ​​Аль-Хардж в Саудовской Аравии , перехватили пару иракских МиГ-21 и пару Су-25. Все четыре иракских самолета были сбиты, причем оба Су-25 упали в пустыне недалеко от границы Ирака с Ираном. Это был единственный воздушный бой иракских Су-25 за всю войну. [ 21 ]

Абхазская война

Правительство Грузии использовало Су-25 в 1992–93 годах против абхазских сепаратистов во время Первой абхазской войны . [ 25 ] A Georgian Air Force Su-25 was shot down over Nizhnaya Eshera on 4 July 1993 by an 9K34 Strela-3 MANPADS. [ 26 ] [ 27 ] Еще один грузинский Су-25 был сбит 13 июля 1993 года из 9К32 «Стрела-2» ПЗРК . [ 28 ] а еще один Су-25 был сбит дружественным огнем ЗУ -23-2 4 июля. [ 28 ] ВВС России также потеряли во время войны Су-25, самолет разбился из-за ошибки пилота при обеспечении CAS для абхазских сил. [ 28 ]

Первая чеченская война

Российские Су-25 использовались во время Первой чеченской войны. Вместе с другими авиационными средствами ВВС России они обеспечили господство российских войск в воздухе. 29 ноября 1994 года, атаковав все четыре чеченские военные базы, российские Су-25 из 368-го штурмового авиационного полка (ОШАП) уничтожили на земле до 266 чеченских самолетов, большинство из которых не годны к полетам. [ 29 ] В ходе чеченской кампании с 1994 по 1996 годы развернутые средства ВВС совершили около 9000 боевых вылетов, из них около 5300 ударных. Российская 4-я воздушная армия 140 самолетов Су-17М, Су-24 имела в зоне боевых действий и Су-25. самолетом ДРЛО А-50 . В качестве боеприпасов в основном использовались неуправляемые ракеты С-5, С-8 и С-24, а также бомбы ФАБ-250 и ФАБ-500, при этом только в 2,3% ударов применялись высокоточные ракеты Х-25 МЛ, КАБ. -500Л и КАБ-500КР при подходящих погодных условиях. [ 30 ] Российские войска не смогли должным образом воспользоваться превосходством в воздухе из-за устаревшей воздушной тактики, которая сосредоточивала ВВС на бесполезных задачах в этом типе войны, таких как боевое воздушное патрулирование. [ 31 ] Потери российской авиации были невелики, поскольку у чеченцев не было комплексной противовоздушной обороны. [ 32 ]

4 февраля 1995 года российский Су-25 был сбит зенитным огнем ЗСУ-23-4 «Шилка» над Белгатой Гехи в пяти километрах к юго-востоку от Грозного. Пилот майор Николай Баиров катапультировался, но погиб, ударившись о землю, так как его парашют не раскрылся вовремя. Еще один Су-25, пилотируемый подполковником Евгением Деркульским, в тот же день был поврежден наземным огнем, но сумел приземлиться на Моздок , где самолет был отремонтирован. авиабазе [ 29 ] 5 мая 1995 года еще один российский Су-25 был сбит вблизи Сержень-Юрта огнем калибра 12,7 мм во время патрулирования на малых высотах. Пилот полковник Владимир Сарабеев погиб. [ 33 ]

4 апреля 1996 года еще один Су-25 попал под обстрел ЗУ-23-2 либо при выполнении разведывательного полета, либо при атаке села Гойское. Пилот майор Александр Матвиенко катапультировался и был поднят дружественным вертолетом, возвращавшимся на авиабазу в Ханкале в Грозном. [ 34 ] 5 мая 1996 года в районе села Майртуп во время ведения разведки из ПЗРК 9К34 «Стрела-3» был сбит двухместный Су-25УБ. Оба пилота, полковник Игорь Свиридов и майор Олег Исаев, погибли в результате крушения. Это был четвертый сбитый Су-25 и пятый российский потерянный самолет с начала войны в декабре 1994 года. [ 32 ] [ 35 ]

Вторая чеченская война

Су-25 российских ВВС широко использовались во время Второй чеченской войны , особенно на первом этапе, когда российские войска вторглись в самопровозглашенную Чеченскую Республику Ичкерия . [ 36 ] Было потеряно до семи российских Су-25. [ 32 ] один - вражескому огню: 4 октября 1999 г. Су-25 был сбит ПЗРК во время разведывательного полета над селом Толстой-Юрт, погиб его пилот. Крылья самолета установили на постаменте на центральной площади Грозного. [ 34 ] [ 37 ]

Эфиопско-эритрейская война

Штурмовики Су-25 использовались ВВС Эфиопии для ударов по эритрейским целям. ВВС Эритреи 15 мая 2000 года эфиопский Су-25 был сбит МиГ-29 , в результате чего погиб пилот. [ 38 ]

Восстание 2001 года в Республике Македония

Су-25 использовались ВВС Македонии , но на них летали украинские пилоты во время конфликта против албанских сепаратистов. Начиная с 24 июня 2001 г. самолет совершил несколько атак на позиции сепаратистов. Су-25 использовались только в битве при Радуше в последний день. [ 39 ]

Был в Дарфуре

Судан использовал Су-25 для атак на объекты повстанцев и, возможно, на гражданское население в Дарфуре . [ 40 ]

Кот-д’Ивуарско-французские столкновения

Во время гражданской войны в Кот-д’Ивуаре Су-25 использовались правительственными войсками для атак на объекты повстанцев. 6 ноября 2004 года по меньшей мере один ивуарийский Су-25 атаковал подразделение французских миротворческих сил «Единорог», дислоцированное в Буаке , убив девять солдат, американского разработчика и ранив 37 солдат. [ 41 ] Вскоре после этого французские военные в ответ атаковали авиабазу в Ямусукро и уничтожили ВВС Кот-д'Ивуара, серьезно повредив два Су-25, ответственных за атаку. [ 42 ] [ 43 ]

Война России и Грузии 2008 г.

Российский Су-25.

В августе 2008 года Су-25 использовались как Грузией, так и Россией во время российско-грузинской войны 2008 года. Су-25 ВВС Грузии участвовали в обеспечении воздушной поддержки войск во время битвы за Цхинвал и наносили бомбардировочные удары по объектам в Южной Осетии . [ 44 ] Российские военные Су-25 нанесли удары по грузинским силам в Южной Осетии и совершили воздушные налеты на цели в Грузии. [ 45 ] Российские военные официально подтвердили потерю трех самолетов Су-25 грузинской ПВО, хотя в Московской оборонной записке говорится о четырех самолетах. [ 46 ] [ 47 ] Сообщается, что три российских самолета были сбиты грузинскими «Бук-М1» . подразделениями ПВО [ 48 ] Грузинские Су-25 могли действовать ночью. [ 48 ] В начале августа 2008 года российские Су-25 атаковали Тбилисский авиазавод , где производятся Су-25, сбросив бомбы на аэродром завода. [ 49 ]

Иран

1 ноября 2012 года два иранских Су-25 произвели артиллерийские очереди по беспилотнику ВВС США MQ-1 Predator в 30 км (19 миль; 16 морских миль) от иранского побережья. Правительство Ирана заявило, что дрон нарушил его воздушное пространство. [ 50 ] [ 51 ] [ 52 ]

2014–2015 гг. Российско-украинская война.

Начиная с весны 2014 года, украинские вооруженные силы перебросили авиацию над повстанческими восточными регионами. 26 мая 2014 года украинские Су-25 поддерживали вертолеты Ми-24 во время военной операции по восстановлению контроля над аэропортом в Донецке , в ходе которой Су-25 вели огонь по наземные ракеты. [ 53 ] 2 июля 2014 года один украинский Су-25 разбился из-за технической неисправности. [ 54 ] [ 55 ]

16 июля 2014 года был сбит Су-25, при этом украинские официальные лица заявили, что российский МиГ-29 сбил его с помощью ракеты Р-27Т . [ 56 ] [ 57 ] Россия отвергла эти обвинения. [ 58 ]

23 июля 2014 года два Су-25 были сбиты в Донецкой области Украины. Представитель Совета национальной безопасности и обороны Украины заявил, что самолет был сбит ракетой, выпущенной с территории России. [ 59 ]

29 августа 2014 года украинский Су-25 был сбит пророссийскими повстанцами. Украинские власти заявили, что сбитие произошло из-за российской ракеты, не уточнив, имеют ли они в виду, что самолет был произведен российскими силами или выпущен российскими войсками. Пилоту удалось благополучно катапультироваться. В тот же день пророссийские повстанцы заявили о сбитии до четырех Су-25. [ 60 ] [ 61 ]

9 февраля 2015 года пророссийские силы впервые со ссылкой на украинские СМИ косвенно признали применение Су-25 против украинских сил во время боев под Дебальцево . [ 62 ]

Наступление в Северном Ираке, 2014 г.

