Короманти
Регионы со значительной численностью населения | |
---|---|
Гана , Ямайка | |
Языки | |
Текущий Ямайский английский , французский , ямайский патуа , язык Maroon Spirit Исторический Уилл , Тви | |
Религия | |
(первоначально) Кумфу , Обиа ; (в настоящее время) Христианство и возрождение | |
Родственные этнические группы | |
Акан , Фанти , Ашанти , ямайцы африканского происхождения. |
Coromantee , Coromantins , Coromanti или Kormantine (происходит от названия ганского рабского форта Форт Кормантин в ганском городе Корманце , Центральная Гана) — англоязычный термин для обозначения порабощённых людей из этнической группы акан , взятый из региона Голд-Кост. на территории современной Ганы .
Этимология
[ редактировать ]Название Короманти, Кромантин или Кроманти, как на Ямайке , так и в Суринаме , происходит от города Фанти , где они были заключены, известного как Корманце . Фанты и британцы захватили своих соперников Асанте, и эти пленники были отправлены в британские колонии, такие как Ямайка. В то время как голландцы Коменада Фантес объединились, чтобы захватить британского союзника Фантеса в голландские колонии, такие как Суринам. [ 1 ] Из-за своего милитаристского прошлого Коромантины организовали десятки восстаний рабов на Ямайке и в других частях Америки. Их жестокий и мятежный характер стал настолько известен среди европейских работорговцев в 18 веке, что был предложен закон о запрете ввоза людей акан с Золотого Берега, несмотря на их репутацию сильных рабочих. [ 2 ] Большинство европейских работорговцев пришли к пониманию того, что акан, хотя в первую очередь мирный и трудолюбивый народ, был гордым и яростно независимым народом, который яростно боролся за защиту своих обширных территорий от вторжения других расширяющихся групп, а также отбивался от голландцев, пруссаков и португальцев.
История
[ редактировать ]1690 г. Восстание
[ редактировать ]Несколько восстаний в 1700-х годах были приписаны Короманти. По словам поработителя и колониального администратора Эдварда Лонга , первое восстание произошло в 1690 году между тремя или четырьмя сотнями порабощенных людей в округе Кларендон , Ямайка, которые после убийства белого владельца захватили огнестрельное оружие и продовольствие и убили надзирателя на соседней плантации . [ 3 ] Сформировалось ополчение, которое в конечном итоге подавило восстание, повесив лидера. Несколько повстанцев бежали и присоединились к маронам. Лонг также описывает инцидент, когда поработитель был побежден группой Короманти, которые, убив его, отрезали ему голову и превратили череп в чашу для питья. Однако «питание крови», скорее всего, является антиафриканской пропагандой, хотя известно, что военная тактика Короманти и особенно Асанте использовала страх в своих противниках. [ 4 ] В 1739 году лидер западных маронов Каджо (принц Коджо) подписал договор с британцами, гарантировавший, что маронов оставят в покое, при условии, что они не будут помогать другим восстаниям рабов. [ 5 ]
1712 г. Восстание рабов в Нью-Йорке.
[ редактировать ]В ночь на 6 апреля 1712 года группа из более чем двадцати чернокожих порабощенных людей, большинство из которых предположительно были Короманти, подожгла здание на Мейден-лейн недалеко от Бродвея. Пока белые торговцы людьми пытались потушить огонь, порабощенные чернокожие люди, вооруженные ружьями, топорами и мечами, защищались от белых, а затем убежали. Восемь белых погибли и семеро были ранены. В течение следующих нескольких дней колониальные силы арестовали семьдесят чернокожих и заключили их в тюрьму. Двадцать семь человек предстали перед судом, 21 из них был признан виновным и приговорен к смертной казни. [ 6 ]
1731 г. Первая маронская война
[ редактировать ]Первая Маронская война, возглавляемая Каджо и королевой Нэнни (Коджо и Нана), представляла собой конфликт между маронами на Ямайке и колониальными британскими властями, достигший апогея в 1731 году. В 1739–1740 годах британское правительство на Ямайке признало, что оно не может победить маронов, поэтому вместо этого они согласились с ними. Мароны должны были остаться в своих пяти главных городах: Аккомпонг , Каджо-Таун (Трелони-Таун) , Мур-Таун (ранее Нью-Нэнни-Таун), Скоттс-Холл (Ямайка) и Чарльз-Таун, Ямайка , живя под своим собственным правителем и британским наблюдателем.
