Jump to content

Оромо люди

(Перенаправлено с «Люди Оромо» )

Оромос
Оромо   ( Оромо )
Каррайю Оромо в традиционном наряде.
Регионы со значительной численностью населения
 Эфиопия 25,489,000 (2007) [ 1 ]
 Кения 739,839 (2019) [ 2 ]
 Судан 105,000 (2022) [ 3 ]
 Сомали 41,600 (2000) [ 4 ]
 Соединенные Штаты 40,000 [ 5 ]
 Канада 5,890 (2021) [ 6 ]
 Австралия 4,310 (2021) [ 7 ]
Языки
Оромо
Религия
Ислам (55–60%), Христианство (40–45%), Традиционная религия (Культ) (до 3%) [ 8 ]
Родственные этнические группы
Сомалийцы Сидама Габра Рендиль Иракцы • другие кушитские народы [ 9 ] [ 10 ]

Народ оромо ( произ. / ˈ ɒr əm / ORR -əm-oh [ 11 ] Оромо : Оромо ) — кушитская этническая группа, проживающая в регионе Оромия в Эфиопии и некоторых частях Северной Кении. [ 12 ] Они говорят на языке оромо (также называемом оромо ), который входит в кушитскую ветвь афроазиатской языковой семьи . [ 12 ] Они являются одной из крупнейших этнических групп в Эфиопии . [ 13 ] Согласно последней переписи населения Эфиопии 2007 года, оромо насчитывало 25 488 344 человека или 34,5% населения Эфиопии . [ 14 ] По последним оценкам, оромо составляют 45 000 000 человек, или 35,8% от общей численности населения Эфиопии, которая оценивается в 116 000 000 человек. [ 15 ]

Оромо изначально были кочевым, полускотоводческим народом, который позже завоевал большие участки земли во время своей экспансии . [ 16 ] [ 17 ] После урегулирования они основали королевства в регионах Гибе. [ 18 ] [ 19 ] и династии в Абиссинии . [ 20 ] [ 21 ] Народ оромо традиционно использовал систему Гада в качестве основной формы управления. [ 22 ] [ 23 ] Лидер избирается по системе гадаа , срок его полномочий составляет восемь лет, а выборы проводятся в конце этих восьми лет. [ 24 ] [ 25 ] [ 26 ] Хотя большинство современных оромо являются мусульманами и христианами, около 3% исповедуют вакеффанна , родную древнюю кушитскую монотеистическую религию оромо. [ 27 ]

Происхождение и номенклатура

[ редактировать ]

Исследования исторической лингвистики и сравнительной этнологии позволяют предположить, что народ оромо, вероятно, возник в районе озер Чу-Бахир и озера Чамо . [ 28 ] [ 29 ] Это кушитский народ, и до своего расширения они населяли только территорию современной Северной Кении и южной Эфиопии. [ 30 ] Последствия эфиопско-адалской войны XVI века вынудили оромо двинуться на север. [ 31 ] [ 32 ] Хотя народ оромо проживал в этом регионе в течение длительного времени, этнический состав проживавших здесь народов неясен. [ 33 ] Они увеличили свою численность за счет ассимиляции ( Медхикка , Могаса и Гудифача ), а также включения смешанных народов ( Габаро ). [ 33 ] Коренные названия территорий были заменены названиями кланов оромо , поселившихся на ней в процессе ассимиляции коренного населения. [ 33 ] [ 34 ] [ 35 ] [ 36 ]

Зарисован во время британской экспедиции в Абиссинию 1867–1868 годов. «Королева «Галлы» и сын».

В последующих документах колониальной эпохи народ оромо упоминается как галла . [ 37 ] что теперь приобрело уничижительный оттенок, но эти документы, как правило, были написаны представителями других этнических групп. [ 38 ] [ 39 ] [ 29 ] По словам Герберта С. Льюиса , и оромо, и сомалийцы возникли на юге Эфиопии, но сомалийцы распространились на восток и север намного раньше, чем оромо, а оромо жили только в южной Эфиопии и северной Кении, пока экспансия оромо примерно не началась . 1530. [ 29 ] Исторические данные свидетельствуют о том, что народ оромо уже обосновался в южных горных районах в 15 веке или раньше и что, по крайней мере, некоторые люди оромо взаимодействовали с другими эфиопскими этническими группами. [ 40 ] По словам Алессандро Триулзи, взаимодействия и встречи между оромосами и нило-сахарскими группами, вероятно, начались очень рано. [ 33 ] Термин галла использовался для обозначения народа оромо абиссинцами , арабами и нилотскими народами . [ 41 ] Первоначальное значение этого термина вызывает серьезные споры. Устаревшей, но популярной теорией среди европейских историков XIX века относительно происхождения этого термина была вера в то, что он происходит от еврейского (חלב) и греческого (Gála) слова « молоко » из-за устаревшего убеждения, что оромо были потерянными белыми людьми. . [ 42 ] [ 43 ] Эта теория названий была особенно популярна среди немецких историков, которые когда-то считали, что оромо были родственниками древнего галльского племени во Франции. [ 44 ] Другая устаревшая теория его происхождения исходит из убеждения, что оромо отклонили предложение Мухаммеда принять как ислам . их официальную религию, поэтому пророк дал им имя Калла или هو قال لا, что означает «он сказал нет» [ 45 ] [ 42 ] Некоторые источники утверждают, что это был термин для обозначения реки и леса, а также для скотоводов, населявших высокогорья южной Эфиопии. [ 40 ] Эти исторические сведения, по мнению Мохаммеда Хассена , соответствуют письменным и устным традициям сомалийцев . [ 41 ] Другие, такие как Международный африканский институт , предполагают, что это слово оромо (заимствованное соседями), поскольку в их языке есть слово гала , означающее «странствовать» или «идти домой». [ 46 ] [ 47 ] Канадский профессор философии Клод Самнер заявил, что французский исследователь и эфиопский путешественник Антуан Томсон д'Аббади утверждал, что этот термин произошел от боевого клича оромо , когда оромо сражались на полях сражений. [ 47 ] Слово Оромо происходит от слова Ильм Орма , что означает «Дети Ормы». [ 48 ] или «Сыновья чужих», [ 49 ] или «Человек, незнакомец». [ 50 ] Первое известное использование слова оромо для обозначения этнической группы относится к 1893 году. [ 51 ] [ 28 ] [ 52 ]

Набросок Эдуарда Зандера и ее сына. жены

Самое раннее зарегистрированное упоминание об оромосах принадлежит итальянскому ( венецианскому ) картографу Фра Мауро , который отмечает реку Галла к югу от реки Аваш , в своем знаменитом Маппомондо , или карте мира, составленной в населенной этой области южной Эфиопии. по крайней мере за полтора столетия до их экспансии на север. Еще в XII веке все аспекты жизни оромо регулировались системой Гадаа , политической и ритуальной системой, основанной на эгалитарном духе, возрастной социальной организации и высокоструктурированных институтах. В соответствии с системой Гада каждые восемь лет оромо консенсусом выбирало девять лидеров, известных как Салган яи Борана (девять ассамблей Борана). [ 53 ] [ 54 ] Лидер, избранный по системе гадаа, остается у власти только в течение 8 лет, а выборы состоятся в конце этих 8 лет. [ 24 ] [ 25 ] [ 26 ] Всякий раз, когда Абба Гада умирает при исполнении своих функций, боккуу (символ власти) переходит к его жене, и она сохраняет боккуу и провозглашает законы. [ 55 ] [ 56 ]

Первая подробная история народа оромо принадлежит эфиопскому монаху Бахрею, написавшему «Зенаху ла Галла» , или «Историю галлы», в 1593 году. [ 57 ] [ 58 ] Они также упоминаются в записях, оставленных Аббой Паулосом, Жоао Бермудесом, Херонимо Лобо , Галадевосом , Сарсой Денгелем и другими. Эти записи позволяют предположить, что оромо были скотоводческим народом, который начал в больших количествах переселяться в центральные высокогорья Эфиопии из своей колыбели на равнинах южной Эфиопии в 14-16 веках. Это крупномасштабное расширение называется «Великой миграцией оромо ». До этого движения оромо были разделены на две основные конфедерации, Борана и Баренто , которые жили на западе и востоке Рифт-Валли соответственно. [ 57 ] Баренто двинулся в восточном направлении, в конечном итоге обосновавшись в сегодняшних Арси , Бале , Харарге и Волло регионах . Тогда как бураны двинулись на северо-запад, поселившись в регионах Шева , Иллубабор и Велега . [ 57 ] [ 59 ] [ 60 ]

