Гарифуна
Общая численность населения | |
---|---|
в. 400 000 (2011) [1] | |
Регионы со значительной численностью населения | |
Гондурас | 200,000 (2003) [1] |
Соединенные Штаты | в. 200 000 (2011) [1] |
Белиз | 15,000 (2003) [1] |
Гватемала | 5,000 (2003) [1] |
Никарагуа | 2,000 (2003) [1] |
Сент-Винсент | 1,100–2,000 (1984) [2] : 3 |
Языки | |
Гарифуна , Винсентский креольский , испанский , белизский креольский , английский | |
Религия | |
В основном католики с синкретическими практиками Гарифуна (например, церемония Дугу ). Растафари и меньшинства других христианских конфессий . | |
Родственные этнические группы | |
Пардо , Калинаго , афро-карибские народы , афро-латиноамериканцы , таино |
Народ гарифуна ( / ˌ ɡ ɑːr iː ˈ f uː n ə / GAR -ee- FOO -ne [3] [4] или Испанское произношение: [ɡa'ɾifuna] ; пл. Гаринагу [5] в Гарифуне ) [а] Это люди смешанного свободного африканского и индейского происхождения, которые возникли на карибском острове Сент-Винсент и говорят на гарифуне , аравакском языке , и викентийском креольском языке .
Гарифуна — потомки коренных жителей араваков , калинаго (остров Кариб) и афро-карибских народов . Основополагающее население центральноамериканской диаспоры, насчитывающее от 2500 до 5000 человек, было переселено на побережье Центральной Америки. [ где? ] с в Британской Вест-Индии , острова Сент-Винсент [7] который был известен Гаринагу как Юрумейн , [8] на Наветренных островах Малых Антильских островов . Небольшие общины гарифуна до сих пор живут на Сент-Винсенте и Гренадинах. Диаспора гарифуна за рубежом включает общины в Гондурасе , США и Белизе .
Имя
[ редактировать ]На языке гарифуна эндоним Гаринагу относится относится к народу в целом, а термин Гарифуна к отдельному человеку, культуре и языку. [6] [9] [10] : мы Термины Гарифуна и Гаринагу возникли в Африке. [ нужны разъяснения ] модификации Калинаго терминов Карифуна и Калинаго соответственно. [9] [11] Эти термины, возможно, использовались Гарифуна для обозначения себя еще в середине 17 века. [11]
Гарифуна исторически были известны под экзонимами Карибы , Черные Карибы и Островные Карибы . [1] [6] Европейские исследователи начали использовать термин « черные карибы» в 17 веке. [9] [12] В 18 веке в английских источниках использовались термины «черные карибы» и «желтые или красные карибы» , чтобы с некоторой двусмысленностью различать две группы со схожей культурой по цвету кожи. [10] : мы Британское колониальное использование термина «черный кариб» , особенно в Уильяма Янга ( «Очерке черных хараибов» 1795 г.), было описано в современной историографии как представление большинства коренного населения Сент-Винсента как «простых пришельцев из Африки», которые не имел претензий на владение землей на Сент-Винсенте. [13] : 121–123 [14] : 182
История
[ редактировать ]Карибский фон
[ редактировать ]карибы мигрировали из Южной Америки в Карибский бассейн около 1200 года. Согласно данным радиоуглеродного датирования артефактов, [15] Они в значительной степени вытеснили, истребили и ассимилировали таино или игнери , которые в то время проживали на островах. [16]
17 век
[ редактировать ]Французский миссионер Раймон Бретон прибыл на Малые Антильские острова в 1635 году и жил на Гваделупе и Доминике до 1653 года. Он делал этнографические и лингвистические заметки о коренных народах этих островов, включая Сент-Винсент , который он ненадолго посетил.
В 1635 году карибы были разбиты французскими войсками под предводительством авантюриста Пьера Белена д'Эснамбука и его племянника Жака Дьеля дю Парке . Они установили французское колониальное правление . Кардинал Франции Ришелье передал остров компании Сен-Кристоф , акционером которой он был. Позже компания была реорганизована в Compagnie des Îles de l'Amérique . Французские колонисты навязали французские законы жителям , и прибыли миссионеры- иезуиты , чтобы обратить их в католическую церковь . [17]
Поскольку жители Карибского бассейна сопротивлялись работе в качестве рабочих на строительстве и обслуживании плантаций сахара и какао , которые французы начали развивать в Карибском бассейне, в 1636 году Людовик XIII из Франции провозгласил La Traité des Noirs . Это разрешало захват и покупку порабощенных людей из стран Африки к югу от Сахары и их транспортировку в качестве рабочей силы на Мартинику и другие части Французской Вест-Индии . [16]
В 1650 году компания ликвидировалась, продав Мартинику Жаку Дьелю дю Парке , который стал губернатором. Он занимал эту должность до своей смерти в 1658 году. Его вдова мадам. дю Парке принял контроль над островом у Франции. По мере того, как прибывало все больше французских колонистов, их привлекала плодородная территория, известная как Кабестер (подветренная сторона). Французы вытеснили оставшихся карибов на северо-восточное побережье и полуостров Караваль, но колонисты хотели получить дополнительные земли. Иезуиты согласились , и доминиканцы что тот орден, который прибудет туда первым, получит все будущие приходы в этой части острова. Иезуиты пришли по морю, а доминиканцы по суше, и в конечном итоге доминиканцы победили.
