История христианской медитации
Молитва была неотъемлемой частью христианства с самых первых дней его существования . С началом Средневековья монашеские традиции как западного , так и восточного христианства перешли от устной молитвы к христианской медитации . Эти прогрессы привели к появлению двух разных медитативных практик: Lectio Divina на Западе и исихазма на Востоке. Исихазм предполагает повторение Иисусовой молитвы , но Lectio Divina использует разные отрывки из Священного Писания в разное время, и хотя отрывок может повторяться несколько раз, Lectio Divina не является повторяющимся по своей природе. [ 1 ] [ 2 ]
Переход от чтения Библии к медитации и любви к Богу был впервые официально описан Гиго II , картезианским монахом, умершим в конце XII века. [ 3 ] Книга Гиго II «Лестница монахов» считается первым описанием методической молитвы в западной мистической традиции. [ 4 ]
В восточном христианстве монашеские традиции «постоянной молитвы», восходящие к отцам-пустынникам и Евагрию Понтикосу, установили практику исихазма и повлияли на Иоанна Лествичника книгу «Лестница божественного восхождения» к VII веку. [ 5 ] Эти медитативные молитвы пропагандировал и поддерживал святой Григорий Палама в XIV веке. [ 1 ] [ 6 ]
С 18 века в некоторых ветвях западного христианства некоторые компоненты медитации стали преуменьшаться. [ 7 ] Однако в начале 20-го века произошло возрождение, и книги и статьи о таких подходах, как Lectio divina, предназначенные для широкой публики. к середине века начали появляться [ 7 ] В 1965 году в одном из основных документов Второго Ватиканского Собора , догматической конституции Dei verbum (лат. Слово Божие ), подчеркивалось использование Lectio divina, а к 40-летию Dei verbum в 2005 году Папа Бенедикт XVI подтвердил ее важность. [ 8 ]
Раннее христианство
[ редактировать ]История и истоки христианской медитации переплетаются с историей монашеской жизни как на Востоке , так и на Западе . К IV веку группы христиан, которых стали называть отцами-пустынниками , искали Бога в пустынях Палестины и Египта и стали образцом монашеской христианской жизни. [ 9 ] [ 1 ] В этот период зародилась традиция христианской жизни «постоянной молитвы» в монашеской обстановке. [ 1 ] я
В V веке Иоанн Кассиан описал их жизнь как молитвенную и сформированную созерцанием Бога, а Евагрий Понтийский много писал о чистой молитве, и после этого появились «Изречения отцов-пустынников» . [ 9 ] [ 1 ] Говорят, что «огненная молитва», возникшая в этот период, была вызвана любовью к Богу, которая должна была сформировать жизнь медитации и созерцания на Востоке. Однако эти «медитации в пустыне» не эквивалентны современным методам размышлений и медитации. Монахи пустыни собирались, чтобы послушать публичное чтение Священных Писаний, а затем читали эти слова конфиденциально в своих кельях. Для них медитация представляла собой запоминание и декламацию Священных Писаний, прежде всего как словесное упражнение. [ 9 ] [ 1 ]
Раннее Средневековье
[ редактировать ]К концу IV века Мартин Турский познакомил Запад с монашеством, и западные монашеские традиции начали формироваться. [ 10 ] К VI веку Правило святого Бенедикта включало в себя три элемента: публичную молитву, ручной труд и lectio divina. [ 9 ] [ 11 ] Возникновение христианской монашеской традиции включало в себя развитие строгого и уединенного образа жизни и практик, призванных помочь медитации путем освобождения ума от мирских дел, например, в своем «Правиле монашеской жизни » Григорий Великий разработал 12 шагов к аскетизму, основанных на воздержание и умерщвление плоти и поиск смирения . [ 12 ] Во избежание мирского загрязнения со стороны светских людей (т.е. не монахов или духовенства) Правило святого Бенедикта запрещало монаху есть с ними, за исключением случаев, когда монах находился так далеко, что не мог вернуться в монастырь в тот день. [ 13 ]
Правило святого Бенедикта (глава № 48) предусматривало определенное время и порядок проведения Lectio Divina – медитативного чтения Священного Писания. [ 3 ] Благодаря специфическому сочетанию духовности с умеренностью и балансом, Бенедиктинское правило стало широко использоваться к 10 веку и стало фактическим стандартом западной монашеской жизни в средние века . [ 14 ]
После X века, во времена Византийской империи , традиции отцов-пустынников привели к стилю жизни и молитвы в Восточной Церкви, называемому исихазм , получившему особое развитие на горе Афон в Греции. Большинство людей считают святого Григория Синайского основателем исихастского подхода к молитве в начале 14 века. [ 9 ] [ 1 ] возникли разногласия Хотя после этого между Варламом и святым Григорием Паламой , исихазм в конечном итоге прочно утвердился в восточном христианстве, но так и не получил значительного распространения на Западе. [ 1 ] [ 6 ] В то время как исихазм предполагает повторение Иисусовой молитвы , Lectio Divina использует разные отрывки из Священного Писания в разное время, и хотя отрывок может повторяться несколько раз, Lectio Divina не является повторяющимся по своей природе. [ 1 ] [ 15 ]
