53 равный темперамент
В музыке 53 равных темперамента , называемые 53 TET , 53 EDO или 53 ET , представляют собой темперированную гамму, полученную путем деления октавы на 53 равных шага (равных соотношения частот). Каждый шаг представляет соотношение частот 2 1 ⁄ 53 , или 22,6415 центов ( ), интервал, который иногда называют холдровой запятой .
53-TET — это равнотемперированный строй , в котором темперированная чистая квинта имеет ширину 701,89 цента, как показано на рисунке 1.
Настройка 53-TET соответствует унисону или смягчает интервалы. 32805/32768 и , известный как раскол , 15625/15552 , клейсма как . известная Оба этих 5-предельных интервала включают в свою факторизацию только простые числа 2, 3 и 5, и тот факт, что 53 ET смягчает оба, полностью характеризует его как 5-предельный темперамент: это единственный правильный темперамент, смягчающий оба этих интервала. , или запятые , факт , который , кажется , был впервые признан японским теоретиком музыки Шохе Танакой . Поскольку он смягчает их, 53-ТЕТ может использоваться как для раскольнического темперамента , смягчающего раскол, так и для темперамента Хансона (также называемого клейсмическим), смягчающего клейсму.
Интервал 7 ⁄ 4 составляет 4,8 цента в 53-TET, и использование его для 7-предельной гармонии означает, что септимальная клеизма , интервал 225/224 , также закалено.
История и использование
[ редактировать ]Теоретический интерес к этому разделению восходит к античности. Цзин Фан (78–37 гг. до н.э.), китайский теоретик музыки, заметил, что ряд из 53 составляет всего лишь пятую часть ([ 3 ⁄ 2 ] 53 ) почти равна 31 октаве (2 31 ). Он вычислил эту разницу с точностью до шести цифр и составил 177147 ⁄ 176776 . [2] [3] Позднее такое же наблюдение сделал математик и теоретик музыки Николас Меркатор (ок. 1620–1687), вычисливший эту величину именно как (3 53 ) ⁄ (2 84 ) = 19383245667680019896796723 ⁄ 19342813113834066795298816 , [ нужна проверка ] которая известна как запятая Меркатора . [4] Запятая Меркатора изначально имеет такое маленькое значение (≈ 3,615 цента), но 53 равных темперамента выравнивают каждую пятую лишь на 1 ⁄ 53 этой запятой (≈ 0,0682 цента ≈ 1 ⁄ 315 синтонная запятая ≈ 1/344 ) пифагорова запятая . Таким образом, 53 равных тона темперации для всех практических целей эквивалентны расширенной пифагорейской настройке .
После Меркатора Уильям Холдер опубликовал в 1694 году трактат, в котором указывалось, что 53 равных темперамента также очень близко приближаются к основной терции (с точностью до 1,4 цента), и, следовательно, 53 равных темпераментов очень хорошо сочетаются с интервалами 5, ограничивающими только интонацию . [5] [6] Это свойство 53-ТЕТ могло быть известно ранее; Неопубликованные рукописи Исаака Ньютона позволяют предположить, что он знал об этом еще в 1664–1665 годах. [7]
Музыка
[ редактировать ]В 19 веке люди начали разрабатывать инструменты 53 TET, рассчитывая использовать их для исполнения музыки с лимитом почти в 5 пределов . Такие инструменты были изобретены RHM Bosanquet. [8] (с. 328–329) и американский тюнер JP White . [8] (стр. 329) Впоследствии темперамент время от времени использовался композиторами на Западе, и к началу 20 века 53 TET стал наиболее распространенной формой настройки в османской классической музыке , заменив ее старую неравную настройку. Арабская музыка , которая по большей части основывает свою теорию на четвертьтонах , также в некоторой степени использовала их; Сирийский скрипач и теоретик музыки Туфик Аль-Сабаг предложил вместо равного разделения октавы на 24 части использовать 24-нотную шкалу в 53 TET в качестве основной шкалы для арабской музыки. [ нужна ссылка ]
Хорватский композитор Йосип Штолцер-Славенски написал одно произведение, которое никогда не публиковалось, которого используется Энгармониум Бозанке в первой части , под названием «Музыка для системы Natur-ton» . [9] [10] [11] Кроме того, генерал Томпсон работал в сотрудничестве с лондонским производителем гитар Луи Панормо над созданием энгармонической гитары. [12]
Обозначения
[ редактировать ]Попытка использовать стандартные обозначения, семибуквенные ноты плюс диез или бемоль, может быстро привести к путанице. Это не похоже на случай с 19 TET и 31 TET , где нет никакой двусмысленности. Не будучи подразумеваемым, это добавляет некоторые проблемы, которые требуют большего внимания. пифагорейскую мажорную терцию ( дитон В частности, различают ) и просто мажорную треть, а также пифагорейскую минорную терцию (полудитон) и просто минорную терцию. Тот факт, что синтонная запятая не умерена, означает, что ноты и интервалы необходимо определять точнее. Османская классическая музыка использует нотацию бемолей и диезов для тона с 9 запятыми.