Когда карибы восстали против французского правления в 1660 году, губернатор Шарль Уэль дю Пти-Пре ответил войной против них. Многие были убиты; те, кто выжил, были взяты в плен и изгнаны с острова. На Мартинике французские колонисты подписали мирный договор с немногими оставшимися карибами. Некоторые карибы бежали в Доминику и Сент-Винсент, где французы согласились оставить их в покое.
Отчет Уильяма Янга
[ редактировать ]После прибытия англичан на Сент-Винсент в 1667 году офицер английской армии Джон Скотт написал отчет об острове для английской короны , отметив, что Сент-Винсент был населен карибами и небольшим количеством чернокожих с двух испанских невольничьих кораблей , которые потерпел крушение на его берегах. Позже, в 1795 году, британский губернатор Сент-Винсента Уильям Янг в другом докладе, адресованном британской короне, отметил, что остров был заселен черными порабощенными людьми с двух испанских невольничьих кораблей, затонувших недалеко от острова Сан-Винсент. в 1635 году (хотя, по мнению других авторов, таких как Идиакес [ ВОЗ? ] , два невольничьих корабля, потерпевших крушение между 1664 и 1670 годами) [ нужна ссылка ] . Невольничьи корабли предназначались в Вест-Индию ( Багамские и Антильские острова ). Согласно отчету Янга, после крушения порабощенные люди из этнической группы игбо с территории нынешней Нигерии бежали и достигли небольшого острова Бекия . Там карибы поработили их и привезли на Сент-Винсент. Однако, по словам Янга, порабощенные люди были слишком независимы от «духа», что побудило карибов строить планы по убийству всех африканских детей мужского пола. Когда африканцы услышали о плане карибов, они восстали и убили всех карибов, которых смогли найти, а затем направились в горы, где поселились и жили вместе с другими порабощенными людьми, нашедшими там убежище до них. С гор бывшие порабощенные люди постоянно нападали и убивали карибов, сокращая их численность. [18]
Современная историография
[ редактировать ]Некоторые современные исследователи отвергли теорию Янга. По их словам, большинство порабощенных людей, прибывших на Сент-Винсент, на самом деле прибыли с других островов Карибского бассейна и поселились на Сент-Винсенте, чтобы избежать рабства, поэтому мароны прибыли с плантаций на близлежащих островах. [19] Хотя большинство порабощенных людей были выходцами с Барбадоса. [18] (большая часть порабощенных людей этого острова были выходцами из нынешних Нигерии и Ганы ), но они также прибыли из таких мест, как Сент-Люсия (куда порабощенные люди, вероятно, прибыли из нынешних Сенегала , Нигерии, Анголы ) и Гренады (где было много порабощенных людей из Гвинеи , Сьерра-Леоне , Нигерии , Анголы , Конго и Ганы). Баянцы и сент-люсийцы прибыли на остров до 1735 года. Позже, после 1775 года, большинство порабощенных людей, прибывших с других островов, составляли сент-люсийцы и гренадцы. [20] По прибытии на остров они были приняты карибами, которые предложили им защиту. [21] поработил их [22] и, в конце концов, смешались с ними.
Помимо африканских беженцев, карибы захватывали в плен людей с соседних островов (хотя в качестве порабощенных у них также были белые люди и их собратья-карибы), в то время как они воевали против англичан и французов. Многие из захваченных в плен порабощенных людей были интегрированы в свои общины (это также произошло на таких островах, как Доминика). По словам Итаралы, после африканского восстания против карибов и их бегства в горы со временем [ ВОЗ? ] , [ нужна ссылка ] Африканцы спускались с гор, чтобы вступить в половую связь с индейскими женщинами (возможно, потому, что большинство африканцев были мужчинами) или в поисках другой пищи. [21] Сексуальная активность не обязательно приводила к браку. С другой стороны, если мароны похищали арауако-карибских женщин или женились на них, это еще одно противоречие между французскими документами и устной историей Гаринагу. Андраде Коэльо заявляет, что «... как бы то ни было, карибы никогда не соглашались выдавать своих дочерей замуж за чернокожих». [ сомнительно – обсудить ] . [23] И наоборот, Себастьян Р. Каэтано утверждает, что «африканцы были женаты на женщинах-карибах с островов, в результате чего родились гарифуна». [24] По словам Чарльза Галлика, некоторые карибы мирно смешались с маронами, а некоторые нет, образовав две фракции: черных карибов и желтых карибов, которые неоднократно воевали в конце семнадцатого и начале восемнадцатого веков. [25] По словам Итаралы [ ВОЗ? ] Многие из них вступали в браки между коренными и африканскими народами, что и стало причиной происхождения черных карибов. [21]
18 век
[ редактировать ]Начиная с конца семнадцатого века, Великобритания и Франция предъявляли противоречивые претензии к Сент-Винсенту. Французские пионеры начали неофициально возделывать участки на острове примерно в 1710 году. В 1719 году губернатор французской колонии Мартиника послал военные силы, чтобы оккупировать его, но жители Карибов отбили его. Британская попытка в 1723 году также была отражена. [26] В 1748 году Великобритания и Франция согласились отказаться от своих претензий и объявили Сент-Винсент нейтральным островом, не находящимся под европейским суверенитетом. [27] Однако на протяжении всего этого периода на острове, особенно на подветренной стороне, имело место неофициальное, в основном французское, поселение. Африканские беглецы продолжали достигать Сент-Винсента, и благодаря союзам с карибами образовалось смешанное население. [16]