По мнению Ричарда Панкхерста , эфиопского историка британского происхождения, эта экспансия связана с попыткой завоевания Эфиопской империи имамом Ахмадом ибн Ибрагимом , что создало политический и военный вакуум, который позволил оромо относительно беспрепятственно проникнуть в Эфиопскую империю. и султанат Адал . [ 61 ] Кроме того, они приобрели лошадей, а их система гада помогла координировать действия кавалерий оромо, что позволило им сражаться очень эффективно. Бахри утверждает, что успех оромо в бою был обусловлен тем, что все мужчины оромо были обучены как воины, в то время как в Эфиопии лишь небольшая часть населения была воинами, а остальные не участвовали в защите своей страны. Военную дисциплину оромо отметил португальский летописец Жоао Бермудес, который заметил, что во время вторжения в Даваро оромо «не наступали без порядка, как варвары, а продвигались вперед собранными в отряды, как эскадроны». [ 62 ] [ 63 ]

В начале 16 и 17 веков произошла постепенная интеграция оромо в Эфиопскую империю. Император Сусеньос I , пришедший к власти при поддержке оромо, многое сделал для интеграции их в политический истеблишмент христианского государства. Выросший среди оромо, он свободно говорил на их языке и восхищался их образом жизни. Он использовал воинов оромо, военную тактику и боевые порядки против своих соперников за трон. Придя к власти, он заполнил высокопоставленные офисы своими сторонниками оромо и расселил различные группы оромо на большей части территории Годжама и Бегемдера . При преемниках Сусеньоса многие оромо продолжали занимать выдающиеся позиции на императорской службе и на какое-то время даже изменили официальный язык империи с амхарского на оромиффа во время правления императора-полуоромо Иоаса I. Они основали такие династии, как династия Йеджу , которые были фактическими правителями Эфиопской империи с 1784 по 1853 год во время Земенского Месафинта . Они, в частности, имели контроль над провинциями Эфиопии. Провинция и Годжам Другой династией оромо, возникшей на севере Эфиопского нагорья, была исламская Варра Химано (1580–1916), которая превратила Волло в настоящее исламское государство в самом сердце христианской Эфиопии. Варра Химано обратили в ислам многих христиан-амхара во время своего правления, и в зените своего могущества Варра Химано признали их гегемонию в различных частях Волло: Амбазель, Каллу, Борена, Уоре-Иллу и Амхара Сайинт. Известные правители, такие как Рас Майкл из Волло и некоронованный император Эфиопии Лидж Иясу (1913–1916), происходили из этой правящей семьи. [ 64 ] [ 62 ]

Карта, показывающая расположение пяти королевств оромо в регионе Гибе.

В конце 16 века оромо поселились на территориях к югу от реки Абай в западной Эфиопии. возникнут пять штатов оромо В течение 60 лет после их прибытия в регионе Гибе , такие как Гера , Гомма , Гумма , Джимма и Лимму-Эннарея . Эти государства возникли в результате трансформации скотоводства в земледелие благодаря плодородным и достаточно орошаемым землям региона. Это увеличило значение сельского хозяйства и привело к последующему росту класса землевладельцев. Богатая природная среда производила товары, которые пользовались большим спросом и привели к возникновению сильного торгового класса. Эти изменения позволили чиновникам гадаа получить больше власти и превратить свои выборные должности в постоянные монархические институты. В восточной части страны, особенно в Арси , Бале и Харарге , оромо, жившие на непосредственной периферии города Харара, сделали сельское хозяйство своим основным занятием, в основном для того, чтобы заниматься торговлей с жителями города-крепости. Согласно устным и литературным свидетельствам, некоторые кланы Сомали и оромо воевали друг с другом на протяжении шестнадцатого, семнадцатого и восемнадцатого веков, особенно вблизи их восточных границ. [ 18 ] [ 65 ] [ 66 ] [ 67 ]

Эскиз Шарля-Ксавье Роше д'Эрикура, изображающий воина оромо, едущего на лошади, 1841 год.

Французский Шарль- Ксавье путешественник Роше д'Эрикур посетил Эфиопию в 1863 году. [ 68 ] и был встречен Сахле Селассие правителем Шевы. , Во время своего пребывания там он наблюдал за представителями различных национальностей в Эфиопии. [ 69 ] Он описал их так:

«[Порода] галла — самая красивая в Африке; она родом не из Абиссинии ; она пришла туда в результате вторжения , как мы увидим ниже в истории Королевства Чоа ( Шева ), которую я приведу. Галласы — это В общем, хорошо сложены, у них высокая фигура, широкий и приподнятый лоб, нос с горбинкой , хорошо очерченный рот, цвет лица скорее медный, чем черный; волосы у них заплетены в маленькие косички, развевающиеся вокруг головы, и примешайте что-нибудь изящное к выразительному и благородному характеру их физиономий : привыкшие с самой нежной юности ездить на лошадях, носить с собой мясника и копье, они превосходные наездники и нечувствительны к самой суровой усталости, полные мужества и доблести; в бою они показали себя на своих полях умелыми и трудолюбивыми земледельцами: эта великая нация, как мы можем ее назвать, могла под руководством предприимчивого лидера стать хозяином всей Африки ». [ 70 ]

В последней четверти XIX века племена и королевства оромо попали под власть Менелика II из Шевы . Начиная с 1870-х годов Королевство Сева аннексировало одну территорию оромо за другой с беспрецедентной скоростью из-за современного оружия, приобретенного в результате международной торговли оружием, и разобщенности между различными группами оромо. То, как было осуществлено это завоевание, определило форму управления, которая впоследствии была создана на вновь завоеванных территориях. В районах, где шеванцы столкнулись с сопротивлением, таких как Арси, генералы-завоеватели были назначены губернаторами, а солдаты амхары или нефтенья заселили регион военными гарнизонами, известными как катамы , которые позже стали административными центрами правления шеванов. Эти чиновники и солдаты-поселенцы жили за счет земли местных жителей, которые вскоре стали крепостными у шеванских аристократов. В районах, где оромо подчинялись мирно, например, в Королевстве Джимма , коренные правители становились данниками короны, но им было разрешено самоуправляться с минимальным вмешательством со стороны центрального правительства. В течение При правлении Хайле Селассие многие оромо утратили свой автономный статус, предоставленный им Менеликом, Хайле Селассие отменил полунезависимый статус многих штатов оромо и начал переживать период централизации. Скотоводы были выселены, чтобы освободить место для механизированного земледелия, а немногим членам образованного класса оромо было запрещено занимать влиятельные должности, вместо этого их занимали ассимилированные или амхаризированные знатные люди оромо. Несмотря на большой вклад регионов Оромо в экономику Эфиопии, районы Оромос были исключены из проектов модернизации во время правления Хайле Селассие. [ 67 ]

Это недовольство, вызванное политической маргинализацией, экономической эксплуатацией и культурным доминированием оромо, привело к возникновению в 1963 году Ассоциации самопомощи Меха и Тулама , якобы для организации самопомощи оромо, но на самом деле для пропаганды идентичности оромо и борьбы с ними. маргинализация оромо. Ассоциация Меха и Тулама вскоре была распущена правительством, но ее влияние было значительным. Движение повысило осведомленность оромо о значимости их собственного культурного и исторического вклада и их статуса как народа в Эфиопском государстве. [ 67 ]

Демография

[ редактировать ]

Оромо — самая крупная этническая группа в Эфиопии (35,8% населения). [ 13 ] насчитывает около 40 млн. [ 13 ] Они преимущественно сконцентрированы в регионе Оромия в центральной Эфиопии. Они говорят на английском языке, официальном языке Ориссы. [ 71 ] Оромо составляют третью по численности этническую группу среди африканцев в целом и самую густонаселенную среди хорнеров в частности. [ 72 ]

северной Кении проживает и габра также 656 636 оромо : 276 236 борана , 141 200 орма , 158 000 В , 45 200 сакуйе , 20 000 ваата 16 000 муньо яя . Есть также оромо в бывших провинциях Волло и Тыграй в Эфиопии. [ 73 ]

Подгруппы

[ редактировать ]

Оромо состоят из двух основных ветвей, которые распадаются на множество клановых семей. Борана Оромо , также известная как Борана , представляет собой полускотоводческую группу , живущую на юге Оромии и на севере Кении. С запада на восток : [ 74 ] [ 75 ] Борана населяют зону Борена региона Оромия в Эфиопии и бывший Северный пограничный округ (ныне север Кении). [ 74 ] [ 76 ] Они говорят на диалекте английского языка, английском языке. [ 76 ] Барэнту/Баренту или (более старый) Барайтума — другая часть народа оромо. Оромо Баренту населяют восточные части региона Оромия в зоне Западного Харарге , зоне Арси , зоне Бале Дыре- Дава городе , зоне Джигага региона , , административной зоне 3 Афар , - Оромии , зоне а также обитают в Рая Азебо Аанаас. район Тыграйского района

более 1000 символов. В английском алфавите Сценарий сапало был изобретен ученым оромо шейхом Бакри Сапало (также известным под именем Абубакер Усман Одаа) в 1950-х годах. [ 77 ] Оромо является одним из официальных языков Эфиопии. [ 78 ] а также является рабочим языком нескольких штатов федеральной системы Эфиопии, включая Оромию, [ 79 ] . Переводов нет существует множество различных типов начального образования В Оромии, Харари, Дыре Дава, Бенишангуль-Гумузе . Он используется в качестве интернет-языка для федеральных веб-сайтов вместе Тигриньей. с [ 80 ] [ 81 ]

Более 35% населения Эфиопии являются носителями языка оромо, что делает его наиболее распространенным основным языком в Эфиопии. [ 79 ] [ 82 ] Это также наиболее распространенный кушитский язык и четвертый по распространенности язык Африки после арабского , хауса и суахили . [ 83 ] На оромо как на родном языке говорят более 40 миллионов человек оромо в Эфиопии и еще полмиллиона в некоторых частях северной и восточной Кении. [ 84 ] На нем также говорит меньшее количество эмигрантов в других африканских странах, таких как Южная Африка , Ливия , Египет и Судан . Помимо носителей первого языка, ряд представителей других национальностей, которые контактируют с оромо, говорят на нем как на втором языке, например, говорящие омоте на бамбасси. [ 85 ] и нило-сахарском языке. говорящие на квама, [ 86 ] в западной Эфиопии.

