Интенсивная диатоническая гамма Птолемея
Интенсивная диатоническая гамма Птолемея , также известная как последовательность Птолемея . [ 1 ] справедливо настроенная мажорная гамма , [ 2 ] [ 3 ] [ 4 ] Напряженная диатоническая гамма Птолемея , или синтонная (или синтоническая ) диатоническая гамма , представляет собой настройку диатонической гаммы, предложенную Птолемеем , [ 5 ] и соответствующая современной 5-лимитной просто интонации . [ 6 ] Хотя Птолемей известен этой версией справедливой интонации, важно понимать, что это был лишь один из нескольких родов справедливых диатонических интонаций, которые он описывает. Он также описывает 7-предельную «мягкую» диатонику и 11-предельную «четную» диатонику.
Этот строй был объявлен Зарлино единственным строем, который можно разумно петь, его также поддержал Джузеппе Тартини . [ 7 ] и эквивалентен индийской настройке Гандхара , которая имеет точно такие же интервалы.
Он создается посредством тетрахорда, состоящего из большего тона (9:8), меньшего тона (10:9) и только диатонического полутона (16:15). [ 6 ] Это называется интенсивным диатоническим тетрахордом Птолемея (или «напряженным»), в отличие от мягкого диатонического тетрахорда Птолемея (или «расслабленного»), который образован интервалами 21:20 , 10:9 и 8:7. [ 8 ]
Структура
[ редактировать ]Структура интенсивной диатонической гаммы показана в таблицах ниже, где T — больший тон, t — меньший тон и s — полутон:
Примечание | Имя | С | Д | И | Ф | Г | А | Б | С | |||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
сольфеджио | Делать | Ре | Мне | Но | Солнце | Из | Делать | |||||||||
Соотношение от C | 1:1 | 9:8 | 5:4 | 4:3 | 3:2 | 5:3 | 15:8 | 2:1 | ||||||||
Гармонический | ||||||||||||||||
центы | 0 | 204 | 386 | 498 | 702 | 884 | 1088 | 1200 | ||||||||
Шаг | Имя | Т | т | с | Т | т | Т | с | ||||||||
Соотношение | 9:8 | 10:9 | 16:15 | 9:8 | 10:9 | 9:8 | 16:15 | |||||||||
центы | 204 | 182 | 112 | 204 | 182 | 204 | 112 |
Примечание | Имя | А | Б | С | Д | И | Ф | Г | А | |||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
Коэффициент от А | 1:1 | 9:8 | 6:5 | 4:3 | 3:2 | 8:5 | 9:5 | 2:1 | ||||||||
Гармоника основного тона B ♭ | 120 | 135 | 144 | 160 | 180 | 192 | 216 | 240 | ||||||||
центы | 0 | 204 | 316 | 498 | 702 | 814 | 1018 | 1200 | ||||||||
Шаг | Имя | Т | с | т | Т | с | Т | т | ||||||||
Соотношение | 9:8 | 16:15 | 10:9 | 9:8 | 16:15 | 9:8 | 10:9 | |||||||||
центы | 204 | 112 | 182 | 204 | 112 | 204 | 182 |
Сравнение с другими диатоническими гаммами
[ редактировать ]Интенсивная диатоническая гамма Птолемея может быть построена путем понижения высоты пифагорейского строя 3-й, 6-й и 7-й ступеней (в C, ноты E, A и B) на синтоническую запятую 81:80. Эту гамму также можно рассматривать как полученную из только мажорного аккорда (соотношения 4:5:6, то есть мажорная треть 5:4 и квинта 3:2), а также мажорных аккордов на квинту ниже и квинту выше него: FAC–CEG–GBD. Эта точка зрения подчеркивает центральную роль тоники, доминанты и субдоминанты в диатонической гамме.
По сравнению с пифагорейской настройкой , в которой используются только идеальные квинты (и кварты) 3:2, Птолемеевская настройка обеспечивает только терции (и шестые), как мажорные, так и минорные (5:4 и 6:5; шестые 8:5 и 5:3). ), которые мягче и легче настраиваются, чем пифагорейские терции (81:64 и 32:27) и пифагорейские сексты (27:16 и 128/81), [ 9 ] с одной малой третью (и одной большой шестой) в пифагорейском интервале за счет замены одной пятой (и одной четверти) интервалом Вольфа.
