сиканская культура
![]() Карта сиканской культуры (желтая) [ нужна ссылка ] | |
Географический диапазон | Ламбаек |
---|---|
Период | Средний горизонт Поздний средний уровень |
Даты | в. 750 - 1375 |
Предшественник | Моче |
С последующим | Чимор |
Культура Сикан (также Сикан ) — это название, которое археолог Изуми Симада дал культуре, населявшей территорию, которая сейчас является северным побережьем Перу, между примерно 750 и 1375 годами нашей эры. По словам Шимады, Сикан означает «храм Луны». [ 1 ] Сиканскую культуру также называют культурой Ламбаеке по названию региона в Перу. Она пришла на смену культуре моче . Среди археологов и антропологов до сих пор ведутся споры о том, являются ли эти две отдельные культуры. Сикская культура разделена на три основных периода, основанных на культурных изменениях, о чем свидетельствуют археологические артефакты. [ 2 ]
География и расположение
[ редактировать ]Археолог Идзуми Симада , основатель Сиканского археологического проекта, [ 3 ] назвал доисторическую культуру, которую он обнаружил на северо-западе Перу. Они пришли на смену Моче и предшествовали Империи инков , исторической цивилизации, которая столкнулась с испанскими исследователями и конкистадорами .
Сиканцы населяли прибрежную территорию вблизи рек Ла-Лече и Ламбаек . Археологические памятники охватывают регион Ламбаек, включая долины Мотупе, Ла-Лече, Ламбаек и Занья, недалеко от современного Чиклайо . [ 2 ] Многочисленные места были обнаружены в районе Батан-Гранде в долине Ла-Лече.
Климат этой территории во время сиканской оккупации был похож на нынешний климат, несмотря на изменения ландшафта, накопленные за последние 600 лет. Циклы засух и наводнений, наблюдавшиеся в регионе на протяжении последних 1500 лет, не пощадили сиканскую культуру. (Гольдштейн и Шимада 2007, стр. 49)
Исторические периоды
[ редактировать ]Ранний Сиканец
[ редактировать ]Раннесиканский период начался около 750 г. и длился до 900 г. Отсутствие артефактов ограничило развитие знаний об этом раннем периоде. Сиканцы, вероятно, были потомками культуры моче, которая возникла около 800 г. Их работы демонстрируют общие мотивы в обнаруженных артефактах. [ 4 ] Подобные группы включают Кахамарку , Вари и Пачакамак . По останкам, найденным в местах археологических раскопок, исследователи определили, что эта культура поддерживала коммерческий обмен с людьми из современного Эквадора (раковины и улитки), Колумбии на севере ( изумруды и янтарь ), Чили на юге (голубой камень) и восточный бассейн реки Мараньон ( золотые семена ). Культура Ламбаеке, возможно, также была отдельным торговым народом. Около 800 года сикане основали город Пома, расположенный в Батан-Гранде , в долине Ла-Лече. Было обнаружено несколько других раннесиканских памятников.
Раннесиканская культура известна полированной черной керамикой, найденной в долине Ла-Лече. Этот стиль керамики с черной отделкой зародился в культуре Моче, предшествовавшей раннему Сикану, и показывает разделение культур в регионе. Большая часть керамики представляла собой образцы бутылок с одним носиком и петлевой ручкой, с антропоморфным птичьим (птичьим) лицом у основания носика. Лицо состояло из выпученных глаз, крючковатого клюва или треугольного выступа вместо носа, стилизованных ушей и отсутствия рта. Похоже, он был предшественником родственных ликов сиканского божества и сиканского повелителя среднесиканской культуры. (Симада 2000, стр. 51)
Помимо общих керамических стилей, большая часть раннего Сиканского периода определяет самобытную культуру. Хотя керамические стили и иконография демонстрируют некоторую преемственность с предыдущими культурами, сочетание всех влияний является сиканским. Изменение стилей керамики, иконографии и погребальных практик отражает изменение религиозной идеологии и космологии , отражающей сиканскую культуру. Что наиболее важно, в поздний раннесиканский период наблюдалось накопление этих изменений в художественном стиле и иконографии в сочетании с другими изменениями в организации, посредством которых сикане строили монументальные глинобитные постройки, развивали крупномасштабную выплавку медных сплавов и металлообработку , а также развивали сложную погребальная традиция, которая стала характерной для среднесиканцев (Shimada 1985, стр. 361). Такие изменения были замечены исследователями на стоянках в Батан-Гранде, в том числе на стоянке Уака-дель-Пуэбло , датируемой примерно 850-900 годами.
