Jump to content

Шайенн

(Перенаправлено с Шайенн Нэйшн )
Шайенн
Общая численность населения
22,970
(Север: 10 840; [ 1 ] Южный: 12 130 [ 2 ] )
Регионы со значительной численностью населения
США ( Монтана , Оклахома )
Языки
Шайенны , англичане , разговоры о знаках равнин
Религия
Традиционная племенная религия , индейская церковь и христианство.
Родственные этнические группы
Арапахо , черноногие , сухтаи и другие алгонкинские народы.

Шайенны ( коренной / ʃ ˈ æ n / shy- AN ) — народ Великих равнин . Шайенны состоят из двух индейских племен: Со'таео'о или Со'таэтанео'о (чаще пишется как Сухтай или Сутайо ) и Цетсехестахезе (также пишется Цицистас , [t͡sɪt͡shɪstʰɑs] [ 3 ] ); племена объединились в начале 19 века. Сегодня народ шайеннов разделен на две признанные на федеральном уровне нации : южные шайенны , входящие в состав племен шайеннов и арапахо в Оклахоме , и северные шайенны , входящие в состав племени северных шайеннов индейской резервации северных шайеннов в Монтане. . Шайеннский язык принадлежит к алгонкинской языковой семье .

За последние 400 лет шайенны сменили образ жизни с лесных массивов Великих озер на северные равнины , и к середине 19-го века правительство США вынудило их переселиться в резервации. Во время своего первого контакта с европейцами в 16 веке шайенны жили на территории нынешней Миннесоты . Они были близкими союзниками арапахо и слабо связаны с лакота . К началу 18 века они были вытеснены на запад другими племенами через реку Миссури и в Северную и Южную Дакоту . [ 3 ] где они переняли конную культуру . Заселив Блэк-Хилс в Южной Дакоте и страну Паудер-Ривер на территории современных Монтаны и Вайоминга, они познакомили народ лакота с культурой лошадей примерно в 1730 году. Основная группа шайеннов, цехестано, когда-то состояла из десяти групп, распространившихся по всей территории страны. Великие равнины от южного Колорадо до Блэк-Хиллз в Южной Дакоте. Они сражались со своими историческими врагами, Воронами , а позже (1856–79) с армией Соединенных Штатов . В середине 19 века банды начали разделяться: некоторые группы предпочли остаться возле Блэк-Хиллз, а другие предпочли остаться возле рек Платт в центральном Колорадо. С помощью арапахо шайены вытеснили кайова на Южные равнины. В свою очередь, их оттеснили на запад более многочисленные лакота . [ 4 ]

Северные шайенны, известные в Шайенне либо как Notameohmésêhese , что означает «Северные едоки», либо просто как Ohmésêhese, что означает «Пожиратели», живут на юго-востоке Монтаны в индейской резервации Северные Шайенны . Данные о численности племен по состоянию на конец 2014 года показывают, что насчитывается около 10 840 членов, из которых около 4 939 проживают в резервации. Примерно 91% населения составляют коренные американцы (полная или частичная раса), при этом 72,8% идентифицируют себя как шайенны. Чуть более четверти населения пяти лет и старше говорило на другом языке, кроме английского. [ 5 ] Южные шайенны , известные в Шайенне как Heévâhetaneo'o, что означает «связанные веревками люди», вместе с южными арапахо образуют племена шайеннов и арапахо в западной Оклахоме. Их совокупное население составляет 12 130 человек по состоянию на 2008 год. . [ 2 ] В 2003 году около 8000 из них идентифицировали себя как шайенны, хотя с продолжающимися смешанными браками разделять племена становится все труднее. [ 3 ]

Платье из шкуры шайенна, ок. 1920 , Музей Гилкриза .
Рубашка из шайенской кожи, расшитая бисером, Woolaroc
Модель шайеннского типи, шкура буйвола, 1860 г.
У. Ричард Уэст-младший , бывший директор и соучредитель Смитсоновского национального музея американских индейцев.

Шайенны называли себя Tsétsêhéstâhese (чаще как Tsitsistas ; единственное число: Tsétsêhéstaestse ), что переводится как «те, кто такие». [ 6 ] Сухтай, также называемые Со'таео'о, Со'таэтанео'о, Сутайо (единственное число: Со'таэтане), путешествовали с цецехестахезе и слились с ними после 1832 года. [ 7 ] Речь и обычаи сухтаев немного отличались от цецехестахесов. [ 8 ]

Название «Шайенн» происходит от сиу лакота экзонима «Шахияна», что означает «маленький Шахия ». Личность шахии неизвестна , но многие племена Великих равнин предполагают, что это означает кри или другой народ, говорящий на алгонкинском языке, родственном кри и шайеннам. [ 9 ] [ нужен лучший источник ] Шайеннское название оджибве — Sáhea'eo'o , слово, похожее на лакота слово « Шахия» . [ нужна ссылка ]

Другая распространенная этимология шайеннов - «немного похожа на [людей] инопланетной речи» (буквально «красноговорящий»). [ 10 ] По словам Джорджа Берда Гриннелла , лакота называли себя и другие группы, говорящие на сиуанском языке, «белыми говорящими», а представители других языковых семей, таких как алгонкинские шайенны, - «красными говорящими» ( Шахиена ). [ 8 ]

Этимология имени Цицистас (Tsétsėhéstşhese), которым называют себя шайенны, неясна. Согласно словарю шайеннов, предлагаемому онлайн колледжем Chief Dull Knife , единого мнения нет, и были предложены различные варианты происхождения и перевода этого слова. Запись Гриннелла типична и гласит: «Они называют себя цистистами [так в оригинале, Цицистас — правильное произношение], что в книгах обычно означает «люди». Скорее всего, это означает «родственные друг другу, одинаково воспитанные, как мы, наши люди». , или мы. [ 11 ] Родиной шайеннов является Циихистано .

Шайенны Монтаны и Оклахомы говорят на шайеннском языке , известном как Tsêhésenêstsestôtse (распространенное написание: Tsisinstsistots). Около 800 человек говорят на языке шайенн в Оклахоме. [ 3 ] Между этими двумя местами есть лишь несколько словарных различий. Алфавит шайеннов состоит из 14 букв. Язык шайеннов — одна из самых крупных групп алгонкинских языков . Раньше племена Со'таео'о (Só'taétaneo'o) или Сухтай (Сутайо) в Южных и Северных Шайеннах говорили на языке Со'таека'эншконе или Со'таэнестсестоце , языке, настолько близком к Цехесенестсестоце (языку шайеннов), что иногда называют шайеннским диалектом. [ нужна ссылка ]

Фотография шайеннской женщины, сделанная Эдвардом С. Кертисом , 1930 год.

