Призрачный опыт
Часть серии о |
Паранормальное явление |
---|
В парапсихологии призрачный опыт — это аномальный опыт, характеризующийся очевидным восприятием либо живого существа, либо неодушевленного объекта без каких-либо материальных стимулов для такого восприятия.
В академической дискуссии термин «призрачный опыт» предпочтительнее термина « призрак », потому что:
- Термин «призрак» подразумевает, что некоторая часть человеческого существа переживает смерть и, по крайней мере, при определенных обстоятельствах, может стать заметной для живых людей. Существуют и другие конкурирующие объяснения призрачного опыта.
- Рассказы о призрачных переживаниях из первых рук во многих отношениях отличаются от своих вымышленных аналогов в литературных или традиционных историях о привидениях и фильмах (см. Ниже).
- В содержание призрачных переживаний входят живые существа, как люди, так и животные, и даже неодушевленные предметы. [ 1 ]
История
[ редактировать ]Попытки применить современные научные или исследовательские стандарты к изучению призрачного опыта начались с работы Эдмунда Герни , Фредерика Майерса и Фрэнка Подмора . [ 2 ] которые были ведущими фигурами в первые годы существования Общества психических исследований (основанного в 1882 году). Их мотив, как и в большинстве ранних работ Общества, [ 3 ] Целью проекта было предоставить доказательства выживания человека после смерти. По этой причине они проявляли особый интерес к так называемым «кризисным случаям». Это случаи, когда человек сообщает о галлюцинаторном опыте, визуальном или ином, который, по-видимому, представляет кого-то на расстоянии, и впоследствии считается, что этот опыт совпал со смертью этого человека или каким-либо важным жизненным событием. Если временное совпадение кризиса и отдаленного призрачного опыта не может быть объяснено никакими традиционными средствами, то в парапсихологии делается предположение, что какая-то еще неизвестная форма общения, такая как телепатия (термин, введенный Майерсом [ 4 ] ) произошло.
Хотя можно сказать, что работа Гурни и его коллег не предоставила убедительных доказательств ни телепатии, ни выживания после смерти, большую коллекцию письменных свидетельств из первых рук, полученных с помощью их методов, тем не менее, можно рассматривать как ценный массив данных, касающихся Феноменология галлюцинаций у вменяемых .
Более позднее обсуждение призрачного опыта было проведено Дж. Н. М. Тирреллом . [ 5 ] также ведущий член Общества психических исследований своего времени. Он согласился с галлюцинаторным характером этого опыта, указав, что практически неизвестны свидетельства из первых рук, утверждающие, что призрачные фигуры оставляют какие-либо обычные физические эффекты, такие как следы на снегу, которые можно было бы ожидать от реального человека. [ 6 ] Он развивает идею о том, что привидение может быть способом бессознательной части разума донести до сознания информацию, полученную паранормальным образом - например, в кризисных случаях. Он вводит запоминающуюся метафору ментального «плотника сцены». [ 7 ] за кулисами в бессознательной части разума и конструирования квазиперцептивного опыта, который в конечном итоге появляется на стадии сознания, так, чтобы он символически воплощал паранормальную информацию, человек, тонущий на расстоянии, выглядит мокрым в воде, поскольку пример.
Изучение и обсуждение явлений развернулось в другом направлении в 1970-х годах благодаря работам Селии Грин и Чарльза МакКрири . [ 8 ] В первую очередь их не интересовал вопрос о том, могут ли призраки пролить свет на существование или отсутствие телепатии, или вопрос выживания; вместо этого они были заинтересованы в анализе большого количества случаев с целью предоставления систематики различных типов опыта, рассматриваемых просто как тип аномального перцептивного опыта или галлюцинации .
