Jump to content

Эухенио Эспехо

Это хорошая статья. Нажмите здесь для получения дополнительной информации.

Эухенио Эспехо
Рожденный ( 1747-02-21 ) 21 февраля 1747 г.
Умер 28 декабря 1795 г. ) ( 1795-12-28 ) ( 48 лет
Род занятий Писатель, юрист, врач

Франсиско Хавьер Эухенио де Санта-Крус-и-Эспехо [а] ( Королевская Аудиенсия Кито , 21 февраля 1747 — 28 декабря 1795) — пионер медицины, писатель и юрист криолло -происхождения в колониальном Эквадоре . Хотя он был известным ученым и писателем, он выделяется как полемист, вдохновивший сепаратистское движение в Кито . Он считается одной из самых важных фигур в колониальном Эквадоре. Кито Он был первым журналистом и гигиенистом .

Как журналист он распространял просвещенные идеи в Королевской Аудиенсии , а как гигиенист написал важный трактат о санитарных условиях в колониальном Эквадоре, который включал интересные замечания о микроорганизмах и распространении болезней.

Эспехо в свое время был известен как сатирик . Его сатирические произведения, вдохновленные философией эпохи Просвещения , критиковали недостаток образования Аудиенсии Кито, способы ведения экономики в Аудиенсии, коррупцию ее властей и аспекты ее культуры в общий. Из-за этих работ он подвергся преследованиям и незадолго до смерти был заключен в тюрьму.

Историческая справка

[ редактировать ]
Изображение метиса в «pintura de castas» (картине каст) в колониальную эпоху. «Испанец и индейка производят метиса», — говорится в подписи.

Королевская Аудиенсия Кито (или Президентство Кито) была учреждена как часть Испанского государства Филиппом II Испанским 29 августа 1563 года. Это был суд испанской короны с юрисдикцией над определенными территориями вице-королевства Перу (и позже вице-королевство Новая Гранада ), которые сейчас составляют Эквадор и части Перу , Колумбии и Бразилии . Королевская Аудиенсия была создана для усиления административного контроля над этими территориями и регулирования отношений между белыми и туземцами. Ее столицей был город Кито . [1]

К 18 веку у Королевской аудитории Кито начались экономические проблемы; отсутствие дорог привело к ограничению коммуникаций. Обрайес — тип текстильной фабрики — обеспечивал рабочие места , но сейчас оказался в упадке, главным образом из-за подавления контрабандной европейской ткани и серии стихийных бедствий. [2] Обрайесы были заменены гасиендами , а доминирующие группы продолжали эксплуатировать коренное население. [3]

В Королевской Аудиенсии ситуация с образованием ухудшилась после изгнания священников-иезуитов ; в Кито проживало слишком мало образованных людей, чтобы заполнить пустоту. Большинство населения плохо читало и писало. С другой стороны, те немногие, кто мог поступить в университет, получили образование, которое было в значительной степени теоретическим и использовало запоминание в качестве основного метода обучения. [4] Схоластика , находившаяся в те времена в упадке, все еще преподавалась; и студенты проводили время в метафизических дискуссиях. В результате интеллектуальные люди в Кито, большинство из которых были священнослужителями, изменили манеры самовыражения, не имея при этом новых идей. Более того, в 1793 году в Кито было всего два врача, один из которых был Эспехо; большинству заболевших помогли курандеро . [5] В Кито в то время были распространены этнические предрассудки, и поэтому большинство людей считали общество разделенным на сословия королевства , которые различались по расовому происхождению. и честь человека Из-за этого достоинство могут быть повреждены расовыми предрассудками. [6]

Ослабление социальных обычаев произошло на всех социальных уровнях; внебрачные связи и внебрачные дети были обычным явлением. [7] Поскольку бедность росла, особенно в низших классах, многие женщины были вынуждены быстро искать жилье, например, в монастырях. Этим объяснялось обилие духовенства в таком маленьком городе, как Кито; часто мужчин рукополагали не из-за призвания, а потому, что оно решало их экономические проблемы и улучшало их положение в обществе. [8]

Биография

[ редактировать ]

Ранний период жизни

[ редактировать ]

Он был крещен Франсиско Хавьером Эухенио де Санта-Крус-и-Эспехо в приходе Эль-Саграрио 21 февраля 1747 года. По мнению большинства историков, его отцом был Луис де ла Крус Чужиг, кечуа индеец из Кахамарки , прибывший в Кито в качестве помощника священник и врач Хосе дель Росарио, а его матерью была Мария Каталина Альдас, мулатка, уроженка Кито. Однако некоторые историки, особенно Карлос Фрейле Гранизо , утверждают, что современные документы предполагают, что мать Эспехо была белой; например, брак его родителей был записан в книге белых браков (поскольку они считались криоллами ), а свидетельства о рождении Эспехо и его братьев и сестер были внесены в ту же книгу. [9] [10] [б]