29 июня 2014 года сообщалось, что Ирак заявил, что получил первую партию бывших в употреблении Су-25, заказанную у России для борьбы с силами Исламского государства . Источник в министерстве обороны Ирака заявил, что самолеты будут приняты на вооружение «в течение трех-четырех дней», несмотря на то, что иракцам требуется техническая помощь и запасные части для их ввода в эксплуатацию, а также тот факт, что самолеты российского производства несовместимы с самолетами Иракских ВВС. Перечень ракет «Хеллфайр» американского производства . [ 63 ] [ 64 ]

1 июля 2014 года ВВС Корпуса стражей исламской революции поставили семь Су-25, большинство из которых были бывшими иракскими самолетами, участвовавшими в войне в Персидском заливе. [ 65 ] Их быстро ввели в бой, уже в начале августа 2014 года они совершили воздушные налеты, а затем расширили зону своих действий. [ 66 ] [ 67 ]

Иракские Су-25 совершили большую часть боевых вылетов против Исламского государства, совершив 3562 вылета в период с июня 2014 года по декабрь 2017 года, когда ИГИЛ потеряло контроль над всей территорией, которую оно ранее контролировало в Ираке. Для сравнения: иракский парк истребителей F-16IQ совершил 514 боевых вылетов. [ 68 ]

Военное вмешательство в Сирии

В сентябре 2015 года сообщалось, что не менее дюжины Су-25 были переброшены Россией на аэродром недалеко от Латакии в Сирии для поддержки тамошних российских войск, принимавших участие в сирийском наступлении против ИГИЛ . [ 69 ] 2 октября 2015 года российские штурмовики Су-24М и Су-25 уничтожили командный пункт ИГИЛ в провинции Идлиб, а самолеты Су-34 и Су-25 ликвидировали укрепленный бункер ИГИЛ в провинции Хама. [ нужна ссылка ] К 15 марта 2016 года, после сокращения российского присутствия в Сирии, российские Су-25 совершили более 1600 самолето-вылетов в Сирии, сбросив при этом 6000 бомб. [ 70 ]

3 февраля 2018 года российский Су-25 был сбит над Идлибом боевиками, применившими ПЗРК . Сирийский боевик сообщил, что пилот Роман Филипов благополучно катапультировался, но покончил с собой гранатой, чтобы избежать захвата. [ 71 ] [ 72 ] [ 73 ] [ 74 ]

Война в Нагорном Карабахе 2020 года

29 сентября 2020 года Армении Минобороны ВВС Армении. заявило, что был сбит Су-25 [ 75 ] самолетом турецких ВВС F-16 , в результате чего погиб пилот. Однако Турция опровергла это обвинение. [ 76 ] [ 77 ] [ 78 ]

4 октября 2020 года самолет Су-25 ВВС Азербайджана был сбит армянскими силами, вероятно, из ракеты 9К33 «Оса», когда он наносил удары по армянским позициям в Физули. Пилот полковник Заур Нудиралиев погиб в результате крушения. Официальные лица Азербайджана признали потерю в декабре 2020 года. [ 79 ] [ 80 ] при этом раскрывая важную роль пилотируемой авиации, скрытой во время активной фазы конфликта: с 27 сентября 2020 года по 9 ноября 2020 года пилотируемая авиация нанесла более 600 авиаударов, при этом флоту Су-25 была поручена решающая роль в подавлении и уничтожении ПВО противника и др. [ 81 ]

2022 г. Вторжение России в Украину

Русский сервис

24 февраля 2022 года Россия сообщила о потере Су-25 из-за «ошибки пилота». [ 82 ] 1 марта над Украиной был потерян российский Су-25СМ. [ 83 ] [ 84 ] На следующий день еще один российский Су-25СМ, регистрационный номер RF-91961 - Красный 07. в Макарове на Украине был сбит [ 85 ] 4 марта два российских Су-25СМ, первый с регистрационным номером RF-93026 , были потеряны над Волновахой, Украина. Второй, с позывным Red 04 , погиб вместе со своим пилотом. [ 86 ] Фотографии обломков самолета были опубликованы в социальных сетях. [ 87 ] 7 марта Су-25 был потерян во время боевого вылета на Украине. [ 88 ] [ 89 ] 10 марта под Киевом был сбит Су-25 с регистрационным номером RF-91969 , пилот погиб. [ 90 ] [ 91 ] 14 марта российский Су-25 был поврежден огнем противника, вероятно, ПЗРК, но сумел вернуться на свою базу. [ 92 ] 24 мая Украина заявила, что сбила генерал-майора в отставке Канамата Боташева на Су-25 ракетой «Стингер». Неизвестно, находился ли он на военной службе или был частным военным подрядчиком. [ 93 ]

22 октября 2023 года Украина заявила, что за предыдущие десять дней сбила пять российских Су-25 во время боев в Донецке. [ 94 ]

В конце апреля 2024 года Су-25 беспрепятственно летали над Часовым Яром , что, по мнению военного аналитика Роба Ли, указывало на «явный признак нехватки украинских боеприпасов ПВО». [ 95 ]

4 мая 2024 года 110-я механизированная бригада (Украина) заявила, что сбила Су-25 над Донецкой областью. [ 96 ]

Украинский сервис

Украинские Су-25 совершают пролет во время парада в честь Дня независимости Киева 24 августа 2021 года.

ВВС Украины также эксплуатируют Су-25. 26 февраля 2022 года были потеряны три Су-25 из 299-й тактической авиационной бригады . «Blue 19» и «Blue 30» были сбиты над Херсонской областью. [ 97 ] Предположительно, пилоты погибли. Опубликованы фотографии обломков двух украинских самолетов. [ 98 ] [ 99 ] [ 100 ] Третий самолет из 299-го был потерян, но пилот был захвачен российскими войсками. [ 101 ] Украинские СМИ признали, что пилот был украинцем. [ 102 ] На следующий день еще один Су-25, «Синий 39», был сбит возле Глебовки Вышгорода Киевской области. [ 103 ] [ 104 ] На 2 марта, один Су-25 от 299-го тактического авиационного бригады пилотировался Александер Корпан был подавляет Старокостиантынов, Хмельницкий Область. [ 105 ] [ 106 ] [ 107 ] 10 марта один Су-25 «Синий 31» был сбит в районе Новой Каховки Херсона. [ 108 ] [ 109 ] [ 110 ] 14 марта еще один Су-25 был сбит российскими военными в Волновахе на Донбассе. Пилот был схвачен российскими войсками и позже освобожден 24 апреля в результате российско-украинского обмена пленными. [ 111 ] [ 112 ] 22 марта на видео попал сильно поврежденный в бою украинский Су-25. [ 113 ] Сообщается, что 15 апреля украинский Су-25 был сбит российскими войсками в Изюме. [ 114 ] Сбитие самолета было зафиксировано военной камерой в термографическом режиме. [ 115 ] Сообщается, что пилот, капитан Егор Середюк, погиб под Изюмом 15 апреля. [ 116 ] [ 117 ] Середюку присвоено звание Героя Украины . [ 118 ] был сбит Су-25 299-й тактической авиационной бригады Гуляйполе 14 мая в Запорожской области , пилот погиб. [ 119 ] [ 120 ]

14 марта 2023 года министр обороны Северной Македонии подтвердила Славянка Петровска передачу Украине четырех непригодных к полетам Су-25. [ 121 ]

Варианты

Су-25

Советский Су-25 в полете

Базовая версия самолета производилась на заводе 31 в Тбилиси, в Советской Республике Грузия. В период с 1978 по 1989 год в Грузии было произведено 582 одноместных Су-25, не считая самолетов, произведенных по экспортной программе Су-25К. Этот вариант самолета составляет основу парка Су-25 ВКС России, крупнейшего на данный момент в мире. [ 10 ] В эксплуатации самолет потерпел ряд аварий, вызванных сбоями систем, связанными с залповой стрельбой из вооружения. После этих инцидентов было запрещено использование ее основного вооружения — 240-мм ракеты С-24 . Вместо нее ФАБ-500 массой 500 кг (1100 фунтов). основным вооружением стала универсальная фугасная бомба [ 10 ]

Су-25К

Чехия Су-25К в 1994 году.

