Jump to content

53 равный темперамент

Рисунок 1: 53-TET в континууме настройки синтонного темперамента на отметке 701,89, из (Milne et al. 2007). [1]

В музыке 53 равных темперамента , называемые 53 TET , 53 EDO или 53 ET , представляют собой темперированную гамму, полученную путем деления октавы на 53 равных шага (равных соотношения частот). Играть Каждый шаг представляет соотношение частот 2 1 53 , или 22,6415 центов ( Играть ), интервал, который иногда называют холдровой запятой .

53-TET — это равнотемперированный строй , в котором темперированная чистая квинта имеет ширину 701,89 цента, как показано на рисунке 1.

Настройка 53-TET соответствует унисону или смягчает интервалы. 32805/32768 и , известный как раскол , 15625/15552 , клейсма как . известная Оба этих 5-предельных интервала включают в свою факторизацию только простые числа 2, 3 и 5, и тот факт, что 53 ET смягчает оба, полностью характеризует его как 5-предельный темперамент: это единственный правильный темперамент, смягчающий оба этих интервала. , или запятые , факт , который , кажется , был впервые признан японским теоретиком музыки Шохе Танакой . Поскольку он смягчает их, 53-ТЕТ может использоваться как для раскольнического темперамента , смягчающего раскол, так и для темперамента Хансона (также называемого клейсмическим), смягчающего клейсму.

Интервал 7 4 составляет 4,8 цента в 53-TET, и использование его для 7-предельной гармонии означает, что септимальная клеизма , интервал 225/224 , также закалено.

История и использование

[ редактировать ]

Теоретический интерес к этому разделению восходит к античности. Цзин Фан (78–37 гг. до н.э.), китайский теоретик музыки, заметил, что ряд из 53 составляет всего лишь пятую часть ([ 3 2 ] 53 ) почти равна 31 октаве (2 31 ). Он вычислил эту разницу с точностью до шести цифр и составил 177147 176776 . [2] [3] Позднее такое же наблюдение сделал математик и теоретик музыки Николас Меркатор (ок. 1620–1687), вычисливший эту величину именно как (3 53 ) (2 84 ) = 19383245667680019896796723 19342813113834066795298816 , [ нужна проверка ] которая известна как запятая Меркатора . [4] Запятая Меркатора изначально имеет такое маленькое значение (≈ 3,615 цента), но 53 равных темперамента выравнивают каждую пятую лишь на 1 53 этой запятой (≈ 0,0682 цента ≈ 1 315   синтонная запятая 1/344 ) пифагорова   запятая . Таким образом, 53 равных тона темперации для всех практических целей эквивалентны расширенной пифагорейской настройке .

После Меркатора Уильям Холдер опубликовал в 1694 году трактат, в котором указывалось, что 53 равных темперамента также очень близко приближаются к основной терции (с точностью до 1,4 цента), и, следовательно, 53 равных темпераментов очень хорошо сочетаются с интервалами 5, ограничивающими только интонацию . [5] [6] Это свойство 53-ТЕТ могло быть известно ранее; Неопубликованные рукописи Исаака Ньютона позволяют предположить, что он знал об этом еще в 1664–1665 годах. [7]

В 19 веке люди начали разрабатывать инструменты 53 TET, рассчитывая использовать их для исполнения музыки с лимитом почти в 5 пределов . Такие инструменты были изобретены RHM Bosanquet. [8] (с. 328–329) и американский тюнер JP White . [8] (стр. 329) Впоследствии темперамент время от времени использовался композиторами на Западе, и к началу 20 века 53 TET стал наиболее распространенной формой настройки в османской классической музыке , заменив ее старую неравную настройку. Арабская музыка , которая по большей части основывает свою теорию на четвертьтонах , также в некоторой степени использовала их; Сирийский скрипач и теоретик музыки Туфик Аль-Сабаг предложил вместо равного разделения октавы на 24 части использовать 24-нотную шкалу в 53 TET в качестве основной шкалы для арабской музыки. [ нужна ссылка ]

Хорватский композитор Йосип Штолцер-Славенски написал одно произведение, которое никогда не публиковалось, которого используется Энгармониум Бозанке в первой части , под названием «Музыка для системы Natur-ton» . [9] [10] [11] Кроме того, генерал Томпсон работал в сотрудничестве с лондонским производителем гитар Луи Панормо над созданием энгармонической гитары. [12]

Обозначения

[ редактировать ]
Обозначения, используемые в османской классической музыке, где тон разделен на 9 запятых.