Самое раннее письменное упоминание о шайеннах относится к середине 17 века, когда группа шайеннов посетила французский форт Кревекёр , недалеко от современной Пеории, штат Иллинойс . Шайенны в это время жили между рекой Миссисипи и озером Милл-Лакс . Их экономика была основана на сборе дикого риса и охоте, особенно на бизонов , обитавших в прериях в 70–80 милях к западу от деревень шайеннов. [ 12 ]

Согласно истории племени, в 17 веке шайенны были изгнаны ассинибойнами ( Хохихео'о) из района Великих озер в современные Миннесоту и Северную Дакоту , где они основали деревни. Наиболее известной из древних деревень шайеннов является деревня Бистерфельдт , расположенная в восточной части Северной Дакоты вдоль реки Шейенн . Впервые они достигли реки Миссури в 1676 году. [ 13 ] Более поздний анализ ранних записей показывает, что, по крайней мере, часть шайеннов оставалась в районе Милл-Лак в Миннесоте примерно до 1765 года, когда оджибве победили дакота с помощью огнестрельного оружия, оттеснив шайеннов, в свою очередь, к реке Миннесота, где они были зарегистрированы в 1766 г. [ 14 ]

На реке Миссури шайенны вступили в контакт с соседними манданами , хидатса (Це-хеше'эмахеонезе, «люди, у которых есть земляные дома ») и народом арикара (Ононео'о), переняв многие их культурные особенности. Они были первыми из более поздних равнинных племен, переселившихся в Блэк-Хиллз и страну Паудер-Ривер . Около 1730 года они представили лошадь бандам лакота (Ho'óhomo'eo'o). Конфликт с мигрирующими народами лакота и оджибве вынудил шайеннов двигаться дальше на запад, а они, в свою очередь, вытеснили кайова на юг. [ 15 ]

К 1776 году лакота разгромили шайеннов и захватили большую часть их территории возле Блэк-Хилс . В 1804 году Льюис и Кларк посетили уцелевшую деревню шайеннов на территории нынешней Северной Дакоты. Такие европейские исследователи выучили много разных названий шайеннов и не осознавали, как разные группы формировали единое племя. [ 15 ]

Племена шайеннов сегодня происходят от двух родственных племен: цецехестахезе/цицистас (собственно шайенны) и со'таео/со'таэтанео'о (более известных как сухтай или сутайо). Последний объединился с Цецехестахесе в середине 19 века. Их устная история передает, что оба племенных народа характеризуются и представлены двумя культурными героями или пророками , получившими божественные предметы от своего бога Махео, ​​которого со'таео называли Хемо.

Пророк Цецехестахесе / Цицистас Моце'еоеве (Стояние сладкого лекарства, Стояние сладкого корня, обычно называемое сладким лекарством) получил Маахотсе ( Связку (священных) стрел ) в Ноавосе («медицинский (священный) холм», название Медвежьего холма , на северо-западе) . Рапид-Сити, Южная Дакота, [ 16 ] который они носили с собой, когда вели войну на племенном уровне [ 15 ] [ 17 ] [ 18 ] и хранились в маахеоме (Arrow Lodge или Arrow Tepee). Он организовал структуру общества шайеннов, их военные или военные общества, возглавляемые выдающимися воинами, их систему юридического правосудия и Совет сорока четырех миротворческих вождей. Последний был сформирован из четырех véhoo'o (вождей или лидеров) десяти основных манахо ( групп ) и дополнительных четырех собраний «Стариков» для совещаний на регулярных племенных собраниях, сосредоточенных вокруг Танца Солнца . [ 3 ]

Sweet Medicine — шайеннский пророк, предсказавший появление у шайеннов лошади, коровы, белого человека и других новинок. Он был назван в честь motsé'eonnitse ( душистая трава ), одного из священных растительных лекарственных средств, используемого многими народами равнин в церемониях. Маахотсе ( Священные стрелы) – символы мужской силы. Эсевоне / Хохкехаэ (Священная шляпа буйвола) — символ женской силы. Священная Шляпа Буйвола и Священные Стрелы вместе образуют два великих завета народа шайеннов. С помощью этих двух связок Махео'о обеспечивает людям непрерывную жизнь и благословения.

Пророк Со'таео'о Томсевесехе («Прямые рога») получил Эсевон (также известный как Ис'сивун - « Связка священных (буйволовых) шляп ») в Тох'нихвусе («Гора Каменного Молота») недалеко от Великих озер в настоящее время. штат Миннесота. Эсевоне / Hóhkėha'e (Священная шляпа буйвола) хранится в vonéome (старый термин) или hóhkėha'éome (новый термин) («Ложа Священной Шляпы, Типи Священной Шляпы»). Возвышенные Рога устроили им сопутствующие церемонии и Танец Солнца . Его видение убедило племя отказаться от прежних оседлых сельскохозяйственных традиций и перенять кочевую равнинных культуру лошадей . Они заменили свои земляные домики переносными типи и переключили свой рацион с рыбы и сельскохозяйственных продуктов на в основном бизонов и дикие фрукты и овощи. Их земли простирались от верховьев реки Миссури до территории нынешнего Вайоминга , Монтаны, Колорадо и Южной Дакоты. [ нужна ссылка ]

Эсевон / Хохкеха'э («Священная шляпа буйвола») хранится среди северных шайеннов и северных со'таео. Цеа'еновштсе ( « Хранитель священной (буйволиной) шляпы» или «Хранитель священной (буйволиной) шляпы») должен принадлежать со'таео'о (как северному, так и южному). В 1870-х годах вожди племени, разочаровавшись в хранителе узла, потребовали, чтобы хранитель Сломанного Блюда отказался от узла; он согласился, но его жена этого не сделала и осквернила Священную Шляпу и ее содержимое; были утеряны церемониальная трубка и рог буйвола. В 1908 году шайенн по имени Три пальца вернул рог Шляпе. Трубка попала во владение шайенна по имени Burnt All Over, который передал ее Хэтти Гойт из Пото, штат Оклахома , которая в 1911 году передала трубку Историческому обществу Оклахомы. В 1997 году Историческое общество Оклахомы провело переговоры с северными шайеннами о возвращении трубки хранителю племени Священного комплекта медицинских шляп Джеймсу Блэк Вулфу. [ 19 ]

Расширение на равнинах

[ редактировать ]
Главный волк на холме (Шайенн), портрет Джорджа Кэтлина , 1832 год, в Форт-Пьере, Южная Дакота.