Средний Сикан
[ редактировать ]
Среднесиканский период длился с 900 по 1100 гг. Это период «культурного расцвета» Сикан, отмеченный появлением различных культурных инноваций, некоторые из которых были беспрецедентными для этого региона. [ 4 ] Упадок Империи Вари и государства Средней Кахамарки позволил возродить местную политическую и религиозную идентичность и автономию. [ 4 ] Среднесиканская культура отличается отличительными характеристиками в шести областях: искусство и идеология, ремесла и технологии, погребальные обычаи, торговля на дальние расстояния, религиозные города и монументальные храмы, а также структура и власть государства (Шимада 2000, стр. 52). -61, Шимада 1985, стр. 365-369). Вместе эти характеристики свидетельствуют о том, что сиканская культура имела высокопроизводительную экономику, четкую социальную дифференциацию и влиятельную религиозную идеологию. Религиозная идеология была основой структуры их теократического государства. [ 4 ]
Искусство и идеология
[ редактировать ]Сиканское искусство является репрезентативным по стилю и религиозным по своей природе. Такие особенности, как скульптурное изображение и минимизация количества цветов (от одного до трех), были распространены в искусстве многих более ранних культур, процветавших на северном побережье Перу. [ 4 ] Искусство Сикан преобразовало мотивы, условности и концепции этих предшествующих культур (в основном Вари и Моче) в общий новый и уникальный стиль. Ссылки на старые идеи, образы и образы предшествующих культур в сиканском искусстве были бы полезны для обеспечения престижа и легитимности новой зарождающейся сиканской религии. [ 4 ]
В сиканской иконографии доминирует сиканское божество. [ 5 ] [ 6 ] Он украшает все художественные средства Сикана, включая керамику, изделия из металла и текстиль. [ 4 ] Иконка чаще всего изображается с лицом-маской и перевернутыми глазами. [ 2 ] Иногда он может быть изображен с птичьими чертами, такими как клювы, крылья и когти, которые очевидны в раннесиканской керамике. [ 4 ] Эти птичьи черты связаны с Найлампом , ключевой фигурой в сиканской мифологии. Название «Найлампа» впервые было упомянуто испанским летописцем Мигелем Кабельо Вальбоа , который упомянул фигуру Моче «Наймлап» в своей «Miscelánea Antártica» 1586 года . Более поздние авторы считают, что это форма Mochica Ñañlap , первая часть которой — ñañ «водоплавающая птица»; была установлена связь между культурами моче и чиму , империей Чимор и языком мочика.
Говорят, что Нейламп был основателем первой династии доисторических королей в долинах Ла-Леш и Ламбаек. В «Легенде о Найлампе», впервые записанной в 16 веке испанским летописцем Мигелем Кабельо де Бальбоа , говорится, что Найламп путешествовал на бальсовом плоту по морю к берегам Ламбаеке. Он основал большой город, а 12 сыновей его старшего сына основали каждый по новому городу в регионе Ламбаек. Когда Нэйламп умер, у него выросли крылья и он улетел в другой мир (Nickle Arts Museum 2006, стр. 18 и 65). Среднесиканское искусство не изменило концепцию или изображение иконы Сиканского Божества. И в предшествующих культурах моче, и вари присутствует одна доминирующая мужская фигура, а перевернутые глаза, характерные для сиканского божества, являются общими для искусства и иконографии других доиспанских обществ. Иконография, сопровождавшая Сиканское Божество, была уникальной и значительной (Nickle Arts Museum 2006, стр. 66). Иконография луны и океана может символизировать участие Сиканского божества в благополучии морской жизни и рыбаков. Иконография, связанная с водой, указывает на важность ирригации и сельского хозяйства для Сикан. Другая иконография, например, изображения Солнца и Луны, символизирует важность двойственности как в человеческой, так и в небесной жизни. Изображения Сиканского Божества с ножами туми и трофейными головами могут указывать на его всемогущий контроль как над человеческой жизнью, так и над небесным миром (Nickle Arts Museum 2006, стр. 66; Shimada 2000, стр. 52-53). Антропологи предполагают, что благодаря иконографии, которую Сикан связывал с иконой, Сиканскому Божеству могла быть приписана сила контролировать все небесные силы, фундаментальные для жизни и изобилия (Шимада 2000, стр. 53).