Попытка использовать стандартные обозначения, семибуквенные ноты плюс диез или бемоль, может быстро привести к путанице. Это не похоже на случай с 19 TET и 31 TET , где нет никакой двусмысленности. Не будучи подразумеваемым, это добавляет некоторые проблемы, которые требуют большего внимания. пифагорейскую мажорную терцию ( дитон В частности, различают ) и просто мажорную треть, а также пифагорейскую минорную терцию (полудитон) и просто минорную терцию. Тот факт, что синтонная запятая не умерена, означает, что ноты и интервалы необходимо определять точнее. Османская классическая музыка использует нотацию бемолей и диезов для тона с 9 запятыми.

Более того, поскольку 53 не кратно 12, такие ноты, как G и A ♭, не являются энгармонически эквивалентными, как и соответствующие ключевые знаки . В результате многие ключевые подписи потребуют использования двойных диезов (например, G мажор / E минор), двойных бемолей (например, F мажор / D минор) или микротональных изменений.

Расширенная пифагорейская нотация , использующая только диез и бемоль, дает следующую хроматическую гамму:

  • С, Б , А двойной диез, и тройная квартира, Д , С , Б двойной диез, Ф тройная квартира, и двойная квартира,
  • Д, С двойной диез, B двойной диез, Ф двойная квартира, E , D , C двойной диез, Г тройная квартира, F ,
  • Э, Д двойной диез, С двойной диездвойной диездвойная квартирадвойная квартира, Г двойная квартира,
  • Ж, Е , Д двойной диез, А тройная квартира, Г , Ж , Е двойной диез, Д двойной диездвойной диездвойная квартирадвойная квартира, А двойная квартира,
  • Г, Ф двойной диез, E двойной диез, Б тройная квартира, A , G , F двойной диез, С тройная квартира, Б двойная квартира,
  • А, Г двойной диез, Ф двойной диездвойной диездвойная квартирадвойная квартира, С двойная квартира, B , A , G двойной диез, Д тройная квартира, C ,
  • Б, А двойной диез, Г двойной диездвойной диездвойная квартирадвойная квартира, Д двойная квартира, С

К сожалению, ноты заканчиваются, и требуется до четверных диезов и бемолей. В результате только большая третья должна быть записана как уменьшенная четвертая.

Обозначения взлетов и падений [13] сохраняет ноты в порядке, а также сохраняет традиционное значение диез и бемоль. Он использует стрелки вверх и вниз, написанные в виде каретки или строчной буквы «v», обычно шрифтом без засечек. Одна стрелка равна одному шагу 53-TET. В названиях нот стрелки идут первыми, чтобы облегчить наименование аккордов. Множество энгармонических эквивалентов предоставляют большую свободу написания.

  • C, ^C, ^^C, vvC /vD , vC /D , C /^D , ^C /^^D , vvD, vD,
  • D, ^D, ^^D, vvD♯ / vE , vD♯ / E ♭ , D♯ , vvE /^E , ^ D♯ /^^E , vE,
  • Е, ^Е, ^^Е/ввФ, вФ,
  • F, ^F, ^^F, vvF /vG , vF /G , F /^G , ^F /^^G , vvG, vG,
  • G, ^G, ^^G, vvG /vA , vG /A , G /^A , ^G /^^A , vvA, vA,
  • A, ^A, ^^A, vvA /vB , vA /B , A /^B , ^A /^^B , vvB, vB,
  • Б, ^B, ^^B/vvC, vC, C

Аккорды 53 равной темперации

[ редактировать ]

Поскольку 53-TET — это пифагорейская система с почти чистыми квинтами, правильно интонированные мажорные и минорные трезвучия не могут быть написаны так же, как при средней тональной настройке. Вместо этого мажорные трезвучия представляют собой аккорды типа CF -G (с использованием обозначений, основанных на Пифагоре), где мажорная треть представляет собой уменьшенную кварту; это определяющая характеристика раскольнического темперамента . Точно так же минорные трезвучия представляют собой аккорды типа CD -G. В 53-TET доминирующий септаккорд будет писаться как CF -GB , но отональная тетрада будет CF -GC. двойная квартира, а CF -GA — это еще один септаккорд. Утональная -GG тетрада, инверсия отонной тетрады, пишется CD . двойной диез.