У Эспехо было два младших брата и сестры , Хуан Пабло и Мария Мануэла. Хуан Пабло родился в 1752 году; он учился у доминиканцев и служил священником в различных частях Аудиенсии Кито. Мария Мануэла родилась в 1753 году, а после смерти родителей о ней взял на попечение брат Эухенио. [11] Несмотря на несколько нестабильное экономическое положение его семьи, Эспехо получил хорошее образование. Он изучал медицину, работая вместе со своим отцом в Больнице де ла Мизерикордия . По словам Эспехо, он учился «на опыте, который невозможно познать, не изучая с ручкой в ​​руке». [12]

Преодолев расовую дискриминацию, он окончил медицинскую школу 10 июля 1767 года, а вскоре после этого получил диплом по юриспруденции и каноническому праву (изучая право у доктора Рамона Йепеса с 1780 по 1793 год). 14 августа 1772 года он попросил разрешения заниматься медицинской практикой в ​​Кито, и 28 ноября 1772 года оно было ему предоставлено. [13] После этого о местонахождении Эспехо не было никакой информации до 1778 года, когда он написал несколько полемическую проповедь. [14]

Мероприятия в Королевской Аудиенсии

[ редактировать ]

Работать полемистом

[ редактировать ]

Между 1772 и 1779 годами Эспехо провоцировал колониальные власти, которые считали его ответственным за создание нескольких сатирических и насмешливых плакатов . Эти плакаты были прикреплены к дверям церквей и других зданий, а их анонимный автор имел тенденцию нападать на колониальные власти, духовенство или любой другой субъект, который он считал удобным. Хотя никаких сохранившихся плакатов обнаружено не было, свидетельства комментариев, сделанных Эспехо в своих произведениях, позволяют предположить, что их написал он. [15]

В 1779 году была распространена укоризненная и сатирическая рукопись « Эль нуэво Лучано де Кито» («Новый Люциан Кито»). [с] подписано «доном Хавьером де Сиа, Апестеги и Перочена», псевдонимом Эспехо. Это произведение подражало сатире Лукиана и было особенно несимпатично иезуитам . Он показал культуру своего автора, жившего в изолированном и интеллектуально отсталом городе Кито. «Эль Нуэво Лучано де Кито» было написано в виде диалогов, чтобы в простой форме представить его идеи простым людям, вместо использования утомительных объяснений, предназначенных для ученых. [16] Он высмеивал многие недостатки общества Кито, особенно коррупцию колониальных властей и недостаток образования у людей. Использование псевдонима, распространенная практика в Европе и Америке в эпоху Просвещения , было важно для Эспехо. Он не только обеспечивал анонимность , но и пытался устранить любой намек на его метис в культуре, которая придавала любому белому человеку важность и престиж. Его псевдоним подразумевал, что у него были белые или европейские родственники по линии матери. [д]

Начиная с 1779 года, Эспехо продолжал писать сатиры против правительства Аудиенсии, обеспокоенный состоянием общества. В июне 1780 года Эспехо написал Марко Порсио Катона ( Marcus Porcius Cato ), [и] И снова Эспехо использовал псевдоним «Моисес Бланкардо». В этой работе, пародируемом ответе цензора на « Нуэво Лучано» , он презирал понятия и идеи его критиков. В 1781 году он написал «La ciencia blancardina» , которую назвал второй частью «Нуэво-Лучано» , как ответ на критику мерседарианского священника из Кито. [17] Из-за его работ к 1783 году его заклеймили как «беспокойного и подрывного человека». [18] Чтобы избавиться от него, власти назначили его главным врачом научной экспедиции Франсиско де Рекены на реки Пара и Мараньон, чтобы установить границы Аудиенсии. Эспехо пытался отказаться от назначения, но после того, как это ему не удалось, он безуспешно пытался бежать. В его приказе об аресте подробно описано одно из немногих сохранившихся его физических описаний. [ф] Схваченный, он был отправлен обратно как «преступник за тяжкое преступление». [19] но он не был привлечен к ответственности и не понес никаких серьезных последствий.

Короткая ссылка

[ редактировать ]
Вид на Кито сегодня

(городской совет) попросил его В 1785 году кабильдо написать об оспе , самой серьезной медицинской проблеме, с которой столкнулась Аудиенсия . Эспехо воспользовался возможностью написать свою самую полную и лучше всего написанную работу. [20] [21] Reflexiones acerca de un método para preservar a los pueblos de las viruelas (Размышления о методе защиты людей от оспы), осуждая то, как Audiencia обращается с санитарными условиями. Эта работа представляет собой ценный исторический источник как описание гигиенических и санитарных условий колониальной Америки.