отсутствие изображения людей в искусстве Среднего Сика подчеркивает вездесущность Сиканского Божества в сиканской иконографии. Единственным исключением являются изображения сиканского лорда, элитного персонажа мужского пола, и его окружения. (Шимада 2000, стр. 53) Иконография Сиканского Лорда почти идентична Сиканскому Божеству, за исключением того, что он показан в естественной обстановке и не имеет птичьих черт. [ 2 ] [ 6 ] Лорд Сикан, вероятно, должен был представлять земное альтер-эго Божества. [ 2 ]
Ремесла и технологии
[ редактировать ]Население Батан-Гранде включало много квалифицированных ремесленников. Ремесленное производство в Среднем Сикане процветало и стало одной из ведущих характеристик этого периода. , расцвела полированная черная керамика раннего Сикана На этом более позднем этапе, наряду с металлургией ; однако технология керамики, используемая в Среднем Сикане, возникла более 2500 лет назад на основе местных технологий производства керамики (Шимада и Вагнер, 2001, стр. 26). Мастерские, подобные найденной в Уака-Сиалупе к западу от Батан-Гранде, вероятно, имели как гончарное, так и металлообрабатывающее производство (Goldsmith and Shimada 2007, стр. 45). Керамика позволяла передавать политическую и религиозную идеологию в форме сосудов для хранения, архитектурных украшений, посуды для приготовления пищи, скульптур Божества или животных и других типов, получивших распространение в этот период. [ 2 ] [ 6 ] Гончары, вероятно, работали отдельно друг от друга, а не на конвейерном производстве. В результате раскопок в Уака-Сиалупе были обнаружены группы подобных печей, в которых использовалась древесина местных лиственных пород для производства древесного угля . Полевые эксперименты показали, что печи использовались либо для керамики, либо для металлургии (Шимада и Вагнер, 2001, стр. 28). В керамике Палетеада использовалась техника лопатки и наковальни для формирования и украшения керамики, в первую очередь геометрическими узорами (Клеланд и Шимада 1998, стр. 112). Монохромная черная керамика стала широко популярна по всему региону во времена Среднего Сикана, поскольку сами сикане начали делать упор на черную керамику с помощью религиозного престижа Среднего Сикана. В позднесиканском периоде на керамике сохранились только геометрические узоры. [ 2 ]

Металлургия – одно из величайших наследий Сикан, существующее почти 600 лет в Батан-Гранде (Шимада и Меркель, 1991, стр. 83). Некоторые среднесиканские мастерские демонстрировали многопрофильное производство, и вполне вероятно, что эти ремесла конкурировали за ресурсы, такие как топливо для печей. Погребения среднего и высокого статуса содержали черную керамику, тогда как доступ к предмету из драгоценного металла имелся только у социальной элиты; поэтому элиты, вероятно, отдавали предпочтение металлообработке (Goldsmith and Shimada 2007, стр. 47). Величием среднесиканской металлургии была масштабная выплавка и разнообразное использование мышьяковой меди , которая была более пластична и устойчива к коррозии, чем чистая медь. [ 2 ] [ 6 ] Большое количество объектов плавки и/или обработки металлов, обнаруженных в регионе Ламбаеке, указывает на совпадение основных факторов, способствующих такому возникновению: доступные месторождения руды, обширные леса лиственных пород для производства древесного угля, традиция изготовления керамики с использованием эффективных печей, традиция обработки золота. что легло в основу более поздней технологии металлообработки, а также спроса на товары со стороны элит (Шимада, Гольдштейн, Вагнер, Безур 2007, с. 339). Большое количество плавильных площадок также указывает на трудоемкость использования их метода. По современным меркам их выплавка медных сплавов была неэффективной, что могло привести к большому количеству цехов с несколькими печами (Шимада и Меркель, 1991, стр. 85).
Общество
[ редактировать ]Предметы из драгоценных металлов, найденные на стоянках Среднего Сикана, свидетельствуют о беспрецедентных масштабах их производства и использования. Металлические предметы проникли во все слои общества. Тумбага , тонкий лист из низкокаратного золотого сплава , использовался для обертывания керамических сосудов для низшей элиты, в то время как высшая элита имела сплавы из высококаратного золота. У простых чернорабочих были только предметы из мышьяковой меди . Предметы из драгоценных металлов ясно демонстрируют иерархию внутри общества (Шимада 2000, стр. 56). Никаких свидетельств металлообработки на крупных объектах, таких как столица Среднего Сика Сикане или где-либо еще в районе Батан-Гранде, обнаружено не было, но предметы из драгоценных металлов явно предназначались для элиты. Со своих высокостатусных объектов элита контролировала производство предметов из драгоценных металлов для ритуальных или погребальных целей (Шимада и Меркель, 1991, стр. 86).