Оромо следовали своей традиционной религии Вакеффанна и сопротивлялись религиозному обращению до ассимиляции в султанаты и христианские королевства. [ 28 ] [ 27 ] [ 35 ] [ 36 ] Влиятельная 30-летняя война с 1529 по 1559 год между тремя партиями – оромо, последовавшими за Вакеффанной , христианами и мусульманами – рассеяла политические силы всех трёх. Религиозные верования народа оромо развивались в этой социально-политической среде. [ 35 ] В 19 веке и первой половине 20 века усилия протестантских или католических миссионеров распространили христианство среди оромо. В число организаций входили Внутренняя миссия Судана , Миссионерское общество библейских церковников , Адвентисты седьмого дня , Объединенная пресвитерианская миссия США, Церковная миссия евреям , Евангелиска Фостерландс-Стифтельсен , Бибельтрогна Веннер и Германсбургская миссия . [ 87 ]

Арси Оромо на Иррича праздновании

В середине и конце XIX века эфиопские императоры столкнулись с широко распространенными расколами и спорами в Эфиопской православной церкви Тевахедо , а также с разрушительными этническими и религиозными разногласиями, которые преследовали империю и подвергали ее вмешательству и вмешательству соседних мусульман (особенно Египта и Османская империя) и европейские державы. Правившие в тот период императоры Теодрос II , Йоханнес IV и Менелик II стремились таким образом подавить раздоры и расколы как внутри, так и вне Эфиопской церкви и часто были нетерпимы к другим религиям. Волло Оромо , Арси Оромо и Тулама Оромо были среди тех, кто яростно столкнулся с экспансией Эфиопии в регионе в 19 веке и попытками империи обеспечить единство посредством распространения православного христианства, поскольку большинство этих групп были не христиане, а мусульмане. [ 88 ] [ 89 ]

По данным переписи населения Эфиопии 2007 года в регионе Оромия, в которую вошли оромо и некоторые жители, не являющиеся жителями оромо, в общей сложности насчитывалось 13 107 963 последователя христианства (8 204 908 православных, 4 780 917 протестантов, 122 138 католиков), 12 835 410 последователей ислама , 887 773 последователя традиционных религий . и 162 787 последователей других религий. Соответственно, в регионе Оромия примерно от 40% до 45% христиан (8 204 908 или 30,4% православных, 4 780 917 или 17,7% протестантов, 122 138 католиков), от 55% до 60% мусульман и 3,3% последователей традиционных религий. [ 90 ]

По оценке Джеймса Минахана, проведенной в 2016 году, около половины народа оромо являются мусульманами-суннитами, треть — эфиопскими православными, а остальные в основном протестанты или исповедуют свои традиционные религиозные убеждения. [ 91 ] Традиционная религия более распространена среди южного населения оромо, а христианство более распространено в городских центрах и вблизи них, тогда как ислам более распространен вблизи границы с Сомали и на севере. [ 73 ]

Блюда оромо

[ редактировать ]

Кухня оромос . состоит из разнообразных овощных и мясных гарниров и первых блюд Свинина обычно не входит в кухню оромо, поскольку она считается табу для ортодоксальных оромо и мусульманских оромо, которые вместе составляют более 90% населения, в отличие от католиков и других. есть много разных сортов кофе , и люди признают его тонизирующий эффект. В стране [ 92 ]

Типичная кухня оромо: биддена (хлеб, похожий на блины) и несколько видов соуса, тушеное мясо (говядина медленного приготовления, баранина, козлятина, курица) и первые блюда.
Мясо акации : Вот так выглядит мясо акации в ресторане в Аддис-Абебе.
  • Фун Акаавви – жареный мясной фарш; специально выдержанный.
  • Ваадди - мясо, приготовленное на гриле на открытом воздухе на жаре или дровах.
  • Аншотте - распространенное блюдо в западной части Оромии (Валлага), приготовленное из клубней, богатых крахмалом.
  • Бадуу - жидкость, оставшаяся после свертывания и процеживания молока (сыр).
  • Мааркаа каша из пшеницы, меда, молока, перца чили и специй.
  • Чечебсаа – измельченная инджера , обжаренная с порошком чили и сыром.
  • Коокко - также известный как кочо , это не кочо типа Гураге, а другой вид; распространенное блюдо в западной части Оромии.
  • Итто – включает все виды овощей (помидоры, картофель, имбирь, чеснок), мясо (баранина).
  • Чуку — также известный как Мичира ; сладкий вкус цельного зерна, приправленный маслом и специями. [ 93 ]
  • Чорорсаа - пряная смесь сыров, масла и йогурта, покрытая сверху хлебом из черного тефа, известным как «Чамбу». Распространенное блюдо в западных частях Оромии, таких как провинция Велега , обычно используемое на свадьбах или других торжествах.
  • Уккаамсса (устный) – тушеный говяжий фарш со специями, рубленым луком, чесноком, зеленым перцем чили и топленым маслом. [ 94 ]
  • Докки - распространенное блюдо во всем штате Оромия.
  • Мягкая пища – тип еды, то есть «хлеб», пропитанный тушеным мясом.
  • Ходжаа – чайный напиток из кофейной шелухи и молока.
  • Quxxii – чайный напиток, приготовленный из листьев кофе.
  • Аффеллама - каша из пшеницы, меда, молока, кукурузы и ячменной крупы грубого помола.
  • Айва - похожа на Маарка, но сделана из измельченных зерен, а не из муки.
  • Корсо (Асаи) – закуска, приготовленная путем обжаривания семян ячменя. [ 95 ]
  • Дадхи – напиток из меда.
  • Фаршо – пивной напиток, приготовленный из ячменя.
  • Кофе Эфиопский кофе [ 96 ]

Культура

[ редактировать ]
Флаг Гада

Народ оромо управлял собой в соответствии с системой Гадаа задолго до 16 века. Система регулирует политическую, экономическую, социальную и религиозную деятельность общества. [ 97 ] Оромо традиционно были культурно однородным обществом, имеющим генеалогические связи. [ 98 ] Мужчина, родившийся в клане Оромо, прошел пять этапов по восемь лет, в течение которых его жизнь определила его роль и статус для рассмотрения на посту в Гадаа . [ 98 ] Каждые восемь лет оромо консенсусом выбирало девять лидеров на этот пост. [ 53 ] [ 54 ] Лидер, избранный по системе Гадаа, остается у власти только восемь лет, а выборы состоятся в конце этих восьми лет. [ 24 ] [ 25 ] [ 26 ]

Есть три органа управления: Совет Гадаа, Генеральная ассамблея Гадаа ( гуми гайо ) и Ассамблея Каллу. Совет Гадаа считается коллективным достижением членов класса Гадаа. Он отвечает за координацию фестиваля . Генеральная ассамблея Гадаа является законодательным органом правительства Гадаа, а Ассамблея Каллу является религиозным институтом. [ 99 ]

Календарь

[ редактировать ]

Народ оромо разработал лунно-солнечный календарь ; разные географически и религиозно разные общины оромо используют один и тот же календарь. Этот календарь сложный и похож на календарь китайцев, индусов и майя. Он был связан с традиционной религией оромо и использовался для планирования Гадаа . системы выборов и передачи власти [ 100 ]

Предыдущий рекордсмен мира на 5000 м Тирунеш Дибаба из Эфиопии бежит на Лондонском марафоне.