Более того, поскольку 53 не кратно 12, такие ноты, как G ♯ и A ♭, не являются энгармонически эквивалентными, как и соответствующие ключевые знаки . В результате многие ключевые подписи потребуют использования двойных диезов (например, G ♯ мажор / E ♯ минор), двойных бемолей (например, F ♭ мажор / D ♭ минор) или микротональных изменений.
Расширенная пифагорейская нотация , использующая только диез и бемоль, дает следующую хроматическую гамму:
- С, Б ♯ , А ♯ , и , Д ♭ , С ♯ , Б , Ф , и ,
- Д, С , B ♯ , Ф , E ♭ , D ♯ , C ♯ , Г , F ♭ ,
- Э, Д , С /А , Г ,
- Ж, Е ♯ , Д ♯ , А , Г ♭ , Ж ♯ , Е , Д /Б , А ,
- Г, Ф , E ♯ , Б , A ♭ , G ♯ , F ♯ , С , Б ,
- А, Г , Ф /Д , С , B ♭ , A ♯ , G ♯ , Д , C ♭ ,
- Б, А , Г /И , Д , С
К сожалению, ноты заканчиваются, и требуется до четверных диезов и бемолей. В результате только большая третья должна быть записана как уменьшенная четвертая.
Обозначения взлетов и падений [13] сохраняет ноты в порядке, а также сохраняет традиционное значение диез и бемоль. Он использует стрелки вверх и вниз, написанные в виде каретки или строчной буквы «v», обычно шрифтом без засечек. Одна стрелка равна одному шагу 53-TET. В названиях нот стрелки идут первыми, чтобы облегчить наименование аккордов. Множество энгармонических эквивалентов предоставляют большую свободу написания.
- C, ^C, ^^C, vvC ♯ /vD ♭ , vC ♯ /D ♭ , C ♯ /^D ♭ , ^C ♯ /^^D ♭ , vvD, vD,
- D, ^D, ^^D, vvD♯ / vE ♭ , vD♯ / E ♭ , D♯ , vvE /^E ♭ , ^ D♯ /^^E ♭ , vE,
- Е, ^Е, ^^Е/ввФ, вФ,
- F, ^F, ^^F, vvF ♯ /vG ♭ , vF ♯ /G ♭ , F ♯ /^G ♭ , ^F ♯ /^^G ♭ , vvG, vG,
- G, ^G, ^^G, vvG ♯ /vA ♭ , vG ♯ /A ♭ , G ♯ /^A ♭ , ^G ♯ /^^A ♭ , vvA, vA,
- A, ^A, ^^A, vvA ♯ /vB ♭ , vA ♯ /B ♭ , A ♯ /^B ♭ , ^A ♯ /^^B ♭ , vvB, vB,
- Б, ^B, ^^B/vvC, vC, C
Аккорды 53 равной темперации
[ редактировать ]Поскольку 53-TET — это пифагорейская система с почти чистыми квинтами, правильно интонированные мажорные и минорные трезвучия не могут быть написаны так же, как при средней тональной настройке. Вместо этого мажорные трезвучия представляют собой аккорды типа CF ♭ -G (с использованием обозначений, основанных на Пифагоре), где мажорная треть представляет собой уменьшенную кварту; это определяющая характеристика раскольнического темперамента . Точно так же минорные трезвучия представляют собой аккорды типа CD ♯ -G. В 53-TET доминирующий септаккорд будет писаться как CF ♭ -GB ♭ , но отональная тетрада будет CF ♭ -GC. , а CF ♭ -GA ♯ — это еще один септаккорд. Утональная -GG тетрада, инверсия отонной тетрады, пишется CD ♯ . .
