Кайя Саариахо
Кайя Саариахо | |
---|---|
![]() Саариахо в 2013 году | |
Рожденный | Кайя Лаакконен 14 октября 1952 г. Хельсинки , Финляндия |
Умер | 2 июня 2023 г. Париж, Франция | (70 лет)
Эра | Современный |
Работает | Список композиций |
Супруг |
Жан-Батист Барьер
|
Дети | 2 |
Кайя Аннели Саариахо (англ. Финский: [ˈkɑi̯jɑ ˈsɑːriɑho] ; урожденная Лаакконен ; 14 октября 1952 — 2 июня 2023) — финский композитор, живший в Париже, Франция. В течение своей карьеры Саариахо получала заказы от Линкольн-центра для квартета «Кронос» и от IRCAM для ансамбля Intercontemporain , BBC , Нью-Йоркского филармонического оркестра , Зальцбургского музыкального фестиваля , Театра дю Шатле в Париже и Финского национального оркестра . Опера и др. [ 1 ] По результатам опроса композиторов, проведенного BBC Music Magazine в 2019 году , Саариахо был признан величайшим из ныне живущих композиторов. [ 2 ]
Саариахо изучала композицию в Хельсинки, Фрайбурге и Париже, где она также жила с 1982 года. Ее исследования в Институте исследований и координации акустики и музыки (IRCAM) ознаменовали поворотный момент в ее музыке от строгого сериализма к спектрализму . Ее характерно богатые полифонические текстуры часто создаются путем сочетания живой музыки и электроники.
Жизнь и работа
[ редактировать ]Саариахо родился в Хельсинки , Финляндия. В детстве она играла на скрипке, гитаре и фортепиано и получила начальное и среднее образование в школе Штайнера. [ 3 ] В университете она сначала училась, разделяя свое время между изучением графического дизайна в Школе искусств, дизайна и архитектуры Университета Аалто , игры на фортепиано в Хельсинкской консерватории и музыковедения в Хельсинкском университете ; а затем позже изучала композицию в Академии Сибелиуса под руководством Пааво Хейнинена . [ 3 ] После посещения летних курсов в Дармштадте она переехала в Германию, чтобы учиться в Высшей школе музыки Фрайбурга под руководством Брайана Фернихоу и Клауса Хубера . Акцент ее учителей во Фрайбурге на строгий сериализм и математические структуры показался ей удушающим, и она сказала в интервью:
Вам не разрешалось иметь пульс, тонально ориентированные гармонии или мелодии. Я не хочу писать музыку через отрицания. Все дозволено, если сделано со вкусом. [ 4 ]
В 1980 году Саариахо отправился на летние курсы в Дармштадте и посетил концерт французских спектралистов Тристана Мюраля и Жерара Гризи . [ 5 ] Первое прослушивание призрачной музыки ознаменовало глубокий сдвиг в творческом направлении Саариахо. Этот опыт повлиял на ее решение посетить курсы по компьютерной музыке , которые читали IRCAM , исследовательский институт компьютерной музыки в Париже, Дэвид Вессель, Жан-Батист Барьер и Марк Баттье.
В 1982 году она начала работать в IRCAM, исследуя компьютерный анализ звукового спектра отдельных нот, воспроизводимых различными инструментами. Она разработала методы компьютерной композиции, экспериментировала с конкретной музыкой и написала свои первые произведения, сочетающие живое исполнение с электроникой. Она также сочиняла новые произведения, используя синтезатор CHANT компании IRCAM. [ 6 ] Каждая из ее трилогий Jardin Secret создавалась с использованием компьютерных программ. Jardin secret I (1985), Jardin secret II (1986) и Nymphea (Jardin secret III) (1987). [ 7 ] Ее работы в области электроники были разработаны в сотрудничестве с Жаном-Батистом Барьером, композитором, мультимедийным художником и ученым-компьютерщиком, который руководил отделом музыкальных исследований IRCAM с 1984 по 1987 год. Саариахо и Барьер поженились в 1984 году. У них двое детей. [ 8 ]
В Париже Саариахо сделал акцент на медленных трансформациях плотных звуковых масс . [ 9 ] Ее первая кассетная пьеса Vers Le Blanc 1982 года, а также ее оркестровая и кассетная работа Verblendungen построены из одного перехода: в Vers Le Blanc переход происходит от одного тонального кластера к другому, а в Verblendungen - от громкого. чтобы успокоиться. Verblendungen также использует в своей основе пару визуальных идей: мазок кисти, который начинается плотным следом на странице и редеет на отдельные пряди, и само слово Verblendungen , что означает «ослепление, заблуждение, ослепление». [ 10 ] [ 11 ]