1733 г. Восстание рабов.
[ редактировать ]Восстание рабов 1733 года на острове Сент-Джон в Датской Вест-Индии (ныне Сент-Джон, Виргинские острова США ) началось 23 ноября 1733 года, когда 150 порабощенных африканцев из (современной Ганы ) восстали против владельцев и менеджеров острова. плантации . продолжавшееся несколько месяцев до августа 1734 года, Восстание рабов, было одним из самых ранних и продолжительных восстаний рабов в Америке . Порабощенные люди Акваму захватили форт в Коралловом заливе и взяли под свой контроль большую часть острова. Они намеревались возобновить растениеводство под своей властью и использовать африканцев других племен в качестве рабского труда. [ 7 ]
Плантаторы восстановили контроль к концу мая 1734 года, после того как Акваму потерпели поражение от нескольких сотен лучше вооруженных французских и швейцарских войск, посланных в апреле из Мартиники , французской колонии. Колониальная милиция продолжала выслеживать маронов и, наконец, в конце августа 1734 года объявила о прекращении восстания. [ 8 ]
1736 г. Восстание рабов на Антигуа.
[ редактировать ]В 1736 году на острове Антигуа порабощенный африканец, известный как принц Клаас (чье настоящее имя, как считалось, было Корт или Кваку Такьи), спланировал восстание, в ходе которого должны были быть убиты белые. Корт был коронован как «король коромантистов» на пастбище недалеко от столицы Сент-Джонс , что, по мнению белых наблюдателей, было красочным зрелищем, но для африканцев было ритуальным объявлением войны белым поработителям. Благодаря информации, полученной от других порабощенных людей, колонисты раскрыли и пресекли заговор. Принц Клаас и четверо его сообщников были пойманы и казнены ломающимся колесом . [ 9 ] Они повесили и заморили голодом шестерых африканцев и сожгли на кострах еще 58 человек. Местом этих казней теперь является база отдыха Антигуа . [ 10 ]
1741 Нью-Йоркский заговор
[ редактировать ]В 1741 году предполагаемый заговор с поджогом в провинции Нью-Йорк предположительно был организован тремя порабощенными мужчинами: Каффи, Принсом и Цезарем. Эти трое мужчин предположительно сожгли несколько зданий, в том числе дом вице-губернатора Джорджа Кларка . Лидеры Каффи и Шарлатан (Кваку) были осуждены за поджог, признаны виновными и сожжены на костре. Всего они сожгли на костре 13 чернокожих мужчин и повесили 17 вместе с четырьмя белыми. Среди арестованных после раскрытия заговора было 12 мужчин и женщин аканского происхождения. Семьдесят человек были депортированы из Нью-Йорка. Существуют серьезные исторические споры о том, как начались эти пожары.
1760 Война Тэки
[ редактировать ]В 1760 году был задуман еще один заговор, известный как Война Тэки . Давно утверждается, что почти все порабощенные Коромантины на острове были замешаны в этом без каких-либо подозрений со стороны белых. Они планировали свергнуть британское правление и основать африканское королевство на Ямайке. Тэки и его войска смогли захватить несколько плантаций и убить белых владельцев плантаций. Однако в конечном итоге они были преданы порабощенным человеком по имени Янки, которого Лонг описывает как желающего защитить дом своего хозяина и «помогать белым людям». Янки побежал в соседнее поместье и с помощью другого порабощенного человека предупредил остальных владельцев плантации. [ 11 ] Британцы заручились помощью ямайских маронов , которые сами были потомками этнической группы акан, чтобы победить коромантинов. Лонг описывает британца и мулата , каждый из которых убил трех коромантинов.