Базовая модель Су-25 легла в основу коммерческого экспортного варианта, известного как Су-25К ( «Комерческий» ). Эта модель также производилась на заводе «31» в Тбилиси, Грузия. Самолет отличался от версии советских ВВС некоторыми мелкими деталями внутреннего оборудования. Всего с 1984 по 1989 год было построено 180 самолетов Су-25К. [ 10 ]

Су-25УБ

Су-25УБ Учебно - боевой был разработан в 1977 году. Первый опытный образец, получивший название Т-8УБ-1, был выкатан в июле 1985 года и его первый полет был совершен на Улан-Удэна заводском аэродроме в 1977 году. 12 августа того же года. [ 10 ] К концу 1986 года в Улан-Удэ было произведено 25 Су-25УБ, прежде чем двухместный самолет завершил государственные испытания и был официально принят на вооружение советских ВВС. [ 122 ] [ нужны разъяснения ]

Он предназначался для тренировок и аттестационных полетов летчиков действительной службы, а также для обучения курсантов летных училищ советских ВВС . Характеристики существенно не отличались от характеристик одноместного автомобиля. Навигационные, атакующие, прицельные приборы и системы управления вооружением двухместного самолета позволяли использовать его как для выполнения повседневных учебных, так и для учебно-тренировочных задач. [ 123 ]

Су-25УБК

Болгарский Су-25УБК на взлете

С 1986 по 1989 год, параллельно со строительством основного учебно-боевого варианта Су-25УБ, Улан-Удэнский завод выпускал так называемые «коммерческие» Су-25УБК, предназначенные для экспорта в страны, купившие Су-25К, и с аналогичными модификациями этого самолета. [ 124 ]

Су-25УБМ

Су-25УБМ представляет собой двухместный вариант, который может использоваться в качестве учебно-боевого самолета, но также обладает ударными возможностями и может использоваться для разведки, целеуказания и управления с воздуха. Его первый полет состоялся 6 декабря 2008 года, сертифицирован он был в декабре 2010 года. Позже он поступит на вооружение ВКС России. Вариант имеет на борту РЛС «Фазотрон НИИР Копье» и аппаратуру «Барс-2». Предполагается, что дальность действия Су-25УБМ составляет 1300 км (810 миль), и он может иметь защиту от инфракрасных управляемых ракет (IRGM), что является минимальным требованием на сегодняшних полях боевых действий, где IRGM распространяются. [ 125 ]

Су-25УТГ

Палубный учебно-тренировочный самолет Су-25УТГ на авиабазе Новофедоровка

Су-25УТГ ( «Учебно-тренировочный с гаком ») — вариант Су-25УБ, предназначенный для тренировки летчиков по взлёту и посадке на наземную имитированную авианосную палубу с наклонной трамплинной секцией и тормозными тросами . Первый полет состоялся в сентябре 1988 года, всего было произведено около 10 самолетов. [ 126 ] Около половины осталось на вооружении России после 1991 года; они использовались на единственном российском « авианосце Адмирал Кузнецов» . Этого небольшого количества самолетов было недостаточно для удовлетворения потребностей в обучении российской палубной авиагруппы, поэтому некоторое количество Су-25УБ было переоборудовано в Су-25УТГ. Эти самолеты получили альтернативное обозначение Су-25УБП ( Учебно-боевой палубный ) — прилагательное палубный, означающее «палубный», что указывает на то, что эти самолеты выполняют военно-морскую функцию. [ 127 ] По состоянию на 2007 год около 10 таких самолетов находились в составе ВМФ России в составе 279-го полка морской авиации Северного флота . [ 128 ] Сообщалось также, что в 2021 году самолеты Су-25 были развернуты в составе 100-го отдельного корабельного истребительного авиационного полка того же флота. [ 129 ]

Су-25БМ

Су-25БМ ( «Буксировщик Мишеней» ) — буксирующий вариант Су-25, разработка которого началась в 1986 году. Прототип, получивший обозначение Т-8БМ1, впервые успешно поднялся в воздух 22 марта 1990 года в Тбилиси. После завершения этапа испытаний самолет был запущен в производство. [ 127 ]

Су-25БМ предназначен для обеспечения буксируемых мишенных комплексов при обучении сухопутных войск и личного состава флота работе с зенитно-ракетными комплексами «земля-воздух» и корабельными зенитно-ракетными комплексами. Он оснащен двигателями Р-195 и оснащен системой РСДН-10 дальней навигации — аналогом западной системы ЛОРАН . [ 127 ]

Су-25Т

Су-25Т ( «Танковый» ) — специализированная противотанковая версия, которая с заметным успехом прошла боевые испытания в Чечне . [ 18 ] Конструкция самолета аналогична Су-25УБ. Вариант переоборудовали в одноместный, с заменой заднего сиденья на дополнительную авионику. [ 130 ] Он способен атаковать всепогодно и ночью. Помимо полного арсенала вооружения штатного Су-25, Су-25Т может применять бомбу с телевизионным наведением КАБ-500Кр и Х-25МЛ с полуактивным лазерным наведением . [ 18 ] В его увеличенной носовой части размещен «Шквал» оптический телевизионно-прицельный комплекс Причал» с лазерным дальномером и целеуказателем « . Он также может нести «Вихрь» ракеты трубчатого пуска с лазерным наведением в условиях низкой освещенности ТВ «Меркурий» , которые являются его основным противотанковым вооружением. Для ночных полетов под фюзеляжем можно переносить подвесную систему . Три прототипа Су-25Ц были построены в 1983–86 годах, а в 1990 году построено 8 серийных самолетов. [ 131 ] С введением окончательной программы модернизации Су-25 ВВС России в форме « Строевой модернизации » программа Су-25Т была официально отменена в 2000 году. [ 132 ]

Су-25ТМ (Су-39)

Российские Су-25ТМ построены в небольшом количестве. Несет (от носка до фюзеляжа) Р-73 , Р-77 , 8× Вихрь , Х-29Т , Х-58 . белый купол радиолокационного контейнера «Копьо» Внизу виден «Омул» . , а рядом с самолетом лежат два модуля РЭБ

Су-25Т второго поколения, Су-25ТМ (также обозначенный как Су-39 ), был разработан с улучшенными системами навигации и нападения, а также с большей живучестью. Сохранив встроенный « Шквал» Су-25Т, он может нести «Копё» в подфюзеляжном контейнере РЛС (рус. «Копье»), которая используется и для поражения воздушных целей (ракетами РВВ-АЭ/Р-77). как корабли (с противокорабельными ракетами Х-31 и Х-35). По состоянию на 2008 год ВВС России получили 8 самолетов. [ 130 ] Некоторые из улучшенных систем авионики, разработанных для вариантов Т и ТМ, были включены в Су-25СМ , промежуточную модернизацию действующего Су-25 ВВС России, для повышения живучести и боеспособности. [ 18 ] Су-25ТМ в рамках комплексной программы модернизации был заменен «доступной» программой Су-25СМ. [ 132 ]

Су-25СМ

Су-25СМ на праздновании 100-летия ВВС России.