Reflexiones был отправлен в Мадрид , где он был добавлен в качестве приложения ко второму изданию медицинского трактата Disertación médica (1786) Франсиско Хиля, члена Real Academia Médica de España . [22] Вместо признания Эспехо приобрел врагов, поскольку в его работе критиковались врачи и священники, отвечающие за общественное здравоохранение в Королевской Аудиенсии, за их халатность, и он был вынужден покинуть Кито.

По пути в Лиму он остановился в Риобамбе , где группа священников попросила его написать ответ на отчет, написанный Игнасио Баррето, главным сборщиком налогов. В докладе священники Риобамбы обвинялись в различных злоупотреблениях в отношении индейцев с целью отобрать у них деньги. Эспехо с радостью принял это задание, потому что он хотел свести счеты с Баррето и другими гражданами Риобамбы, в том числе с Хосе Мигелем Вальехо, который сдал его властям, когда он пытался бежать от экспедиции Рекены к реке Мараньон. [23] Он написал Defensa de los curas de Riobamba (Защита духовенства Риобамбы), подробное исследование образа жизни индейцев Риобамбы и мощную атаку на отчет Баррето.

В марте 1787 года он продолжил атаку на своих врагов из Риобамбы серией из восьми сатирических писем, которые он назвал Cartas riobambenses . В ответ его враги осудили Эспехо перед президентом Королевской Аудиенсии Хуаном Хосе Де Вильяленгуа. 24 августа 1787 года Вильяленгуа потребовал, чтобы Эспехо либо поехал в Лиму, либо вернулся в Кито, чтобы занять пост в правительстве. [24] и впоследствии арестовал его. Эспехо был обвинен в написании «Эль Ретрато де Голилья» , сатиры против короля Карла III и маркиза де ла Сонора, колониального министра Индии . Его доставили в Кито, и из тюрьмы он направил три прошения в суд в Мадриде, который постановил от имени Карла III передать дело на рассмотрение короля Боготы вице - . Президент Вильяленгуа сделал вид, что не знает этого вопроса, и отправил Эспехо в Боготу для защиты своего дела. [25]

Там он встретил Антонио Нариньо и Франсиско Антонио Сеа и начал развивать свои идеи о свободе. В 1789 году один из его последователей, Хуан Пио Монтуфар, прибыл в Боготу, и оба мужчины получили одобрение важных членов правительства на создание Escuela de la Concordia , названной позже Sociedad Patriótica de Amigos del País de Quito ( Патриотическое общество друзей страны Кито). [26] Sociedad Económica de los Amigos del País (Экономическое общество друзей страны) было частной ассоциацией, созданной в различных городах по всей Испании эпохи Просвещения и, в меньшей степени, в некоторых из ее колоний. Эспехо успешно защитил себя по предъявленным ему обвинениям и 2 октября 1789 года был освобожден. 2 декабря его уведомили, что он может вернуться в Кито. [26]

Последние годы

[ редактировать ]

В 1790 году Эспехо вернулся в Кито, чтобы продвигать « Sociedad Patriótica » (Патриотическое общество), а 30 ноября 1791 года был основан филиал в Colegio de los Jesuitas ; он был избран директором и сформировал четыре комиссии. В том же году он стал директором первой публичной библиотеки, Национальной библиотеки, первоначально созданной на основе сорока тысяч томов, оставленных иезуитами после их изгнания из Эквадора. [27]

Основной обязанностью Общества было благоустройство города Кито. Его 24 члена собирались еженедельно для обсуждения сельскохозяйственных, образовательных, политических и социальных проблем, а также для продвижения физических и естественных наук. Общество основало первую газету Кито, Primicias de la Cultura de Quito , издававшуюся Эспехо с 5 января 1792 года. Через эту газету либеральные идеи , уже несколько известные в других частях латиноамериканской Америки . среди жителей Кито распространялись [28]

Подпись Эухенио Эспехо

11 ноября 1793 года Карл IV распустил общество. [29] Вскоре исчезла и газета. Эспехо ничего не оставалось, как работать библиотекарем в Национальной библиотеке. За свои либеральные идеи его посадили в тюрьму [г] 30 января 1795 г. ему разрешили покинуть камеру только для того, чтобы лечить своих пациентов в качестве врача, а 23 декабря он умер в своем доме от дизентерии , которую он приобрел во время заключения. [30] Эухенио Эспехо умер 28 декабря. Свидетельство о его смерти было зарегистрировано в книге индейцев, метисов, негров и мулатов.