Борана Оромо календарная система Когда-то считалось, что основана на более раннем кушитском календаре, разработанном около 300 г. до н.э. и найденном в Наморатунге . Пересмотр места Наморатунга привел астронома и археолога Клайва Рагглза к выводу, что между ними нет никакой связи. [ 101 ] Новый год народа оромо по этому календарю приходится на октябрь. [ 102 ] В календаре нет недель, но есть название для каждого дня месяца. Это лунно-звездная календарная система. [ 103 ] [ 104 ]

Оромумма

[ редактировать ]

Есть некоторые современные авторы, такие как Геметчу Мегерсса, которые предложили концепцию оромонессы или «оромонессы». [ 105 ] Слово образовано путем объединения оромо с арабским термином умма (сообщество). Однако, по мнению Терье Остебё и других ученых, этот термин представляет собой неологизм конца 1990-х годов, и его связь с этнонационализмом оромо и салафитским исламским дискурсом подвергается сомнению из-за их несогласия с христианской амхарой ​​и другими этническими группами. [ 106 ]

Народ оромо, в зависимости от своего географического положения и исторических событий, по-разному обращался в ислам, в христианство или оставался со своей традиционной религией (ваакеффанна ). По словам Геметчу Мегерсса, субъективная реальность такова, что «ни традиционные ритуалы оромо, ни традиционные верования оромо больше не функционируют как целостная и целостная символическая система» для народа оромо, не только на региональном, но даже на местном уровне. [ 105 ] Культурные и идеологические расхождения внутри народа оромо, отчасти из-за их религиозных различий, очевидны из постоянного стимула к переговорам между более широкими представителями оромо и теми оромо, которые являются последователями Ахль аль-Сунны, утверждает Терье Остебё. [ 107 ] Внутренне развивающиеся культурные различия внутри оромо привели некоторых ученых, таких как Марио Агилар и Абдуллахи Шонголо, к выводу, что «общей идентичности, признанной всеми оромо в целом, не существует». [ 108 ]

Социальная стратификация

[ редактировать ]
На этой фотографии представлены разновидности одежды и причесок в культуре оромо. Четыре девушки сзади, слева направо, одеты в стили Харар, Камисе, Борена и Шева.

Как и другие этнические группы Африканского Рога и Восточной Африки, у оромо на региональном уровне сложилась социальная стратификация, состоящая из четырех иерархических слоев. Высшими слоями были дворяне, называемые Борана ; под ними располагались Габбаро (в некоторых эфиопских текстах 17-19 веков они называются дхалатта ) . Ниже этих двух высших каст располагались презираемые касты ремесленников, а на самом низком уровне находились рабы. [ 109 ]

В исламском королевстве Джимма кастовые слои общества оромо преимущественно состояли из эндогамных, унаследованных ремесленных занятий. [ 110 ] [ 111 ] [ 112 ] [ 113 ] Каждая кастовая группа специализировалась на определенном занятии, таком как обработка железа, плотничество, изготовление оружия, гончарное дело, ткачество, кожевенное дело и охота. [ 114 ] [ 111 ]

Каждая каста в обществе оромо имела свое название. Например, Тумту были кузнецами, Фуга — гончарами, Факи — кожевенниками и кожевниками, Семмано — ткачами, Гагурту — пчеловодами и производителями меда, а Ватта — охотниками и собирателями. [ 110 ] [ 115 ] [ 116 ] Хотя рабы были слоем внутри общества, многие оромо, независимо от касты, были проданы в рабство в другом месте. К 19 веку рабы оромо стали востребованными, и большая часть рабов продавалась на невольничьих рынках Гондар и Галлабат на границе Эфиопии и Судана, а также на рынках Массауа и Таджура на Красном море . [ 117 ] [ 118 ] Был также большой невольничий рынок в Аль-Худайде на побережье Йемена. [ 119 ]

Средства к существованию

[ редактировать ]
Жители деревни оромо в регионе Оромия

Люди оромо занимаются многими профессиями. Южные оромо (в частности, борана оромо ) в основном являются скотоводами, разводящими коз и крупный рогатый скот. Другие группы оромо имеют более разнообразную экономику, которая включает сельское хозяйство и работу в городских центрах. Некоторые оромо также продают на местных рынках множество продуктов и продуктов питания, например кофейные зерна (кофе является любимым напитком среди оромо). [ 120 ]

Современная эпоха

[ редактировать ]

Проблемы прав человека

[ редактировать ]

В декабре 2009 года в 96-страничном отчете под названием «Права человека в Эфиопии: глазами диаспоры оромо», составленном Защитниками прав человека, были задокументированы нарушения прав человека оромо в Эфиопии при трех сменявших друг друга режимах: Эфиопская империя. под руководством Хайле Селассие , марксиста Дерга и Революционно-демократического фронта эфиопского народа (EPRDF), в котором доминируют члены Тыграянского народно-освободительного фронта (TPLF) и который обвинялся в аресте около 20 000 подозреваемых членов ФОО и вынудил большую часть руководства ФОО покинуть страну. и эффективно нейтрализовать ФОО как политическую силу в Эфиопии. [ 121 ]

По данным Управления Верховного комиссара ООН по правам человека , Группа поддержки Оромии (OSG) зафиксировала 594 внесудебных казней и 43 исчезновения под стражей в период с 2005 года по август. [ 122 ]

, начиная с ноября 2015 года во время волны массовых протестов, в основном со стороны оромосов, по поводу расширения муниципальной границы города Аддис-Абеба По данным правозащитных организаций до Оромии, более 500 человек были убиты и еще многие получили ранения. адвокаты и независимые наблюдатели. [ 123 ] [ 124 ] С тех пор протесты распространились на другие этнические группы и охватили более широкие социальные проблемы. [ 124 ] Эфиопия объявила чрезвычайное положение в ответ на протесты оромо и амхары в октябре 2016 года.

С ростом политических волнений произошло этническое насилие с участием оромо, такое как оромо-сомалийские столкновения между оромо и этническими сомалийцами , в результате чего в 2017 году было перемещено до 400 000 человек. [ 125 ] Столкновения гедео-оромо между оромо и народом гедео на юге страны и продолжающееся насилие в приграничном районе Оромии и Сомали привели к тому, что в 2018 году в Эфиопии появилось самое большое количество людей в мире, покинувших свои дома: 1,4 миллиона новых перемещенные лица [ 126 ] В сентябре 2018 года 23 человека были убиты после гибели 43 оромо в районе Аддис-Абебы Сарис Або. [ 127 ] Некоторые обвиняют в росте этнического насилия в особой зоне Оромия, окружающей Финфинне , премьер-министра Абия Ахмеда за то, что он предоставил место группам, ранее запрещенным предыдущими правительствами, возглавляемыми Тыграяном , таким как Фронт освобождения оромо и Гинбот 7 . [ 128 ]

Протесты вспыхнули по всей Эфиопии, в основном в регионе Оромия, после убийства музыканта Хачалу Хундессы 29 июня 2020 года, в результате которого погибли по меньшей мере 200 человек. [ 129 ] статую бывшего императора Эфиопии Хайле Селассие в Лондоне. 30 июня 2020 года протестующие оромо разрушили [ 130 ] в ответ на убийство популярного певца Хачалу Хундессы и недовольство запретом языка оромо в образовании и его использованием в администрации во время режима Хайле Селассие. [ 131 ] [ 132 ] [ 133 ]

Политические организации

[ редактировать ]

Оромо сыграли важную роль во внутренней динамике Эфиопии. [ 134 ] Соответственно, Оромос играл важную роль во всех трех основных политических движениях Эфиопии (централистском, федералистском и сепаратистском) в 19 и 20 веках. Помимо обладания высокими полномочиями во время централистского правительства и монархии, Рая Оромо в региональном штате Тыграй сыграли важную роль в восстании Вейане, бросив вызов императора Хайле Селассие I в 1940-х годах. правлению [ 135 ] Одновременно внутри общины оромо развивались как федералистские, так и сепаратистские политические силы. [ нужна ссылка ]

В настоящее время для продвижения интересов оромо создан ряд этнических политических организаций. Первой была Ассоциация самопомощи Меха и Туламы , основанная в январе 1963 года, но распущенная правительством после нескольких все более напряженных столкновений в ноябре 1966 года. [ 136 ] Более поздние группы включают Фронт освобождения оромо (OLF), Федералистское демократическое движение оромо (OFDM), Объединенные силы освобождения Оромии (ULFO), Исламский фронт освобождения Оромии (IFLO), Совет освобождения Оромии (OLC), Национальный конгресс оромо (ONC, недавно переименованный в OPC ) и другие. Другая группа, Народно-демократическая организация оромо (OPDO), является одной из четырех партий, образующих правящую коалицию Революционно-демократического фронта народа Эфиопии (EPRDF). ONC, например, была частью коалиции Объединённых демократических сил Эфиопии , которая бросила вызов EPRDF на всеобщих выборах в Эфиопии в 2005 году . [ нужна ссылка ]

Некоторые из этих групп стремятся создать независимую нацию оромо, некоторые используют вооруженную силу. [ 137 ] [ 138 ] Между тем, правящая OPDO и несколько оппозиционных политических партий в парламенте Эфиопии верят в этнический федерализм . Однако большинство оппозиционных партий оромо в Эфиопии осуждают экономическое и политическое неравенство в стране. [ 139 ] [ 140 ] Прогресс к независимости начался в 1960-х годах. [ 141 ] и 70-е годы, [ 138 ] [ 142 ] но прогресс был медленным, за исключением создания банков, ориентированных на оромо, в частности, принадлежащего оромо Awash International Bank в 1994 году. [ 143 ] [ 144 ] и Банк Оромия (бывший Национальный банк Оромия), созданный в 2008 году. [ 145 ]

Флаг Фронта освобождения оромо и Армии освобождения оромо , соответственно OLF и OLA .