Ее работа в 1980-х и 1990-х годах была отмечена акцентом на тембр и использование электроники наряду с традиционными инструментами. «Нимфея» (Jardin secret III) Например, (1987) предназначена для струнного квартета и живой электроники и содержит дополнительный вокальный элемент: музыканты шепчут слова Арсения Тарковского стихотворения « Теперь лето прошло ». При написании «Нимфеи» Саариахо использовал фрактальный генератор для создания материала. Рассказывая о композиционном процессе, Саариахо сказал:
При подготовке музыкального материала пьесы я использовал компьютер несколькими способами. Основу всей гармонической структуры составляют сложные звуки виолончели, которые я проанализировал с помощью компьютера. Основной материал для ритмических и мелодических преобразований рассчитывается на компьютере, в ходе которого музыкальные мотивы постепенно преобразуются, повторяясь снова и снова. [ 12 ]
Саариахо часто говорил о своего рода синестезии , которая затрагивает все чувства, говоря:
... визуальный и музыкальный мир для меня едины ... В моем сознании смешиваются разные чувства, оттенки цвета, текстуры и тона света, даже ароматы и звуки. Они сами по себе образуют целый мир. [ 13 ]
Другой пример - «Шесть японских садов» (1994), ударная пьеса, сопровождаемая заранее записанным электронным слоем японской природы, традиционными инструментами и пением буддийских монахов. Во время своего визита в Токио в 1993 году она расширила свою первоначальную концепцию ударных инструментов до полунеопределённого произведения . Он состоит из шести частей, каждая из которых представляет собой сад, составленный в стиле традиционной японской архитектуры, ритмически вдохновленный ею. Особенно в частях IV и V она исследовала множество возможностей сложной полиритмии в свободной инструментовке. Она сказала:
... Я почувствовал связь между архитектурой и музыкой: обе формы искусства отбирают и вводят материалы, позволяют им расти, придают им форму, подготавливают новые контрастные элементы, создают разные отношения между материалами. [ 14 ] : 18
В своей книге о Саариахо музыковед Пиркко Мойсала пишет о неопределенности этого состава:
[Кайя сказала:] «Существует так много видов ударных инструментов, о которых я не знаю. Я подумал, что было бы очень интересно посмотреть, как музыканты выбирают инструменты в определенных отрывках». индивидуальность и характер композиции остаются прежними даже при смене инструментов; каждая музыкальная идея требует определенных звуковых окрасок, а не определенного инструмента.
1 декабря 2016 года Метрополитен-опера дала свое первое исполнение L'Amour de loin , второй оперы женщины-композитора, когда-либо представленной труппой (первая была исполнена более века назад, в 1903 году). [ 15 ] Последующая трансляция оперы в кино 10 декабря 2016 года в рамках сериала Metropolitan Opera Live in HD ознаменовала собой первую оперу женщины-композитора и первую оперу под управлением женщины-дирижера ( Сюзанны Мялкки ) в этой серии. В 2002 году опера Санта-Фе представила «L'Amour de loin» . В 2008 году Опера Санта-Фе также представила ее оперу «Адриана Матер» .
Саариахо был покровителем органного проекта Хельсинкского музыкального центра и выделил на строительство нового органа в Хельсинкском музыкальном центре один миллион евро. [ 16 ] Она также была председателем Международного конкурса органной композиции имени Кайи Саариахо. [ 17 ] который отобрал в апреле 2023 года одиннадцать композиций. [ 18 ]
В феврале 2021 года у Саариахо диагностировали глиобластому. Она умерла в Париже 2 июня 2023 года в возрасте 70 лет. [ 19 ]
Мировая премьера ее последнего произведения, HUSH , концерта для трубы с оркестром, состоялась 24 августа 2023 года в Хельсинкском музыкальном центре под управлением Вернери Похъёлы и Симфонического оркестра Финского радио под управлением Сюзанны Мялкки . [ 20 ] [ 21 ] Хотя премьера была посмертной, Саариахо смогла сама услышать произведение на репетиции весной 2023 года. Пьеса задумана как ответ на первый концерт Саариахо в Graal Théâtre и основана на тексте Алекси Барьера: [ 22 ] Сын Саариахо и либреттист некоторых из ее последних произведений.