Су-25СМ ( «Строевой модернизированный ») — это «доступная» программа модернизации Су-25, задуманная ВВС России в 2000 году. Программа основана на попытках модернизации Су-25Т и Су-25ТМ, которые были оценены и маркированы как сложное и дорогое. Модернизация SM включает усовершенствование авионики и модернизацию планера, чтобы продлить срок службы Frogfoot до 500 летных часов или 5 лет. [ 132 ]

Совершенно новый навигационно-ударный комплекс ПРнК-25СМ «Барс» Су-25СМ построен на базе цифровой вычислительной системы БЦВМ-90, изначально запланированной для программы модернизации Су-25ТМ. Точность навигации и атаки, обеспечиваемая новым комплексом, в три раза выше, чем у базового Су-25, и, как сообщается, находится в пределах 15 м (50 футов) с использованием спутниковой коррекции и 200 м (660 футов) без нее. [ 132 ]

Был добавлен новый проекционный дисплей (ИЛС) КА1-1-01, обеспечивающий, среди прочего, удвоение поля зрения по сравнению с исходным электрооптическим прицелом АСП-17БЦ-8. Другие системы и компоненты, включенные в ходе модернизации, включают многофункциональный дисплей (МФД), средства ближней навигации РСБН-85 (ШОРАН), автоматический пеленгатор АРК-35-1 (АПД), А-737-01 GPS/ГЛОНАСС. Приемник, самописец полетных данных (ФДР) «Карат-Б-25», система видеорегистрации (ВРС) «Беркут-1», радиосвязь УВЧ/УКВ «Банкир-2», транспондер СО-96 и приемник радиолокационного предупреждения L150 «Пастель» (RWR). [ 132 ]

Двигатели Р-95ш прошли капитальный ремонт и модификацию с установкой противопомпажной системы. Система предназначена для повышения устойчивости двигателя к попадающим в него порохам и газам при артиллерийских и ракетных залповых стрельбах. [ 132 ]

Сочетание отремонтированного и нового оборудования с повышенной автоматизацией и возможностями самотестирования позволило сократить предполетное и послеполетное обслуживание примерно на 25–30%. Общая экономия веса составляет около 300 кг (660 фунтов). [ 132 ]

Комплекс вооружения Су-25СМ пополнился Р-73 «Вымпел» высокоманёвренной ракетой класса «воздух-воздух» (правда, без нашлемной наводки и только с традиционным продольным режимом самонаведения) и 130-мм ракетами С-13Т (переносившимися на вооружении Су-25СМ). пятизарядные блоки Б-13) с осколочно-фугасной и бронебойной боевыми частями. Кроме того, были значительно улучшены профили применения вооружения Х-25МЛ и Х-29 Л, что позволяет реализовывать некоторые сложные сценарии пуска ракет, например: стрельбу двумя последовательными ракетами по двум разным целям за один проход. Автопушка ГШ -30-2 (магазин на 250 патронов) получила три новых пониженных режима скорострельности: 750, 375 и 188 выстрелов в минуту. Су-25СМ также получил новые подкрыльевые пилоны БД3-25. [ 132 ]

Ожидается, что возможная программа закупок будет включать от 100 до 130 комплектов, что охватит от 60 до 70 процентов действующего одноместного парка ВВС России, эксплуатировавшегося в начале 2000-х годов. [ 132 ] В 2012 году на вооружении ВКС России имелось более 30 Су-25СМ, планируется модернизировать до улучшенного образца около 80 Су-25. [ 133 ] К марту 2013 года планируется модернизировать более 60 самолетов. [ 134 ] В феврале 2013 года на южную базу ВВС были доставлены десять новых Су-25СМ. [ 135 ] [ 136 ] где проводится оперативная подготовка. [ 137 ] За период 2005–2015 гг. было модернизировано более 80 самолетов. [ 138 ]

С начала 2014 года 368-й штурмовой авиационный полк 4-й армии ПВО в Буденновске получил перспективные Су-25СМ. [ 139 ] (вероятно, 16 самолетов). Еще девять были доставлены в 2018 году. [ 140 ] [ 141 ] [ 142 ] еще восемь в начале 2019 года [ 143 ] [ 144 ] [ 145 ] и еще четыре в начале 2020 года плюс еще один в начале 2021 года. [ 146 ] [ 147 ] [ 148 ]

С 2018 года Воздушно-космические силы [ВКС] получают Су-25СМ3, всего по состоянию на июнь 2019 года поставлено уже 25 самолетов. В отличие от базового Су-25 и его поэтапно модернизированного варианта Су-25СМ, оба которые имеют в носовой части достаточно устаревший лазерный целеуказатель «Клен-ПС», Су-25СМ3 модернизирован новым электрооптическим носовым модулем СОЛТ-25. СОЛТ-25 обеспечивает 16-кратное увеличение, оснащен лазерным дальномером и целеуказателем, тепловизором, телевизионными каналами и возможностью сопровождения движущихся целей в любую погоду на расстоянии до 8 км. Кроме того, на Су-25СМ3 установлен комплекс защиты «Витебск-25» , включающий комплект ультрафиолетовых датчиков предупреждения о сближении ракет «Захват», радиолокационную систему самонаведения и предупреждения Л-150-16М «Пастель», два УВ-26М 50. миллиметровые дозаторы соломы и пара крыльевых блоков постановки радиолокационных помех Л-370-3С. Кроме того, на Су-25СМ3 установлены новый прицельно-навигационный комплекс ПрНК-25СМ-1 «Барс» и система связи КСС-25 с антенной «Банкир-8-ТМ-1». [ 149 ]

По опыту боевых действий в Сирии Су-25СМ3 оснащен навигационно-бомбардировочными средствами СВП-24 , повышающими точность стрельбы неуправляемыми бомбами. [ 150 ]

Су-25КМ

Су-25КМ ( Комерческий, Модернизированный ), [ 151 ] по прозвищу «Скорпион» представляет собой программу модернизации Су-25, объявленную в начале 2001 года первоначальным производителем, компанией «Тбилиси Эйркрафт Мануфактуринг» в Грузии, в партнерстве с израильской компанией «Элбит Системс». Прототип самолета совершил свой первый полет 18 апреля 2001 года в Тбилиси с полной маркировкой ВВС Грузии. [ 152 ] На самолете используется стандартный планер Су-25, оснащенный современной авионикой, включая стеклянную кабину цифровых карт , генератор , нашлемный дисплей , компьютеризированную систему вооружения, полную возможность предварительного планирования миссии и полностью резервные резервные режимы. Улучшения характеристик включают высокоточную навигационную систему, системы точечной доставки оружия, всепогодность и дневное/ночное функционирование, совместимость с НАТО , современные функции безопасности и живучести, а также расширенные бортовые возможности разбора полетов, соответствующие международным требованиям. [ 152 ] Он имеет возможность применять израильские бомбы с инфракрасным наведением Opher и бомбы с лазерным наведением Lizard, а также ракету с инфракрасным наведением Р-73 «Вымпел» . [ 153 ]

Су-28

Учебно-боевой реактивный Су-28

Су -28 (также обозначаемый как Су-25УТ Учебно-Тренировочный ) — усовершенствованный базовый учебно-тренировочный самолет, созданный на базе Су-25УБ по частной инициативе ОКБ Сухого. Су-28 — лёгкий самолёт, предназначенный для замены чехословацкого Aero L-39 «Альбатрос» . В отличие от базового Су-25УБ, он лишен системы управления вооружением, встроенной пушки, узлов подвески вооружения и моторной брони. [ 154 ]

Другой

  • Су-25Р ( «Разведчик» ) — вариант тактического разведчика, спроектированный в 1978 году, но так и не построенный. [ 155 ]
  • Су-25У3 ( «Учебный 3-местный »), также известный как «Русская тройка», представлял собой трехместный базовый учебно-тренировочный самолет. Проект был приостановлен в 1991 году из-за отсутствия финансирования. [ 155 ]
  • Су-25У ( «Учебный» ) — учебно-тренировочный вариант Су-25, производившийся в Грузии в 1996–1998 годах. Всего было построено три самолёта, все для ВВС Грузии. [ 155 ]
  • Су-25М1/Су-25УБМ1 — самолеты Су-25 и Су-25УБ, модернизированные украинской компанией «МиГремонт» для ВВС Украины . По состоянию на 2013 год модернизировано десять (семь одноместных и три учебно-тренировочных). Обновления включают новый GPS-приемник , новую радиостанцию, более точную доставку оружия благодаря новому прицелу и новый цифровой регистратор полетных данных . Кроме того, модернизированные самолеты могут использовать ракеты С-13 . [ 156 ]
  • Ге-31 — это действующая грузинская программа Тбилисского авиастроительного завода, направленная на производство обновленной версии Су-25 без российских компонентов и деталей. [ 157 ]
  • Т-12 («Штурмовик-90») – предполагаемый преемник Су-25. Он должен был использовать двойной фюзеляж с двумя кабинами; в одном будет пилот, который также будет управлять радаром самолета, а другой будет управлять вооружением самолета и управлением огнем. Конструкция Т-12 также включала крыло прямой стреловидности и V-образное оперение. [ 158 ]

Операторы

Известные несчастные случаи

Су-25 участвовал в следующих заметных авиационных происшествиях .