В 1763 году по Парижскому договору Великобритания получила контроль над Сент-Винсентом после поражения Франции в Семилетней войне , которая велась в Европе, Азии и Северной Америке. Он также захватил всю французскую территорию в Северной Америке к востоку от реки Миссисипи . В течение оставшейся части столетия коренные жители Карибского бассейна и Африки развязали серию карибских войн, которые поощрялись и поддерживались французами. [16]
Карибские войны
[ редактировать ]Когда в 1627 году англичане начали претендовать на остров Сент-Винсент, они выступили против французских поселений (которые начались около 1610 года с обработки участков) и их партнерства с карибами. Со временем между карибами и европейцами стала возникать напряженность. Губернатор английской части острова Уильям Янг жаловался, что у черных карибов лучшая земля и они не имеют права там жить. Более того, дружба французских поселенцев с черными карибами побудила их, хотя они и пытались остаться в Сан-Висенте, старалась поддержать их в их борьбе. Все это стало причиной «Карибской войны». Первая Карибская война началась в 1769 году. Возглавляемые главным образом вождем черных карибов Джозефом Чатойером , карибы успешно защитили наветренную сторону острова от военной исследовательской экспедиции в 1769 году и отвергли неоднократные требования продать свою землю представителям британских колониальных властей. правительство. Эффективная защита карибов, британское незнание региона и сопротивление Лондона войне позволили остановить это. Поскольку военные вопросы зашли в тупик, в 1773 году было подписано мирное соглашение, которое определило границы между британскими и карибскими районами острова. [21] Договор разграничивал территорию, населенную карибами, и требовал выкупа британских и французских плантаций беглых порабощенных людей, укрывшихся на Сент-Винсенте. Этот последний пункт и запрет на торговлю с соседними островами так мало нравились карибам. Три года спустя французы поддержали независимость Америки (1776–1783); [28] карибы объединились против британцев. Судя по всему, в 1779 году карибы внушили англичанам такой ужас, что сдаться французам было предпочтительнее, чем встретиться с карибами в бою. [29]
Позже, в 1795 году, карибы снова восстали против британского контроля над островом, вызвав Вторую Карибскую войну . Несмотря на все шансы, карибы успешно установили контроль над большей частью острова, за исключением непосредственной территории вокруг Кингстауна , которая несколько раз была спасена от прямого нападения благодаря своевременному прибытию британских подкреплений. Усилия британцев по проникновению и контролю над внутренними и наветренными районами острова неоднократно срывались из-за некомпетентности, болезней и эффективной защиты карибов, которые в конечном итоге были дополнены прибытием некоторых французских войск. Крупная военная экспедиция генерала Ральфа Аберкромби в конечном итоге увенчалась успехом и разгромила оппозицию карибов в 1796 году.
После завершения войны и капитуляции карибов британские власти решили депортировать карибов Сент-Винсента. Это было сделано для того, чтобы карибы не вызвали новых восстаний рабов на Сент-Винсенте. В 1797 году карибы с африканскими чертами были выбраны для депортации, так как считались причиной восстания, и первоначально вывезены на Ямайку, а затем перевезены на остров Роатан в Гондурасе . Между тем, черным карибам с высшими индейскими чертами было разрешено остаться на острове. Было депортировано более 5000 черных карибов, но когда депортированные высадились на Роатане 12 апреля 1797 года, только около 2500 пережили поездку на острова. Поселившись в Гондурасе, они распространились вдоль карибского побережья Центральной Америки, зайдя на в Белиз и Гватемалу север , а на юг — в Никарагуа . Со временем черные карибы на материковой части Центральной Америки стали называться «Гарифуна». [18]
19 век
[ редактировать ]Это также произошло в период гаитянской революции во французской колонии Сен-Доминго , которая в конечном итоге привела к тому, что порабощенные люди создали независимую республику Гаити в 1804 году. Французы потеряли тысячи солдат в попытке вернуть остров в 1803 г.: многие эпидемии желтой лихорадки . Тысячи белых и свободных цветных людей были убиты в ходе революции. Европейцы по всему Карибскому региону и на юге Соединенных Штатов опасались будущих восстаний рабов.
Крупномасштабное производство сахара и рабство движимого имущества не были установлены на Сент-Винсенте до тех пор, пока британцы не взяли под свой контроль. Поскольку Соединенное Королевство отменило рабство в 1833 году , оно действовало на острове на протяжении примерно одного поколения, создав наследие, отличное от наследия на других карибских островах. [16] В других странах рабство было узаконено гораздо дольше.
20 и 21 века
[ редактировать ]В 21 веке общая численность гарифуна оценивается примерно в 600 000 человек, включая жителей Центральной Америки, Юрумейна ( Сент-Винсент и Гренадины ) и Соединенных Штатов. В результате обширной эмиграции из Центральной Америки Соединенные Штаты занимают второе место по численности населения гарифуна за пределами Центральной Америки. В Нью-Йорке, особенно в Бронксе , проживает самое большое население, в котором преобладают гарифуна из Гондураса , Гватемалы и Белиза. Лос-Анджелес занимает второе место, а самым густонаселенным является белизский гарифуна, за ним следуют жители Гондураса и Гватемалы. Популяция гарифуна также растет в Хьюстоне , Атланте и Новом Орлеане . Нет никакой информации о том, что Гарифуна из Никарагуа мигрировал на какое-либо побережье Соединенных Штатов. Популяция никарагуанских гарифуна довольно мала. Лидеры общин пытаются возродить язык и культурные традиции гарифуна.