Дальнейшие септимальные аккорды представляют собой уменьшенное трезвучие, имеющее две формы CD -G и CF. двойная квартира-G , субминорное трезвучие, CF двойная квартира-G, супермажорное триада CD двойной диез-G и соответствующие тетрады CF двойная квартира-ГБ двойная квартира и компакт-диск двойной диез-ГА . Поскольку 53-TET смягчает септимальную клейсму , септимальная клейсма дополнена триадой CF -B. тройная квартира в различных своих инверсиях также является аккордом системы. Так же и тетрада Оруэлла, CF -D двойной диездвойной диездвойной диез в различных его инверсиях.

Обозначения взлетов и падений допускают более традиционное написание. Поскольку он также называет интервалы 53-TET, [14] он также предоставляет точные названия аккордов. Пифагоров минорный аккорд с терцией 32/27 до сих пор называется Cm и пишется C – E –G. Но в минорном аккорде с 5-лимитным пределом используется верхняя минорная 3-я 6/5 и пишется C–^E –G. Этот аккорд называется C^m. Сравните с ^Cm (^C–^E –^G).

  • Мажорное трезвучие: C-vE-G (нижний мажор)
  • Минорное трезвучие: C-^E -G (верхний минор)
  • Доминантный 7-й номер: C-vE-GB (дополнение-7 вниз)
  • Отональная тетрада: C-vE-G-vB (вниз7)
  • Utonal tetrad: C-^E -G-^A (upminor6)
  • Уменьшенная триада: C-^E -G (увеличенное значение)
  • Уменьшенная триада: C-vE -G (тусклый)
  • Субминорная триада: C-vE -G (нижний минор)
  • Супермажорное триада: C-^EG (верхний мажор)
  • Subminor tetrad: C-vE -G-vA (downminor6)
  • Supermajor tetrad: C-^E-G-^B (up7)
  • Дополненная триада: C-vE-vvG (downaug dud-5)
  • Триада Оруэлла: C-vE-vvG-^A (мажорный dud-5 up6)

Поскольку 53-TET совместим как с раскольническим, так и с синтоническим темпераментом , его можно использовать в качестве основной настройки при модуляции темперамента (музыкальный эффект, создаваемый динамической тональностью ).

Размер интервала

[ редактировать ]
7-Ограничьте только интонационные интервалы, аппроксимированные в 53-ET.

Поскольку расстояние в 31 ступень в этой гамме почти точно равно идеальной квинте , теоретически эту гамму можно считать слегка смягченной формой пифагорейской настройки , расширенной до 53 тонов. Таким образом, доступные интервалы могут иметь те же свойства, что и любой пифагорейский строй, например, квинты, которые являются (практически) чистыми, мажорные терции, которые широки от всего (около 81 64 в отличие от более чистого 5 4 и малые трети, которые наоборот узкие ( 32 27 по сравнению с 6 5 ).

Однако 53-ТЕТ содержит дополнительные интервалы, очень близкие к просто интонации. Например, интервал в 17 шагов тоже является большой терцией, но лишь на 1,4 цента уже очень чистого простого интервала. 5 4 . 53-ТЕТ очень хорош в качестве аппроксимации любого интервала в 5, ограничивая только интонацией. Аналогично, чистый справедливый интервал 6 5 всего на 1,3 цента шире, чем 14 шагов в 53-TET.

Совпадения с точными интервалами, включающими 7-ю гармонику, немного менее близки (43 шага составляют 4,8 цента для 7 4 ), но все такие интервалы по-прежнему довольно точно совпадают, причем наибольшее отклонение соответствует 7/5 тритона . 11-я гармоника и входящие в нее интервалы менее точно совпадают, о чем свидетельствуют недесятичные нейтральные секунды и трети в таблице ниже. Передаточные числа 7 пределов окрашены в светло-серый цвет, а передаточные числа 11 и 13 пределов — в темно-серый цвет.