Одним из моментов, который был подчеркнут в их работе, был пункт (2), перечисленный выше, а именно, что «реальные» рассказы о призрачных переживаниях заметно отличаются от традиционных или литературных историй о привидениях. Вот некоторые из наиболее заметных отличий, по крайней мере, на что указывает их собственная коллекция из 1800 свидетельств из первых рук:
- Субъекты призрачного опыта далеко не всегда пугаются этого опыта; действительно, они могут найти их успокаивающими или обнадеживающими во времена кризиса или продолжающегося стресса в своей жизни. [ 9 ]
- Спонтанные призрачные переживания, как правило, происходят в скучной или повседневной обстановке, а также в условиях низкого возбуждения центральной нервной системы, чаще всего в собственном доме - например, при выполнении работы по дому. Напротив, субъекты, которые посещают места, предположительно населенные привидениями, в надежде «увидеть привидение», чаще всего разочаровываются. [ 10 ]
- О призраках обычно сообщают как о твердых, а не прозрачных; действительно, они могут быть настолько реалистичными во многих отношениях, что обманывают воспринимающего относительно их галлюцинаторной природы; в некоторых случаях субъект достигает понимания только после того, как опыт закончился. [ 11 ]
- Для призрачной фигуры необычно вступать в какое-либо словесное взаимодействие с воспринимающим; это согласуется с выводом о том, что большинство таких переживаний затрагивают только одно чувство (чаще всего зрительное). [ 12 ]
Психологические последствия
[ редактировать ]Психологические теории восприятия
[ редактировать ]Призрачный опыт имеет отношение к психологическим теориям восприятия и, в частности, к различию между подходами «сверху вниз» и «снизу вверх» (см. статью о дизайне «сверху вниз» и «снизу вверх» ). Нисходящие теории, такие как теория Ричарда Лэнгтона Грегори , который рассматривает восприятие как процесс, посредством которого мозг выдвигает серию гипотез о внешнем мире. [ 13 ] подчеркнуть важность таких центральных факторов, как память и ожидание, в определении феноменологического содержания восприятия; в то время как подход «снизу вверх», примером которого является работа Джеймса Дж. Гибсона , подчеркивает роль внешнего сенсорного стимула. [ 14 ]
Похоже, что призрачные переживания подтверждают важность центральных факторов, поскольку они представляют собой форму квазиперцептивного опыта, в которой роль внешних стимулов минимальна или, возможно, отсутствует, в то время как этот опыт, тем не менее, продолжает феноменологически неотличим от нормального. восприятие, по крайней мере, в некоторых случаях. [ 15 ]
Шизотипия
[ редактировать ]Интерес к призрачному опыту в психологии приобрел дополнительное измерение в последние годы с развитием концепции шизотипии или предрасположенности к психозу. [ 16 ] Это рассматривается как измерение личности, [ 17 ] постоянно распространено среди нормального населения и аналогично проявлениям экстраверсии или невротизма . Пока психическое заболевание рассматривается в рамках модели заболевания, согласно которой у человека либо есть, либо нет шизофрения или маниакальная депрессия , точно так же, как у человека либо есть, либо нет сифилис или туберкулез, тогда говорить о возникновении Призрачный или галлюцинаторный опыт у нормального человека является либо оксюмороном , либо может быть воспринят как признак скрытого или начинающегося психоза . Если же, напротив, принять многомерный взгляд на этот вопрос, становится легче представить, как нормальные люди, более или менее высокие по предполагаемому измерению шизотипии, могут быть более или менее склонны к аномальным перцептивным переживаниям, даже если они никогда не изменятся. впал в психоз. [ 18 ]
Определение Грином и МакКрири класса того, что они назвали «обнадеживающими призраками». [ 9 ] представляет особый интерес в этом отношении, поскольку предполагает, что галлюцинации могут даже иметь адаптивный эффект у некоторых субъектов, делая их более способными справляться с неблагоприятными жизненными событиями. Это соответствовало бы модели шизотипии как нормального измерения личности и могло бы помочь объяснить, почему склонность к аномальному перцептивному опыту, очевидно, не была «отсеяна» процессом естественного отбора .
