Атум
Атум | ||||
---|---|---|---|---|
![]() Атум изображен как человек со скипетром уа, чтобы показать свою силу, и Анкхом, чтобы символизировать его связь с жизнью. Лишь позже и редко его показывают с двойной короной. | ||||
Имя иероглифами |
| |||
Главный культовый центр | Гелиополис | |||
Генеалогия | ||||
Супруга | Иисус [ 1 ] или Небететепет [ 2 ] | |||
Дети | Шу и Тефнут |
Атум ( /ɑ.tum/ , египетский : jtm(w) или tm(w) , реконструированный [jaˈtaːmuw] ; коптский ⲁⲧⲟⲩⲙ Атоум ), [ 3 ] [ 4 ] иногда переводится как Атем или Тем , это изначальный Бог в египетской мифологии, из которого возникло все остальное. Он создал себя и является отцом Шу и Тефнут , божественной пары, которые являются предками других египетских божеств. Атум также тесно связан с вечерним солнцем. Как первобытный бог и вечернее солнце, Атум имеет хтонические связи с подземным миром . [ 5 ] Атум имел отношение к древним египтянам на протяжении большей части истории Египта. Считается, что он присутствовал в идеологии еще в додинастические времена, становясь еще более распространенным во времена Старого царства и продолжая поклоняться ему в Среднем и Новом царстве , хотя он становится в тени Ре примерно в это время .
Имя
[ редактировать ]Считается, что имя Атума происходит от глагола tm , который означает «завершать» или «завершать». Таким образом, его интерпретировали как «совершенного», а также завершающего мир, который он возвращает в водный хаос в конце творческого цикла. Как создатель, он считался прародителем мира, божеств и вселенной, получивших его жизненную силу или ка . [ 6 ]
Происхождение
[ редактировать ]
Атум — одно из самых важных и часто упоминаемых божеств с древнейших времен, о чем свидетельствует его выдающееся положение в « Текстах пирамид» , где он изображается одновременно как создатель и отец царя во всей коллекции заклинаний. [ 6 ] Некоторые сочинения противоречат тому, как появился Атум. Согласно гелиопольскому воззрению, Атум изначально существовал в своем яйце в первозданных водах, родившись во время первобытного потопа, став источником всего, что было создано после него. Мемфитяне (жрецы Мемфиса), напротив, считали, что Птах создал Атума более интеллектуальным способом, используя его речь и мысли, как сказано на Камне Шабака . [ 7 ]
Роль
[ редактировать ]
В гелиопольском мифе о творении Атум считался первым богом , создавшим себя , сидящим на кургане ( бенбен ) (или отождествлявшимся с самим курганом), и восставшим из первозданных вод ( Ню ). [ 8 ] Ранние мифы утверждают, что Атум создал бога Шу и богиню Тефнут, выплюнув их изо рта. [ 9 ] [ 10 ] В одном тексте утверждается, что Атум создал Шу и Тефнут не путем выплевывания их изо рта посредством слюны и спермы, а скорее через губы Атума. [ 11 ] В другом письме описывается рождение Шу и Тефнут от руки Атума. В том же письме говорится, что рука Атума - это титул жены бога, основанный на ее гелиопольском начале. [ 12 ] В других мифах говорится, что Атум был создан путем мастурбации , а рука, которую он использовал в этом акте, можно интерпретировать как присущее ему женское начало. [ 13 ] и отождествлялся с такими богинями, как Хатор или Иусаасет . Другие интерпретации утверждают, что он заключил союз со своей тенью. [ 14 ]
В Древнем царстве египтяне верили, что Атум поднял душу умершего царя из своей пирамиды на звездное небо. [ 10 ] Он также был солнечным божеством , связанным с главным богом Солнца Ра . Атум был связан именно с вечерним солнцем, тогда как Ра или тесно связанный с ним бог Хепри был связан с солнцем утром и в полдень. [ 15 ]
В « Текстах гроба» Атум ведет жизненно важный разговор с Осирисом , в котором он описывает конец вселенной как время, когда все перестанет существовать, за исключением элементов первобытных вод, заявляя, что через миллионы лет он и Осирис будет единственным, кто переживет конец времен в облике змей. [ 16 ] Он утверждает, что уничтожит все, что создал в начале существования, и вернет это в Ну, первобытные воды, [ 17 ] таким образом описывая веру в то, что боги и богини однажды перестанут существовать за пределами первобытных вод. [ 16 ]
