Jump to content

Атум

(Перенаправлено с Атум-ре )
Атум
Атум изображен как человек со скипетром уа, чтобы показать свою силу, и Анкхом, чтобы символизировать его связь с жизнью. Лишь позже и редко его показывают с двойной короной.
Атум изображен как человек со скипетром уа, чтобы показать свою силу, и Анкхом, чтобы символизировать его связь с жизнью. Лишь позже и редко его показывают с двойной короной.
Имя иероглифами
т
U15
А40
Главный культовый центр Гелиополис
Генеалогия
Супруга Иисус [ 1 ] или Небететепет [ 2 ]
Дети Шу и Тефнут

Атум ( /ɑ.tum/ , египетский : jtm(w) или tm(w) , реконструированный [jaˈtaːmuw] ; коптский ⲁⲧⲟⲩⲙ Атоум ), [ 3 ] [ 4 ] иногда переводится как Атем или Тем , это изначальный Бог в египетской мифологии, из которого возникло все остальное. Он создал себя и является отцом Шу и Тефнут , божественной пары, которые являются предками других египетских божеств. Атум также тесно связан с вечерним солнцем. Как первобытный бог и вечернее солнце, Атум имеет хтонические связи с подземным миром . [ 5 ] Атум имел отношение к древним египтянам на протяжении большей части истории Египта. Считается, что он присутствовал в идеологии еще в додинастические времена, становясь еще более распространенным во времена Старого царства и продолжая поклоняться ему в Среднем и Новом царстве , хотя он становится в тени Ре примерно в это время .

Считается, что имя Атума происходит от глагола tm , который означает «завершать» или «завершать». Таким образом, его интерпретировали как «совершенного», а также завершающего мир, который он возвращает в водный хаос в конце творческого цикла. Как создатель, он считался прародителем мира, божеств и вселенной, получивших его жизненную силу или ка . [ 6 ]

Происхождение

[ редактировать ]
Представление мемфисской идеи творения, в которой Птах является первоначальным создателем и отцом Атум-Ре.

Атум — одно из самых важных и часто упоминаемых божеств с древнейших времен, о чем свидетельствует его выдающееся положение в « Текстах пирамид» , где он изображается одновременно как создатель и отец царя во всей коллекции заклинаний. [ 6 ] Некоторые сочинения противоречат тому, как появился Атум. Согласно гелиопольскому воззрению, Атум изначально существовал в своем яйце в первозданных водах, родившись во время первобытного потопа, став источником всего, что было создано после него. Мемфитяне (жрецы Мемфиса), напротив, считали, что Птах создал Атума более интеллектуальным способом, используя его речь и мысли, как сказано на Камне Шабака . [ 7 ]

Атум изображен между Ра-Горахти и Хатхор из папируса Харриса , 20-я династия (ок. 1184–1153 до н. э.)

В гелиопольском мифе о творении Атум считался первым богом , создавшим себя , сидящим на кургане ( бенбен ) (или отождествлявшимся с самим курганом), и восставшим из первозданных вод ( Ню ). [ 8 ] Ранние мифы утверждают, что Атум создал бога Шу и богиню Тефнут, выплюнув их изо рта. [ 9 ] [ 10 ] В одном тексте утверждается, что Атум создал Шу и Тефнут не путем выплевывания их изо рта посредством слюны и спермы, а скорее через губы Атума. [ 11 ] В другом письме описывается рождение Шу и Тефнут от руки Атума. В том же письме говорится, что рука Атума - это титул жены бога, основанный на ее гелиопольском начале. [ 12 ] В других мифах говорится, что Атум был создан путем мастурбации , а рука, которую он использовал в этом акте, можно интерпретировать как присущее ему женское начало. [ 13 ] и отождествлялся с такими богинями, как Хатор или Иусаасет . Другие интерпретации утверждают, что он заключил союз со своей тенью. [ 14 ]

В Древнем царстве египтяне верили, что Атум поднял душу умершего царя из своей пирамиды на звездное небо. [ 10 ] Он также был солнечным божеством , связанным с главным богом Солнца Ра . Атум был связан именно с вечерним солнцем, тогда как Ра или тесно связанный с ним бог Хепри был связан с солнцем утром и в полдень. [ 15 ]