После того, как лакота оттеснили их на юг и запад, шайенны начали осваивать новую территорию. Примерно в 1811 году шайенны официально объединились с народом арапахо (Хетанево'о'о), который оставался сильным на протяжении всей своей истории и по настоящее время. Альянс помог шайеннам расширить свою территорию, которая простиралась от южной Монтаны до большей части Вайоминга, восточной половины Колорадо, далекого запада Небраски и далекого запада Канзаса.

К 1820 году американские торговцы и исследователи сообщили о контактах с Шайеннами в современном Денвере, штат Колорадо , и на реке Арканзас. Шайенны, вероятно, охотились и торговали в Денвере гораздо раньше. Возможно, они мигрировали на юг на зимовку. Считается, что отряд «Волосатая веревка» был первым отрядом, который двинулся на юг, отлавливая диких лошадей вплоть до долины реки Симаррон . [ 20 ] В ответ на строительство форта Бента Чарльзом Бентом , торговцем и союзником некоренного происхождения, большая часть племени двинулась дальше на юг и осталась в этом районе. [ 21 ] Другая часть племени продолжала жить в верховьях рек Норт-Платт и Йеллоустоун. Эти группы превратились в южных шайеннов, или Sówoníă (южане), и северных шайеннов, или O'mgs (Пожиратели). Обе дивизии поддерживали регулярный и тесный контакт.

В южной части своей территории шайены и арапахо воевали с союзными команчами, кайова и равнинными апачами. Произошли многочисленные сражения, в том числе заметная битва на реке Вашита в 1836 году с кайова, в результате которой погибли 48 шайеннских воинов из общества тетивы. [ 22 ] Летом 1838 года многие шайены и арапахо атаковали лагерь кайова и команчей вдоль Вулф-Крик в Оклахоме, что привело к тяжелым потерям с обеих сторон. Среди потерь были Белый Гром (хранитель Стрел Лекарства и отец Женщины-Совы ), Клуб Плоских Военных (Шайенны) и Спящий Волк (Кайова). [ 23 ]

Конфликт с команчами, кайова и равнинными апачами закончился в 1840 году, когда племена объединились друг с другом. Новый союз позволил шайеннам проникнуть в Льяно Эстакадо в Техасе и Оклахоме, а также на северо-восток Нью-Мексико, чтобы охотиться на бизонов и торговать. Их экспансия на юг и союз с кайова привели к их первому набегу на Мексику в 1853 году. Рейд закончился катастрофой из-за сильного сопротивления мексиканских улан, в результате чего все участники военного отряда, кроме трех, были убиты.

На севере шайены объединились с лакота, что позволило им расширить свою территорию за счет части своих бывших земель вокруг Блэк-Хиллз. Направившись в Скалистые горы, им удалось избежать эпидемии оспы 1837–1839 годов, которая прокатилась по равнинам из белых поселений, но сильно пострадала от эпидемии холеры 1849 года. Контакты с евроамериканцами были в основном легкими, причем большинство контактов касалось горцев, торговцев, исследователей, лиц, заключающих договоры, и художников.

Враги и воинская культура

[ редактировать ]
Рисунок книги Хаббла Big Horse, показывающий битву между шайеннскими воинами и мексиканскими уланами.
Рисунок книги, показывающий битву между воином-шайенном (справа) и воином-осейджем или пауни (слева).
Рисунок в бухгалтерской книге, на котором изображен конный воин-шайенн, считающий удар с копьем на спешившемся воине-вороне.
Рисунок в бухгалтерской книге шайеннского воина с вилорогим головным убором, символа Общества сумасшедших собак.

Как и многие другие народы равнинной Индии, шайенны были конным и воинственным народом, который превратился в опытных и сильных конных воинов. Воин в обществе шайеннов – это не боец, а защитник, кормилец и лидер. Воины получали ранг в обществе шайеннов, совершая и накапливая различные проявления храбрости в бою, известные как подсчет переворотов . Титул военачальника мог получить любой воин, совершивший достаточное количество удачных ходов, необходимых для того, чтобы стать военачальником.

Возникли особые воинские общества . Каждое общество выбирало лидеров, которые приглашали тех, кого они считали достаточно достойными, в ложу своего общества для посвящения в общество. Часто в обществах возникало незначительное соперничество; однако они могут работать вместе как единое целое во время войны с врагом. Военные общества играли важную роль в правительстве шайеннов. Лидеры общества часто отвечали за организацию охот и набегов, а также за обеспечение надлежащей дисциплины и соблюдение законов внутри страны. [ 24 ] Каждое из шести различных воинских обществ шайеннов по очереди возглавляло нацию. [ 25 ] Четырьмя первоначальными военными обществами шайеннов были Общество быстрой лисицы, Общество скребков лосиных рогов или кривого копья, Общество щитов и Общество людей, занимающихся тетивой. Пятое общество разделено на Общество Бешеных Собак и знаменитых Собак-Солдат . Шестое общество — Общество противоположных воинов, наиболее примечательное тем, что в знак храбрости возвращается в бой. [ 6 ] Все шесть обществ и их различные ветви существуют среди южных и северных шайеннов и в настоящее время.

Воины использовали комбинацию оружия: от боевых дубинок , томагавков , луков и стрел, а также копий до огнестрельного оружия, приобретенного в результате набегов и торговли.

Среди врагов шайеннов были апсаалоке (Óoetaneo'o - «народ-ворона (птица)»), шошоны (Sósone'eo'o), черноногие (Mo'ôhtávêhahtátaneo'o, то же буквальное значение), внутренние Салиш и кунтенай (Khkoestséataneo). 'o - «плоскоголовые люди»), Нез Персе (Otaesétaneo'o - «люди с пирсингом в носу»), Арикара , Грос Вентр (Hestóetaneo'o - «попрошайки мяса», «прихлебатели» или Môhónooneo'o - букв. «разведка повсюду»), Ассинибойн и равнинный кри (Vóhkoohétaneo'o – «кроличьи люди») к северу и западу от территории Шайеннов. С помощью «Медицинских стрел» (махутов) племя шайеннов уничтожило лагерь кроу в 1820 году . [ 26 ] К востоку от территории Шайенн они сражались с народами лакота , дакота , пауни , понка , кау , айова , хо-чанк и омаха (онэхао'о). Пауни захватили Священные стрелы шайеннов во время нападения на охотничий лагерь около 1830 года. [ 27 ]