Характер

[ редактировать ]

Эухенио Эспехо был самоучкой и с гордостью заявлял, что никогда не оставлял ни одну книгу в руках непрочитанной, а если и оставлял, то компенсировал это наблюдением за природой . Однако его стремление читать все без разбора иногда приводило его к поспешным суждениям, которые появляются в его рукописях. [31] [час] Из его собственных письменных работ можно сделать вывод, что Эспехо считал образование основным средством народного развития. Он понимал, что чтение играет важную роль в формировании личности, и его совесть побуждала его к критике истеблишмента, основанной на наблюдениях и применении законов его времени. [27]

Своими произведениями Эспехо хотел просвещать людей и пробудить в них мятежный дух. Он поддерживал равенство между индейцами и криоллами - идеал, который игнорировался в будущих процессах автономии. [я] Он также выступал за права женщин, но на самом деле не развивал эти идеи. [Дж] У него было глубокое понимание науки, учитывая обстоятельства, в которых он жил. Он никогда не выезжал за границу, но, тем не менее, понимал связь между микроорганизмами и распространением болезней. [32] [к]

Когда он был арестован, ходили слухи, что его задержание стало результатом поддержки «нечестивцев» Французской революции . [30] Однако Эспехо был одним из немногих людей того времени, которые проводили различие между реальными делами Французской революции и связанным с ней нерелигиозным духом, в то время как его современники в Испании и колониях ошибочно отождествляли эмансипацию Америки с утратой католической вера. Обвинение в нечестии было рассчитано на разжигание народной ненависти к нему. Эспехо никогда не терял веры в католицизм на протяжении всей своей жизни. Он осуждал упадок духовенства, но никогда не критиковал саму Церковь. [33] казалось ему Эухенио Эспехо имел неугомонную тягу к знаниям и стремился своими работами реформировать государство, которое, под влиянием Просвещения , варварским во всех отношениях. [34]

Взгляды на образование

[ редактировать ]

Целью первых трех работ Эспехо было интеллектуальное совершенствование Кито. Эль Нуэво Лучано де Кито высмеивал устаревшую систему образования, поддерживаемую духовенством. Эспехо утверждал, что жители Кито привыкли к лести и восхищаются любым проповедником, который может цитировать Библию напыщенно и несущественно. Марко Порсио Катон разоблачил невежество псевдоинтеллектуалов Кито. La ciencia blancardina , в которой Эспехо утверждал, что является автором двух предыдущих работ, осуждала результаты образовательной системы духовенства: невежество и аффектацию. [35] Все три работы вызвали полемику.

Эспехо находился под влиянием европейских ученых, таких как Бенито Херонимо Фейхоо .

В этих трех книгах Эспехо продвигал идеи европейских и американских ученых, таких как Фейжу и иезуиты Верней и Гевара, среди других. В результате многие религиозные ордена изменили свои образовательные программы. Эспехо возмущался псевдоинтеллектуалами, которые ввели в заблуждение представление о городе Кито, игнорируя действительно знающих людей. [36]

Эспехо особенно критиковал иезуитов за то, что они, среди прочего, преподавали этику не как науку, а как руководство по хорошим манерам , а также за принятие ими вероятностного подхода в качестве морального руководства. [37] Он пожаловался на слабую систему обучения священников в Кито и сказал, что она прививает студентам ленивые привычки. В результате священники не имели реального представления о своих обязанностях по отношению к обществу и Богу и не имели особого желания учиться. В «Эль-Нуэво-Лучано-де-Кито» он сетовал на большое количество шарлатанов, выдававших себя за врачей. В La ciencia blancardina он продолжил нападки на этих шарлатанов, одновременно нападая на священнослужителей, которые работали врачами без надлежащего медицинского образования. [38]

Взгляды на богословие

[ редактировать ]

В 1780 году, впервые обсуждая чисто религиозные вопросы, Эспехо написал богословское письмо «Carta al Padre la Graña sobre индульгенции» (Письмо отцу ла Гранья об индульгенциях). [л] В этой работе он рассмотрел индульгенции в католической церкви. Письмо свидетельствовало о глубоких познаниях в богословии и догме . В нем проанализировано историческое начало индульгенций и их развитие, а также приведены указы и буллы, написанные о злоупотреблениях индульгенциями. [39] В этой работе Эспехо стойко поддерживал авторитет Папы.