В « Книге Мертвых» , существовавшей еще в греко-римский период, говорится, что бог солнца Атум поднялся из вод хаоса в облике змеи , животное обновлялось каждое утро. [ 18 ] [ 19 ] [ 20 ]
Атум — бог предсуществования и постсуществования . В бинарном солнечном цикле змеевидный Атум противопоставляется богу с головой скарабея Хепри — молодому богу Солнца, чье имя происходит от египетского ḫpr — «прийти к существованию». Хепри-Атум охватывал восход и закат солнца, отражая таким образом весь цикл утра и вечера. [ 21 ]
Отношения с другими богами
[ редактировать ]Атум был самосозданным божеством , первым существом, вышедшим из тьмы и бесконечной водной бездны , существовавшей до творения. Продукт энергии и материи, содержащихся в этом хаосе, он создал из одиночества своих детей — первых божеств. Из своего чихания или, по некоторым сведениям, из семени он произвел Шу , бога воздуха, и Тефнут , богиню влаги. Брат и сестра, заинтересовавшись первозданными водами, которые их окружали, пошли исследовать воды и исчезли во тьме. Не в силах перенести утрату, Атум послал огненного посланника, Око Ра , чтобы найти своих детей. Слезы радости, которые он пролил по их возвращению, были первыми человеческими существами. [ 22 ]
Иконография
[ редактировать ]
Атум обычно изображается в антропоморфной форме, носящим либо царский головной убор , либо двойную бело - красную корону Верхнего Нижнего и Египта , что усиливает его связь с царской властью. Обычно его изображают сидящим на троне и обычно изображают с головой барана, когда он упоминается в контексте его связи с подземным миром и его солнечных атрибутов. [ 23 ] Иногда его также изображают в виде змеи , формы, в которую он возвращается в конце творческого цикла, а также иногда в виде мангуста , льва , быка , ящерицы или обезьяны . [ 6 ] Когда его изображают как солнечное божество, его также можно изображать в виде скарабея , а когда речь идет о его первобытном происхождении, его также изображают в виде первобытного кургана. [ 23 ]
Поклонение
[ редактировать ]Атуму поклонялись на протяжении всей истории Египта; центром его поклонения был город Гелиополис ( египетский : Анну или Юну ). [ 6 ] Единственным сохранившимся остатком Гелиополя является обелиск Храма Ра-Атума, расположенный в Аль-Масалле Аль-Матарии в Каире . Он был построен Сенусретом I из Двенадцатой династии и до сих пор стоит на своем первоначальном месте. [ 24 ] В Древнем царстве Атум находился в центре египетской системы верований, будучи частично ответственным за истоки существования, создав себя и все остальное из первобытных вод. Считается, что он присутствовал в идеологии еще в додинастические времена, став еще более распространенным во времена Старого царства , о чем свидетельствуют тексты пирамид, в которых он часто появляется. Его продолжают находить в Поднебесной , во время чего он изображен в Книге Мертвых , в которой он появляется в заклинаниях, помогающих в путешествии в загробную жизнь. Позже, в Новом царстве , появились культы, приписываемые Атуму, такие как фиванские царские верховные жрицы, известные как Божественные поклонницы Амона , которые действовали как Рука Атума в храмовых ритуалах того времени. [ 25 ] Позже Ре займет центральное место, но, поскольку Атум был омрачен, люди Древнего Египта продолжали поклоняться ему посредством культовых ритуалов, в которых он изображался имеющим близкие отношения с царем, а также изображался в виде ящериц на небольших реликвариях и амулетах. ближе к позднему периоду . [ 23 ]
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ Уилкинсон 2003 , с. 150.
- ^ Уилкинсон 2003 , с. 156.
- ^ «Коптский онлайн-словарь» . corpling.uis.georgetown.edu . Проверено 21 сентября 2017 г.
- ^ «Тезаурус Linguae Aegyptiae» . Берлин-Бранденбургская академия наук и гуманитарных наук . Проверено 21 сентября 2017 г.