Размер
( шаги )
Размер
(центов)
Название интервала Только
соотношение
Только
(центов)
Ошибка
(центов)
Лимит
53 1200.00 идеальная октава 2:1 1200.00 0 2
48 1086.79 классический мажорный септак 15:8 1088.27 −1.48 5
45 1018.87 просто второстепенная седьмая 9:5 1017.60 +1.27 5
44 996.23 Пифагорейская минорная седьмая 16:9 996.09 +0.14 3
43 973.59 гармоническая седьмая 7:4 968.83 +4.76 7
39 883.02 мажорная шестая 5:3 884.36 −1.34 5
37 837.73 трехзначный нейтральный шестой 13:8 840.53 −2.8 13
36 815.09 малая шестая 8:5 813.69 +1.40 5
31 701.89 идеальная пятая часть 3:2 701.96 −0.07 3
30 679.25 могила пятая 40:27 680.45 −1.21 5
27 611.32 Пифагорейская дополненная четвертая 729:512 611.73 −0.41 3
26 588.68 диатонический тритон 45:32 590.22 −1.54 5
26 588.68 семимальный тритон 7:5 582.51 +6.17 7
25 566.04 классический тритон 25:18 568.72 −2.68 5
24 543.40 недесятичный старший четвертый 11:8 551.32 −7.92 11
24 543.40 пятая уменьшенная вдвое 512:375 539.10 +4.30 5
24 543.40 недесятичная дополненная четвертая 15:11 536.95 +6.45 11
23 520.76 острая четвертая 27:20 519.55 +1.21 5
22 498.11 идеальная четвертая 4:3 498.04 +0.07 3
21 475.47 могила четвертая 320:243 476.54 −1.07 5
21 475.47 септимальная узкая четвертая 21:16 470.78 +4.69 7
20 452.83 классическая дополненная треть 125:96 456.99 −4.16 5
20 452.83 трехдесятичная дополненная треть 13:10 454.21 −1.38 13
19 430.19 семеричная большая треть 9:7 435.08 −4.90 7
19 430.19 классическая уменьшенная четвертая часть 32:25 427.37 +2.82 5
18 407.54 Пифагорейские тона 81:64 407.82 −0.28 3
17 384.91 просто главная треть 5:4 386.31 −1.40 5
16 362.26 серьезная мажорная треть 100:81 364.80 −2.54 5
16 362.26 нейтральная третья , трехдесятичная 16:13 359.47 +2.79 13
15 339.62 нейтральная треть , недесятичная 11:9 347.41 −7.79 11
15 339.62 острая малая треть 243:200 337.15 +2.47 5
14 316.98 просто второстепенная треть 6:5 315.64 +1.34 5
13 294.34 Пифагорейский полудитон 32:27 294.13 +0.21 3
12 271.70 классическая дополненная секунда 75:64 274.58 −2.88 5
12 271.70 семимальная малая треть 7:6 266.87 +4.83 7
11 249.06 классическая уменьшенная треть 144:125 244.97 +4.09 5
10 226.41 семимерный целый тон 8:7 231.17 −4.76 7
10 226.41 уменьшенная треть 256:225 223.46 +2.95 5
9 203.77 целый тон , мажорный тон 9:8 203.91 −0.14 3
8 181.13 целый тон, минорный тон 10:9 182.40 −1.27 5
7 158.49 нейтральная секунда , большая десятичная дробь 11:10 165.00 −6.51 11
7 158.49 серьезный весь тон 800:729 160.90 −2.41 5
7 158.49 нейтральная секунда , меньшая десятичная дробь 12:11 150.64 +7.85 11
6 135.85 мажорный диатонический полутон 27:25 133.24 +2.61 5
5 113.21 Пифагорейский мажорный полутон 2187:2048 113.69 −0.48 3
5 113.21 просто диатонический полутон 16:15 111.73 +1.48 5
4 90.57 основной клей 135:128 92.18 −1.61 5
4 90.57 Пифагорейский минорный полутон 256:243 90.22 +0.34 3
3 67.92 просто хроматический полутон 25:24 70.67 −2.75 5
3 67.92 больший диезис 648:625 62.57 +5.35 5
2 45.28 просто диэзис 128:125 41.06 +4.22 5
1 22.64 синтонная запятая 81:80 21.51 +1.14 5
0 0.00 идеальный унисон 1:1 0.00 0.00 1

Масштабная диаграмма

[ редактировать ]

Ниже представлена ​​21 из 53 нот хроматической гаммы. Остальное можно легко добавить.

