Шайенн
Общая численность населения | |
---|---|
22,970 (Север: 10 840; [ 1 ] Южный: 12 130 [ 2 ] ) | |
Регионы со значительной численностью населения | |
США ( Монтана , Оклахома ) | |
Языки | |
Шайенны , англичане , разговоры о знаках равнин | |
Религия | |
Традиционная племенная религия , индейская церковь и христианство. | |
Родственные этнические группы | |
Арапахо , черноногие , сухтаи и другие алгонкинские народы. |
Шайенны ( коренной / ʃ aɪ ˈ æ n / shy- AN ) — народ Великих равнин . Шайенны состоят из двух индейских племен: Со'таео'о или Со'таэтанео'о (чаще пишется как Сухтай или Сутайо ) и Цетсехестахезе (также пишется Цицистас , [t͡sɪt͡shɪstʰɑs] [ 3 ] ); племена объединились в начале 19 века. Сегодня народ шайеннов разделен на две признанные на федеральном уровне нации : южные шайенны , входящие в состав племен шайеннов и арапахо в Оклахоме , и северные шайенны , входящие в состав племени северных шайеннов индейской резервации северных шайеннов в Монтане. . Шайеннский язык принадлежит к алгонкинской языковой семье .
За последние 400 лет шайенны сменили образ жизни с лесных массивов Великих озер на северные равнины , и к середине 19-го века правительство США вынудило их переселиться в резервации. Во время своего первого контакта с европейцами в 16 веке шайенны жили на территории нынешней Миннесоты . Они были близкими союзниками арапахо и слабо связаны с лакота . К началу 18 века они были вытеснены на запад другими племенами через реку Миссури и в Северную и Южную Дакоту . [ 3 ] где они переняли конную культуру . Заселив Блэк-Хилс в Южной Дакоте и страну Паудер-Ривер на территории современных Монтаны и Вайоминга, они познакомили народ лакота с культурой лошадей примерно в 1730 году. Основная группа шайеннов, цехестано, когда-то состояла из десяти групп, распространившихся по всей территории страны. Великие равнины от южного Колорадо до Блэк-Хиллз в Южной Дакоте. Они сражались со своими историческими врагами, Воронами , а позже (1856–79) с армией Соединенных Штатов . В середине 19 века банды начали разделяться: некоторые группы предпочли остаться возле Блэк-Хиллз, а другие предпочли остаться возле рек Платт в центральном Колорадо. С помощью арапахо шайены вытеснили кайова на Южные равнины. В свою очередь, их оттеснили на запад более многочисленные лакота . [ 4 ]
Северные шайенны, известные в Шайенне либо как Notameohmésêhese , что означает «Северные едоки», либо просто как Ohmésêhese, что означает «Пожиратели», живут на юго-востоке Монтаны в индейской резервации Северные Шайенны . Данные о численности племен по состоянию на конец 2014 года показывают, что насчитывается около 10 840 членов, из которых около 4 939 проживают в резервации. Примерно 91% населения составляют коренные американцы (полная или частичная раса), при этом 72,8% идентифицируют себя как шайенны. Чуть более четверти населения пяти лет и старше говорило на другом языке, кроме английского. [ 5 ] Южные шайенны , известные в Шайенне как Heévâhetaneo'o, что означает «связанные веревками люди», вместе с южными арапахо образуют племена шайеннов и арапахо в западной Оклахоме. Их совокупное население составляет 12 130 человек по состоянию на 2008 год. [update]. [ 2 ] В 2003 году около 8000 из них идентифицировали себя как шайенны, хотя с продолжающимися смешанными браками разделять племена становится все труднее. [ 3 ]
Имя
[ редактировать ]Шайенны называли себя Tsétsêhéstâhese (чаще как Tsitsistas ; единственное число: Tsétsêhéstaestse ), что переводится как «те, кто такие». [ 6 ] Сухтай, также называемые Со'таео'о, Со'таэтанео'о, Сутайо (единственное число: Со'таэтане), путешествовали с цецехестахезе и слились с ними после 1832 года. [ 7 ] Речь и обычаи сухтаев немного отличались от цецехестахесов. [ 8 ]
Название «Шайенн» происходит от сиу лакота экзонима «Шахияна», что означает «маленький Шахия ». Личность шахии неизвестна , но многие племена Великих равнин предполагают, что это означает кри или другой народ, говорящий на алгонкинском языке, родственном кри и шайеннам. [ 9 ] [ нужен лучший источник ] Шайеннское название оджибве — Sáhea'eo'o , слово, похожее на лакота слово « Шахия» . [ нужна ссылка ]
Другая распространенная этимология шайеннов - «немного похожа на [людей] инопланетной речи» (буквально «красноговорящий»). [ 10 ] По словам Джорджа Берда Гриннелла , лакота называли себя и другие группы, говорящие на сиуанском языке, «белыми говорящими», а представители других языковых семей, таких как алгонкинские шайенны, - «красными говорящими» ( Шахиена ). [ 8 ]
Этимология имени Цицистас (Tsétsėhéstşhese), которым называют себя шайенны, неясна. Согласно словарю шайеннов, предлагаемому онлайн колледжем Chief Dull Knife , единого мнения нет, и были предложены различные варианты происхождения и перевода этого слова. Запись Гриннелла типична и гласит: «Они называют себя цистистами [так в оригинале, Цицистас — правильное произношение], что в книгах обычно означает «люди». Скорее всего, это означает «родственные друг другу, одинаково воспитанные, как мы, наши люди». , или мы. [ 11 ] Родиной шайеннов является Циихистано .