К югу от территории шайеннов они воевали с кайова, команчами, ютами , равнинными апачами , осейджами , уичито , различными племенами апачей и навахо . Многие из врагов, с которыми сражались шайены, встречались лишь изредка, например, во время дальних рейдов или охоты. Некоторые из их врагов, особенно племя Восточных равнин, такое как пауни и осейджи, будут выступать в качестве индейских разведчиков для армии США, предоставляя американским солдатам ценные навыки слежения и информацию о привычках шайеннов и боевых стратегиях. Некоторые из их врагов, такие как лакота, позже в их истории стали их сильными союзниками, помогая шайеннам сражаться против армии Соединенных Штатов во время войны Красного Облака и Великой войны сиу 1876 года . Команчи, кайова и равнинные апачи стали союзниками шайеннов ближе к концу индейских войн на Южных равнинах, сражаясь вместе во время таких конфликтов, как война на Красной реке . [ 28 ]

Отношения с арапахо

[ редактировать ]

Шайенны и арапахо образовали союз примерно в 1811 году, который помог им расширить свои территории и укрепить свое присутствие на равнинах. Как и шайенны, язык арапахо является алгонкинским языком , хотя эти два языка не являются взаимопонятными. Арапахо оставались сильными союзниками шайеннов и помогали им сражаться вместе с лакота и дакота во время Войны Красного Облака и Великой войны сиу 1876 года, также известной как Война Блэк-Хиллз. На Южных равнинах арапахо и шайенны объединились с команчами, кайова и равнинными апачами, чтобы сражаться с вторгшимися поселенцами и американскими солдатами.

Арапахо вместе с шайенами присутствовали во время резни в Сэнд-Крик, когда мирный лагерь, состоящий в основном из женщин, детей и стариков, подвергся нападению и резне со стороны американских солдат. Обе основные дивизии шайеннов, Северные Шайенны и Южные Шайенны, были союзниками арапахо, которые, как и Шайенны, разделены на северную и южную дивизии. Южные шайенны и южные арапахо были отнесены к одной и той же резервации на территории индейцев Оклахомы и оставались вместе как признанные на федеральном уровне племена шайеннов и арапахо после того, как резервация была открыта для американских поселений и до наших дней. [ 29 ]

Северным арапахо должна была быть предоставлена ​​собственная резервация или она была разделена с шайеннами; однако федеральное правительство США не смогло предоставить им ни того, ни другого и поместило их в уже созданную индейскую резервацию Уинд-Ривер в Вайоминге вместе с их бывшими врагами — шошонами .

Договор 1825 г.

[ редактировать ]

Летом 1825 года племя посетило на реке Верхний Миссури договорная комиссия США, состоящая из генерала Генри Аткинсона и индийского агента Бенджамина О'Фаллона в сопровождении военного эскорта из 476 человек. Генерал Аткинсон и его коллега-комиссар покинули форт Аткинсон 16 мая 1825 года. Поднявшись по реке Миссури, они заключили договоры о дружбе и торговле с племенами верхнего Миссури, включая арикара , шайеннов, ворон, манданов , понка и несколько групп Лакота и Дакота. В то время у США была конкуренция в верховьях Миссури со стороны британских торговцев, пришедших на юг из Канады.

В договорах признавалось, что племена проживают на территории Соединенных Штатов, клялись в вечной дружбе между США и племенами и, признавая право Соединенных Штатов регулировать торговлю, племена обещали иметь дело только с лицензированными торговцами. Племена согласились отказаться от частного возмездия за травмы и вернуть украденных лошадей или другое имущество или выплатить компенсацию владельцу. Попытки комиссии связаться с черноногими и ассинибойнами не увенчались успехом. Во время своего возвращения в Форт Аткинсон в Каунсил-Блафф в Небраске комиссия провела успешные переговоры с отоэ , пауни и омаха . [ 30 ]

Последствия эмигрантского следа

[ редактировать ]

Увеличение движения эмигрантов по соответствующим тропам Орегона , Мормона и Калифорнии , начиная с начала 1840-х годов, усилило конкуренцию с коренными американцами за скудные ресурсы воды и дичи в засушливых районах. По мере истощения ресурсов на тропах шайенны все больше разделялись на Северных Шайеннов и Южных Шайеннов, где у них могла быть достаточная территория для пропитания.

Во время Калифорнийской золотой лихорадки эмигранты принесли холеру . Он распространился в шахтерских лагерях и на водных путях из-за плохих санитарных условий. Болезнь, как правило, была основной причиной смерти эмигрантов, около одной десятой из которых умерла во время путешествий.

Возможно, из-за торговцев, эпидемия холеры достигла равнинных индейцев в 1849 году, что привело к серьезным человеческим жертвам летом того же года. По оценкам историков, погибло около 2000 шайеннов, от половины до двух третей их населения. Значительные потери понесли и другие племена, что ослабило их социальные структуры. Возможно, из-за серьезных потерь в торговле в сезоне 1849 года форт Бент был заброшен и сожжен. [ 31 ]

Договор Форта Ларами 1851 года

[ редактировать ]
Территория Арапахо и Шайеннов по договору 1851 года. (Области 426 и 477). Зона 477 — это заповедник, созданный договором в Форт-Уайзе от 18 февраля 1861 года.
Шайеннский воин садится на облако в своих доспехах. Он был убит во время нападения на охотничий лагерь пауни в 1852 году.

В 1846 году Томас Фицпатрик был назначен индейским агентом США в верховьях Арканзаса и реки Платт . Его усилия по ведению переговоров с северными шайеннами, арапахо и другими племенами привели к созыву большого совета в форте Ларами в 1851 году. Договоры заключались комиссией, состоящей из Фицпатрика и Дэвида Доусона Митчелла, суперинтенданта США по делам индейцев , с индейцами северные равнины .

Чтобы уменьшить межплеменные войны на равнинах, правительственные чиновники «назначили» территории каждому племени и заставили их пообещать взаимный мир. Кроме того, правительство добилось разрешения на строительство и содержание дорог для европейско-американских путешественников и торговцев через индейские страны на равнинах, таких как « Тропа эмигрантов» и «Тропа Санта-Фе» , а также на содержание фортов для их охраны. За такое вторжение на их территории племена получили компенсацию в виде ренты в виде денег и припасов. Договор Форта Ларами 1851 года подтвердил территорию Шайеннов и Арапахо на Великих равнинах между рекой Норт-Платт и Арканзасом. Эта территория включала то, что сейчас является Колорадо, к востоку от Переднего хребта Скалистых гор и к северу от реки Арканзас; Вайоминг и Небраска , к югу от реки Норт-Платт; и крайний западный Канзас . [ 32 ]

Карательная экспедиция США 1857 года.