  • Су-25К ВВС Демократической Республики Конго пропал в декабре 2006 года во время плановой операции по перебазированию, и никаких обломков обнаружено не было. [ 159 ]
  • Еще один конголезский Су-25К разбился 30 июня 2007 года во время демонстрации в честь Дня независимости недалеко от города Кисангани , в результате чего погиб пилот. Расследование показало, что авария произошла из-за отказа двигателя. [ 159 ]
  • Су-25 ВВС России взорвался в воздухе 20 марта 2008 года во время боевых стрельб над Приморским краем , в 143 км (89 миль) от Владивостока , в результате чего погиб пилот. Дальнейшее расследование показало, что самолет был сбит ракетой, случайно выпущенной ведомым. После аварии все российские Су-25 были остановлены до завершения расследования. [ нужна ссылка ]

Технические характеристики (Су-25/Су-25К, поздний выпуск)

Легенда
Чертеж Су-25

Данные Jane's All The World's Aircraft за 2003–2004 гг., [ 161 ] Сухой, [ 162 ] deagel.com, [ 163 ] airforce-technology.com [ 164 ]

Общие характеристики

  • Экипаж: 1
  • Длина: 15,53 м (50 футов 11 дюймов) (включая носовой зонд)
  • Размах крыльев: 14,36 м (47 футов 1 дюйм)
  • Высота: 4,8 м (15 футов 9 дюймов)
  • Площадь крыла: 33,7 м 2 (363 кв. фута)
  • Вес пустого: 9800 кг (21605 фунтов)
  • Полная масса: 14 440 кг (31 835 фунтов)
  • Максимальный взлетный вес: 19 300 кг (42 549 фунтов)
  • Силовая установка: 2 двигателя «Союз/Туманский» Р-195 турбореактивных с тягой 44,18 кН (9930 фунтов силы) каждый.

Производительность

  • Максимальная скорость: 975 км/ч (606 миль в час, 526 узлов)
  • Максимальная скорость: 0,79 Маха.
  • Дальность: 1000 км (620 миль, 540 миль)
  • Боевая дальность: 750 км (470 миль, 400 миль) на уровне моря с 4400 кг (9700 фунтов) боеприпасов и двумя внешними топливными баками.
  • Практический потолок: 7000 м (23000 футов)
  • пределы г: + 6,5
  • Скорость набора высоты: 58 м/с (11 400 футов/мин)