Язык
[ редактировать ]Шайенны Монтаны и Оклахомы говорят на шайеннском языке , известном как Tsêhésenêstsestôtse (распространенное написание: Tsisinstsistots). Около 800 человек говорят на языке шайенн в Оклахоме. [ 3 ] Между этими двумя местами есть лишь несколько словарных различий. Алфавит шайеннов состоит из 14 букв. Язык шайеннов — одна из самых крупных групп алгонкинских языков . Раньше племена Со'таео'о (Só'taétaneo'o) или Сухтай (Сутайо) в Южных и Северных Шайеннах говорили на языке Со'таека'эншконе или Со'таэнестсестоце , языке, настолько близком к Цехесенестсестоце (языку шайеннов), что иногда называют шайеннским диалектом. [ нужна ссылка ]
История
[ редактировать ]Самое раннее письменное упоминание о шайеннах относится к середине 17 века, когда группа шайеннов посетила французский форт Кревекёр , недалеко от современной Пеории, штат Иллинойс . Шайенны в это время жили между рекой Миссисипи и озером Милл-Лакс . Их экономика была основана на сборе дикого риса и охоте, особенно на бизонов , обитавших в прериях в 70–80 милях к западу от деревень шайеннов. [ 12 ]
Согласно истории племени, в 17 веке шайенны были изгнаны ассинибойнами ( Хохихео'о) из района Великих озер в современные Миннесоту и Северную Дакоту , где они основали деревни. Наиболее известной из древних деревень шайеннов является деревня Бистерфельдт , расположенная в восточной части Северной Дакоты вдоль реки Шейенн . Впервые они достигли реки Миссури в 1676 году. [ 13 ] Более поздний анализ ранних записей показывает, что, по крайней мере, часть шайеннов оставалась в районе Милл-Лак в Миннесоте примерно до 1765 года, когда оджибве победили дакота с помощью огнестрельного оружия, оттеснив шайеннов, в свою очередь, к реке Миннесота, где они были зарегистрированы в 1766 г. [ 14 ]
На реке Миссури шайенны вступили в контакт с соседними манданами , хидатса (Це-хеше'эмахеонезе, «люди, у которых есть земляные дома ») и народом арикара (Ононео'о), переняв многие их культурные особенности. Они были первыми из более поздних равнинных племен, переселившихся в Блэк-Хиллз и страну Паудер-Ривер . Около 1730 года они представили лошадь бандам лакота (Ho'óhomo'eo'o). Конфликт с мигрирующими народами лакота и оджибве вынудил шайеннов двигаться дальше на запад, а они, в свою очередь, вытеснили кайова на юг. [ 15 ]
К 1776 году лакота разгромили шайеннов и захватили большую часть их территории возле Блэк-Хилс . В 1804 году Льюис и Кларк посетили уцелевшую деревню шайеннов на территории нынешней Северной Дакоты. Такие европейские исследователи выучили много разных названий шайеннов и не осознавали, как разные группы формировали единое племя. [ 15 ]
Племена шайеннов сегодня происходят от двух родственных племен: цецехестахезе/цицистас (собственно шайенны) и со'таео/со'таэтанео'о (более известных как сухтай или сутайо). Последний объединился с Цецехестахесе в середине 19 века. Их устная история передает, что оба племенных народа характеризуются и представлены двумя культурными героями или пророками , получившими божественные предметы от своего бога Махео, которого со'таео называли Хемо.
Пророк Цецехестахесе / Цицистас Моце'еоеве (Стояние сладкого лекарства, Стояние сладкого корня, обычно называемое сладким лекарством) получил Маахотсе ( Связку (священных) стрел ) в Ноавосе («медицинский (священный) холм», название Медвежьего холма , на северо-западе) . Рапид-Сити, Южная Дакота, [ 16 ] который они носили с собой, когда вели войну на племенном уровне [ 15 ] [ 17 ] [ 18 ] и хранились в маахеоме (Arrow Lodge или Arrow Tepee). Он организовал структуру общества шайеннов, их военные или военные общества, возглавляемые выдающимися воинами, их систему юридического правосудия и Совет сорока четырех миротворческих вождей. Последний был сформирован из четырех véhoo'o (вождей или лидеров) десяти основных манахо ( групп ) и дополнительных четырех собраний «Стариков» для совещаний на регулярных племенных собраниях, сосредоточенных вокруг Танца Солнца . [ 3 ]
Sweet Medicine — шайеннский пророк, предсказавший появление у шайеннов лошади, коровы, белого человека и других новинок. Он был назван в честь motsé'eonnitse ( душистая трава ), одного из священных растительных лекарственных средств, используемого многими народами равнин в церемониях. Маахотсе ( Священные стрелы) – символы мужской силы. Эсевоне / Хохкехаэ (Священная шляпа буйвола) — символ женской силы. Священная Шляпа Буйвола и Священные Стрелы вместе образуют два великих завета народа шайеннов. С помощью этих двух связок Махео'о обеспечивает людям непрерывную жизнь и благословения.
Пророк Со'таео'о Томсевесехе («Прямые рога») получил Эсевон (также известный как Ис'сивун - « Связка священных (буйволовых) шляп ») в Тох'нихвусе («Гора Каменного Молота») недалеко от Великих озер в настоящее время. штат Миннесота. Эсевоне / Hóhkėha'e (Священная шляпа буйвола) хранится в vonéome (старый термин) или hóhkėha'éome (новый термин) («Ложа Священной Шляпы, Типи Священной Шляпы»). Возвышенные Рога устроили им сопутствующие церемонии и Танец Солнца . Его видение убедило племя отказаться от прежних оседлых сельскохозяйственных традиций и перенять кочевую равнинных культуру лошадей . Они заменили свои земляные домики переносными типи и переключили свой рацион с рыбы и сельскохозяйственных продуктов на в основном бизонов и дикие фрукты и овощи. Их земли простирались от верховьев реки Миссури до территории нынешнего Вайоминга , Монтаны, Колорадо и Южной Дакоты. [ нужна ссылка ]
Эсевон / Хохкеха'э («Священная шляпа буйвола») хранится среди северных шайеннов и северных со'таео. Цеа'еновштсе ( « Хранитель священной (буйволиной) шляпы» или «Хранитель священной (буйволиной) шляпы») должен принадлежать со'таео'о (как северному, так и южному). В 1870-х годах вожди племени, разочаровавшись в хранителе узла, потребовали, чтобы хранитель Сломанного Блюда отказался от узла; он согласился, но его жена этого не сделала и осквернила Священную Шляпу и ее содержимое; были утеряны церемониальная трубка и рог буйвола. В 1908 году шайенн по имени Три пальца вернул рог Шляпе. Трубка попала во владение шайенна по имени Burnt All Over, который передал ее Хэтти Гойт из Пото, штат Оклахома , которая в 1911 году передала трубку Историческому обществу Оклахомы. В 1997 году Историческое общество Оклахомы провело переговоры с северными шайеннами о возвращении трубки хранителю племени Священного комплекта медицинских шляп Джеймсу Блэк Вулфу. [ 19 ]
Расширение на равнинах
[ редактировать ]После того, как лакота оттеснили их на юг и запад, шайенны начали осваивать новую территорию. Примерно в 1811 году шайенны официально объединились с народом арапахо (Хетанево'о'о), который оставался сильным на протяжении всей своей истории и по настоящее время. Альянс помог шайеннам расширить свою территорию, которая простиралась от южной Монтаны до большей части Вайоминга, восточной половины Колорадо, далекого запада Небраски и далекого запада Канзаса.
К 1820 году американские торговцы и исследователи сообщили о контактах с Шайеннами в современном Денвере, штат Колорадо , и на реке Арканзас. Шайенны, вероятно, охотились и торговали в Денвере гораздо раньше. Возможно, они мигрировали на юг на зимовку. Считается, что отряд «Волосатая веревка» был первым отрядом, который двинулся на юг, отлавливая диких лошадей вплоть до долины реки Симаррон . [ 20 ] В ответ на строительство форта Бента Чарльзом Бентом , торговцем и союзником некоренного происхождения, большая часть племени двинулась дальше на юг и осталась в этом районе. [ 21 ] Другая часть племени продолжала жить в верховьях рек Норт-Платт и Йеллоустоун. Эти группы превратились в южных шайеннов, или Sówoníă (южане), и северных шайеннов, или O'mgs (Пожиратели). Обе дивизии поддерживали регулярный и тесный контакт.