Погребальные практики
[ редактировать ]
Раскопки религиозных объектов многое рассказали о погребальной практике сиканцев. Эти погребальные практики помогли антропологам понять более широкую организацию и структуру сиканского общества и религии. Большая часть доказательств этих погребальных практик была основана на раскопках, проведенных Изуми Симада и SAP на территории Уака Лоро в городе Пома, расположенном в Батан-Гранде, в долине Ла-Лече.
Прежде всего, погребальные практики в Уака Лоро отражают социальную дифференциацию и иерархию, существующую в сиканском обществе. Это социальное расслоение проявляется в различных типах и способах захоронения, а также в сопутствующем погребальном инвентаре.
Наиболее очевидное различие в типах захоронений, основанное на социальной иерархии, заключалось в том, что простолюдинов хоронили в простых неглубоких могилах по периферии монументальных курганов, тогда как элиту сиканского общества хоронили в глубоких шахтных гробницах под монументальными курганами, как показано на Востоке и в Западные гробницы в Уака Лоро. [ 6 ] [ 7 ] Во-вторых, было обнаружено, что социальный статус также определял место захоронения тела; сидячие, вытянутые или согнутые. Например, тела высшей элиты всегда хоронили в сидячем положении, в то время как простолюдинов могли хоронить в сидячем, вытянутом или согнутом положении (Nickle Arts Museum 2006, стр. 87; Shimada et al. 2004).
Более того, социальная дифференциация проявляется даже внутри элитных гробниц Уака Лоро через группировку и размещение тел. Сложная внутренняя организация как Восточных, так и Западных гробниц была разработана в соответствии с конкретными социальными и родственными отношениями (Шимада и др., 2004). Недавние исследования, которые включали использование анализа мтДНК (систематического митохондриального ДНК) и анализа наследственных стоматологических особенностей, показали, что женщины в Западной гробнице были сгруппированы в соответствии с их родственными связями с главным персонажем и друг с другом (Shimada et al. 2005; Shimada et al. 2004). Было обнаружено, что группа женщин в южной части Западной гробницы связана по материнской линии друг с другом, а также с главным персонажем; Группа женщин в северной части Западной гробницы оказалась не только не связанной друг с другом, но и с главным персонажем. Кроме того, было обнаружено, что керамика в южной части относится к типичному среднесиканскому стилю, а керамика в северной части относится к стилю мочика (Шимада и др., 2005; Шимада и др., 2004). Эти данные свидетельствуют о том, что, хотя женщины южной части Западной гробницы были сгруппированы и размещены в соответствии с их родственными связями с главным персонажем, женщины северной части Западной гробницы не имели родственных связей ни с главным персонажем, ни друг с другом. поэтому они были размещены и сгруппированы в соответствии с каким-то другим отчетливым отношением к главному персонажу. Эти генетические данные, а также различные стили керамики позволяют предположить, что женщины Северной ниши Западной гробницы, возможно, были потомками другой этнической группы, моче, которая была интегрирована в сиканское общество под политическим доминированием (Shimada et al. 2004). ). Хотя эти связи не были окончательно доказаны, они показывают огромную сложность самой практики захоронения элиты, основанной на социальной дифференциации.
