Бомбардировка Токио
Бомбардировка Токио | |||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|
Часть воздушных налетов на Японию во время войны на Тихом океане. | |||||||
Токио горит под бомбардировкой B-29, 26 мая 1945 года. | |||||||
| |||||||
Воюющие стороны | |||||||
Соединенные Штаты | Япония |
Бомбардировка Токио воздушных ( 東京空襲 , Tōkyō kūshū ) — серия налетов на Японию , предпринятая ВВС США во время войны на Тихом океане в 1944–1945 годах.
Рейды, проведенные американскими военными в ночь с 9 на 10 марта 1945 года под кодовым названием «Операция Дом собраний» , являются самыми разрушительными бомбардировками в истории человечества. [ 1 ] 16 квадратных миль (41 км²) 2 ; 10 000 акров) центра Токио было разрушено, в результате чего погибло около 100 000 мирных жителей и более миллиона остались без крова. [ 1 ] Для сравнения, атомная бомбардировка Хиросимы в августе 1945 года привела к немедленной гибели примерно от 70 000 до 150 000 человек.
В апреле 1942 года США начались в 1944 году после того, как организовали « Дулиттл Рейд» — небольшой морской налет на Токио. Стратегические бомбардировки и бомбардировки городских территорий на вооружение поступил дальний B-29 Superfortress бомбардировщик , сначала переброшенный из Китая , а затем Марианские острова . Налеты B-29 с этих островов начались 17 ноября 1944 года и продолжались до 15 августа 1945 года, дня капитуляции Японии . [ 2 ]
Более половины промышленности Токио было распределено среди жилых и коммерческих кварталов; бомбардировки сократили производительность города вдвое. [ 3 ] Некоторые современные послевоенные аналитики назвали этот рейд военным преступлением из-за нападения на гражданскую инфраструктуру и последовавших за этим массовых потерь среди гражданского населения. [ 4 ] [ 5 ]
Дулиттл Рейд
[ редактировать ]Первым налетом на Токио стал рейд Дулитла 18 апреля 1942 года. В ходе этого налета шестнадцать B-25 Mitchell были запущены с авианосца USS Hornet в Иокогаме и Токио, а затем вылетели на аэродромы в Китае . Рейд был ответом на нападение Японии на Перл-Харбор . Рейд не нанес большого ущерба военному потенциалу Японии, но стал значительной пропагандистской победой Соединенных Штатов. [ 6 ] Запущенный на большую дальность, чем планировалось, когда оперативная группа столкнулась с японским патрульным катером , все атакующие самолеты либо разбились, либо были брошены недалеко от аэродромов, предназначенных для приземления. Один самолет приземлился на нейтральной территории Советского Союза , где экипаж был интернирован, но затем 11 мая 1943 года переправился через границу в Иран. Два экипажа были захвачены японцами в оккупированном Китае. Трое членов экипажа из этих групп позже были казнены. [ 7 ] [ 8 ]
Рейды Б-29
[ редактировать ]Ключевой разработкой для бомбардировок Японии стал B-29 Superfortress стратегический бомбардировщик , который имел дальность действия 3250 морских миль (3740 миль; 6020 км) и был способен атаковать на большой высоте более 30 000 футов (9 100 м), где Оборона противника была очень слабой. Почти 90% бомб, сброшенных на родные острова Японии, были доставлены самолетами B-29. Как только сухопутные войска союзников захватили острова, достаточно близкие к Японии, на этих островах (особенно Сайпан и Тиниан ) были построены аэродромы, и B-29 могли достичь Японии для бомбардировок. [ 9 ]
Первые налеты были осуществлены Двадцатой воздушной армией, действовавшей на территории материкового Китая в рамках операции «Маттерхорн» под командованием XX бомбардировочной авиации , но они не смогли достичь Токио. Операции с Северных Марианских островов начались в ноябре 1944 года после того, как там было задействовано XXI бомбардировочное командование . [ 10 ] Руководители USAAF отметили, что бомбардировки на большой высоте с использованием бомб общего назначения были неэффективными из-за сильного ветра (позже выяснилось, что это реактивное течение ), который уносил бомбы от цели. [ 11 ] В период с мая по сентябрь 1943 года проводились испытания бомбометания по «Японская деревня» стандартной мишени , расположенной на полигоне Дагвей . [ 12 ] Эти испытания продемонстрировали эффективность зажигательных бомб против зданий из дерева и бумаги и привели к тому, что Кертис ЛеМэй приказал бомбардировщикам изменить тактику использования этих боеприпасов против Японии. [ 13 ]
