Тайцзи (философия)
![]() | В этой статье есть несколько проблем. Пожалуйста, помогите улучшить его или обсудите эти проблемы на странице обсуждения . ( Узнайте, как и когда удалять эти шаблонные сообщения )
|
Тайцзи | |||
---|---|---|---|
![]() | |||
Китайское имя | |||
Традиционный китайский | 太Тай Чи | ||
Упрощенный китайский | 太Тай Чи | ||
Буквальный смысл | «Высший полюс/гол» | ||
| |||
Вьетнамское имя | |||
Вьетнамский алфавит | Тай Чи | ||
Китайские иероглифы | Тай Чи | ||
Корейское имя | |||
хангыль | Тэгеук | ||
Ханджа | Тай Чи | ||
| |||
Японское имя | |||
Кандзи | Тай Чи | ||
Нисколько | Тайкёку | ||
|
Часть серии о |
даосизм |
---|
![]() |
В философии китайской тайцзи ( китайский : 太極 ; пиньинь : tàijí ; Уэйд-Джайлс : tʻai chi ; перевод «высший предел») — это космологическое состояние Вселенной и ее дел на всех уровнях, включая взаимоусиливающие взаимодействия между ними. противостоящие силы Инь и Ян ( дуалистический монизм ), [ 1 ] [ 2 ] а также среди Трех Сокровищ , четырех основных направлений и Пяти Элементов , которые вместе в конечном итоге порождают множество вещей, каждая из которых имеет свою собственную природу. Концепция тайцзи вновь появлялась на протяжении всей технологической, религиозной и философской истории Синосферы , находя конкретное применение в методах, разработанных в акупунктуре и традиционной китайской медицине .
Этимология
[ редактировать ]Тайцзи ( 太極 ) представляет собой тай соединение ( 太 « великий», «высший») и цзи ( 極 «полюс», «крайность»). В совокупности тайцзи можно понимать как «источник мира». Распространенные английские переводы тайцзи в космологическом смысле включают «Высший предел», [ 3 ] «Верховный поляк», [ 4 ] и «Великий Абсолют». [ 5 ]
Основная концепция
[ редактировать ]Ученые Чжан и Райден объясняют онтологическую необходимость тайцзи .
Любая философия, которая утверждает два элемента, такие как инь-ян китайской философии, также будет искать термин, который бы примирил их, чтобы гарантировать, что оба принадлежат к одной и той же сфере дискурса. Термин «высший предел» выполняет эту роль в философии Книги Перемен . Во времена династии Сун он стал метафизическим термином наравне с Путем . [ 6 ]
Тайцзи понимается как высший мыслимый принцип, из которого вытекает существование. Это очень похоже на даосскую идею «разворот — это движение Дао». «Высший предел» создает Ян и Инь. Движение порождает Ян, и когда его активность достигает предела, оно становится спокойным. Через спокойствие высший предел порождает инь. Когда спокойствие достигает своего предела, происходит возвращение к движению. Движение и спокойствие, чередуясь, становятся источником друг друга. Различие между Инь и Ян определено, и две формы (то есть Инь и Ян) раскрыты. Путем трансформации Ян и союза Инь, четырех направлений, а затем пяти фаз ( усин ) дерева, огня, земли, металла и воды.
Тайцзи – это металл, а затем вода. ясность, раскрывающая противоположные характеристики, такие как расширение/сжатие, подъем/падение, по часовой стрелке/против часовой стрелки. Тем не менее, тайцзи иногда рассматривают как монистическое понятие, похожее на уцзи , как в диаграмме уцзиту . [ 7 ] Уцзи буквально переводится как «без шеста крыши », но означает «без ограничений, полярностей и/или противоположностей». По сравнению с уцзи , тайцзи описывает движение и изменения, в которых действительно возникают ограничения. В то время как уцзи представляет собой недифференцированный, вневременной, абсолютный, бесконечный потенциал, тайцзи часто ошибочно изображают как конфликтный, дифференцированный и дуалистический, тогда как ядром этой философии является их гармоничная, относительная и дополняющая природа.
Инь и Ян являются отражениями и происходят из уцзи , чтобы стать тайцзи .
