Анируддха
Анируддха | |
---|---|
![]() Союз Уши и Анируддхи, автор М. В. Дурандхар, ок. 1934 год | |
Деванагари | Анирудх |
Принадлежность | Вайшнавизм , Вришни |
Тексты | Бхагавата-пурана , Вишну-пурана , Шива-пурана , Махабхарата. |
Генеалогия | |
Родители | |
Супруг | Рочана и Уша |
Дети | Ваджра и Мригакетана [ 1 ] |
Династия | Ядувамша |
Часть серии о |
Вайшнавизм |
---|
![]() |
Вришни герои |
---|
![]() |
Анируддха ( санскрит : अनिरुद्ध , букв. «непобедимый») [ 2 ] персонаж индуистской мифологии , сын Прадьюмны и Рукмавати , внук Кришны и Рукмини . [ 3 ] Говорят, что он был очень похож на своего деда, до такой степени, что некоторые считают его Джана-аватаром , аватаром Вишну . Он принадлежит к чатур-вьюхе , четырем героям Вришни .
Ранний период жизни
[ редактировать ]
Анирудха родился у Прадьюмны и Рукмавати . Он был внуком Кришны и Рукмини . Его мать Рукмавати была дочерью Рукми , царя Видарбхи. Он также был одним из немногих махарати (невероятно сильных воинов) своей династии. Его молодость и брак с первой женой Рочаной описаны в « Бхагавата-пуране» , песнь 10, глава 61. [ 5 ]
Браки
[ редактировать ]Брак с Рошаной
[ редактировать ]Брак Анируддхи с Рочаной описан в 61-й главе 10-й песни « Бхагавата-пураны » . [ 5 ] По велению своей сестры Рукми Рукмини попросил Кришну, чтобы Анируддха женился на Рочане. После свадебной церемонии Рукми был убит Баларамой после того, как первый обманул второго в игре в кости и оскорбил его наследие Ядава. [ 6 ]
Великая война и женитьба на Уше
[ редактировать ]
Согласно «Шримад-Бхагаватам» , -даитья принцесса по имени Уша , дочь Банасуры (также называемого Бана), влюбилась в Анируддху после того, как увидела его во сне и занялась с ним любовью.
Банасура, правивший своим королевством из города Сонитапура, был сыном Бали и правнуком Прахлады . Банасура был великим преданным Шивы и в результате дара, дарованного ему божеством, получил 1000 рук. Опьяненный своей доблестью, он заметил Шиве, что он равен последнему и что он пытался сражаться со слонами, но существа испугались его. Шива, разгневанный его словами, сказал так: «Твой флаг будет сломан, о глупец, когда твоя гордость будет побеждена в битве с кем-то вроде меня». [ 7 ]
Согласно художественному описанию сна Уши, ее подруга Читралекха (на санскрите художница ) нарисовала изображения многих Вришни , используя свои особые способности. Среди всех них Уша узнала изображение Анируддхи. Читралекха с ее йогическими способностями и Анима Сиддхи уменьшила Анируддху до размеров куклы и принесла его во дворец Уши. Она поклонялась ему и снабжала его бесценными одеждами, гирляндами, благовониями, светильниками, а также напитками, блюдами и словами. Нарушив с ним обет целомудрия, она спрятала его в своих девичьих покоях, и влюбленные потеряли счет дням. Узнав о занятиях своей дочери, Банасура бросился в ее покои и обнаружил, что она играет в кости с Анируддхой размером с куклу. Пока принц отбивался от стражи, Банасура подчинил его мистическими веревками Варуны из-за сморщенного состояния Анируддхи. Уша была охвачена печалью из-за этого происшествия. Анируддха находился в плену у Банасуры в течение месяца, пока Нарада не сообщил об этом Яду в Двараке, которые искали Анируддху. [ 8 ]
Армия Яду атаковала Банасуру в великой битве. Когда принцы Яду и их армия осадили его королевство с 12 акшаухини , полностью окружив его, Банасура устроил жестокую контратаку. Во время войны Шива появился на поле битвы верхом на Нанди, чтобы защитить своего преданного Банасуру. Баларама сражался против командира Банасуры, а Самба сражался против сына Банасуры. Чтобы засвидетельствовать, лидеры божественных душ во главе с Брахмой прибыли на своих небесных колесницах, а также мудрецы, совершенные души и почтенные личности, певцы и апсары небес, а также якшини . Кришна и Шива смотрели друг на друга. Кришна использовал брахмастру Шивы против брахмастры , горное оружие против оружия ветра, оружие дождя против огненного оружия и свою нараянастру Шивы против пашупатастры . После поединка с Сатьяки Бана ополчился на Кришну . Однако Кришна протрубил в свою раковину, и возничий Банасуры мгновенно был убит, а его колесница сломана и разбита.