К 2014 году еще больше гарифуна покинули Гондурас и иммигрировали в Соединенные Штаты. [30]
Язык
[ редактировать ]Люди гарифуна говорят на гарифуна. [31] и Винсентский креольский язык . [32]
Язык гарифуна является ответвлением языка аравак , и на нем говорят в Гондурасе , Белизе , Гватемале и Никарагуа народ гарифуна. Это аравакский язык с французским, английским, голландским, африканским и испанским влиянием, что отражает их долгое взаимодействие с различными колониальными народами. [31] У Гарифуна есть словарный запас, включающий некоторые термины, используемые женщинами, и другие, используемые в основном мужчинами. Это может быть связано с историческими обычаями карибов: в колониальную эпоху карибы обоих полов говорили на островном карибском языке. Мужчины также использовали особый пиджин , основанный на несвязанном с ним карибском языке материка.
Почти все Гаринагу двуязычны или многоязычны . Обычно они говорят на официальных языках стран, в которых проживают, например на испанском или английском, чаще всего в качестве первого языка . Многие также говорят на гарифуне, в основном как на культурном языке, как на часть наследия своих семей.
Демография
[ редактировать ]Этот раздел нуждается в расширении . Вы можете помочь, добавив к нему . ( сентябрь 2021 г. ) |
В 2011 году организации гарифуна в США подсчитали, что население гарифуна насчитывает примерно 400 000 человек, в основном проживающих в Гондурасе и США. [1]
Сент-Винсент
[ редактировать ]В 1805 году оставшиеся гарифуна в Морн-Ронде на Сент-Винсенте насчитывали 16 мужчин, 9 женщин и 20 детей, хотя другие оставались на острове, скрываясь после депортации 1797 года. [33] : 166 [34] Перепись 1844 года на Сент-Винсенте насчитала 273 «черных кариба». [33] : 166 Перепись 1960 года насчитала на Сент-Винсенте 1265 «черных карибов». [33] : 166 В 1984 году антрополог Майкл Кроуфорд подсчитал, что на Сент-Винсенте проживает 1100–2000 гарифуна. [2] : 3
Центральная Америка
[ редактировать ]К 1981 году около 65 000 гарифуна проживали в пятидесяти четырех рыбацких деревнях в Гватемале, Белизе и Никарагуа. [7]
Культура
[ редактировать ]В 2001 году ЮНЕСКО провозгласила язык, танец и музыку гарифуна шедевром устного и нематериального наследия человечества Никарагуа, Гондураса и Белиза. в Никарагуа прошел Первый саммит гарифуна В 2005 году на Корн-Айленде с участием правительств других стран Центральной Америки. [35]
Еда
[ редактировать ]Существует большое разнообразие блюд гарифуна, в том числе более известный эреба ( хлеб из маниоки ), приготовленный из тертого корня маниоки, юки. Процесс изготовления «эреба», возможно, является самой важной традицией народа гарифуна. Маниока настолько тесно связана с культурой гарифуна, что само название гарифуна происходит от карибов, которых первоначально называли «карифуна» из клана маниоки. Позже они приняли имя «Гарифуна», что буквально означает «люди, питающиеся маниокой». Изготовление «эреба» — долгий и трудный процесс, в котором по большей части участвует большая группа женщин и детей Гаринагу. Маниоку в основном выращивают на фермах гаринагу. Когда урожай готов к сбору, его обычно собирают в больших количествах (обычно несколько десятков фунтов корня маниоки) и отвозят в деревню. Затем корень промывают, очищают и натирают на небольших острых камнях, прикрепленных к деревянным доскам. Работа с решеткой сложна и требует много времени, и женщины пели песни, чтобы нарушить монотонность работы. Затем тертую маниоку помещают в большой цилиндрический тканый мешок, называемый «ругума». «Ругума» подвешивается к дереву и утяжеляется внизу тяжелыми камнями, чтобы выдавить и удалить из натертой мякоти ядовитую жидкость и крахмал. Противовес иногда обеспечивается путем прокалывания нижней части «ругумы» веткой дерева и на ветке сидят одна или две женщины. Каким бы образом ни был указан вес, результат один и тот же. После этого маниока готова к превращению в муку. Оставшуюся мякоть сушат в течение ночи, а затем просеивают через плоские округлые корзины ( hibise ) для формирования муки, из которой выпекают блины на большой железной сковороде ( Comal ). Эребу едят с рыбой, мачукой (растертыми зелеными и спелыми бананами ) или отдельно с подливкой ( ласусу ), которую часто готовят с ухой под названием «Худут». Другие сопутствующие блюда могут включать: бундига (зеленый банан ласусу ), мазапан ( плоды хлебного дерева ) и бимекакуле (липкий сладкий рис), а также кокосовый рис, приготовленный из красной фасоли. Нигерийцы также готовят «эба», «гари» и «фуфу» из сушеной тертой муки маниоки и подобные сопутствующие блюда, такие как суп «эфо-риро» (приготовленный из листьев шпината) или эгуси (приготовленный из молотых семян дыни). алкогольный напиток под названием «гифити» обычно готовят дома, это настойка на основе рома , приготовленная путем замачивания корней и трав;
Музыка
[ редактировать ]В современном Белизе наблюдается возрождение музыки Гарифуна, популяризированной такими музыкантами, как Энди Паласио, Мохобуб Флорес и Аурелио Мартинес. Эти музыканты взяли многие аспекты традиционных музыкальных форм Гарифуна и соединили их с более современными звуками. Описанная как смесь пунта-рока и паранды, эта музыка представлена в альбоме Энди Паласио Watina и в Umalali: The Garifuna Women's Project , оба из которых были выпущены на белизском лейбле Stonetree Records. Канадский музыкант Дэнни Мишель также записал альбом Black Birds Are Dancing Over Me с коллективом музыкантов Garifuna. [36]
С помощью традиционных танцев и музыки музыканты объединились, чтобы повысить осведомленность о ВИЧ/СПИДе . [37]
Духовность
[ редактировать ]Большинство Гаринагу были католиками со времен исторических встреч общины с иезуитами, доминиканцами и различными католическими колониальными державами (а именно французами и испанцами) в Вест-Индии и Центральной Америке.