19 июля 1792 года Эспехо написал еще одно письмо, Segunda carta teológica sobre la Inmaculada Concepción de María (Второе богословское письмо о Непорочном зачатии Марии), в ответ на запрос инспектора Священной канцелярии . [м] В этом письме речь шла о Непорочном зачатии Пресвятой Девы Марии . Эта работа еще раз продемонстрировала глубокое знание автором этой религиозной темы и его понимание ее положения в XVIII веке. (Непорочное зачатие официально не было провозглашено догмой до 1950 года.) [40]

Эспехо также написал серию проповедей, отличавшихся простотой. Эквадорский историк и священнослужитель Федерико Гонсалес Суарес счел эти проповеди достойными изучения, хотя и отметил, что им не хватает «евангельского духа». [41] Эспехо можно считать глубоко религиозным человеком. [42]

Взгляды на экономику

[ редактировать ]

Начиная с 1785 года Эспехо стал интересоваться благополучием своей общины и процветанием Кито. Его работы между этим и 1792 годом ясно показывают влияние философов Просвещения, чьи идеи Эспехо адаптировались к местным условиям. Поскольку многие мыслители осознавали силу экономики как социальной силы, Эспехо, находящийся под влиянием, среди прочего, Фейджо и Адама Смита , продемонстрировал свое стремление к коммерческим и сельскохозяйственным реформам, особенно к сохранению и правильному использованию земли . Для продвижения этих идей он основал Escuela de la Concordia (Школу Согласия). [43]

Его Voto de un ministro togado de la Audiencia de Quito и Memorias sobre el corte de quinas отклонили предложенную Короной монополию на производство хинина , призванную предотвратить уничтожение хинного дерева и увеличить доходы Королевского казначейства. Мемориалы были посвящены Фернандо Куадрадо, выступавшему против монополии. [44]

Эспехо разделил свое исследование хинного дерева на четыре части. В первом он утверждал, что монополия оставит рабочих без рабочих мест и что это будет означать потерю капитала, вложенного в хинные деревья. Во второй части он высказал ряд предложений, например, о разработке определенных «натуральных» продуктов региона с целью их экспорта. Например, в Чили приоритетом должно стать производство вин, в Аргентине — производство кожи и так далее. В третьей части он показал, что многие рабочие получили выгоду от производства хинина, что без этого не было бы безработицы и волнений и что Корона должна назначить чиновников, которые будут регулировать правильное выращивание хинного дерева, включая восстановление лесов. В четвертой части он дал рекомендации, такие как необходимость подавления враждебности коренного населения в регионе хинных деревьев. [45]

Работать юристом

[ редактировать ]

Его Defensa de los curas de Riobamba была написана в ответ на отчет Игнасио Баррето, в котором духовенство Риобамбы обвинялось в различных неэтичных действиях. Среди прочего, в отчете говорилось, что большое количество религиозных праздников в Риобамбе (часто посещаемых индейцами) наносит ущерб католической вере, сельскому хозяйству, промышленности и интересам Короны; а также, что священники требовали от индейцев деньги за вход в церкви и за некоторые церемонии, что священники в Риобамбе аморальны и, наконец, что большинство проповедей были непонятны индейцам. [46]

Эухенио Эспехо, анонимная картина маслом

Эспехо подверг критике отчет Баррето тремя способами. Во-первых, он заявил, что Баррето, предполагаемый автор отчета, не был способен его написать. Затем он заявил, что обвинения являются преувеличенной полуправдой или откровенной ложью. И, наконец, он заявил, что экономические проблемы Кито можно решить не за счет эксплуатации человеческих ресурсов (индейцев), а за счет планирования и использования природных ресурсов региона. [46]

Эспехо понял, что обвинения против духовенства настолько серьезны, что ему придется сосредоточиться на подрыве авторитета Баррето . Таким образом, он подразумевал, что поведение Баррето было возмутительным из-за его злоупотреблений в сборе налогов и его привычки платить государственные средства распутным женщинам. Кроме того, он заявил, что настоящим автором доклада является Хосе Мигель Вальехо, которого он назвал аморальным человеком, презирающим духовенство. Таким образом, Эспехо заявил, что этому сообщению не следует верить. [47]

Похоже, что Эспехо в этой работе больше мотивировал возможность напасть на своих личных врагов, чем проанализировать дело и защитить духовенство Риобамбы. Тем не менее, его талант юриста можно увидеть в его «Representaciones» («Представления»), благодаря которым он был освобожден после ареста в 1787 году за предполагаемое авторство « Эль Ретрато де Голилла» . [48] В этих документах он защищал свою преданность Короне, прокомментировал несправедливость своего плена, упомянув негодование, которое многие выдающиеся люди испытывали по поводу его ареста, и разъяснил свои писательские цели. Это послужило ему прелюдией к его основной теме: отрицанию того, что он является автором « Эль Ретрато де Голилья».

