Ваттен (карточная игра)
Три критика: Макси , Белли и Шпиц. | |
Источник | Бавария |
---|---|
Тип | Обычный трюк |
Игроки | 2-4 |
Навыки | Блеф [1] |
Карты | 32 или 33 (+ ![]() |
Палуба | Немецкий (образец Шафкопфа или Вильгельма Телля) |
Ранг (высокий → низкий) | Козыри: ![]() ![]() ![]() CS 3xS АКОУ 10–7 Однотонные костюмы: АКОУ 10–7. |
Играть | по часовой стрелке |
Время игры | 10 мин. + [1] |
Шанс | 4/10 [1] |
Похожие игры | |
Карноффель • Кайзерьясс • Торги • Перлагген |
Ваттен , регионально также называемый Ваддн , Ваттельн или Ваттлунг , представляет собой карточную игру , в которую в основном играют в Баварии , Австрии , Швейцарии и Южном Тироле , включая Ладинию . Существует несколько основных вариантов: баварский, богемский, южнотирольский ( Штихваттен ), (австрийский) тирольский, критиш и слепой Ваттен. Обычно это игра для четырех игроков, которая «безусловно самая интересная». [1] но в нее также могут играть 2 или 3 игрока. По словам Парлетта , Ваттена «трудно описать, но в него интересно играть и легко учиться». [2]
Источник
[ редактировать ]По традиции игра возникла в своем нынешнем виде в Королевстве Бавария во времена наполеоновских войн . В то время союзные французские и баварские войска вместе проводили свободное время в своих военных лагерях. Название произошло от французской фразы va tout , что означало «последний козырь». Однако тирольский историк Ганс Финк считает, что игра зародилась в бывшем австрийском Южном Тироле и произошла от итальянского слова battere (на ладинском языке: báte ), «избиение» или «стук». [3] Это подтверждается источниками, которые называют Баттен разговорным именем в Южном Тироле. [а] По-итальянски игра называется Batadù , Battadù или Baten .
Исторические ссылки обрывочны, но в 1881 году сообщается о турнире Ваттена в Нидердорфе в долине Пустер в Южном Тироле , в котором 30 игроков из деревни Брунек соревновались с 30 игроками из Нидердорфа и Вельсберга , причем последний выиграл со счетом 47 игр против 43. часть ассоциации Watten, основанной в Вельсберге. [4] В 1911 году в Химинге (игра в Ваттен) возникла ссора из-за мошенничества, во время Wattspiel в ходе которой мужчина получил ножевое ранение. [5]
Баварский Ваттен
[ редактировать ]В Баварии в наиболее распространенной форме игры используются три постоянных главных козыря, называемые «Критические». В основном это игра для четырех игроков, в которой партнерские пары игроков сидят друг напротив друга за карточным столом. Обычно в нее играют с использованием в немецкой масти баварской или франконской колоды рисунков , при этом каждому игроку раздаются по пять карт. Цель каждой пары – выиграть по три взятки за раздачу .
Желуди ( Эйхель ) | Листья ( Гра ) | Червы ( Герц ) | Bells (SchellenКолокола |
---|---|---|---|
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
Карты
[ редактировать ]Используется колода из 32 карт немецкой масти.
Критика
[ редактировать ]Три постоянных старших козыря — это три «Критикала» ( Kritische или Kritten ). [б] :
К — Макси высшая карта в игре, названная в честь короля Баварии , Максимилиана I. [с]
7 или
6 — Белли , вторая по старшинству карта Вели. [д]
7 – Шпиц («Точка»). [и]
Нападающие
[ редактировать ]Затем следуют четыре Страйкера ( Schläge ; единственное число Schlag ), четыре карты определенного числа или ранга. Карта, которая одновременно является нападающим и козырем, — это главный нападающий ( Hauptschlag ), капитан ( Hauptmann ) или правый ( Rechter ). [ф] Это четвертая по величине карта после Критиков. Три оставшихся нападающих, также называемые левыми ( Linke ), не имеют определенного порядка старшинства; вместо этого всегда побеждает тот, кто сыграет первым.