Радиопередачи начались на языке оромо в Сомали в 1960 году на радио Могадишо . [ 146 ] В Кении радиовещание на языке оромо (на диалекте борана) ведется на канале « Голос Кении» по крайней мере с 1980-х годов. [ 147 ] Вещание на языке оромо началось в Эфиопии во время революции 1974 года, когда начало вещание Радио Харар. [ 148 ] [ 149 ] Недавно вышла в свет первая частная англоязычная газета в Эфиопии, Jimma Times , также известная как Oromo : Yeroo . [ когда? ] была создана, но с момента своего создания она столкнулась с многочисленными притеснениями и преследованиями со стороны правительства Эфиопии. [ 150 ] [ 151 ] [ 152 ] Злоупотребление средствами массовой информации оромо широко распространено в Эфиопии и отражает общее угнетение, с которым сталкиваются оромо в стране. [ 153 ]

Различные правозащитные организации на протяжении десятилетий освещали преследование правительством народа оромо в Эфиопии. В 2008 году оппозиционная партия OFDM осудила косвенную роль правительства в гибели сотен оромо в западной Эфиопии. [ 154 ] По данным Amnesty International , «в период с 2011 по 2014 год по меньшей мере 5000 оромо были арестованы на основании их фактической или предполагаемой мирной оппозиции правительству. В их число входят тысячи мирных протестующих и сотни членов оппозиционных политических партий. Правительство ожидает высокого уровня оппозиции в Оромии, а признаки инакомыслия выявляются и регулярно, иногда упреждающе, подавляются. Во многих случаях действительные или предполагаемые инакомыслящие задерживались без предъявления обвинений и суда, убивались службами безопасности во время протестов, арестов и задержаний. " [ 155 ]

По данным Amnesty International, в регионе Оромо в Эфиопии идут масштабные репрессии. [ 155 ] 12 декабря 2015 года немецкая телекомпания Deutsche Welle сообщила о жестоких протестах в регионе Оромо в Эфиопии, в ходе которых было убито более 20 студентов. Согласно сообщению, студенты протестовали против правительственного плана перезонирования под названием «Генеральный план Аддис-Абебы».

2 октября 2016 года от 55 до 300 посетителей фестиваля были убиты во время самого священного и крупнейшего мероприятия среди оромо - Ирричаа . культурного фестиваля благодарения [ 156 ] За один день десятки человек были убиты и многие ранены. Каждый год миллионы оромо собираются в Бишофту на этот ежегодный праздник. В том же году силы безопасности Эфиопии отреагировали на мирные протесты, применив слезоточивый газ и боевые пули по более чем двум миллионам человек, окруженных озером и скалами. На следующей неделе разгневанная молодежь атаковала правительственные здания и частные предприятия. 8 октября правительство отреагировало на это жестоким и далеко идущим чрезвычайным положением, которое было отменено в августе 2017 года. [ 157 ] За время чрезвычайного положения силы безопасности произвольно задержали более 21 000 человек. [ 158 ]

Известные люди

[ редактировать ]