Вооружение

Авионика

См. также

Связанные разработки

Самолеты сопоставимой роли, конфигурации и эпохи

Ссылки

Примечания

Цитаты

  1. ^ Jump up to: а б Гордон и Доус 2004.
  2. ^ http://www.military-today.com/aircraft/sukhoi_su25_frogfoot.htm Веб-сайт Military Aircraft Today , 1 июля 2011 г.
  3. ^ «Грузия объявила о возобновлении производства Су-25» , сайт scramble.nl , 24 февраля 2021 г.
  4. ^ «Россия заявляет, что уничтожила более 70 военных объектов на Украине» . «Москва Таймс» . 24 февраля 2022 года. Архивировано из оригинала 24 февраля 2022 года . Проверено 24 февраля 2022 г.
  5. ^ Jump up to: а б Гордон и Доус 2004, стр. 6–7.
  6. ^ Гордон и Доус 2004, с. 8.
  7. ^ Гордон и Доус 2004, с. 11.
  8. ^ Гордон и Доус 2004, стр. 23–41.
  9. ^ «Компания «Сухой» (ОАО) – Самолеты – Военные самолеты – Су-25К – Историческая справка» . sukhoi.org . Архивировано из оригинала 28 февраля 2015 года . Проверено 27 апреля 2015 г.
  10. ^ Jump up to: а б с д и Гордон и Доус 2004, стр. 42–46.
  11. ^ «Отчет: ВВС России». Air Forces Monthly , июль 2007 г., стр. 78–86.
  12. ^ Jump up to: а б с д Гордон и Доус 2004, стр. 73–75.
  13. ^ Гордон и Доус 2004, с. 77.
  14. ^ Jump up to: а б с Гордон и Доус 2004, стр. 79–82.
  15. ^ Гордон и Доус 2004, с. 111.
  16. ^ Jump up to: а б Гебель, Грег. Су-25 «Frogfoot». Архивировано 5 декабря 2012 года на сайте Wayback Machine , сайт airvectors.net , 1 июля 2011 года.
  17. ^ Заменена спецификация Су-25К, взята из «Компания Сухой (ОАО) – Самолеты – Военные самолеты – Су-25К – Характеристики самолетов». Архивировано 22 июля 2014 года на сайте Wayback Machine Sukhoi.org. Проверено: 26 января 2012 г.
  18. ^ Jump up to: а б с д Гордон и Доус 2004, стр. 111–126.
  19. ^ «80-й отдельный штурмовой авиационный полк» .
  20. ^ «Историческая справка». Архивировано 18 октября 2012 года на сайте Wayback Machine Sukhoi.org. Проверено 11 ноября 2012 г.
  21. ^ Jump up to: а б с д Гордон и Доус 2004, стр. 133–49.
  22. ^ Розендал, Франк, Рене ван Везик и Тайме Фестнер. «Медвежьи следы в Германии: Советские ВВС в бывшей Германской Демократической Республике: Часть 1». Air International , октябрь 1992 г., стр. 210.
  23. ^ «Су-25 «Фрогфут» » . airvectors.net . Архивировано из оригинала 17 сентября 2015 года . Проверено 27 апреля 2015 г.
  24. ^ «Иран увеличивает парк Су-25» . Архивировано из оригинала 8 октября 2007 года . Проверено 10 февраля 2013 г. {{cite web}}: CS1 maint: bot: статус исходного URL неизвестен ( ссылка ) . Jane's Defense Weekly , 13 сентября 2006 г.
  25. ^ «Осада Сухуми». Архивировано 6 марта 2008 года в журнале Wayback Machine Time Magazine от 4 октября 1993 года.
  26. ^ «2005» . ejection-history.org.uk . Архивировано из оригинала 23 сентября 2015 года . Проверено 27 апреля 2015 г.
  27. ^ Купер, Том. «Грузия и Абхазия, 1992–1993: Дачная война» . ACIG.org. Архивировано из оригинала 3 марта 2008 года . Проверено 18 февраля 2013 г.
  28. ^ Jump up to: а б с "CIS region – Авиация в локальных конфликтах" . Skywar.ru . Archived from the original on 19 April 2018 . Retrieved 27 April 2018 .
  29. ^ Jump up to: а б «Чечня – ВВС в локальных войнах» . skywar.ru . Архивировано из оригинала 8 марта 2014 года . Проверено 3 февраля 2018 г.
  30. ^ «Страница Авиационного университета» (PDF) . Авиабаза Максвелл. Архивировано (PDF) из оригинала 3 марта 2016 года . Проверено 3 февраля 2018 г.
  31. ^ «Военное обучение между чеченскими войнами». Архивировано 13 декабря 2011 года на Wayback Machine Sras.org. Проверено: 26 января 2012 г.
  32. ^ Jump up to: а б с «Кавказский алмазный трафик – Часть 2». Архивировано 12 октября 2005 г. на сайте Wayback Machine Civilresearch.org. Проверено: 26 января 2012 г.
  33. ^ «Фронтовая и армейская авиация в Чеченском конфликте» . Архивировано из оригинала 17 мая 2013 года . Проверено 4 октября 2014 г.
  34. ^ Jump up to: а б «Самолеты по типам». Архивировано 23 сентября 2015 года на сайте Wayback Machine Ejection-history.org.uk. Проверено: 26 января 2012 г.
  35. ^ «Повстанцы сбили российский самолет в Чечне». Архивировано 6 октября 2012 года в Wayback Machine Chicago Tribune , 6 мая 1996 года. Проверено: 26 января 2012 года.
  36. ^ Гебель, Грег. «Су-25 «Frogfoot».» Векторсайт.net. Проверено: 26 января 2012 г. Архивировано 6 августа 2007 г. в Wayback Machine.
  37. ^ «Россия/Чечня – терроризм ведет к войне». Архивировано 26 сентября 2011 года на сайте Wayback Machine Greatdreams.com. Проверено: 26 января 2012 г.
  38. ^ «Эфиопия». acig.org. Проверено: 10 августа 2010 г.
  39. ^ Гордон и Доус 2004, стр. 100–102.
  40. ^ «Спорные штурмовики, замеченные посланниками ООН в Дарфуре». Архивировано 29 ноября 2010 года в Wayback Machine Reuters.
  41. ^ «Девять французских солдат убиты в Кот-д'Ивуаре». Архивировано 12 октября 2007 года в Wayback Machine People's Daily Online , 8 ноября 2004 года.
  42. ^ «ООН разрешает Гбагбо передать поврежденные самолеты» . Новая гуманитарная помощь . 24 января 2005 г.
  43. ^ Купер, Том с Александром Младеновым. «Кот-д'Ивуар, с 2002 года». Архивировано 17 июля 2012 г. в archive.today ACIG Journal , 5 августа 2004 г.
  44. ^ «Президент Северной Осетии: Грузинские самолеты бомбят конвой с гуманитарной помощью для Южной Осетии». Интерфакс , 8 августа 2008.
  45. ^ "В грузинской сепаратистской столице бушуют бои". Архивировано 3 июня 2009 г. в Wayback Machine Reuters , 8 августа 2008 г.
  46. ^ "Генеральный штаб признал потерю еще двух самолетов". Архивировано 17 апреля 2010 года в Wayback Machine RU : Лента , 11 августа 2008 года. Проверено 11 августа 2008 года. Английский перевод. Архивировано 30 сентября 2015 года в Wayback Machine .
  47. ^ Барабанов, Михаил. «Августовская война между Россией и Грузией». Обзор обороны Москвы . Проверено 11 ноября 2012 г.
  48. ^ Jump up to: а б «Быстрое реагирование России». Международный институт стратегических исследований. Проверено 11 ноября 2012 года. Архивировано 26 июля 2009 года в Wayback Machine.
  49. ^ Новак, Дэвид (для Associated Press). «Российская авиация нанесла удар по Тбилисскому заводу; в Южной Осетии продолжаются бои».] Newser , 10 августа 2008 г.
  50. ^ Стюарт, Фил. «Иранские военные самолеты обстреляли американский беспилотник над Персидским заливом: Пентагон». Архивировано 24 сентября 2015 года в Wayback Machine Reuters, 5 ноября 2012 года. Проверено 11 ноября 2012 года.
  51. ^ «Иранские истребители 'обстреляли американский беспилотник в Персидском заливе' – Ближний Восток». Архивировано 10 ноября 2012 года в Wayback Machine Al Jazeera, английский, 8 ноября 2012 года. Проверено 11 ноября 2012 года.
  52. ^ Старр, Барбара. «Сначала на CNN: иранские самолеты обстреляли американский беспилотник». Архивировано 11 ноября 2012 года на Wayback Machine CNN, 8 ноября 2012 года. Проверено 11 ноября 2012 года.
  53. ^ «Авиалист» Впечатляющие видео украинских авиаударов по Донецку . Авиационист . 27 мая 2014 г. Архивировано из оригинала 19 ноября 2014 г. . Проверено 4 октября 2014 г.
  54. ^ "Штурмовик Су-25 разбился в Днепропетровске из-за неисправности, пилот жив" . Interfax-Ukraine . 2 July 2014. Archived from the original on 7 July 2014 . Retrieved 2 July 2014 .
  55. ^ «В Днепропетровске разбился штурмовик Су-25» . КиевПочта . 2 июля 2014 года. Архивировано из оригинала 2 октября 2014 года . Проверено 4 октября 2014 г.
  56. ^ «СБУ публикует новые разговоры о причастности России к сбитию самолета Malaysia Airlines (ВИДЕО, расшифровка)» . КиевПочта . 19 июля 2014 года. Архивировано из оригинала 2 октября 2014 года . Проверено 4 октября 2014 г.
  57. ^ «Пресс-секретарь Информационного центра Совета национальной безопасности и обороны: Малайзийский рейс MH-17 находился за пределами досягаемости украинских систем ПВО – Украинский кризисный медиа-центр – UACRISIS.ORG» . uacrisis.org . Архивировано из оригинала 28 ноября 2014 года . Проверено 27 апреля 2015 г.
  58. ^ «Россия отвергает «абсурдные» обвинения по поводу сбитого украинского самолета» . Радио Свободная Европа/Радио Свобода . 17 июля 2014 года. Архивировано из оригинала 17 июля 2014 года . Проверено 20 июля 2014 г.
  59. ^ Катерский, Аарон (23 июля 2014 г.). «Украина заявляет, что два самолета были сбиты ракетами, выпущенными из России» . Новости АВС . Архивировано из оригинала 25 июля 2014 года . Проверено 25 июля 2014 г.
  60. ^ «Украинский истребитель сбит российской ракетой на Донбассе» . Киев Почта . 30 августа 2014 года. Архивировано из оригинала 4 октября 2014 года . Проверено 4 октября 2014 г.