Костюм Трампа
[ редактировать ]После того, как приходят Страйкеры, выкладываются карты козырной масти . Козыри бьют все оставшиеся карты, кроме критических и страйкеров. По взяткам козыри располагаются в следующем порядке:
- Туз ( Осел ), обычно называемый Свинья ( Сау )
- Король ( King , Кресло-принтер = "кресло-картошка")
- Официант ( Saalflitzer или перевозчик еды = «официант»)
- Унтер ( Бохрамма )
- 10 ( Эйзенбанер или Банер = «железнодорожник», прыгун в шпалах )
- 9 ( Brotzeit = «закуска»)
- 8 ( Fenstersteck = «оконная рама»)
- 7 ( Notschrei = «крик о помощи»)
Перемешать и вырезать
[ редактировать ]Перед раздачей карт тасует их дилер и снимает игрок справа. Если нижняя карта разрезанной стопки является критической, каттер может ее сбить («оставить себе»). [г] Затем дилер имеет право просмотреть и взять следующую карту, если она имеет решающее значение. В редком случае третьего критического удара, резак может взять и его. Если огранщик отказывается от права на проверку , дилер также не имеет права на проверку . Каттер также может взять в качестве блефа карту, которая не является критической. Однако, если все пять ходов игры выполнены без критического удара катера, команда штрафуется на 2 очка.
Иметь дело
[ редактировать ]Дилер сдает по пять карт, обычно пачками по три и две карты, по часовой стрелке и по очереди, начиная с удара справа . Если каттер или дилер получили критический удар, на этом этапе они получают меньше карт, чтобы получить комбинацию из пяти карт. [6]
Нападающие и козыри
[ редактировать ]Дилер и форхенд смотрят свои карты. Затем Форхенд назначает любую карту в качестве страйкеров, т.е. A, K, O, U, 10, 9, 8 или 7. Затем дилер выбирает козырную масть. Перед этими объявлениями дилер или форхенд могут попросить повторную сделку, сказав: «Пожалуйста, лучше!» ( Шёнере! ). Если другой игрок соглашается, обе его руки (но не руки других игроков) сбрасываются и им раздаются еще пять. Альтернативно, другой игрок может отказаться, и игра должна продолжиться с уже разданными картами.
Обычно дилеру предлагают вариант «обмена нападающими?» ( Schlagwechsel или Schlagtausch ), т.е. для обмена тем, кто объявляет страйкеров. Дилер может принять это и объявить страйкеров, после чего справа объявляет козыри; Форхенд продолжает играть первым. В качестве альтернативы дилер может отклонить запрос, и в этом случае все останется как было.
Играть
[ редактировать ]Как только страйкеры и козыри расставлены, удар справа приводит к первой взятке, за которой следуют остальные игроки по часовой стрелке. Взятку выигрывает старший козырь или старшая карта ведущей масти, если козырей не было. Победитель взятки ведет к следующей взятке, а остальные игроки следуют за ней по очереди. Если взятка выиграна без критического удара, козыря или страйкера, то есть только с разыгранной картой более высокого качества в масти, она описывается как dant gestochen («выиграна без особых усилий»).
В отличие от многих других карточных игр, в Ваттене нет принуждения последовать его примеру или выиграть взятку. Исключением является вывод Главного нападающего в качестве первой карты руки, сопровождаемый призывом «Козырный или критический!» ( Trumpf oder Kritisch!; в просторечии Кирх ода Капейн ). В этом случае противники должны разыграть либо Критический удар, либо козырную карту (остальные Страйкеры освобождены от этого правила). Партнер должен разыграть козырь, но не обязательно разыграть Критический ход. Если главный нападающий побежден критическим игроком, остальным игрокам больше не нужно разыгрывать козырь. Прежде чем возглавить главного нападающего, игрок может спросить партнера: «Нанесет ли это ущерб?» ( щадет э? ), чтобы проверить, не ослабит ли это руку партнера.
Машина
[ редактировать ]Если у игрока есть все три Критика или (в зависимости от региона) другая комбинация карт, которая независимо от порядка ее разыгрывания неизбежно приводит к выигрышу как минимум трех взяток, это называется Машина или Двигатель ( Maschine ). Некоторые правила требуют, чтобы такой игрок раскрыл свою руку перед началом игры, автоматически выигрывая игру с 2 очками. Другой вариант правила предусматривает, что игрок выбирает между раскрытием карт и автоматическим получением 3 очков или продолжением игры в надежде набрать 4 очка путем блефа.