Первый такой налет был нанесен на Кобе 4 февраля 1945 года. Токио подвергся зажигательным ударам 25 февраля 1945 года, когда 174 B-29 совершили налет на большой высоте в светлое время суток и уничтожили около 643 акров (260 га) (2,6 км). 2 ) заснеженного города, применив 453,7 тонны в основном зажигательных веществ и некоторых осколочных бомб. [ 14 ] После этого налета ЛеМэй приказал бомбардировщикам B-29 снова атаковать, но на относительно небольшой высоте от 5000 до 9000 футов (от 1500 до 2700 м) и ночью, поскольку зенитная артиллерийская защита Японии была самой слабой в этом диапазоне высот, и Ночью истребительная оборона была неэффективна. ЛеМэй заказал все оборонительные орудия, кроме хвостового орудия, снятого с B-29, чтобы самолет был легче и потреблял меньше топлива. [ 15 ]
Операция Дом собраний
[ редактировать ]В ночь с 9 на 10 марта 1945 г. [ 16 ] 334 B-29 отправились в налет, 279 из них сбросили на Токио 1665 тонн бомб. Бомбы в основном представляли собой кассетную бомбу Е-46 массой 500 фунтов (230 кг) , которая выпустила 38 напалмом с зажигательных бомб М-69 на высоте 2 000–2 500 футов (610–760 м). М-69 пробивали тонкий кровельный материал или приземлялись на землю; в любом случае они воспламенились через 3–5 секунд, выбрасывая струю пылающих шариков напалма. Также было сброшено меньшее количество зажигательных бомб М-47 : М-47 представляла собой 100-фунтовую (45 кг) бомбу с желированным бензином и белым фосфором, которая воспламенялась при ударе. За первые два часа налета 226 атакующих самолетов сбросили бомбы, чтобы сокрушить огневую оборону города. [ 17 ] Первые прибывшие B-29 сбросили бомбы по большой схеме X с центром в густонаселенном рабочем районе Токио, недалеко от доков в Кото и Тюо городских округах , на воде; позже самолеты просто целились рядом с этим пылающим крестом. Отдельные пожары, вызванные бомбами, объединились, чтобы создать общий пожар , который можно было бы классифицировать как огненную бурю , если бы не преобладающие порывы ветра со скоростью от 17 до 28 миль в час (от 27 до 45 км / ч). [ 18 ] Около 15,8 квадратных миль (4090 га) города были разрушены, и, по оценкам, погибло около 100 000 человек. [ 19 ] [ 20 ] В общей сложности 282 из 339 B-29, запущенных для «Дома собраний», добрались до цели, 27 из которых были потеряны из-за сбития японской системой ПВО, механических неисправностей или попадания в восходящие потоки воздуха, вызванные пожарами. [ 21 ]
Бомбардировка Токио в ходе операции «Дом собраний» в ночь на 9 марта 1945 года стала самым смертоносным воздушным налетом Второй мировой войны. [ 22 ] больше, чем Дрезден , [ 23 ] Гамбург , Хиросима или Нагасаки как отдельные события. [ 24 ] [ 25 ]
Результаты
[ редактировать ]Ущерб, нанесенный тяжелой промышленности Токио, был незначительным, пока бомбардировки не уничтожили большую часть легкой промышленности, которая использовалась в качестве основного источника для производства мелких деталей машин. В результате бомбардировок многие рабочие также погибли или остались без крова. Согласно победному отчету США, более 50% промышленности Токио было распределено среди жилых и коммерческих кварталов; бомбардировки сократили производство всего города вдвое. [ 3 ] Разрушения и разрушения были особенно серьезными в восточных районах города. В подвергшихся бомбардировке районах проживало 1,2 миллиона человек. Полиция Токио зафиксировала разрушение 267 171 здания, в результате чего более миллиона человек остались без крова. [ 26 ]
Поездка императора Хирохито по разрушенным районам Токио в марте 1945 года стала началом его участия в мирном процессе, кульминацией которого стала капитуляция Японии шесть месяцев спустя. [ 27 ]
Оценка потерь
[ редактировать ]По оценкам американского исследования стратегических бомбардировок , в ходе одного этого рейда погибло около 88 000 человек, 41 000 получили ранения и более миллиона жителей лишились своих домов. По оценкам пожарной службы Токио, число жертв больше: 97 000 убитых и 125 000 раненых. Управление столичной полиции Токио установило цифру в 83 793 убитых и 40 918 раненых и 286 358 разрушенных зданий и домов. [ 28 ] Историк Ричард Роудс оценил число смертей в более чем 100 000 человек, ранений в миллион и бездомных в миллион. [ 29 ] Эти цифры потерь и ущерба могут быть низкими; Марк Селден написал в Japan Focus :