В « Текстах гроба» Атум ведет жизненно важный разговор с Осирисом , в котором он описывает конец вселенной как время, когда все перестанет существовать, за исключением элементов первобытных вод, заявляя, что через миллионы лет он и Осирис будет единственным, кто переживет конец времен в облике змей. [ 16 ] Он утверждает, что уничтожит все, что создал в начале существования, и вернет это в Ну, первобытные воды, [ 17 ] таким образом описывая веру в то, что боги и богини однажды перестанут существовать за пределами первобытных вод. [ 16 ]

В « Книге Мертвых» , существовавшей еще в греко-римский период, говорится, что бог солнца Атум поднялся из вод хаоса в облике змеи , животное обновлялось каждое утро. [ 18 ] [ 19 ] [ 20 ]

Атум — бог предсуществования и постсуществования . В бинарном солнечном цикле змеевидный Атум противопоставляется богу с головой скарабея Хепри — молодому богу Солнца, чье имя происходит от египетского ḫpr — «прийти к существованию». Хепри-Атум охватывал восход и закат солнца, отражая таким образом весь цикл утра и вечера. [ 21 ]

Отношения с другими богами

[ редактировать ]

Атум был самосозданным божеством , первым существом, вышедшим из тьмы и бесконечной водной бездны , существовавшей до творения. Продукт энергии и материи, содержащихся в этом хаосе, он создал из одиночества своих детей — первых божеств. Из своего чихания или, по некоторым сведениям, из семени он произвел Шу , бога воздуха, и Тефнут , богиню влаги. Брат и сестра, заинтересовавшись первозданными водами, которые их окружали, пошли исследовать воды и исчезли во тьме. Не в силах перенести утрату, Атум послал огненного посланника, Око Ра , чтобы найти своих детей. Слезы радости, которые он пролил по их возвращению, были первыми человеческими существами. [ 22 ]

Иконография

[ редактировать ]
Атум с правой стороны лицом к Апепу с копьем, гробница Рамсеса I , 19-я династия (ок. 1292–1290 до н. э.)

Атум обычно изображается в антропоморфной форме, носящим либо царский головной убор , либо двойную бело - красную корону Верхнего Нижнего и Египта , что усиливает его связь с царской властью. Обычно его изображают сидящим на троне и обычно изображают с головой барана, когда он упоминается в контексте его связи с подземным миром и его солнечных атрибутов. [ 23 ] Иногда его также изображают в виде змеи , формы, в которую он возвращается в конце творческого цикла, а также иногда в виде мангуста , льва , быка , ящерицы или обезьяны . [ 6 ] Когда его изображают как солнечное божество, его также можно изображать в виде скарабея , а когда речь идет о его первобытном происхождении, его также изображают в виде первобытного кургана. [ 23 ]

Поклонение

[ редактировать ]
Последний сохранившийся остаток храма Ра-Атума в Гелиополе, обелиска, воздвигнутого Сенусретом I из Двенадцатой династии.

Атуму поклонялись на протяжении всей истории Египта; центром его поклонения был город Гелиополис ( египетский : Анну или Юну ). [ 6 ] Единственным сохранившимся остатком Гелиополя является обелиск Храма Ра-Атума, расположенный в Аль-Масалле Аль-Матарии в Каире . Он был построен Сенусретом I из Двенадцатой династии и до сих пор стоит на своем первоначальном месте. [ 24 ] В Древнем царстве Атум находился в центре египетской системы верований, будучи частично ответственным за истоки существования, создав себя и все остальное из первобытных вод. Считается, что он присутствовал в идеологии еще в додинастические времена, став еще более распространенным во времена Старого царства , о чем свидетельствуют тексты пирамид, в которых он часто появляется. Его продолжают находить в Поднебесной , во время чего он изображен в Книге Мертвых , в которой он появляется в заклинаниях, помогающих в путешествии в загробную жизнь. Позже, в Новом царстве , появились культы, приписываемые Атуму, такие как фиванские царские верховные жрицы, известные как Божественные поклонницы Амона , которые действовали как Рука Атума в храмовых ритуалах того времени. [ 25 ] Позже Ре займет центральное место, но, поскольку Атум был омрачен, люди Древнего Египта продолжали поклоняться ему посредством культовых ритуалов, в которых он изображался имеющим близкие отношения с царем, а также изображался в виде ящериц на небольших реликвариях и амулетах. ближе к позднему периоду . [ 23 ]