В конце концов, Тэки был убит снайпером по имени Дэви Бордовый , который был офицером маронов в Скоттс-Холле. [ 12 ]
1763 г. Восстание рабов в Бербисе.
[ редактировать ]В 1763 году восстание рабов в Бербисе , на территории современной Гайаны , возглавили коромантинец по имени Каффи или Кофи и его заместитель Акра или Акара. Восстание рабов длилось с февраля 1763 по 1764 год. [ 13 ] Каффи, как и Тэки, родился в Западной Африке до того, как его стали продавать и порабощать. Он возглавил восстание более 2500 человек против режима колонии. Приобретя огнестрельное оружие, повстанцы атаковали плантации. [ 14 ] Они получили преимущество после захвата дома Пирбума. Они сказали находящимся внутри белым, что могут уйти, но повстанцы убили многих, как и они, и взяли нескольких пленных, в том числе жену владельца плантации, которую Каффи держал как свою жену.
Через несколько месяцев спор между Каффи и Акрой привел к войне. 2 апреля 1763 года Каффи написал губернатору ван Хугенхайму , что он не хочет войны против белых, и предложил разделить Бербис, при этом белые займут прибрежные районы, а черные - внутренние районы. Фракция Акары победила, и Каффи покончил с собой. Годовщина восстания рабов Каффи, 23 февраля, является Днем Республики в Гайане, а Каффи является национальным героем, увековеченным на большом памятнике в столице Джорджтауне . [ 15 ]
Заговор 1765 г.
[ редактировать ]Порабощенные Короманти люди также стояли за заговором с целью восстания в 1765 году. Лидеры восстания скрепили свой договор клятвой. Лидеры Короманти Блэквелл и Квамин (Кваме) устроили засаду и убили группу колониальных ополченцев в форте недалеко от Порт-Марии , Ямайка, а также других белых в этом районе. [ 16 ] Они намеревались объединиться с маронами, чтобы разделить остров. Коромантины должны были отдать маронам леса, а Коромантины будут контролировать возделываемые земли. Мароны не согласились из-за своего договора и существующего соглашения с колониальным правительством . [ 17 ]
Меры против Короманти
[ редактировать ]В 1765 году был предложен законопроект о предотвращении ввоза коромантеев, но он не был принят. Эдвард Лонг, писатель, выступающий против Короманти, утверждает:
Подобный законопроект, если бы он был принят, нанес бы удар в самый корень зла. Больше не было бы коромантинов, наводнивших эту страну, но вместо их дикой расы остров был бы снабжен неграми с более послушным нравом и более склонными к миру и сельскому хозяйству. [ 18 ]
Позже колонисты разработали способы отделения коромантинов друг от друга, размещая их отдельно, помещая их вместе с другими порабощенными людьми и проводя более строгий контроль. Поскольку о таких группах, как игбо, почти не сообщалось, что они были маронами, женщин игбо объединяли в пары с мужчинами короманти, чтобы подчинить последних, поскольку женщины игбо были привязаны к месту рождения своих первенцев. [ 19 ]
1766 г. Восстание
[ редактировать ]Тридцать три вновь прибывших коромантина убили по меньшей мере 19 белых в приходе Уэстморленд на Ямайке. Это было обнаружено, когда молодая порабощенная девушка отказалась от своих планов. Все заговорщики были либо казнены, либо проданы. [ 18 ]
1795 г. Вторая маронская война
[ редактировать ]Вторая маронская война 1795–1796 годов — восьмимесячный конфликт между маронами Трелони-Тауна, бордовым поселением, созданным в конце Первой маронской войны, расположенным в приходе Сент-Джеймс, но названным в честь губернатора Эдварда Трелони , и британские колонисты, контролировавшие остров. Другие общины ямайских маронов не участвовали в этом восстании, и их договор с британцами остался в силе.
1816 г. Восстание Буссы на Барбадосе.