Цифра примерно в 100 000 смертей, предоставленная японскими и американскими властями, у которых, возможно, были свои собственные причины для минимизации числа погибших, кажется, возможно, низкой в свете плотности населения, ветровых условий и рассказов выживших. Со средней плотностью населения 103 000 жителей на квадратную милю (400 жителей/га) и пиковыми уровнями до 135 000 жителей на квадратную милю (520 жителей/га), это самая высокая плотность среди всех промышленных городов в мире и смехотворно недостаточные меры пожаротушения. для выполнения задачи, 15,8 квадратных миль (41 км²) 2 ) Токио были разрушены в ту ночь, когда жестокие ветры раздували пламя, а стены огня блокировали десятки тысяч людей, спасавшихся бегством. По оценкам, на выгоревших территориях проживало 1,5 миллиона человек. [ 28 ]
В своей книге 1968 года, переизданной в 1990 году, историк Габриэль Колко привел цифру в 125 000 смертей. [ 30 ] Элиза К. Типтон, профессор японоведения, пришла к примерному диапазону от 75 000 до 200 000 смертей. [ 31 ] Дональд Л. Миллер , цитируя Нокса Бургера , заявил, что «по меньшей мере 100 000» японцев погибли и «около миллиона» были ранены. [ 32 ]
За всю кампанию бомбардировок Японии погибло более 300 000 человек и еще 400 000 получили ранения, в основном мирные жители. [ 33 ] [ 34 ]
Послевоенное восстановление
[ редактировать ]После войны Токио изо всех сил пытался восстановиться. В 1945 и 1946 годах город получал долю национального бюджета восстановления, примерно пропорциональную размеру ущерба от бомбардировок (26,6%), но в последующие годы Токио видел, как его доля сокращалась. К 1949 году Токио получило лишь 10,9% бюджета; в то же время наблюдалась безудержная инфляция, обесценивающая деньги. Оккупационные власти, такие как Джозеф Додж, вмешались и резко сократили программы восстановления японского правительства, сосредоточившись вместо этого на простом улучшении дорог и транспорта. Токио не переживал быстрого экономического роста до 1950-х годов. [ 35 ]
Мемориалы
[ редактировать ]Между 1948 и 1951 годами прах 105 400 человек, погибших в результате нападений на Токио, был захоронен в парке Йокоамичо в округе Сумида . Мемориал рейдам был открыт в парке в марте 2001 года. [ 37 ] В парке есть поименный список людей, погибших в результате взрывов, составленный на основании заявлений семей погибших; По состоянию на март 2020 года в нем было 81 273 имени. [ 38 ] Семьи погибших могут подать заявления правительству Токио о включении имен жертв в список. [ 39 ]
После войны японский писатель Кацумото Саотоме , переживший бомбардировку 10 марта 1945 года, помог открыть библиотеку, посвященную рейду в округе Кото, под названием « Центр токийских рейдов и военного ущерба» . Библиотека содержит документы и литературу о рейде, а также рассказы выживших, собранные Саотоме и Ассоциацией по регистрации воздушного рейда в Токио. [ 40 ]
Послевоенная японская политика
[ редактировать ]В 2007 году 112 членов Ассоциации семей погибших жертв воздушных налетов в Токио подали коллективный иск против японского правительства, требуя извинений и компенсации в размере 1,232 миллиарда иен. В их иске утверждалось, что японское правительство спровоцировало рейд, не сумев положить конец войне раньше, а затем не смогло помочь гражданским жертвам рейдов, одновременно предоставив значительную поддержку бывшим военнослужащим и их семьям. [ 41 ] Дело истцов было прекращено первым решением суда в декабре 2009 года, а их апелляция была отклонена. [ 42 ] Затем истцы подали апелляцию в Верховный суд , который отклонил их дело в мае 2013 года. [ 43 ]
В 2013 году, во время второго срока премьер-министра Японии Синдзо Абэ , кабинет Абэ заявил, что рейды «несовместимы с гуманизмом , который является одной из основ международного права», но также отметил, что трудно утверждать, были ли рейды противозаконно по международному праву того времени. [ 44 ] [ 45 ]
Неполный список миссий
[ редактировать ]Б-29
[ редактировать ]- 24 ноября 1944 года: 111 B-29 врезались в авиазавод на окраине города. [ 46 ]
- 27 ноября 1944 года: 81 B-29 поразил причал и городскую территорию и 13 возможных целей . [ 47 ]
- 29–30 ноября 1944 г.: два зажигательных налета на промышленные районы, сожжено 2773 строения. [ 47 ]
- 19 февраля 1945 г.: 119 B-29 нанесли удар по порту и городским районам.