Награды и почести
[ редактировать ]- 1986 - Премия Кранихштайнера на летних курсах в Дармштадте. [ 23 ]
- 1988 – Приз Италии за натюрморт. [ 23 ]
- 1989 – Prix Ars Electronica для Стиллебена и Ио ; годичная резиденция в Университете Сан-Диего [ 23 ]
- 2000 - Музыкальная премия Северного Совета для Лона [ 24 ]
- 2003 г. – Почетный доктор факультета искусств Университета Турку. [ 25 ] [ 26 ]
- 2003 – Почетный доктор факультета искусств Хельсинкского университета. [ 27 ]
- 2003 - Университета Луисвилля Премия Гравемейера за любовь издалека [ 28 ]
- 2008 – Музыкальная Америка «Музыкант года 2008». [ 29 ]
- 2009 – Премия Вихури Сибелиуса [ 30 ]
- 2010 г. - приглашен Вальтером Финком стать 20-м композитором, представленным на ежегодном Komponistenporträt музыкального фестиваля в Рейнгау ; вторая женщина-композитор после Софьи Губайдулиной . [ 31 ]
- 2011 - Музыкальная премия Леони Соннинг [ 32 ]
- 2011 — Премия «Грэмми» за лучшую оперную запись ( «L’Amour de loin» ) [ 33 ]
- 2012 – Американская академия искусств и наук , член. [ 34 ]
- 2013 – Полярная музыкальная премия. [ 35 ]
- 2017 – Премия Фонда BBVA «Границы знаний» в области современной музыки [ 36 ]
- 2017 – Баварская академия изящных искусств , член-корреспондент. [ 37 ]
- 2017 – Американская академия искусств и литературы , Почетный член. [ 38 ]
- 2018 – Почетный доктор Академии Сибелиуса , Университет искусств Хельсинки.
- 2019 - опрос журнала BBC Music Magazine «Величайший из ныне живущих композиторов». [ 39 ]
- 2021 – Золотой лев Венеции, Биеннале современной музыки [ 40 ]
- 2021 – версии New York Times . «Композитор года» по [ 41 ]
- 2022 г. – Академия художеств , «иностранный ассоциированный член». [ 42 ]
- 2023 г. – академика искусств присвоено звание Президентом Финляндской Республики. [ 43 ]
Избранные работы
[ редактировать ]Работы Саариахо включают: [ 44 ] [ 45 ]
- Заблуждения (1984; оркестр, электроника)
- Лихтбоген (1986; флейта, перкуссия, фортепиано, арфа, струнные, живая электроника)
- Ио (1987; большой ансамбль, электроника)
- Нимфея (1987; струнный квартет, электроника)
- Лепестки (1988; виолончель, электроника)
- Du cristal... (1989; оркестр, живая электроника)
- ...à la Fumée (1990; соло альтовой флейты и виолончели, оркестр)
- NoaNoa (1992; флейта, живая электроника)
- Театр Грааль (1994; скрипка, оркестр)
- Фолиа (1995; контрабас, живая электроника)
- Олтра Мар (1999; хор и оркестр) [ 8 ]
- Любовь издалека (2000; опера) [ 46 ] [ 47 ]
- Семь бабочек (2000; виолончель соло)
- Орион (2002; оркестр)
- Астероид 4179: Тутатис (2005; оркестр)
- Страсти Симоны (2006; оратория/опера)
- Адриана Матер (2006; опера, либретто Амина Маалуфа)
- Заметки о свете (2006; концерт для виолончели)
- Terra Memoria (2007; струнный квартет)
- Laterna Magica (2008; оркестр)
- Эмили (2010; опера)
- D'Om le Vrai Sens (2010; концерт для кларнета)
- Карта круга (2012; оркестр)
- Тени Земли (2013; орган и оркестр)
- True Fire (2014; баритон и оркестр)
- Транс (2015; концерт для арфы)
- Остается только звук (2015; Always Strong и Feather Mantle ) [ 48 ]
- Невинность (2021; опера)
Избранные записи
[ редактировать ]- Театр Грааль – Гидон Кремер ; Симфонический оркестр BBC ; Эса-Пекка Салонен – Sony SK60817 [ 49 ]
- L'Amour de loin – Джеральд Финли ; Дон Апшоу ; Финская национальная опера ; Эса-Пекка Салонен – DVD Deutsche Grammophon 00440 073 40264 [ 50 ]
- Нимфея – Струнный квартет Цикада – Новая серия ECM 472 4222 [ 51 ]
Ссылки
[ редактировать ]- ^ «Кайя Саариахо, композитор ундины» . Ундина . 28 мая 2021 года. Архивировано из оригинала 20 июня 2023 года . Проверено 28 мая 2021 г.