[ редактировать ]Барбадос также был центральным торговым пунктом, куда импортировали порабощенных людей с Золотого Берега перед их дальнейшим расселением в другие британские колонии, такие как Ямайка и Британская Гвиана. Порабощенные люди были импортированы с Золотого Берега на Барбадос с 17 века примерно до начала 19 века. Восстание рабов 14 апреля 1816 года на Барбадосе, также известное как Восстание Буссы , возглавил порабощенный человек по имени Бусса. О его жизни до восстания известно немногое; Сегодня ученые обсуждают его возможное происхождение. Бусса, вероятно, был короманти, однако есть также разумные предположения, что он мог происходить от народов игбо, населявших территорию современной юго-восточной Нигерии. Также возможно, что у Буссы были оба происхождения, поскольку порабощенные народы, проданные до восстания (сдвиг в середине-конце XVI века в колониальном спросе на порабощенных африканцев с Невольничьего Берега ), были похищены в основном с Золотого Берега и подверглись последующей креолизации острова. порабощенное африканское население. Восстание Буссы, наряду с другими постоянными восстаниями рабов по всему Карибскому региону, дало британскому колониальному правительству дополнительный стимул принять и принять закон. Закон об отмене рабства 1833 года , официально отменяющий рабство как институт на всех карибских территориях.
1822 г., Дания, заговор Веси.
[ редактировать ]В 1822 году предполагаемый заговор порабощенных африканцев в Соединенных Штатах, привезенных из Карибского бассейна, был организован порабощенным человеком по имени Дания Веси или Телемак. Историк Дуглас Эгертон предположил, что Веси мог быть короманти ( народ, говорящий на аканском языке ), основываясь на воспоминаниях свободного черного плотника, который знал Веси ближе к концу его жизни. [ 20 ] Вдохновленный революционным духом и действиями порабощенных африканцев во время Гаитянской революции 1791 года и разъяренный закрытием Африканской церкви, Веси начал планировать восстание рабов.
Его восстание, которое должно было состояться в День взятия Бастилии , 14 июля 1822 года, стало известно тысячам чернокожих по всему Чарльстону, Южная Каролина , и вдоль побережья Каролины. Сюжет призывал Веси и его группу порабощенных людей и освободить чернокожих казнить своих поработителей и временно освободить город Чарльстон. Веси и его последователи планировали отправиться на Гаити, чтобы избежать возмездия. Двое порабощенных мужчин, выступавших против схемы Веси, раскрыли информацию о заговоре. Власти Чарльстона обвинили 131 мужчину в заговоре. Всего было осуждено 67 человек и повешено 35, в том числе Дания Веси. [ 21 ] [ 22 ]
1823 Восстание Демерары
[ редактировать ]Квамина (Квамина) Гладстон, порабощенный короманти в Британской Гвиане (ныне Гайана), и его сын Джек Гладстон возглавили восстание Демерары 1823 года, одно из самых значительных восстаний рабов в британских колониях до отмены рабства. По профессии он был плотником и работал в поместье, принадлежавшем сэру Джону Гладстону . Он был замешан в восстании колониальных властей, задержан и казнен 16 сентября 1823 года. Он считается национальным героем в Гайане, и в Джорджтауне и деревне Бетервервагтинг на восточном побережье Демерары есть улицы, названные в его честь. [ 23 ]
В понедельник, 18 августа 1823 года, Квамина и Джек Гладстон, оба порабощенные на плантации Успех и принявшие фамилию своего хозяина по соглашению, возглавили своих сверстников восстать против суровых условий и жестокого обращения. [ 24 ] Жители Ле-Ресувенир, где располагалась часовня Смита, также восстали. Квамина Гладстон был членом церкви Смита. [ 25 ] и население там включало: 2500 белых, 2500 освобожденных черных и 77 000 порабощенных людей; [ 26 ] Квамина был одним из пяти, выбранных общиной на должность дьяконов вскоре после прибытия Смита. [ 27 ] После прибытия из Великобритании новостей о том, что были приняты меры, направленные на улучшение обращения с порабощенными людьми в колониях, до Джека дошел слух, что их хозяева получили инструкции освободить их, но отказываются это сделать. [ 28 ] За несколько недель до восстания он искал подтверждения правдивости слухов у других порабощенных людей, особенно у тех, кто работал на тех, кто мог знать: таким образом он получил информацию от Сюзанны, экономки / любовницы Джона Гамильтона из Ле Ресувенир; от Даниила, слуги правителя; Джо Симпсон из Le Reduit и другие. В частности, Джо Симпсон написал письмо, в котором говорилось, что их свобода неизбежна, и в котором им предлагалось проявить терпение. [ 29 ] Джек написал письмо (подписав имя своего отца) членам часовни, информируя их о «новом законе». [ 28 ]