  61. ^ «Авиакатастрофа АСН 29 августа 2014 г. Су-25М1 08 ЖЕЛТЫЙ» . Архивировано из оригинала 6 октября 2014 года . Проверено 4 октября 2014 г.
  62. ^ "МОЛНИЯ: Ополчение применило авиацию под Дебальцево – 2 штурмовика СУ-25 нанесли удар по позициям 40-го батальона, – источник" . rusvesna.su . Archived from the original on 11 May 2015 . Retrieved 27 April 2015 .
  63. ^ «Ирак получает российские истребители для борьбы с повстанцами». Архивировано 13 октября 2018 года в Wayback Machine . BBC News, 29 июня 2014 г. Проверено 29 июня 2014 г.
  64. ^ «Ирак принимает российские истребители». Архивировано 3 июля 2014 года в Wayback Machine . Аль Джазира. 29 июня 2014 г. Проверено 29 июня 2014 г.
  65. ^ Джонатан Маркус (2 июля 2014 г.), « «Иранские штурмовики развернуты» для помощи Ираку в борьбе с ИГИЛ» , BBC News , заархивировано из оригинала 2 июля 2014 г. , получено 2 июля 2014 г.
  66. ^ «Кто бомбил боевиков ИГИЛ 7 августа?» . Бизнес-инсайдер . 8 августа 2014 года. Архивировано из оригинала 25 июля 2015 года . Проверено 27 апреля 2015 г.
  67. ^ «Иракские Су-25 дебютируют в борьбе с ИГИЛ на Севере» . AIRheads↑FLY . Архивировано из оригинала 4 апреля 2015 года . Проверено 27 апреля 2015 г.
  68. ^ Тревитик, Джозеф (23 апреля 2018 г.). «Иракские грузовые самолеты Ан-32, ставшие бомбардировщиками, нанесли почти вдвое больше ударов, чем его F-16» . thedrive.com . Архивировано из оригинала 27 ноября 2018 года . Проверено 26 ноября 2018 г.
  69. ^ «Пентагон опубликовал спутниковые снимки российских самолетов в Сирии» . unian.info . Архивировано из оригинала 18 октября 2015 года . Проверено 21 ноября 2015 г.
  70. ^ «ТАСС: Военные и оборонные ведомства – Во время операции в Сирии российские самолеты Су-25 сбросили 6000 бомб» . ТАСС . 16 марта 2016 года. Архивировано из оригинала 18 марта 2016 года . Проверено 22 марта 2016 г.
  71. ^ «На северо-западе Сирии: повстанцы сбили российский истребитель – погибли пилоты» . Зеркало онлайн . 3 февраля 2018 года. Архивировано из оригинала 4 февраля 2018 года . Проверено 3 февраля 2018 г.
  72. ^ «Пилот погиб после того, как сирийские повстанцы сбили российский военный самолет» . cbc.ca. Архивировано из оригинала 3 февраля 2018 года . Проверено 3 февраля 2018 г.
  73. ^ Энсор, Джози; Боднер, Мэтью (5 февраля 2018 г.). «Российский пилот кричит: «Это для наших ребят», взрывая себя, чтобы избежать плена в Сирии» . Телеграф . Архивировано из оригинала 8 февраля 2018 года . Проверено 9 февраля 2018 г. - через telegraph.co.uk.
  74. ^ «Российский летчик взрывает себя, чтобы избежать захвата джихадистами» . nypost.com . 5 февраля 2018 г. Архивировано из оригинала 10 февраля 2018 г. Проверено 9 февраля 2018 г.
  75. ^ КРИ (16 октября 2020 г.). «Турецкий F-16 сбил второй самолет Су-25 ВВС Армении» . Глобальная оборонная корпорация . Архивировано из оригинала 1 августа 2021 года . Проверено 15 июля 2021 г.
  76. ^ "Турецкий истребитель сбил Су-25 ВВС Армении" . RIA. 29 September 2020. Archived from the original on 16 October 2020 . Retrieved 29 September 2020 .
  77. ^ «Срочная новость! Директор по связям с общественностью Фахреттин Алтун: Турция не сбивала армянский самолет – Мировые новости» . haberturk.com . 29 сентября 2020 года. Архивировано из оригинала 1 октября 2020 года . Проверено 29 сентября 2020 г.
  78. ^ «Армения заявляет, что ее истребитель «сбит Турцией» » . Новости Би-би-си . 29 сентября 2020 года. Архивировано из оригинала 21 октября 2020 года . Проверено 17 октября 2020 г.
  79. ^ "ВИДЕО мученика полковника Заура Нудиралиева, который врезался истребителем Су-25 в траншею противника, чтобы не попасть в плен" (на азербайджанском языке). 27 декабря 2020 года. Архивировано из оригинала 22 января 2021 года . Проверено 16 января 2021 г.
  80. ^ "Во время карабахского конфликта ПВО Армении сбили азербайджанский Су-25, пилот погиб: СМИ" . Новости Аль-Масдара . 27 декабря 2020 года. Архивировано из оригинала 22 января 2021 года . Проверено 16 января 2021 г.
  81. ^ Херк, Ханс ван (27 декабря 2020 г.). «Боевые задачи ВВС Азербайджана во Второй Карабахской войне» . Scramble.nl . Архивировано из оригинала 21 января 2021 года . Проверено 16 января 2021 г.
  82. ^ «Министерство обороны России заявляет, что уничтожило десятки украинских военных объектов и потеряло один истребитель» . МаркетВотч . Проверено 24 февраля 2022 г. - через Associated Press.
  83. ^ " "Или мы, или нацисты". В Украине убит полковник ВКС РФ" . Migworld (in Russian). 25 March 2022.
  84. ^ "В Самаре простились с земляком, героически погибшим в ходе спецоперации по защите ДНР и ЛНР Об этом сообщает "Рамблер" " . News Rambler (in Russian). March 2022.
  85. ^ "Военно-исторический музей Киева пополнился обломками русского штурмовика" . mil.in.ua (in Russian). 1 мая 2022 года.
  86. ^ "Украинские защитники уничтожили еще один вражеский Су-25 вместе с пилотом" . Укринформ . 4 марта 2022 г.
  87. ^ «Российские войска оккупируют крупнейшую в Европе атомную станцию ​​в Украине» . Драйв . 4 марта 2022 г. Ранее сегодня Министерство обороны Украины опубликовало фотографию обломков штурмовика Су-25 Frogfoot ВКС России, который, судя по всему, уже широко использовался обеими сторонами во время конфликта. По неподтвержденным данным, российский вертолет Ми-8, который мог прибыть на место крушения для оказания помощи, в свою очередь был сбит силами ПВО Украины. Однако на данном этапе это всего лишь предположения.
  88. ^ " "Нужно выполнить начальное дело" " . Коммерсантъ . 17 марта 2022. Олега Червова похоронили у мемориала военным летчикам на Аллее Героев Коминтерновского кладбища в Воронеже...В верхней части памятника майору Филипову виден направленный в сторону штурмовик Су-25. небо - на этом же самолете летал и Олег Червов.
  89. ^ "В Воронеже похоронили замкомандира авиаполка, погибшего во время спецоперации на Украине" . Novosti Voronezha(Voronezh News) (in Russian). 16 March 2022.
  90. ^ «Происшествие в Викибазе ASN № 276346» . Сеть авиационной безопасности . 10 марта 2022 г.
  91. ^ "ВСУ сбили российский Су-25СМ – самолет идентифицировали" . mil.in.ua (in Russian). 10 марта 2022.
  92. ^ «Смотреть: Российский самолет Су-25 благополучно приземлился после попадания украинского ПЗРК» . Новости Виона . 16 марта 2022 г.
  93. ^ «63-летний российский летчик-истребитель в отставке сбит Су-25 над Украиной» . 24 мая 2022 г.
  94. ^ Ребекка Роммен (25 октября 2023 г.). «Как Украина бьет российскую авиацию ракетами США» . businessinsider.co . Киев Пост . Проверено 27 октября 2023 г.
  95. ^ Энди Кэри; Тим Листер (23 апреля 2024 г.). « Наша артиллерия голодает: Украина затаила дыхание, когда США собираются одобрить военную помощь на сумму 60 миллиардов долларов» . CNN .
  96. ^ Катерина Денисова (4 мая 2024 г.). "Украина сбила российские самолеты Су-25 в Донецкой области", - заявил Зеленский . Киевская газета Independent .
  97. ^ «Драматическое видео показывает, как украинский Су-25 разбился во время атаки на российский конвой в конце февраля» . Авиатонист . 18 марта 2022 г.
  98. ^ «Украина утверждает, что ей пополнились ракеты класса «воздух-воздух»» . Драйв . 27 февраля 2022 г.
  99. ^ «Россия сбила украинский истребитель Су-25» . ХС Военный . 27 февраля 2022 г.
  100. ^ «АСН 275988» . Сеть авиационной безопасности . 27 февраля 2022 г. При дальнейшем рассмотрении на этих изображениях видны останки двух разных Су-25 ВВС Украины Су-25 Frogfoot — Синий 19 — Синий ??
  101. ^ "Раненый украинский пилот попал в плен, пропагандисты РФ записали с ним видео" . Pravda Ukraine (in Ukrainian). 3 April 2022.
  102. ^ «Украинский летчик захвачен российскими оккупантами и может быть использован в пропагандистских целях» . Укринформ . 4 марта 2022 г.
  103. ^ «Происшествие ASN № 276607» . Сеть авиационной безопасности . 17 марта 2022 г.
  104. ^ "Пилот ВСУ Матуляк смог увести падающий самолет от населенного пункта, чем спас жизнь сотен людей в Киевской области. ФОТОрепортаж" (in Ukrainian). 18 March 2022. Archived from the original на 18 March 2022.
  105. ^ «Он погиб за Украину. Почтим минутой молчания капитана Александра Корпана (видео, фото)» (на украинском языке). 29 апреля 2022 г.
  106. ^ "С ФЛАГОМ И ЧЕРНЫМИ ХОРУГВАМИ: В ПОДГАЙЦАХ ПРОЩАЮТСЯ С ГЕРОЕМ, КОТОРЫЙ ПОГИБЛ В ВОЙНЕ" (in Russian). 7 марта 2022.
  107. ^ "На Тернопольщине похоронили летчика ударной авиации" (in Russian). 10 марта 2022.
  108. ^ «Видео – сбит украинский военный самолет» (на турецком языке). 10 марта 2022 г.