Повышение
[ редактировать ]Если игрок или команда пожелают, они могут, находясь в лидерах , увеличить количество очков, набранных во время раздачи, на одно. [час] Их оппоненты могут затем сбросить карты , после чего претенденты немедленно выигрывают раздачу с двумя очками, или принять и продолжить игру на три очка. Задание можно повторять сколь угодно часто, каждый раз увеличивая выигрышный счет на один, но команды должны выполнять его поочередно, т. е. команда не может поднимать два раза подряд. Это дает возможность блефовать . Игрок делает рейз, спрашивая: «[ты] собираешься?» ( Гехст? или Гехт? ). Ответ может быть: «Посмотрим!» ( Шауэн! ) или «Нет!» ( Nein ), если вызов принят, или «да» ( Ja ) и карты, брошенные рубашкой вниз, если игрок или игроки, которым бросили вызов, решили сдаться. В качестве альтернативы игроки могут сделать рейз, сказав, например, «Четыре?» Повышение также можно принять, разыграв карту. Игрок поднимает ставку или отвечает от имени команды.
Победа
[ редактировать ]Традиционно для подсчета очков используется доска, на которой мелом наносятся линии (||||), обозначающие очки. Команда, которая взяла 3 взятки, выигрывает раздачу и получает количество разыгрываемых очков, т. е. 2, если рейзов не было, или больше, если рейзы были приняты. Игра обычно выигрывается, если набрать 11 (или 15) очков. При 9 или 10 (13 или 14) очках вы «тайтовы» ( gespannt ), что означает, что вы не можете повысить счет. Это обозначается на планшете путем перечеркивания набранных на данный момент очков ( ||||| |||| ), так что его еще называют «вычеркнутым» ( gestrichen ). Затем каждая рука разыгрывается на три очка, но тайтовая команда, если она чувствует, что проиграет, может «уйти» после объявления козырей и страйкеров, уступая своим противникам всего 2 очка.
В одном варианте обе стороны больше не могут «устраняться» в этой ситуации; тайтовая команда получает 2 очка за победу, отстающая команда автоматически получает 3 очка за победу (даже если ее противники сдаются). Но возможно повышение до 4-очковой игры.
В конце раздачи победившая или проигравшая команда получает черную каплю ( ● ), так называемый Баммерль или Боне на планшете .
Штраф в 3 очка часто налагается за игровые нарушения, например, если тайтовый игрок делает ставку.
Тайное удаление так называемых «выигрышных карт» часто называют Packeln или упаковкой. В некоторых регионах упаковка не только разрешена, но и является неотъемлемой частью игры.
Сигнализация
[ редактировать ]Поскольку партнеры в команде не знают карт, которые есть у каждого, подача сигналов друг другу (известных как deuten , funken или mucken ) с помощью мимики и жестов не только разрешена, но и является полноценной частью игры. Для этого партнеры заранее согласовывают секретные сигналы. Типичные сигналы:
- Макс или Мэттл - губы-кошельки
- Вели – подмигнуть правым глазом
- Шпиц – подмигивание левым глазом
- Капитан/главный нападающий – пожать правым плечом.
- Нападающий – пожимает плечами левым плечом
- Трамп 7-10 – пошевелите мизинцем
- Трамп Унтер – пошевелить безымянным пальцем
- Трамп Обер - подвигай средним пальцем
- Трамп Кинг – подвигайте указательным пальцем
- Trump Sow – двигайте большим пальцем или кулаком
- Козырей нет ( пустота ) – смотрим вверх
Могут быть отправлены и другие сигналы, например, чтобы предложить, кто должен (попытаться) побить, какую из карт противника или какую карту будет разыгрывать игрок. Никакая сигнализация не допускается до того, как будут определены забастовщики и козыри; до этого момента только дилер и форхенд могут смотреть свои карты. Обычно один из двух партнеров в команде берет на себя инициативу (на один или несколько раундов). Важно не допустить, чтобы оппоненты знали о своих картах, и в то же время узнать как можно больше об их картах путем наблюдения и дедукции.
Варианты для двух, трех и шести игроков.
[ редактировать ]Существуют варианты для двух игроков (форхенд выбирает страйкеров ; дилер выбирает козырей ), трех игроков (форхенд режет, выбирает страйкеров и козыряет и играет против двух защитников, которые образуют команду) и шести игроков (в Южном Тироле 2 команды по 3 игрока). ).
Региональные различия
[ редактировать ]Существуют региональные варианты Ваттена, поэтому игрокам, впервые посетившим этот регион, рекомендуется узнать о любых различиях.
Способ раздачи карт варьируется от региона к региону. Их можно раздавать индивидуально или двумя пакетами по картам 3 + 2 (Бавария) или 2 + 3 (Южный Тироль).
Бавария
[ редактировать ]В Баварии обычно играют в Ваттена с 32 картами, а критическими являются: К,
7 и
7.