Интервал (шаги) 3 2 4 3 2 3 2 1 2 4 1 4 3 2 4 3 2 3 2 1 2
Интервал (центов) 68 45 91 68 45 68 45 23 45 91 23 91 68 45 91 68 45 68 45 23 45
Название ноты (нотация Пифагора) С И тройная квартираC Д Ф двойная квартираD F Д двойной диезС двойной диездвойной диездвойная квартирадвойная квартираФ G F Г Б тройная квартираG Б двойная квартираС двойная квартираA C А двойной диезГ двойной диездвойной диездвойная квартирадвойная квартираС
Название ноты (обозначение подъемов и падений) С vvC /vD C /^D Д vvD /vE D /^E вЕ ^^E/ввФ Ф vF /G F /^G Г vvG /vA G /^A и А vvA /vB A /^B вБ ^ Б ^^B/vvC С
Примечание (центов)   0    68  113 204 272 317 385 430 453 498 589 611 702 770 815 883 974 1018 1087 1132 1155 1200
Примечание (шаги) 0 3 5 9 12 14 17 19 20 22 26 27 31 34 36 39 43 45 48 50 51 53

Холдрова запятая

[ редактировать ]

В теории музыки и музыкальной настройке запятая Холдриана , также называемая запятой Гельдера , и редко арабская запятая , [15] представляет собой небольшой музыкальный интервал примерно 22,6415 центов , [15] равен одному шагу из 53 равных темпераментов, или ( играть ). Название «запятая» вводит в заблуждение, поскольку этот интервал является иррациональным числом и не описывает компромисс между интервалами какой-либо системы настройки; он получил это название, потому что это приближение к синтонной запятой (21,51 цента) ( играть ), который широко использовался в качестве меры настройки во Уильяма Холдера времена .

Происхождение запятой Гёльдера связано с тем, что древние греки (или, по крайней мере, Боэций) [16] ) считал, что в пифагорейской настройке тон можно разделить на девять запятых, четыре из которых образуют диатонический полутон, а пять - хроматический полутон. Если все эти запятые будут одинакового размера, то получится октава из 5 тонов + 2 диатонических полутона, 5×9 + 2×4 = 53 равных запятых. Держатель [17] деление октавы на 53 равные части приписывает Николаю Меркатору , [18] кто бы назвал 1/53 часть октавы «искусственной запятой».

Запятая Меркатора и запятая Холдриа.

[ редактировать ]

Запятая Меркатора — это имя, которое часто используется для обозначения близкого интервала из-за его связи с Николасом Меркатором. [19] Один из этих интервалов был впервые описан Цзин-Фангом в 45 г. до н.э. [15] Меркатор применил логарифмы, чтобы определить, что (≈ 21,8182 цента) было почти эквивалентно синтонной запятой ≈ 21,5063 цента (особенность преобладающего среднего темперамента в то время ). Он также считал, что «искусственная запятая» может быть полезно, потому что 31 октаву можно практически аппроксимировать циклом из 53 квинт . Уильям Холдер , в честь которого названа запятая Холдриана, отдавал предпочтение этой последней единице, потому что интервалы 53 равного темперамента ближе к простой интонации, чем интервалы 55. Таким образом, запятая Меркатора и запятая Холдриана представляют собой два разных, но связанных интервала.

Использование в турецкой теории макама

[ редактировать ]

Холдрианская запятая использовалась в основном в османско-турецкой теории музыки Кемалем Илеричи и турецким композитором Эролом Саяном . Название этой запятой по-турецки — Holder koması .

Название интервала Запятые центы Символ
Приходить 1 22.64 Ф
Баланс 4 90.57 Б
Маленький Мюценнеп 5 113.21 С
Великий Великолепный 8 181.13 К
Танины 9 203.77 Т
Сейчас декабрь (12) 12 271.70 А (12)
Сейчас декабрь (13) 13 294.34 А (13)

Например, Раст-макам (похожий на западную мажорную гамму или, точнее, на правильно настроенную мажорную гамму ) можно рассматривать с точки зрения холдровых запятых:

где полуплоский обозначает холдровскую запятую, [я] в отличие от макама Нихавенда (похожего на западную минорную гамму ):

где обозначает квартиру с пятью запятыми,имеет средние секунды между d–e , e–f , g–a , a b и b c' , причем средняя секунда находится где-то между 8 и 9 запятыми. [15]

