Нормативная этика
Нормативная этика — это изучение этического поведения и раздел философской этики, который исследует вопросы о том, как человек должен действовать в моральном смысле.
Нормативная этика отличается от метаэтики тем, что первая исследует стандарты правильности и неправильности действий, тогда как вторая изучает значение морального языка и метафизику моральных фактов. Аналогичным образом, нормативная этика отличается от прикладной этики тем, что первая больше озабочена тем, «кем следует быть», а не этикой конкретного вопроса (например, допустим ли аборт и когда это возможно). Нормативная этика также отличается от описательной этики , поскольку последняя представляет собой эмпирическое исследование моральных убеждений людей. В этом контексте нормативную этику иногда называют предписывающей , в отличие от описательной этики . Однако в некоторых версиях метаэтического взгляда на моральный реализм моральные факты носят одновременно и описательный, и предписывающий характер.
Большинство традиционных моральных теорий основаны на принципах, которые определяют, правильное или неправильное действие. Классические теории в этом ключе включают утилитаризм , кантианство и некоторые формы контрактарианства . Эти теории в основном предлагали использование всеобъемлющих моральных принципов для принятия трудных моральных решений. [ нужна ссылка ]
Нормативные этические теории
[ редактировать ]Существуют разногласия по поводу того, что именно придает действию, правилу или расположению этическую силу. Существует три конкурирующих взгляда на то, как на вопросы морали следует отвечать , а также гибридные позиции, сочетающие в себе некоторые элементы каждого из них: этика добродетели , деонтологическая этика ; и консеквенциализм . Первый фокусируется на характерах действующих лиц. Напротив, и деонтологическая этика, и консеквенциализм фокусируются на статусе самого действия, правила или диспозиции и принимают различные формы.
Этика добродетели
[ редактировать ]Этика добродетели, которую отстаивал Аристотель, а некоторые аспекты поддерживал святой Фома Аквинский , фокусируется на внутреннем характере человека, а не на конкретных действиях. [1] С 1950-х годов произошло значительное возрождение этики добродетели. [2] благодаря работам таких философов, как Дж. Э. М. Анскомб , Филиппа Фут , Аласдер Макинтайр и Розалинд Херстхаус . [2] [3] [4]
Деонтологическая этика
[ редактировать ]Деонтология утверждает, что решения следует принимать с учетом факторов своих обязанностей и прав. Некоторые деонтологические теории включают:
- Иммануила Канта , Категорический императив который укореняет мораль в разумных способностях человечества и утверждает определенные нерушимые моральные законы. [5]
- Контрактуализм который утверждает, что моральные действия — это те, на которые мы все согласились бы , , Джона Ролза если бы были беспристрастны, под « завесой невежества ». [6] [7]
- Теории естественных прав , такие как теории Джона Локка или Роберта Нозика , которые утверждают, что люди обладают абсолютными, естественными правами. [8] [9] [10]
Консеквенциализм
[ редактировать ]Консеквенциализм утверждает, что моральность действия зависит от результата или результата действия. Консеквенциалистские теории, различающиеся по тому, что они считают ценным (например, аксиология ), включают:
- Утилитаризм считает, что действие правильное, если оно приводит к наибольшему счастью наибольшего числа людей. До введения термина «консеквенциализм» Джемом Анскомбом в 1958 году. [11] и принятие этого термина в последующей литературе, утилитаризм стал общим термином для консеквенциализма , относящимся ко всем теориям, которые способствовали максимизации любой формы полезности, а не только к тем, которые способствовали максимизации счастья.
- Государственный консеквенциализм , или мохистский консеквенциализм, утверждает, что действие правильное, если оно ведет к государственному благосостоянию через порядок , материальное богатство и рост населения .
- Ситуационная этика подчеркивает особый контекст действия при его этической оценке. В частности, христианские формы ситуационной этики утверждают, что правильное действие — это то, которое создает наиболее любящий результат, и что любовь всегда должна быть целью людей.
- Интеллектуализм диктует, что лучшее действие – это то, которое лучше всего способствует развитию знаний .
- Велфаризм , который утверждает, что лучшее действие — это то, которое больше всего увеличивает экономическое благосостояние или благосостояние .