- 24 февраля 1945 г.: 229 B-29 плюс более 1600 палубных самолетов. [ 48 ]
- 25 февраля 1945 г.: 174 B-29 сбросили зажигательные вещества, разрушив 28 000 зданий. [ 49 ]
- 4 марта 1945 г.: 159 B-29 поразили городские районы. [ 50 ]
- 9 марта 1945 г.: 334 B-29 сбросили зажигательные вещества, разрушили 267 000 зданий; 25% города [ 50 ] (Операция «Дом собраний») погибло около 100 000 человек.
- 2 апреля 1945 года: 100 B-29 бомбят авиационный завод Накадзима. [ 51 ]
- 3 апреля 1945 года: 68 B-29 бомбят авиационный завод Коидзуми и городские районы Токио. [ 51 ]
- 7 апреля 1945 года: 101 B-29 снова бомбит авиационный завод Накадзима. [ 51 ]
- 13 апреля 1945 г.: 327 B-29 бомбят территорию арсенала. [ 52 ]
- 20 июля 1945 года: 1 B-29 сбрасывает бомбу «Тыква» (бомба с той же баллистикой, что и ядерная бомба «Толстяк» ) в пасмурную погоду. Он был нацелен на Императорский дворец, но не попал в цель. [ 53 ]
- 8 августа 1945 г.: 60 B-29 бомбят авиационный завод и арсенал.
- 10 августа 1945 г.: 70 B-29 бомбят арсенальный комплекс. [ 54 ]
Другой
[ редактировать ]16–17 февраля 1945 года: палубная авиация , в том числе пикирующие бомбардировщики , в сопровождении истребителей «Хеллкэт» атаковала Токио. За два дня в воздухе находилось более 1500 американских самолетов и сотни японских самолетов. «К концу 17 февраля было потеряно более пятисот японских самолетов, как на земле, так и в воздухе, сильно пострадал авиастроительный завод Японии. Американцы потеряли восемьдесят самолетов». [ 55 ]
18 августа 1945 года. Последняя потеря США в воздушном бою во время войны на Тихом океане произошла во время миссии 230 A-8, когда два Consolidated B-32 Dominator из 386-й бомбардировочной эскадрильи 312 -й бомбардировочной группы стартовали с аэродрома Йонтан на Окинаве для фоторазведки. проехать над Токио, Япония . Оба бомбардировщика были атакованы несколькими японскими истребителями 302-й морской авиагруппы в Ацуги и авиагруппы Йокосука , которые совершили 10 артиллерийских заходов. Японские IJNAS асы Садаму Комачи и Сабуро Сакаи участвовали в этой атаке. B-32, пилотируемый первым лейтенантом Джоном Р. Андерсоном, был сбит на высоте 20 000 футов; Орудийный огонь вывел из строя двигатель номер два (левый внутренний), три члена экипажа получили ранения, в том числе сержант. Энтони Дж. Маркионе, 19 лет, из 20-й разведывательной эскадрильи , получивший 20-миллиметровое ранение в грудь и скончавшийся через 30 минут. Хвостовой стрелок сержант. Джон Хьюстон уничтожил одного нападавшего. Головной бомбардировщик Consolidated B-32-20-CF Dominator , 42-108532 , «Hobo Queen II», пилотируемый 1-м лейтенантом Джеймсом Кляйном, не получил серьезных повреждений, но второй Consolidated B-32-35-CF Dominator , 42-108578 , потерял двигатель, вывел из строя верхнюю турель и частично потерял управление рулем направления. Оба бомбардировщика приземлились на аэродроме Йонтан около 18:00. пережив последний воздушный бой Тихоокеанской войны. На следующий день в рамках соглашения о капитуляции с японских самолетов сняли винты. Маркионе был похоронен на Окинаве 19 августа, а его тело было возвращено в его дом в Поттстауне, штат Пенсильвания , 18 марта 1949 года. Он был похоронен на старом кладбище Святого Алоизия со всеми воинскими почестями. [ 56 ] «Hobo Queen II» был разобран на аэродроме Йонтон после обрушения носовой части шасси и повреждения во время подъема 9 сентября. B-32, 42-108578 был списан в Кингмане, штат Аризона . , после войны [ 57 ]
См. также
[ редактировать ]- Эвакуация мирного населения в Японии во время Второй мировой войны
- Могила светлячков (рассказ) — полуавтобиографический рассказ, действие которого происходит во время бомбардировки.