Примечания

[ редактировать ]
  1. ^ В общепринятой арабской и турецкой практике третье примечание e полуплоский и седьмая нота б полуплоский в Расте даже ниже, чем в этой теории, почти ровно посередине между западными мажорными и второстепенными терциями выше до и g , т.е. ближе к 6,5 запятой (трехчетвертный тон) выше d или a и 6,5 ниже f или c , терции c– е полуплоский и г – б полуплоский часто называют ее « нейтральной третью ». Музыковеды
  1. ^ Милн, Эндрю; Сетарес, Уильям; Пламондон, Джеймс (2007). «Изоморфные контроллеры и динамическая настройка: инвариантная аппликатура в континууме настройки» . Компьютерный музыкальный журнал . 31 (4): 15–32. дои : 10.1162/comj.2007.31.4.15 . S2CID   27906745 .
  2. ^ Макклейн, Эрнест и Мин Шуй Хунг. Китайские циклические настройки в поздней античности , Этномузыкология Том. 23 № 2, 1979. С. 205–224.
  3. ^ «Книга Поздней династии Хань/Том 91 — Wikisource, бесплатная библиотека» . zh.wikisource.org (на китайском языке) Проверено 23 июня 2022 г. .
  4. ^ Монзо, Джо (2005). «Запятая Меркатора» , Tonalsoft .
  5. Холдер, Уильям, «Трактат о естественных основах и принципах гармонии» , факсимиле лондонского издания 1694 года, Broude Brothers, 1967.
  6. ^ Стэнли, Джером, Уильям Холдер и его позиция в философии и теории музыки семнадцатого века , The Edwin Mellen Press, 2002
  7. ^ Барбьери, Патрицио. Энгармонические инструменты и музыка, 1470–1900 гг. Архивировано 15 февраля 2009 г. в Wayback Machine . (2008) Латина, Il Levante Libreria Editrice, с. 350.
  8. ^ Перейти обратно: а б фон Гельмгольц, HLF (1954). Эллис, Александр (ред.). О ощущениях тона (второе английское изд.). Дуврские публикации. стр. 328–329.
  9. ^ Славенцкий, Иосип (21 июня 2007 г.). «Предисловие к произведению 53ЭДО» (рукопись). Музыкальный факультет в Белграде, Сербия – через Wikimedia Commons.
  10. ^ Славенцкий, Иосип (21 июня 2007 г.). «Титул с механизмом 53ЭДО» (рукопись). Музыкальный факультет в Белграде, Сербия – через Wikimedia Commons.
  11. ^ Славенский, Иосип (февраль 2018 г.). «Музыка Natural 53e6v» . soundcloud.com . Хорватский композитор Йосип Штолцер-Славенский написал одно произведение, которое никогда не публиковалось, в первой части которого используется Энгармониум Бозанке, под названием «Музыка для системы Natur-ton». Храмов, Михаил (ред.). «Ссылка на ZIP с материалами» – через Google Диск.
  12. ^ Уэстбрук, Джеймс (2012). «Энгармоническая гитара генерала Томпсона» . Дека . Том. 38, нет. 4. С. 45–52.
  13. ^ https://en.xen.wiki/w/Ups_and_downs_notation
  14. ^ https://en.xen.wiki/w/53edo#Intervals
  15. ^ Перейти обратно: а б с д Хабиб Хасан Тума (1996). Музыка арабов , стр.23. пер. Лори Шварц. Портленд, Орегон: Amadeus Press. ISBN   0-931340-88-8 .
  16. ^ AMS Боэций, De Institutione Musica , Книга 3, Глава. 8. По мнению Боэция, ученик Пифагора Филолай сказал бы, что тон состоит из двух диатонических полутонов и запятой; Диатонический полутон состоял из двух диашизм, каждая из которых образована двумя запятыми. См . Дж. Мюррей Барбур , Настройка и темперамент: исторический обзор , 1951, с. 123
  17. ^ У. Холдер, Трактат о естественных основах и принципах гармонии , Лондон, 3-е издание, 1731 г., стр. 79.
  18. ^ «Покойный Николай Меркатор , скромный человек, образованный и рассудительный математик, в его рукописи, которую я видел».
  19. ^ У. Холдер, Трактат... , там же. , пишет, что Мерсенн вычислил в октаве 58¼ запятых; Меркатор, «работая по логарифмам, находит только 55 и немного больше».
  • Холдер, Уильям (1967) [1694]. Трактат о естественных основах и принципах гармонии (факсимиле). Нью-Йорк, штат Нью-Йорк: Братья Броуд. стр. 103–106.
[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 57d97eff31f60800453b1f96f332e9e3__1721390160
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/57/e3/57d97eff31f60800453b1f96f332e9e3.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
53 equal temperament - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)