- Утилитаризм предпочтений , который утверждает, что лучшее действие — это то, которое приводит к наиболее полному удовлетворению предпочтений .
Другие теории
[ редактировать ]- Этика заботы , или этика отношений, основанная феминистскими теоретиками , в частности Кэрол Гиллиган , утверждает, что мораль возникает из опыта сочувствия и сострадания. Он подчеркивает важность взаимозависимости и взаимоотношений в достижении этических целей. [12]
- Прагматическую этику трудно полностью отнести к какой-либо из четырех предыдущих концепций. Эта точка зрения утверждает, что моральная корректность развивается так же, как и другие виды знаний — в социальном плане на протяжении многих жизней — и что нормы, принципы и моральные критерии, вероятно, будут улучшены в результате исследований. Чарльз Сандерс Пирс , Уильям Джеймс и Джон Дьюи известны как основатели прагматизма; более поздним сторонником прагматической этики был Джеймс Д. Уоллес.
- Ролевая этика основана на концепции семейных ролей.
Мораль как связующая сила
[ редактировать ]Может быть неясно, что значит сказать, что человек «должен делать X, потому что это морально, нравится ему это или нет». Иногда предполагается, что мораль имеет некую особую обязательную силу для поведения, хотя некоторые философы считают, что в таком смысле слово «должен» ошибочно приписывает морали магические силы. Например, GEM Anscombe обеспокоен тем, что «должен» стало «словом, имеющим просто гипнотическую силу». [11]
Если он аморальный человек, он может отрицать, что у него есть какая-либо причина беспокоиться о том или ином моральном требовании. Конечно, он может ошибаться, и его жизнь, как и жизнь других, может быть самым печальным образом испорчена его эгоизмом. Но не к этому призывают те, кто думает, что могут решить проблему выразительным использованием слова «должен». Я утверждаю, что они полагаются на иллюзию, как будто пытаясь придать моральному «долженству» волшебную силу.
— Филиппа Фут [13]
Британский специалист по этике Филиппа Фут уточняет, что мораль, похоже, не имеет какой-либо особой обязательной силы, и поясняет, что люди ведут себя морально только тогда, когда их мотивируют другие факторы. Фут говорит: «Люди говорят, например, о «связывающей силе» морали, но неясно, что это значит, если не то, что мы чувствуем себя неспособными убежать». [13] Идея состоит в том, что перед лицом возможности украсть книгу, потому что нам это может сойти с рук, моральные обязательства сами по себе не имеют силы остановить нас, если мы не чувствуем себя обязанными. Таким образом, мораль не может иметь никакой обязательной силы, кроме обычных человеческих мотиваций, и люди должны быть мотивированы вести себя морально. Тогда возникает вопрос: какую роль играет разум в мотивации морального поведения?
Мотивирующая мораль
[ редактировать ]Категорический императивный подход предполагает, что надлежащий разум всегда приводит к определенному моральному поведению. Как упоминалось выше, Фут вместо этого считает, что людьми на самом деле движут желания. С этой точки зрения правильный разум позволяет людям обнаруживать действия, которые дают им то, что они хотят (т. е. гипотетические императивы ), — не обязательно действия, которые являются моральными.
социальная структура и мотивация могут в некотором смысле сделать мораль обязательной, но только потому, что она заставляет моральные нормы казаться неизбежными. По мнению Фута, [13]
Джон Стюарт Милль добавляет, что внешнее давление, например, с целью угодить другим, также влияет на эту ощущаемую связывающую силу, которую он называет человеческой « совестью ». Милль говорит, что люди должны сначала рассуждать о том, что морально, а затем пытаться привести чувства нашей совести в соответствие с нашим разумом. [14] В то же время Милль говорит, что хорошая моральная система (в его случае утилитаризм ) в конечном итоге апеллирует к аспектам человеческой природы, которые сами должны лелеяться в процессе воспитания. Милль объясняет:
Этим прочным фундаментом являются социальные чувства человечества; желание быть в единстве с нашими собратьями, которое уже является мощным принципом человеческой природы и, к счастью, одним из тех, которые имеют тенденцию становиться сильнее, даже без явного внушения, под влиянием развивающейся цивилизации.
) они могут отсутствовать Таким образом, Милль считает, что важно понимать, что именно чувства определяют моральное поведение, но также и то, что у некоторых людей (например, у психопатов . Милль продолжает описывать факторы, которые помогают людям развивать совесть и вести себя нравственно.