  109. ^ «Происшествие ASN № 276364» . Сеть авиационной безопасности . 10 марта 2022 г.
  110. ^ Купер, Том (11 марта 2022 г.). «Поскольку в Хорватии разбился украинский беспилотник Ту-141, Москва заявляет, что она уничтожила 90% украинских авиабаз (но Пентагон утверждает, что 90% украинских ВВС целы)» . Клуб любителей авиации . Достоверно лишь то, что украинцы потеряли еще один Су-25: «Синий 31» был сбит вчера днем
  111. ^ "Украинский пилот Роман Василюк освобожден из плена ВОЕННЫЕ" (in Ukrainian). 25 April 2022.
  112. ^ "Сбили вражеские ПВО над Волновахой: украинского пилота Романа Василюка освободили из плена" . 26 TV Ukraine (in Russian). 25 April 2022.
  113. ^ «Тяжело поврежденный украинский военный самолет Су-25 совершил вынужденную посадку в пустом поле» (на турецком языке). 22 марта 2022 г.
  114. ^ «Россия заявляет, что ночью нанесла массированные удары по украинским военным» . Рейтер . 18 апреля 2022 г.
  115. ^ «Авиационная безопасность №277529» . Сеть авиационной безопасности . 18 апреля 2022 г.
  116. ^ "Татьяна Середюк: "Никакие награды не вернут мне мужа, а дочери папы. Егор заслужил звание Героя Украины, как никто другой " . ArmyInform (в Russian). 2 мая 2022 года.
  117. ^ "20 апреля земля Емильчинщины приняла на вечный покой еще одного Героя" (in Russian). Archived from the original on 21 April 2022 . Retrieved 8 мая 2022 года .
  118. ^ «Григорьев, Середюк, Цюрик, Цюпак, Марценюк: еще пять Героев Украины посмертно» . 24 апреля 2022 г.
  119. ^ "В Виннице отдали последний почет летчику-штурмовику Сергею Пархоменко" (in Russian). 18 мая 2022 года.
  120. ^ "Боевые самолеты в небе над Винницей отдали последнее уважение молодому летчику-штурмовику Сергею Пархоменко" . Army Inform (в Украину). 18 мая 2022 года.
  121. ^ «Украинский конфликт: Северная Македония подтверждает передачу Украине Су-25, за ними могут последовать ударные вертолеты Ми-24» .
  122. ^ Гордон и Доус 2004, с. 54.
  123. ^ Гордон и Доус 2004, стр. 50–51.
  124. ^ Гордон и Доус 2004, с. 56.
  125. ^ Карнозов, Владимир. «Су-25УБМ компании «Сухой» завершает государственные приемочные испытания». Архивировано 23 декабря 2010 года в Wayback Machine FlightGlobal , 20 декабря 2010 года. Проверено 30 июня 2011 года.
  126. ^ Гордон и Доус 2004, с. 59.
  127. ^ Jump up to: а б с Гордон и Доус 2004, стр. 60–71.
  128. ^ «Российский военный анализ Су-25». Архивировано 26 сентября 2007 года на сайте Wayback Machine warfare.ru. Проверено: 18 июня 2007 г.
  129. ^ «Истребитель МиГ-29К ВМФ России впервые прибыл в Арктику» . navyrecognition.com . Архивировано из оригинала 14 марта 2021 года . Проверено 14 марта 2021 г.
  130. ^ Jump up to: а б Бангаш 2008, с. 270.
  131. ^ Дональд 2004, стр. 234–237.
  132. ^ Jump up to: а б с д и ж г час я Младенов, Александр (январь 2013 г.). «Бронированная рабочая лошадка». Ежемесячник ВВС (298): 68–74.
  133. ^ «Российские ВВС заказывают замену Су-25» . Полет Глобал . Архивировано из оригинала 20 марта 2020 года . Проверено 20 сентября 2023 г.
  134. (на русском языке) Архивировано 12 мая 2014 г. в Wayback Machine. Проверено: 11 ноября 2012 г.
  135. ^ "Около 10 новейших самолетов Су-25СМ3 поступили на авиабазу в ЮВО | РИА Новости" . Ria.ru. 15 February 2013. Archived from the original on 15 March 2013 . Retrieved 5 March 2013 .
  136. ^ "Около 10 новейших самолетов Су-25СМ3 поступили на авиабазу в ЮВО | РИА Новости" . Ria.ru. 15 February 2013. Archived from the original on 16 October 2013 . Retrieved 12 September 2013 .
  137. ^ "Летчики ЮВО осваивают новейшие Су-25СМ3 в ночное время | РИА Новости" . Ria.ru. 4 March 2013. Archived from the original on 10 May 2013 . Retrieved 5 March 2013 .
  138. ^ «Россия модернизирует штурмовики Су-25 – часть 1» . airrecognition.com . Архивировано из оригинала 22 августа 2019 года . Проверено 22 августа 2019 г.
  139. ^ «Штурмовая авиация ЮВО получила модернизированные Су-25М3 : Министерство обороны Российской Федерации» .
  140. ^ "Авиаполк ЮВО получил 16 штурмовиков Су-25СМ3 с начала года – Еженедельник "Военно-промышленный курьер" " . vpk-news.ru . Archived from the original on 23 December 2014 . Retrieved 27 April 2015 .
  141. ^ "ЦАМТО / Новости / Штурмовую авиацию ЮВО пополнили шесть Су-25СМ3" . armstrade.org . Archived from the original on 20 April 2018 . Retrieved 19 April 2018 .
  142. ^ "ЦАМТО / Новости / Звено модернизированных штурмовиков Су-25СМ пополнило боевой состав авиации ЮВО" . armstrade.org . Retrieved 1 November 2018 .
  143. ^ "ЦАМТО / Новости / Штурмовую авиацию ЮВО в Ставропольском крае пополнили четыре Су-25СМ3 "Суперграч" " . Archived from the original on 21 April 2019 . Retrieved 21 April 2019 .
  144. ^ "ЦАМТО / Новости / В Ставропольском крае сформирована эскадрилья Су-25СМ3 штурмовой авиации ЮВО" . Archived from the original on 9 May 2019 . Retrieved 9 May 2019 .
  145. ^ "ЦАМТО / Новости / Авиаполк ЮВО в Ставропольском крае пополнился новейшими штурмовиками Су-25СМ3 "Суперграч" " . armstrade.org . Archived from the original on 30 May 2019 . Retrieved 30 May 2019 .
  146. ^ "ЦАМТО / Новости / Авиационный полк ЮВО в Ставропольском крае пополнился тремя штурмовиками Су-25СМ3" . armstrade.org . Archived from the original on 19 February 2020 . Retrieved 19 February 2020 .
  147. ^ "ЦАМТО / Новости / Авиационный полк ЮВО на Кубани пополнился новейшим штурмовиком Су-25СМ3" . armstrade.org . Archived from the original on 10 April 2020 . Retrieved 10 April 2020 .
  148. ^ "ЦАМТО / / Штурмовая авиация ЮВО пополнилась "Суперграчом" " . armstrade.org . Archived from the original on 28 February 2021 . Retrieved 3 March 2021 .
  149. ^ «Российская программа «глубокой модернизации» Су-25СМ3 набирает темпы и масштабы – Jane's 360» . Janes.com . Архивировано из оригинала 20 июня 2019 года . Проверено 23 июня 2019 г.
  150. ^ «Российский модифицированный «летающий танк» Су-25СМ3 пополнит ряды армии после боевых испытаний в Сирии» . rbth.com . 2 октября 2017 г. Проверено 1 августа 2020 г.
  151. ^ Младенов 2013а , с. 40
  152. ^ Jump up to: а б Гордон и Доус 2004, стр. 103–132.
  153. ^ Младенов 2013а , с. 41
  154. ^ Гордон и Доус 2004, стр. 56–57.
  155. ^ Jump up to: а б с Гордон и Доус 2004, стр. 70–72.
  156. ^ Младенов 2013а , с. 42
  157. ^ «Грузия начинает сборку модернизированных штурмовиков Су-25 без российских комплектующих» . Киев Почта . 11 августа 2015 года. Архивировано из оригинала 24 августа 2015 года . Проверено 7 сентября 2015 г.
  158. ^ Бутовский, Петр (ноябрь 1999 г.). «Передовые военные самолеты России» . Боевой самолет . Архивировано из оригинала 21 февраля 2001 года.
  159. ^ Jump up to: а б «Конголезский истребитель разбился во время демонстрации» . Архивировано из оригинала 9 декабря 2008 года . Проверено 20 марта 2012 г. Reuters, 30 июня 2007 г. Дата обращения: 17 июня 2008 г.
  160. ^ Бедретдинов 2002 .
  161. ^ Джексон 2003, стр. 403–405.
  162. ^ «Компания «Сухой» (ОАО) – Самолеты – Военная авиация – Су-25К – Летно-технические характеристики самолетов» . Архивировано из оригинала 6 января 2016 года . Проверено 29 января 2016 г.
  163. ^ «Су-25» . deagel.com . Архивировано из оригинала 8 февраля 2018 года . Проверено 3 февраля 2018 г.
  164. ^ «Самолет ближней поддержки Су-25 (Су-28) Frogfoot – авиационная техника» . airforce-technology.com . Архивировано из оригинала 24 января 2018 года . Проверено 3 февраля 2018 г.
  165. ^ Jump up to: а б с Младенов, Александр (20 сентября 2013 г.). Су-25 Фрогфут . Издательство Блумсбери. ISBN  9781472804785 . Архивировано из оригинала 22 октября 2021 года . Проверено 26 ноября 2018 г. - через Google Книги.
  166. ^ «Су-25 FROGFOOT Грач (Грач)» . ФАС.орг. Архивировано из оригинала 12 мая 2014 года . Проверено 16 ноября 2013 г.
  167. Россия хочет присоединиться к битве с ИГИЛ в Ираке. Архивировано 7 декабря 2017 г. в Wayback Machine , Шон Сноу, Military Times , 6 декабря 2017 г.
  168. ^ Су-25 (Су-28) Самолет непосредственной поддержки Frogfoot: меры противодействия. Архивировано 17 октября 2006 г. в Wayback Machine , Air Force Technology; по состоянию на 7 декабря 2017 г.

Библиография

Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 7487ea6b2641681fc90958bac268b94f__1720807860
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/74/4f/7487ea6b2641681fc90958bac268b94f.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Sukhoi Su-25 - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)