Дальнейшие септимальные аккорды представляют собой уменьшенное трезвучие, имеющее две формы CD ♯ -G ♭ и CF. -G ♭ , субминорное трезвучие, CF -G, супермажорное триада CD -G и соответствующие тетрады CF -ГБ и компакт-диск -ГА ♯ . Поскольку 53-TET смягчает септимальную клейсму , септимальная клейсма дополнена триадой CF ♭ -B. в различных своих инверсиях также является аккордом системы. Так же и тетрада Оруэлла, CF ♭ -D -Г в различных его инверсиях.
Обозначения взлетов и падений допускают более традиционное написание. Поскольку он также называет интервалы 53-TET, [14] он также предоставляет точные названия аккордов. Пифагоров минорный аккорд с терцией 32/27 до сих пор называется Cm и пишется C – E ♭ –G. Но в минорном аккорде с 5-лимитным пределом используется верхняя минорная 3-я 6/5 и пишется C–^E ♭ –G. Этот аккорд называется C^m. Сравните с ^Cm (^C–^E ♭ –^G).
- Мажорное трезвучие: C-vE-G (нижний мажор)
- Минорное трезвучие: C-^E ♭ -G (верхний минор)
- Доминантный 7-й номер: C-vE-GB ♭ (дополнение-7 вниз)
- Отональная тетрада: C-vE-G-vB ♭ (вниз7)
- Utonal tetrad: C-^E ♭ -G-^A (upminor6)
- Уменьшенная триада: C-^E ♭ -G ♭ (увеличенное значение)
- Уменьшенная триада: C-vE ♭ -G ♭ (тусклый)
- Субминорная триада: C-vE ♭ -G (нижний минор)
- Супермажорное триада: C-^EG (верхний мажор)
- Subminor tetrad: C-vE ♭ -G-vA (downminor6)
- Supermajor tetrad: C-^E-G-^B ♭ (up7)
- Дополненная триада: C-vE-vvG ♯ (downaug dud-5)
- Триада Оруэлла: C-vE-vvG-^A (мажорный dud-5 up6)
Поскольку 53-TET совместим как с раскольническим, так и с синтоническим темпераментом , его можно использовать в качестве основной настройки при модуляции темперамента (музыкальный эффект, создаваемый динамической тональностью ).
Размер интервала
[ редактировать ]Поскольку расстояние в 31 ступень в этой гамме почти точно равно идеальной квинте , теоретически эту гамму можно считать слегка смягченной формой пифагорейской настройки , расширенной до 53 тонов. Таким образом, доступные интервалы могут иметь те же свойства, что и любой пифагорейский строй, например, квинты, которые являются (практически) чистыми, мажорные терции, которые широки от всего (около 81 ⁄ 64 в отличие от более чистого 5 ⁄ 4 и малые трети, которые наоборот узкие ( 32 ⁄ 27 по сравнению с 6 ⁄ 5 ).