См. также

[ редактировать ]
  1. ^ Уилкинсон 2003 , с. 150.
  2. ^ Уилкинсон 2003 , с. 156.
  3. ^ «Коптский онлайн-словарь» . corpling.uis.georgetown.edu . Проверено 21 сентября 2017 г.
  4. ^ «Тезаурус Linguae Aegyptiae» . Берлин-Бранденбургская академия наук и гуманитарных наук . Проверено 21 сентября 2017 г.
  5. ^ Ричард Х. Уилкинсон (2003). Полные боги и богини древнего Египта . Интернет-архив. Темза и Гудзон. стр. 98–101. ISBN  978-0-500-05120-7 .
  6. ^ Перейти обратно: а б с д Уилкинсон 2003 , с. 99–101.
  7. ^ Уилкинсон, Ричард Х. Полные боги и богини древнего Египта . Нью-Йорк: Темза и Гудзон. стр. 17–18. ISBN  0-500-05120-8 . OCLC   51668000 .
  8. ^ Британский музей. «Список изображений» (PDF) . Архивировано (PDF) из оригинала 22 сентября 2013 г. Проверено 4 апреля 2012 г.
  9. ^ Уоттерсон, Барбара (2003). Боги Древнего Египта . Страуд: Саттон. ISBN  0-7509-3262-7 . OCLC   53242963 .
  10. ^ Перейти обратно: а б «Египетские боги: Атум» . Архивировано из оригинала 17 августа 2002 г. Проверено 30 декабря 2006 г.
  11. ^ Ллойд 2012 , с. 409.
  12. ^ Ллойд 2012 , с. 150.
  13. ^ Уилкинсон 2003 , с. 17-18, 99.
  14. ^ «Египетский миф о сотворении мира — как родился мир» . Познакомьтесь с Древним Египтом . Архивировано из оригинала 9 января 2010 г.
  15. ^ Уилкинсон 2003 , с. 205.
  16. ^ Перейти обратно: а б Уилкинсон, Ричард Х. Полные боги и богини древнего Египта . Темза и Гудзон. стр. 20–21. ISBN  0-500-05120-8 . OCLC   51668000 .
  17. ^ Вятт, Николас (2001). Пространство и время в религиозной жизни Ближнего Востока . Издательство Блумсбери. ISBN  978-0-567-04942-1 . OCLC   893336455 .
  18. ^ Тоорн, Беккинг и Хорст 1999 , стр. 121.
  19. ^ Эллис, Норманди (1 января 1995 г.). Сны Исиды: духовное пребывание женщины . Книги квестов. п. 128. ИСБН  9780835607124 .
  20. ^ Бернал, Мартин (1987). Черная Афина: лингвистические свидетельства . Издательство Университета Рутгерса. п. 468. ИСБН  9780813536552 .
  21. ^ Тоорн, Беккинг и Хорст 1999 , стр. 123.
  22. ^ Пинч, Джеральдин (2004). Египетская мифология: Путеводитель по богам, богиням и традициям Древнего Египта. Издательство Оксфордского университета. стр. 63–64
  23. ^ Перейти обратно: а б с Уилкинсон, Ричард Х. Полное собрание богов и богинь Древнего Египта . Нью-Йорк: Темза и Гудзон. стр. 100–101. ISBN  0-500-05120-8 . OCLC   51668000 .
  24. ^ Батлер, Джон Энтони (22 января 2019 г.). Джон Гривз, Пирамидография и другие сочинения, с жизнью Джона Гривза Берча . Издательство Кембриджских ученых. п. 154. ИСБН  978-1-5275-2668-6 .
  25. ^ Пинч, Джеральдин (2011). Справочник по египетской мифологии . АВС-КЛИО. стр. 31–32. ISBN  978-1-84972-853-9 . OCLC   730934370 .

Библиография

[ редактировать ]

Дальнейшее чтение

[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 9663b8bc4558b7d02a4818aa8148f22b__1724623740
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/96/2b/9663b8bc4558b7d02a4818aa8148f22b.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Atum - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)