В некоторых частях Баварии может быть объявлено требование «Трамп или Критик» ( Trumpf oder Kritisch ) или «Трамп или дурак» ( Trumpf oder Narrisch ). Это означает, что нападающий также считается козырем, если у первого игрока, следующего за ведущим игроком, нет козырей. Затем необходимо сыграть «Нападающим» (вариант «Пеппер»). Хотя в Ваттене раздаются не все карты, в Баварии по традиционным причинам это не считалось незаконной азартной игрой, даже если делать ставки на деньги. Напротив, конкурсы на приз Ваттена очень популярны и активно пропагандируются организаторами. Однако эта оценка Ваттена уже не бесспорна. Было подано как минимум одно уголовное дело о несанкционированных азартных играх. [7]
Во Франконии обычно играют в описанный выше баварский вариант, но с некоторыми вариациями. Таким образом, при первом розыгрыше главного нападающего все остальные игроки с козырной картой должны заявить об этом, даже если главный нападающий побежден критическим игроком. Здесь игроку «официально» разрешается спросить партнера schadder ( восточно-франконское слово schadet er ), чтобы узнать, не лишит ли этот ход важный козырь из руки партнера и тем самым поставит под угрозу его шансы на успех (например, если у партнера есть только один относительно высокий козырь). Также такие термины, как Ausschaffen («изгнать», т.е. сделать рейз или ставку) и Schub? («push?», т. е. «ты идешь?») используются вместо более обычных.
Австрия
[ редактировать ]В Австрии , особенно в Северном Тироле, Зальцбурге и Верхней Австрии, основное отличие состоит в том, что вторым по величине критическим показателем является 6 или Вели . В некоторых частях Каринтии добавляется четвертый критический уровень:
U ( Бугл ), которая является наивысшей критической картой. Обычно в Каринтии играют до 11 очков. С 9 очков вы gsponnt («тугой») или kronk («нездоров») и уже не можете делать ставку, поскольку 2 очка (минимальная ставка в игре) обеспечивают победу. Если это произойдет, команда противника зафиксирует результат. Во многих местах Каринтии проводятся так называемые «Водные турниры», на которых сообщества долины играют в разные варианты, в основном критические или некритические - Ваттен для четырех игроков. Обычно есть вступительный взнос и призы. Часто также можно начкауфен . Однако в основном, как и в региональных и национальных турнирах, разыгрывается «некритический» вариант, в котором только нападающие и козыри имеют большую силу взятия взяток. Практически непобедимые карты называются Рехтерами (например: Главный нападающий + еще один нападающий: два Рехтера ), а карты, которые может победить только Главный нападающий, называются Линкенами (например: три нападающих + Свинья козырей: четыре Линке ; два нападающих + Свинья козырей: три ложных Левый ).
В Северном Тироле, как и в Южном Тироле, часто играют с Гуатеном как старшей картой и реже с Бисном (карта чуть ниже Рехтера ) как второй по старшинству картой. для четырех игроков Кроме того, в Северном Тироле очень популярна игра Ladinern , также называемая Ladinisch Watten или Blind Watten . В Южном Тироле дейтен запрещен.
Италия
[ редактировать ]
В южно-тирольском варианте Blind Watten ( Слепой Ваттен ), также называемом Ладинским Ваттеном ( Ladinish Watten или Latinern ), не ни Дойтен допускается , ни обсуждение тактики. Это значительно увеличивает сложность игры, поскольку два партнера, не сделавшие ставки, должны либо угадать, либо путем наблюдения выяснить, на что была сделана ставка.
Еще одним отличием южнотирольского варианта является то, что к тем игрокам, которые сделали ставку, применяется Фарбцванг , поэтому, если будет разыграна козырная карта, Рехте или Гуате , они должны последовать этому примеру с козырем, если он у них есть ( Рехте и Гуате). в гуате играть не обязательно). В качестве альтернативы они могут взять взятку с лучшей картой.
В Blind Watten козыри и страйкеры определяются следующим образом: после раздачи дилер и форхенд показывают друг другу свои младшие карты. В отличие от Blind Watten, в Latinern карты не нужно сортировать заранее, чтобы предотвратить манипуляции с самой младшей картой. Масть самой младшей карты дилера определяет козырную масть для этой руки. Значение младшей карты удара справа определяет нападающего. После раскрытия карт друг другу один игрок от каждой команды знает козырную масть и страйкера, двое других должны угадать эту информацию в ходе игры. Только после окончания раздачи, если это необходимо, становится известна козырная масть.
