Двадцать пять (карточная игра)
![]() Рука из пяти карт из ирландской колоды | |
Источник | Ирландия |
---|---|
Тип | взятие трюков |
Игроки | 3–8 |
Навыки | Тактика и стратегия |
Карты | 52 |
Палуба | Французский |
Играть | по часовой стрелке |
Время игры | 25 мин. |
Шанс | Середина |
Похожие игры | |
Сорок пять |
Двадцать пять — ирландская национальная карточная игра , которая также лежит в основе канадской игры « Сорок пять» . Чарльз Коттон описывает своего предка в 1674 году как «Пять карт» и дает прозвище «пять пальцев» Пятерке козырей, исходя из того факта, что ирландское слово cúig означает одновременно «пять» и «трюк». [1] Предполагается, что он очень древний и, по широко распространенному мнению, возник в Ирландии, хотя «его почтенный предок», Мо , [2] которую Джеймс I из Англии , — это шотландская игра. очень любил [3]
Семья
[ редактировать ]Игра представляет собой член семейства Maw игр XIX века, в которое также входит круглая игра Spoil Five. [4] (также называемый Spoil-Five , [5] или Spoiled Five ), старые игры «Пять карт» и «Пять и десять». [6] и расширение Двадцать Пять под названием Сорок Пять .
История
[ редактировать ]
Двадцать пять происходит от старой шотландской игры Мау, которая датируется как минимум 1548 годом и часто упоминается примерно до 1650 года. [7] Моу был в моде во времена правления Якова I и стал главной игрой английского двора. Однако во времена Английского Содружества (1649–1660) она вымерла только для того, чтобы появиться в книге Чарльза Коттона « Совершенный игрок» 1674 года как «Пять карт» , в которой козырная пятёрка, известная как пять пальцев , является самой старшей картой. тузом червей более ранний порядок отличается от более поздних членов , , козырным тузом и козырным валетом семьи. [8]
После этого игра снова исчезает из литературы до начала 19 века, где она вновь появляется под именами различных потомков, включая Five и Ten , Spoil Five и Forty-five .
Сама игра «двадцать пять», также называемая «двадцать пять» , возникла наряду с другими вариантами и упоминается еще в 1833 году в « Dublin Penny Journal» в статье против азартных игр: «...деревенские азартные игры проводятся по принципу лотереи. У хозяйки дома обычно есть один или несколько таких предметов [индейка, гусь, сельдь или баранина], как упомянутые выше, которые приобретаются стороной для игры по цене, намного превышающей их внутреннюю стоимость; каждая покупка оплачивается; ибо в равных долях, и победитель одной или нескольких игр, в двадцать пять или в первые пятнадцать... получает приз..." [9] Вероятно, она намного старше, поскольку в 1858 году ирландское периодическое издание описало «Двадцать пять» и «Сорок пять» как «наши старые игры», в которых лучшей картой была пятерка козырей, называемая пятью пальцами , за которой следовал туз червей. . [10] [11]
Однако первые подробные правила появляются только в 1876 году, когда Хизер описывает его как вариант «Сорок пять». Могло играть любое число, и карты ранжировались, как описано ниже, с пятью пальцами (козырь 5) в качестве командной карты и, в отличие от современных правил, единственной, которая могла отказаться в смысле удержания при ходе козырей, даже если ее владелец другого козыря не было. Игроки получают право на первую раздачу (выигрыш с наибольшим или наименьшим выигрышем по договоренности); Карты перемешивались и разрезались, а затем раздавались по тройкам и двойкам, так что у каждого игрока было по пять. Следующим был выбран Трамп. Игрок с козырным тузом может украсть открытую козырную карту . Соблюдались правила игры, т.е. игроки должны были следовать их примеру, если могли (за исключением привилегии, связанной с пятью пальцами ); только в случае отсутствия ведущей масти они могли бы козырнуть - в отличие от современных правил, в которых, как и во всех четверках , игроки могут козырнуть, даже если они могут следовать. Каждая взятка стоила пять, а игра составляла двадцать пять. В отличие от правил Хизер для Сорок пятого, здесь не было джинкинг (победа в игре после взятия всех пяти взяток) и отсутствие 5 очков за лучший козырь. [12]
В конечном итоге «Двадцать пять» стали национальной карточной игрой Ирландии. [2]
Обзор
[ редактировать ]В двадцать пять могут играть от 2 до 8 человек, пять — лучшее число. Используется стандартная колода, и каждый игрок получает пять карт, шесть или девять, а еще одну переворачивают, чтобы исправить козырную масть. Цель игры — выиграть одну взятку или хотя бы три из пяти. Цель состоит в том, чтобы выиграть как минимум 3 из 5 взяток. Когда в эту игру играют трое, все равно необходимо, чтобы один из них выиграл три взятки, чтобы составить пятерку, так как ставки должны сохраниться на следующую игру, если два игрока получат по две взятки, а другой - одну. . Если партия состоит из четырех человек, они играют в двух товариществах, которые определяются путем разрезания карт: две младшие играют против двух старших или по соглашению сторон. Когда играют шесть человек, обычно играют в трёх товариществах, а когда играют восемь человек — в четырёх.