В китайских текстах
[ редактировать ]Чжуанцзы
[ редактировать ]Классик даосизма Чжуанцзы представил концепцию тайцзи . В одной из «Внутренних глав» (ок. III века до н.э.) тайцзи (здесь переведено как «зенит») противопоставляется люцзи ( 六極 ). Люцзи буквально означает «шесть пределов; шесть сторон света », но здесь это переводится как « надир ».
У Пути есть атрибуты и доказательства, но у него нет действия и формы. Его можно передать, но нельзя получить. Его можно постичь, но нельзя увидеть. От корня, от корня, прежде чем было небо и земля, воистину существовало во веки веков. Оно вдохновляет демонов и богов, рождает небо и землю. Он лежит выше зенита, но невысок; он лежит ниже надира, но не глубок. Оно предшествует небу и земле, но не древнее; оно старше глубокой древности, но не старо. [ 8 ]
Хуайнаньцзы
[ редактировать ]2-го века до н.э. Хуайнаньцзы упоминает чжэнжэнь («истинный человек; совершенный человек») и тайцзи , выходящее за рамки таких категорий, как инь и янь , примером чего являются зеркала фусуй и фанчжу .
Фу -суй 夫煫 (горящее зеркало) собирает огненную энергию солнца; фан -чу 方諸 (лунное зеркало) собирает росу с луны. Что [содержится] между Небом и Землей, их количество не сможет вычислить даже опытный калькулятор. Таким образом, хотя рука и может брать в руки и рассматривать чрезвычайно малые предметы, она не может уловить яркость [солнца и луны]. Если бы можно было собрать [вещи внутри] одной категории из Высшего Предела ( тай-чи 太極 ), расположенного выше, можно было бы немедленно произвести и огонь, и воду. Это потому, что Инь и Ян имеют общую ци и движут друг друга. [ 9 ]
Я Цзин
[ редактировать ]Тайцзи также появляется в « Сычи» , комментарии к « И Цзин» . Традиционно его приписывают Конфуцию, но, скорее всего, он датируется примерно III веком до нашей эры. [ 10 ]
Поэтому в Переменах есть Великое Изначальное Начало. Это порождает две основные силы. Две основные силы порождают четыре образа. Четыре изображения порождают восемь триграмм. Восемь триграмм определяют удачу и несчастье. Удача и несчастье создают великое поле деятельности. [ 11 ]
Эта последовательность степеней двойки включает тайцзи → инь и ян (две полярности) → Сицян ( четыре символа ) → багуа (восемь триграмм).
Фундаментальным постулатом является «великое первоначало» всего сущего, тайцзи – в его первоначальном значении «хребт». Более поздние индийские философы много размышляли над идеей изначального начала. Еще более раннее начало, у ци , было представлено символом круга. Согласно этой концепции, тайцзи представлялось кругом, разделенным на свет и тьму, Ян и Инь.
. Этот символ также сыграл значительную роль в Индии и Европе. Однако спекуляции гностико-дуалистического характера чужды первоначальной мысли « И Цзин» ; то, что он утверждает, — это просто опора, линия. С этой линией, которая сама по себе представляет единство, в мир приходит двойственность, ибо линия одновременно предполагает верх и низ, право и лево, перед и зад – одним словом, мир противоположностей. [ 12 ]
Династия Сун
[ редактировать ]
В философии неоконфуцианства, сложившейся во времена династии Сун , тайцзи рассматривалось «как микрокосм, эквивалентный строению человеческого тела». [ 13 ] Философ эпохи Сун Чжоу Дуньи (1017-1073 гг. н.э.) написал Тайцзитушуо ( 太極圖說 ) «Объяснение схемы Высшего Предела», которое стало краеугольным камнем неоконфуцианской космологии. Краткий текст Чжоу синтезирует аспекты китайского буддизма и даосизма с метафизическими дискуссиями в « И Цзин» . Первые строки Чжоу:
Неполярность ( уцзи ) и в то же время Высшая Полярность ( тайцзи )! [ а ] Высшая полярность [ б ] в деятельности порождает Ян ; однако на пределе активности оно все еще. В тишине оно порождает инь ; однако на пределе тишины он также активен. Активность и неподвижность чередуются; каждое является основой другого. Таким образом, различая инь и ян , устанавливаются два режима. Чередование и сочетание Ян и Инь порождают воду, огонь, дерево, металл и землю. Когда эти пять [фаз] ци гармонично расположены, через них проходят Четыре Времена года. Пять Фаз – это просто Инь и Ян ; инь и ян — это просто Высшая полярность; Высшая Полярность фундаментально Неполярна. [Тем не менее] в порождении Пяти Фаз каждая из них имеет свою природу. [ 15 ]
В тай-чи
[ редактировать ]Боевое искусство тай-чи во многом опирается на китайскую философию, особенно на концепцию тайцзи . Китайское название тай-чи , тайцзицюань , дословно переводится как «тайцзи-бокс» или «кулак тайцзи». [ 16 ] Ранние мастера тай-чи, такие как Ян Лучан, пропагандировали связь между своим боевым искусством и концепцией тайцзи . [ 17 ] [ 18 ] [ 19 ] [ 20 ] Двадцать четвертая глава классической книги тай-чи «Сорок глав», которую Ян Баньхоу дал У Цюанью, говорит следующее о связи между тай-чи и духовностью:
Если сущность материальных субстанций заключается в их феноменологической реальности, то наличие онтологического статуса абстрактных объектов должно стать ясным в окончательной кульминации энергии, происходящей из единства и Реального. Как человек может познать эту истину? Истинно ища то, что является тенью философии и зарядом всех живых субстанций, природой божественного. [ нужна ссылка ]
См. также
[ редактировать ]- Багуа
- Национальные и региональные символы, содержащие Тайцзи. знак
- Флаг Монголии
- Флаг Тибета
- Тэгык – китайско-корейское произношение Тайцзи.
- Тайдзиту
- Томоэ
- Абсолют (философия)
- Ухо
Примечания
[ редактировать ]- ^ Альтернативно эту строку можно перевести как «Высшая неполярная полярность!»
- ↑ Вместо обычных переводов тайцзи «Высший предел» или «Верховный полюс» Адлер использует «Высшую полярность». [ 14 ] потому что Чжу Си описывает это как чередующийся принцип инь и ян , и «… настаивает на том, что тайцзи — это не вещь (следовательно, «Верховный полюс» не подойдет). Таким образом, как для Чжоу, так и для Чжу, тайцзи — это инь- янский принцип биполярности, который является наиболее фундаментальным упорядочивающим принципом, космическим «первым принципом » . Из этого следует
Ссылки
[ редактировать ]Цитаты
[ редактировать ]- ^ Японские лекарства Кампо для лечения распространенных заболеваний . Эльзевир Наука. 2017. с. 16. ISBN 978-0-128-09444-0 .
- ^ Чанг, Чи-юнь (2013). Конфуцианство: современная интерпретация . Всемирная научная. стр. 223–224. ISBN 978-9-814-43989-3 .
- ^ Ле Блан 1985 , Чжан и Райден 2002
- ^ Нидхэм и Ронан 1978
- ^ Адлер 1999 г.
- ^ Чжан и Райден 2002 , с. 179
- ^ Ван, Робин Р. (июль 2005 г.). «Объяснение диаграммы высшего предела Чжоу Дуньи: конструкция конфуцианской метафизики» . Журнал истории идей . 66 (3). Университет Лойолы Мэримаунт : 311. doi : 10.1353/jhi.2005.0047 . S2CID 73700080 - через хранилище цифровых стипендий Университета Лойолы Мэримаунт и юридического факультета Лойолы.
- ^ Майр 1994 , с. 55
- ^ Ле Блан 1985 , стр. 120–1
- ^ Смит, Ричард Дж. (2008). Постижение космоса и упорядочивание мира: Ицзин (И-Цзин, или Классика перемен) и его эволюция в Китае . Шарлоттсвилл: Издательство Университета Вирджинии. п. 8.
- ^ Вильгельм и Бэйнс 1967 , стр. 318–9.
- ^ Вильгельм и Бэйнс 1967 , с. лв
- ^ Окстоби, Уиллард Гердон, изд. (2002). Мировые религии: восточные традиции (2-е изд.). Дон Миллс, Онтарио: Издательство Оксфордского университета . п. 424. ИСБН 0-19-541521-3 . OCLC 46661540 .