В их традиционной религии существует сложный набор практик, позволяющих отдельным лицам и группам проявлять уважение к своим предкам и Бунгиу (Богу) или Сунти Габафу (Всемогущему). Шаман , известный как буэй, является главой всех традиционных практик Гарифуна. Духовные практики Гаринагу имеют качества, схожие с ритуалами вуду (как выражаются европейцы), совершаемыми другими племенами африканского происхождения. Мистические практики и участие, такие как церемонии Дугу и Чугу, также широко распространены среди Гарифуна. Иногда традиционные религии запрещают членам своей общины участвовать в тех или иных ритуалах.
Общество
[ редактировать ]Гендерные роли в сообществах гарифуна в значительной степени определяются возможностями трудоустройства, доступными каждому. В прошлом жители Гарифуна полагались на сельское хозяйство как источник стабильного дохода, но в 20 веке большая часть этих земель была отнята фруктовыми компаниями. [38] Поначалу эти компании приветствовались, потому что производство помогало приносить доход местным общинам, но когда бизнес пришел в упадок, эти крупные компании продали землю, и она стала заселена фермерами-метисами. [39] С этого времени жители Гарифуна были вынуждены путешествовать и искать работу в иностранных компаниях. Жители Гарифуна в основном полагаются на экспортный бизнес, чтобы получить постоянную работу; однако женщины подвергаются сильной дискриминации и обычно не могут получить эту работу. [40] Мужчины обычно работают в иностранных компаниях, занимающихся сбором древесины и чикла на экспорт, или работают рыбаками. [41]
Люди гарифуна живут в матрилокальном обществе, но женщины вынуждены полагаться на мужчин в качестве источника стабильного дохода, чтобы поддерживать свои семьи, поскольку те немногие рабочие места, которые есть в наличии, работа по дому и продажа домашних товаров, не создают достаточного дохода, чтобы выжить дальше. [42] Хотя женщины обладают властью в своих домах, они во многом зависят от доходов своих мужей.
Хотя мужчины могут отсутствовать на работе в течение длительного времени, они все равно верят, что между мужчинами и их новорожденными сыновьями существует прочная связь. Гарифунас верят, что у маленького мальчика и его отца есть особая связь, и они связаны духовно. [42] Отцу сына важно заботиться о нем, а это значит, что он должен отказаться от части своих обязанностей, чтобы проводить время со своим ребенком. [42] В это время женщины приобретают больше ответственности и авторитета в семье.
Генетика и предки
[ редактировать ]Согласно одному генетическому исследованию, предки народа гарифуна в среднем составляют 76% африканцев, 20% араваков/карибов и 4% европейцев. [43] Уровни примеси сильно различаются между островными и центральноамериканскими сообществами Гаринагу: Стэнн-Крик, Белиз, Гаринагу, где проживают 79,9% африканцев, 2,7% европейцы и 17,4% индейцы, и Сэнди-Бэй, Сент-Винсент Гаринагу, где проживают 41,1% африканцы, 16,7% европейцы и 42,2% индейцы. . [44]
Африканское происхождение
[ редактировать ]Судя по устным традициям, гарифуна, по мнению некоторых авторов, являются потомками карибцев африканского происхождения Эфик (жители Нигерии-Камеруна), Ибо (игбо) (Нигерия, Камерун, Экваториальная Гвинея), фоны (жители между Бенином и Нигерией), Фанте и Ашанти (из региона Ашанти , в центральной Гане ), йоруба (проживает в Того , Бенине, Нигерии) и Конго ( Конго , ДР Конго и Анголе), полученные в прибрежных районах Западной и Центральной Африки испанскими и португальскими торговцами из порабощенные люди. Этих порабощенных людей переправляли на другие карибские острова, откуда эмигрировали или попали в плен (они или их потомки) на Сент-Винсент. [45]
Таким образом, антрополог и историк гарифуна из Белиза Себастьян Р. Каэтано говорит, что африканские предки гарифуна являются этнически западноафриканцами, «особенно из племен йоруба, ибо и ашанти, на территории нынешней Ганы, Нигерии и Сьерра-Леоне, не говоря уже о лишь немногие». [46] Для Роджера Бастида почти недоступная крепость Гарифуна на северо-востоке Сент-Винсента постоянно интегрировалась с йоруба, фон, фанти -ашанти и конго. беглецами [47] Это африканское происхождение справедливо, по крайней мере, в отношении мужского пола. Истоки женского пола происходят от союза чернокожих порабощенных людей с карибами. [45] На основании английских документов XVIII века Руй Гальван де Андраде Коэльо предполагает, что они пришли из Нигерии, Голд-Коста , Дагомеи , Конго «и других регионов Западной Африки». [48]
В начале 18 века население Сент-Винсента уже было в основном чернокожим, и хотя в этом столетии существовало обширное смешение чернокожих и индейцев-карибов, менее смешанная группа карибов, которую называли красными карибами , чтобы отличать их от черных карибов. , продолжал существовать. [18]
Известные люди
[ редактировать ]- Альберт Элис
- Бонек Гарсия
- Карлос Бернардес
- Эдвин Солано
- Марвин Авила
- Дионисия Амайя
- Теодор Аранда
- Розита Бальтазар
- Виктор Бернардес
- София Уайт
- Джозеф Чатойер
- Дюваль
- Осман Чавес
- Мирта Колон
- Теофило Колон
- Феликс Крисанто
- Уилмер Крисанто
- Мейнор Фигероа
- ОТ Генасис
- Авраам Лабориэль
- Эйб Лабориэль младший
- Аурелио Мартинес
- Бернар Мартинес Валерио
- Paul Nabor
- Эухенио Долмо Флорес
- Томас Рошес
- Раким Нуньес-Рошес
- Paul Nabor
- Энди Паласио
- Джозеф Паласио
- Джерри Паласиос
- Джонни Паласиос
- Уилсон Паласиос
- Теодоро Паласиос Флорес
- Гильермо Рамирес
- Томас Винсент Рамос
- Дэвид Суазо
- Дейби Флорес
- Эдгар Альварес
- Генри Фигероа
- Ромелл Кито
- Джерри Бенгтсон
- Хорхе Бенгуше
См. также
[ редактировать ]Примечания
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б с д и ж г час Агудело, Карлос (2011). «Гарифунас, идентичность и требования народов Центральной Америки африканского происхождения». Потомки афроамериканцев: современные подходы из Латинской Америки и Карибского бассейна (PDF) (на испанском языке). стр. 59–66. Архивировано из оригинала (PDF) 18 августа 2016 года . Проверено 1 марта 2021 г.