Интервалы между нотами ( волчьи интервалы выделены жирным шрифтом):
С | Д | И | Ф | Г | А | Б | С' | Д' | И' | Ф' | Г' | А' | Б' | С″ | |
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
С | 1:1 | 9:8 | 5:4 | 4:3 | 3:2 | 5:3 | 15:8 | 2:1 | 9:4 | 5:2 | 8:3 | 3:1 | 10:3 | 15:4 | 4:1 |
Д | 8:9 | 1:1 | 10:9 | 32:27 | 4:3 | 40:27 | 5:3 | 16:9 | 2:1 | 20:9 | 64:27 | 8:3 | 80:27 | 10:3 | 32:9 |
И | 4:5 | 9:10 | 1:1 | 16:15 | 6:5 | 4:3 | 3:2 | 8:5 | 9:5 | 2:1 | 32:15 | 12:5 | 8:3 | 3:1 | 16:5 |
Ф | 3:4 | 27:32 | 15:16 | 1:1 | 9:8 | 5:4 | 45:32 | 3:2 | 27:16 | 15:8 | 2:1 | 9:4 | 5:2 | 45:16 | 3:1 |
Г | 2:3 | 3:4 | 5:6 | 8:9 | 1:1 | 10:9 | 5:4 | 4:3 | 3:2 | 5:3 | 16:9 | 2:1 | 20:9 | 5:2 | 8:3 |
А | 3:5 | 27:40 | 3:4 | 4:5 | 9:10 | 1:1 | 9:8 | 6:5 | 27:20 | 3:2 | 8:5 | 9:5 | 2:1 | 9:4 | 12:5 |
Б | 8:15 | 9:15 | 2:3 | 32:45 | 4:5 | 8:9 | 1:1 | 16:15 | 6:5 | 4:3 | 64:45 | 8:5 | 16:9 | 2:1 | 32:15 |
С' | 1:2 | 9:16 | 5:8 | 2:3 | 3:4 | 5:6 | 15:16 | 1:1 | 9:8 | 5:4 | 4:3 | 3:2 | 5:3 | 15:8 | 2:1 |
Обратите внимание, что D–F — это пифагорейская минорная терция или полудитон (32:27), его инверсия F–D — это пифагорейская мажорная секста (27:16); D–A — волчья квинта (40:27), а ее инверсия A–D — волчья кварта (27:20). Все они отличаются от своих аналогов синтонной запятой (81:80). Если говорить более кратко, то триада, построенная на 2-й степени (D), расстроена.
FB – это тритон (точнее, увеличенная кварта), здесь 45:32, а BF – уменьшенная квинта, здесь 64:45.
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Партч, Гарри (1979). Генезис музыки , стр. 165, 173. ISBN 978-0-306-80106-8 .
- ^ Мюррей Кэмпбелл, Клайв Грейтед (1994). Путеводитель музыканта по акустике , стр. 172–73. ISBN 978-0-19-816505-7 .
- ^ Райт, Дэвид (2009). Математика и музыка , стр. 140–41. ISBN 978-0-8218-4873-9 .
- ^ Джонстон, Бен и Гилмор, Боб (2006). «Система обозначений для расширенной простой интонации» (2003), «Максимальная ясность» и другие сочинения о музыке , с. 78. ISBN 978-0-252-03098-7 .
- ^ см. Уоллис, Джон (1699). Опера Математика, Vol. III . Оксфорд. п. 39. (Содержит «Гармоники» Клавдия Птолемея.)
- ^ Перейти обратно: а б Чисхолм, Хью (1911). Британская энциклопедия , том 28, стр. 961. Британская энциклопедия.
- ^ Доктор Кротч (1 октября 1861 г.). « О происхождении гаммы, строя, темперамента, монохорда и т. д. », The Musical Times , стр. 115.
- ^ Чалмерс, Джон Х. младший (1993). Деления Тетрахорды . Ганновер, Нью-Гэмпшир: Музыка Frog Peak. ISBN 0-945996-04-7 Глава 2, страница 9
- ^ Джонстон, Бен; Гилмор, Боб (2006). «Максимальная ясность» и другие сочинения о музыке . п. 100. ИСБН 978-0-252-03098-7 .