Научная работа

[ редактировать ]

Испанская Корона была глубоко обеспокоена состоянием общественного здравоохранения . Болезни всегда беспокоили колонии, и городские советы тратили деньги на привоз врачей и санитарного оборудования из других частей Америки. Нередки были доклады врачей о санитарно-гигиеническом состоянии различных кварталов городов. [49] Будучи человеком науки, Эухенио Эспехо продемонстрировал свое знание последних научных достижений Европы и Америки. Большинство аргументов и рекомендаций, которые он привел в своих медицинских работах, можно найти в современных источниках, таких как « Мемуары Французской академии наук» . [50]

Эухенио Эспехо, бюст установлен в Доме культуры Кито.

Президент Кито уделял особое внимание профилактике оспы. Вильяленгуа, президент Audiencia, собрал всех врачей Кито, чтобы обсудить применение методов, предложенных испанским ученым Франсиско Хилем, и Эспехо попросили написать его « Reflexiones acerca de un método para preservar a los pueblos de las viruelas ». [н] «Размышления» , завершенные 11 ноября 1785 года, были разделены на две части: первая касалась профилактики оспы в Кито, а вторая — препятствий на пути к ее искоренению. Знания Эспехо о прививках и карантине жертв оспы были на удивление продвинутыми для его времени. [20]

Reflexiones рекомендует использовать проверенные методы, поддержанные испанскими и зарубежными врачами. Оно опровергло распространенное мнение о том, что разделение и уничтожение загрязненной одежды непрактично, и пропагандировало личную гигиену среди жителей Кито. Эспехо пытался убедить людей в опасности оспы. Он понимал современные европейские медицинские теории об инфекционных заболеваниях и предостерег от ошибочного мнения, что оспа передается через загрязненный воздух. Цитируя английского врача Томаса Сиденхема , он предложил построить изолированный загородный дом под больницу. [51]

Говоря о санитарии, Эспехо заметил, что больница ( Hospital de la Misericordia ) города, монастыри и храмы были грязными и что это, безусловно, будет способствовать будущим эпидемиям. Он не одобрял обычай хоронить мертвых внутри церквей; вместо этого он предложил похоронить мертвых за пределами города на кладбище, выбранном церковью и принадлежащем городскому совету. [52] Наконец, он осудил управление больницей вифлеемцами . Он сказал, что их методы устарели и что они предоставляют плохие услуги. Персонал больницы на это отреагировал плохо, и Эспехо потерял дружбу своего наставника Хосе дель Росарио. [53]

Наследие

[ редактировать ]
Эспехо появилось на банкноте в 500 сукре .

Эспехо считается предшественником движения за независимость Кито. Он умер в 1795 году, но его идеи оказали мощное влияние на троих его близких друзей: Хуана Пио Монтуфара , Хуана де Диоса Моралеса и Хуана де Салинаса . Они вместе с Мануэлем Родригесом Кирогой основали революционное движение 10 августа 1809 года в Кито, когда город провозгласил независимость от Испании . [54]

Эспехо издавал первую газету Кито и поэтому считается основателем эквадорской журналистики. Его считают первым литературным критиком Эквадора; По мнению испанского ученого Марселино Менендеса-и-Пелайо » Эспехо , «Новое Лучиано — старейшая критическая работа, написанная в Южной Америке. [55]

Его влияние также можно увидеть в эквадорской мысли в целом, поскольку его работы оказали одно из главных влияний; Эквадорское образование, поскольку он продвигал новые педагогические идеи, такие как воспитание хороших граждан, а не просто передача знаний, [56] и, наконец, эквадорская наука, поскольку он был вместе с Педро Висенте Мальдонадо одним из двух самых важных ученых колониального Эквадора. [57] Эспехо проанализировал реальность колониального Кито, бедность его жителей и отсутствие у них хорошего образования, а также осудил коррупцию колониальных властей. [58]

С 2000 года Эспехо изображается на аверсе эквадорской монеты достоинством 10 сентаво.