Практика молитвы на Западе претерпела очень мало изменений с момента своего зарождения до XI века, когда произошли серьезные изменения за счет введения методов медитации. Монашество сыграло ключевую роль в осуществлении этих перемен, сначала установив основные понятия о формах молитвы, затем введя медитацию и, наконец, подчеркнув, что монашеская молитва неотделима от конкретного «образа жизни». [ 11 ]
С конца XI века появились два специфических жанра молитвенной литературы. Первым было расширение августинианских форм обращения к Богу или самому себе (например, его исповеди или монологи ). «Размышления святого Августина» стали популярным чтением. Святой Ансельм составил «Размышления и молитвы» по аналогичной схеме, но они не включали никаких методических элементов и представляли собой просто сборник материалов для Lectio Divina , и продолжительность упражнения не была указана. [ 11 ] Второй жанр, примером которого был Гуго Сен-Викторский , пытался придать медитации больше структуры, которая тогда была доступна в монашеской традиции. [ 11 ] Хью писал, что существует три видения души: «мышление, медитация и созерцание». Хью нацелил свои медитации на путь к созерцанию Бога». [ 9 ] Этот подход получил дальнейшее развитие у Гиго II, чья «Лестница монахов» считается ключевым текстом в этой области. Этот второй жанр ведет к методической молитве и подходам, в которых сильное место занимает воображение. [ 9 ] [ 11 ]
Гуиджи II (9-й картезианский приор) вышел за рамки размышлений Гуиго I (5-й приор). [ 16 ] Для Гуиго II чтение Священного Писания — это «встреча со словом Божьим», медитация — это «поиск скрытого значения этого слова», молитва — это «обращение сердца к Богу», а созерцание — это когда «ум возносится к Богу». и держался над собой». [ 9 ] «Лестница монахов» Гийго II вполне может быть первым описанием «методической молитвы» в мистических традициях Запада. [ 17 ]
К 11 веку святой Ансельм Кентерберийский писал медитативные молитвы, которые, однако, все еще были ориентированы на монашеские традиции Lectio Divina . [ 18 ] Ансельм начал свой Прослогион с того, что назвал его «кратким примером размышления о значении веры», а размышления в Прослогионе призваны привести читателя к созерцанию Бога. [ 9 ] Учение Ансельма, которое сильно повлияло на монашеские традиции медитации средневековья, заключалось в том, что медитация может привести к «видению лица Бога в созерцании». [ 9 ]
Последняя часть средневековья
[ редактировать ]В конце XIV века Герард Зютфен построил «Лестницу Гвиго», чтобы написать свой главный труд « О духовных восхождениях » . [ 19 ] Зютфен предостерег от размышлений о медитации без чтения Священных Писаний и учил, что чтение готовит ум, поэтому медитация приведет к ошибке. Точно так же он учил, что медитация готовит ум к созерцанию. [ 19 ] Определение медитации, данное Зутфеном, обычно считается синтезом средневекового консенсуса по теме медитации:
- Медитация — это процесс, в котором вы старательно перебираете в своем сердце все, что прочитали или услышали, серьезно размышляя над этим, чтобы зажечь свою привязанность или просветить свое понимание. [ 19 ]
К 14 веку практика медитации на Западе стала более систематической, поскольку появление Devotio Moderna в Германии и Нидерландах привнесло в нее больше структуры благодаря трудам Герта Гроота , Герарда Зютфена и Яна Момбаера . К этому времени традиция «методической молитвы», в рамках которой упражнения проводились день за днем и неделю за неделей, нашла значительных последователей в католической церкви, а также в более поздних реформатских общинах. [ 18 ] В 15 веке Игнатий Лойола разработал технику, при которой медитирующий входит в библейскую сцену, например, начинает разговор с Иисусом на Кресте на Голгофе. [ 19 ] Похожая идея была развита Людольфом Саксонским в его «Vita Christi» в 1374 году, в котором читатель должен был присутствовать в жизни Иисуса. [ 19 ]
В 15 веке реформы духовенства и монашества были предприняты двумя венецианцами, Лоренцо Джустиниани и Луи Барбо . Оба мужчины считали методичную молитву и медитацию важными инструментами реформ, которые они предпринимали. [ 20 ] Барбо, умерший в 1443 году, написал трактат о молитве под названием Forma orationis et meditionis, также известный как Modus meditandi . Он описал три типа молитвы; голосовая молитва, лучше всего подходит для начинающих; медитация, ориентированная на более продвинутых; и созерцание как высшая форма молитвы, доступная только после стадии медитации. По просьбе Папы Евгения IV Барбо представил эти методы в Вальядолиде , Испания, и к концу 15-го века они использовались в аббатстве Монтсеррат . Эти методы затем повлияли на Гарсиаса де Сиснероса , который, в свою очередь, повлиял на Игнатия Лойолу . [ 21 ] [ 22 ]
Методы «методической молитвы», которым обучали группы devotio Moderna, проникли в Испанию и были известны в начале 16 века. [ 23 ] Книга «Подражание Христу» , известная в Испании как Contemptus mundi, стала известна в Испании, и хотя Тереза, вероятно, изначально не знала о методах Гуиго II, она, вероятно, находилась под влиянием ее учения через работы Франсиско де Осуна , которые она изучала. [ 23 ] Современник и соратник Терезы, Иоанн Креста, продолжил традицию Гуиго II и преподавал четыре стадии Lectio Divina. [ 9 ]
18–20 вв.