Предварительные сведения
[ редактировать ]Используется полная колода из 52 карт, и каждый игрок получает по пять карт, разданных парами и тройками, причем следующая карта сверху колоды оказывается козырной. Каждый игрок начинает с заранее оговоренной суммы, которая может составлять 20 фишек или жетонов, и кладет одну фишку на стол, чтобы сформировать пул. Пул обычно ограничен определенным максимумом, при достижении которого дальнейшая подписка прекращается, хотя каждый дилер обязан «пополнить» пул. [13]
Очередь раздачи и игры всегда переходит слева, а после первой раздачи каждый игрок сдает поочередно. Если игра ведется строго, человек, который неправильно сдает или нарушает порядок начала игры, раздавая сначала три или две карты, теряет свою ставку. Остальные сложите лицом вниз, перевернув верхнюю карту козырной.
Грабеж
[ редактировать ]Если на открытии оказался туз, дилер может «ограбить козырь», выложив лицом вниз любую карту из своей руки и забрав туз, но козырная масть остается неизменной. Точно так же игрок, у которого есть козырный туз, может сам украсть козырь в любое время, прежде чем сыграть первую взятку, выложить любую карту и взять открытую, но ему не нужно раскрывать этот факт, пока не наступит его очередь играть. . Если обладатель козырного туза не желает грабить и не объявляет о том, что он держит его перед игрой до первой взятки, то всякий раз, когда он его разыгрывает, он считается самым младшим козырем. Игрок, которому не удалось ограбить, не может выйти из этой руки. Выложенную карту можно не увидеть. Ограбление должно произойти до того, как первый игрок слева от дилера сделает ход. Некоторые игроки делают «грабеж» необязательным. [14]
Рейтинг карт
[ редактировать ]Трампа Бриллианты 5♦ Дж ♦ А♥ А♦ К♦ Вопрос♦ 10♦ 9♦ 8♦ 7♦ 6♦ 4♦ 3♦ 2♦ Трамп сердца 5♥ Дж♥ А♥ К♥ Вопрос ♥ 10♥ 9♥ 8♥ 7♥ 6♥ 4♥ 3♥ 2♥ Разномастные бубны К♦ Вопрос♦ Дж ♦ 10♦ 9♦ 8♦ 7♦ 6♦ 5♦ 4♦ 3♦ 2♦ А♦ Разномастные червы К♥ Вопрос ♥ Дж♥ 10♥ 9♥ 8♥ 7♥ 6♥ 5♥ 4♥ 3♥ 2♥ Трамп- клубы 5♣ Дж ♣ А♥ А ♣ К♣ Вопрос ♣ 2♣ 3♣ 4♣ 6♣ 7♣ 8♣ 9♣ 10♣ Трампа Пики 5♠ Дж ♠ А♥ А ♠ К ♠ Вопрос ♠ 2♠ 3♠ 4♠ 6♠ 7♠ 8♠ 9♠ 10♠ Разномастные клубы К♣ Вопрос ♣ Дж ♣ А ♣ 2♣ 3♣ 4♣ 5♣ 6♣ 7♣ 8♣ 9♣ 10♣ Разномастные пики К ♠ Вопрос ♠ Дж ♠ А ♠ 2♠ 3♠ 4♠ 5♠ 6♠ 7♠ 8♠ 9♠ 10♠
Итак, видно, что когда бубен не является козырем, A♦ является худшей картой в колоде; когда бубен является козырем, это четвертая лучшая карта в игре. Когда червы являются козырями, в рейтинге козырей нет второго туза, и независимо от того, козыри они или нет, 2 ♣ или 2 ♠ лучше, чем все простые карты соответствующей масти.
Спектакль
[ редактировать ]Игрок слева от дилера ходит первым. Игроки должны следовать их примеру, когда это возможно, и взятку выигрывает старшая карта масти или, если разыгран козырь, самый старший козырь. Вы должны вести с козырем, если в игре 5 и более игроков. Каждый игрок должен последовать его примеру, когда идет козырь, под страхом потери своей ставки, за исключением случаев с тремя лучшими козырными картами, 5 и J козырей и A♥ , каждый из которых имеет право отказаться. Если игрок берет три взятки, он выигрывает игру. Если никому это не удается, происходит выигрыш, и в следующий раунд в пул добавляется новая ставка, как правило, меньшая, чем первоначальная.
Отступничество
[ редактировать ]козыри 5 и J, а также A♥ Когда идут козыри, не нужно разыгрывать . Это называется ренегинг (в просторечии «переналадка»). 5 всегда может отступить: если ее вести, ни одна карта не может отступить. J может отказаться, если сыграна 5, а не проведена. Только пятерка может отказаться от лидера J. A ♥ может отказаться от любой низшей карты. Если червы не являются козырями и ведется A♥ , по возможности необходимо сыграть козырем; если нет, то не обязательно играть черву.