- ^ Jump up to: а б Кроуфорд, Майкл Х. (1984). «Проблемы и гипотезы: Введение». В Кроуфорде, Майкл Х. (ред.). Современные достижения в антропологической генетике . Черные карибы: пример биокультурной адаптации. Том. 3. Шпрингер-Верлаг . стр. 1–9. дои : 10.1007/978-1-4613-2649-6 . ISBN 978-1-4613-2649-6 . S2CID 46373360 .
- ^ «Гарифуна» . Lexico Британский словарь английского языка . Издательство Оксфордского университета . Архивировано из оригинала 1 февраля 2020 года.
- ^ «Гарифуна» . Словарь Merriam-Webster.com . Проверено 22 августа 2018 г.
- ^ Вспоминая, как Энтони Бурден защищал интересы латиноамериканцев. Опубликовано 8 июня 2018 г., получено 15 июня 2018 г.
- ^ Jump up to: а б с Хаурхольм-Ларсен, Штеффен (22 сентября 2016 г.). Грамматика гарифуна (PDF) (доктор философии). Университет Берна . п. 6.
- ^ Jump up to: а б Кроуфорд, Миннесота; Гонсалес, Нидерланды; Шанфилд, штат Массачусетс; Дайкс, Д.Д.; Скрадски, К; Полеский, Х.Ф. (февраль 1981 г.). «Черные карибы (гарифуна) из Ливингстона, Гватемала: генетические маркеры и оценки примесей». Биология человека . 53 (1): 87–103. JSTOR 41464596 . ПМИД 7239494 .
- ^ Рауссерт, Вильфрид (6 января 2017 г.). Routledge Companion по межамериканским исследованиям . Тейлор и Фрэнсис. п. 390. ИСБН 978-1-317-29065-0 .
- ^ Jump up to: а б с Грин, Оливер Н. (2002). «Этническая принадлежность, современность и удержание в Гарифуна Пунта» . Журнал исследований черной музыки . 22 (2): 189–216. дои : 10.2307/1519956 . JSTOR 1519956 .
- ^ Jump up to: а б Тейлор, Кристофер (2012). Войны черных карибов: свобода, выживание и создание гарифуна . Серия карибских исследований. Университетское издательство Миссисипи . ISBN 9781617033100 . JSTOR j.ctt24hxr2 .
- ^ Jump up to: а б Фостер, Байрон (1987). «Празднование автономии: развитие ритуала Гарифуна на острове Сент-Винсент». Карибский ежеквартальный журнал . 33 (3/4): 75–83. дои : 10.1080/00086495.1987.11671718 . JSTOR 40654135 .
Тот факт, что жертвами нападения французов стали островные карибы, а не афро-карибы, позволяет предположить, что афро-карибы уже сформировали сообщества во внутренних районах острова. Если бы это было на самом деле так, то афро-карибы, по всей вероятности, к 1654 году начали бы называть себя Гарифуна - африканская модификация Карифуна, островного карибского термина для них.
- ^ Каэтано, Себастьян (1990). «Лингвистическая история народов гарифуна (черных карибов) и прилегающих территорий Центральной Америки и Карибского бассейна с 1220 года нашей эры до наших дней». В Каэтано, Себастьян (ред.). Гарифуна, история, язык и культура Белиза, Центральной Америки и Карибского бассейна . Бенке-Вьехо, Белиз: BRC Printing. стр. 14–63.
- ^ Ким, Джули Чун (2013). «Карибы Сент-Винсента и сопротивление коренных народов в эпоху революций». Ранние американские исследования . 11 (1): 117–132. дои : 10.1353/eam.2013.0007 . JSTOR 23546705 . S2CID 144195511 .
- ^ Халм, Питер (2003). «Черный, желтый и белый на Сент-Винсенте: карибская этнография Моро де Жоннеса». В Нуссбауме, Фелисити А. (ред.). Глобальный восемнадцатый век . Балтимор: Издательство Университета Джонса Хопкинса . стр. 182–194. ISBN 9780801868658 .