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б Лонг, Тони (9 марта 2011 г.). «9 марта 1945 года: выжигание сердца врага» . Проводной .
1945: Во время самого смертоносного воздушного налета Второй мировой войны 330 американских B-29 обрушили на Токио зажигательные бомбы, вызвав огненную бурю, в результате которой погибло более 100 000 человек, сожгла дотла четверть города и оставила миллион бездомных. .
- ^ Крэйвен, Уэсли Франк и Джеймс Ли Кейт, ред. Армейские военно-воздушные силы во Второй мировой войне, Том пятый, Тихий океан: от Маттерхорна до Нагасаки, июнь 1944 года - август 1945 года . Чикаго: Издательство Чикагского университета, 1953, стр. 558.
- ^ Jump up to: а б Обзор стратегических бомбардировок США, сводный отчет (война в Тихом океане) , стр. 18.
- ^ Раух, Джонатан. «Зажигательные бомбы над Токио: нападение Америки на столицу Японии в 1945 году остается незаслуженно малоизвестным наряду с Хиросимой и Нагасаки» . Атлантика . Проверено 13 июня 2019 г.
- ^ Карни, Мэтью (8 марта 2015 г.). «Зажигательные бомбардировки Токио во время Второй мировой войны, самый смертоносный бомбардировочный налет в истории, запомнились 70 лет спустя» . АВС Австралия . Проверено 13 июня 2019 г.
- ^ Шапиро 2009 , с. 115.
- ^ Рэй 2003 , с. 126.
- ^ «Официальный сайт The Doolittle Raiders» . Архивировано из оригинала 30 ноября 2017 года . Проверено 25 марта 2022 г.
- ^ Бивор 2012 , с. 698.
- ^ Видео: B-29s Rule Jap Skies, 1944/12/18 (1944 г.) . Универсальная кинохроника . 1944 год . Проверено 20 февраля 2012 г.
- ^ Морган и Пауэрс 2001 , с. 279.
- ^ Плунг, Дилан (15 апреля 2018 г.). «Японская деревня на полигоне Дагуэй: неисследованный контекст бомбардировок Японии» . Азиатско-Тихоокеанский журнал: Япония в фокусе . 16 (8).
- ^ Хопкинс 2009 , с. 322.
- ^ Брэдли 1999 , с. 33.
- ^ Миллер и Коммагер 2001 , стр. 447–449.
- ^ Крейн, Конрад К. «Война: бомбардировки (Германия и Япония)» . ПБС . Архивировано из оригинала 2 июня 2017 года . Проверено 24 августа 2014 г.
- ^ Брэдли 1999 , стр. 34–35.
- ^ Родден, Роберт М.; Джон, Флойд И.; Лаурино, Ричард. «Исследовательский анализ огненных бурь» (PDF) . Стэнфордский исследовательский институт (май 1965 г.). Управление гражданской обороны Министерства армии, Вашингтон, округ Колумбия: 39, 40, 53–54. Архивировано из оригинала 8 октября 2012 года.
- ^ Дайсон., Фриман (1 ноября 2006 г.), «Часть I: Ошибка разведки» , Technology Review , Массачусетский технологический институт , заархивировано из оригинала 2 марта 2012 г. , получено 9 марта 2008 г.
- ^ Макнил, Дэвид (10 марта 2005 г.). «Ночной ад упал с неба » . Япония Фокус . Архивировано из оригинала 5 декабря 2008 года.