В южной части своей территории шайены и арапахо воевали с союзными команчами, кайова и равнинными апачами. Произошли многочисленные сражения, в том числе заметная битва на реке Вашита в 1836 году с кайова, в результате которой погибли 48 шайеннских воинов из общества тетивы. [ 22 ] Летом 1838 года многие шайены и арапахо атаковали лагерь кайова и команчей вдоль Вулф-Крик в Оклахоме, что привело к тяжелым потерям с обеих сторон. Среди потерь были Белый Гром (хранитель Стрел Лекарства и отец Женщины-Совы ), Клуб Плоских Военных (Шайенны) и Спящий Волк (Кайова). [ 23 ]
Конфликт с команчами, кайова и равнинными апачами закончился в 1840 году, когда племена объединились друг с другом. Новый союз позволил шайеннам проникнуть в Льяно Эстакадо в Техасе и Оклахоме, а также на северо-восток Нью-Мексико, чтобы охотиться на бизонов и торговать. Их экспансия на юг и союз с кайова привели к их первому набегу на Мексику в 1853 году. Рейд закончился катастрофой из-за сильного сопротивления мексиканских улан, в результате чего все участники военного отряда, кроме трех, были убиты.
На севере шайены объединились с лакота, что позволило им расширить свою территорию за счет части своих бывших земель вокруг Блэк-Хиллз. Направившись в Скалистые горы, им удалось избежать эпидемии оспы 1837–1839 годов, которая прокатилась по равнинам из белых поселений, но сильно пострадала от эпидемии холеры 1849 года. Контакты с евроамериканцами были в основном легкими, причем большинство контактов касалось горцев, торговцев, исследователей, лиц, заключающих договоры, и художников.
Враги и воинская культура
[ редактировать ]Как и многие другие народы равнинной Индии, шайенны были конным и воинственным народом, который превратился в опытных и сильных конных воинов. Воин в обществе шайеннов – это не боец, а защитник, кормилец и лидер. Воины получали ранг в обществе шайеннов, совершая и накапливая различные проявления храбрости в бою, известные как подсчет переворотов . Титул военачальника мог получить любой воин, совершивший достаточное количество удачных ходов, необходимых для того, чтобы стать военачальником.
Возникли особые воинские общества . Каждое общество выбирало лидеров, которые приглашали тех, кого они считали достаточно достойными, в ложу своего общества для посвящения в общество. Часто в обществах возникало незначительное соперничество; однако они могут работать вместе как единое целое во время войны с врагом. Военные общества играли важную роль в правительстве шайеннов. Лидеры общества часто отвечали за организацию охот и набегов, а также за обеспечение надлежащей дисциплины и соблюдение законов внутри страны. [ 24 ] Каждое из шести различных воинских обществ шайеннов по очереди возглавляло нацию. [ 25 ] Четырьмя первоначальными военными обществами шайеннов были Общество быстрой лисицы, Общество скребков лосиных рогов или кривого копья, Общество щитов и Общество людей, занимающихся тетивой. Пятое общество разделено на Общество Бешеных Собак и знаменитых Собак-Солдат . Шестое общество — Общество противоположных воинов, наиболее примечательное тем, что в знак храбрости возвращается в бой. [ 6 ] Все шесть обществ и их различные ветви существуют среди южных и северных шайеннов и в настоящее время.
Воины использовали комбинацию оружия: от боевых дубинок , томагавков , луков и стрел, а также копий до огнестрельного оружия, приобретенного в результате набегов и торговли.
Среди врагов шайеннов были апсаалоке (Óoetaneo'o - «народ-ворона (птица)»), шошоны (Sósone'eo'o), черноногие (Mo'ôhtávêhahtátaneo'o, то же буквальное значение), внутренние Салиш и кунтенай (Khkoestséataneo). 'o - «плоскоголовые люди»), Нез Персе (Otaesétaneo'o - «люди с пирсингом в носу»), Арикара , Грос Вентр (Hestóetaneo'o - «попрошайки мяса», «прихлебатели» или Môhónooneo'o - букв. «разведка повсюду»), Ассинибойн и равнинный кри (Vóhkoohétaneo'o – «кроличьи люди») к северу и западу от территории Шайеннов. С помощью «Медицинских стрел» (махутов) племя шайеннов уничтожило лагерь кроу в 1820 году . [ 26 ] К востоку от территории Шайенн они сражались с народами лакота , дакота , пауни , понка , кау , айова , хо-чанк и омаха (онэхао'о). Пауни захватили Священные стрелы шайеннов во время нападения на охотничий лагерь около 1830 года. [ 27 ]
К югу от территории шайеннов они воевали с кайова, команчами, ютами , равнинными апачами , осейджами , уичито , различными племенами апачей и навахо . Многие из врагов, с которыми сражались шайены, встречались лишь изредка, например, во время дальних рейдов или охоты. Некоторые из их врагов, особенно племя Восточных равнин, такое как пауни и осейджи, будут выступать в качестве индейских разведчиков для армии США, предоставляя американским солдатам ценные навыки слежения и информацию о привычках шайеннов и боевых стратегиях. Некоторые из их врагов, такие как лакота, позже в их истории стали их сильными союзниками, помогая шайеннам сражаться против армии Соединенных Штатов во время войны Красного Облака и Великой войны сиу 1876 года . Команчи, кайова и равнинные апачи стали союзниками шайеннов ближе к концу индейских войн на Южных равнинах, сражаясь вместе во время таких конфликтов, как война на Красной реке . [ 28 ]
Отношения с арапахо
[ редактировать ]Шайенны и арапахо образовали союз примерно в 1811 году, который помог им расширить свои территории и укрепить свое присутствие на равнинах. Как и шайенны, язык арапахо является алгонкинским языком , хотя эти два языка не являются взаимопонятными. Арапахо оставались сильными союзниками шайеннов и помогали им сражаться вместе с лакота и дакота во время Войны Красного Облака и Великой войны сиу 1876 года, также известной как Война Блэк-Хиллз. На Южных равнинах арапахо и шайенны объединились с команчами, кайова и равнинными апачами, чтобы сражаться с вторгшимися поселенцами и американскими солдатами.
Арапахо вместе с шайенами присутствовали во время резни в Сэнд-Крик, когда мирный лагерь, состоящий в основном из женщин, детей и стариков, подвергся нападению и резне со стороны американских солдат. Обе основные дивизии шайеннов, Северные Шайенны и Южные Шайенны, были союзниками арапахо, которые, как и Шайенны, разделены на северную и южную дивизии. Южные шайенны и южные арапахо были отнесены к одной и той же резервации на территории индейцев Оклахомы и оставались вместе как признанные на федеральном уровне племена шайеннов и арапахо после того, как резервация была открыта для американских поселений и до наших дней. [ 29 ]
Северным арапахо должна была быть предоставлена собственная резервация или она была разделена с шайеннами; однако федеральное правительство США не смогло предоставить им ни того, ни другого и поместило их в уже созданную индейскую резервацию Уинд-Ривер в Вайоминге вместе с их бывшими врагами — шошонами .