- ^ Филин, Теему. «Кайя Саариахо признана величайшим из ныне живущих композиторов по версии журнала BBC Music» . Музыка Финляндии . Архивировано из оригинала 3 июня 2023 года . Проверено 5 декабря 2019 г.
- ^ Jump up to: а б «Саариахо, Кайя (1952–2023)» . SKS Henkilöhistoria (на финском языке). Финское литературное общество . Архивировано из оригинала 16 июля 2021 года . Проверено 24 октября 2023 г.
- ^ Говард Познер. «Дю Кристаль» . Голливуд Боул (веб-сайт). Архивировано из оригинала 6 ноября 2018 года . Проверено 5 ноября 2018 г.
- ^ Росс, Алекс (24 апреля 2006 г.). «Рождение» . Житель Нью-Йорка . Архивировано из оригинала 13 июня 2021 года . Проверено 28 мая 2021 г.
- ^ «Проект CHANT: от синтеза певческого голоса к синтезу в целом». Родет, Ксавье; Потар, Ив; Барьер, Жан-Батист. Компьютерный музыкальный журнал , Vol. 8, № 3 (Осень 1984 г.), с. 30. Массачусетский технологический институт Пресс. https://www.jstor.org/stable/3679810 . По состоянию на 19 августа 2015 г.
- ^ Хауэлл, Тим; Харгривз, Джон; Рофе, Майкл. Кайя Саариахо: видения, повествования, диалоги . Ашгейт, 2011. 82–85.
- ^ Jump up to: а б Эллисон, Кори (7 ноября 1999 г.). «Раскрытие красоты в обычном шуме» . Нью-Йорк Таймс . Архивировано из оригинала 3 января 2017 года . Проверено 2 января 2017 г.
- ^ «Биография «Кайя Саариахо» . Кайя Саариахо . 21 марта 2021 года. Архивировано из оригинала 27 июня 2016 года . Проверено 28 мая 2021 г.
- ^ "Verblendeung", Лангеншайдта Сокращенный словарь Мюре-Сандерса (под редакцией Хайнца Мессингера и редакции Лангеншайдта), 1982 г.
- ^ «Verblendung | перевести с немецкого на английский» . Кембриджский словарь . 25 мая 2022 г. Проверено 31 мая 2022 г.
- ^ Саариахо, Кайя. Примечание программы: Нимфея (1987). Нью-Йорк: По заказу Линкольн-центра и Дорис и Майрон Бейглер для квартета Кронос, 1987. Печать.
- ^ Мойсала 2009 , с. 55.
- ^ Мойсала, Пиркко (2009). Кайя Саариахо . Женщины-композиторы. Издательство Университета Иллинойса. ISBN 978-0-252-03277-6 .
- ^ Энтони Томмазини (2 декабря 2016 г.). «Обзор: новая актуальная L'Amour de Loin в Метрополитене» . Нью-Йорк Таймс . Архивировано из оригинала 4 августа 2019 года . Проверено 14 декабря 2016 г.
- ^ Фонд Хельсинкского музыкального центра. «Кайя Саариахо» . #PlayTheOrgan – #UrutSoimaan . Проверено 29 апреля 2023 г.
- ^ Фонд Хельсинкского музыкального центра. «Конкурс органной композиции» . #PlayTheOrgan – #UrutSoimaan . Архивировано из оригинала 29 апреля 2023 года . Проверено 29 апреля 2023 г.
- ^ Фонд Хельсинкского музыкального центра (27 апреля 2023 г.). «Органная композиция Кайи Саариахо» . #PlayTheOrgan – #UrutSoimaan . Проверено 29 апреля 2023 г.
- ^ Питканен, Хейни; Тииккая, Самули (2 июня 2023 г.). «Умерла композитор Кайя Саариахо» . Helsingin Sanomat (на финском языке). Архивировано из оригинала 2 июня 2023 года . Проверено 2 июня 2023 г.
- ^ «Симфонический оркестр Финского радио, Сюзанна Мялкки, Вернери Похъёла» . Хельсинкский фестиваль . Архивировано из оригинала 27 августа 2023 года . Проверено 27 августа 2023 г.
- ^ «Концерт симфонического оркестра радио» . Юле Арина . Над. Архивировано из оригинала 31 августа 2023 года . Проверено 31 августа 2023 г.