Будучи очень близким с Джеком, он поддерживал стремление сына к свободе, поддерживая борьбу за права порабощенных людей. Но будучи разумным человеком, [ 30 ] и, прислушиваясь к совету преподобного Смита, он убеждал его сказать другим порабощенным людям, особенно христианам, не восставать. Он послал Мануэля и Ситона с этой миссией. Когда он понял, что восстание неизбежно, он призвал к сдержанности и заставил своих товарищей-рабов пообещать мирную забастовку. [ 31 ] Джек возглавил десятки тысяч порабощенных людей на восстание против своих поработителей. [ 28 ] После поражения порабощенных людей в крупной битве в «Приключениях бакалавра» Джек сбежал в лес. «Красивая награда» [ 32 ] За поимку Джека, Квамины и около двадцати других «беглецов» было предложено тысячу гульденов. [ 33 ] Джек и его жена были схвачены капитаном МакТёрком в Шато Марго 6 сентября после трёхчасового противостояния. [ 34 ] Квамина оставался на свободе, пока не был схвачен 16 сентября на полях Шато Марго. Его казнили, а его тело повесили в цепях на обочине дороги общего пользования перед Успехом. [ 35 ]
Культура
[ редактировать ]До того, как стать порабощенными, Коромантины обычно были частью высокоорганизованных и стратифицированных групп Акан, таких как Империя Асанте и Конфедерация Фанте. Государства Акан не были одинаковыми, но в середине 17 века все 40 групп имели общий политический язык и культуру. [ 36 ] У этих групп также была общая мифология – и единый верховный Бог Ньяме – и Ананси истории . Эти истории распространились в Новый Свет и стали историями Анэнси, Ананси Дрю или Братца Кролика на Ямайке, Багамских островах и на юге Соединенных Штатов соответственно.
По словам Лонга, культура акан или «короманти» уничтожила все другие африканские обычаи, и прибывшие африканцы, не принадлежащие к аканам, должны были подчиниться культуре доминирующего населения акан на Ямайке. Были задокументированы божества акан, называемые Абосом на диалектах тви и фанте, а порабощенные аканы восхваляли Ньянкопонг (ошибочно написанный британцами как Аккомпонг); возлияния будут возлиты Асасе Яа (ошибочно написанному как «Ассарчи») и Босому Эпо, морскому богу. Бонсама называли богом зла. Фестиваль Джона Каноэ был организован на Ямайке и в странах Карибского бассейна порабощенными аканами, которые встали на сторону человека, известного как Джон Каноэ. Джон Каноэ был человеком из Аксима, Гана, аканцем из Аханты. Он был солдатом немцев, пока однажды он не отвернулся от них ради своего народа Аханта и не встал на сторону Нзимы и голландских войск Фанте, чтобы отобрать эту территорию у немцев и других европейцев. Весть о его победе достигла Ямайки, и его праздновали с того Рождества 1708 года, когда он впервые разгромил немецкие войска на стороне Аксима. Двадцать лет спустя его крепость была разрушена соседними силами Фанте при поддержке Английские купцы. В результате воины Аханта, Нзима и Асанте стали пленниками Фанте и были отправлены на Ямайку в качестве военнопленных, численностью около 20 000 человек. [ 3 ]
Названия дней
[ редактировать ]Аканс также разделял концепцию души или названий дней . Доказательства этого можно увидеть в именах нескольких организаторов восстания, таких как Каффи (Кофи), Каджо (Коджо) или Нэнни (Нана) Бамп. [ 37 ] [ 38 ] Имена некоторых известных лидеров Короманти, таких как Каджо, Каффи и Квамина , соответствуют дневным названиям Акан Коджо, Кваме, Кофи и Квамена соответственно. Слово «бордовый» стало ямайским английским термином, означающим «черный человек». Точно так же порабощенное население называло белого человека «оброни» (Акан). [ 39 ]
From Kumfu or Myal to Revival
[ редактировать ]Ассимиляция
[ редактировать ]Последовали и другие восстания Короманти, но все они были быстро подавлены. Коромантис (порабощенные и беглые мароны) и их акан, импортированные из Ганы (Золотой Берег), в конечном итоге оказали влияние на большую часть черной ямайской культуры: язык, архитектуру и еду. После отмены британцами рабства в 1833 году их влияние и репутация начали ослабевать, поскольку коромантины были полностью интегрированы в более крупное ямайское общество, находившееся под британским влиянием.