Философские последствия
[ редактировать ]Прямой реализм
[ редактировать ]Призрачный опыт также имеет значение для философии восприятия . Возникновение галлюцинаций, то есть перцептивных переживаний, «имеющих характер чувственного восприятия, но без соответствующей или адекватной сенсорной стимуляции [...]», [ 19 ] уже давно являются одним из стандартных возражений против философской теории прямого реализма . Согласно этой теории, мы в некотором смысле находимся в прямом контакте с внешним миром, когда нам кажется, что мы его воспринимаем, а не просто в прямом контакте с каким-то опосредующим представлением в нашем уме, таким как чувственные данные или образ, который может или может не соответствовать внешней реальности. Психолог Дж. Дж. Гибсон, о котором говорилось выше, стал сторонником философской теории прямого реализма. [ 20 ]
Галлюцинаторные переживания, о которых сообщают здравомыслящие люди, в принципе не представляют никакой новой проблемы для теории прямого реализма, кроме той, которую уже ставят более широко обсуждаемые галлюцинации, о которых сообщают люди в состоянии психоза или в других аномальных состояниях, таких как сенсорная депривация . Они ставят проблему особенно остро по следующим причинам:
Скептицизм по поводу статуса устных отчетов
[ редактировать ]В случае галлюцинаций, которые, как сообщается, произошли в патологических или ненормальных состояниях, существует некоторая неопределенность в отношении точности или даже значения вербального сообщения воспринимающего. Горовиц, [ 21 ] например, обобщая свой опыт расспроса пациентов с хронической шизофренией об их зрительных переживаниях во время сеансов рисования, писал:
«Нужно было не ограничиваться первоначальными словесными описаниями своих галлюцинаций и настаивать на том, чтобы пациент описал и нарисовал то, что он видел. Первоначальные описания «злых змей» затем можно было бы нарисовать и переописать в виде волнистых линий. «Две армии борются за мою душу» возникли из субъективного опыта наблюдения движущихся наборов точек. «Пауки» могут быть сведены, когда пациент излагает и рисует то, что он действительно видел, до нескольких расходящихся линий. На рисунках своих галлюцинаций пациенты часто могли отличить те формы, которые повторяли то, что они видели своими глазами, от тех форм, которые они «сделали из этого». [ 22 ]
Такие трудности интерпретации гораздо менее очевидны в случае письменных отчетов якобы нормальных субъектов, имеющих хорошее здоровье и не получавших лекарств на момент опыта.
Чрезвычайная реалистичность опыта
[ редактировать ]По крайней мере, некоторые призрачные переживания, о которых сообщают нормальные субъекты, кажутся имитирующими нормальное восприятие до такой степени, что субъект обманывается, думая, что то, что он испытывает, на самом деле является нормальным восприятием. Подобную имитацию нормального восприятия отмечают некоторые субъекты осознанных сновидений. [ 23 ] и внетелесные переживания , [ 24 ] которые поэтому ставят аналогичные проблемы для теории прямого реализма.
Репрезентационализм
[ редактировать ]Призрачный опыт кажется prima facie более совместимым с философской теорией репрезентативизма . Согласно этой теории, непосредственными объектами опыта, когда мы обычно воспринимаем мир, являются представления мира, а не сам мир. Эти представления по-разному назывались чувственными данными или образами. В случае призрачного опыта можно сказать, что субъект осознает чувственные данные или образы, которые не соответствуют внешнему миру и не представляют его обычным образом.
Философское значение галлюцинаторных переживаний у здравомыслящих людей обсуждается МакКрири. [ 25 ] Он утверждает, что они обеспечивают эмпирическую поддержку теории репрезентативизма, а не прямого реализма.
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ Беннетт 1939 .
- ^ Герни, Э., Майерс, Ф.В.Х. и Подмор, Ф. (1886). Фантазмы живых , тт. Я и II. Лондон: Трубнер и Ко.