[ редактировать ]

В апреле 1856 года в результате инцидента на мосту через реку Платт (недалеко от современного Каспера, штат Вайоминг ) был ранен шайеннский воин. Он вернулся к шайеннам на равнине. Летом 1856 года индейцы напали на путешественников, идущих по Тропе эмигрантов возле форта Кирни. В ответ кавалерия США атаковала лагерь шайеннов на Гранд-Айленде в Небраске . Они убили десять воинов-шайеннов и ранили восемь или более.

Партии шайеннов напали как минимум на три партии поселенцев-эмигрантов, прежде чем вернуться к реке Республикан . Индийский агент в форте Ларами вел переговоры с шайеннами об уменьшении боевых действий, но военный министр приказал 1-му кавалерийскому полку (1855 г.) провести карательную экспедицию под командованием полковника Эдвина В. Самнера . Он выступил против шайеннов весной 1857 года. Майор Джон Седжвик возглавил часть экспедиции вверх по реке Арканзас и через Фаунтин-Крик к реке Саут-Платт . Командование Самнера двинулось на запад вдоль Норт-Платта к форту Ларами, затем вниз по Переднему хребту к Южному Платту. Объединенные силы из 400 солдат двинулись на восток через равнины в поисках Шайенна. [ 33 ] [ 34 ] [ 35 ]

Под влиянием знахаря Белого Быка (также называемого Ледяным) и Серой Бороды (также называемого Темным) шайенны пошли в бой, полагая, что сильное духовное лекарство предотвратит стрельбу солдатских орудий. Им сказали, что если они окунут руки в ближайший источник, им достаточно будет поднять руки, чтобы отразить армейские пули. Подняв руки, шайенны окружили наступающие войска, приближавшиеся к реке Соломон . Самнер приказал кавалерийской атаке, и войска атаковали саблями наголо; Шайенны бежали. Из-за усталости лошадей после долгих маршей кавалерия могла вступить в бой только с несколькими шайеннами, поскольку их лошади были свежими.

Это была первая битва, которую шайенны вели против армии США. Потери с каждой стороны были небольшими; Дж.Б. Стюарт , тогда еще молодой лейтенант, был ранен в грудь, когда напал с саблей на шайеннского воина. Войска продолжили движение и через два дня сожгли поспешно заброшенный лагерь шайеннов; они разрушили домики и зимние запасы мяса буйвола. [ 34 ] [ 35 ] [ 33 ] [ 36 ]

Самнер продолжил путь к форту Бент . Чтобы наказать шайеннов, он раздал их ренты арапахо. Он намеревался продолжить карательные действия, но армия приказала ему отправиться в Юту из-за вспышки беспорядков с мормонами (это будет известно как Война в Юте ). Шайенны двинулись ниже Арканзаса в кайова и команчей страну . Осенью северные шайены вернулись в свою страну к северу от Платта. [ 34 ] [ 33 ] [ 37 ]

Золотая лихорадка Пайкс-Пика

[ редактировать ]
Утренняя звезда (также известная как Тупой нож) ( шайенны : Vóóhéhéve или лакота : Tamílapéšni ), вождь Северных Шайеннов в битве при Литтл-Бигхорне
Вождь Черный Чайник южных шайеннов, поборник мира среди своего народа.

Начиная с 1859 года, когда началась золотая лихорадка в Колорадо , европейско-американские поселенцы переселились на земли, зарезервированные для шайеннов и других равнинных индейцев. Число поездок по «Тропе эмигрантов» вдоль реки Саут-Платт значительно увеличилось , и некоторые эмигранты останавливались, прежде чем отправиться в Калифорнию. В течение нескольких лет между поселенцами и индейцами царил мир. Единственные конфликты были связаны с постоянными войнами между шайенами и арапахо на равнинах и утесами в горах.

Переговоры США с Блэк Кеттлом и другими шайеннами, выступающими за мир, привели к заключению Форт-Уайзского договора : он создал небольшую резервацию для шайеннов на юго-востоке Колорадо в обмен на территорию, согласованную в Договоре Форт-Ларами 1851 года. Многие шайенны не подписали этот договор. договору, и они продолжали жить и охотиться на своих традиционных территориях в Смоки-Хилл и республиканских бассейнах, между Арканзасом и Саут-Платтом, где было много буйволов. [ 38 ]

Усилия по установлению более широкого мира продолжались, но весной 1864 года Джон Эванс , губернатор территории Колорадо, и Джон Чивингтон , командир Добровольцев Колорадо, гражданского ополчения , начали серию нападений на индейцев, разбивших лагерь или охотящихся на равнинах. . Они убили любого индейца на месте и развязали войну в Колорадо . Началась всеобщая война, и индейцы совершили множество набегов на тропу вдоль Саут-Платта, от которой Денвер зависел в снабжении. Армия закрыла дорогу с 15 августа по 24 сентября 1864 года. [ 38 ]

Резня в Сэнд-Крик

[ редактировать ]

29 ноября 1864 года ополчение Колорадо атаковало лагерь шайеннов и арапахо под командованием вождя Блэка Кеттла , хотя оно подняло флаг перемирия и заявило о своей преданности правительству США. Резня в Сэнд-Крик , как ее стали называть, привела к гибели от 150 до 200 шайеннов, в основном безоружных женщин и детей. Выжившие бежали на северо-восток и присоединились к лагерям шайеннов на реках Смоки-Хилл и Республиканская . Там воины курили военную трубку, передавая ее из лагеря в лагерь среди сиу, шайеннов и арапахо. [ 39 ]

В январе 1865 года они спланировали и осуществили ответную атаку силами около 1000 воинов на Кэмп-Рэнкин, этапную станцию ​​и форт в Джулесбурге . Индейцы совершили многочисленные набеги вдоль Южного Платта, как к востоку, так и к западу от Джулесбурга, и снова совершили набег на форт в начале февраля. Они захватили много добычи и убили многих американцев европейского происхождения. Большинство индейцев двинулись на север, в Небраску, по пути к Блэк-Хиллз и реке Паудер. [ 39 ] (См. Битву при Джулесбурге , Битву при Мад-Спрингс , Битву при Раш-Крик , Экспедицию по Паудер-Ривер , Битву при Платт-Бридж )

Черный Котел продолжал желать мира и не участвовал во втором набеге или в плане идти на север, в страну Паудер-Ривер. Он покинул большой лагерь и вернулся с 80 ложами своих соплеменников к реке Арканзас, где намеревался искать мира с США. [ 40 ]

Битва на реке Вашита

[ редактировать ]