См. также

[ редактировать ]
  1. ^ «Перепись 2007» . Архивировано 14 февраля 2012 года в Wayback Machine .
  2. ^ «Перепись населения и жилищного фонда Кении, том IV, 2019 год: Распределение населения по социально-экономическим характеристикам» . Национальное статистическое бюро Кении . Архивировано из оригинала 5 июня 2020 года . Проверено 21 июля 2024 г. 276 236 Борана, 141 200 Габра, 92 086 Орма, 27 006 Сакуйе и 20 103 Ваата
  3. ^ «Оромо, Западный Централ» . Этнолог Получено 27 сентября.
  4. ^ «Refworld | Всемирный каталог меньшинств и коренных народов - Сомали» .
  5. ^ «Сообщество Миннесоты | CareerForce » www.careerforcemn.com .
  6. ^ «Профиль переписи населения, перепись 2021 года – этническое или культурное происхождение – Канада – провинции и территории» . 25 июля 2024 г.
  7. ^ Австралийское статистическое бюро 2021 г., Перепись населения и жилищного фонда: сводка данных о культурном разнообразии, 2021 г., 28 июня 2022 г. , Архивировано 10 ноября 2022 г. в Wayback Machine.
  8. ^ «Эфиопия и народ оромо: можно ли определить, является ли эфиоп этническим оромо по фамилии человека? Какую религию или религии исповедуют этнические оромо в Эфиопии » УВКБ ООН Refworld . Бюро гражданства и иммиграционной службы США. 28 апреля 1998 г.
  9. ^ Джойрман, Сандра Ф. (1997). Институциональные изменения на Африканском Роге: распределение прав собственности и последствия для развития . Универсал-Издательство. п. 1. ISBN  1-58112-000-1 .
  10. ^ Сара Тишкофф; и др. (2009). «Генетическая структура и история африканцев и афроамериканцев» (PDF) . Наука . 324 (5930): 1035–44. Бибкод : 2009Sci...324.1035T . дои : 10.1126/science.1172257 . ПМЦ   2947357 . ПМИД   19407144 . Архивировано из оригинала (PDF) 8 августа 2017 года . Проверено 7 декабря 2017 г.
  11. ^ Лори Бауэр, 2007, Справочник студента-лингвиста , Эдинбург
  12. ^ Перейти обратно: а б Краткая энциклопедия языков мира . Эльзевир. 6 апреля 2010 г. ISBN.  978-0-08-087775-4 . Проверено 25 октября 2023 г.
  13. ^ Перейти обратно: а б с «Эфиопия» , The World Factbook , Центральное разведывательное управление, 14 декабря 2022 г. , дата обращения 24 декабря 2022 г.
  14. ^ Центральное статистическое агентство Эфиопии. «Таблица 2.2 Процентное распределение основных этнических групп: 2007 г.» (PDF) . Сводный и статистический отчет по результатам переписи населения и жилищного фонда 2007 года . Фонд народонаселения ООН. п. 16. Архивировано из оригинала (PDF) 25 марта 2009 года . Проверено 15 июля 2023 г.
  15. ^ «Эфиопия» . 16 октября 2023 г.
  16. ^ Мохаммед, Хассен (19 мая 2017 г.). Оромо и христианское королевство Эфиопия, 1300–1301 гг. Бойделл и Брюэр, Лимитед. ISBN  978-1-84701-161-9 . ОСЛК   962017017 .
  17. ^ Панкхерст, Ричард (1997). Эфиопское пограничье: очерки региональной истории с древнейших времен до конца XVIII века . Пресса Красного моря. ISBN  9780932415196 .
  18. ^ Перейти обратно: а б Пол Тревор Уильям Бакстер, Ян Халтин, Алессандро Триулзи. «Бытие и становление оромо: исторические и антропологические исследования» . Институт Северной Африки (1996), стр. 123–124.
  19. ^ Подробно описано в GWB Huntingford, Галла Эфиопии; Королевства Кафа и Джанджеро (Лондон: Международный африканский институт, 1955), стр. 55 и далее.
  20. ^ Шиферау Бекеле, Государство в Замана Масафент (1786-1853) , стр. 25
  21. ^ Молла Тикуе, Взлет и падение династии Яджу (1784–1980) , стр. 199
  22. ^ «Система Гада, коренная демократическая социально-политическая система оромо – нематериальное наследие – Сектор культуры – ЮНЕСКО» . ich.unesco.org . Проверено 30 мая 2018 г.
  23. ^ Гарольд Г. Маркус История Эфиопии . Калифорнийский университет Press (1994), стр. 55 Google Книги
  24. ^ Перейти обратно: а б с Джон Ральф Уиллис (2005). Рабы и рабство в Африке: Том второй: Рабское сословие . Рутледж. стр. 122–127, 129–134, 137. ISBN.  978-1-135-78017-3 .
  25. ^ Перейти обратно: а б с Джон Ральф Уиллис (2005). Рабы и рабство в Африке: Том второй: Рабское сословие . Рутледж. стр. 128–134. ISBN  978-1-135-78016-6 .
  26. ^ Перейти обратно: а б с Ира М. Лапидус (2014). История исламских обществ . Издательство Кембриджского университета. п. 483. ИСБН  978-1-139-99150-6 .
  27. ^ Перейти обратно: а б Дональд Н. Левин (2014). Великая Эфиопия: эволюция многоэтнического общества . Издательство Чикагского университета. стр. 35–41. ISBN  978-0-226-22967-6 .
  28. ^ Перейти обратно: а б с Тесема будет (2006). Политическая экономия африканского общества в процессе трансформации: случай Макка Оромо (Эфиопия ) Издательство Отто Харрасовица. стр. 100-1 17–19 со сносками. ISBN  978-3-447-05419-5 .
  29. ^ Перейти обратно: а б с Льюис, Герберт С. (1966). «Происхождение галлы и сомалийцев». Журнал африканской истории . 7 (1). Издательство Кембриджского университета: 27–46. дои : 10.1017/s0021853700006058 . ISSN   0021-8537 . S2CID   163027084 .
  30. ^ Библиотека (США), Армия (1967). Африка: ее проблемы и перспективы; Библиографический обзор . Штаб, Департамент армии.
  31. ^ Гайкс, Патрик (2002). «Войны на Африканском Роге и демонтаж сомалийского государства» . Африканские исследования . 2 . Лиссабонский университет: 89–102. Архивировано из оригинала 7 ноября 2016 года . Проверено 7 ноября 2016 г.
  32. ^ «Франкфуртские африканистские документы» . Библиотека Франкфуртского университета (1). 1989 год . Проверено 24 июля 2017 г.
  33. ^ Перейти обратно: а б с д Алессандро Триульци [на итальянском языке] (1996). Пол Тревор Уильям Бакстер, Ян Халтин и Алессандро Триулзи. (ред.). Бытие и становление оромо: исторические и антропологические исследования . Институт Северной Африки. стр. 251–256. ISBN  978-91-7106-379-3 .
  34. ^ Губернатор Мекурии Ян Халтин (1996 г.). Пол Тревор Уильям Бакстер, Ян Халтин и Алессандро Триулзи. (ред.). Бытие и становление оромо: исторические и антропологические исследования Институт Северной Африки. стр. 100-1 55–56, 55–56, 85–90. ISBN  978-91-7106-379-3 .
  35. ^ Перейти обратно: а б с Эрвин Фальбуш (1999). Энциклопедия христианства . Вм. Издательство Б. Эрдманс. стр. 157–158. ISBN  978-90-04-11695-5 .
  36. ^ Перейти обратно: а б Тесема будет (2006). Политическая экономия африканского общества в процессе трансформации: случай Макка Оромо (Эфиопия ) Издательство Отто Харрасовица. стр. 100-1 22–24. ISBN  978-3-447-05419-5 .
  37. ^ «УРОКИ РЕПРЕССИЙ В ЭФИОПИИ: НАРУШЕНИЯ АКАДЕМИЧЕСКОЙ СВОБОДЫ В ЭФИОПИИ» (PDF) . п. 26.
  38. ^ Таа, Тесема (2006). Политическая экономия африканского общества в процессе трансформации . Издательство Отто Харрасовица . п. 17. ISBN  978-3-447-05419-5 . Проверено 21 мая 2015 г.
  39. ^ Эрнеста Черулли (1956), Народы юго-запада Эфиопии и ее приграничья , Международный африканский институт , Рутледж, ISBN   978-1-138-23410-9 , Глава: История и традиции происхождения.
  40. ^ Перейти обратно: а б Мохаммед Хассен (2015). Оромо и христианское королевство Эфиопия: 1300–1301 гг. Бойделл и Брюэр (первоначально: издательство Кембриджского университета). стр. 100-1 66–68, 85, 104–106. ISBN  978-1-84701-117-6 .
  41. ^ Перейти обратно: а б Джуксон Бартон (сентябрь 1924 г.), Происхождение племен галлы и сомалийцев , Журнал Восточноафриканского общества естествознания, № 19, страницы 6–7.
  42. ^ Перейти обратно: а б Тилстон Беке, Чарльз (1848). О происхождении галласов . Лондон, Англия: Джон Э. Тейлор. п. 3.
  43. ^ Маркхэм, Клементс (1869). История Абиссинской экспедиции . Лондон, Англия: Макмиллан. п. 40.
  44. ^ Канно, Аялев (2005). Оромо (предположительно галльского происхождения) Великая африканская нация Мичиган, США: Аялью Канно. п. 373. ИСБН  9781599751894 .
  45. ^ Меконнен, Ю.К. (2013a). Эфиопия: Земля людей, истории и культуры. Новая Африка Пресс.
  46. ^ Этнографическое обследование Африки . Международный африканский институт. 1969.
  47. ^ Перейти обратно: а б Клод Самнер Эфиопская философия: трактат Зара Яеку и Вельда Хейворта Аддис-Абебского университета, (1976), стр. 149, сноски 312, Цитата: «Д'Аббади утверждал, что имя Галла было объяснено ему как производное от боевого клича, и использовалось самими галлами на войне».
  48. ^ Мохаммед Хассен (2015). Оромо и христианское королевство Эфиопия: 1300–1301 гг. Бойделл и Брюэр. стр. 100-1 109–110. ISBN  978-1-84701-117-6 .
  49. ^ " Чисхолм, Хью , изд. (1911). «Галлас» . Британская энциклопедия . Том. 11 (11-е изд.). Издательство Кембриджского университета. п. 413.
  50. ^ « Оромо. Архивировано 30 декабря 2013 года в Wayback Machine » в онлайн-словаре Merriam-Webster .