Однако заимствования акан составляют наиболее значительную часть африканского влияния на ямайский диалект . [ 39 ] Кроме того, в патуа есть аранжировка и грамматика акан. [ 40 ] [ не удалось пройти проверку ] Язык акан также оказал влияние на ямайское население маронов с их языком маронских духов .
В художественной литературе
[ редактировать ]«Ороноко: или Королевский раб» — относительно небольшое художественно-прозаическое произведение Афры Бен (1640–1689), [ 41 ] опубликованная в 1688 году, о любви ее героя, порабощенного африканца в Суринаме в 1660-х годах, и о собственном опыте автора в новой южноамериканской колонии. Ороноко - внук африканского короля Коромантина, принца Ороноко, который влюбляется в Имоинду, дочь главного генерала этого короля. [ 42 ]
Король тоже влюбляется в Имоинду. Он дает ей священную вуаль, тем самым приказав ей стать одной из его жен, хотя она уже вышла замуж за Ороноко. Неохотно проведя время в королевском гареме (Отан), Имоинда и Оруноко планируют свидание с помощью сочувствующих Онахала и Абоана. В конце концов их обнаруживают, и, поскольку она потеряла девственность, Имоинду продают в рабство. [ 43 ] Однако вина короля заставляет его ложно сообщить Ороноко, что она была казнена, поскольку смерть считалась лучше рабства. Позже, после победы в еще одной племенной войне, Ороноко предается и попадает в плен к английскому капитану, который планирует поработить его и его людей. Капитан перевозит Имоинду и Ороноко в колонию Суринам . Там двое влюбленных воссоединяются под новыми христианскими именами Цезарь и Клемена, хотя красота Имоинды привлекла нежелательные желания других порабощенных людей и корнуэльского джентльмена Трефри. [ 44 ]
После беременности Имоинды Ороноко ходатайствует об их возвращении на родину. Но после того, как его постоянно игнорируют, он организует восстание рабов. Порабощенных людей выслеживают военные и вынуждают сдаться под обещание заместителя губернатора Байама об амнистии. Тем не менее, когда порабощенные люди сдаются, Ороноко и остальные подвергаются наказанию и избиению. Ороноко решает убить Бьяма, чтобы отомстить за его честь и выразить свою природную ценность. Но чтобы защитить Имоинду от насилия и порабощения после его смерти, он решает убить ее. Двое влюбленных обсуждают план, и с улыбкой на лице Имоинда добровольно умирает от его руки. Несколько дней спустя Ороноко находят оплакивающим свое обезглавленное тело, и ему не дают покончить с собой только для того, чтобы его публично казнили. Во время своей смерти от расчленения Ороноко спокойно курит трубку и стоически переносит всю боль, не крича. [ 43 ]
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Эдвардс, Б. (1972). История гражданская и коммерческая британских колоний в Вест-Индии. США: Арно Пресс.