Четыре года спустя, 27 ноября 1868 года, Джордж Армстронг Кастер и его войска атаковали отряд Черного Котла в битве при реке Уошита . Хотя его банда разбила лагерь в определенной резервации, выполняя приказы правительства, некоторые из ее членов были связаны с набегами на Канзас банд, действовавших с территории Индии . Кастер заявил, что убито 103 шайеннских «воина» и неустановленное количество женщин и детей, в то время как разные шайеннские информаторы назвали от 11 до 18 мужчин (в основном 10 шайеннов, 2 арапахо, 1 мексиканский торговец) и от 17 до 25 женщин и детей, убитых в деревне. . [ нужна ссылка ]

Существуют противоречивые утверждения относительно того, была ли группа враждебной или дружелюбной. Историки полагают, что вождь Блэк Кеттл, глава банды, был частью не партии войны, а партии мира внутри народа шайеннов. Но он не обладал абсолютной властью над членами своей банды, и американцы европейского происхождения этого не понимали. Когда более молодые члены банды принимали участие в рейдах, американцы европейского происхождения обвиняли всю банду в инцидентах и ​​жертвах. [ нужна ссылка ]

Битва при Литтл-Бигхорне

[ редактировать ]

Северные шайены сражались в битве при Литтл-Бигхорне , которая произошла 25 июня 1876 года. Шайенны вместе с лакота, другими воинами сиу и небольшим отрядом арапахо убили генерала Джорджа Армстронга Кастера и большую часть его 7-го кавалерийского полка. контингент солдат. Историки подсчитали, что население лагеря шайеннов, лакота и арапахо вдоль реки Литл-Бигхорн составляло около 10 000 человек, что делало его одним из крупнейших скоплений коренных американцев в Северной Америке во времена, предшествовавшие созданию резерваций. Новости об этом событии распространились по Соединенным Штатам и достигли Вашингтона, округ Колумбия , как раз в тот момент, когда страна праздновала свое столетие . Общественная реакция возникла в результате возмущения против шайеннов.

Исход северных шайеннов

[ редактировать ]
Маленький Койот (Маленький Волк) и Утренняя Звезда (Тупой Нож) , вожди северных шайеннов.
Заключенные шайенны в Канзасе совершили побег на север. Слева направо: Спутанные волосы, Дикая свинья, Сильная левая рука, Джордж Рейнольдс (переводчик), Старая ворона, Шумный ходок, Дикобраз и Кузнец. Все заключенные были освобождены без предъявления обвинений.

После битвы при Литтл-Бигхорне армия США усилила попытки захватить шайеннов. В 1879 году, после битвы на тупых ножах , когда Бешеный Конь сдался в форте Робинсон , сдались и несколько вождей шайеннов и их люди. Это были «Утренняя звезда» (также известная как «Тупой нож») , «Стоящий лось» и «Дикий боров», насчитывавшие около 130 шайеннов. Позже в том же году Две Луны сдались в Форт-Кио вместе с 300 шайеннами. Шайенны хотели и ожидали жить в резервации с сиу в соответствии с договором в форте Ларами от 29 апреля 1868 года , который подписали Тупой Нож и Маленький Волк. [ 41 ]

В рамках увеличения численности войск США после битвы при Литтл-Бигхорне армия переназначила полковника Рэнальда С. Маккензи и его Четвертую кавалерийскую бригаду в департамент Платт. Первоначально размещенные в Кэмп-Робинсоне , они составили ядро ​​экспедиции по Паудер-Ривер. Он отправился в октябре 1876 года, чтобы найти деревни северных шайеннов. 25 ноября 1876 года его колонна обнаружила и разгромила деревню Северных Шайеннов в битве на тупых ножах на территории Вайоминга . После того, как солдаты разрушили домики, припасы и конфисковали лошадей, северные шайены вскоре сдались. Они надеялись остаться с сиу на севере, но США оказали на них давление, чтобы они разместились вместе с южными шайенами в их резервации на территории Индии. После трудного совета северные шайены в конце концов согласились отправиться на юг.

Когда северные шайены прибыли на Индейскую территорию, условия были очень тяжелыми: пайки были недостаточными, вблизи резервации не было буйволов и, по некоторым данным, была малярия среди людей . 9 сентября 1878 года часть северных шайеннов под предводительством Маленького Волка и Тупого Ножа начала свой путь обратно на север . После боев с армией США у Турция-Спрингс и Наказенной женщины-Форк и достижения северной части они разделились на две группы. Возглавляемые Тупым Ножом (в основном женщины, дети и старики) сдались и были доставлены в Форт Робинсон, где последующие события стали известны как трагедия Форта Робинсон . Группе Тупого Ножа сначала предложили еду и дрова, а затем, через полторы недели, им приказали вернуться на территорию Индии . Когда они сказали «нет», их заперли в деревянных бараках без еды, воды и дров для отопления на четыре дня. Большинству из них удалось сбежать 9 января 1879 года при температуре около сорока градусов ниже нуля, но все были пойманы или убиты. [ 41 ] [ 42 ]

В конце концов США вытеснили северных шайеннов в резервацию на юге Монтаны. [ 41 ] [ 42 ] [ 43 ]

Северная индейская резервация шайеннов

[ редактировать ]
Флаг племени северных шайеннов индейской резервации северных шайеннов в Монтане
Белый Буйвол — вождь северных шайеннов, получивший звание сержанта в армии США.

Шайенны, путешествовавшие в Форт Кио (современный Майлз-Сити, штат Монтана ), в том числе и Маленький Волк, поселились недалеко от форта. [ 41 ] Многие шайены работали в армии разведчиками. Разведчики Шайеннов сыграли решающую роль в оказании помощи армии в поиске вождя Джозефа и его банды не-персе в северной Монтане. Форт Кио стал перевалочным пунктом и местом сбора северных шайеннов. Многие семьи начали мигрировать на юг, в район водораздела реки Тонг , где они основали усадьбы. [ 44 ]

Карта индейских резерваций в штате Монтана, включая резервацию Северных Шайеннов.

США создали индейскую резервацию реки Тонг, которая теперь называется индейской резервацией Северных Шайеннов , площадью 371 200 акров (1502 км²). 2 ) указом президента Честера А. Артура от 16 ноября 1884 года. Из него исключены шайенны, которые поселились дальше на восток, недалеко от реки Тонг. Западная граница — резервация индейцев кроу . 19 марта 1900 года президент Уильям МакКинли расширил резервацию до западного берега реки Тонг, составив в общей сложности 444 157 акров (1797 км²). 2 ). Те, кто поселился к востоку от реки Тонг, были переселены на запад от реки. [ 44 ]

Северным шайеннам, которые делили землю лакота в индейской резервации Пайн-Ридж, наконец-то разрешили вернуться к реке Тонг в их собственную резервацию. Наряду с лакота и апачами шайенны были последними народами, которые были побеждены и вынуждены жить в резервациях. ( Племя семинолов во Флориде никогда не заключало договора с правительством США.)