- ^ «ТИШИНА | Кайя Саариахо» . www.wisemusicclassical.com . Архивировано из оригинала 17 декабря 2023 года . Проверено 17 декабря 2023 г.
- ^ Jump up to: а б с Мойсала, Пиркко, «Гендерные переговоры композитора Кайи Саариахо в Финляндии: женщина-композитор как кочевой субъект», в журнале «Музыка и гендер» (Пиркко Мойсала и Беверли Даймонд, редакторы). Университет Иллинойса Пресс ( ISBN 978-0-252-02544-0 ), стр. 166–188 (2000).
- ^ «Номинанты 2000» . Северное сотрудничество . Проверено 15 октября 2021 г.
- ^ «Кайя Саариахо» . Шотт Музыка . 14 октября 1952 года . Проверено 15 октября 2021 г.
- ^ Мойсала, Пиркко (2010). Кайя Саариахо . Женщины-композиторы. Издательство Университета Иллинойса. п. 23. ISBN 978-0-252-09193-3 . Архивировано из оригинала 20 июня 2023 года . Проверено 15 октября 2021 г.
- ^ Тапио Олликайнен (лето 2004 г.). «Четыре такта Кайи Саариахо» . Хельсингийский университет . Архивировано из оригинала 4 декабря 2004 года . Проверено 2 января 2017 г.
- ^ «2003 – Кайя Саариахо – Премии Гравемейера» . Премии Гравемейера . 20 июля 2003 г. Архивировано из оригинала 2 декабря 2021 г. Проверено 15 октября 2021 г.
- ^ Марк Свед (2008). «Лауреаты 2008 года: Композитор года - Кайя Саариахо» . Музыкальная Америка . Проверено 2 января 2017 г.
- ^ Фонд Вихури (2009). «Кайя Саариахо» . Архивировано из оригинала 13 декабря 2017 года . Проверено 12 декабря 2017 г.
- ^ «Чистота воздуха после ливня» . Frankfurter Rundschau (на немецком языке). 25 июля 2010 года . Проверено 15 октября 2021 г.
- ^ «Премия Леони Соннинг 2011: Кайя Саариахо» . Леони Соннингс Мусикфонд (пресс-релиз). Май 2011. Архивировано из оригинала 19 февраля 2017 года . Проверено 2 января 2017 г.
- ^ Том Сервис (9 июля 2012 г.). «Путеводитель по музыке Кайи Саариахо» . Хранитель . Архивировано из оригинала 28 июля 2016 года . Проверено 2 января 2017 г.
- ^ «Кайя А. Саариахо» . Американская академия искусств и наук . 27 июля 2023 года. Архивировано из оригинала 17 декабря 2023 года . Проверено 17 декабря 2023 г.
- ^ «Кайя Саариахо: лауреат премии Polar Music Prize 2013» . Полярная музыкальная премия (Пресс-релиз). Август 2013. Архивировано из оригинала 3 января 2017 года . Проверено 2 января 2017 г.
- ^ «Фонд BBVA выражает признательность финскому композитору Кайе Саариахо за разрушение различий между акустической и электронной музыкой» . ББВА . 14 февраля 2018 г. Архивировано из оригинала 28 октября 2021 г. Проверено 15 октября 2021 г.
- ^ Искусств, Баварская академия красоты. «Эмоциональный интеллект – некролог Кайи Саариахо» . www.badsk.de (на немецком языке). Архивировано из оригинала 17 декабря 2023 года . Проверено 17 декабря 2023 г.
- ^ «Почетные члены Американской академии искусств и литературы» . artsandletters.org . Архивировано из оригинала 3 декабря 2019 года . Проверено 17 декабря 2023 г.
- ^ «Кайя Саариахо признана величайшим из ныне живущих композиторов по версии журнала BBC Music» . Музыка Финляндии . Архивировано из оригинала 3 июня 2023 года . Проверено 17 декабря 2023 г.
- ^ «Львы Музыкальной биеннале 2021» . Венецианская биеннале (на итальянском языке). 12 марта 2021 г. Проверено 15 октября 2021 г.
- ^ Томмазини, Энтони; Вулф, Закари; Барон, Джошуа; Уоллс, Сет Колтер; Аллен, Дэвид (6 декабря 2021 г.). «Лучшая классическая музыка 2021 года» . Нью-Йорк Таймс . ISSN 0362-4331 . Архивировано из оригинала 17 декабря 2023 года . Проверено 17 декабря 2023 г.