Джозефа Далейдена Популярные тексты, такие как «Наука морали: личность, сообщество и будущие поколения» (1998), описывают, как общества могут использовать науку, чтобы выяснить, как повысить вероятность того, что люди будут хорошими.
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ Д.О. Томас, Повиновение совести , Труды Аристотелевского общества, Новая серия, Том. 64 (1963–1964), стр. 243–258.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Херстхаус, Розалинда; Петтигроув, Глен (2023), «Этика добродетели» , в Залте, Эдвард Н.; Нодельман, Ури (ред.), Стэнфордская энциклопедия философии (изд. осенью 2023 г.), Лаборатория метафизических исследований, Стэнфордский университет , получено 12 марта 2024 г.
- ^ Штор, Карен; Веллман, Кристофер Хит (2002). «Недавние работы по этике добродетели» . Американский философский ежеквартальный журнал . 39 (1): 49–72. ISSN 0003-0481 . JSTOR 20010057 .
- ^ Симпсон, Питер (1992). «Современная этика добродетели и Аристотель» . Обзор метафизики . 45 (3): 503–524. ISSN 0034-6632 . JSTOR 20129214 .
- ^ Джонсон, Роберт; Кюртон, Адам (2022), «Моральная философия Канта» , в Залте, Эдвард Н.; Нодельман, Ури (ред.), Стэнфордская энциклопедия философии (изд. осенью 2022 г.), Лаборатория метафизических исследований, Стэнфордский университет , получено 12 марта 2024 г.
- ^ Ролз, Джон (1999). Теория справедливости (Перед. ред.). Кембридж, Массачусетс: Belknap Press издательства Гарвардского университета. ISBN 978-0-674-00077-3 .
- ^ Мартин, Дуглас (26 ноября 2002 г.). «Джон Ролз, теоретик справедливости, умер в 82 года» . Нью-Йорк Таймс . ISSN 0362-4331 . Проверено 12 марта 2024 г.
- ^ Пол, Эллен Франкель; Миллер, Фред Дайкус; Пол, Джеффри (2006). Либерализм естественных прав от Локка до Нозика . Кембридж: Издательство Кембриджского университета. ISBN 978-0-521-61514-3 .
- ^ Хейман, Стивен (01 марта 2018 г.). «Свет природы: Джон Локк, естественные права и истоки американской религиозной свободы» . Обзор закона Маркетта . 101 (3): 705.
- ^ Скэнлон, Томас (1976). «Нозик о правах, свободе и собственности» . Философия и связи с общественностью . 6 (1): 3–25. ISSN 0048-3915 . JSTOR 2265059 .
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Анскомб, Элизабет . 1958. «Современная моральная философия». Философия 33(24).
- ^ Хекман, Сьюзен Дж. (1995). Моральные голоса, моральные качества: Кэрол Гиллиган и феминистская моральная теория . Юниверсити-Парк, Пенсильвания: Издательство Пенсильванского государственного университета. ISBN 978-0-271-01483-8 .
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с Фут, Филиппа. (2009). Мораль как система гипотетических императивов. В С. М. Кане и П. Марки, «Этика: история, теория и современные проблемы» (стр. 556–561). Нью-Йорк: Издательство Оксфордского университета.
- ^ «Джон Стюарт Милль (1863). Утилитаризм. Глава 3: О высшей санкции принципа полезности» .
Внешние ссылки
[ редактировать ]- СМИ, связанные с нормативной этикой, на Викискладе?
- Консеквенциализм и утилитаризм:
- Синнотт-Армстронг, Уолтер. «Консеквенциализм» . В Залте, Эдвард Н. (ред.). Стэнфордская энциклопедия философии .
- «Введение в утилитаризм» — вводный онлайн-учебник по утилитаризму, соавтором которого является Уильям Макаскилл .
- Деонтология:
- Александр, Ларри. «Деонтологическая этика» . В Залте, Эдвард Н. (ред.). Стэнфордская энциклопедия философии .
- Этика добродетели:
- Херстхаус, Розалинда. «Добродетельская этика» . В Залте, Эдвард Н. (ред.). Стэнфордская энциклопедия философии .