Северным шайеннам было предоставлено право остаться на севере, недалеко от Блэк-Хилс , земли, которую они считают священной. Шайеннам также удалось сохранить свою культуру, религию и язык. Сегодня нация северных шайеннов является одной из немногих наций американских индейцев, контролирующих большую часть своей земельной базы, в настоящее время 98%.

Культура

[ редактировать ]
Сцены ухаживания шайеннов, автор Биг Бэк, до 1882 года.

За последние 400 лет шайенны изменили свой образ жизни. В 16 веке они жили в районах вблизи Великих озер . [ 3 ] Они выращивали кукурузу, тыкву и бобы, а также собирали дикий рис, как и другие коренные народы Северо-восточных лесов . Они мигрировали на запад в 18 веке и охотились на бизонов на Великих равнинах. [ 3 ] К середине 19-го века США вынудили их переселиться в резервации . [ 3 ]

Традиционная правительственная система шайеннов представляет собой политически единую систему. Центральной традиционной правительственной системой шайеннов является Хранитель Стрел, за которым следует Совет Сорока Четырех. В начале истории шайеннов три родственных племени, известные как хевикснипахи , со'таео'о и масикота , объединились, чтобы сформировать це-цехестахес или «людей с одинаковыми сердцами», которые сегодня известны как «шайенны». Затем объединенное племя разделилось на десять основных групп:

  • Хевикснипахис ( Ивистсцинихпах )
  • Хеваитанио ( Heevahetaneo'o )
  • Масикота
  • Омисис ( Ôhmésêheseo'o , собственно Notameohmésêhese)
  • Со'таео'о ( Сутай или Сутайо , Северный и Южный)
  • Вотапий
  • Оивимана ( Оэвемана , Северный и Южный)
  • Хисиометанио ( Hesé'omeétaneo'o или Issiometaniu )
  • Октоунна ( Октогуна )
  • Хонова ( Háovôhnova )

В каждой из десяти групп было по четыре сидящих главных делегата; остальные четыре руководителя были главными советниками других делегатов. Меньшие группы или подгруппы не имели права отправлять делегатов в совет. Эта система также регулировала военные общества шайеннов , которые создавались для планирования войны, обеспечения соблюдения правил и проведения церемоний.

Антропологи спорят об общественной организации шайеннов. На равнинах, похоже, существовала двусторонняя система родства групп. Однако некоторые антропологи сообщили, что у шайеннов была матрилинейная система групп. Исследования того, развили ли шайенны матрилинейную клановую систему , и если да, то в какой степени, продолжаются.

Сбор шайеннских танцев солнца , ок. 1909 год.

Конная культура на Великих равнинах

[ редактировать ]

В то время как они участвовали в кочевой культуре верховой езды на равнинах, мужчины охотились, а иногда и воевали с другими племенами и совершали набеги. [ 45 ] Женщины дублили и выделывали шкуры для одежды, укрытия и других целей. [ 46 ] Также собирали коренья, ягоды и другие полезные растения. [ 47 ] Из продуктов охоты и собирательства женщины также изготавливали домики, одежду и другое снаряжение. [ 48 ] Их жизнь была активной и физически требовательной. [ 49 ] Шайенны владели территорией в Блэк-Хилс и вблизи них , а позже и на всех Великих равнинах от Дакоты до реки Арканзас.

Образцы для подражания

[ редактировать ]

Женщина-шайенн имеет более высокий статус, если она является частью большой семьи с выдающимися предками. Кроме того, если она дружелюбна и совместима со своими родственницами и в ее расширенной семье нет членов, которые являются алкоголиками или имеют иную дурную репутацию. Ожидается, что все шайеннские женщины будут трудолюбивыми, целомудренными, скромными, владеющими традиционными ремеслами, знающими культуру и историю шайеннов и свободно говорящими на шайеннском языке. Ожидается, что принцессы племени пау-вау будут обладать этими характеристиками. [ 50 ]

Этноботаника

[ редактировать ]

Настой . измельченных листьев и цветков пижмы применяют при головокружении и слабости [ 51 ] дают Сушеные листья Sagittaria cuneata лошадям при проблемах с мочеиспусканием и боли во рту. [ 52 ]

Исторические фигуры шайеннов

[ редактировать ]

Пожалуйста, перечислите шайеннов 20-го и 21-го веков по их конкретным племенам: племенам шайеннов и арапахо и племени северных шайеннов индейской резервации Северные Шайенны .

Живые фигурки шайеннов

[ редактировать ]

Это зарезервировано для известных деятелей шайеннов, включая северных и южных шайеннов. Пожалуйста, сообщите в разделе обсуждения, чтобы добавить или удалить известных деятелей племени.

История населения

[ редактировать ]

Индийский агент Томас С. Твисс в журнале «Дела Индии» в 1856 году оценил численность шайеннов в 2000 воинов (следовательно, около 10 000 человек) и 1000 лож. По данным отдела по делам индейцев 1875 года, их численность составляла 4228 человек. По делам индейцев в 1900 году насчитывалось 3446 человек (2037 южных шайеннов в Оклахоме и 1409 северных шайеннов в Монтане и Южной Дакоте). Перепись 1910 года насчитала 3055 человек. В 1921 году их было 3281. [ 54 ]

Население шайеннов восстановилось в 20 и 21 веках. Перепись населения США 2020 года насчитала 22 979 человек. [ 55 ]

См. также

[ редактировать ]