Договор 1825 г.
[ редактировать ]Летом 1825 года племя посетило на реке Верхний Миссури договорная комиссия США, состоящая из генерала Генри Аткинсона и индийского агента Бенджамина О'Фаллона в сопровождении военного эскорта из 476 человек. Генерал Аткинсон и его коллега-комиссар покинули форт Аткинсон 16 мая 1825 года. Поднявшись по реке Миссури, они заключили договоры о дружбе и торговле с племенами верхнего Миссури, включая арикара , шайеннов, ворон, манданов , понка и несколько групп Лакота и Дакота. В то время у США была конкуренция в верховьях Миссури со стороны британских торговцев, пришедших на юг из Канады.
В договорах признавалось, что племена проживают на территории Соединенных Штатов, клялись в вечной дружбе между США и племенами и, признавая право Соединенных Штатов регулировать торговлю, племена обещали иметь дело только с лицензированными торговцами. Племена согласились отказаться от частного возмездия за травмы и вернуть украденных лошадей или другое имущество или выплатить компенсацию владельцу. Попытки комиссии связаться с черноногими и ассинибойнами не увенчались успехом. Во время своего возвращения в Форт Аткинсон в Каунсил-Блафф в Небраске комиссия провела успешные переговоры с отоэ , пауни и омаха . [ 30 ]
Последствия эмигрантского следа
[ редактировать ]Увеличение движения эмигрантов по соответствующим тропам Орегона , Мормона и Калифорнии , начиная с начала 1840-х годов, усилило конкуренцию с коренными американцами за скудные ресурсы воды и дичи в засушливых районах. По мере истощения ресурсов на тропах шайенны все больше разделялись на Северных Шайеннов и Южных Шайеннов, где у них могла быть достаточная территория для пропитания.
Во время Калифорнийской золотой лихорадки эмигранты принесли холеру . Он распространился в шахтерских лагерях и на водных путях из-за плохих санитарных условий. Болезнь, как правило, была основной причиной смерти эмигрантов, около одной десятой из которых умерла во время путешествий.
Возможно, из-за торговцев, эпидемия холеры достигла равнинных индейцев в 1849 году, что привело к серьезным человеческим жертвам летом того же года. По оценкам историков, погибло около 2000 шайеннов, от половины до двух третей их населения. Значительные потери понесли и другие племена, что ослабило их социальные структуры. Возможно, из-за серьезных потерь в торговле в сезоне 1849 года форт Бент был заброшен и сожжен. [ 31 ]
Договор Форта Ларами 1851 года
[ редактировать ]В 1846 году Томас Фицпатрик был назначен индейским агентом США в верховьях Арканзаса и реки Платт . Его усилия по ведению переговоров с северными шайеннами, арапахо и другими племенами привели к созыву большого совета в форте Ларами в 1851 году. Договоры заключались комиссией, состоящей из Фицпатрика и Дэвида Доусона Митчелла, суперинтенданта США по делам индейцев , с индейцами северные равнины .
Чтобы уменьшить межплеменные войны на равнинах, правительственные чиновники «назначили» территории каждому племени и заставили их пообещать взаимный мир. Кроме того, правительство добилось разрешения на строительство и содержание дорог для европейско-американских путешественников и торговцев через индейские страны на равнинах, таких как « Тропа эмигрантов» и «Тропа Санта-Фе» , а также на содержание фортов для их охраны. За такое вторжение на их территории племена получили компенсацию в виде ренты в виде денег и припасов. Договор Форта Ларами 1851 года подтвердил территорию Шайеннов и Арапахо на Великих равнинах между рекой Норт-Платт и Арканзасом. Эта территория включала то, что сейчас является Колорадо, к востоку от Переднего хребта Скалистых гор и к северу от реки Арканзас; Вайоминг и Небраска , к югу от реки Норт-Платт; и крайний западный Канзас . [ 32 ]
Карательная экспедиция США 1857 года.
[ редактировать ]В апреле 1856 года в результате инцидента на мосту через реку Платт (недалеко от современного Каспера, штат Вайоминг ) был ранен шайеннский воин. Он вернулся к шайеннам на равнине. Летом 1856 года индейцы напали на путешественников, идущих по Тропе эмигрантов возле форта Кирни. В ответ кавалерия США атаковала лагерь шайеннов на Гранд-Айленде в Небраске . Они убили десять воинов-шайеннов и ранили восемь или более.
Партии шайеннов напали как минимум на три партии поселенцев-эмигрантов, прежде чем вернуться к реке Республикан . Индийский агент в форте Ларами вел переговоры с шайеннами об уменьшении боевых действий, но военный министр приказал 1-му кавалерийскому полку (1855 г.) провести карательную экспедицию под командованием полковника Эдвина В. Самнера . Он выступил против шайеннов весной 1857 года. Майор Джон Седжвик возглавил часть экспедиции вверх по реке Арканзас и через Фаунтин-Крик к реке Саут-Платт . Командование Самнера двинулось на запад вдоль Норт-Платта к форту Ларами, затем вниз по Переднему хребту к Южному Платту. Объединенные силы из 400 солдат двинулись на восток через равнины в поисках Шайенна. [ 33 ] [ 34 ] [ 35 ]
Под влиянием знахаря Белого Быка (также называемого Ледяным) и Серой Бороды (также называемого Темным) шайенны пошли в бой, полагая, что сильное духовное лекарство предотвратит стрельбу солдатских орудий. Им сказали, что если они окунут руки в ближайший источник, им достаточно будет поднять руки, чтобы отразить армейские пули. Подняв руки, шайенны окружили наступающие войска, приближавшиеся к реке Соломон . Самнер приказал кавалерийской атаке, и войска атаковали саблями наголо; Шайенны бежали. Из-за усталости лошадей после долгих маршей кавалерия могла вступить в бой только с несколькими шайеннами, поскольку их лошади были свежими.
Это была первая битва, которую шайенны вели против армии США. Потери с каждой стороны были небольшими; Дж.Б. Стюарт , тогда еще молодой лейтенант, был ранен в грудь, когда напал с саблей на шайеннского воина. Войска продолжили движение и через два дня сожгли поспешно заброшенный лагерь шайеннов; они разрушили домики и зимние запасы мяса буйвола. [ 34 ] [ 35 ] [ 33 ] [ 36 ]
Самнер продолжил путь к форту Бент . Чтобы наказать шайеннов, он раздал их ренты арапахо. Он намеревался продолжить карательные действия, но армия приказала ему отправиться в Юту из-за вспышки беспорядков с мормонами (это будет известно как Война в Юте ). Шайенны двинулись ниже Арканзаса в кайова и команчей страну . Осенью северные шайены вернулись в свою страну к северу от Платта. [ 34 ] [ 33 ] [ 37 ]
Золотая лихорадка Пайкс-Пика
[ редактировать ]Начиная с 1859 года, когда началась золотая лихорадка в Колорадо , европейско-американские поселенцы переселились на земли, зарезервированные для шайеннов и других равнинных индейцев. Число поездок по «Тропе эмигрантов» вдоль реки Саут-Платт значительно увеличилось , и некоторые эмигранты останавливались, прежде чем отправиться в Калифорнию. В течение нескольких лет между поселенцами и индейцами царил мир. Единственные конфликты были связаны с постоянными войнами между шайенами и арапахо на равнинах и утесами в горах.