- ^ Морган и Пауэрс 2001 , с. 314.
- ^ «9 марта 1945 года: выжигание сердца врага» . Проводной . Конде Наст Диджитал. 9 марта 2011 года . Проверено 8 августа 2011 г.
- ^ Технический сержант Стивен Уилсон (25 февраля 2010 г.). «Этот месяц в истории: Бомбардировка Дрездена» . База ВВС Элсуорт . ВВС США . Архивировано из оригинала 29 сентября 2011 года . Проверено 8 августа 2011 г.
- ^ Вэнс, Лоуренс М. (14 августа 2009 г.). «Бомбардировки хуже, чем Нагасаки и Хиросима» . Фонд «Будущее свободы» . Проверено 8 августа 2011 г.
- ^ Коулман, Джозеф (10 марта 2005 г.). «Поджигание Токио в 1945 году оставило наследие террора и боли» . CommonDreams.org. Ассошиэйтед Пресс. Архивировано из оригинала 3 января 2015 года . Проверено 8 августа 2011 г.
- ^ Шерри 1987 , стр. 276–277.
- ^ Брэдли 1999 , с. 38.
- ^ Jump up to: а б Селден, Марк (2 мая 2007 г.). «Забытый Холокост: стратегия бомбардировок США, разрушение японских городов и американский способ ведения войны от Второй мировой войны до Ирака» . Япония Фокус . Проверено 18 июля 2015 г.
- ^ Родос 1984 , с. 599.
- ^ Колко 1990 , стр. 539–540.
- ^ Типтон 2002 , стр. 141.
- ^ Миллер и Коммагер 2001 , стр. 456.
- ^ Крейн 1993 , с. 140.
- ^ Конвей-Ланц 2006 , с. 1.
- ^ Соренсен 2004 .
- ↑ Около 80 000 смертей в центре Токио в Wayback Machine (архивировано 27 октября 2020 г.). Приблизительно 80 000 смертей в центре Токио за одну ночь 10 марта 1945 года. Книга: ISBN : 4-00-415021-3 Автор: Кацумото Саотоме , Издательство : Иванами Синсё ( Iwanami Shinsho ) (80 000 смертей в центре Токио за одну ночь). ночь на 10 марта 1945 г. 10 000 000 погибших)
- ^ Каракас 2010 , стр. 521–523
- ^ «Администратор для регистрации списка жертв воздушного налета в Токио» , (на японском языке) дата обращения 5 июня 2021 г. .
- ^ «Список жертв воздушного налета в Токио» [Бюро по делам граждан и культуры, столичное правительство Токио]. Бюро жизни и культуры столичного правительства (на японском языке). Проверено 7 июня 2021 г. .
- ^ Аукема Джастин, « Автор видит параллели между довоенной ядерной идеологической обработкой », Japan Times , 20 марта 2012 г., стр. 12.
- ^ компенсации в размере 1,2 миллиарда иен» 47NEWS , 9 оригинала марта 2007 г. Архивировано из 2 декабря . 2013 г. «Воздушный налет в Токио: семья подает в суд на страну и требует
- ^ «Трудно выбрать получателей помощи» . 47NEWS , оригинала 14 декабря 2009 г. Архивировано из 2 декабря . 2013 г. «Компенсация за воздушные налеты на Токио не признана ;
- ^ «Истцы проиграли воздушные налеты на Токио; Верховный суд отклонил апелляцию » . 47NEWS , оригинала 9 мая 2013 г. Архивировано из 11 июня 2013 г. Проверено 22 ноября 2013 г.
- ^ «Японское правительство заявляет, что бомбардировка Токио в 1945 году «противоречит гуманитарным принципам» » . Японские ежедневные новости. Майничи Симбун . 7 мая 2013 года. Архивировано из оригинала 9 августа 2015 года . Проверено 22 ноября 2013 г.
- ^ «Ответ на воздушный налет в Токио ``Не соответствует гуманитарным принципам'' . 47NEWS . Kyodo News. 7 мая 2013 г. Архивировано из оригинала 2 декабря 2013 г. Проверено 22 ноября 2013 г.
- ^ Хилленбранд 2010 , стр. 261–262.
- ^ Jump up to: а б Хилленбранд 2010 , с. 263.
- ^ Хилленбранд 2010 , с. 274.