  51. ^ Архивировано Wayback 30 декабря 2013 года в The Machine , Мерриам-Вебстер (2014). Цитата: «Происхождение и этимология английского языка (западный диалект) английского языка, самоназвание. Первое известное использование:
  52. ^ К.Ф. Бекингем и Джордж Хантингфорд (1967). История Высокой Эфиопии или Абассии (Серия: Народ оромо в Африке ) Краус Нендельн, Лихтенштейн. стр. 100-1 1–7. OCLC   195934 .
  53. ^ Перейти обратно: а б Галла, Кэндис (2012). «Поддержание голосов коренных народов: восстановление языка и интеграция мультимедийных технологий» . {Журнал Всемирного консорциума высшего образования коренных народов : 46–48.
  54. ^ Перейти обратно: а б Тесема будет (2006). Политическая экономия африканского общества в процессе трансформации: случай Макка Оромо (Эфиопия ) Издательство Отто Харрасовица. стр. 100-1 26–27. ISBN  978-3-447-05419-5 .
  55. ^ «Система Гадаа и некоторые ее институты среди Боран: историческая перспектива » ajol.info стр. 100-1 91–92.
  56. ^ Панкхерст, Ричард. Эфиопское приграничье . п. 137.
  57. ^ Перейти обратно: а б с Ричард Панкхерст (1997). Эфиопское пограничье: очерки региональной истории с древнейших времен до конца XVIII века . Пресса Красного моря. стр. 279–280. ISBN  978-0-932415-19-6 .
  58. ^ Мохаммед Хассен (2015). Оромо и христианское королевство Эфиопия: 1300–1301 гг. Бойделл и Брюэр. стр. 100-1 222–225. ISBN  978-1-84701-117-6 .
  59. ^ Дональд Н. Левин (2000). Великая Эфиопия: эволюция многоэтнического общества . Издательство Чикагского университета. стр. 78–89. ISBN  978-0-226-47561-5 .
  60. ^ WA Degu, «Глава 7 Политическое развитие на доколониальном Африканском Роге». Архивировано 24 июля 2011 года в Wayback Machine , «Государство, кризис государственных институтов на Африканском Роге: примеры Эфиопии, Судана и Сомали». », Thela Thesis (Амстердам, 2002), стр. 142.
  61. ^ Ричард Панкхерст (1997). Эфиопское пограничье: очерки региональной истории с древнейших времен до конца XVIII века . Пресса Красного моря. стр. 281–283. ISBN  978-0-932415-19-6 .
  62. ^ Перейти обратно: а б «Оромо (также Галла)», в Зигберте фон Улиге, изд., Энциклопедия Aethiopica, том 4 (Висбаден: Издательство Harrassowitz, 2011), стр. 303.
  63. ^ Ричард Стивен Уайтвей (1902). Португальская экспедиция в Абиссинию в 1541-1543 годах в рассказе Кастаньозо . Общество Хаклюйт. п. 82.
  64. ^ https://etd.uwc.ac.za/xmlui/bitstream/handle/11394/7290/melaku_phd_arts_2019.pdf?sequence=1&isAllowed=y#page107 [ только URL-адрес PDF ]
  65. ^ Асма Гиоргис, Таблица Байру «Асма Гиоргис и его работа: История Галлы и Королевства Шава » Издательство Franz Steiner Wiesbaden GmbH (1987), стр. 100-1. 439 Google книг
  66. ^ Гюнтер Шле Идентичность в движении: клановость и скотоводство в Северной Кении . Издательство Манчестерского университета (1989), стр. 38–40 Google Книги
  67. ^ Перейти обратно: а б с «Оромо (также Галла)», в Зигберте фон Улиге, изд., Энциклопедия Aethiopica, том 4 (Висбаден: Издательство Harrassowitz, 2011), стр. 304.
  68. Жозеф Мари Керар, «Биографические сведения о Шарле Ксавье Роше д'Эрикуре», Revue Litéraire de la Franche-Comté, 1 ноября 1863 г.
  69. Эфиопия, Э. (16 августа 2021 г.). Роше д'Эрикур, Шарль-Ксавье. Севасе. https://en.sewasew.com/p/rochet-d-he-ricourt-charles-xavier#:~:text=10%20May%201801%2C%20H%C3%A9ricourt%2C%20d,1829%20to %201839%20в%20Египет
  70. ^ д'Эрикур, RC-X. (1841б). Путешествие к восточному побережью Красного моря, в землю Адель и царство Шоа: К.-е.-х. Роше д’Эрикур.. А. Бертран. п. 174-175
  71. ^ «Региональный штат Оромия» . Правительственный портал Эфиопии . Архивировано из оригинала 28 июля 2017 года . Проверено 5 июня 2019 г.
  72. ^ Гебреволд, Белачев (2017). «Гражданские ополчения и милитаризация общества на Африканском Роге». Гражданская милиция . Рутледж. стр. 187–212. ISBN  978-1-138-25332-2 .
  73. ^ Перейти обратно: а б . Архивировано 18 ноября 2016 г. в Machine Wayback
  74. ^ Перейти обратно: а б «Оромо, Борана-Арси-Гуджи » этнолог.com). Архивировано из оригинала 16 января.
  75. ^ Агилар, Марио (1996). «Орел как посланник, паломник и голос: процессы гадания среди васо бурана в Кении». Журнал религии в Африке . 26 (1). Журнал религии в Африке, Vol. 26, Фаск. 1 (февраль 1996 г.), стр. 56–72: 56–72. дои : 10.1163/157006696X00352 . JSTOR   1581894 .
  76. ^ Перейти обратно: а б Стивен Л. Дэнвер (2015). Коренные народы мира: энциклопедия групп, культур и современных проблем . Рутледж. стр. 24–25. ISBN  978-1-317-46400-6 .
  77. ^ Хейворд, Р.Дж.; Хасан, Мохаммед (1981). «Оромо Орфография шейха Бакри Сарало». Бюллетень Школы восточных и африканских исследований . 44 (3): 550–566. дои : 10.1017/S0041977X00144209 . S2CID   162289324 .
  78. ^ Шабан, Абдурахман. «Один к пяти: Эфиопия получает четыре новых федеральных рабочих языка» . Новости Африки. Архивировано из оригинала 15 декабря 2020 года . Проверено 25 января 2021 г.
  79. ^ Перейти обратно: а б «Всемирный справочник» . cia.gov . 19 октября 2021 г.
  80. ^ "Дом" . Министерство инноваций и технологий. Архивировано из оригинала 19 ноября 2019 года . Проверено 25 января 2021 г.
  81. ^ "ቤት | FMOH" . www.moh.gov.et. ​Архивировано из оригинала 5 февраля 2021 года . Проверено 25 января 2021 г.
  82. ^ Языковые данные для Эфиопии , без даты
  83. ^ «Детские книги вдохнут новую жизнь в язык оромо» . bbc.co.uk.
  84. ^ Эберхард, Дэвид М.; Саймонс, Гэри Ф.; Фенниг, Чарльз Д. «Этнолог Эфиопии» . Этнолог: Языки мира . СИЛ Интернешнл . Проверено 14 июля 2021 г.
  85. ^ Эберхард, Дэвид М.; Саймонс, Гэри Ф.; Фенниг, Чарльз Д. «Этнолог myf» . Этнолог: Языки мира . СИЛ Интернешнл . Проверено 14 июля 2021 г.
  86. ^ Эберхард, Дэвид М.; Саймонс, Гэри Ф.; Фенниг, Чарльз Д. «Этнолог kmq» . Этнолог: Языки мира . СИЛ Интернешнл . Проверено 14 июля 2021 г.
  87. ^ Эрвин Фальбуш (1999). Энциклопедия христианства . Вм. Издательство Б. Эрдманс. стр. 158–159. ISBN  978-90-04-11695-5 .
  88. ^ Хусейн Ахмед (25 октября 2000 г.). Ислам в Валло девятнадцатого века, Эфиопия Брилл. ISBN  978-90-04-49228-8 .
  89. ^ Аббас Гнамо. Завоевание и сопротивление в Эфиопской империи, 1880–1974 гг.: Дело арси оромо п. 176.
  90. ^ Перепись (PDF) , Эфиопия, 2007 г., заархивировано из оригинала (PDF) 10 февраля 2016 г.
  91. ^ Джеймс Б. Минахан (2016). Энциклопедия наций без гражданства: этнические и национальные группы по всему миру, 2-е издание . АВС-КЛИО. стр. 319–320. ISBN  978-1-61069-954-9 .
  92. ^ Мир кофеина: наука и культура самого популярного в мире наркотика , 2001 г.
  93. ^ Эфиопия: особая кухня как символ образа жизни оромо , 15 сентября 2020 г. , дата обращения 15 сентября 2020 г.
  94. ^ ТИПЫ ОРОМО ФУДОВ / РЕЦЕПТОВ , 2024 г. , получено 9 июня 2024 г.
  95. ^ «ОННН: Оромо: фермер из Эфиопии, возможно, самый старый из ныне живущих людей в мире» .
  96. ^ «Давайте поговорим о еде: оромо против эфиопов» . 7 июня 2009 года . Проверено 7 июня 2009 г.
  97. ^ «Система Гада, коренная демократическая социально-политическая система оромо» . сайт ЮНЕСКО.org .
  98. ^ Перейти обратно: а б Тесема будет (2006). Политическая экономия африканского общества в процессе трансформации: случай Макка Оромо (Эфиопия ) Издательство Отто Харрасовица. стр. 100-1 24–25. ISBN  978-3-447-05419-5 .
  99. ^ «Глава 7: Совет Гадаа (Адула)» . Аддис Геральд . Архивировано из оригинала 14 октября 2019 года . Проверено 14 октября 2019 г.
  100. ^ Саид С. Саматар (1992). В тени завоеваний: ислам в колониальной Северо-Восточной Африке . Пресса Красного моря. стр. 79–80. ISBN  978-0-932415-70-7 .
  101. ^ Рагглс, Клайв (2006). Древняя астрономия: Энциклопедия космологии и мифов . АВС-Клио. стр. 285–286. ISBN  978-1-85109-477-6 . Проверено 1 декабря 2016 г.
  102. ^ Афе Адогаме (2016). Общественное лицо новых африканских религиозных движений в диаспоре . Рутледж. п. 50. ISBN  978-1-317-01863-6 .
  103. ^ Клайв Л. Н. Рагглс (2005). Древняя астрономия: Энциклопедия космологии и мифов . АВС-КЛИО. стр. 45–46. ISBN  978-1-85109-477-6 .
  104. ^ Дойл, Лоуренс Р. (1986). «Переосмысление календаря Борана». Современная антропология . 27 (3): 286–287. дои : 10.1086/203439 . S2CID   144426218 .
  105. ^ Перейти обратно: а б Геметчу Мегерсса (1996). Пол Тревор Уильям Бакстер; и др. (ред.). Бытие и становление оромо: исторические и антропологические исследования Институт Северной Африки. стр. 100-1 92–96. ISBN  978-91-7106-379-3 .
  106. ^ Терье Остебё (2011). Локализация салафизма: религиозные изменения мусульман-оромо в Бале, Эфиопия БРИЛЛ Академик. стр. 100-1 292–293 со сносками. ISBN  978-90-04-18478-7 . Орумумму лучше всего можно перевести как оромонес, что означает принадлежность к народу оромо. (...) неологизм, введенный Мекурией Булча (1996) и Геметчу Мегерса (1996). (…) Было ли это результатом более широкого этнонационалистического дискурса – это еще один вопрос.