[ редактировать ]Часть серии о |
Христианский мистицизм |
---|
С 18 по конец 19 века в некоторых ветвях западного христианства недискурсивным компонентам медитации стали преуменьшать значение. К середине XIX века историко-критический подход к библейскому анализу, начавшийся более века назад и сосредоточенный на определении историчности евангельских эпизодов, отчасти отвлек внимание от библейских размышлений за пределами монашеских общин. [ 7 ] Однако параллельно с этим к XIX веку важность библейского размышления прочно утвердилась в протестантской духовной традиции. [ 19 ]
Недискурсивные компоненты или этапы медитативной практики, которые в западных традициях часто называют «созерцанием», стали плодами «позитивного отношения к созерцанию, [которое] характеризовало первые пятнадцать веков христианской эры». [ 24 ] : 145 Но «негативное отношение преобладало, начиная с шестнадцатого века». [ 24 ] : 19 По словам Томаса Китинга , монаха -трапписта и главного современного толкователя христианского медитативного метода центрирующей молитвы . Китинг объясняет возникновение негативного отношения к созерцанию несколькими факторами, включая полемику 17 века по поводу квиетизма. [ 24 ] : 23 и растущая тенденция проводить различие между «дискурсивной медитацией, если преобладали мысли; аффективной молитвой, если акцент делался на действиях воли; и созерцанием, если преобладали благодати, внушенные Богом... Это разделение развития молитвы на отдельные части полностью отделенность друг от друга способствовала распространению… представления о том, что созерцание — это исключительная благодать, доступная лишь немногим». [ 24 ] : 21
Китинг утверждает, что « Духовные упражнения Игнатия Лойолы» «чрезвычайно важны для понимания нынешнего состояния духовности в Римско-католической церкви », но что существует «тенденция свести « Духовные упражнения» к методу дискурсивной медитации. " [ 24 ]
В начале 20-го века эта практика возродилась, а книги и статьи о таких подходах, как Lectio divina, предназначенные для широкой публики. к середине века начали появляться [ 7 ] В 1965 году в одном из основных документов Второго Ватиканского Собора , догматической конституции Dei verbum (лат. Слово Божие ), подчеркивалось использование Lectio divina. К 40-летию Dei verbum в 2005 году Папа Бенедикт XVI подтвердил его важность и заявил: [ 8 ]
XX век также стал свидетелем нового внимания к библейской медитации. Их можно определить как: «религиозная практика размышления над словами стиха или стихов Священного Писания с восприимчивым сердцем». [ 25 ] Современные библейские медитации могут быть предназначены для того, чтобы связать библейское послание с современным миром. [ 26 ] [ 27 ] Такие библейские медитации могут соответствовать определенным временам года, например Великому посту, при этом тема медитации выбирается так, чтобы взаимодействовать с двумя или тремя чтениями Библии в будние дни или воскресенья Великого поста. [ 26 ] Последовательность медитации может начинаться с подведения итогов чтения Библии, затем предлагать конкретные идеи для медитации и завершаться соответствующей молитвой. [ 26 ] [ 27 ] Такие медитации также могут быть предназначены не только для «сильных времен года», таких как Великий пост или Пасха, но и для обычного времени . [ 28 ]
В 20 веке методы христианской медитации преподавали с использованием относительно новых религий, таких как преданность Божественному Милосердию . [ 29 ]
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я Глобализация исихазма и Иисусовой молитвы: оспаривание созерцания Кристофера Д.Л. Джонсона, 2010 г. ISBN 978-1-4411-2547-7 страницы 31-38
- ↑ Чтение с Богом: Lectio Divina Дэвида Фостера, 2006 г. ISBN 0-8264-6084-4 стр. 44
- ^ Jump up to: а б Христианская духовность: темы традиции Лоуренса С. Каннингема, Кейта Дж. Игана, 1996 г. ISBN 978-0-8091-3660-5 страницы 38-39
- ^ Антология христианского мистицизма Харви Д. Игана, 1991 г. ISBN 0-8146-6012-6 страниц 207-208
- ^ Православная церковь: ее прошлое и ее роль в современном мире, Джон Мейендорф, 1981 г. ISBN 0-913836-81-8 стр.