О социальном расслоении и иерархии свидетельствуют также различия в количестве и качестве погребального инвентаря, связанные с людьми разного социального статуса. Элитная Восточная гробница в Уака Лоро содержала более тонны разнообразного погребального инвентаря, более двух третей которого составляли предметы из мышьяковой бронзы , тумбаги (низкокаратного золота), сплавов серебра и меди, а также сплавов высококаратного золота. [ 8 ] [ 9 ] Другой погребальный инвентарь элиты включал предметы из полудрагоценных камней, янтарь, перья, ткани, импортные раковины (такие как конусы и спондилы ), бусы из ракушек и бутылки с двойным носиком. (Nickle Arts Museum 2006, стр. 87; Shimada 2000, стр. 56; Bruhns 1994, стр. 290). С другой стороны, в захоронениях простолюдинов было значительно меньше погребального инвентаря разных типов, изготовленного из менее ценных материалов. Например, погребальный инвентарь простых людей в Уака Лоро обычно ограничивался бутылками с одним носиком, утилитарной простой керамикой и/или глиняной посудой, украшенной лопастями, а также предметами из меди и мышьяка вместо предметов из драгоценных металлов из элитных гробниц. (Nickle Arts Museum 2006, стр. 87, Shimada et al. 2004) Власть элиты сиканского общества демонстрируется не только количеством, качеством и разнообразием экзотических и статусных товаров, накопленных в гробницах, но и количество времени и труда, затраченных на их изготовление и приобретение. (Симада 2000, стр. 56)
В целом, строительство монументального кургана в Уака Лоро, подготовка Восточной и Западной гробниц и проведение связанных с ними ритуалов потребовали тщательного и сложного планирования, а также значительных материальных, трудовых ресурсов и времени и предполагают контроль и монополию элиты на власть в обществе. [ 2 ]
Во-вторых, погребальная практика сиканцев предполагает существование элитной линии, которая использовала новую сиканскую религию для демонстрации и поддержания своей власти (Шимада и др., 2004). Сиканская элита использовала погребальные практики как способ символизировать свою связь с божественным. Огромные размеры и величие монументальных курганов, построенных над элитными гробницами, должны были внушать трепет сиканским гражданам и быть символом божественной природы фигур, похороненных под ними. (Шимада и др., 2004) Красочные фрески с религиозной иконографией украшали церемониальные помещения в храмах курганов, устанавливая святость ритуального пространства и вновь подтверждая эту связь погребенной внизу элиты с божественным. (Музей искусств Никла, 2006 г., Шимада и др., 2004 г.) Кроме того, главный персонаж Восточной гробницы в Уака Лоро носит маску, идентичную Сиканскому божеству, что является еще одним указанием на его отношения с Божеством и божественным. (Шимада и др., 2004, стр. 389). Само строительство этих монументальных курганов служило напоминанием о силе и выносливости элиты и в сочетании с символическим использованием сиканской религиозной иконографии для оправдания божественных заслуг элитной линии было попытка сиканской элиты «сохранить статус-кво унаследованных прав». (Шимада и др., 2004, стр. 370) Погребальные обряды и ритуалы, совершаемые живыми членами линии передачи, служили дальнейшему укреплению их идентичности линии и трехсторонних отношений между божественным, мертвыми и живой элитой. (Шимада и др., 2004, стр. 389)
Внешняя торговля
[ редактировать ]
Разнообразие погребального инвентаря свидетельствует о широком диапазоне власти среднесиканской элиты. Они получили не только самые серьезные подношения, но также самые качественные и экзотические подношения. Ни на одном из металлообрабатывающих предприятий не было обнаружено доказательств добычи каких-либо материалов на месте. Кроме того, в этот район были завезены раковина спондилуса , изумруды, перья и другие минералы. Их материалы поступали в основном из северных Анд, таких как Эквадор (из культур Мантено и Милагро), Перу, Колумбия, но могли также достигать юга, вплоть до империи Тиуанако в южно-центральных Андах, и на восток до реки Мараньон . крупный приток реки Амазонки . [ 2 ] [ 6 ] [ 10 ] Торговые сети Среднего Сика кажутся беспрецедентными по масштабу и количеству задействованных товаров, что помогло обеспечить распространение сиканской религии и государственного устройства за пределами долин Ламбаек и Ла-Лече (Shimada 2000, стр. 58). Они также могли контролировать методы транспортировки в дополнение к продаваемым товарам. Разведение и выпас лам на Северном побережье со времен моче могли быть использованы сиканами для доставки товаров, а также караван лам для перевозки товаров на значительные расстояния (Shimada 1985, стр. 391).