Однако 53-ТЕТ содержит дополнительные интервалы, очень близкие к просто интонации. Например, интервал в 17 шагов тоже является большой терцией, но лишь на 1,4 цента уже очень чистого простого интервала. 5 ⁄ 4 . 53-ТЕТ очень хорош в качестве аппроксимации любого интервала в 5, ограничивая только интонацией. Аналогично, чистый справедливый интервал 6 ⁄ 5 всего на 1,3 цента шире, чем 14 шагов в 53-TET.
Совпадения с точными интервалами, включающими 7-ю гармонику, немного менее близки (43 шага составляют 4,8 цента для 7 ⁄ 4 ), но все такие интервалы по-прежнему довольно точно совпадают, причем наибольшее отклонение соответствует 7/5 тритона . 11-я гармоника и входящие в нее интервалы менее точно совпадают, о чем свидетельствуют недесятичные нейтральные секунды и трети в таблице ниже. Передаточные числа 7 пределов окрашены в светло-серый цвет, а передаточные числа 11 и 13 пределов — в темно-серый цвет.
Размер ( шаги ) | Размер (центов) | Название интервала | Только соотношение | Только (центов) | Ошибка (центов) | Лимит |
---|---|---|---|---|---|---|
53 | 1200.00 | идеальная октава | 2:1 | 1200.00 | 0 | 2 |
48 | 1086.79 | классический мажорный септак | 15:8 | 1088.27 | −1.48 | 5 |
45 | 1018.87 | просто второстепенная седьмая | 9:5 | 1017.60 | +1.27 | 5 |
44 | 996.23 | Пифагорейская минорная седьмая | 16:9 | 996.09 | +0.14 | 3 |
43 | 973.59 | гармоническая седьмая | 7:4 | 968.83 | +4.76 | 7 |
39 | 883.02 | мажорная шестая | 5:3 | 884.36 | −1.34 | 5 |
37 | 837.73 | трехзначный нейтральный шестой | 13:8 | 840.53 | −2.8 | 13 |
36 | 815.09 | малая шестая | 8:5 | 813.69 | +1.40 | 5 |
31 | 701.89 | идеальная пятая часть | 3:2 | 701.96 | −0.07 | 3 |
30 | 679.25 | могила пятая | 40:27 | 680.45 | −1.21 | 5 |
27 | 611.32 | Пифагорейская дополненная четвертая | 729:512 | 611.73 | −0.41 | 3 |
26 | 588.68 | диатонический тритон | 45:32 | 590.22 | −1.54 | 5 |
26 | 588.68 | семимальный тритон | 7:5 | 582.51 | +6.17 | 7 |
25 | 566.04 | классический тритон | 25:18 | 568.72 | −2.68 | 5 |
24 | 543.40 | недесятичный старший четвертый | 11:8 | 551.32 | −7.92 | 11 |
24 | 543.40 | пятая уменьшенная вдвое | 512:375 | 539.10 | +4.30 | 5 |
24 | 543.40 | недесятичная дополненная четвертая | 15:11 | 536.95 | +6.45 | 11 |
23 | 520.76 | острая четвертая | 27:20 | 519.55 | +1.21 | 5 |
22 | 498.11 | идеальная четвертая | 4:3 | 498.04 | +0.07 | 3 |
21 | 475.47 | могила четвертая | 320:243 | 476.54 | −1.07 | 5 |
21 | 475.47 | септимальная узкая четвертая | 21:16 | 470.78 | +4.69 | 7 |
20 | 452.83 | классическая дополненная треть | 125:96 | 456.99 | −4.16 | 5 |
20 | 452.83 | трехдесятичная дополненная треть | 13:10 | 454.21 | −1.38 | 13 |
19 | 430.19 | семеричная большая треть | 9:7 | 435.08 | −4.90 | 7 |
19 | 430.19 | классическая уменьшенная четвертая часть | 32:25 | 427.37 | +2.82 | 5 |
18 | 407.54 | Пифагорейские тона | 81:64 | 407.82 | −0.28 | 3 |
17 | 384.91 | просто главная треть | 5:4 | 386.31 | −1.40 | 5 |
16 | 362.26 | серьезная мажорная треть | 100:81 | 364.80 | −2.54 | 5 |