Чтобы облегчить задачу двум игрокам, которые изначально играют «вслепую», полезно показать последнюю сыгранную взятку после объявления победителя взятки. Это облегчает определение козырной масти и страйкеров методом исключения. После завершения следующего трюка старый фокус переворачивается и больше не может быть проверен.
Команда немедленно проигрывает текущую раздачу, если один из двух игроков делает заявления или дает подсказки, выдающие козырную масть или страйкеров.
См. также
[ редактировать ]Сноски
[ редактировать ]- ^ Например, Хайдер (1985), с. 424.
- ↑ На региональном уровне также называется «греками» ( Griechische или Griechen ).
- ^ Также называется Макс , Мэксле , Максл , Маттл , Папа , Малер («Художник»), Махтль , Вурзель-Шорш («Клубничный Джордж»).
- ^ Также называется Бенно , Белло , Белль , Бёлле ). В Австрии и Южном Тироле
используется 6.
- ^ Также называется Spitze , Seuchl , Soacher , Soach , Bsoachter , Sächer , Bisi , Bise , Gspetz .
- ^ В немецком языке он также имеет различные другие названия, включая Haubi , Hauwe , Haube , Haut или Hawe .
- ^ schlecken означает «лизать» или «лакать».
- ^ Маклеод использует термины «ставка»; Дэвид Парлетт говорит о «повышении».
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б с д Кастнер и Фолкворд 2005 , стр. 51.
- ^ Парлетт 2008 , с. 340.
- ^ История на сайте www.wattn.com. Проверено 2 июня 2018 г.
- ^ Пустерталер Ботэ , стр. 189–190.
- ^ _ (1911). «Областной суд Траунштайна» в Rosenheimer Anzeiger . 27 марта 1912 г. с. 5.
- ^ Ваттен на www.pagat.com. Проверено 2 июня 2018 г.
- ^ Ханс Скретч (2018), «Картель с прокурором» , Sueddeutsche.de (на немецком языке), ISSN 0174-4917 , получено 8 марта 2018 г.
Литература
[ редактировать ]- _ (1881). Пустерталер Ботэ: (Brunecker Zeitung) , No. 48. 2 декабря 1881 г. Брунек: Mahl. С. 189 – 190.
- Ауэр, Хуберт (2015). Ваттен, торги и перлаж . Серия «Жемчуг», Том 659. Издательство «Жемчужная серия» , Вена. ISBN 3852234336
- Группа поддержки Перлаггена Южного Тироля (2014 г.). Перлогген в Южном Тироле: с прогулкой и торгами . Реция, Больцано. ISBN 978-88-7283-523-4
- Хафеле, Макс и Мейнхард Эйтер (1999). Тирольский Ватербух . Одуванчик. ISBN 3-7066-2211-4 .
- Хайдер, Фридрих (1985). Тирольская таможня круглый год . Издательство Тиролья.
- Кастнер, Хьюго; Фолкворд, Джеральд Кадор (2005). Большая энциклопедия карточных игр Гумбольдта за первые 500 лет (оригинальное издание). Баден-Баден: Гумбольдт. ISBN 3-89994-058-Х .
- Парлетт, Дэвид (2008). Книга карточных игр «Пингвин» . Лондон: Пингвин. ISBN 978-0-141-03787-5 .
- Сирч, Уолтер (2008). От старых до двадцатых – баварские карточные игры для детей и взрослых – открытые заново. Баварская ассоциация костюмов.
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Ваттена Правила на pagat.com (на английском языке)
- Ваттен: любимая карточная игра Тироля («Ваттен — самая популярная карточная игра Тироля» — на немецком языке)
- Баварский экспортный хит, объясненный профессионалом («Баварский экспортный хит, объясненный профессионалом» - на немецком языке)
- Правила турнира Watten на сайте Whattturnier.de (на немецком языке)
- Ваттен, Ваттн - подробные австрийские правила и вариации (на немецком языке)
- Правила Ваттена в Южном Тироле (Южный Тироль) на сайте waten-suedtirol.com (на немецком языке)
- Изучите и играйте в игру Ваттен на платформе waten.online (на немецком языке)
- Немецкие традиции
- Австрийские карточные игры
- Немецкие колодные карточные игры
- Группа Трампа
- Баварские карточные игры
- Карточные игры для двух игроков
- Карточные игры для трех игроков
- Карточные игры для четырех игроков
- Швейцарские карточные игры
- Карточные игры с колодой Вильгельма Телля
- Карточные игры с сигнализацией
- Южнотирольские карточные игры