Джинкинг
[ редактировать ]В Spoil Five игрок, выигравший сразу первые три взятки, может претендовать на пул без дальнейшей игры. Однако, если он приведет к четвертому трюку (описываемому как «тряпка»), он тем самым обязан выиграть все пять. Если он решит обмануть и потерпит неудачу, он не сможет выиграть в этой раздаче. Игрок, который уклоняется от игры, если это согласовано, получает дополнительную ставку со всех сторон.
Расплачиваться
[ редактировать ]Если никто не выиграл три взятки или если игрок совершил ошибку и не смог выиграть все пять, игра считается «испорченной». Затем все добавляют в пул еще одну фишку, которая переносится на следующую сделку. В противном случае тот, кто взял три взятки, выигрывает пул с дополнительной фишкой от каждого противника, если он взял все пять.
Стратегия
[ редактировать ]Если в старшей руке есть определенная пятерка, то есть если у него есть три карты, каждая из которых дает взятку, ему следует разыграть их, поскольку существует большая вероятность, что, если его две оставшиеся карты будут терпимы, он сможет получите целую пятерку и таким образом выиграйте двойную ставку. Но если у него на руках только безразличные карты, лучший метод — бросить преимущество в руку противника, сыграв худшую карту, в надежде вернуть ее в третьей взятке, которая является критической стадией игры; а поскольку три взятки составляют пятерку в равной степени как четыре, считается, что лучше приберечь лучшие карты до третьей взятки, чем рисковать игрой, стремясь получить первые две.
Варианты
[ редактировать ]Двадцать пять и сорок пять — это разновидности Spoil-five, и в них играют на любое из этих чисел. Главная особенность между этими двумя разновидностями и игрой Spoil Five заключается в отсутствии Спойла. Каждая взятка засчитывается создателю пять, а взятка, выполненная с наивысшим козырем, приносит десять очков. Если игрок выходит из игры до того, как будет сыгран этот козырь, он все равно выигрывает игру. Выигрыш всех пяти взяток называется шуткой, и игрок, который шутит, выигрывает игру, независимо от того, набрал ли он двадцать пять или сорок пять очков.
См. также
[ редактировать ]- Омбре , родственная испанская карточная игра.
- Бунты христианского мира
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Дэвид Парлетт, Оксфордский словарь карточных игр , стр. 284, Издательство Оксфордского университета (1996), ISBN 0-19-869173-4
- ^ Перейти обратно: а б Пять правил Maw and Spoil
- ^ Парлетт, Дэвид (1991). История карточных игр , Оксфорд: ОУП. стр. 54, 55 и 188.
- ^ Хоффманн (1891), стр. 244 и далее.
- ^ «Двадцать пять (карточная игра)» . Британская энциклопедия . Проверено 8 января 2021 г.
- ^ Уильям Брисбен Дик, Современный карманный Хойл: содержит все игры, основанные на умении и удаче , стр. 191–193, Дик и Фицджеральд, Нью-Йорк (1868).
- ^ Мо на parlettgames.uk. Проверено 26 ноября 2022 г.
- ^ Коттон (1674), стр. 123–124.
- ^ «W» (1833), с. 109.
- ^ Ирландский ежеквартальный обзор (1858), стр. 439.
- ^ Журнал Даффи Hibernian (1862), стр. 487.
- ^ Хизер (1876), стр. 47–49.
- ^ Эдмонд Хойл, Лоуренс Хокинс Доусон, Полное собрание игр Хойла , с. 143, Издания Вордсворта (1994), ISBN 1-85326-316-8
- ^ Профессор Хоффманн, Циклопедия карточных и настольных игр , стр. 247, Лондон (1891 г.)
- свободном доступе : Чисхолм, Хью , изд. (1911). « Спойл-пять ». Британская энциклопедия (11-е изд.). Издательство Кембриджского университета. В эту статью включен текст из публикации, которая сейчас находится в
Литература
[ редактировать ]- Браунсмит, Телемах [псевд.] (1869). «Испортить пятерку» в документах Вестминстерского шахматного клуба . Том. 1–3. Лондон: В. Кент; Эдинбург: Дж. Мензис; Дублин: МакГлашан. стр. 108–110.
- Браунсмит, Телемах [псевд.] (1869). «Пять и десять» в документах Вестминстерского шахматного клуба . Том. 1–3. Лондон: В. Кент; Эдинбург: Дж. Мензис; Дублин: МакГлашан. п. 109.
- «Козыри» [Уильям Брисбен Дик] (1864). Американский Хойл . Нью-Йорк: Дик и Фицджеральд.
- Хизер, HE (1876). Карты и карточные фокусы . Лондон: Офис базара.
- Любовник, Сэмюэл (1837). Рори О'Мор . Лондон: Бентли.
- Максвелл, Уильям Гамильтон (1837). Бивуак, или Истории полуостровной войны . Лондон, Нью-Йорк: Джордж Рутледж.
- Требор, Эйдра (псевдоним Роберт Харди) (1860). «Пять и десять» в «Играх Хойла стали знакомыми». Лондон: Уорд и Лок. стр. 66–67.
- «В». (1833). «Эндрю Мюррей, или Эффекты азартных игр» в The Dublin Penny Journal , 5 октября 1833 года. Дублин: П. Д. Харди.