- ^ Крукс, Джон Джозеф (1973), Записи, касающиеся поселений на Голд-Косте с 1750 по 1874 год (Лондон: Тейлор и Фрэнсис), стр. 62. ISBN 978-0-7146-1647-6 .
- ^ Jump up to: а б Лонг, Эдвард (1774 г.), История Ямайки или, Общий обзор древнего и современного состояния этого острова: с размышлениями о его положении, поселениях, жителях, климате, продуктах, торговле, законах и правительстве (google) , том. 2, стр. 445–475.
- ^ Лонг (1774), с. 447.
- ^ Лонг (1774), с. 345.
- ^ Хьюз, Бен (2021). Когда я умру, я вернусь на свою землю: восстание рабов в Нью-Йорке 1712 года . Издательство Вестхолм. ISBN 9781594163562 .
- ^ Себро, Луиза (2013), «Восстание рабов 1733 года на острове Св. Иоанна: преемственность и изменения от Африки до Америки», Скандинавский колониализм и подъем современности , Вклад в глобальную историческую археологию, том. 37, Springer New York, стр. 261–274, номер документа : 10.1007/978-1-4614-6202-6_15 , ISBN. 978-1-4614-6201-9
- ^ «Восстание рабов Святого Иоанна» . Святой Иоанн в глуши . Sombrero Publishing Co., 2000. Архивировано из оригинала 21 июня 2008 года . Проверено 19 июля 2008 г.
- ^ Майк Дэш (2 января 2013 г.). «Спорный заговор рабов на Антигуа 1736 года: действительно ли собраны доказательства против этих 44 рабов?» . Смитсоновский журнал . Смитсоновский институт.
- ^ Брайан Дайд, История Антигуа , Лондон и Оксфорд: Macmillan Education, 2000.
- ^ Лонг (1774), с. 451.
- ^ Лонг (1774), с. 468.
- ^ Смит, Саймон Дэвид (2006). Рабство, семья и дворянский капитализм в Британской Атлантике: мир Ласеллов, 1648–1834 гг . Издательство Кембриджского университета. п. 116 . ISBN 0-521-86338-4 .
- ^ Измаил, Ун (2005). История Гайаны: от древнейших времен до независимости (1-е изд.) . Проверено 6 июля 2008 г.
- ^ Дэвид Грейнджер (1992). «Монеты Гайаны» . Эльдорадо (2): 20–22. Архивировано из оригинала 26 июня 2008 года . Проверено 6 июля 2008 г.
- ^ Лонг (1774), с. 465.
- ^ Лонг (1774), стр. 460–70.
- ^ Jump up to: а б Лонг (1774), с. 471.
- ^ Маллин, Майкл (1995). Африка в Америке: аккультурация рабов и сопротивление на юге Америки и в Британском Карибском бассейне, 1736–1831 гг . Издательство Университета Иллинойса. п. 26. ISBN 0-252-06446-1 .
- ^ Эгертон (2004), стр. 3–4.
- ^ « Дания Веси. Архивировано 1 декабря 2008 года в Wayback Machine », Knob Knowledge, Библиотека Дэниела, Цитадель, Военный колледж Южной Каролины .
- ^ « О Цитадели. Архивировано 20 сентября 2006 г. в Wayback Machine », Управление по связям с общественностью, Цитадель, Военный колледж Южной Каролины , май 2001 г.
- ^ «Исторический Каммингсбург» . Национальный фонд Гайаны. Архивировано из оригинала 30 сентября 2009 года . Проверено 25 ноября 2009 г.
- ^ Шеридан, Ричард Б. (2002), «Положение рабов на сахарных плантациях сэра Джона Гладстона в колонии Демерара с 1812 по 1849 годы» (pdf) , New West Indian Guide , 76 (3/4): 243–269 , дои : 10.1163/13822373-90002536 , HDL : 1808/21075
- ^ Ревоже, Сесиль (октябрь 2008 г.). Отмена рабства – Британские дебаты 1787–1840 гг . Presse Universitaire de France. стр. 105–106. ISBN 978-2-13-057110-0 .