Религиозные города и курганы
[ редактировать ]Для сиканской культуры характерно создание религиозных городов с монументальными храмами. [ 2 ] [ 6 ] Религиозная столица и культурный центр Среднего Сикана называется округом Сикан. (Брюнс 1994, стр. 293). Эта территория Т-образной формы определяется монументальными курганами Уака Лоро, Эль Москон, Лас Вентанас, Ла Мерсед и Абехас, построенными примерно между 900 и 1050 годами нашей эры. [ 6 ] [ 11 ] Пирамидальные монументальные курганы использовались как места захоронения знати, так и места поклонения и ритуалов. [ 2 ] [ 11 ] Строительство монументальных курганов потребовало значительных материальных, трудовых ресурсов и времени, что указывает на контроль и монополию сиканской элиты над ресурсами и рабочей силой общества. Они являются ярким символом власти, богатства и постоянства элиты Среднего Сикана и их теократического государства, которое доминировало на большей части северного побережья. [ 2 ]
В долине Ламбаеке найдены два типа курганов, датируемые Сиканским периодом. Первый тип — это Т-образный курган, представляющий собой относительно невысокий курган с коротким центральным пандусом, обеспечивающим прямой доступ к вершине кургана. Второй тип представляет собой относительно высокий курган с крутыми склонами и зигзагообразным пандусом, обеспечивающим окольный доступ к вершине кургана. Этот второй тип также имел закрытую структуру на вершине кургана, вероятно, для частных ритуалов, тогда как первый тип кургана, вероятно, предназначался для общественных ритуалов (Shimada 2000, стр. 60; Shimada, Shinoda, Farnum, Corruuccini, Watanabe 2004, стр. 388). Курганы также закрывали и защищали шахты гробниц элиты, находившиеся под ними.
Сиканцы использовали технику стеновых камер и насыпи (которая впервые появилась на Северном побережье во времена Моче V) для строительства монументального кургана, где стены были созданы из сырцовых кирпичей и раствора в сочетании с камерами из наложенных друг на друга решеток, заполненными мусором и мусором. другие легкодоступные материалы. [ 2 ] [ 6 ] [ 12 ] Следы на сырцовых кирпичах, использованных для строительства курганов, указывают на то, что покровители жертвовали материалы и/или рабочую силу для строительства храмов (Шимада 2000, стр. 60). Эта техника строительства требовала «крупномасштабного, унифицированного строительства с централизованным объединением материалов и рабочей силы» (Шимада, 2000, стр. 60). Это позволило быстро возвести монументальные здания, сводя к минимуму трудовые и материальные затраты, а также способствовало централизации политической и религиозной власти для планирования и завершения этих монументальных курганов. [ 2 ] [ 13 ]
Сельское хозяйство и каналы
[ редактировать ]Хотя сиканская керамика и металлургия широко изучены, сельское хозяйство в период от среднего до позднего Сикана, возможно, было связано с ростом ремесленного производства. Шимада предполагает, что каналы Пампа-де-Чапарри были построены сиканцами как часть агропромышленного комплекса, отмеченного увеличением горнодобывающей и металлургической деятельности, ростом поселений и расширением сельского хозяйства. [ 14 ] Вдоль каналов выявлено 39 среднесиканских стоянок и 76 позднесиканских стоянок; однако на ирригационных полях было расположено несколько участков. Эта сиканская оккупация ирригационной системы указывает на то, что она была построена во время Среднего Сикана. Строительство этой ирригационной системы, а также объединение иерархических социальных единиц и ответвлений каналов совпадает с быстрым и резким ростом Среднего Сикана. Ирригация для сельского хозяйства была необходимостью для сиканской элиты, чтобы производить излишки продуктов питания, чтобы накормить ремесленников и рабочих, которые, в свою очередь, поддерживали элиту. [ 15 ]
Поздний Сикан
[ редактировать ]
Позднесиканский период начался около 1100 года и закончился завоеванием региона Ламбаеке королевством Чиму Чимор около 1375 года.
Оставление Сикана и Батан-Гранде
[ редактировать ]Около 1020 года в Сикане произошла сильная 30-летняя засуха. Во время засухи сиканское Божество, так тесно связанное с океаном и водой в целом, находилось в центре сиканской религии. Таким образом, катастрофические изменения погоды были связаны с сиканским божеством, главным образом с неспособностью сиканского божества выступать посредником в природе для сиканского народа. [ 16 ] Сикские церемонии (и храмы/курганы, на которых они проводились) должны были гарантировать людям изобилие природы. Элиты были посредниками между простыми людьми и сиканским божеством, поскольку сиканское божество было посредником между природой и сиканским народом. [ 16 ] После 30 лет неопределенности в отношении природы храмы, которые были центром среднесиканской религии и власти элиты, были сожжены и заброшены между 1050 и 1100 годами. Возможно, культ предков и возвеличивание элит вызвали слишком много негодования. В сочетании с засухой, которая, несомненно, ослабила сельское хозяйство в этом районе, терпимость простого населения резко упала, что вынудило отстранить политическое и религиозное руководство Сикана, чтобы спасти людей. [ 2 ] После разрушения Сикана ремонт был практически не осуществлен, а дальнейший ущерб был нанесен наводнением Эль-Ниньо около 11:00.