- ^ «Кайя Саариахо и Джузеппе Пеноне избраны иностранными ассоциированными членами | Академия изящных искусств» . Кайя Саариахо и Джузеппе Пеноне избраны иностранными ассоциированными членами | Академия изящных искусств (на французском языке) . Проверено 17 декабря 2023 г.
- ^ «Кайя Саариахо удостоена звания «Академика искусств» от президента Финляндии» . www.wisemusicclassical.com . Архивировано из оригинала 17 декабря 2023 года . Проверено 17 декабря 2023 г.
- ^ "Каталог" . www.wisemusicclassical.com . Проверено 18 августа 2020 г.
- ^ Работы». Архивировано 3 июня 2023 года на Wayback Machine . saariaho.org . Проверено 18 августа 2020 года.
- ^ Роберт Эверетт-Грин (27 января 2012 г.). «Кайя Саариахо ищет любовь в Канаде» . Глобус и почта . Торонто. Архивировано из оригинала 9 марта 2012 года . Проверено 3 февраля 2012 г.
- ^ «Кайя Саариахо получает много любви за «Любовь издалека»» . Торонто Стар . 2 февраля 2012 года . Проверено 3 февраля 2012 г.
- ^ Эндрю Клементс (26 марта 2016 г.). «Обзор «Остается только звук» — почти до странности неинтересный» . Хранитель . Проверено 28 декабря 2016 г.
- ^ Саариахо, Кайя; Апшоу, Дон; Кремер, Гидон; Салонен, Эса-Пекка; Камерный оркестр «Аванти»; Симфонический оркестр Радио (Хельсинки); Симфонический оркестр BBC (Лондон) (2001), Театр Грааль; Шато де Л'Ам; Амеры (на неопределенном языке), [Lieu depublication no identifié]: Sony Classical, OCLC 995496757
- ^ Саариахо, Кайя; Маалуф, Амин; Селларс, Питер; Коко, Хелена; Финли, Джеральд; Апшоу, Дон; Груп, Моника; Салонен, Эса-Пекка; Цыпин, Георгий; Паклединаз, Мартин (2005), L'amour de loin , Гамбург: Deutsche Grammophon: Распространяется Universal Music & Video Distribution, OCLC 724679575
- ^ Саариахо, Кайя; Кейдж, Джон; Мадерна, Бруно; Cikada Strykekvartett (2005), Струнный квартет Cikada - в должном темпе (на неопределенном языке), Мюнхен: ECM Records, OCLC 163365164
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Сетер, Ронит (15 июня 2016 г.). «L'amour de loin Саариахо: первая женщина-композитор за столетие в Метрополитен-опера - музыковедение сегодня» . Музыковедение сейчас — онлайн-платформа для звуков, слов и идей Американского музыковедческого общества . Проверено 16 сентября 2024 г.
- Сетер, Ронит (2 декабря 2016 г.). «Сближаемся с Саариахо и L'amour de loin» . Новая музыка США – в поддержку звуков завтрашнего дня. Мы представляем себе процветающую, связанную и равноправную экосистему для новой музыки на всей территории Соединенных Штатов . Проверено 16 сентября 2024 г.
- Иитти, Санна: «Кайя Саариахо: стилистическое развитие и художественные принципы». Журнал Международного альянса женщин в музыке , 2001.
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Официальный сайт
- Саариахо, Кайя (1952–) в Национальной биографии Финляндии
- Домашняя страница Chester Music Composer
- CompositionToday - статья Саариахо и обзор работ
- Кайя Саариахо на IMDb
- Кайи Саариахо Дискография на Discogs
- 1952 года рождения
- 2023 смерти
- Композиторы-классики XX века
- Финские композиторы ХХ века
- Финские женщины-музыканты XX века
- Женщины-композиторы XX века
- Композиторы-классики XXI века
- Финские композиторы XXI века
- Финские женщины-музыканты XXI века
- Женщины-композиторы XXI века
- Артисты Cedille Records
- Смертность от рака мозга во Франции
- Смертность от глиобластомы
- Члены Американской академии искусств и наук
- Финские композиторы-классики
- Финские эмигранты во Франции
- Финские оперные композиторы
- Финские женщины-композиторы-классики
- Лауреаты премии Грэмми
- Кавалеры Национального ордена за заслуги
- Микротональные композиторы
- Музыканты из Хельсинки
- Лауреаты Музыкальной премии Леони Соннинг
- Лауреаты премии Рольфа Шока
- Выпускники Академии Сибелиуса
- Выпускники вальдорфской школы
- Женщины в классической музыке
- Женщины в электронной музыке
- Женщины-оперные композиторы