Переговоры США с Блэк Кеттлом и другими шайеннами, выступающими за мир, привели к заключению Форт-Уайзского договора : он создал небольшую резервацию для шайеннов на юго-востоке Колорадо в обмен на территорию, согласованную в Договоре Форт-Ларами 1851 года. Многие шайенны не подписали этот договор. договору, и они продолжали жить и охотиться на своих традиционных территориях в Смоки-Хилл и республиканских бассейнах, между Арканзасом и Саут-Платтом, где было много буйволов. [ 38 ]
Усилия по установлению более широкого мира продолжались, но весной 1864 года Джон Эванс , губернатор территории Колорадо, и Джон Чивингтон , командир Добровольцев Колорадо, гражданского ополчения , начали серию нападений на индейцев, разбивших лагерь или охотящихся на равнинах. . Они убили любого индейца на месте и развязали войну в Колорадо . Началась всеобщая война, и индейцы совершили множество набегов на тропу вдоль Саут-Платта, от которой Денвер зависел в снабжении. Армия закрыла дорогу с 15 августа по 24 сентября 1864 года. [ 38 ]
Резня в Сэнд-Крик
[ редактировать ]29 ноября 1864 года ополчение Колорадо атаковало лагерь шайеннов и арапахо под командованием вождя Блэка Кеттла , хотя оно подняло флаг перемирия и заявило о своей преданности правительству США. Резня в Сэнд-Крик , как ее стали называть, привела к гибели от 150 до 200 шайеннов, в основном безоружных женщин и детей. Выжившие бежали на северо-восток и присоединились к лагерям шайеннов на реках Смоки-Хилл и Республиканская . Там воины курили военную трубку, передавая ее из лагеря в лагерь среди сиу, шайеннов и арапахо. [ 39 ]
В январе 1865 года они спланировали и осуществили ответную атаку силами около 1000 воинов на Кэмп-Рэнкин, этапную станцию и форт в Джулесбурге . Индейцы совершили многочисленные набеги вдоль Южного Платта, как к востоку, так и к западу от Джулесбурга, и снова совершили набег на форт в начале февраля. Они захватили много добычи и убили многих американцев европейского происхождения. Большинство индейцев двинулись на север, в Небраску, по пути к Блэк-Хиллз и реке Паудер. [ 39 ] (См. Битву при Джулесбурге , Битву при Мад-Спрингс , Битву при Раш-Крик , Экспедицию по Паудер-Ривер , Битву при Платт-Бридж )
Черный Котел продолжал желать мира и не участвовал во втором набеге или в плане идти на север, в страну Паудер-Ривер. Он покинул большой лагерь и вернулся с 80 ложами своих соплеменников к реке Арканзас, где намеревался искать мира с США. [ 40 ]
Битва на реке Вашита
[ редактировать ]Четыре года спустя, 27 ноября 1868 года, Джордж Армстронг Кастер и его войска атаковали отряд Черного Котла в битве при реке Уошита . Хотя его банда разбила лагерь в определенной резервации, выполняя приказы правительства, некоторые из ее членов были связаны с набегами на Канзас банд, действовавших с территории Индии . Кастер заявил, что убито 103 шайеннских «воина» и неустановленное количество женщин и детей, в то время как разные шайеннские информаторы назвали от 11 до 18 мужчин (в основном 10 шайеннов, 2 арапахо, 1 мексиканский торговец) и от 17 до 25 женщин и детей, убитых в деревне. . [ нужна ссылка ]
Существуют противоречивые утверждения относительно того, была ли группа враждебной или дружелюбной. Историки полагают, что вождь Блэк Кеттл, глава банды, был частью не партии войны, а партии мира внутри народа шайеннов. Но он не обладал абсолютной властью над членами своей банды, и американцы европейского происхождения этого не понимали. Когда более молодые члены банды принимали участие в рейдах, американцы европейского происхождения обвиняли всю банду в инцидентах и жертвах. [ нужна ссылка ]
Битва при Литтл-Бигхорне
[ редактировать ]Этот раздел нуждается в расширении . Вы можете помочь, добавив к нему . ( май 2014 г. ) |
Северные шайены сражались в битве при Литтл-Бигхорне , которая произошла 25 июня 1876 года. Шайенны вместе с лакота, другими воинами сиу и небольшим отрядом арапахо убили генерала Джорджа Армстронга Кастера и большую часть его 7-го кавалерийского полка. контингент солдат. Историки подсчитали, что население лагеря шайеннов, лакота и арапахо вдоль реки Литл-Бигхорн составляло около 10 000 человек, что делало его одним из крупнейших скоплений коренных американцев в Северной Америке во времена, предшествовавшие созданию резерваций. Новости об этом событии распространились по Соединенным Штатам и достигли Вашингтона, округ Колумбия , как раз в тот момент, когда страна праздновала свое столетие . Общественная реакция возникла в результате возмущения против шайеннов.
Исход северных шайеннов
[ редактировать ]После битвы при Литтл-Бигхорне армия США усилила попытки захватить шайеннов. В 1879 году, после битвы на тупых ножах , когда Бешеный Конь сдался в форте Робинсон , сдались и несколько вождей шайеннов и их люди. Это были «Утренняя звезда» (также известная как «Тупой нож») , «Стоящий лось» и «Дикий боров», насчитывавшие около 130 шайеннов. Позже в том же году Две Луны сдались в Форт-Кио вместе с 300 шайеннами. Шайенны хотели и ожидали жить в резервации с сиу в соответствии с договором в форте Ларами от 29 апреля 1868 года , который подписали Тупой Нож и Маленький Волк. [ 41 ]
В рамках увеличения численности войск США после битвы при Литтл-Бигхорне армия переназначила полковника Рэнальда С. Маккензи и его Четвертую кавалерийскую бригаду в департамент Платт. Первоначально размещенные в Кэмп-Робинсоне , они составили ядро экспедиции по Паудер-Ривер. Он отправился в октябре 1876 года, чтобы найти деревни северных шайеннов. 25 ноября 1876 года его колонна обнаружила и разгромила деревню Северных Шайеннов в битве на тупых ножах на территории Вайоминга . После того, как солдаты разрушили домики, припасы и конфисковали лошадей, северные шайены вскоре сдались. Они надеялись остаться с сиу на севере, но США оказали на них давление, чтобы они разместились вместе с южными шайенами в их резервации на территории Индии. После трудного совета северные шайены в конце концов согласились отправиться на юг.