- ^ Отчет о тактической миссии 38 . 21-е бомбардировочное командование. 1945 год.
- ^ Jump up to: а б Военно-воздушные силы армии США во Второй мировой войне: боевая хронология. Март 1945 года . Архивировано 2 июня 2013 года в Wayback Machine Отделе исторических исследований ВВС . Проверено 3 марта 2009 г.
- ^ Jump up to: а б с Слоггетт 2013 , с. 154.
- ^ Дорр 2012 .
- ^ Полмар 2004 , с. 24.
- ^ «Американские миссии против Токио и Токийского залива» . Тихоокеанские затонувшие корабли . Архивировано из оригинала 5 октября 2023 года . Проверено 31 декабря 2018 г.
- ^ Хилленбранд 2010 , стр. 273–274.
- ^ Последний, кто умрет | Военная авиация | Журнал «Авиация и космос» . Airspacemag.com. Проверено 5 августа 2010 г.
- ^ Серийные номера USAAF 1942 года (с 42-91974 по 42-110188) . Джобаугер.com. Проверено 5 августа 2010 г.
Библиография
[ редактировать ]- Бивор, Энтони (2012). Вторая мировая война . Нью-Йорк: Книги Бэк-Бэй. ISBN 978-0-316-02375-7 .
- Брэдли, Ф.Дж. (1999). Стратегических целей не осталось . Издательство Тернер. ISBN 9781563114830 .
- Конвей-Ланц, Сахр (2006). Сопутствующий ущерб: зверства, невоенный иммунитет и зверства после Второй мировой войны . Нью-Йорк: Рутледж. ISBN 0-415-97829-7 .
- Крейн, Конрад К. (1993). Бомбы, города и мирные жители: стратегия американской авиации во Второй мировой войне . Лоуренс, Канзас: Издательство Канзасского университета.
- Дорр, Роберт Ф. (20 декабря 2012 г.). B-29 «Суперфортресс» времен Второй мировой войны . Издательство Блумсбери. ISBN 978-1-78200-835-4 .
- Хилленбранд, Лаура (2010). Несломленный . Нью-Йорк: Рэндом Хаус. ISBN 978-1-4000-6416-8 .
- Хопкинс, Уильям Б. (2009). Тихоокеанская война: стратегия, политика и игроки, выигравшие войну . Зенит Отпечаток. ISBN 978-0-7603-3435-5 .
- Каракас, Кэри (2010). «Место, общественная память и воздушные налеты на Токио». Географическое обозрение . 100 (4): 521–537. Бибкод : 2010GeoRv.100..521K . дои : 10.1111/j.1931-0846.2010.00056.x . S2CID 153372067 .
- Колько, Габриэль (1990) [1968]. Политика войны: мир и внешняя политика США, 1943–1945 гг . стр. 539–40 . ISBN 9780679727576 .
- Миллер, Дональд Л.; Коммагер, Генри Стил (2001). История Второй мировой войны . Нью-Йорк: Саймон и Шустер. стр. 447–449 . ISBN 9780743227186 .
- Морган, Роберт; Пауэрс, Рон (2001). Человек, который летал на «Мемфисской красавице»: мемуары пилота бомбардировщика времен Второй мировой войны . Даттон. ISBN 0-525-94610-1 .
- Полмар, Норман (2004). Enola Gay: B-29, сбросивший атомную бомбу на Хиросиму . Потомакские книги. ISBN 1-57488-836-6 .
- Рэй, доктор. Джон (2003). Иллюстрированная история Второй мировой войны . Вайденфельд и Николсон.
- Роудс, Ричард (1984). Создание атомной бомбы . Саймон и Шустер в мягкой обложке. ISBN 0-684-81378-5 .
- Шапиро, Исаак (2009). Эдокко: Как вырасти иностранцем в Японии военного времени . iUniverse. ISBN 978-1-4401-4124-9 .
- Шерри, Майкл С. (1987). Подъём американской авиации: создание Армагеддона . Нью-Хейвен, Коннектикут: Издательство Йельского университета. стр. 276–77. ISBN 0-415-97829-7 .
- Слоггетт, Дэвид (18 июля 2013 г.). Век авиации: меняющееся лицо войны 1912–2012 гг . Перо и меч. ISBN 978-1-78159-192-5 .