В отчаянной попытке спасти Банасуру его мать Котхара стояла обнаженная перед Кришной с растрепанными волосами. Когда божество отвернулось, асура убежал в город. Когда силы Шивы были разбиты, Джвара, воплощение лихорадки Шивы, с тремя головами и тремя ногами, с палящим жаром напал на Кришну. Кришна создал свою собственную Джвару ледяной холодности, и они сразились друг с другом. Охваченный лихорадкой Вишну, Джвара Шивы предложила Кришне свою капитуляцию и почтение и ушла.
Тем временем Баларама победил командира Банасуры. Бана выехал на своей колеснице, чтобы сразиться с Кришной, и тот дал отпор своей Сударшана Чакрой . Когда Кришна начал рубить Банасуру руки, Шива пришел в себя и превознес славу Кришны и призвал его не убивать Банасуру, которого он наделил бесстрашием. Услужливо Кришна ответил, что никогда не собирался убивать Банасуру, поскольку тот был сыном Бали и внуком благочестивого Прахлады . Вишну пообещал Бали не убивать ни одного члена его семьи и поэтому не будет убивать его. Однако Кришна отрезал Банасуре лишние руки, чтобы уничтожить гордость последнего, оставив Банасуре только четыре руки.
Банасура осознал свою ошибку и склонил голову перед Кришной, готовя колесницу, чтобы усадить Анируддху и Ушу на их свадьбу в Двараке. [ 9 ]
Дети
[ редактировать ]Ваджра был старшим сыном Анируддхи и его второй жены Уши. [ 10 ] Он был единственным выжившим из династии Яду после жестокой катастрофы, вызванной проклятием Гандхари . Ваджра был коронован как царь Индрапрастхи по просьбе Кришны Пандавами после братоубийства Ядавов, незадолго до изгнания Пандавов . [ 11 ] У Анируддхи был еще один сын по имени Мригакетана от Рочаны. [ 1 ]
Аспект кабана
[ редактировать ]
В вайшнавизме Анируддха ассоциируется с вепрем, который является его териоморфным аспектом, также известным как Вараха . [ 14 ] [ 15 ] [ 12 ] Анируддха появляется в образе кабана в некоторых статуях Чатурвьюхи , где он является помощником Васудевы , и в Вайкунтха Чатурмурти , когда его голова кабана выступает сбоку от . головы Вишну [ 12 ]
Анируддха также ассоциируется с качествами свирепости и владычества. [ 16 ]
Смерть
[ редактировать ]Прадьюмна и Анируддха погибли в пьяной драке между Ядавами, унесшей жизни всех князей Ядавов, кроме Ваджры, который остался единственным выжившим. Арджуна перенес выживших в царство Индрапрастхи и короновал Ваджру царем. [ 17 ] [ 18 ]
Литература
[ редактировать ]История Анируддхи и Уши (как Оха на гуджарати, также «Укха» на ассамском языке) изображена в гуджаратской ахьяне XVIII века под названием «Охахаран» Премананда Бхатта . [ 19 ]
Пьеса на телугу 1901 года под названием «Уша Паринаям», написанная Ведамом Венкатарайей Шастри, была основана на его истории любви с Ушей. [ 20 ]
Анируддха, что означает «неудержимый», — это еще одно имя Вишну.
Вьюх | Изображение | Атрибуты | Символ [ 24 ] [ 25 ] | Направление | Лицо | Концепция | |||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
Нараяна Вишну |
Васудева | ![]() |
Чакры Колесо В Мейсе Шанкха Конч |
Гаруда Орел | ![]() |
Восток | Саумья (Спокойный/доброжелательный) |
![]() |
Джнана Знание |
Самкаршана | ![]() |
Лангала плуг Мусала Пестик Бокал для вина |
Говори веерную ладонь | ![]() |
Юг | Симха Лев | ![]() |
Бала Сила | |
Прадьюмна | ![]() |
Капа Лук Бана Стрела |
Макара Крокодил | ![]() |
Запад | Раудра Капила | ![]() |
Айшварии Суверенитет | |
Анируддха | ![]() |
Карма Щит Кханга Меч |
Рсия (ऋष्य) Белоногая антилопа | Север | Вараха Кабан | ![]() |
Шакти Сила |
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б Далал, Рошен (2010). Индуизм: Алфавитный справочник . Книги Пингвинов Индия. ISBN 978-0-14-341421-6 .
- ^ Шарма, Едатхор Суббарайя (1971). Внутренний смысл Бхараты и Бхагаваты (Факела, ведущего на путь освобождения) . копии также можно получить у DS Кришны Кумара. п. 92.
- ^ Гопал, Мадан (1990). КС Гаутам (ред.). Индия сквозь века . Отдел публикаций Министерства информации и радиовещания правительства Индии. п. 68 .