Новый Сикан
[ редактировать ]
Сожжение и заброшенность предыдущей столицы означало, что необходимо было построить новую столицу. Тукуме или «Эль Чистилище» был построен как новая позднесиканская столица на стыке долин Ла-Лече и Ламбайеке. Тукуме стал новым религиозным и церемониальным центром Сикан. Религиозное и иконографическое наследие Среднего Сикана внезапно исчезло. Именно в этот момент, когда Сиканское Божество и Сиканский Лорд исчезают из искусства, начинается Поздний Сикан. Другие мифические изображения Среднего Сикана продолжились в Позднем Сикане и отражают возрождение религии, восходящей к традиционным отношениям с природой. Иконы включают кошек, рыб и птиц, которые были второстепенными по отношению к сиканскому божеству в предыдущую эпоху, но также были связаны с предыдущими культурами в этом районе. Сикская материальная культура, такая как керамика и металлургия, не связанная с религией или политикой, не претерпела серьезных изменений во время перехода от среднесиканского к позднесиканскому. [ 2 ] [ 6 ] [ 16 ] [ 17 ] Переход политической и религиозной власти также не затронул сельское хозяйство и ирригацию, о чем свидетельствует отсутствие последствий для Пампа-де-Чапарри и многочисленных крупных городских поселений на склонах холмов. [ 15 ] [ 18 ]
Тукуме
[ редактировать ]Тукуме приобрел религиозный и церемониальный престиж, поскольку во времена Среднего Сикана это место претендовало на Сикан. Курганы и храмы Среднего Сикана были продолжены в Позднем Сикане, поскольку идея курганов не была связана с падением Среднего Сикана, а только курганов в Батан-Гранде. Те же типы церемониальных и религиозных артефактов, изготовленных из тех же материалов, были найдены в Тукуме. Это место значительно разрослось за время 250-летней позднесиканской оккупации. Ко времени завоевания Чиму региона Ламбаеке в 1375 году здесь было 26 крупных курганов и оградок. Участок построен на 220 гектарах вокруг горы Ла-Райя. Тукуме рассматривается как реорганизация и воссоединение сиканской элиты и сиканского населения в целом до падения сиканцев под власть Чиму. [ 18 ]
См. также
[ редактировать ]- Исторический заповедник Помацкий лес
- Туристическая информация и помощь Иперу
- Туризм в Перу
- Библиография Ламбаеке
Примечания
[ редактировать ]- ↑ Описано Идзуми Симадой в телепрограмме Hitachi Fushigi Hakken! ( ja:Hitachi World Wonder, спонсируемый Hitachi »), 8 августа 2009 г.
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час я дж к л м н тот п д «Место исследования: сиканская культура» . Архивировано из оригинала 20 ноября 2008 г.
{{cite web}}
: CS1 maint: непригодный URL ( ссылка ) , Sican Archaeological Project (SAP) , 2007, дата обращения 5 октября 2008 г. - ^ «Сиканский археологический проект (SAP)» . Архивировано из оригинала 25 ноября 2007 г.
{{cite web}}
: CS1 maint: неподходящий URL ( ссылка ) - ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час Симада, Изуми. 2000, с. 52
- ^ Художественный музей Никла. (2006). Раскопки древнего Перу: золотые сокровища утраченной цивилизации. Калгари: Музей искусств Никла
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час я дж Симада, Изуми. «Поздние доиспанские прибрежные государства». В книге «Мир инков: развитие доколумбового Перу » под редакцией Л. Лауренчича Минелли, стр. 49–82. Норман: Университет Оклахомы Пресс, 2000.
- ^ Шимада и др. 2005 г.
- ^ Симада 2000, с. 56
- ^ Музей искусств Никла 2006, с. 89
- ^ Клеланд и Шимада 1998 г.
- ^ Перейти обратно: а б Брунс, нокаут (1994). Древняя Южная Америка . Кембридж [Англия]; Нью-Йорк: Издательство Кембриджского университета.
- ^ Кавалеро и Шимада 1988, с. 76
- ^ Симада 2000 стр. 60
- ^ Хаяшида 2006, стр. 248-249.
- ^ Перейти обратно: а б Хаяшида 2006, стр. 257.