- ^ Мендиско, Ф.; Пемонж, Миннесота; Лебле, Э.; Ромон, Т.; Ричард, Г.; Курто, П.; Дегийу, МФ (19 января 2015 г.). «Где карибы? Древняя ДНК из человеческих останков керамического периода на Малых Антильских островах» . Философские труды Королевского общества B: Биологические науки . 370 (1660). дои : 10.1098/rstb.2013.0388 . ISSN 0962-8436 . ПМЦ 4275895 . ПМИД 25487339 .
- ^ Jump up to: а б с д и Суини, Джеймс Л. (2007). «Карибы, мароны, якобинцы, разбойники и сахарные бароны: последний бой черных карибов на Сент-Винсенте» , Сеть археологии африканской диаспоры , март 2007 г., получено 26 апреля 2007 г.
- ^ «Институциональная история Мартиники». Архивировано 25 марта 2010 года в Wayback Machine , Официальный сайт Мартиники, правительство Франции (перевод Марианны Дассонвиль). Проверено 26 апреля 2007 г.
- ^ Jump up to: а б с д Досягаемость Гарифуна: История Гарифуна . Автор: Итарала. Получено в 19:30.
- ^ «Шкала интенсивности африканцев в Новом Свете», с. 136.
- ^ Краткая история Сент-Винсента. Архивировано 4 апреля 2013 г. в Wayback Machine.
- ^ Jump up to: а б с д Маршалл, Бернард (декабрь 1973 г.). «Черные карибы - местное сопротивление проникновению британцев на наветренную сторону Сент-Винсента 1763-1773». Карибский ежеквартальный журнал . 19 (4): 4–19. дои : 10.1080/00086495.1973.11829167 . JSTOR 23050239 .
- ^ Чарльз Галлик, Мифы меньшинства, Ассен: Ван Горкум, 1985.
- ^ RG де Андраде Коэльо, стр. 37.
- ^ Там же, с. 66
- ^ Чарльз Галлик, «Этническое взаимодействие и карибский язык», стр. 4.
- ^ Янг, Черные Хараибы, стр. 12–13.
- ^ Янг, Черные Хараибы , с. 4.
- ^ Дэвид К. Филдхаус. Колониальные империи с 18 века (по-испански: Колониальные империи с 18 века). Мексика: Siglo XXI, 1984, стр. 36.
- ^ Рафаэль Лейва Вивас, стр. 139
- ^ Гарсд, Жасмин. «VIVA LA LIBRE CIRCULACIÓN DE PERSONAS Garifuna: Исход молодых чернокожих латиноамериканцев, о котором вы никогда не слышали » ( Архив ). Слияние . 4 июня 2014 г. Проверено 7 сентября 2015 г.
- ^ Jump up to: а б «Язык гарифуна» . Британская энциклопедия . Проверено 4 июля 2021 г.
- ^ «Сент-Винсент и Гренадины» . Этнолог.com . Проверено 30 августа 2017 г.
- ^ Jump up to: а б с Кроуфорд, Майкл Х. (1983). «Антропологическая генетика черных карибов «гарифуна» Центральной Америки и Карибского бассейна» . Американский журнал физической антропологии . 26 (С1): 161–192. дои : 10.1002/ajpa.1330260508 .
- ^ Галлик, CJMR (1984). «Изменение населения Винсента-Карибов». В Кроуфорде, Майкл Х. (ред.). Современные достижения в антропологической генетике . Черные карибы: пример биокультурной адаптации. Том. 3. Шпрингер-Верлаг . стр. 37–50. дои : 10.1007/978-1-4613-2649-6 . ISBN 978-1-4613-2649-6 . S2CID 46373360 .
- ^ Слетто, Жаклин В. «СВЯЗЫВАЮЩИЕ РОДОВЫЕ УЗЫ». Америка 43.1 (1991): 20–28. Распечатать.
- ^ "World Cafe Next: Дэнни Мишель и коллектив Гарифуна" . НПР , 15 июля 2013 г.
- ^ «Забытые: ВИЧ и гарифуна Гондураса» . Пулитцеровский центр по освещению кризисов . Проверено 19 октября 2015 г.
- ↑ Женщины и религия в африканской диаспоре: знания, сила и деятельность , стр. 51, 2006 г.
- ↑ Ни враги, ни друзья: латиноамериканцы, чернокожие, афролатиноамериканцы , стр. 105, 2005.
- ^ Половые роли и социальные изменения в коренных обществах Нижней Центральной Америки , стр. 24, 1982.
- ^ Половые роли и социальные изменения в коренных обществах Нижней Центральной Америки , стр. 25, 1982.
- ^ Jump up to: а б с Чернела, Джанет М. Символическое бездействие в ритуалах пола и деторождения среди гарифуна (черных карибов) Гондураса Этос 19.1 (1991): 52–67.
- ^ Кроуфорд, штат Миннесота, 1997. Биокультурная адаптация к болезням в странах Карибского бассейна: тематическое исследование мигрантов. Архивировано 5 ноября 2012 года в Wayback Machine . Журнал карибских исследований. Здоровье и болезни в странах Карибского бассейна. 12 (1): 141–155.
- ^ Кроуфорд, М.Х. 1983. Антропологическая генетика черных. Антропологическая генетика черных карибов (гарифуна) Центральной Америки и Карибского бассейна . Ежегодник физической антропологии. 26: 161-192 (1983).
- ^ Jump up to: а б Хесус Муньос Табора (2003). Музыкальные инструменты коренных народов Гондураса (на испанском языке: Музыкальные инструменты коренных народов Гондураса) . Издательство Guaymuras, Тегусигальпа, Гондурас. п. 47. ИСБН 9789992633069 . Второе издание.
