Canadair CC-109 Космополитен
CC-109 Космополитен CL-66 | |
---|---|
CC-109 Cosmopolitan из 412-й эскадрильи на CFB Cold Lake в 1985 году. | |
Роль | Транспортный самолет |
Производитель | Канадэйр |
Первый полет | 2 февраля 1959 г. |
Введение | 1960 |
Ушедший на пенсию | 1994 |
Основные пользователи | Королевские ВВС Канады Канадские вооруженные силы |
Произведено | 1959, 1966 (переконфигурированный вариант) |
Количество построенных | 13 |
Разработано на основе | Конвэйр 440 |
Варианты | Конвэйр 540 |
Canadair CL-66 представлял собой турбовинтовую версию гражданского самолета Convair CV-440 Metropolitan. CC -109 Cosmopolitan или «Cosmo» на вооружении RCAF стал стандартным VIP-самолетом, а также заменил Douglas Dakota и North American B-25 Mitchell в качестве легких транспортных самолетов. После долгой карьеры, продолжавшейся до 1990-х годов, CC-109 был заменен CC-142 Dash 8 и CC-144 Challenger .
Проектирование и разработка
[ редактировать ]После завершения производства Convair CV-440 в Сан-Диего компания Canadair приобрела права на конструкцию, а также приспособления, инструменты и даже три непроданных самолета 440. Благодаря переоборудованию турбовинтового двигателя Napier Eland CV-440 с модернизированным двигателем превратились в CV-540, полностью грузовой вариант.
В 1958 году RCAF хотели заменить свои устаревшие C-47 Dakota самолетами с турбинными двигателями. Их выбором был Vickers Viscount , но канадское правительство отказалось от этого самолета. Вместо этого Canadair предложила серию вариантов CV-540 с турбовинтовыми двигателями Napier Eland. Проекту был присвоен номер CL-66 , рассматривались три варианта. CL -66A должен был стать пассажирским самолетом 48/64. CL -66B спроектирован как грузопассажирский вариант с полезной нагрузкой 14 200 фунтов. В CL-66C использовались самолеты CV-440, построенные Convair, только новые двигатели которых были установлены в Canadair.
Первым полетевшим CL-66 была версия «C», первый полет которой состоялся в феврале 1959 года; CL-66B совершил свой первый полет в январе 1960 года. Версии «А» построены не были.
Операционная история
[ редактировать ]Canadair не удалось получить контракты на поставку CL-66 ни от одной крупной авиакомпании. Это было слишком дорого, а другие подобные типы имели лучшие характеристики. Два самолета, оба CL-66C, которые использовались для обширных демонстрационных продаж, были проданы местному авиаперевозчику Quebecair . RCAF взяла десять самолетов, в основном B. Eland не только оказался ненадежным, но и не обеспечивал ожидаемой мощности, поэтому в 1966–1967 годах RCAF провело модернизацию двигателя, установив Allison 501-D36 двигатели . После того, как восемь планеров были модернизированы, компания прекратила дальнейшие разработки этого типа, «осиротев» оставшиеся два последних экземпляра Eland, которые впоследствии были списаны. [ 1 ]
412-я эскадрилья CFB Оттава (S), или «Нагорье», летала на «Космо» с 1960 по 1994 год в качестве VIP-транспорта. Самолеты Cosmopolitan также были переброшены в Европу для поддержки канадского контингента НАТО, а также в США для поддержки канадских операций NORAD.
Операторы
[ редактировать ]Военный
Технические характеристики (CL-66 – Эланд)
[ редактировать ]Данные Jane's All The World's Aircraft, 1961–62 гг. [ 2 ]
Общие характеристики
- Экипаж: 3 или 4 человека
- Емкость:
- 64 пассажира
- Полезная нагрузка: 12 939 фунтов (5 869 кг)
- Длина: 81 фут 6 дюймов (24,84 м) (с носовым радаром)
- Размах крыльев: 105 футов 4 дюйма (32,11 м)
- Высота: 28 футов 2 дюйма (8,59 м)
- Площадь крыла: 963,82 кв. футов (89,542 м 2 ) 2 )
- Соотношение сторон : 12:1
- Профиль крыла : NACA 63,4-120.
- Вес пустого: 32 333 фунта (14 666 кг)
- Максимальный взлетный вес: 53 200 фунтов (24 131 кг)
- Запас топлива: 1690 имп галлонов (2030 галлонов США; 7700 л)
- Силовая установка: 2 Napier Eland NE1.6 Mk 504A турбовинтовых двигателя мощностью 3500 л.с. (2600 кВт) каждый (ЭШП).
- Гребные винты: 4-лопастные гребные винты de Havilland с постоянной скоростью вращения, диаметром 13 футов 6 дюймов (4,11 м).
Производительность
- Максимальная скорость: 340 миль в час (550 км/ч, 300 узлов)
- Крейсерская скорость: 322 миль в час (518 км/ч, 280 узлов) на высоте 20 000 футов (6 100 м) и 46 000 фунтов (21 000 кг).
- Скорость сваливания: 92 миль в час (148 км/ч, 80 узлов)
- Дальность: 1244 миль (2002 км, 1081 миль) (48 пассажиров, 45 минут резерва)
- Перегоночная дальность: 2275 миль (3661 км, 1977 морских миль) (дополнительное топливо)
- Время набора высоты: от 6,4 мин до 10 000 футов (3 000 м)
См. также
[ редактировать ]Связанные разработки
Связанные списки
Ссылки
[ редактировать ]- Примечания
- ^ "Canadair CC-109 Cosmopolitan". Архивировано 28 сентября 2007 года в Wayback Machine shearwateraviationmuseum.ns.ca . Проверено: 16 июня 2010 г.
- ^ Тейлор 1961, стр. 21–22.
- Библиография
- Молсон, Кен М. и Гарольд А. Тейлор. Канадские самолеты с 1909 года . Ститтсвилл, Онтарио: Canada's Wings, Inc., 1982. ISBN 0-920002-11-0 .
- Пиклер, Рон и Ларри Милберри. Canadair: первые 50 лет . Торонто: Книги CANAV, 1995. ISBN 0-921022-07-7 .
- Тейлор, Джон В. Р. Джейн «Все самолеты мира, 1961–62» . Лондон: Сэмпсон Лоу, Marston & Company, 1961.
Внешние ссылки
[ редактировать ]