16 | 362.26 | нейтральная третья , трехдесятичная | 16:13 | 359.47 | +2.79 | 13 |
15 | 339.62 | нейтральная треть , недесятичная | 11:9 | 347.41 | −7.79 | 11 |
15 | 339.62 | острая малая треть | 243:200 | 337.15 | +2.47 | 5 |
14 | 316.98 | просто второстепенная треть | 6:5 | 315.64 | +1.34 | 5 |
13 | 294.34 | Пифагорейский полудитон | 32:27 | 294.13 | +0.21 | 3 |
12 | 271.70 | классическая дополненная секунда | 75:64 | 274.58 | −2.88 | 5 |
12 | 271.70 | семимальная малая треть | 7:6 | 266.87 | +4.83 | 7 |
11 | 249.06 | классическая уменьшенная треть | 144:125 | 244.97 | +4.09 | 5 |
10 | 226.41 | семимерный целый тон | 8:7 | 231.17 | −4.76 | 7 |
10 | 226.41 | уменьшенная треть | 256:225 | 223.46 | +2.95 | 5 |
9 | 203.77 | целый тон , мажорный тон | 9:8 | 203.91 | −0.14 | 3 |
8 | 181.13 | целый тон, минорный тон | 10:9 | 182.40 | −1.27 | 5 |
7 | 158.49 | нейтральная секунда , большая десятичная дробь | 11:10 | 165.00 | −6.51 | 11 |
7 | 158.49 | серьезный весь тон | 800:729 | 160.90 | −2.41 | 5 |
7 | 158.49 | нейтральная секунда , меньшая десятичная дробь | 12:11 | 150.64 | +7.85 | 11 |
6 | 135.85 | мажорный диатонический полутон | 27:25 | 133.24 | +2.61 | 5 |
5 | 113.21 | Пифагорейский мажорный полутон | 2187:2048 | 113.69 | −0.48 | 3 |
5 | 113.21 | просто диатонический полутон | 16:15 | 111.73 | +1.48 | 5 |
4 | 90.57 | основной клей | 135:128 | 92.18 | −1.61 | 5 |
4 | 90.57 | Пифагорейский минорный полутон | 256:243 | 90.22 | +0.34 | 3 |
3 | 67.92 | просто хроматический полутон | 25:24 | 70.67 | −2.75 | 5 |
3 | 67.92 | больший диезис | 648:625 | 62.57 | +5.35 | 5 |
2 | 45.28 | просто диэзис | 128:125 | 41.06 | +4.22 | 5 |
1 | 22.64 | синтонная запятая | 81:80 | 21.51 | +1.14 | 5 |
0 | 0.00 | идеальный унисон | 1:1 | 0.00 | 0.00 | 1 |
Масштабная диаграмма
[ редактировать ]Ниже представлена 21 из 53 нот хроматической гаммы. Остальное можно легко добавить.
Холдрова запятая
[ редактировать ]В теории музыки и музыкальной настройке запятая Холдриана , также называемая запятой Гельдера , и редко арабская запятая , [15] представляет собой небольшой музыкальный интервал примерно 22,6415 центов , [15] равен одному шагу из 53 равных темпераментов, или ( ). Название «запятая» вводит в заблуждение, поскольку этот интервал является иррациональным числом и не описывает компромисс между интервалами какой-либо системы настройки; он получил это название, потому что это приближение к синтонной запятой (21,51 цента) ( ), который широко использовался в качестве меры настройки во Уильяма Холдера времена .
Происхождение запятой Гёльдера связано с тем, что древние греки (или, по крайней мере, Боэций) [16] ) считал, что в пифагорейской настройке тон можно разделить на девять запятых, четыре из которых образуют диатонический полутон, а пять - хроматический полутон. Если все эти запятые будут одинакового размера, то получится октава из 5 тонов + 2 диатонических полутона, 5×9 + 2×4 = 53 равных запятых. Держатель [17] деление октавы на 53 равные части приписывает Николаю Меркатору , [18] кто бы назвал 1/53 часть октавы «искусственной запятой».