- ^ История, язык и культура Гарифуна, стр. 32.
- ^ Роджер Бастид. Африканские цивилизации в Новом Свете. Лондон: Херст, 1971, с. 77.
- ^ Руй Гальван де Андраде Коэльо. Карибские негры Гондураса , с. 36
Библиография
[ редактировать ]- Андерсон, Марк. Когда афро становится (типа) коренным народом: Гарифуна и политика афро-коренного населения в Гондурасе. Журнал латиноамериканской и карибской антропологии 12.2 (2007): 384–413. АнтроИсточник. Веб. 20 января 2010 г.
- Бретон, Раймонд (1877) [1635]. Карибская грамматика, составленная о. Раймон Бретон, а затем Караибский катехизис . Американская лингвистическая библиотека, вып. 3 (оригинальное издание рукописи 1635 г.). Париж: Мезоннёв. OCLC 8046575 .
- Чернела, Джанет М. Символическое бездействие в ритуалах пола и деторождения среди гарифуна (черных карибов) Гондураса. Этос 19.1 (1991): 52–67. АнтроИсточник. Веб. 13 января 2010 г.
- Дзизиеньо, Анани и Сюзанна Оболер, ред. Ни враги, ни друзья: латиноамериканцы, чернокожие, афролатиноамериканцы . 2005.
- Флорес, Барбара А.Т. (2001) Религиозное образование и богословская практика в контексте колонизации: духовность Гарифуна как средство сопротивления. доктор философии Диссертация, Гарретт/Северо-Западный университет, Эванстон, Иллинойс. ОСЛК 47773227
- Франзоне, Дороти (1995) Критический и культурный анализ африканского народа в Америке: африканизмы в культуре гарифуна Белиза . Докторская диссертация, Университет Темпл. Диссертационные услуги UMI (151–152). ОСЛК 37128913
- Гонсалес, Нэнси Л. Сольен (1988). Жители Карибского моря: этногенез и этноистория гарифуна . Урбана: Издательство Университета Иллинойса . ISBN 978-0-252-01453-6 . ОСЛК 15519873 .
- Гонсалес, Нэнси Л. Сольен (1997). «Гарифуна Центральной Америки» . В Уилсоне, Сэмюэл М. (ред.). Коренные народы Карибского бассейна . Серия о Рипли П. Буллен. Организовано Гуманитарным советом Виргинских островов. Гейнсвилл: Университетское издательство Флориды . стр. 197–205 . ISBN 978-0-8130-1531-6 . ОСЛК 36817335 .
- Гриффин, Венди. « Битва XXI века, которую ведут коренные жители Гондураса, чтобы узнать свою историю и сохранить свою идентичность », Honduras Weekly , перепечатано Latina Lista , 7 ноября 2013 г.
- Гриффин, Венди и Комитет по чрезвычайным ситуациям Гарифуна Гондураса. Сан-Педро-Сула: Комитет по чрезвычайным ситуациям Гарифуна Гондураса, 2005 г.
- Гриффит, Мари и Дарбара Дайан Сэвидж, ред. Женщины и религия в африканской диаспоре: знания, сила и эффективность . 2006.
- Херлихи, Лора Хобсон. Сексуальная магия и деньги: стратегии женщин мискиту в Северном Гондурасе. Этнология 46.2 (2006): 143–159. Веб. 13 января 2010 г.
- Лавленд, Кристин А. и Фрэнк О. Лавленд, ред. Половые роли и социальные изменения в коренных обществах Нижней Центральной Америки .
- МакКлорин, Ирма . Женщины Белиза: гендер и изменения в Центральной Америке . 1996. Нью-Брансуик: Рутгерс, 2000.
- Паласио, Миртл (1993). Первый букварь о людях по имени Гарифуна . Белиз-Сити: Glessima Research & Services. OCLC 30746656 .
- Сазерленд, Энн (1998). Создание Белиза: глобализация на полях . Вестпорт, Коннектикут: Бергин и Гарви . ISBN 978-0-89789-579-8 . ОСЛК 38024169 .
- Тейлор, Кристофер (2012). Войны черных карибов: свобода, выживание и создание гарифуна . Джексон, MS: Университетское издательство Миссисипи.
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Фонд наследия Гарифуна - Сент-Винсент
- Научно-исследовательский институт Гарифуна
- Фонд наследия Гарифуна
- Потерять барабанную школу Гарифуна
- Гарифунас противостоят собственному упадку Майкл Дейберт, Интер Пресс-служба, 6 октября 2008 г.
- Изучение влияния изменения стратегий получения средств к существованию на культурную идентичность гарифуна, Кайос-Кочинос, Гондурас
- Гарифуна на NationalGeographic.com
- Garifuna.org
- ONECA (Центральноамериканская организация чернокожих)
- Каникулы в Хопкинсе, сообществе гарифуна. Архивировано 22 июня 2022 года в Wayback Machine.
- Пен Каэтано
- – «Мы свободны» Мали Каэтано
- Гарифуна
- Афро-индейские отношения
- Африканская диаспора в Белизе
- Департамент Бэй-Айлендс
- Этнические группы в Карибском бассейне
- Этнические группы в Центральной Америке
- Этнические группы в Никарагуа
- Этнические группы в Гондурасе
- Этнические группы в Белизе
- Этнические группы в Гватемале
- Коренные народы Карибского бассейна
- Коренные народы Центральной Америки
- Многорасовые дела в Америке
- Люди африканского происхождения
- Рабство в Британской Вест-Индии
- Центральная Америка и Карибский бассейн