Примечания

[ редактировать ]
  1. ^ «Сайт племени северных шайеннов» . Архивировано из оригинала 2 февраля 2011 года . Проверено 11 ноября 2013 г.
  2. ^ Jump up to: а б Оклахома по делам индейцев. Карманный справочник с иллюстрациями индейцев Оклахомы. Архивировано 11 февраля 2009 г. в Wayback Machine , 2008: 7.
  3. ^ Jump up to: а б с д и ж г час «Шайенн, Южный». Архивировано 28 февраля 2009 г. в Wayback Machine Энциклопедии истории и культуры Оклахомы Центра истории Оклахомы . Проверено 3 июля 2013 г.
  4. ^ Уокер, Джеймс Р. и ДеМалли, Рэймонд Дж. «Общество Лакота», 1992.
  5. ^ «Сайт племени северных шайеннов» . Архивировано из оригинала 2 февраля 2011 г. Проверено 22 февраля 2009 г.
  6. ^ Jump up to: а б Руководитель колледжа Тупого Ножа "Словарь Шайеннов" 05 сентября 2007 г. Проверено 10 июня 2013 г.
  7. ^ Гриннелл, Индейцы шайенны , стр. 10
  8. ^ Jump up to: а б Гриннелл, Боевые шайенны , с. 2.
  9. ^ «Каково происхождение слова «шайенн»?» . Веб-сайт на шайеннском языке. 3 марта 2002 г. Архивировано из оригинала 7 августа 2009 г. Проверено 21 сентября 2007 г.
  10. ^ Брайт, Уильям (2004). Индейские топонимы США . Норман: Университет Оклахомы Пресс, стр. 95
  11. ^ Главный колледж Тупого Ножа, Шайеннский словарь "Tsé-tsėhéstşhese"
  12. ^ Мур, Джон Х. Шайенны. Молден, Массачусетс: Blackwell Publishing Co., 1999, стр. 15–16.
  13. ^ Гриннелл, Боевые шайенны , стр. 1–8.
  14. ^ Мур, Джон Х. Шайенны. Молден, Массачусетс: Blackwell Publishing Co., 1999, с. 18
  15. ^ Jump up to: а б с Свобода, доктор Марго. «Первенство шайеннов: взгляд племен в отличие от взглядов армии Соединенных Штатов; возможная альтернатива «Великой войне сиу 1876 года» . Друзья Литтл-Бигхорна . Проверено 13 января 2008 г.
  16. ^ Не путать с Медвежьим холмом недалеко от Форт-Мид, Южная Дакота, который назывался Нахкшевозе («медвежий холм»).
  17. ^ Хайд, Джордж Э.: Жизнь Джорджа Бента. Написано из его писем . Норман, 1987. Стр. 24 и 49.
  18. ^ Гриннелл, Джордж Берд: «Великие тайны шайеннов». Американский антрополог . Новая серия, Том. 12, № 4 (октябрь – декабрь 1910 г.): 542–575, с. 556.
  19. Ридинг Игл, 26 ноября 1997 г.
  20. ^ Бертронг, стр. 13–21.
  21. ^ Бертронг, стр. 24–26.
  22. ^ «Битва при Вулф-Крик» . История Оклахомы . Проверено 9 февраля 2013 г.
  23. ^ Хайд 1968, с. 80.
  24. ^ Грин 2004, с. 9.
  25. ^ Хайд 1968, с. 336.
  26. ^ Хайд, Джордж Э.: Жизнь Джорджа Бента. Написано из его писем. Норман, 1987. Стр. 25–26.
  27. ^ Дорси, Джордж А.: «Как пауни поймали медицинские стрелы шайеннов». Американский антрополог , новая серия. Том. 5 (октябрь – декабрь 1903 г.), № 4, стр. 644–658.
  28. ^ «Война на Красной реке» . Техас за пределами истории . Проверено 23 мая 2024 г.
  29. ^ Фаулер, Лоретта. «Арапахо, Южный» . Энциклопедия истории и культуры Оклахомы . Проверено 23 мая 2024 г.
  30. ^ Страница 143 , Фрэнсис Пол Пруча, Договоры американских индейцев: история политической аномалии , University of California Press (15 марта 1997 г.), мягкая обложка, 562 страницы. ISBN   0-520-20895-1 ISBN   978-0-520-20895-7
  31. ^ Бертронг, стр. 113–114.
  32. ^ Бертронг, стр. 106–123.
  33. ^ Jump up to: а б с Бертронг, стр. 133–40.
  34. ^ Jump up to: а б с Гриннелл, Боевые шайенны , стр. 111–21.
  35. ^ Jump up to: а б Хайд, стр. 99–105.
  36. ^ Страница 97-98, Дэвид Фритьоф Халаас и Эндрю Э. Масич, Полукровка: Замечательная правдивая история Джорджа Бента , оказавшегося между мирами индейца и белого человека , Da Capo Press (15 марта 2005 г.), твердый переплет, 458 страницы, ISBN   0-306-81410-2 ISBN   978-0306814105
  37. ^ Хайд, стр. 99–105.
  38. ^ Jump up to: а б Гриннелл, Боевые шайенны , стр. 124–158.
  39. ^ Jump up to: а б Хайд, стр. 168–195.
  40. ^ Гриннелл, Боевые шайенны , с. 188
  41. ^ Jump up to: а б с д Браун, стр. 332–349.
  42. ^ Jump up to: а б Мэддукс Альберт Гленн, По следам тупого ножа: Правдивая история исхода северных шайеннов 1878 года, Horse Creek Publications (2003), ISBN   0-9722217-1-9 ISBN   978-0-9722217-1-9
  43. ^ Гриннелл, Боевые шайенны , стр. 398–427.
  44. ^ Jump up to: а б «МЫ, СЕВЕРНЫЕ ШАЙЕННЫ : Наша земля, наша история, наша культура», руководитель колледжа Тупой Нож. Страница 30. По состоянию на 20 сентября 2009 г.
  45. ^ Гриннелл, Индейцы Шайенны , Том. 1, стр. 258–311.
  46. ^ Гриннелл, Индейцы шайенны , стр. 1–57.
  47. ^ Гриннелл, Индейцы Шайенны , Том. 1, стр. 247–311.
  48. ^ Гриннелл, Индейцы Шайенны , Том. 1, 209–246
  49. ^ Гриннелл, Индейцы Шайенны , Том. 1, стр. 63–71, 127–129, 247–311.
  50. ^ Мур, стр. 154–156.
  51. ^ Гриннелл (1972), Индейцы шайенны , с. 190
  52. ^ Харт, Джеффри А., 1981, Этноботаника индейцев северных шайеннов Монтаны, Журнал этнофармакологии 4: 1–55, стр. 6
  53. ^ записано как Tah-me-la-pash-me ; от та (его) + мила (большой нож) + péšni (тупой)
  54. ^ Кшивицкий, Людвик (1934). Первобытное общество и его жизненная статистика . Публикации Польского социологического института. Лондон: Макмиллан. п. 451.
  55. ^ «Распространение племен американских индейцев: шайенны в США» .

Дальнейшее чтение

[ редактировать ]
[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 7b7cc0e92620b4d480a48707bbbfe7d4__1721828760
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/7b/d4/7b7cc0e92620b4d480a48707bbbfe7d4.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Cheyenne - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)