Запятая Меркатора и запятая Холдриа.
[ редактировать ]Запятая Меркатора — это имя, которое часто используется для обозначения близкого интервала из-за его связи с Николасом Меркатором. [19] Один из этих интервалов был впервые описан Цзин-Фангом в 45 г. до н.э. [15] Меркатор применил логарифмы, чтобы определить, что (≈ 21,8182 цента) было почти эквивалентно синтонной запятой ≈ 21,5063 цента (особенность преобладающего среднего темперамента в то время ). Он также считал, что «искусственная запятая» может быть полезно, потому что 31 октаву можно практически аппроксимировать циклом из 53 квинт . Уильям Холдер , в честь которого названа запятая Холдриана, отдавал предпочтение этой последней единице, потому что интервалы 53 равного темперамента ближе к простой интонации, чем интервалы 55. Таким образом, запятая Меркатора и запятая Холдриана представляют собой два разных, но связанных интервала.
Использование в турецкой теории макама
[ редактировать ]Холдрианская запятая использовалась в основном в османско-турецкой теории музыки Кемалем Илеричи и турецким композитором Эролом Саяном . Название этой запятой по-турецки — Holder koması .
Название интервала | Запятые | центы | Символ |
---|---|---|---|
Приходить | 1 | 22.64 | Ф |
Баланс | 4 | 90.57 | Б |
Маленький Мюценнеп | 5 | 113.21 | С |
Великий Великолепный | 8 | 181.13 | К |
Танины | 9 | 203.77 | Т |
Сейчас декабрь (12) | 12 | 271.70 | А (12) |
Сейчас декабрь (13) | 13 | 294.34 | А (13) |
Например, Раст-макам (похожий на западную мажорную гамму или, точнее, на правильно настроенную мажорную гамму ) можно рассматривать с точки зрения холдровых запятых:
где обозначает холдровскую запятую, [я] в отличие от макама Нихавенда (похожего на западную минорную гамму ):
где ♭ обозначает квартиру с пятью запятыми,имеет средние секунды между d–e ♭ , e–f , g–a ♭ , a ♭ – b ♭ и b ♭ – c' , причем средняя секунда находится где-то между 8 и 9 запятыми. [15]
Примечания
[ редактировать ]- ^ В общепринятой арабской и турецкой практике третье примечание e и седьмая нота б в Расте даже ниже, чем в этой теории, почти ровно посередине между западными мажорными и второстепенными терциями выше до и g , т.е. ближе к 6,5 запятой (трехчетвертный тон) выше d или a и 6,5 ниже f или c , терции c– е и г – б часто называют ее « нейтральной третью ». Музыковеды
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Милн, Эндрю; Сетарес, Уильям; Пламондон, Джеймс (2007). «Изоморфные контроллеры и динамическая настройка: инвариантная аппликатура в континууме настройки» . Компьютерный музыкальный журнал . 31 (4): 15–32. дои : 10.1162/comj.2007.31.4.15 . S2CID 27906745 .
- ^ Макклейн, Эрнест и Мин Шуй Хунг. Китайские циклические настройки в поздней античности , Этномузыкология Том. 23 № 2, 1979. С. 205–224.
- ^ «Книга Поздней династии Хань/Том 91 — Wikisource, бесплатная библиотека» . zh.wikisource.org (на китайском языке) Проверено 23 июня 2022 г. .
- ^ Монзо, Джо (2005). «Запятая Меркатора» , Tonalsoft .
- ↑ Холдер, Уильям, «Трактат о естественных основах и принципах гармонии» , факсимиле лондонского издания 1694 года, Broude Brothers, 1967.