- ^ Сиджвик, Элеонора; Джонсон, Элис; и др. (1894). Отчет о переписи галлюцинаций, Лондон: Труды Общества психических исследований , Vol. Х.
- ^ Майерс, FWH (1903). Человеческая личность и ее выживание после телесной смерти . Лондон: Лонгманс Грин. Переиздано: Шарлоттсвилл, Вирджиния: Хэмптон-Роудс, 2002 г.
- ^ Тайрелл и Прайс 1943 .
- ^ Тайрелл и Прайс 1943 , стр. 53–60.
- ^ Тайрелл и Прайс 1943 , стр. 101–103.
- ^ Грин и МакКрири 1975 .
- ^ Jump up to: а б Грин и МакКрири, 1975 , стр. 200–203.
- ^ Грин и МакКрири 1975 , с. 123.
- ^ Грин и МакКрири 1975 , стр. 150–155.
- ^ Грин и МакКрири 1975 , стр. 95–101.
- ^ Грегори, Р.Л. (1980). «Представления как гипотезы». Философские труды Королевского общества B: Биологические науки . 290 (1038): 181–197. Бибкод : 1980РСТБ.290..181Г . дои : 10.1098/rstb.1980.0090 . ПМИД 6106237 .
- ^ Гибсон, Джей-Джей (1950). Восприятие визуального мира . Бостон: Хоутон Миффлин.
- ^ Беннетт 1939 , стр. 173–177.
- ^ Айзенк, HJ (1992). «Определение и измерение психотизма». Личность и индивидуальные различия . 13 (7): 757–785. дои : 10.1016/0191-8869(92)90050-у .
- ^ См., например, Кларидж Г. и Бич Т. (1995). «Полномерные и квазимерные конструкции шизотипии». В: Рейн А., Ленц Т. и Медник С.А. «Шизотипическая личность». Кембридж: Издательство Кембриджского университета.
- ^ См.; МакКрири, К.; Кларидж, Г. (2002). «Здоровая шизотипия: случай внетелесных переживаний». Личность и индивидуальные различия . 32 : 141–154. дои : 10.1016/s0191-8869(01)00013-7 .
- ^ Древер, (1952). Словарь психологии . Лондон: Пингвин.
- ^ Гибсон, Джей-Джей (1979). Экологический подход к зрительному восприятию. . Бостон: Хоутон Миффлин.
- ^ Горовиц 1964 , стр. 513–523.
- ^ Горовиц 1964 , с. 513.
- ^ См. Грин, CE (1968). Осознанные сны . Лондон: Хэмиш Гамильтон, стр. 70–78.
- ^ См. Грин, CE (1968). Внетелесные опыты . Лондон: Хэмиш Гамильтон, стр. 71–80.
- ^ МакКрири, К. (2006). «Восприятие и галлюцинации: аргументы в пользу преемственности». Философская статья № 2006-1 . Оксфорд: Оксфордский форум. Интернет-файл в формате PDF , заархивированный 10 декабря 2019 г. на Wayback Machine.
Источники
[ редактировать ]- Ферриар, Джон (1813), Очерк теории видений , Лондон: Каделл и Дэвис.
- Беннетт, сэр Эрнест (1939). Явления и дома с привидениями: обзор доказательств . Лондон: Фабер и Фабер.
- Тайрелл, GNM; Прайс, ХХ (1943). Явления . Лондон: Джеральд Дакворт. ISBN 978-1169829879 .
- Горовиц, MJ (1964). «Образность зрительных галлюцинаций». Журнал нервных и психических заболеваний . 138 (6): 513–523. дои : 10.1097/00005053-196406000-00002 . ПМИД 14165140 .
- Грин, Селия Элизабет; МакКрири, Чарльз (1975). Явления . Лондон: Хэмиш Гамильтон. ISBN 9780241891827 .