Работает

[ редактировать ]
  • Проповеди о профессии двух монахинь (1778 г.)
  • Проповедь о скорбях Богородицы (1779 г.)
  • Новый Лукиан Кито (1779 г.)
  • Марко Порсио Катон или Мемуары об импичменте новому Лучано Кито (1780 г.)
  • Письмо отцу ла Гранье об индульгенциях (1780 г.)
  • Проповедь святого Петра (1780 г.)
  • Бланкардинская наука (1781)
  • Портрет Голиллы (приписывается, 1781 г.)
  • Размышления о методе предохранения людей от оспы (1785 г.) Интернет-версия (испанский)
  • Защита священников Риобамбы (1787 г.)
  • Письма из Рио-Бамбенсе (1787 г.)
  • Представления президенту Вильяленгуа (1787 г.)
  • Речь о необходимости учреждения патриотического общества с названием «Школа согласия» (1789 г.)
  • Второе богословское письмо о Непорочном зачатии Марии (1792 г.)
  • Воспоминания о разделке кинас (1792 г.)
  • Голосование министра Аудиенсии Кито в мантии (1792 г.) Онлайн-версия (испанский)
  • Проповедь Святой Розы (1793)

Примечания

[ редактировать ]

а. ^ Есть разногласия относительно происхождения фамилий «Санта-Крус-и-Эспехо»; Хосе дель Росарио заявил, что его отца, Луиса Эспехо, сначала звали Бенитес, он сменил фамилию на Чусиг и, наконец, на Эспехо. Эквадорский исследователь Альберто Муньос Вернаса утверждал, что его настоящая фамилия была Эспехо, а имя Чусиг (сова) было прозвищем Эспехо в Кахамарке. По словам Хосе дель Росарио, фамилия «Санта-Крус» была добавлена ​​«из-за преданности» (Астуто, Филип Л., Эухенио Эспехо (1747–1795). Reformador ecuatoriano de la Ilustración , стр. 73).

б. ^ Фрейле утверждает, что представление о коренном происхождении Эспехо, поддерживаемое большинством современных историков, основано на их интерпретации претензий, выдвинутых против него его современными врагами, которые называли его «индио» (индейцем), чтобы оклеветать его в расистском обществе.

в. ^ Его полное название — «Новый Лучано из Кито» или «Пробудитель изобретательности Кито в девяти эрудированных беседах для стимулирования литературы» .

д. ^ Зная о предрассудках общества своего времени, Эспехо запросил досье, подтверждающее его испанское происхождение. В досье упоминалось, что мать Эспехо родилась в знатной наваррской семье. Когда он попросил должность библиотекаря в 1781 году, он показал это удостоверение (Астуто, 78–79).

и. ^ Его полное название — Марко Порсио Катон, или «Воспоминания об импичменте новому Лучано Кито» .

ф. ^ «У него средний рост, длинное лицо, длинный нос, загорелая кожа и заметная дыра на левой стороне лица» (Эррера, Пабло, Ensayo sobre la historia de la literatura ecuatoriana , стр. 125, 145).

г. ^ Власти наконец нашли улики против Эспехо, когда его брат Хуан Пабло рассказал своей возлюбленной Франциске Наваррете о планах Эухенио. Ему было предъявлено обвинение в предательстве Короны (Астуто, 94 года).

час ^ Один из его персонажей считал парадоксальным жить в то, что он называл «эпохой идиотизма и… веком невежества», и при этом называть его Эпохой Просвещения. (Вебер, Дэвид Дж., Испанцы и их дикари в эпоху Просвещения , стр. 5).

я. ^ «Несчастным индейцам, пока у них нет ничего, кроме оружия в качестве наследия и богатства, им нечего будет терять. Пока с ними не обращаются лучше, им не платят более пунктуально, их очень маленькую зарплату; не увеличит сумму, которую они должны нести за свою работу; не познакомит их со вкусом одежды, еды и полиции вообще, не заставит их чувствовать себя братьями, нашими почтенными и благороднейшими слугами, у них нет ничего; чтобы выиграть, и поэтому потерь не должно быть» (Библиотека эквадорских авторов классической литературы Ариэль, 24).

Дж. ^ По словам Филипа Астуто, «он думал, что решением такого простого невежества является строительство школ и образование молодежи, не исключая женщин» (Астуто, 93).

к. ^ «Если бы микроскопические наблюдения могли быть усовершенствованы, даже дальше, чем то, что выдвинули Мальпиджио, Реомюр, Бюффон и Нидэм, возможно, мы нашли бы в инкубации, развитии, положении, фигуре, движении и продолжительности этих подвижных телец правило, которое могло бы служить объяснить всю природу, степени, свойства и симптомы всех эпидемических лихорадок, и в особенности оспы» (Библиотека эквадорских авторов классики Ариэль, 22).

л. ^ Его полное название — « Письмо отца Ла Гранья из Ордена Сан-Франциско об индульгенциях, написанное самим доктором Эспехо, взяв имя этого отца, который был мудрым и высокоэрудитивным» .