- ^ Стэнли, Джером, Уильям Холдер и его позиция в философии и теории музыки семнадцатого века , The Edwin Mellen Press, 2002
- ^ Барбьери, Патрицио. Энгармонические инструменты и музыка, 1470–1900 гг. Архивировано 15 февраля 2009 г. в Wayback Machine . (2008) Латина, Il Levante Libreria Editrice, с. 350.
- ^ Перейти обратно: а б фон Гельмгольц, HLF (1954). Эллис, Александр (ред.). О ощущениях тона (второе английское изд.). Дуврские публикации. стр. 328–329.
- ^ Славенцкий, Иосип (21 июня 2007 г.). «Предисловие к произведению 53ЭДО» (рукопись). Музыкальный факультет в Белграде, Сербия – через Wikimedia Commons.
- ^ Славенцкий, Иосип (21 июня 2007 г.). «Титул с механизмом 53ЭДО» (рукопись). Музыкальный факультет в Белграде, Сербия – через Wikimedia Commons.
- ^ Славенский, Иосип (февраль 2018 г.). «Музыка Natural 53e6v» . soundcloud.com .
Хорватский композитор Йосип Штолцер-Славенский написал одно произведение, которое никогда не публиковалось, в первой части которого используется Энгармониум Бозанке, под названием «Музыка для системы Natur-ton».
Храмов, Михаил (ред.). «Ссылка на ZIP с материалами» – через Google Диск. - ^ Уэстбрук, Джеймс (2012). «Энгармоническая гитара генерала Томпсона» . Дека . Том. 38, нет. 4. С. 45–52.
- ^ https://en.xen.wiki/w/Ups_and_downs_notation
- ^ https://en.xen.wiki/w/53edo#Intervals
- ^ Перейти обратно: а б с д Хабиб Хасан Тума (1996). Музыка арабов , стр.23. пер. Лори Шварц. Портленд, Орегон: Amadeus Press. ISBN 0-931340-88-8 .
- ^ AMS Боэций, De Institutione Musica , Книга 3, Глава. 8. По мнению Боэция, ученик Пифагора Филолай сказал бы, что тон состоит из двух диатонических полутонов и запятой; Диатонический полутон состоял из двух диашизм, каждая из которых образована двумя запятыми. См . Дж. Мюррей Барбур , Настройка и темперамент: исторический обзор , 1951, с. 123
- ^ У. Холдер, Трактат о естественных основах и принципах гармонии , Лондон, 3-е издание, 1731 г., стр. 79.
- ^ «Покойный Николай Меркатор , скромный человек, образованный и рассудительный математик, в его рукописи, которую я видел».
- ^ У. Холдер, Трактат... , там же. , пишет, что Мерсенн вычислил в октаве 58¼ запятых; Меркатор, «работая по логарифмам, находит только 55 и немного больше».
- Холдер, Уильям (1967) [1694]. Трактат о естественных основах и принципах гармонии (факсимиле). Нью-Йорк, штат Нью-Йорк: Братья Броуд. стр. 103–106.
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Роджерс, Прент (май 2007 г.). «Песня-шепот в 53 ЭДО» . Bumper Music (подкаст) (медленная ред.).
- Хэнсон, Ларри (1989). «Разработка 53-тональной раскладки клавиатуры» (PDF) . Ксенгармоникон XII . Ганновер, Нью-Хэмпшир: Музыка Frog Peak: 68–85 . Получено 4 января 2021 г. - через Anaphoria.com.
- «Алгебра тональных функций» . Сонантометрия (блог). 01.05.2007. Тональные функции как степени 53-TET.
- Барбьери, Патрицио (2008). «Энгармонические инструменты и музыка, 1470–1900» . Латина, Il Levante Libreria Editrice . Италия. Архивировано из оригинала 15 февраля 2009 г. [ мертвая ссылка ]
- Кукула, Джим (август 2005 г.). «Равная темперация с 53 тонами на октаву» . Взаимозависимая наука . Фрактальная микротональная музыка . Проверено 4 января 2021 г.