- ^ Jump up to: а б Византийская империя , Роберт Браунинг, 1992 г. ISBN 0-8132-0754-1 стр. 238
- ^ Jump up to: а б с д Читаем, чтобы жить: развивающаяся практика Lectio divina Раймонда Студзински, 2010 г. ISBN 0-87907-231-8 страниц 188-195
- ^ Jump up to: а б Веб-сайт Ватикана Обращение к 40-летию DEI VERBUM , пятница, 16 сентября 2005 г.
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж к л Христианская духовность: темы традиции Лоуренса С. Каннингема, Кейта Дж. Игана, 1996 г. ISBN 978-0-8091-3660-5 страниц 88-94
- ^ Западная цивилизация: за пределами границ Томаса Нобла, 2008 г. ISBN 0-618-83423-0 стр. 193
- ^ Jump up to: а б с д и Христианская духовность: Истоки двенадцатого века, Том 1 Бернарда Макгинна, 1986 г. ISBN 0-7102-0927-4 страницы 415-424
- ^ Христианская медитация Эдмунда П. Клоуни, 1979. ISBN 1-57383-227-8, страницы 12–14.
- ↑ Правило Бенедикта: перевод и комментарий Терренса Кардонга, Святой Бенедикт, 1996, стр. 414.
- ↑ Мир первых христиан , Джозеф Фрэнсис Келли, 1997 г. ISBN 978-0-8146-5313-5 стр. 212
- ↑ Чтение с Богом: Lectio Divina Дэвида Фостера, 2006 г. ISBN 0-8264-6084-4 стр. 44
- ^ Размышления Гиго I, приора Чартерхауса (Серия цистерцианских исследований; № 155) 1994 г. ISBN 978-0-87907-655-9
- ^ Антология христианского мистицизма Харви Д. Игана, 1991 г. ISBN 0-8146-6012-6 стр. 207
- ^ Jump up to: а б Блаженны миротворцы: христианская духовность ненасилия Майкла Баттла, 2004 г. ISBN 0-86554-871-4 страницы 67-71
- ^ Jump up to: а б с д и ж Христианская духовность: введение Алистера Э. МакГрата, 1999 г. ISBN 978-0-631-21281-2 страницы 84-87
- ^ Церковь в Италии в пятнадцатом веке, автор Денис Хэй, 2002 г. ISBN 0-521-52191-2 стр. 76
- ↑ Христианская духовность в католической традиции Джордана Ауманна, 1985, Ignatius Press. ISBN 0-89870-068-X стр. 180
- ^ Католическая энциклопедия
- ^ Jump up to: а б Автобиография Терезы Авильской Елены Карреры, 2004 г. ISBN 1-900755-96-3 стр. 28
- ^ Jump up to: а б с д и «История созерцательной молитвы в христианской традиции», глава 3 (стр. 19-31) в Китинг, Томас (1997). Открытый разум, открытое сердце . Нью-Йорк: Континуум. ISBN 978-0-8264-1420-5 .
- ^ Объяснение библейской медитации Кэмпбелла Макэлпайна, Джойс Хаггетт, 2004 г. ISBN 1-85240-385-3 страницы 30–31
- ^ Jump up to: а б с Библейские размышления перед Великим постом Кэрролла Штульмюллера, 1977 г. ISBN 0-8091-2089-5 страниц ix-x
- ^ Jump up to: а б Ежедневные размышления о золотых текстах Библии Генри Гариепи, 2004 г. ISBN 0-8028-2755-1 страницы XXI-XXII
- ^ Библейские размышления для обычного времени, недели 23-34, Кэрролл Штулмюллер, 1984 г. ISBN 978-0-8091-2648-4 страницы 1–9
- ^ Библейские размышления: Венчик Божественного Милосердия, францисканская корона , Лукас Дж. Амато, 2009 г. ISBN 0-87946-388-0 страницы 4–6