Когда северные шайены прибыли на Индейскую территорию, условия были очень тяжелыми: пайки были недостаточными, вблизи резервации не было буйволов и, по некоторым данным, была малярия среди людей . 9 сентября 1878 года часть северных шайеннов под предводительством Маленького Волка и Тупого Ножа начала свой путь обратно на север . После боев с армией США у Турция-Спрингс и Наказенной женщины-Форк и достижения северной части они разделились на две группы. Возглавляемые Тупым Ножом (в основном женщины, дети и старики) сдались и были доставлены в Форт Робинсон, где последующие события стали известны как трагедия Форта Робинсон . Группе Тупого Ножа сначала предложили еду и дрова, а затем, через полторы недели, им приказали вернуться на территорию Индии . Когда они сказали «нет», их заперли в деревянных бараках без еды, воды и дров для отопления на четыре дня. Большинству из них удалось сбежать 9 января 1879 года при температуре около сорока градусов ниже нуля, но все были пойманы или убиты. [ 41 ] [ 42 ]
В конце концов США вытеснили северных шайеннов в резервацию на юге Монтаны. [ 41 ] [ 42 ] [ 43 ]
Северная индейская резервация шайеннов
[ редактировать ]Шайенны, путешествовавшие в Форт Кио (современный Майлз-Сити, штат Монтана ), в том числе и Маленький Волк, поселились недалеко от форта. [ 41 ] Многие шайены работали в армии разведчиками. Разведчики Шайеннов сыграли решающую роль в оказании помощи армии в поиске вождя Джозефа и его банды не-персе в северной Монтане. Форт Кио стал перевалочным пунктом и местом сбора северных шайеннов. Многие семьи начали мигрировать на юг, в район водораздела реки Тонг , где они основали усадьбы. [ 44 ]
США создали индейскую резервацию реки Тонг, которая теперь называется индейской резервацией Северных Шайеннов , площадью 371 200 акров (1502 км²). 2 ) указом президента Честера А. Артура от 16 ноября 1884 года. Из него исключены шайенны, которые поселились дальше на восток, недалеко от реки Тонг. Западная граница — резервация индейцев кроу . 19 марта 1900 года президент Уильям МакКинли расширил резервацию до западного берега реки Тонг, составив в общей сложности 444 157 акров (1797 км²). 2 ). Те, кто поселился к востоку от реки Тонг, были переселены на запад от реки. [ 44 ]
Северным шайеннам, которые делили землю лакота в индейской резервации Пайн-Ридж, наконец-то разрешили вернуться к реке Тонг в их собственную резервацию. Наряду с лакота и апачами шайенны были последними народами, которые были побеждены и вынуждены жить в резервациях. ( Племя семинолов во Флориде никогда не заключало договора с правительством США.)
Северным шайеннам было предоставлено право остаться на севере, недалеко от Блэк-Хилс , земли, которую они считают священной. Шайеннам также удалось сохранить свою культуру, религию и язык. Сегодня нация северных шайеннов является одной из немногих наций американских индейцев, контролирующих большую часть своей земельной базы, в настоящее время 98%.
Культура
[ редактировать ]За последние 400 лет шайенны изменили свой образ жизни. В 16 веке они жили в районах вблизи Великих озер . [ 3 ] Они выращивали кукурузу, тыкву и бобы, а также собирали дикий рис, как и другие коренные народы Северо-восточных лесов . Они мигрировали на запад в 18 веке и охотились на бизонов на Великих равнинах. [ 3 ] К середине 19-го века США вынудили их переселиться в резервации . [ 3 ]
Традиционная правительственная система шайеннов представляет собой политически единую систему. Центральной традиционной правительственной системой шайеннов является Хранитель Стрел, за которым следует Совет Сорока Четырех. В начале истории шайеннов три родственных племени, известные как хевикснипахи , со'таео'о и масикота , объединились, чтобы сформировать це-цехестахес или «людей с одинаковыми сердцами», которые сегодня известны как «шайенны». Затем объединенное племя разделилось на десять основных групп:
- Хевикснипахис ( Ивистсцинихпах )
- Хеваитанио ( Heevahetaneo'o )
- Масикота
- Омисис ( Ôhmésêheseo'o , собственно Notameohmésêhese)
- Со'таео'о ( Сутай или Сутайо , Северный и Южный)
- Вотапий
- Оивимана ( Оэвемана , Северный и Южный)
- Хисиометанио ( Hesé'omeétaneo'o или Issiometaniu )
- Октоунна ( Октогуна )
- Хонова ( Háovôhnova )
В каждой из десяти групп было по четыре сидящих главных делегата; остальные четыре руководителя были главными советниками других делегатов. Меньшие группы или подгруппы не имели права отправлять делегатов в совет. Эта система также регулировала военные общества шайеннов , которые создавались для планирования войны, обеспечения соблюдения правил и проведения церемоний.
Антропологи спорят об общественной организации шайеннов. На равнинах, похоже, существовала двусторонняя система родства групп. Однако некоторые антропологи сообщили, что у шайеннов была матрилинейная система групп. Исследования того, развили ли шайенны матрилинейную клановую систему , и если да, то в какой степени, продолжаются.
Конная культура на Великих равнинах
[ редактировать ]В то время как они участвовали в кочевой культуре верховой езды на равнинах, мужчины охотились, а иногда и воевали с другими племенами и совершали набеги. [ 45 ] Женщины дублили и выделывали шкуры для одежды, укрытия и других целей. [ 46 ] Также собирали коренья, ягоды и другие полезные растения. [ 47 ] Из продуктов охоты и собирательства женщины также изготавливали домики, одежду и другое снаряжение. [ 48 ] Их жизнь была активной и физически требовательной. [ 49 ] Шайенны владели территорией в Блэк-Хилс и вблизи них , а позже и на всех Великих равнинах от Дакоты до реки Арканзас.
Образцы для подражания
[ редактировать ]Женщина-шайенн имеет более высокий статус, если она является частью большой семьи с выдающимися предками. Кроме того, если она дружелюбна и совместима со своими родственницами и в ее расширенной семье нет членов, которые являются алкоголиками или имеют иную дурную репутацию. Ожидается, что все шайеннские женщины будут трудолюбивыми, целомудренными, скромными, владеющими традиционными ремеслами, знающими культуру и историю шайеннов и свободно говорящими на шайеннском языке. Ожидается, что принцессы племени пау-вау будут обладать этими характеристиками. [ 50 ]
Этноботаника
[ редактировать ]Настой . измельченных листьев и цветков пижмы применяют при головокружении и слабости [ 51 ] дают Сушеные листья Sagittaria cuneata лошадям при проблемах с мочеиспусканием и боли во рту. [ 52 ]
Исторические фигуры шайеннов
[ редактировать ]Пожалуйста, перечислите шайеннов 20-го и 21-го веков по их конкретным племенам: племенам шайеннов и арапахо и племени северных шайеннов индейской резервации Северные Шайенны .