м. ^ В 1792 году доминиканцы монастыря Максимо в Кито опубликовали серию теологических тезисов. Один из них утверждал, что первородный грех передался каждому потомку Адама без исключения. Поскольку тема Девы Марии никогда не упоминалась, ходили слухи, что доминиканцы придерживались мнения, что Мария родилась с первородным грехом. Инспектор осудил этот тезис и, несмотря на протест доминиканцев, поручил Эспехо ответить на доминиканский тезис и опровергнуть их идеи (Астуто, 138).

н. ^ Его полное название — «Размышления о достоинстве, важности и удобстве», предложенные доном Франсиско Хилем, хирургом Королевского монастыря Сан-Лоренцо и его территории, а также сотрудником Королевской медицинской академии Мадрида, в своей физико-медицинской диссертации о методе. безопасно защитить людей от оспы .

  1. ^ Энциклопедия Эквадора , 425 г.
  2. ^ Фрейле, Карлос (1997). Эухенио Эспехо и его время, с. 37
  3. ^ Фрейле, 38 лет.
  4. ^ Фрейле, 39–40.
  5. ^ Фрейле, 40 лет.
  6. ^ Фрейле, 41–46.
  7. ^ Фрейле, 45–46.
  8. ^ Фрейле, 46 лет.
  9. ^ Фрейле 54
  10. ^ Фрейле, Карлос (1997). Эухенио Эспехо, философ, с. 50
  11. ^ Фрейле, 58 лет.
  12. ^ Библиотека эквадорских авторов классики Ариэль , № 56, Том I, с. 12. (цитата из La Ciencia Blancardina , стр. 333–334)
  13. ^ Энциклопедия Эквадора , 746 г.
  14. ^ Фрейле, 60 лет.
  15. ^ Крафти, Филип Л. (2003). Эухенио Эспехо (1747–1795). Эквадорский реформатор эпохи Просвещения, стр. 76-77
  16. ^ Паладины, Карлос. (2007). Суд над Эухенио Эспехо, с. 24
  17. ^ Крафти, 82
  18. ^ Библиотека эквадорских авторов классики Ариэль, 15 лет.
  19. ^ Паладины, 32 года.
  20. ^ Jump up to: а б Хитрость, 177
  21. ^ Гарсес, Энрике (1996). Эухенио Эспехо: Доктор и эльф, с. 110
  22. ^ Паладины, 38 лет.
  23. ^ Крафти, 85
  24. ^ Крафти, 86
  25. ^ Паладины, 39
  26. ^ Jump up to: а б Коварная, 88 лет
  27. ^ Jump up to: а б Энциклопедия Эквадора , 747 г.
  28. ^ Проницательный, 92–93
  29. ^ Фрейле, 64 года.
  30. ^ Jump up to: а б Хитрый, 95 лет
  31. ^ Крафти, 75 лет.
  32. ^ Эухенио Эспехо, бактериолог
  33. Конфронтация с Астуто, 95 лет.
  34. ^ Конфронтация с Вебером, с. 5
  35. ^ Крафти, 99
  36. ^ Фрейле, 67 лет.
  37. ^ Проницательный, 114–115.
  38. ^ Крафти, 119
  39. ^ Крафти, 137
  40. ^ Крафти, 138
  41. ^ Крафти, 139
  42. ^ Крафти, 143
  43. ^ Проницательный, 145–146.
  44. ^ Крафти, 150
  45. ^ Проницательный, 151–155
  46. ^ Jump up to: а б Проницательный, 156–157
  47. ^ Крафти, 157
  48. ^ Паладины, 40–42
  49. ^ Проницательный, 175–176.
  50. ^ Крафти, 176
  51. ^ Крафти, 178
  52. ^ Крафти, 179
  53. Крафти, 182.
  54. ^ Уртадо, Освальдо (2003). Политическая власть в Эквадоре, с. 50
  55. ^ Энциклопедия Эквадора , 509 г.
  56. ^ Энциклопедия Эквадора , 642 г.
  57. ^ Библиотека эквадорских авторов классики Ариэль, 10 лет.
  58. ^ Фрейле, 82 года.

Примечание. Библиография на английском языке об Эухенио Эспехо отсутствует .

Первоисточники

[ редактировать ]
  • Проницательный, Филип Л. (2003). Эухенио Эспехо (1747–1795). Эквадорский реформатор эпохи Просвещения . Дом эквадорской культуры. ISBN  9978-92-241-5 .
  • Фрейле, Карлос (1997). Эухенио Эспехо и его время . Абья-Яла. ISBN  9978-04-266-0 .

Вторичные источники

[ редактировать ]

Ватегору: Наместник народа Новой Гранады.

Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: dc1a11e9afb26dacb22b355bea5c89b1__1721079300
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/dc/b1/dc1a11e9afb26dacb22b355bea5c89b1.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Eugenio Espejo - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)