- ^ Перейти обратно: а б с Дженнингс, Джастин (19 мая 2008 г.). «Катастрофа, возрождение и религиозные изменения на доиспанском северном побережье Перу». Кембриджский археологический журнал . 18 (2). дои : 10.1017/S0959774308000243 .
- ^ Хаяшида, Фрэнсис М. «Пампа-де-Чапарри: вода, земля и политика на северном побережье Перу». Латиноамериканские древности , сентябрь 2006 г.: с. 243-263.
- ^ Перейти обратно: а б Шимада 2000, с. 63
Ссылки
[ редактировать ]- Кавальеро, Рафаэль и Изуми Симада. «Некоторые мысли о маркированных Sican Adobes и организации труда». Американская античность , январь 1988 г.: с. 75-101.
- Клеланд, Кейт М. и Изуми Симада. «Гончары Палетеада: технологии, производственная сфера и субкультура в древнем Перу». В исследовательских статьях MASCA в области науки и археологии: Андская керамика: технология, организация и подходы, дополнение к тому 15, 1998 г., под редакцией Изуми Симада, стр. 111-142. Музей археологии и антропологии Пенсильванского университета, 1998 г.
- Гольдштейн, Дэвид Дж. и Изуми Симада. «Среднесиканское мультикрафтовое производство: управление ресурсами и организация труда». В книге «Ремесленное производство в сложных обществах: мультикрафт и перспективы производителей » под редакцией Изуми Симада, стр. 44-67. Солт-Лейт-Сити: Университет Юты Press, 2007.
- Симада, Изуми. «Восприятие, закупка и управление ресурсами: археологическая перспектива». В книге «Андская экология и цивилизация: междисциплинарный взгляд на андскую экологическую взаимодополняемость » под редакцией Сёдзо Масума, Изуми Симада и Крейга Морриса, стр. 357-399. Токио: Издательство Токийского университета, 1985.
- Симада, Изуми, Габриэла Сервантес, Карлос Элера, Кацутомо Като, Го Мацумото, Элвис Мондрагон и Хирокацу Ватанабэ. «Организация и изменчивость захоронений среднесиканской элиты в Перу». Ежегодное собрание Общества американской археологии . Остин, Техас: Общество американской археологии, апрель 2007 г.
- Симада Идзуми, Дэвид Дж. Гольдштейн, Урсель Вагнер и Анико Безур. «Доиспанские сиканские печи и металлообработка: к целостному пониманию». В книге «Металлургия в древней Америке: теория, археология, символика и технология доиспанских металлов » под редакцией Роберто Ллераса Переса, стр. 337-361. Богота: Французский институт андских исследований.
- Симада, Изуми и Джо Энн Гриффин. «Предметы из драгоценных металлов Среднего Сикана». Scientific American , апрель 2004 г.: с. 80-89.
- Симада, Изуми и Джон Ф. Меркель. «Металлургия медных сплавов в Древнем Перу». Scientific American , июль 1991 г.: с. 80-86.
- Симада, Идзуми; Шинода, Кен-ичи; Бурже, Стив; Альва, Уолтер; Уседа, Сантьяго. «Анализ мтДНК популяций мочика и сикан в доиспанском Перу». В биомолекулярной археологии; генетические подходы к прошлому , под редакцией Дэвида М. Рида, с. 61-92. Попечительский совет: Университет Южного Иллинойса, 2005 г.
- Симада, Изуми, Кеничи Шинода, Джули Фарнум, Роберт Корруччини и Хирокацу Ватанабэ. «Комплексный анализ доиспанских погребальных практик: пример Среднесиканского региона». Текущая археология , июнь 2004 г.: с. 369-402.
- Симада, Изуми и Урсель Вагнер. «Перуанское производство черной керамики и обработка металлов: среднесиканская ремесленная мастерская в Уака Сиалупе». Бюллетень Общества исследования материалов , январь 2001 г.: стр. 25-30.
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Искусство доколумбового золота: Коллекция Яна Митчелла . Нью-Йорк: Метрополитен-музей. 1985. ISBN 9780297786276 . OCLC 893699140 .
- Шарп, Коллин. Раскопки древнего Перу: золотые сокровища утраченной цивилизации . Калгари: Художественный музей Никла, 2006. ISBN 0-88953-306-7 .
- Хойл, Рафаэль Ларко. Перу . Нью-Йорк: Всемирная издательская компания, 1966.
Внешние ссылки
[ редактировать ]