- ^ См . Робине 1990.
- ^ Адлер 1999 , стр. 673–4.
- ^ Майкл П. Гарофало (2021). «Тринадцать поз тайцзицюань» . Блог Cloud Hands . Архивировано из оригинала 16 апреля 2023 г. Проверено 4 июля 2023 г.
- ^ Эберхард, Вольфрам (1986). Словарь китайских символов: скрытые символы в китайской жизни и мысли . Рутледж и Кеган Пол, Лондон. ISBN 0-415-00228-1 .
- ^ Вулидж, Дуг (июнь 1997 г.). «ТАЙ ЧИ Международный журнал Тайцзи-цюань, том 21, № 3». Тай Чи . Публикации Путника. ISSN 0730-1049 .
- ^ Уайл, Дуглас (1995). Утерянная классика тай-чи поздней династии Цин (китайская философия и культура) . Издательство Государственного университета Нью-Йорка. ISBN 978-0-7914-2654-8 .
- ^ Уайл, Дуглас (2007). «Тайцзицюань и даосизм от религии к боевому искусству и от боевого искусства к религии - Журнал азиатских боевых искусств, том 16, № 4». Журнал азиатских боевых искусств . Через издательство СМИ. ISSN 1057-8358 .
Источники
[ редактировать ]- Адлер, Джозеф А. (1999). «Чжоу Дуньи: Метафизика и практика мудрости» . В Де Бари, Уильям Теодор; Блум, Ирен (ред.). Источники китайской традиции (2-е изд.). Издательство Колумбийского университета.
- Боукер, Джон (2002). Кембриджская иллюстрированная история религий . Издательство Кембриджского университета. ISBN 9780521810371 .
- Коэн, Кеннет Дж. (1997). Путь Цигун. Искусство и наука китайского энергетического исцеления . Нью-Йорк: Баллантайн. ISBN 9780345421098 .
- Куган, Майкл, изд. (2005). Восточные религии: истоки, верования, практики, священные тексты, священные места . Издательство Оксфордского университета. ISBN 9780195221916 .
- Чен, Эллен М. (1989). Дао Дэ Цзин: новый перевод и комментарий . Дом Парагона. ISBN 9781557782380 .
- Гедалесия, Д. (октябрь 1974 г.). «Экскурсия в сущность и функцию: развитие парадигмы Ти-Юнг в Чу Си». Философия Востока и Запада . 24 (4): 443–451. дои : 10.2307/1397804 . JSTOR 1397804 .
- Ле Блан, Шарль (1985). Хуай-нань Цзы : Философский синтез в ранней ханьской мысли: идея резонанса ( Кань-Ин ) с переводом и анализом шестой главы . Издательство Гонконгского университета. ISBN 9789622091795 .
- Майр, Виктор Х. (1994). Странствуя по пути: ранние даосские сказки и притчи Чжуан-цзы . Петух. ISBN 9780824820381 .
- Заседание научно-образовательного комитета Национальной ассоциации цигун . Рабочая группа по терминологии. Встреча. Ноябрь 2012.
- Нидэм, Джозеф; Ронан, Колин А. (1978). Краткая книга «Наука и цивилизация в Китае: сокращение оригинального текста Джозефа Нидэма» . Издательство Кембриджского университета. OCLC 229421664 .
- Робине, Изабель (1990). «Место и значение понятия Тайцзи в даосских источниках до династии Мин». История религий . 23 (4): 373–411. дои : 10.1086/463205 . S2CID 161955134 .
- Робине, Изабель (2008). « Уцзи и Тайцзи Действия • Высшие и великие высшие действия» В Прегадио, Фабрицио (ред.). Энциклопедия даосизма Рутледж. стр. 100-1 1057–9. ISBN 9780700712007 .
- Вильгельм, Рихард; Бэйнс, Кэри Ф. (1967). И Цзин или Книга Перемен . Боллинген Серия XIX. Издательство Принстонского университета.
- Ву, Лоуренс К. (1986). Основы китайской философии . Университетское издательство Америки. ISBN 0-8191-5570-5 .
- Чжан, Дайнянь; Райден, Эдмунд (2002). Ключевые понятия китайской философии . Издательство Йельского университета.