- Джордж Бент (1843–1918), сын женщины-совы , воин, переводчик и историк шайеннов.
- Черный Чайник (ок. 1803–1868) (в Шайенне: Мок-тав-а-то или Мохтавету'о , с 1854 года член Совета Сорока четырех и вождь банды Вотапио Южного Шайенна, убит Джорджем Армстронг Кастер в битве на реке Вашита )
- Утренняя звезда (1810–1883) (в Шайенне: Vóóhéhéve , более известный как Тупой Нож , перевод его лакотаского имени Тамилапешни , [ 53 ] Главный вождь Северных Шайеннов)
- Маленький Волк (ок. 1820–1904) (на шайеннском языке: Ó’kôhómôxháahketa , более правильный перевод – Маленький Койот , вождь Северного Со'таео и вождь сладкой медицины), был одним из вождей «Стариков» среди Совета Сорока. четыре , принадлежали Скребкам Лосиного Рога (Hémo'eoxeso), одному из четырех первоначальных военных обществ шайеннов )
- Святой Дэвид Пендлтон Окерхейтер , Окухатух или «Приготовление лекарств», Южный Шайенн (1847–1931), ветеран войны на Красной реке, военнопленный Форт-Мэрион, художник по бухгалтерским книгам, дьякон Вихревой миссии, танцор солнца, канонизированный святой в епископальной церкви Церковь
- Женщина-Сова (ум. 1847), дочь Белого Грома (хранителя Медицинских Стрел) и жена Уильяма Бента ; мать Джорджа Бента
- Римский Нос (в Шайенне: Ву-ка-най , Северный Шайенн, легендарный герой войны и вождь Скребков Лосиного Рога (Hémo'eoxeso), одного из четырех первоначальных военных обществ Шайеннов )
- Высокий Бык , вождь шайеннских собак-солдат , убит в битве при Саммит-Спрингс.
- Две Луны , вождь северных шайеннов, в Шайенне: Éše'he şhnéšesėstse , также известный как Ónonevóo'xénéhe (Римский нос Ри) или Mşehávoo'xénéhe (Безумный римский нос)
- Деревянная нога , Северный Шайенн, воин сражался при Литтл-Бигхорне.
- Волчья мантия , вождь Южных Шайеннов, миротворец
Живые фигурки шайеннов
[ редактировать ]Это зарезервировано для известных деятелей шайеннов, включая северных и южных шайеннов. Пожалуйста, сообщите в разделе обсуждения, чтобы добавить или удалить известных деятелей племени.
История населения
[ редактировать ]Индийский агент Томас С. Твисс в журнале «Дела Индии» в 1856 году оценил численность шайеннов в 2000 воинов (следовательно, около 10 000 человек) и 1000 лож. По данным отдела по делам индейцев 1875 года, их численность составляла 4228 человек. По делам индейцев в 1900 году насчитывалось 3446 человек (2037 южных шайеннов в Оклахоме и 1409 северных шайеннов в Монтане и Южной Дакоте). Перепись 1910 года насчитала 3055 человек. В 1921 году их было 3281. [ 54 ]
Население шайеннов восстановилось в 20 и 21 веках. Перепись населения США 2020 года насчитала 22 979 человек. [ 55 ]
См. также
[ редактировать ]Примечания
[ редактировать ]- ^ «Сайт племени северных шайеннов» . Архивировано из оригинала 2 февраля 2011 года . Проверено 11 ноября 2013 г.
- ^ Jump up to: а б Оклахома по делам индейцев. Карманный справочник с иллюстрациями индейцев Оклахомы. Архивировано 11 февраля 2009 г. в Wayback Machine , 2008: 7.
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час «Шайенн, Южный». Архивировано 28 февраля 2009 г. в Wayback Machine Энциклопедии истории и культуры Оклахомы Центра истории Оклахомы . Проверено 3 июля 2013 г.
- ^ Уокер, Джеймс Р. и ДеМалли, Рэймонд Дж. «Общество Лакота», 1992.
- ^ «Сайт племени северных шайеннов» . Архивировано из оригинала 2 февраля 2011 г. Проверено 22 февраля 2009 г.
- ^ Jump up to: а б Руководитель колледжа Тупого Ножа "Словарь Шайеннов" 05 сентября 2007 г. Проверено 10 июня 2013 г.
- ^ Гриннелл, Индейцы шайенны , стр. 10
- ^ Jump up to: а б Гриннелл, Боевые шайенны , с. 2.
- ^ «Каково происхождение слова «шайенн»?» . Веб-сайт на шайеннском языке. 3 марта 2002 г. Архивировано из оригинала 7 августа 2009 г. Проверено 21 сентября 2007 г.
- ^ Брайт, Уильям (2004). Индейские топонимы США . Норман: Университет Оклахомы Пресс, стр. 95
- ^ Главный колледж Тупого Ножа, Шайеннский словарь "Tsé-tsėhéstşhese"
- ^ Мур, Джон Х. Шайенны. Молден, Массачусетс: Blackwell Publishing Co., 1999, стр. 15–16.
- ^ Гриннелл, Боевые шайенны , стр. 1–8.
- ^ Мур, Джон Х. Шайенны. Молден, Массачусетс: Blackwell Publishing Co., 1999, с. 18
- ^ Jump up to: а б с Свобода, доктор Марго. «Первенство шайеннов: взгляд племен в отличие от взглядов армии Соединенных Штатов; возможная альтернатива «Великой войне сиу 1876 года» . Друзья Литтл-Бигхорна . Проверено 13 января 2008 г.
- ^ Не путать с Медвежьим холмом недалеко от Форт-Мид, Южная Дакота, который назывался Нахкшевозе («медвежий холм»).
- ^ Хайд, Джордж Э.: Жизнь Джорджа Бента. Написано из его писем . Норман, 1987. Стр. 24 и 49.
- ^ Гриннелл, Джордж Берд: «Великие тайны шайеннов». Американский антрополог . Новая серия, Том. 12, № 4 (октябрь – декабрь 1910 г.): 542–575, с. 556.
- ↑ Ридинг Игл, 26 ноября 1997 г.
- ^ Бертронг, стр. 13–21.
- ^ Бертронг, стр. 24–26.
- ^ «Битва при Вулф-Крик» . История Оклахомы . Проверено 9 февраля 2013 г.
- ^ Хайд 1968, с. 80.
- ^ Грин 2004, с. 9.
- ^ Хайд 1968, с. 336.
- ^ Хайд, Джордж Э.: Жизнь Джорджа Бента. Написано из его писем. Норман, 1987. Стр. 25–26.