- ^ да Коста (1994), с. XVIII.
- ^ да Коста (1994), стр. 145.
- ^ Jump up to: а б с «ЧАСТЬ II Кровь, пот, слезы и борьба за основные права человека» . Карибская сеть Гайаны. Архивировано из оригинала 3 января 2013 года . Проверено 21 ноября 2009 г.
- ^ Коста (1994), стр. 180, 196.
- ^ да Коста (1994), стр. 182.
- ^ «Восстание рабов Демерары» . Новости и информация Гайаны . Проверено 20 ноября 2009 г.
- ^ Брайант (1824), с. 83.
- ^ да Коста (1994), стр. 180.
- ^ Брайант (1824), стр. 83–84.
- ^ Брайант (1824), стр. 87–88.
- ^ Торнтон, Джон (2000), стр. 182.
- ^ Эгглстоун (2001), pdf.
- ^ Эглстоун, Рут (2001). «Философия выживания: анансизм в ямайской пантомиме» (PDF) . Материалы ежегодной конференции Общества карибских исследований . 2 : 1471–2024. Архивировано из оригинала (PDF) 11 сентября 2011 года . Проверено 29 декабря 2012 г.
- ^ Jump up to: а б «Кваши» . Словарь.com . Проверено 14 февраля 2015 г.
- ^ Дисон, Майкл Л.; Салас, Антонио; Ньюман, Саймон П.; Маколей, Винсент А.; Сент-А Моррисон, EY; Питсиладис, Яннис П. (23 февраля 2012 г.). «Эволюционная биология BMC - Полный текст - Междисциплинарный подход к демографии Ямайки» . Эволюционная биология BMC . 12 (1): 24. дои : 10.1186/1471-2148-12-24 . ПМК 3299582 . ПМИД 22360861 .
- ^ «Ороноко: или Королевский раб. Правдивая история» . Архивировано из оригинала 6 августа 2012 года . Проверено 7 февраля 2006 г.
- ^ Хатнер 1993, с. 1.
- ^ Jump up to: а б Бен, Галлахер и Стерн (2000).
- ^ Бен, Галлахер и Стерн (2000), 13.
Источники
[ редактировать ]- Бен А., К. Галлахер и С. Стерн (2000). Ороноко, или Королевский раб. Бедфордские культурные издания. Бостон: Бедфорд/Сент. Мартина.
- Уильямс, Брэкетт (1990), «Голландские призраки и тайна истории: ритуалы, колонизаторы и колонизированные интерпретации восстания рабов в Бербисе 1763 года», Журнал исторической социологии , 3 (2): 133–165, doi : 10.1111/j.1467-6443.1990.tb00094.x .
- Эгертон, Дуглас Р. Он выйдет свободным: Жизнь Дании Веси , 2-е изд. Лэнхэм: Роуман и Литтлфилд, 2004.
- Брайант, Джошуа (1824 г.). Отчет о восстании рабов-негров в колонии Демерара, вспыхнувшем 18 августа 1823 года . Джорджтаун, Демерара: А. Стивенсон из Хроники Гвианы.
Отчет о восстании рабов-негров в колонии Демерара, вспыхнувшем 18 августа 1823 года.
- Хатнер, Хайди (1993), Перечитывая Афру Бен: история, теория и критика , University of Virginia Press. ISBN 0-8139-1443-4
- Хьюз, Бен (2021), Когда я умру, я вернусь на СВОЮ землю: Восстание рабов в Нью-Йорке 1712 года , Westholme Publishing. ISBN 1594163561
- Торнтон, Джон К. (2000). Война, государство и религиозные нормы в мысли «Короманти»: идеология афроамериканской нации - Возможное прошлое: становление колониальным в ранней Америке . ISBN 0-8014-8392-1 .
- Виотти да Коста, Эмилия (18 мая 1994 г.). Короны славы, слезы крови: восстание рабов Демерары 1823 года . ISBN 0-19-510656-3 .