- ^ Ричард Х. Уилкинсон (2003). Полные боги и богини древнего Египта . Интернет-архив. Темза и Гудзон. стр. 98–101. ISBN 978-0-500-05120-7 .
- ^ Перейти обратно: а б с д Уилкинсон 2003 , с. 99–101.
- ^ Уилкинсон, Ричард Х. Полные боги и богини древнего Египта . Нью-Йорк: Темза и Гудзон. стр. 17–18. ISBN 0-500-05120-8 . OCLC 51668000 .
- ^ Британский музей. «Список изображений» (PDF) . Архивировано (PDF) из оригинала 22 сентября 2013 г. Проверено 4 апреля 2012 г.
- ^ Уоттерсон, Барбара (2003). Боги Древнего Египта . Страуд: Саттон. ISBN 0-7509-3262-7 . OCLC 53242963 .
- ^ Перейти обратно: а б «Египетские боги: Атум» . Архивировано из оригинала 17 августа 2002 г. Проверено 30 декабря 2006 г.
- ^ Ллойд 2012 , с. 409.
- ^ Ллойд 2012 , с. 150.
- ^ Уилкинсон 2003 , с. 17-18, 99.
- ^ «Египетский миф о сотворении мира — как родился мир» . Познакомьтесь с Древним Египтом . Архивировано из оригинала 9 января 2010 г.
- ^ Уилкинсон 2003 , с. 205.
- ^ Перейти обратно: а б Уилкинсон, Ричард Х. Полные боги и богини древнего Египта . Темза и Гудзон. стр. 20–21. ISBN 0-500-05120-8 . OCLC 51668000 .
- ^ Вятт, Николас (2001). Пространство и время в религиозной жизни Ближнего Востока . Издательство Блумсбери. ISBN 978-0-567-04942-1 . OCLC 893336455 .
- ^ Тоорн, Беккинг и Хорст 1999 , стр. 121.
- ^ Эллис, Норманди (1 января 1995 г.). Сны Исиды: духовное пребывание женщины . Книги квестов. п. 128. ИСБН 9780835607124 .
- ^ Бернал, Мартин (1987). Черная Афина: лингвистические свидетельства . Издательство Университета Рутгерса. п. 468. ИСБН 9780813536552 .
- ^ Тоорн, Беккинг и Хорст 1999 , стр. 123.
- ^ Пинч, Джеральдин (2004). Египетская мифология: Путеводитель по богам, богиням и традициям Древнего Египта. Издательство Оксфордского университета. стр. 63–64
- ^ Перейти обратно: а б с Уилкинсон, Ричард Х. Полное собрание богов и богинь Древнего Египта . Нью-Йорк: Темза и Гудзон. стр. 100–101. ISBN 0-500-05120-8 . OCLC 51668000 .
- ^ Батлер, Джон Энтони (22 января 2019 г.). Джон Гривз, Пирамидография и другие сочинения, с жизнью Джона Гривза Берча . Издательство Кембриджских ученых. п. 154. ИСБН 978-1-5275-2668-6 .
- ^ Пинч, Джеральдин (2011). Справочник по египетской мифологии . АВС-КЛИО. стр. 31–32. ISBN 978-1-84972-853-9 . OCLC 730934370 .
Библиография
[ редактировать ]- Ллойд, Эйлуорд М. (12 ноября 2012 г.). Боги-жрецы и люди . Рутледж. дои : 10.4324/9780203038277 . ISBN 978-1-136-15386-0 .
- Тоорн, Карел ван дер; Бекинг, Боб; Хорст, Питер Виллем ван дер (1999). Словарь божеств и демонов в Библии . Вм. Издательство Б. Эрдманс. ISBN 9780802824912 .
- Уилкинсон, Ричард Х. (2003). Полное собрание богов и богинь Древнего Египта . Темза и Гудзон. ISBN 0500051208 .
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Мысливец, Кароль (1978). Studien zum Gott Atum. Группа I, Die heiligen Tiere des Atum . Герстенберг. ISBN 978-3806780338 .
- Мысливец, Кароль (1979). Исследования бога Атума. Том II, название, эпитеты, иконография . Герстенберг. ISBN 978-3806780406 .