- ^ Дорси, Джордж А.: «Как пауни поймали медицинские стрелы шайеннов». Американский антрополог , новая серия. Том. 5 (октябрь – декабрь 1903 г.), № 4, стр. 644–658.
- ^ «Война на Красной реке» . Техас за пределами истории . Проверено 23 мая 2024 г.
- ^ Фаулер, Лоретта. «Арапахо, Южный» . Энциклопедия истории и культуры Оклахомы . Проверено 23 мая 2024 г.
- ^ Страница 143 , Фрэнсис Пол Пруча, Договоры американских индейцев: история политической аномалии , University of California Press (15 марта 1997 г.), мягкая обложка, 562 страницы. ISBN 0-520-20895-1 ISBN 978-0-520-20895-7
- ^ Бертронг, стр. 113–114.
- ^ Бертронг, стр. 106–123.
- ^ Jump up to: а б с Бертронг, стр. 133–40.
- ^ Jump up to: а б с Гриннелл, Боевые шайенны , стр. 111–21.
- ^ Jump up to: а б Хайд, стр. 99–105.
- ^ Страница 97-98, Дэвид Фритьоф Халаас и Эндрю Э. Масич, Полукровка: Замечательная правдивая история Джорджа Бента , оказавшегося между мирами индейца и белого человека , Da Capo Press (15 марта 2005 г.), твердый переплет, 458 страницы, ISBN 0-306-81410-2 ISBN 978-0306814105
- ^ Хайд, стр. 99–105.
- ^ Jump up to: а б Гриннелл, Боевые шайенны , стр. 124–158.
- ^ Jump up to: а б Хайд, стр. 168–195.
- ^ Гриннелл, Боевые шайенны , с. 188
- ^ Jump up to: а б с д Браун, стр. 332–349.
- ^ Jump up to: а б Мэддукс Альберт Гленн, По следам тупого ножа: Правдивая история исхода северных шайеннов 1878 года, Horse Creek Publications (2003), ISBN 0-9722217-1-9 ISBN 978-0-9722217-1-9
- ^ Гриннелл, Боевые шайенны , стр. 398–427.
- ^ Jump up to: а б «МЫ, СЕВЕРНЫЕ ШАЙЕННЫ : Наша земля, наша история, наша культура», руководитель колледжа Тупой Нож. Страница 30. По состоянию на 20 сентября 2009 г.
- ^ Гриннелл, Индейцы Шайенны , Том. 1, стр. 258–311.
- ^ Гриннелл, Индейцы шайенны , стр. 1–57.
- ^ Гриннелл, Индейцы Шайенны , Том. 1, стр. 247–311.
- ^ Гриннелл, Индейцы Шайенны , Том. 1, 209–246
- ^ Гриннелл, Индейцы Шайенны , Том. 1, стр. 63–71, 127–129, 247–311.
- ^ Мур, стр. 154–156.
- ^ Гриннелл (1972), Индейцы шайенны , с. 190
- ^ Харт, Джеффри А., 1981, Этноботаника индейцев северных шайеннов Монтаны, Журнал этнофармакологии 4: 1–55, стр. 6
- ^ записано как Tah-me-la-pash-me ; от та (его) + мила (большой нож) + péšni (тупой)
- ^ Кшивицкий, Людвик (1934). Первобытное общество и его жизненная статистика . Публикации Польского социологического института. Лондон: Макмиллан. п. 451.
- ^ «Распространение племен американских индейцев: шайенны в США» .
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Эмблер, Маржан; Маленький Медведь, Ричард Э; и др. (2008) Мы, народ северных шайеннов . Хромой Олень, Монтана: Руководитель колледжа Тупого Ножа
- Бертронг, Дональд Дж. Южные шайенны . Норман: Университет Оклахомы Пресс, 1963. [ ISBN отсутствует ]
- Браун, Ди . Похороните мое сердце в Вундед-Ни . Нью-Йорк: Холт, Райнхарт и Уинстон, 1970. ISBN 0805017305 .
- Бурк, Последняя битва Джона Г. Маккензи с шайеннами . Нью-Йорк: Argonaut Press, 1966. [ ISBN отсутствует ]
- Грин, Джером А. (2004). Васита, Южные Шайенны и армия США. Серия «Кампании и командиры» , том. 3. Норман: Университет Оклахомы Пресс, с. 9 [ ISBN отсутствует ]
- Гриннелл, Джордж Берд. Боевые шайены . Норман: Университет Оклахомы Пресс, 1956 г. (оригинальные авторские права 1915 г., Нью-Йорк: Сыновья Чарльза Скрибнера). ISBN 0879280751 .
- Гриннелл, Джордж Берд. Индейцы шайенны: их история и образ жизни . Нью-Хейвен, Коннектикут: Издательство Йельского университета, 1923. 2 тома; торговля в мягкой обложке, перепечатки: Индейцы Шайенны, Том. 1: История и общество , Bison Books, 1972. ISBN 978-0803257719 ; Индейцы Шайенны, Том. 2: Война, церемонии и религия , Bison Books, 1972. ISBN 978-0803257726 .
- Хилл, Кристина Гиш (2016). Паутины родства: семья в нации северных шайеннов. Норман, ОК: Университет Оклахомы Пресс. [ ISBN отсутствует ]
- Хайд, Джордж Э. Жизнь Джорджа Бента: Написано из его писем , изд. Савойя Лоттинвилл, Норман: University of Oklahoma Press, 1968. Переиздание, мягкая обложка, 1983. ISBN 978-0806115771
- Кребер, А.Л. (июль – сентябрь 1900 г.). «Шайеннские сказки». Журнал американского фольклора . 13 (50): 161–190. дои : 10.2307/533882 . JSTOR 533882 .
- Мур, Джон Х. Мур (1996). Шайенны . Народы Америки. Кембридж, Массачусетс: Blackwell Publishing. ISBN 978-1557864840 . ОСЛК 34412067 .
- Притцкер, Барри М. [… Энциклопедия коренных американцев: история, культура и народы.] Оксфорд: Oxford University Press, 2000. ISBN 978-0195138771 .
- Познакомить современных детей с историей шайеннов (PDF) . Отделения социальных исследований Северных Шайеннов. Комитет по учебной программе Северного Шайенна, Управление народного просвещения Монтаны. 2006. Архивировано из оригинала (PDF) 22 сентября 2011 г. Проверено 12 мая 2012 г.
- Джон стоит в лесу и Марго Либерти (2013). Голос шайеннов: Полное собрание интервью Джона Стенда в Тимбере . Норман, ОК: Университет Оклахомы Пресс. ISBN 978-0806143798 . Проверено 13 июля 2013 г.
- Деревянная нога и Томас Б. Маркиз (1931). Деревянная нога: воин, сражавшийся с Кастером . Издательство Университета Небраски. ISBN 1539063747 .
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Северное племя шайеннов , Монтана
- Племена шайеннов и арапахо , Оклахома
- Шайеннский словарь , Главный колледж Тупого Ножа
- Шайенны , Энциклопедия Великих равнин