- Соренсен, Андре (2004). Создание городов Японии: города и планирование от Эдо до XXI века . Рутледж Керзон. ISBN 0-415-35422-6 .
- Типтон, Элиза К. (2002). Современная Япония: Социальная и политическая история . Рутледж. ISBN 0-585-45322-5 .
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Кайдин, Мартин (1960). Факел врагу: Огненный налет на Токио . Книги Баллантайна. ISBN 0-553-29926-3 . Д767.25.Т6 С35.
- Коффи, Томас М. (1987). Железный орел: бурная жизнь генерала Кертиса Лемэя . Издательство Random House Value. ISBN 0-517-55188-8 .
- Крейн, Конрад К. (1994). Сигара, принесшая огненный ветер: Кертис Лемэй и стратегические бомбардировки Японии . Обмен военной историей JGSDF и армии США. ASIN B0006PGEIQ .
- Фрэнк, Ричард Б. (2001). Падение: Конец Императорской Японской империи . Пингвин. ISBN 0-14-100146-1 .
- Грейлинг, AC (2007). Среди мертвых городов: история и моральное наследие бомбардировок гражданского населения в Германии и Японии во время Второй мировой войны . Walker Publishing Company Inc. Нью-Йорк: ISBN 978-0-8027-1565-4 .
- Грир, Рон (2005). Огонь с неба: Дневник Японии . Джексонвилл, Арканзас: Greer Publishing. ISBN 0-9768712-0-3 .
- Гиллиан, Роберт (1982). Я видел горящий Токио: рассказ очевидца от Перл-Харбора до Хиросимы . Джов Пабнс. ISBN 0-86721-223-3 .
- Хойт, Эдвин П. (2000). Инферно: Огненная бомбардировка Японии, 9 марта – 15 августа 1945 года . Книги Мэдисона. ISBN 1-56833-149-5 .
- Яблонски, Эдвард (1971). «Воздушная война против Японии». Airwar Outrageed Skies/Wings of Fire. Иллюстрированная история авиации во Второй мировой войне . Даблдэй. ASIN B000NGPMSQ .
- Лемей, Кертис Э.; Билл Йенн (1988). Суперкрепость: история B-29 и американской авиации . Компании МакГроу-Хилл. ISBN 0-07-037164-4 .
- Макгоуэн, Том (2001). Воздушный налет!: Кампания бомбардировок . Брукфилд, Коннектикут: Книги XXI века. ISBN 0-7613-1810-0 .
- Шеннон, Дональд Х. (1976). Воздушная стратегия и доктрина США, использованные при стратегических бомбардировках Японии . Авиационный университет США, Военный колледж авиации. АСИН B0006WCQ86 .
- Смит, Джим; Малкольм МакКоннелл (2002). Последняя миссия: Тайная история последней битвы Второй мировой войны . Бродвей. ISBN 0-7679-0778-7 .
- Тиллман, Барретт (2010). Вихрь: Воздушная война против Японии, 1942–1945 гг . Саймон и Шустер. ISBN 978-1-4165-8440-7 .
- Уэррелл, Кеннет П. (1998). Одеяла Огня . Смитсоновский институт. ISBN 1-56098-871-1 .
Внешние ссылки
[ редактировать ]- 67 японских городов подверглись бомбардировкам во время Второй мировой войны .
- Армейская авиация во Второй мировой войне .
- Центр Токийского рейда и военного ущерба / Введение .
- Баррелл, Тони (1997). «Токио в огне» . АВС онлайн . Австралийская радиовещательная корпорация. Архивировано из оригинала 3 августа 1997 года . Проверено 3 ноября 2006 г. Стенограмма радиодокументального фильма/комментария о теракте в Токио с выдержками из интервью с участниками и свидетелями.
- Крэйвен, Уэсли Фрэнк; Джеймс Ли Кейт. «Том V: Тихий океан: от Маттерхорна до Нагасаки, июнь 1944 г. - август 1945 г.» . Армейская авиация во Второй мировой войне . Управление истории ВВС США . Проверено 12 декабря 2006 г.
- Ханселл-младший, Хейвуд С. (1986). «Стратегическая воздушная война против Германии и Японии: мемуары» . Проект «Исследования воинов» . Управление истории ВВС США . Проверено 12 декабря 2006 г.
35 ° 41' с.ш., 139 ° 46' в.д. / 35,683 ° с.ш., 139,767 ° в.д.