  107. ^ Терье Остебё (2011). Локализация салафизма: религиозные изменения мусульман-оромо в Бале, Эфиопия БРИЛЛ Академик. стр. 100-1 301–302 со сносками. ISBN  978-90-04-18478-7 .
  108. ^ Гюнтер Шле (2002). Воображаемые различия: ненависть и построение идентичности . ЛИТ Верлаг Мюнстер. стр. 142–146. ISBN  978-3-8258-3956-7 .
  109. ^ Аббинк, Дж. (1985). «Обзор: Религия оромо. Мифы и обряды западного оромо Ламберта Бартельса» Антропос . 80 (1–3): 285–287. JSTOR   40460901 .
  110. ^ Перейти обратно: а б Герберт С. Льюис (1965). Джимма Абба Джифар, монархия оромо: Эфиопия, 1830–1831 гг. Пресса Красного моря. стр. 100-1 53–54. ISBN  978-1-56902-089-0 .
  111. ^ Перейти обратно: а б Хаберланд, Эйке (1993). Иерархия и каста: об истории и политической структуре Дизи на юго-западе Эфиопии (на немецком языке). Штутгарт: Штайнер. стр. 105–106, 117–119. ISBN  3-515-05592-4 .
  112. ^ Квирин, Джеймс (1979). «Процесс формирования каст в Эфиопии: исследование бета-Израиля (Фелаша), 1270–1868». Международный журнал африканских исторических исследований . 12 (2). Центр африканских исследований Бостонского университета: 235–258. дои : 10.2307/218834 . JSTOR   218834 .
  113. ^ Хаджи, Аббас (10 апреля 1997 г.). «Сила благословлять и проклинать: космология и социальная организация оромо-арси» . Тетради по Африке . 37 (146): 289–318. doi : 10.3406/cea.1997.3515 – через www.persee.fr.
  114. ^ Асафа Джалата (2010), Народ оромо: исторический и культурный обзор. Архивировано 19 ноября 2016 г. в Wayback Machine , Социологические публикации и другие работы, University of Tennessee Press, стр. 12, см. раздел «Образы средств к существованию».
  115. ^ Дональд Н. Левин (2014). Великая Эфиопия: эволюция многоэтнического общества . Издательство Чикагского университета. стр. 195–196. ISBN  978-0-226-22967-6 .
  116. ^ Черулли, Эрнеста (1922). Народная литература оромо Южной Абиссинии . Гарвардские исследования Африки. Том 3. Восточный институт Неаполя, издательство Гарвардского университета. стр. 341–355. OCLC   42447447 .
  117. ^ Уильям Джервас Кларенс-Смит (2013). Экономика работорговли в Индийском океане в девятнадцатом веке . Рутледж. стр. 93–97. ISBN  978-1-135-18214-4 .
  118. ^ Рональд Сигал (2002). Черные рабы ислама: другая черная диаспора . Макмиллан. п. 154. ИСБН  978-0-374-52797-6 .
  119. ^ Десять лет в Абиссинии и шестнадцать лет в Сирии - автобиография Теофила Вальдмайера стр.34
  120. ^ Уинстон, Роберт, изд. (2004). Человек: полное визуальное руководство . Нью-Йорк: Дорлинг Киндерсли . п. 413. ИСБН  0-7566-0520-2 .
  121. ^ «Права человека в Эфиопии: глазами диаспоры оромо» (PDF) . Theadvocatesforhumanrights.org . Архивировано (PDF) из оригинала 5 февраля 2017 года . Проверено 26 августа 2017 г.
  122. ^ «Нарушения прав человека в рамках EPRDF» (PDF) . Lib.ohchr.org . Архивировано (PDF) из оригинала 19 сентября 2017 года . Проверено 26 августа 2017 г.
  123. ^ «Эфиопские силы «убили 140 протестующих оромо» » . 8 января 2015 г. Архивировано из оригинала 8 января 2016 г.
  124. ^ Перейти обратно: а б «Беспорядки в Эфиопии: ропот и грохот: месяцы протестов сотрясают хрупкую федерацию» . Экономист . 26 марта 2016 г. Архивировано из оригинала 25 марта 2016 г. . Проверено 26 марта 2016 г.
  125. ^ «Этническое насилие приводит к перемещению сотен тысяч эфиопов» . irinnews.com. 8 ноября 2017 г.
  126. ^ «Эфиопия возглавила глобальный список стран с наибольшим внутренним перемещением в 2018 году» . Рельефная сеть . Проверено 7 апреля 2019 г.
  127. ^ «По меньшей мере 23 человека погибли за выходные в результате этнического насилия в Эфиопии» . Дейли Стар . 17 сентября 2018 г. Архивировано из оригинала 2 октября 2018 г. Проверено 28 апреля 2019 г.
  128. ^ Ахмед, Хадра; Гольдштейн, Джозеф (24 сентября 2018 г.). «Тысячи людей арестованы в Эфиопии после этнического насилия» . Нью-Йорк Таймс . Проверено 27 апреля 2019 г.
  129. ^ « Эфиопия арестовывает подозреваемых в убийстве Хачалу Хундессы », Аль -Джазира. 10 июля
  130. ^ «Статуя Хайле Селассие разрушена в лондонском парке» . Новости Би-би-си . 2 июля 2020 г.
  131. ^ Дэйви, Мелисса (13 февраля 2016 г.), «Детские книги оромо поддерживают жизнь некогда запрещенного эфиопского языка» , The Guardian , дата обращения 14 февраля 2016 г.
  132. ^ Язык и культура (PDF)
  133. ^ Эфиопский: амхарский и английский , январь
  134. ^ «Миграции глубоко повлияли на единство оромо» . Lcweb2.loc.gov. Архивировано из оригинала 18 марта 2013 года . Проверено 10 августа 2013 г.
  135. ^ «1000-летие 1990-х годов» (PDF ) Получено 10 августа.
  136. ^ Бахру Зевде, «История современной Эфиопии: 1855–1991», 2-е издание (Оксфорд: Джеймс Керри, 2001), стр. 261ф.
  137. ^ «Переговоры Эфиопии с повстанческой группировкой оромо в третий раз завершаются без соглашения» . Аль Джазира . 22 ноября 2023 г. Проверено 29 февраля 2024 г.
  138. ^ Перейти обратно: а б «Последние мирные переговоры между правительством Эфиопии и боевиками оромо закончились без соглашения» . АП Новости . 21 ноября 2023 г. Проверено 29 февраля 2024 г.
  139. ^ Мамдани, Махмуд (3 января 2019 г.). «Проблема с этническим федерализмом Эфиопии» . Нью-Йорк Таймс . Проверено 29 февраля 2024 г.
  140. ^ Гебайе, Берихун Адугна (17 марта 2023 г.). «Четыре лица эфиопского федерализма » Гебайе, Берихун Адугна, Четыре лица эфиопского федерализма (17 марта 2023 г.). Юридический факультет Университетского колледжа Лондона, исследование по праву №. 04/2023 . дои : 10.2139/ssrn.4392205 . S2CID   258121001 . Получено 29 февраля.
  141. ^ Могес, Золя (24 августа 2022 г.). «Национализм оромо должен пересечь реку обиды » Эфиопия ​Получено 29 февраля.
  142. ^ Хартер, Фред (12 января 2023 г.). «Конфликт в Оромии в Эфиопии: «Люди умирают каждый день» » . Новая гуманитарная помощь . Проверено 29 февраля 2024 г.
  143. ^ Наблюдатель, Эфиопия (2 марта 2018 г.). «Банк Awash подал иск по поводу неоплаченных счетов» . Эфиопский обозреватель . Проверено 29 февраля 2024 г.
  144. ^ Отчет по Африке; Сисай, Андуалем (14 октября 2013 г.). «Международный банк Awash в Эфиопии: рост на фоне проблем – Шиферау » Африка Report.com . Получено 29 февраля.
  145. ^ Тешоме, Метасебия (6 декабря 2021 г.). «Ребрендинг Oromia Bank ориентирован на превосходство» . Столичная газета . Проверено 29 февраля 2024 г.
  146. ^ Томас Люсьен Винсент Блэр, Африка: профиль рынка , (Praeger: 1965), стр. 126.
  147. ^ Струмер, с. 4.
  148. ^ Справочник по всемирному радио и телевидению . Амстердам: Radio Data Center GmbH. 1975. стр. 133, 316, 432.
  149. ^ «Не все то золото, что блестит: сможет ли новый премьер-министр Эфиопии добиться успеха?» . opride.com .
  150. ^ «Правительство продолжает отказывать в лицензии английской газете Jimma Times » Ethioguardian.com. Архивировано из оригинала 17 февраля. 9 мая 2008 г. Получено 10 августа.
  151. ^ «Правительство» Эфиопии нападает на Мача-Туламу, СМИ Jimma Times и оппозиционную партию Оромо» . Назрет.com. Архивировано из оригинала 20 мая 2008 года . Проверено 10 августа 2013 г.
  152. ^ «Номинант премии CJFE» . Архивировано из оригинала 25 сентября 2010 года.
  153. ^ «Крупнейшая этническая группа Эфиопии лишена средств массовой информации, чувствительных к языку и культуре» . Рэп21.орг. Архивировано из оригинала 4 мая 2013 года . Проверено 10 августа 2013 г.
  154. ^ «Пресс-релиз OFDM: Майская резня 2008 г.» . Jimmatimes.com. Архивировано из оригинала 10 февраля 2012 года . Проверено 10 августа 2013 г.
  155. ^ Перейти обратно: а б «Эфиопия: «Потому что я оромо»: масштабные репрессии в регионе Оромия в Эфиопии» . Amnesty.org . 28 октября 2014 г. Архивировано из оригинала 2 января 2015 г. Проверено 26 августа 2017 г.
  156. ^ «Эфиопия скорбит о 55 погибших во время протеста на фестивале Оромия» . Новости Би-би-си . 3 октября 2016 г. Проверено 15 июля 2019 г.
  157. ^ «Инвесторы уклоняются от Эфиопии после жестоких протестов – The Washington Post» . Washingtonpost.com . Проверено 16 октября 2019 г.
  158. ^ «Реакция сил безопасности на культурный фестиваль Иррича 2016» . hrw.org . 19 сентября 2017 г. Проверено 16 октября 2019 г.

Дальнейшее чтение

[ редактировать ]
[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 6fd37a91aeed84844f81b98910ffc6dc__1722859620
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/6f/dc/6fd37a91aeed84844f81b98910ffc6dc.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Oromo people - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)