- ^ Гупта, Винай К. (январь 2019 г.). «Вришни в древней литературе и искусстве» . Импульсное искусство индологии в контексте, Том Дорис Мет Шринивасан Festschrift, ред. Коринна Весселс Мевиссен и Герд Мевиссен при поддержке Виная Кумара Гупты : 74–75.
- ^ Jump up to: а б «Шримад Бхагаватам: Песнь 10, глава 61» . Бхагавата.орг .
- ^ «Шримад Бхагаватам: Песнь 10, глава 61» . bhagavata.org . Проверено 11 июля 2022 г.
- ^ «Шримад Бхагаватам: Песнь 10, глава 62» . bhagavata.org . Проверено 11 июля 2022 г.
- ^ «Шримад Бхагаватам: Песнь 10, глава 62» . Бхагавата.орг .
- ^ «Шримад Бхагаватам: Песнь 10, глава 63» . Бхагавата.орг .
- ^ Прабхупада, Его Божественная Милость А.Ч. Бхактиведанта Свами; Прабхупада, Ученики Его Божественной Милости А.Ч. Бхактиведанты Свами (31 декабря 1977 г.). Шримад-Бхагаватам, Песнь десятая: «Суммум Бонум» . Книжный фонд Бхактиведанты. ISBN 978-91-7149-643-0 .
- ^ Марувада, Сурья Н. (2 марта 2020 г.). Кто есть кто в индуистской мифологии - ТОМ 1: Всеобъемлющее собрание рассказов из Пураса . Идея Пресс. ISBN 978-1-64805-684-0 .
- ^ Jump up to: а б с Шринивасан, Дорис (1979). «Ранние вайшнавские образы: Чатурвьюха и варианты форм». Архивы азиатского искусства . 32 : 39–54. ISSN 0066-6637 . JSTOR 20111096 .
- ^ Краткое содержание на английском языке см. на стр. 80. Шмид, Шарлотта (1997). «Гупта Вайкунтхи Матхуры: Вишну или Кришна?» . Азиатское искусство . 52 :60–88. дои : 10.3406/arasi.1997.1401 .
- ^ «Славный Анируддха должен быть Варахой, спасшим Землю» в Рангараджан, Хариприя (1997). Изображения Варахи в Мадхья-Прадеше: иконографическое исследование . Публикации Сомайи. п. 38. ISBN 978-81-7039-214-9 .
- ^ «Анируддха (изображен) в своей териоморфной форме, кабане» в Шринивасан, Дорис (1997). Много голов, рук и глаз: происхождение, значение и форма множественности в индийском искусстве . БРИЛЛ. п. 254. ИСБН 978-90-04-10758-8 .
- ^ «Мягкость и сила связаны с Васудевой, «знание» с Самкаршаной, (Нарасимха) женская сила с Прадьюмной (Вараха), а свирепость и владычество с Анируддхой (Капила)». Камалакар, Г.; Верендер, М. (1993). Вишну в искусстве, мысли и литературе . Бирлаский археолого-культурный научно-исследовательский институт. п. 92.
- ^ «Шримад Бхагаватам: Песнь 11 – Глава 30» . Бхагавата.орг .
- ^ «Шримад Бхагаватам: Песнь 11, глава 31» . Бхагавата.орг .
- ^ Сен, Сиба Пада (1988). Источники истории Индии . Институт исторических исследований.
- ^ Лейтер, Сэмюэл Л. (2007). Энциклопедия азиатского театра: АН . Гринвуд Пресс. ISBN 978-0-313-33530-3 .
- ^ Атертон, Синтия Пакерт (1997). Скульптура раннего средневековья Раджастхана . Брилл. п. 78. ИСБН 978-90-04-10789-2 .
- ^ Всеобъемлющая история Индии: pt. 1-2. 300-985 годы нашей эры . Ориент Лонгманс. 1982. с. 866.
- ^ Парлье-Рено, Эдит (2007). Храмы Южной Индии: VI-VIII вв. Постановка мифов . Прессует Париж Сорбонну. стр. 38–42. ISBN 978-2-84050-464-1 .
- ^ «Святилище Анируддхи, четвертого из «вьюх», в стенах которого находилась «ршьядхваджа», то есть колонна с фигурой «рсьи» или белой антилопы на вершине, которая была его характерной «ланчаной». ." в Журнал Индийского общества восточного искусства . Индийское общество восточного искусства. 1937. с. 16.
- ^ Гупта, Винай К. «Вришни в древней литературе и искусстве» . Импульсное искусство индологии в контексте, Том Дорис Мет Шринивасан Festschrift, ред. Коринна Весселс Мевиссен и Герд Мевиссен при поддержке Виная Кумара Гупты : 80–81.
- Доусон : Классический словарь индуистской мифологии .